Язык гипертекстовой разметки (Html). Язык разметки гипертекстовых страниц HTML

В 1989 году гипертекст представлял новую многообещающую технологию, которая имела относительно большое число реализаций, с одной стороны, а с другой стороны, делались попытки построить формальные модели гипертекстовых систем, которые носили скорее описательных характер и были навеяны успехом реляционного подхода описания данных.

HTML – это язык гипертекстовой разметки, используемый для кодирования документов. Язык HTML представляет собой набор команд, в соответствии с которыми браузер отображает содержимое документа, команды HTML не отображаются. В языке HTML реализован механизм гипертекстовых ссылок, который обеспечивает связь одного документа с другими. Эти документы могут находиться на том же сервере, что и страница, с которой на них делается ссылка, а могут быть размещены на другом сервере.

Идея HTML - пример чрезвычайно удачного решения проблемы построения гипертекстовой системы при помощи специального средства управления отображением.

Наиболее эффективной формой организации гипертекста были признаны контекстные гипертекстовые ссылки, а кроме того, было признано деление на ссылки, ассоциированные со всем документом в целом и с отдельными его частями.


Все документы HTML имеют одну и ту же структуру, определяемую фиксированным набором тегов структуры. Документ HTML всегда должен начинаться с тега < HTML > и заканчиваться соответствующим закрывающим тегом (). Внутри документа выделяются два основных раздела: раздел заголовков и тело документа, - идущих именно в таком порядке. Раздел заголовков содержит информацию, описывающую документ в целом, и ограничивается тегами и . В частности, раздел заголовков должен содержать общий заголовок документа, ограниченный парным тегом .

). Тем не менее, при создании документа HTML опускать структурные теги не рекомендуется. Простейший правильный документ HTML содержащий все теги, определяющие структуру, может выглядеть следующим образом:

< TITLE > Заголовок документа < /TITLE >

Текст документа

Элементы HTML.

Для парных тегов область влияния определяется частью документа между открывающим и закрывающим тегом. Такую часть документа рассматривают как элемент языка HTML. Так, можно говорить об «элементе BODY», включающем тег , основное содержание документа и закрывающий тег . Весь документ HTML. можно рассматривать как «элемент HTML.». Для непарных тегов элемент совпадает с тегом, который его определяет.

Большинство элементов языка HTML. описывает части содержания документа и помещается между тегами . и , то есть внутрь структурного элемента BODY. Такие элементы делят на блочные и текстовые. Блочные элементы относятся к частям текста уровня абзаца. Текстовые элементы описывают свойства отдельных фраз и еще болей мелких частей текста.

Теперь можно сформулировать правила вложения элементов.

Элементы не должны пересекаться. Другими словами, если открывающий тег располагается внутри элемента, то и соответствующий закрывающий тег должен располагаться внутри этого же элемента.

Блочные элементы могут содержать вложенные блочные и текстовые элементы.

Текстовые элементы могут содержать вложенные текстовые элементы.

Текстовые элементы не могут содержать вложенные блочные элементы.

Функциональные блочные элементы.

В большинстве документов основными функциональными элементами являются заголовки и абзацы. Язык HTML. поддерживает шесть уровней заголовков. Они задаются при помощи парных тегов от до . При отображении Web-документы ются при помощи таким образом; тегом (документа на экране компьютера эти элементы показываются при помощи шрифтов разного размера.

Обычные абзацы задаются с помощью парного тега . Язык HTML. не содержит средств для создания абзацного отступа («красной строки»), поэтому при отображении на экране компьютера абзацы разделяются пустой строкой. Закрывающий тег рассматривается как необязательный. Подразумевается, что он стоит перед тегом, который задает начало очередного абзаца документа. Например:

Заголовок

Первый абзацВторой абзац

Заголовок второго уровня

Следствием наличия специального тега, определяющего абзац, является тот факт, что обычного символа конца строки, вводимого по нажатию клавиши ENTER, для создания абзацного отступа недостаточно. Язык HTML. рассматривает символы конца строки и пробелы особым образом. Любая последовательность; состоящая только из пробелов и символов конца строки, при отображении документа рассматривается как одиночный пробел. Это, в частности, означает, что символ конца строки даже не осуществляет перехода на новую строку (для этой цели используется текстовый элемент, задаваемый непарным тегом
.

В качестве ограничителя абзацев может также использоваться горизонтальная линейка. Этот элемент задается непарным тегом . При отображении документа на экране линейка разделяет части текста друг от друга. Ее длина и толщина задается атрибутами тега .

Этот тег создает горизонтальную линейку шириной в 10 пикселов, занимающую половину ширины окна и расположенную справа.


Создание сайтов - одна из широко доступных возможностей современной Интернет-индустрии. Собственно создание сайтов в принципе не намного сложнее создания личных электронных ящиков и электронных визиток.

Для создания сайта, прежде всего, необходим сервер, подключенный к Интернет, на котором можно размешать необходимые гипертексты. Кроме того, необходима регистрация имени сайга у провайдера, обслуживающего выбранный сервер.

В Интернет можно найти провайдеров, предлагающих бесплатное открытие сайтов на своих серверах. Бесплатные сайты можно открыть на отечественных серверах narod.ru, boom.ru, hotmail.ru и на зарубежных серверах, например geocities.com, tripod.com.

На указанных серверах можно зарегистрировать доменные имена вида:

. narod.ru

имя>.boom.ru,

Примеры зарегистрированных доменных имен:

wdu.da.ru- сайт электронного университета;

wduniv.newmail.ru - сайт распределенного университета.

После регистрации доменного имени сайта на нем можно размещать гипертексты. Размещение гипертекстов на сайте производится с помощью специальных программ, позволяющих создавать, редактировать, накапливать и копировать самые различные гипертексты. Сразу после размещения самой первой (главной) гипертекстовой страницы ее информация может читаться с помощью браузера в любой стране с любого компьютера, подключенного к Интернет. Для этого в окошке браузера указывается адрес сайта в Интернет. Например: http://bak.boom.ru

Все размещаемые файлы должны быть гипертекстами, записанными в формате HTML и имеющими идентификаторы вида .html.

HTML - это язык разметки гипертекстов (hypertext markup language).

По структуре гипертекст - это текст со ссылками на другие гипертексты, размещенные на данном сервере, либо на других серверах. При нажатии мышкой на такую ссылку браузер автоматически загружает на экран компьютера страницу гипертекста независимо от того, на каком сервере и в какой стране он находится.

С помощью указанных средств и программ в Интернет могут быть созданы самые разнообразные информационные сайты и системы - личные сайты, фирменные сайты, электронные газеты, журналы, электронные книги, энциклопедии, а также электронные архивы и библиотеки.

Разница между сайтами состоит в объеме информации, их структуре и процедурах обновления. В целом для сайтов в Интернет, как и для любой организации, можно говорить о жизненных циклах их создания, развития, модернизации и ликвидации.

Объем информации определяется владельцами - людьми или организациями, создавшими сайты и размещающими на них свою информацию. Объем информации на сайтах может составлять от нескольких килобайт до нескольких гигабайт (миллионов килобайт).

Структура сайтов может быть самой разнообразной. Простейшая структура - это главная страница со ссылками на набор текстов. Эти ссылки могут находиться в тексте главной страницы либо выделяться в оглавлении в ее начале.

Каждая страница сайта может быть снабжена названием, которое появляется на верхней строке экрана при загрузке сайта браузером.

Кроме того, в главной странице сайта можно указать список ключевых слов для поисковых систем.

Поисковые системы еженедельно просматривают все серверы в сети Интернет и записывают адреса всех найденных сайтов и гипертекстов вместе с выделенными в них ключевыми словами. По этим причинам не позже чем через неделю любая информация, опубликованная в Интернет, может быть найдена но содержащимся в них ключевым словам.

Продолжаем цикл статей об основах веб-языков и разработках в этой области. Ранее мы с основами гипертекстового языка HTML, его особенностями и методами разметки текста (тегами).

Также нам стало известно, что язык HTML иесно взаимодействует с такими программными разработками, как стили CSS и Javascript и для чего необходимо такое сотрудничество языков. Сегодня мы в подробностях будем рассматривать структуру построения документов на HTML5. Блочное построение документа, его структура – тема сегодняшней статьи. Но вначале нужно понять, что такое HTML5.

Язык программирования HTML5 (от английского HyperText Markup Language) – это пятая версия языка. Как и все предыдущие версии, предназначен для выстраивания структуры документов и представления их в сети. На данный момент версия HTML5 находится в стадии разработки. Цель, преследуемая созданием пятой версии HTML – улучшение языка в области его работы с документами мультимедиа (аудио- и видеоприложениями).

Добавление некоторых синтаксических новшеств, таких, как , и , позволит минимизировать логические и синтаксические ошибки при работе HTML5 с мультимедийными файлами. Также для обогащения семантического содержимого документа (семантика – изучение значения языковых единиц) вводятся и новые значение, такие, как , , и . Некоторые из атрибутов будут удалены или изменены. Вводятся новые возможности для обработки недопустимых документов, так что все браузеры будут способны работать с такого рода документами.

Что такое DOCTYPE?

Любой документ на HTML-языке всегда начинается именно с этого слова. Все предыдущие версии HTML публиковали это объявление приблизительно следующим образом:

где PUBLIC обозначало доступность документа к прочтению, а DTD обозначает тип публикующихся документов (Document Type Definition). Определение DOCTYPE в HTML5 намного упрощено — < !DOCTYPE HTML>. Это все – разметка готова.

Так за какие действия отвечает объявление DOCTYPE? Этот тег предназначен для сообщения браузерам о том, какой стандарт языка использовать – от определения версии HTML будет зависеть визуализация страницы в целом, её рендеринг. Стандарты разработки HTML строго регламентированы и следуют определенным правилам, поэтому работа с чужими кодами, их чтение и отображение в браузере за счет использования стандартов заметно упрощается.

Первоначально объявление DOCTYPE переключало браузер в стандартный режим, и это позволяло пользоваться более новыми стандартами. Для тех документов, которые были написаны с применением старого стандарта, возможно использование режима совместимости, что позволяет добиться нормальной работы браузера. Новое объявление DOCTYPE на сегодняшний день поддерживается почти всеми существующими браузерами, одновременно переключая их в режим работы со стандартами. То есть, каждый вновь создаваемый документ должен содержать атрибут DOCTYPE и соответствовать разработанным стандартам. При этом проверяется весь код документа на его соответствие стандартам.

Условно можно разделить всю страницу, написанную на HTML, на несколько подразделов. Корень основного кода всей страницы – тег . То есть, между тегами и можно расположить практически все, что угодно. Схематично страница на языке HTML представлена так:

Например:

< !DOCTYPE HTML>< !-Любой текст, изображения, таблицы и т.д. -->

В нашем случае тег вмещает в себя атрибут, определяющий язык документа – русский. Для облегчения работы с документом необходимо указывать язык документа. Все содержимое страницы находится именно между тегами …. , кроме объявления DOCTYPE.

Тег так называемая голова документа. Все необходимые данные о странице (как для работы браузера, так и информативные данные для разработчика) располагаются между и . Заголовок страницы, её код – например, UTF-8, meta-данные, такие, как ключевые слова, описание страницы, имя автора и т.д. – все подобные данные находятся именно между тегами и . Здесь же можно подключить внешние файлы, скрипты и библиотеки.

Что такое meta-теги?

В них, как было сказано выше, заключается вся информация о странице. Основные мета-теги описаны ниже:

1. Тип кодировки страницы – Charset. В большинстве случаев используется UTF8, но можно задействовать и другие кодировки, например – windows-1251, KOI-8, ISO и т.д. Такой атрибут, как Charset, определяет, какую кодировку использовать для чтения страницы. В HTML5 этот атрибут выглядит следующим образом:

Как видите, новая версия языка намного упрощает управление страницей, облегчает и ускоряет её прочтение.

Мета-тег Description, то есть – краткое содержание страницы. Например:

Применение этого тега необязательно, но желательно для защиты содержимого страницы от копирования.

Мета-тег, обозначающий заголовок страницы или записи на странице – title. Выглядит тег таким образом:

Определение HTML и структура языка. | vashsite.com

Отображается заголовок в названии открывающегося окна или вверху страницы.

Мета-теги link и script используются для подключения к исполнению файлы стилей, внешние файлы и библиотеки. Например, таблицы стилей CSS и JavaScript, а также библиотека jQuery. Выглядят строки подключения этих файлов так:

1

То есть, для понимания сути этих строк можно представить себе такую ситуацию – файлы CSS и JavaScript на сервере лежат, но без этих строк в документе они просто не будут работать. Небольшой нюанс для использования этих тегов – файлы могут быть как на локальном сервере, так и на удаленном. В последнем случае в мета-тегах необходимо указать полный путь к файлам. В нашем примере мета-тег link используется для подключения файла CSS и использует ссылочные отношения (link relation). Эта подпись дает знать браузеру, что данный файл является файлом стилей. Тег rel имеет также множество других значений.

Альтернативой первому варианту подключения файла стилей может быть такая строка:

1 2 3 4 a { text-decoration : underline ; } p { color : #000000 ; }

a { text-decoration: underline; } p { color: #000000; }

Такой способ напрямую подключает стиль к странице, без подключения файла стилей.

Самый значимый тег в HTML документе – тег . Он также имеет закрывающее окончание . Все данные, которые содержатся внутри этого тега, определяют содержимое страницы – её контент, изображения на странице, всю ссылочную массу, содержащуюся в тексте и т.д. Таким образом, вся информация, которая располагается до тега , можно заключить в своего рода неизменяемый шаблон. Содержимое же тела — может редактироваться, заменяться, улучшаться.

После рассмотрения всех составляющих HTML-документа пятой версии можно попробовать собрать все отдельные части в одно целое, которое и будет законченным HTML-документом, то есть – страницей некоего сайта. Вот так будет выглядеть страница в законченном виде:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 < !DOCTYPE HTML> Design Shack

< !DOCTYPE HTML> Design Shack

Языки гипертекстовой разметки SGML. XML. HTML.

SGML (англ. Standard Generalized Markup Language - стандартный обобщённый язык разметки; произносится [эс-джи-эм-эл]) - метаязык, на котором можно определять язык разметки для документов. SGML - наследник разработанного в 1969 году в IBM языка GML (Generalized Markup Language), который не стоит путать с Geography Markup Language, разрабатываемым Open GIS Consortium.

Изначально SGML был разработан для совместного использования машинно-читаемых документов в больших правительственных и аэрокосмических проектах. Он широко использовался в печатной и издательской сфере, но его сложность затруднила его широкое распространение для повседневного использования.

Основные части документа SGML:

SGML-декларация - определяет, какие символы и ограничители могут появляться в приложении;

Document Type Definition - определяет синтаксис конструкций разметки. DTD может включать дополнительные определения, такие, как символьные ссылки-мнемоники;

Спецификация семантики, относится к разметке - также даёт ограничения синтаксиса, которые не могут быть выражены внутри DTD;

Содержимое SGML-документа - по крайней мере, должен быть корневой элемент.

SGML предоставляет множество вариантов синтаксической разметки для использования различными приложениями. Изменяя SGML-декларацию, можно даже отказаться от использования угловых скобок, хотя этот синтаксис считается стандартным, так называемым concrete reference syntax.

Пример синтаксиса SGML:

typically something like this

SGML стандартизован ISO: «ISO 8879:1986 Information processing-Text and office systems-Standard Generalized Markup Language (SGML)»

HTML и XML произошли от SGML. HTML - это приложение SGML, а XML - это подмножество SGML, разработанное для упрощения процесса машинного разбора документа. Другими приложениями SGML являются SGML Docbook (документирование) и «Z Format» (типография и документирование).

XML - Extensible Markup Language, то есть Расширяемый Язык Разметки, возник в результате развития языка HTML (HyperText Markup Language, языка разметки гипертекста). Однако было бы грубой ошибкой воспринимать его лишь как некую усовершенствованную версию языка HTML. По сути, язык XML представляет собой новое поколение языков разметки. Здесь следует иметь в виду 3 момента, принципиально отличающих XML от HTML и его предшественников (GML - Generalized Markup Language, SGML - Standard General Markup Language):

XML, в отличие от HTML, НЕ ИМЕЕТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННЫХ ТЭГОВ - точнее, каждый разработчик может создавать СВОИ СОБСТВЕННЫЕ XML-тэги - столько, сколько нужно. Количество таких тэгов практически неограничено. Таким образом, XML является метаязыком, позволяющим создавать другие языки разметки, такие как, например, HTML.

По мере развития языка HTML количество тэгов быстро увеличивалось. В конце концов их число достигло "критического значения" - разработчикам web-документов стало трудно запоминать все новые и новые тэги, но еще в худшем положении оказались разработчики браузеров - им приходится создавать все новые версии браузеров, которые "понимали бы" новые тэги. Более "умные" браузеры становятся и большими по объему, предъявляют все возрастающие требования к компьютерам, на которых они используются. Дело усугубляется тем, что в последнее время все большую популярность приобретают карманные устройства (в частности, они все шире используются в электронной коммерции), с ограниченным объемом памяти и "слабенькими" экранами, а потому, браузеры, используемые на них, имеют лишь очень ограниченные возможности. Язык XML, не имеющий определенной заранее системы тэгов, позволяет решить эту проблему. "Платой" за универсальность является большая строгость оформления web-документов. Правила оформления XML-документов просты:

недопустимы незакрытые контейнеры тэгов (но можно объединять открывающий и закрывающий тэги в одном, например:
)

"вложенные" контейнеры не могут "перекрываться"

строчные и прописные буквы воспринимаются как разные символы

в качестве названий тэгов нельзя использовать ключевые слова

в названиях тэгов нельзя использовать пробелы, знаки пунктуации, круглые, квадратные и фигурные скобки

знак подчеркивания (_) и цифры могут встречаться в названиях тэгов, но цифра не может быть перым символом названия тэга

(При необходимости использовать несколько слов в качестве названия тэга их следует писать слитно, начиная каждое слово с большой буквы.)

Документы, отвечающие этим правилам, называются well-formed documents.

XML служит для ОПИСАНИЯ СТРУКТУРЫ ДАННЫХ, главным образом, ИЕРАРХИЧЕСКИХ СТРУКТУР.

Одной из основных тенденций развития web-технологий является РАЗДЕЛЕНИЕ ДАННЫХ, СТРУКТУРЫ ДОКУМЕНТА И ЕГО СТИЛЕВОГО ОФОРМЛЕНИЯ. Как известно, одним из способов обособления данных от структуры документа является динамическое связывание СУБД с web-документами через интерфейс ODBC (Open DataBase Connectivity). Обособление стилей достигается за счет использования каскадных таблиц стилей. XML позволяет описывать нереляционные базы данных. Поскольку тэги могут создаваться разработчиком, их названия обычно характеризуют смысл данных.

XML, как средство описания структуры данных, обеспечивает ОБМЕН ДАННЫМИ между различными приложениями, выступая, таким образом, в качестве своеобразного "клея".

Значение этой "связующей" функции XML трудно переоценить. Благодаря возможности обмена данными между различными приложениями web-технологии "выходят" на качественно новый уровень.

Hypertext Markup Language (HTML) это простая система для создания гипертекстовых документов, которые переносимы с одной платформы на другую. В сущности, HTML документы это SGML документы с общей семантикой, которая подходит для представления информации в большом количестве приложений. HTML может использоваться для представления:

· Гипертекстовых новостей, почты, документации и гипермедиа

· Меню опций

· Результатов запросов к базам данных

· Простых документов с встроенными графическими образами

· А также, для гипертекстового просмотра существующих массивов информации

Проект World Wide Web (WWW) объединяет разбросанную по миру информацию. Для этого WWW использует Internet HyperText Transfer Protocol (HTTP) - Протокол Передачи Гипертекста, который позволяет ввести соглашения на способы представления данных при взаимодействии клиента и сервера.



Данные передаются в теле сообщения в соответствии с MIME стандартом. HTML это одно из представлений информации в WWW. Предполагается, что HTML соответствует одному из типов MIME, а именно text/html. Дополнительно, HTML это разработка, соответствующая Международному Стандарту ISO 8879 - Standard Generalized Markup Language (SGML), который является системой для определения структурированных типов документов.

HTML документ

HTML документ подобен текстовому файлу, за исключением того, что некоторые символы (строки) являются управляющими. Эти символы называются тэгами и определяют структуру документа.

HTML документы должны начинаться с тэга , стоящего в начале файла, и заканчиваться тэгом . Между этими тэгами HTML документ организован как ЗАГОЛОВОК (HEAD) и ТЕЛО (BODY) документа, подобно почтовому сообщению. Внутри HEAD части указывается ЗАГОЛОВОК (TITLE) и другая информация о документе в целом. Внутри BODY части с помощью HTML тэгов текст структурируется в параграфы, списки и пр. с возможностью выделения стилем отдельных слов и целых предложений и создания ссылок на части этого и внешние документы. Технически, открывающий и закрывающий тэги для HTML, HEAD и BODY элементов можно не использовать. Тем не менее, делать это не рекомендуется, так как HEAD/BODY структура позволяет приложениям определять особенности документов (например заголовок), не просматривая весь документ целиком.

Структура HTML элементов

В HTML документе тэги определяют начало и конец заголовков, параграфов, списков, подсветку символов и ссылки. Большинство HTML элементов в документе определены как открывающий тэг, который указывает имя элемента и атрибуты, затем указывается тело элемента, за которым следует закрывающий тэг. Символами-ограничителями для открывающего тэга являются ""; для закрывающего - "". Например:

Это Заголовок

Это параграф.

Некоторые элементы появляются только как открывающий тэг. Например, для создания линии- разделителя используется тэг
. Кроме того, закрывающие тэги для некоторых элементов (P, LI, DT, DD) могут быть опущены. Тело элемента это последовательность символов и вложенных элементов. Некоторые элементы, такие как элементы, определяющие ссылки, не могут быть вложенными друг в друга. При этом элементы, определяющие ссылки и выделения символов могут быть помещены внутрь других конструкций.

Отображение документа

Конкретный вид отображения документа может изменяться от клиента к клиенту. HTML тэги определяют только общий стиль отображения документа. Что означает, например, что HTML рассматривает заголовок первого уровня только как заголовок первого уровня, но не определяет, что заголовок первого уровня должен отображаться шрифтом Times размера 24 в центре верхней части страницы. Преимущество такого подхода заключается в том, что если пользователь решит изменить заголовок первого уровня на шрифт Helvetica размера 20 выравненный по левому краю, все, что ему надо сделать, это изменить определение заголовка первого уровня в его WWW просмоторщике. Таким образом, конкретное представление документа на экране монитора определяет пользователь конкретного клиента.

Основная сила HTML заключается в его способности связывать области текста (а также картинок) с другими документами. Просмотрщики выделяют эти области (обычно цветом и/или подчеркиванием)для того, чтобы указать, что это гипертекстовые ссылки. Anchor это часть текста, которая отмечает начало и/или конец гипертекстовой ссылки. Текст, находящийся между открывающим и закрывающим тэгом является стартовой точкой или местом назначения гипертекстовой ссылки. Атрибуты данного тэга следующие: HREF

Необязательный. Если присутствует атрибут HREF, Anchor это чувствительный текст: стартовая точка для ссылки. Если читатель выбирает этот текст, ему будет представлен другой документ, чей сетевой адрес был указан в значении атрибута HREF. Формат сетевого адреса аналогичен URL. Это позволяет структуре HREF="#identifier" ссылаться на другой anchor в текущем документе, или в удаленном документе при указании его адреса перед знаком "#".

Необязательный. Если присутствует, позволяет использовать anchor как место назначения ссылки. Значением атрибута является идентификатор anchor"а. В качестве значения идентификатора может быть использована обычная текстовая строка, за исключением того, что внутри одного документа все подобные идентификаторы должны быть уникальны.

Необязательные. Позволяют указывать взаимосвязи между документом из которого была сделана ссылка, и документом, на который была сделана ссылка.

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

імені Володимира Даля

Кафедра компьютерных наук

По дисциплине

Компьютерній дизайн и мультимедия

СтудентБолдакова И.В.

1. Вступление

3.1 HTML-редакторы

Литература

1. Вступление

World Wide Web - глобальная компьютерная сеть на сегодняшний день содержит миллионы сайтов, на которых размещена всевозможная информация. Люди получают доступ к этой информации посредством использования технологии Internet. Для навигации в WWW используются специальные программы - Web-браузеры, которые существенно облегчают путешествие по бескрайним просторам WWW.Вся информация в Web-браузере отображается в виде Web-страниц.

Web-страницы, поддерживая технологию мультимедиа, объединяют в себе различные виды информации: текст, графику, звук, анимацию и видео. От того, насколько качественно и красиво сделана та или иная Web-страница, зависит во многом ее успех в Сети.

Пользователю приятно посещать те Web-страницы, которые имеют стильное оформление, не отягощены чрезмерно графикой и анимацией, быстро загружаются и правильно отображаются в окне Web-браузера.

Создать Web-страницу непросто, но наверно каждый человек хотел бы попробовать себя в роли дизайнера. И я, в данном случае, не являюсь исключением, потому и выбрала такую тему для своей курсовой работы.

В своем реферате я сделала попытку разобраться в том, что необходимо знать и уметь для создания Web-страницы, какое программное обеспечение является инструментарием создания Web-страниц и как его эффективно использовать.

Также в данной работе мною рассмотрены основы языка программирования Web-страниц - HTML, который является общепринятым стандартом WWW. Это даст нам возможность ознакомиться со структура Web-страницы и приемами ее правильного оформления. А так же при помощи CMS Joomla мы рассмотрим создание сайта.

2. Рассмотрим язык гипертекстовой разметки HTML

Web-страницы могут существовать в любом формате, но в качестве стандарта принят Hyper Text Markup Language - язык разметки гипертекстов, предназначенный для создания форматированного текста, насыщенного изображениями, звуком, анимацией, видеоклипами и гипертекстовыми ссылками на другие документы.

Можно работать на Web без знания языка HTML, поскольку тексты HTML могут создаваться разными специальными редакторами и конвертерами. Но писать непосредственно на HTML нетрудно. Возможно, это даже легче, чем изучать HTML-редактор или конвертер, которые часто ограничены в своих возможностях, содержат ошибки или проводят плохой HTML код, который не работает на разных платформах.

Язык HTML существует в нескольких вариантах и продолжает развиваться, но конструкции HTML скорее всего будут использоваться и в дальнейшем. Изучая HTML и познавая его глубже, создавая документ в начале изучения HTML и расширяя его насколько это возможно, мы имеем возможность создавать Web-страницы, которые могут быть просмотрены многими браузерами Web, как сейчас, так и в будущем. Это не исключает возможности использования других методов, например, метод расширенных возможностей, который предоставляется Opera, Google Chrome, Internet Explorer или другими браузерами.

Работа по HTML - это способ усвоить особенности создания документов в стандартизированном языке, используя расширения, только если это действительно необходимо.

HTML был ратифицирован World Wide Web Consortium. Он поддерживается всеми браузерами.

Поскольку HTML-документы записываются в ASCI I-формате, то для ее создания может использован любой текстовый редактор.

Обычно HTML-документ - это файл с расширением.html или. htm, в котором текст размечен HTML-тегами (англ. tag - специальные встроенные указания). Средствами HTML задаются синтаксис и размещение тегов, в соответствии с которыми браузер отображает содержимое Веб-документа. Текст самих тегов Веб-браузером не отображается.

Все теги начинаются символом "". Обычно имеется пара тегов - стартовый (открывающий) и завершающий (закрывающий) тег (похоже на открывающиеся и закрывающиеся скобки в математике), между которыми помещается размечаемая информация:

Информация

Здесь стартовым тегом является тег

А завершающим -

. Завершающий тег отличатся от стартового лишь тем, что у него перед текстом в скобках стоит символ "/ " (слэш).

Браузер, читающий HTML-документ, отображает его в окне, используя структуру HTML-тегов. В каждом HTML-документе должны присутствовать три главных части:

A) Объявление HTML;

B) Заголовачная часть;

C) Тело документа.

A) Объявление HTML

и . Пара этих тегов сообщает программе просмотра (браузеру) что между ними заключен документ в формате HTML, причем первым тегом в документе должен быть тег (в самом начале документа), а последним - (в самом конце документа).

B) Заголовочная часть.

и . Между этими тегами располагается информация о документе (название, ключевые слова для поиска, описание и т.д.). Однако наиболее важным является название документа, которое мы видим в верхней строке окна браузера и в списках "Избранное (BookMark)". Специальные программы-спайдеры поисковых систем используют название документа для построения своих баз данных. Для того чтобы дать название своему HTML-документу текст помещается между тегами и .

Моя первая страница

C) Тело документа.

Третьей главной частью документа является его тело. Оно следует сразу за заголовком и находится между тегами и . Первый из них должен стоять сразу после тега , а второй - перед тегом . Тело HTML-документа - это место, куда автор помещает информацию, отформатированную средствами HTML.

Моя первая страница ..........

Теперь мы можем написать HTML-код нашей странички:

Моя первая страница Здесь будут мои страницы!

В разделе BODY все символы табуляции и конца строк браузером игнорируются и никак не влияют на отображение страницы. Поэтому перевод строки в исходном тексте HTML-документа не приведет к началу новой строки в отображаемом обозревателем тексте при отсутствии специальных тегов. Это правило очень важно помнить и не забывать ставить разделяющие строки теги, иначе у текста не будет абзацев, и он станет нечитаемым.

Для начала новой строки используется тег
(сокр. от англ. break - прервать). Этот тег приводит к отображению браузером дальнейшего текста с начала следующей строки. Закрывающий для него тег не используется. Он удобен, если требуется с какого-то места писать с новой строки без начала нового абзаца, например, в стихотворении. Повторное его использование позволяет вставить одну или несколько пустых строк, отодвинув следующий фрагмент страницы вниз.

Сплошной текст без промежутков читается не очень легко, его неудобно просматривать и находить нужные места. Разбитый на абзацы, текст воспринимается гораздо быстрее. Для начала нового абзаца используется тег

(англ. paragraph - абзац). Этот тег, кроме начала новой строки, вставляет одну пустую строку. Но многократное повторение

В отличие от
, не приведет к появлению нескольких пустых строк, останется все та же одна пустая строка.

Внутри скобок тега кроме его названия могут размещаться также атрибуты (англ. atributes - атрибуты). Они отделяются от названия и между собой пробелами (одним или несколькими), а пишутся в виде имя_атрибута ="значение ". Если значение не содержит пробелов, то кавычки могут быть опущены, но так делать не рекомендуется. Тег

Может содержать атрибут ALIGN, определяющий выравнивание абзаца. По умолчанию абзац выравнен влево ALIGN="left". Возможны также выравнивания вправо ALIGN="right" и по центру ALIGN="center". При использовании атрибутов, после форматируемого текста следует использовать закрывающий тег

. Если его нет, то новый тег

Означает закрытие предыдущего, соответственно вложенные

Невозможны. Выравнить текст по центру возможно также тегом .

Теперь мы можем поместить на нашу Web-страницу некоторый текст с различным выравниванием:

Моя первая страница

Здесь будут мои личные страницы!

На них Вы сможете найти: - рассказ обо мне и о моих увлечениях; - мои фотографии.

С одной из моих страниц можно будет
отправить мне электронное письмо.

3. Инструментарий для создания Web-страниц 3.1 HTML-редакторы

Каждый выбирает свой инструмент для создания Web-страниц. Это может быть MS FrontPage или Macromedia DreamWeaver, Allaire HomeSite или 1st Page. А кто-то пользуется простым текстовым редактором, например Блокнотом (Notepad).

Текстовые редакторы возможно использовать только для создания небольших страниц, так как у них есть много минусов: не поддерживаются проекты, отсутствует "подсветка" текста., в общем, работать крайне неудобно.

Основным недостатком MS FrontPage является то, что он генерирует очень большой HTML-код (слишком много лишнего), поэтому страницы получаются большими, что сказывается на скорости загрузки. Более того, при создании Web-страниц в этом редакторе видишь одно, а в окне браузера - совсем другое. Странички получаются какими-то кривыми, поэтому для создания качественных Web-страниц рекомендуется использовать пакеты, которые будут рассмотрены ниже.

Начнем мы с популярного Macromedia DreamWeaver. Компания Macromedia считается лидером по производству программ для создания веб-сайтов, а также законодателем моды в этой области.

DreamWeaver 3.0

Но DreamWeaver на несколько шагов опережает другие редакторы, использующие технологию WYSIWYG, в первую очередь тем, что генерирует очень чистый HTML-код. DreamWeaver позволяет вам избавиться от однотипной работы при создании страниц (например, верстка текста) при помощи использования опции "запись последовательности команд" ( вы записываете последовательность производимых вами команд, потом нажимаете, например, CTRL+P, и DreamWeaver воспроизводит все в той же последовательности.

HomeSite 4.0

Следующий редактор - HomeSite 4 - для создания страниц вручную, т.е. для знатоков HTML. Вы получаете полный контроль над HTML-кодом, причем существует возможность оптимизировать свою страничку под один из трех популярных браузеров (MSIE, Google Phrome, Opera).

HomeSite содержит два основных режима: Edit и Design. Режим Design - это подобие WYSIWYG-редактора, выдающее HTML-код, причем, если вы загрузите чужой HTML-код, то HomeSite все перепишет по-своему.

Еще одна отличительная особенность HomeSite - это его "склейка" с Dreamweaver. HomeSite обладает кнопкой "Dreamweaver", а также входит в его стандартный пакет поставки. Впрочем, и DreamWeaver имеет возможность подключения HomeSite, как редактора для коректировки HTML-кода.

Одним из последних HTML-редакторов является EVR Soft 1st Page v2.

Его лозунг - "Create 1st class websites!" ("Создавайте первоклассные веб-сайты!"). Редактор содержит несколько режимов - Normal, Easy, Advanced/Expert и Hardcore, то есть вы можете выбрать свой уровень, а со временем перейти на более высокий. Еще одна особенность - довольно большая коллекция скриптов на JavaScript и DHTML. Все это довольно удобно разбито по категориям.

3.2 Графические редакторы

Создание и оптимизация графики - сложная и капризная задача. Безусловно, возможно создание Web-страницы и без использования графики - при помощи шрифтов, скриптов и таблиц стилей (CSS) - и это будет красиво и стильно. Но ведь окончательный вид документа зависит от большого числа различных факторов, таких как: ширина окна браузера, предварительные настройки браузера, принятые по умолчанию размер шрифта, его имя и цвет. К тому же не все скрипты и стили поддерживаются всеми браузерами. Если же будет использована графика, то посетитель вашей страницы увидит ее точно такой, какой сделали и видите ее вы.

Основная сложность работы с Web-графикой состоит в том, что пропускная способность каналов Интернета, в большинстве случаев, очень низкая и перед вами сразу встанут проблемы - как сделать графический файл небольшой по объему, но хорошего качества, какие программы и приемы использовать при его оптимизации.

Именно этому посвящен раздел о векторные и растровые графических редакторах, которые являются мощным инструментом обработки изображения в умелых руках.

Прежде чем рассмотреть векторные и растровые графические редакторы, следует уяснить себе, в чем состоит различие между векторным и растровым представлением изображения.

Растровая графика представляет собой сетку (растр), ячейки которой называются пикселами. Каждый пиксел в растровом изображении имеет строго определенное местоположение и цвет, следовательно любой объект представляется программой как набор окрашенных пикселов. Это значит, что пользователь, работая с растровыми изображениями, работает не над конкретными объектами, а над составляющими их группами пикселов.

Растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов, а также высокую детализацию изображения, поэтому они являются оптимальным средством представления тоновых изображений, таких как сканированные фотографии.

Для изображения растровой графики всегда используется фиксированное количество пикселов, т.е. качество растрового изображения напрямую зависит от разрешающей способности оборудования. Это значит, что любое изменение изображения (поворот, увеличение и т.д.) приводит к неизменному искажению картинки и границы объектов получаются неровными.

Векторные изображения формируются на основе математически описанных фигур, называемых векторами, а вид изображения определяется параметрами векторов. Другими словами, векторная графика состоит из кривых, имеющих координаты, цвет и прочие параметры, а также замкнутых областей, заполненных определенным цветом. Границы этих областей также описываются кривыми. Файл с векторной картинкой содержит координаты и параметры кривых.

Результаты обработки векторных изображений не зависят от разрешающей способности оборудования, поэтому вы можете произвольно изменять их параметры (размер, цвет, форму и т.д.) - качество не ухудшится. Векторная графика применяется при создании цифровых объектов с использованием мелких кеглей (размеров шрифта) или таких объектов, как логотипы, для которых важно сохранять четкие контуры, при неограниченном масштабировании.

Графические пакеты (редакторы) тоже делятся на два типа: растровые и векторные. Давайте теперь рассмотрим наиболее популярные из них.

А) Редакторы растровой графики

Microsoft Paint- простой (или лучше сказать - простейший) редактор, входящий в стандартную поставку операционных систем Microsoft. Он обладает набором простейших функций (кисточка, карандаш, резинка и т.д.), которые позволяют создавать незамысловатые картинки. К сожалению, для обработки графики он практически не пригоден. Картинку, которую вы видете справа - это большее, на что способен этот редактор.

Adobe Photoshop - на сегодняшний день это самый мощный пакет для профессиональной обработки растровой графики. Это целый комплекс, обладающий многочисленными возможностями модификации растрового рисунка, имеющий огромный набор различных фильтров и эффектов, причем есть возможность подключать инструменты независимых производителей.

Пакет предлагает, например, средства для восстановления поврежденных изображений, ретуширования фотографий или создания самых фантастических коллажей, которые только может позволить себе наше воображение. В общем, потенциал этого пакета поистине огромен. Начиная с версии 5.5 в пакет включена программа Adobe ImageReady , предоставляющие огромные возможности по обработке графики под WEB (оптимизация изображений, создание анимированных gif, "разрезание" картинок на более мелкие и т.д.). Девиз разработчиков Adobe Photoshop - "Camera of your mind" - предполагает не только техническое совершенство, но и полную свободу творчества, на которую человек, работающий с этой программой, просто обречен.

PhotoPaint - еще один не менее известный графический редактор (из пакета Corel Draw) для обработки растровой графики, конкурирующий с Adobe Photoshop. Здесь также имеются все необходимые инструменты для обработки графики, разнообразные фильтры, текстуры. Разница лишь в удобстве работы, интерфейсе и скорости наложения фильтров - наложение происходит немного медленнее.

Painter - редактор предоставляет великолепные возможности для эмуляции реальных инструментов рисования: графит, мел, масло и т.д. Также позволяет имитировать фактуру поверхности материалов, живопись, создавать анимацию. Очень удобен для разработки фоновых рисунков или Web-страниц в стиле живописи. Пользуясь это программой чувствуешь себя настоящим художником.

Существует еще ряд редакторов (Microsoft Photo Editor, Microsoft Photo DRAW ), также позволяющих реализовать простейшие задачи, но не удовлетворяющих запросам профессионалов.

B) Редакторы векторной графики

Adobe Illustrator - пакет позволяет создавать, обрабатывать и редактировать векторную графику. По своей мощности он эквивалентен

растровому редактору Adobe Photoshop: имеет аналогичный интерфейс, позволяет подключать различные фильтры и эффекты, понимает многие графические форматы, даже такие как. cdr (Corel Draw) и. swf (Flash).

CorelDraw - безусловно, такой известный графический пакет не мог обойтись без средств для обработки векторной графики. Пакет по своей мощности практически не уступает графическим редакторам Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Помимо обработки векторной графики, в этом пакете существует обработчик растровой графики (Photo Paint), трассировщик изображений, редактор шрифтов, подготовки текстур и создания штрихкодов, а также огромные коллекции с изображениями (CorelGallery).

Adobe Streamline - еще один продукт фирмы Adobe, предназначенный для трассировки (перевода) растровой графики в векторную. Это небольшой, но очень полезный и мощный продукт. Особенно полезен, если вы создаете Web-страницы с использованием векторной графики, например, технологии Flash.

4. Создание сайта при помощи CMS Joomla 1.5.7

Плавно, по принципу от простого к сложному, переходим от статических страниц WWW к динамическим. Что бы это осуществить, нам понадобиться знание Web - языков PHP, Jscript, Perl, jQuery и хотя бы язык структурных запросов MySQL. Ничего страшного, всего лишь какие то пару лет и вы профи, способные делать такие многофункциональные сайты, у которых страницы генерируются на лету, в которых присутствует базы данных клиетов форумов, логины, пароли, идентификация, аутентификация, подключение анимации и много другое.

Но не обязательно обладать знаниями всех языков, что бы сделать динамический многофункциональный сайт. Мне хватило знания HTML, SCC, PHP, 3Ds Max, Photoshop и SMC Joomla.

Joomla - система управления содержимым, написанная на языках PHP и JavaScript, использующая в качестве хранилища базу данных MySQL. Является свободным программным обеспечением, распространяемым под лицензией GNU GPL.

Основные возможности:

1. Функциональность можно расширять с помощью дополнительных модулей (расширений, плагинов).

2. Модуль безопасности для многоуровневой аутентификации пользователей и администраторов.

3. Система шаблонов позволяет легко изменять внешний вид сайта.

4. Настраиваемые схемы расположения модулей, включая левый, правый и центральный блоки меню.

5. К преимуществам системы можно отнести то, что все модули, компоненты, плагины, шаблоны можно написать самому, разместить их в структурированном каталоге расширений или отредактировать существующее расширение по своему усмотрению.

Можно работать с Joomla на сервере хостера в интернете (дополнительные расходы, а так же зависит многое от скорости интернета). Я предпочитаю работать на локальном сервере. Для этого выбрала Apache/2.2.4 (Win32) mod_ssl/2.2.4 OpenSSL/0.9.8d PHP/5.2.4 Server at 127.0.0.1 Port 80.

Итак, установили локальный сервер. В директории localhost/home/www/ создаем папку, в которую помещаем саму Joomla. Хочу заметить, что под PHP5.3.1 Joomla работает не корректно. Постоянно компоненты форумов FireBoard и Kunena выдает ошибки на сайте, приходится править файл php. ini и отключать вывод об ошибках, что само действие сулит непредвиденных обстоятельств для сайта. По этому, рекомендую выбирать версию PHP 5.2.4, работа стабильная для всех плагинов, модулей и компонентов. После установки Joomla через браузер создаем в MySQL пользователя-админа и под его логином и паролем заходим на в админ панель. Далее надо выбрать шаблон для сайта. С первого взгляда покажется, что это очень легко, но капнув глубже убеждаешься, что 80% времени уходит для модернизации этого шаблона. Поэтому рекомендую выбирать максимально подходящий шаблон под нужды, не забывая о выводимых модулях. Далее подключаем весь функционал сайта: регистрацию, форум, слайд-шоу, баннеры, файлы для скачек, видео on line, аудио, редактируем, все выводимые страницы. Работаем в основном с файлом Index. php и template. css и конечно конфигурируем под себя все подключенные расширения, которых около 6000 для Joomla. Далее остается самое приятное - это дизайн сайта. При помощи растрового программы Photoshop и 3Ds Max (полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk, содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа) создаем дизайн шаблона. Редактируем header, делаем нужный вид.

Вывод

В связи с быстрым развитием Web-программирования и создания множественных CMS, была облегчена работа Web-дизайнера. Теперь для создания многофункционального мощного динамического web портала достаточно освоить несколько языков программирования (если будем дописывать расширения и скрипты), умело владеть графическими и растровыми программами, немного вдохновения, инноваций и мастерства.

Литература

1. Которев Д. В, Костарев А.Ф. "PHP 5 или наиболее полное руководство в подлиннике." Петербугр 2005

2. А. Гончаров "Самоучитель HTML".

3. А. Матросов, А. Сергеев, М. Чаунин "HTML 4.0 в подлиннике"

4. Айзекс С. "Dynamic HTML"

5. Байенс Дж. "Примочки программирования в WEB"

6. Бурсов М.В. и др. "Основы работы с HTML-редактором Dreamweaver. Учебно-методическое пособие"

7. Велихов В. "Справочник по HTML 4.0"

Для создания электронных обучающих программ чаще всего используется язык гипертекстовой разметки документов (HTML).

Данный выбор обусловлен тем, что наряду с простотой создания данного вида документов, язык гипертекстовой разметки обладает колоссальными возможностями, такими, как вывод форматированного текста, использование графических объектов практически всех известных форматов, использование фонового рисунка, вставка таких объектов, как фоновый звук, видео и т.д.

Кроме этого, HTML позволяет легко организовывать ссылки на другие объекты или фрагменты текста самого документа .

Большим преимуществом HTML является то, что большинство современных инструментальных средств (такие, как, текстовые и графические редакторы, языки визуального программирования, Internet Explorer...) поддерживают работу и сохранение документов в HTML формате.

Поэтому зачастую именно HTML используется для создания подобных программных продуктов. Однако создание различного вида демонстрационных примеров, процедур тестирования и опроса, на мой взгляд, делается все же проще с помощью языков визуального программирования.

Поэтому в настоящей дипломной работе рассматриваются вопросы интеграции различных инструментальных средств, для создания обучающих, тестирующих программ и электронных учебников.

Тем не менее, использование HTML документов во многом облегчает написание теоретической части программы и делает ее более живой. Давайте рассмотрим несколько вопросов, связанных с созданием HTML документов. Можно работать на Web без знания языка HTML, так как тексты HTML могут создаваться различными специальными редакторами и конвертерами.

Однако лучше писать непосредственно на HTML или, по крайней мере, изредка контролировать и модифицировать код HTML. Писать непосредственно на HTML нетрудно. Возможно, это даже легче, чем изучать HTML-редактор или конвертер, которые часто ограничены в своих возможностях, содержат ошибки или производят плохой HTML код, который не работает на различных платформах .

Первая версия HTML была разработана в начале 90-х годов Тимом Бенерс-Ли для популярного в прошлом броузера Mosaic. Но в те времена ни для броузера, ни для самого языка еще не нашлось достойного применения. В 1993 году появился HTML+, и эта версия также осталась практически незамеченной. Начало широкому использованию гипертекста дала версия 2.0, которая появилась в июне 1994 года.

Это был момент начала роста популярности WWW по всему миру. Элементы, включенные в версию 2, в большинстве своем используются и по сей день .

В версии 3.0 HTML, которая появилась год спустя, была реализована возможность прорисовки математических символов (знаков интеграла, бесконечности, дроби, скобок и т. д.) при помощи элементов языка. Под эту версию разрабатывались и броузеры (Arena). Но этот проект оказался тупиковым и не получил дальнейшего распространения .

В 1996 году появился HTML версии 3.2. Это было новаторское решение, достаточно упомянуть, что в спецификацию языка были введены фреймы, которые стали теперь весьма популярными у разработчиков Web-страниц.

Даже сейчас на основе этой спецификации можно реализовывать очень неплохие дизайнерские решения. Практически все современные броузеры стопроцентно поддерживают версию 3.2, поэтому у авторов не возникают сомнения по поводу работоспособности заявленных элементов.

Наряду с официальными спецификациями языка, которые разрабатывались организацией W3C (W3 Консорциум), компании-производители броузеров создавали собственные элементы (расширения).

Впоследствии некоторые из этих элементов, после получения всеобщего признания, включались в спецификацию следующей версии языка. Интересно, например, что новаторское решение - фреймы, -- которое так полюбилось многим разработчикам, не было включено спецификацию 3.2.

Но броузеры поддерживали фреймы, и многие книги, посвященные HTML, содержали описания фреймов без упоминания о том, что это нестандартные элементы. И это было правильно, потому что фреймы стали стандарте де-факто . В версию языка 4 они уже были включены на полном основании.

И наоборот, элементы APPLET и SCRIPT, необходимые для расширения HTML другbми программными кодами, в версии 3.2 не сыграли той роли, которую были призваны сыграть.

Это объяснялось тем, что броузеры различных версий по-разному интерпретировали программы на языках Java, JavaScript, Visual Basic VBScript. В результате не удавалось получить достаточно надежно работающий код, и данные языки использовались любителями HTML в основном для экспериментов.

Официальная спецификация HTML 4 (Dynamic HTML) появилась в 1997 году. В это время уже было очевидно, что дальнейшее развитие гипертекста будет осуществляться за счет скрипт-программирования. Это оказалось намного более эффективным, чем вводить в язык все новые элементы.

Появившиеся в то время броузеры (Netscape Navigator 4, Microsoft Internet Explorer 4 и др.) уже достаточно надежно интерпретировали программный код (был достигнут определенный уровень стандартизации). Однако проблемы у разработчиков еще остались. В качестве примера можно отметить, что многие скрипты начинаются с определения версии броузера, чтобы потом использовать тот или иной фрагмент кода.

Очевидно, что на программиста ложится обязанность тестирования страниц на всех популярных в настоящее время броузерах. Кроме того, актуальной остается проблема использования старых или не очень популярных программ. Лидерами "броузеростроения" по праву считаются компании Microsoft и Netscape, но ведь существуют еще и другие фирмы .

В результате использование всех возможностей Dynamic HTML стало yдeлoм программистов достаточно крупных организаций, где есть условия для разработки сложных программ и всестороннего их тестирования. Создателям личных Web-страниц подчас приходится искать компромисс между надежностью и новаторством, чтобы получить достаточно грамотный HTML-код.

Анатомия Web-страницы

Ниже показана заготовка типичного Web-документа. На этом примере мы рассмотрим структуру HTML-страниц.

Пример (шаблон) Web-страницы

Структура Web-страницы

H2 {font-family: Arbat;}

CODE {font-family: Arial;}

Если рассмотреть исходные тексты различных Web-страниц, то можно легко увидеть схожесть их структур. Это объясняется тем, что документы создаются по определенным правилам.

В основу синтаксиса языка HTML лег стандарт ISO 8879:1986 "Information processing. Text and office systems. Standard Generalized Markup Language (SGML)". Правда, существует большое различие между стандартом официальным и стандартом фактическим. HTML постоянно развивается, дополняется новыми элементами, и изучать его надо не по официальным первоисточникам, а на практике, обращаясь к последним разработкам ведущих фирм и специалистов .

Чтобы понять структуру Web-страницы, необходимо рассмотреть вес элементы, входящие в приведенный выше листинг. При рассмотрении элементов языка будем приводить оба тега: начальный и конечный.

Например: . Этим можно подчеркнуть, что в большинстве случаев разработчик должен использовать два тега для каждого элемента. Число случаев, когда допустим только начальный тег (часть элементов не имеют конечного вообще), невелико, и они специально оговариваются . Для имен тегов можно использовать как прописные, так и строчные буквы латинского алфавита.

Некоторые пользователи записывают начальные теги прописными буквами, а конечные теги -- строчными. Это помогает разобраться в исходном тексте Web-страницы.

Синтаксис HTML.

Обозначение документа на языке HTML. Выше было упомянуто о том, что одним из принципов языка является многоуровневое вложение элементов. Данный элемент является самым внешним, так как между его начальным и конечным тегам должна находиться вся Web-страница.

В принципе, этот элемент можно рассматривать как формальность. Он имеет атрибуты version, lang и d i r , которыми в данном случае редко кто пользуется, и допускает вложение элементов HEAD, BODY, FRAMESET и других, определяющих общую структуру Web-страницы. Естественно что конечным тегом заканчиваются все подобные документы.

Область заголовка Web-страницы. Иными словами, ее первая часть. Так же, как предыдущий элемент, HEAD служит только для формирования общей структуры документа. Этот элемент может иметь атрибуты lang и d i r, должен включать элемент TITLE и допускает вложение элементов BASE, МЕТА, LINK, OBJECT, SCRIPT, STYLE.

Элемент для размещения заголовка Web-страницы. Строка текста, расположенная внутри этого элемента, отображается не в документе, а в заголовке окна броузера. Эта строка часто используется при организации поиска в WWW . Поэтому авторы, создающие Web-страницы для размещения в Сети, должны позаботиться о том, чтобы эта строка, не будучи слишком длинной, достаточно точно отражала назначение документа.

Описание стиля некоторых элементов Web-страницы. В файле Strukt.htm назначены шрифты для элементов Н2 и CODE.

Естественно, что для каждого элемента существует стилевое оформление по умолчанию, поэтому употребление элемента STYLE не обязательно, но желательно.

Интересно, как синтаксис HTML отражает историю развития вычислительной техники. Например, старый, теперь уже не работающий элемент BLINK напоминает нам о тех временах, когда люди использовали дисплеи, которые имели только текстовый режим. При таком положении вещей мигание текста (blink) было, наверное, единственным достижимым визуальным эффектом .

В противоположность этому, элемент STYLE, введенный сравнительно недавно, вызывает ассоциации с программами для Windows, так как в них впервые появилось стилевое оформление текста, которое теперь невероятно популярно, и без него уже немыслима работа в таких приложениях, как Word или Excel.

Этот элемент содержит служебную информацию, которая не отражается при просмотре Web-страницы. Внутри него нет текста в обычном понимании, поэтому нет и конечного тега. Каждый элемент МЕТА содержит два основных атрибута, первый из которых определяет тип данных, а второй -- содержание.

Кроме этого, элемент МЕТА может содержать URL. Шаблон соответствующего атрибута таков:

URL="http://адрес"

Этот элемент заключает в себе гипертекст, который определяет собственно Web страницу. Это та произвольная часть документа, которую разрабатывает авто страницы и которая отображается броузером. Соответственно, конечный тег этого элемента надо искать в конце HTML-файла. Внутри элемента BODY можно использовать все элементы, предназначенные для дизайна Web-страницы. Внутри начального тега элемента BODY можно расположить ряд атрибутов, обеспечивающих установки для всей страницы целиком. Рассмотрим их по порядку.

Один из самых полезных для дизайна -- атрибут, определяющий фон страницы. Его появление можно уподобить маленькой революции в WWW, так как одинаково серые Web-страницы вдруг расцвели яркими цветными узорами:

background="Путь к файлу фона"

Более простое оформление фона сводится к заданию его цвета:

bgcolor="#ff/?GGSS"

Цвет фона задается тремя двуразрядными шестнадцатеричными числами, которые определяют интенсивность красного, зеленого и синего цветов соответственно. Более подробно о задании цветов будет рассказано ниже.Оба приведенных выше атрибута не являются альтернативными и часто используются совместно: если по каким-либо причинам не может быть найден рисунок фона, используется цвет.

Поскольку фон страницы может изменяться, необходимо иметь возможность подбирать соответствующий цвет текста. Для этого имеется следующий атрибут

text="#/?/?GGB5"

Для задания цвета текста гиперссылок используется следующий атрибут:

Точно так же можно задать цвет для просмотренных гиперссылок:

vlink="#/?/?GGflS"

Можно также указать изменение цвета для последней выбранной пользователем гиперссылки:

Гипертекст, расположенный внутри элемента BODY, может иметь произвольную структуру. Ее определяют, в первую очередь, назначение Web-страницы и фантазия разработчика .

Элемент заголовка. Существует шесть уровней заголовков, которые обозначаются Н1...Н6. Заголовок уровня 1 самый крупный, а уровень 6 обеспечивает самый маленький заголовок. Для заголовков можно использовать атрибут, задающий выравнивание влево, по центру или вправо:

Горизонтальная линия (horizontal rule) -- очень часто используемый элемент. Во-первых, потому что с его помощью очень удобно делить страницу на части. Во-вторых, потому что выбор подобных элементов оформления у автора страницы очень небольшой. Действительно, в HTML практически отсутствуют похожие конструкции, только для горизонтальной линии почему-то было сделано исключение. Правда, несмотря на некоторую скупость языка в этой области, можно придумать немало стандартных графических образов, которые разнообразили бы вид страниц .

Элемент не имеет конечного тега, но допускает ряд атрибутов для выравнивания влево, по центру, вправо, по ширине:

Можно задавать толщину линии:

51ге=толщина в пикселах

Можно управлять длиной линии:

fiitifn-длина в пикселах

width=/^twa в процентам/ч

Можно выбрать цвет:

со1ог="цвет"

HTML-документ может быть очень большим, и в этом случае пользователю должна быть предоставлена возможность быстрого перемещения к нужному раздел документа . Для этого можно использовать механизм гиперссылок. Необходим также в нужных местах текста расставить соответствующие метки. Здесь мы рассмотрим только шаблон для создания меток:

Произвольный текст

В этом случае данной строке документа присваивается имя, и, следовательно, другой части документа или даже на другом документе может быть создана гиперссылка, приводящая в эту точку. Например, для перехода внутри документа можно использовать следующую конструкцию:

Переход к метке

Несколько подобных строк могут образовать своеобразное оглавление Web-страницы, которое можно разместить в начале и в конце документа.

Элемент для задания базового адреса (URL) для ссылок. Это позволяет опускать начальную часть адреса в ссылках документа. Для использования этого элемента необходимо использовать следующую конструкцию:

Фрагмент адреса путъ // не является обязательным.

При формировании полного адреса он будет отброшен.

Так, если в тексте документа встретится относительная ссылка



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: