Приятная сборка frontend проекта15.02.2015. Системы сборки frontend-проекта: gulp, grunt и альтернативы Билд статичных изображений

Сжатие изображение, JS и CSS файлов, в целях оптимизации загрузки веб-страниц и многоe многое другое. Чтобы упросить этот процесс, мы предлагаем вам воспользоваться сборкой проектов Gulp 4, которую постоянно совершенствует Андрей Горохов. Ниже будут представлены ссылки на скачивание, а пока пройдемся по основным моментам: описанию и установке.

Сборщик проектов Gulp

Gulp - это сборщик проектов, инструмент для автоматизации задач, которые описаны выше. Он поможет вам ускорить вашу работу и грамотно подготовить проект к релизу.

Скачать сборку можно с репозитория Github или через командную строку Git . В дальнейшем вы сможете настроить её под свои задачи.

Особенности

  • именование классов по БЭМ
  • используется БЭМ-структура
  • используется препроцессор SCSS
  • используется транспайлер Babel для поддержки современного JavaScript (ES6) в браузерах
  • используется Webpack для сборки JavaScript-модулей
  • используется CSS-сетка smart-grid на основе Bootstrap для быстрой адаптивной вёрстки
  • используется жёсткий кодгайд

Установка

  • установите NodeJS (если требуется) и Yarn
  • скачайте сборку с помощью Git : git clone https://github.com/andreyalexeich/gulp-scss-starter.git
  • установите gulp глобально: yarn global add gulp-cli
  • перейдите в скачанную папку со сборкой: cd gulp-scss-starter
  • скачайте необходимые зависимости: yarn
  • чтобы начать работу, введите команду: yarn run dev (режим разработки)
  • чтобы собрать проект, введите команду yarn run build (режим сборки)

Если вы всё сделали правильно, у вас должен открыться браузер с локальным сервером. Режим сборки предполагает оптимизацию проекта: сжатие изображений, минифицирование CSS и JS-файлов для загрузки на сервер.

Если у тебя возникли проблемы с установкой, то посмотри этот ролик:

Файловая структура

gulp-scss-starter ├── dist ├── gulp-tasks ├── src │ ├── blocks │ ├── fonts │ ├── img │ ├── js │ ├── styles │ ├── views │ └── .htaccess ├── gulpfile.babel.js ├── webpack.config.js ├── package.json ├── .babelrc.js ├── .bemrc.js ├── .eslintrc.json ├── .stylelintrc ├── .stylelintignore └── .gitignore
  • Корень папки:
    • .babelrc.js - настройки Babel
    • .bemrc.js - настройки БЭМ
    • .eslintrc.json - настройки ESLint
    • .gitignore – запрет на отслеживание файлов Git’ом
    • .stylelintrc - настройки Stylelint
    • .stylelintignore – запрет на отслеживание файлов Stylelint’ом
    • gulpfile.babel.js - настройки Gulp
    • webpack.config.js - настройки Webpack
    • package.json - список зависимостей
  • Папка src — используется во время разработки:
    • БЭМ-блоки: src/blocks
    • шрифты: src/fonts
    • изображения: src/img
    • JS-файлы: src/js
    • страницы сайта: src/views/pages
    • SCSS-файлы: src/styles
    • HTML-файлы: src/views
    • конфигурационный файл веб-сервера Apache с настройками gzip (сжатие без потерь): src/.htaccess
  • Папка dist — папка, из которой запускается локальный сервер для разработки (при запуске yarn run dev)
  • Папка gulp-tasks — папка с Gulp-тасками

Команды

  • yarn run lint:style — проверить SCSS-файлы. Для VSCode необходимо установить плагин . Для WebStorm или PHPStorm необходимо включить Stylelint в Languages & Frameworks - Style Sheets - Stylelint (ошибки будут исправлены автоматически при сохранении файла)
  • yarn run lint:style --fix — исправить ошибки в SCSS-файлах
  • yarn run dev — запуск сервера для разработки проекта
  • yarn run build — собрать проект с оптимизацией без запуска сервера
  • yarn run build views — скомпилировать Pug-файлы
  • yarn run build styles — скомпилировать SCSS-файлы
  • yarn run build scripts — собрать JS-файлы
  • yarn run build images — собрать изображения
  • yarn run build webp — сконвертировать изображения в формат.webp
  • yarn run build sprites — собрать спрайты
  • yarn run build fonts — собрать шрифты
  • yarn run build favicons — собрать фавиконки
  • yarn run build gzip — собрать конфигурацию Apache

Компонентный подход к разработке сайтов

  • аждый БЭМ-блок имеет свою папку внутри src/blocks/modules
  • папка одного БЭМ-блока содержит в себе один HTML-файл, один SCSS-файл и один JS-файл (если у блока используется скрипт)
    • HTML-файл блока импортируется в файл src/views/index.html (или в необходимый файл страницы, откуда будет вызываться блок)
    • SCSS-файл блока импортируется в файл src/blocks/modules/_modules.scss
    • JS-файл блока импортируется в src/js/import/modules.js

Пример структуры папки с БЭМ-блоком:

Blocks ├── modules │ ├──header │ │ ├── header.html │ │ ├── header.js │ │ ├── header.scss

Чтобы вручную не создавать соответствующие папку и файлы, достаточно в консоли прописать команду bem create my-block — для создания папки БЭМ-блока, где my-block — имя БЭМ-блока

Страницы проекта

  • страницы проекта находятся в папке src/views/pages
    • главная страница: src/views/index.html

Шрифты

  • шрифты находятся в папке src/fonts
    • используйте форматы .woff и.woff2
    • шрифты подключаются в файл src/styles/base/_fonts.scss
    • сконвертировать локальные шрифты можно с помощью данного сервиса

Изображения

  • изображения находятся в папке src/img
    • изображение для генерации фавиконок должно находиться в папке src/img/favicon и иметь размер не менее 1024px x 1024px
    • изображения автоматически конвертируются в формат.webp . Подробная информация по использованию .

Сторонние библиотеки

  • все сторонние библиотеки устанавливаются в папку node_modules
    • для их загрузки воспользуйтеcь командой yarn add package_name
    • для подключения JS-файлов библиотек импортируйте их в самом начале JS-файла БЭМ-блока (то есть тот БЭМ-блок, который использует скрипт), например:

    Import $ from " jquery" ;

    • для подключения стилевых файлов библиотек импортируйте их в файл src/styles/vendor/_libs.scss
    • JS-файлы и стилевые файлы библиотек самостоятельно изменять нельзя

⚠️ Если в вашем проекте используется несколько библиотек, которые необходимо подключать на нескольких страницах, во избежании ошибок нужно:

  • по пути src/js/import создать папку pages
  • в папке pages создать js-файл для страницы, например, pageA.js , и импортировать туда библиотеку, которая будет использоваться только на этой странице
    • аналогично проделать шаг для дополнительных страниц
  • в файле webpack.config.js в точку входа добавить js-файлы страниц, пример:

Entry: { main: " ./src/js/index.js" , pageA: " ./src/js/import/pages/pageA.js" , pageB: " ./src/js/import/pages/pageB.js" }

  • подключить скомпилированные js-файлы на необходимых страницах

CSS-сетка smart-grid

В сборщик включена CSS-сетка smart-grid от Дмитрия Лаврика . Она позволяет избавиться от лишних классов в разметке за счёт использования примесей в SCSS и ускоряет адаптивную вёрстку. Конфигурация уже настроена в соответствии с сеткой Bootstrap . Пример использования:

Items { @include row-flex (); @include md (justify-content , center ); .item { @include col (); @include size (3 ); @include size-md (5 ); @include size-xs (10 ); } }

В этой статье рассмотрим пример Gulp окружения, которое можно использовать для комфортной фронтенд разработки веб-проекта. Данный пример по умолчанию сконфигурирован для создания сайтов и веб-приложений, в основу которых положен фреймворк Bootstrap 4.

Проект, рассматриваемый в рамках этой статьи расположен на Github по адресу: https://github.com/itchief/gulp-project-bootstrap-4

Видео к этой статье:

Инструкция по установке Gulp окружения

Для создания окружения необходимо иметь следующие установленные программы:

  • "Node.js" (загрузить установщик "Node.js" для своей операционной системы можно c этой страницы ; для проекта требуется версия программы не ниже 10 );
  • "Gulp" (установить Gulp можно посредством выполнения в консоли следующей команды: npm install -g gulp-cli).

Следующий этап – это установка npm пакетов и их зависимостей. Для этого в консоли (должны находиться в корневой директории проекта) необходимо выполнить команду:

Npm install

Данная команда установит все пакеты, которые нужны как для работы самого окружения, так и для фронтенда. Выполняет npm эти действия в соответствии с инструкциями, написанными в файле "package.json".

При использовании первой версии проекта (1.0.0), в которой используется менеджер пакетов Bower, необходимо выполнить ещё команду:

Bower install

Данная программа установит фронтенд пакеты, указанные в файле "bower.json".

Как использовать Gulp окружение?

Открыть командную строку (путь должен указывать на корневую папку проекта) и ввести gulp (обычный режим):

После ввода этой команды запустится задача по умолчанию, т.е. "default". Эта задача в свою очередь запустит серию других задач: "build", "webserver" и "watch".

Задача "build" выполнит сборку проекта для продакшена (т.е. она запустит "clean:build", "html:build", "css:build", "js:build", "fonts:build" и "image:build"). Эти задачи поместят в папку "assets/build" результирующие файлы проекта.

Задача "webserver" предназначена для запуска локального веб-сервера с «живой перезагрузкой» страниц в браузере. С помощью него можно очень просто посмотреть проект и выполнить его тестирование.

Задача "watch" используется для отслеживания изменения исходных файлов в папке "assets/src" и выполнение если это призошло различных задач. Другими словами, она позволяет автоматически запускать необходимые задачи и поддерживать результирующие файлы (содержимое папки "assets/build") в актуальном состоянии.


Кроме этого можно выполнять выборочную (самостоятельную) сборку той или иной части проекта.

Например, для сборки только CSS части сайта достаточно ввести команду:

Gulp css:build

Список других задач:

Gulp clean:build // для очистки каталога "assets/build" gulp html:build // для сборки HTML файлов gulp js:build // для сборки JS файлов gulp fonts:build // для сборки шрифтов gulp image:build // для сборки изображения

Описание Gulp окружения

В этом разделе разберём:

  • основные инструменты и файловую структуру Gulp окружения;
  • как осуществляется подключение исходников Bootstrap к проекту и их настройка;
  • как самостоятельно (с нуля) выполнить инициализацию Gulp проекта и установку зависимостей (без использования готового package.json)
  • как с нуля выполнить инициализацию Bower и установку фронтенд пакетов (без использования готового "bower.json")*;
  • содержимое файла сборщика проекта Gulp (gulpfile.js)

* Менеджер пакетов Bower не используется в проекте, начиная с версии 2.0.0.

Список инструментов

Окружение, предназначенное для разработки фронтенд проекта (сайта), построено на базе следующих инструментов:

  • Node.js (среды, в которой будет выполняться окружение);
  • npm (пакетного менеджера, входящего в Node.js; будет использоваться для загрузки Gulp, плагинов и фронтенд пакетов);
  • jQuery, Popover, Bootstrap (пакеты, которые будут использоваться для сборки css и js частей сайта);
  • Gulp и его плагины (будут использоваться для сборки проекта и выполнения других веб задач).

В первых версиях проекта дополнительно ещё использовался пакетный менеджер Bower. Он применялся за загрузки библиотек jQuery, Popover и Bootstrap. В версиях проекта, начиная с 2.0.0, загрузка данных библиотек выполняется посредством npm.

Файловая структура Gulp проекта

Файловую структуру проекта можно организовать по-разному. Это может зависеть как от предпочтений конкретного разработчика, так и от проекта, для которого она создаётся.

В данной статье будем придерживаться следующей структуры:

В корне проекта расположена папка "assets" и файлы "gulpfile.js", "package.json". Файл "gulpfile.js" будет содержать задачи для сборщика проекта Gulp.

В первой версии проекта также использовались файлы ".bowerrc" и "bower.json". Файл "bower.json" - это конфигурационный файл менеджера Bower, на основании которого определялись необходимые для загрузки фронтенд пакеты. В данном проекте он использовался для загрузки Bootstrap, jQuery и Popper.

В папке "assets" находятся две папки: "src" (для исходных файлов) и "build" (для готовых файлов; в эту папку их будет помещать сборщик Gulp). В папке "src" расположены каталоги "fonts" (для шрифтов), "img" (для исходных изображений), "js" (для js-файлов), "style" (для стилей) и "template" (для HTML фрагментов) и файл "index.html".

В первой версии проекта в папке "src" ещё находилась директория "bower_components". Она предназначалась для компонентов, загрузка которых выполнялась с помощью Bower. В текущей версии её нет.

В каталоге "js" распологаются два файла: "main.js" и "my.js". Файл "my.js" используется для написания своих скриптов, а "main.js" – для определения списка файлов, содержимое которых необходимо будет включить в итоговый js-файл. Под итоговым понимается файл, который должен получиться на выходе (в каталоге "build").

Директория "style" отведена под стили. В данной директории находятся три файла: "main.scss" (содержит список файлов, содержимое которых необходимо включить в итоговый файл стилей), "my.scss" (используется для написания своих стилей) и "variables.scss" (содержит SCSS переменные, с помощью которых будем изменять стили Bootstrap 4, а также использовать его для создания своих переменных).

Файл "index.html" - это главная страница создаваемого проекта. Кроме "index.html" в данную директорию можно поместить и другие html страницы.

Директория "template" предназначена для помещения в неё фрагментов HTML страниц. Например, в данной директории можно создать файлы "head.html" и "footer.html", и импортировать их содержимое (используя синтаксис //= путь_к_файлу) сразу в несколько страниц. Это позволит более просто создавать и редактировать html страницы, т.к. отдельные части страниц уже будут находиться в отдельных файлах.

Подключение исходников Bootstrap 4 к проекту и их настройка

Существуют разные способы подключения фреймворка Bootstrap 4 к проекту, а также варианты работы с ним.

Наиболее гибкий вариант заключается в использовании исходных кодов. В этом случае можно не только очень просто изменять дефолтные стили Bootstrap , но и подключать к проекту только те классы и компоненты, которые в нём будут использоваться .

Исходные коды CSS стилей Bootstrap 4 написаны на языке SCSS и представлены посредством большого количества небольших файлов.

Список SCSS файлов (расположены в каталоге "node_modules/bootstrap/scss/"): "functions.scss", "variables.scss", "mixins.scss", "variables.scss", "print.scss", "reboot.scss", "type.scss", "images.scss", "code.scss", "grid.scss", "tables.scss", "forms.scss", "buttons.scss", "transitions.scss", "dropdown.scss" и др.

Каждой такой файл выполняет либо определённую служебную задачу, либо отвечает за стилизацию какой-то определённой функции фреймворка или компонента. Файлы SCSS имеют краткие и понятные имена. Используя только их можно достаточно точно понять назначение каждого из них.

Настройка или изменение дефолтных стилей Bootstrap 4 осуществляется посредством переопределения значений переменных SCSS . Все SCSS переменные для удобства собраны в одном месте (в файле "variables.scss"). Но, переопределять их значения желательно, конечно же, не в этом файле, а в своём (например, имеющим такое же имя "variables.scss", но находящемся в "assets/style/variables.scss").

Например, изменение цвета тем success и danger , осуществляется посредством изменения значений переменных $green и $red:

// Переопределение дефолтных значений переменных Bootstrap 4 $red: #cc2eaa; $green: #2ecc71;

Обратите внимание , что после копирования переменных Bootstrap 4 в свой файл CSS ("assets/style/variables.scss"), у них необходимо убрать метку!default .

Метка!default предназначена для установления SCSS переменной значения по умолчанию. Если же у SCSS переменной уже есть значение, то новое значение, если оно указано с ключом!default , установлено не будет.

Указать какие исходные SCSS файлы Bootstrap 4 должны участвовать при компиляции в CSS, а какие нет, выполняется посредством SCSS файла "assets/style/main.scss". Другими словами именно содержимое этого файла и будем определять тот набор стилей, который после компиляции будет подключен к веб-странице.

Кроме этого, к этому файлу также подключёны файлы "assets/style/variables.scss" (для переопределения переменных Bootstrap) и "assets/style/my.scss" (для создания своих стилей).

Содержимое файла "main.scss" (пример):

// Переопределение дефолтных значений переменных Bootstrap 4 и определение своих @import "variables"; // Подключение нужных SCSS исходников Bootstrap 4 @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_functions"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_variables"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_mixins"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_root"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_reboot"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_type"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_images"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_code"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_grid"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_tables"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_forms"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_buttons"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_transitions"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_dropdown"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_button-group"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_input-group"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_custom-forms"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_nav"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_navbar"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_card"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_breadcrumb"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_pagination"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_badge"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_jumbotron"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_alert"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_progress"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_media"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_list-group"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_close"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_toasts"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_modal"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_tooltip"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_popover"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_carousel"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_spinners"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_utilities"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_print"; // Подключение своих SCSS файлов @import "my";

Кроме этого, для работы некоторых компонентов Bootstrap 4 нужен ещё JavaScript код.

Список js-файлов Bootstrap 4 (находятся в каталоге "node_modules/bootstrap/js/dist/"): "util.js", "alert.js", "button.js", "carousel.js", "collapse.js", "dropdown.js", "modal.js", "tooltip.js", "popover.js", "scrollspy.js", "tab.js" и "toast.js".

Определение какие js-файлы фреймворка Bootstrap 4 необходимо включить в итоговый js-файл проекта, а какие нет, выполняется посредством "main.js".

Импортирование нужных файлов в результирующий build/main.js осуществляется посредством следующей конструкции:

//= путь_к_файлу

Выполняет это действие будет Gulp плагин "gulp-rigger". Как его установить и подключить будет описано ниже.

В данный файл можно также импортировать jQuery, Popper (необходим для работы компонентов Dropdown, Tooltip и Popover) и при необходимости свои js-файлы.

Содержимое файла "main.js" (пример):

// Импортируем jQuery //= ../../../node_modules/jquery/dist/jquery.js // Импортируем Popper //= ../../../node_modules/popper.js/dist/umd/popper.js // Импортируем необходимые js-файлы Bootstrap 4 //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/util.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/alert.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/button.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/carousel.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/collapse.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/dropdown.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/modal.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/tooltip.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/popover.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/scrollspy.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/tab.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/toast.js // Импортируем другие js-файлы //= my.js

Как с нуля выполнить инициализацию Gulp проекта и установку зависимостей?

Начинается разработка проекта обычно с создания файла "package.json" (манифеста).

Файл "package.json" будет содержать общую информацию о проекте (название, версию, описание, имя автора и др.), а также данные о пакетах, от которых этот проект зависит.

Для создания манифеста, необходимо перейти в корневую папку проекта и ввести команду:

Npm init

После ввода команды необходимо ответить на следующие вопросы:

  • имя проекта (name) – "bootstrap-4";
  • номер версии (version) – "2.0.0";
  • описание (description) – "Start project with use Bootstrap 4";
  • автор (author) – "сайт";
  • git репозиторий (git repository) - "";
  • точка входа (entry point), тестовая команда (test command), лицензия (license), ключевые слова (keywords) – значения по умолчанию.

На вопрос «Is this ok?» ответим "yes" или нажмём Enter .

В результате в корневой папке проекта появится файл "package.json".

Теперь установим пакеты, которые будем использовать в проекте с помощью следующей команды:

Npm install название_пакета --save-dev // установка пакета, при этом информация о нём, автоматически прописывается в секцию "devDependencies" файла "package.json" npm install название_пакета --save-prod // установка пакета, при этом информация о нём, автоматически прописывается в секцию "dependencies" файла "package.json"

Ключ "--save-dev" или "--save-prod" определяет в какую секцию файла "package.json" попадёт информация о нём.

Список пакетов, которые будут использоваться в проекте:

Npm install gulp --save-dev // установка gulp npm install browser-sync --save-dev // установка browser-sync npm install gulp-autoprefixer --save-dev // установка gulp-autoprefixer npm install gulp-cache --save-dev // установка gulp-cache npm install gulp-clean-css --save-dev // установка gulp-clean-css npm install gulp-rimraf --save-dev // установка gulp-clean-css npm install gulp-imagemin --save-dev // установка gulp-imagemin npm install gulp-plumber --save-dev // установка gulp-plumber npm install gulp-rigger --save-dev // установка gulp-rigger npm install gulp-sass --save-dev // установка gulp-sass npm install gulp-sourcemaps --save-dev // установка gulp-sourcemaps npm install gulp-uglify --save-dev // установка gulp-uglify npm install imagemin-jpeg-recompress --save-dev // установка imagemin-jpeg-recompress npm install imagemin-pngquant --save-dev // установка imagemin-pngquant npm install gulp-rename --save-dev // установка imagemin-pngquant npm install jquery --save-prod npm install popper.js --save-prod npm install bootstrap --save-prod

После установки всех зависимостей, файл package.json будет иметь следующее содержимое:

{ "name": "bootstrap-4", "version": "2.0..com/itchief/gulp-project-bootstrap-4.git" }, "dependencies": { "jquery": "^3.4.1", "popper.js": "^1.14.7", "bootstrap": "^4.3.1" }, "devDependencies": { "browser-sync": "^2.26.7", "gulp": "^4.0.2", "gulp-autoprefixer": "^6.1.0", "gulp-cache": "^1.1.2", "gulp-clean-css": "^4.2.0", "gulp-rimraf": "^0.2.2", "gulp-imagemin": "^6.0.0", "gulp-plumber": "^1.2.1", "gulp-rigger": "^0.5.8", "gulp-sass": "^4.0.2", "gulp-sourcemaps": "^2.6.5", "gulp-uglify": "^3.0.2", "imagemin-jpeg-recompress": "^6.0.0", "imagemin-pngquant": "^8.0.0", "gulp-rename": "^1.4.0" } }

Как с нуля выполнить инициализацию Bower и установку фронтенд пакетов?

Определим папку, в которую Bower будет загружать пакеты. Для этого создадим файл.bowerrc и введём в него следующее:

{ "directory" : "assets/src/bower_components/" }

Сохраним файл.bowerrc . Теперь все компоненты будут загружаться в каталог bower_components , находящийся в assets/src/ .

Выполним инициализацию Bower (создадим файл-манифест bower.json). Создание файла bower.json можно осуществить с помощью команды (в корневой папке проекта):

Bower init Инициализация Bower

После этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  • имя проекта (name) – bootstrap-4;
  • описание (description) – Start project on Bootstrap 4 - сайт;
  • автор (author) – сайт;
  • установить установленные компоненты как зависимости (set currently installed components as dependencies) – Y (Да);
  • хотите вы отметить этот пакет как приватный, это предотвратит его случайную публикацию в реестре Bower (would you like to mark this package as private which prevents it from being accidentally published to the registry) – Y (Да);
  • на остальные вопросы оставим ответы, предлагаемые программой по умолчанию;

В результате этих действий будет создан файл bower.json .

Загрузим Bootstrap 4 и пакеты от которых он зависит (Popper и jQuery) в наш проект с помощью Bower.

Для этого в консоли необходимо ввести следующую команду:

Bower install bootstrap#v4.0.0-beta --save

Ключ -save необходим для того, чтобы информацию о пакете записать в секцию dependencies файла bower.json .

В результате bower.json будет иметь следующее содержимое:

{ "name": "bootstrap-4", "description": "Start project on Bootstrap 4 - сайт", "authors": [ "сайт" ], "license": "ISC", "keywords": , "homepage": "", "ignore": [ "**/.*", "node_modules", "bower_components", "assets/src/bower_components/", "test", "tests" ], "dependencies": { "jquery": "^3.2.1", "bootstrap": "^v4.0.0-beta" } }

Если вы не хотите инициализировать Bower (bower.json) с помощью команды bower init и устанавливать пакеты вручную, то можете просто создать файл bower.json (например, с помощью файлового менеджера) и вставить в него вышепредставленное текстовое содержимое. Для установки зависимостей в проект достаточно будет ввести следующую команду:

Bower install

Описание файла сборщика проекта Gulp (gulpfile.js)

Все действия, выполненные до этого, были подготовительными. Весь функционал, который будет выполнять создаваемое окружение, будет определяться файлом "gulpfile.js".

Файл "gulpfile.js" представляет собой список задач.

Основные задачи которые будут выполнять этот файл:

  • сбор нескольких файлов стилей в один, компиляция полученного SCSS в CSS, добавление автопрефиксов, минимизация CSS и создание source map;
  • импорт всех необходимых js-файлов в один, минимизация этого файла и создание source map;
  • сбор html файла, перенос шрифтов, обработка (сжатие) картинок и автоматическое обновление страниц посредством Browser Sync.

Кроме этого чтобы эти задачи не запускать при изменении исходных файлов вручную, создадим ещё одну задачу "watch". Она будет отслеживать изменения файлов, и запускать определённые задачи автоматически.

Код файла "gulpfile.js" (при использовании Gulp 4):

"use strict"; /* пути к исходным файлам (src), к готовым файлам (build), а также к тем, за изменениями которых нужно наблюдать (watch) */ var path = { build: { html: "assets/build/", js: "assets/build/js/", css: "assets/build/css/", img: "assets/build/img/", fonts: "assets/build/fonts/" }, src: { html: "assets/src/*.html", js: "assets/src/js/main.js", style: "assets/src/style/main.scss", img: "assets/src/img/**/*.*", fonts: "assets/src/fonts/**/*.*" }, watch: { html: "assets/src/**/*.html", js: "assets/src/js/**/*.js", css: "assets/src/style/**/*.scss", img: "assets/src/img/**/*.*", fonts: "assets/srs/fonts/**/*.*" }, clean: "./assets/build/*" }; /* настройки сервера */ var config = { server: { baseDir: "./assets/build" }, notify: false }; /* подключаем gulp и плагины */ var gulp = require("gulp"), // подключаем Gulp webserver = require("browser-sync"), // сервер для работы и автоматического обновления страниц plumber = require("gulp-plumber"), // модуль для отслеживания ошибок rigger = require("gulp-rigger"), // модуль для импорта содержимого одного файла в другой sourcemaps = require("gulp-sourcemaps"), // модуль для генерации карты исходных файлов sass = require("gulp-sass"), // модуль для компиляции SASS (SCSS) в CSS autoprefixer = require("gulp-autoprefixer"), // модуль для автоматической установки автопрефиксов cleanCSS = require("gulp-clean-css"), // плагин для минимизации CSS uglify = require("gulp-uglify"), // модуль для минимизации JavaScript cache = require("gulp-cache"), // модуль для кэширования imagemin = require("gulp-imagemin"), // плагин для сжатия PNG, JPEG, GIF и SVG изображений jpegrecompress = require("imagemin-jpeg-recompress"), // плагин для сжатия jpeg pngquant = require("imagemin-pngquant"), // плагин для сжатия png rimraf = require("gulp-rimraf"), // плагин для удаления файлов и каталогов rename = require("gulp-rename"); /* задачи */ // запуск сервера gulp.task("webserver", function () { webserver(config); }); // сбор html gulp.task("html:build", function () { return gulp.src(path.src.html) // выбор всех html файлов по указанному пути.pipe(plumber()) // отслеживание ошибок.pipe(rigger()) // импорт вложений.pipe(gulp.dest(path.build.html)) // выкладывание готовых файлов.pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузка сервера }); // сбор стилей gulp.task("css:build", function () { return gulp.src(path.src.style) // получим main.scss .pipe(plumber()) // для отслеживания ошибок.pipe(sourcemaps.init()) // инициализируем sourcemap .pipe(sass()) // scss -> css .pipe(autoprefixer()) // добавим префиксы.pipe(gulp.dest(path.build.css)) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(cleanCSS()) // минимизируем CSS .pipe(sourcemaps.write("./")) // записываем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.css)) // выгружаем в build .pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузим сервер }); // сбор js gulp.task("js:build", function () { return gulp.src(path.src.js) // получим файл main.js .pipe(plumber()) // для отслеживания ошибок.pipe(rigger()) // импортируем все указанные файлы в main.js .pipe(gulp.dest(path.build.js)) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(sourcemaps.init()) //инициализируем sourcemap .pipe(uglify()) // минимизируем js .pipe(sourcemaps.write("./")) // записываем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.js)) // положим готовый файл.pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузим сервер }); // перенос шрифтов gulp.task("fonts:build", function () { return gulp.src(path.src.fonts) .pipe(gulp.dest(path.build.fonts)); }); // обработка картинок gulp.task("image:build", function () { return gulp.src(path.src.img) // путь с исходниками картинок.pipe(cache(imagemin([ // сжатие изображений imagemin.gifsicle({ interlaced: true }), jpegrecompress({ progressive: true, max: 90, min: 80 }), pngquant(), imagemin.svgo({ plugins: [{ removeViewBox: false }] }) ]))) .pipe(gulp.dest(path.build.img)); // выгрузка готовых файлов }); // удаление каталога build gulp.task("clean:build", function () { return gulp.src(path.clean, { read: false }) .pipe(rimraf()); }); // очистка кэша gulp.task("cache:clear", function () { cache.clearAll(); }); // сборка gulp.task("build", gulp.series("clean:build", gulp.parallel("html:build", "css:build", "js:build", "fonts:build", "image:build"))); // запуск задач при изменении файлов gulp.task("watch", function () { gulp.watch(path.watch.html, gulp.series("html:build")); gulp.watch(path.watch.css, gulp.series("css:build")); gulp.watch(path.watch.js, gulp.series("js:build")); gulp.watch(path.watch.img, gulp.series("image:build")); gulp.watch(path.watch.fonts, gulp.series("fonts:build")); }); // задача по умолчанию gulp.task("default", gulp.series("build", gulp.parallel("webserver","watch")));

Код файла "gulpfile.js" содержит комментарии. С помощью них поясняется что выполняет тот или иной фрагмент инструкций.

Создание задачи в Gulp выполняется очень просто:

// создание gulp задачи (nametask – название задачи) gulp.task("nametask", function() { // действия, которые должна выполнить задача... });

Задачи в gulp построены очень просто. Их каркас действий в большинстве случаев можно представить так:

  • получить данные из исходных файлов;
  • обработать исходные данные посредством gulp плагинов;
  • сохранить полученный результат (файлы) в каталог "build".

Если используете Gulp 3, то содержимое файла "gulpfile.js" должно быть следующим:

"use strict"; /* параметры для gulp-autoprefixer */ var autoprefixerList = [ "Chrome >= 45", "Firefox ESR", "Edge >= 12", "Explorer >= 10", "iOS >= 9", "Safari >= 9", "Android >= 4.4", "Opera >= 30" ]; /* пути к исходным файлам (src), к готовым файлам (build), а также к тем, за изменениями которых нужно наблюдать (watch) */ var path = { build: { html: "assets/build/", js: "assets/build/js/", css: "assets/build/css/", img: "assets/build/img/", fonts: "assets/build/fonts/" }, src: { html: "assets/src/*.html", js: "assets/src/js/main.js", style: "assets/src/style/main.scss", img: "assets/src/img/**/*.*", fonts: "assets/src/fonts/**/*.*" }, watch: { html: "assets/src/**/*.html", js: "assets/src/js/**/*.js", css: "assets/src/style/**/*.scss", img: "assets/src/img/**/*.*", fonts: "assets/srs/fonts/**/*.*" }, clean: "./assets/build/*" }; /* настройки сервера */ var config = { server: { baseDir: "./assets/build" }, notify: false }; /* подключаем gulp и плагины */ var gulp = require("gulp"), // подключаем Gulp webserver = require("browser-sync"), // сервер для работы и автоматического обновления страниц plumber = require("gulp-plumber"), // модуль для отслеживания ошибок rigger = require("gulp-rigger"), // модуль для импорта содержимого одного файла в другой sourcemaps = require("gulp-sourcemaps"), // модуль для генерации карты исходных файлов sass = require("gulp-sass"), // модуль для компиляции SASS (SCSS) в CSS autoprefixer = require("gulp-autoprefixer"), // модуль для автоматической установки автопрефиксов cleanCSS = require("gulp-clean-css"), // плагин для минимизации CSS uglify = require("gulp-uglify"), // модуль для минимизации JavaScript cache = require("gulp-cache"), // модуль для кэширования imagemin = require("gulp-imagemin"), // плагин для сжатия PNG, JPEG, GIF и SVG изображений jpegrecompress = require("imagemin-jpeg-recompress"), // плагин для сжатия jpeg pngquant = require("imagemin-pngquant"), // плагин для сжатия png rimraf = require("gulp-rimraf"), // плагин для удаления файлов и каталогов rename = require("gulp-rename"); /* задачи */ // запуск сервера gulp.task("webserver", function () { webserver(config); }); // сбор html gulp.task("html:build", function () { return gulp.src(path.src.html) // выбор всех html файлов по указанному пути.pipe(plumber()) // отслеживание ошибок.pipe(rigger()) // импорт вложений.pipe(gulp.dest(path.build.html)) // выкладывание готовых файлов.pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузка сервера }); // сбор стилей gulp.task("css:build", function () { return gulp.src(path.src.style) // получим main.scss .pipe(plumber()) // для отслеживания ошибок.pipe(sourcemaps.init()) // инициализируем sourcemap .pipe(sass()) // scss -> css .pipe(autoprefixer({ // добавим префиксы browsers: autoprefixerList })) .pipe(gulp.dest(path.build.css)) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(cleanCSS()) // минимизируем CSS .pipe(sourcemaps.write("./")) // записываем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.css)) // выгружаем в build .pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузим сервер }); // сбор js gulp.task("js:build", function () { return gulp.src(path.src.js) // получим файл main.js .pipe(plumber()) // для отслеживания ошибок.pipe(rigger()) // импортируем все указанные файлы в main.js .pipe(gulp.dest(path.build.js)) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(sourcemaps.init()) //инициализируем sourcemap .pipe(uglify()) // минимизируем js .pipe(sourcemaps.write("./")) // записываем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.js)) // положим готовый файл.pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузим сервер }); // перенос шрифтов gulp.task("fonts:build", function () { return gulp.src(path.src.fonts) .pipe(gulp.dest(path.build.fonts)); }); // обработка картинок gulp.task("image:build", function () { return gulp.src(path.src.img) // путь с исходниками картинок.pipe(cache(imagemin([ // сжатие изображений imagemin.gifsicle({ interlaced: true }), jpegrecompress({ progressive: true, max: 90, min: 80 }), pngquant(), imagemin.svgo({ plugins: [{ removeViewBox: false }] }) ]))) .pipe(gulp.dest(path.build.img)); // выгрузка готовых файлов }); // удаление каталога build gulp.task("clean:build", function () { return gulp.src(path.clean, { read: false }) .pipe(rimraf()); }); // очистка кэша gulp.task("cache:clear", function () { cache.clearAll(); }); // сборка gulp.task("build", [ "clean:build", "html:build", "css:build", "js:build", "fonts:build", "image:build" ]); // запуск задач при изменении файлов gulp.task("watch", function () { gulp.watch(path.watch.html, ["html:build"]); gulp.watch(path.watch.css, ["css:build"]); gulp.watch(path.watch.js, ["js:build"]); gulp.watch(path.watch.img, ["image:build"]); gulp.watch(path.watch.fonts, ["fonts:build"]); }); // задача по умолчанию gulp.task("default", [ "build", "webserver", "watch" ]);

В те времена, когда сайты были небольшими, необходимости в отдельной сборке фронтенда не было. Однако объем и сложность CSS и JS все увеличивались, и вид, в котором удобно разрабатывать, стал сильно отличаться от вида, в котором нужно показывать результат пользователю. Появились такие задачи, как конкатенация (склеивание) файлов, минимизация кода и даже предварительная компиляция. Результатом этого стали специализированные системы сборки фронтенда, о которых мы и расскажем.

Разумеется, как только необходимость в сборке стала ощутима, тут же на фронтенд начали переползать инструменты, использовавшиеся бэкендом. Основная их проблема и причина того, что в данный момент их все меньше используют для фронтенда, - они совершенно не заточены под его специфику, так как структура проекта, используемые технологии и цикл разработки очень сильно зависят от задач проекта и могут значительно отличаться. Тот же Ant, например, обладает многословным синтаксисом и не особо умеет делать нужные для фронтенда вещи: встроенных задач совсем немного, а расширяется он плохо. Если говорить о GNU make, то он гораздо более универсальный, поскольку оперирует shell-командами. Из недостатков нужно упомянуть об особом синтаксисе, который надо дополнительно изучать, необходимости хорошо знать shell, а также тенденции к быстрому усложнению Makefile при росте требований к сборке.

Давай рассмотрим средних размеров сайт со стандартной структурой и попробуем перечислить основные этапы сборки, которые он проходит. Для простоты предположим, что ты не заморачиваешься с созданием разных JS-файлов для разных страниц, но при этом хочешь держать в девелопмент-окружении несколько небольших файлов, чтобы поддержать какую-никакую модульность. Обычно это выглядит как-то так:

/libs/ jquery.min.js underscore.min.js /js/ common.js carousel.js popups.js ....

Система сборки обычно делает следующее:

  • конкатенирует все JS-файлы в один (в нужном порядке, мы же не хотим загрузить наши скрипты раньше, чем jQuery);
  • проверяет JS-код на валидность (например, с помощью JSHint);
  • минимизирует код, по необходимости его обфусцирует (то есть делает непонятным);
  • конкатенирует CSS-файлы (порядок тут тоже важен, так как свойства часто переопределяются);
  • минимизирует CSS;
  • складывает файлики в отдельную директорию, из которой ты и подключаешь их в своем HTML.

Зачастую эта простая схема усложняется дополнительными требованиями: прогоняются тесты, компилируется код CSS-препроцессоров, оптимизируются картинки, компилируются шаблоны.

Все эти задачи, и даже больше, умеют решать современные инструменты сборки. Будем рассматривать самые популярные решения, которые работают на платформе Node.js. Общим их преимуществом является понятный язык, который знают (или считают, что знают) все фронтенд-разработчики, изначальная направленность на решение задач фронтенда, а также понятное Node.js окружение, в котором ты, может быть, уже разрабатываешь свое приложение.

Grunt

Grunt - самый старый, самый главный и самый популярный инструмент для сборки. Почти все рассматриваемые нами системы сборки так или иначе сравнивают себя с Grunt, а некоторые и возникли как более быстрые или более простые его альтернативы. Несмотря на это, у него есть пара существенных недостатков.

Во-первых, как отмечают многие фронтенд-разработчики, Grunt многословен. На настройку простой системы сборки потребуется конфиг под сотню строк. Впрочем, само по себе это не такой уж недостаток: конфиг читается довольно легко, а в силу популярности Grunt найти уже готовый конфиг под типовую задачу обычно не представляет труда.

Во-вторых, Grunt разрабатывался как универсальный продукт, то есть на его основе можно решить практически любую задачу, связанную со сборкой проекта. Это круто, но за универсальность приходится платить. Как упоминавшейся многословностью, так и скоростью. В сравнении с другими системами сборки на Node.js Grunt заметно медленнее, и, что особенно неприятно, имеет тенденцию замедляться по мере роста проекта. Если не вдаваться в детали архитектуры Grunt, то причина кроется в том, что каждый раз, когда тебе нужно собрать, например, JS-файл, он пересобирает все JS-файлы. Можно постараться ускорить процесс сборки, прописав вручную необходимые связи между файлами, но на проекте со сложным деревом зависимостей файлов это может оказаться чрезмерно сложным.

Несмотря на все это, у Grunt огромная экосистема: сотни плагинов, тысячи проектов, миллиарды разработчиков, вот это все. То есть мало того, что Grunt универсален, еще и плагин под твою задачу уже, скорее всего, написан.

Подводя итог, можно сказать, что Grunt - отличный выбор для маленьких и средних проектов, особенно если раньше ты не настраивал никаких систем сборки. Огромное комьюнити, куча плагинов, понятная документация и даже статьи и доклады на русском языке для тех несчастных, кто без этого не может. Ну и конечно, если в дальнейшем по каким-то причинам Grunt перестанет тебя устраивать, всегда можно перейти на другую систему, лишенную его недостатков.

Gulp

Gulp - активно развивающаяся в данный момент система сборки. В основе ее архитектуры лежит использование потоков в Node.js, что позволяет не записывать на диск временные файлы и папки. Основные достоинства Gulp - скорость и краткость конфига. Причем если первое бесспорно, то краткость по сравнению с Grunt достигается просто за счет другой его структуры. Если в конфиге Grunt ты по отдельности оперируешь плагинами, настраивая каждый из них, то в конфиге Gulp нужно описывать процесс, который должен пройти каждый файл (или набор файлов), чтобы быть собранным. Вот жизненный пример компиляции SASS:

Gulp.task("styles", function() { return gulp.src("styles/*.scss") .pipe(sass({ style: "expanded" })) .pipe(rename({suffix: ".min"})) .pipe(minifycss()) .pipe(gulp.dest("build/styles/css")); });

В первой строчке мы регистрируем задачу для Gulp с именем styles . Затем последовательно описываем, что же нужно сделать с каждым из файлов, подходящим под маску styles/*.scss: компилируем SASS, добавляем.min к имени файла, минимизируем, кладем в конечную директорию. Если с этим файлом понадобится делать что-то еще, мы просто добавим соответствующую команду, например.pipe(добавить комментарий с ASCII-единорогом в начало файла) (надеюсь, для этой повседневной задачи сделают наконец плагин). Мне такой подход к написанию конфига нравится больше: он лучше описывает, что же реально происходит с твоими файлами.

Конечно, пока Gulp проигрывает Grunt по количеству плагинов, но для множества задач плагины есть. Скорее всего, тебе хватит существующих плагинов, а если будет чего-то очень не хватать, всегда можно написать свой (шутка). Кстати, есть пакет gulp-grunt, который позволяет запускать задачи Grunt из Gulp, если прям очень надо.

Если тебе нравится подобный подход к сборке, важна скорость и не нужно выполнять специфические задачи, плагин для которых есть только для Grunt, то Gulp может стать отличным выбором. На настоящий момент Gulp остается самым серьезным конкурентом Grunt.

Broccolli

Самый молодой из рассматриваемых инструментов сборки, находится сейчас, по сути, в стадии разработки. Разработчики Broccolli не скрывают, что вдохновлялись Gulp, однако считают некоторые концепции, лежащие в его основе, ошибочными. Например, они выбрали кеширование всех промежуточных результатов сборки (причем реализуемое каждым из плагинов) для ее ускорения вместо частичной пересборки только требуемых файлов. Также им не понравилось, что Gulp лучше всего оперирует с трансформацией одного файла в один итоговый, то есть один к одному. Чтобы улучшить выполнение операций вида «много к одному», в данный момент Gulp разрабатывает сложную схему с созданием виртуальной файловой системы, что разработчикам Broccolli кажется лишним усложнением и проявлением слабости изначальных концепций Gulp. Broccolli изначально оперирует понятиями деревьев вместо файлов и совершает только трансформации деревьев в другие деревья (пусть даже вырожденные и из одной вершины).

Очень разумный теоретический подход к проблеме сборки не снимает проблемы количества расширений к Broccolli. К сожалению, их около двух десятков и выполняют они только самые базовые задачи. Если хочется попробовать что-то новое, посмотри на Broccolli, он достаточно быстр, активно разрабатывается, но, наверное, для применения на серьезных проектах еще сыроват.

Brunch

Brunch создавался с той же задачей - уделать Grunt по всем фронтам, но подошел к ней совсем с другой стороны. Разработчики Brunch решили взять хорошим пониманием предметной области, то есть сделать менее универсальный инструмент, который будет заточен именно под задачи фронтенда, например без всяких настроек понимать, что *.js - это файл со скриптами, *.coffee - CoffeeScript и так далее. Brunch довольно быстрый, гораздо быстрее Grunt, но чуть медленнее Gulp. К безусловным достоинствам Brunch стоит отнести также действительно компактный конфиг, меньше, чем у Grunt и Gulp, в разы. Вот, например, простой конфиг Brunch:

Exports.config = files: javascripts: joinTo: "javascripts/app.js": /^app/ "javascripts/vendor.js": /^(bower_components|vendor)/ stylesheets: joinTo: "stylesheets/app.css" order: after: ["vendor/styles/helpers.css"] templates: joinTo: "javascripts/app.js"

Заметь, что конфиг можно писать как на CoffeeScript (как в данном случае), так и на обычном JS. Мы создаем обычный модуль, который возвращает JSON с настройками сборки.

Обрати внимание на ключи joinTo и order. Это и есть знание предметной области, о котором я упоминал, - на уровне конфига Brunch знает, что ты, скорее всего, захочешь склеить файлы, причем некоторые раньше остальных. Именно это позволяет заменить 400 строк конфига Grunt на 20–30 строчек Brunch.

Плюс к этому экосистема Brunch гораздо меньше, чем у Grunt и даже чем у Gulp. Плагинов около 50 (сравни с 450+ у Gulp, например), развитие идет не очень быстро, в общем, здесь все довольно печально.

Подводя итог: если тебе очень нравятся короткие конфиги, важна скорость, но при это не нужны никакие особенные действия на этапе сборки, то можно посмотреть на Brunch. Смущает, конечно, небольшое количество плагинов, но, может быть, ситуация поменяется.

ENB

Ну и под конец самое сладкое. Хочу рассказать про систему сборки, разработанную в Яндексе Маратом Дулиным, которая называется ENB. Именно ее мы сейчас и используем на нашем проекте. Ее подход принципиально отличается от всех описанных систем: изначально она создавалась для работы с проектами, использующими BEM-методологию, хотя, как отмечает автор, ее платформа свободна от идеологии BEM и может быть использована для всех проектов подходящей структуры.

Вкратце, в чем суть. В ENB мы оперируем понятием цели, то есть конечного файла, который нужно собрать, или ноды (папки, в общем случае страницы), для которой нужно собрать некоторый набор файлов. Для того чтобы собрать целевой файл, мы используем некоторое количество технологий (грубо говоря, плагинов в терминах Grunt, хотя технологии меньше по размерам и более специализированы). Первым делом ENB определяет исходный набор файлов, которые нужны для сборки целей (этим занимаются несколько базовых технологий, по умолчанию работающие с методологией BEM, то есть они ищут *.bemdecl -файл, в котором прописаны зависимости данной ноды от разных блоков), полностью разворачивает это дерево зависимостей (когда блок, от которого зависит твоя страница, сам зависит от другого, подключаются оба в нужном порядке), а затем находит файлы, необходимые для каждой зарегистрированной технологии. Затем ENB придерживается описанной в конфиге последовательности трансформаций файлов (тут можно проследить некоторую аналогию с Gulp). Несмотря на некоторые отличия от стандартного подхода систем сборки, разобравшись с основными понятиями, дальше работать с ENB довольно легко.

Основные преимущества ENB: скорость сборки, за счет гибкой системы кеширования и возможности обмениваться промежуточными данными между разными технологиями, параллелизации независимых процессов, и выделении самых тяжелых технологий в отдельные субпроцессы. К ENB необычайно просто писать новые технологии, если тебя чем-то не устраивает поведение стандартных.

К недостаткам можно отнести то, что конфиг ENB достаточно многословный, так как есть возможность управлять абсолютно всеми этапами сборки. Плюс ENB все-таки писался для BEM-методологии, и прикрутить его к проекту с совершенно другой структурой потребует лишних телодвижений. Для ENB не так много написанных технологий (порядка 60), но с большинством задач BEM-проектов он справляется на ура.

Подводя итог: ENB - лучший выбор для проектов, основанных на методологии BEM, которую лично я считаю наиболее подходящей для средних и больших сайтов, так как организация кода по блокам рулит и бибикает. Он очень быстрый, собирает десятки страниц и сотни файлов за считаные секунды, несложный в настройке и приятный в использовании. Если твой проект крупный, ты путаешься в коде и правишь файлики по тысяче строк, советую подробнее изучить BEM как способ организации структуры фронтенд-проектов. А когда ты полюбишь BEM, ты полюбишь и ENB, как самый родной инструмент сборки BEM-проектов.

В наше время сборка front-end’a является уже неким стандартом в разработке сайтов и веб-приложений. Есть множество вариантов сборки ресурсов сайта и каждый разработчик выбирает для себя сам, какие инструменты для этого использовать. Я же хочу поведать о процессе сборке с помощью менеджера задач, которому отдал предпочтение, а именно GULP.

В двух слова о Gulp

Gulp — это менеджер задач (как grunt) для сборки ресурсов и выполнения рутинных задач. Он прост в использовании. Это крайне полезный швейцарский нож и может выполнять множество функций. А самое главное он быстр.

Установка Gulp

Прежде всего для работы gulp необходимо установить node.js

Находясь в корне проекта инициализируем проект для npm.

Npm init

Установим gulp и добавим его в зависимости проекта

Npm install --save-dev gulp

Теперь необходимо создать файл в корне проекта gulpfile.js и создадим пустую задачу для примера.

Var gulp = require("gulp"); gulp.task("default", function() { // место для кода, который будет выполняться в задаче });

Собственно так и будут выглядеть задачи в gulp. Практически для каждой задачи, которую может понадобиться выполнить для сборки вашего front-end’a есть плагины. Об установке и использовании плагинов далее.

Сборка css

Думаю в наши дни уже все используют css препроцессоры. Если вы еще не используете какой-либо css препроцессор, вам срочно необходимо ознакомиться с или и начать использовать sass или less в работе.

Я предпочитаю использовать sass, поэтому покажу на примере плагина sass.

Установка плагина

Npm install gulp-sass --save-dev

Две простейших задачи для сборки и live сборки sass файлов при их изменении.

Var gulp = require("gulp"); var sass = require("gulp-sass"); //Задача для сборки gulp.task("sass", function () { return gulp.src("./sass/**/*.scss") .pipe(sass().on("error", sass.logError)) .pipe(gulp.dest("./css")); }); //Задача, после запуска которой, gulp будет следить за изменениями файлов gulp.task("watch", function () { gulp.watch("./sass/**/*.scss", ["sass"]); });

Теперь прописав в консоли gulp sass , gulp соберет все ваши sass файлы в указанной директории.
А выполнив gulp watch запустится процесс, который будет следить за изменением sass файлов, и при изменении сразу их компилировать.

Для остановки процесса достаточно нажать на клавиатуре Ctrl + C.

Объединение JavaScript файлов

Для этого необходимо установить плагин gulp-concat .

Npm install --save-dev gulp-concat

Теперь добавим задачу в наш gulpfile.js .

Var gulp = require("gulp"); var sass = require("gulp-sass"); var concat = require("gulp-concat"); gulp.task("sass", function () { return gulp.src("./sass/**/*.scss") .pipe(sass().on("error", sass.logError)) .pipe(gulp.dest("dist/css")); }); gulp.task("scripts", function() { return gulp.src("src/**/*.js") .pipe(concat("app.js")) .pipe(gulp.dest("dist/js")); }); gulp.task("watch", ["sass", "scripts"], function() { gulp.watch("css/**/*.sass", ["sass"]); gulp.watch("src/**/*.js", ["scripts"]); });

Обратите внимание, что задачи sass и scripts находятся в зависимостях у задачи watch.

Теперь скрипты будут объединяться по команде gulp scripts или же при gulp watch .

Минификация ресурсов

Для минификации JavaScript файлов необходимо установить плагин uglify , а для минификации sass файлов необходимо добавить опцию {outputStyle: "compressed"} .

Var gulp = require("gulp"); var sass = require("gulp-sass"); var concat = require("gulp-concat"); var uglify = require("gulp-uglify"); gulp.task("sass", function () { return gulp.src("./sass/**/*.scss") .pipe(sass({outputStyle: "compressed"}).on("error", sass.logError)) .pipe(gulp.dest("dist/css")); }); gulp.task("scripts", function() { return gulp.src("src/**/*.js") .pipe(concat("app.js")) .pipe(uglify()) .pipe(gulp.dest("dist/js")); }); gulp.task("watch", ["sass", "scripts"], function() { gulp.watch("css/**/*.sass", ["sass"]); gulp.watch("src/**/*.js", ["scripts"]); });

Версионность ресурсов

Версионность ресурсов необходима для контроля кешированных файлов в браузерах посетителей. Если вы работаете с html файлами, то имена создаваемым файлам и пути к ним можно генерировать с помощью плагина gulp-rev или gulp-rev-all . С помощью них выходят файлы файлы с именами такого типа: app-ef62e7.js .
Но когда вы работаете с движками сайтов и вам нужно в определенном файле (любого формата), в определенном месте прописать необходимые пути, то реализовать это можно таким способом.

В первую очередь установим плагины gulp-html-replace и gulp-rename .

Npm install gulp-html-replace --save-dev npm install gulp-rename --save-dev

gulp-rename — будет называть файлы, а gulp-html-replace будет прописывать пути в указанных файлах.

Имена файлов

Теперь дополним наш gulpfile новыми строками:

Var gulp = require("gulp"); var sass = require("gulp-sass"); var concat = require("gulp-concat"); var uglify = require("gulp-uglify"); var htmlreplace = require("gulp-html-replace"); var rename = require("gulp-rename"); var time = Date.now(); gulp.task("path", function () { gulp.src("/assets_tpl.php") .pipe(htmlreplace({ "js": [ "/dist/js/app-"+time+".js" ], "css": [ "/dist/css/bundle-"+time+".css" ] })) .pipe(rename("assets.php")) .pipe(gulp.dest("/")); }); gulp.task("sass",["path"], function () { return gulp.src("./sass/**/*.scss") .pipe(sass({outputStyle: "compressed"}).on("error", sass.logError)) .pipe(concat("bundle-"+time+".css")) .pipe(gulp.dest("dist/css")); }); gulp.task("scripts",["path"], function() { return gulp.src("src/**/*.js") .pipe(concat("app-"+time+".js")) .pipe(uglify()) .pipe(gulp.dest("dist/js")); }); gulp.task("watch", ["sass", "scripts"], function() { gulp.watch("css/**/*.sass", ["sass"]); gulp.watch("src/**/*.js", ["scripts"]); });

Переменная time создана для генерации уникального числа в момент инициализации gulp скрипта. В данном случае это простой timestamp. Он и будет прописываться в имя файла.

Пути к файлам

Также создана новая задача path , которая по файлу-шаблону assets_tpl.php сгенерирует файл assets.php с боевыми путями к файлам.

Вот как выглядит файл-шаблон assets_tpl.php:

Вместо указанных тегов в сгенерированном файле будут прописаны пути к файлу.

Так же стоит обратить внимание, что задача path добавлена как зависимость для задач sass и scripts .

Но теперь у нас при каждом выполнении любой из задач будут создаваться новые файлы, а старые будут оставаться. Для того, что бы хранились только свежие файлы, необходимо чистить папку с скомпилированными ресурсами. Для этого необходимо установить плагин gulp-clean .

Npm install --save-dev gulp-clean

Затем добавим задачу с флагом {read: false} , для ускоренного удаления.

Var clean = require("gulp-clean"); gulp.task("clean", function () { return gulp.src("dist", {read: false}) .pipe(clean()); });

И создадим задачу build , которая будет выполнять чистку, а затем собирать все наши ресурсы.

Gulp.task("build",["clean","sass","scripts","path"], function () {});

Таким образом выполнив в консоли команду gulp build , gulp полностью автоматически соберет весь front-end для проекта. Данную команду также можно повесить на хук после деплоя проекта на сервер / хостинг.

Заключение

В данной статье показан пример для ознакомления, как можно собирать файлы стилей и скриптов для ваших проектов. Вариантов и плагинов множество и выбрать каждый может под себя сам.

Если вам полезен данный материал, подписывайтесь на мой блог, чтобы получать уведомления о новых публикациях на темы: верстки, javascript и разработки кроссплатформенных мобильных приложений.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: