Аналоговые микшеры - устройство и применение избранное. Смотреть что такое "Микшерный пульт" в других словарях

В традиционном понимании микшер являет собой единый хаб, к которому подключено все студийное оборудование, именно поэтому микшерная консоль по праву считается сердцем студии. Не смотря на то, что многие музыканты отдают предпочтение работе с компьютером, преимущества микшерного пульта неоспоримы. Конечно, работа с ПО несколько бюджетнее и иногда удобнее, но все же недостаток тактильных ощущений работы с настоящим устройством заметно сказывается на мотивации саунд-продюсера или звукорежиссера.

Введение

Для создания полноценного сетапа микшер станет ключевым звеном, именно его рекомендуется приобретать в первую очередь, если у вас большое количество инструментов. На сегодняшний день рынок предлагает большой выбор микшерных пультов, различных между собой по функционалу и форм-фактору.

Изначально микшерная консоль разрабатывалась для использования в студийных условиях или во время живых выступлений. Однако с течением времени появились «универсальные» микшеры, которые можно использовать в самых разных ситуациях. И все же, для чего бы вы не подбирали микшер, важно постараться предусмотреть возможную дальнейшую эксплуатацию. Количество входов и выходов – одна из ключевых характеристик, на которые стоит обратить внимание. Маленькая подсказка – пусть лучше будет пара лишних, чем их нехватка.

Секция входов микшера обычно представлена микрофонными или линейными балансными XLR разъемами, небалансными линейными входами на джеках, или их кобминированными вариациями. На каждом входном канале имеют место следующие элементы: предусиление (гейн), эквализация и посылы на дополнительные шины (aux). В секции выходов формируется вся информация с каналов микшера, которую можно отправлять на главный стерео выход (Main Out). Существуют также «группы» или общие шины (buses), где можно объединить несколько каналов для создания sub -mix . Все каналы в группе будут управляться одним фейдером.

Виды микшеров

Аналоговые микшерные пульты


Многие саунд-продюсеры отдают предпочтение серьезным аналоговым микшерам, чему есть 2 объяснения: теплое звучание и простой, понятный интерфейс. Схожесть интерфейсов позволяет пользователю быстро разобраться с управлением новой модели микшера. Звучание аналогового эквалайзера сложно не оценить, именно поэтому инженеры проводят долгие часы в попытках сымитировать аналогичное звучание на цифровых системах.

Цифровые микшерные пульты

Цифровые микшеры предлагают схожие с аналоговым микшером функции, ключевая разница заключается в процессе работы. Работа с цифровым микшером может стать настоящим испытанием: функции, которые у аналогового микшера находятся буквально под рукой, у цифрового могут быть спрятаны далеко в меню управления. Но после этого станет видна вся мощь цифрового микшерного пульта: сигнальный процессинг на борту, хранение целых миксов и параметрическая автоматизация. Производительность цифровых микшеров позволяет им одновременно запускать эффекты и сигнальный процессинг, зачастую при этом предоставляя компрессоры, ревербераторы и другие эффекты на каждый канал, не требуя дополнительного внешнего оборудования. При этом настройки всех каналов для различных миксов могут храниться в памяти пульта и могут быть вызваны за секунду, не требуя постоянных манипуляций с регуляторами. По этим причинам цифровые консоли пользуются большой популярностью на концертных площадках.




USB/FireWire

Микшеры со встроенным интерфейсом могут работать как обычные аналоговые (и реже даже как цифровые) консоли. Если вам необходим аналоговый микшер для работы в связке с компьютерным софтом, тогда микшер с USB или FireWire интерфейсом станет отличным решением. Некоторые из них содержат в себе простой 2х канальный стерео аудиоинтерфейс, который подает в DAW только звук с Main Out. Более совершенные модели могут предлагать многодорожечную запись и микширование. Часто они поставляются с каким-либо софтом в комплекте.

Микшеры с усилением

Большой популярностью микшеры с усилением пользуются у выступающих вживую музыкантов и небольших площадок (баров, клубов). Это достаточно удобное и бюджетное решение для тех, кому нужна быстрая организация рабочего места – нужно всего лишь подключить микрофоны и инструменты ко входам, а АС – к выходам. Пожалуй, единственный недостаток микшера с усилением заключается в том, что, если в последствие вам понадобится дополнительное усиление, то подключение других АС и усилителей может оказаться в некоторых случаях непростым.



Особенности

Подавляющее количество микшеров обладает схожим функционалом, существенное отличие составляет количество каналов.

Входные каналы

Практически у каждого микшера на лицевой панели находятся канальные дорожки (линии) – они обеспечивают простое и удобное управление каждым каналом. Большинство каналов – моно, они используются для микрофонов и иногда инструментов - гитар, например, через DI-входы. Стерео каналы предназначены для подключения клавишных инструментов, CD/Flash проигрывателей и других устройств. Очень часто стерео каналы обладают меньшим количеством функций, чем моно.

Подгруппы

Подгруппы (Sub, Submix) позволяют группировать отдельные каналы до того, как сигнал с них будет отправлен в мастер секцию. Фейдер (или два) дает возможность пользователю полностью контролировать уровень группы, что актуально для бэк-вокала и ударных. Они могут иметь собственные выходы для многоканальной записи, а также инсерты и\или aux посылы. Микшеры с подгруппами обладают набором кнопок рядом с канальными фейдерами для определения маршрутизации сигнала.

Мастер секция

Именно в мастер секцию приходит сигнал со всех каналов, здесь с ним проводится дальнейшая работа до того, как он будет передан на выходы. Здесь также могут располагаться инсерты для внешней динамической обработки и элементы управления эквалайзером и эффектами.

Канальные дорожки

Предусиление

Управление предусилением (или «гейном») обычно находится над канальными дорожками рядом с входной секцией. Столь тщательная регулировка необходима для того, чтобы избежать перегрузки канала и связанных с перегрузкой проблем. Слабые сигналы в свою очередь требуют усиления, за что также отвечает гейн. Корректная настройка предусиления обычно достигается благодаря наличию визуальных подсказок - LED дисплеев или LED-индикаторов. Они могут быть расположены на каналах и в мастер секции. Индикация на мастер секции есть даже у бюджетных моделей.

EQ (эквализация)

Эквалайзер необходим для обрезки и регулирования специфических частот звука. Существуют различные типы эквалайзеров, но на микшеры чаще всего установлен параметрический эквалайзер, иногда – графический. Параметрический эквалайзер предлагает до 3 кнобов (ручек) на канал – усиление полосы, центральная частота и полоса пропускания. Такие эквалайзеры, которые предлагают все 3 вышеуказанных элемента, называются полностью параметрическими, а те, у которых доступно только управление гейном и частотой – полупараметрическими эквалайзерами. Графический эквалайзер функционирует на фиксированном количестве частот, каждая управляется слайдером.

Фильтр высоких частот

ВЧ фильтр (HPF) обычно расположен чуть ниже регулировки гейна, он обрезает ненужные низкие частоты. Большая часть подобных фильтров имеет фиксированную частоту, около 100Hz , но бывают и исключения.

Фантомное питание

Большинство конденсаторных микрофонов и ди-боксов требует электрического питания для работы. Для таких целей и существует фантомное питание. Обозначается как +48v или же Phantom . В зависимости от микшера, фантомное питание может включаться на каждом канале отдельно или же подаваться на группу каналов. Подается по тому же кабелю, что и аудиосигнал.

Direct outs (Прямые выходы)

Direct outs обычно находятся на каждом канале микшера. Они позволяют выводить сигнал с канала на специальный выход в необработанном виде, без прохождения сигнала через эквалайзер ячейки.

Инсертные входы

Инсерт предоставляет из себя и вход и выход, выполненные на одном TRS джеке. Обычно они размещены рядом с входной секцией и используются для подключения внешней обработки на канале, как правило для подключения компрессора, гейта, де-эссера и т.д.

Aux – входы\выходы

‘Aux ’ как правило используется для подключения внешних процессоров эффектов и посыла сигнала с одного или нескольких каналов на внешние устройства. Уровень сигнала с каждого канала управляется отдельной ручкой. Таким образом можно сделать, что, к примеру, на одном канале к вокалу подмешна сильная реверберация, а на втором канале ее нет совсем, или же она существенно меньше.

Aux посыл также используется для обеспечения разделения миксов, например, когда нужно использовать несколько пар наушников в студии, с разной громкостью инструментов для музыкантов. В этом случае важно использовать прослушивание до фейдера громкости. О том, что это такое, будет рассказано дальше.

Pan

Pan кнобы (сокращенно от «панорама») управляют балансом каждого сигнала канала, который посылается на левый и правый выходы – центральная позиция ручки посылает одинаковое количество на оба. Если кратко, панорамные регуляторы позволяют плавно изменять соотношение уровня сигнала, поступающего на каждый из каналов шины.

PFL /AFL

PFL (прослушивание до фейдера громкости) и AFL (прослушивание после фейдера громкости) обозначают приоритетность маршрутизации сигнала или режима соло на одном или нескольких каналах для различных целей.

PFL посылает сигнал на мониторный выход независимо от позиции канального фейдера и одновременно может заглушать (мьютировать) остальные каналы. Другими словами, PFL позволяет устанавливать режим соло на канал, где бы ни был фейдер. AFL осуществляет аналогичную функцию, но при этом сохраняет эффект канального фейдера.

Важно то, что у большинства консолей эти процессы имеют воздействие только на мониторный выход. Кстати, PFL и AFL (но чаще AFL ) также известны как режим ‘соло’.

Mute

Кнопка «Mute » заглушает выбранный канал(ы) независимо от позиции фейдера. После ее нажатия пользователь может вернуть прежнее состояние канала без переустановки уровня.

Фейдер

Фейдеры расположены в верхней части каждой канальной дорожки, они управляют уровнем сигнала, который посылается на главный выход. Фейдер наглядно отображает выставленный уровень.

Балансный и небалансный

Эти термины необходимы для обозначения перехода сигнала от источника.

Балансное подключение подразумевает, что звуковой сигнал проходит по 2 разным проводникам в дополнение к земле. Эти проводники передают один и тот же сигнал, но на одном проводе этот сигнал инвертирован. Инверсия сигнала влечет за собой исключение шумов и наводок на конце приемного устройства, которые могли возникнуть на кабеле во время прохождения сигнала.

Балансное подключение - это стандарт, который используется при профессиональной записи звука, на концертах и других публичных мероприятиях. Неоспоримое преимущество этого подключения - околонулевые шумы и наводки, чистый сигнал, громкость на 10Дб больше, чем при небалансном подключении.

Для небалансной передачи сигнала нужен только один проводник и одна земля. Как раз потому, что лишь один провод передает сигнал, это подключение называется небалансным. Стоит отметить, что с увеличением длины кабеля уровень шума будет увеличиваться.

В сравнении с небалансным подключением, балансное обладает парой преимуществ:

  • Возможна передача аналогового сигнала без серьезных искажений на большие расстояния.
  • Лучшая помехоустойчивость.
  • Сигнал громче на 10дб

Заключение

Количество микшеров на сегодняшний день очень велико, и все они различаются между собой и качеством, и функционалом.

При выборе все зависит от того, в каких условиях и для насколько масштабных задач будет использоваться микшер.

Для небольших домашних записей в 1-4 канала правильнее будет использовать хороший аудиоинтерфейс с необходимым количеством каналов на вход, а недорогие пульты не использовать вообще.

Для коммутации инструментов в студии аранжировщика, репетиций, небольших выступлений - аналоговые пульты .

Для серьезной концертной деятельности, средних и больших площадок, проката, студий среднего бюджета - цифровые или аналоговые консоли.

Для серьезной студийной работы - аналоговые консоли с характерным звучанием (SSL, Neve, Trident, Avid, Toft Audio, API и подобные).

Микшерные пульты могут быть довольно комплексными и сложными устройствами, работать с которыми может оказаться довольно не просто, особенно начинающим и людям не обладающим солидной практической или хотя бы теоретической базой. Эта статья начинает серию, в рамках которoй мы детально рассмотрим основопологающие принципы работы и путь следования сигнала в микшерных пультах, ответим на самые главные вопросы и осветим многочисленные аспекты, связанные с различными функциональными процессами в работе этих устройств, тем самым устранив недостаток знаний в этой области.

и получи эксклюзивную возможность прочесть краткое руководство на тему "Основы акустики, психоакустики и акустической оптимизации помещений"

Я никогда и никому не передам и не продам адрес вашей электронной почты. Вы можете отписаться в любое время.

Будьте в курсе событий и не пропустите ничего интересного

Ниже вы можете ознакомитъся с примерным содержанием статей в данной серии, которое в процессе работы возожно будет немного изменяться, в результате отзывов и вопросов читателей, но грубая структура вероятней всего останется не тронутой.

  • Микшерные пульты и их задачи
  • Типы и сферы применения
  • Принципиальное устройство
  • Дополнительные приборы обработки
  • Маршрутизация
  • Дополнительные функции

В первой части речь пойдет о четком определении и задачах микшерных пультов, их классификации, а также о вытекающих из этого преимуществах и недостатках различных моделей.

Введение

С течением времени, а также благодаря стремительному развитию аудио индустрии, стало появляться все больше и больше приборов, применяемых для работы со звуком. От и , до кроссоверов и процессоров. От „железа“ до програмного обеспечения. От реального до виртуального. Однако одним из первых приборов, пришедших на службу звукоинженеру, можно смело назвать микшерный пульт или просто микшер. С его помощью стало возможным преодолеть технологические ограничения, накладываемые записывающим оборудованием того времени и записать, к примеру, сразу несколъко источников на магнитную ленту, которая имела только два или даже один канал. Это подводит нас к определению задач микшеного пульта.

Микшерные пульты и их задачи

Прежде всего пожалуй следует начать с четкого определения. Что же такое микшерный пульт?

Микшерный пульт (англ. – Mixer / Console / Desк) это устройство, позволяющее пользователю принимать различного рода аудио сигналы (разного напряжения – микрофонные и линейные, разного сопротивления – микрофонные и инструментальные ), производить над ними некоторые манипуляции (усиление, частотная обработка - эквализация, динамическая обработка – компрессоры, гейты и так далее ), перенаправлять их (маршрутизация – для объединения в группы, для мониторинга, для обработки внешними эффектами ) и смешивать их в определенной пропорции с той или иной целью (запись, сведение, усиление ).

Как можно заключить из определения, смешивание сигналов является первопредназначением микшеров. Однако со временем задачи были расширены и современные экземпляры могут включать в себя массу дополнительных устройств, направленных на обработку смешиваемых сигналов, а также комплексную систему маршрутизации (routing) и мониторинга сигналов. К таким дополнительным приборам можно отнести параметрический эквалайзер, присутствующий на каждом канале даже полупрофессионального современного микшера, а также приборы динамической обработки, эффекты и другое экстра оборудование, имеющееся далеко не на всех даже профессиональных моделях. Техническое оснащение микшерных пультов может сильно вариировать в зависимости от предназначения, поставленных задач и конечно же ценовой категории.

Ассортимет представленных на сегодняшний день на рынке моделей очень велик. От именитых производителей, предлагающих технологии будущего на уровне последнего слова инженерной мысли и стоящих, соответсвенно, целое состояние, таких как SSL, Neave, API, Harrison, Digidesign, Studer, DiGiCO, Stagetec, Lawo и другие, до гораздо более доступных моделей, которые конечно не могут похвастаться передовым оснащением и блестящими техническими характеристиками, но вполне могут справиться с выполнением определенного рода задачи. Среди них можно отметить Allen&Heath, Yamaha, Roland, Mackie, Soundcraft, Midas и другие.

Как же разобраться в этих джунглях?

Прежде всего было бы целесообразно поделить микшерные пульты на подгруппы.

Типы и сферы применения

Как уже было сказанно выше, микшерные пульты могут быть как простыми, включающими в себя только базовые функции, так и очень комплексными устройствами с расширенными возможностями обработки, автоматизации и маршрутизации сигналов. В большей степени это зависит от предназначения и сферы использования. В принципе, микшеры можно классифицировать по многим параметрам. Но мы остановимся на основных из них.

По принципу работы

По принципу работы все микшеры можно разделить на аналоговые и цифровые модели. При этом принцип действия и задачи микшера остаются неизменными. Здесь можно провести паралель с современым авомобилестроением – автомобили с двигателем внутреннего сгорания (будь-то бензин или дизель) и электрические автомобили. И те и другие являются средствами передвижения и должны помогать нам попасть из точки А в точку Б.

Аналоговые микшеры появились конечно гораздо раньше своих цифровых потомков. На них выросло не одно поколение профессионалов, которые и сейчас еще активно занимаются аудио деятельностью и, как правило, предпочитают аналоговые модели. Это и понятно. Привычка – сильная штука. Разумеется, есть и более объективные причины для таких предпочтений. Например, более „прозрачная“ логика работы и более быстрый доступ ко всем возможным функциям, которые находятся прямо перед пользователем и нет необходимости искать их в многочисленных страницах меню, как это иногда бывает в цифровых моделях, особенно на ранних этапах их развития, когда в первую очередь производители пытались обеспечить функциональность и стабильность работы, а эргономия уходила на второй план. Однако со временем ситуация в корне изменилась и удобство работы стало одной из главных задач разработчиков.

Цифровые технологиии твердо вошли в нашу повседневую жизнь и это конечно же не обошло стороной аудио сферу и на сегодняшний день многие производители имеют целый ряд моделей, работающих с цифровыми сигналами. И если взглянуть на тенденцию развития в перспективе будущего, то уже сегодня становится понятно на какое направление производители делают основную ставку. Цифровые технологии предлагают множество функций, которые невозможно реализовать посредстом аналоговой технологии.


Среди основных преимуществ можно перечислить возможность использования плагинов, как при работе в студии в среде DAW (Digital Audio Workstation), гибкие возможности автоматизации, относительно малые габариты при большом количестве каналов, а также сохранение настроек с возможностью предварительной конфигурации даже очень комплексных проектов, что несомненно ускоряет и упрощает работу, а также позволяет сэкономить драгоценное время в студии или на живой площадке. Кроме того, некоторые производители позволяют расширять возможности микшера в зависимости от нужд проекта посредством приобретения дополнительных модулей, полностью интегрируемых в данную систему и таким образом, например, расширить количество каналов ввода/вывода (что может, к примеру, послужить аргументом в пользу отказа от дополнительного мониторного микшерного пульта) или увеличить вычислительную мощность, что сказывается на количестве, а иногда и качестве плагинов, которые можно использовать при работе.


Еще одним преиуществом можно назвать возможноть не использовать внешнее оборудование по обработке сигналов, так как все необходимые инструменты, как правило, уже интегрированы в микшер. Это позволяет в свою очередь отказаться от массивных и обьемных рэков, напичканных внешними приборами, как это часто бывает при использовании аналоговых пультов. Это не только облегчает транспортировку и монтаж, но и помогает избежать ошибки, которые могут возникнуть при коммутации системы и на поиски причины которых может иногда уйти довольно много дрогоценного времени. Если уж речь зашла о коммутации, то и тут цифровые технологии позволяют извлечь максимум выгоды из всем, кто работает с аналоговой техникой на живых площадках, хорошо знакомой проблемы коммутации и длинных многожильных кабелей, ведущих сигнал от источника на сцене непосредственно до пульта.


Многие производители профессиональных цифровых концертных пультов элегантно решают эту проблему посредством интеграции в систему специальных модулей, распологаемых непосредственно на сцене вблизи источников звука и еще на сцене, который в последствии передается на пульт при помощи различных цифрового аудио. Такие протоколы могут обеспечивать передачу большого количества каналов сырого, т.е. не сжатого, аудио всего по одному кабелю. Для примера назовем протокол MADI (Multichannel Audio Digital Interface) способным перeдавать 64 каналa аудио (48 KHz/24 Bit) всего по одному оптическому или коаксиальному кабелю. Это не только существенно облегчает коммутацию, но и упрощает процесс поиска, обнаружения и устранения ошибок и дефектов. Ведь заменить в случае необходимости всего однин кабель гораздо проще, чем найти ошибку в многожильном, массивном и весьма тяжелом аналоговом кабеле и в худшем случае даже заменить его, предварительно отключив его от источников сигнала и входов микшера и проделать в последствии обратную операцию, что может занять много времени, усилий и нервов.

Более того, некоторые производители пошли еще дальше и даже не транспортируют оцифрованный сигнал к микшерному пульту. Все аудио манипуляции, такие как обработка сигнала, его маршрутизация и так далее, производятся непосредтсвенно в модуле, расположенном на сцене, который в свою очередь соединен с микшером сетевым кабелем и получает от него четкие команды и указания, в соответствии с которыми и произвводится вся работа.


Дальнейшее развитие цифровых и IT технологий привело к разработке , позволяющих использоватъ стандартное IT оборудование, такое как рутеры и сетевые кабели, для транспрортировки многоканального цифрового аудио. Среди наиболее распространенных можно назвать Ravena, Dante, SoundGrid, EtherSound. Особый интерес эти новые форматы представляют для индустрии теле и радиовещания, где часто приходится иметь дело с огромным количеством сигналов, которые нужно распределить между большим количеством потребителей. Чтобы понять о чем я говорю, представьте себе, к примеру, открытие олимпиады, Евровидение или финал Лиги чемпионов. Но это отдельная тема и в этот раз речь идет о микшерах, а не о сетевом аудио, поэтому к ним и вернемся.

К недостаткам цифровых микшерных пультов можно отнести необходимость преобразования сигнала из аналоговой формы в цифровую, его обработка и преобразование обратно в аналоговую форму, а также вызванные этим , что все реже становится проблемой в современных цифровых пультах. Кроме того, если аналоговые микшерные пульты практически не требуют детального изучения и все функции, для человека знакомого с аудио техникой, интуитивно понятны и рычаги управления ими расположены непосредственно на поверхности пульта, то цифровые, как правило, требуют более детального изучения, прежде чем речь может идти о профессиональной работе, так как расположение рычагов управления, их функциональные особенности и эргономика в целом могут сильно вариировать от производителя к производителю.

На данный момент решение какой модели отдать предпочтение чаще всего зависит от личных предпочтений потенциального покупателя - аналоговый или цифровой звук? “Теплый” или “Холодный”? Ну это все субъективно, поэтому остается делом вкуса, а с ним, как известно, не спорят…


Еще одном немаловажным критерием остается бюджет. За аналоговые модели, во всяком случае профессионального уровня с широким набором функциональных возможностей, таких как большое количество каналов, модули дополнительной частотной и динамической обработки на каждом канале, автоматизация, а также расширенные возможности маршрутизации сигнала, обычно придется выложить на порядок больше, чем за цифровой пульт со схожими характеристиками. В первую очередь это обуславливается необходимостью встраивать физические компоненты в каждый из каналов микшера. Если каждый канал имеет праметрический эквалайзер, то этот модуль должен быть физически реализован на каждом из каналов. Совсем другое дело в цифровых пультах, где обработка и маршрутизация сигнала производятся програмно и не требуют многочисленного дублирования физического оборудования. Это, разумеется, позволяет урезать расходы и тем самым предложить потенциальным клиентам более выгодную цену.

По предназначению

В зависимости от предназначения, микшерные пульты могут иметь конструктивные особенности, обусловленные логикой и рациональнотью работы в данной области. Так, например, студийные микшеры, как правило, имеют так называемую конструкцию InLine. Это подразумевает разделение на каналы входа, предназначенные для ввода сигналов от источника звука и последующего их посыла на многоканальную записывающую систему и каналы мониторинга – для возврата сигнала после записи для последующей обработки и сведения. В конструкции InLine они выполнены в один ряд. Каналы ввода имеют, как правило, ограниченные возможности обработки сигнала, тогда как каналы мониторинга, на которые подается сигнал с многоканальной записывающей системы, более расширеные.


Это имеет некоторые преимущества по сравнению с конструкцией Split, о которой речь пойдет ниже. Кроме значительной экономии пространства, что делает работу более удобной, а габариты пульта более компактными, самое главное это позволяет существенно сократить стоимость микшера, так как каналы входа и мониторинга почти всегда расположены друг над другом и делят между собой дополнительные элементы управления и обработки сигнала, такие как эквалайзер, динамическая обработка, посылы и другие, которые разумеется можно переключать и тем самым определять к какому каналу та или иная функция должна относиться – каналу ввода или каналу мониторинга.

Концертные микшерные пульты как правило выполнены по концепции Split, когда каждый физический слот микшера представляет собой отдельный канал. В первую очередь это обусловлено иным рациональным подходом, стоящим за работой на живых площадках, где сигналы не посылаются на запись, а системой мониторинга для звукоинженера является собственно концертные акустические системы и поэтому необходимость в каналах мониторинга отпадает.


Микшерные пульты для живого звука обычно имеют более гибкие возможности маршрутизации сигналов. Это обусловлено более спонтанной природой концертной деятельности, а также большим, по сравнению со студией, количеством одновременно и в реальном времени обрабатываемых сигналов. От количества играющих на сцене музыкантов и исполнителей зависит также необходимое количество монитор-миксов (чтобы музыканты могли слышать себя и другие важные для их исполнения инструменты), что в свою очередь ограничивается количеством доступных шин посыла на микшере. Часто для этих целей выделяется отдельный микшер, задачей которого является снабжение музыкантов необходимыми сигналами для мониторинга.

К концетным микшерам, как в прочем и ко всему „живому“ оборудованию, предьявляются особо жесткие требования касательно надежности и устойчивости системы. Ведь отмена концерта по вине оборудования это большой провал для технического персонала, призваного обеспечивать полную и безупречную функциональость всей аудио системы. Поэтому некоторые крупные и именитые производители предлагают услуги „скорой помощи“ и в случае необходимости даже замены пульта.

Но не стоит зацикливаться на одной из систем. Как системы Split, так и InLine могут быть усешно использованы как в студии, так и на живой площадке. Разница лишь в рациональном использовании ресурсов.

Само собой разумеется, что микшерные пульты как одной, так и другой конструкции могут быть выполнены как в аналоговой, так и в цифровой версии.

На этом мы сегодня пожалуй остановимся. К сожалению, совсем обойтись без профессиональной лексики у нас сегодня не получилось. Мы затронули такие понятия как шина посылов, монитор-микс, маршрутизация, частотная и динамическая обработка. В следующий раз речь пойдет о принципиальном устройстве простейшего микшера и мы поговорим более подробно о некоторых из этих понятий.

Микшерный пульт (сокр.: «Микшер») - это электронное устройство, которое предназначено суммирования источников звука в один иои более выходов (то есть для сведения звуковых сигналов). Используют микшер при записи звука, концертном усилении звука и при сведении. Есть цифровые и аналоговые микшеры. Каждый из видов имеет свои очевидные недостатки и преимущества.

Также микшеры различаются по количеству выходов и входов. Студийные и концертные аппараты профессионального класса, как правило, имеют более тридцати двух входов, более шести Aux-шин, четыре или более подгрупп, мощный эквалайзер. Кроме того, такие микшеры оснащаются длинноходными и высокоточными фейдерами. Небольшие микшеры бюджетного класса имеют менее мощные эквалайзеры, меньше выходов и зачастую лишены фейдеров - они заменяются потенциометрами.

Существуют и специальные пульты для диджеев. Основное отличие такого аппарата состоит в меньшем количестве выходов (например, два стерео и один микрофонный канал), наличии кроссфейдера, при помощи которого можно плавно свести сигналы входных каналов. Кроме того, DJ-пульты оснащен блоком звуковых спецэффектов.

Структура микшера

У любого микшерного пульта есть секция входов и секция выходов. Секция входов, которая состоит из определенного числа входных ячеек (каналов) - стереофонических и монофонических. Как правило, количество входов кратно 2-м. Обычно вход каждого моно канала оформлен двумя гнездами: для линейного источника сигнала (RCA или TRS) или для микрофона (XLR). Кждый входная чейка состоит из нескольких блоков маршрутизации и обработки сигнала. Основные из блоков:

  • предусилитель с регулировкой чувствительности (Trim или Gain), который позволяет задать рабочий необходимый уровень (рабочий) входного сигнала;
  • практически все микшеры имеют на входе источник так называемого «фантомного питания. Оно необходимо при применении некоторых ди-боксов и конденсаторных микрофонов;
  • многополосный эквалайзер, при помощи которого можно производить коррекцию частотной характеристики сигнала. Микшерные пульты профессионального класса оснащаются полупараметрической регулировкой полос, число которых может достигать 6-и;
  • блок маршрутизации сигнала выхода на Aux-шины. Их можно применять для обработки сигнала встроенным (или внешним) процессором эффектов или для отправки его на мониторную линию. Aux-шин в зависимости от конфигурации консоли микшера может быть от 2 до 12. Любая Aux-шина способна работать в двух режимах: Post и Pre - их задача состоит в определении зависимости уровня сигнала в Aux-шине от положения фэйдера громкости. Вывод таков: в Aux-шине можно сделать индивидуальный баланс (микс) входных источников;
  • регулятор паномирования, при помощи которого можно определить положение сигнала в стереокартине звуков;
  • фэйдер громкости сигнала выхода определяет уровень в общем миксе всех каналов;


Входы некоторых микшеров оснащаются специальной «точкой разрыва», находящейся до предусилителя. Это гнездо является одновременно и выходом и входом данного канала. Его можно использовать для отдельного подключения устройства обработки сигнала. Секция выходов микшера - это система маршрутизации и управления всех выходов, присутствующих на пульте. Эта секция может состоять из:

  • фэйдеров уровня главного выхода;
  • ячеек подгрупп, представляющих собой универсальные шины. Они позволяют объединить входные сигналы и управлять подобной группой одним фэйдером (например, объединение всех сигналов барабанной установки в одну подгруппу;
  • регуляторов выходного уровня Aux-шин;
  • дополнительных функций, например: сумматор общего стереовыхода в моносигнал, общий эквалайзер, матрица.

Где применяют микшерные пульты

Сейчас микшерный пульты используются во всех сферах усиления звука (концертное оборудование, студия записи звука, радиостанции и т. д.).

________________________________

Микшерный пульт (или микшерная консоль) - это прибор, предназначенный для микширования звука, т.е. объединения нескольких источников звука в единую стерео-дорожку. Источники звука, конечно же, могут быть самыми разными - это могут быть микрофоны, музыкальные инструменты, модули эффектов, или даже компьютер и MP3 плеер!

Микшер позволяет управлять уровнем громкости поступающих на него звуковых сигналов, позиционировать их в пространстве, эквализировать и обрабатывать их для создания общей, хорошо звучащей звуковой картины, которую мы зовем миксом.

Правильно отстроив громкость и панораму каждого из инструментов, а также используя точную эквализацию или эффекты, вы можете превратить вашу музыку в настоящее произведение искусства!

Качество микшера

При выборе микшера, вы получаете то, за что платите.

Качественные электронные компоненты и надежная и прочная конструкция, конечно, стоят денег. Экономить здесь не стоит - ведь в консолях имеется большое количество движущихся механических частей, постоянно подвергаемых нагрузкам.

Кроме того, недорогие микшеры больше шумят и хуже защищены от внешних наводок.

Каналы микшера

Канал микшера - это путь, по которому следует звуковой сигнал, от входа к выходу. Каналы большинства микшеров можно разделить на следующие блоки:

Микрофонный вход (mic) - выполнен в виде балансного xlr-разъёма, который предназначен для подачи на него сигнала с микрофона, либо с выхода кабинета гитарного или бас-гитарного усилителя на сцене.

Линейный вход (line) - выполнен в виде разъема trs ¼ дюйма, который так же предназначен для подачи на него сигналов с микрофона, либо (что чаще) - с музыкальных инструментов (синтезаторов, dj-оборудования и др).

Предусилитель (gain) - усиливает слабые сигналы, поступающие с микрофона или других источников. Уровни входных сигналов могут сильно варьироваться - и предусилитель служит нам для выравнивания сигналов до необходимого уровня. Чем дешевле этот компонент микшера, тем больше постороннего шума он будет привносить в окончательный сигнал.

Если вы записываете внешние приборы, такие как синтезаторы, выходной сигнал которых и так достаточно мощный, то можно не обращать на предусилители внимания. Но если вы записываете вокал или, например, акустическую гитару, то качество предусилителя будет играть решающее значение. Кстати, прямое подключение к микшерной консоли таких инструментов, как электро- и бас гитары, крайне нежелательно - для корректного подключения этих инструментов к микшеру используют di-боксы, либо снимают звук микрофоном с динамика гитарного усилителя.

Фантомное питание (+48V) - большинство консолей имеют функцию фантомного питания +48 вольт, необходимую для работы некоторых конденсаторных микрофонов. Эта функция чаще всего активируется с помощью отдельной кнопки.

Разрыв канала (channel insert) - разрыв дает возможность передачи сигнала с канала на внешнее устройство и возврата обратно. Применяется для подключения внешних устройств, которые будут обрабатывать сигнал только на выбранном канале. Такими устройствами могут быть компрессоры, внешние эквалайзеры, эксайтеры, педали эффектов и т.д. Кроме того, инсертные разъемы часто используются для поканального подключения микшерных пультов к многоканальным интерфейсам. На продвинутых моделях микшерных консолей разрывы есть не только на отдельных каналах, но и на групповых и мастер шинах.

Эквалайзер канала (eq) - предназначен для настройки амплитудно-частотной характеристики звука. С помощью регуляторов этого блока, вы можете изменять окраску звучания входящего аудиосигнала - например, подправить тембр голоса вокалиста, срезать нежелательные низкие частоты фоноргаммы, удалить помехи из сигнала музыкального инструмента на сцене или устранить эффект фидбека микрофона.

Самые простые эквалайзеры, как правило, двухполосные - с их помощью вы можете регулировать уровень высоких и низких частот входного сигнала. В более продвинутых вариантах консолей встречаются трехполосные и четырехполосные эквалайзеры с возможностью изменения частот, на которых требуется корректировка. Такой вид эквалайзеров называется параметрическим.

Модуль динамической обработки сигнала - после эквалайзера, сигнал поступает на блок динамической обработки. Блок динамической обработки имеется только в самых дорогих студийных моделях аналоговых микшеров, в пультах средней и нижней ценовых категорий он отсутствует.

Регулятор панорамы (pan) - позволяет вам расположить сигнал в стерео поле - от крайнего левого до крайнего правого положения.

Кнопки маршрутизации сигнала - кнопка mute отключает звук на выбранном канале, позволяя услышать все остальное, что происходит в миксе. Кнопка solo, наоборот, отключает звучание других каналов, позволяя услышать только сигнал выбранного канала. Кнопка sub позволяет направить сигнал на необходимую подгруппу – шину (bus). Вы можете встретить от 2-х до 8-ми таких шин, в зависимости от количества каналов микшера. Естественно, на небольших микшерах подгруппы отсутствуют, так как при наличии малого количества каналов в подгруппах нет необходимости. Кнопка main l-r направляет сигнал в мастер секцию.

Регулятор уровня громкости канала - эти регуляторы используются для микширования звуков, т.е. регулировки громкости инструментов микса. Канальный регулятор громкости может быть выполнен как в виде фэйдера, так и форме поворотного регулятора.

Крайнее левое положение данного регулятора (или крайнее нижнее, в случае если это фейдер), обычно отмечено знаком «бесконечности» – это означают полное отсутствие выходного сигнала.

Более жирно отмечен уровень в 0dbvu - при расположении регулятора громкости канала на этой метке входящий (обработанный предусилителем) и выходящий сигналы, будут равными по уровню. Когда вы ставите фэйдер ниже данной отметки - вы уменьшаете громкость сигнала, когда ставите выше данной отметки - усиливаете его.

Стерео-каналы аналоговых консолей зачастую устроены несколько проще - например, в них могут отсутствовать микрофонные входы, или использоваться более простые эквалайзеры. Все остальные элементы часто повторяют устройство моно-каналов.

Шины (bus) – это секции микшера, где встречаются и суммируются звуковые сигналы. На каждой шине есть регулятор уровня сигнала, который управляет громкостью данной группой каналов. Групповые шины позволяют сгруппировать несколько входных каналов и управлять ими с помощью всего одного фэйдера, сохранив при этом отношение уровней каждого из каналов в этой группе. Также, вы можете посылать выходной сигнал с каждой из шин на отдельные входы внешнего устройства многоканальной записи или обрабатывать группы сигналов внешним устройством (например, компрессором или эквалайзером).



Отличие аналоговых микшеров от цифровых.

Не подумайте, что «аналоговый» означает «старый», или что такие микшеры не так хороши, как цифровые. Наоборот - многие профессионалы ценят аналоговые микшерные пульты за простоту устройства и чистое, аналоговое звучание без применения ЦАП-АЦП. Все фэйдеры, поворотные регуляторы и кнопки аналоговых микшеров находятся на виду и сразу же изменяют звучание микса. Здесь нет сложных меню, абстрактных назначаемых кнопок и пр.

Аналоговый микшер средней ценовой категории (если за ним следить и своевременно проводить ремонт движущихся частей) может прослужить вам очень долго - это вызвано тем, что технология производства аналоговых микшеров за последние десятилетия практически не изменилась. Цифровые консоли морально устаревают гораздо быстрее, из-за динамичного развития цифровых технологий. Ремонтопригодность аналоговых пультов так же гораздо выше - например, их легче ремонтировать самостоятельно, так как устройство таких пультов гораздо проще.

На что обратить внимание при выборе пульта.

Количество каналов - это самый главный параметр, определяющий, сколько внешних устройств вы сможете подключить к микшеру. Большее количество каналов позволяет подключать к микшеру больше различных устройств.

Встроенные эквалайзеры каналов - наличие эквалайзера на каждом канале очень упрощает работу с пультом. Без эквалайзера сложно обойтись, особенно на живых выступлениях или на реп. точках, когда вы ограничены только эффектами обработки, встроенными в микшер.

Индикаторы уровня сигналов - если уровни сигнала отсутствуют, вы можете случайно перегрузить каналы пульта, что резко увеличит количество помех и нежелательных искажений сигнала. Кроме того, перегрузка звука может повредить оборудование концертной площадки, такое как усилители мощности или акустические системы, за ремонт которых придется платить из собственного кошелька.

Выбирая микшер, в первую очередь необходимо понимать, для каких целей вы будете его использовать.

Использование пульта на реп. точке или для небольших выступлений.

Если вам нужен пульт для репетиций, то стоит обратить внимание на модели, которые имеют до 16–ти каналов. На группу из 5-ти человек в среднем может потребоваться до 10 каналов микшера, плюс, всегда лучше иметь несколько свободных каналов в запасе.

Так же, необходимо понимать, как именно каждый из участников будет слышать выходной сигнал с микшера - с помощью наушников или мониторных акустических систем.



12-ти - канальный микшер в фирменном, компактном дизайне от mackie с 4-мя фирменными микрофонными предусилителями onyx. Данный пульт имеет ультра-широкий диапазон работы предусилителей (до 60db), 12 линейных входов, 4 разъёма insert, 3-полосный эквалайзер на каждом канале (80hz, 2.5khz, 12khz), ВЧ-фильтры на микрофонных каналах, 2 aux посыла на каждом канале, 2 стерео-возврата для подключения эффектов и других источников, дополнительную стерео-шину и функцию фантомного питания. Общий динамический диапазон пульта - 128.5 db. Мастер-шина Мackie 1202 vlz 4 оснащена 12-сегментным светодиодным индикатором, а герметичные круговые регуляторы защитят пульт от пыли и загрязнений. Кроме того, все микшеры Mackie выгодно отличает от конкурентов наличие фирменного прочного металлического корпуса. В комплекте с данным пультом поставляется универсальный блок питания для работы с любыми типами напряжения.


16-канальный микшерный пульт от компании Yamaha предлагает 10 микрофонных входов с предусилителями «d-pre»/16 линейных входов (8 моно + 4 стерео), 4 групповые шины и 4 шины aux (вкл. fx), канальные компрессоры с одним регулятором, аттенюаторы (pad) на каждом из моновходов, и функцию фантомного питания. Основной аудиовыход данного пульта выполнен на симметричных выходах xlr.

Встроенный универсальный блок питания позволяет использовать устройство в любых регионах мира. Набор для монтажа пульта в рековую стойку поставляется в комплекте.

Микшеры с встроенным аудиоинтерфейсом.

Многие мировые разработчики консолей предлагают различные модели домашних мини-микшеров с небольшим количеством каналов. Некоторые из этих моделей дополнительно оснащены аудиоинтерфейсом, который позволяет производить запись сигналов микшера посредством простого подключения к компьютеру.

Микшеры, оснащенные аудиоинтерфейсом, являются полностью аналоговыми, однако имеют встроенный цифровой firewire или usb интерфейс, который может отправлять сигнал на компьютер, так и принимать его обратно.

Такие микшеры могут быть незаменимы в разных ситуациях например:

    Вы хотите записать свою идею, чтобы не забыть ее впоследствии

    Вы собираетесь записываться в профессиональной студии. В этой ситуации, с помощью usb-микшера вы можете заранее записать демо, чтобы лучше спланировать студийное время и понять, над чем стоит поработать.

    Вам хочется одновременно петь в микрофон и играть на вашем инструменте

    Вы занимаетесь созданием аудио и видео контента для интернет ресурсов, например, записываете подкасты и аудиокниги, или переводите мультсериалы.

Возможности аудиоинтерфейсов подобных микшерных консолей могут варьироваться, однако, чаще всего вы сможете записывать только мастер-сигнал, а иногда - еще и получать стерео-сигнал с компьюетра. Все исключения обойдутся вам значительно дороже.

Кстати, если вы владелец PC, учтите - вы не сможете использовать подобный микшер одновременно с внешним аудиоинтерфейсом. Поэтому, при выборе микшера, вам стоит задать себе вопрос - насколько обосновано использование подобного устройтсва? Будет ли такой микшер звучать лучше, чем ваш аудиоинтерфейс? Владельцы компьютеров MAC, благодаря возможности этой системы создавать агрегатные аудиоустройтсва, к счастью, лишены этой проблемы.

В целом, стоить отметить, что данный вид микшеров будет хорошим решением, в случае ограниченного бюджета или необходимости приобретения устройства типа «все в одном»


Yamaha mg12xu – это 12-ти - канальный микшерный пульт c 6 микрофонными или 12 линейными входами (4 моно + 4 стерео), 2 групповыми шинами group и 2 aux-шинами. В пульте используются микрофонные предусилители d-pre с инвертированной схемой дарлингтона, компрессоры с одним регулятором, аттенюаторы (pad) на моновходах, фантомное питание +48 вольт и и универсальный блок питания для использования устройства в любых регионах мира. Кроме того, Yamaha mg12xu оснащен процессором эффектов spx с 24 программами и встроенным 2-канальным USB-интерфейсом на 24 бит/192 кгц. Кстати, данный микшер также имеет возможности управления с iPad (начиная со 2-го поколения). В комплекте с пультом поставляется программа для звукозаписи Cubase ai.


Эти микшеры представляют собой идеальное средство быстрого и простого создания музыкального контента для сайтов потокового вещания типа youtube live и ustream, проведения онлайн-уроков в реальном времени либо автономного создания видео- или аудиоподкастов. Адаптивный вход hi-z позволяет подключать широкий спектр таких инструментов, как гитары, бас-гитары и синтезаторы. Оснащенные микрофонными предусилителями студийного качества d-pre, данные микшеры способны максимально точно передавать детали вокальных и инструментальных партий.

Помимо прочего, данные микшеры оснащены встроенным usb-аудиоинтерфейсом на 24 бит /192 кгц с поддержкой ASIO-драйверов, который позволяет использовать пульты в качестве внешней звуковой карты для PC, Mac, iPhone и iPad.


Allen&Heath Zed-6, Zed-6fx и Zedi-8

Компания Allen&Heath дополнила линейку микшеров Zed тремя моделями – Zed-6, Zed-6fx и Zedi-8. Каждая из этих новинок выполнена в компактном корпусе и имеет шесть входных каналов, при этом модель zed-6fx оборудована встроенным процессором эффектов, а zedi-8 может похвастать 2-канальным звуковым интерфейсом для шины usb.

Многоканальная запись с использованием инсертных выходов

Для записи сигнала отдельных дорожек микшера с помощью многоканального аудиоинтерфейса вы можете воспользоваться инсертными (insert) выходами микшера. Для этого, каждый из них должен быть подключен специальным кабелем к соответствующему входу звуковой карты. Звуковой интерфейс в свою очередь должен обладать достаточным количеством входов и выходов.


Во время записи, сигналы каждой из дорожек будут поступать с инсертных выходов микшера на отдельные входы звуковой карты, что в итоге позволит вам получить запись каждого из выбранных каналов в виде отдельных цифровых дорожек в DAW.

Для мониторинга и внешнего микширования, сигналы с выходов звукового интерфейса поступают обратно в микшер через входы инсертных разьемов.

При подключении пульта к аудиоинтерфейсу в данном случае имеется отдельный нюанс. Дело в том, что чаще всего, инсертный разъем состоит из комбинированых небалансных входа и выхода. Поэтому, для подключения вам понадобится специальный кабель, который с одной стороны имеет trs (стерео) - джек 6,3 мм, а с другой 2 моно -джека 6,3 мм (так называемые «штаны»). Trs-джек подключается в инсертный разъем канала пульта, а 2 других на вход (in) и выход (out) вашего звукового звукового интерфейса.


Behringer ub2222fx-pro - это 12-ти канальный микшер с 8-ю моно-каналами (каждый из которых оснащен микрофонными предусилителями) и 4-мя стерео каналами. Пульт оснащен канальными разрывами (insert), которые присутствуют на каждом из 8 моно-каналов, что, в сочетании с многоканальным аудиоитерфейсом, позволит вам записывать до 8 раздельных аудиодорожек одновременно! Особенностью модели является наличие встроенного 24-битного цифрового эффект-процессора с 99 великолепными пресетами virtualizer®, такими, как реверб, делэй, хорус, компрессор, ламповый дисторшн, vinylizer, а также генератор тестового тона 1 кгц.

Моноканалы микшера оснащены отдельными обрезными нч фильтрами и 3-полосными эквалайзерами с полупараметрической серединой. Каждый из каналов микшера имеет отдельные светодиодные индикаторы пиков, кнопки mute, solo, pfl и кнопки назначения на основной микс или подгруппы. Также здесь имеется и 3 aux-посыла: 1 посыл с переключателем pre/post для мониторинга или внешних эффектов, 1 префейдерный для мониторинга и 1 постфейдерный посыл, направляемый на внутренний эффект-процессор или внешние устройства.

Также пульт имеет раздельные выходы на мониторы и наушники с назначаемыми источниками аудио сигналов, дополнительный tape-вход с маршрутизацией, функцию фантомного питания +48в, износостойкие 60-мм логарифмические фэйдеры и герметичные потенциометры alps®.

Встроенный импульсный блок питания, автоматически подстраивающийся под напряжение сети (100 - 240 в-) обеспечивающий бесшумное неокрашенное звуковоспроизведение и минимальное потребление энергии, а высокопрочная стальная конструкция гарантирует долгую и безупречную работу даже в самых жёстких условиях эксплуатации. В комплекте прилагается набор для инсталляции в рэковую стойку.

Микшерный пульт - это многофункциональный прибор, который который по праву считается сердцем концертного комплекса. Микшерные пульты предназначены для сбора большого количества электрических сигналов музыкальной техники (микрофонов, устройств звуковых эффектов и обработки звука), для смешивания их в общий выходной сигнал. У всех вышеописанных устройств разный уровень выходного сигнала. Так вот как раз задача микшерного пульта осуществить сведение их уровней и отрегулировать уровень выходного сигнала.

Основным параметром, на базе которого строится качественное звучание - это грамотный подбор коэффициентов усиления все входных блоков микшерного пульта. Говоря техническим языком, эта характеристика называется уровнем входного сигнала или чувствительностью. И чем больше Вы будете обращать внимание подбору данной характеристики каждого канала, тем лучше будет звучать Ваша система в целом.

Давайте рассмотрим каждую из характеристик микшерных пультов в отдельности:

Чувствительность
Термин под названием чувствительность мы уже начали обсуждать в предыдущем абзаце. Чтобы было более понятно, можно представить как регулировку количества сигнала, которое подается на пульт. К примеру, если уровень выходного сигнала с микрофона высокий, а линейный сигнал с музыкальных инструментов недостаточен, то регулятором входной чувствительности сигнал с микрофона можно немного подавить, а с музыкальных инструментов добавить. Или другая типовая ситуация, когда бас барабанной установки заглушает все звуки. В этом случае таким же регулятором входного сигнала можно привести его к среднему уровню. Нужно помнить, что все вышеописанные операции обязательно должны производиться при номинальном положении основных регуляторов http://art-complex.ru/catalog/mikshernye-pulty/ , ведь некачественная настройка чувствительности приведет к неточной настройке все комплекса оборудования.

Канальный эквалайзер
Канальные эквалайзеры предназначаются для регулировки и настройки АЧХ каждого канала в отдельности, тем самым изменяя окраску звучания источников звука, подключенных к данному каналу. К его помощи стоит прибегать в следующих случаях – когда необходимо удалить помехи различных инструментов или изменить звук инструмента или вокального исполнителя.

Самый простой эквалайзер это регулятор тембра ВЧ и СЧ. Они очень широко применяются во многом активном звуковом оборудовании. Более сложные эквалайзеры четырехполосные с переменным значением частот. Такие эквалайзеры называются параметрическими.

Следующим типом эквалайзеров являются многополосные регуляторы тембра. От параметрических они отличаются тем, что они могут только ослабить или поднять компоненты спектра сигнала, но не позволяют изменить значение частоты.

Квазипараметрический эквалайзер является упрощенным типом параметрического. Их основным отличием является отсутствие у первого регулятора ширины полосы пропускания. Они часто входят в состав многополосных регуляторов тембра. Основным их преимуществом является то, что они позволяют выделить недостающие гармоники в вокале, которые обычно находятся в диапазоне 3 500Гц, при этом, не увеличивая его среднюю громкость. Помимо этого он позволяет активно бороться с самовозбуждением сценических мониторов.

Фантомное питание
Многие микрофоны требуют дополнительный внешний источник питания постоянного напряжения +48В. Так вот это питание можно подавать на микрофон по тому же кабелю, которым он подключен к микшерному пульту. Именно это питание и называют фантомным. Оно требует аккуратного обращения, ведь если подать фантомное питание на микрофон, который его не требует, то существует возможность его выхода из строя.

Входной делитель
Входной делитель микшерного пульта позволяет понизить чувствительность микрофонного входа на 20-30 дБ. Это необходимо в тех случаях, когда выходной сигнал микрофона подключенного к микшеру имеет недостаточный сигнал для линейного входа, и в это же время очень мощный для подключения к микрофонному, и вызывает его перегрузку. Как раз в таком случае вводится во входную цепь делителя, который устраняет перегрузку. Однако Вам стоит следить за использованием входных делителей. Нет, они не нарушают работу канала, однако требуют увеличения чувствительности входных блоков данного канала. И как Вы наверное догадались, излишняя чувствительность приводит к повышению уровня помех, шумов и искажений выходного сигнала.

Инверсия
Инверсия необходима для смены фаз источника входного сигнала при симметричном подключении. Эта функция очень полезна для фазировки микрофонов. При нажатии такого включателя происходит инверсия положительного и отрицательного вывода микрофона. К примеру, во время концерта, при сближении 2-х микрофонов, подключенных к разным входам одного микшера, появляются провалы частот. В этом случае существует 2 выхода. Первый- это перепаять фазы одного из микрофонов, а второй- просто нажать кнопочку инверсии. Последний выглядит намного предпочтительнее.

Переключатель чувствительности
Данный переключатель предназначается для установки уровня сигнала этого канала с полном соответствии с уровнем выходного сигнала источника, который к нему подключен. Большинство современных пультов имеют раздельные линейные входы и микрофонные. Наличие 2-х отдельных входов на одном канале микшера дает возможность подключения к нему одновременно двух источников, что позволяет сократить количество используемых каналов.

Фильтр среза низких частот
Этот фильтр необходим для ослабления низких частот, в диапазоне ниже 80Гц, но только в том случае, когда спектр сигнала не несет в данном диапазоне никакой полезной информации или содержит помехи. Источниками такого сигнала не может являться ударная установка или бас-гитара. К ним скорей всего можно отнести все высокочастотные источники звука.

Обход эквалайзера
Данная функция предназначается для отключения эквалайзера из входной цепи. Обход эквалайзера необходим при его настройке. Очень удобная функция, потому что, выключая и затем, включая обход эквалайзера можно сравнить исходное и скорректированное звучание.

Дополнительные выходы
Как Вы поняли из названия, система дополнительных выходов позволяет вывести из пульта сигнал, минуя общий выход микшера. Они позволяют получить на выходе скорректированный сигнал любого из входных сигналов. Эта функция незаменима, в случае если сигнал после обработки на микшерном пульте необходимо снова подать на вход микшера, через дополнительный вход реверберации или подать сигнал на сценический монитор.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: