Применение информационных технологий в культуре. Современные информационные технологии и менеджмент в сфере культуры

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

иноязычного населения приводит к формированию многослойной этнокультурной системы общества в Германии и в других странах. Эти слои - немецкий, турецкий, русский - образуют субсистемы, которые существуют обособленно, редко пересекаясь друг с другом, что позволяет русскоязычному жителю Германии существовать почти без знания немецкого языка, так как вся бытовая сфера функционирует на русском языке . Основной язык становится субстратом для смешанного языка либо же с небольшими изменениями претерпевает натиск иноязычной лексики. Потребность эмигрантов в контакте с немцами в процессе жизни значительно обогащает их лексикон только «нужными» словами, в то время как эмигранты начала XX века зачастую владели немецким, т. е. вполне свободно могли изъясняться на нем, или были вынуждены изучать его целиком.

Считаю, что язык русскоязычных эмигрантов в Германии - это произвольная смесь различных норм двух ненормированных языков (разговорного русского и разговорного немецкого), что делает этот язык вдвойне ненормированным. В отличие от простого смешения языков в процессе разговора, характерного для предыдущих волн эмиграции, когда использование того или иного языка четко разграничивалось уже на синтаксическом уровне (например, первая часть сложносочиненного предложения говорилась на стандартном русском, а вторая - на стандартном немецком языке), для новой формы эмигрантского языка характерна интерференция уже на фонетическом уровне, например произношение «Ляйпцих» вместо «Лейпциг»: Лейпциг - это немецкий город, немцы и русские произносят его название по-разному. Этот факт уже говорит о многом, так как фонетическая

интерференция очень редка для обычного языкового контакта. А это значит, что наука имеет дело с совершенно иной формой языка.

Появление смешанного языка тесно связано как с объемом потока эмиграции в Германию, так и с уровнем образования, социальным положением и целями самих эмигрантов этой волны. Как правило, эмигранты держатся вместе (в общине), что делает невозможным искоренение русского языка, но потребность в контактах с немецкоязычным населением страны заставляет их заимствовать некоторые «нужные» слова, адаптируя их под грамматику родного языка. Новообразования укореняются в речи эмигрантов и используются как в общении с немцами, так и между собой. Это определяет этнокультурную специфичность формирующейся специфики языка мигрантов относительно традиционных языков принявших их к себе коренных народов, а также относительно языка эмигрантов предыдущих волн эмиграции.

1. Soziodemographische Merkmale, Berufsstruktur und Verwandtschafts-netzwerke jüdischer Zuwanderer / Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. URL: www.bamf.de. Дата обращения - 13.02.2011.

2. Deutschrussische Sprache / Deutsche Wikipedia -die freie Enzyklopädie. URL: de.wikipedia.org/wiki/ Deutschrussisch. Дата обращения - 13.02.2011.

3. Земская Е. А. Особенности русской речи эмигрантов четвертой волны. URL: http://www.best-referat.ru/referat-76965.html. Дата обращения -18.02.2011.

© Михаленко А. О., Бочкарев В. П., 2011

О. А. Петрова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Рассматривается применение информационных систем и технологий в сфере искусства и культуры, а также способы представления учреждений культуры в Интернете.

Роль информационных и компьютерных технологий в современном мире сложно переоценить - в настоящее время они пронизывают почти все сферы жизнедеятельности общества. Большое влияние информационные технологии оказывают и на сферу искусства и культуры. Существует несколько способом, при помощи которых информационные технологии влияют на культурные процессы. Прежде всего, это создание представительств культурных учреждений в сети. Многие музеи, галереи, библиотеки, театры и другие учреждения культуры создают свои сайты в Интернете. Основной целью этих сайтов часто является информирование о деятельности этих учреждений, времени их работы, экспозициях, которые на данный момент есть в музее, проводимых мероприятиях и т. п.

Однако их деятельность этим не ограничивается. Как правило, на данных сайтах посетители имеют возможность ознакомиться с частью произведений музеев. Некоторые музеи создают на страницах своих сайтов виртуальные экспозиции, позволяющие людям приобщиться к прекрасному, не покидая своего дома. Подобные экспозиции создают и некоторые крупные Интернет-порталы. В частности, можно отметить проект «Art Project» , который поддерживается поисковой системой Google. В рамках данного проекта можно совершить виртуальные туры по музеям с мировым именем, таким как Музей Ван Гога (Амстердам), Галерея Уффици (Флоренция), Лондонская Национальная галерея, дворцово-парковый ансамбль в Версале, Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге и ряд других.

Секция « ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

Кроме того, появляются и собственно виртуальные музеи, то есть сайты, созданные и оптимизированные специально для экспозиции музейных материалов. И это направление стало настолько популярным, что для веб-музеев был выделен отдельный домен высшего уровня.museum. В качестве примера можно отметить виртуальный музей Канады . Данный ресурс является презентацией коллекций более 2500 канадских музеев и включает виртуальные выставки, бесплатные онлайн-игры, образовательные материалы, а также более 850000 изображений по истории различных городов и общин Канады.

Другим направлением применения информационных технологий является создание специального программного обеспечения. В частности, для полноценного функционирования музеев и библиотек создаются специальные программы.

В качестве примера программного обеспечения для музеев можно выделить такие системы как КА-МИС (Комплексная автоматизированная музейная информационная система) и автоматизированная система «Музей». Так, система КАМИС предоставляет пользователю такие возможности как обработка, хранение и публикация информации о музейных предметах и коллекциях; оформление учетной документации в соответствии с действующими требованиями; определение условий поиска, выборки и получение по запросу данных по коллекциям в виде картотек, каталогов, списков и т. п.; систематизация, хранение и использование информации по научным темам музея; хранение и публикация изображений, аудио и видеоматериалов; создание мультимедийных систем для посетителей и многое другое.

В сфере библиотечной деятельности можно выделить программные пакеты на основе 1С («1С: Библиотека вуза», «1С: Библиотека Колледжа», «1С: Школьная библиотека»). Эти и им подобные про-

граммы позволяют создавать и вести электронные каталоги, обрабатывать аудио- и видеоматериалы, осуществлять поиск по любому слову библиографического описания, получать информацию с удаленных серверов, обслуживать читателей в автоматизированном режиме и т. д.

Также информационные и компьютерные технологии могут использоваться для сохранения культурного наследия в виде создания электронных библиотек редких книг и рукописей, что позволяет дать возможность доступа к этим ресурсам специалистов и тех, кто этим интересуется, и в тоже время обеспечить их сохранность.

Кроме того, говоря о сфере культуры и искусства, нельзя не отметить, что меняется и само искусство, в нем появляются новые направления, связанные с использованием именно компьютерной техники, графических программ. В частности, можно выделить такие направления как видео-арт, инсталляция.

Таким образом, информационные технологии, и особенно их компьютерная составляющая, оказывают большое влияние на сферу культуры и искусства, позволяя сохранять культурное наследие и предоставлять доступ к произведениям культуры и искусства всем людям, которые этим интересуются.

1. Art project. 30.03.2011. URL: http://www.google-artproject.com.

2. Virtual Museum of Canada (VMC). 30.03.2011. URL: http://www.museevirtuel-virtualmuseum.ca.

3. Комплексная автоматизированная музейная информационная система. 28.03.2011. URL: http:/ /www.kamis.ru.

© Петрова О. А., 2011

А. С. Полякова Научный руководитель - В. П. Бочкарев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Среди музыкально-песенных традиций русского старожильческого населения Забайкалья особо выделяются своеобразная ее культурная ветвь - семейские (потомки старообрядцев, переселенных сюда в XVIII столетии), как особые русские старожилы Забайкалья со своей культурой, носители и хранители древнего песенного творчества.

План переселения староверов в Сибирь был разработан царской администрацией заблаговременно. К передвижению больших масс русских людей, возвращаемых из Польши, стали готовиться заранее. Большую часть выведенных из Польши и белорусских земель староверов, а также казаков с Дона за участие в пугачевском восстании гнали в Сибирь по старой дороге через Верхотурье. Так, 9 июля 1764 г. Указами импери-атрицы велено командировать «отписных крестьян и разночинцев и казаков с препровождением из Верхоту-

рья до Тюмени и Туринска и к расположению каждого места по пятидесяти, чтоб быть им попеременно и в Тюмени и Тобольску и Ялтуровску для того и требовать в Туринской воеводской и Краснослободского управления канцелярии по пятьдесят человек» . На протяжении всего своего пути староверы шли целыми семьями, и потому в документах часто встречаются отдельные термины - «семейные»= «семейские».

Исследуя особенности песенного фольклора се-мейских западной части Забайкалья (Бурятии) с му-

Одной из основных функций социально-педагогической деятельности в сфере досуга является функция социального воспитания. Социальное воспи-тание – это объективно существующее общественное явление. Оно представ-ляет процесс формирования отношений человека к окружающему миру. Социальное воспитание начинается сразу же, как человек включается в систему общественных отношений.

Возможность использования досуговой деятельности в социально-педаго-гических целях базируется на том, что она является носителем человеческой культуры. Культурологи считают, что любое изменение личности под влия-нием социовоспитательного воздействия – это прежде всего изменения в содержании ее культуры. Социально-педагогическую работу можно рассмат-ривать в этом контексте как процесс передачи и усвоения культуры, систе-матизированного общественного опыта, знаний и ценностных ориентаций относительно объектов окружающего мира. Деятельность способствует прев-ращению культуры из внешней объективно-предметной в индивидуальную объективно-психическую форму.

Социальное воспитание осуществляется по трем основным линиям. Это стимулирование естественного саморазвития, направленное формирование новых личностных свойств и педагогическая коррекция уже сложившихся качеств личности. Социовоспитательные воздействия оказывают влияние на все основные компоненты структуры личности, т.е. на её гносеологический по-тенциал (что она знает), аксиологический потенциал (что и как она ценит), креативный потенциал (что нового во всех сферах своей жизни она создает), коммуникативный потенциал (с кем и как она общается). Содержательным ядром социального воспитания личности является нравственное воспитание.

К настоящему времени технологии, выработанные в сфере культуры и досуга, приобрели общесоциальное значение, превратились в социальные технологии. Принципиальное значение для досуговых технологий имеет их опора на основные постулаты социальной педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансфор-мации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общ-ностью людей, в задачи социально-культурные. Это позволяет придать досу-говым технологиям развивающую, гедонистическую, творческую и рекреа-тивную направленность. Технологии педагогики досуга правомерно рассмат-ривать как механизмы реализации теории в практику социально-педаго-гической деятельности. Представляется правомерным определение социальных технологий как средство обмена человеческими способностями и потреб-ностями, между духовным и материальным производством. По нашему мне-нию, социальная технология в сфере культуры и досуга – это целенаправ-ленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность досуговой деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, используемых в социально-педагогическом процессе и обеспечива-ющих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в условиях социально-культурной среды.


Любая из социальных технологий в досуговой сфере формируется на стыке педагогики с культурологическими дисциплинами, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков, они, естественно базируются на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференци-рованные (по Т.Г.Киселевой и Ю.Д.Красильникову):

1) общие технологии охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-педагогической, досуговой деятельности. С помощью общих технологий формируется и интенсивно осваивается досуговая среда (например, формирование духовных запросов личности, досуговая мотивация, стимулирование социальной и творческой активности в сфере досуга и др.);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления организации досуга, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания в сфере культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и прос-ветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и люби-тельских объединений, технологии организации отдыха и развлечений, рек-реационно-оздоровительные технологии и др.). Основу функциональных технологий составляет органическое единство культуры, просвещения, ин-формации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Не случайно поэтому функциональные технологии носят обязывающие многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

3) дифференцированные (частные) технологии представляют собой ме-тодики, направленные на работу с отдельными категориями населения и раз-личными возрастными группами (методика организации досуга детей и под-ростков, методика молодежного досуга, методика семейного досуга, методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста и т.п.). Диф-ференцированные технологии обладают характерными особенностями, обус-ловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп – детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей. Основу дифференцированных технологий составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилиро-ванные для отдельных социально-демографических групп.

Общие, функциональные и социально-дифференцированные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгорит-мических организационно-управленческих действий, функционирования лич-ностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов. Социальные технологии досуговой деятельности постоянно пополняются за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов.

В настоящее время основное внимание организаторы досуговой деятель-ности уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные инновационные досуговые программы, социально-культурные проекты, внед-ряют такие формы работы, которые способствуют:

Восстановлению эмоционального равновесия людей;

Возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;

Акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся социально-культурную систему. Инновация – это всегда или почти всегда нововведение, это целенап-равленное изменение, которое вносит в досуговую среду внедрение новых стабильных элементов. Это всегда выход за пределы известного и общеприз-нанного в общественной практике досуга, образования, искусства.

Применительно к досуговой сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная дея-тельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существую-щих объектов, подходов и технологий.

Инновационные подходы способствуют повышению эффективности досу-говой деятельности. Их основу составляет наличие конкретной творческой, организационной, социально-психологической проблемы, проблемной ситуа-ции, что служит необходимой предпосылкой для использования нестандарт-ного, инновационного решения. Кроме того, конструктивные инновационные инициативы и технологии в сфере культуры, быта, досуга способствуют крис-таллизации, самоорганизации и тесному взаимодействию заинтересованных субъектов досуговой деятельности – муниципальных, общественных структур, всего населения.

Инновационные технологии в досуговой сфере всегда предполагают проч-ную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди мно-жества инновационных технологий в области культуры, искусства, образо-вания, досуга, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завер-шенные и незавершенные; 3) простые по структуре и расширенные. Кроме того в каждой инновационной технологии велико значение и сопутствующих факторов. К ним относятся общественный и административный контроль за содействием в реализации технологии, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию

Примерная схема кодировки механизма осуществления инновационных технологий включает в себя следующую последовательность действий.

Появление инновационной идеи, ее формализация, предполагающая обозначение ее названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социальной, досуговой среде.

На этом этапе осуществляется связь с другими инновационными предложе ниями, расширяется фронт проникновения во внешнюю среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и реализации инновационной технологии. Принимаются во внимание условия и время реализации, решение проблем, стоящих перед новатором.

Любая инновация, как и инновационная технология, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние нашей страны».

Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организа-оры самодеятельности людей в социокультурной сфере.

Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятельности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятель-ности ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществ-ление принципиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.

Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.

Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных досуговых технологий в социальной работе и социальной педагогике.

Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на кол-лективную выработку творческих идей. В деловой игре участвуют несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты –«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индивидуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.

В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффективность в генерировании творческих идей демонстрирует метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии ), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии) , либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»: участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.

Сам технологический процесс в сфере досуга включает следующие эле-менты:

- объект деятельности : коллективы людей и отдельные личности;

- субъект деятельности : социальные работники, воспитатели, организа-торы досуга;

- досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации досуга, средства и методы, используемые организаторами досуга для осуществления стоящих перед ними задач.

Технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надле-жащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации культурного досуга. До-суговую деятельность мы рассматриваем как особый вид педагогической деятельности, в технологическом процессе которой ценности культуры обус-лавливают формирование качественно новых отношений. Технологический процесс в сфере досуга обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы.

Все элементы функционирования технологического процесса в досуговой деятельности находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности: школьники, молодежь, взрослые, среди которых организаторы досуга ведут свою работу. Организационная деятельность в сфере досуга должна быть направлена на удовлетворение духовных потребностей людей. Поэтому специалистам в области досуга надо знать и понимать эти потребности, повседневно изучать изменение культурных запросов и ориентаций, настроений различных групп населения, происходящих под влиянием политических, экономических, соци-альных и культурных процессов. Осознание факта подвижности, трансфор-мации потребностей создает принципиальные возможности регулирования «потребностями», а через них – мотивацией участия личности в досуговой деятельности.

Социальные технологии педагогики досуга очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-педагогической деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы и методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов досуговой деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимых для нее увлечений.

Технология сложна по своей структурной организации. Главным и опре-деляющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребнос-тями определенной социальной группы и отражает своего рода социальный заказ , содержащий признаки высокой общественной значимости. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимой целенаправленную постановку и «инструментовку» досуговой деятельности. требует уточнения и определения «проблемного поля», включающего в себя не только главную стратегическую цель, но и формулировку тактических целей и задач. Подобное построение иерархических ступеней («древа целей», «пирамиды целей») выступает как способ интеграции различных действий и усилий разнообразных субъектов досуга в определенной последовательности, требующих последовательности действий и интеграций усилий различных элементов социально-культурной, досуговой деятельности, направленных на поэтапную реализацию главной цели.

Представляя систему технологического процесса схематично, выделим его структурные составляющие элементы:

- концептуальная часть социальных технологий педагогики досуга пред-полагает глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические стороны, выявление или осознание острых социально значимых целей и задач

- диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточ-нения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности;

- прогностическая часть социальных технологий направлена на выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти органи-заторы досуга в результате осуществления проекта;

- собственно проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и воплощение их в форму конкретного художественного или социального проекта;

- процессуальная часть реализует на практике технологический процесс; она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагнос-тику, анализ и возможную коррекцию социально-педагогического, досугового процесса.

В процессе осуществления социокультурного, проекта или досуговой программы все элементы технологического процесса взаимодействуют между собой на всех стадиях рождения и осуществления технологической конст-рукции: замысел ведет к поиску концептуальной основы содержания, средств, форм, методов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем – к подбору условий, способствующих получению оптимального результата.

Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и достаточно хорошо разработана в теории и практике досуговой деятельности (Е.И.Григорьева, А.Д.Жарков, Г.Н.Новикова). Ее можно представить в виде нескольких подсистем:

система социальных технологий педагогики досуга

Методики (технологии), применяемые в учебном процессе, являются механизмами реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

К настоящему времени технологии, наработанные в сфере культуры и досуга, приобрели общесоциальное значение, превратились в социальные технологии. Представляется правомерным определение социальных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями, между духовным и материальным производством. Примером исторически первых социальных технологий могут служить национальные традиционные обрядово-ритуальные формы, а в современной социально-педагогической практике - экспериментальные школьные программы (Д. Кабалевский, Б. Неменский и др.), комплексные программы эстетического и художественного воспитания, развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т.д. Деятельность многих современных социально-культурных институтов является базой для создания прогрессивных социальных технологий. Формируются или проектируются они, как правило, ситуативно, в зависимости от рада факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических, экономических, этнических и других ситуаций в регионе.

Разработка социальных технологий в сфере культуры и досуга связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый характер, в ней действует большое " количество разнопрофильных социальных институтов со своими специфическими"" особенностями. Известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в практике культурно-досуговых центров. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республики, области, края, района, города.

Прежде всего необходимо иметь представление о сущности общей технологии социально-культурной деятельности и ее соотношении с функциональными, частными и отраслевыми методиками.

Общая технология охватывает основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.

В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические и социально-психологические методы. В основе социально-культурных технологий лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом. Социальный заказ делает необходимой педагогически правильную постановку и "инструментовку" целей и задач социально-культурной деятельности. Цель выступает как способ интеграции различных действий и усилий различных субъектов досуга в определенной последовательности. Поскольку социально-культурная деятельность многофункциональна, вычленить ее цели и задачи сложно. Здесь прибегают к построению иерархических ступеней ("дерева целей", "пирамиды целей") в постановке целей и задач деятельности. Цели выдвигаются с точки зрения конкретных задач, стоящих перед регионом, с учетом специфики и возможностей конкретного социально-культурного института, запросов и интересов социально-демографических групп населения, характера их трудовой деятельности и производственных условий, с учетом координации усилий с другими социальными структурами и институтами, определенных временных циклов: суточного (утреннее, дневное, вечернее время), недельного (ежедневного и воскресных дней), отпускного времени.



Знание технологии диктуется многосубъективностью социально-культурной деятельности. Кроме государственных структур и специалистов, профессионально занимающихся в этой сфере, в качестве ее постоянных субъектов выступают многочисленные общественные и религиозные организации, неформальные группы и инициативные движения, разнообразные коммерческие, кооперативные, малые и другие предприятия. Во многих случаях социально-культурная деятельность является конкретным результатом, очевидным следствием частных, индивидуальных инициатив и починов.

Вся эта масса субъектов, задействованных в досуговой сфере, избирательно использует социально-культурную технологию. Здесь, следовательно, уместно говорить о множестве технологий, обладающих специфическими, характерными особенностями.

Функциональные (отраслевые) методики содержат обширный банк технологических данных, информации "ноу хау" для отдельных видов / развивающей социально-культурной деятельности в области просвещения, творчества, активного отдыха, спорта и развлечений.

Социально дифференцированные (или частные) методики охватывают технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения.

Методика (технология) социально-культурной деятельности в целом, как совокупность общей, функциональных и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняется и обогащается за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга народов множества стран и континентов.

Существенным источником обогащения этой методики является также творческое взаимодействие и обмен опытом между социально-культурными институтами: учреждениями, организациями, фондами, движениями, средствами массовой информации, школами и др. В любом случае в основе развития методики лежит постоянный творческий поиск, выход на нестандартные решения.

Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет выяснение таких основных понятий методики, как средства, формы и методы.

К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, которые, как правило, единым блоком используются в первую очередь в разви- вающей, информационно-просветительной деятельности, относятся устное (живое) слово, которое обладает большой эмоциональной силой; печатное слово - научные, информационные и другие тексты; наглядные средства - подлинные предметы и явления (например, различные экспонаты, реликвии и др.) либо специально изготовленные, воспроизведенные (репродукция), доносящие до зрителя конкретные образы, различные виды искусства - театр, музыка, хореография, кино, живопись и др. Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства - общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т.д. На практике все названные средства используются не изолированно, а в тесном взаимодействии друг с другом.

Усилению и трансформированию традиционных возможностей воздействия способствуют вспомогательные средства: технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветйтельная^и другая аппаратура), средства символики, ритуальные действия, документалистика, фрагменты из литературных произведений.

Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, _таорче-ской, рекреативной.

В социально-культурных институтах используются просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); восдитательные методы (убеждение, пример, поощрение и его антипод - порицание); методы организациитвррческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация" творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования; методы рекреации (вовлечение

в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).

Наконец, в практике социально-культурной деятельности имеют широкое распространение такие понятия, как комплексные досуговые программы и формы.

В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Выбор тематики и разработка социально-культурных досуговых программ и форм диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатываемых программ черпается из обширного и динамичного "проблемного поля" современной социально-культурной сферы.

Принципиальное методологическое значение для программ приобретает последовательная трансформация социальных задач в конкретно-педагогические. Это позволяет придать программам воспитательную, развивающую и рекреативную направленность. Основополагающими для их реализации являются и требования педагогики сотрудничества.

Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, связанные с созданием, освоением и педагогическим использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т.д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые- на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социально-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.

16. Функциональные и частные методики

Основу функциональных методик организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство

культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений Определяющим признаком всех функциональных методик яв.ляе11ся..их-развивающее начала Не сду^йшхлшщмхФУЗКШ10" нальные методики носят обязывающие ко многому названия развиваю-щих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

Начнем характеристику функциональных методик с методики ор-ганизации информационно-познавательной, просветительной деятель- Я ности и самообразования.

Интенсивно используются такие особенности этой деятельности, как большая, чем у других социальных институтов, доступность, свободный характер, ее независимость от жестких учебных планов и программ, широкое внедрение популяризаторских методик, основанных на синтезировании научного и художественного материала, возможность гибко реагировать на меняющиеся интересы, запросы и потребности аудитории, умение ставить единую педагогическую цель в информационной, образовательно-кружковой и индивидуально-консультационной работе.

Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог. В политическую, социально-экономическую и духовную жизнь людей, сферу их досуга диалог органично вошел наряду с понятиями демократизации, гласности, плюрализма. Диалог во всех своих формах и проявлениях выступает как эффективное средство развития демократии и гласности, утверждения прогрессивных перемен в сознании людей. Как социальное явление, диалог свойствен субъектно-субьектным, партнерским отношениям людей в сфере свободного времени. Благодаря ему мнение не декларируется, а вырабатывается коллективно, чаще всего в открытой дискуссии. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, решительный отказ от догматизма. Диалог раскрывает творческий потенциал личности, благодаря ему смело ставятся и решаются вопросы во всех сферах деятельности современных центров досуга.

Собственно диалог, как и разновидности диалоговых программ, выступает в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Диалоговые формы (лекции-диалоги, собеседования, "круглые столы", дискуссии и др.) основаны на взаимном общении. Диалоговые формы исключают авторитарность в обсуЖ" дении проблем, развивают тесные взаимоотношения и сотрудничество как организаторов, так и непосредственных участников диалога.

Ярко выраженным становится соединение в рамках информационно-просветительных программ досуговых и бытовых элементов, усиливается утилитарно-практическая направленность просвещения. Культурно-досуговая деятельность превращается в важный фактор стимулирования и ориентирования массового самообразования взрослых. Основные объекты социокультурной сферы (клубы, Дома культуры, библиотеки и др) переходят на более интенсивное использование новых носителей информации, включая видео- и компьютерную технику. Одной из важных задач становится развитие меди-аобразования, подготовка молодежи к более углубленному восприятию

кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации.

Происходит расширение номенклатуры информационных услуг. Получают развитие экспресс-университеты, каникулярные школы, консультационные пункты, общественные центры непрерывного образования, тематические школы и курсы на хозрасчетных началах. Резко возрастает потребность в оперативной информации о текущих событиях, в обсуждении злободневных проблем, в формировании по ним обоснованного общественного мнения.

Культурно-досуговая сфера становится важным фактором реализации принципов гласности и свободы слова. Здесь обеспечиваются подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать любую точку зрения. Досуговые центры органично включаются в открытую информационную систему, рассчитанную на использование всего массива информации без каких-либо ограничений.

Расширяется диапазон информационного процесса. Наряду с донесением информации он включает в себя обсуждение, обмен и производство новой информации. Свободно циркулируют не только сообщения, проходящие через средства массовой информации, но и сведения и оценки местного, регионального характера. Информационно-просветительная деятельность строится с расчетом на полный отказ от одномерного мышления и монополии на истину, на установление цивилизованных форм контактов между людьми. Развивается широкий спектр мнений, утверждается уважение к альтернативе. Обеспечивается свободный доступ к информации через организацию независимых библиотек, сбор, хранение и распространение альтернативных изданий, проведение встреч с людьми, придерживающимися неординарных позиций, и т.д.

Инновационные подходы в досуговых технологиях, связанных с организацией социально-культурной деятельности детей, подростков и взрослых, лучше всего осваиваются в малых группах. Вывод еще раз подтверждает установленную на практике закономерность: некрупная структура всегда оперативнее откликается на возникновение новых познавательных, творческих потребностей, на поиск новой информации, нетрадиционных способов действия, остро реагирует и на возможные разрывы в социальной среде, на негативные ситуации, неблагоприятную психологическую атмосферу, дефицит общения и социального доверия. Известно, как дорого обходится обществу социальная отчужденность группы или отдельно взятой личности.

Информационно-познавательная деятельность любой малой группы или досуговой общности в лице любительского объединения, миникруж-ка, инициативной группы, межсемейной компании активно способствует процессу смещения интересов аудитории из сферы непосредственного потребления в сферу социально-культурной деятельности, в которой человек способен проявить свободу воли и выбора, утверждения своей системы ценностей.

Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно

расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

Наблюдается обогащение технологии художественно-творческой деятельности. Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, и в первую очередь к авторскому. Увеличивается престиж театральных студий, театров - публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при приведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

Растет чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

Рельефно проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и быта становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии текстильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, художественной обработки дерева, камня, металла, кости и т.д.

Увеличивается значимость самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются его факторы саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жесткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.

В системе самодеятельного художественного творчества реализуется отход от прямого дублирования структур профессионального искусства.

Осуществляется интенсивный рост любительства, ориентированного на фольклор и оригинальные виды современного народного творчества. Акцент переносится на культуротворческие процессы в открытой социальной среде. Основным принципом развития самодеятельности становится принцип художественного плюрализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям любителя. Происходит активное сближение и пересечение профессиональных и непрофессиональных структур. Юридически закрепляется правовой статус мастеров народного искусства. Утверждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным явлением. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право создания авторской школы и право на художественный эксперимент.

Главным становится набор активных рекреационных занятий, связанных в сквозные досуговые программы, отличающиеся сравнительно большой продолжительностью и предполагающие последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэ-нергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т.д.

В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, использования разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреационно-оздо-ровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут прежде всего школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения, помогающие людям контролировать свою физическую и умственную активность с целью повышения эффективности значимой для них деятельности; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седатив-ных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т.д.

В организации массового отдыха активно используются традиции возрождаемой народной культуры. Учреждения досуга принимают деятельное участие в восстановлении системы народных праздников, обрядов и ритуалов, традиционных форм организации молодежного досуга входят в обиход такие новые праздники, как юморины, дни смеха, спортивно-туристические, праздники цветов, литературно-художественные, русского чая, городов и т.д.

1В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность. Игра ооладает хорошо известными психологическими, организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя самореф-лекцию личности, игра является действенным инструментом углубле-r?e^lKPa™4HOCTJI обш-еняя" сотрудничества, социального диалога. Дифференцированные (частные) методики социально-культурной деятельности ориентированы на работу,С Отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть рядящих"чёртГсвязан-ных с изначальными принципами и функциями социально-культурной (деятельности. В то же время каждая из методик обладает характерными) осооенностями, обусловленными социально-психологическими, физио- > логическими и другими характеристиками возрастных групп - детей подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей.

Основу дифференцированных (частных) методик составляют разно-ооразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп.

Организатору социально-культурной деятельности очень часто приходится иметь дело с методикой семейного досуга - изучением предпочтении досуговых форм индивидуально-семейного выбора досуговых занятии, созданием условий для профессионального программирования и реализации альтернативных видов и форм организации свободного времени семейных общностей.

Такого же пристального внимания требуют и методики, рассчитанные на детский и подростковый возраст, динамичные молодежные категории, лиц среднего и пожилого возраста. Технологические аспекты подробно рассматриваются в спецкурсах.

Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов. Трудно переоценить значение социологических исследовании для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга. Содержание и методика социологических исследований социально-культурной сферы подробно анализируются в соответствующем курсе.

Технологии социально-культурной деятельности принципиально неооходимо компетентное проведение диагностики, прогнозирования

исходных условий и содержания досуговых потребностей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере свободного времени, пользующихся наибольшим предпочтением у детей, подростков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.

Диагностика и прогнозирование служат основой для разработки социально-культурных проектов и программ. Методика социально-культурного проектирования рассматривается в отдельном курсе.

Глава пятая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Алтайский государственный институт культуры и искусств»

Факультет информационных ресурсов и дизайна

Кафедры информатики

«Информационные технологии в социально-культурной сфере»

Выполнил:

Студент гр. СКТиД - 142

Кулешова А.В

Проверила: к.п.н., доцент

кафедры информатики

Л.А. Гриневич

Барнаул 2014

  • Введение
  • 1. Информационные технологии
  • 2. Мультимедийные технологии
  • 3. Использование мультимедийных технологий в СКД
  • Заключение

Введение

С каждым годом в мире появляются всё новые и новые технологии, более совершенные чем предыдущие. Некоторый из технологий человек внедряет в различные сферы своей жизни, в попытке усовершенствовать и улучшить её.

Мультимедиа окружает нас повсюду - через различные экраны современный человек соприкасается с виртуальными мирами, влияние которых становится все более существенным. Практически все сферы деятельности - наука, культура, образование, бизнес, сегодня немыслимы без продуктов мультимедиа. Диапазон применяемых при этом аудиовизуальных средств достаточно широк - компьютерная 2D и 3D графика, фотография, анимация, видео, музыка, голос, звуковые спецэффекты и т. д.

1. Информационные технологии

компьютерный образование телекоммуникационный мультимедийный

Информационные технологии (ИТ, от англ. informationtechnology, IT) - широкий класс дисциплины областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Средства ИКТ, применяемые в образовании.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

2. Мультимедийная технология

Мультимедиа - это взаимодействие визуальной и звуковой информации под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных, технических, и программных средств, они объединяют: текст, звук, видео, фото, графику, в одном цифровом представлении. Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющие хранить значительные объёмы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных такие как: аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставление информации, таким как текст. Определение, данное выше, есть на самом деле пользовательское определение, то есть общее упрощенное определение мультимедиа для понимания пользователя компьютера. Научно-техническое определение мультимедиа несколько иное. Мультимедиа-это множественные информационные среды - интерфейсы обеспечивающие ввод/вывод информации различных видов в компьютер, компьютерное создание, переработка и отображение информации различных уровней и структуры для восприятия различными органами чувств человека одновременно. Мультимедиа- это множество информационных сред, каналов, каждая из которых умеет свою специфическую форму соответствующую её уровню и назначению.Основные среды упорядоченные по возрастанию уровня следующие: бинарные среды, включающие инструкторы процессоров, бинарные файлы программ и данных. Контактные среды, представляющие собой тактильную, тензометрическую электро-контактную, емкостную и иные сенсорные среды, служащие для ввода механической, кодовой и иной пространственно-зависимой информации;

Текстовые среды, представляющие собой текстовые данные для людей, программные тексты для работы интерпретаторов, иную текстовую информацию;

Аудиопотоки, представляющие собой звуковые файлы, ряды оцифрованного звука, наборы нотных аудиоданных и прочие виды цифрового звука;

Графические среды, представляющие собой файлы чертежей, фотографий и прочей двумерной графической информации;

Видеопотоки, представляющие собой видеофайлы, ряды динамической графической информации;

Виртуальная реальность, представляющая собой интерактивный 3D-видеопоток. Использование мультимедиа обеспечивает легкость восприятия информации человеком, так как человек имеет существенно отличные от компьютера средства и способы обработки информации, имеющие форму восприятия, удобную для человека. Если для компьютера характерны бинарно-дискретные формы информации с электрической передачей информационных сигналов (1/0), то для человека - мультимодально -аналоговые формы преимущественно неэлектрической природы (свет, звук, давление и пр.) Без создания таких сред восприятие компьютерной информации человеком крайне затруднено, а еще более затруднена передача мультимодальной информации от одного человека другому через компьютерные средства. Поэтому, технология и техника мультимедиа включает в себя широчайший круг различных интерфейсов, как интерфейсов ввода (датчиков - видеокамера, микрофон, сенсорный экран и пр., преобразователей - АЦП, спецпроцессоров для преобразования внешней информации), так и интерфейсов вывода (дисплеев, звуковых источников и пр.). Мультимедиа может быть разделена на линейную (без обратной связи) и интерактивную среду. Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод. Интерактивный (нелинейный) способ представления информации позволяет человеку, программам, сети участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие в данном процессе двух и более сторон называется “интерактивностью”. Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Интерактивный способ представления мультимедийных данных иногда называется “гипермедиа”.В качестве примера линейного и интерактивного способов представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку или в видеофайл, и показывается аудитории, то просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на ее ход. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например, поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как интерактивный (нелинейный) способ подачи информации.

3. Использование мультимедийной технологии в СКД

Искусство как важнейшая составная часть духовной культуры сопровождает человечество со времен его появления. И сегодня оно не теряет своей значимости, напротив, с совершенствованием компьютерных технологий, являющихся неотъемлемым элементом XXI века, в данной сфере появляются новые виды искусства. Непосредственную роль в этом играет развитие мультимедиа-технологий. Мультимедиа - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, анимацию, звуковое сопровождение. Искусство -- одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. На стыке представленных выше областей в конце XX века зарождается новый вид искусства - компьютерное, предполагающее создание произведений искусства с помощью компьютера. Одной из важных черт этого вида творчества, по мнению самих авторов произведений, является открытость художественного пространства, предполагающая использование своих собственных средств создания, целей и законов.

На сегодняшний день сформировалось несколько видов компьютерного искусства, в число которых входят компьютерная графика, компьютерная анимация, компьютерная музыка, интерактивный компьютерный перформанс, Net Art (сетевое искусство).

Компьютерная графика - технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники. Художники, непосредственно занятые в представленном виде творчества, настоящим произведением компьютерной графики считают только те работы, которые не могут быть созданы с помощью обычных материалов. Они являются сочетанием высоких компьютерных технологий и имеют собственный цвет, свое освещение, фактуру и движение, если этого хочет художник, несвойственное ни одному реально существующему предмету или лицу.

Компьютерная анимация - искусство создания движущихся изображений с использованием компьютера за счет последовательного показа слайд-шоу из заранее подготовленных графических файлов, а также компьютерной имитации движения с помощью изменения и перерисовки формы объектов или показа последовательных изображений с фазами движения, подготовленных заранее или порождаемых во время анимации.

Компьютерная музыка - область музыкально-технической деятельности, в которой музыкальные произведения создаются с помощью компьютера на основой специальных программ. Компьютерная музыка обладает рядом существенных преимуществ: высококачественное воспроизведение звука - стерео и объемный звук, возможность собственной записи музыки на компьютер, использование программ-редакторов для написания музыки. Одним из первопроходце в области создания компьютерной музыки принято считать Бернарда Пармегиани, получившего Золотую Нику в этой области на фестивале Ars Electronica в 1993 году за композицию «Entre temps» («Между тем»), которую сам автор видел как «связующее звено между прошлым, настоящим и будущим, соединяющее их воедино». Интерактивный компьютерный перфоманс - это вид искусства, который позволяет зрителю (пользователю) практически наравне с автором участвовать в создании художественного произведения. Это не замкнутое пространство, которое можно только наблюдать, а среда, допускающая активное вмешательство. Перфоманс представляет собой определенный набор образов, звуков, слов; это художественный мир в компьютерной сети, где пользователю можно участвовать в его создании, изменении. Вовлечение пользователя в общение с произведением уменьшает роль художника и снимает с него часть ответственности; произведение становится до бесконечности подвижным, бывший зритель получает возможность «творить».

Net Art (нет-арт) - сетевое искусство - произведения, созданные в Интернете, для Интернета, выставляющиеся, существующие и функционирующие в Сети.

Произведение сетевого искусства чаще всего не функционально: такая Web-страница является художественной работой и представляет собой совокупность визуальных образов, анимации, текста, графики, слаженной деятельности различного рода приложений и программ, призванных воплотить авторский замысел, который может носить самый разный характер - от рассказывания «фильма» до игры со зрителем, демонстрации «поломанной» странички и т.д. анимации, текста, графики, слаженной деятельности различного рода приложений и программ, призванных воплотить авторский замысел, который может носит самый разный характер - от рассказывания «фильма» до игры со зрителем, демонстрации «поломанной» странички и т.д. Одна из главных особенностей нет-арта - провозглашение направленности на коммуникацию, а не на репрезентацию, т.е. целью художника становится не навязывание собственного видения, личной позиции, а коммуникация общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог. Вклад каждого участника оказывается не произведением, а элементом общего коммуникационного поля, который может использоваться и трансформироваться любым субъектом, оказавшимся в сети коммуникаций. Другой его характерной чертой провозглашается свобода - от государственных установлений, от заказа. Другими чертами нет-арта, призывающими к тому, чтобы не раскрывать принципа «работы» того или иного произведения, являются неожиданность, привлекательность и абсурдность.

«Искусством в искусстве» можно назвать Web-сайты, освещающие культурное наследие, поскольку многие Web-сайты данной категории, в свою очередь, сами по себе являются произведениями искусства, созданные с использованием мультимедийных технологий. В российском Интернете существует целый ряд крупных ресурсов, охватывающих многие сферы культуры. Каждый из них по-своему неповторим, у каждого своя аудитория. Но в этом есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, Web-творения любителей создают информационный шум, мешающий пользователю отыскать качественную информацию и сориентироваться в обилии различных сетевых проектов. Сайты очень сильно отличаются как по технологическому, так и содержательному уровням. С другой стороны, многие из сайтов по культуре глубоко содержательны и с точки зрения актуальности, значимости информации, свежести и многообразия идей. Таким образом, в сфере культуры можно выделить следующие Интернет-ресурсы: правительственные, общественные, научно-исследовательские и некоммерческие учреждения и организации в области культуры и искусства, музеи, музыка, арт-новости (пресса), энциклопедии, театр, кино, архитектура, архивы библиотеки. Обобщая вышесказанное, приходим к выводу, что мультимедиа в искусстве представляет собой своего рода форму художественного творчества новыми средствами, является продуктом не столько «технологической революции», сколько цифрового воплощения идей, которые присутствуют в разных видах искусства, и деятельности на протяжении тысячелетий. Кроме того, мультимедиа-технологии рождают новые формы художественного творчества.

Заключение

На сегодняшний день мультимедийные технологии прочно укрепились во многих сферах деятельности. Множество программистов, сценаристов, дизайнеров работают над созданием всё новых и новых проектов. Подводя итоги, можно отметить возможности и области применения мультимедийных продуктов и технологии. Основными целями применения продуктов, созданных в мультимедиа технологиях (CD-ROM с записанной на них информацией), являются:

· популяризаторская и развлекательная (CD используются в качестве домашних библиотек по искусству или литературе).

· научно-просветительская или образовательная (используется в качестве методических пособий).

· научно-исследовательская - в музеях, архивах и т.д. (используются в качестве одного из наиболее совершенных носителей и "хранилищ" информации).

По сообщениям информационного агентства CIA глобальная технологическая революция намечена на ближайшие 15 лет. Её фундаментом станут био-, нано- и информационные технологии (в том числе и технологии мультимедиа). В промышленности начнут применяться качественно новые технологические решения. Быстрое прототипирование на базе развитых мультимедийных систем автоматизированного проектирования (САПР) позволит в сжатые сроки создавать и анализировать модели будущих товаров и устройств (например, автомобилей) без длительного цикла проектирования. Максимально индивидуализируется процесс обслуживания клиентов. Перспективы нанотехнологий (сборка нанороботами произвольных объектов из любых подручных материалов) выглядят еще более заманчивыми, но менее определенными. Наиболее вероятно появление разработанных с помощью нанотехнологий высокопроизводительных процессоров и компьютерных устройств хранения данных и создания единичных пробных версий квантовых компьютеров, что в свою очередь повлечет за собой выход технологий мультимедиа на невиданный уровень.

Технология самосборки даст возможность выпускать товар из материалов, меняющих внутреннюю структуру на молекулярном уровне в зависимости от свойств окружающей среды и подстраивающихся на атомном уровне под условия использования. На их основе будут разработаны интеллектуальные здания и одежда, многофункциональные продукты, системы виртуальной реальности.

Основополагающим и связующим звеном всех этих технологий станут информационные технологии, но ситуацию с ними сложно предсказать. Например, практически невозможно предсказать, каким будет Internet через 15 лет. Ясно одно, что возможно уже в ближайшее время технологии мультимедиа станут неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека.

Список использованной литературы

1. Власова, Е. З. Информационные технологии [Текст] : учеб. пособие / Е.З. Власова, Т.Ю. Ильина, А.В. Копыльцов; М-во образования РФ, Правительство Ленингр. обл., Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина. - Санкт-Петербург. : ЛГОУ, 2002. - 164 с.

2. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы [Текст] : учеб. пособие / О. Б. Воронкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 314с.

3. Головко, Т. Г.Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / Т. Г. Головко; Гос. образовательное учреждение доп. проф. образования "Ростовский обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования". - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского обл. ИПК и ПРО, 2010. - 119 с.

4. Дзюбенко, А. А. Новые информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / А.А. Дзюбенко. - Москва, 2000. - 103 с.

5. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / И.Г. Захарова; Рос. Федерация, М-во образования и науки, ФГБОУ ВПО Тюмен. гос. ун-т, Ин-т дистанц. образования, Ин-т математики, естеств. наук и информ. технологий. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2012. - 331 с.

6. Киселева, Н. А. Новые педагогические информационные технологии в образовании [Текст] : монография / Н. А. Киселева. - Нижнекамск: Чишмэ, 2004. - 91 с.

7. Князева, М. Д. Информационные технологии в образовании: компьютерное сопровождение образовательного процесса [Текст] учеб. пособие / М.Д. Князева, С.Н. Трапезников; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждениевысш. проф. образования "Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова" (ГОУ ВПО "РЭУ им. Г.В. Плеханова"). - Москва: РЭУ, 2010. - 219 с.

8. Монахов, С. В. Компьютерные информационные технологии в образовании: Конспект лекций / С.В. Монахов, А.А. Поляков, В.Я. Цветков; Моск. гос. ун-т геодезии и картографии. - Москва: Макс Пресс, 2004. - 94 с.

9. Норенков, И. П. Информационные технологии в образовании [Текст] учеб. пособие / И.П. Норенков, А.М. Зимин. - Москва: Изд-во МГТУ, 2004. - 351 с.

10. Поляков, А. А. Компьютерные информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / А.А. Поляков, В.Я. Цветков; Моск. гос. ун-т геодезии и картографии. - Москва: МИИГАиК, 2006. - 96 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Информационные технологии в экономике. Основы автоматизации экономической деятельности предприятий. Компьютерные технологии моделирования управления. Защита информации в информационных системах. Программное обеспечение экономической деятельности.

    курс лекций , добавлен 15.03.2010

    Основные понятия и определения информационных технологий, их классификация, техническое и программное обеспечение. Роль глобальных информационных сетей и интернета. Сущность автоматизации процессов принятия решений, использование компьютерных технологий.

    тест , добавлен 10.12.2011

    Технологические процессы обработки информации в информационных технологиях. Способы доступа к Internet. Информационные технологии в локальных и корпоративных компьютерных сетях. Средства обработки графической информации. Понятие информационной технологии.

    учебное пособие , добавлен 23.03.2010

    Автоматизированные поисковые системы. Информационные технологии в делопроизводстве и документообороте. Компьютерные сети и гипертекстовые технологии. Использование систем управления базами данных. Обработка информации на основе электронных таблиц.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2013

    Понятие, хранение и обработка экономической информации. Моделирование и методы решения задач экономического содержания, сетевые компьютерные технологии. Корпоративные информационные системы, автоматизация предметных областей экономической направленности.

    курс лекций , добавлен 19.02.2012

    Сущность понятия "информационные технологии". Компьютерные науки и технологии. Социальная, промышленная и индустриальная революция. Основной носитель информации в XV и ХХ веке. Информатика как совокупность научных направлений, изучающих информацию.

    презентация , добавлен 08.09.2013

    Применения компьютеров в гостиницах расширяются от их признанной роли в системах бронирования до образования комплексных информационных систем управления, координации и мониторинга всего бизнеса. Основные информационные технологии в гостиничном бизнесе.

    реферат , добавлен 29.04.2008

    Краткий обзор основных программных "инструментов" для создания мультимедийных презентаций. Мультимедиа как новое средство электронной коммуникации. Использование гипермедиа-технологий в сфере образования. Применение мультимедиа в виртуальной реальности.

    реферат , добавлен 25.04.2015

    Информационные технологии и их использование в профессиональной деятельности. Значимость процессов перехода к "информационному обществу". Информационное обеспечение работы правоохранительных органов. Инструментальная СУБД "CronosPlus" и "CronosPRO".

    контрольная работа , добавлен 30.09.2013

    Информационно-технологические процессы в образовании. Эргономическая оценка программного продукта. Создание электронного учебного пособия "Информационные технологии и защита информации". Практическая его реализация. Выбор инструментальных средств.

Их усилиями около 30 областных городов России получили возможность предоставлять бесплатные интернет-услуги преподавателям студентам работникам сферы культуры и искусства. Данная работа имеет цель и задачи выяснить особенности влияния информационных технологий на искусство рассмотреть специфику взаимодействия искусства и науки продуктом которой являются новые технологии на современном этапе и дать характеристику результатам взаимодействия информационных технологий и искусства...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19615. Современные информационные технологии и их виды 27.59 KB
Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса
7061. Информационные технологии 9.07 KB
Понятие технологии и информационных технологий. Составляющие информационных технологий. Характеристики информационных технологий. Виды информационных технологий.
13414. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОФИСЕ 85.93 KB
Информационная технология - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
7344. Базовые информационные технологии 25.92 KB
Мультимедиа-технологии можно определить как систему компьютерных информационных технологий которые могут быть использованы для реализации идеи объединения разнородной информации в единой компьютерной информационной среде. Выделяют три основные принципа мультимедиа...
6353. Информатика, информационные технологии 210.07 KB
Понятие информации Термин информация используется во многих науках и во многих сферах человеческой деятельности. Формирование информации Человек воспринимает первичные данные различными органами чувств их у нас пять – зрение слух осязание обоняние вкус и на их основе сознанием могут быть построены вторичные абстрактные смысловые семантические данные. Свойства информации Понятие информация используется многими научными дисциплинами имеет большое количество разнообразных свойств но каждая дисциплина обращает внимание на те свойства...
1865. Информационные технологии в железнодорожных перевозках 70.53 KB
автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом АСУЖТ. Система управления перевозками. Назначение и технологические функции автоматизированной системы оперативного управления перевозками. Эти обстоятельства выдвигают принципиально новые требования к системе управления перевозками.
9082. Информационные технологии. Искусственный интеллект 168.62 KB
Если для обычных программ проблема представления данных алгоритма определяется на уровне языка программирования то для СИИ представление знаний выливается в комплексную проблему: что такое знания какие знания хранить в системе в виде базы знаний и в каком виде как их использовать пополнять и т. Что же побудило специалистов ввести новый термин Можно указать по крайне мере четыре причины которые позволяют говорить не о данных а о знаниях используемых в ЭВМ. Истинная интерпретация решаемой задачи и тех данных которые для этого...
17624. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 17.96 KB
Открывающиеся перспективы овладения информацией, с одной стороны, позволяют расширить кругозор каждого конкретного индивида, получить ответ на любой интересующий его вопрос, приподнять уровень развития науки и образования, справиться с возрастающим темпом жизни в условиях глобализации процессов цивилизационного развития.
7138. Информационные процессы и технологии. Предмет информатики 23.27 KB
Информационные процессы сбор обработка и передача информации всегда играли важную роль в науке технике и жизни общества. Сбор информации это деятельность субъекта в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком или с помощью технических средств и систем аппаратно. Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач в частности задачи обмена информацией передачи.
7412. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 525.43 KB
Под экономической информацией понимается совокупность сведений, отображающих состояние или определяющих изменение и развитие экономики и всех ее элементов. Экономическая информация является важной частью управленческой информации, основным ресурсом организационно-экономического управления.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: