Nfs протокол. Процедура монтирования общего каталога через NFS

NFS: удобная и перспективная сетевая файловая система

Сетевая файловая система – это сетевая абстракция поверх обычной файловой системы, позволяющая удаленному клиенту обращаться к ней через сеть так же, как и при доступе к локальным файловым системам. Хотя NFS не является первой сетевой системой, она сегодня развилась до уровня наиболее функциональной и востребованной сетевой файловой системы в UNIX®. NFS позволяет организовать совместный доступ к общей файловой системе для множества пользователей и обеспечить централизацию данных для минимизации дискового пространства, необходимого для их хранения.

Эта статья начинается с краткого обзора истории NFS, а затем переходит к исследованию архитектуры NFS и путей её дальнейшего развития.

Краткая история NFS

Первая сетевая файловая система называлась FAL (File Access Listener - обработчик доступа к файлам) и была разработана в 1976 году компанией DEC (Digital Equipment Corporation). Она являлась реализацией протокола DAP (Data Access Protocol – протокол доступа к данным) и входила в пакет протоколов DECnet. Как и в случае с TCP/IP, компания DEC опубликовала спецификации своих сетевых протоколов, включая протокол DAP.

NFS была первой современной сетевой файловой системой, построенной поверх протокола IP. Её прообразом можно считать экспериментальную файловую систему, разработанную в Sun Microsystems в начале 80-х годов. Учитывая популярность этого решения, протокол NFS был представлен в качестве спецификации RFC и впоследствии развился в NFSv2. NFS быстро утвердилась в качестве стандарта благодаря способности взаимодействовать с другими клиентами и серверами.

Впоследствии стандарт был обновлен до версии NFSv3, определенной в RFC 1813. Эта версия протокола была более масштабируема, чем предыдущие, и поддерживала файлы большего размера (более 2 ГБ), асинхронную запись и TCP в качестве транспортного протокола. NFSv3 задала направление развития файловых систем для глобальных (WAN) сетей. В 2000 году в рамках спецификации RFC 3010 (переработанной в версии RFC 3530) NFS была перенесена в корпоративную среду. Sun представила более защищенную NFSv4 c поддержкой сохранения состояния (stateful) (предыдущие версии NFS не поддерживали сохранение состояния, т.е. относились к категории stateless). На текущий момент последней версией NFS является версия 4.1, определенная в RFC 5661, в которой в протокол посредством расширения pNFS была добавлена поддержка параллельного доступа для распределенных серверов.

История развития NFS, включая конкретные RFC, описывающие её версии, показана на рисунке 1.


Как ни удивительно, NFS находится в стадии разработки уже почти 30 лет. Она является исключительно стабильной и переносимой сетевой файловой системой с выдающимися характеристиками масштабируемости, производительности и качества обслуживания. В условиях увеличения скорости и снижения задержек при обмене данными внутри сети NFS продолжает оставаться популярным способом реализации файловой системы внутри сети. Даже в случае локальных сетей виртуализация побуждает хранить данные в сети, чтобы обеспечить виртуальным машинам дополнительную мобильность. NFS также поддерживает новейшие модели организации вычислительных сред, нацеленные на оптимизацию виртуальных инфраструктур.

Архитектура NFS

NFS использует стандартную архитектурную модель "клиент-сервер" (как показано на рисунке 2). Сервер отвечает за реализацию файловой системы совместного доступа и хранилища, к которому подключаются клиенты. Клиент реализует пользовательский интерфейс к общей файловой системе, смонтированной внутри локального файлового пространства клиента.

Рисунок 2. Реализация модели "клиент-сервер" в архитектуре NFS

В ОС Linux® виртуальный коммутатор файловой системы (virtual file system switch - VFS) предоставляет средства для одновременной поддержки на одном хосте нескольких файловых систем (например, файловой системы ISO 9660 на CD-ROM и файловой системы ext3fs на локальном жестком диске). Виртуальный коммутатор определяет, к какому накопителю выполняется запрос, и, следовательно, какая файловая система должна использоваться для обработки запроса. Поэтому NFS обладает такой же совместимостью, как и другие файловые системы, применяющиеся в Linux. Единственное отличие NFS состоит в том, что запросы ввода/вывода вместо локальной обработки на хосте могут быть направлены для выполнения в сеть.

VFS определяет, что полученный запрос относится к NFS, и передает его в обработчик NFS, находящийся в ядре. Обработчик NFS обрабатывает запрос ввода/вывода и транслирует его в NFS-процедуру (OPEN , ACCESS , CREATE , READ , CLOSE , REMOVE и т.д.). Эти процедуры, описанные в отдельной спецификации RFC, определяют поведение протокола NFS. Необходимая процедура выбирается в зависимости от запроса и выполняется с помощью технологии RPC (вызов удаленной процедуры). Как можно понять по названию, RPC позволяет осуществлять вызовы процедур между различными системами. RPC-служба соединяет NFS-запрос с его аргументами и отправляет результат на соответствующий удаленный хост, а затем следит за получением и обработкой ответа, чтобы вернуть его инициатору запроса.

Также RPC включает в себя важный уровень XDR (external data representation – независимое представление данных), гарантирующий, что все пользователи NFS для одинаковых типов данных используют один и тот же формат. Когда некая платформа отправляет запрос, используемый ею тип данных может отличаться от типа данных, используемого на хосте, обрабатывающего этот запрос. Технология XDR берет на себя работу по преобразованию типов в стандартное представление (XDR), так что платформы, использующие разные архитектуры, могут взаимодействовать и совместно использовать файловые системы. В XDR определен битовый формат для таких типов, как float , и порядок байтов для таких типов, как массивы постоянной и переменной длины. Хотя XDR в основном известна благодаря применению в NFS, это спецификация может быть полезна во всех случаях, когда приходится работать в одной среде с различными архитектурами.

После того как XDR переведет данные в стандартное представление, запрос передается по сети с помощью определенного транспортного протокола. В ранних реализациях NFS использовался протокол UDP, но сегодня для обеспечения большей надежности применяется протокол TCP.

На стороне NFS-сервера применяется схожий алгоритм. Запрос поднимается по сетевому стеку через уровень RPC/XDR (для преобразования типов данных в соответствии с архитектурой сервера) и попадает в NFS-сервер, который отвечает за обработку запроса. Там запрос передается NFS-демону для определения целевой файловой системы, которой он адресован, а затем снова поступает в VFS для обращения к этой файловой системе на локальном диске. Полностью схема этого процесса приведена на рисунке 3. При этом локальная файловая система сервера – это стандартная для Linux файловая система, например, ext4fs. По сути NFS – это не файловая система в традиционном понимании этого термина, а протокол удаленного доступа к файловым системам.


Для сетей с большим временем ожидания в NFSv4 предлагается специальная составная процедура (compound procedure ). Эта процедура позволяет поместить несколько RPC-вызовов внутрь одного запроса, чтобы минимизировать затраты на передачу запросов по сети. Также в этой процедуре реализован механизм callback-функций для получения ответов.

Протокол NFS

Когда клиент начинает работать с NFS, первым действием выполняется операция mount , которая представляет собой монтирование удаленной файловой системы в пространство локальной файловой системы. Этот процесс начинается с вызова процедуры mount (одной из системных функций Linux), который через VFS перенаправляется в NFS-компонент. Затем с помощью RPC-вызова функции get_port на удаленном сервере определяется номер порта, который будет использоваться для монтирования, и клиент через RPC отправляет запрос на монтирование. Этот запрос на стороне сервера обрабатывается специальным демоном rpc.mountd , отвечающим за протокол монтирования (mount protocol ). Демон проверяет, что запрошенная клиентом файловая система имеется в списке систем, доступных на данном сервере. Если запрошенная система существует и клиент имеет к ней доступ, то в ответе RPC-процедуры mount указывается дескриптор файловой системы. Клиент сохраняет у себя информацию о локальной и удаленной точках монтирования и получает возможность осуществлять запросы ввода/вывода. Протокол монтирования не является безупречным с точки зрения безопасности, поэтому в NFSv4 вместо него используются внутренние RPC-вызовы, которые также могут управлять точками монтирования.

Для считывания файла его необходимо сначала открыть. В RPC нет процедуры OPEN , вместо этого клиент просто проверяет, что указанные файл и каталог существуют в смонтированной файловой системе. Клиент начинает с выполнения RPC-запроса GETATTR к каталогу, в ответ на который возвращаются атрибуты каталога или индикатор, что каталог не существует. Далее, чтобы проверить наличие файла, клиент выполняет RPC-запрос LOOKUP . Если файл существует, для него выполняется RPC-запрос GETATTR , чтобы узнать атрибуты файла. Используя информацию, полученную в результате успешных вызовов LOOKUP и GETATTR , клиент создает дескриптор файла, который предоставляется пользователю для выполнения будущих запросов.

После того как файл идентифицирован в удаленной файловой системе, клиент может выполнять RPC-запросы типа READ . Этот запрос состоит из дескриптора файла, состояния, смещения и количества байт, которое следует считать. Клиент использует состояние (state ), чтобы определить может ли операция быть выполнена в данный момент, т.е. не заблокирован ли файл. Смещение (offset ) указывает, с какой позиции следует начать чтение, а счетчик байт (count ) определяет, сколько байт необходимо считать. В результате RPC-вызова READ сервер не всегда возвращает столько байт, сколько было запрошено, но вместе с возвращаемыми данными всегда передает, сколько байт было отправлено клиенту.

Инновации в NFS

Наибольший интерес представляют две последние версии NFS – 4 и 4.1, на примере которых можно изучить наиболее важные аспекты эволюции технологии NFS.

До появления NFSv4 для выполнения таких задач по управлению файлами, как монтирование, блокировка и т.д. существовали специальные дополнительные протоколы. В NFSv4 процесс управления файлами был упрощен до одного протокола; кроме того, начиная с этой версии UDP больше не используется в качестве транспортного протокола. NFSv4 включает поддержку UNIX и Windows®-семантики доступа к файлам, что позволяет NFS "естественным" способом интегрироваться в другие операционные системы.

В NFSv4.1 для большей масштабируемости и производительности была введена концепция параллельной NFS (parallel NFS - pNFS). Чтобы обеспечить больший уровень масштабируемости, в NFSv4.1 реализована архитектура, в которой данные и метаданные (разметка ) распределяются по устройствам аналогично тому, как это делается в кластерных файловых системах. Как показано на , pNFS разделяет экосистему на три составляющие: клиент, сервер и хранилище. При этом появляются два канала: один для передачи данных, а другой для передачи команд управления. pNFS отделяет данные от описывающих их метаданных, обеспечивая двухканальную архитектуру. Когда клиент хочет получить доступ к файлу, сервер отправляет ему метаданные с "разметкой". В метаданных содержится информация о размещении файла на запоминающих устройствах. Получив эту информацию, клиент может обращаться напрямую к хранилищу без необходимости взаимодействовать с сервером, что способствует повышению масштабируемости и производительности. Когда клиент заканчивает работу с файлом, он подтверждает изменения, внесенные в файл и его "разметку". При необходимости сервер может запросить у клиента метаданные с разметкой.

С появлением pNFS в протокол NFS было добавлено несколько новых операций для поддержки такого механизма. Метод LayoutGet используется для получения метаданных с сервера, метод LayoutReturn "освобождает" метаданные, "захваченные" клиентом, а метод LayoutCommit загружает "разметку", полученную от клиента, в хранилище, так что она становится доступной другим пользователям. Сервер может отозвать метаданные у клиента с помощью метода LayoutRecall . Метаданные с "разметкой" распределяются между несколькими запоминающими устройствами, чтобы обеспечить параллельный доступ и высокую производительность.


Данные и метаданные хранятся на запоминающих устройствах. Клиенты могут выполнять прямые запросы ввода/вывода на основе полученной разметки, а сервер NFSv4.1 хранит метаданные и управляет ими. Сама по себе эта функциональность и не нова, но в pNFS была добавлена поддержка различных методов доступа к запоминающим устройствам. Сегодня pNFS поддерживает использование блочных протоколов (Fibre Channel), объектных протоколов и собственно NFS (даже не в pNFS-форме).

Развитие NFS продолжается, и в сентябре 2010 года были опубликованы требования к NFSv4.2. Некоторые из нововведений связаны с наблюдающейся миграцией технологий хранения данных в сторону виртуализации. Например, в виртуальных средах с гипервизором весьма вероятно возникновение дублирования данных (несколько ОС выполняют чтение/запись и кэширование одних и тех же данных). В связи с этим желательно, чтобы система хранения данных в целом понимала, где происходит дублирование. Такой подход поможет сэкономить пространство в кэше клиента и общую емкость системы хранения. В NFSv4.2 для решения этой проблемы предлагается использовать "карту блоков, находящихся в совместном доступе" (block map of shared blocks). Поскольку современные системы хранения все чаще оснащаются собственными внутренними вычислительными мощностями, вводится копирование на стороне сервера, позволяющее снизить нагрузку при копировании данных во внутренней сети, когда это можно эффективно делать на самом запоминающем устройстве. Другие инновации включают в себя субфайловое кэширование для флэш-памяти и рекомендации по настройке ввода-вывода на стороне клиента (например, с использованием mapadvise).

Альтернативы NFS

Хотя NFS – самая популярная сетевая файловая система в UNIX и Linux, кроме нее существуют и другие сетевые файловые системы. На платформе Windows® чаще всего применяется SMB, также известная как CIFS ; при этом ОС Windows также поддерживает NFS, равно как и Linux поддерживает SMB.

Одна из новейших распределенных файловых систем, поддерживаемых в Linux - Ceph - изначально спроектирована как отказоустойчивая POSIX-совместимая файловая система. Дополнительную информацию о Ceph можно найти в разделе .

Стоит также упомянуть файловые системы OpenAFS (Open Source-версия распределенной файловой системы Andrew, разработанной в университете Карнеги-Меллона и корпорации IBM), GlusterFS (распределенная файловая система общего назначения для организации масштабируемых хранилищ данных) и Lustre (сетевая файловая система с массовым параллелизмом для кластерных решений). Все эти системы с открытым исходным кодом можно использовать для построения распределенных хранилищ.

Заключение

Развитие файловой системы NFS продолжается. Подобно ОС Linux, подходящей для поддержки и бюджетных, и встраиваемых, и высокопроизводительных решений, NFS предоставляет архитектуру масштабируемых решений для хранения данных, подходящих как отдельным пользователям, так и организациям. Если посмотреть на путь, уже пройденный NFS, и перспективы её дальнейшего развития, становится понятно, что эта файловая система будет продолжать изменять наши взгляды на то, как реализуются и используются технологии хранения файлов.

NFS позволяет предоставить общий доступ к каталогам Unix-машины. Небезопасность NFS, и в частности NIS, связана с RPC - по количеству всевозможных эксплоитов RPC представляется негласным лидером (если не считать Sendmail). Так как эти протоколы предназначены для внутренних сетей, защищать их придется от «своих» пользователей. Хотя перед их применением нужно решить, действительно ли они нужны.

В домашней сети они могут быть достаточно полезными, но в корпоративной сети из соображений безопасности лучше найти им более безопасную альтернативу.

Файловая система NFS .

Сетевая файловая система (Network File System, NFS) была разработана компанией Sun как средство доступа к файлам, размещенным на прочих Unix-машинах в пределах локальной сети. При разработке NFS безопасность вообще не учитывалась, что с годами стало причиной многих уязвимостей.

NFS может работать по протоколу TCP или UDP, она использует систему RPC, а это означает, что должны быть запущены следующие часто уязвимые приложения: portmapper, nfs, nlockmgr (lockd), rquotad, statd и mountd.

Не надо запускать NFS - нужно найти альтернативное решение. Если же NFS все-таки нужна, здесь будет рассказано о том, как нужно минимизировать риск ее использования.

/etc/exports

Первый шаг заключается в выборе машин, которые будут экспортировать свои файловые системы. Потом можно определить, каким машинам допускается подключаться к NFS-серверам (или серверу, если он один) сети. Не надо использовать NFS на машинах, непосредственно (напрямую) подключенных к Интернету. После того, как будут выбраны машины, надо выбрать каталоги на этих машинах, которые будут экспортированы.

Каталоги «на экспорт» определяются в файле /etc/exports. Формат каждой записи прост: имя каталога, список пользователей, которым разрешен доступ и режим доступа. К примеру:

Полный доступ (чтение/запись) к каталогу /home/user разрешен машине с IP-адресом 10.0.0.6. Самое лучшее - это не давать полный доступ, а ограничиться доступом «только чтение» (rо). Кроме данного, можно также указать следующие опции:

  • Secure - запрос на монтирование (mount) должен исходить из привилегированного порта (с номером до 1024). Это означает, что команду на монтирование ввел пользователь с привилегиями root.
  • Root_squash - запрос пользователя root будет расцениваться как запрос анонимного пользователя. Это позволяет причинить наименьший вред системе. Эта опция должна быть включена.
  • All_squash - все запросы (не только от пользователя root) будут расцениваться как исходящие от анонимного пользователя. Полезно применять для публично экспортируемых каталогов.

Если крекер с правами root получит доступ к машине, которой дан rw-доступ к каталогу, указанному в /etc/exports, он получит полный контроль над файловой системой, поэтому нельзя экспортировать корневой каталог (/), и системно-важные каталоги, к примеру /usr, /bin, /sbin, /lib, /opt и /etc. Хорошо для экспорта подходят домашние каталоги пользователей.

Со стороны клиента монтирование общей файловой системы нужно выполнять указанием опции -о nosuid:

# mount -t nfs -о nosuid 10.0.0.3:/home/user/files /mnt/home/frank

Это не даст крекеру, получившему доступ к NFS-серверу, получить root-доступ к клиентам.

Ограничение доступа .

Независимо от сервиса для ограничения доступа к машине нужно применять IPTables. В случае с NFS-сервером это особенно важно. При применении IPTables надо помнить, что NFS-демон использует порт 2049/TCP/UDP.

Некоторые RPC-сервисы, к примеру portmapper и NFS, используют постоянные порты (113 и 2049/tcp/udp соответственно), но у остальных RPC-сервисов порты не постоянны, что затрудняет фильтрацию пакетов с помощью IPTables. Единственное, что известно, - это то, что RPC используют порты в диапазоне 32768-65535.

Если используется ядро 2.4.13 или более новое, то с помощью опции -р <порт> можно точно указать порт для каждого RPC-сервиса.

Рассмотрим функцию start() из файла /etc/rc.d/init.d/nfslock, используемую для запуска nsflock:

start () {

#. Start daemons .

if [ "$USERLAND_LOCKD" ]; then

echo -n $"Starting NFS locking: "

daemon rpc.lockd

echo -n $"Starting NFS statd: "

daemon rpc.statd

echo [ $RETVAL -eq 0 ] && touch /var/touch/lock/subsys/nfslock

return $RETVAL }

Для того, чтобы заставить демон statd употреблять конкретный порт, можно употреблять опцию -р, к примеру daemon rpc.statd -p 32800 (или какой угодно другой - какой больше нравится). Точно так же нужно установить порт для mountd, nfsd, rquotad - все они запускаются из сценария /etc/rc.d/init.d/nfs:

start () {

# Start daemons.

action -n $"Starting NFS services: " /usr/sbin/exportfs -r

if t _x /usr/sbin/rpc.quotad ] ; then echo -n $"Starting NFS quotas: " daemon rpc.rquotad echo

fi echo -n $"Starting NFS mountd: "

daemon rpc.mountd 3RPCMOUNTDOPTS

echo -n $"Starting NFS daemon: " daemon rpc.nfsd $RPCNFSDOPTS echo touch /var/lock/subsys/nfs

Технология изменения порта для lockd (nlockmgr) отличается от вышеприведенной (не надо пытаться изменить файл /etc/rc.d/init.d/nfslock - ничего не выйдет).

Lockd исполнен или как модуль ядра, или вкомпилирован в ядро статически. Для изменения номера порта надо открыть файл /etc/modules и найти опции, передаваемые модулю:

options lockd nlm_udpport=33000 nlm_tcpport=33000

Теперь, когда RPC-сервисы используют статические порты, которые известны, надо применять IPTables. В следующем наборе правил предполагается, что NFS - единственный запущенный на машине сервер, доступ к которому разрешен только машинам, перечисленным в файле /usr/local/etc/nfsexports.hosts:

IPX = "/usr/sbin/iptables"

# Очищаем все цепочки

$IPT --flush

$IPT -t nat --flush $IPT -t mangle --flush $IPT -X

# Разрешаем loopback-трафик $IPT -A INPUT -i lo -j ACCEPT $IPT -A OUTPUT -o lo -j ACCEPT

# Правила по умолчанию $IPT -P INPUT DROP $IPT -P OUTPUT DROP $IPT -P FORWARD DROP

$IPT -A INPUT -m state -state ESTABLISHED,RELATED -j ACCEPT $IPT -A OUTPUT -m state -state NEW,ESTABLISHED,RELATED -j ACCEPT

# Разрешаем доступ каждому компьютеру,

# указанному в /usr/local/etc/nfsexports.hosts

for host in "cat /usr/local/etc/nfsexports.hosts"; do $IPT -I INPUT -s $host -p tcp -dport 111 -j ACCEPT

$IPT -I INPUT -s $host -p udp -dport 111 -j ACCEPT

$IPT -I INPUT -s $host -p udp -dport 2049 -j ACCEPT

$IPT -I INPUT -s $host -p tcp --dport 32800 -j ACCEPT

$IPT -I INPUT -s $host -p tcp --dport 32900 -j ACCEPT

$IPT -I INPUT -s $host -p tcp -dport 33000 -j ACCEPT

$IPT -I INPUT -s $host -p tcp --dport 33100 -j ACCEPT

Конечно, это только скелет, нужно будет добавить еще много правил: хотя бы разрешить применение SSH и установить некоторые параметры ядра с помощью /prос.

Туннелирование NFS через SSH .

Аббревиатура NFS иногда расшифровывается как «No File Security» - данные три слова говорят сами за себя. Поэтому очень важно обеспечить защиту NFS-трафика. Это легко сделать с помощью ssh.

Начально можно изменить файл /etc/exports на NFS-сервере так, чтобы файловые системы экспортировались локальному узлу:

Затем надо применять SSH для форвардинга портов NFS и mountd. NFS использует порт 2049/udp, a mountd, как было указано, порт с номером 33000:

# ssh [email protected] -L 200: localhost:2049 -f sleep 120m

# ssh [email protected] -L 200: localhost:33000 -f sleep 120m

Данные две команды предоставляют пользователю интерактивную оболочку, но, так как она не нужна, SSH выполняет команду sleep 120: возвращаемся обратно в командную строку, но форвардинг портов будет длиться еще 2 часа.

Монтирование файловой системы со стороны клиента выглядит очень необычно:

mount -t nfs -о nosuid port=200 mountport=210 nfsserver.test.net:/home/user /mnt/another

Если трюки с ssh-тунпелированием слишком сложны, можно применять проект SHFS (Shell Filesystem) (http: //shfs.sourceforge.net/ ), который дает возможность автоматизировать всю эту процедуру.

После установки получить доступ к SHFS надо или с помощью команды mount -t shfs, или с помощью новой команду shfsmount. Синтаксис данной команды похож на предыдущий:

shfsmount [email protected]:/home/user /mnt/user

CFS и TCFS

Криптографическая файловая система (Cryptographic File System) использует прозрачное кодирование и дешифрование NFS-трафика с помощью алгоритма DES. Кроме данного, она поддерживает автоматическое управление ключами, что делает процесс максимально «прозрачным» для пользователя.

Хотя CFS разработана для SunOS и BSD, она порядком интересна, потому что представляется первой попыткой «прозрачного» кодирования общих файлов. Прозрачная криптографическая файловая система (Transparent Cryptographic File System, TCFS) предоставляет еще более прозрачный способ кодирования NFS-трафика.

Кроме кодирования данных, данная файловая система поддерживает проверку целостности данных.

Когда речь идет о компьютерных сетях, зачастую можно услышать упоминание NFS. Что такое означает эта аббревиатура?

Это протокол распределенной файловой системы, первоначально разработанный компанией Sun Microsystems в 1984 году, позволяющий пользователю на клиентском компьютере получать доступ к файлам через сеть, подобно доступу к локальному хранилищу. NFS, как и многие другие протоколы, основывается на системе Open Network Computing Remote Procedure Call (ONC RPC).

Другими словами, что такое NFS? Это открытый стандарт, определенный в Request for Comments (RFC), позволяющий любому реализовать протокол.

Версии и вариации

Изобретатель использовал только первую версию для собственных экспериментальных целей. Когда команда разработчиков добавила существенные изменения в первоначальную NFS и выпустила ее за пределами авторства Sun, они обозначили новую версию как v2, чтобы можно было протестировать взаимодействие между дистрибутивами и создать резервный вариант.

NFS v2

Версия 2 первоначально работала только по протоколу User Datagram Protocol (UDP). Ее разработчики хотели сохранить серверную сторону без блокировки, реализованной за пределами основного протокола.

Интерфейс виртуальной файловой системы позволяет выполнять модульную реализацию, отраженную в простом протоколе. К февралю 1986 года были продемонстрированы решения для таких операционных систем, как System V release 2, DOS и VAX/VMS с использованием Eunice. NFS v2 позволял считывать только первые 2 ГБ файла из-за 32-разрядных ограничений.

NFS v3

Первое предложение по разработке NFS версии 3 в Sun Microsystems было озвучено вскоре после выпуска второго дистрибутива. Главной мотивацией была попытка смягчить проблему производительности синхронной записи. К июлю 1992 года практические доработки позволили решить многие недостатки NFS версии 2, оставив при этом лишь недостаточную поддержку файлов (64-разрядные размеры и смещения файлов).

  • поддержку 64-битных размеров и смещений файлов для обработки данных размером более 2 гигабайт (ГБ);
  • поддержку асинхронной записи на сервере для повышения производительности;
  • дополнительные атрибуты файлов во многих ответах, позволяющие избежать необходимости их повторного извлечения;
  • операцию READDIRPLUS для получения данных и атрибутов вместе с именами файлов при сканировании каталога;
  • многие другие улучшения.

Во время введения версии 3 поддержка TCP как протокола транспортного уровня начала увеличиваться. Использование TCP в качестве средства передачи данных, выполненного с использованием NFS через WAN, стало позволять передавать большие размеры файлов для просмотра и записи. Благодаря этому разработчики смогли преодолеть пределы ограничений в 8 КБ, налагаемые протоколом пользовательских дейтаграмм (UDP).

Что такое NFS v4?

Версия 4, разработанная под влиянием Эндрской файловой системы (AFS) и блока сообщений сервера (SMB, также называемая CIFS), включает в себя повышение производительности, обеспечивает лучшую безопасность и вводит протокол с соблюдением установленных условий.

Версия 4 стала первым дистрибутивом, разработанным в Целевой группе Internet Engineering Task Force (IETF) после того, как Sun Microsystems передала разработку протоколов сторонним специалистам.

NFS версия 4.1 направлена ​​на предоставление поддержки протокола для использования кластерных развертываний серверов, включая возможность предоставления масштабируемого параллельного доступа к файлам, распределенным между несколькими серверами (расширение pNFS).

Новейший протокол файловой системы - NFS 4.2 (RFC 7862) - был официально выпущен в ноябре 2016 года.

Другие расширения

С развитием стандарта появились и соответствующие инструменты для работы с ним. Так, WebNFS, расширение для версий 2 и 3, позволяет протоколу сетевого доступа к файловым системам легче интегрироваться в веб-браузеры и активировать работу через брандмауэры.

Различные протоколы сторонних групп стали также ассоциироваться с NFS. Из них наиболее известными выступают:

  • Network Lock Manager (NLM) с поддержкой протокола байтов (добавлен для поддержки API-блокировки файлов UNIX System V);
  • удаленной квоты (RQUOTAD), который позволяет пользователям NFS просматривать квоты на хранение данных на серверах NFS;
  • NFS через RDMA - адаптация NFS, которая использует дистанционный прямой доступ к памяти (RDMA) в качестве средства передачи;
  • NFS-Ganesha - сервер NFS, работающий в пользовательском пространстве и поддерживающий CephFS FSAL (уровень абстракции файловой системы) с использованием libcephfs.

Платформы

Network File System часто используется с операционными системами Unix (такими как Solaris, AIX, HP-UX), MacOS от Apple и Unix-подобными ОС (такими как Linux и FreeBSD).

Он также доступен для таких платформ, как Acorn RISC OS, OpenVMS, MS-DOS, Microsoft Windows, Novell NetWare и IBM AS/400.

Альтернативные протоколы удаленного доступа к файлам включают в себя блок сообщений сервера (SMB, также называемый CIFS), протокол передачи Apple (AFP), базовый протокол NetWare (NCP) и файловую систему сервера OS/400 (QFileSvr.400).

Это связано с требованиями NFS, которые ориентированы по большей части на Unix-подобные «оболочки».

При этом протоколы SMB и NetWare (NCP) применяются чаще, чем NFS, в системах под управлением Microsoft Windows. AFP наиболее широко распространен в платформах Apple Macintosh, а QFileSvr.400 наиболее часто встречается в OS/400.

Типичная реализация

Предполагая типичный сценарий в стиле Unix, в котором одному компьютеру (клиенту) нужен доступ к данным, хранящимся на другом (сервер NFS):

  • Сервер реализует процессы Network File System, запущенные по умолчанию как nfsd, чтобы сделать свои данные общедоступными для клиентов. Администратор сервера определяет, как экспортировать имена и параметры каталогов, обычно используя файл конфигурации/etc/exports и команду exportfs.
  • Администрирование безопасности сервера гарантирует, что он сможет распознавать и утверждать проверенного клиента. Конфигурация его сети гарантирует, что соответствующие клиенты могут вести переговоры с ним через любую систему брандмауэра.
  • Клиентская машина запрашивает доступ к экспортированным данным, как правило, путем выдачи соответствующей команды. Она запрашивает сервер (rpcbind), который использует порт NFS, и впоследствии подключается к нему.
  • Если все происходит без ошибок, пользователи на клиентской машине смогут просматривать и взаимодействовать с установленными файловыми системами на сервере в пределах разрешенных параметров.

Следует обратить внимание и на то, что автоматизация процесса Network File System также может иметь место - возможно, с использованием etc/fstab и/или иных подобных средств.

Развитие на сегодняшний день

К 21-му столетию протоколы-конкуренты DFS и AFS не достигли какого-либо крупного коммерческого успеха по сравнению с Network File System. Компания IBM, которая ранее приобрела все коммерческие права на вышеуказанные технологии, безвозмездно передала большую часть исходного кода AFS сообществу свободных разработчиков программного обеспечения в 2000 году. Проект Open AFS существует и в наши дни. В начале 2005 года IBM объявила о завершении продаж AFS и DFS.

В свою очередь, в январе 2010 года компания Panasas предложила NFS v 4.1 на основе технологии, позволяющей улучшить возможности параллельного доступа к данным. Протокол Network File System v 4.1 определяет метод разделения метаданных файловой системы из местоположения определенных файлов. Таким образом, он выходит за рамки простого разделения имен/данных.

Что такое NFS этой версии на практике? Вышеуказанная особенность отличает его от традиционного протокола, который содержит имена файлов и их данных под одной привязкой к серверу. При реализации Network File System v 4.1 некоторые файлы могут распределяться между многоузловыми серверами, однако участие клиента в разделении метаданных и данных ограничено.

При реализации четвертого дистрибутива протокола NFS-сервер представляет собой набор серверных ресурсов или компонентов; предполагается, что они контролируются сервером метаданных.

Клиент по-прежнему обращается к одному серверу метаданных для обхода или взаимодействия с пространством имен. Когда он перемещает файлы на сервер и с него, он может напрямую взаимодействовать с набором данных, принадлежащих группе NFS.

Файловая система NFS (Network File System) создана компанией Sun Microsystems. В настоящее время это стандартная сетевая файловая система для ОС семейства UNIX, кроме того, клиенты и серверы NFS реализованы для многих других ОС. Принципы ее организации на сегодня стандартизованы сообществом Интернета, последняя версия NFS v.4 описывается спецификацией RFC ЗОЮ, выпущенной в декабре 2000 года.

NFS представляет собой систему, поддерживающую схему удаленного доступа к файлам. Работа пользователя с удаленными файлами после выполнения операции монтирования становится полностью прозрачной - поддерево файловой системы сервера NFS становится поддеревом локальной файловой системы.

Одной из целей разработчиков NFS была поддержка неоднородных систем с клиентами и серверами, работающими под управлением различных ОС на различной аппаратной платформе. Этой цели способствует реализация NFS на основе механизма Sun RFC, поддерживающего по умолчанию средства XDR для унифицированного представления аргументов удаленных процедур.

Для обеспечения устойчивости клиентов к отказам серверов в NFS принят подход stateless, то есть серверы при работе с файлами не хранят данных об открытых клиентами файлах.

Основная идея NFS - позволить произвольной группе пользователей разделять общую файловую систему. Чаще всего все пользователи принадлежат одной локальной сети, но не обязательно. Можно выполнять NFS и на глобальной сети. Каждый NFS-сервер предоставляет один или более своих каталогов для доступа удаленным клиентам. Каталог объявляется достудным со всеми своими подкаталогами. Список каталогов, которые сервер передает, содержится в файле /etc/exports, так что эти каталоги экспортируются сразу автоматически при загрузке сервера. Клиенты получают доступ к экспортируемым каталогам путем монтирования. Многие рабочие станции Sun бездисковые, но и в этом случае можно монтировать удаленную файловую систему к корневому каталогу, при этом вся файловая система целиком располагается на сервере. Выполнение программ почти не зависит от того, где расположен файл: локально или на удаленном диске. Если два или более клиента одновременно смонтировали один и тот же каталог, то они могут связываться путем разделения файла.

В своей работе файловая система NFS использует два протокола.

Первый NFS-протокол управляет монтированием. Клиент посылает серверу полное имя каталога и запрашивает разрешение на монтирование этого каталога в какую-либо точку собственного дерева каталогов. При этом серверу не указывается, в какое место будет монтироваться каталог сервера. Получив имя, сервер проверяет законность этого запроса и возвращает клиенту дескриптор файла, являющегося удаленной точкой монтирования. Дескриптор включает описатель типа файловой системы, номер диска, номер индексного дескриптора (inode) каталога, который является удаленной точкой монтирования, информацию безопасности. Операции чтения и записи файлов из монтируемых файловых систем используют дескрипторы файлов вместо символьного имени.


Монтирование может выполняться автоматически, с помощью командных файлов при загрузке. Существует другой вариант автоматического монтирования: при загрузке ОС на рабочей станции удаленная файловая система не монтируется, но при первом открытии удаленного файла ОС посылает запросы каждому серверу и после обнаружения этого файла монтирует каталог того сервера, на котором расположен найденный файл.

Второй NFS-протокол используется для доступа к удаленным файлам и каталогам. Клиенты могут послать запрос серверу для выполнения какого-либо действия над каталогом или операции чтения или записи файла. Кроме того, они могут запросить атрибуты файла, такие как тип, размер, время создания и модификации. NFS поддерживается большая часть системных вызовов UNIX, за исключением open и close. Исключение open и close не случайно. Вместо операции открытия удаленного файла клиент посылает серверу сообщение, содержащее имя файла, с запросом отыскать его (lookup) и вернуть дескриптор файла. В отличие от вызова open вызов lookup не копирует никакой информации во внутренние системные таблицы. Вызов read содержит дескриптор того файла, который нужно читать, смещение в уже читаемом файле и количество байт, которые нужно прочитать. Преимуществом такой схемы является то, что сервер не запоминает ничего об открытых файлах. Таким образом, если сервер откажет, а затем будет восстановлен, информация об открытых файлах не потеряется, потому что она не поддерживается.

При отказе сервера клиент просто продолжает посылать на него команды чтения или записи в файлы, однако не получив ответа и исчерпав тайм-аут, клиент повторяет свои запросы. После перезагрузки сервер получает очередной повторный запрос клиента и отвечает на него. Таки образом, крах сервера вызывает только некоторую паузу в обслуживании клиентов, но никаких дополнительных действий по восстановлению соединений и повторному открытию файлов от клиентов не требуется.

К сожалению, NFS затрудняет блокировку файлов. Во многих ОС файл может быть открыт и заблокирован так, чтобы другие процессы не имели к нему доступа. Когда файл закрывается, блокировка снимается. В системах stateless, подобных NFS, блокирование не может быть связано с открытием файла, так как сервер не знает, какой файл открыт. Следовательно, NFS требует специальных дополнительных средств управления блокированием.

В NFS используется кэширование на стороне клиента, данные в кэш переносятся поблочно и применяется упреждающее чтение, при котором чтение блока в кэш по требованию приложения всегда сопровождается чтением следующего блока по инициативе системы. Метод кэширования NFS не сохраняет семантику UNIX для разделения файлов. Вместо этого используется не раз подвергавшаяся критике семантика, при которой изменения данных в кэшируемом клиентом файле видны другому клиенту, в зависимости от временных соотношений. Клиент при очередном открытии файла, имеющегося в его кэше, проверяет у сервера, когда файл был в последний раз модифицирован. Если это произошло после того, как файл был помещен в кэш, файл удаляется из кэша и от сервера получается новая копия файла. Клиенты распространяют модификации, сделанные в кэше, с периодом в 30 секунд, так что сервер может получить обновления с большой задержкой. В результате работы механизмов удаления данных из кэша и распространения модификаций данные, получаемые каким-либо клиентом, не всегда, являются самыми свежими.

Репликация в NFS не поддерживается.

Служба каталогов

Назначение и принципы организации

Подобно большой организации, большая компьютерная сеть нуждается в централизованном хранении как можно более полной справочной информации о самой себе. Решение многих задач в сети опирается на информацию о пользователях сети - их именах, используемых для логического входа в систему, паролях, правах доступа к ресурсам сети, а также о ресурсах и компонентах сети: серверах, клиентских компьютерах, маршрутизаторах, шлюзах, томах файловых систем, принтерах и т. п.

Приведем примеры наиболее важных задач, требующих наличия в сети централизованной базы справочной информации:

  • Одной из наиболее часто выполняемых в системе задач, опирающихся на справочную информацию о пользователях, является их аутентификация, на основе которой затем выполняется авторизация доступа. В сети должны каким-то образом централизованно храниться учетные записи пользователей, содержащие имена и пароли.
  • Наличия некоторой централизованной базы данных требует поддержка прозрачности доступа ко многим сетевым ресурсам. В такой базе должны храниться имена этих ресурсов и отображения имен на числовые идентификаторы (например, IP-адреса), позволяющие найти этот ресурс в сети. Прозрачность может обеспечиваться при доступе к серверам, томам файловой системы, интерфейсам процедур RPC, программным объектам распределенных приложений и многим другим сетевым ресурсам.
  • Электронная почта является еще одним популярным примером службы, для которой желательна единая для сети справочная служба, хранящая данные о почтовых именах пользователей.
  • В последнее время в сетях все чаще стали применяться средства управления качеством обслуживания трафика (Quality of Service, QoS), которые также требуют наличия сведений обо всех пользователях и приложениях системы, их требованиях к параметрам качества обслуживания трафика, а также обо всех сетевых устройствах, с помощью которых можно управлять трафиком (маршрутизаторах, коммутаторах, шлюзах и т. п.).
  • Организация распределенных приложений может существенно упроститься, если в сети имеется база, хранящая информацию об имеющихся программных модулях-объектах и их расположении на серверах сети. Приложение, которому необходимо выполнить некоторое стандартное действие, обращается с запросом к такой базе и получает адрес программного объекта, имеющего возможность выполнить требуемое действие.
  • Система управления сетью должна располагать базой для хранения информации о топологии сети и характеристиках всех сетевых элементов, таких как маршрутизаторы, коммутаторы, серверы и клиентские компьютеры. Наличие полной информации о составе сети и ее связях позволяет системе автоматизированного управления сетью правильно идентифицировать сообщения об аварийных событиях и находить их первопричину. Упорядоченная по подразделениям предприятия информация об имеющемся сетевом оборудовании и установленном программном обеспечении полезна сама по себе, так как помогает администраторам составить достоверную картину состояния сети и разработать планы по ее развитию.

Такие примеры можно продолжать, но нетрудно привести и контраргумент, заставляющий усомниться в необходимости использования в сети централизованной базы справочной информации - долгое время сети работали без единой справочной базы, а многие сети и сейчас работают без нее. Действительно, существует много частных решений, позволяющих достаточно эффективно организовать работу сети на основе частных баз справочной информации, которые могут быть представлены обычными текстовыми файлами или таблицами, хранящимися в теле приложения. Например, в ОС UNIX традиционно используется для хранения данных об именах и паролях пользователей файл passwd, который охватывает пользователей только одного компьютера. Имена адресатов электронной почты также можно хранить в локальном файле клиентского компьютера. И такие частные справочные системы неплохо работают - практика это подтверждает.

Однако это возражение справедливо только для сетей небольших и средних размеров, в крупных сетях отдельные локальные базы справочной информации теряют свою эффективность. Хорошим примером, подтверждающим неприменимость локальных решений для крупных сетей, является служба имен DNS, работающая в Интернете. Как только размеры Интернета превысили определенный предел, хранить информацию о соответствии имен и IP-адресов компьютеров сети в локальных текстовых файлах стало неэффективно. Потребовалось создать распределенную базу данных, поддерживаемую иерархически связанными серверами имен, и централизованную службу над этой базой, чтобы процедуры разрешения символьных имен в Интернете стали работать быстро и эффективно.

Для крупной сети неэффективным является также применение большого числа справочных служб узкого назначения: одной для аутентификации, другой - для управления сетью, третей - для разрешения имен компьютеров и т. д. Даже если каждая из таких служб хорошо организована и сочетает централизованный интерфейс с распределенной базой данных, большое число справочных служб приводит к дублированию больших объемов информации и усложняет администрирование и управление сетью. Например, в Windows NT имеется по крайней мере пять различных типов справочных баз данных. Главный справочник домена (NT Domain Directory Service) хранит информацию о пользователях, которая требуется при организации их логического входа в сеть. Данные о тех же пользователях могут содержаться и в другом справочнике, используемом электронной почтой Microsoft Mail. Еще три базы данных поддерживают разрешение адресов: WINS устанавливает соответствие Netbios-имен IP-адресам, справочник DNS (сервер имен домена) оказывается полезным при подключении NT-сети к Интернету, и наконец, справочник протокола DHCP используется для автоматического назначения IP-адресов компьютерам сети. Очевидно, что такое разнообразие справочных служб усложняет жизнь администратора и приводит к дополнительным ошибкам, когда учетные данные одного и того же пользователя нужно ввести в несколько баз данных. Поэтому в новой версии Windows 2000 большая часть справочной информации о системе может храниться службой Active Directory - единой централизованной справочной службой, использующей распределенную базу данных и интегрированной со службой имен DNS.

Результатом развития систем хранения справочной информации стало появление в сетевых операционных системах специальной службы - так называемой службы каталогов (Directory Services), называемой также справочной службой (directory - справочник, каталог). Служба каталогов хранит информацию обо всех пользователях и ресурсах сети в виде унифицированных объектов с определенными атрибутами, а также позволяет отражать взаимосвязи между хранимыми объектами, такие как принадлежность пользователей к определенной группе, права доступа пользователей к компьютерам, вхождение нескольких узлов в одну подсеть, коммуникационные связи между подсетями, производственную принадлежность серверов и т. д. Служба каталогов позволяет выполнять над хранимыми объектами набор некоторых базовых операций, таких как добавление и удаление объекта, включение объекта в другой объект, изменение значений атрибута объекта, чтение атрибутов и некоторые другие. Обычно над службой каталогов строятся различные специфические сетевые приложения, которые используют информацию службы для решения конкретных задач: управления сетью, аутентификации пользователей, обеспечения прозрачности служб и других, перечисленных выше. Служба каталогов обычно строится на основе модели клиент-сервер: серверы хранят базу справочной информации, которой пользуются клиенты, передавая серверам по сети соответствующие запросы. Для клиента службы каталогов она представляется единой централизованной системой, хотя большинство хороших служб каталогов имеют распределенную структуру, включающую большое количество серверов, но эта структура для клиентов прозрачна.

Важным вопросом является организация базы справочных данных. Единая база данных, хранящая справочную информацию большого объема, порождает все то же множество проблем, что и любая другая крупная база данных. Реализация справочной службы как локальной базы данных, хранящейся в виде одной копии на одном из серверов сети, не подходит для большой системы по нескольким причинам, и в первую очередь вследствие низкой производительности и низкой надежности такого решения. Производительность будет низкой из-за того, что запросы к базе от всех пользователей и приложений сети будут поступать на единственный сервер, который при большом количестве запросов обязательно перестанет справляться с их обработкой. То есть такое решение плохо масштабируется в отношении количества обслуживаемых пользователей и разделяемых ресурсов. Надежность также не может быть высокой в системе с единственной копией данных. Кроме снятия ограничений по производительности и надежности желательно, чтобы структура базы данных позволяла производить логическое группирование ресурсов и пользователей по структурным подразделениям предприятия и назначать для каждой такой группы своего администратора.

Проблемы сохранения производительности и надежности при увеличении масштаба сети обычно решаются за счет распределенных баз данных справочной информации. Разделение данных между несколькими серверами снижает нагрузку на каждый сервер, а надежность при этом достигается за счет наличия нескольких реплик каждой части базы данных. Для каждой части базы данных можно назначить своего администратора, который обладает правами доступа только к объектам своей порции информации обо всей системе. Для пользователя же (и для сетевых приложений) такая распределенная база данных представляется единой базой данных, которая обеспечивает доступ ко всем ресурсам сети вне зависимости от того, с какой рабочей станции поступил запрос.

Существуют два популярных стандарта для служб каталогов. Во-первых, это стандарт Х.500, разработанный ITU-T (во время разработки стандарта эта организация носила имя CCITT). Этот стандарт определяет функции, организацию справочной службы и протокол доступа к ней. Разработанный в первую очередь для использования вместе с почтовой службой Х.400 стандарт Х.500 позволяет эффективно организовать хранение любой справочной информации и служит хорошей основой для универсальной службы каталогов сети.

Другим стандартом является стандарт LDAP (Light-weight Directory Access Protocol), разработанный сообществом Интернета. Этот стандарт определяет упрощенный протокол доступа к службе каталогов, так как службы, построенные на основе стандарта Х.500, оказались чересчур громоздкими. Протокол LDAP получил широкое распространение и стал стандартом де-факто в качестве протокола доступа клиентов к ресурсам справочной службы.

Существует также несколько практических реализаций служб каталогов для сетевых ОС. Наибольшее распространение получила служба NDS компании Novell, разработанная в 1993 году для сетевой ОС NetWare 4.0, а сегодня реализованная также и для Windows NT/2000. Большой интерес вызывает служба каталогов Active Directory, разработанная компанией Microsoft для Windows 2000. Обе эти службы поддерживают протокол доступа LDAP и могут работать в очень крупных сетях благодаря своей распределенности.

Служба каталогов NDS

Служба NDS (NetWare Directory Services) - это глобальная справочная служба, опирающаяся на распределенную объектно-ориентированную базу данных сетевых ресурсов. База данных NDS содержит информацию обо всех сетевых ресурсах, включая информацию о пользователях, группах пользователей, принтерах, томах и компьютерах. ОС NetWare (а также другие клиенты NDS, работающие на других платформах) использует информацию NDS для обеспечения доступа к этим ресурсам.

База данных NDS заменила в свое время справочник bindery предыдущих версий NetWare. Справочник bindery - это «плоская», или одноуровневая база данных, разработанная для поддержки одного сервера. В ней также использовалось понятие «объект» для сетевого ресурса, но трактовка этого термина отличалась от общепринятой. Объекты bindery идентифицировались простыми числовыми значениями и имели определенные атрибуты. Однако для этих объектов не определялись явные взаимоотношения наследования классов объектов, поэтому взаимоотношения между объектами bindery устанавливались администратором произвольно, что часто приводило к нарушению целостности данных.

База данных службы NDS представляет собой многоуровневую базу данных, поддерживающую информацию о ресурсах всех серверов сети. Для совместимости с предыдущими версиями NetWare в службе NDS предусмотрен механизм эмуляции базы bindery.

Служба NDS - это значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими версиями за счет:

  • распределенности;
  • реплицируемости;
  • прозрачности;
  • глобальности.

Распределенность заключается в том, что информация не хранится на одном сервере, а разделена на части, называемые разделами (partitions). NetWare хранит эти разделы на нескольких серверах сети (рис. 10.8). Это свойство значительно упрощает администрирование и управление большой сетью, так как она представляется администратору единой системой. Кроме того, обеспечивается более быстрый доступ к базе данных сетевых ресурсов за счет обращения к ближайшему серверу.

Рис. 10.8. Разделы базы данных NDS

Реплика - это копия информации раздела NDS. Можно создать неограниченное количество реплик каждого раздела и хранить их на разных серверах. Если один сервер останавливается, то копии этой информации могут быть получены с другого сервера. Это увеличивает отказоустойчивость системы, так как ни один из серверов не отвечает за всю информацию базы данных NDS.

Прозрачность заключается в том, что NDS автоматически создает связи между программными и аппаратными компонентами, которые обеспечивают пользователю доступ к сетевым ресурсам. NDS при этом не требует от пользователя знаний физического расположения этих ресурсов. Задавая сетевой ресурс по имени, вы получите к нему корректный доступ даже в случае изменения его сетевого адреса или места расположения.

Глобальность NDS заключается в том, что после входа вы получаете доступ к ресурсам всей сети, а не только одного сервера, как было в предыдущих версиях. Это достигается за счет процедуры глобального логического входа (global login). Вместо входа в отдельный сервер пользователь NDS входит в сеть, после чего он получает доступ к разрешенным для него ресурсам сети. Информация, предоставляемая во время логического входа, используется для идентификации пользователя. Позже, при попытке пользователя получить доступ к ресурсам, таким как серверы, тома или принтеры, фоновый процесс идентификации проверяет, имеет ли пользователь право на данный ресурс.

Вот , а что дальше? Как посмотреть фильмы и прослушать музыкальные файлы, которые скачались? Неужели нужно записывать их на диски и переносить их таким образом на компьютер с GUI? Или придётся копировать их по медленному SFTP? Нет! На помощь приходит NFS! Нет, это не серия гоночных игр, а Network File System (Сетевая Файловая Система).
Network File System (NFS) - это сетевая файловая система, позволяющая пользователям обращаться к файлам и каталогам, расположенным на удалённых компьютерах, как если бы эти файлы и каталоги были локальными. Главным преимуществом такой системы является то, что отдельно взятые рабочие станции могут использовать меньше собственного дискового пространства, так как совместно используемые данные хранятся на отдельной машине и доступны для других машин в сети. NFS — это клиент-серверное приложение. То есть в системе пользователя должен быть установлен NFS-клиент, а на компьютерах, которые предоставляют свое дисковое пространство - NFS-сервер.

Установка и настройка NFS-сервера (192.168.1.2)

1. Устанавливаем. Соединившись по SSH с компьютером сервером или же просто в его консоли вводим:

Sudo apt-get install nfs-kernel-server nfs-common portmap

Это установит NFS-сервер, а также необходимый пакет portmap.

2. Настраиваем. Для настройки списка дирректорий которые мы хотим открыть и списка кому мы хотим их открыть отредактируем файл /etc/exports :

Sudo nano /etc/exports /data 192.168.1.1/24(rw,no_root_squash,async)

В указанном выше примере мы открыли на сервере директорию /data и её поддиректории в совместное пользование всем компьютерам с IP: 192.168.1.1 - 192.168.1.255 с правами чтения и записи.

Ещё пример:

/home/serg/ 192.168.1.34(ro,async)

Этот пример делает доступной домашнюю директорию пользователя serg в режиме только чтение для компьютера с IP 192.168.1.34. Все остальные компьютеры сети к этой директории доступа иметь не будут.

Доступные опции:

  • ro — права только на чтение. Можно и не указывать, так как она установлена по умолчанию;
  • rw — дает клиентам право на запись;
  • no_root_squash — по-умолчанию пользователь root на клиентской машине не будет иметь доступа к открытым директориям на сервере. Этой опцией мы снимаем это ограничение. В целях безопасности этого лучше не делать;
  • noaccess — запрещает доступ к указанной директории. Может быть полезной, если перед этим вы задали доступ всем пользователям сети к определенной директории, и теперь хотите ограничить доступ в поддиректории лишь некоторым пользователям.

Теперь нужно перезапустить nfs-kernel-server:

Sudo /etc/init.d/nfs-kernel-server restart

Если после этого вы захотите поменять что-нибудь в файле /etc/exports , то для того, чтобы изменения вступили в силу, достаточно выполнить следующую команду:

Sudo exportfs -a

Всё. NFS-сервер установлен и настроен. Можно переходить к NFS клиенту.

Установка и настройка NFS-клиент

1. Установка. Выполняем в терминале компьютера, который будет подключаться следующее:

Sudo apt-get install portmap nfs-common

2. Настройка. Для начала создадим директорию в которую будет монтироваться удалённая папка:

Cd ~ mkdir data

Монтировать можно двумя способами — каждый раз вручную или прописав опции монтирования в файл /etc/fstab .

Способ 1. Монтирование вручную
Создаём на рабочем столе или в какой-либо другой папке текстовый файл:

Nano ~/Рабочий\ стол/nfs-server-connect

Пишем в него:

#! /bin/bash sudo mount -t nfs -o ro,soft,intr 192.168.1.2:/data ~/data

Делаем его исполняемым:

Chmod +x ~/Рабочий\ стол/nfs-server-connect

Теперь когда необходимо присоединиться к серверу я выполняю этот сценарий в терминале для того чтобы можно было ввести пароль для sudo.

Способ 2. Добавление в /etc/fstab
Открываем /etc/fstab:

Sudo nano /etc/fstab

И дописываем строчку в конце файла:

192.168.1.2:/data ~/data nfs rw,hard,intr 0 0

Внимание! Вместо 192.168.1.2:/data впишите IP или имя сервера и путь к директории совместного пользования. Опции монтирования можно изменить.

Опция hard жёстко привязывает дирректорию на клиенте к серверу и если сервер отвалится, то может зависнуть и ваш компьютер. Опция soft , как понятно из её названия, не такая категоричная.

После сохранения файла можно монтировать удалённую папку.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: