Отдельная звуковая карта. Внешняя звуковая карта для ноутбука USB: как выбрать? Тип звуковой карты

С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.

Немного истории.

Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.

Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.

Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.

Виды звуковых карт

Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.

1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.

Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.

Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.

Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222

2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.

На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона

3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.

M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, Roland Duo/Quad-capture – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.

На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи

4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.

В этой категории есть как бюджетные устройства, например, Behringer FCA1616, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08, Focusrite Scarlett 18i8, Presonus audiobox 1818vsl, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.

Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08

Дополнительные функции.

После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:

Не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;

Не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;

Некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.

Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.

Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.

Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2

В заключение.

Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:

Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.

Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.

Все компьютеры имеют интегрированный звуковой модуль, предназначенный для обработки аудио. Его технические характеристики не позволяют получить от прослушивания студийных записей или фильмов высокого качества всей глубины и реалистичности. Отдельная звуковая карта способна исправить недостатки встроенного аналога. Но широкий ассортимент затрудняет выбор необходимой модели устройства. Обзоры специалистов, видео, демонстрирующие работу оборудования, помогут правильно подобрать нужный вариант, который будет отвечать всем потребностям пользователя.

Большинство компьютеров и , поступающих в продажу, оснащаются , которая интегрирована в . Они обладают низкими параметрами для воспроизведения качественного и чистого звука. Для ценителей музыки или пользователей, желающих подключить типа 4.0, 5.1, 5.2 и т.д. для достижения эффекта присутствия во время просмотра фильма, данной звуковой карты будет недостаточно, так как возможности устройства не позволят это сделать. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации является приобретение оборудования, обладающего высокими техническими характеристиками.

Классификация звуковых карт

Основная задача, которая возлагается на — это обработка поступающего аудио сигнала. Данная продукция делится на два основных вида:

  • внешняя;
  • внутренняя.

Внешние устройства подключаются к персональному компьютеру или через USB-порт или FireWire. Второй вариант устанавливается внутрь системного блока через разъемы PCI или PCIe в зависимости от модели материнской платы и самого оборудования. Цена на внутренние звуковые карты несколько ниже по сравнению с внешними устройствами. Но они чувствительны к качеству электрического тока, получаемого от ПК, и восприимчивы к негативному воздействию наводок. Все это может сказываться на чистоте воспроизводимого звука.

Внимание! Конструкция ноутбуков не предусматривает установку внутренней звуковой карты.

Не зависимо от типа исполнения устройства делятся на два вида:

Профессиональное оборудование отличается от домашнего тем, что имеет разъемы для подключения музыкальных инструментов: Jack 6,3 и XLR, а также встроенными фильтрами для более тонкой очистки звука. Также существует ценовое разделение этих устройств, которое делит их на три класса:

  • Бюджетный. Подобные устройства обладают самым низким качеством воспроизводимого звука. Имеют минимальный набор входов и выходов для подключения акустической системы.
  • Средний. Продукция этого сегмента обладает высокими техническими характеристиками для создания эффекта присутствия во время просмотра фильмов в формате 3D или Blu-ray. Они осуществляют преобразование аудио сигнала из цифрового формата в аналоговый вид во время воспроизведения, и обратно при выполнении записи без задержки и шумов. В комплект поставки может входить программное обеспечение для расширения возможностей по обработке звука.
  • Премиум. Оборудование этого класса воспроизводит звук высокой частоты и в основном используется профессиональными музыкантами. Его интерфейс позволяет подключить несколько устройств. Они имеют несколько регуляторов громкости, собственный эквалайзер. В комплектацию может входить специализированное ПО для профессиональной записи аудио.

Технические характеристики и критерии выбора

На современном рынке звуковые карты представлены в широком ассортименте от разных производителей, которые имеют большой модельный ряд своей продукции. Данное обстоятельство в значительной мере усложняет выбор необходимой модификации оборудования. При выборе устройства следует обращать внимание на следующие параметры: разрядность и частота дискретизации, интерфейс оборудования и поддерживаемые технологии.

Совет. При покупке внутренней звуковой карты рекомендуется выбирать устройство с разъемом PCIe, поскольку шина PCI морально устарела и в скором будущем выйдет из обихода.

Преобразователь сигнала

Звуковая карта оснащается так называемым центральным процессором. Он предназначен для цифро-аналогового преобразования (ЦАП) сигнала с последующим выводом на акустическую систему и аналогово-цифрового преобразования – при записи звука и сохранении данных на . От его частоты зависит скорость обработки потокового аудио сигнала. Устройство, имеющее 2 -3 ЦАП/АЦП способно одновременно обрабатывать несколько звуковых каналов.

Разрядность ЦАП

Данный параметр отвечает за качество обрабатываемого звукового сигнала во время записи или воспроизведении. Стандартным значением разрядности является 16 бит. В продаже может встречаться продукция с показателем в 8 бит, 24 бит и т. д. При использовании 16-ти битного устройства аудио воспроизводится с 65 536 уровнями громкости, а на 8-ми битном – 256. Соответственно, чем выше разрядность, тем лучше качество.

Частота дискретизации

Данный параметр устройства отвечает за качество фильтрации звукового сигнала перед его сохранением. Для создания аудио в формате стерео 2.0 частота дискретизации должна бить 44,1 кГц, что в два раза превышает порог слышимости человеческого уха. Данное значение принято стандартное и поддерживается всеми моделями звуковых карт бюджетного и среднего класса. Для просмотра фильмов в формате: DVD – 48 кГц, FullHD – 91 кГц, для передачи все полноты звука и создания эффекта присутствия параметр должен быть 192 кГц (студийная запись, воспроизведения видео 3D или Blu-ray необходимо 192 кГц).

Внимание! Звуковые карты, имеющие частоту дискретизации меньше 44,1 кГц, воспроизводят звук низкого качества, с наличием посторонних шумов.

Интерфейс

В зависимости от потребностей пользователя устройство может оснащаться разъемами для подключения разного оборудования: акустическая система типа 2.0, 4.0, 5.1, 5.2 (количество каналов), гнезда Jack 6.3 (музыкальные инструменты), оптические входы и выходы S/PDIF (передача информации без сжатия и ухудшения качества). Оборудование, имеющее MIDI-интерфейс предоставляет возможность подключения MIDI-устройств: клавиатуры, контролеры и т. д. Наличие Full Duplex разъемов обеспечивает одновременную запись и воспроизведение сигнала с нескольких каналов. На внешних картах могут располагаться регуляторы громкости для каждого канала, баланса.

Технологии

Звуковые карты в зависимости от своего класса поддерживают различные технологии, предназначенные для улучшения качества звука.

  • Dolby Digital – обеспечивает подавление электрических, электронных и механических шумов.
  • DTS Digital – создает объемное звучание и эффект присутствия, применяется для записи фильмов в формате 3D и Blu-Ray.
  • EAX ADVANCED HD – применяется при создании звуковых эффектов в играх, фильмах 3D и Blu-Ray для обеспечения максимальной реалистичности. За счет реверберации и отражения звуковых волн она создает виртуальный мир всего происходящего вокруг пользователя.
  • Протокол ASIO – обеспечивает оптимизацию передачи данных при работе с различными приложениями, тем самым повышая производительность компьютера.

Совет. Выбор устройства с поддержкой определенных технологий рекомендуется производить в зависимости от возможностей и технических характеристик акустической системы.

Основным критерием при выборе оптимальной модели звуковой карты являются потребности потребителя, исходя из которых, предъявляются необходимые требования. Количество различных разъемов, поддержка различных технологий и форм-фактор (тип исполнения) определяют класс устройства и его стоимость. Приобретая данное оборудование для , рекомендуется отдавать предпочтение тем модификациям, которые получают питание через USB порт, что повысит мобильность. Правильно подобранная продукция сможет обеспечить подключение требуемого оборудования, передачу звука высокого качества и глубины для создания реалистичности и полного присутствия.

Как установить звуковую карту в компьютер: видео

Звуковая карта предназначена для обработки и передачи звукового сигнала на внешние устройства (колонки). Современные звуковые карты, в основном, интегрированы вовнутрь материнской платы. Как правило, они соотносятся с системой объемного звучания 5.1 или 7.1.

Если устройство является встроенным, получается, что вы не платите за него, так как оно находится внутри . Тем не менее, внешние звуковые карты тоже являются довольно востребованными, так как они имеют больше возможностей. Если вам необходимо звучание высокого качества, придется купить отдельную звуковую карту.

Прежде всего, проверьте типы разъемов. Качественное звучание возможно при соединении аудиосистемы с интерфейсом S/PDIF. Устройство должно иметь систему шумоподавления, например, Dolby Digital. Также не нужно забывать о том, что чистоту звука можно получить при наличии хорошей акустической системы. То есть, если вы имеете простые дешевые колонки, то приобретение внешней звуковой платы нецелесообразно. Если же в вашем распоряжении имеется система объемного звучания 5.1 или 7.1, покупайте устройство внешнего типа.

Встроенные и внешние звуковые карты

Встроенные звуковые карты (Internal sound cards) перекладывают большую часть функций на процессор основного устройства. Внешние звуковые карты (External sound cards) имеют собственный , который не тратит ресурсы компьютера или ноутбука.

Если вам не нужны звуковые спецэффекты и вам вполне хватает обычного звучания при воспроизведении медиафайлов, вам подойдет встроенная звуковая карта. Находясь внутри другого устройства, она не занимает лишнего места.

Если вы являетесь продвинутым геймером или меломаном, рекомендуется выбрать и подключить внешнее звуковое устройство, поддерживающее технологию EAX ADVANCED HD. Она дает возможность почувствовать всю силу аудиоэффектов в современных играх.

Еще одно преимущество внешней платы заключается в том, что она может иметь нужное количество интерфейсов для обеспечения лучшего качества звука. Кроме того, на нее не действуют электромагнитные помехи.

В звуковой карте должны присутствовать разъемы соединения с компьютером, системой 5.1, и линейный выход. Также желательно иметь интерфейс S/PDIF.

Разбираемся, стоит ли покупать дискретные или внешние звуковые карты. Для Mac и Win-платформ.

Мы часто пишем о качественном звуке. В портативной обертке, а вот настольные интерфейсы обходим стороной. Почему?

Стационарная домашняя акустика - предмет жутких холиваров . Особенно в случаях использования компьютеров в качестве источника звука.

Большинство пользователей каких-либо ПК считают дискретную или внешнюю аудиокарту залогом качественного звука . Всему виной “добросовестный ” маркетинг , упорно убеждающий нас в необходимости приобретения дополнительного девайса.

Что используется в ПК для вывода аудиопотока


Встроенный звук современных материнских плат и ноутбуков заметно превосходит возможности слухового анализа среднего психически здорового, технически грамотного слушателя. Платформа роли не играет.

Некоторые материнские платы имеют достаточно качественный интегрированный звук . При этом в их основе лежат те же средства, что и в бюджетных платах. Улучшение достигается за счет отделения звуковой части от прочих элементов, использования более качественной элементной базы.


И всё же в большинстве плат используется один и тот же кодек от Realtek. Настольные компьютеры Apple- не исключение. По-крайней мере, приличная часть из них оснащена Realtek A8xx .

Этот кодек (набор логики, заключенный в микросхему) и его модификации характерны практически для всех материнских плат, разработанных под процессоры Intel. Маркетологи называют его Intel HD Audio .

Замеры качества аудиотракта Realtek


Реализация аудиоинтерфейсов в значительной мере зависит от производителя материнской платы. Качественные экземпляры показывают очень хорошие цифры. Например, тест RMAA для звукового тракта Gigabyte G33M-DS2R :

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.01, -0.09
Уровень шума, дБ (А): -92.5
Динамический диапазон, дБ (А): 91.8
Гармонические искажения, %: 0.0022
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.012
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.9
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.0075

Все полученные цифры заслуживают оценок «Очень хорошо» и «Отлично». Не всякая внешняя карта может показать такие результаты.

Результаты сравнительных тестов


К сожалению, время и оборудование не позволяют провести собственное сравнительное тестирование различных встроенных и внешних решений.

Поэтому возьмём то, что уже сделано за нас. На просторах сети, например, можно найти данные о двойном внутреннем ресемплинге наиболее популярных дискретных карт серии Creative X-Fi . Поскольку они касаются схемотехники - оставим проверку на ваши плечи.

А вот материалы, опубликованные одним крупным хардварным проектом позволяют разобраться во многом. В проведенном тестировании нескольких систем от встроенного кодека за 2 доллара до аудиофильского решения за 2000 получились очень интересные результаты.

Выяснилось, что Realtek ALC889 показывает не самую ровную АЧХ, и дает приличную разницу тона - 1,4 дБ при 100 Гц. Правда, на деле эта цифра не является критичной.


А в некоторых реализациях (то есть моделях материнских плат) и вовсе отсутствует - смотрите рисунок выше. Ее можно заметить только при прослушивании одной частоты. В музыкальной композиции, после правильной настройки эквалайзера даже заядлый аудиофил не сможет найти отличие между дискретной картой и встроенным решением.

Мнение экспертов

Во всех наших слепых тестах мы не смогли выявить отличия между 44,1 и 176,4 кГц или 16- и 24-битными записями. Исходя из нашего опыта, соотношение 16 бит/44,1 кГц обеспечивает лучшее качество звучания, которое вы сможете прочувствовать. Форматы выше просто зря съедают место и деньги.

Понижение дискретизации трека с 176,4 кГц до 44,1 кГц с помощью высококачественного ресемплера предотвращает потерю детализации. Если в ваши руки попала такая запись - смените частоту на 44,1 кГц и наслаждайтесь.

Основное преимущество формата 24 бит перед 16 бит заключается в большем динамическом диапазоне (144 дБ против 98), но оно практически не имеет значения. Многие современные треки ведут битву за громкость, в которой динамический диапазон искусственно сокращается еще в стадии производства ДО 8-10 бит.

Моя карта плохо звучит. Что делать?


Все это очень убедительно. За время работы с железом я успел протестировать массу устройств - настольных и портативных. Не смотря на это, в качестве домашнего плеера я использую компьютер со встроенным чипом Realtek.

А если звук обладает артефактами и проблемами? Следуйте инструкции :

1) Отключаем все эффекты в панели управления, ставим на зеленую дырку “линейный выход” в режиме “2 канала (стерео)”.

2) В микшере ОС отключаем все лишние входы, ползунки громкости - на максимум. Регулировки выполнять только регулятором на АС/усилителе.

3) Устанавливаем правильный проигрыватель. Для Windows - foobar2000.

4) В нем выставляем “Kernel Streaming Output” (нужно скачать дополнительный плагин), 24 бита, программный ресемплинг (через PPHS или SSRC) в 48 кГц. Для вывода используем WASAPI Output. Регулятор громкости в отключаем.

Все остальное - работа вашей аудиосистемы (колонок или наушников). Ведь звуковая карта, прежде всего - ЦАП.

Что в итоге?


Реальность такова, что в общем случае дискретная карта не даёт существенного выигрыша в качестве воспроизведения музыки (это как минимум). Ее преимущества - только в удобстве, функциональности, и, быть может, стабильности .

Почему все издания все же рекомендуют дорогие решения? Простая психология – люди считают, что для изменения качества работы компьютерной системы необходимо купить что-то продвинутое, дорогое . На деле - ко всему нужно прилагать голову. И результат может оказаться удивительным.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: