Использование компьютера в обучении за и против. Урок здоровья "Компьютер: «за» и «против»"

Существуют рокеры, которые притягивают к себе фанатов как магнитом

"Компьютер" : "За" и "Против"

Х отим мы этого или нет - компьютер прочно вошел в нашу жизнь. И будущее - за ним. Оглядываясь на своих соседей, уже купивших персональный компьютер, мы все чаще задаем себе вопрос: "Не пора ли и нам его купить ребенку?".

МНОГО ВОПРОСОВ

Чаще всего родителей беспокоит отрицательное влияние компьютера на зрение и его вредные излучения. Кроме того, многие слышали о хакерах - фанатах, полностью погруженных в компьютерный мир, общение с которым они предпочитают всем остальным видам коммуникации. Взрослые, естественно, озабочены, не произойдет ли это и с их ребенком?

Так покупать компьютер? Или подождать? И сколько ждать? А не будет ли слишком поздно?

У ребенка уже с раннего возраста, как только он начинает понимать ценность общения со сверстниками, появляется желание проявить себя и в работе с компьютером. Ему хочется творить, создавать что-то своими руками, строить свой мир - и чтобы никто не мешал ему, не читал нотаций. С людьми этого добиться нелегко. А с компьютером? Сравним две ситуации.

Первая - ребенок за компьютером. Он сидит дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает игрушки, не малюет карандашами и фломастерами где попало. Ребенок поглощен настолько, что даже не пристает к взрослым. Возможно, он занимается уроками (по обучающим программам) или просто с пользой развлекается (при помощи развивающих программ).

Вторая - компьютера нет. Зато есть масса проблем. Усадить ребенка за уроки, погулять с ним. Потом чем-то занять. Потом убрать все, что он разбросал, или уговорить его самому это сделать и т.д. При этом тратятся и нервы, и время - сплошная головная боль...

И многие родители, купив своему дитятке персональный компьютер, с облегчением переводят дух: занимательность "умных машин" не сравнить ни с телевизором, ни с каким-либо другим занятием. Но действительно ли все так просто?

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ?

Компьютерофобия. Ребенок боится, что не справится с требованиями компьютера - не только на начальном этапе освоения, но и на более позднем сроке. Ребенком овладевает необъяснимый страх, который проявляется в состояниях неуверенности, нерешительности, раздражительности.

Родители должны обратить внимание на индивидуальную восприимчивость своего ребенка. Ведь компьютерные страхи чаще возникают у детей беспокойных, неуверенных в себе и компьютер для них - "угрожающий стимул", который может спровоцировать усиление общего состояния тревоги.

Явление противоположное компьютерофобии, - чрезмерная увлеченность компьютером. Нередко оторвать ребенка от монитора можно только со скандалом - так красочен и динамичен виртуальный мир, в который он погружается и который сам творит.

Со временем этот мир начинает восприниматься как реальный. Появляется так называемый "синдром Пигмалиона". Дети эмоциональны, впечатлительны, в отличие от взрослых нечетко различают фантазию и действительность, потому так легко и доверчиво, как в реальный мир, погружаются в жизнь компьютерных героев, со временем даже предпочитая ее жизни подлинной.

"Компьютер" : "За" и "Против"

PRO ET CONTRA

С одной стороны, компьютер оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Когда он "на ты" с персональным компьютером, то смело выбирает стратегию поведения или самообучения.

C другой стороны, привыкнув к виртуальному миру, он может неадекватно воспринимать мир реальный, поскольку ему проще переходить от конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами, чем наоборот. Переход к реальным вещам тем труднее, чем больше ребенок увлекается компьютерной игрой. А это, в свою очередь, может привести к негативным изменениям в развитии его личности: ребенок уходит в себя, формируется аутизм.

При решении очень сложных задач в динамически меняющихся условиях у него могут обостриться невротические черты, а при выраженной неуравновешенности - возникать болезненные состояния. Наблюдения показали, что у разных людей под влиянием длительных занятий на компьютере происходят неодинаковые изменения в психическом развитии: у одних уровень интеллекта повышается, у других - снижается.

Вот еще несколько позитивных последствий - формирование деловой мотивации, развитие логического, оперативного мышления, умения прогнозировать. Кроме того, компьютер предоставляет большой набор изобразительных средств: можно создавать не только цвета, но и их оттенки, легко стирая ненужное. А главное, можно экспериментировать до бесконечности. Хочешь - создавай линейный рисунок, а хочешь - комбинируй композицию из цветных фигур или раскрашивай готовый узор.

Сегодня существует множество увлекательных развивающих игровых программ, которые учитывают возраст, индивидуальные возможности и склонности ребенка, способствуют формированию у него абстрактного мышления. Они дают ему возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться разными уровнями сложности материала и другими видами компьютерной помощи.

В принципе, как утверждают педагоги-программисты, компьютерные обучающие системы обеспечивают контроль и управление учебным процессом, строя динамическую модель конкретного ученика с учетом особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания текста. Одновременно компьютер вырабатывает у юных пользователей такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность.

Тем не менее при длительном пользовании компьютером эти положительные качества могут перерасти в отрицательные: точность и аккуратность в педантизм, негибкость, зависимость мыслительных процессов от умной машины. В каждом конкретном случае надо рассматривать, как соотносятся возможности той или иной программы с развитием конкретного ребенка, памятуя, что компьютер, предоставляя разнообразный материал для творчества, сам творить не может, как не может и научить творить ребенка.

Творчество - дар, присущий только человеку. Его невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Поэтому у того, кто работает исключительно с компьютером, гибкость интеллекта снижается, усиливается шаблонность мышления.

"Компьютер" : "За" и "Против"

СТРЕЛЯЛКИ, СТРАШИЛКИ И ТАМАГОЧИ

Организуя интеллектуальный досуг семьи, родители должны серьезно подходить к выбору детских компьютерных программ, чтобы в информационное пространство не проникли "культиваторы" агрессивного поведения ребенка. Речь идет о распространенных сегодня компьютерных играх "активного действия", всякого рода "бегалках" и "стрелялках". Они таят тройную опасность.

Во-первых, вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. Уже имеется печальный опыт: после пары лет активных занятий такими играми дети не могут связать и двух слов, рассказывая даже о любимой игре, ограничиваются возгласами и междометиями типа "бац", "ты-ды-ды" и тому подобными. Они охотно и легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро отвечают на тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У ребенка формируется быстрота реакции, но он теряет способность сосредоточиваться, что необходимо для успешного выполнения учебных задач.

Вторая опасность - отчуждение ребенка от живой природы, от сверстников и родителей, которых якобы может заменить мощный, оборудованный современными мультимедиа компьютер. Так ли это? Действительно ли компьютер может заменить общение с другими людьми и живыми существами? Во всем мире сейчас среди детей распространена игра в электронного зверька "тамагочи": дети должны ему помочь вылупиться из яйца, потом кормить, убирать за ним.

Если о нем забудут или допустят ошибку в уходе - существо "умирает". Казалось бы, какая разница: живой или компьютерный зверек? И тот и другой могут привить ребенку любовь к "братьям меньшим", научить заботиться о них и вообще о своих ближних. Это особенно актуально для городских семей, в которых часто растет один ребенок и общение с живой природой ограничено.

Однако обратите внимание на такой факт: если "тамагочи" погибнет от неправильных действий или коварной воли играющего, никто не назовет его убийцей. Жизнь таким образом становится игрушкой в руках маленького господина.

В реальности же такое невозможно, ибо есть законы, существуют наказания. От человека требуется ответственное отношение к любому живому существу, обладающему правом на жизнь, и особенно к самоценности человеческой личности. Отсюда третья, может быть, самая главная опасность бездушных развлекательных игр, допускающих жестокость со стороны игрока. Моделируя действия ребенка по отражению ударов, компьютер формирует у него агрессивность мышления.

СТРАХ ПОРОЖДАЕТ ЖЕСТОКОСТЬ

Высказываясь против компьютерных игр, психологии, врачи, педагоги не против игры как таковой - в игре ребенок познает мир, развивается. Они выступают против тех игр, которые отрицательно воздействуют на здоровье, интеллект и психику ребенка. Нетрудно представить, что творится в его незащищенном сознании, когда он борется с чудовищами, привидениями и другими монстрами. Некоторые герои компьютерных игр так страшны, что на упаковке написано: "Только для детей старше 5 лет". Как в таких случаях защитить ребенка от неврозов, навязчивых страхов, лунатизма и прочих психических нарушений?

"Компьютер" : "За" и "Против"

Страх, как известно, делает ребенка или забитым или жестоким, а бывает - и тем и другим одновременно. Один 5-летний малыш, например, чтобы избавиться от страха быть съеденным динозавром, сам создал себе динозавра и воспитал его так, чтобы с его помощью уничтожать других тварей.

Однако страх перед ними не исчез. Его воображение все еще наполнено различными ситуациями борьбы и защиты. Как побороть страх? Можно укрыться под одеялом. А можно и самому стать страшным.

СТАНЬТЕ ХОЗЯИНОМ ИСКУССТВЕННОГО РАЗУМА

Сам по себе компьютер не плох и не хорош, и каким он в результате станет, зависит от пользователя, от его разумного отношения к машине. Невежество и беспечность взрослых опасны не только для телесного и психического здоровья ребенка, но и для них самих. Именно они в первую очередь сталкиваются с результатами своих промахов в воспитании детей; после страдает уже и общество в целом.

Взвешивая все "за" и "против" при покупке компьютера, важно учесть, какой компьютер вы приобретаете, сколько времени будет проводить за ним ребенок и как эти занятия впишутся в его общий режим. Необходимо учитывать содержание программ, качество их подачи и многие другие факторы. Но об этом - в следующий раз.

Галина Лукьянец

Кандидат биологических наук

Людмила Леонова

Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАО

Тибет - это страна, где главной религиозной традицией является буддизм, но, судя по последним находкам, индуизм также имел на жителей Тибета определенное влияние. В городе под названием Шигадзе китайский ученый (работающий в Китайском институте тибетологии при Тибетском университете) по имени Цэтань-Доньджуб нашел древний индуистский храм в честь Господа Шивы (Шива - один из главных полубогов в божественной триаде ведической традиции)

Многие родители, купив своему ребенку компьютер или карманную электронную игру, вздыхают облегченно, так как этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игрыи т.п. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями и так далее... И однозначного ответа все равно нет.

Мы надеемся, что приведенные ниже факты помогут вам сделать правильный выбор.

Аргументы "ЗА":

Компьютерные игры развивают у ребенка :

    быстроту реакции;

    мелкую моторику рук;

    визуальное восприятие объектов;

    память и внимание;

    логическое мышление;

    зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

классифицировать и обобщать;

аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

добиваться своей цели;

совершенствовать интеллектуальные навыки.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив паззл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично» или «ты просто гений», это вызывает у ребенка восторг!
Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Аргументы "ПРОТИВ":

Плохо то, что при несоблюдении режима дня компьютер превращается из друга во врага. Проще говоря, большинству детей очень трудно остановиться, оторваться от увлекательной игры и переключиться на другие занятия. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий. Необходимо помнить, что маленький ребенок – это очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нерегламентированные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения самочувствия ребенка, повлиять на его психику, поэтому появляется возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Проблема «золотой середины» - когда компьютер является другом и помощником, но не единственным источником удовольствия, остро стоит во многих семьях. Практически, у каждой семьи свои рецепты того, как ограничить время, проводимое ребенком за компьютером и оградить его от «компьютерной зависимости». Ведь вопрос о том, чтобы запретить компьютерные игры, уже не ставится. Речь идет только о разумном ограничении времени общения детей с компьютером и о том, чтобы не превращать его в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий книги, игрушки, а главное - живое общение.

    Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.

    Расположите компьютер на столе вуглу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов.

    Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель, соответствующую его росту.

    Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер.

    Проветривайте чаще комнату, для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.

    Протирайте экран чистой тряпочкой или губкой до и после работы на компьютере.

    Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают его вредные излучения.

    Помните!!! Без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а близорукие дети и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день, причем 3 раза в неделю, через день.

    После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

Как правильно подобрать компьютерную мебель для ребенка

Для детей ростом 1150 – 130 см рекомендуемая высота стола – 54 см., высота сидения стула (обязательно с твердой спинкой) – 32 см.; выше 130 см – соответственно 60 и 36 см.

Расстояние между ребенком и дисплеем не менее 50 – 70 см (чем дальше, тем лучше).

Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Посадка устойчивая: ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 – 3/4 длины бедра.

Пространство между корпусом тела и краем стола – не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).

Как выбрать игру для вашего ребенка

    Обратите внимание на то, чтобы игра была русифицирована.

    Системные требования детских игр, как правило очень невысокие, вам нужно посмотреть, подойдет ли игра к вашей операционной системе.

    Желательно брать игры, где указан примерный возраст ребенка, на которого ориентирована игра (правда, если ваш ребенок не может справиться с заданием, не расстраивайтесь, очень часто производители завышают требования к игрокам).

    Игры должны соответствовать возрасту как по содержанию, так и по качеству оформления.

    Старайтесь выбирать игры отечественного производителя.

Как познакомить ребенка с игрой

    Первый раз играйте вместе с ребенком, по ходу игры объясняйте, что нужно делать и как. Если ребенок еще не умеет читать, то тем более ему нужна ваша помощь, особенно если нет звуковой подсказки.

    Если в игре есть герои сказок или мультфильмов желательно познакомиться с ними (героями) заранее.

    Также нужно объяснитьребенку стратегию игры: где лучше подпрыгнуть, где пробежать и почему, а также объяснить значение очков на экране: количество очков, количество жизней и т.д.

    Попробуйте поиграть сами и попросите ребенка подсказывать вам: вы увидите, как он будет рад вашим совместным успехам.

Компьютер: «за» и «против»

Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Магия компьютерных игр охватила сейчас почти все юное поколение во всем мире. Родителей чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений, а также возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Какую картину мы наблюдаем почти во всех семьях, где есть компьютер? Ребенок, придя домой, бросается к компьютеру, вяло отбрыкиваясь от наших настойчивых попыток накормить свое современное чадо обедом. И бесконечные игры до вечера. Знакомо?

Поверьте, вы не одиноки.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер, вздыхают облегченно, т.к. этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п.

Маленький ребенок - очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Неограниченные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику. Советуем обратить внимание родителей на следующие моменты.

  • Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.
  • Расположите компьютер на столе в углу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов.
  • Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель, соответствующую его росту.

Для детей ростом 115 - 130 см рекомендуемая высота стола - 54 см, высота сидения стула (обязательно с твердой спинкой) - 32 см. Расстояние между ребенком и дисплеем не менее 50 - 70 см (чем дальше, тем лучше). Поза ребенка - прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы, посадка устойчивая. Пространство между корпусом тела и краем стола - не менее 5 см.

  • Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер. Проветривайте чаще комнату; для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.
  • Протирайте экран чистой тряпочкой или специальной салфеткой до и после работы на компьютере.
  • Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают его вредные излучения.
  • Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления.
  • Помните: без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья - только 10 минут в день, причем 3 раза в неделю, через день.
  • После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.

При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияние компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье - сберегающих технологий.

С тех пор, как ребенок впервые сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.

Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.

У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обучения ребят дошкольного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течении длительного времени и как следствие этого - появление утомления, нервно - эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психологического здоровья ребенка, чем полезен.

Так вопрос: компьютер: вред или польза? остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, пренебрегая здоровьем будущего поколения, но и нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Значит, нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.

2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997года выпуска, что соответствует уровню Pentium 2. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.

3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.

4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.

5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.

6. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере - 10 - 15минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2раза в неделю.(Хотя родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компьютером и их не отвлекает.)



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: