Процесс получения госуслуг станет проще. Минкомсвязь представила предложения по выполнению поручений президента о повышении качества электронных услуг и сокращении расходов на их оказание

16 декабря 2017 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Об исполнении обязательств России по созданию базовой конфигурации комплекса сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжёлых ионов NICA Распоряжение от 12 декабря 2017 года №2775-р. В бюджет международной межправительственной научно-исследовательской организации «Объединённый институт ядерных исследований» вносятся средства в целях создания и эксплуатации комплекса сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжёлых ионов NICA. Это позволит обеспечить создание на территории России экспериментальной базы мирового уровня для проведения на ней фундаментальных исследований по ряду важнейших направлений современной физики.

16 декабря 2017 , Добыча твёрдых полезных ископаемых. Угольная отрасль Об одобрении Российской Стороной проекта Соглашения между Правительством Российской Федерации и ЮНЕСКО о создании Международного центра компетенций в горнотехническом образовании Распоряжение от 12 декабря 2017 года №2783-р. Создание на базе Санкт-Петербургского горного университета Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО будет способствовать формированию конкурентоспособного сегмента исследований и разработок в области минерально-сырьевого сектора экономики, развитию фундаментальных научных исследований по горному делу и смежным областям наук, позволит обеспечить интеграцию российских исследований и разработок в международное научно-техническое пространство.

16 декабря 2017 , Безопасность дорожного движения Об изменениях в Правилах дорожного движения Постановление от 12 декабря 2017 года №1524. Правила дорожного движения дополнены новым пунктом, в соответствии с которым водитель при вынужденной остановке транспортного средства или ДТП вне населённых пунктов при покидании транспортного средства обязан находиться на проезжей части или обочине в тёмное время суток либо в условиях ограниченной видимости в куртке, жилете или жилете-накидке с полосами световозвращающего материала.

16 декабря 2017 , Инструменты развития территорий. Крупные инвестпроекты в регионах О создании условий для размещения объектов инфраструктуры туристического комплекса «Золотое озеро» (Республика Алтай) Распоряжение от 11 декабря 2017 года №2765-р. В Республике Алтай на территории Турочакского муниципального района планируется создать всесезонный горноклиматический кластер «Золотое озеро». Для создания инфраструктуры туристического комплекса «Золотое озеро» подписанным документом земли лесного фонда общей площадью 17 гектаров переведены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Изменение категории земель создаст правовые основания для использования земельных участков в заявленных целях.

15 декабря 2017 , О внесении изменений в государственную программу «Содействие занятости населения» Постановление от 14 декабря 2017 года №1554. Уточнены приоритеты и цели государственной политики по вопросам, связанным с опережающим развитием Дальнего Востока.

15 декабря 2017 , Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона О создании условий для размещения горнолыжного комплекса «Холдоми» (Хабаровский край) Распоряжение от 11 декабря 2017 года №2761-р. В Хабаровском крае будет реализован инвестиционный проект по созданию горнолыжного комплекса «Холдоми». Планируется построить 22 горнолыжные трассы, 5 канатных дорог, биатлонный стадион, технологическую дорогу, объекты обслуживающей инфраструктуры. Для размещения горнолыжного комплекса подписанным документом земли лесного фонда общей площадью 182,9 гектара переведены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Изменение категории земель создаст правовые основания для использования земельных участков в заявленных целях.

15 декабря 2017 , Охрана лесов. Лесопромышленный комплекс Об установлении тарифных квот и ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды лесоматериалов Постановления от 12 ноября 2017 года №1520, №1521. Вводятся тарифные квоты в отношении аянской ели, белокорой пихты и даурской лиственницы, преимущественно произрастающих на Дальнем Востоке. В рамках квоты на эти лесоматериалы устанавливается пониженная ставка вывозной таможенной пошлины на уровне 6,5%, но не менее 4 евро за 1 м3. Это позволит стимулировать создание на Дальнем Востоке новых лесоперерабатывающих мощностей, обеспечить сырьём недозагруженные мощности, будет способствовать созданию к 2020 году более 2 тысяч новых рабочих мест в сфере лесозаготовки и повышению производительности труда в 1,7 раза.

15 декабря 2017 , Инструменты управления общественными финансами Об изменениях в порядке управления средствами суверенных фондов Постановление от 12 декабря 2017 года №1528. Внесены изменения в правила проведения расчётов и перечисления средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств суверенных фондов. Параметры «бюджетных правил», связанные с определением дополнительных нефтегазовых доходов, взаимоувязываются с параметрами, определяющими соответствующие операции по пополнению Фонда национального благосостояния.

14 декабря 2017 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения О реструктуризации обязательств субъектов Федерации по бюджетным кредитам Постановление от 13 декабря 2017 года №1531. Утверждены Правила проведения в 2017 году реструктуризации задолженности субъектов Федерации по бюджетным кредитам, предоставленным для частичного покрытия дефицитов региональных бюджетов, срок погашения которых наступает в 2018–2019 и 2021–2022 годах. Установлено, что задолженность по основному долгу и начисленным процентам за фактический срок пользования бюджетным кредитом на дату реструктуризации будет погашаться в 2018–2019 годах – в размере 5% суммы задолженности ежегодно, в 2020 году – 10% суммы задолженности, в 2021–2024 годах – равными долями по 20% суммы задолженности ежегодно с возможностью её досрочного погашения. Это позволит повысить устойчивость бюджетов субъектов Федерации, снизить риски дальнейшего увеличения объёма региональных долговых обязательств и неполного финансирования первоочередных расходов.

14 декабря 2017 , Об утверждении плана по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремёсел Распоряжение от 14 декабря 2017 года №2800-р. «Дорожной картой» по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремёсел на период до 2019 года предусматривается, в частности, совершенствование механизма отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов и системы их продвижения, интеграция народных художественных промыслов в индустрию туризма.

14 декабря 2017 , Железнодорожный транспорт Об увеличении уставного капитала ОАО «Российские железные дороги» для реализации инвестиционных проектов Распоряжение от 14 декабря 2017 года №2799-р, постановление от 14 декабря 2017 года №1550. Уставный капитал ОАО «РЖД» увеличен на 17,69 млрд рублей для реализации инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования, в том числе на развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, на комплексную реконструкцию участка им. М.Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла, на строительство железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск. Соответствующие финансовые средства предусмотрены в федеральном бюджете.

13 декабря 2017 , Инвалиды. Безбарьерная среда Об актуализации Федерального плана статистических работ Распоряжение от 9 декабря 2017 года №2750-р. Федеральный план статистических работ дополнен, в частности, официальной статистической информацией о доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг на воздушном, водном и железнодорожном видах транспорта.

13 декабря 2017 , Лёгкая промышленность. Товары народного потребления О продлении действия механизма господдержки организаций лёгкой промышленности Постановление от 9 декабря 2017 года №1507. Действие механизма государственной поддержки в форме предоставления субсидий организациям лёгкой промышленности на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, привлечённых в 2013–2017 годах на реализацию проектов по увеличению объёмов производства продукции, распространено на кредиты, полученные в 2015–2018 годах.

13 декабря 2017 , Экологическая безопасность. Обращение с отходами Об утверждении состава Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления Распоряжение от 9 декабря 2017 года №2752-р. В состав Комиссии вошли представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, организаций. Председатель Комиссии – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Хлопонин.

13 декабря 2017 , Интеграция и развитие Крыма О выделении дополнительных средств на развитие отраслей агропромышленного комплекса Республики Крым Распоряжение от 11 декабря 2017 года №2759-р. Минсельхозу из резервного фонда Правительства России выделяются бюджетные ассигнования в размере 200 млн рублей для предоставления субсидий Республике Крым на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками.

12 декабря 2017 , Качество регионального и муниципального управления О распределении дотаций субъектам Федерации, достигшим наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий Распоряжение от 9 декабря 2017 года №2748-р. Дотации в размере 20 млрд рублей предоставляются бюджетам 40 субъектов Федерации. Средства на эти цели были предусмотрены в федеральном бюджете на 2017 год.

12 декабря 2017 , Транспортное машиностроение О перераспределении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства России на поддержку отдельных отраслей промышленности Распоряжение от 9 декабря 2017 года №2747-р. В соответствии с планом действий в отдельных отраслях экономики в 2017 году. Выделены дополнительные бюджетные ассигнования на предоставление субсидий покупателям вагонов в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава, производителям сельскохозяйственной техники в целях модернизации парка такой техники, организациям промышленности на пополнение оборотных средств и финансирование текущей производственной деятельности за счёт соответствующей корректировки объёмов финансирования по ряду других направлений. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Постановление от 8 декабря 2017 года №1492. Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается бесплатно, средние нормативы объёма медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы её оплаты, требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий её предоставления, критериев доступности и качества. В частности, установлены предельные сроки ожидания оказания специализированной медицинской помощи для пациентов с онкологическими заболеваниями, которые не должны превышать 14 календарных дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления диагноза заболевания.

11 декабря 2017 , Федеральный бюджет Об обеспечении исполнения федерального бюджета Постановление от 9 декабря 2017 года №1496. Издание постановления необходимо для начала исполнения федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

1

Одним из самых успешных проектов по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг для граждан, реализованным за последние годы в России, является создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" (МФЦ). Это признается не только на уровне Правительства РФ, но и большинством обычных граждан, которые обращались в последнее время в МФЦ или, как они теперь называются, центры и офисы "Мои Документы". В мае 2012 года Президентом РФ была поставлена задача по открытию к 2016 году МФЦ в шаговой доступности для граждан на территории всей страны. Минэкономразвития России координировало соответствующую деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На вопросы интернет-аудитории ИА "ГАРАНТ" о перспективах развития системы ответил Алексей Херсонцев, курировавший с ноября 2011 года проект по созданию сети МФЦ на посту директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России.

Алексей Игоревич, нам поступило много различных вопросов, которые мы хотим обсудить. Первый – во всех ли регионах страны, городских округах и муниципальных районах созданы уже МФЦ? До какого количества отделений Минэкономразвития планирует развивать сеть МФЦ в масштабах страны?

Проект по созданию в стране масштабной сети центров, которые бы предоставляли наиболее важные и социально значимые массовые услуги гражданам в шаговой доступности, стартовал в 2012 году с изданием одного из так называемых "майских" указов Президента РФ. В нем был зафиксирован показатель – не менее 90% россиян должны были получить доступ к таким центрам к концу 2015 года.

В 2012 году в рамках работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы мы подготовили соответствующую методику, которая и задала параметры дальнейшего развития сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Была достигнута договоренность, что центры госуслуг должны быть открыты в каждом городском округе и муниципальном районе. При этом нам необходимо было понять и емкость сети по количеству центров, и по необходимому количеству окон приема граждан. Поэтому, с учетом предыдущего опыта в пилотных регионах, мы зафиксировали цифру в 5 тыс. жителей на одно окно обслуживания. Также стало очевидным, что, кроме крупных центров предоставления госуслуг, которые бы создавались в городских округах, центрах муниципальных районов, в каждом населенном пункте с численностью свыше 1 тыс. человек целесообразно организовывать небольшие офисы или ТОСПы (территориально обособленные структурные подразделения), поскольку нам необходимо было обеспечить шаговую доступность отделений сети. После определения этих методических подходов в течение 2012 года в каждом регионе страны, с учетом его специфики, была утверждена схема размещения МФЦ.

Должен отметить, эти планы были реализованы. К 2016 году мы получили практически во всех субъектах РФ выполнение утвержденных ранее схем размещения МФЦ. Речь идет о 13 тыс. созданных за это время отделений, которые превратили МФЦ в настоящую национальную сеть. Это и большие центры, и маленькие офисы, в том числе работающие на базе привлекаемых организаций. Было решено, что в малых населенных пунктах для этого могут использоваться, например, отделения "Почты России".

Из этих 13 тыс. отделений 2747 – крупные многооконные центры, чуть более 10 тыс. – территориально обособленные структурные подразделения в небольших населенных пунктах, 312 – офисы, открытые на инфраструктуре привлекаемых организаций, в том числе "Почты России".

При таком масштабе значение показателя охвата населения центрами и офисами сети составило 96%. Итоговый результат даже чуть превысил плановый показатель. И самая важная работа была проведена, конечно, в регионах. Основной успех проекта по созданию системы МФЦ в масштабе всей страны состоял в том, что практически во всех субъектах были созданы очень современные, молодые по духу и мышлению, управленческие команды. Еще в марте прошлого года на Всероссийском форуме МФЦ, когда сеть была создана только где-то на 60%, Председатель Правительства Дмитрий Медведев назвал этот проект одним из лучших управленческих проектов.

А как идет процесс создания сети многофункциональных центров в Крымском федеральном округе? На каком он сейчас уровне? С какими специфическими проблемами пришлось столкнуться?

Очевидно, что те регионы, где проживает больше граждан, являются и регионами- лидерами по размеру созданных на их территориях сетей МФЦ или, как они называются в большинстве регионов, центров и офисов госуслуг "Мои Документы". Крупнейшие субъекты РФ отнеслись к реализации данного проекта с большой ответственностью, хотя это, конечно же, потребовало от них и существенных затрат. Более 100 центров "Мои Документы" было создано в Москве. Более 90 МФЦ функционирует в Свердловской области. Крупные сети созданы в Ростовской области, Республике Башкортостан, Алтайском крае, Санкт-Петербурге, Челябинской области, Краснодарском крае. Очень достойно и качественно реализован этот проект в Дагестане. Там создано около 60 центров "Мои Документы" с очень высоким качеством работы.

Что касается Крымского федерального округа, то всем известные исторические события произошли, когда сеть МФЦ в нашей стране уже активно создавалась, основной фундамент был заложен. Наши крымские коллеги были вне этого контекста. Кроме того, там сразу возникла высочайшая потребность населения в государственных услугах – всем жителям региона было необходимо переоформлять различные документы: о праве собственности, менять паспорта и так далее. В этих условиях крымчанам необходимо было ещё и с нуля создавать МФЦ, формировать управленческие команды и максимально быстро погружаться во все процессы, параллельно оказывая услуги гражданам. Тем не менее, в Севастополе сеть МФЦ, с точки зрения размещения необходимого количества точек обслуживания, уже создана в полном объеме. И как раз сейчас там идет процесс по наполнению центров востребованными услугами, обеспечению их качества, соблюдению единых стандартов работы центров. В Республике Крым динамика развития сети, к сожалению, не такая высокая. Там охват населения центрами – порядка 35%. Но до конца этого года, думаю, задача будет выполнена.

Насколько созданные в регионах центры госуслуг соответствуют сегодня установленным для них требованиям?

Идеология качества обслуживания – ключевая для нас. Культуре обслуживания должно способствовать и внедрение ориентированного на потребителя госуслуг фирменного стиля наших центров, которые в большинстве регионов уже работают под единым брендом сети "Мои Документы".

Принятые стандарты – это и дружелюбный интерьер, и единые принципы оснащения центров, требования к внешнему виду сотрудников, их общению с посетителями, четкие алгоритмы выполнения административных процедур. Ключевая управленческая задача сейчас – удержать высокий уровень качества, чтобы не возникло "эффекта ресторана", как я это называю: при открытии заведения качество высокое, посетители довольны, а через год и блюда не те, и обслуживание не то, и персонал как будто другой. Сегодня в большинстве регионов планка качества работы центров госуслуг поднята, действительно, высоко. Удержать эту планку – серьезная задача.

В Минэкономразвития предусмотрен ряд специальных мероприятий по контролю качества: выезды "тайных покупателей" в регионы, мониторинг официальных сайтов МФЦ, отзывов потребителей госуслуг в Интернете, прозвон call-центров. Стараемся для мониторинга качества работы центров подключать заинтересованные организации на местах. Например, нам серьезно помог Общероссийский народный фронт, активисты которого в мае специально проехались по центрам и направили нам свои оценки. Мы здесь заинтересованы в любой обратной связи. И сами стремимся совершенствовать механизмы мониторинга качества сети.

А какое количество услуг сегодня в среднем предоставляется в каждом МФЦ? Планируется ли перечень этих услуг расширять далее и в каком направлении?

Большинство услуг, получаемых гражданами в МФЦ – федеральные. Ведомства с ключевыми, самыми массовыми, услугами – МВД, Росреестр, Пенсионный фонд, Федеральная налоговая служба, Роспотребнадзор, Федеральная служба судебных приставов, Фонд социального страхования.

Кроме этого, в МФЦ предоставляется широкий перечень услуг региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В среднем в одном МФЦ можно получить порядка 110-130 государственных и муниципальных услуг.

В 2015 году во всех МФЦ страны было предоставлено более 50 млн. услуг, и к концу прошлого года мы вышли на показатель ежедневного обслуживания порядка 300 тыс. человек, в текущем году этот показатель вырастет.

Наполнение МФЦ максимальным количеством востребованных гражданами услуг – это наша основная задача. Люди заинтересованы в том, чтобы в МФЦ услуг становилось больше, потому что это им удобно. Мы тоже считаем, что инфраструктура такой большой сети должна быть максимально использована. Но создание сети МФЦ – это проект не только Минэкономразвития и региональных властей. В первую очередь, проект МФЦ связан с вовлечением в него других федеральных ведомств – ключевых поставщиков государственных услуг. Взять, например, Росреестр. Это яркий пример того, как сеть МФЦ разгрузила отделения Росреестра, освободила их от очередей граждан.

Но есть ряд услуг, которые нам пока не удалось перенести в МФЦ. И это важные для населения услуги, например все, что касается паспортов.

Расширение перечня услуг в этом направлении является важной задачей, которая включена в "дорожную карту" развития МФЦ на ближайшие три года, в соответствующий проект постановления Правительства РФ. Мы считаем, что выдача и замена общегражданского паспорта должна происходить в МФЦ. Сегодня вы можете сдать документы в МФЦ, но получать паспорт все равно нужно идти в ведомство.

Что касается оформления и выдачи загранпаспорта старого образца, мы запускали ряд пилотных, экспериментальных режимов по предоставлению данного документа в нескольких центрах. И поддерживаем развитие технологии выдачи таких паспортов через МФЦ несмотря на то, что ответственное за услугу ведомство ссылается на то, что загранпаспорт старого образца скоро выйдет из обращения, а значит, и технологию его выдачи совершенствовать не стоит.

Практика показывает, что замена одних форм документов на другие в масштабе всей страны не происходит молниеносно, и раз законодательно предусмотрена выдача как загранпаспорта старого, так и нового образцов, то, на наш взгляд, нужно сделать предоставление обеих услуг более удобным для граждан.

Что касается выдачи загранпаспортов нового поколения, то развернуть их предоставление через сеть центров госуслуг еще более сложная задача. Существуют определенные технологические сложности, поскольку выдача таких паспортов обеспечивается серьезным уровнем информационной безопасности, соответствующей логистикой и другими условиями. И для МФЦ это будет достаточно дорогостоящая система. Но мы рассчитываем, что в итоге получится это сделать.

В проекте постановления Правительства мы зафиксировали конкретные сроки реализации услуг на базе МФЦ, в которые надеемся уложиться. По общегражданскому паспорту и по загранпаспорту старого образца этот срок – 1 ноября 2016 года. По загранпаспорту нового поколения мы начинаем процесс в 2017 году и далее по этапам. С 1 января 2017 года – это развертывание как минимум в одном МФЦ на городской округ, административный центр с численностью населения более 100 тыс. человек, а также на город федерального значения. С января 2018 понижаем порог по численности населения и захватываем города с населением 50 тыс. человек и так далее. Оговорюсь, МВД России пока не согласовало эти позиции. Указанные в проекте постановления сроки начала предоставления данных услуг в МФЦ могут быть скорректированы с учетом проведения мероприятий, необходимых ведомству для организации передачи данных услуг в центры.

Еще одна услуга – это замена водительских удостоверений, когда не требуется сдача экзаменов. Нам этот проект всегда казался интересным. Очевидно, что процесс по данной услуге ничем не отличается от выдачи любых других документов, и его вполне можно организовать на базе МФЦ. Тем более, что печатать карточки водительских удостоверений тоже несложно. Как и во всех остальных случаях, также обсуждается вопрос безопасности, ответственности сторон при предоставлении услуги и прочее. У нас с МВД было несколько экспериментальных подходов. Мы пробовали предоставлять эту услугу в Пермском крае. Коллеги из МВД считают, что этот опыт был не слишком удачным, так как не было значительного количества обратившихся. Мы не расцениваем этот опыт таким образом, потому что основная задача любого эксперимента – отработать саму технологию, зафиксированный при этом спрос на услугу по сути вторичен, ведь речь о пилотном проекте лишь в нескольких центрах. То есть зеленый свет давать уже можно. В крупных городах, полагаю, это может серьезно разгрузить подразделения Госавтоинспекции, и они смогли бы выделить больше ресурсов на другие востребованные населением госуслуги, повысить качество их предоставления. Несмотря на продолжающуюся дискуссию, в проекте постановления Правительства мы также зафиксировали дату перевода этой услуги в МФЦ – 1 ноября 2016 года. Рассчитываем, что такое решение будет принято, и мы запустим этот процесс.

Планируется ли дальнейшее развитие эксперимента по предоставлению услуг органов ЗАГС через МФЦ?

Эксперимент состоит в том, чтобы возложить ряд регистрационных функций органов ЗАГС сразу на МФЦ, а не отправлять человека сначала в ЗАГС, а потом в центр госуслуг.

Эта идея появилась несколько лет назад. Она тоже не сразу нашла понимание. Считаем, что это очень правильный и успешный проект. Мы ориентированы на то, чтобы МФЦ предоставляли услуги по принципу "жизненной ситуации". Например, все мы знаем, какое количество различных бюрократических сюжетов возникает при рождении ребенка. Мы стремимся объединить их в "одно окно" таким образом, чтобы родителю можно было один раз обратиться с одним заявлением, а через, например, неделю прийти и получить весь пакет всевозможных документов: свидетельство о рождении, сертификат на материнский капитал, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства и так далее.

Важно понимать, что, конечно, МФЦ – это потоковое производство, предоставляющее стандартные, несложные услуги. Но существуют сложные для принятия решений ситуации, например, когда ребенок был подброшен, или возник вопрос установления отцовства, либо затрагивается тайна усыновления. Такие исключительные случаи уже, конечно, не дело МФЦ – тут целесообразно подключать сотрудников органов ЗАГС.

По нашему мнению, опыт Москвы, где проводился эксперимент, успешен, и мы за распространение данного опыта по всей стране. В любом случае, это остается на усмотрение каждого конкретного региона, окончательное решение будет принимать губернатор. Но мы рассчитываем, что это будет сделано во всех регионах.

Алексей Игоревич, насколько планируется и далее развивать работу по организации предоставления услуг по экстерриториальному принципу – получение услуг вне зависимости от места регистрации заявителя?

Принцип экстерриториальности сегодня в условиях мобильности населения очень важен. Возможно, для отдельных территорий вопрос мобильности населения стоит не очень-то и остро. Например, в населенных пунктах с численностью населения менее 200 тыс. человек граждане довольно мало приезжают и уезжают, вопрос экстерриториальности предоставления госуслуг жителей таких городов не сильно волнует. Но, например, для населения Москвы, других городов-миллионников и людей, которые в них приезжают учиться и работать, – это актуальный вопрос.

Мы разбили эту задачу на два блока. Первый – это экстерриториальность федеральных услуг, второй – экстерриториальность региональных услуг, а также муниципальных услуг в пределах муниципалитета. Экстерриториальность как необходимый принцип был озвучен уже достаточно давно. Если говорить о Москве, то коллеги начали с того, что ввели возможность получения услуг в любом центре "Мои Документы" независимо от района проживания жителя столицы. Сейчас это уже привычно, а когда-то казалось серьезным прорывом в качестве предоставления услуг. Ключевая трудность – объединить базы данных. Поэтому в Москве этот процесс шел поэтапно.

Теперь, когда говорят про экстерриториальность, имеют в виду более сложную ситуацию – когда, например, житель Краснодарского края, находясь в командировке в Москве, мог бы обратиться за той или иной услугой в МФЦ столицы. К экстерриториальности услуг, которые оказываются по федеральному принципу, нужно тоже идти поэтапно. Здесь важен принцип разумности – в первую очередь следует смотреть только на те услуги, которые действительно востребованы. Из более 600 государственных услуг, предоставляемых в настоящее время на федеральном уровне, ставить вопрос об экстерриториальности в принципе есть смысл применительно только где-то к ста. А более глубокий анализ показал, что действительно требует внедрения экстерриториальности на данном этапе порядка 30 социально-значимых федеральных государственных услуг. К осени 2016 года по этим услугам будет готов соответствующий план-график.

Что касается "региональной" экстерриториальности, то на уровне субъекта РФ будет достаточно легко это сделать. Повторюсь, вся экстерриториальность завязана на наличии общих баз данных и отработанной системы межведомственного взаимодействия, а в региональном разрезе это более простая задача.

Пока остается открытым вопрос, нужно ли делать экстерриториальность по муниципальным услугам. Ведь муниципальные услуги жестко привязаны к месту жительства, не столько даже юридически, сколько фактически. Например, транспортные льготы даются на проезд в транспорте конкретного муниципалитета – такая услуга не пригодится Вам в другом городе.

Еще один вопрос – как реализовать на практике возможность подачи заявки на услуги одного региона в МФЦ другого. Для большинства регионов такой проблемы не стоит. Но есть города федерального значения, вокруг которых территория другого субъекта Российской Федерации. Человек живет в области, а работает в городе федерального значения, и наоборот. И ему может быть удобней получить областные услуги через городской МФЦ. Думаю, здесь вопрос разумнее решать не на законодательном уровне, а посредством заключения соглашений между регионами.

Какие меры предпринимаются сегодня для того, чтобы сократить время ожидания в очередях? Сколько в среднем сегодня составляет время ожидания в очереди при получении услуги в МФЦ? И каково среднее время ожидания в очереди за получением такой услуги в МФЦ в Москве и в других регионах РФ?

В 2004 году проводились социологические замеры, исследующие, какое количество граждан удовлетворено качеством предоставления государственных услуг, – тогда цифра составляла 14%. В 2015 году этот же показатель достиг 83,8%.

В 2012 году замеры показывали, что среднее время ожидания в очереди по всей стране при получении государственных и муниципальных услуг (тогда, в основном, это были присутственные места органов власти) составляло порядка 55 минут. В 2015 году эти замеры показали уже 35,7 минут. К сожалению, это все равно пока невыполнение президентского показателя: в "майском указе" 2012 года зафиксирована задача – не более 15 минут к концу 2014 года. По итогам опроса 2015 года только 38,4 % граждан сообщили, что находились в очереди менее 15 минут. Но мы ожидаем, что в этом году показатели серьезно улучшатся.

Во-первых, многие ведомства существенно отладили свою работу. Во-вторых, исследование 2015 года проводилось осенью и практически не учитывает работу МФЦ, созданных в 2015 году, большая часть которых открылась в последние два месяца года.

Если говорить непосредственно об МФЦ, то среднее по всей стране время ожидания в очереди составило 26 минут. Есть регионы, где в МФЦ в среднем ждут не более 10 минут, а где-то и все 30.

Периодами возникают некие "пики" активности, когда граждане массово обращаются за той или иной услугой, и это, конечно, сказывается на времени ожидания в очереди. Например, внедрение и получение транспортных карт, или, если помните, в прошлом году было решение по выдаче части материнского капитала наличными. Это резко увеличивает нагрузку. Но МФЦ стандарты стараются выдерживать.

Кроме того, сокращению очередей будет способствовать перевод услуг в электронный вид, повышение доли граждан, которые ими воспользовались. Со временем все больше серьезных, сложных услуг будет предоставляться в электронном виде, это неизбежно. И это еще больше разгрузит присутственные места и еще больше сократит время ожидания в очередях.

На мой взгляд, есть еще и ряд нововведений, реализация которых позволила бы сократить очереди. К примеру, можно развивать "перенос" услуги в то место, где в ней возникает потребность. Например, при покупке нового автомобиля – в салоне. Логично, что автосалон может выступать агентом государства по предоставлению услуг по регистрации, постановке на учет и другим видам. Это существенно разгрузило бы МРЭО ГИБДД, которые смогли заниматься только вторичным рынком.

Расскажите о перспективах развития системы предоставления услуг через интернет-портал и о дальнейшем внедрении механизмов "многоканальности" предоставления услуг в МФЦ. Как Минэкономразвития планирует добиваться сочетания МФЦ с услугами, предоставляемыми в электронном виде?

Что касается развития портала, то было бы правильнее, наверное, чтобы коллеги из Минкомсвязи освещали этот вопрос. Именно они отвечают за развитие единого портала госуслуг и координацию этой работы. Мы все-таки больше участвуем в выработке методологии перевода услуг в электронный вид, внедрения электронного межведомственного взаимодействия. Но вопрос совместимости, взаимосвязи двух этих направлений работы – перевода услуг в электронный вид и создания МФЦ – нами, безусловно, обсуждается.

Некоторые спрашивают, зачем вообще необходимо было создание МФЦ, вместо того, чтобы перевести все услуги в электронный вид. Но нужно понимать, что мы говорим с Вами о сфере взаимодействия конкретного, нашего, государства с конкретными, нашими, людьми в конкретный момент времени – а значит, "офлайновый" канал для такого взаимодействия еще долгое время будет востребован. Более того, именно оптимизация формирования проекта МФЦ позволила сделать несколько принципиально важных для всей сферы госуслуг вещей.

Во-первых, были запущены процессы, связанные с изменением культуры сервисного обслуживания. Один из ключевых результатов проекта по созданию сети МФЦ в том, что он позволил сформировать в разных регионах страны серьезный пласт новых управленцев, для которых повышение качества обслуживания в сфере госуслуг стало главной задачей.

Во-вторых, стало очевидно, что не все государственные услуги можно очень быстро перевести в электронный вид полностью. Чем больше услуг переводится в электронный вид, тем больше начинает вставать проблема контроля информации и безопасности передачи данных. Конечно, со временем, с развитием технологий все мы будем "в облаке", но пока мы, в том числе и жители крупных городов, психологически не готовы к ряду вещей. Например, к тому, чтобы купить или продать свою собственную квартиру без бумаги, хотя такая технологическая возможность Росреестром запущена.

Кроме того, мало запустить какую-то госуслугу в электронном виде, важно еще и создать вокруг нее "экосистему" обращения полученных в электронном виде документов. Например, справка об отсутствии судимости. Ее нужно предоставить в отдел кадров соискателям многих должностей – от воспитателя в детском саду до члена правления коммерческого банка. На практике это означает, что кадровая служба должна в личном деле работника иметь документ, подтверждающий отсутствие судимости. Соответствующий документ можно заказать через портал государственных услуг в электроном виде. На такой запрос придет файл, подписанный ЭЦП. Возникает вопрос – как сотрудник кадровой службы сможет прикрепить такой электронный документ к делу работника, которое чаще всего ведется в бумаге. Или, например, если вдруг к предпринимателю приходит какая-то проверка, то как полученную в электронном виде справку можно будет предъявить сотруднику правоохранительных органов.

Не решена пока проблема архивного хранения электронных документов. Сертификат ключа электронной подписи имеет срок его действия, после истечения которого действительность такой подписи не может быть подтверждена. Встает вопрос – что делать с хранящимся в электронном архиве документом, если он подписан электронной подписью, действительность которой уже никто не может подтвердить, ведь он со временем может стать ничего не значащим набором битов. Однако мы даже на уровне разных органов власти дискутируем – есть проблема или ее нет, нужно ли какие-то нормативные акты дополнительные принимать, какие могут быть решения. Понимание всех этих процессов должно быть у всех участников.

Даже с бурным развитием электронных услуг, к сожалению, в ближайшем будущем не пропадет потребность получить финальный результат услуги в бумаге. МФЦ должен будет обеспечить гражданам этот последний шаг.

Какие основные сложности испытывают сегодня МФЦ в части оказания услуг гражданам и взаимодействия с органами государственной власти? Полностью ли и во всех направлениях отлажен механизм межведомственного взаимодействия? Насколько вообще еще возможно оптимизировать механизмы и сроки межведомственного взаимодействия в рамках данного проекта?

Конечно, это уже больше наш внутренний вопрос. Сегодня многие сотрудники государственных ведомств воспринимают МФЦ как неких курьеров, но это не совсем правильное понимание, хотя, конечно, центры и являются в определенном смысле посредниками между гражданином и тем или иным ведомством.

Если говорить о статистике, то по 22 государственным услугам федерального уровня электронное взаимодействие в целом налажено, ещё по 17 услугам соответствующие сервисы разработаны и проходят тестирование.

Ещё в прошлом году было подготовлено и принято Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 N 250 о наделении МФЦ правом переводить в бумажный вид электронные документы, полученные из органов власти. И, наоборот, при получении бумажного документа от гражданина, МФЦ переводит документ в электронный вид, подписывает его своим ЭЦП и отправляет в соответствующее ведомство, которое в дальнейшем с ним работает.

Недавно Минэкономразвития издало Приказ от 11.04.2016 № 221, который позволит МФЦ переводить в бумажную форму поступившие из Росреестра электронные документы, содержащие информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о кадастре. Мы исходим из того, что все необходимые для оформления услуги документы должны быть переданы из МФЦ в виде электронных образов, и ведомство должно начать процесс предоставления услуги сразу после получения электронных документов. А необходимые бумажные документы довозят в течение определенного времени. Это позволит значительно сократить число выездов курьеров даже по тем услугам, где частично сохранится бумажный документооборот, а также сократит время предоставления услуги для гражданина.

Не менее важная задача, зафиксированная в трехлетнем плане развития МФЦ, – разработка и внедрение технологических схем предоставления услуг. Технологические схемы подробно описывают весь процесс предоставления государственной или муниципальной услуги. В отличие от административного регламента, ориентированного в первую очередь на получателя услуг, техносхема предназначена для использования непосредственно в органе власти или организации, участвующей в предоставлении услуги, и позволяет обеспечить одинаковый и непрерывный бизнес-процесс предоставления услуги независимо от места ее оказания. Это особенно актуально с внедрением принципов многоканальности и экстерриториальности предоставления услуг.

Органы власти и органы государственных внебюджетных фондов, предоставляющие свои услуги через МФЦ, должны утвердить технологические схемы по своим услугам до конца текущего года. Внедрение техносхем обеспечит универсальную для всех МФЦ страны основу экспертной поддержки универсальных специалистов центров при их взаимодействии с потребителями услуг.

Планируется ли создание в системе МФЦ платежной системы, которая позволяла бы оплачивать пошлины, штрафы и иные обязательные платежи без уплаты комиссии?

Действующее постановление Правительства предусматривает, что МФЦ могут выступать платёжными агентами, обеспечивая прием у населения различных обязательных платежей. Но в Минфине есть точка зрения, что при этом нельзя принимать штрафы, суммы в счет уплаты налогов. Такая юридическая дискуссия, но мы считаем, что управленчески ответ должен быть однозначным – нужно это внедрять и как можно скорее. Это важно, как с точки зрения удобства для граждан, которые хотят все действия совершить в одном месте, так и с точки зрения повышения собираемости бюджетных доходов. Во-первых, чем удобнее Вам расставаться с собственными деньгами, тем проще Вы это делаете, во-вторых, если МФЦ будет напоминать Вам о задолженностях при каждом обращении в МФЦ, тем больше шанс, что Вы их погасите. Минфин, вроде, услышал нас, и соответствующий законопроект разработал.

Сейчас во многих МФЦ стоят банкоматы для приема средств от заявителей. Но, к сожалению, в малонаселенных пунктах банки не готовы расширять сеть банкоматов, потому что это экономически невыгодно, и наоборот, сокращают количество банкоматов в соответствующих центрах. Что касается комиссии, то здесь тоже достаточно сложная проблема. Но если граждане требуют повышенного сервиса, за него, конечно же, кому-то придется платить.

Как скоро будут разделены МФЦ для физических лиц и для бизнеса? Какие услуги смогут получить в МФЦ представители малого и среднего бизнеса в будущем? Не составят ли МФЦ для бизнеса фактически конкуренции консультационным и юридическим компаниям, предоставляющим услуги бизнесу?

Вопрос развития МФЦ для бизнеса – сегодня на повестке дня. Это действительно проект этого года. Мы делали раньше тестовые проекты в этом направлении в некоторых регионах. Например, в сотрудничестве со "Сбербанком России" функционировали офисы государственных и муниципальных услуг "Мои Документы", где основными посетителями были предприниматели. В этом году запущен специальный пилотный проект по созданию МФЦ для бизнеса. Стоит задача понять, каково место таких МФЦ в общей инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса, понять потребность в количестве таких МФЦ. Что касается разделения МФЦ для физических лиц и для бизнеса, то я бы скорее использовал здесь понятие "комбинирование услуг", поскольку страна у нас большая, очень много различных факторов и особенностей влияют на этот процесс. В любом случае, проект по созданию МФЦ для бизнеса заявлен и будет очень серьёзно развиваться.

Проблемы конкуренции МФЦ и консалтинговых и юридических компаний я не вижу, если речь о добросовестном бизнесе. Качественный частный консалтинг будет востребован. А если речь о консалтинге в виде торговли очередями, то да, такой бизнес, мы надеемся, МФЦ разрушит.

Расскажите, пожалуйста, о планах Минэкономразвития по мониторингу деятельности МФЦ и качества обслуживания граждан? Каким образом Минэкономразвития планирует развивать механизмы обратной связи? Какие шаги планирует Минэкономразвития по дальнейшему развитию Государственной системы ИАС МКГУ?

В соответствии с утвержденным Правительством планом мероприятий по развитию МФЦ в настоящее время по заказу Минэкономразвития России создается автоматизированная информационная система мониторинга деятельности МФЦ, которая позволит обеспечить мониторинг основных параметров работы центров госуслуг в режиме реального времени. Все МФЦ должны быть подключены к этой системе до конца 2017 года.

Система позволит отслеживать основные параметры деятельности центров – количество предоставленных услуг, сроки их предоставления, время ожидания в очереди и другие. По сути это система внутреннего контроля, позволяющая оперативно выявлять отклонения от заданных ориентиров и корректировать параметры сети МФЦ в зависимости от текущей ситуации.

Также в 2017 году планируем создать механизм оценки гражданами эффективности деятельности должностных лиц в субъектах Российской Федерации, ответственных за работу и развитие сети МФЦ, с учетом качества государственных услуг, предоставляемых центрами.

Оценку предполагается проводить на основе тех же принципов, которые в настоящее время используются при оценке руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года №1284.

Каждому гражданину должна быть предоставлена возможность оценить качество государственной или муниципальной услуги, предоставленной в МФЦ. На основании собранных оценок будет формироваться сводная оценка руководителей, ответственных за функционирование МФЦ в регионе. Сбор оценок и расчет сводных оценок будет производиться централизовано в автоматизированной информационной системе "Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг" (ИАС МКГУ), оператором которой является Минэкономразвития России.

В настоящее время Система оценки внедрена в федеральных ведомствах, предоставляющих самые массовые услуги – Росереестре, МВД России, ФНС России, Пенсионном фонде России. В этих ведомствах уже сегодня с помощью различных источников можно оценить качество предоставления 24 государственных услуг.

Кроме этого граждане имеют возможность оценить все госуслуги указанных органов власти, а также ФССП России, Росимущества, Роспотребнадзора и Фонда социального страхования РФ при их получении в центрах и офисах "Мои Документы". По всем федеральным услугам, которые предоставляются в МФЦ, должна быть реализована возможность их оценки гражданами.

Система оценки гражданами услуг в МФЦ становится всё более популярной – только с начала этого года по 14 июня посетители оценили 1 882 142 предоставленные в сети федеральные услуги.

Что касается дальнейшего развития системы оценки "ИАС МКГУ", то мы видим три основных направления работы.

Первое – это расширение перечня госуслуг и мест проведения оценки гражданами качества их предоставления. Вопрос дополнения перечня госуслуг, который утвержден постановлением № 1284, уже прорабатывается. И при распространении системы оценки на новые госуслуги обязательно учитывается востребованность их у граждан.

Ещё одно направление развития системы оценки связано с совершенствованием механизма применения результатов оценки. Минэкономразвития России разработан проект постановления Правительства, который устанавливает новые сроки отчетности, что обяжет органы власти более оперативно реагировать на низкие оценки граждан.

Также по новым правилам формирование соответствующих KPI руководителей территориальных органов власти будет четко взаимосвязано с периодом их работы. Это позволит не дожидаться формального окончания календарного года, чтобы начать предпринимать какие-то меры, так как это не всегда целесообразно. Ещё проект постановления предусматривает необходимость проведения ведомствами работ по улучшению качества предоставления государственных услуг с учетом мнения граждан, полученных в отношении каждого из критериев оценки (время ожидания в очереди, срок предоставления услуги, вежливость и компетентность сотрудника, комфортность условий в помещении, доступность информации о порядке предоставления услуги).

И третье направление развития системы оценки – это поэтапное повышение качества предоставления госуслуг, основанное на результатах оценки.

С 2015 года введена новая система расчета уровня удовлетворенности граждан качеством предоставленных госуслуг, предусматривающая его поэтапное повышение до значения равного 90% к 2018 году (этот уровень определен указом Президента № 601).

Так, первый показатель эффективности деятельности руководителя территориального органа по данным оценок заявителей в 2016 году должен составлять не менее 75%. То есть, по итогам 12 месяцев работы каждый такой руководитель в сумме должен получить не менее 75% оценок "4" и "5" по пятибалльной шкале в общей массе поставленных через смс-опрос и терминальные устройства, а также сайт госуслуг оценок. Причем каждый год показатель будет повышаться минимум на 5%, пока не достигнет значения в 90%.

Кроме этих направлений, в настоящее время ведомства проводят работу с отзывами граждан о качестве полученных ими государственных услуг, которые они оставляют на публичном сайте "Ваш контроль" vashkontrol.ru . Ведомства обязаны ответить на отзыв с сайта, если написавший гражданин сделал соответствующую отметку при публикации своего отзыва. В центральных аппаратах ведомств, отвечающих за предоставление государственных услуг, проводят анализ таких сообщений, а результаты доводятся до соответствующих руководителей их территориальных органов, региональных отделений. Информацию по таким отзывам используют и при проведении инспекционных выездов на места.

() Скачать
  • Перечень из 11 предложений по повышению качества оказания госуслуг в электронном виде был представлен заместителем министра связи и массовых коммуникаций Алексеем Козыревым в четверг на заседании по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере, прошедшем под председательством помощника президента РФ Игоря Щёголева.

    Речь на заседании шла об исполнении Владимира Путина, посвященных развитию Интернета в России, срок исполнения которых скоро истекает. Алексей Козырев доложил о ходе разработки предложений по пунктам 13 и 14 перечня поручений — о повышении качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и об исключении дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении услуг в электронном виде. После его выступления оказалось, что не все предложения согласованы с Минэкономразвития. Его представитель – директор департамента госрегулирования в экономике Алексей Херсонцев выразил несогласие c рядом формулировок и предложений Минкомсвязи.

    Из текста поручений

    Минэкономразвития России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить перечень мер по повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

    Ответственные: Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С.

    По словам Козырева, проект документа уже направлен в аппарат правительства, однако были получены замечания от Института развития Интернета, Министерства финансов, правительства Москвы, затем состоялось заседание подгруппы, и сейчас планируются корректировки к докладу. Козырев зачитал на заседании разработанные 11 пунктов предложений по улучшению качества оказания электронных госуслуг.

    1. Поэтапный переход к так называемой «Реестровой модели» предоставления государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний день результатом предоставления услуги является документ, выданный на бумаге гражданину, при этом соответствующая запись в государственной информационной системе является не первичной, а повторяет бумажный документ.
    Реестровая модель подразумевает обязательность внесения результата предоставленной услуги в базовый государственный информационный ресурс (БГИР) без обязательной выдачи гражданину результата на материальном носителе. Гражданин в любой момент может получить выписку из БГИР с результатом предоставления услуги, при этом первичной будет именно запись в реестре.

    2. Введение принципа экстерриториальности предоставления госуслуг – прежде всего, для федеральных услуг. С развитием ИКТ становится неважно, где гражданин обращается за госуслугой, и человек на территории всей страны будет обладать равными правами по получению услуг, вне зависимости от региона, где он зарегистрирован.

    3. Сокращение срока оказания электронной услуги относительно срока предоставления традиционной услуги.

    4. Регистрация фактов предоставления госуслуг с возможностью контроля качества предоставления услуг в части сроков. На сегодняшний день при предоставлении электронных услуг в государственной системе осуществляются операции, при этом не существует единого механизма сбора сведений о том, какие услуги предоставлены, с каким результатом, и в какие сроки. Эти сведения должны фиксироваться в информационных системах для последующего анализа.



  • Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: