Жанровая разновидность русских народных песен. Воздействие военно-патриотической песни на формирование чувства любви к Родине у школьников

Каждый народ за всю свою историческую эпоху эволюционировал вместе с музыкой, которая сопровождала его на этом пути. Проследить развитие, основные вехи истории и значимые события народа можно, прослушав музыкальные композиции, принадлежащие к разному времени. Это позволит уловить самые важные мотивы в народном творчестве, которое передает всю глубину переживаний, страданий, радостей и побед в то или иное время. Особенное значение имеет не столько музыка, сколько слова песен. Этим отличается русская музыкальная культура с давних времен.

Песня русского народа появилась из фольклора славянских племен Киевской Руси. Известно, что в те времена на одной территории могли проживать сразу несколько народностей, что и отразилось на музыкальной культуре нашего народа. Изначально русская народная песня могла звучать на значимых обрядах, свадьбах. Были также известны песни, отражающие конкретные исторические события, они носят название «эпические». Не обходилось также и без лирических песен, в которых люди старались передать свое эмоциональное состояние.

Из музыкальных инструментов, которыми пользовались русские люди, можно перечислить гудок, гусли, жалейку, рожок. Все они больше походили на бытовые вещицы, которые были призваны помогать в хозяйстве. К примеру, рожок и гудок – это самые главные инструменты пастухов. К сожалению, настоящие экземпляры этих музыкальных инструментов практически не сохранились до нашего времени. Дело в том, что в эпоху Средневековья песенников и скоморохов очень жестоко преследовали и наказывали. А музыкальные инструменты безжалостно уничтожали.

Чуть позже появляется такой популярный жанр, как солдатская песня. В ней народ изливает все свое горе, пытается определить масштабы трагедии, связанной с огромным количеством загубленных человеческих душ. Солдатские песни служат единственной отрадой бойцов на войне. Благодаря им, воины могли поддерживать боевой дух и вспоминать о своих родных и близких, ради которых отправились воевать на фронт.

Вообще русская народная музыка, прежде всего, является песенной. Инструментальное сопровождение отходит на второй план. Русскому человеку важно слышать слова, которые перекликаются с состоянием его души. Ему не столько важен ритм, сколько стихи, в которых отражается бездонное горе или непередаваемая радость от какого-либо события. В прошлом песни людей шли от сердца, они были естественными, «живыми» и натуральными. Не прочувствовать этого настроения было попросту невозможно.

Сегодня музыкальная культура русского народа изменилась. Часто на первый план выходит танцевальная составляющая музыкальной композиции. Однако это может быть связано отнюдь не с ухудшением или упадком общего культурного развития. Напротив, стремительность сменяющихся жизненных событий приводит к тому, что музыка теперь следует более динамичным ориентирам.

Народные песни - это те сказания, музыка и слова которых появились в ходе развития определённой культуры. В большинстве случаев эти песни не имеют автора, так как были составлены народном. Все существующие жанры народных песен невозможно перечислить. Но о самых основных вы сможете узнать из этой статьи.

В школе детям дают азы фольклора на уроках музыки и литературы. О том, какие же бывают жанры народных песен, 4 класс узнаёт именно там. Учителя проводят общеобразовательные уроки, на каждом из которых дети ознакамливаются с определённым типом народного творчества. Особый акцент делается на жанры народных песен, примеры воплощения которых ученики пытаются отыскать в реальности.

О родине

Наверное, самые первые песни, которые появились на Земле - это песни о родине. Они возглавляют раздел «жанры народных песен». Примеры такого творчества можно найти в культуре народов Франции, Германии, Англии и Шотландии.

Песни о родине, в свою очередь, делятся на:

Небылицы.

Первый тип народных песен несёт в себе некий мрачный характер. Их содержание было чётким, ясным и последовательным. Появление самых первых баллад приписывают ещё к средневековью, в России же этот жанр появился лишь в XIX веке.

Самые знаменитые примеры этого типа песен: «Громвал», «Людмила», «Солнце и месяц», «Воздушный корабль», «Песнь о вещем Олеге».

Былины также появились в Средние века и означают «рассказ, согласно фактам». Яркий пример - «Слово о полку Игореве». Основу таких песен составляли рассказы о предметах быта и некоторые факты истории.

Свадебные;

Причитания;

Пестушки.

Свадебные песни были основой каждой семьи, ведь их знал каждый. Такой великий праздник сопровождался различными песнями, как грустными, о расставании дочери с родительским домом, так и весёлыми, которые пророчили молодой счастливую жизнь. Петь песни о любви начинали ещё на девичнике.

Жанр причитания - это песни, которые несли в себе трагическое содержание и сопровождались грустной мелодией. Этот тип народного творчества сочетал в себе не только песни о безответной любви или любви на расстоянии, но также это могли быть песни-рассказы о каком-то плачевном событии.

Пестушки можно отнести и к жанру песен о любви и к жанру колыбельных, так как начинали их петь матери своим детям ещё в колыбели. Эти песни восхваляли ребёнка, желали ему здоровья и счастья в его жизни.

Хороводные и плясовые

Хороводное и плясовое творчество - самые весёлые и любимые Примеры этого типа сохранились в очень большом количестве: «Просо», «На Иванушке чапан», «Не спасибо те, игумну тебе», «У ворот, ворот батюшкиных», «Катенька веселая».

Хороводные и плясовые песни состоят из приглашения к танцу (хороводу), самого действия и заключительной его части.

Эти жанры народных песен несли в себе сатирическое содержание, которое было связано с танцами и поэзией. Какое-то время этот тип творчества был неким магическим обрядовым ритуалом. Но с годами эти песни потеряли свою актуальность и стали просто способом развлечения на праздниках. Чаще всего хороводы водили весной, так как считалось, что так можно призвать тепло, намного реже народ развлекался в летнее время, так как работы и так хватало. А вот зимние посиделки заканчивались очень быстрыми танцами и песнями.

О природе

Природа России очень богата и разнообразна, соответственно, и песен о ней просто не сосчитать. Придумывали эти песни земледельцы и пахари, в свободное время, так как им хотелось отдохнуть от работы, и они всегда находились среди живой природы.

Многие жанры народных песен, календарно-обрядовые, трудовые, солдатские, приписывают этот вид песен к подразделу своего основного. Но это вовсе не правильное суждение. Песен о природе очень много, они проводят параллель между самой природой и существованием человека, а также созданного мира вокруг него. Здесь нет места работе или военным разборкам, или же каким-либо празднованиям. Они созданы лишь с целью рассказать обо всей красоте вокруг рабочих людей.

Поэтому песни о природе явление самостоятельное и не может быть частью ни одного из разделов «жанры русской народной песни». Примеры песен о природе просто не сосчитать: «Снежки белые, пушистые», «Слушай, жаворонок», «Спускается солнце за степи», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон».

Обрядовые

Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так как исполнялись они во все времена года и независимо от праздников или погоды. Данные вид фольклора существует уже более двух тысяч лет. Выделяют очень много подвидов этого жанра:

Зимние песни (колядки);

Весенние (веснянки);

Летние (песни на Ивана Купала);

Песни пахоты и сева, сбор урожая;

Вознесенские песни;

Масленичные.

Данный список можно продолжать ещё долго, ведь это самые распространённые жанры русской народной песни. Примеры обрядовых песен сохранились и до сегодня, их разучивают на уроках музыки в 4-м классе. Это «Коледа-Моледа», «Посеяли девки лён», «Завью венки».

Частушки

Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен. 4 класс, например, в обязательном порядке разучивает частушки и делает это с большим удовольствием, так как это очень лёгкие четверостишья, которые имеют музыкальное сопровождение. В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на различных гуляньях под балалайку или гармонь. Со временем частушки приобрели более бытовой характер и имеют отображение даже в сегодняшней культуре.

Существует мнение, что первые частушки появились в XVII веке. Но они были больше похожи на сатирические стихотворения, а не на песни.

Частушки включают в себя и другие жанры народных песен:

Лирические (с самым различным содержанием);

Страдания (о любви);

Матаня (обращение к возлюбленной/ному);

Плясовые (самый распространённый сатирический вариант частушек).

Колыбельные

Самым народной песни принято считать колыбельную. Ещё с давних времён повелось, что их исполняют либо матери, либо няни детям для их убаюкивания. Музыкального сопровождения требуют все предыдущие жанры народных песен. Колыбельные же песни исполняются акапельно.

Данный жанр песни - это некий оберег ребёнка от злых сил. Считалось, что во сне можно увидеть страшных существ, привидений или просто неприятные события, но когда ребёнок открывал глаза - всё это исчезало. Именно поэтому в некоторых колыбельных можно услышать устрашающие слова, например «придёт серенький волчок и укусит за бочок».

Солдатские

Солдатские песни входят в состав более крупного жанра - отходнических песен. К ним же относятся бурлацкие, чумацкие, рабочие (если эта работа далеко от дома) и ямщицкие.

Первые солдатские песни появились вместе с казачеством в XVII в. Так как это явление было новым (новые условия жизни и традиции), песни смогли в полной мере отобразить события тех лет. Основные темы таких песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев. Солдатский фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово, но это не означало, что у солдаты и казаки не придумывали юмористических песен.

Данные жанры народной песни с примерами сохранились до сегодня в очень большом количестве. Это «За рекой Ляохэ загорались огни», «Знают турки нас и шведы», «Полтавский бой», «Ура Царю - Отцу России», «Вороные кони рвутся».

Специфика жанра. Жизненная и поэтическая функции. Принципы классификации лирических песен. Основные типы. Композиционные принципы. Традиционные художественные средства изобразительности. Средства внутреннего раскрытия образа человека. Символика, ее основные тематические виды. Художественный параллелизм, метафора, эпитеты, звукопись.

Песня – это произведение словесно-музыкального искусства, в котором текст и мелодия выступают в единстве, причем один и тот же текст может иметь разное музыкальное оформление, и на одну и ту же мелодию могут исполняться разные песенные тексты. Народные лирические песни относятся к лирическому роду поэзии, так как в них рассказывается не столько о самих событиях, сколько выражается отношение к разным жизненным ситуациям.

Былина – тоже песня, но песня эпическая, там изображается ряд последовательных событий, составляющих сюжет. Герои былины постоянно совершают какие-то действия, подвиги. В лирической песне действующие лица могут не совершать никаких действий и поступков, события не играют важной роли, они лишь помогают раскрыть внутренний мир человека, являются средством передачи его чувств, мыслей и переживаний.

В науке нет пока определенного ответа на вопрос о времени возникновения народных лирических песен. Можно предположить, что они достаточно древние, могли появиться уже к IX-X вв., так как для них характерна та же поэтическая стилистика, что и для песен обрядовых. Есть другое предположение: что лирические песни как фольклорный жанр сформировались к XVI в.

Среди народных лирических песен можно увидеть несколько исторических слоев. Наиболее древними и многочисленными являются песни, возникшие в крестьянской среде, которые в науке принято называть традиционными народными лирическими песнями. С развитием капитализма появляются рабочие песни, отразившие жизнь, труд и быт рабочих.

Рост городов и возникновение в них таких социальных прослоек как мещанство, ремесленники, прислуга, привело к созданию городских песен. В XVIII – XX вв. на основе стихотворений известных и малоизвестных поэтов в фольклоре появился новый слой – песни литературного происхождения.

После революции возникают советские песни. Каждый из перечисленных песенных слоев имеет свои особенности содержания и поэтической формы, и в то же время сохраняет традиции предшествующих периодов. Традиционные народные лирические песни как самые древние представляют наибольший интерес и с точки зрения поэтики, поэтому мы остановимся на их анализе.

В лирических песнях очень широко используется символика, в основе которой лежат образы из мира природы, обладающие устойчивым иносказательным значением. Символом молодца в песнях являются сокол, голубок, зеленый дубочек, хмель, виноград. Символом девицы – белая лебедушка, сизая голубушка, белая березонька, сладкая вишенка.

Символом мужа и жены – селезень с уточкой, одинокой женщины – кукушечка, лютой свекрови – полынь горькая. Хмель, виноград, сладкие ягоды, чистые быстрые воды, яркое солнце, цветущие растения являются символами радости и веселья. А полынь, осина, рябина, высокие непроходимые горы, мутные стоячие воды, засыхающие деревья и травы означают печаль, горе, разлуку.

Совместная работа, собирание ягод, купание, качание на качелях, угощение, касание означают любовное единение, переход с одного берега на другой – преодоление препятствий в любви. «Машечка орешечки щелкала, шелушиночки в жменечку сбирала, Ванечке в кудерцы бросала» – эти слова надо понимать не в прямом смысле: Маня бросила в Ваню ореховой шелухой и попала ему в голову. Смысл песни: Манечка любит Ванечку и дает ему понять это. Символы помогают образно выразить человеческие чувства и переживания.

В отличие от былин, где гипербола употребляется для изображения физической силы богатыря, в лирических песнях она служит для раскрытия силы чувств и переживаний лирического героя. Например, в песне «По шелковой по муравушке» на могиле любимого девушка «земляничку со клубничкою поливает все слезой своей», и ягоды от этого быстро растут.

В песнях широко используются эпитеты, метафоры и сравнения, а также часто встречаются уменьшительно – ласкательные суффиксы, которые служат эмоциональным средством для выражения любви, ласки и нежности. В основе языка традиционных песен лежит живая разговорная речь народа, лексика носит бытовой характер.

Народная лирическая песня выработала множество выразительных средств композиции, помогающих глубже и ярче передать мысли и чувства лирического героя. Различаются три композиционные формы: монолог, диалог и описание. Песня- монолог прямо выражает чувства лирического героя от первого лица. Песня- диалог передает содержание в форме разговора персонажей. Чаще всего диалог строится в форме вопроса-ответа. Но большинство лирических песен чаще бывает построено по следующей схеме: описание – повествование + монолог или диалог. При этом основное содержание выражается в монологе или диалоге, а описательно-повествовательное вступление показывает те обстоятельства, которые вызвали переживания героев.

В песнях часто используются следующие композиционные приемы внутренней организации материала. Художественный параллелизм- это прием, который заключается в том, что сначала дается картина из мира природы, а затем – соответствующая ей картина из жизни человека. Вместе взятые эти две картины представляют собой одно художественное целое. Реже используется прием цепочного построения. Сущность его заключается в том, что отдельные картины песни связываются между собой как бы цепочно, посредством образа, который входит в две рядом стоящие картины. С последнего образа предыдущей картины начинается последующая картина.

Характерен также прием ступенчатого сужения образов, когда образы ступенчато следуют друг за другом в нисходящем порядке от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким объемом содержания. Последний, самый «суженный» образ, является наиболее важным, с точки зрения художественного задания песни. На нем и фиксируется внимание. Этот прием обычно используется в начале песни.

Например, в начале песни «Долина, долина да ты зеленая» дается экспозиция – эмоционально- лирическая развернутая пейзажная зарисовка, представляющая собой классическое сужение образа:

Долина, долина, да ты зеленая!

По тебе, долина, – дорожка широкая,

Дорожка широкая, реченька быстрая,

Реченька быстрая, круты бережочки.

На них желтые песочки.

На желтеньких песочках стоят три садочка.

Как во первом во садочке кукушка кукует,

А во третьем во садочке мать с сыном гуляет.

Представленная в песне картина напоминает кинематографический прием, когда камера от панорамы постепенно переходит к крупному плану, останавливаясь на главном. Попутно обратим внимание на то, что пейзаж дан в цвете, размере при помощи изобразительных эпитетов.

Тематика русских народных лирических песен довольно разнообразна. Самую большую группу составляют любовные песни. В песнях о счастливой любви (их меньше) содержится признание в любви, которое высказывается не прямо, а иносказательно, или рассказ о том, как хорош милый или милая. Красивая девушка, по народным понятиям, – круглолица, белолица, «щечки алы, как цветочек, брови черны – во шнурочек».

Красота и моральные качества стоят в этих песнях на первом месте, соображения выгоды и богатства не играют роли. В песнях часто подчеркивается, что возлюбленный беден, но весел, любимая бедна, но красива, мила сердцу. Песни о несчастливой любви (их больше) рассказывают о разлуке девушки с милым. В одной из песен говорится о том, что, проводив любимого, она не спала всю ночь, ее подушка «потонула в слезах». Много песен об измене, о женитьбе на другой.

Семейно – бытовые песни чаще всего грустны, унылы. В них обычно рассказывается о несчастливой семейной жизни. Большинство семейных песен – женские. В них часто противопоставляются дом родительский и дом мужа, «девичья воля и бабья неволя». В песнях рассказывается о бедности, с которой подчас женщина сталкивалась в семье мужа: ее посылают за водой «и разутую, и раздетую, и холодную, и голодную». Многие песни повествуют о трудных отношениях со свекровью или о варварском обращении мужа с женой.

Во многих семейно-бытовых песнях говорится о возрастном неравенстве. Женщина мечтала даже не о том, чтобы выйти замуж за любимого, а о том, чтобы иметь мужем «ровнюшку», то есть одних с ней лет, но не старого и не «недоростка». В жизни бывало и так, ибо сын или дочь были в полном подчинении у родителей и не могли пойти против их воли. Чувства молодых в расчет не брались, так как родители по-своему понимали счастье своих детей и стремились обеспечить дочери или сыну жизнь в достатке и благополучии. Поэтому так характерны для семейных песен жалобы на постылого мужа, нелюбимую или любящую другого жену.

Лирические песни создавали не только крестьяне-земледельцы, но и те слои деревенского люда, которые на короткое или длительное время уходили из дома, жили вне деревни. Бытовые рекрутские и солдатские песни рисуют картины тяжелой многолетней службы, надолго отрывавшей молодых крестьян от родных мест. Солдат вспоминает о доме, жене и детях, тоскует о родных. Он живет в холодных казармах, плохо питается.

Песни рассказывают также о гибели солдата, о его безымянной могиле и верном друге, вороном коне. Солдатские песни очень метафоричны. Поле боя называется «пашней», вспаханной не сохами, а «лошадиными копытами». Засеяно поле не зернами, а «головами казацкими». В солдатских песнях преобладают грустные мотивы, хотя нельзя сказать, что русские солдаты не пели веселых песен. Отвага и чувство юмора, бодрость и стремление преодолеть все невзгоды военной жизни звучат в песне «Солдатушки, бравы ребятушки».

Песни разбойничьи рассказывают об удалых разбойниках, беглых вольных людях, объединившихся в шайки и занимающихся разбоем. Разбойничество было уродливой, порой жестокой формой народного бунта против социального неравенства. Разбойник терял семью, отрывался от родного дома, становился одиноким, так как рано или поздно шайки распадались, разбойников ловили и наказывали как опасных преступников. Во многих песнях звучат жалобы «добра молодца, удала разбойничка» на то, что, родив, мать не дала ему счастья. Однако эмоциональный тон многих разбойничьих песен – удалой и светлый, человек упивается обретенной волей: «они веслами гребли да пели песенки», любуется природой, которая в песнях соответствует настроению лирического героя.

Интересны ямщицкие песни, созданные ямщиками, – крестьянами, занимавшимися нелегким трудом – перевозом почты и пассажиров. Иногда им приходилось надолго покидать родное село, подолгу не видеть жену, детей и близких, поэтому так печальны протяжные ямщицкие песни. В пути их ожидали опасности и лишения, они нередко заболевали, особенно зимой, и без медицинской помощи умирали, не доходя до родного дома. Об этом сложена знаменитая песня «Степь да степь кругом».

Среди традиционных лирических песен большинство – протяжные, грустные, но есть так называемые частые, исполняющиеся быстро, энергично, веселые и жизнерадостные песни. Тематика в них та же, что и в протяжных, но подход к изображаемым событиям иной. Обычно частые песни подразделяют на плясовые, шуточные и сатирические. В плясовых песнях, под которые обычно плясали на гуляниях, главную роль играет музыкальный плясовой ритм, в них нет особой глубины в содержании и обрисовке персонажей. В шуточных и сатирических песнях, напротив, важно содержание. Многие из них связаны с любовной тематикой, с жизнью крестьян, их нравами и семейными отношениями. В них много юмора и иронии.

Карсеев Павел

Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, и сознательно пропагандировать в подростковом возрасте.

Скачать:

Предварительный просмотр:

1. Введение

Когда люди слушают музыку, их головной мозг всегда реагирует на неё, активируя несколько областей за границами слуховой коры. Также на обработку музыкальной информации сильное влияние оказывает осязательный, зрительный опыт человека и, конечно же, эмоции. А наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки.

У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами.

Военная песня является таким же оружием, как и гранаты. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого - защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.

Актуальность темы:

Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, и сознательно пропагандировать в подростковом возрасте.

Цель исследования:

Формирование патриотизма и чувства любви к Отечеству у учащихся через конкурс Смотра строя и песни.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;
  • изучить историю создания патриотической песни и ее влияние на школьников;
  • провести анкетирование учащихся;
  • обработать и проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

  1. Поисковый (поиск в печатных пособиях исторического материала и работа с ним);
  2. Анализ и сравнение (проанализированы полученные данные);
  3. Обобщение
  1. Основная часть

Изучение исторических фактов возникновения патриотической песни и ее силы влияния на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям.

2.1 История создания солдатской песни в Русской Армии.

Во все времена тяжела жизнь солдата. Солдата Русской Армии - вдвойне. И лишь песня да вера давали нашему солдату силы. Потому и является солдатский фольклор особым явлением в устном народном творчестве. Именно солдатские песни и являются истинно народными.

Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда.

О значении солдатских песен как источников традиций и исторических сведений говорили и писали русские поэты Пушкин, Лермонтов, Жуковский.

Тексты солдатских песен Х - ХIХ в.в. не замысловаты, но, как правило, повествуют об определенных исторических событиях или личностях, и потому являются ценным источником исторических сведений.

Песня дошла до нас в летописи от конца XIV века. В современном понимании это не песня - нет рифмы, и напеть ее при всем старании будет очень сложно. (Однако эта песня примечательна тем, что это единственный источник, подтверждающий, что новгородцы участвовали в Куликовской битве, хотя Новгородская республика не подчинялась Москве).

Классический пример роли музыки в армии: в 1904 году, во время Русско-японской войны, музыканты духового оркестра Мокшанского пехотного полка удостоились высшей солдатской награды. В бою под Мукденом, когда полк, потерявший сотни солдат и офицеров, оказавшись в окружении, лишился еще и командира, вперед вышли оркестранты и под звуки марша подняли остатки полка в контратаку. Впереди шел 25-летний капельмейстер Илья Шатров, рядом с ним семеро музыкантов - трубачей и флейтистов. Воодушевленные солдаты прорвали японское окружение и вышли к своим.

За этот подвиг музыканты получили высшую солдатскую награду - Знаки отличия Военного Ордена, а капельмейстер Илья Шатров - орден Станислава 3-й степени с мечами и бантами.

Чем еще интересны песни Русской Армии? В них запечатлена вера простых русских солдат в несокрушимость Отечества и Русской Армии, в будущее русского народа. Не смотря ни на что.

"…Верь и надейся - Русь безопасна!

Русского войска сила крепка!.."

2.2. Роль военно-патриотических песен во времена ВОВ.

Военные годы это самое страшное время для народа. Гонение, холод, голод, потери родных и близких людей. И хочется сказать, разве в такое время людям было до песен, но история говорит о том, что именно музыка помогала выжить. Военная песня, шагала нога в ногу, рядом с солдатом во время Великой Отечественной Войны и становилась для него опорой в тяжелый момент. Когда казалось, что все, нет сил, бороться дальше, но песни о Родине, о родных, которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться и он продолжал нелегкий бой. Они стали победителями и их песни вместе с ними. У каждой песни, как и у человеческой жизни, есть своя судьба и история. Такие песни, как «В землянке», «Священная война». Эти щемящие душу песни пели на фронте и в тылу, пели все и везде, где ждали и шли к победе. Бойцы пели и верили, что все мучения не напрасны, что это страшное время закончится, и они вернуться в свои семьи победителями, и они не ошиблись так это и случилось. Известные исполнители приезжали для поддержания солдат в военные части, устраивая концерт военных песен. После, которых солдаты вдохновленные шли сражаться за свою Родину не думая и не жалея себя. Мы продолжаем любить и помнить песни, прославившиеся на войне, они веселые и грустные, но самое главное, что это песни победители, пусть, когда мы слушаем эти песни на глаза невольно наворачиваются слезы, но мы не должны забывать нашу историю и Великую Победу! А песни служат нам, достоверным напоминанием о тех временах!

В одной замечательной песне поется: « Кто сказал, что нужно бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Хорошая песня всегда была верным помощником бойца.

Всем известна песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая впервые была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, уходившими на фронт, на 7 день войны. История создания песни очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках:

Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача. Может, напишете песню?

Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.

Музыка с ее призывными настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть….

Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг.

На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое- то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…С того памятного дня и началась ее большая жизнь.

Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа...

2.3.Военно – патриотические песни в современной России.

Военно-патриотическое воспитание в нашей стране переживает настоящее возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно–патриотической песни также важна как и во все времена.

В местах локальных конфликтов, там где оказываются наши воины, продолжает звучать военная песня. Появился фестиваль солдатской песни, возникло много новых ансамблей военной песни, например «Ансамбль воздушно-десантных войск "Голубые береты". Он существует более шестнадцати лет. За эти годы "Береты" дали тысячи концертов и побывали во всех "горячих точках". Их график расписан на несколько месяцев вперед. Активная концертная деятельность группы продолжается и по сей день.

В наше время появляются новые патриотические песни. Без рекламы и шумихи эта патриотическая песня «Спецназ» стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД и Министерства обороны России, ведущих беспощадную борьбу с международными террористами. Эта песня практически ежегодно исполняется известным певцом Александром Буйновым в Кремлёвском дворце и в других концертных залах Москвы в дни торжественных мероприятий: 9 мая, 20 декабря, а также непосредственно в боевых частях в горячих точках России. Патриотическая песня «Спецназ» в своё время представлялась на конкурс ФСБ РФ как лучшее произведение о деятельности органов ФСБ в номинации «Музыкальное искусство».

Неслучайно эта песня стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД, Министерства обороны. Кстати, в своё время приказом Директора ФСБ песня была включена в число музыкальных, художественных произведений, рекомендованных для патриотического воспитания молодых сотрудников органов безопасности.

  1. Патриотизм

Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм – это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своей стране и своему гражданству.

Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социальнопсихологические, мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.

Мы живём в тревожное время, когда расшатываются нравственные устои общества, падает духовность. Поэтому именно сейчас особенно важно возвратить юного человека к духовным истокам своей малой родины, открыть детям её историю, культуру, традиции.
Перестройка системы школьного образования и связанная с этим активизация методов учебно-воспитательной работы способствуют воспитанию у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности.
Патриотическая и интернациональная работа нашей школы направлена на то, чтобы идейно и психологически подготовить учащихся к активной трудовой и общественно-полезной деятельности, воспитать у них чувство гордости за свою многонациональную Родину, выработать высокую нравственность. Но школа не может ограничиваться лишь воспитательной работой, проводимой на уроках. Мир нельзя познать только за партой. И как бы ни был красочен и увлекателен язык учебников, каким искусством красноречия не обладал бы учитель, патриотические подвиги людей лишь тогда будут иметь воспитывающее значение, когда ребенок ощутит их зримо, в наглядных проявлениях.

3. Заключение

Изучив и проанализировав теоретический материал по теме « Воздействие военно-патриотической песни на формирование чувства любви к Родине у школьников », мы выдвинули гипотезу, что именно военно-патриотическая песня во все времена являлась мощным средством агитации патриотизма.

В целях воспитания патриотизма, любви к Родине с 1998 года, ежегодно, в нашей школе проходит смотр строя и песни. В этом конкурсе учащиеся демонстрируют свою готовность к служению Отечеству, его вооруженной защите и знакомству с патриотической песней. Педагоги вместе с детьми изучают военные песни, род военных войск, военную форму. Во время подготовки к конкурсу учащиеся физически развиваются, у них формируется потребность в здоровом образе жизни. Победители смотра строя и военно-патриотической песни каждый год достойно выступают на городских смотрах, что подтверждают многочисленные почетные грамоты за 1 и 2 места. Ребята участвуют также в показательных выступлениях на празднике, посвященному Дню Победы (9 Мая).

И мы решили провести среди учащихся анкетирование, в котором ребята высказали свое мнение о воздействии патриотической песни в формировании у них чувства любви к Родине. Опрос проводился в 8 «б» и 9 «б» классах (приложение)

Вывод: Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Мы думаем, что в нашей школе развитие чувства патриотизма стоит, по приоритету, на одном из главных мест. Помогает в формировании патриотизма конкурс Смотра строя и песни, в котором в полной мере раскрывается любовь и уважение к военно-патриотической песне.

Воспитывает дисциплинированность, ответственность, чувство гордости, уважение к памяти погибших за Родину и чувство долга перед всеми, кто не щадя жизни, сражался за мир и счастье народа. И хочется верить, что воспитательная работа нашей школы действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.

То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших подростков, молодежи и воинов, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества.

Песни военных лет по-прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. В них и сейчас звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги.

  • Журнал «Музыка в школе» №5 2002г.
  • Блум Ф, Лезерсон А. «Мозг, разум и поведение»
  • Приложение

    У каждого жанра есть своя функция, своя поэтика, своеобразная манера исполне­ния. Собранный в разное время в разных местах России фольклорно-этнографический материал крайне неоднороден по качеству записей песенных текстов, чрезвычайно разнооб­разен по их происхождению, содержанию, особенностям бы­тования и другим характерным чертам. Это позволяет иссле­дователям-фольклористам подразделить народные песни на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, тру­довые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, аре­стантские, юмористические и шуточные, а также обрядовые: календарные и свадебные песни.

    Старейшими образцами народной лирики являются любовные песни. Они проникнуты элегически-трагическим настроением и обнаруживают типичные коллизии, происхо­дящие из-за неразделенной или позабытой и преданной люб­ви между юношей и девушкой (они именуются как «свет же мой добрый молодец»; «надежа мой милой друг», «дородный добрый молодец» и «красна девка», «девица красная», «душа-девица», «младенечка» и т.д.). Рисуется идеализированный портрет любимого:

    Краше был Краснова золота,

    Дороже был чистого жемчуга...

    Очам был как ясен сокол.

    Лицом он был как белый снег,

    Черны кудри шапкою...

    Поскольку любовные излияния и сетования на несчаст­ную судьбу ведутся преимущественно от лица страдающей девушки, то ее собственная внешность остается неизвестной из текста песни. Зато внешний приукрашенный облик люби­мого противопоставлен внутреннему состоянию героини, пе­реживающей глубокую печаль, доходящую до душевного смятения, что изображено в реалистических тонах:

    Тогда я с тоски убивалась,

    И со слез моих очи помутились,

    И ретиво сердце по тебе я надорвала.

    И заочно по тебе, друг сердечный, я умирала.

    Герой любовных песен не всегда оказывается красав­цем-эгоистом, начисто лишенным способности тонко чувст­вовать и сопереживать, иногда он сам выступает в роли стра­дающего персонажа, сетующего на «житье свое горькое», от­чего:

    Болит моя буйная головушка,

    Истрепались мои кудри.

    Никто молодца не любит,

    Всяк его ненавидит блуднова.

    Для сюжетики любовных песен характерно, чтобы и девица, и молодец равно совершали традиционные символи­ческие действия:

    Настругал милой стружек из калиновых стрелок,

    Ой, расклал из них огни на моих белых грудях.

    Загорелась искра к ретивому сердцу близко.

    Однако символическими действиями не ограничивается сюжетная сторона этих песен: в более конкретных ситуациях могут последовать реальные поступки (впрочем, в них острота конфликта не доведена до абсолюта и не разрешима в действительности, а существует на условно-прогностическом уровне - как намерение, пожелание и предположение):

    Пойду ль младешенька со печали я либо постригусь,

    Со великие кручины похмелюсь.

    Или я младешенька утоплюсь.

    Семейныепесни построены на неразрешимом (зачас­тую ведущем к гибели) конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью или сиротскую судьбу. Сюжетика этих песен трагич­на: муж топит жену и оставляет детей сиротами, жена привя­зывает мужа к березе в лесу на съедение комарам, отец за­прещает взрослому сыну жениться на любимой и т.д. В се­мейных песнях (единственном в этом отношении лирическом жанре) возникают отрицательно-оценочные, оскорбительные эпитеты: «лиха-злая мачеха», «лютая свекровушка», «криво-шлыкая свекровь», «сонливая, дремливая, неурядливая» (сно­ха), «золовка-смутьянка», «деверечек - вор-насмешник», «худая жена», «неудалая жена», «баба пьяная, шельма похмельная», «постылый муж».

    Трудовые песни исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозмож­ные виды работ, как правило, совершаемых коллективно (артелью) или в специально оборудованном месте (на фабрике, заводе, торфянике, стройке и т.д.). Они известны в фолькло­ристике под названиям «работные», «отходнические». Свои песни имели представители многих специальностей, отход­ники некоторых промыслов и даже любители промысловых занятий: батраки, кулаки (перекупщики товара у крестьян для продажи в городах), купечество и купчина, извозчики и ям­щики, охотники, фабричные молодцы-ребята, рабочий чело­век, главные хозяева фабрик, заводчики, конторщики, при­казчики, десятники, целовальники (содержатели кабаков), моторные, прядильщики и прядильщицы, красильщики, тка­чи и ткачихи, ватерщицы, проборщицы, подавальщицы, шлихтовальщики, набойщики, кухарки.

    Например, песня под названием «Батрацкая»:

    Один бедный рыбак - странник -

    Жил на крутом берегу. Ах!

    Занимался рыбной ловлей,

    Починял он невода...

    Из комментирующих песни записей собирателей из­вестен еще ряд работников - исполнителей трудовых песен: слесари-монтажники, торфяники (то есть рабочие по добыче торфа), ремесленники и учащиеся железнодорожных училищ. Естественно, в трудовых песнях нашли свое отражение ис­тинные слагатели народной поэзии труда с ее неповторимой содержательной стороной.

    В песнях представлены разные виды рабочего инстру­ментария, инвентаря и оборудования: начиная от примитив­ной и самой древней «дубинушки» до обоза с конями или тройки лошадок, челноков с бёрдами, «станов самолётных», ткацких машин и банкаброшей, паровой и др. Кроме того, в поэтических текстах указаны и места любительского промышления и профессионального приложения труда: охотни­чьи «отъемные местечки», «фабричный двор» и «корпус длинный, трехэтажный», «заводы... кирпичные», болото с торфом, карьеры с известкой и глиной. Песни доносят до нас рабочие кличи (команды охотников борзым: «Ах, уах, уах! // А-ату ево, ату!»; призывы рабочих при толкании вагонов и при погрузке рельсов на платформы: «Раз-два, дружно! // Дружно, сильно!»; возгласы при выполнении любой артель­ной тяжелой работы:»Эх, дубинушка, ухнем, // Эх, зеленая сама пойдет». По мнению исследователей, именно трудовые кличи и возгласы, служащие сигналом к совместному прило­жению общих усилий, составили основу для возникновения древнейшего песенного жанра. И уже в позднейшую эпоху бытования работных песен в них появились более подробные описания производственных процессов, а также внедрились психологические зарисовки и лирические излияния персона­жей, более свойственные другим песенным жанрам и, воз­можно, оттуда и занесенные.

    Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений, несколько различаясь тематически и по времени возникновения и активного быто­вания. Интересно, что все эти жанровые дефиниции основаны на заимствованных исходных терминах, хотя и прочно во­шедших в русский язык. Так, слово «казак» по происхожде­нию тюркское, со значением «человек вольный, независи­мый, искатель приключений, бродяга» (ср. русское выраже­ние «вольный казак»). В русском языке термин «казак» впер­вые зафиксирован в Грамоте 1395 г. (Гражданское делопро­изводство о границах Кирилловского монастыря) и в диалек­тах имеет два значения: бойкий, удалой человек и наемный работник (в деревне); последнее породило понятие «казачок» - мальчик-слуга в помещичьей усадьбе. В ХУ111-Х1Х столе­тиях под словом «казак» подразумевался представитель во­енного сословия, пользовавшегося особыми правами, уроже­нец окраинных земель юга России и Урала. Вероятно, именно тогда сложились казацкие песни на южных рубежах России и, войдя в репертуар российского войска, попали на Москов­скую землю и вообще широко распространились по всему государству. Следующим по хронологии фиксации в русском языке оказалось слово «солдат», произошедшее от итальян­ских soldo- «жалование» и soldare - «нанимать». В первой трети XVII в. слово «солдат» известно как обозначение воль­нонаемного воина-иностранца в иноземном отряде.

    Последним по времени заимствования стало немецкое слово Rekrut, породившее в русском языке официальную форму «рекрут» и народную «некрут». Слово «рекрут» суще­ствовало с 1701 по 1874 год как обозначение лица, зачислен­ного в регулярную армию по найму или рекрутской повинно­сти, которой подвергались крестьяне, мещане и другие по­датные сословия, обязанные выставлять от общины опреде­ленное число военнообязанных. С упразднением рекрутчины в 1874 г. ввели новый термин - «новобранец». Заметим, что в течение всей истории русской армии бытовал (начиная с XI века) исконный термин для поименования служащего в ней человека - «воин, воиник» - служил отправной точкой для обозначения воинских песен (например, в «завоенных пла­чах» русского Севера).

    Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родны­ми и любимой, определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутско­го набора, горькая участь новобранца, разлука с милой и трудность передачи весточки в армию, горечь известия о не­верности невесты или измены супруги, описание военных походов и баталий, возвращение солдата после службы домой или гибель казака на чужбине В военных песнях отражались русская история и национальный характер, поэтому именно они наиболее интересны и показательны для иностранцев Пример солдатской песни:

    Как со вечера кочета поют:

    Со полуночи дружка куют,

    Куют дружка во железушки,

    Везут дружка во солдатушки,

    Во молоденьки некрутинки.

    Жанровая разновидность песен, обозначенная какполоняночные, темничные, тюремные, арестантские, объе­динена общей тематикой неволи. Наиболее ранними из них являются полоняночные песни южно-русского происхожде­ния, созданные по образцу украинских. Полоняночные песни повествуют о печали молодца, сражавшегося с врагом и по­павшего в иноземный плен, или девушки, угнанной завоева­телями на чужбину и стремящейся бежать на родину. Песни тюрьмы и каторги сочинялись заключенными, сознающими свою виновность или полагающими себя безвинно осужден­ными. Находящиеся в условиях лишения свободы преступни­ки в зависимости от решительности характера или, наоборот, смирения намерены совершить побег либо предаются воле Божьей и рассчитывают на справедливость тюремщиков и судей. В песнях арестантов обрисованы тяжелые условия на­хождения в неволе, объясняются причины попадания за ре­шетку - как правило, в результате сиротского детства, из-за непомерной меркантильности любимой девушки, толкающей на грабежи или вынуждающей убить соперника и т.д., про­слеживаются мотивы раскаяния и ожидания весточки с воли и др. В тюремных и ссыльно-каторжных песнях отображена соответствующая терминология - казенный и арестантский дом, острог, каземат, темница, тюрьма и т.д., запечатлены все

    этапы отбывания наказания - от заключения под стражу до отправки на каторжные работы, например:

    По воле летает орел молодой.

    Летамши во поле, добычу искал,

    Найдемши добычу, сам в клетку попал.

    Сидит за решеткой орел молодой,

    Кровавую пищу клюет под окном...

    Юмористические и шуточные песни отличаются своим насмешливым и шутливым (вплоть до иронического и вызывающе-издевочного) содержанием. В началеXX века пожилые люди на юго-восточной окраине Московской земли (на границе с Рязанской губернией) еще помнили песню «Уж ты хмель ли мой, хмель», восходящую к древнерусской лите­ратурной «Повести о хмеле», известной с XV в. Это самый древний сюжет, из которого «выросла» народная песня.

    Именно в этих песнях наиболее часто допускается со­единение типично песенного музыкального напева с речита­тивом: с произнесением определенных строк, а то и всего текста быстрым говорком. Героями такой жанровой разно­видности оказываются грибы, насекомые, птицы и звери, жи­вущие в лесу или на крестьянском подворье, а их поведение и образ жизни отчасти копируют человеческое бытие (сова вы­ходит замуж, грибы собираются воевать), отчасти остаются повадками типичных животных (волк побеждает и съедает козла). Сюжеты отдельных песен-«сказок» занесены в «Срав­нительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка» (Сост. Л.Г.Бараг, И.П.Березовский, К.П. Кабашников, Н.В.Новиков. Л.,1979).

    Прослеживая на протяжении столетий особенности бы­тования разных типов народной лирики, легко убедиться, что особняком существуют песни праздничные, созданные для развлечений и увеселений (к ним относятся любовные, игро­вые, юмористические, песни-»забавы» и песни-»сказки»), и песни будничные, способствующие успешной работе, ратно­му делу (это трудовые, охотничьи, извозчичьи, фабричные, торфяничные, батрацкие, казацкие, солдатские) и помогаю­щие пережить выпавшие на долю человека жизненные не­взгоды (полоняночные, тюремные, рекрутские).

    Обрядовые песни - одно из самых поэтичных явле­ний народного творчества. Среди них как основные жанры выделяются календарные и свадебные песни. По своему происхождению эти песенные жанры относятся еще ко времени древнеславянского мира. Создателями их были различные восточнославянские племена, предки современных восточнославянские племена, предки современных восточно­славянских народов - русского, украинского и белорусского 2 .

    Календарные песни

    Одну из отличительных черт календарных песен со­ставляет их приуроченность к определенным датам календаря (например, ко дню весеннего равноденствия, к кануну зимне­го солнцеворота в ночь с 24 на 25 декабря) или же к какому-либо времени года: к весне, началу или концу лета. Некото­рые виды календарных песен исполнялись в период сельских работ: весенней пахоты, покоса, жатвы. Одни из них были приурочены к сельским работам, другие сопровождали раз­личные стороны общественного быта крестьян и горожан, в частности народные праздники земледельческого календаря, а также весенние хороводные игры молодежи. Центральная тема в календарном песенном творчестве - земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел успех труда. На протяжении многих веков народные певцы создали целую систему поэтических образов, отразив в них разнообразные стороны родной природы. Некоторые из календарных песен исполнялись во время тех или иных полевых работ: в период покоса, жатвы. Особый интерес представляют жатвенные песни. В своих поэтических образах они отразили конкрет­ную обстановку «страды» - тяжелой и напряженной убороч­ной работы. Например:

    ________________________________________________________

    2 Исследователями установлено, что образование славянства как единой, хотя и не вполне однородной группы родственных племен относится приблизительно к IV-V вв. от современного ле­тоисчисления. По данным археологии, отчасти языковедения, древние славяне принадлежали к числу оседлых земледельческих народов с достаточно высокой общественной организацией,имбыли, например, известны понятия «власть», «закон» и др. Они жили не только в деревнях и селах, но и в «городах» - хорошо ук­репленных поселениях. См.: Греков Б. Киевская Русь. М., 1949. С.28.

    За горою жито жала, У!

    Ой, я снопов не вязала. У!

    Снопов не вязала. У!

    Тогда я буду снопы вязать. Уу!

    Ой, да как месячко взойдет. У/

    Постоянная прочная связь песенного творчества древ­них славян с земледельческим трудом и различными сторо­нами народного общественного быта способствовала форми­рованию разнохарактерных песенных жанров, отчетливо раз­личающихся по своему эмоциональному содержанию и по­этическим образам.

    Одно из самых интересных явлений обрядового кален­дарного фольклора - подблюдныепесни. Они мало изуче­ны; исследователи видят в них то разновидность заклинательных песен, то особый вид новогодних песен-гаданий. Однако Ю.Г.Круглов в работе «Обрядовая поэзия» объясняет это самим ритуалом гадания, требовавшим исполнения песен разных жанров. Так, к подблюдным песням традиционно от­носят песню, певшуюся в начале гадания и получившую на­звание «Слава хлебу и соли». Однако эта песня представляет собой типичную песню-заклинание.

    Исследователи относят к подблюдным и группу песен, исполнявшихся в самом начале гадания, однако это ритуаль­ные песни. Под них собирали для гадания кольца у его участ­ников. Обращаясь, например, к холостому мужчине, пели:

    Пожалуй-ка, молодец,

    В наш сад посидети,

    Зелен наградити!

    Вечор у нас девушки

    По саду гуляли,

    Весь сад приломали,

    Зелен притоптали!

    Песней приглашали к участию в гадании, просили у молодца кольцо для того, чтобы опустить в чашу. Эти заклинательные и ритуальные песни, однако, не составляют основ­ной репертуар подблюдных песен. Подавляющее большинст­во подблюдных песен отличается от всех жанров обрядовой песенной поэзии. И если учитывать роль в ритуале, то их можно назвать песнями-гаданиями. Они представляют собой Определенное единство, хотя, конечно же, имеют «родимые пятна» породивших их жанров. Прежде всего хотелось бы подчеркнуть заклинательный характер песен-гаданий. Однако по своему строению они сближаются не с песнями-заклинаниями, а с заговорами.

    Подблюдные песни повторяют композицию заговоров: в них сначала рассказывается о том, что хотели бы видеть в будущем участники гадания, а затем это «что» заклинается.

    Вторая часть подблюдных песен разнообразием вари­антов не отличается. Очевидно, в одной и той же местности или у одного и того же исполнителя для всех подблюдных песен могла быть одна закрепка-заклятье. Например, у А. П. Анисимовой вторая часть подблюдных песен была такой:

    Ой ладо! Ком вынется, Оч ладо! Правда сбудется!

    У М. С. Жариковой закрепка другая:

    Ладо мое! Любо мое!

    Чья-то вынется - правда сбудется!

    Комплекс мотивов и образов подблюдных песен, как считают исследователи фольклора, выражает взгляды и инте­ресы крестьянства; различные виды крестьянского труда по­казаны зарисовкой отдельных его моментов (полосы зреюще­го хлеба, снопы и копны в поле, молотьба на току); бытовой уклад крестьян раскрывается в обыденных предметах домаш­него обихода (печь, квашня, горшок, корыто, лопаты, сани, веники, курные избы) и в упоминании окружающих крестья­нина животных (лошадь, корова, бычок, телушка, свинья с поросятами, куры, кошки и т.д.). Все эти образы выражали представления крестьянина о счастье и довольстве.

    Крестьянин мечтал о том, чтобы быть здоровым, иметь вдоволь хлеба и соли, денег, быть счастливым в браке, мечтал создать крепкое хозяйство, не расставаться с родимой сторо­ной. Гадание предполагало не только хорошее, но и плохое Поэтому в подблюдных песнях-гаданиях нашли отражение и отрицательные стороны жизни крестьянина. В песнях расска­зывается о старушке, на которой сарафан «весь истрескался», о голодной Паране (имя), ищущей баранину, и пр. Подблюд­ные песни сулили разлуку с родной стороной (а для девушки это был нежеланный брак, для молодца - рекрутчина), пред­вещали девичество, вдовство и даже смерть. Одним словом, подблюдные песни по-своему довольно широко отразили со­циально-бытовую жизнь крестьянина.

    Подблюдные песни в первой своей части в подавляю­щем большинстве иносказательны. В этом также проявляется их отличие от рассмотренных выше песен-заклинаний. Ино­сказательность же здесь можно объяснить условиями ритуа­ла: люди стремились разгадать судьбу, т. е. должны были угадать второй, главный, смысл песен. Подблюдная песня-гадание стояла между неизвестным будущим и человеком, поэтому человек должен был разгадать предлагавшуюся ему загадку.

    Иносказательность подблюдных песен объясняет нали­чие в них образов-символов. Так как песни могли предсказы­вать как хорошее, так и плохое, все образы подразделяются на две группы: одни сулили человеку счастье, другие - не­счастье. Образ ворона, волка, фантастической Мары и ряд других предрекал несчастье (смерть, болезнь и т. д.), образы медведя, мышки, курочки и пр. говорили о будущем счастье. Состав образов-символов в подблюдных песнях очень разно­образен. Здесь и люди (сказочные старик, старуха), и пред­ставители животного мира (волк, заяц, воробей) и раститель­ного (клен, береза, грибы).

    Символические предметы, как и образы-символы, так­же в зависимости от условий гадания могли означать плохое или хорошее. Например, кольцо, перстень, венец предрекали замужество или женитьбу, а блин, корыто, белое полотно - смерть. Когда же возникли песни-гадания? Особенности их поэтического содержания, композиции и стиля заставляют думать о том, что появились они поздно, позже всех других жанров обрядового песенного фольклора. Подблюдные пес­ни-гадания родились на основе уже существовавших фольк­лорных традиций, поверий, примет и гаданий в недрах обря­довой поэзии. Таковы обрядовые песни. Их состав, как и со­став приговоров, неоднороден, сложен, он свидетельствует о многообразных обрядовых функциях песен.

    Свадебные песни составляют один из наиболее мело­дически богатых и национально-самобытных разделов рус­ского народного песенного творчества. Исполнялись свадеб­ные песни по ходу «свадебной игры»". Это было своеобраз­ное театрализованное действо, длившееся несколько дней, а иногда и недель. Центральную тему свадебной драмы состав­ляло бесправное положение девушки и женщины в старинной патриархальной семье. Особенно тяжелым было оно в эпоху крепостного ига в крестьянской среде, когда судьба девушки всецело зависела не только от родительского деспотизма, но и от барского произвола, поскольку свадьбы крепостных лю­дей зачастую проводились по распоряжению помещика. Об этом пишет Т.И.Попова в работе «Народное художественное творчество». Значительную часть русских свадебных песен составляли лирические песни о тяжелой женской доле. Ста­ринная русская свадьба складывалась из обширного цикла традиционных драматических и комедийных сцен, игровых действий и обрядов, сопровождаемых разнохарактерными песнями.

    " В некоторых этнографических и музыковедческих работах нашего времени название «свадебная игра» произвольно заменено выражением «свадебный обряд».

    Входившие в свадебный обряд разнообразны в жанровом отношении В их числе были плачи и причитания, лирические песни-жалобы, лирико-эпические и величальные песни, свя­занные с поэтической характеристикой девушки - невесты, гостевые, застольные, торжественные поздравительные вели­чанья, шуточные песни, эпические сказы, наконец, плясовые песни. Помимо характерных песен в свадебный обряд вклю­чались своеобразные виды народной словесности: заговоры, пословицы, поговорки, прибаутки, комедийные диалоги. Од­ним из жанров обрядовых свадебных песен были свадебные причитания. Они исполнялись невестой и заменяющей ее «вопленицей», а иногда также матерью невесты и ее старшей сестрой. В свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяже­лая женская доля и бесправное положение девушки. В них невеста обращалась поочередно к отцу, к матери, к братьям с просьбой заступиться за нее, не отдавать ее в «чужие люди», дать ей погулять еще «хоть одну весну красную», «хоть одно лето теплое». Жених именовался в свадебных причитаниях как «чуж-чужанин» или «злодей». Особый страх внушали девушке свекор со свекровью, например.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: