Катушечные магнитофоны возвращаются. Почему кассетные деки снова в моде, где их покупать и как выбрать

Катушечный магнитофон как основной источник в звуковоспроизводящей системе.

Источник звука - один из важных составляющих компонентов любой звуковоспроизводящей системы. В последнее время отмечается рост интереса к аналоговым источникам звука. К ним относятся: проигрыватели виниловых дисков, катушечный магнитофон и кассетная дека. и уже подробно освещались на этом сайте, и цель данной статьи - обосновать выбор катушечного магнитофона, как основного источника звука в звуковоспроизводящей системе любого уровня.

Они классифицируются по назначению: головки воспроизведения (ГВ ), записи (ГЗ ), универсальные записи-воспроизведения (ГУ ) и стирания (ГС ). Количество их, устанавливаемое на ЛПМ, варьируется от одной (ГВ в магнитофонах-проигрывателях или ГЗ в магнитофонах, предназначенных только для записи), двух (ГУ и ГС — наиболее распространённый вариант в бытовых магнитофонах), трёх (ГВ, ГЗ, ГС — так называемый «сквозной канал», который обеспечивает воспроизведение только что записанного сигнала) до четырёх (две ГВ для функции реверса и по одной ГЗ и ГС) и более (головка для функции «реверс» может применяться и одна, но с механизмом переворачивания на 180° или же сдвига по высоте).

В случае использования нескольких головок в общем конструктиве (барабане, основании) говорят о блоке магнитных головок (БМГ) — так, существуют аудиомагнитофоны со сменным БМГ, что позволяет получить, например, разное количество дорожек (немецкий бытовой магнитофон высокого класса Uher Royal de Luxe, 1969 г.). Иногда применяются комбинированные головки, конструктивно объединяющие, например, ГУ и ГС. Также иногда применяется отдельная головка подмагничивания , записи и воспроизведения вспомогательных сигналов и др.
Стирание записи обычно ведётся высокочастотным переменным магнитным полем, но в самых дешёвых моделях широко применялись и ГС в виде постоянного магнита специальной формы, которая механически подводится к ленте при стирании, несмотря на то, что уровень шумов при стирании постоянным магнитным полем больше.

Качество применённых магнитных головок в основном и определяют качество записи/воспроизведения сигнала в магнитофоне. От качества головки также зависит и её долговечность (срок службы). На первых моделях кассетных магнитофонов стояли головки с сердечником из мягкого пермаллоя , в дальнейшем им на смену пришли более износостойкие головки из стеклоферрита и из сендаста . Позже были разработаны магнитные головки из аморфного металла (А-головки), отличающиеся прекрасными магнитными свойствами и износостойкостью на уровне стеклоферрита, и высококлассные магниторезистивные головки (Z-головки).

Важное значение для обеспечения совместимости записей, сделанных на разных магнитофонах, имеет правильная юстировка магнитных головок (их пространственное расположение по высоте и наклону относительно ленты) согласно принятым стандартам. Особенно сильно влияет на совместимость записей совпадение азимутов магнитных головок (угла между магнитным зазором головки и кромкой ленты) при записи и воспроизведении. Несовпадение азимутов всего на единицы угловых минут приводит к резкому ухудшению воспроизведения высоких частот. В дешевых магнитофонах нередко предусмотрено специальное отверстие в передней или задней панели для юстировки головки «на слух» по максимуму воспроизводимых высоких частот.

В процессе работы магнитные головки засоряются осыпающимся с ленты магнитным слоем и потому подлежат периодической очистке.

Электроника

Электронная часть магнитофона состоит из:

  • усилителей воспроизведения (УВ ) и усилителей записи (УЗ ). В более простых моделях функции УЗ и УВ объединяют в универсальном усилителе записи/воспроизведения (УУ );
  • одного или нескольких (по количеству каналов) усилителей мощности низкой частоты , к выходам которых подключаются внутренние или внешние акустические системы, и/или наушники.
  • генератора стирания-подмагничивания (ГСП );
  • устройств шумопонижения (необязательно);
  • системы электронного управления режимами работы ЛПМ (необязательно);
  • различных вспомогательных узлов: индикаторов уровня сигнала и режимов работы, коммутационных устройств, дистанционного управления и пр.

Отличительной особенностью УВ и УЗ магнитофонов является то, что они обязательно содержат цепи частотной коррекции, настроенные таким образом, чтобы компенсировать частотные искажения, вносимые головками и лентой, и обеспечить максимально возможную линейность АЧХ канала записи-воспроизведения. Параметры цепей коррекции УВ (их «постоянные времени ») стандартизованы для различных скоростей и типов лент, а АЧХ усилителя записи выбирается такой, чтобы в итоге при воспроизведении через стандартный УВ получить равномерную АЧХ всего тракта в заданном диапазоне частот. Таким образом, можно обеспечить совместимость записей, сделанных на разных магнитофонах. Если магнитофон предназначен для работы на разных скоростях движения ленты или с разными типами лент, его УВ и УЗ содержат ручные или автоматические переключатели цепей коррекции (срабатывающие от специальных углублений на корпусе компакт - кассеты с определённым типом ленты). Кроме того, УВ должен быть максимально малошумящим, так как сигнал с головки воспроизведения обычно очень мал и составляет сотни микровольт при максимальном уровне сигнала.

Напряжение сигнала на выходе УВ составляет сотни милливольт. Далее оно подаётся через регулятор громкости и тембра на вход усилителя мощности низкой частоты, а также (при наличии в магнитофоне линейного выхода ) может быть подано на вход внешних устройств усиления и обработки сигнала.

ГСП вырабатывает синусоидальное напряжение, необходимое для подмагничивания при записи и для стирания записи. Частота ГСП выбирается в 4-5 раз выше верхнего предела частотной характеристики магнитофона, то есть от 40-50 кГц для простейших аппаратов и до 85-210 кГц в моделях класса Hi-Fi. В миниатюрных магнитофонах часто применяют стирание с помощью постоянного магнита. Это позволяет применить для подмагничивания генератор значительно меньшей мощности. В самых примитивных магнитофонах ГСП нет вовсе, а подмагничивание производят, подавая в головку записи постоянный ток.

Более продвинутые модели содержат устройства индикации режимов работы и уровня записи-воспроизведения (аналоговые, либо цифровые), датчики срабатывания автостопа, систему автопоиска (AMS, APSS и тп.), устройство автоматической регулировки уровня записи (АРУЗ), устройство шумоподавления (как компандерные системы — Dolby B , Dolby C, Dolby S,DBX,Hign Com так и динамические фильтры — DNL, «Маяк»), блок «динамического подмагничивания » (Dolby HX, Dolby HX Pro , СДП, СДП-2 и пр.), коммутатор входов/выходов (режим «Монитор») и некоторые другие.

Элементная база

Электронная часть первых магнитофонов выполнялась, естественно, на электронных лампах . Лампы в магнитофоне создают три специфические проблемы.

  • Во-первых, лампы выделяют большое количество тепла, которое может повредить магнитную ленту. В стационарных магнитофонах либо выполняли электронную схему в виде отдельного блока, либо предусматривали в просторном корпусе специальные меры для вентиляции и теплоизоляции. В переносных малогабаритных моделях старались уменьшить число ламп и увеличить площадь вентиляционных отверстий. В инструкциях нередко указывалось предельное время непрерывной работы магнитофона, обычно несколько часов, и рекомендовалось не оставлять ленту на остывающем аппарате.
  • Во-вторых, лампы склонны к микрофонному эффекту , а лентопротяжный механизм создает довольно значительный акустический шум. В магнитофонах высокого класса приходилось применять особые меры для борьбы с микрофонным эффектом, например, устанавливать на амортизаторы входные лампы усилителей записи и воспроизведения.
  • В-третьих, для ламп нужен высоковольтный источник питания анодных цепей и низковольтный (но довольно мощный) — для подогрева катодов. В магнитофоне же требуется ещё и источник питания для электродвигателя. Таким образом, комплект батарей для портативного лампового магнитофона мог получиться довольно объемным, тяжелым и дорогим.

Сравнение электрических параметров катушечных магнитофонов с цифровыми источниками и проигрывателями виниловых пластинок.

В катушечных магнитофонах в качестве носителя используется магнитная лента, намотанная на пластмассовые или металлические катушки (в быту употреблялось также название «бобина »; до появления кассетных магнитофонов катушки называли кассетами) или на сердечники без щёчек (для предотвращения спадания ленты магнитофоны, рассчитанные на сердечники, имеют на подающем и приёмном узлах диски - «тарелки», «блины» , также существуют разборные катушки со съёмными щёчками). Лента наматывается рабочим слоем внутрь рулона, но в очень старых магнитофонах нередко встречалась намотка рабочим слоем наружу. При этом иногда лента сматывалась на приемную катушку наизнанку — рабочим слоем внутрь, чтобы нельзя было по ошибке запустить запись задом наперед (например, первые модели «Днепров»).

За счёт широкой ленты и высокой скорости её протяжки катушечные магнитофоны могут обеспечивать очень высокое качество записи и воспроизведения, выше, чем качество механической грамзаписи, CD и .

Кроме того, нужно помнить о том, что до начала 1990-х годов мастер лента была единственным источником изготовления матриц для производства винила, а в 1980-х - 1990- х годах - мастер лента использовалась также для производства мастер-дисков.

В настоящее время, при переиздании ремастированных релизов на цифровых носителях, основой для ремастеринга всё равно остаётся исключительно мастер лента!

К некоторым недостаткам магнитной звукозаписи можно отнести громоздкость аппаратуры, необходимость регулярной профилактики и ремонта, высокую стоимость ленты и большой размер катушек, которые требуют много места для хранения. При грамотном выборе катушечного магнитофона все эти неудобства с лихвой окупаются, и о том, как правильно этот выбор сделать, мы поговорим ниже.

Советы по выбору катушечного магнитофона.

Прежде всего, нужно определиться - будете ли вы записывать фонограммы на магнитную ленту сами или предпочтёте покупать уже готовые качественные записи. Конечно, если финансы позволяют, лучше всего совмещать эти занятия. Имея в своём распоряжении профессиональный катушечный магнитофон, например: Tascam BR 20 или Otari MX 5050 и качественный предварительный усилитель, вы легко сможете выполнить коррекцию АЧХ исходной фонограммы по своему усмотрению и получите результат с лучшим качеством, чем у исходного.

Если же ваш бюджет не позволит вам так широко размахнуться, вы можете приобрести катушечный магнитофон по своим средствам и далее просто приобретать качественные записи и слушать их. Тем более, что в этом вопросе есть широкое поле для манёвра: перфекционисты могут приобретать: , , , , а также магнитофоны марки Technics RS 1500, 1506, 1520, 1700 (последний самый дорогой в этом списке).

TECHNICS RS 1700

Меломаны со средним достатком могут приобрести такие катушечные магнитофоны как , , , , 635/646/650/747, , и некоторые другие.

Следует помнить, что катушечные магнитофоны Akai GX 635/646/650/747, к сожалению, имеют слабые подмоточные боковые двигатели и стеклоферритовые головки, которые придают звуку специфическую окраску.

Меломаны с ограниченным бюджетом вполне могут ограничиться советскими катушечными магнитофонами высшей группы сложности - или .

После проведения минимально необходимого технического обслуживания эти катушечные магнитофоны обеспечат вам весьма качественное звуковоспроизведение.

В этом случае ленты с качественными записями лучше всего приобретать у надёжных продавцов, которые изготовляют эти фонограммы на высококачественном оборудовании.

Время проигрывания 1100 м ленты (катушка №27 или 10,5”) на скорости 19,05 см/с - 180 минут.

Этого достаточно, чтобы записать на такую ленту четыре виниловые пластинки.

Приобретать студийные мастер рекордеры типа Studer A80/A 820/C 37/, Otari MTR-BTR , Ampex-ATR 102, Tascam ATR 60, MCI и им подобные, на мой взгляд, нет смысла. Дело в том, что такие мастер рекордеры полностью раскрывают свой потенциал только при поддержке дополнительного оборудования для динамической обработки звука. Фактически, придётся построить дома самую настоящую мастеринговую лабораторию с бюджетом от $100 000. В противном случае вы не услышите от подобного мастер рекордера чего-то запредельного по звуку.

Как выбирать катушечный магнитофон.

Если есть такая возможность, выбирать катушечный магнитофон надо лично самому.

Основные моменты, на которые необходимо обращать внимание:

Внешний вид.

Степень износа головок и лентопротяжного механизма. Для этого нужно вооружиться фонариком и лупой с сильным увеличением и тщательно осмотреть все эти узлы, обязательно- обратить внимание на сохранность резиновых роликов и резиновых колец на обводных роликах.

Состояние приводного тонвала, проверить смазку и люфты на нем.

Проверить работу магнитофона во всех режимах: перемотка в обе стороны, запись, стирание и воспроизведение.

Проверить плавность работы лентопротяжного механизма, отсутствие рывков, провисаний ленты.

Проверить отсутствие посторонних механических шумов и звуков.

Желательно вскрыть катушечный магнитофон и осмотреть его внутри на отсутствие посторонних вмешательств в механические узлы и электронику. Проверить состояние пассиков.

Советы по ремонту и обслуживанию катушечного магнитофона.

Самый главный совет: «Не экономьте на заварке!»

Не рассчитывайте задешево купить неисправный катушечный магнитофон, в надежде на то, что потом какой-нибудь местный «Кулибин» вам его отреставрирует за пол-литра.

Чудес не бывает!

Покупать нужно полностью исправный, откалиброванный работоспособный магнитофон!

В таком случае, если вы будете использовать свой магнитофон в обычном режиме, а не убивать его тиражированием, профилактика будет заключаться только в периодическом протирании головок изопропиловым спиртом.

Если потребуется квалифицированный ремонт, попробуйте обратиться в ближайший лицензированный сервис центр радиоэлектроники.

Если вы захотите использовать свой катушечный магнитофон для тиражирования фонограмм - придётся искать хорошего сервисника и комплект тестовых лент MRL - для регулярного выполнения квалифицированного технического обслуживания.

Советы по приобретению магнитной ленты.

Если вы планируете покупать только готовые фонограммы, этот вопрос решается автоматически- покупаете ту ленту, на которую пишет продавец.

Если же вы хотите сами записывать фонограмму или же вам хочется, чтобы продавец записывал выбранные вами фонограммы на вашу ленту, тогда вам нужно учесть несколько важных моментов:

Прежде всего, нужно определиться с типом ленты.

Лента для студийной звукозаписи толщиной 50-54 мкм - очень качественная, надёжная, обладает устойчивостью к возникновению копир-эффекта, повышенной отдачей и стойкостью к перегрузкам.

Обычная лента для бытовой звукозаписи толщиной 35 мкм - вполне достаточна для бытового применения.

Обычная лента для бытовой звукозаписи толщиной 25 - 27 мкм - требует точно отъюстированного лентопротяжного механизма, и, как правило, деформируется в процессе эксплуатации.

Лучше всего покупать новую ленту, которую до сих пор производит, например,

фабрика - RMG (Recording The Masters (MULANN Group).

Из б/у лент, которые предлагают на вторичном рынке, пожалуй, стоит обратить внимание на ленту Maxell, но надо учитывать, что многое зависит от того, где и в каких условиях хранилась эта лента у продавца.

Стоимость бытовой ленты на катушке 10,5”находится в пределах $15- $100 за одну катушку в зависимости от типа ленты и её состояния.

Где и как приобретать фонограммы.

В настоящее время есть несколько зарубежных Rec-лэйблов, которые записывают фонограммы на свою ленту. Но их цены завышены, а качество звучания фонограммы - цифровое, а не аналоговое:

На вторичном рынке периодически появляются б/у фонограммы разного качества, но заочно невозможно оценить состояние ленты и качество звучания фонограммы.

Учитывая это, мы бы хотели обратить внимание потенциальных любителей магнитной звукозаписи на .

Прайс на новую ленту Recording The Masters (MULANN Group).

RMG LPR90 #38512 1/4" 1100 m PLASTIC REEL 10" Trident Hinged 4000 руб.
RMG LPR90 #38520 1/4" 1100 m METAL REEL 10" NAB 5500 руб.
RMG LPR90 #38530 1/4" 1100 m PANCACE NAB 10" ECO 3200 руб.
RMG LPR35 #34512 1/4" 1100 m PLASTIC REEL 10.5" Trident Hinged 3700 руб.
RMG LPR35 #34520 1/4" 1100 m METAL REEL 10.5" NAB Hinged 5000 руб.
RMG SM911 #34112 1/4" 1100 m PLASTIC REEL 10.5" Trident Hinged 3500 руб.
RMG SM911 #34120 1/4" 762 m METAL NAB 10.5" Hinged 4800 руб.
RMG SM900 #34620 1/4" 762 m METAL NAB 10.5" Hinged 5000 руб.
RMG SM900 #34621 1/4" 762 m PLASTIC REEL 10.5" Trident Hinged 3000 руб.
RMG SM900 #34630 1/4" 762 m PANCACE NAB ECO 3700 руб.
EMTEC PER 528 1/4" 1000m AEG - 3500 руб

Ракорд RMG 1/4"" LEADER TAPE 250M / NAB HUB RED - 1500 руб.
Ракорд RMG 1/4"" LEADER TAPE 250M / NAB HUB GREEN - 1500 руб.
Ракорд RMG 1/4"" LEADER TAPE 250M / NAB HUB TRANSPARENT - 1500 руб.
Ракорд RMG 1/2"" LEADER TAPE 250M / NAB HUB WHITE - 3000 руб.
Ракорд RMG 1/2"" LEADER TAPE 250M / NAB HUB RED - 3000 руб.

Пустые коробки Hinged Box 10,5" : 1/2"-1350 руб.

В контексте данной статьи нужно особо рассмотреть очень важный вопрос - о преимуществе звучания копий с мастер лент перед цифровыми носителями и виниловыми пластинками.

В настоящее время наблюдается путаница в понимании термина «Мастер Лента», вызванная тем, что издатели ставили клеймо «Master» на всё, что попадалось им под руки. В самом общем случае клеймо «Master» на коробке с магнитной лентой означает всего лишь то, что данная лента будет использоваться в качестве исходной фонограммы в каком либо процессе. Так появились тиражные копии, броадкастинговые копии, технические копии и многие другие. И на каждой такой копии тоже гордо красовалось клеймо «Master». Все эти копии изготавливались с разных источников, например, с виниловой пластинки. В процессе изготовления таких копий применялась довольно жёсткая и беспощадная динамическая обработка звука. Использовать подобные копии для прослушивания не рекомендуется .

Поэтому, прежде всего, надо дать определение, что же такое «Мастер Лента», копии с которой можно использовать для того, чтобы услышать все преимущества магнитной звукозаписи. Процесс студийной звукозаписи технологически выглядит примерно так: исполнители в студии записываются через микрофоны на многоканальный магнитофон с применением минимально необходимой динамической обработки звука. Далее - многоканальная фонограмма (мультитрек), также с применением минимально необходимой динамической обработки звука, записывается на двухканальный магнитофон (Master Recorder). Полученная таким образом двухканальная фонограмма поступает в мастеринговую лабораторию. В мастеринговой лаборатории инженеры проводят, так сказать, финальный тюнинг полученной фонограммы так, чтобы получить максимально возможное качество звучания, утверждённое стандартами и удовлетворяющее продюсеров звукозаписывающего лэйбла. После этого полученная таким образом «Мастер Лента» отправляется в цех либо по производству цифровых носителей, либо по производству виниловых пластинок. В этих цехах местные инженеры производят дополнительную динамическую обработку звука исходной фонограммы, что увеличивает нелинейные искажения полученной копии.

Кроме того, сама технология производства виниловых пластинок использует RIAA коррекцию. Суть этой коррекции в том, что при нарезке лакового диска в силу целого ряда технологических аксиом электромеханической звукозаписи низкие частоты заваливают, а высокие частоты задирают. При воспроизведении виниловых пластинок производит обратную эквализацию: низкие частоты - поднимает, а высокие частоты - заваливает. Таким образом, в процессе электромеханической звукозаписи (воспроизведения) возникает ещё, как минимум, три этапа появления нелинейных и динамических искажений фонограммы: нелинейный процесс механической нарезки лакового диска, нелинейный процесс прямой RIAA - эквализации и процесс обратной RIAA - эквализации.

В случае использования МС картриджей и повышающего Step Up трансформатора появляются ещё несколько довольно серьёзных источников нелинейных и динамических искажений, например, электромагнитные процессы в магнитопроводе и обмотках трансформатора и т. п.

Копия с «Мастер Ленты» лишена всех вышеописанных нелинейных и динамических искажений и поэтому звучит намного лучше - чище, естественней, масштабней. Получить отдаленное предсталение о звучании такой записи можно, послушав тестовую оцифровку . Запись сделана с мастер ленты на компакт-кассету, воспроизведена и оцифрована рекордером в формате 192/24 WAV.

Если Вы планируете строить систему с нуля или хотите улучшить существующий сетап - загляните на , где собраны самые интересные компоненты по соотношению цена/качество.

Если Вы имеете финансовые возможности для строительства подлинно топовой системы, то специально для Вас предусмотрена услуга .

Персональная консультация hiendmusic . ru поможет вам:

Приобрести компоненты, идеально подобранные под Ваш музыкальный вкус и получить абсолютно великолепный звук;

Приобрести комплект самого высокого уровня на 20-30% дешевле, чем в любом музыкальном салоне, так как компоненты будут приобретаться по наиболее выгодным ценам от различных поставщиков. Магазины, как правило, заинтересованы в увеличении объема продаж и предлагают сразу несколько компонентов, часть из которых не лучшим образом согласуется, а часть продается по завышенной цене - в результате покупатель приобретает комплект хуже и за большие деньги, чем мог бы. Консультация сайт поможет вам сделать покупку дешевле и получить при этом более высокий уровень звучания!

Сэкономить еще 5-10% от стоимости комплекта, отказавшись от приобретения ненужных опций;

Чтобы заказать консультацию просто напишите на [email protected]

Studer A-807 - вершина технической мысли в области магнитной звукозаписи. На таких аппаратах в конце 80-х писались многие известные музыканты.

Оригинал взят у dubikvit в По волнам нашей памяти! Катушечные магнитофоны или бобинники. Часть 2

Время неумолимо движется вперед, электроника прогрессирует. Но есть память о технике, на которой мы слушали Высоцкого и Битлов! Перезаписывали друг у друга редкие записи. Эта серия постов посвящена первым отечественным магнитофонам, тем, которые мы называли бобинники...
В первой части Катушечные магнитофоны или бобинники. Часть 1 охвачен период с 1947 по 1965 год. В этой части представлены магнитофоны, выпущенные в период с 1966 по 1970 годы.

Магнитофон - "Астра-4". Ленинградский завод "Техприбор". Производство магнитофона с 1966 по 1974 год включительно.


Магнитофон ""Астра-4"" с ноября 1966 года заменил предыдущую модель ""Астра-2"", выпуск которого закончился 31 декабря 1966 года. Новый магнитофон работает при скоростях протяжки магнитной ленты в 4,76 и 9,53 см/сек. Время записи или воспроизведения при ёмкости катушки с магнитной лентой 350 метров 4 и 2 часа, соответственно на меньшей и большей скоростях на двух дорожках. Номинальная выходная мощность усилителя - 2, максимальная 4 Вт.
Потребляемая мощность около 100 Вт. Габариты модели 420х320х190 мм. Вес 12 кг

Сетевой катушечный магнитофон "Днiпро-12Н". Изготовитель: Киевский завод "Маяк". Серийное производство с 1966 года


Магнитофон ""Днiпро-12Н"" (Н - настольный) предназначен для записи речевых и музыкальных программ от микрофона, звукоснимателя и трансляционной линии. Лентопротяжный механизм магнитофона имеет две скорости движения ленты 9,53 и 4,76 см/сек. Система записи - двухдорожечная. Длительность непрерывной записи (воспроизведения) при применении катушек № 15 ёмкостью 150 метров магнитной ленты типа 2, на высшей скорости 2х45 минут, на низшей 2х90 минут. Время ускоренной перемотки в любую сторону, не более 2,5 минут.
Магнитофон питается от сети переменного тока частотой 50 гц напряжением 220 или 127 В при отклонении от номинального ±10%. Потребляемая мощность в режиме записи или воспроизведения не более 110 Вт. Размеры аппарата 620х340х280 мм. Вес без комплектовки 22 кг.
С начала магнитофон именовался - ""Днiпро-12"", однако на его базе создавалась переносная модель - ""Днiпро-12П"", и во избежание путаницы в наименование добавили букву ""Н"

Сетевой катушечный ламповый магнитофон - "Соната". Великолукский радиозавод. Производство с 1966 года.


Двухдорожечный односкоростной магнитофон ""Соната"" выполнен на базе ЛПМ магнитофона ""Чайка-66"". Он предназначен для записи и воспроизведения звуковых программ. В нём предусмотрена раздельная регулировка уровня записи и воспроизведения, возможность прослушивать запись на собственные громкоговорители, временно останавливать ленту в режиме записи или воспроизведения, накладывать на старую запись новую, не стирая её.
Магнитофон питается от сети переменного тока 127 или 220 в. Потребляемая мощность 80 Вт. Размеры мг 158х315х376 мм. Вес 10 кг.

Ламповая катушечная магнитола первого класса "Миния-4". Изготовитель: Каунасский радиозавод. Выпуск с 1966 года


Сетевая ламповая катушечная магнитола первого класса ""Миния-4"" является дальнейшей модернизацией магнитол ""Миния"",""Миния-2"" и ""Миния-3"". Она состоит из восьмилампового радиоприёмника первого класса и двухскоростной магнитофонной панели "Вильняле"". Модель представляет собой настольную конструкцию, выполненную в футляре из дерева с отделкой под ценные породы. Часть из магнитол комплектовалась сьёмными ножками для установки на полу.


Лицевая часть акустической системы оформлялась с накладкой из пластмассы или из дерева. В пластмассовом варианте оформления сама магнитола и крышка магнитофонной панели выполнялась из оргстекла. Таких вариантов было выпущено намного меньше, чем вариантов из дерева. В пластмассовом варианте габариты магнитолы составляли - 826х380х390 мм.
Акустическая система состоит из двух фрональных громкоговорителей типа 4ГД-28 и двух боковых 1ГД-28. В магнитоле применён блок тонрегистров на три положения; ""Оркестр"", ""Соло"" и ""Речь"" позволяющий подобрать тембр звучания лучше соответствующий принимаемой программе. Имеются плавные регуляторы тембра по низким и высшим звуковым частотам.
Магнитола ""Миния-4"" обоих вариантов выпускалась ещё и в 2 вариантах сопроводительных надписей на шкале и задней стенке модели, на русском и литовском языках.

Стационарная катушечная магнитофонная приставка "Нота". Новосибирский электромеханический завод. Выпуск 1966 год.


Магнитофонная приставка ""Нота"" предназначена для записи музыкальных программ и речи от микрофона, звукоснимателя и радиотрансляционной линии. Для прослушивания магнитофильмов приставку необходимо подключить к усилителю НЧ радиоприёмника или телевизора так как собственного усилителя мощности и громкоговорителей она не имеет. В приставке применяется 2х дорожечная система записи Скорость движения ленты 9,53 см/сек. Приставка комплектуется катушками №15, вмещающими 250 метров магнитной ленты. Длительность непрерывной записи 2х45 мин.
Питается приставка от сети переменного тока частотой 50 гц напряжением - 127...220 в, потребляемая мощность 50 вт. Габаритные размеры - 350х260х140 мм. Вес 7,5 кг. В сочетании с домашней бытовой звуковоспроизводящей аппаратурой магнитофонная приставка ""Нота"" превращается в полноценный магнитофон который за счёт высококачественных акустических параметров этой радиоаппаратуры и превышает параметры лучших отечественных серийных магнитофонов такого типа выпущенных в 1964 - 1965 годах.

Настольная магнитола 3 класса "Рекорд". Бердский радиозавод. Модель 1966 года.


Магнитола предназначается для приёма радиовещательных станций в диапазонах длинных, средних и ультракоротких волн, а также для записи или воспроизведения звука с помощью магнитофонной панели - ""Нота"" (МП-64). Магнитофонная приставка позволяет производить запись от микрофона, звукоснимателя, трансляционной линии радиоприёмника. В ней предусмотрена ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Скорость записи и воспроизведения 9,53 см/сек Время непрерывной записи или воспроизведения на каждой дорожке при ёмкости катушек 250 метров - 45 мин. Выходная мощность 0,5 Вт. Габариты магнитолы - 540х300х320 мм. Вес 20 кг. Габариты приставки 350х260х140 мм. Вес приставки 7,5 кг. Магнитола собрана в деревянном, декоративно оформленном футляре. Верхняя крышка открывающаяся. Под ней расположена магнитофонная панель ""Нота"".

Стационарный катушечный ламповый магнитофон третьего класса "Соната-1". Изготовитель: Великолукский радиозавод. Серийное производство с 1967 года.


Магнитофон стал модернизацией модели ""Соната"". Он предназначен для записи или воспроизведения звука на ферромагнитной ленте типа 6. Запись производится с микрофона, приёмника, радиосети, звукоснимателя или с другого магнитофона. Имеется двусторонняя ускоренная перемотка магнитной ленты. Скорость записи и воспроизведения - 9,53 см/сек. Время звучания при применении катушек на 250 метров ленты 45 мин на каждой из дорожек. Номинальная выходная мощность 1 Вт.
Питание от сети напряжением 127 или 220 в. Потребляемая мощность 80 Вт. Габариты магнитофона - 367х307х164. Вес 10 кг.
Магнитофон переносный, выполнен в футляре из дерева.

Сетевой ламповый монофонический катушечный магнитофон - "Яуза-6". Московский электромеханический завод №1. Производство с 1967 года.


Магнитофон ""Яуза-6"" заменил собой предыдущий магнитофон ""Яуза-5"". ""Яуза-6"" Двухдорожечный, монофонический аппарат второго класса собранный на четырёх радиолампах. Он имеет две скорости движения ленты: 4,76 и 9,53 см/сек.
Питается магнитофон от электрической сети переменного тока 127 или 220 в. Потребляемая мощность в режиме воспроизведения на средней громкости не более 80 Вт. Габариты модели - 376х320х178 мм, масса - 11 кг. Магнитофон модернизировали несколько раз.
Массовый выпуск магнитофона ""Яуза-6"" начался с начала 1968 года

Сетевые ламповые катушечные магнитолы "Фиалка" и "Фиалка-2". Изготовитель: Бердский радиозавод. Выпуск с 1968 и 1969 года.


Магнитола ""Фиалка"" модернизация магнитолы ""Рекорд-64"", с использованием приёмника радиолы ""Рекорд-68"" и магнитофонной панели ""МП-64"". Она рассчитана на приём в диапазонах ДВ, СВ, УКВ, а так же на запись или воспроизведение звуковых программ.
Питание от сети 127/220 в. Потребляемая мощность при приёме 50 Вт при работе магнитофона 100 Вт. Размеры 540х380х295 мм, её масса 19 кг.
Магнитола ""Фиалка-2"" является модернизацией магнитолы ""Фиалка"". Основное отличие новой модели от предшественницы это введение в приёмнике диапазона
КВ. Размеры аппарата 580х290х285 мм, вес около 20 кг.

Портативный магнитофон "Мрiя". Киевский завод "Коммунист". Модель 1967 года. Выпускал эти магнитофоны и Запорожский завод передвижных электростанций.


Портативный катушечный магнитофон "Мрiя" в переводе с Украинского Мечта, на самом деле стал розовой мечтой молодёжи, конца шестидесятых годов 20 века. Это был насколько необычный по дизайну, габаритам, массе, экономичности, качеству звука и надёжности в работе магнитофон, настолько и самым популярным. Существует байка что магнитофон "Мрия" - копия японской модели, какой точно, неизвестно. Член Политбюро ЦК КПСС Анастас Иванович Ми
коян привез из Японии маленький, симпатичный, аккуратный магнитофончик и потребовал сделать такой же, только наш, советский. Поверить в байку можно легко, такой незатейливый коммерческий шпионаж процветал в СССР многие годы. Несмотря на достаточно высокую стоимость магнитофона (220 рублей) спрос на него, всегда превышал предложение. Магнитофон "Мрiя" стал легендарным для своего временини, оставив далеко позади практически все существующие отечественные переносные магнитофоны по большинству показателей. "Мрия" не стал единственным шедевром завода, второй "Мечтой" вскоре стали портативные кассетные магнитофоны "Весна-305/306" которые также стали легендарными для первой половины семидесятых, но это другая история...

Портативный катушечный магнитофон третьего класса - "Весна-3". Запорожский завод передвижных электростанций. Выпуск 1967 г


""Весна-3"" последний в серии портативных катушечных магнитофонов ""Весна"". Он рассчитан на запись и воспроизведение музыкальных и речевых программ от радиоприёмника, звукоснимателя, микрофона и трансляционной радиосети. Питание от 8 элементов 373, или через приставку от сети. Потребляемая мощность 20 вт. Размеры мг - 358х234х121 мм, вес 5 кг.

Катушечный магнитофон "Дайна" (Эльфа-29) Вильнюсский электротехнический завод Эльфа Серийное производство с I кв 1969 года


Ламповый магнитофон третьего класса - ""Дайна"", по конструкции и внешнему виду, коренным образом отличается от моделей, ранее выпускавшихся заводом. Магнитофон обеспечивает запись и воспроизведение звуковых программ от любых источников НЧ сигнала. Магнитофон имеет две скорости движения магнитной ленты 9,53 и 2,38 см/сек. Первая скорость используется при записи музыки, а вторая была введена специально, по заказу ""ВОС"" (Всесоюзного Общества Слепых) для прослушивания фонограмм типа ""Говорящая книга"" и записи речи. Питается аппарат от сети напряжением 220 или 127 в, потребляемая мощность 70 вт. Размеры модели 370х240х155 мм. Вес - 10 кг.

Магнитофон "Днепр-14А". Киевский завод "Маяк". Модель 1969 года


Магнитофон рассчитан на 2х-дорожечную запись речевых или музыкальных программ с микрофона, звукоснимателя, приёмника, телевизора, другого магнитофона и трансляционной линии. Скорость движения магнитной ленты - 9,53 и 4,76 см/сек, при неравномерности 0,3 и 0,4%. В АС стоит два громкоговорителя 2- ГД-19 спереди и два 1ГД-19, расположенные по бокам

Магнитофонная приставка "Нота-М". Новосибирский электромеханический завод. Производство с 1969 года


Магнитофонная приставка ""Нота-М"" это последующая модернизация предыдущей модели ""Нота"". Она имеет более современный футляр из железа, обклеенный цветным пластиком и немного изменённую верхнюю панель, другую форму клавиш и ручки управления. Приставка является сравнительно недорогим дополнением к любому радиоприёмнику, телевизору или усилителю низкой частоты и в сочетании с ними превращается в высококачественный магнитофон, превосходящий по параметрам многие полные, серийные магнитофоны.

Катушечный магнитофон "Комета МГ-209". Новосибирский завод ТочМаш. Выпуск МГ с 1969 года


Четырёхдорожечный, трёхскоростной транзисторный магнитофон 2 класса ""Комета МГ-209"" предназначен для записи и воспроизведения речевых и музыкальных программ на магнитную ленту СН, 2, 6. Он рассчитан на запись с микрофона, приёмника, телевизора, звукоснимателя, трансляционной радиосети или другого магнитофона и позволяет прослушивать записанные программы на собственные громкоговорители, или внешний усилитель с АС. Прослушивать запись можно и на головные телефоны, при отключенных громкоговорителях для чего в магнитофоне имеется гнездо. Для записи различных звуковых эффектов, аппарат снабжен кнопкой наложения которая позволяет на имевшуюся запись наложить новую. Имеется предохранительная кнопка, механически блокирующая кнопку запись. Магнитофон снабжен пультом проводного дистанционного управления. С его помощью производится остановка и пуск магнитофона в режиме записи и воспроизведения. Магнитофон может работать и как диктофон, для чего на передней панели имеется кнопка медленный возврат, во время нажатия которой, магнитная лента с малой скоростью перемещается назад. Есть и возможность производить синхронную запись звука совместно с кинокамерой, для чего предусмотрено гнездо синхронизация. Скорость движения магнитной ленты 19,05; 9,53; 4,76 см/сек. Потребляемая мощность 80 вт. Размеры МГ - 400х355х165, вес 12 кг. За время выпуска, магнитофон был несколько раз модернизирован и имел несколько вариантов оформления.

Транзисторные магнитолы "Нида", "Нида-2". Каунасский радиозавод. Опытные образцы 1969 года


Стационарная всеволновая катушечная транзисторная магнитола "Нида"" - создана конструкторами Каунасского радиозавода в начале 1969 года и должна была заменить магнитолу ""Миния-4"". Выпуск модели задерживался из-за предполагаемого перехода завода на выпуск телевизоров ""Шилялис"". Переход затягивался и концу 1969 года был разработан ещё один, более совершенный вариант магнитолы ""Нида-2"", но как и предыдущий он в серию он не пошёл

Сетевая транзисторная магнитола "Миния-5". Разработчик: Каунасский радиозавод. Опытная модель 1969 года


Как и модели ""Нида"", ""Нида-2"", ""Нида-3"" магнитола ""Миния-5"" была разработана на смену предыдущим ламповым моделям серии ""Миния"". В новые модели были заложены все достижения в области транзисторного радиоприёма и звукозаписи тех лет. Магнитофонную панель для всех моделей одну, только с разным оформлением - разработал и изготовил секретный завод измерительных приборов в Вильнюсе. В серийное производство новая магнитола также не пошла из-за предполагаемого и задерживающегося перехода завода на выпуск малогабаритных телевизоров марки - ""Шилялис"".

Портативные катушечные транзисторные магнитофоны - "Дельфин" и "Дельфин-2". Симферопольский завод Фиолент. Производство с 1969 и 1971 года соответственно


Магнитофон ""Дельфин"" - рассчитан на двухдорожечную запись звуковых программ с микрофона, звукоснимателя и радиотрансляционной линии. Габариты магнитофона - 365х310х107 мм. Масса МГ без батарей - 5,6 кг.

Магнитофоны - "Орбита-1,2". Ленинградский завод Пирометр. Выпуск с 1965 и 1969 года


Портативные катушечныу двухдорожечные транзисторные магнитофоны ""Орбита-1"" и ""Орбита-2"" представляют собой переносную конструкцию, с питанием от батарей. Они предназначены для 2-дорожечной записи фонограмм с любых источников звукового сигнала. Размеры магнитофона 310х210х105 мм, его вес 4,85 кг. Магнитофон - ""Орбита-2"" отличается малыми изменениями в электрической схеме и внешнем оформлении.

Портативный катушечный транзисторный магнитофон "Романтик-3". Завод имени Г. И. Петровского. Нижний-Новгород. Модель 1969 года


Магнитофон предназначен для записи речи и музыки от радиоприемника, звукоснимателя, микрофона и трансляционной сети. Он выполнен полностью транзисторным. Питается магнитофон от 10 элементов типа 373 и через БП от электросети. Потребляемая мощность МГ-12 вт. Габариты 330х272х140 мм, масса 5,5 кг.

Сетевая ламповая всеволновая магнитола III класса "Рекорд-301". Бердский радиозавод. Производство магнитолы с 1970 года


Сетевая ламповая магнитола III класса ""Рекорд-301"" предназначается для приёма радиостанций в диапазонах длинных, средних, коротких (КВ-1, КВ-2) и ультракоротких волн, а так же для записи и воспроизведения звука с помощью модернизированной магнитофонной панели ""Нота"". Магнитофонная приставка позволяет производить запись от микрофона, звукоснимателя, трансляционной линии, радиоприёмника. В ней предусмотрена ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Габариты 675х322х252 мм. Вес 19 кг. Магнитола собрана в деревянном декоративно оформленном футляре. Спереди находится АС с 2 громкоговорителями 1ГД-28. Справа находится шкала, регуляторы громкости и тембра, ручка настройки, переключатель диапазонов и рода работ. Сзади расположены гнезда антенн, заземления и звукоснимателя.

Сетевой стереофонический катушечный 3-х скоростной магнитофон "Аврора-стерео", "Аврора-201-стерео" (МА-70). Ленинградское НПО "Аврора". Производство с 1970 года


Стереомагнитофон 2 класса - ""Аврора-стерео"" (разработка 1967-1969 годов) выпускали малой серией с 1970 года, затем аппарат был модернизирован и с 1971 года производился под наименованием «Аврора-201-стерео». Внешний вид остался прежним, только регулятор стереобаланса был выведен третьей ручкой посередине, а в электрической схеме были скорректированы некоторые номиналы радиоэлементов. Магнитофон предназначен для записи и воспроизведения речевых и музыкальных программ от микрофона, звукоснимателя, радиоприёмника, телевизора и радиотрансляционной линии. Магнитофон рассчитан на четырёхдорожечную запись в монофоническом и стереофоническом режиме. Размеры аппарата 336х378х130 мм, вес 10 кг. АС магнитофона состоит из двух малогабаритных колонок, в каждой из которых установлено по 2 громкоговорителя типа 2ГД-22. Размер колонки 325х378х100 мм, вес 6,5 кг.

Сетевая транзисторная магнитола "Миния-6". Разработчик: Каунасский радиозавод. Опытная модель 1970 года


Последняя из опытных прогрессивных магнитол. Первоначально модели было присвоено наименование ""Нида-3"", а затем ""Миния-6"". Из всех предыдущих, модель имела самые высокие акстические параметры, так как имела выносную 2 полосную акустическую систему состоящую из двух громкоговорителей. Номинальная выходная мощность усилителя НЧ - 6 Вт. Диапазон частот 63...12500 Гц.

Переносной катушечный магнитофон "Электроника-100-стерео". Учкекенский завод "Элия". Ограниченный выпуск мг с 1970 года


Переносной катушечный стереофонический магнитофон "Электроника-100-стерео" был выпущен небольшой серией к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Магнитофон предназначен для записи и последующего воспроизведения звуковых фонограмм. Питание от батарей типа А-373 или от выносного стабилизированного блока питания.

Продолжение следует...

На фото представлены магнитофоны из коллекций Антона Горского, Вадима Маркова, Виктора Данильченко, Виталия Колесника, Дмитрия Чернова, Николая Лысенко, Олега Семёнова, Илмара Уландса, Зенонаса Лангайтиса, Политехнического музея Москвы

При подготовке поста использовались материалы с сайта http://www.rw6ase.narod.ru/

Смотрите также другие посты из серии :







Магнитофоны вновь набирают популярность как альтернатива прочим аналоговым проигрывателям, что неудивительно на фоне довольно неожиданного компакт-кассет в моду. Конечно, формат всегда пользовался особым почетом в узких кругах экспериментальной электроники. Но с недавних пор на пленке начали выходить и релизы, занимающие верхние строчки мейнстримовых чартов.

Однако, ни для кого не секрет, что сегодня производители практически не уделяют внимания кассетным декам. Достаточно будет сказать, что нам не удалось найти на рынке ни одной современной модели непортативного проигрывателя. Но, к счастью, кассетный формат оставался популярным вплоть до конца 90-ых, и с тех времен осталось полно приличных и доступных по цене вариантов.

Разумеется, в основном их можно найти на Avito . Помимо этого, попытать удачу можно на Meshok или других схожих российских интернет-аукционах. Не стоит забывать и о западных площадках, вроде Ebay или Yahoo! Japan, но цены за доставку дек с этих площадок в большинстве случаев кусаются. Некоторые ритейлеры подержанных аудиосистем также продают магнитофоны, цена на них конечно будет чуть выше, но это компенсируется наличием гарантии, что явно не помешает при использовании винтажных моделей.

Приобретая магнитофон, следует помнить, что это довольно сложное механическое устройство, и чем больше ему лет – тем большая вероятность износа какой-либо из многочисленных деталей. Особенно актуален этот совет на фоне того факта, что даже новейшие модели, представленные в этом списке, датируются серединой 90-ых. Впрочем, здесь все зависит от ухода за аппаратурой – благодаря должному обращению, сохранить функциональность удалось многим дошедшим до нас винтажным моделям. В идеале, перед приобретением деки не помешало бы её протестировать, особенно если её нельзя будет вернуть в случае неисправности. Все, кто пользовался кассетными проигрывателями, знают, что они могут сотворить с кассетой при заедании или поломке.

Большинство самых популярных моделей магнитофонов было произведено в Японии, которая славится надежностью и ремонтопригодностью своей техники. Это объясняет наличие большого количества рабочих раритетных моделей на интернет-площадках, которые ничуть не сбавляют в плане звучания после реставрации, но существенно сбавляют в цене. Но, конечно, только если ремонт был выполнен в солидном специализированном сервисе. Ниже перечислено несколько достойных внимания подержанных моделей кассетных дек, широко представленных на сегодняшнем вторичным рынке.

Akai DX-57

Цена: ~7000-12000₽

Сейчас данная марка в основном известна в среде музыкантов благодаря широкой серии электронных инструментов, но раньше компания Akai специализировалось на магнитофонах, в том числе и на катушечных. Трехголовочный DX-57 пришел к нам из начала девяностых и оснащен ¼ дюймовым разъемом для наушников и регулятором тока подмагничивания для работы с разными видами пленки. Также стоит отметить, что в сравнительном тестировании, проведенном авторитетным изданием What Hi-Fi , он превзошел почитаемый многими аудиофилами Sony WM-DC6 Walkman Pro по всем показателям.

Denon DR-M24HX

Цена: ~9000₽

Спустя годы Denon всё ещё не потеряли своего статуса одного из наиболее надежных производителей аудиотехники. Хотя с момента выпуска Denon DR-M24HX в конце 80-х, компания больше известна благодаря стереоусилителям достаточно неплохого качества. Эта популярная среди ценителей кассетного формата модель может похвастаться тремя магнитными головками, возможностью полной ручной настройки и стабилизированным приводным механизмом. Системы шумопонижения Dolby B и C позволяют избавиться от характерного шипения во время прослушивания, а приводной ремень легко поддается замене и его без проблем можно найти онлайн.

Denon DRS-810

Цена: ~5000-9000₽

Более поздняя модель от той же Denon. Своим дизайном DRS-810 напоминает появившиеся к тому времени CD-плееры, что должно было прийтись по вкусу энтузиастам грядущей цифровой эры. Подобно CD-дискам, кассеты помещались в этот магнитофон горизонтально, и за процессом проигрывания нельзя было наблюдать через прозрачное окно в дверце кассетного отсека. Изначально эта модель шла в комплекте с пультом дистанционного управления, но сейчас их практически невозможно найти. Помимо этого, DRS-810 оснащена системами шумопонижения Dolby B и C, а также системой динамического подмагничивания с регулятором тока. Правда, последний не очень удобен в применении.

JVC TD-V662

Цена: ~8000-12000₽

Этот достойный представитель рода кассетных дек 1993 года выпуска не нуждается в излишествах вроде кассет на основе диоксида хрома или металлических порошков для достойного качества записи и звучания; он отлично показывает себя при работе с обычными кассетами на основе гамма-оксида железа, и станет идеальным вариантом для тех, кто планирует прослушивать с его помощью только кассеты с предзаписанной музыкой (т.е., кассетные релизы тех или иных исполнителей). Отсек для кассеты размещен в центре корпуса, что придает модели вящего стиля. Помимо привычного ¼ дюймового разъема для наушников и систем Dolby B, C и HX Pro, в конструкцию деки входит разъем CD Direct, обеспечивающий идеальное соотношение сигнала и шума во время записи. Ранее JVC считались одним из передовых представителей сферы видео- и аудиотехники, и до сих продолжают выпускать наушники, бумбоксы и видеокамеры. И, не исключено, что по прошествии лет магнитофоны этой марки сохранились лучше прочих аналогов.

Pioneer CT-S740S

Цена: ~13000-17000₽

Pioneer Japan имеет легендарную репутацию в плане качества своей техники. И время от времени компании удавалось выпускать не только надежные, но и прилично звучащие модели – как, например, CT-S740S. Впервые вышедшая в свет в 70-ые, она выдержала конкуренцию с магнитофонами Nakamichi, которые в то время считались эталоном кассетного мира. Снабженная Dolby S – вершиной систем шумопонижения, гарантировавшей максимальное качество кассетной записи – эта дека стала главной победой Pioneer над пленочным шумом. В силу культового статуса, CT-S740S редко появляется в продаже онлайн, но здесь всё зависит от терпения и удачи.

Sony TC-K611S

Цена: ~11000-15000₽

В своё время Sony не зарекомендовала себя как самый надежный производитель домашних кассетных проигрывателей. Но выпущенная в 1994 году TC-K611S стала одной из немногих удачных попыток компании заявить о себе на этом поприще. В данном случае для более высокого качества записи потребуются кассеты на основе диоксида хрома или металлических порошков. Таким образом, это не лучший вариант для тех, кто планирует использовать магнитофон исключительно для прослушивания. Но для энтузиастов домашней записи данная дека станет одним из лучших вариантов на рынке. Поспособствуют этим целям три магнитные головки, шумопонижение Dolby S и возможность дистанционного управления – опять же, если повезет раздобыть пульт.

Yamaha KX-300

Цена: ~5000₽

Материальный отголосок эпохи 80-ых, произведенный компанией, которая по прошествии лет осталась верна своему делу. Собранный в Японии KX-300 снабжен головками из аморфных металлов, обеспечивающих безукоризненное качество звука. Почтенный возраст этих магнитофонов зачастую может говорить о необходимости замены приводного ремня. К счастью, как показывает практика, их не так уж сложно найти и приобрести по приемлемой цене. Относительно простое устройство деки включает в себя две магнитные головки, весь набор систем шумопонижения и функцию удаленного управления. Но ключевой особенностью модели является система автоматической калибровки ленты, что позволит добиться наилучшего качества записи на кассеты любого типа.

Nakamichi BX-125E

Цена: ~10000-15000₽

Незыблемый гигант в сфере кассетных проигрывателей, компания Nakamichi когда-то выпускала модели с лучшим звуком в данной нише. В этом свете, день, в который CD-плееры окончательно пришли на замену магнитофонам, стал трагической датой для многих аудиофилов. Нельзя сказать, что BX-125E была наиболее выдающейся декой компании, но она являла собой сочетание проверенной временем репутации и солидного качества звучания. Бонусом к этому служит внешний стиль модели – чего стоят только ползунки на правой части панели. Вместе с тем, в плане дополнительных функций BX-125E не отличался от ближайших аналогов в сходном ценовом сегменте. Но в отличие от блеклого качества звука большинства кассетных проигрывателей, мелодии, разносящиеся из Nakamichi, действовали попросту окрыляюще.

Лазарь Виноградский рекомендует / 11 апреля 2014

Почему люди на аукционах покупают винтажную технику, автомобили, пластинки и многое другое?

Мне часто задают это вопрос радиослушатели, и я наконец созрел для полноценного ответа. Во-первых, это качество звука. Звук делится на аналог и цифру. Цифра это МР3, CD, мини диск и т.д. В этом звуке присутствует компрессия, то есть он сжат. А аналог - это лампа (усилители, магнитофоны и т.д.), винил, компакт кассета и катушка (бобина для магнитофона). В этом звуке есть глубина, прозрачность, а также динамика звучания наиболее подходит для восприятия человеком. Что касается винтажной техники, то я хотел бы начать с катушечных магнитофонов (дек).

Я думаю, что где-то в конце 80-х - начале 90-х хитрые капиталисты поняли, что гораздо выгоднее делать технику не на века, а закладывать в технику ограничения по сроку эксплуатации. Например, дают гарантию на год или два, и он точно в это время ломается, а ты должен покупать запчасти, ходить по мастерским и т.д. А через два с половиной года аппарат у тебя начинает просто сыпаться, и ты его выкидываешь и покупаешь новый. А когда ты покупаешь винтажный аппарат, он проходит у мастера настройку, профилактику и готов работать столько, сколько ему лет, а ему уже лет сорок.

Что касается дизайна, эти аппараты - иконы стиля, а многие из них имеют свою историю. Я знаю человека, у которого в коллекции стоит аппарат, на котором писался Мик Джаггер, а также магнитофон, купленный на аукционе-распродаже реквизита фильма Тарантино «Криминольное чтиво», тот самый, в который Ума Турман тыкала свой палец перед её искрометным танцем с Траволтой. До сих пор существует маркет на поставку новых головок и прочих запчастей (спасибо интернету), гениальные Кулибины, которые могут сделать внутренний тюнинг вашему любимцу и дать ему вторую жизнь (кстати, я знаю одного такого в Москве, если нужен контакт, пишите мне в Facebook), всё еще возможно купить на старых стоках легендарную плёнку «Золотой Максвел» (которая давала пожизненную гарантию) или современную ленту, которая до сих пор производится (её можно купить у официального представителя в Москве). Я уже не говорю о громадном выборе металлических катушек всех размеров и марок.
Но теперь я хочу порекомендовать вам лучшие аппараты, которые украсят коллекцию любого меломана или интерьер стильной квартиры, лофта, бара и т.д. Show must go on…

Akai Pro-1000

В 1977 году, 2000 $ были очень большие деньги на них можно было купить хорошую машину с кожей и стерео. Именно столько и стоил Akai pro - 1000, который выпускался с 1977 по 1982, и являлся лучшим аппаратом компании Akai, в категории полупрофессиональных магнитофонов. Двублочник, система шумоподавления, встроенный микрофон, пульт ДУ, головки GX, три скорости, и продавался он только в Японии и США. Причём писал на две дорожки, а воспроизводил на две и на четыре. А знатокам прошу уделить внимание его тех характеристикам указанными ниже.

Технические характеристики и измерения

Модель деки: Pro-1000
Начало выпуска: 1977 год

Цена нового: $ 1,995.00 США
Режим воспроизведения: Стерео, 2-е дорожки (запись и воспроизведение) и 4-е дорожки (только воспроизведение)
Магнитные головки: 4-е изготовленные по технологии GX
Моторы: Один двигатель переменного тока для лентопротяжного механизма и два для подкатушечников
Размер катушки: Максимальный 265 мм (10,5")
Скорость движения ленты: 38, 19 и 9,5 см в секунду
± 0,5%
20 ~ 24000 Гц при скорости движения ленты 38 см в секунду
Частотная характеристика (±3 дБ): 50 ~ 20000 Гц при скорости движения ленты 19 см в секунду
Коэффициент детонации (RMS): При скорости 38 см в секунду: 0,025%, при 19 см в секунду: 0,04%, при 9,5 см в секунду: 0,08%
Отношение сигнал/шум: 2-х дорожечный режим: 61,5 дБ, 4-х дорожечный: 58 дБ и в режиме тирания не менее 70 дБ
Менее 1%, на частоте1 кГц
Коррекция: Стандарт NAB
Рабочий режим: При скорости 38 см в секунду достигается за 0,8 секунды
Частота смещения при записи: 150 кГц
Входы: Микрофонных (4 шт.) с номинальным сопротивлением: 600 Ом ~ 10 кОм и с минимальным уровнем входного сигнала: 0,3 мВ/-69 дБ; линейных (4 шт.) с номинальным сопротивлением: 100 кОм и с минимальным уровнем входного сигнала: 70 мВ/-21 дБ
Выходы: Линейных (4 шт.) с номинальным сопротивлением: более 10 кОм: стандартный выход ниже 100 Ом: 0 дБ (0,775В) и микшерных (2 шт.) с выходным сопротивлением более 20 кОм: выходной уровень ниже 1 кОм: 300 мВ)
Индикаторы: Пиковое время отклика, отвечающее требованиям стандарта DIN: 0,01 секунды; время восстановления: 0,8 секунды VU BTS
Используемые полупроводники: 133 транзистора, 94 диода, 6 теристоров и две микросхемы
Сетевое напряжение:
Частота тока: 50~60 Гц
Потребляемая мощность: 115 Вт
Ширина транспорта: 486 мм
Глубина транспорта: 284 мм
Высота транспорта: 412 мм
Ширина электронного блока: 486 мм
Глубина электронного блока: 309 мм
Высота электронного блока: 231мм
Вес транспорта: 28,3 кг
Вес электронного блока: 10,2 кг

Technics RS-1800

Наверное один из самых редких аппаратов в наше время, мечта для коллекционеров и меломанов, очень дорогой и уникальный по своей механие аппарат. Эта дека имеет высоко производительную лентопротяжку замкнутого типа, которая даёт максимальное взаимодействие ленты с магнитными головками. Главная фишка - кварцевый стабилизатор, регулировки частоты вращения с цифровым дисплеем, который показывает реальное выбранное значение скорости. Кварцевый стабилизатор контролирует скорость ленты, которая может меняться в пределах 9,9%, а микрокомпьютер на дисплее показывает время работы в часах, минутах и секундах. Помимо этого существует ещё и схема питания постоянного напряжения, что бы различные помехи (бытовое электропитание) не мешали работе аппарата. Но и наконец 76 скорость, которая давала невероятное качество записи (чем выше скорость сигнала, тем выше качество записи).

Технические характеристики стереомагнитофона Technics RS-1800

Производство: Осака, Япония
Модель: RS-1800
Формат дорожек: 2-е стерео дорожки для записи и воспроизведения; 4-е стерео дорожки только для воспроизведения
Записывающая магнитная головка: Одна SX (Sendust Extra)
Воспроизводящие магнитные головки: Две SX (Sendust Extra)
Стирающая магнитная головка: Сдвоенная из феррита
Мотор привода ведущего вала: Один с прямым приводом и кварцевым контролем
Моторы для подкассетников: Два с прямым приводом и электронным коммутатором
Скорость движения ленты: 38 см/сек; 19 см/сек и 9,5 см/сек (± 0,2%)
Минимальный диаметр катушки: 13 см (5 дюймов)
Максимальный диаметр катушки: 26,5 (10,5 дюймов)
Время перемотки ленты 1100 м: Около 92 сек
Сердечники для намотки ленты: Только Cine или NAB адаптеры
Частотная характеристика: 30 Гц ~ 35 кГц (на скорости 76 см/с); 30 Гц ~ 30 кГц (на скорости 38 см/с) и 30 Гц ~ 25 кГц (на скорости 19 см/с)
Максимальная детонация (WRMS): 0,01% (на скорости 76 см/сек); ± 0,015% на скорости 38 см/сек и ± 0,03% (на скорости 19 см/сек)
Коэффициент нелинейных искажений: Менее 0,8%
Отношение сигнал/шум: 62 дБ
Искажения при модуляции 1 кГц: Максимум 2% (на скорости 38 см/сек и 19 см/сек) и 3% (на скорости 9,5 см/сек)
Перекрестные помехи (1 кГц): Режим стерео, лучше, чем 45 дБ и режим моно, лучше, чем 60 дБ
Смещение частоты (Bias): 120 кГц
Микрофонный вход (LOW/HIGH): Переключаемый: LOW: 0,15 мВ/2,2 кОм 50 - 600 Ом (несимметричный) и HIGH: 2,5 мВ/100 кОм
Радио вход: 33 кОм 2,5 мВ
Линейный выход: Максимальное напряжение 2,5 вольта, сопротивление 600 Ом
Радио выход: Максимальное напряжение 2,5 вольт, сопротивление не более 1,2 кОм

Выход на наушники: Сопротивление 200 - 600 Ом (без применения электростатических моделей)
Пульт дистанционного управления: Кабельный или инфракрасный
Потребляемая мощность: 135 Вт
Размеры транспортного корпуса: Ширина: 500 мм; Высота: 443 мм; Глубина: 347 мм

Размеры контрольного корпуса: Ширина: 500 мм; Высота: 223 мм; Глубина: 389 мм

Вес транспорта: около 36 кг
Вес контроллера: около 16,6 кг

Studer A810

В конце 60-х годов, в Пентагоне и ЦРУ работали не профаны, а люди которые имели доступ к любой информации и большим бюджетным деньгам, группа Битлз в 1967 году записала свой самый культовый альбом «Сержант Пеппер». Вопрос, что могло объединять американскую разведку и бунтарей из Ливерпуля? А вот Вам мой ответ: весь Пентагон был оборудован магнитофонами Studer-Revox A 77, а группа Битлз именно на него записала своего «Сержанта Пеппера». Все крупные звукозаписывающие студии, радиостанции, телеканалы были оснащены оборудованием Studer. Не буду перечислять все золотые и платиновые диски, исходник для которых писался на аппаратуре, которую создал Вилли Штудер. Модель, которую рекомендую я, это Studer a 810, не коронованный король швейцарского производства. Не буду больше петь ему дифирамбы, но это - правильный выбор.

TASCAM-br-20

Ну вот, ещё один мой любимец, абсолютный профи, последние модели были выпущены в 1992 году. Компания Tascam, это проффесиональное подразделение компании TEAC, которая создавала безупречную по качеству технику и все саундинжинеры и музыканты с нетерпением ждали очередную новинку. По сути эта модель самурайский ответ Вилли Штудеру, который безоговорочно царил тогда на рынке. Аппарат минималистичен внешне, нашпигован ноу-хау внутри, это единственный аппарат из японцев, который пишет и звучит не хуже, а может даже и лучше чем Studer A 810. Прости меня Вилли…


TEAC X2000R

Гламурный красавец, принимавший участие в съёмке фильма Тарантино «Криминальное чтиво», последний катушечник выпущенный компанией TEAC, 6 кобальто -аморфных головок, система DBX, монитор, безупречный внешний вид и т.д. Если вы откроете на моём проекте «Лазарь Виноградский рекомендует» колонку «Интервью», то прямо с включения этого аппарата и музыки Рахманинова начинается видеоролик. Один из любимых мною катушечников, для себя я его называю - «Man in Black»

Akai GX 747 dbx

Симбиоз технологий стиля и качества компании Akai, который производился с 81 по 85 год и являлся флагманом в линейки катушечников. Стеклоферритовые головки (которым сносу нет), сквозной канал (для контроля качества записи), dbx (система шумоподавления), реверс (для ленивых), космический дизайн и фантастические характеристики, всё это было воплощено в Akai GX 747 dbx. При всём при этом, аппарат не являлся профессиональным.

Технические характеристики и измерения Akai GX 747

Модель: Akai GX-747
Начало выпуска: 1981 год

Режим воспроизведения: 4-е дорожки в режиме стерео
Моторы: Один серводвигатель переменного тока для лентопротяжного механизма и два для подкатушечников
Размер катушки: Максимальный 265 мм (10,5")
Скорость движения ленты: 19 и 9,5 см в секунду
Коэффициент детонации (RMS): При скорости 19 см в секунду: 0,03% и при скорости 9,5 см в секунду: 0,04%
Частотная характеристика (±3 дБ): 25 ~ 33000 Гц при скорости движения ленты 19 см в секунду
Частотная характеристика (±3 дБ): 25 ~ 25000 Гц при скорости движения ленты 9,5 см в секунду
Отклонение скорости движения: Менее 0,3% при скорости движения ленты 19 см в секунду и 0,4% при скорости 9,5 см в секунду
Отношение сигнал/шум: 65 дБ
Искажения: Менее 0,4%
Стирание записи: Лучше 70 дБ
Магнитные головки: 4-е (для записи и воспроизведения) изготовленные по технологии GX и две для стирания записи
Время перемотки ленты: 360 м за 75 секунд
Входы: Микрофонный 0,25 мВ с номинальным сопротивлением 5 кОм и линейный 70 мВс номинальным сопротивлением 100 кОм
Выходы: Линейный 0,775В с номинальным сопротивлением более 20 кОм и наушники 100 мВ с номинальным сопротивлением 8 Ом
Соединения DIN: Вход 2 мВ сопротивление 10 кОм и выход 0,3 вольта сопротивлением 20 кОм
Сетевое напряжение: 100 – 240 вольт переменного тока
Частота тока: 50~60 Гц
Потребляемая мощность: 140 Вт
Ширина: 440 мм
Высота: 483 мм
Глубина: 256 мм
Вес: 21 кг

Да вернуть бы это время назад,когда катушечные были в моде,а то нельзя послушать нормальный звук,заполонил проклятый интернет своей дешевой халтурой, беспантовые CD да MP-3 слушаешь их а слушать толком нечего пустой железный звук, правда немного очищенный,да впридачу высокие частоты задрали ну никакого нормального звучания. Что диски,что флешки все это срань, железный пустой звук,нет в этих аппаратах нормальной частоты звука нет насыщенности и глубины звука. Бестолковая и беспантовая молодежь уцепились,за интернет,якобы там перекачиваем,уцепились,за флешки им упырям нужно,что б было все малое и удобное. Они чуханы неслушали,как играет хорошая запись на Akai GX 747, да даже не на Акае а на более простом аппарате хотя бы,как у моего родственника на Орбите - 107 тоже хорошо звучало если лента нормальная да запись. Нехуже,чем эти диски,да хваленный МП-3. Тупорылый беспантовый молодняк неслушал нормальный звук, эти упыри слушают железный,пустой звук непонимают,что этот звук х....я.

В связи с немыслимым ростом продаж винила вопросом времени оставалось лишь то, когда появятся умельцы, обслуживающие ностальгические интересы тех из нас, кто в молодости предпочитал бобины.

Первые признаки шевеления возникли еще 7-8 лет назад, когда пара бутиковых артелей стала предлагать пользователям готовые бобины с записями по hi-end (как они уверяли) стандартам.

Но для прослушивания все равно пришлось бы покупать старый катушечный магнитофон, ибо их уже никто не выпускает с середины девяностых. И что особенно скверно, практически все те старые аппараты требуют ремонта и реставрации для реальной работы. Конденсаторы, скорее всего, высохли, пассики (это резинки такие) деформировались. Но самое паршивое, это если магнитные головки стерлись: замену им сейчас найти куда сложнее, чем иглу для проигрывателя винила.

В общем, если ты покупал бобинник, то в большинстве случаев чисто как предмет интерьера - использовать их всерьез как качественный аудиоисточник трудно.

Все решила изменить аудиокомпания из немецкого Дюссельдорфа Roland Schneider Precision Engineering. В мае 2018 года инженеры анонсировали запуск в производство аж четырех моделей магнитофонов под маркой Ballfinger.

Некоторые из этих магнитофонов будут кастомизироваться (то есть подгоняться под требования покупателя). Но в любом случае платить придется немало. Самый простой и дешевый аппарат Ballfinger выставляется за 9500 евро, максимальная же по цене модель обойдется в 24 000 евро.

«Цифровые носители прекрасны, но простого файла недостаточно для получения всей гаммы ощущений от музыки», - говорит создатель аппаратов Роланд Шнайдер. И мы с ним согласны, кстати.

«Когда мы говорим об аналоговом звуке, ничто нас так не приближает к ощущению присутствия в студии, как катушечный магнитофон», - добавляет инженер.

По словам Шнайдера, его компания уже получила более 80 запросов от дистрибьюторских фирм со всего мира. Пока производственные мощности позволяют изготовлять около двух сотен магнитофонов в год. Надо заметить, что приобретение пленки также не составит особых проблем, уже сейчас можно купить чистые ленты от американской конторы ATR Magnetics и от французской фирмы Mulann.

Производство пленок не прекращалось хотя бы потому, что они всегда были востребованы для традиционных аналоговых студий звукозаписи. Многие артисты только так и пишутся и ни в какую не дают записывать себя в бездушный компьютер.

Мы в редакции MAXIM задумались о практическом применении столь безумно дорогого аппарата в домашних условиях. И придумали лишь одно - сбрасывать на пленку звук с виниловых первопрессов, которые тебе жалко запиливать до смерти. С учетом цены тех самых первопрессов, такое вложение в экономическом смысле имеет даже некоторый смысл. Некоторый. Как бы смысл…



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: