Какие существуют процессоры для компьютера. Лучший процессор для игр

Когда речь заходит о геймерской сборке, то основное внимание уделяется видеокарте. Логично, ведь именно графический адаптер отвечает за поддержку тех или иных технологий, а также за уровень производительности в играх. Однако только грамотно подобранный центральный процессор позволит ему полностью раскрыть свой потенциал. Часто возникает вопрос: «прокачает» ли такой-то чип такую-то видеокарту? Этот материал - попытка на практике определить основные характеристики центрального процессора, влияющие на производительность 3D-ускорителя в современных играх.

Первый четырехъядерный процессор вышел осенью 2006 года. Им стала модель Intel Core 2 Quad, основанная на ядре Kentsfield. В то время популярными играми считались такие бестселлеры, как The Elder Scrolls 4: Oblivion и Half-Life 2: Episode One. Еще не появился «убийца всех игровых компьютеров» Crysis. А в ходу был API DirectX 9 с шейдерной моделью 3.0.

Но на дворе конец 2015 года. На рынке, в настольном сегменте, присутствуют 6- и 8-ядерные центральный процессоры, однако популярными по-прежнему считаются 2- и 4-ядерные модели. Геймеры восхищаются ПК-версиями GTA V и «Ведьмак 3: Дикая охота», а в природе пока не существует игровой видеокарты, способной выдать комфортный уровень FPS в 4K-разрешении при максимальных настройках качества графики в Assassin’s Creed Unity. К тому же состоялся релиз операционной системы Windows 10, а это значит, что официально наступила эпоха DirectX 12. Как видите, за девять лет много воды утекло. Поэтому вопрос выбора центрального процессора для игрового компьютера актуален как никогда.

Суть проблемы

Существует такое понятие, как эффект процессорозависимости. Он может проявиться абсолютно в любой компьютерной игре. Если производительность видеокарты упирается в возможности центрального чипа, то говорят, что система процессорозависима. Надо понимать, что не существует единой схемы, по которой можно определить силу этого эффекта. Все зависит от особенностей конкретно взятого приложения, а также выбранных настроек качества графики. Тем не менее, в абсолютно любой игре на «плечи» центрального процессора ложатся такие задачи, как организация полигонов, расчеты освещения и физики, моделирование искусственного интеллекта и еще множество других действий. Согласитесь, работенки предостаточно.


В процессорозависимых играх количество кадров в секунду может зависеть от нескольких параметров «камня»: архитектуры, тактовой частоты, количества ядер и потоков, а также объема кэша. Основная цель этого материала - выявить основные критерии, влияющие на производительность графической подсистемы, а также сформировать понимание, какой центральный процессор подойдет той или иной дискретной видеокарте.

Частота

Как выявить процессорозависимость? Самый действенный способ - эмпирически. Так как параметров у центрального процессора несколько, то давайте разберем их по очереди. Первая характеристика, на которую чаще всего обращают самое пристальное внимание, - это тактовая частота.

Тактовая частота у центральных процессоров уже достаточно давно не растет. Сначала (в 80-е и 90-е) увеличение именно мегагерц приводило к бешенному росту общего уровня производительности. Сейчас же частота центральных процессоров AMD и Intel застыла в дельте 2,5-4 ГГц. Все, что ниже - слишком бюджетно и не совсем подходит для игрового компьютера; все, что выше - это уже оверклокинг. Так и формируются линейки процессоров. Например, есть модель Intel Core i5-6400, функционирующая со скоростью 2,7 ГГц (182 доллара США), а есть Core i5-6500 со скоростью работы 3,2 ГГц (192 доллара США). У этих процессоров одинаковы абсолютно все характеристики, кроме тактовой частоты и цены.


В продаже можно найти чипы с разблокированным множителем. Он позволяет самостоятельно разгонять процессор. У Intel такие «камни» имеют литеры «К» и «Х» в названии. Например, Core i7-4770K и Core i7-5690X. Плюс есть обособленные модели с разблокированным множителем: Pentium G3258, Core i5-5675C и Core i7-5775C. Процессоры AMD маркируются схожим образом. Так, гибридные чипы в названии имеют букву «K». Есть линейка процессоров FX (платформа AM3+). Все входящие в нее «камни» имеют свободный множитель.

Современные процессоры AMD и Intel поддерживают функцию автоматического разгона. В первом случае она называется Turbo Core, во втором - Turbo Boost. Суть ее работы проста: при должном охлаждении процессор во время работы увеличивает свой тактовую частоту на несколько сотен мегагерц. Например, Core i5-6400 функционирует со скоростью 2,7 ГГц, но при активной технологии Turbo Boost этот параметр может перманентно увеличиваться до 3,3 ГГц. То есть ровно на 600 МГц.


Возьму видеокарту NVIDIA GeForce GTX TITAN X - самое мощное одночиповое игровое решение современности. И процессор Intel Core i5-6600K - мейнстрим-модель, оснащенную разблокированным множителем. Затем запущу Metro: Last Light - одну из самых процессорозависимых игр наших дней. Настройки качества графики в приложении подобраны таким образом, чтобы количество кадров в секунду каждый раз упиралось в производительность процессора, но не видеокарты. В случае с GeForce GTX TITAN X и Metro: Last Light - максимальное качество графики, но без применения сглаживания. Далее замерю средний уровень FPS в диапазоне от 2 ГГц до 4,5 ГГц в разрешениях Full HD, WQHD и Ultra HD.


Наиболее заметно эффект процессорозависимости, что логично, проявляется в легких режимах. Так, в 1080p с ростом частоты стабильно увеличивается и средний FPS. Показатели получились весьма впечатляющими: при увеличении скорости работы Core i5-6600K с 2 ГГц до 3 ГГц число кадров в секунду в Full HD-разрешении увеличилось с 70 FPS до 92 FPS, то есть на 22 кадра в секунду. При увеличении частоты с 3 ГГц до 4 ГГц - еще на 13 FPS. Таким образом, получается, что используемый процессор при заданных настройках качества графики смог «прокачать» GeForce GTX TITAN X в Full HD только с 4 ГГц - именно с этой отметки количество кадров в секунду при увеличении частоты ЦП перестало расти.

При увеличении разрешения эффект процессорозависимости проявляется менее заметно. А именно количество кадров перестаёт расти, начиная с 3,7 ГГц. Наконец, в разрешении Ultra HD мы практически сразу же уперлись в потенциал графического адаптера.

Дискретных видеокарт много. На рынке принято каталогизировать эти устройства по трем сегментам: Low-end, Middle-end и High-end. Капитан Очевидность подсказывает, что разным по производительности графическим адаптерам подходят разные процессоры с разными частотами.


Теперь возьму видеокарту GeForce GTX 950 - представителя верхнего сегмента Low-end (или нижнего Middle-end), то есть абсолютную противоположность GeForce GTX TITAN X. Устройство относится к начальному уровню, тем не менее, оно способно обеспечить приличный уровень быстродействия в современных играх в разрешении Full HD. Как видно из графиков, расположенных ниже, процессор, функционирующий на частоте 3 ГГц, «прокачивает» GeForce GTX 950 и в Full HD, и в WQHD. Разница с GeForce GTX TITAN X видна невооруженным взглядом.

Важно понимать, что, чем меньше нагрузки ложится на «плечи» видеокарты, тем выше должна быть частота центрального процессора. Нерационально приобрести, например, адаптер уровня GeForce GTX TITAN X и использовать его в играх в разрешении 1600х900 точек.

Видеокартам уровня Low-end (GeForce GTX 950, Radeon R7 370) хватит центрального процессора, функционирующего на частоте от 3 ГГц. Адаптерам сегмента Middle-end (Radeon R9 280X, GeForce GTX 770) - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским видеокартам High-end (Radeon R9 Fury, GeForce GTX 980 Ti) - 3,7-4 ГГц. Производительным связкам SLI/CrossFire - 4-4,5 ГГц

Архитектура

В обзорах, посвященных выходу того или иного поколения центральных процессоров, авторы то и дело констатируют, что разница в производительности в х86-вычислениях год от года составляет мизерные 5-10%. Это своеобразная традиция. Ни у AMD, ни у Intel уже давно не наблюдается серьезного прогресса, а фразы в стиле «продолжаю сидеть на своем Sandy Bridge, подожду следующего года » становятся крылатыми. Как я уже говорил, в играх процессору тоже приходится обрабатывать большое количество данных. В таком случае возникает резонный вопрос: в какой степени эффект процессорозависимости наблюдается в системах с различными архитектурами?

И для чипов AMD, и для Intel можно определить список современных архитектур, которые до сих пор пользуются популярностью. Они актуальны, в глобальном масштабе разница в быстродействии между ними не такая большая.

Возьмем пару чипов - Core i7-4790K и Core i7-6700K - и заставим их работать на одной частоте. Процессоры на базе архитектуры Haswell, как известно, появились летом 2013 года, а решения Skylake - летом 2015 года. То есть прошло ровно два года с момента обновления линейки «так»-процессоров (так Intel называет кристаллы, основанные на совершенно разных архитектурах).


Как видите, разницы между Core i7-4790K и Core i7-6700K, работающими на одинаковых частотах, не наблюдается. Skylake опережает Haswell лишь в трех играх из десяти: в Far Cry 4 (на 12%), в GTA V (на 6%) и в Metro: Last Light (на 6%) - то есть во все тех же процессорозависимых приложениях. Впрочем, 6% - это сущие пустяки.

Немного банальностей: очевидно, что игровой компьютер лучше собирать на базе максимально современной платформы. Ведь важна не только производительность самих чипов, но и функциональность платформы в целом.

Современные архитектуры за небольшим исключением имеют одинаковую производительность в компьютерных играх. Обладатели процессоров семейств Sandy Bridge, Ivy Bridge и Haswell могут чувствовать себя вполне спокойно. С AMD аналогичная ситуация: всевозможные вариации модульной архитектуры (Bulldozer, Piledriver, Steamroller) в играх обладают примерно схожим уровнем производительности

Ядра и потоки

Третьий и, возможно, определяющий фактором, ограничивающий производительность видеокарты в играх, - количество ядер центрального процессора. Недаром у все большего числа игр в минимальных системных требованиях указывается необходимость установки четырехъядерного центрального процессора. К ярким примерам можно отнести такие хиты современности, как GTA V, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая охота», и Assassin’s Creed Unity.

Как я уже говорил в самом начале, первый четырехъядерный процессор появился девять лет назад. Сейчас в продаже есть 6- и 8-ядерные решения, но в ходу по-прежнему 2- и 4-ядерные модели. Приведу таблицу маркировок некоторых популярных линеек AMD и Intel, разделив их в зависимости от количества «голов».

2-ядерные

4-ядерные

6-ядерные

8-ядерные

FX-4000, A8, A10, Athlon X4

FX-8000, FX-9000

Pentium, Celeron, Core i3

Core i5, Core i7

Core i7-3900, Core i7-4900, Core i7-5800

Гибридные процессоры AMD (A4, A6, A8 и A10) иногда называют 8-, 10- и даже 12-ядерными. Просто маркетологи компании к вычислительным блокам еще и приплюсовывают элементы встроенного графического модуля. Действительно, существуют приложения, которые могут задействовать гетерогенные вычисления (когда х86-ядра и встроенное видео вместе обрабатывают одну и ту же информацию), но в компьютерных играх такой схемы не применяется. Вычислительная часть выполняет свою задачу, графическая - свою.

Некоторые процессоры Intel (Core i3 и Core i7) имеют определенное количество ядер, но удвоенное количество потоков. За это отвечает технология Hyper-Threading, впервые нашедшая свое применение еще в чипах Pentium 4. Потоки и ядра - немного разные вещи, но об этом мы погорим чуть позже. В 2016 году AMD выпустит процессоры, построенные на базе архитектуры Zen. Впервые чипы «красных» обзаведутся технологией, схожей с Hyper-Threading.


Проведем небольшой эксперимент. Я взял 10 популярных игр. Согласен, такого ничтожного количества приложений недостаточно, чтобы со 100-процентной уверенностью утверждать о полном изучении эффекта процессорозависимости. Однако в список попали только хиты, которые наглядно продемонстрируют тенденции в современном геймдеве. Настройки качества графики подбирались таким образом, чтобы итоговые результаты не уперлись в возможности видеокарты. Для GeForce GTX TITAN X - это максимальное качество (без сглаживания) и разрешение Full HD. Выбор подобного адаптера очевиден. Если процессор сможет «прокачать» GeForce GTX TITAN X, то он справится с любой другой видеокартой. В стенде использовался топовый Core i7-5960X для платформы LGA2011-v3. Тестирование проводилось в четырех режимах: при активации только 2 ядер, только 4 ядер, только 6 ядер и 8 ядер. Технология многопоточности Hyper-Threading не задействовалась. Плюс тестирование проводилось с двумя частотами: при номинальных 3,3 ГГц и в разгоне до 4,3 ГГц.


GTA V - одна из немногих игр современности, задействующих все восемь «корок» процессора. Следовательно, ее можно назвать самой процессорозависимой. С другой стороны, разница между шестью и восемью ядрами оказалась не такой внушительной. Судя по результатам, два ядра очень сильно отстают от других режимов работы. Игра тормозит, большое количество текстур элементарно не прорисовывается. Стенд с четырьмя ядрами демонстрирует заметно более высокие результаты. От шестиядерного он отстает всего на 6,9%, а от восьми ядер - на 11%. Стоит ли в таком случае овчинка выделки - решать вам. Однако GTA V наглядно демонстрирует, как количество ядер процессора влияет на производительность видеокарты в играх.

Похожим образом ведет себя абсолютное большинство игр. В cеми из десяти приложений система с двумя ядрами оказалась процессорозависимой. То есть уровень FPS был ограничен именно центральным процессором. В то же время в трех из десяти играх шестиядерный стенд продемонстрировал преимущество над четырехъядерным. Правда, разницу нельзя назвать существенной. Самой радикальной оказалась игра Far Cry 4 - она тупо не запустилась на системе с двумя ядрами.

Прирост от использования шести и восьми ядер в большинстве случаев оказался либо слишком маленьким, либо его вообще не было.


Тремя играми, лояльными к двухъядерной системе, оказались «Ведьмак 3», Assassin’s Creed Unity и Tomb Raider. Во всех режимах были продемонстрированы одинаковые результаты.

Для тех, кому интересно, приведу таблицу с полными результатами тестирования.


Четыре ядра - оптимальное количество на сегодняшний день. В то же время очевидно, что с двухъядерным процессором игровые компьютеры собирать не стоит. В 2015 году именно такой «камень» является бутылочным горлышком в системе

С ядрами разобрались. Результаты испытаний наглядно свидетельствуют о том, что в большинстве случаев четыре «головы» у процессора лучше, чем две. В то же время некоторые модели Intel (Core i3 и Core i7) могут похвастать поддержкой технологии Hyper-Threading. Не в вдаваясь в подробности, отмечу, что у таких чипов есть определенное число физических ядер и удвоенное количество - виртуальных. В обычных приложениях толк от Hyper-Threading, несомненно, имеется. Но как у этой технологии обстоят дела в играх? Особенно этот вопрос актуален для линейки процессоров Core i3 - номинально двухъядерных решений.

Для определения эффективности многопоточности в играх я собрал два тестовых стенда: с Core i3-4130 и Core i7-6700K. В обоих случаях использовалась видеокарта GeForce GTX TITAN X.


Практически во всех играх технология Hyper-Threading сказалась на производительности графической подсистемы. Естественно, в лучшую сторону. В некоторых случаях разница оказалась гигантской. Например, в «Ведьмаке» количество кадров в секунду увеличилось на 36,4%. Правда, в этой игре без Hyper-Threading то и дело наблюдались отвратительные фризы. Замечу, что за Core i7-5960X таких проблем не замечалось.

Что касается четырехъядерного процессора Core i7 с Hyper-Threading, поддержка этих технологий дала о себе знать только в GTA V и Metro: Last Light. То есть всего в двух играх из десяти. В них заметно увеличился и минимальный FPS. В целом Core i7-6700K с Hyper-Threading оказался на 6,6% быстрее в GTA V и на 9,7% - в Metro: Last Light.

Hyper-Threading в Core i3 реально тащит, особенно, если в системных требованиях указана четырехъядерная модель процессора. А вот в случае с Core i7 прирост производительности в играх не такой существенный

Кэш

С основными параметрами центрального процессора разобрались. У каждого процессора есть определенный объем кэша. На сегодняшний день в современных интегральных решениях применяется до четырех уровней этого типа памяти. Кэш первого и второго уровней, как правило, определяется архитектурными особенностями чипа. Кэш третьего уровня от модели к модели может меняться. Приведу небольшую таблицу для ознакомления.

Нет кэша L3

10 и больше Мбайт L3

A4, A6, A8, A10, Athlon X4

FX-6000, FX-8000, FX-9000

Core i3, Pentium

Core i3, Core i5 Broadwell

Core i5, Core i7 Broadwell

Core i7-3900, Core i7-4900, Core i7-5800, Core i7-5900

Итак, у более производительных процессоров Core i7 в наличии 8 Мбайт кэша третьего уровня, у менее быстрых Core i5 - 6 Мбайт. Скажутся ли эти 2 Мбайт на производительность в играх?


Проверить очень легко. Для этого необходимо взять два процессора из линеек Core i5 и Core i7, установить для них одинаковую частоту и отключить технологию Hyper-Threading. В итоге в девяти протестированных играх лишь в F1 2015 наблюдалась заметная разница в размере 7,4%. Остальные 3D-развлечения никак не откликнулись 2-мегабайтный дефицит кэша третьего уровня у Core i5-6600K.


Разница в кэше третьего уровня между процессорами Core i5 и Core i7 в большинстве случаев не влияет на производительность системы в современных играх

AMD или Intel?

Все испытания, рассмотренные выше, проводились с участием процессоров Intel. Однако это совершенно не означает, что мы не рассматриваем решения AMD в качестве основы для игрового компьютера. Ниже приведены результаты тестирования с использованием чипа FX-6350, используемого в самой производительной платформе AMD AM3+, с задействованием четырех и шести ядер. К сожалению, в моем распоряжении не оказалось 8-ядерного «камня» AMD.


GTA V уже зарекомендовала себя как самая процессорозависимая игра. С использованием четырех ядер в AMD-системе средний уровень FPS оказался выше, чем, например, у Core i3 (без Hyper-Threading). К тому же в самой игре изображение рендерилось плавно, без подтормаживаний. А вот во всех остальных случаях ядра Intel оказывались стабильно быстрее. Разница между процессорами существенная.

Ниже приведена таблица с полным тестированием процессора AMD FX.


Заметной разницы между AMD и Intel не наблюдается только в двух играх: в «Ведьмаке» и Assassin’s Creed Unity. В принципе, результаты отлично поддаются логике. Они отображают реальную расстановку сил на рынке центральных процессоров. Ядра Intel заметно мощнее. В том числе и в играх. Четыре ядра AMD соперничают с двумя Intel. При этом средний FPS зачастую оказывается выше у последних. Шесть ядер AMD конкурируют с четырьмя потоками Core i3. По логике вещей восемь «голов» FX-8000/9000 должны навязать борьбу Core i5. Да, ядра AMD абсолютно заслуженно называют «полуядрами». Таковы особенности модульной архитектуры.

Итог банален. Для игр лучше подходят решения Intel. Однако среди бюджетных решений (Athlon X4, FX-4000, A8, Pentium, Celeron) предпочтительнее продукция AMD. Тестирование показало, что менее производительные четыре ядра в процессорозависимых играх ведут себя лучше, чем более быстрые два ядра Intel. В среднем и высоком ценовых диапазонах (Core i3, Core i5, Core i7, A10, FX-6000, FX-8000, FX-9000) уже предпочтительнее решения Intel

DirectX 12

Как уже было сказано в самом начале статьи, с выходом Windows 10 для разработчиков компьютерных игр стал доступен DirectX 12. Архитектура DirectX 12 окончательно определила направление развития современного геймдева: разработчикам стали необходимы низкоуровневые программные интерфейсы. Основная задача нового API заключается в рациональном использовании аппаратных возможностей системы. Это и задействование всех вычислительных потоков процессора, и вычисления общего назначения на GPU, и прямой доступ к ресурсам графического адаптера.

Windows 10 только-только появилась. Однако в природе уже существуют приложения, поддерживающие DirectX 12. Например, компания Futuremark интегрировала в бенчмарк подтест Overhead. Данный пресет способен определить производительность компьютерной системы, используя не только API DirectX 12, но и AMD Mantle. Принцип работы API Overhead прост. DirectX 11 накладывает ограничения на количество команд отрисовки процессора. DirectX 12 и Mantle решают эту проблему, обеспечивая возможность вызова большего числа команд отрисовки. Так, во время теста выводится все большее число объектов. До тех пор, пока графический адаптер не перестает справляться с их обработкой, а FPS не упадет ниже 30 кадров. Для тестирования я использовал стенд с процессором Core i7-5960X и видеокартой Radeon R9 NANO. Результаты получились весьма интересными.

Обращает на себя внимание тот факт, что в паттернах, задействующих DirectX 11, изменение количества ядер центрального процессора практически не влияет на общий результат. А вот с использованием DirectX 12 и Mantle картина меняется кардинальным образом. Во-первых, разница между DirectX 11 и низкоуровневыми API оказывается просто космической (где-то на порядок). Во-вторых, количество «голов» центрального процессора существенно влияет на итоговый результат. Особенно это заметно при переходе от двух ядер к четырем и от четырех к шести. В первом случае разница достигает практически двукратной отметки. В то же время особых отличий между шестью и восемью ядрами и шестнадцатью потоками нет.

Как видите, потенциал DirectX 12 и Mantle (в бенчмарке 3DMark) просто огромен. Одна не стоит забывать, что мы имеем дело с синтетикой, в нее не играют. Реально же профит от использования новейших низкоуровневых API есть смысл оценивать только в реальных компьютерных развлечениях.


Первые компьютерные игры, поддерживающие DirectX 12, уже маячат на горизонте. Это Ashes of the Singularity и Fable Legends. Они находятся в стадии активного бета-тестирования. На днях коллеги из Anandtech провели масштабное тестирование Fable Legends с DirectX 12. Результаты оказались не столь впечатляющими, как того, возможно, хотелось бы.

Тестирование проводилось с тремя процессорами Intel и двумя видеокартами: GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X. Процессорозависимость наблюдалась лишь в очень низком разрешении 1280х720 (720p), что неудивительно. В более высоких разрешениях стенды продемонстрировали практически одинаковые результаты.

В заключение

Давайте суммируем всю полученную информацию. Каким же должен быть идеальный центральный процессор для игрового компьютера? Во-первых, он должен иметь минимум четыре потока. Как показало тестирование, технология Hyper-Treading в Core i3 реально способствует увеличению количества кадров в секунду. Если мы говорим о процессорах Intel, то золотой серединой являются модели Core i5. При этом несколько игр продемонстрировали, что они неплохо оптимизированы под работу с 6- и 8-ядерными «камнями». Почему именно Core i5? К сожалению, разница в цене между четырехъядерным Core i5-6600K и шестиядерным Core i7-5820K составляет ни много ни мало 147 долларов США, а разница в быстродействии в играх - единицы процентов.

Если мы говорим о процессорах AMD, то для видеокарт верхнего уровня Middle-end, а также High-end потребуется только 8-ядерный чип FX-8000/9000. В то же время в бюджетном сегменте 4-ядерные модели AMD (A8, Athlon X4) выглядят предпочтительнее двухъядерных Intel Pentium/Celeron. В среднем и высоком диапазонах наблюдается обратная ситуация. Здесь заметно превосходство процессоров Intel.

Если попробовать составить рекомендацию по выбору процессора для игрового компьютера одной фразой, то получится как-то так: берите Core i5.

Во-вторых, важна тактовая частота процессора. Видеокартам верхнего уровня Low-end и низшего уровня Middle-end подойдут модели, функционирующие со скоростью 3 ГГц и выше. Адаптерам верхнего уровня Middle-end и начального High-end - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским представителям AMD Radeon и NVIDIA GeForce потребуется центральный процессор, работающий со скоростью 3,7-4 ГГц. Наконец, тандемам топовых видеокарт CrossFire/SLI необходим чип, функционирующий на частотах 4-4,5 ГГц и выше. Не забываем и про такой момент, как рациональное использование графического адаптера.

Как показало тестирование, архитектурные особенности не слишком влияют на производительность в играх. Поэтому для сборки геймерского компьютера в одинаковой степени подойдут решения, построенные на базе современных архитектур: у Intel - Sandy Bridge, Ivy Bridge, Haswell, Broadwell и Skylake; у AMD - Bulldozer, Piledriver и Steamroller.

В заключение приведу таблицу, в которой, согласно своему мнению, постараюсь расставить процессоры и видеокарты по своим местам. Надеюсь, она вам пригодится.

Процессор, марка

Частота процессора

Примеры игровых видеокарт

AMD (4 ядра):

  • Athlon X4;
  • FX-4000.

Intel (2 ядра, 4 потока):

  • Core i3.

3000-3300 МГц

  • AMD Radeon R7 370;
  • AMD Radeon R7 265;
  • AMD Radeon HD 7850/7870;
  • NVIDIA GeForce GTX 950;
  • NVIDIA GeForce GTX 660 Ti;
  • NVIDIA GeForce GTX 750 Ti.

Начальный Middle-end:

  • AMD Radeon R9 270/270X.

AMD (6 ядер):

  • FX-6000.

Intel (2 ядра, 4 потока):

  • Core i3.

3400-3600 МГц

  • AMD Radeon R9 380;
  • AMD Radeon R9 280/285;
  • AMD Radeon R9 280X;
  • NVIDIA GeForce GTX 960;
  • NVIDIA GeForce GTX 760.

AMD (8 ядер):

  • FX-8000.

Intel (4 ядра):

  • Core i5.

3400-3600 МГц

Начальный High-end:

  • AMD Radeon R9 290/290X;
  • AMD Radeon R9 390;
  • NVIDIA GeForce GTX 970.

AMD (8 ядер):

  • FX-8000;
  • FX-9000.

Intel (4 ядра и больше):

  • Core i5;
  • Core i7.

3700-4000 МГц

  • AMD Radeon R9 Fury;
  • AMD Radeon R9 Fury X/NANO;
  • NVIDIA GeForce GTX 980;
  • NVIDIA GeForce GTX 980 Ti;
  • NVIDIA GeForce GTX TITAN X.

Лучший процессор для игр | Введение

Детальные спецификации и это конечно здорово, но только если есть время на их изучение. Однако всё, что нужно пользователю - это лучший процессор для игр за имеющуюся в наличии сумму. Тем, у кого нет времени просматривать многочисленные результаты тестов, тем, кто не чувствует себя достаточно уверенным в выборе лучшего процессор для игр , абсолютно нечего бояться: редакция регулярно обновляет эту статью, в которой рассказывается о выборе лучшего процессора для игр на любой бюджет и вкус. Заодно вы найдёте здесь ссылки на самые актуальные развёрнутые обзоры, если захотите уточнить какие-либо детали.

Несколько замечаний, необходимых для понимания статьи:

Cтатья "" написана для геймеров, желающих получить максимум от своих вложений. Если вы не геймер, то процессоры из этого списка, скорее всего, дороже реально необходимых вам. В любом случае, незавивимо от того, нужен ли вам лучший процессор для игр , или же для работы, в конце статьи мы добавили ориентировочный список игровых процессоров.

Критерий, по которым составлялся список, прост: цена/производительность. Мы признаём, что есть и другие факторы, влияющие на ЦП, например, цена платформы или разгонный потенциал CPU, но мы не собираемся всё усложнять, добавляя в этот список стоимость материнских плат. Наши рекомендации основываются на базовых тактовых частотах, производительности и ценах.

Цены меняются ежедневно. В статье "" мы не можем предложить вам самую последнюю и точную информацию о ценах, но в состоянии перечислить несколько хороших чипов, купив которые, вы, скорее всего, не станете сожалеть о потраченных средствах.

Список составлен, исходя из самых лучших цен в московских интернет-магазинах. В других странах или в розничных магазинах стоимость, скорее всего, будет отличаться от указанной. В данном списке мы представили вам розничные цены на новые CPU в OEM-исполнении.

Лучший процессор для игр | Список лучших процессоров для игр


Модель Intel Core i7-9700K Intel Core i5-8400 AMD Ryzen 5 2400G AMD Ryzen 3 2200G
Категория Лучший во всём Лучший по цене/ производи-тельности Бюджетный выбор Начальный уровень

Цена в России, руб. 33500 16800 11800 7600
Процессорный разъём LGA 1151 LGA 1151 AM4 AM4
Количество ядер (потоков) 8 (8) 6 (6) 4 (8) 4 (4)
Базовая тактовая частота, ГГц 3,6 2,8 3,6 3,5
Тактовая частота в режиме Boost, ГГц 4,6 1 ядро: 4,0; 2 ядра: 3,9; 4 ядра: 3,9; 6 ядер: 3,8 3,9 3,7
Скорость ОЗУ DDR4-2666 DDR4-2666 до DDR4-2933 до DDR4-2933
Контроллер ОЗУ Двухканальный Двухканальный Двухканальный Двухканальный
Разблокированный множитель Да Нет Да Да
Линии PCIe x16 Gen3 x16 Gen3 x8 3.0 x8 Gen3
Интегрированный GPU 350 / 1200 Intel UHD Graphics 630 (до 1150 МГц) Vega Vega
Кэш (L2 / L3) 12 Мбайт 10,5 Мбайт 4 Мбайт L3 4 Мбайт L3
Архитектура Coffee Lake Coffee Lake Zen - Vega Kaby Lake
Техпроцесс 14nm++ 14nm++ 14nm+ 14nm+
TDP, Вт 95 65 65 65

Читайте также: Иерархия процессоров Intel и AMD: сравнительная таблица
Как насчёт тех процессоров, которых нет в списке наших рекомендаций в обзоре "Лучший процессор для игр: текущий анализ рынка"? Стоит ли их покупать или нет? Сравнительная таблица поможет разобраться.


THG рекомендует:

























В вопросах чистой производительности гейминг все еще в значительной степени полагается на однопоточные CPU, но нельзя просто так взять и поставить пару шустрых ядер, надеясь на то, что они полностью загрузят вашу видеокарту . Несмотря на засилье четырех- и более ядерных процессоров, реалии таковы, что очень немногие игровые движки полностью задействуют потенциал мощных CPU, установленных в наших с вами машинах.

Но все начинает меняться с появлением все большего количества игр, использующих DirectX 12 и Vulkan, которые более вдумчиво используют ресурсы процессоров. Прогресс идет неспешно, но, рано или поздно, CPU снова станут жизненно важно важной частью гейминга. Правда, я твержу это уже лет десять…

AMD узурпировала трон лучшего игрового CPU со своей линейкой Ryzen 2, хотя схватка с Coffee Lake от Intel вышла нешуточная. Наша статья поможет выбрать наиболее подходящий вам процессор.

Лучшие игровые процессоры:

  • AMD Ryzen 5 2600
  • AMD Ryzen 5 2600X
  • Intel Core i5 8400
  • AMD Ryzen 5 1600X
  • Intel Core i5 8600K
  • AMD Ryzen 7 2700X
  • Intel Core i7 8700K
  • AMD Ryzen 7 1700X
  • AMD Ryzen 7 1700
  • AMD Ryzen 3 2200G
  • AMD Ryzen 3 1300X
  • Intel Pentium G4560

AMD Ryzen 5 2600

Победитель: Лучший CPU для игр

Ядра: 6 | Потоки: 12 | Базовая частота: 3.4Ггц | Разгон: 3.9Ггц | Сокет: АМ4

Прибл. цена: 166€ / 14490₽

AMD Ryzen 5 2600 не просто великолепный игровой процессор с двенадцатью (!) потоками, у него еще и невероятно вкусная цена. Сначала мы хотели записать в лучшие процессоры 2600X благодаря его высочайшей производительности, но он все же уступил Core i5 8400 из-за своей стоимости.

Хоть 8400 и удерживает лидерство по производительности, но тот факт, что Ryzen 5 2600 стоит почти столько же, определил победителя. С небольшим разгоном, который никак не скажется на вашем камне, можно получить производительность уровня 2600X, уступающую Core i5 лишь на пару fps. За те же деньги, но со всеми прелестями многопоточности.

В заключении можно сказать, что безиксовый 2600 содержит в себе такую мощь, что вы вряд ли используете его на все сто, и все это за весьма заманчивую цену. А тот самый разгон не так страшен, как его малюют.

AMD Ryzen 5 2600X

Ядра: 6 | Потоки: 12 | Базовая частота: 3.6Ггц | Разгон: 4.2Ггц | Сокет: АМ4

Прибл. цена: 187€ / 16010₽

У 2600X вдвое больше потоков, чем у его ближайшего соперника от Intel, Core i5 8400, что обеспечивает ему впечатляющие вычислительные возможности, сравнимые с гораздо более дорогим i7 8700K. Да, мы говорили о том, что 8400 работает шустрее в играх, но разница в среднем не более пары кадров в секунду. И это в разрешении 1080p; если же говорить о повышении до GPU-зависимого 1440p или 4К, то разница нивелируется полностью.

Но на второе место представителя X серии от AMD сместил его младший брат, процессор 2600. У него заметно ниже ценник, а усилий для разгона, чтобы разогнать его до скоростей 2600X, почти не требуется. Если вы можете себе позволить не заморачиваться оверклокингом, то вперед, покупайте серию X, для всех же остальных гораздо более эффективной покупкой станет неиксовый Ryzen 5 2600.

Intel Core i5 8400

Претендент: Лучший CPU для игр

Ядра: 6 | Потоки: 6 | Базовая частота: 2.8Ггц | Разгон: 4Ггц | Сокет: LGA 1151 v2

Прибл. цена: 153€ / 13809₽

Я долго колебался, выбирая лучший игровой CPU среди i5 8400 и новых Ryzen 5. В то время как несколько более дешевый 8400 обладает незначительно большей производительностью в играх, я все-таки не стал рекомендовать его в качестве наилучшего варианта. Появление новых мейнстримовых чипсетов, H370 и B360, означает, что процессоры Coffee Lake не К-серии задержатся в качестве более доступной платформы, но как долго это будет продолжаться, неизвестно.

У Intel есть привычка лишать обратной совместимости все свои новые CPU, в то время как AMD уже подтвердила, что нынешние материнские платы будут поддерживать все основные процессоры Zen до 2020 года.

Остается тот факт, что 8400 сейчас заметно дешевле чем свежий 2600Х, и незначительно – чем обычный Ryzen 5 2600. Цена может (а может ли?) стать единственным фактором, по которому стоит предпочесть Intel конкуренту, у которого больше потоков на то же количество ядер, практически один-в-один производительность в играх и гарантированная долгая жизнь платформы. По всему выходит, что два вышеприведенных Ryzen 5 – лучшие среди CPU.

AMD Ryzen 5 1600X

Претендент: Лучший CPU для игр

Ядра: 6 | Потоки: 12 | Базовая частота: 3.6Ггц | Разгон: 4Ггц | Сокет: АМ4

Прибл. цена: 157€ / 14142₽

На момент своего запуска 1600X был просто фантастическим процессором. Символ того, что AMD смогла в конкурентный игровой CPU, причем не только с позиции ценника.

Впрочем, если вы не только играете на ПК, но и занимаетесь чем-нибудь, что требует от процессора многопоточности, то олдскульный Ryzen, имеющий в два раза больше потоков, чем даже его интеловский соперник серии К, будет более выгодным и эффективным вариантом, нежели продукция с мавркировкой Coffee Lake.

Intel Core i5 8600K

Претендент: Лучший CPU для игр

Ядра: 6 | Потоки: 6 | Базовая частота: 3.6Ггц | Разгон: 4.3Ггц | Сокет: LGA 1151 v2

Прибл. цена: 215€ / 18790₽

Если честно, я даже немного удивлен. Я искренне считал, что после того, что шло дело с предыдущими поколениями Intel, К-серия Core i5 будет наилучшим выбором для игрового ПК . Однако, по всему выходит, что, при наличии на рынке Ryzen 5 2600 с его кучей потоков, и чертовски великолепного в играх Core i5 8400, нет практически ни одной причины, по которой вам стоит тратить лишние деньги на 8600К.

Вся ценность этого процессора – в его возможностях оверклокинга. Разогнанный до комфортной, стабильной частоты в 5.1Ггц, чип Coffee Lake выдает тот же уровень производительности, что его 12-поточный соперник Ryzen 5. Если уж начистоту, то это и есть смысл его существования – побить Ryzen любой ценой.

Вот только он значительно дороже 1600Х, а разогнать 8600К вы сможете лишь на одной из дорогих плат на чипсете Z370. Бюджетных же плат на 300-м чипсете пока в продаже нет.

AMD Ryzen 7 2700X

Победитель: Лучший хай-энд CPU для игр

Ядра: 8 | Потоки: 16 | Базовая частота: 3.7Ггц | Разгон: 4.3Ггц | Сокет: АМ4

Прибл. цена: 272€ / 23990₽

Если вы ищете процессор, обладающий и высокой вычислительной мощностью, и впечатляющей производительностью в играх, ограничьте свои поиски новым 2700X. Отличный представитель семейства Ryzen 2, стоящий меньше, чем 1800Х на старте продаж. Он даже дешевле, чем 1700Х, который призван заменить.

И оба этих процессора 2700Х превосходит благодаря более высокой частоте и микроконтроллеру, обеспечивающему вас мощностью как раз тогда, когда она вам необходима. Вы больше не будете ограничены базовой частотой, поскольку даже при 100% загрузке всех восьми ядер система сможет автоматически разогнать CPU до 4ГГц. Что делает процессор практически недостижимым по производительности для соперников из Intel.

Собственно, эти чипы Ryzen второго поколения демонстрируют факт, что AMD прислушались к своим покупателям. Доработав процессоры, год с небольшим спустя они выкатили улучшенную новую серию. Впечатляет. И дело не только в 12нм технологии, они славно потрудились над самой архитектурой. И оказались достаточно умны, чтобы придержать Ryzen 7 2800X, чтобы в будущем дать ответ тому, что сумеет выставить против них Intel.

Intel Core i7 8700K

Ядра: 6 | Потоки: 12 | Базовая частота: 3.7Ггц | Разгон: 4.7Ггц | Сокет: LGA 1151 v2

Прибл. цена: 302€ / 251 6 3₽

Процессоры i7 К-серии Coffee Lake – сущие каннибалы. Они не только сожрали целиком i7 Kaby Lake, но и вывели из строя Kaby Lake-X. Что ж, ничего необычного, иначе и быть не могло, поскольку Intel была вынуждена дать свой ответ на появление Ryzen.

Но против свежего второго поколения новых CPU от AMD у 12-поточного Intel уже далеко не те шансы, что были в схватке с первыми Ryzen. 2700Х может похвастаться практически тем же уровнем производительности в играх и гораздо большей вычислительной мощью. Да и ценник у него при всем этом пониже. Учитывая же тот факт, что для 8700К кулер придется покупать отдельно, разница может вылиться в приличную сумму.

Пусть этот процессор и удерживает лидерство, его позиции очень шаткие, разница составляет буквально пару кадров в секунду.

AMD Ryzen 7 1700X

Претендент: Лучший хай-энд CPU для игр

Ядра: 8 | Потоки: 16 | Базовая частота: 3.4Ггц | Разгон: 3.8Ггц | Сокет: АМ4

Прибл. цена: 216€ / 21442₽

Если вам не по душе мысль рисковать своим новеньким процессором при оверклокинге, то, пожалуй, Ryzen 7 1700X будет для вас лучшим выбором, чем его младший брат Ryzen 7 1700. А смотреть в сторону AMD вы будете потому, что их высокая частота и количество потоков эффективнее для повседневных задач и игр, чем таковые у процессоров «синего» лагеря.

Для таких задач, как рендеринг или кодинг нужен как можно более стабильный, но при этом быстрый процессор. Если вы практикуете оверклокинг, то ваш выбор – R7 1700, но более безопасным вариантом станет иксовая версия этого восьмиядерного CPU.

Проще говоря, в паре с процессором от AMD нагрузка на вашу видеокарту будет несколько ниже, да и производительность в иных, кроме игр, задач с Ryzen будет на высоте.

AMD Ryzen 7 1700

Претендент: Лучший хай-энд CPU для игр

Ядра: 8 | Потоки: 16 | Базовая частота: 3Ггц | Разгон: 3.7Ггц | Сокет: АМ4

Прибл. цена: 210€ / 20590₽

Если небольшой разгон процессора доставляет вам радость, то отличным выбором будет Ryzen 7 1700, с его сочетанием фантастической цены за восемь ядер и впечатляющей мощью. Почти за те же деньги, что и интеловский четырехъядерный i7 7700K, 1700 будет более выгодной и эффективной покупкой для всякого, кто будет использовать свой ПК не только для игр.

Увеличив частоту до уровня остальных чипов Ryzen 7, вы выжмете из 1700 почти ту же производительность за гораздо меньшую стоимость. Да, это не игровой процессор, но его многопоточная структура способна выдать более чем приличный результат.

AMD Ryzen 3 2200G

Победитель: Лучший бюджетный CPU для игр

Прибл. цена: 87€ / 7290₽

AMD начал задвигать на дальнюю полку тысячную серию процессоров Ryzen даже до апрельского запуска второй серии. Новый APU Raven Ridge заменил в красном стане Ryzen 5 1400 и Ryzen 3 1200, но конкретно этот APU 2200G предъявил права на место Ryzen 3 1300X.

Прежний Ryzen 3 до этого занимал почетной место любимого бюджетного процессора, но с появлением нового четырехъядерника, объединенного с удивительно эффективным GPU Vega, ему пришлось освободить трон.

В качестве бюджетного игрового чипа 2200G способен справиться с разрешением 720р. Достаточно, если вы не предъявляете особых требований к графическим настройкам игры. Ryzen 5 2400G способен на большее, но он и стоит заметно дороже, а разницу можно нивелировать разгоном внутреннего графического ядра.

Благодаря тому, что в AMD умудрились разместить под одной крышкой и GPU, и полноценный четырехъядерный процессор, его производительность остается на уровне даже в паре с дискретной видеокартой. Да, он немного проигрывает 1300Х в процессорной мощи из-за уполовиненного кэша 3 уровня, но игровые тесты показывают, что разница между ними очень мала. А младший Raven Ridge дешевле.

AMD Ryzen 3 1300X

Ядра: 4 | Потоки: 4 | Базовая частота: 3.5Ггц | Разгон: 3.7Ггц | Сокет: АМ4

Прибл. цена: 102€ / 8745₽

Я люблю бюджетные чипы. Не, не так, я люблю бюджетные чипы, которые на поверку предлагают ту же производительность, что и их гораздо более дорогие собратья. Превосходная работа, AMD. Новый Ryzen 3 1300X был лучшим бюджетным чипом со своим комплектом из четырех разгоняемых ядер Zen по цене двухъядерного процессора. Пока его не сместил более недорогой Ryzen 3 2200G.

Ryzen 3 – отличная платформа. Можно взять оверклокерский 1300Х и материнскую плату на чипсете B350 за те же деньги, что и только лишь Core i5 с заблокированным множителем. При таком раскладе сложно сделать выбор в сторону Intel, не правда ли? Выходит, что можно собрать систему на Ryzen 3 и GTX-1060, уложившись в сумму, за которую конкурент может позволить себе Core i5 с GTX-1050Ti. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, кто же одержит верх в битве бенчмарков.

Забавно получится, если AMD все верно сделает при запуске Ryzen Threadripper. В таком случае они просто-напросто узурпируют наш список лучших процессоров чуть более, чем полностью. Вершину займет Ryzen 5 1600X, а бюджетный слот – Ryzen 3 1300X. Среди хай-энд CPU же будет править 12-ядерный 1920X. Ситуация будет кардинально отличаться от той, что сложилась в начале года, когда всем безраздельно заправляла Intel.

Intel Pentium G4560

Претендент: Лучший бюджетный CPU для игр

Ядра: 2 | Потоки: 4 | Базовая частота: 3.5Ггц | Разгон: Нет | Сокет: LGA 1151

Прибл. цена: 45€ / 4017₽

Pentium G4560 – довольно недорогой процессор, предлагающий за сумму менее 100 долларов 14нм архитектуру Kaby Lake с производительностью, мало чем отличающейся от все еще слишком дорогого Core i3-7350K.

У «гиперпня» нет ни оверклокерского потенциала, ни режима Turbo Boost для повышения его скромных 3.5Ггц, но его архитектура Intel Core позволяет выжать максимум из вашей видеокарты. Проблема в том, что это всего лишь двухъядерный процессор. У него есть HyperThreading, что для бюджетной арены несомненный плюс, но подняться наверх это сильно ему не помогает. С появлением двух новых моделей Ryzen 3 покупка нового двухъядерника нецелесообразна, если вы планируете пользоваться им хотя бы год или два.

Однако же, он может послужить стартом для дальнейшего апгрейда платформы. G4560 устанавливается в сокет LGA 1151, в который, при подходящей материнской плате, вроде H270, ставятся и более мощные i5/i7, на которые, вы, возможно нацелились в будущем.

Процессор для компьютера , или как его еще называют CPU, — это его «мозг», то есть самое главное и дорогое устройство, которое выполняет все основные вычисления. В настоящее время на рынке компьютерных процессоров присутствуют два основных игрока — Intel и AMD. Поэтому если вы собираете свой ПК с нуля, то сразу нужно определиться, какой именно фирмы и какую модель вы будете использовать и уже с учетом этого подбирать к нему остальные комплектующие. Если же вы подбираете его на замену старому, то необходимо внимательно ознакомиться с характеристиками материнской платы и с учетом ее особенностей выбрать именно ту модель процессора для компьютера, которая ею поддерживается. Как узнать, какой именно? Об этом читайте далее.

На что обратить внимание при выборе процессора для компьютера?

Итак, первое, что надо сделать при подборе нового процессора для уже собранного системного блока — задать себе несколько основных вопросов:

  • Какой сокет материнской платы для установки на нее процессора?
  • Какую частоту процессора поддерживает матерь?
  • То же самое, относительно оперативной памяти
  • Поддерживается ли системной платой встроенное видеоядро?

Надежнее всего ответить на них, почитав самостоятельно характеристики соответствующих компонентов в их инструкциях, но можно упростить это дело и зайти на один из сайтов интернет-магазинов, где найти свою плату и память и посмотреть список поддерживаемых процессоров, который часто автоматически формируется для каждой модели.

Например, я пользуюсь сайтом nix.ru . Здесь можно не только посмотреть основные поддерживаемые характеристики для CPU, но и подобрать сами устройства из имеющихся в продаже.

Характеристики процессора для компьютера

Давайте же теперь подробнее разберемся, какие отличительные особенности характеризуют современные процессоры для компьютера и чем они отличаются. Для начала перечислю основные:

  • Количество ядер
  • Тактовая частота
  • Коэффициэнт умножения
  • Системная шина
  • Контроллер памяти
  • Видеоядро
  • Сокет
  • Мощность тепловыделения

Количество ядер

Одним из основных показателей является количество ядер процессора. Время одноядерных компьютерный процессоров безвозвратно ушло, поэтому при выборе процессора для современного компьютера отталкивайтесь от тех, которые имеют не менее двух ядер — то есть независимых друг от друга блоков для обработки данных.

По идее, чем больше ядер, тем больше одновременных процессов может быть обработано, а следовательно выше производительность. Однако есть нюанс — максимальная отдача от работы с таким количеством ядер будет достигаться только если ПО, установленное на компьютере, будет рассчитано на работу с подобным количество ядер. А как вы понимаете, ни одно современное пользовательское ПО на это не рассчитано — производитель всегда ориентируется на массовый спрос, а на сегодняшний день — это 2 ядра. То есть остальные 6 просто не нужны.


Покупать навороченный многоядерный процессор с «заделом на будущее» также нет никакого смысла, так как все остальное железо (в том числе и сокет на материнской плате) к тому времени, как такое количество ядер станет нормой, просто морально устареет и вы его также не сможете использовать…

Тактовая частота

Тактовая частота работы измеряется в герцах (Гц) и характеризует количество операций, которое может одновременно выполнять CPU за определенный промежуток времени. Чем больше тактовая частота, тем более мощный процессор, однако эта величина отличает друг от друга процессоры внутри одной серии. Например, процессор Intel Core i5 с частотой 3.5 GHz быстрее, чем Intel Core i5 3.0 GHz, но не производительнее Intel Core i7.

Для увеличения производительности современные процессоры также умеют при необходимости повышать или понижать частоту. У Intel данная технология называется Turbo Boost, а у AMD — Turbo Core. Здесь также следует сказать о таком понятии, как коэффициэнт умножения. Если он разблокирован, то у пользователя есть возможность самостоятельно изменить тактовую частоту, то есть разогнать процессор.

Разблокированный коэффициент присутствует на процессорах дорогого сегмента, предназначенных для высокопроизводительных игровых компьютеров, которых собираются пользователями и тонко затачиваются под их нужды.

Однако при разгоне часто пользователи не учитываются одного нюанса. При повышении коэффициэнта множителя (Ratio) увеличивается лишь частота самого ядра процессора (Core), а частота шины данных (QPI) остается на том же уровне, а поскольку производительность зависит от самого медленного компонента, то она по сути не увеличится.

Формула расчета такая: Core = QPI X Ratio.

Если QPI=100, а Ratio=34, то частота ядра будет равна 3400 МГц.


Для эффективного разгона необходимо повышать не только коэффициэнт умножения, но и тактовую частоту системной шины QPI.

Системная шина

Так мы подошли к еще одной характеристики CPU, как частота шины данных, или системная шина. Она отвечает за обмен информацией между ядрами и между процессором и другими компонентами компьютера. Измеряется в мегагерцах (МГц) или гигатрансферах в секунду (ГТ/с).

Сокет

Кроме того, огромное количество моделей отличается друг от друга по — разъему, при помощи которого они стыкуются с материнской платой. Процессоры из одной и той же серии могут быть предназначены для установки на разные сокеты.

Память

Встроенный контроллер памяти отвечает за то, какой тип оперативной памяти, на какой частоте и сколько каналов поддерживается при работе. Чем больше каналов, тем выше производительность, однако для офисного или домашнего использования вполне достаточно двух каналов.

Про тип и частоту мы подробно говорили в — модули памяти, а также слоты памяти на материнской плате нужно подбирать именно с тем учетом, чтобы тип и частота поддерживались выбранным процессором.

В наши дни процессоры также имеют встроенную высокоскоростную память, которая является неким буфером обмена между ним и ОЗУ и хранит наиболее часто используемые в текущей работе данные. Называется он кэшем процессора и делится на три уровня. В подробных характеристиках на сайте магазинов мы часто можем увидеть такую информацию:

  • Кэш L1 — 64 Кб x4
  • Кэш L2 — 256 Кб x4
  • Кэш L3 — 6 Мб

Первые два нас мало интересуют, так как они характеризуют общую архитектуру процессоров одной линейки, а вот последний как раз может характеризовать ту или иную модель и отличать ее от других. По сути это самый главный параметр, который показывает быстроту работы CPU.

Схема такая — процессор компьютера в первую очередь обращается за данными для обработки именно к своей скоростной кеш-памяти. Если у нее небольшой объем и необходимой информации там нет, то идет обращение к оперативке, которая по-любому намного медленнее, а следовательно обработка происходит дольше.

Если же объем кеша большой, то там может храниться больше данных и выше вероятность того, что необходимая информация для обработки будет храниться именно там, а не в оперативной памяти.

Чем большего объема кеш 3го уровня, тем лучше!

Видеоядро

Встроенное видео ядро (GPU) процессора для компьютера также присутствует в большинстве современных моделях и позволяет работать с монитором без дополнительной установки отдельной видеокарты, то есть по сути является аналогом интегрированной в системную плату видеокарты. Для использования данной возможности процессора должна поддерживаться .

У встроенного видео ядра имеется своя частота работы, определяющая его производительность, и которая называется у каждой фирмы по-своему: Intel HD Graphics и AMD Radeon HD. Для просмотра фильмов и простой работы с графикой его вполне достаточно, для ресурсоемких же игр все равно придется покупать и устанавливать отдельную видеокарту.

По характеристикам видеоядра процессоров Intel разделяются на следующие категории:

  • Intel HD Graphics 1000 — слабая производительность
  • Intel HD Graphics 2000 — средняя
  • Intel HD Graphics 3000 — высокая

По сравнению с отдельными видеокартами видеоядро трехтысячной серии сравнимо с картой нижнего уровня.

Тепловыделение

Мощность тепловыделения (TPD) — показатель, на который надо ориентироваться при подборе блока питания для компьютера и системы охлаждения самого процессора. Измеряется в Ваттах (W). Для нормальной работы при максимальной нагрузке необходимо отводить для процессора в блоке питания величину, в два раза превышающую показатель TPD.

Комплектация

Наконец, процессор может продаваться как отдельно, так и в комплекте с системой охлаждения (кулером). При подобной комплектации в характеристиках процессора отмечено, что он поставляется в виде «BOX «, т.е. в коробке с вентилятором. Если вы собираете домашний компьютер средней производительности, то его должно хватить.

Для мощных игровых ПК лучше приобрести отдельно процессор и отдельно к нему более качественный и мощный вентилятор. Также скорее всего в данном кулере будет невозможно отрегулировать скорость вращения и он будет более шумно работать по сравнению с более дорогим, приобретаемым отдельно.

Какой процессор лучше выбрать для дома или игр?

При выборе процессора необходимо сначала определиться, какого типа компьютер вы собираете — самый простой для офиса, средней производительности для универсального использования или мощный игровой. В соответствии с этим выбираете сначала серию процессоров одного из производителей, а потом уже конкретную модель. Внутри одной линейки они отличаются чаще всего по частоте, количеству ядер и кэшу. Также учитывайте, для какого сокета он сделан — лучше брать для новейших стандартов разъемов с прицелом на дальнейший апгрейд или ремонтопригодность.

Процессоры Intel для компьютера

  • Atom — для компактных ПК формфактора mini ATX.
  • Celeron Dual Core — самые простые и дешевые для работы с офисными документами или в качестве медиа-сервера. Имеют 1 или 2 ядра.
  • Pentium Dual Core — также двухядерные процессоры бюджетной категории для домашних компьютеров среднего сегмента, чуть мощнее, чем Celeron.
  • Core i3 — двухядерные процессоры среднего уровня. Оптимальный вариант для простого домашнего компьютера, на котором планируется не только работать с документами и смотреть видео, но и работать в графических редакторах и играть в несложные игры.
  • Core i5 — 2х и 4х ядерные процессоры высокой производительности, которые уже подходят для ресурсоемких игр. Самый универсальный и подходящий вариант для дома по сочетанию цены и производительности.
  • Core i7 — мощные высокопроизводительные процессоры для выполнения любых задач. Имеют 4 или 6 ядер. Эту серию имеет смысл брать только заядлым игроманам для современных игрушек с максимальными графическими настройками, так как с большинством задач попроще все-таки справится i5.
  • Extreme Edition — самые мощные и дорогие процессоры премиум сегмента.
  • Xeon — линейка для серверов.

Кроме этого в названии процессора Intel могут встречаться некоторые буквы, указывающие на их дополнительные характеристики:

  • S — процессор с оптимизированной производительностью
  • T — оптимизированное потребление мощности
  • К — с разблокированном множителем для повышения частоты работы
  • М — для ноутбука
  • X — самый производительный процессор в серии

Дополнительные технологии

  • Hyper Threading — позволяет выполнять на одном ядре параллельно два потока вычислений. То есть, при проверке специальным софтом работы двухъядерного процессора (при активации в BIOS функции Hyper/Multi Threading) у вас будут видны два реальных ядра и еще два виртуальных. При небольшом увеличении стоимости процессора, снабженного данным режимом, он дает значительный прирост производительности.
  • Turbo Boost — автоматическое увеличение тактовой частоты процессора по мере необходимости выполнения сложных операций. Данный режим абсолютно безопасный и о перегреве процессора, который может случиться при ручном разгоне, можно не беспокоиться — при повышении температуры процессор автоматически понизит частоту до приемлемого значения.

Процессоры AMD для компьютера

  • Sempron — начальный уровень для низкопроизводительных офисных ПК, имеет 1 ядро.
  • A-Series — бюджетные процессоры уровня выше начального. Линейка имеет много моделей с разным количеством ядер. Также имеют встроенное видео ядро Radeon XD 6xxx — за счет всего этого можно подобрать оптимальную комплектацию для простого офисного или домашнего компьютера.
  • Athlon II — 2, 3 или 4х ядерные процессоры достаточно большой мощности, которые в зависимости от количества ядер можно приспособить для выполнения разных задач.
  • Phenom II — также достаточно широкая линейка с количеством ядер до 6, что позволяет собрать комп с производительностью от средней до высокой.
  • FX — самые мощные процессоры для игровых ПК, от 4 до 8 ядер. Имеют незаблокированный множитель и режим Turbo Core для самостоятельного ручного или автоматического разгона процессора.

Сравнение процессоров

Подведем небольшой итог. Итак, если вы задались целью самостоятельно собрать компьютер, то выбор процессора зависит от того, что вы планируете делать на компьютере.

  • Недорогой офисный или домашний ПК: подойдут процессоры Intel серий Celeron Dual Core, Pentium Dual Core с сокетом LGA 1155 или AMD серий A с сокетом FM1
  • Универсальный компьютер: Intel Core i3 с сокетом LGA 1155, AMD Athlon II или Phenom II с 2-4 ядрами с сокетом AM3
  • Игровой компьютер: Intel Core i5 с сокетом LGA 1155, AMD Phenom II с 4-6 ядрами с сокетом AM3
  • Максимально производительный ПК: Intel Core i7 с сокетом LGA 1155 или AMD FX с сокетом AM3+

А теперь вечный вопрос — Intel или AMD?

Обратим внимание на то, как сделаны сами процессоры у данных производителей, а именно на расстояние между транзисторами внутри CPU. Чем меньше это расстояние, то есть чем ближе они расположены, тем быстрее скорость обмена данными между ними, а следовательно и работы процессора. А также и меньше температура нагрева.

У современных процессоров Intel это расстояние равно 22 нанометрам, у AMD — 32. Вот почему процессоры AMD так сильно греются и требуют хорошей системы охлаждения (в результате чего постоянно шумят стоковые вентиляторы), а у Intel даже самый навороченный Core i7 не привлекает к себе абсолютно никакого внимания, как будто комп вообще выключен — выводы делайте сами…

Для закрепления знаний посмотрите три видео — по теме выбора процессора для компьютера, про историю их развития и про то, как установить на материнской плате. А встретимся мы в следующей статье! Пока!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: