Влияние информационных технологий на процессы в обществе. Влияние технологий на общественное развитие

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК, которые окружают нас дома и на работе, часто со всех сторон.

Их можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но». Последствия воздействия излучения, а также других факторов влияния компьютеров на человека изучены недостаточно.

Имеющиеся данные англоязычной литературы об ухудшении здоровья пользователей ПК носят отрывочный и часто противоречивый характер. При этом логика рассуждений такова: раз нет однозначных доказательств вреда, значит, нет и самого вреда. Однако некоторые данные о стрессовом воздействии компьютеров на зрение, возникновении патологических изменений в глазах, учащении эпилептических припадков всё же опубликованы. Замечен также дискомфорт мышечной ткани, кожных покровов.

Особое внимание хотелось бы уделить проблеме влияния ПК на психику человека.

Цель работы – изучить различные аспекты воздействия компьютера на психику человека.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

Объектом нашего исследования выбраны группы детей среднего и старшего школьного возраста. Выборку составили учащиеся 8-11 классов, в количестве – 45 человек.

Практическая ценность работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьютеров на психику подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи

Донская Академия Наук Юных Исследователей

Наименование секции: Психология

Исследовательская работа

Тема: «Влияние информационных технологий на психику человека»

Сумарокова Ирина Геннадьевна, 11 класс,

НОУ Экономический лицей г. Гуково

Руководитель:

Бояринева Яна Юрьевна,

преподаватель математики и информатики

Г. Ростов-на-Дону

2010 г.

Введение

Признаки компьютерной зависимости

Механизмы компьютерной зависимости

Формирование компьютерной зависимости

Плюсы и минусы компьютерной зависимости

Новая болезнь человека третьего тысячелетия

Игра или работа?

Острый стресс

Компьютерные стрессы

Как не допустить в свою жизнь специфические "компьютерные" стрессы

Экспериментальная часть

Сведения об испытуемых и использованные методики

Анализ результатов

Введение

Научно-технический прогресс, набравший к концу прошлого столетия огромную скорость, стал базой для создания компьютера, без которого современный человек уже практически не может жить. Компьютерные технологии, войдя в нашу повседневную жизнь, стали «мостом», который соединил уже имеющиеся научные разработки и новейшие идеи будущих проектов. Повсеместная компьютеризация привносит в нашу жизнь не только положительные, но и отрицательные аспекты. Безусловно, все сферы общественной и промышленной деятельности получили дополнительные возможности развития с помощью компьютера и Интернета. Вполне вероятно предположить, что в недалеком будущем человек уже не сможет полноценно жить без компьютера или Интернета. Многие организации, компании и фирмы уже не могут осуществлять свою деятельность без компьютерных сетей.

В настоящий момент компьютер – незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что очень часто буквально зависим от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла. Уже сегодня компьютерные системы внедрены в такие сферы деятельности, как банковское дело, системы безопасности, медицина, производство, наука и другие важные отрасли. Но даже не этим ограничивается зависимость человека от компьютера.

Компьютер сравнительно недавно вошел в нашу жизнь и закрепился в ней навсегда. Теперь ни одно предприятие, ни одно учебное заведение не обходится без компьютерных технологий. С одной стороны, компьютер значительно облегчил жизнь, а с другой – человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование зависимости от компьютерных игр и Интернета.

Цель работы – изучить различные аспекты воздействия компьютера на психику человека.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • анализ понятия «компьютерной зависимости»
  • определение признаков и механизмов формирования компьютерной зависимости
  • обзор специфических компьютерных стрессоров
  • проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов, с целью выявления признаков компьютерной зависимости.

Объектом нашего исследования выбраны группы детей среднего и старшего школьного возраста. Выборку составили учащиеся 8-11 классов, в количестве – 45 человек.

Практическая ценность работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьютеров на психику подростков.

  1. Появление компьютерной зависимости

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?

  1. Одной из причин является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх.
  2. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.
  3. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.
  4. Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем.
  5. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной.
  6. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности. Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
  7. Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.
  8. Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками. Полностью трансформируется режим дня и ночи – близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком.

Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются, прежде всего, при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

У многих людей возникает вопрос о том, кто виноват, если ребенок целыми днями просиживает у компьютера. Ответ напрашивается как бы сам собой: конечно, родители. Они не занимаются ребенком, и вот результат! Однако, к несчастью, ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи. Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий «брошенного отпрыска» ожидает в квартире лишь его преданный товарищ – компьютер. А когда мамы и папы, кроме того, еще и совершенно не интересуются машиной, не любопытствуют, что именно делает ребенок за компьютером, то процесс полностью выходит из-под контроля. Поэтому ребята просиживают у компьютера все время, пока родители на работе, обмениваются дисками с друзьями, одноклассниками, скачивают музыку, картинки, заставки для мобильных телефонов и списывают из Интернета заданные домашние работы, доклады.

Психолог М. Гриффитс делит зависимых игроков на две категории. Первые любят играть в сети группами. Это так называемые ролевые игры. Главное для них – похвала группы в случае победы. В отличие от них вторые используют компьютер для бегства от чего-либо, от каких-либо проблем. Иными словами, в формировании компьютерной зависимости «участвуют» те же психологические факторы, что и в формировании зависимости к психоактивным веществам.

1.1 Признаки компьютерной зависимости

Понятно, что люди, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру. С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг.

Рассмотрим эти признаки:

когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.

Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:

начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

начал проводить ночи у компьютера;

начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

2.1 Игра или работа?

В конце ХХ в. все обстояло немного по-другому. Компьютер считался атрибутом финансового благополучия. Дома его имели немногие, но если это становилось известно, то им завидовали. Сейчас же это обыденно, уже никто не удивляется его наличию. Знание компьютера требуется при приеме на работу. Но не всегда его наличие гарантирует и его знание. В последнее время люди покупают его для того, чтобы играть. Первый вопрос консультантов в магазинах «Для каких целей компьютер приобретаете?» Ответ «Для игр» считается распространенным, ему уже не удивляются. Нередко люди стесняются в этом признаваться и стараются сделать серьезный вид, чтобы не выдавать зависимость.

Игровая зависимость обусловлена еще тем, что партнеры могут играть, не видя друг друга. Для этого всего лишь достаточно иметь дома компьютер, подключенный к Интернету.

В настоящее время сеть очень развита, поэтому обновленные версии игрушек появляются очень часто. Как производителям игр, так и поставщикам Интернета это очень выгодно. Как правило, игры проходят за несколько уровней, каждый из которых требует немалого количества времени, а ведь это очень выгодно, потому что время – деньги (услуги Интернета обходятся недешево).

О зависимых от компьютера людях можно говорить бесконечно много, но от этого навряд ли что-то изменится. Отказаться частично или полностью от технократического развития тоже было бы нелогично. Пути решения проблемы найти сложно. Каждый из нас зависит от чего-то, но не у всех эта зависимость приобретает столь угрожающие формы. Конечно, можно дать сугубо психологический совет: попытаться перебороть себя и найти более достойное применение своим силам и знаниям. «Лично мне пришлось добрую треть века брести на ощупь в этом дремучем мире, прежде чем передо мною стала проясняться та истина, что в 99 случаях из 100 человек ни в чем не осуждает себя, независимо от того, насколько он прав или нeпpaв». Эти слова принадлежат психологу Дейлу Карнеги. На мой взгляд, они полностью подтверждают мысль о том, что переубедить человека невозможно.

3. Острый стресс

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной и репродуктивной системах, на зрение и костномышечном аппарате человека.

Всем знакома ситуация, когда мы включаем компьютер, а на экране вместо привычного сообщения, мы видим сообщение в котором написано, что диск С не найден или загрузочный сектор диска поврежден. А мы уже забыли, когда и куда дублировали свою информацию.… В этот момент психологи называют наше состояние «Острый стресс».

Отметим основные из них.

  • Потеря информации - безусловно, на первом месте.
  • Неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера
  • Информационные перегрузки.
  • Игры и Интернет-зависимость

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Что станет шоком для конкретного человека, зависит исключительно от него самого, его мировоззрения, его убеждений, его системы ценностей, силы его характера, его психологической устойчивости.

Стрессы оказывают отрицательное влияние, как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека.

Реакция на стрессовые ситуации, заложенная природой в наш организм много веков назад, направлена на то, чтобы при опасности моментально подготовить организм к взрывным действиям: сражаться с врагом или убегать от него.

3.2. Как не допустить в свою жизнь специфические "компьютерные" стрессы:

"Ведите нестрессовый образ жизни"!

Образ жизни - это наша повседневная жизнь - каждый день и ночь, каждая неделя, каждый месяц, каждый год. Составными частями образа жизни являются распорядок дня и режим питания, двигательная активность и качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими и обстановка на работе, и многое, многое другое. Только от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Научитесь оставаться спокойным в самой острой ситуации. Не позволяйте оппоненту разозлить вас. Пусть злятся и нервничают другие!

Сделайте своим лозунгом: " положительные эмоции и уверенность в себе! ". Прямо сейчас, с сегодняшнего дня, с этой минуты. И стрессы, шок и депрессия будут обходить вас стороной.

4. Экспериментальная часть

4.1 Сведения об испытуемых и использованные методики

Исследование проводилось в НОУ Экономический лицей г. Гуково. В исследовании принимали участие 45 человек, возраст которых от 13 до 17 лет. Для выявления признаков компьютерной зависимости и способствующих этому психологических состояний были предложены следующие методики:

  • Тест «Скрытый стресс»
  • Тест «Коммуникабельны ли вы?»
  1. Тест «Скрытый стресс»

Позволяет выявить скрытый, накопившийся стресс и вовремя обратиться за профессиональной помощью или постараться изменить что-то в отношениях с человеком, подверженным компьютерной зависимости. Всем известно, что даже незначительные повседневные неприятности существенным образом воздействуют на нервную систему человека. Любые, часто повторяющиеся негативные события накладывают свой отрицательный отпечаток на психику человека, и такое негативное повседневное влияние может послужить фоном для развития психических нарушений у лиц с компьютерной и интернет-зависимостью.

В тесте предложено девять ситуаций, которые могут оставить след на психике. Человеку предлагается выбрать те ситуации, которые больше всего нервируют.

1. Вы хотите позвонить по телефону, но требуемый номер постоянно занят.
2. Вы выполняете работу, а кто-то непрерывно дает вам советы.
3. Когда вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.
4. Если с кем-то разговариваете, а кто-то постоянно вмешивается в вашу беседу.
5. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.
6. Если кто-то без причины повышает голос.
7. Вам неприятно, если в одежде, интерьере присутствует комбинация цветов, которые, по вашему мнению, не сочетаются друг с другом.
8. Когда вы при встрече, здороваясь с кем-либо за руку, не чувствуете ответного пожатия.
9. Когда разговариваете с человеком, который все знает лучше вас.

Интерпретация результата теста:

Если опрашиваемый пометил более пяти ситуаций, то можно предположить, что даже бытовые проблемы оказывают на вашу психику сильное негативное влияние. Следовательно, необходимо обратить особое внимание на стиль жизни. Родственники должны понимать, что результат в пять из девяти ситуаций – это уже повод обратить свое внимание на поведение своего ребенка или человека, которые стремятся любую свободную минуту к компьютеру.

  1. Тест «Стремление к новым играм»

В данном тесте учащимся лицея было предложено ответить на ряд вопросов:

1. Можете ли вы завершить работу, если она вам не интересна?
2. Преодолеваете ли вы внутреннее сопротивление, если требуется предпринять что-то неприятное?
3. Оказываясь в конфликтной ситуации, способны ли вы оценить ситуацию объективно?
4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
5. Можете ли вы утром встать пораньше, если в этом нет особой необходимости?
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
8. Сможете ли вы не изменить своих намерений, даже если они вызывают страх?
9. Будете ли вы принимать неприятные лекарства, если вам рекомендует врач?
10. Сдержите ли вы данное обещание, если выполнение принесет много хлопот?
11. Сразу ли вы соглашаетесь на командировку в незнакомый город?
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
13. Относитесь ли вы неодобрительно к должникам?
14. Сможет ли интересная телепередача заставить вас отложить работу?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не были обращенные к вам слова?

Интерпретация результата теста

1. Если на все вопросы ответили «да»: сильная воля, устойчивый характер, твердость убеждений, но это крайность, которая может отрицательно влиять на окружающих и самого отвечающего.
2. Если среди ответов преобладают ответы «да»: склонность к переменам, устойчивость силы воли максимальная.
3. Наиболее подвержены переменам, стремлению ко всему новому ответившие на все вопросы «нет» или в большинстве «нет».
4. Золотая середина – преобладание ответов «иногда».

3. Тест «Коммуникабельны ли вы?»

Тест предложен В. Ф. Ряховским, вопросы теста и интерпретация приводятся без изменений. Тест оценивает уровень общительности человека.
Инструкция : Предлагаются 16 вопросов, на которые следует ответить одной из трех альтернатив: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)?
7. Верите ли вы, что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам долг?
9. В ресторане или в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост и томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не принимаете?
14. Услыхав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли промолчать и не вступить в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Как вам удобно излагать свою точку зрения (мнение, оценку): в письменном виде или в устной форме?

Интерпретация результатов

30 – 32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваш недостаток, так как страдаете от этого только вы сами. Но и близким вам людям тяжело приходится. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Необходимо направить усилие на общительность, необходимо контролировать себя.
25 – 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, любите одиночество, и поэтому у вас, вероятно, небольшой круг друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту закономерность своего характера и бываете недовольны собой. Но в вашей власти изменить эти особенности характера. При увлеченности вы ведь приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
15 – 28 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой среде ощущаете себя вполне комфортно. Новые проблемы вас не волнуют. И все же с новыми личностями сходитесь с оглядкой, в спорах и пари участвуете неохотно. В ваших выражениях чаще преобладает сарказм без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы, стоит лишь захотеть.

14 – 18 очков. Нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, очень терпеливы во взаимоотношениях с другими людьми, поддерживаете свою точку зрения без излишней вспыльчивости. Без нежелательных переживаний идете на встречу с новыми людьми. Шумные компании и неуместные неадекватные поступки вызывают раздражение.
9 – 13 очков. Вы весьма общительны, порой, быть может, слишком сильно. Любопытны, общительны, любите выражать свое мнение по разным вопросам, что иногда может вызывать раздражение окружающих. С удовольствием знакомитесь с новыми людьми. Вам нравится быть в центре внимания, никому не отказываете в требованиях и мольбах, хотя не часто можете их исполнить. Бывает, взорветесь, но быстро остываете. Вам не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с потенциальными трудностями. При необходимости, конечно, вы сможете себя заставить не отступать.
4 – 8 очков. Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите находиться в центре всех дискуссий, хотя сложные вопросы могут вызвать у вас головную боль и даже хандру. С удовольствием берете слово по каждому вопросу, даже если не имеете представления о нем. Везде ощущаете себя как дома. Хватаетесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до завершения. По этой причине работодатели и коллеги относятся к вам с сомнением и недоверием. Задумайтесь над этими фактами. Все в ваших руках.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы болтливы, многословны, ввязываетесь в дело, которое к вам не относится. Беретесь судить о предметах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной всевозможных конфликтов в вашем близком кругу. Вспыльчивы, обидчивы, часто действуете необъективно. Ответственная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще всюду – трудно с вами. Да, вам бы улучшить себя и свой характер! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье – такой стиль жизни не протекает безнаказанно.

  1. Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета

Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр были предложены вопросы-утверждения, опрашиваемые должны ответить, верно или нет данное утверждение.
1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?
2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?
3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
4. У вас есть боли в запястьях?
5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?
6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?
7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?
8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми? Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета?
10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?
13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?
14. В последнее время у вас было сильное желание играть?
15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?
16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?

Интерпретация результатов: Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25% и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

4.1 Анализ результатов

1. По результатам исследования на наличие скрытого стресса 39% опрошенных пометили более пяти ситуаций, что свидетельствует о том, что даже бытовые проблемы оказывают на их психику сильное негативное влияние. Следовательно, необходимо обратить особое внимание на стиль жизни ребят. Их родственникам нужно задуматься над поведением своего ребенка, который стремится любую свободную минуту проводить за компьютером.

Диаграмма 1

  1. Обработав данные теста «Стремление к новым играм», я получила следующие результаты:
  • у 88% учащихся преобладает ответ «да» в ответах. Это значит, что они склонны к переменам, но обладают устойчивой силой воли и могут противостоять психологическому воздействию, в том числе и компьютерному.
  • 12% ребят наиболее подвержены переменам, стремлению ко всему новому, а значит и к новыми компьютерным играм.

Диаграмма 2

  1. По результатам теста Ряховского «Коммуникабельны ли Вы?» явно некоммуникабельных, закрытых, неразговорчивых, замкнутых, любящих одиночество или наоборот болезненно коммуникабельных, болтливых, многословных людей среди опрошенных ребят нет, что очень радует.

При этом 18% лицеистов достаточно общительны и в незнакомой среде ощущают себя вполне комфортно. И все же с новыми личностями сходятся с оглядкой, в спорах и пари участвуют неохотно. В выражениях чаще преобладает сарказм без всякого на то основания. Эти недостатки при желании исправимы.

У 14% - нормальная коммуникабельность. Такие люди любознательны, охотно слушают интересного собеседника, очень терпеливы во взаимоотношениях с другими людьми, поддерживают свою точку зрения без излишней вспыльчивости. Без нежелательных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Шумные компании и неуместные неадекватные поступки вызывают раздражение.

34% учеников весьма общительны, порой, быть может, слишком сильно. Любопытны, любят выражать свое мнение по разным вопросам, что иногда может вызывать раздражение окружающих. С удовольствием знакомятся с новыми людьми. Им нравится быть в центре внимания, никому не отказывают в требованиях и мольбах, хотя не часто могут их исполнить. Им не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с потенциальными трудностями.

Очень общительными можно назвать 34% ребят. Они всегда в курсе всех дел. Любят находиться в центре всех дискуссий, хотя сложные вопросы могут вызвать у них головную боль и даже хандру. С удовольствием берут слово по каждому вопросу, даже если не имеют представления о нем. Везде ощущают себя как дома. Хватаются за любое дело, хотя далеко не всегда могут довести его до завершения.

Диаграмма 3

  1. Обработав результаты теста-опросника на выявление компьютерной зависимости, я получила, что у 50% опрашиваемых, выявлена психологическая зависимость от компьютера, хотя только начальная ее форма. Это значит, что стоит задуматься над этим результатом самим учащимся. Не долго ли они работают (играют) за компьютером? Таким детям стоит изменить стиль жизни, и как можно больше времени проводить в кругу семьи или друзей.

Диаграмма 4

Интересными являются те факты, что:

  • эйфорию и хорошее настроение во время компьютерных игр испытывают 45% опрошенных;

Диаграмма 4

  • Чувство опустошённости, дурное настроение или раздражительность, когда не могут поиграть за компьютером, появляется у 34% ребят;

Диаграмма 4

  • 11% лицеистов могут пропустить встречу с кем-либо ради компьютера;

Диаграмма 5

  • 39% учащихся проводят более 3 часов в день в Интернете;
  • 8 % учеников легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу. Это не так много, радует, что большинство ребят ценят и понимают преимущества реального общения.

Можно сделать вывод : дети стали более зависимы от компьютера и Интернета, у них появился интерес к легкому общению с помощью компьютера, чем обычному – с друзьями, теперь их самый лучший друг- это Интернет. Такая ситуация должна насторожить родителей. Нельзя создавать почву для формирования подобной зависимости. Обнадёживает тот факт, что по результатам проведенного исследования все же большинство опрошенных понимают преимущества реального общения, проводят в Интернете меньшую часть своего свободного времени, достаточно коммуникабельны и целеустремленны, обладают устойчивой силой воли и могут противостоять психологическому воздействию, в том числе и компьютерному.

Список использованных источников

  1. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. – 2004.
  2. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.
  3. Немов Р. С. Психология. Москва. «Владос». – 1999.
  4. Практикум по общей психологии/Под ред. А. И. Щербакова. М. 1990.
  5. С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова «Как справиться с компьютерной зависимостью» (http://www.fictionbook.ru)
  6. http://psynet.by.ru
  7. http://psychology.ru

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Влияние информационных технологий на психику человека Автор: Сумарокова Ирина Геннадьевна 1 1 класс, НОУ Экономический лицей г. Гуково Руководитель: Бояринева Яна Юрьевна преподаватель математики и информатики

Цель работы – изучить различные аспекты воздействия компьютера на психику человека. Данная цель предполагает решение следующих задач: анализ понятия «компьютерной зависимости» определение признаков и механизмов формирования компьютерной зависимости обзор специфических компьютерных стрессоров проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов, с целью выявления компьютерной зависимости.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Суть компьютерной зависимости - компьютер начинает управлять самим человеком.

С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить.

Механизмы формирования компьютерной зависимости Первый механизм – уход от реальности. Второй – принятие роли.

В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Стрессы можно подразделить на: эмоционально положительные и эмоционально отрицательные; кратковременные и долгосрочные; физиологические и психологические; информационные и эмоциональные.

К специфическим компьютерным стрессорам относятся: Потеря информации. Неустойчивая работа, сбой и зависание компьютера. Информационные перегрузки. Игры и Интернет-зависимость.

Экспериментальная часть исследования Объект исследования – дети в возрасте от 13 до 17 лет в количестве 45 человек. Были использованы следующие тестовые методики: На выявление состояния скрытого стресса. На определение уровня коммуникабельности. На наличие психологической зависимости от информационных технологий. На определение стремления к новым играм.

Скрытый стресс

Уровень коммуникабельности

Психологическая зависимость от ПК

Стремление к новым играм

39% учащихся проводят более 3 часов в день в Интернете; 8 % учеников легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу. Это не так много, радует, что большинство ребят ценят и понимают преимущества реального общения.

Только от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.


Современная среда функционирования организаций, управление в них и информационное обеспечение управления находится под воздействием революционных изменений в производстве и технологиях, прежде всего информационных.

В настоящее время информационная сфера приобретает принципиальное значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Информационная составляющая в деятельности людей постепенно выходит на первый план. Появление новейших технологий, построение глобальных, национальных и региональных информационных сетей и систем открывает не только технические, но и экономические возможности для объединения информационных ресурсов цивилизации и обеспечения доступа к ним массового пользователя. Это влечет за собой изменение во всех сферах человеческой деятельности, формирование информационного общества. Отметим ряд тенденций, появившихся в обществе, в связи с развитием ИТ.

1. Появление и развитие новых бизнес-моделей (Бизнес-модель – способ организации внутренней и внешней деятельности компании (предприятия). Прежде всего, это создание виртуальной экономики. Различные формы электронной коммерции и торговли – проявление такой экономики. Считается, что виртуальная индустрия станет одним из главных источников процветания и факторов развития экономики в течение последующих 10 лет.

2. Изменение форм конкуренции. Раньше конкуренция заключалась в основном в соревновании по цене и качеству, в новых условиях – это конкуренция по скорости изменения бизнес-моделей и продуктов. Такая конкуренция часто разрушает старые промышленные структуры: скорость изменения бизнес-моделей оказывается более важной, чем разработка новой продукции. В связи с этим технология становится основной ведущей силой и определяет развитие бизнеса. Она позволяет даже маленьким организациям стать большими игроками на международном рынке. Это – огромный стимул для маленьких и средних организаций к внедрению технологий. Проблема заключается в том, что зависимость таких организаций от правильно выбранной технологии весьма велика. Важнейшее условие их выживания – наличие необходимой информации, основанной на ИТ и информации, получаемой из сети Интернет, и умение менеджеров пользоваться этой инфраструктурой.

3. Возрастание необходимости в актуальной, своевременной информации для управления по мере увеличения скорости изменений. Ввиду того, что скорость изменений становится таким важным фактором, менеджеру важно иметь самую актуальную информацию. Подобная ситуация приводит к усилению роли ИС в организации, а также требует, чтобы ИС была самой современной. Кроме того, необходимо расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих работу с базами данных, имеющих разнообразную структуру данных и содержащих мультимедийные объекты с гипертекстовыми ссылками. (Гипертекст – метод представления текста, изображения, звука и видео, связанных друг с другом произвольной ассоциативной памятью.)


4. Создание локальных, многофункциональных проблемно - ориентированных ИС различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей.

5. Способность к взаимодействию. С повышением значимости информационного продукта возможность проведения идеального обмена этим продуктом между компьютером и человеком, или между информационными системами приобретает значение ведущей технологической проблемы. Среди прочих, это и проблема совместимости технических и программных средств.

6. В процессе глобализации бизнеса подразделения организации оказываются разбросанными по всему миру. Вследствие этого организации вынуждены шире использовать ИТ для поддержки управления.

7. Сокращение сроков планирования во многих отраслях до 3-5 месяцев.

8. Разделение труда на уровне управленческих функций за пределами организации: передача функций управления из одной организации нескольким другим.

9. Протекание аналогичных процессов на технологическом и производственном уровнях. Организации перешли к созданию сетей, технологических цепочек. Они объединяются для того, чтобы каждая организация могла осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и передавать подрядчикам те операции, которые последними могут быть выполнены быстрее, эффективнее, с меньшими затратами.

10. Размывание границ между отраслями. В настоящее время организациям приходится не столько специализироваться на одной узкой области, сколько развиваться в области нескольких технологий.

11. Рост удельного веса отраслей, относящихся к созданию, использованию и передаче информации. Формирование большого числа промышленно функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества. Появление новых возможностей концентрации и распределения информации, накопления, хранения и передачи знаний. В результате появляется возможность осуществления распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения. Развитие систем коммуникаций позволяет соединить рабочие места для обмена сообщениями и коллективной работы.

12. Усложнение и интеллектуализация информационных продуктов (услуг). Информационный продукт в виде информации для слуха, зрения и осязания генерируется по запросу пользователя, и существуют средства доставки продукта в удобное время в удобной форме. Происходит включение в ИС элементов интеллектуализации интерфейса, алгоритмов экспертных систем, систем машинного перевода, распознавания образов и других технологических средств.

13. Интеграция всех бизнес-функций в одну модель. Организация должна производить свою продукцию качественно и очень быстро, при этом хорошо чувствовать изменения на рынке и в технологиях. Такая деятельность невозможна без построения сложных ИС, в которых все бизнес-функции интегрированы в единое целое. Эта модель может быть представлена в электронном виде и является информационной моделью организации. Наличие таких моделей означает, что менеджеры в организациях должны понимать их возможности, быть готовыми к принятию решений по их внедрению и адаптации, а также уметь работать в их среде.

14. Изменение роли информации. Информация стала стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество. Согласно современным представлениям ИС будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей фирмы. Это приводит к новым требованиям к ИС и их функциям. ИС должны порождать основанные на информации изделия и услуги, которые обеспечат фирме конкурентное преимущество на рынке.

15. Влияние ИС на организацию. Воздействие организации на ИС. ИС становятся все более дорогостоящими и диктующими свои специфические условия правилам ведения бизнеса.

Артюхина Анна Сергеевна

студент 1 курса группы Т1, УТПиТ, г. Ульяновск

Тимошина Наталья Васильевна

научный руководитель, преподаватель УТПиТ, г. Ульяновск

Актуальность рассмотрения отношений «человек-компьютер» в различных социальных ситуациях не вызывает сомнений. Такой анализ необходим потому, что он направлен на обоснование общих социальных установок.

Подчеркивая важность разработки философских проблем компьютеризации, Г.Л. Смолян пишет, что вычислительная техника в наши дни глубоко проникает в структуры человеческой деятельности, преобразует содержание и характер труда, по-новому ставит проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывает серьезное влияние на идеологические концепции, порождает новые способы и формы организации научных исследований. Вот почему аспекты развития электронных информационных технологий заслуживают пристального внимания. Это требование относится к разным отраслям научных знаний, в том числе и социологии, отражающей сущностные характеристики личности в обществе.

Целью работы является выявление влияния информационных технологий на становление личности студентов средних профессиональных учебных заведений. Для достижения поставленной цели выявлялись проблемы и формы социализации студентов в информационном обществе.

Информационное общество определяется как общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. В настоящее время выделены характерные черты информационного общества: информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека, реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду; информация приобретает приоритет по сравнению с другими ресурсами; сформировано единство цивилизации путем автоматизированной генерации, поиска, хранения, обработки и использования знаний .

Перечисленные черты информационного общества порождают множество проблем, среди которых адаптация молодежи к новой информационной среде. Решение данной проблемы связано с внедрением в жизнь молодого человека огромного потока информации, который воспринимается им как достоверный и сам доступ к такой информации стал достаточно простым и быстрым. Однако молодые люди не всегда могут отфильтровать информацию, т. е. из всего потока отобрать ту, которая достоверна, нужна, полезна. Новые информационные технологии представляет собой массовое использование вычислительной техники и программного обеспечения. Упрощается общение с компьютером, расширяются его области применения: наука, материальное производство (от измерительных приборов до роботов), гибкие автоматизированные системы, весы, телефоны, игровые приставки и т. д.

Главная цель среднего профессионального образования - подготовка компетентного специалиста и воспитание высоконравственной личности. Поэтому так важно провести исследование влияния современных информационных технологий на социализацию молодого человека, и определить пути перспективного направления по воспитанию современной молодежи в информационном обществе.

Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Цель процесса социализации - вхождение человека в общество. Социализация является стихийным и направленным процессом одновременно. Составляющими параметрами социализации являются:

·Макрофакторы. Это, прежде всего общество, государство и его социальные институты, средства массовой информации.

·Мезофакторы. К ним можно отнести те факторы, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения, этнос, к которому она принадлежит, местные СМИ, предприятия, учебные заведения, учреждение, в котором личность работает или учиться.

·Микрофакторы. Непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, структуры, непосредственно взаимодействующие с человеком.

Информационные технологии являются макро- и мезофакторами, так как составляют неотъемлемую часть средств массовой информации, используются в образовательном процессе и в воспитательных целях. Анализ результатов проведенного в нашем исследовании социологического опроса студентов Ульяновского техникума питания и торговли подтверждают мнение о том, что информационные технологии способствуют появлению новых форм становления личности молодого человека. Существует даже особая классификация молодежи по уровню владения информационными технологиями и, в зависимости от этого, по соответствующему образу жизни.

В нашем исследовании получены следующие результаты по уровню владения информационными технологиями.

Таблица 1.

группа

Краткая характеристика

% от общего числа студентов

«умники»

Студенты владеют приемами поиска, обработки и хранения информации, обладают большим объемом ресурсов, руководствуются современными модернистскими ценностями, активно осваивают новые технологии

«продви-нутые»

«реальные пацаны»

Молодые мужчины с явно выраженными традиционными мужскими ценностями: спорт, машины и другое.

Любят компьютерные игры и умеют общаться по электронной почте. Это молодые люди с отсутствием четких ценностных позиций.

«новые бедные».

Направлены на традиционные ценности, обладают небольшим объемом ресурсов и социального потенциала. Никто из представителей данной группы не пользуется интернетом

Как следует из представленной таблицы достаточно большое число студентов («умники» и «продвинутые») хорошо ориентируются в информационных технологиях. Однако анализ высказываний этих студентов по вопросам морали и нравственности показывает, что часть из них не проявляют чувств сострадания, жалости, стремления оказать помощь, поддержку товарищам и др. Человека они воспринимают как некий объект компьютерной игры. Среди них есть такие, которые занимаются компьютерным мошенничеством. Основные преступления в сети: обмена номерами чужих кредитных карт, взлом сайтов, выуживание и обмен чужой личной информацией, распространение вредоносных программ.

Следует задуматься и о «массе» студентов, которые не имеют четких положительных и разумных ценностных позиций. Многие студенты из этой группы выказали явный индивидуализм и безразличие к коллективу, использование интернета для них в основном - компьютерные игры и «желтая пресса»

«Реальные пацаны» и «новые бедные» имеют более высокий нравственный потенциал, не втягиваются в сомнительные группировки. Становление их жизненной позиции более устойчивое и конкретное. Все студенты этой группы высказали свою цель - достичь высокого профессионализма, вести здоровый образ жизни.

На процесс социализации влияет характер общения молодежи. Общение в современном мире резко отличается от общения тридцатилетней давности, где основным средством были письма, телефонная связь. Общение по мобильному телефону и через интернет изменило характер общения. В письме человек грамотно и логично излагает свои переживания, мысли, литературно оформляет текст. В настоящее время текст писем по интернету - очень краткие, не требуют осмысления и обработки. Это оказывает самое отрицательное влияние на развитие у молодежи речи, как устной, так и письменной. В ходе исследования был проведен эксперимент, по выявлению умения студента сделать сообщение о каком-либо событии, художественном произведении; пересказывать содержание научно-популярного текста. В результате только 3 % студентов смогли достаточно полно и грамотно выполнить это задание. Остальные либо зазубривали некоторые предложения (20 %), либо вообще отказывались пересказать текст (77 %). Таким образом, информационные технологии, с одной стороны расширяют кругозор молодежи, ее информированность в современном мире, но с другой стороны приводят к пассивному восприятию информации, без ее осмысления и переработки в сознании.

Большое влияние на молодежь имеют различные услуги интернета по проведению досуга. В интернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет-магазинов, сайтов с картинками, музыкой и видео. Для того чтобы представлять масштабы распространения данных информационных направлений, приведем факты из статистики по нашему учебному заведению. В среднем каждый студент посещает интернет каждый день для поиска игры, переписки по электронной почте, видео роликов и фильмов, и проводит у компьютера от 2 до 4 часов.

Остановимся на влиянии современных информационных технологий в процессе обучения в среднем профессиональном учебном заведении. Большинство студентов (60 %) высказали мнение, что использование на уроках мультимедиапроекции, компьютерных обучающих и контролирующих программ способствует более глубокому пониманию сущности изучаемого учебного материала. Однако, как опять показывают результаты опроса, эти знания быстро забываются, так как перебиваются другой, посторонней информацией, которую они получают, пользуясь интернетом дома. Поэтому создается проблема, как создать условия для прочного усвоения учебного материала. Как известно, прочному усвоению способствует неоднократное повторение изучаемого элемента знаний. В нашем эксперименте, преподаватель (обществознание - Тимошина Н.В.,) предложила студентам осуществить поиск информации по интернету по заданной проблеме. Опрос студентов после завершения такого задания показал, что студенты более осмысленно осуществляли поиск информации, осуществляли ее отбор, переработку и составляли текст сообщения. По высказываниям студентов - это довольно трудная работа, но интересная. Надо отметить, что при выполнении таких заданий студенты проводили у компьютера дома то же время. Но меньше играли в компьютерные игры, общались по электронной почте «просто-так». Современные информационные технологии, по мнению студентов, позволяют получить достаточно прочные и объемные знания.

Можно сделать вывод, что информационные технологии делают молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде, а главное способной воспринимать большое количество информации одновременно выполняя сопутствующие действия. Несомненно - это оказывает влияние на формирование ценностей, мировоззрения и практического опыта, а значит, происходит изменение параметров и форм процесса социализации молодежи. Все мировое сообщество наблюдает за формированием новых параметров и форм процесса социализации на основе опосредованных информационных технологий. Сегодня можно утверждать, что изложенные факты говорят о развитии другого сознания, совершенного иных ценностей и морали нового поколения, что существенно отличает его от предыдущего.

Итак, положительное влияние информационных технологий на социализацию молодежи: создают благоприятные условия для познавательной деятельности, образования, общения, организации досуга, дополнительного заработка. Отрицательное воздействие информационных технологий на процесс социализации молодежи заключается в том, что определенные сайты интернета и программы телевидения в наши дни являются «рассадником» социально-деструктивной информации, что дезориентирует молодежь.

Информационные технологии - это лишь инструмент, который способствует становлению личности. Но все зависит от изначальных параметров личности. Информационные технологии усиливает дифференциацию в молодежной среде, когда активные, используя положительные параметры информационных технологий, становятся активнее, а пассивные берут минимум и становятся пассивнее.

Главное, что необходимо усвоить молодежи, - не полагаться безоговорочно на прогресс, а использовать его лишь как инструмент для достижения своих целей. И помнить, что человек тоже обладает мощным интеллектом, способным самостоятельно мыслить и пока превосходящим любой компьютер.

Список литературы

  1. Кононов А.А., Смолян Г.Л. Информационное общество: общество тотального риска или общество гарантированной безопасности? //Информационное общество, 2002. Вып. 1. С. 5-7.
  2. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. № 2,С. 3-14.
  3. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.: Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 2001.
  4. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.: Институт системного анализа РАН, 2007.

Введение

    «Информационно общество» как результат развития постиндустриального общества.

    Влияние информационных технологий на все сферы жизни современного общества.

    Социально – философские оценки последствий возникновения глобальной электронной цивилизации.

    Заключение

Литература

1. «Информационное – общество» как результат развития постиндустриального общества.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты:

* увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

* возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

* создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Информационное общество в трудах философов XX века

Информационное общество - формировалось в трудах философов и социологов XX столетия, появились работы, в которых говорилось о закате западной индустриальной цивилизации.

В 40-е годы австралийский социолог Кларк прогнозировал наступление общества информации и услуг с новыми информационными технологиями

в 50-е гг Махлуп выдвинул идею общества информационной экономики - информация станет важнейшим товаром.

В дальнейшем - развито в работах Ёнеджи Масуды (японский социолог, 1905-1995), Дэниэль Бэл - он говорит не об информационном обществе, а о постиндустриальном (это по сути одно и то же), некоторые специалисты говорят о понятии цивилизации.

Концепция информационного общества была подготовлена всем ходом западной социологической мысли. Традиционно западные социологи выделяли 2 сферы народного хозяйства - сферу материального производства и непроизводственную сферу. Затем стали выделять 3 сектора - первичный (сельхоз и добывающая промышленность), вторичный - обрабатывающая промышленность, и сфера услуг. Некоторые специалисты объявляют третий сектор основной характеристикой постиндустриального общества - основная масса населения задействована в сфере услуг.

Начиная еще с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.) активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как “постиндустриальное” или “информационное” общество. Возникновению этих разговоров способствовал целый ряд факторов.

Во-первых, все тогда находились под впечатлением от быстрого развития науки и техники, о чем было сказано выше.

Во-вторых, в середине 70-х случился мировой энергетический кризис. Нефтедобывающие страны не пожелали продавать Западу содержимое своих недр за бесценок и взвинтили цены. В результате западная промышленность столкнулась с необходимостью срочного внедрения энергоэффективных решений в производстве и строительстве, а также с повышением рентабельности продукции. Преодолев этот кризис, западные страны вышли на новый технологический виток.

В-третьих, как раз в начале 70-х рухнула старая финансовая система (она звалась Бреттон-Вудской). В результате введения плавающих курсов доллар стал превалировать во всех международных расчетах и стал выполнять роль мировых денег. Таким образом, Запад получил почти безграничные возможности для экспансии. А для всякой экспансии, сочетающей экономические и политические аспекты, нужно соответствующее идеологическое сопровождение.

Ну и в-четвертых, СССР к этому времени настолько утратил импульс развития, что никакого противодействия с его стороны не предвиделось.

Тип общества, приходящий на смену индустриальному, имеет несколько названий – постиндустриальное, постсовременное, информационное, технотронное, коммуникационное, супериндустриализм, сверхобщество, общество постмодерна и др.

Термин «постиндустриальное (ПИ) общество» был введен американским социологом Д.Беллом. В своей концепции он прогнозировал превращение капитализма, без классовой борьбы, лишь в результате НТП, в новую социальную систему (ПИ общество), свободную от противоречий индустриального общества. Социальная революция у него подменяется технологической, а бизнесмены-буржуа уступают место технократам и ученым.

ПИ общество характеризуется преобладанием в экономике информационно-коммуникационной сферы, где сервис преобладает над производством, т.е. главенствующей и определяющей выдвигается сфера услуг, а развитие информационных и коммуникационных технологий становится доминирующим направлением. Прежнее классовое деление общества, основанное на отношении к владению средствами деятельности, уступает место новому социальному структурированию на основе профессиональной занятости, уровня квалификации и образования, отношения к основным информационным источникам и потокам.

По определению самих приверженцев теории ПИ общества, это – общество «всеобщего благосостояния». Прежде всего, в данном типе общества происходит безостановочное и бесконечное умножение товаров и услуг. При этом производство услуг и информации преобладает над производством товаров. Вещи, предметы в сознании людей утрачивают свою объективную сущность, приобретя знаковое (символическое) значение.

Быстрота смены, текучесть товаров, вещей личного пользования становится феноменальной. Товары, не успев насытить рынок и «прижиться» у владельцев-потребителей, успевают устареть. Закономерным явлением становится поток, конвейер взаимосменяемых вещей, предметов обихода. Это же справедливо и для идей, услуг, информационных сообщений.

Главенствующее положение, преобладающее над производительной и творческой деятельностью, приобретает потребление, которое институализируется. Сама социальная система все более нуждается в людях не только в их качестве трудящихся и налогоплательщиков, а в качестве потребителей. Можно сказать, что человек из homo sapiens producentis (человека разумного производящего) превращается в homo sapiens consumentis (человека разумного потребляющего), а из homo economicus (человека хозяйственного) в homo informaticus (человека информационного). Потребление товаров переходит в новое качество – потребление услуг, а затем и в потребление информации.

Реальная жизнь подменяется неким информационно-потребительским пространством, а изначальная среда обитания (природа и общество) – искусственной средой техницизма и виртуальной реальностью. В отношениях, связях и деятельности людей преобладает участие символических посредников – и это отнюдь не только вещественные и реальные объекты-носители (деньги, эксперты), но и целиком выдуманные, искусственные институты и персонажи, населяющие особое информационно-виртуальное пространство. Люди общаются не друг с другом, а с виртуальными образами, обмениваясь информационными сообщениями. Этому предшествует обмен не «живых» человеческих существ, а обмен товарами и услугами, общение персон, одних социальных масок с другими.

Необходимо дать определение самому термину «виртуальный». Виртуальный означает – условный, возможный, вероятный. Виртуальность, например – способ построения программистом условной ЭВМ с удобными для пользователя характеристиками, а виртуальная память – используемая пользователем система запоминающих устройств компьютера в качестве общей единой памяти. Существует также (в квантовой физике) понятие виртуальных частиц, возможных (виртуальных) переходов, которые отличаются иной, чем для обычных, реальных частиц, связью между энергией, импульсом и массой.

Таким образом, виртуальной реальностью является информационно-символическое содержимое Интернета, предметных (материальных) носителей информации, созданной человеком (персональных компьютеров, телевизионной, аудио- и видеоаппаратуры), электронных СМИ, равно как и информация, заложенная в книгах, прессе, любой печатной продукции, произведениях живописи и графики. Пространство мифа – это та же виртуальная реальность. Аналогичное можно сказать и о внутрипсихическом содержимом, мире сновидений. Менталитет человека, его психосфера, включает умозрительные образы, представления, мысли, фантазии, эмоции, чувства. Человек обладает способностью отражать и изображать свое бытие в словах (буквах-алфавите, цифрах-числах), рисунках, снимках, но, прежде всего, в воображении, представлениях и фантазиях. Конечно, он это делал всегда, отличаясь, тем самым, от животного мира. Особенность современного этапа человеческой жизнедеятельности заключается в том, что люди стали придавать миру эскапизма – миру человеческих грез, основанных на иллюзорном восприятии действительности – преобладающее над материальной действительностью (истинным бытием) значение. Окружающий человека предметный мир (состоящий из живой и косной материи) подменяется искусственной средой, виртуальным миром, содержимое которого – созданная человеком информация, искусственные образы и символы, и не более того.

Этот виртуальный мир, воспринимаемый объективно (как внешний объект), на самом деле субъективен, т. к. неотделим от самого человека, от его восприятия, представлений, мыслей, чувств. Существуя, на первый взгляд, объективно и независимо от сознания мыслящего субъекта, он в то же время как бы не существует, не мыслим отдельно от человека в его повседневной реальности. По большому счету этот мир (виртуальной реальности) не существует для животных и растений, он не имеет смысла и для неживой материи, он предназначен, важен и имеет значение лишь для человека. И оттого, насколько адекватно этот мир отражает (и изображает) реальное бытие, повседневную действительность, зависит психическое здоровье человека, его умственные способности.

Помимо культуры изменяется и сама социальная сфера (тип структурирования общества), а именно – вместо традиционного деления на экономические классы (собственников и наемных работников) и страты (низший, средний и высший), общество дифференцируется по профессиям, уровню образования и квалификации, по отношению к информационным источникам и процессам. Происходит своеобразное возвращение (откат) к «кланово-племенному» социальному устройству. По выражению А.Тоффлера, наступает «эпоха субкультур».

Еще один фактор – отношение и внутренняя сущность власти. В политической сфере подразумевается, что власть в свои руки поначалу возьмут представители технократии (ученые, инженеры, техники), а затем и адхократии (профессиональные управленцы и коммуникаторы), оттеснив прежнюю элиту – бюрократов и собственников-капиталистов.

Произойдет постепенное перераспределение собственности, которая перейдет к новым управленцам. Таким образом, будет создана новая элита – интеллектуальная и коммуникативная. Отношения в обществе будут определять не частные собственники и бизнесмены-капиталисты, а менеджеры, имиджмейкеры и медиа-деятели, эксперты и интеллектуалы.

Тем самым, утверждается, что частная собственность как социальный институт и экономический фактор потеряет свое преобладающее доныне значение. Новой формой собственности (и капитала) станут знания, информация, ноу-хау.

В ответ на это можно привести слова А.Зиновьева, справедливо отметившего абсурдность и подлость подобного утверждения. Весь мир заполонен всевозможной информацией, которая уже превратилась в ненужный хлам, и уж тем более которая не принесла никому особых богатств. Неимущие слои, как были нищими, таковыми и остались, несмотря на широкий доступ к неограниченной информации. Капиталом информация может стать лишь при ее применении в качестве технологий для производственной и иных сфер. Источником определенных доходов она может быть для тех категорий граждан, которые пользуются ею в силу своей профессиональной принадлежности и деятельности – ученые, творцы, журналисты, преподаватели, а также разведчики (скрытая информация). Для большинства же остальных людей весь этот массив информации по большей мере бесполезен.

Необходимо отметить также, что авторы – апологеты концепции постиндустриализма – противоречат сами себе. Если собственность перераспределяется, переходя от традиционных собственников-капиталистов в руки управленческо-коммуникативной элиты, то это еще не значит, что она исчезает совсем. И даже, если собственность примет иную форму, иной вид, она все равно остается собственностью в полном смысле этого слова. Собственность не исчезнет, как не исчезнет и социально-классовое разделение людей, членов общества. Они лишь примут видоизмененные формы, но сущность их останется та же – социальное неравенство и управление одних другими.

В экономике, потеснив традиционную сферу бизнеса, вперед вырываются наукоемкие отрасли (биотехнологии, генная инженерия), в первую очередь, связанные с индустрией информации и коммуникации (микроэлектроника, информатика, робототехника). Основные производительные силы прошлого – люди и предметы труда, вытесняются на задний план новой производительной силой – наукой, новейшими информационными технологиями.

Уже сегодня можно говорить о том, что распространение средств и форм коммуникации – телевидения, радиовещания, телефонной и телетайпной связи, прессы, кинематографа, Интернета и «электронной почты», факсимильной связи – приняло невиданный размах, глобальный характер, практически объединив всю планету в единое, информационное пространство. Новейшие средства транспорта вкупе с новыми технологиями в области коммуникации позволили выйти на передний план свободе передвижения людей и идей между странами и континентами в считанные сроки. Благодаря «информовзрыву» и широкому, повсеместному распространению информационных и коммуникационных технологий, в повседневную жизнь и быт вошла цифровая техника, спутниковое телевидение и связь, Интернет и виртуальная реальность компьютеров.

Говоря об аналогии экономики с живым организмом, можно утверждать, что в ПИ обществе «нервная информационная система» гипертрофированно разрастается, имитируя функции «кровеносной производительно-распределительной системы». Поток материальных ценностей заменяется потоком идей и умозрительных образов.

Считается, что ПИ общество уже начало складываться (конец XX – начало XXI в.в.) в развитых странах Запада (США, Западная Европа, Япония, Канада, Австралия), знаменуя собой третью (новейшую и высшую, по определению западных футурологов) стадию общественного развития.

Переход всего мира к постиндустриализму отнюдь не закономерен, как и не неизбежен. Развитые индустриальные страны фактически находятся на этапе подобного перехода. В то же время большинство развивающихся стран сосредоточено на завершении процесса индустриализации, а отсталые страны – лишь в начале пути к модернизации. В мировом сообществе по-прежнему наблюдается неравномерность развития и неравенство – экономическое, социальное, политическое, военное.

На Западе (США, Канада, Западная Европа, Япония) утверждается ПИ общество, страны Юго-Восточной Азии («азиатские тигры») стучатся в двери «супериндустриализма». Ускоренными темпами модернизируют экономику «новые гиганты» - Китай, Индия, страны Ближнего Востока. Застыли в нерешительности, маргинализировались на время государства православной цивилизации (Россия, Украина, Белоруссия, Восточная Европа). Подавляющее же большинство отсталых стран находятся на пути модернизации своей экономики.

Подытоживая, можно еще раз привести характеристику основных черт ПИ общества. Постиндустриальное (информационное) общество – это такой тип общественного устройства, который приходит на смену индустриальному обществу, и в котором сфера услуг выходит на первый план, а роль, влияние и доля производственного сектора экономики значительно уменьшается и уступает место первой. Причем, основой этого процесса является НТП в целом и информационно-коммуникационный взрыв (т.е. бурное развитие индустрии микроэлектроники, информационно-вычислительной и коммуникационной техники) в частности.

В общественно-экономической жизни ПИ общества преобладают такие процессы, как создание национальных и международных банков данных, транснациональных средств и потоков коммуникации, распространение влияния СМИ в глобальном масштабе, опутывание всего мира сетью Интернета и мгновенной (посредством спутников) связи с любой точкой планеты.

В экономико-политической и духовной сферах – глобализация экономики, создание единой мировой системы торговли, экстраполяция Западом своих культурных ценностей и норм на остальные страны и народы мира (вестернизация), распространение идей либерализма и мондиализма в мировом сообществе.

Все вышеуказанное подразумевает ускоренную (по возможности) модернизацию отсталых и слаборазвитых стран (стран третьего мира) и переход к ПИ обществу развивающихся стран («второй мир»).

Человечество в XXI веке перешло в эпоху постиндустриального общества - информационное общество. Стремительно развиваются так называемые новые информационные технологии

Невозможно представить человека, который прямо или косвенно не использует информационные технологии. Компьютеры и электронные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и изменили привычный уклад жизни человека прошлого столетия - человек ежедневно использует их для обучения, на работе или дома. Компьютеры используются в медицине, экономике, сельском хозяйстве, научных исследованиях, промышленности, прогнозировании и обучении. Компьютерная грамотность является необходимым условием трудоустройства и успешной карьеры.

Информационные технологии качественно изменили работу социальных институтов - милиции, медучреждений, учебных заведений. Разработаны различные программы, способные выявить местонахождение человека, позволяющие провести различные экспертизы, детекторы лжи для уличения преступников. Развитие и повышение качества современной медицины, генной инженерии было благодаря информационным технологиям. Появилась возможность своевременно диагностировать любой орган и выявить заболевание, а затем вылечить.

Развивается тенденция увеличения многофункциональности вещей, окружающих человека. Мобильные телефоны, например, перестали нести свою функцию только лишь как средства связи - функционал их очень возрос, практически до уровня персональных компьютеров.

Ежегодно появляются и разрабатываются технологические новинки, улучшающие качество повседневной жизни человека. Разрабатываются гаджеты, контролирующие в режиме реального времени физические показатели состояния организма человека; системы безопасности, позволяющие работать с персональной информацией посредством дактилоскопического доступа, датчики для отслеживания перемещений товара и GPS-системы для прокладки маршрутов следования. Появилась технология «умный дом», предполагающая дистанционное управление инфраструктурой жилых помещений и увеличения роботизированных систем жизнеобеспечения. Все большее количество бытовой техники имеет встроенный процессор и может коннектиться с другими гаджетами, например, смартфоном, через сеть по протоколам беспроводной передачи данных и самостоятельно задавать алгоритм работы, например как это делает робот-пылесос.

Компьютерные технологии, а в особенности сетевые существенно влияют на жизнедеятельность человека. Но в еще большей степени это влияние распространяется непосредственно на сам мозг , который привыкает работать в очень интенсивном режиме многозадачности, где уже преобладают не долгие логические размышления, а интуитивно-реактивные цепочки мыслительных формулировок в связи с огромным объемом обрабатываемой ежедневно информации, количество которой возрастает.

Возникает предположение, что как раз увеличение объема информации и ускорение ее обработки человеком может губительно повлиять на развитие мыслительных способностей человека. На данный момент есть опасность того, что человек массово постепенно переходит на поддержание мозговой активности технологическими средствами прогресса посредством только лишь переработки информации, которую черпает из глобальной информационной базы - Интернета.

В свою очередь сокращается количество инновационных идей и самостоятельных мыслительных процессов, и человечество в основной массе выступает пассивными информационными потребителями,

Из этого можно сделать вывод, что мозг человека от огромного количества информации, большая часть которой так называемый «информационный шум», и дефицита времени на обработку гигантских объемов информации, перегружен и начинает не справляться логически мыслить и, в конечном счете, наступает так называемый информационный невроз с ухудшением качественно-количественных показателей жизнедеятельности индивида, который уже наблюдается во врачебной практике психиатров многих стран мира.

Уточним, что социальные сети отрицательно влияют на человека тем, что он престает испытывать желание общаться в реальном мире с реальными людьми, привыкнув жить в собственном микромире с присутствием только виртуальных собеседников, не взаимодействующих в процессе общения и зачастую.

В последнее время технологии все же зачастую используются во вред нам, например, нарушают наше личное жизненное пространство - различные виды слежения и контроля в мобильных гаджетах и сети Интернет, отнимают полезное время жизни - растрачивание рабочего и времени отдыха в социальных сетях, а также повышенная нагрузка на зрение уже с детского возраста. Замечено также и отрицательное влияние современной бытовой и компьютерной техники, а также сотовых технологий и телевидения на самочувствие человека посредством электромагнитных волн.

Но все же эра информационных технологий наступила, и человечество не сможет отказаться от производных технологического прогресса в силу динамического роста и стремлению к продолжительной, комфортной и безопасной жизни. Поэтому необходимо четко осознать, что развитие или разрушение человеческой цивилизации с помощью информационных технологий зависит от количественного проявления положительных или отрицательных форм влияния этих технологий на жизнедеятельность социума.

Литература:

1. Акчурин, И.А. Виртуальные миры и человеческое познание / И.А. Акчурин // Концепция виртуальных миров и научное познание - СПб., 2000. - С. 9-28.

2. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. - М. : Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996. ‒ 768 с.

4. Землянова, Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура / Л.М. Землянова // Вестн. Моск. ун-та. - 1999. - Сер.10. - №2. - С. 58-56.

5. Иванов, Д. Общество как виртуальная реальность / Д. Иванов // Информационное общество: СПб. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. - 246 c.

6. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. - М. : Политиздат, 1991. - 287 с.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: