Протокол получения информации о соединениях между абонентами. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами

При наличии достаточных оснований полагать, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет значение для уголовного дела, получение следователем указанной информации допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

В ходатайстве следователя о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо выполнить данное следственное действие;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) период, за который необходимо получить соответствующую информацию, и (или) срок производства данного следственного действия;

4) наименование организации, от которой необходимо получить указанную информацию.

В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.

Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

Следователь осматривает представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, с участием понятых и (при необходимости) специалиста, о чем составляет протокол, в котором должна быть указана та часть информации, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу (дата, время, продолжительность соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами, номера абонентов и другие данные). Лица, присутствовавшие при составлении протокола, вправе в том же протоколе или отдельно от него изложить свои замечания.

Представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность.


Если необходимость в производстве данного следственного действия отпадает, его производство прекращается по постановлению следователя, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу.

53. Сущность и процессуальный порядок привлечения в качестве обвиня­емого (понятие и значение; деятельность следователя, связанная с предъявле­нием обвинения; допрос обвиняемого; изменение и дополнение обвинения).

Обвиняемым лицо признается после подписания следователем постановления о привлечении в качестве обвиняемого, которое составляется при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения его в совершении преступления. При дознании не требуется вынесения аналогичного документа. Подозреваемый становится обвиняемым после того, как «вынесен обвинительный акт»(п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК РФ).

Предъявление обвинения – комплекс процессуальных действий, совершаемых с целью ознакомления обвиняемого с предъявляемым ему обвинением и разъяснения существа обвинения, разъяснения ему его прав и обязанностей, выяснения позиции обвиняемого в отношении обвинения и получения от него сведений, которые могли бы иметь значение для правильного разрешения дела.

Предъявляется обвинение в присутствии защитника, если он участвует в уголовном деле, не позднее 3 суток со дня вынесения постановления. Обвиняемому должны быть разъяснены существо предъявленного обвинения, а также его права, предусмотренные ч. 4 ст. 47 УПК РФ, что удостоверяется подписями обвиняемого, его защитника и следователя на постановлении с указанием даты и времени предъявления обвинения (ч. 5 ст. 173 УПК РФ).

Копия постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого вручается обвиняемому и его защитнику, а также направляется прокурору (ч. 8 и 9 ст. 173 УПК РФ).

Если в ходе предварительного следствия появляются основания для изменения предъявленного обвинения, то следователь в соответствии со ст. 171 УПК РФ выносит новое постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и вновь его предъявляет. Когда же в ходе предварительного расследования предъявленное обвинение в какой-либо части не находит подтверждения, следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора (ч. 2 ст. 175 УПК РФ).

Допрос обвиняемого является обязательным элементом процесса привлечения лица в качестве обвиняемого. Это прежде всего способ обеспечения права обвиняемого давать показания по предъявленному обвинению в интересах собственной защиты (п. 6 ч. 3 ст. 47 УПК РФ). Для следователя оно служит средством получения доказательства – показаний обвиняемого. Допрос обвиняемого является также одним из средств, с помощью которого его изобличают в совершении преступления.

При каждом допросе обвиняемого в соответствии со ст. 174 УПК РФ составляется протокол его допроса. Данный протокол должен отвечать положениям ст. 166, 167 и 190 УПК РФ, в которых изложены требования, предъявляемые ко всем протоколам, составляемым в ходе допросов любых лиц.

54. Приостановление и возобновление предварительного расследования (сущность и значение; характеристика оснований и условий приостановления предварительного расследования; проблемы расширения оснований приоста­новления предварительного расследования; основания и порядок возобновле­ния предварительного расследования).

Приостановление предварительного следствия означает вызванный указанными в законе обстоятель–ствами временный перерыв в производстве следствен–ных действий. Время, на которое было приостановлено следствие, не включается в срок следствия.
Предварительное следствие приостанавливается, когда:
– не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого;
– подозреваемый или обвиняемый скрылся от след–ствия либо место его нахождения не установлено по каким-либо причинам;
– местонахождение подозреваемого или обвиняемого известно, но нет реальной возможности участия его в деле;
– подозреваемый или обвиняемый страдает времен–ным тяжелым заболеванием, наличие которого удостоверяется медицинским заключением и пре–пятствует его участию в следственных и иных про–цессуальных действиях (ст. 208 УПК). Приостановление предварительного следствия в свя–зи с уклонением обвиняемого или подозреваемого от следствия и суда, неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, а также в связи с неизвестностью его местонахождения допускается лишь по истечении срока предварительного следствия.
До приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все действия, произ–водство которых возможно в отсутствие подозревае–мого, обвиняемого, принять необходимые меры к их обнаружению, а равно к установлению лица, подле–жащего привлечению в качестве обвиняемого, если оно неизвестно. Если по уголовному делу проходит несколько лиц, а основания приостановления отно–сятся к одному из них, дело в отношении этого лица выделяется в порядке ст. 154 УПК в отдельное произ–водство и приостанавливается.
О приостановлении выносится постановление, ко–пия которого должна быть направлена прокурору. О приостановлении следствия должны быть извеще–ны потерпевший или его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители и разъяснены их право и порядок обжалования про–курору или в суд решения о приостановлении след–ствия (ст. 209 УПК).
После приостановления следствия следователь обязан принимать меры к розыску подозреваемого или обвиняемого, в случае если они скрылись. Следова–тель вправе поручить производство розыска органам дознания. Об этом указывается в постановлении о при–остановлении следствия либо в особом постановле–нии (ст. 210 УПК). В случае обнаружения обвиняемо–го он может быть задержан в порядке, установленном гл. 12 УПК.
После приостановления следствия следователь вправе направлять запросы, проводить соответствую–щие проверки, истребовать документы, поручать орга–нам дознания производство оперативно-розыскных действий, но не вправе проводить следственные дей–ствия.
После того как отпадают основания для приоста–новления следствия или возникает необходимость в производстве дополнительных следственных дей–ствий, предварительное следствие возобновляется.
О возобновлении следствия выносится постановле–ние следователем или руководителем следственного органа. О возобновлении следствия извещаются по–дозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпев–ший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, а также прокурор (ст. 211 УПК).

55. Направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (об­винительным актом) (понятие, основания; действия следователя (дознавателя) и прокурора в связи с окончанием предварительного расследования; форма и содержание обвинительного заключения).

Предварительное следствие завершается составлением обвинительного заключения. Что касается обвинительного акта, составляемого в ходе проведения дознания, то он к наступлению данного момента уже должен быть составлен и подписан дознавателем.

Значение названных процессуальных документов определяется тем, что они должны содержать детальное изложение обстоятельств совершенного преступления и четкую формулировку предъявляемого конкретному лицу обвинения. Именно эти процессуальные документы определяют предмет и пределы предстоящего судебного разбирательства. Поэтому они должны быть объективными (опираться на всю совокупность собранных и проверенных доказательств), определенными (а не альтернативными), юридически обоснованными (содержать четкие ссылки на нормы уголовного и уголовно-процессуального законов).

В связи с таким значением названных документов уголовно-процессуальное законодательство детально регламентирует их содержание. В частности ч. 1 ст. 220 УПК РФ указывает на обязательные компоненты обвинительного заключения.

Неотъемлемым приложением к обвинительному заключению являются:

1) список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и защиты с указанием их места жительства и (или) места нахождения;

2) справка о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по 40б обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев – о принятых мерах по обеспечению их прав.

Практически таким же образом определены требования и к содержанию обвинительного акта (ч. 1 ст. 225 УПК РФ). Но по некоторым параметрам эти требования не похожи на требования, предъявляемые к содержанию обвинительного заключения. Это выражено, к примеру, в трех не поддающихся четкому объяснению положениях:

1) закон не обязывает указывать в обвинительном акте данные о гражданском истце и гражданском ответчике;

2) он также не обязывает прилагать к обвинительному акту упомянутую справку о мерах пресечения, вещественных доказательствах и т. п.;

3) список вызываемых в суд лиц должен включаться в содержание обвинительного акта.

После подписания следователем или иным лицом, расследовавшим дело, обвинительного заключения и приложений к нему дело направляется прокурору. Обвинительный акт после подписания его дознавателем, ознакомления с ним обвиняемого и его защитника передается вместе с материалами дела для утверждения сначала начальнику органа дознания, а затем – прокурору.

56. Прекращение уголовного преследования и прекращение уголовного дела (понятие, основания, их классификация; процессуальный порядок пре­кращения уголовного дела и уголовного преследования).

Прекращение уголовного дела означает полное прекращение уголовного судопроизводства, т. е. прекращение процессуальной деятельности и процессуальных правоотношений. Прекращение уголовного преследования означает лишь прекращение части уголовного с судопроизводства, касающегося подозрения или обвинения конкретного лица. При этом прекращение уголовного дела означает прекращение уголовного преследования, а прекращение уголовного преследования допускается без прекращения уголовного дела (ст. 24–27 УПК). Содержание процессуальных действий при прекращении уголовного дела и уголовного преследования включает в себя: 1) решение лица, производящего расследование уголовного дела, о возможности его прекращения или прекращения уголовного преследования при наличии необходимых на то оснований и на основе полного всестороннего и объективного исследования всех материалов дела; 2) проведение необходимых процессуальных действий, подтверждающих наличие оснований и условий для прекращения уголовного дела, уголовного преследования; 3) принятие решения о прекращении уголовного дела, уголовного преследования и его процессуальное оформление, систематизацию материалов уголовного дела и разрешение вопросов, вытекающих из принятого решения; 4) получение согласия руководителя следственного органа при прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию, получение разрешения прокурора при прекращении уголовного дела дознавателем по тем же нереабилитирующим основаниям; 5) обжалование решений лица, производящего расследование. Порядок прекращения уголовного дела, уголовного преследования закреплен гл. 29 УПК РФ. Процессуальной формой решения о прекращении уголовного дела и уголовного преследования является постановление. Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования. В соответствии с ч. 2 ст. 212 УПК прекращение уголовного дела по одному из реабилитирующих оснований влечет обязательные меры по реабилитации лица, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование и возмещение ему ущерба. Исходя из этого положения закона можно разделить все основания на реабилитирующие и нереабилитирующие. Реабилитирующими основаниями являются те основания прекращения уголовного дела, при наличии которых уголовное дело прекращается, а в отношении лица применяются все предусмотренные законом меры по реабилитации и возмещению материального вреда, причиненного ему в результате уголовного преследования. Нереабилитирующие основания состоят в том, что при наличии оговоренных законом обстоятельств дела, в силу небольшой общественной опасности деяния, общество отказывается от своего права применить уголовную ответственность и наказание. По закону прекращение дела по этим основаниям допускается только с согласия обвиняемого.

Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами

Нормы, регулирующие получение информации о соединениях абонентов, предусмотрены ст. 23 Конституции РФ, и. 241 ст. 5, ст. 13, 29, 164-170, 186" УПК.

Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами - новое следственное действие, состоящее в принятии следователем мотивированного решения об обращении в суд с целью получения судебного решения об истребовании из организаций, осуществляющих услуги телефонной (электронной) связи, сведений о ранее имевших место или возможных в будущем контактах (переговоры, СМС-сообщения и т.п.) с использованием абонентских устройств, а также в получении и приобщении к делу таких сведений.

Посредством данного следственного действия получают сведения: о дате, времени и продолжительности соединений; абонентах и их номерах, номерах и месте нахождения на момент соединения абонентских устройств и др.

Основанием проведения следственного действия являются сведения, достаточные для обоснованного предположения о том, что информация, связанная с соединениями абонентов, зафиксированная (или могущая быть зафиксированной) техническими средствами в организациях, оказывающих услуги связи, имеет значение для уголовного дела. Такими сведениями могут быть уголовно-процессуальные доказательства и оперативно-разыскные данные о причастности к преступлению конкретного абонента, использовании определенного абонентского устройства и др.

Получение информации осуществляется только по решению суда. Закон не связывает проведение данного следственного действия с тяжестью преступления и процессуальным положением абонента. Решение суда направляется в соответствующую организацию, осуществляющую услуги связи. Если истребуется информация за предшествующий период, то руководитель организации направляет ее следователю в опечатанном виде. В случае если судом установлен срок (до шести месяцев) получения информации, которая может быть зафиксирована в будущем, руководитель в таком же порядке направляет ее по мере поступления, но не реже одного раза в неделю.

Процесс принятия информации не протоколируется. Наличие в уголовном деле постановления суда в достаточной степени объясняет происхождение информации, ее опечатывание исключает искажение. Следователь осматривает представленные документы с участием (при необходимости) специалиста, о чем составляется протокол. Документы, относящиеся к делу, приобщаются к нему постановлением следователя как вещественное доказательство.

Производство следственного действия может быть до истечения установленного срока прекращено по постановлению следователя.

Допрос

Нормы, регулирующие производство допроса, предусмотрены: ст. 51 Конституции РФ, ст. 164-170, 173, 174, 187-191, 275-282 УПК.

Допрос - это следственное действие, состоящее в получении показаний подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта и специалиста.

Основанием для вызова и допроса любого лица в качестве свидетеля является наличие сведений, позволяющих полагать, что ему могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. В совокупность фактических данных для принятия решения о допросе входят как доказательства, так и сведения оперативно-разыскного характера.

Основанием для допроса лица в качестве потерпевшего - физического лица является наличие фактических данных о причинении ему преступлением физического, имущественного или морального вреда. Сведения, которыми располагает потерпевший, во всех случаях имеют непосредственное значение для дела. Основанием для допроса эксперта является наличие в ранее данном им заключении таких неясностей, устранение которых возможно без проведения дополнительного исследования. Основание для допроса специалиста - потребность в специальных знаниях, а также неясность письменного заключения специалиста или его мнения, выраженного в иной форме.

Основанием для первичного допроса подозреваемого или обвиняемого является сам факт постановки их в соответствующее процессуальное положение. Основанием для повторного допроса подозреваемого или обвиняемого являются сведения о том, что им известны фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для дела, либо их ходатайство. Повторный допрос по тому же самому обвинению обвиняемого, отказавшегося от дачи показаний, возможен только но ходатайству.

Решение о производстве допроса не требует оформления.

Допрос осуществляется по месту производства предварительного расследования или в месте нахождения допрашиваемого. Вхождение в жилище для допроса возможно исключительно с разрешения проживающих в нем лиц.

Продолжительность допроса определяется временем, необходимым и достаточным для получения от допрашиваемого в разумном режиме сведений, имеющих значение для дела. Вместе с тем допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после часового перерыва для отдыха и принятия пищи. Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов.

В случаях, когда допрашиваемый имеет очевидные для следователя признаки алкогольного или наркотического опьянения либо заявляет о болезни, целесообразно прибегнуть к медицинскому обследованию свидетеля или отложить допрос.

Закон детально регламентирует порядок вызова лица на допрос. Свидетели, потерпевшие, а также подозреваемые и обвиняемые, не содержащиеся под стражей, вызываются на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. Вручение лицу повестки должно удостоверяться подписью вызываемого. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту сто работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос.

В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения. Привод является обоснованным при соблюдении двух обязательных условий: 1) наличие документально подтвержденных достоверных сведений о том, что повестка свидетелем получена; 2) наличие фактических данных, позволяющих усматривать в его поведении умышленное безмотивное уклонение от явки по вызову.

Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Вызов таких лиц напрямую осуществляется в случаях, когда посредники прямо заинтересованы в исходе дела или могут оказать на несовершеннолетнего неблагоприятное воздействие, а также когда они не в состоянии передать информацию о вызове и обеспечить явку.

Если свидетель явился па допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат вправе давать ему в присутствии следователя краткие консультации, задавать с разрешения следователя вопросы, делать письменные замечания по поводу полноты и правильности записи показаний.

Обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему и свидетелю разъясняется право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга (супруги) и близких родственников. Свидетели и потерпевшие, достигшие 16 лет, предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Допрашиваемые эксперты и специалисты предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Лицу, не владеющему языком судопроизводства, обеспечивается право на участие переводчика.

Ход и результаты допроса отражаются в протоколе, составляемом в соответствии со ст. 166 и 167 УПК.

Фамилия, имя и отчество записываются в протоколе в именительном падеже. В целях обеспечения безопасности допрашиваемых лиц законом предусмотрены особые правила отражения в протоколе их анкетных данных.

Показания допрашиваемого лица записываются от первого лица и по возможности дословно. Ненормативная лексика (нецензурные выражения) в протоколе допроса не приводятся. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, которые были отведены следователем или на которые отказалось отвечать допрашиваемое лицо, с указанием мотивов отвода или отказа. Представляется, что норма закона о записи всех вопросов не должна восприниматься абсолютно. Правоприменительная практика придает этой норме тот смысл, что следователь записывает вопросы, исходя из собственного усмотрения, предопределяемого как требованием установления юридически значимых обстоятельств дела, так и тактикой допроса.

В УПК не оговорена возможность собственноручной записи допрашиваемым своих показаний, данных в ходе допроса. Однако представляется, что принципам уголовного судопроизводства и общим правилам производства следственных действий не противоречит предоставление допрашиваемому по его ходатайству такого права.

Допрашиваемому запрещается задавать наводящие вопросы. Наводящими принято считать вопросы, в которых содержится ответ или информация для его формулирования.

По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются. Решение о применении технических средств для дополнительной фиксации хода допроса объявляется допрашиваемому, для которого оно является обязательным. Дача свидетелем показаний может сопровождаться выполнением каких-либо рисунков, схем, графиков. При допросе свидетель может произвести узнавание предметов, если нет предпосылок предъявления для опознания в порядке, предусмотренном законом. Процедуру осмотра им объекта нужно занести в протокол посредством показаний.

Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от 16 до 18 лет проводятся с участием педагога или психолога. Продолжительность допроса дифференцирована в зависимости от возраста: 1) до достижения несовершеннолетним семи лет его участие в допросе ограничено 30 минутами. После перерыва (срок которого не установлен, но, полагаем, что он также должен быть как минимум получасовой) следственное действие может быть продолжено еще в течение 30 минут. В общей сложности в один день участие несовершеннолетнего в допросе не может продолжаться более одного часа; 2) в возрасте от семи до 14 лет продолжительность участия несовершеннолетнего в допросе без перерыва не более одного часа, в общей сложности - не более двух часов в день; 3) для несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля старше 14 лет указанное время равно соответственно двум и четырем часам в день. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель. Педагог или психолог, участвующий в допросе несовершеннолетнего, должен быть, как правило, специалистом в области соответствующей детской возрастной категории. Аналогичные требования, относящиеся к порядку участия педагога или психолога, а также продолжительности допроса, предъявляются при проведении с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля очной ставки, предъявления для опознания и проверки показаний на месте.

Потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо /южных показаний. Допрос несовершеннолетнего не может продолжаться значительное время без перерывов для отдыха.

Получение информации о соединениях между абонентами и между абонентскими устройствами стало следственным действием с 2010 года, то есть с введением в УПК РФ. ст.186-1 . Получение информации о соединениях между абонентами не является самостоятельным видом доказательств, поскольку в перечне ст.74 УПК РФ оно отсутствует, а потому эту информацию следует отнести к иным документам.

Понятие информации о соединениях между абонентами и между абонентскими устройствами дано в 24.1 ст.5 УПК РФ. В соответствии с названным пунктом, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами- это получение сведений о дате, времени, продолжительности соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием), номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов, а также сведений о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций.

Необходимость правового регулирования получения информации о соединениях между абонентами и между абонентскими устройствами возникла в связи с широким развитием сотовой и иных видов связи.

Основанием для получения информации о соединениях между абонентами и между абонентскими устройствами является наличие достаточных оснований полагать, что эта информация может иметь значение по уголовному делу.

Получить такую информацию следователь вправе в порядке, установленном ст.165 УПК РФ, то есть только с письменного решения суда. На практике получение следователем такого разрешения не представляет для него большой сложности. Суды практически во всех случаях выносят положительные решения для органов расследования.

В отличие от обыска, личного обыска и выемки это следственное действие проводится только по решению суда и никаких исключений из этого порядка закон не предусматривает.

Процедура возбуждения следственного ходатайства перед судом о получении названных сведений достаточно детально прописана в ч.2 ст.186-1 УПК РФ. В этой же норме прописана процедура фиксации информации о соединениях между абонентами. Эта информация фиксируется компетентным специалистом учреждения связи, которому суд поручил исполнение судебного решения по конкретному уголовному делу. Информация предоставляется в доступной письменной форме (распечатке), сведения изложенные в письменной форме подписываются этим специалистом, надлежащим образом документируется.

В следственной практике это следственное действие широко применяется по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков, по делам в отношении ОПГ. Каких-либо, проблем с использование этих сведений в качестве доказательств, как правило, не бывает.

Описываемое следственное действие следует отличать от снятие информации с технических каналов связи, которую осуществляют органы дознания в порядке ст.6 и 8 Закона об «ОРД». Как и описанное следственное действие это ОРД проводится с разрешения суда и может использоваться в процессе доказывания в суде. Как и у следователей у оперативных работников не бывает проблем с получением разрешения у суда.

Похожих статей пока нет.

К числу важных процессуальных информационно-технологических средств, которые должны широко использоваться в практике расследования организации экстремистского сообщества, относится получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст.

186.1 УПК РФ) . Его проведение обусловлено тем, что подозреваемые, как правило, вели и ведут переговоры по телефонам, а такие факты всегда представляют интерес для выяснения отдельных обстоятельств совершенного преступления.

Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами именуется биллингом. Под ним (англ.ЫШп§) понимается процесс получения информации о номерах телефонов, времени соединения, продолжительности разговора, местонахождении в момент разговора, иными словами, сведения о дате, времени, продолжительности соединений между абонентами

и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием) , номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов, а также

сведения о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций.

Результаты биллинга позволяют не только выдвинуть и проверить целенаправленные следственные версии, но и установить ряд различных обстоятельств, прямо или косвенно указывающих на организацию экстремистского сообщества. В частности, определить круг лиц, с которыми ранее общался подозреваемый, установить период общения, конкретные даты, их соотношение со временем совершения отдельных эпизодов или процесса подготовки преступления, факт общения с соучастниками (другими гражданами) непосредственно перед задержанием преступника. По номерам абонентов можно установить конкретных физических лиц, последующая проверка которых позволит установить участие в экстремистском сообществе, их конкретную роль, степень информированности о противоправной деятельности, руководителей, других участников.

Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. Это значит, что следователь, с согласия руководителя следственного органа, возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносит постановление. В ходатайстве указываются: 1) уголовное дело, при производстве которого необходимо выполнить данное следственное действие; 2) основания, по которым оно производится; 3) период, за который необходимо получить соответствующую информацию, и (или) срок производства данного следственного действия; 4) наименование организации, от которой необходимо получить указанную информацию (ч.2 ст. 186.1 УПК РФ).

Рассматриваемое следственное действие дает возможность (при наличии соответствующих оснований) получать информацию о соединениях между або-

нентами, причастными к совершению преступления, и (или) абонентскими устройствами в течение шести месяцев и использовать ее в расследовании преступлений, предусмотренных ст. 282.1 УК РФ.

Подготовка рассматриваемого действия включает: анализ материалов, имеющихся в распоряжении следователя, ознакомление с данными, полученными при проведении оперативно-розыскных мероприятий; оценку сложившейся следственной ситуации, содержание которой позволяет сделать вывод о том, что информация о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов пользователей связи может представлять интерес для производства по уголовному делу; вычленение, систематизацию фактических данных, служащих основанием (обосновывающих необходимость получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами) для производства рассматриваемого процессуального информационно-технологического средства; определение периода (с указанием конкретных дат), за который необходимо получить указанную информацию; направление в учреждение связи запроса (в порядке ч.4 ст. 21 УПК РФ) с просьбой дать информацию, пользуется ли услугами связи конкретный абонент; подготовку следователем с согласия руководителя следственного органа, ходатайства перед судом (ст. 165 УПК РФ) о производстве получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; проработку вопроса о выборе понятых, участии в осмотре представленных документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, специалиста (ч.5 ст. 186.1 УПК РФ); подготовку технических средств фиксации хода и результатов осмотра представленных документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

При расследовании организации экстремистского сообщества на первоначальном этапе следует проводить и такое следственное действие, как контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ) . Специально подчеркнем, именно на первоначальном этапе, так как сведения, полученные в результате его проведения, позволяют установить руководителей экстремистского сообщества, их роль (компетенцию по руководству), структурные подразделения, наличие объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений, цели сообщества, ближайшие планы, характер преступлений экстремистской направленности и другие обстоятельства, связанные с совершением преступленний. И за счет этого определить характер и объем следственной работы, оптимальные сроки расследования, необходимые силы и средства.

Специфика контроля и записи переговоров состоит в том, что следователь не имеет возможности принять личное, непосредственное и активное участие на всех этапах его проведения. Запись переговоров ведут сотрудники оперативных подразделений специальных технических мероприятий, операторы предприятий связи и др. Влиять на ход осуществления следственного действия он может только опосредованно: воздействуя на поведение других лиц, которые сами запись переговоров не осуществляют, а только ответственны за ее организацию. В силу этого эффективность контроля и записи телефонных и иных переговоров зависит от реализации комплекса мер, объединенных единым замыслом, направленным на достижение общей цели (например, специальная передача информации руководителям или членам экстремистского сообщества о характере сведений, которыми располагает следствие, в целях стимулирования к принятию каких-либо мер).

В структуре тактики следственного действия выделяются три взаимосвязанных, взаимообусловленных этапа:

Подготовительный;

Рабочий (включающий два подэтапа: 1) непосредственное производство записи переговоров без участия следователя и 2) получение фонограммы, ее осмотр, прослушивание под руководством следователя);

Заключительный (процессуальное оформление хода и результатов следственного действия).

В период подготовки субъект расследования:

1) анализирует материалы уголовного дела, преимущественно полученные при проведении предварительной проверки (протоколы процессуальных действий, документы, из которых усматривается законность и обоснованность квалификации противоправного деяния , данные о связях преступников, их намерениях и т.п.). Эти же вопросы выясняются у должностных лиц подразделений, которые будут осуществлять оперативно-розыскное

сопровождение предварительного расследования. Решение следователя будет положительным лишь в том случае, когда комплекс фактических данных будет указывать на то, что переговоры подозреваемого или других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела ;

2) определяет цель и конкретные задачи следственного действия применительно к каждому из этапов. Цель следственного действия должна быть доведена до лиц, непосредственно проводящих запись телефонных и иных переговоров. Она заключается в фиксации переговоров подозреваемого или других лиц, в которых содержатся сведения, имеющие значение для расследования организации экстремистского сообщества. Что касается задач, то они варьируются в зависимости от этапа проведения следственного действия. К их числу можно отнести: недопустимость разглашения сведений о намерении проведения рассматриваемого следственного действия; информирование лиц, непосредственно осуществляющих запись переговоров, о наличии конкретных технических средств, которые могут использоваться в целях противодействия проведению следственного действия; своевременную передачу полученных данных следователю; организацию воздействия на ситуацию таким образом, чтобы подозреваемые (особенно из числа организаторов, членов объединения организаторов, разработчиков планов и условий для совершения преступления экстремистской направленности) стремились связаться по телефону со своими сообщниками и обменяться информацией, которая имеет значение для расследования преступления, и т.п.;

3) изучает свойства личностей граждан, в отношении которых проводится контроль и запись переговоров, их контакты, устанавливает наименование, технические возможности средств, с которых они могут вести переговоры. Выяснение приведенного осуществляется следователем в тесном

взаимодействии с должностными лицами оперативных подразделений правоохранительных органов. При проведении оперативно-розыскных

мероприятий по заданию следователя целенаправленно изучаются свойства личностей подозреваемых, а также иных лиц, переговоры которых будут находиться под процессуальным контролем, устанавливаются каналы общения, по которым может происходить диалог интересующих следствие лиц, выясняются другие обстоятельства, имеющие значение для результативного проведения следственного действия.

Следователь должен выяснить намерения подозреваемого, других лиц, их возможности по оказанию противодействия проведению следственного действия техническими средствами. К числу основных способов противодействия членов экстремистских сообществ контролю и записи переговоров относятся: а) умышленное сообщение ложной информации, использование зашифрованных способов общения; б) умышленное искажение голоса; в) приведение звукозаписывающей аппаратуры в неисправное состояние; г) применение различных устройств, включаемых между телефонной трубкой и телефонным аппаратом, обеспечивающих анонимность телефонных разговоров путем цифровой обработки речевого сигнала для изменения тембра и тона голоса; д) использование шифраторов речевых сообщений и массивов данных; е) использование средств обнаружения подключения к телефонной линии специальных приборов защиты телефона от высокочастотного зондирования и индуктивного съема речевой информации с телефонной линии; ж) применение телефонных анализаторов, осуществляющих круглосуточное тестирование телефонных систем и создающих помехи при попытках прослушивания или снятия информации; з) создание радиопомех и т.п. В процессе подготовки к следственному действию следователь должен установить не только технические средства, которыми располагают члены экстремистского сообщества и их окружение, но и их возможности, для того чтобы своевременно информировать лиц, непосредственно осуществляющих запись переговоров. Для наибольшей результативности следственного действия необходимо установить весь круг средств связи, которыми пользуется данное лицо. При этом должны быть выяснены номера домашнего, служебного, мобильного телефонов абонента ;

4) определяет момент начала, период времени, в течение которого будет осуществляться запись переговоров. Устанавливает орган, которому будет поручено его техническое осуществление. Определение момента начала проведения следственного действия имеет существенное значение для получения положительных результатов. Разглашение данного факта позволяет экстремистам не только выбрать нужную для них линию поведения, но и осуществить противодействие проведению следственного действия .

Без соблюдения условий конспирации при проведения записи переговоров подозреваемых в организации экстремисткого сообщества вряд ли можно рассчитывать на получение значимой для дела информации. Это связано и с тем, что в совершении противоправного деяния, предусмотроенного ст. 282.1 УК РФ, принимает участие группа лиц, к тому же нельзя сбрасывать со счетов очевидцев, позиция которых, как показывает практика, не всегда связана с оказанием помощи правоохранителям. По этим причинам может быть утечка сведений о проведении уголовно-процессуального средства, регламентированного ст. 186 УПК РФ. Причем в тайне должен содержаться не только факт принятия решения о проведении следственного действия, но и момент начала его осуществления. Вместе с этим, приведенное не означает, что конспиративность становится сущностью следственного действия.

Период времени, в течение которого может осуществляться контроль и запись переговоров, не должен превышать 6 месяцев. Соответственно, данное следственное действие может производиться и один день, и меньший промежуток времени. На практике возникает вопрос: может ли контроль и запись переговоров по одному уголовному делу и в отношении одного и того же лица производиться более шести месяцев? Законодатель не запрещает производить это следственное действие неоднократно, даже в отношении одного и того же лица. Разрешение данного вопроса полностью отдано лишь на усмотрение судьи. Исходя из этого можно представить ситуацию, когда при расследовании одного уголовного дела контроль и запись переговоров будет в общей сложности производиться и больший, чем шесть месяцев, промежуток времени. В разрешаемом вопросе главное то, что контроль и запись переговоров - это следственное действие, а значит, оно может быть осуществлено только во временной промежуток между возбуждением уголовного дела и направлением его в суд (прекращением уголовного дела).

К участию в следственном действии могут привлекаться специалисты - представители предприятия или компании связи, в сети которой зарегистрирован абонент. Названную категорию участников следственного действия следователь должен знать, с тем чтобы действенно с ней взаимодействовать (своевременно обмениваться информацией) при проведении контроля и записи телефонных и иных переговоров;

5) заполняет бланк постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров, получает согласие руководителя следственного органа на его проведение. Ходатайство возбуждается с согласия руководителя следственного органа, которое является одной из гарантий принятия следователем законного и обоснованного решения. В соответствии с УПК РФ ходатайство должно содержать следующие сведения: а) фабулу уголовного дела (когда, где и какое именно преступление имело место, обстоятельства, позволяющие его отнести к категории средней тяжести, тяжких и особо тяжких); б) основания производства контроля и записи переговоров (доказательства, подтверждающие, что при разговоре указанные в постановлении субъекты могут сообщить сведения, имеющие отношение к уголовному делу); в) фамилию, имя и отчество лица, в отношении переговоров которого будет осуществляться контроль и запись; г) срок осуществления следственного действия; д) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров;

6) получает судебное решение и направляет его в соответствующий орган или учреждение.

В разрешении (постановлении) производства контроля и записи переговоров (по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российкой Федерации, в 2013 году суды удовлетворили 159 767 ходатайств о проведении контроля и записи переговоров) указываются наименование органа, на который возлагается обязанность технического осуществления контроля и записи переговоров, срок производства, а также абонентские номера, подлежащие контролю. Следователь направляет такое постановление для исполнения в соответствующий орган, проводит инструктаж лиц, которые будут отвечать за осуществление записи переговоров.

Непосредственное производство записи переговоров без участия следователя (рабочий этап (1).

В соответствии с законодательством Российской Федерации непосредственный слуховой контроль и запись прослушиваемых телефонных переговоров связаны с конспиративным подключением специальных технических средств к стационарной аппаратуре учреждений связи независимо от форм собственности. Организация и тактика их проведения определяются ведомственными и межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Непосредственное осуществление контроля и записи переговоров может быть поручено органу дознания, проводящему оперативное сопровождение расследования, подразделению по борьбе с экстремизмом. Деятельность подразделения по производству специальных технических мероприятий носит конспиративный характер, вследствие чего взаимодействие со следователем происходит опосредованно, через оперативных уполномоченных, занимающихся исполнением письменных поручений по расследуемому преступлению.

Опосредованный характер взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками обусловлен прежде всего потребностью охраны сведений в области оперативно-розыскной деятельности и, как следствие, необходимостью строгого соблюдения режима секретности. Однако и на рассматриваемом этапе следователь должен находить возможности для влияния на результаты проведения следственного действия. Его эффективность зависит от тактических приемов следователя по созданию «тревожной» в среде экстремистов и среди руководителей экстремистского сообщества ситуации. Установлено: чем выше для руководителей экстремистских сообществ и членов объединения организаторов субъективная значимость тревожной ситуации, тем больше вероятность осознания ее опасности и тем более активны их защитные действия. Это создает предпосылки для их общения по телефонам и, как следствие, для записи их переговоров.

Получение фонограммы, осмотр, прослушивание с непосредственным участием следователя (рабочий этап (2).

В соответствии с уголовно-процессуальным законом следователь имеет право в любое время в течение всего срока контроля и записи телефонных и иных переговоров истребовать от осуществляющего его органа фонограмму для осмотра и прослушивания. В таком случае оперативно-техническое подразделение должно принять необходимые меры по обеспечению ее сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.). Фонограмма опечатывается и с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи телефонных и иных переговоров, краткие технические характеристики использованных средств, передается следователю. Закон не лимитирует количество запросов следователя о предоставлении фонограммы.

Получив фонограмму, следователь приступает к ее осмотру и прослушиванию. О результатах проведенных действий с участием понятых и, при необходимости, специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол. В нем должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к расследуемому преступлению.

В протоколе осмотра указывается продолжительность звукозаписи. Если по техническим причинам невозможно прослушать всю звукозапись либо ее часть, в протоколе делается об этом отметка. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания.

На момент производства осмотра и прослушивания фонограммы должны быть точно установлены лица, принимавшие участие в зафиксированном на ней разговоре.

В процессе осмотра и прослушивания фонограммы не допускается: нарушать и ограничивать права и законные интересы как участвующих в ней, так и других лиц, если это не предусмотрено уголовно-процессуальным законом; унижать честь и достоинство участвующих в данном действии лиц, а также окружающих; ставить под угрозу здоровье и жизнь лица, за чьими переговорами осуществляется контроль и их запись.

Заключительный этап контроля и записи телефонных и иных переговоров предполагает вынесение следователем постановления о приобщении к уголовному делу фонограммы как вещественного доказательства. В дальнейшем фонограмма хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами и обеспечивающих сохранность и техническую пригодность фонограммы для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

В случае необходимости следователь может принять решение о направлении фонограммы на фоноскопическую экспертизу. Данное решение принимается следователем для установления достоверности, допустимости, относимости и подлинности приобщенной к уголовному делу фонограммы . В этом случае экспертиза становится одним из основных источников доказательств .

Предъявление для опознания относится к числу распространенных следственных действий, проводимых на первоначальном этапе расследования организации экстремизма. Объектами опознания выступали живые лица и различные предметы (орудия причинения телесных повреждений, одежда, обувь). Для достоверности результатов предъявления для опознания при расследовании организации экстремистских сообществ необходимо соблюдать следующие правила:

1) лицо, которое в последующем будет опознающим, должно до предъявления для опознания быть допрошено об обстоятельствах, при которых наблюдало соответствующий объект, о признаках, приметах лица, предмета или иного объекта, подлежащего опознанию. Выясняя обстоятельства, при которых наблюдался объект, следователь должен выяснить, в каком состоянии был сам допрашиваемый перед началом события, в процессе наблюдения и после того; каковы были направленность внимания, продолжительность восприятия, степень знакомства с воспринимаемым объектом, сила и направленность освещения, взаиморасположение объекта с другими окружающими предметами;

2) перед предъявлением для опознания следует принять меры, исключающие встречу опознающего с лицом, подлежащим опознанию, и любые способы воздействия на опознающего;

3) лицо предъявляется для опознания в группе похожих на него лиц, не причастных к расследуемому преступлению;

4) общее число лиц, предъявленных для опознания, должно быть не менее трех. Максимальное число предъявляемых для опознания определяется следователем;

5) перед началом предъявления для опознания опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц;

6) при необходимости предъявление для опознания может производиться в условиях, скрывающих опознающего от группы предъявленных лиц;

7) в производстве предъявления для опознания может участвовать специалист;

8) если опознающим является свидетель или потерпевший, он перед опознанием предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;

9) предметы и другие объекты предъявляются для опознания среди других однородных объектов, не имеющих отношения к данному делу. Это правило не распространяется на опознание трупа;

10) о предъявлении для опознания составляется протокол независимо от результатов. К протоколу могут быть приложены фотоснимки, аудио- и видеозапись.

Анализ материалов уголовных дел показал, что при расследовании организации экстремистских сообществ применялись следующие виды предъявления для опознания :

Предъявление для опознания людей, движимых и недвижимых объектов (84% случаев);

Предъявление для опознания по фотоизображениям и видеозаписи (62% случаев) ;

Предъявление для опознания вещей (50% случаев);

Предъявление для опознания участков местности, помещений, строений (34% случаев).

При расследовании организации экстремистских сообществ чаще всего для опознания предъявляют обвиняемого (68% случаев). (В некоторых случаях при расследовании организации экстремистских сообществ и свидетель, и обвиняемый изъявляют готовность опознать друг друга) . Следователь, приступая к следственному действию, разъясняет участвующим их права и обязанности. Затем предлагает лицу, подлежащему опознанию, занять любое место среди других предъявляемых граждан. После этого опознающему предлагается внимательно осмотреть предъявляемых граждан в тех позах, в которых они находятся. Положение предъявляемых может быть изменено по желанию опознающего или по усмотрению следователя. Для удобства рассмотрения опознающим примет предъявляемых следователь может предложить им встать, пройти некоторое расстояние, сделать определенные движения, задать вопросы, чтобы опознающий услышал особенности голоса и речи, т.к. существуют случаи, когда свидетель слышал хорошо голос, но плохо разглядел лицо обвиняемого.

Как отмечалось выше, когда свидетель плохо разглядел лицо обвиняемого (темное время суток, плохое освещение), но четко запомнил какие-либо характерные черты человека, предъявление для опознания может быть произведено по динамическим (функциональным) признакам, наиболее ценными из которых являются особенности голоса, речи и походки.

В тех случаях, когда проводится опознание по фонограмме устной речи, то она должна тщательно изучаться, устанавливаться речевые и технические характеристики. Нередко возникает необходимость дополнительного подбора фонограмм устной речи посторонних лиц без резких различий с опознаваемым (такой подбор обязателен, даже если на спорной фонограмме запечатлена речь двух и более лиц). По возможности, следует подготовить фонограммы с совпадением тем разговора и содержания высказываний. Каждой фонограмме присваивается порядковый номер, и они воспроизводятся опознающему (желательно на том же техническом средстве и в головных телефонах). В случае опознания уточняются признаки, на основании которых опознающий сделал свой вывод. Если опознание произошло в процессе прослушивания фонограммы, то в целях объективности необходимо продолжить прослушивание звукозаписи до конца. В протоколе фиксируются процесс проведения следственного действия и результат. Особенность состоит в описании каждой предъявляемой фонограммы: количество лиц, участвующих в разговоре; тема разговора; краткая характеристика воспроизводимых голосов и устной речи, свидетельствующая об отсутствии резких различий признаков. Также необходимо зафиксировать описание признаков, по которым опознан говоривший, с указанием на их особенность.

Предъявление для опознания по фотоизображениям и видеозаписи необходимо, когда:

Лицо, подлежащее опознанию, скрывается от органов следствия;

Гражданин, предъявляемый для опознания, препятствует этому;

Обвиняемый может опознать потерпевшего;

Признаки внешности опознаваемого подверглись существенным изменениям;

Опознающий или опознаваемый находятся далеко от места производства расследования, а промедление невозможно;

У следователя имеются различные фотокарточки или видеозаписи с

изображением лиц (изъятые при обыске, выемке, осмотре), среди которых может оказаться устанавливаемое лицо, но оно еще не известно самому следователю;

На фотоснимке или видеозаписи имеется изображение предмета, который подлежит опознанию, и иным путем установить его принадлежность невозможно.

В тех случаях, когда свидетели запомнили различные предметы, рисунки, картины, книги, но не придали этому значение, а позже устанавливается, что эти объекты носят информацию экстремистской направленности, проводится предъявление их для опознания. Готовясь к предъявлению для опознания предметов, следователь должен разместить их так, чтобы опознающий мог подойти к предъявляемым объектам, взять их в руки, внимательно осмотреть, для чего необходимо создать хорошее естественное освещение. Если объект опознан, следователь предлагает опознающему объяснить, по каким признакам он опознан, при этом уточнить, видит ли опознающий какие-либо изменения, произошедшие с опознанной вещью. При предъявлении для опознания большого количества объектов они группируются по их наименованию и назначению.

Предъявление для опознания участков местности, помещений, строений не часто используется при расследовании организации экстремистских сообществ. Как правило, оно проводится в целях установления определенного места, интересующего следствие, а также дополнительной проверки показаний допрошенного лица . В указанных случаях следователь должен заранее наметить 2-3 участка местности, помещения или строения, подпадающие под признаки, перечисленные допрашиваемым. Затем этому человеку предлагается рассмотреть окружающую обстановку и сообщить, узнает ли он данный объект и, если да, то по каким признакам. В случае, когда лицо опознало объект, показанный первым, следует показать остальные, чтобы не лишать опознающего возможности произвести дальнейшее сравнение . Если после опознания первого объекта и рассмотрения последующих лицо приходит к выводу, что оно ошиблось либо у него появились какие-то сомнения, следует вернуться к первоначальному объекту для более тщательного его изучения и узнавания определенного места по тем или иным признакам (надписи, изображения на стенах, вещи, оставленные там), его выделения из числа сходных с ним.

При фиксации предъявления для опознания в протокол должны вноситься сведения об опознающем, об условиях, ходе и результатах предъявления для опознания, о лицах, предъявленных для опознания, с указанием их возраста, роста, при необходимости - национальности, места жительства, видимых примет, одежды. При предъявлении участков местности, строений указывается маршрут, порядок следования от исходного пункта к опознаваемому объекту.

Если для опознания предъявлялись фотографии, к протоколу должна быть приложена фото-таблица, заверенная должностным лицом. В том случае, если опознание фиксировалось на видео-звукозапись, то приложением к протоколу должна быть кассета в опечатанном виде с удостоверительными надписями. Показания опознающего, а также вопросы, заданные другими участниками предъявления для опознания, и ответы на них записываются в протокол.

Новая редакция Ст. 186.1 УПК РФ

1. При наличии достаточных оснований полагать, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет значение для уголовного дела, получение следователем указанной информации допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

2. В ходатайстве следователя о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо выполнить данное следственное действие;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) период, за который необходимо получить соответствующую информацию, и (или) срок производства данного следственного действия;

4) наименование организации, от которой необходимо получить указанную информацию.

3. В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.

4. Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

5. Следователь осматривает представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, с участием специалиста (при необходимости), о чем составляет протокол, в котором должна быть указана та часть информации, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу (дата, время, продолжительность соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами, номера абонентов и другие данные). Лица, присутствовавшие при составлении протокола, вправе в том же протоколе или отдельно от него изложить свои замечания.

6. Представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность.

7. Если необходимость в производстве данного следственного действия отпадает, его производство прекращается по постановлению следователя, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу.

Комментарий к Статье 186.1 УПК РФ

1. В настоящей статье закреплен порядок производства нового следственного действия. Законодатель прямо не указывает наименование этого следственного действия. Исходя из названия комментируемой статьи его рекомендуется называть получением информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. При этом следует иметь в виду, что в содержание данного следственного действия отдельным элементом входит осмотр представленных осуществляющей услуги связи организацией соответствующего рода сведений.

2. Исходя из содержания ч. 1 к.с., а также п. 12 ч. 2 ст. 29 УПК РФ решение о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами вправе принять только суд в лице судьи районного суда или военного суда соответствующего уровня.

3. Причем формулировку, использованную в ч. 1 ст. 186.1 УПК РФ, следует толковать буквально. Получение, а тем более истребование информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами не может быть произведено на основании одного лишь постановления следователя (дознавателя и др.) без получения судебного решения даже в исключительных случаях. Правила ч. 5 ст. 165 УПК РФ не распространимы на получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

4. Фактическое основание получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет место при наличии достаточной для принятия этого решения совокупности данных (доказательств либо доказательств вместе с оперативно-розыскной информацией), позволяющих полагать, что такого рода сведения могут содержать в себе данные, имеющие значение для уголовного дела.

5. Следователь (дознаватель и др.) и суд не должны располагать неоспоримым подтверждением того, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами будет содержать имеющие значение для уголовного дела данные. Достаточно, чтобы имелись доказательства, из анализа которых можно было бы сделать соответствующее предположение.

6. Юридическое основание получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами - это всегда судебное решение. Данное решение в обычном порядке принимает судья районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия (дознания) или по месту нахождения соответствующей осуществляющей услуги связи организации, которая будет представлять рассматриваемого рода сведения.

7. Решение принимается в порядке ст. 165 УПК РФ. Причем процедура получения судебного решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами следующая. Следователь (дознаватель и др.) с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, о чем выносится постановление.

8. Подписанное следователем (дознавателем и др.) и руководителем следственного органа постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, с материалами, подтверждающими наличие фактических оснований принятия искомого решения, направляется в суд.

9. В течение 24 часов с момента поступления указанного ходатайства постановление следователя (дознавателя и др.) вместе с поступившими материалами должны быть рассмотрены судьей единолично в судебном заседании с участием прокурора и (или) следователя (дознавателя и др.) или без такового.

10. Рассмотрев указанное ходатайство, судья вправе вынести постановление о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Решение о разрешении производства искомого процессуального действия не может быть оформлено резолюцией судьи на постановлении следователя (дознавателя и др.), возбудившего ходатайство о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Судья не вправе принять указанное решение и без возбуждения перед ним следователем (дознавателем и др.) соответствующего ходатайства. Причем ходатайство должно быть именно о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Для принятия судебного решения о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, недостаточно, к примеру, ходатайства следователя (дознавателя и др.) о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров.

11. Основания осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, отличаются от оснований производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Осмотр имеет место уже после принятия решения о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Поэтому фактическим основанием осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, являются поступившие следователю (дознавателю и др.) от руководства осуществляющей услуги связи организации соответствующие документы.

12. Специального постановления о производстве осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, дополнительно к тому, в котором принято решение о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, выносить не требуется.

13. Соответственно, юридическое основание осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, - судебное решение о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Процессуальное решение об осмотре документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, дополнительного оформления не требует.

14. Переходим к разъяснению положений, закрепленных в ч. 2 к.с. Здесь собраны правила, касающиеся оформления ходатайства следователя (дознавателя и др.) о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Исходя из этих правил следователем (дознавателем и др.) соответствующее ходатайство оформляется в виде мотивированного постановления о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

15. В ч. 2 к.с. ничего не говорится о необходимости отражения в ходатайстве данных о конкретном абоненте (абонентах), сведения о соединении с которым интересую органы предварительного расследования. Законодатель не ограничивает круг абонентов, соединения между которыми могут устанавливаться в ходе производства рассматриваемого следственного действия. Между тем следует иметь в виду, что таковыми обычно являются обвиняемые, подозреваемые и лица, состоящие с ними в родстве, дружбе (их знакомые). В то же время нельзя отрицать возможность при наличии к тому фактических оснований получения информации о соединениях между любыми другими лицами и (или) принадлежащими последним абонентскими устройствами. Такими лицами в том числе могут быть потерпевший, свидетель и даже лицо, которому ничего не известно о расследуемом преступлении и обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

16. В ч. 5 к.с. закреплены специфические требования, применяемые к порядку производства осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Эти правила действуют уже после того, как следователю (дознавателю и др.) поступили соответствующие документы.

17. Сразу после получения должным образом опечатанных документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, следователь (дознаватель и др.) должен приступить к их осмотру.

18. В протоколе осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указывается, кем и какие именно документы были подвергнуты осмотру.

19. Осмотр документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, обычно производится по месту производства предварительного расследования - в кабинете следователя (дознавателя и др.). В целях уменьшения вероятности раскрытия тайны проведения рассматриваемого следственного действия рекомендуется предупреждать участников осмотра, если таковые имелись, о неразглашении данных предварительного расследования в порядке ст. 161 УПК РФ.

20. При каждом получении нового документа, содержащего информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, составляется отдельный протокол осмотра. Но как быть, если в один день поступило несколько подобного рода документов? Их следует осматривать в процессе одного или нескольких следственных действий? Нарушения закона не будет ни в том, ни в другом случае.

21. Протокол осмотра документа, содержащего информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, составляется по общим правилам оформления протокола следственного действия (ст. ст. 166 и 167 УПК РФ) и, в частности, протокола осмотра (ст. 180 УПК РФ).

22. В протоколе следует отразить, какие именно документы были подвергнуты осмотру. Данное требование нацеливает правоприменителя на отражение в протоколе вида, даты искомого документа, данных об его адресате и отправителе, имеющихся здесь печатей и штемпелей. Осмотр рассматриваемых документов не должен ограничиваться лишь его содержимым (содержанием, к примеру, текста самого письма).

23. В ч. 7 к.с. законодатель предусмотрел две разновидности фактических оснований принятия решения о прекращении производства анализируемого следственного действия:

1) отпала необходимость в этой мере;

2) окончено предварительное расследование по данному уголовному делу.

24. Необходимость в применении такой меры, как получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, отпасть может по разным причинам. Чаще всего это решение задач, во исполнение которых следственное действие производится (установление всех лиц, причастных к совершению преступления, места нахождения разыскиваемого лица, орудия преступления или всех предметов преступного посягательства, выемка необходимого доказательства, установление иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и т.п.).

25. См. также комментарий к ст. 450 УПК РФ.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: