Когда появился советский компьютер корвет 87. Советские персональные компьютеры (ПК)

Торговая марка: Nokia

Тип операционной системы: ? Symbian

показывать по умолчанию

начать с дешевых

начать с дорогих

Цены в 1 Интернет-магазине:

4 300 руб.

Nokia C5-00 3"2MP Grey 2218~01

Фотокамера 3.2 Mpx. С bluetooth. Частота видео 15 кадров/с. Слот для карт памяти - microSD. С EDGE. Технология изготовления экрана - TFT. Макс. объем карт памяти 16 Gb. . Размер экрана 2.2 дюйма. Корпус - классический. Тип сенсорного экрана - емкостный. С mp3-проигрывателем. С GPS. С 3G. Разрешение экрана - 240x320. Тип SIM-карты - обычные. С цифровой видеокамерой. С радиоприемником. Емкость аккумулятора 1050 mAh. Разрешение видео - 640x480. Тип - кнопочный телефон. Вес: 89 г. Размеры 112.0х46.0х12.0 мм.

подробнее в интернет-магазине mir-telefonov

видеообзор фото отзывы

4 300 руб.

Nokia C5-00 3"2MP Black 2282~01

Тип SIM-карты - обычные. С максимальным поддерживаемым объемом карт памяти 16 Гб. С фотокамерой 3.2 мегапикселей. С емкостью аккумулятора 1050mAh. Разрешение экрана - 240x320. Тип операционной системы - Symbian . Запись видео. Технология изготовления экрана - TFT. Радиоприемник. Слот для карт памяти - microSD. Разрешение видео - 640x480. Тип сенсорного экрана - емкостный. Тип - кнопочный телефон. MP3-проигрыватель. Корпус - классический. Bluetooth. С частотой кадров видео 15 кадров/с. GPS. С экраном 2.2 дюйма (6 см). EDGE. 3G. С шириной: 46.0 мм. С толщиной: 12.0 мм. С высотой: 112.0 мм. С весом: 89 г.

подробнее в интернет-магазине mir-telefonov

видеообзор фото отзывы

5 300 руб.

Nokia 6700 Slide Silver 2110~01

Размер экрана 2.2 дюйма. С EDGE. Частота видео 30 кадров/с. Разрешение видео - 640x480. С mp3-проигрывателем. С bluetooth. Разрешение экрана - 240x320. Тип операционной системы - Symbian . Емкость аккумулятора 860 mAh. С 3G. С цифровой видеокамерой. С радиоприемником. Слот для карт памяти - microSD. Макс. объем карт памяти 16 Gb. Технология изготовления экрана - TFT. Корпус - слайдер. Фотокамера 5.0 Mpx. Тип - кнопочный телефон. Вес: 110 г. Размеры 95.0х46.0х16.0 мм.

подробнее в интернет-магазине mir-telefonov

видеообзор фото отзывы

5 300 руб.

Nokia 6700 Slide Black 2263~01

С частотой кадров видео 30 кадров/с. EDGE. Тип - кнопочный телефон. MP3-проигрыватель. Разрешение экрана - 240x320. Технология изготовления экрана - TFT. Тип операционной системы - Symbian . Корпус - слайдер. С фотокамерой 5.0 мегапикселей. Радиоприемник. Запись видео. С экраном 2.2 дюйма (6 см). Слот для карт памяти - microSD. Bluetooth. С максимальным поддерживаемым объемом карт памяти 16 Гб. 3G. Разрешение видео - 640x480. С емкостью аккумулятора 860mAh. С толщиной: 16.0 мм. С высотой: 95.0 мм. С шириной: 46.0 мм. С весом: 110 г.

Материалы носят характер обобщений на заданную тему, призваны донести до читателя авторское мнение и краткие исторические справки. Те, кто не следил за событиями в этой области последние несколько лет, получат общую информацию об основных вехах развития продуктовых линеек компаний-производителей мобильных и эволюции популярности того или иного брэнда в глазах потребителей.

Сегодня мы поговорим о компании Nokia, имя которой на слуху у большинства современных людей по всему миру, для многих оно стало синонимом термина “мобильный телефон”. Как и любой крупный игрок в этой области она имеет миллионы фанатов и не меньшую оппозицию. Попробуем разобраться, что помогло ей выйти на передовые позиции в своем деле.

Как утверждает официальный сайт Nokia, ее история ведется начиная аж с 1865 года. С этого времени компания прошла путь от деревоперерабатывающего предприятия до лидера в области телекоммуникаций. В 60-х годах прошлого века основной областью деятельности стало производство резины, в 80-е – мониторы (надо признать, что они были весьма качественными для своего времени). Тогда же и стали появляться первые телефоны (для сети NMT), правда для их транспортировки требовалась маленькая (а иногда и большая) телега. Непростую и интересную историю компании с 1987 года (считается годом выпуска первого мобильного от Nokia) до начала XXI века мы опустим, материалы об этом периоде широко доступны в сети, читатель без труда найдет интересующую его информацию.

Наш рассказ мы начнем с 2000 года, а конкретно – с выхода модели . Выбор не случаен, более того я бы поделил историю производителя – до и после 3310. Телефон стал предельно популярен в мире GSM аппаратов, ни до, ни после него компания не знала такого успеха. В нашей стране словосочетание “Nokia 3310” стало нарицательным, а людей с ним до сих пор легко встретить на улице. Что же принесло такую известность? Ответов может быть много и ни один не будет до конца верен. Компания не прогадала ни в чем: компактные размеры (особенно на фоне “кирпичей” конца 90-х), качественный шероховатый пластик, контрастный экран, чрезвычайно высокий уровень эргономики, высокая устойчивость к падениям, сменные панели и т.д. Список можно продолжить, но факт остается фактом – модель стала культовой и, если бы у идеального телефона было имя, то в 2000 году оно звучало бы “Nokia 3310”.

Но время шло и стало ясно, что на бюджетной 3310 и ее клонах продажи не удержишь. Конкуренты постепенно давали о себе знать, оторвать лакомый кусочек от растущих в геометрической прогрессии продаж GSM телефонов захотело много производителей, в том числе и корейских. Да еще в 2001 году произошло объединение мобильного подразделения японского электронного монстра Sony с шведской компанией Ericsson, уже имевшей к тому времени ряд сильных решений.

В 2001 году Nokia отметилась успешной моделью в бизнес сегменте – и оригинальной , имевшей полную клавиатуру, и рассчитанную на любителей посылать sms-сообщения.



В то же время на рынок выходит аппарат высшего ценового сегмента – . Он обладает неплохим набором функций и титановым корпусом. Это одна из первых успешных моделей финского производителя в сегменте имиджевых телефонов.

В 2002 году на рынок в массовом порядке запускаются решения с цветными дисплеями, у Nokia появляется четко сегментированный модельный ряд. Свет увидели многие модели, ставшие в последствие бестселлерами – , (конец 2002-начало 2003).Отсутствие реальных конкурентов (кроме, пожалуй, ), простота и доступность встроенных функций и отличная эргономика хорошо сочетались в них с небольшими размерами корпуса (6100,например, легко можно отнести к одному из первых тонких моноблоков).




Вышеупомянутые модели были построены на платформе Series 40 и занимали ценовую нишу 350-400$.В сегменте же бюджетных аппаратов компанию Nokia 3310 составили свежая , уже имевшая поддержку java и полифонию.

Между тем, в том же 2002 году произошло событие, значение которого трудно переоценить. Nokia выпускает на рынок первый смартфон на Symbian – слайдер с индексом . И хотя продукт получился достаточно сырой (малое время работы, проблемы с Bluetooth, малый объем встроенной памяти и отсутствие поддержки карт для ее расширения), он смог предложить новый уровень возможностей, превышающий таковые для Java-телефонов. На пару с аппараты стали доминировать в сегменте от 700$. Впоследствии платформа S60 получила путевку в жизнь, компания бросила большие силы именно на нее. Кстати, надо отметить, что до последнего времени 7650 оставался единственным “умным” слайдером в линейке компании, и только совсем недавно появился , имеющий аналогичный форм-фактор.

Таким образом, было положено начало двум главенствующим платформам финского производителя – S40 и S60. В начале следующего года они получили логичное развитие. Появились обновления для моделей 3510 и 7210 – и . И если первая отличалась от предшественника фактически только наличием цветного дисплея, то вторая, помимо нового индекса получила встроенную цифровую камеру и 4 мб встроенной памяти, став топовым аппаратом линейки S40.


Еще одним сильным ходом стал выпуск – он был создан преимущественно для людей, ведущих активный образ жизни, и обладал прорезиненным корпусом. Аппарат получился действительно удачным, автору приходилось присутствовать при его своеобразном краш-тесте, когда человек со злости швырнул этот телефон в бетонный пол. Никаких видимых сбоев в работе и внешних повреждений аппарат не получил.

Последнюю моделью на базе S40, которую хотелось бы отметить – . Будучи своеобразным трансформером, обладающим цифровой и qwerty клавиатурами, она имела ряд серьезных недостатков и популярной не стала.

В бюджетном сегменте появилось приятное по дизайну обновление серии 3*** с индексом .

Оглядываясь на 7650, можно было бы предположить, что следующим смартфоном компании станет улучшенная бизнес-модель, где будут исправлены огрехи предшественницы. Но произошло иначе и в свет вышло молодежное решение . На мой взгляд, в тот момент рынок нуждался в хорошем функциональном смартфоне и будь он удачен, компания стала бы автором нового бестселлера. К сожалению, 3650 не оправдала таких ожиданий. Начинка аппарата была очень хороша – тут большой дисплей, хорошая VGA камера и долгожданная поддержка карт памяти (MMC). Главный и единственный серьезный промах Nokia заключался в спорном дизайне – круговое расположение клавиш выглядело привлекательно лишь на картинке, в реальности оно оказалось крайне не удобно и отпугнуло очень большой процент потенциальных покупателей. Будь это решение выдержано в более строгих формах и с классической клавиатурой, оно, несомненно, стало бы хитом продаж. Такая модель была выпущена несколько позже, но момент уже был упущен.

Итоги

Подводя итог, можно сказать, что начало XXI века для финского производителя было очень удачным. Вплоть до середины 2003 года компания была на коне, большинство конкурентов серьезно отставало от Nokia как в технологическом плане, так и по объему рекламы и продаж. В этот период были укреплены связи с основными поставщиками и операторами по всей Европе.

Но всему приходит конец, и во второй части материала мы увидим, как и почему пошатнулись позиции Nokia, через какие трудности ей пришлось пройти пытаясь сохранить звание компании номер один на рынке GSM-терминалов.

Начну обзор с моего первого компьютера…

"ПК-01 ЛЬВОВ"

Процессор: КР580ВМ80А

Быстродействие: 500 тыс. оп./сек

Память: ОЗУ — 48 КБ, ПЗУ — 16 КБ

В ПЗУ интерпретатор Бейсик

Компьютер "ПК-01 ЛЬВОВ"

Дисплей символьно-графический на базе бытового цветного телевизора, количество выводимых на экран символов 32 × 24, точек 256 × 256, количество цветов изображения — 4. Объём видеопамяти — 16 КБ.

Внешняя память: бытовой кассетный магнитофон

Клавиатура: 79 клавиш

Потребляемая мощность: 35 Вт

Обратите внимание- объём памяти тогда исчислялся не мегабайтами, а килобайтами! И этих килобайт хватало, в то время, практически для всего.

"Микроша"

Был чуть слабее, чем "Львов", но обладал одним очень большим преимуществом- в комплекте с "Микрошей" поставлялся адаптер для подключения пк к любому телевизору через антенный вход.

В то время, даже ч/б монитор был дефицитом. При покупке моего первого ч/б монитора пришлось отстоять в очереди 2(!) дня.

Скриншоты из игр "Микроши"

Микропроцессор: КР580ВМ80А на тактовой частоте 1,77 Мгц, быстродействие — 300 тыс. оп/с

Память: ОЗУ — 32 КБ, ПЗУ — 2 КБ

Устройство вывода: антенный вход через блок модулятора (поставлялся в комплекте)

Режим отображения: монохромный, 25 строк по 64 символа, знакогенератор содержит символы псевдографики, что позволяет имитировать графический режим 128 × 50 точек

Клавиатура: 68 клавиш

* Внешняя память: бытовой кассетный магнитофон, скорость чтения/записи — 1200 бит/c

* Порты: «Интерфейс 1», «Интерфейс 2», «Внутренний интерфейс»

* Питание: внешний блок питания 220В (в школьном варианте — 42В), на выходе — +5В, −5В, +12В, потребляемая мощность — не более 20 Вт

* Размеры: системного блока — 390 × 230 × 55 мм, блока питания — 160 × 100 × 100 мм, модулятора — 100 × 30 × 40 мм

Компьютер "БК"

БК — семейство советских 16-разрядных домашних и учебных компьютеров.

Производился серийно с января 1985 года. В 1990 году розничная цена на БК 0010-01 в сети фирменных магазинов «Электроника» составляла 650 рублей, что было в 2-3 раза выше заработной платы инженера.

В качестве дисплея использовался бытовой черно-белый или цветной телевизор или, реже, специальный монитор, внешней памятью служил бытовой кассетный магнитофон.

Под маркой "БК" были выпущены модели: 1.1 БК-0010 ; БК-0010.01 ; БК-0010Ш и БК-0010.01Ш; 1.4 БК-0011 ; БК-0011M

БК-0010

Процессор: К1801ВМ1 с тактовой частоте 3 МГц

Оперативная память: 32 КБ, из которых 16 КБ отведено под программы и данные, и ещё 16 КБ — под видеопамять

Клавиатура: пленочная, 92 клавиши; контроллер К1801ВП1-014

Видео: текстовый режим, чёрно-белый 512 × 256 точек, 4-цветный 256 × 256 точек; контроллер К1801ВП1-037

Язык программирования — интерпретатор языка Фокал в ПЗУ

Блок питания для защиты от помех помещался в отдельном корпусе

Стандартным устройством хранения данных служил кассетный магнитофон с функцией управления лентопротяжным механизмом, или без неё

Параллельный 16-разрядный программируемый порт ввода-вывода позволял подключать принтер и другие периферийные устройства

Принтеры для БК существовали, но в продажу поступали редко и были большим дефицитом.

БК-0011 - Появился в 1990 году. Отличия от БК-0010:

Больший объём оперативной памяти — 128 КБ, постраничная организация памяти, две страницы памяти можно было поочерёдно отображать на экран, что обеспечивало мгновенную перерисовку экрана

Процессор стал работать на частоте 4 МГц

Появились экранные палитры

Контроллер дисковода стал входить в стандартную поставку

Компьютер "Агат"

Агат первый советский серийный универсальный 8-разрядный персональный компьютер, был разработан в 1981—1983 гг. Производился с 1984 по 1990 гг. Лианозовским электромеханическим заводом (а также Волжским и Загорским заводами).

Процессор: 8-разрядный СМ630Р, работал на тактовой частоте 1 МГц, заявленная производительность — 500 тыс. оп./с, адресное пространство - 64 кб.

Память: ОЗУ — технический минимум - 32 кб (Агат-7 без модулей дополнительной памяти), 96 кб (Агат-7 с двумя модулями дополнительной памяти) - штатная комплектация, 128 кб (Агат-9 без модулей дополнительной памяти) - штатная комплектация, 256 кб (Агат-9 с модулем дополнительной памяти).

Модульная архитектура компьютера позволяла наращивать память путём установки дополнительных модулей почти до мегабайта.

Клавиатура: 74 клавиши (оригинальная от компьютера "Агат", позже в комплекте шла клавиатура МС-7004)

Монитор: МС6105 (монохромный), «Электроника 32ВТЦ 101/201/202» (цветной), монитор на базе телевизора «Юность-404» (цветной).

Внешнее запоминающее устройство: НГМД ЕС-5088 (140 Кб), ЕС-5323 (840 Кб); НМЛ (бытовой кассетный магнитофон)

Габаритные размеры системного блока: 500 × 351 × 195 мм

Масса системного блока: 9 кг

Компьютер “ Корвет”

Корвет- 8 разрядный персональный компьютер. Разработан сотрудниками Института ядерной физики Московского государственного университета.

Выпускался серийно с 1988 года на Бакинском производственном объединении «Радиостроение», в Московском экспериментально-вычислительном центре ЭЛЕКС ГКВТИ и в кооперативе ЭНЛИН, на Каменск-Уральском ПО «Октябрь»

Изначально компьютер предназначался для автоматизации управления установкой по дистанционному измерению параметров низкотемпературной плазмы методами лазерной спектроскопии, а также для обработки получаемой информации и теоретических расчетов, ведения архива данных и ряда других нужд. Разработка была начата в конце 1985 года.

ПК «Корвет» был принят Министерством образования СССР в качестве базового для обучения информатике в школе. На основе ПК «Корвет» выпускался комплекс учебной вычислительной техники (КУВТ), в который входило рабочее место преподавателя (ПК8020, оборудован НГМД) и до 15 рабочих мест учащихся (ПК8010), связанных в локальную сеть.

Однако, серийное производство ПК было сопряжено с рядом трудностей, из-за чего компьютер «запоздал» и не получил ожидаемого широкого распространения.

Процессор: КР580ВМ80А на тактовой частоте 2,5 МГц, быстродействие 625 тыс. оп./с.

Память: ОЗУ — 64 КБ, ПЗУ — 8-24 KБ, ГЗУ — 48 (3 слоя по 16к) х 1 стр./ 192 (3 слоя х по 16к) х 4 стр., АЦЗУ — 1 КБ (16х64)

Устройство вывода: монитор либо телевизор, текстовый режим 16 строк по 64 символа, графический режим 512 × 256, 16 цветов (текст и графика — отображаются параллельно)

Звукогенератор

Клавиатура: 80 клавиш

Внешние интерфейсы: параллельный порт стандарта Centronics для подключения принтера (обычно — Epson FX800); последовательный порт - RS-232C и «токовая петля», возможно подключение мыши, до двух аналоговых джойстиков, подключение к локальной сети; разъём для подключения внешних модулей; разъём для диагностического оборудования

Внешняя память: бытовой кассетной магнитофон (2400 бит/с)

Компьютеры «Корвет» могли быть объединены в локальную сеть, до 16-ти машин в сети.

Компьютер ZX Spectrum

В СССР были особенно распространены компьютеры класса ZX-Spectrum . Для тех, кто не помнит, что это такое, скажу - это простейший бытовой компьютер (очень дешевый до 1300 рублей) где в одном корпусе с клавиатурой собран системный блок, ОЗУ до 64 кБ, Блок питания мог быть и внешним.

В качестве монитора они использовали бытовой телевизор, а в качестве накопителя - обычный кассетный магнитофон. Все это делало его дешевым, а значит и популярным в массах!

Его изобретатель, англичанин Клайв Синклер , был удостоен почетного титула "Сэр", за то, что изобретение этого компьютера вывело Англию на первое место по производству компьютеров в мире!!! (правда на короткое время)...

Популярность этих компьютеров пришлась на начало 90-х годов...

Первые ZX Spectrum появились в СССР в конце 1980-х и быстро завоевали популярность благодаря цвету, музыкальным возможностям и, главное, обилию игр.

Попали в СССР они, вероятнее всего, из Польши, по крайней мере, первые игры и документация шли с примечаниями на польском языке.

Программное обеспечение компьютера на магнитофонных кассетах

Стандартный ZX Spectrum 48 имел 16 Кб ПЗУ (последующие модели и клоны могли иметь больше), в которые был прошит весьма удачный (для компьютеров такого класса) «оксфордский» диалект языка Бейсик, так называемый Sinclair BASIC.

Эта же программа ПЗУ обеспечивала базовый ввод-вывод и пользовательский интерфейс. BIOS как такового не было, системными процедурами (например, печать на экран) можно было воспользоваться из машинного кода, только вызвав их по абсолютным адресам.

В связи с этим архитекторами компьютера была принята политика не изменять программу ПЗУ, даже с целью исправления ошибок (коих нашлось немало). Кроме того, дело осложнялось тем, что код ПЗУ разрабатывался сторонней фирмой Nine Tiles Ltd.

Тем не менее, многие «клоны» имели изменённую «прошивку» — в частности, с русифицированной клавиатурой. Были даже варианты с переключаемым «на лету» (так называемым «теневым») ПЗУ.

Расположение такой «операционной системы» и языка программирования в постоянной памяти обеспечивало перезагрузку компьютера менее чем за секунду.

Скриншоты из игр "ZX Spectrum"

Клавиатура заслуживает отдельного описания. Характерной особенностью ZX Spectrum была многофункциональность каждой клавиши (при том что всех клавиш в стандартном варианте всего 40).

Каждая клавиша имела до пяти значений, выбираемых одним из режимов курсора. Такими режимами были: L — для ввода строчных букв; C — для ввода заглавных букв; K — для ввода основных ключевых слов BASIC; E — для ввода дополнительных ключевых слов и операторов; и G — для ввода псевдографических, управляющих символов и символов, определённых пользователем.

Режим отображался прямо в знакоместе курсора и переключался как автоматически, так и с помощью управляющих клавиш Caps Shift и Symbol Shift. Например, в начале набора BASIC ждёт команду, потому курсор находится в режиме K. Однократное нажатие клавиши «G» в таком режиме приведёт к автоматическому вводу оператора GO TO.

После этого курсор перейдёт в режим L и позволит набрать число, имя переменной по буквам или математическое выражение (в том числе с помощью режима Е). Расположение операторов языка по клавишам и режимам курсора было продумано так, что ввести синтаксически некорректное выражение было затруднительно.

Несмотря на кажущуюся сложность, при некотором навыке набирать программы можно было весьма быстро. Более поздние модели (имеющие 128 Кб памяти и больше) позволяли, в качестве альтернативы, набирать команды языка по буквам (только в расширенном режиме).

Сборкой простеньких домашних (бытовых) компьютеров занимались не только бывшие государственные предприятия в поисках заказов в новых рыночных условиях.

Открывались и маленькие специализированные кооперативы, ориентированные именно на эти изделия. Нет смысла перечислить все выпускавшиеся модели и варианты Спектрумов. Назову только самые распространенные:

"Дельта", "Москва", "Пентагон", "Дубна", "Профи", "Композит", "Скорпион", "Хоббит", "Нафаня"

ПК "ДЕЛЬТА" на базе ZX Spectrum

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Робик"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "ZX-Spectrum", один из вариантов

ZX-Spectrum совместимый компьютер "ZX-Spectrum", один из вариантов

ZX-Spectrum совместимый компьютер "ZX-Spectrum", один из вариантов

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Квант-БК"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Спектрум-48"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Peters-MC64"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Magic"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Ленинград-1"

Самой дешевой и массовой моделью стал "Ленинград-1"(1989 год). Для повышения совместимости которого многочисленным умельцам пришлось устранять различные упрощения схемы. Единственное дополнительное устройство в этой машине - джойстик.

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Fanny"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Сура"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Север-48"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Хоббит"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Байт"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Байт", с упаковкой и некоторыми деталями

А это цены на компьютерную технику в 90-х годах

Персональный компьютер
"ПК-01 ЛЬВОВ"


компьютер "ПК-01 ЛЬВОВ"


  • Процессор: КР580ВМ80А

  • Быстродействие: 500 тыс. оп./сек

  • Память: ОЗУ — 48 КБ, ПЗУ — 16 КБ

  • В ПЗУ интерпретатор Бейсик

  • Дисплей символьно-графический на базе бытового цветного телевизора, количество выводимых на экран символов 32 × 24, точек 256 × 256, количество цветов изображения — 4. Объём видеопамяти — 16 КБ

  • Внешняя память: бытовой кассетный магнитофон

  • Клавиатура: 79 клавиш

  • Потребляемая мощность: 35 Вт

Память компьютера в те времена измеряли в килобайтах. Этих килобайт хватало для всего.

Компьютер "Микроша"


Микроша чуть слабее, чем "Львов", но обладал одним очень большим преимуществом - в комплекте с "Микрошей" поставлялся адаптер для подключения пк к любому телевизору через антенный вход. В то время, даже ч/б монитор был дефицитом.


Компьютер "Микроша"


  • Микропроцессор: КР580ВМ80А на тактовой частоте 1,77 Мгц, быстродействие — 300 тыс. оп/с

  • Память: ОЗУ — 32 КБ, ПЗУ — 2 КБ

  • Устройство вывода: антенный вход через блок модулятора (поставлялся в комплекте)

  • Режим отображения: монохромный, 25 строк по 64 символа, знакогенератор содержит символы псевдографики, что позволяет имитировать графический режим 128 × 50 точек

  • Клавиатура: 68 клавиш

  • Внешняя память: бытовой кассетный магнитофон, скорость чтения/записи — 1200 бит/c

  • Порты: «Интерфейс 1», «Интерфейс 2», «Внутренний интерфейс»

  • Питание: внешний блок питания 220В (в школьном варианте — 42В), на выходе — +5В, −5В, +12В, потребляемая мощность — не более 20 Вт

  • Размеры: системного блока — 390 × 230 × 55 мм, блока питания — 160 × 100 × 100 мм, модулятора — 100 × 30 × 40 мм

Советские компьютеры "БК"


БК - семейство советских 16-разрядных компьютеров.
Производился серийно с января 1985 года. В 1990 году розничная цена на БК 0010-01 в сети фирменных магазинов «Электроника» составляла 650 рублей, что было в 2-3 раза выше заработной платы инженера.

В качестве дисплея использовался бытовой черно-белый или цветной телевизор или, реже, специальный монитор, внешней памятью служил бытовой кассетный магнитофон.

Под маркой "БК" были выпущены модели: 1.1 БК-0010 ; БК-0010.01 ; БК-0010Ш и БК-0010.01Ш; 1.4 БК-0011 ; БК-0011M


Компьютер БК-0010


  • Процессор: К1801ВМ1 с тактовой частоте 3 МГц

  • Оперативная память: 32 КБ, из которых 16 КБ отведено под программы и данные, и ещё 16 КБ — под видеопамять

  • Клавиатура: пленочная, 92 клавиши; контроллер К1801ВП1-014

  • Видео: текстовый режим, чёрно-белый 512 × 256 точек, 4-цветный 256 × 256 точек; контроллер К1801ВП1-037

  • Язык программирования — интерпретатор языка Фокал в ПЗУ

  • Блок питания для защиты от помех помещался в отдельном корпусе

  • Стандартным устройством хранения данных служил кассетный магнитофон с функцией управления лентопротяжным механизмом, или без неё

  • Параллельный 16-разрядный программируемый порт ввода-вывода позволял подключать принтер и другие периферийные устройства

Персональный компьютер БК-0011- Появился в 1990 году.

Главные отличия от БК-0010:


  • больший объём оперативной памяти — 128 КБ, постраничная организация памяти, две страницы памяти можно было поочерёдно отображать на экран, что обеспечивало мгновенную перерисовку экрана

  • процессор стал работать на частоте 4 МГц

  • появились экранные палитры

  • контроллер дисковода стал входить в стандартную поставку

Персональный компьютер "Агат"


Персональный компьютер "Агат" - первый в СССР серийный 8-разрядный персональный компьютер, был разработан в 1981—1983 гг. Производился с 1984 по 1990 гг. Лианозовским электромеханическим заводом (а также Волжским и Загорским заводами).



персональный компьютер АГАТ

Персональный компьютер "Агат":


  • Процессор: 8-разрядный СМ630Р, работал на тактовой частоте 1 МГц, заявленная производительность — 500 тыс. оп./с, адресное пространство - 64 кб.

  • Память: ОЗУ — технический минимум - 32 кб (Агат-7 без модулей дополнительной памяти), 96 кб (Агат-7 с двумя модулями дополнительной памяти) - штатная комплектация, 128 кб (Агат-9 без модулей дополнительной памяти) - штатная комплектация, 256 кб (Агат-9 с модулем дополнительной памяти). Модульная архитектура компьютера позволяла наращивать память путём установки дополнительных модулей почти до мегабайта.

  • Клавиатура: 74 клавиши (оригинальная от компьютера "Агат", позже в комплекте шла клавиатура МС-7004)

  • Монитор: МС6105 (монохромный), «Электроника 32ВТЦ 101/201/202» (цветной), монитор на базе телевизора «Юность-404» (цветной).

  • Внешнее запоминающее устройство: НГМД ЕС-5088 (140 Кб), ЕС-5323 (840 Кб); НМЛ (бытовой кассетный магнитофон)

  • Габаритные размеры системного блока: 500 × 351 × 195 мм

  • Масса системного блока: 9 кг

Компьюютер "Корвет"


Персональный компьютер Корвет - 8 разрядный персональный компьютер. Разработан сотрудниками Института ядерной физики Московского государственного университета. Выпускался серийно с 1988 года на Бакинском производственном объединении «Радиостроение», в Московском экспериментально-вычислительном центре ЭЛЕКС ГКВТИ и в кооперативе ЭНЛИН, на Каменск-Уральском ПО «Октябрь»


Изначально компьютер Корвет предназначался для автоматизации управления установкой по дистанционному измерению параметров низкотемпературной плазмы методами лазерной спектроскопии, а также для обработки получаемой информации и теоретических расчетов, ведения архива данных и ряда других нужд. Разработка была начата в конце 1985 года.
ПК «Корвет» был принят Министерством образования СССР в качестве базового для обучения информатике в школе. На основе ПК «Корвет» выпускался комплекс учебной вычислительной техники (КУВТ), в который входило рабочее место преподавателя (ПК8020, оборудован НГМД) и до 15 рабочих мест учащихся (ПК8010), связанных в локальную сеть. Однако, серийное производство ПК было сопряжено с рядом трудностей, из-за чего компьютер «запоздал» и не получил ожидаемого широкого распространения.


  • Процессор: КР580ВМ80А на тактовой частоте 2,5 МГц, быстродействие 625 тыс. оп./с.

  • Память: ОЗУ — 64 КБ, ПЗУ — 8-24 KБ, ГЗУ — 48 (3 слоя по 16к) х 1 стр./ 192 (3 слоя х по 16к) х 4 стр., АЦЗУ — 1 КБ (16х64)

  • Устройство вывода: монитор либо телевизор, текстовый режим 16 строк по 64 символа, графический режим 512 × 256, 16 цветов (текст и графика — отображаются параллельно)

  • Звукогенератор

  • Клавиатура: 80 клавиш

  • Внешние интерфейсы: параллельный порт стандарта Centronics для подключения принтера (обычно — Epson FX800); последовательный порт - RS-232C и «токовая петля», возможно подключение мыши, до двух аналоговых джойстиков, подключение к локальной сети; разъём для подключения внешних модулей; разъём для диагностического оборудования

  • Внешняя память: бытовой кассетной магнитофон (2400 бит/с)

Компьютеры «Корвет» могли быть объединены в локальную сеть, до 16-ти машин в сети.

Компьютер ZX Spectrum


Первые ZX Spectrum появились в СССР в конце 1980-х и быстро завоевали популярность благодаря цвету, музыкальным возможностям и, главное, обилию игр. Попали в СССР они, вероятнее всего, из Польши, по крайней мере, первые игры и документация шли с примечаниями на польском языке.


Стандартный ZX Spectrum 48 имел 16 Кб ПЗУ (последующие модели и клоны могли иметь больше), в которые был прошит весьма удачный (для компьютеров такого класса) «оксфордский» диалект языка Бейсик, так называемый Sinclair BASIC. Эта же программа ПЗУ обеспечивала базовый ввод-вывод и пользовательский интерфейс. BIOS как такового не было, системными процедурами (например, печать на экран) можно было воспользоваться из машинного кода, только вызвав их по абсолютным адресам. В связи с этим архитекторами компьютера была принята политика не изменять программу ПЗУ, даже с целью исправления ошибок (коих нашлось немало). Кроме того, дело осложнялось тем, что код ПЗУ разрабатывался сторонней фирмой Nine Tiles Ltd. Тем не менее, многие «клоны» имели изменённую «прошивку» — в частности, с русифицированной клавиатурой. Были даже варианты с переключаемым «на лету» (так называемым «теневым») ПЗУ. Расположение такой «операционной системы» и языка программирования в постоянной памяти обеспечивало перезагрузку компьютера менее чем за секунду.

Клавиатура ПК Спектрум заслуживает отдельного описания. Характерной особенностью ZX Spectrum была многофункциональность каждой клавиши (при том что всех клавиш в стандартном варианте всего 40). Каждая клавиша имела до пяти значений, выбираемых одним из режимов курсора. Такими режимами были: L — для ввода строчных букв; C — для ввода заглавных букв; K — для ввода основных ключевых слов BASIC; E — для ввода дополнительных ключевых слов и операторов; и G — для ввода псевдографических, управляющих символов и символов, определённых пользователем. Режим отображался прямо в знакоместе курсора и переключался как автоматически, так и с помощью управляющих клавиш Caps Shift и Symbol Shift. Например, в начале набора BASIC ждёт команду, потому курсор находится в режиме K. Однократное нажатие клавиши «G» в таком режиме приведёт к автоматическому вводу оператора GO TO. После этого курсор перейдёт в режим L и позволит набрать число, имя переменной по буквам или математическое выражение (в том числе с помощью режима Е). Расположение операторов языка по клавишам и режимам курсора было продумано так, что ввести синтаксически некорректное выражение было затруднительно. Несмотря на кажущуюся сложность, при некотором навыке набирать программы можно было весьма быстро. Более поздние модели (имеющие 128 Кб памяти и больше) позволяли, в качестве альтернативы, набирать команды языка по буквам (только в расширенном режиме).
Сборкой простеньких домашних (бытовых) компьютеров занимались не только бывшие государственные предприятия в поисках заказов в новых рыночных условиях. Открывались и маленькие специализированные кооперативы, ориентированные именно на эти изделия. Нет смысла перечислить все выпускавшиеся модели и варианты Спектрумов. Назову только самые нераспространенные: "Дельта", "Москва", "Пентагон", "Дубна", "Профи", "Композит", "Скорпион", "Хоббит", "Нафаня"


Персональный компьютер ZX Spectrum

Персональный Компьютер "ДЕЛЬТА" на базе ZX Spectrum Дверные замки -

"Знакомьтесь: Персональная ЭВМ Корвет" - очень раритетная книжка 1989 года. Выглядит весьма потрепано, ведь прошло больше 20 лет, а у книги все-таки мягкий переплет. Авторы книги: С.А. Ахманов, И.Г. Персианцев, А.Т. Рахимов, Н.Н. Рой, А.В. Скурихин. Рецензенты: доктор физико-математических наук А. А. Веденов и кандидат физико-математических наук А.Г. Кушниренко с предисловием академика Е.П. Велихова. Как видите, список людей, поучаствовавших в создании книги, очень обширен и выглядит серьезно.

И действительно, в качестве руководства для работы с ПЭВМ Корвет в общем и для изучения языка Бейсик в частности - эта книга подходит на все 100%. Она написана очень простым и доступным языком. Кстати говоря, материал дается гораздо проще, чем в книге Геворкян, Семенов - "Бейсик - это просто" . Если там примеры даются в виде программ для расчетов транзисторного усилителя или синуса углов, то здесь примеры более жизненные. Например, расчет, сколько родственники съедают продуктов за месяц (в качестве примера работы с массивами).

Или очень хороший пример работы условий, когда Корвет угадывает животное, которое вы загадали, задавая вам вопросы, на которые вы должны отвечать "Да" или "Нет". То есть это фактически игра "Стикеры", в которой играющим на лоб наклеиваются бумажки с названиями животных и они должны угадать "свое" животное, задавая наводящие вопросы. Только в данном случае вы играете с компьютером. В программе к тому же заложена возможность самообучения, поэтому в случае неудачи вас попросят ввести дополнительные данные, касающиеся загаданного животного. Кто знает, может создатели книги приложили руки и к созданию Акинатора, который умеет угадывать любого персонажа максимум за 20 вопросов (но реально гораздо быстрее), ведь алгоритм идентичен, хоть и намного упрощен.

К сожалению я нигде не нашел электронной версии данной книги. Моя бумажная настолько развалилась, что читать ее теперь довольно сложно. Впрочем это неудивительно, учитывая плохую склейку страниц. Поэтому некоторую часть книги я отсканировал и перевел в pdf-формат. Оставшаяся часть будет позже, так как процесс довольно трудоемкий и отнимает много времени. А пока скачать "Знакомьтесь: Персональная ЭВМ Корвет" в pdf можно .
Приятного чтения.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: