От индустриального общества к информационному. Презентация по информатике "от индустриального общества к информационному"

Аграрное общество можно охарактеризовать с различных точек зрения.

В экономическом отношении аграрное общество, как видно из его названия, осно­вано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может быть не только земле­владельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси, но и ос­новано на скотоводстве, как кочевые степные державы Евразии (Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.).

Способы распределения произведенного в обществе продукта и (или) средств его производства (например, земли):

1)Редистрибуция (экономические отношения - редистрибутивные, т.е. перераспределенные). Весь производственный продукт собирается в «общий котел» и распре­деляется в соответствии с общественным положением каждого. Это положение опреде­ляется по разным критериям (происхождение, нужда, особые заслуги или способности, например, магические и т.д.)

2)Рынок (экономические отношения - рыночные). Основан на системе эквивален­тного обмена продукта, произведенного одними людьми на другой продукт, произве­денный другими.

Характерным для традиционного аграрного общества является господство редистрибутивных отношений, которые могут выражаться в самых разных формах: централи­зованное государственное хозяйство древнего Египта и средневекового Китая; русская крестьянская община, где редистрибуция выражается в регулярных переделах земли по количеству едоков и т.д. Однако и при доминировании редистрибутивных отношений рынок в той или иной форме всегда существует. Но, как правило, рыночные отношения ограничивается узким кругом товаров, чаще всего предметов роскоши того времени: средневековая европейская аристократия, получая все необходимое в своих помес­тьях, покупала в основном украшения, пряности, дорогое оружие породистых лошадей и т.п.

Средневековое европейское натуральное хозяйство являлось формой редистрибуции, так как главным собственником земли считался король, император и даже сам Господь Бог (в лице церкви), а любой феодал, вступая во владение своим (пусть даже реально Наследственным) поместьем, символически передавал его сеньору (в «общий котел») и получал его назад, принося вассальную присягу.

В социальном отношении аграрное общество характеризовалось жесткой личной привязанностью каждого человека к системе редистрибутивных отношений. Эта при­вязанность проявлялась в том, что каждый член общества был включен в какой-либо коллектив, осуществляющий эту редистрибуцию, и в зависимости каждого от «стар­ших» (по возрасту, происхождению, общественному положению), которые и определя­ют, кто и сколько должен получит за свой труд. Следовательно, аграрное общество было разделено на многочисленные, коллективы, причем переход из одного в другой был затруднен (легко ли средневековый крестьянин мог стать мастером или даже под­мастерьем, какого-либо ремесленного цеха или стать рыцарем).



Человек был ценен постольку, поскольку принадлежал к определенному сословию и вне его терял всякую значимость. При этом ценно было не только положение сословия в общественной иерархии, но и сам факт принадлежности к нему. Поэтому крестьянину отнюдь не было обидно за свою крестьянскую долю, он не завидовал представителям других групп, если не нарушались его сословные права.

Другим критерием социального деления можно назвать общину: крестьянская со­седская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, монашеский или рыцарский орден, монастырь, воровские корпорации. Человек вне общины рассматривался как отверженный и подозрительный. Поэтому изгнание из общины было одним из самых страшных наказаний в любом из аграрных обществ.

Политическое устройство подавляющего большинства аграрных обществ оп­ределялось и определяется в большей степени традицией и обычаем. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (зем­ли, продуктов, воды на Востоке) и подкрепляться религией (вот почему личность пра­вителя часто обожествлялась).

Чаще всего государственный строй аграрного общества был монархическим, то есть во главе общества находился монарх - король, царь, эмир, шейх, султан, импе­ратор. И даже в республиках древности и средневековья реальная власть, как правило, принадлежала представителям знатных родов.

Кроме того, для аграрных обществ характерно слияние власти и собственности -имеющий большую власть контролировал и собственность общества или наиболее бо­гатый обладал и соответствующей богатству властью.

Культурная жизнь аграрных обществ также определялась традициями, и была оп­ределена сословными, общинными и властными отношениями. Термин «традиция» можно рассматривать как устную передачу социально и культурно значимой инфор­мации из поколения в поколение. Отсюда и ориентация сознания людей на прошлое, на воспроизведение одних и тех же образцов поведения и отношений. Поэтому идея общественного прогресса в аграрном обществе практически нереальна.

XVIII век ознаменовал появление новых явлений в обществе, изменившей эконо­мический облик Европы. Речь идет, в первую очередь, о промышленной революции. На смену домашней организации производства, состоявшего из семьи помещика, слуг и крепостных; либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, воль­нонаемных работников и слуг, пришла крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии, с большими площадями цехов и сложным оборудо­ванием.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания сокращается смертность и растет средняя продолжительность жизни. Увели­чивается и численность населения. Люди все больше мигрируют из села в город - в по­исках более комфортной жизни, разнообразного досуга, больших возможностей полу­чить образование. Такая миграция сельского населения и превращение его в городское расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни получила название «урбанизация».

Урбанизация становится неотъемлемой частью другого процесса - индустриали­зации (от франц. индустрия - трудолюбие, искусство в промыслах и промышленнос­ти). Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства. Индус­триализация - применение научных знаний к промышленной технологии, открытие но­вых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Флагманом индустриализации была Англия, родина машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа за­конодательства.

Особенное развитие в период перехода к индустриальному обществу получило разделение труда: появились десятки тысяч новых профессий, причем большинство из них были неизвестны аграрному обществу.

Индустриализация связана не только с промышленной революцией начавшейся в Англии, но и с политической - Великой французской революцией. Первая дала челове­честву экономические свободы и новое социальное строение - разделение на классы, а вторая - политические свободы и права, а также новую политическую форму обще­ства - демократию.

Таким образом, индустриальное общество - это промышленное общество или такая стадия развития общества, которая сменяет общество аграрное. Термин при­надлежит А. Сен-Симону, а концепция индустриального общества получила широкое распространение в 50-60-х гг. 20 века (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл и другие). Форми­рование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией, утверждением рыночной экономики и возникновением предпринимателей и наемных работников.

Индустриальным общество становится в XIX в. в Западной Европе и Америке. Его основные признаки: машинное производство, рациональная (технологически целесо­образная, экономически выгодная) организация общественного труда, свободный ры­нок, государственная система, обеспечивающая единство гражданских прав, равенство возможностей, в том числе для образования и социального продвижения.

Сроки и темпы индустриализации в различных странах неодинаковы (например, Великобритания превратилась в индустриальную страну к середине 19 века, а Франция - в начале 20-х гг. 20 века). В России индустриализация успешно развивалась с конца 19 - начала 20 веков. С конца 20-х гг. индустриализация форсированно осуществля­лась тоталитарным режимом насильственными методами за счет резкого ограничения уровня жизни большинства населения, эксплуатации крестьянства.

Кроме этого, отдельные характеристики индустриального общества рассматрива­лись в рамках различных теорий.

Согласно теории социальной мобильности (сформулирована П. Сорокиным) индустриальное общество представляет собой систему, открытую для перемещения людей из одной социальной группы в другую с большим или меньшим социальным статусом.

В рамках теории институционализма английский философ К. Поппер считает, что индустриальное общество это открытое общество (в таком обществе преобладают рациональное мышление, имеет место критика, индивидуализм). Противоположным открытому обществу является общество закрытое (оно отличается наличием обяза­тельной официальной идеологии, подчинение авторитарным правителям, коллекти­визмом).

По теории модернизации индустриальное общество представляет собой систему, прогрессивную, развивающуюся. Модернизация, по мнению ряда ученых, приводит к конвергенции, то есть к взаимному смешению характерных признаков общества, к еди­нообразию в строении, жизни и развитии между индустриальными обществами.

По мнению ряда исследователей, классовые конфликты по вопросам собственнос­ти, прав отдельных слоев общества характеризуют раннюю стадию индустриального общества (капитализм периода свободной конкуренции), но по мере достижения раз­витого состояния в таком обществе начинают преобладать отношения сотрудничества, регулируемые с помощью права, соглашений и договоров.

Применительно к роли городов необходимо отметить, что если в аграрном обще­стве города играли важную, но не основную роль, то в индустриальном эта роль стала ведущей.

В доиндустриальном (традиционном, аграрном) обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, а церковь и армия являлись основными инсти­тутами управления. В индустриальном - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном определяющим фактором стало теоретическое знание, с учебными заведениями как местом где оно появлялось и концентрировалось.

Развитое индустриальное общество западные социологи стали рассматривать с середины XX века как «новое индустриальное (постиндустриальное) общество». Его теорию начал разрабатывать американский экономист Д. Гэлбрейт. Он считал, что это общество, пережившее революцию (резкое и значительное повышение) в доходах, сформировавшее новый и многочисленный средний класс квалифицированных работ­ников, а главное - обеспечивающее высокий уровень массового потребления (отсюда понятия «массовое общество», «общество потребления»).

Для нового индустриального (постиндустриального) общества характерно разделе­ние собственности и управления, которое переходит к инженерам и менеджерам. Это­му разделению посвящены теории технократической революции и революции менед­жеров, например, теория «властвующей элиты» американского социолога Ч. Миллса. Их суть в том, что политику государства во все большей степени определяют специа­листы, владеющие знанием законов технологического развития и методов управления производством.

В постиндустриальном обществе на первый план выдвигается сфера услуг, то есть товаропроизводящая экономика достигнув вершины развития, уступает место эконо­мике обслуживающей, и это означает превосходство сферы услуг над сферой произ­водства.

В постиндустриальном обществе основное место занимают наука и образование; в социальной структуре ведущая роль переходит к ученым и профессиональным специа­листам; теоретическое знание служит источником нововведений (инноваций) и основой формирования политики; производства, распределение и потребление информации становится преобладающей сферой деятельности общества.

Как считают ученые изменяется и социальная структура: классовое деление усту­пает место профессиональному.

В рамках этой ступени развития общества вводятся в обращение два новых вида ресурсов: информационные и человеческие. Под информационными ресурсами пони­маются накопленные знания, которые необходимы для жизнедеятельности. Доступ к ним осуществляется по системе глобальной коммуникации через терминалы персо­нальных компьютеров. Информационные ресурсы, помимо прочего, включают в себя индивидуальные знания специалистов. Как и другие виды ресурсов, они могут прода­ваться и покупаться.

Таким образом, основой информационного общества является человеческий фак­тор, который рассматривается наряду с другими факторами - экономическим, машин­ным, природным. Смысл человеческого фактора заключается в том, что, несмотря на достижения в развитии сложной техники и технологии, роль человека обслуживающего эту технику не уменьшилась, а, напротив, растет.

  • 15. Русская религиозная философия 20 века. Философия русского космизма.
  • 16. Неокантианство и неогегельянство. Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм.
  • 17. Исторические формы позитивизма. Аналитическая философия.
  • 18. Иррационализм как направление философии 19-21 века.
  • 19. Современная западная религиозная философия.
  • 20. Современная западная религиозная философия.
  • 21. Герменевтика, структурализм, постмодернизм как новейшие философские течения.
  • 22. Научные, философские и религиозные картины мира.
  • 24. Понятие материального и идеального. Отражение как всеобщее свойство материи. Мозг и сознание.
  • 25. Современное естествознание о материи, ее структуре и атрибутах. Пространство и время как философские категории.
  • 26. Движение, его основные формы. Развитие, его основные характеристики.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 28. Категории диалектики.
  • 29. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
  • 30. Проблема сознания в философии. Сознание и познание. Самосознание и личность. Творческая активность сознания.
  • 31. Структура сознания в философии. Действительность, мышление, логика и язык.
  • 32. Общелогические методы познания. Методы научного теоритического исследования.
  • 33. Гносеологическая проблематика в философии. Проблема истины.
  • 34. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Понимание и объяснение.
  • 35. Познание, творчество, практика. Чувственное и логическое познание.
  • 36. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания.
  • 37. Закономерности развития науки. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
  • 38. Наука и ее роль в жизни общества. Философия и методология науки в структуре философского знания.
  • 39. Наука и техника. Техника: ее специфика и закономерности развития. Философия техники.
  • 40. Методы научного познания, их типы и уровни. Методы эмпирического исследования.
  • 41. Формы научного познания. Этика науки.
  • 41. Человек и природа. Природная среда, ее роль в развитии общества.
  • 43. Философская антропология. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в обществе.
  • 44. Смысл человеческого бытия. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
  • 45. Социальная философия и ее функции. Человек, общество, культура. Культура и цивилизация. Специфика социального познания.
  • 46. Общество и его структура. Основные критерии и формы социальной дифференциации.
  • 47. Основные сферы жизнедеятельности общества (экономическая, социальная, политическая). Гражданское общество и государство.
  • 49. Человек в системе социальных связей. Человек, индивид, личность.
  • 50. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и историческая необходимость.
  • 51. Свобода воли. Фатализм и волюнтаризм. Свобода и ответственность.
  • 52. Этика как учение о морали. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
  • 53. Эстетика как раздел философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Философия религии.
  • 54. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Взаимодействие цивиллизаций и сценарии будущего.
  • 55. Философия истории. Основные этапы ее развития. Проблемы прогресса, направленности исторического развития и «смысла истории».
  • 56. Традиционное общество и проблема модернизации. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.
  • 57. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
  • 2. Структура общественного сознания
  • 56. Традиционное общество и проблема модернизации. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.

    Под традиционным обществом обычно понимают такое, где основными регуляторами жизни и поведения являются традиции и обычаи, которые остаются устойчивыми и неизменными на протяжении жизни одного поколения людей. Традиционная культура предлагает людям находящимся внутри нее определенный набор ценностей, общественно одобряемые модели поведения и объяснительные мифы, организующие окружающий их мир. Она наполняет мир человека смыслом и представляет собой «прирученную», «цивилизованную» часть мира.

    Коммуникативное пространство традиционного общества воспроизводится непосредственными участниками событий, но оно существенно шире, поскольку включает и определяется предшествующим опытом адаптации коллектива или общины к ландшафту, среде, шире – к окружающим обстоятельствам. Коммуникативное пространство традиционного общества тотально, так как оно полностью подчиняет жизнь человека и в ее рамках человек имеет относительно небольшой репертуар возможностей. Скрепляется оно с помощью исторической памяти. В дописьменный период роль исторической памяти является определяющей. Мифы, сказания, легенды, сказки транслируются исключительно по памяти, непосредственно от человека к человеку, из уст в уста. Человек лично включен в процесс трансляции культурных ценностей. Именно историческая память сохраняет социальный опыт коллектива или группы и воспроизводит его во времени и в пространстве. Она выполняет функцию защиты человека от воздействия извне.

    Объяснительные модели, предлагаемые основными религиями, оказываются достаточно эффективными, чтобы до сих пор удерживать в своем коммуникативном пространстве десятки и даже сотни миллионов людей во всем мире. Религиозные коммуникации могут взаимодействовать. Если этот симбиоз давний, то степень проникновения той или иной религии в традиционную культуру может быть весьма значительной. Хотя некоторые традиционные культуры более терпимы и позволяют, например, как японская традиционная культура, посещать своим приверженцам храмы разных религий, обычно они все же четко замкнуты на определенную религию. Конфессиональные коммуникации могут даже вытеснять более ранние, но чаще происходит все же симбиоз: они проникают друг в друга и существенно переплетаются. Основные религии включают в себя многое из более ранних верований, в том числе мифологические сюжеты и их героев. То есть в реальности одно становится частью другого. Именно конфессия задает основную тему религиозным коммуникативным потокам – спасения, достижения слияния с богом и т.п. Таким образом, конфессиональные коммуникации играют важную терапевтическую роль, помогая людям легче переносить трудности и невзгоды.

    Кроме того, конфессиональные коммуникации оказывают существенное, иногда определяющее, влияние на картину мира человека, находящегося или находившегося под их воздействием. Язык религиозной коммуникации – язык социальной власти, стоящий над человеком, определяющий особенности мировосприятия и требующий от него подчинения канонам. Так, особенности православия, по мнению И.Г. Яковенко, наложили серьезный отпечаток на менталитет адептов этого направления в виде культурного кода традиционной отечественной культуры. В составе культурного кода, по его мнению, лежат восемь элементов: установка на синкрезис или идеал синкрезиса, особый познавательный конструкт «должное»/ «сущее», эсхатологический комплекс, манихейская интенция, мироотречная или гностическая установка, «раскол культурного сознания», сакральный статус власти, экстенсивная доминанта. «Все эти моменты не существуют изолированно, не рядоположены, но представлены в едином целом. Они поддерживают друг друга, переплетаются, взаимодополняют и поэтому так устойчивы.

    Со временем коммуникации теряли сакральный характер. С изменением социальной структуры общества появились коммуникации, не направленные на сохранение рода или первичной группы. Эти коммуникации имели целью интеграцию множества первичных групп в единое целое. Так появились и окрепли коммуникации, имеющие внешние источники. Им нужна была объединяющая идея – героев, общих богов, государства. Точнее, новым центрам силы нужны были объединяющие в единое целое коммуникации. Это могли быть конфессиональные коммуникации, скреплявшие людей символами веры. А могли быть и властные коммуникации, где основным способом консолидации было, в той или иной форме, принуждение.

    Большой город как феномен появляется в новое время. Связано это с интенсификацией жизни и деятельности людей. Большой город это вместилище людей, попавших в него из разных мест, разного происхождения, не всегда желающих в нем жить. Постепенно ускоряется ритм жизни, возрастает степень индивидуализации людей. Меняются коммуникации. Они становятся опосредованными. Непосредственная трансляция исторической памяти прерывается. Появившиеся посредники, профессионалы коммуникации: учителя, деятели культа, журналисты и т.п. отталкиваются от разных версий произошедших событий. Эти версии могут быть как результатом самостоятельной рефлексии, так и результатом заказа определенных групп интересов.

    Современные исследователи выделяют несколько видов памяти: миметическую (связанную с деятельностью), историческую, социальную или культурную. Именно память является тем элементом, который скрепляет и создает преемственность в передаче этносоциального опыта от старших к младшим поколениям. Конечно, память сохраняет не все события, произошедшие с представителями того или иного этноса за период его существования, она избирательна. Она сохраняет наиболее важные, ключевые из них, но сохраняет их в превращенном, мифологизированном виде. «Социальная группа, учреждающаяся как общность воспоминания, оберегает свое прошлое с двух основных точек зрения: своеобразия и долговечности. Создавая свой собственный образ, она подчеркивает различия с внешним миром и, напротив, преуменьшает внутренние различия. Кроме того, она развивает «сознание своей идентичности, проносимой сквозь время», поэтому «сохраняемые памятью факты обычно отбираются и выстраиваются так, чтобы подчеркнуть соответствие, сходство, преемственность»

    Если традиционные коммуникации способствовали достижению необходимой слитности группы и поддерживали необходимый для ее выживания баланс «Я» – «Мы» идентичности, то современные коммуникации, являясь опосредованными, имеют, во многом, иную цель. Это – актуализация транслируемого материала и формирование общественного мнения. В настоящее время происходит разрушение традиционной культуры за счет вытеснения традиционных коммуникаций и замещения их профессионально выстроенными коммуникациями, навязывания определенных интерпретаций событий прошлого и настоящего с помощью современных СМИ и СМК.

    При вбрасывании порции новой псевдоактуальной информации в пространство массовой коммуникации, которое и так перенасыщено в информационном плане, достигается сразу множество эффектов. Главным из них является следующий: массовый человек, не прикладывая усилий, не прибегая к действиям, достаточно быстро утомляется, получая концентрированную порцию впечатлений и у него, в результате этого, как правило, не возникает желания что-либо менять в своей жизни и в своем окружении. Он, при умелой подаче материала, испытывает доверие к тому, что видит на экране и к транслируемым авторитетам. Но не нужно здесь видеть обязательно чей-то заговор – здесь не меньше и заказа, идущего от потребителей, а организация современных СМИ и конъюнктура в значительной части случаев такова, что такого рода операции производить выгодно. В том числе и от этого зависят рейтинги, а значит и доходы владельцев соответствующих СМИ и СМК. Зрители уже приучены потреблять информацию, выискивая наиболее сенсационную и развлекательную. При ее избытке, при иллюзии соучастия в процессе ее совместного потребления, времени для рефлексии у среднего массового человека практически не остается. Человек, втянутый в такое потребление вынужден постоянно находиться в своеобразном информационном калейдоскопе. В результате ему остается меньше времени на реально необходимые действия и, в значительной части случаев, особенно применительно к молодым людям, теряются навыки их проведения

    Воздействуя, таким образом, на память, властные структуры могут добиться актуализации в нужный момент необходимой интерпретации прошлого. Это позволяет ей гасить негативную энергию, недовольство населения сложившимся положением вещей в направлении ее внутренних или внешних противников, которые становятся в таком случае уже врагами. Этот механизм оказывается очень удобным для власти, так как позволяет ей в нужный момент отвести от себя удар, отвлечь внимание при невыгодной для себя ситуации. Осуществляемая таким образом мобилизация населения дает возможность власти выправить общественное мнение в нужную для себя сторону, ошельмовать врагов и создать благоприятные условия для ведения дальнейшей деятельности. Без проведения такой политики удержание власти становится проблематичным.

    В ситуации модернизации значительно возрастают риски, причем как социальные, так и технологические. По мнению И. Яковенко, «в модернизирующемся обществе природа города «берет свое». Порождаемая городом динамическая доминанта способствует размыванию космоса должного» Человек, привыкая к инновациям «не замечает сложно уловимой трансформации собственного сознания, осваивающего вместе с новыми навыками культурные смыслы, положенности и установки. Вместе с распадом традиционной культуры постепенно возрастает степень индивидуализации, т.е. выделенности «Я» из коллективного «Мы». Меняются установившиеся, казалось бы, навсегда коммуникативные и хозяйственные практики.

    Сворачивается межпоколенный обмен. Старики перестают пользоваться авторитетом. Общество ощутимо меняется. Основными каналами передачи знаний и традиций становятся СМИ и СМК, библиотеки, университеты. «К традициям обращаются преимущественно те поколенческие силы, которые стремятся сохранить существующие порядки и устойчивость своего сообщества, общества в целом, противостоять деструктивным внешним воздействиям. Однако и здесь большое значение имеют поддержание преемственности – в символике, исторической памяти, в мифах и легендах, текстах и образах, восходящих к далекому или недавнему прошлому»

    Таким образом, даже быстро происходящие модернизационные процессы все же сохраняют в том или ином виде элементы привычной традиционной культуры. Без этого находящиеся во главе изменений структуры и люди вряд ли будут обладать необходимой легитимностью, чтобы удержаться у власти. Опыт показывает, что процессы модернизации будут тем успешнее, чем в большей степени сторонникам изменений удастся достичь баланса между старым и новым, между элементами традиционной культуры и инновациями.

    Индустриальное и постиндустриальное общество

    Индустриальное общество - тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность.

    Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

    1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)

    2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)

    3. Интенсивная урбанизация

    4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры

    5. Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования

    6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр. всего избирательного права)

    7. Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния")

    8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")

    9. Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

    Постиндустриальное общество - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

    Это понятие было впервые предложено Д. Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития.

    Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров.

    Так, постиндустриальное общество определяется как общество "пост экономическое", "пост трудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как "человек экономический" по преимуществу.

    Первым "явлением" такого человека считают молодежный бунт конца 60-х гг., который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

    Постиндустриальное общество определяется также как общество "пост классовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал "культурным капиталом").

    На этом основании Д. Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею нового "сервисного" класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс, принадлежит власть. В действительности принципиального изменения распределения экономической и политической власти не произошло. Утверждения о "смерти класса" также кажутся явно преувеличенными и преждевременными.

    Однако существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе, несомненно, происходят (см. информационное общество). Таким образом, можно согласиться с утверждение Д. Белла, что "изменения, которые фиксируются термином постиндустриальное общество, могут означать историческую метаморфозу западного общества".

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - понятие, фактически заменившее в конце 20 в. интересный радиоуправляемый вертолет по низкой цене заказать термин "постиндустриальное общество". Впервые словосочетание "И.О." был употреблен американским экономистом Ф. Машлупом ("Производство и распространение знания в Соединенных Штатах", 1962). Машлуп был одним из первых, кто исследовал информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и других социальных науках понятие "И.О." быстро развивается в качестве концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. Первоначально постулируется понятие "посткапиталистического" - "постиндустриального общества" (Дарендорф, 1958), в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания, и, соответственно, появляется новая отрасль - информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса, так называемой меритократии (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом (теория "глобальной деревни" Мак-Люена, 1964). В конечном счете основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию (Белл, 1973). Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций И.О. принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую эволюцию социума. Основные принципы композиции грядущего общества, представленной в его книге "Информационное общество как постиндустриальное общество" (1983), следующие: "основой нового общества будет являться компьютерная технология, с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания; потенциальным рынком станет "граница познанного", возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества; ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное про- изводство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование"; в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет "свободное сообщество", а политической системой будет являться "демократия участия"; основной целью в новом обществе будет реализация "ценности времени". Масуда предлагает новую, целостную и привлекательную своей гуманностью утопию 21 в., им самим названную "Компьютопией", которая заключает в себе следующие параметры: (1) преследование и реализация ценностей времени; (2) свобода решения и равенство возможностей; (3) расцвет различных свободных сообществ; (4) си-нергетическая взаимосвязь в обществе; (5) функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. Новое общество потенциально будет обладать возможностью достигнуть идеальной формы общественных отношений, поскольку будет функционировать на основе синергетической рациональности, который и заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества. С точки зрения осмысления процессов, реально имеющих место в современном постиндустриальном обществе, значимыми представляются также работы Дж. Бенингера, Т. Стоуньера, Дж. Нисбета. Ученые предполагают, что наиболее вероятный результат развития социума в ближайшем будущем - это интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации. Развитие нового информационного порядка не означает немедленного исчезновения индустриального общества. Более того, возникает Вероятность установления тотального контроля за банками информации, ее производством и распространением. Информация, став основным продуктом производства, соответственно, становится и мощным властным ресурсом, концентрация которого в одном источнике потенциально может привести к возникновению нового варианта тоталитарного государства. . Такую возможность не исключают даже те западные футурологи (Е. Масуда, О. Тоффлер), которые оптимистически оценивают будущие преобразования социального порядка.

    ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

    Во время работы следует быть предельно внимательным.

    Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
    Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.
    Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.
    Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей.
    Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
    Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.
    Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
    Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
    Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

    ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.

    Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
    Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, но вытягивайте их и не подгибайте.
    Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках.
    Плечи при работе должны быть расслаблены, локти - слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
    При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

    Правильная посадка

    Самое главное

    1. При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.

    2. Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.

    Плакат «Техника безопасности»

    От индустриального общества - к информационному

    Изучив эту тему, вы узнаете:

    Как информационные революции влияют на развитие цивилизации;
    - каковы характерные черты индустриального общества;
    - что такое информационное общество;
    - в чем суть информатизации общества.

    О роли и значении информационных революций

    На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

    Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их  следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление качественно нового (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.

    Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.

    Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

    Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно- управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.

    Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенствованию принципов их работы и элементной базы, то есть составляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров (табл. 1.1).

    Как видно из таблицы, появление нового типа ЭВМ определялось изобретением новой элементной базы. С позиций информатики четвертую информационную революцию можно связать с появлением ЭВМ четвертого поколения - персонального компьютера, позволяющего решать проблему хранения и передачи информации на качественно новом уровне.

    Информационная революция, происшедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация к началу XXI столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной.

    Рассмотрим, каковы основные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одной фазы к другой. 

    Таблица 1.1. Поколения компьютеров


    Характеристика индустриального общества

    Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному обществу, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землепользования и землевладения.

    Переход к индустриальному обществу происходил достаточно интенсивно, практически одновременно во многих странах мира, и был связан со второй промышленной революцией, результаты которой особенно отчетливо проявились в середине XX века. Важнейшую роль в подготовке этой революции сыграли успехи естествознания конца XIX - начала XX века. Как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относительности и квантовой механики. Огромное практическое влияние на развитие промышленности оказало изобретение электричества и радио. Вторая промышленная революция, часто называемая научно-технической, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологии производства. Вскоре этот процесс распространился и на другие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта.

    Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет.

    Как правило, промышленность подразделяется на две отрасли - добывающую и обрабатывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества необходимым сырьем, средствами производства и предметами потребления. В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, то есть внедрение в производство последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. Этот процесс получил название инновационного.

    Индустриальное общество - это общество, определяемое уровнемразвития промышленности и ее технической базы.

    Критерием оценки уровня развития индустриального общества служит не только уровень развития промышленного производства. Должен также учитываться объем производимых товаров массового и длительного потребления: автомобилей, холодильников, телевизоров, стиральных машин и т. п.

    Характеристика информационного общества

    Еще с овсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

    В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

    Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества должно стать производство не материального, а информационного продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более «информационно емким» и его стоимость будет в значительной степени зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

    В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

    Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

    Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

    В начале XXI века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными электронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

    Информатизация как процесс преобразования индустриального общества в информационное

    На сегодняшний день в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного процесса перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называется информатизацией. Для того чтобы понять роль этого процесса в истории, можно провести аналогию с понятием «индустриализация», означавшим переход от аграрного общества к индустриальному.

    Приведем более полное определение информатизации, опираясь на формулировку, используемую в законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», принятом Государственной думой 25 января 1995 года.

    Информатизация - это процесс, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необ ходимой информации.

    Сейчас в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим еще предстоит долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и множество других факторов.

    Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней схожести эти понятия имеют существенное различие.

    При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы - компьютеров, обеспечивающих накопление информации и оперативное получение результатов ее переработки.

    При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

    Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры - это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.

    Информатизация - это не дань моде, а закономерный процесс развития общества на новой стадии, где основой всех процессов являются информация и знания. Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы человеческого общества, изменяет условия жизни и культуру людей. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

    Процесс информатизации общества является базовой составляющей пятой информационной революции. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.

    Контрольные вопросы и задания

    Задания

    1. Выделите основные характеристики каждой информационной революции.

    2. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития индустриального общества.

    3. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития информационного общества.

    4. Сопоставьте уровни развития нескольких стран и сделайте вывод относительно их принадлежности к фазам развития человеческого общества.

    5. Приведите примеры, которые отражают процесс информатизации.

    Контрольные вопросы

    1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

    2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

    3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.

    4. Что определяет индустриальное общество?

    5. Имеется ли связь между промышленными и информационными революциями?

    6. Как вы представляете информационное общество?

    7. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

    8. В чем состоит суть процесса информатизации?

    9. В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?

    10. Что определяет пятую информационную революцию?

    Издание: Информатика. 10–11 класс

    Введение

    Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии - как средство повышения производительности и эффективности труда.

    О будущем нашей цивилизации любят помечтать дети и взрослые, рабочие и ученые, писатели и представители точных наук. Несомненно одно - информация и все, что с ней связано, будет играть решающую роль во всех жизненных сферах. Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллекте, эрудиции.

    В этом учебнике вы познакомитесь с общей картиной информационных процессов, происходящих в современном обществе. Изменяются требования, предъявляемые к самому человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм - вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.

    Задача данного учебника состоит в том, чтобы дать вам возможность закрепить уже полученные и приобрести новые пользовательские навыки работы на персональном компьютере в наиболее популярных на сегодняшний день программных средах. Умение свободно работать на персональном компьютере является важнейшей составляющей современной информационной культуры.

    Кроме того, содержание учебника должно помочь вам реализовать свои творческие возможности. Если вы имеете склонность к сочинительству, то учебник предоставляет прекрасную возможность научиться красиво оформлять и иллюстрировать вашу работу в программных средах Word и PageMaker. Кто-то мечтает попробовать себя в роли режиссера, художника, сценариста, звукорежиссера. Изучив среды PowerPoint и Access, вы всегда сможете воплотить любой свой замысел, создавая видеоклип или мультимедийный продукт. Кто-то другой готовит себя в менеджеры. В этом случае вам необходимо внимательно изучить раздел, в котором рассказывается о делопроизводстве. В этой книге каждый сможет найти что-то полезное для себя.

    Успехов вам! Надеемся, что информатика поможет вам в выборе жизненного пути!

    РАЗДЕЛ 1

    КУЛЬТУРА. ИНФОРМАЦИЯ. ОБЩЕСТВО

    Тема 1.1 От индустриального общества к информационному
    Тема 1.2 Представление об информационной системе
    Тема 1.3 Представление об информационной технологии
    Тема 1.4 Информатика в жизни общества

    В этом разделе излагаются общие вопросы, связанные с осмыслением роли и значения информации в развитии нашего общества в конце XX века.

    Вы узнаете о причинах, которые привели к переходу нашей цивилизации от индустриальной фазы развития к информационной. Процесс этот не стихийный, он обусловлен необходимостью обработки информации, захлестнувшей нас в последние годы. Даже традиционная продукция становится все более емкой в информационном отношении, поскольку в ее разработке все больше места уделяется информационной технологии. Чтобы успешно конкурировать на рынке с другими аналогичными продуктами, необходимо постоянно следить за мировыми тенденциями развития в данной отрасли, быть в курсе всех новейших идей, проектов, публикаций.

    В каждой стране разработан комплекс мер, направленных на обеспечение своевременного получения достоверной информации и ее обработки. Чем выше уровень развития страны, тем более интенсивно проходит этот процесс, получивший название «информатизация». Его конечной целью является формирование общества, в котором живут и работают информационно грамотные люди, умело использующие компьютерные системы и технологии. Если вы не будете обладать необходимым уровнем информационной культуры, то жить в информационном обществе будет нелегко.

    Не следует думать, что информационная культура приобретается спонтанно и для этого не нужно прилагать собственных усилий. Работа с информацией сегодня требует, чтобы человек свободно владел компьютерными технологиями, знал разные методы обработки информации на компьютере, умел правильно формализовать задачи, свободно работал в среде информационных систем.

    Формирование информационной культуры происходит в рамках дисциплины «информатика». Вы узнаете об ее основных целях и задачах, о причинах возникновения, поймете, почему эта молодая область знаний призвана сыграть решающую роль в деле формирования общества нового типа.

    ТЕМА 1.1

    От индустриального общества - к информационному

    Изучив эту тему, вы узнаете:

  • что означают понятия «информация», «данные», «информационные процессы»;
  • как информационные революции влияют на развитие цивилизации;
  • каковы характерные черты индустриального общества;
  • что такое информационное общество;
  • в чем суть информатизации общества.

    Понятие информации и информационных процессов

    Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С рационалистических позиций информация есть отражение реального мира с помощью сообщений. Сообщение - это форма представления каких-либо сведений в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т. п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

    Информация - сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

    Информатика рассматривает информацию как совокупность концептуально связанных между собой сведений, уменьшающих меру неопределенности знаний об окружающем мире. Наряду с понятием «информация» в информатике часто употребляется понятие «данные». Покажем, в чем их различие.

    Данные - это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использовать в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию. Исходя из этого, можно определить информацию как «используемые данные».

    Рассмотрим пример. Предположим, вы решили сложную задачу, заданную на дом. Придя в школу, вы встречаете своего одноклассника, который не смог решить эту задачу и просит вас показать ему решение. Все, что вы ему расскажете (логика решения, вычисление, ответ), будет воспринято им как информация, способствующая повышению уровня его компетентности. Напротив, если вы изложите те же сведения другому однокласснику, решившему эту задачу и получившему такой же ответ, то для него ваше сообщение не будет являться информацией, так как ничего нового для себя он здесь не найдет.

    Другой пример. Предположим, у вас дома постоянно работает радио. Обратите внимание на то, как вы воспринимаете передаваемые по нему сведения. Далеко не все служит для вас информацией. Это зависит от вашего интереса к тому или иному сообщению. Только в том случае, когда некое сообщение принесло вам что-то новое, можно говорить о получении информации. В остальных случаях сообщение сводится к простому набору данных.

    Информация несет человеку новые знания об объектах, процессах, явлениях. Процесс обработки информации очень сложен и зависит от множества факторов как объективного, так и субъективного характера. На протяжении всей своей жизни человек постоянно участвует во всевозможных информационных процессах.

    Информационный процесс - процесс, в результате которого осуществляется прием, передача (обмен), преобразование и использование информации.

    С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые в разной степени преобразуют окружающий мир.

    Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе, но и в растительном мире. Почему осенью опадают листья и вся растительность засыпает на время холодов, а с приходом весны вновь появляются листья, трава, цветы? Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года? Это тоже результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды (температуру, влажность, время суток) и соответствующим образом реагирует на них.

    Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире, представители которого воспринимают информацию головным и спинным мозгом. Степень развития мозга определяет реакцию животного на поступающие сообщения. Так для собаки и ежа, которые живут в одной квартире, одно и то же событие может нести разную информацию. Например, звонок в дверь сообщает собаке о появлении человека, тогда как для ежа он неимеет никакого значения. Зато прикосновение к иголкам ежа служит для него сигналом опасности, и он сворачивается в шар. Собака реагирует на прикосновение совсем иначе.

    Но не будем излишне увлекаться примерами. Ясно одно - в человеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает великое множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со своими возможностями. Это то, что отличает живую природу от неживой, у которой отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов внешней и внутренней среды. Здесь изменения могут происходить только в результате физического или химического воздействия, а не информационного процесса.

    С середины ХХ века интенсивность информационных процессов существенно увеличилась. Лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, уже не воспринимается в полном объеме; ориентироваться в нем становится все труднее и труднее. Подчас оказывается проще заново создать какой-либо продукт, нежели разыскивать аналог, сделанный ранее. Встречным процессом является постоянное обновление и совершенствование способов, помогающих человеку воспринимать, преобразовывать, хранить и использовать информацию.

    О роли и значении информационных революций

    На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но также обобщенных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции.

    Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный и количественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний и их передачи последующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление средств и методов накопления информации.

    Вторая информационная революция (середина XVI века) связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации, тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции cделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики, значение этой революции в том, что она выдвинула качественно новый способ хранения информации.

    Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

    Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Произошел окончательный переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации всех узлов, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации) и т. д.

    Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов электронно-вычислительной машины (ЭВМ). Дальнейшие работы по совершенствованию ее элементной базы, т. е. частей, ее составляющих, обусловили появление микропроцессорных технологий, а затем и персонального компьютера. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области вычислительной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров.

    1-е поколение (с середины 40-х годов). Элементная база - электронные лампы. ЭВМ отличаются большими габаритами, большим потреблением энергии, малой скоростью действия, низкой надежностью, программирование ведется в кодах.

    2-е поколение (с конца 50-х годов). Элементная база - полупроводниковые элементы. По сравнению с ЭВМ предыдущего поколения улучшены все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

    3-е поколение (с середины 60-х годов). Элементная база - интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

    4-е поколение (с конца 70-х годов по настоящее время). Элементная база - микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшены технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития - мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью; создание дешевых микроЭВМ. Опытные разработки интеллектуальных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, распределенная обработка данных, повсеместное использование компьютерных информационных технологий. Таким образом, появление нового типа ЭВМ было обусловлено изобретением новой элементной базы. С позиций информатики четвертую информационную революцию можно связать с появлением ЭВМ 4-го поколения - персонального компьютера, с успехом позволяющего решать проблему хранения и передачи информации на качественно новом уровне. Информационная революция, произошедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация в конце XX столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной. Рассмотрим, каковы основные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одного к другому.

    Характеристика индустриального общества

    Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землепользования и землевладения.

    Переход к индустриальному обществу протекал одновременно во многих странах мира и был связан со второй промышленной революцией, результаты которой особенно отчетливо проявились в середине XX столетия. Важнейшую роль в подготовке этой революции сыграли успехи естествознания конца XIX - начала XX века: как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории. Огромное практическое влияние оказало на развитие промышленности изобретение электричества и радио.

    Вторая промышленная революция, часто называемая научно-технической, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологии производства. Вскоре этот процесс распространился и на другие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование. Постепенно менялся быт людей.

    Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет. Как правило, промышленность подразделяется на две отрасли - добывающую и обрабатывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества необходимым сырьем, средствами производства и предметами потребления. В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, т. е. внедрение последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. В последнее время этот процесс получил название инновационного.

    Индустриальное общество - общество, определяемое уровнем развития промышленности, ее технической базой.

    Характеристика информационного общества

    Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

    В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов все в большей степени будет зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что, прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и наконец выдвижению наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что подчас не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

    В информационном обществе использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более «информационно емким», и его стоимость будет в значительной степени зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

    В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе интеллект и знания - это средство и продукт производства, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

    Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

    Информационное общество - общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

    В конце XX века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена, главным образом, на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

    Информатизация как процесс преобразования индустриального общества

    На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска выхода из создавшегося положения. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называется информатизацией. Для того чтобы понять роль этого процесса в истории, можно провести аналогию с понятием «индустриализация», означавшим переход от аграрного общества к индустриальному.

    Приведем более полное определение информатизации, опираясь на формулировку, данную в законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», принятого Государственной Думой 25 января 1995 года.

    Информатизация - процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

    Сегодня в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим предстоит еще долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести: экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и еще множество других факторов.

    Информатизация общества является одной из закономерных примет современного социального прогресса. Сегодня термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

    При компьютеризации общества основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы - компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

    При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

    Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технические средства, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры - это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.

    Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

    Контрольные вопросы

    1. Как различаются понятия «информация» и «данные»?

    2. Что такое информационный процесс? Приведите примеры.

    3. В каких областях деятельности человека преобладают информационные процессы?

    4. В чем сущность информационных революций? Неизбежны ли они?

    5. Чем были обусловлены информационные революции?

    6. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите это с информационной революцией.

    7. Что определяет развитие индустриального общества?

    8. Имеется ли связь между промышленными революциями и информационными?

    9. Как вы представляете информационное общество?

    10. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

    11. Что такое информатизация общества?

    12. В чем различие процессов компьютеризации и информатизации?

  • От индустриального общества к информационному 04.12.2015


    Изучив эту тему, вы узнаете: Каковы характерные черты индустриального общества; Что такое информационное общество; В чем суть информатизации общества


    Индустриальное общество Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землевладения и землепользования


    Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет.


    В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, т.е. внедрение последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. В последнее время этот процесс получил название инновационного. Индустриальное общество – общество, определяемое уровнем развития промышленности, ее технической базой


    Информационное общество В информационном обществе интеллект и знания – это средство и продукт производства, что, в свою очередь приведет к увеличению доли умственного труда. Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи


    В информационном обществе движущей силой развития должно стать производство информационного, а не материального продукта Информационное общество – общество, в котором большинство трудовых ресурсов заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией


    Информатизация общества


    На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска выхода из сложившейся ситуации.


    Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс называется информатизацией.


    Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», принятый Государственной Думой 25 января 1995 года


    Сегодня термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.


    При компьютеризации общества особое внимание уделяется внедрению и развитию технической базы – компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.


    Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: