Основы работы с DOM в JavaScript. Что такое DOM и зачем он нужен? Что такое объектная модель документа dom

Работа с DOM-моделью

Каждый объект Window имеет свойство document , ссылающееся на объект Document. Этот объект Document не является автономным объектом. Он является центральным объектом обширного API, известного как объектная модель документа (DOM), который определяет порядок доступа к содержимому документа.

Обзор модели DOM

Объектная модель документа (Document Object Model, DOM) - это фундаментальный прикладной программный интерфейс, обеспечивающий возможность работы с содержимым HTML и XML-документов. Прикладной программный интерфейс (API) модели DOM не особенно сложен, но в нем существует множество архитектурных особенностей, которые вы должны знать.

Прежде всего, следует понимать, что вложенные элементы HTML или XML-документов представлены в виде дерева объектов DOM. Древовидное представление HTML-документа содержит узлы, представляющие элементы или теги, такие как и

И узлы, представляющие строки текста. HTML-документ также может содержать узлы, представляющие HTML-комментарии. Рассмотрим следующий простой HTML-документ:

Пример документа Это HTML-документ

Пример простого текста.

DOM-представление этого документа приводится на следующей диаграмме:

Тем, кто еще не знаком с древовидными структурами в компьютерном программировании, полезно узнать, что терминология для их описания была заимствована у генеалогических деревьев. Узел, расположенный непосредственно над данным узлом, называется родительским по отношению к данному узлу. Узлы, расположенные на один уровень ниже другого узла, являются дочерними по отношению к данному узлу. Узлы, находящиеся на том же уровне и имеющие того же родителя, называются сестринскими . Узлы, расположенные на любое число уровней ниже другого узла, являются его потомками. Родительские, прародительские и любые другие узлы, расположенные выше данного узла, являются его предками.

Каждый прямоугольник на этой диаграмме является узлом документа, который представлен объектом Node . Обратите внимание, что на рисунке изображено три различных типа узлов. Корнем дерева является узел Document, который представляет документ целиком. Узлы, представляющие HTML-элементы, являются узлами типа Element, а узлы, представляющие текст, - узлами типа Text. Document, Element и Text - это подклассы класса Node. Document и Element являются двумя самыми важными классами в модели DOM.

Тип Node и его подтипы образуют иерархию типов, изображенную на диаграмме ниже. Обратите внимание на формальные отличия между обобщенными типами Document и Element, и типами HTMLDocument и HTMLElement. Тип Document представляет HTML и XML-документ, а класс Element представляет элемент этого документа. Подклассы HTMLDocument и HTMLElement представляют конкретно HTML-документ и его элементы:

На этой диаграмме следует также отметить наличие большого количества подтипов класса HTMLElement, представляющих конкретные типы HTML-элементов. Каждый из них определяет JavaScript-свойства, отражающие HTML-атрибуты конкретного элемента или группы элементов. Некоторые из этих специфических классов определяют дополнительные свойства или методы, которые не являются отражением синтаксиса языка разметки HTML.

Выбор элементов документа

Работа большинства клиентских программ на языке JavaScript так или иначе связана с манипулированием элементами документа. В ходе выполнения эти программы могут использовать глобальную переменную document, ссылающуюся на объект Document. Однако, чтобы выполнить какие-либо манипуляции с элементами документа, программа должна каким-то образом получить, или выбрать, объекты Element, ссылающиеся на эти элементы документа. Модель DOM определяет несколько способов выборки элементов. Выбрать элемент или элементы документа можно:

    по значению атрибута id;

    по значению атрибута name;

    по имени тега;

    по имени класса или классов CSS;

    по совпадению с определенным селектором CSS.

Все эти приемы выборки элементов описываются в следующих подразделах.

Выбор элементов по значению атрибута id

Все HTML-элементы имеют атрибуты id. Значение этого атрибута должно быть уникальным в пределах документа - никакие два элемента в одном и том же документе не должны иметь одинаковые значения атрибута id. Выбрать элемент по уникальному значению атрибута id можно с помощью метода getElementById() объекта Document:

Var section1 = document.getElementById("section1");

Это самый простой и самый распространенный способ выборки элементов. Если сценарию необходимо иметь возможность манипулировать каким-то определенным множеством элементов документа, присвойте значения атрибутам id этих элементов и используйте возможность их поиска по этим значениям.

В версиях Internet Explorer ниже IE8 метод getElementById() выполняет поиск значений атрибутов id без учета регистра символов и, кроме того, возвращает элементы, в которых будет найдено совпадение со значением атрибута name.

Выбор элементов по значению атрибута name

HTML-атрибут name первоначально предназначался для присваивания имен элементам форм, и значение этого атрибута использовалось, когда выполнялась отправка данных формы на сервер. Подобно атрибуту id, атрибут name присваивает имя элементу. Однако, в отличие от id, значение атрибута name не обязано быть уникальным: одно и то же имя могут иметь сразу несколько элементов, что вполне обычно при использовании в формах радиокнопок и флажков. Кроме того, в отличие от id, атрибут name допускается указывать лишь в некоторых HTML-элементах, включая формы, элементы форм и элементы и .

Выбрать HTML-элементы, опираясь на значения их атрибутов name, можно с помощью метода getElementsByName() объекта Document:

Var radiobuttons = document.getElementsByName("favorite_color");

Метод getElementsByName() определяется не классом Document, а классом HTMLDocument, поэтому он доступен только в HTML-документах и не доступен в XML-документах. Он возвращает объект NodeList , который ведет себя, как доступный только для чтения массив объектов Element.

В IE метод getElementsByName() возвращает также элементы, значения атрибутов id которых совпадает с указанным значением. Чтобы обеспечить совместимость с разными версиями браузеров, необходимо внимательно подходить к выбору значений атрибутов и не использовать одни и те же строки в качестве значений атрибутов name и id.

Выбор элементов по типу

Метод getElementsByTagName() объекта Document позволяет выбрать все HTML или XML-элементы указанного типа (или по имени тега). Например, получить подобный массиву объект, доступный только для чтения, содержащий объекты Element всех элементов в документе, можно следующим образом:

Var spans = document.getElementsByTagName("span");

Подобно методу getElementsByName(), getElementsByTagName() возвращает объект NodeList. Элементы документа включаются в массив NodeList в том же порядке, в каком они следуют в документе, т.е. первый элемент

В документе можно выбрать так:

Var firstParagraph = document.getElementsByTagName("p");

Имена HTML-тегов не чувствительны к регистру символов, и когда getElementsByTagName() применяется к HTML-документу, он выполняет сравнение с именем тега без учета регистра символов. Переменная spans, созданная выше, например, будет включать также все элементы , которые записаны как .

Можно получить NodeList, содержащий все элементы документа, если передать методу getElementsByTagName() шаблонный символ «*».

Кроме того, классом Element также определяет метод getElementsByTagName(). Он действует точно так же, как и версия метода в классе Document, но выбирает только элементы, являющиеся потомками для элемента, относительно которого вызывается метод. То есть отыскать все элементы внутри первого элемента

Можно следующим образом:

Var firstParagraph = document.getElementsByTagName("p"); var firstParagraphSpans = firstParagraph.getElementsByTagName("span");

По историческим причинам класс HTMLDocument определяет специальные свойства для доступа к узлам определенных типов. Свойства images , forms и links , например, ссылаются на объекты, которые ведут себя как массивы, доступные только для чтения, содержащие элементы , и (но только те теги , которые имеют атрибут href). Эти свойства ссылаются на объекты HTMLCollection, которые во многом похожи на объекты NodeList, но дополнительно могут индексироваться значениями атрибутов id и name.

Объект HTMLDocument также определяет свойства-синонимы embeds и plugins , являющиеся коллекциями HTMLCollection элементов . Свойство anchors является нестандартным, но с его помощью можно получить доступ к элементам , имеющим атрибут name, но не имеющим атрибут href. Свойство scripts определено стандартом HTML5 и является коллекцией HTMLCollection элементов .

Кроме того, объект HTMLDocument определяет два свойства, каждое из которых ссылается не на коллекцию, а на единственный элемент. Свойство document.body представляет элемент HTML-документа, а свойство document.head - элемент . Эти свойства всегда определены в документе: даже если в исходном документе отсутствуют элементы и , браузер создаст их неявно. Свойство documentElement объекта Document ссылается на корневой элемент документа. В HTML-документах он всегда представляет элемент .

Выбор элементов по классу CSS

Значением HTML-атрибута class является список из нуля или более идентификаторов, разделенных пробелами. Он дает возможность определять множества связанных элементов документа: любые элементы, имеющие в атрибуте class один и тот же идентификатор, являются частью одного множества. Слово class зарезервировано в языке JavaScript, поэтому для хранения значения HTML-атрибута class в клиентском JavaScript используется свойство className.

Обычно атрибут class используется вместе с каскадными таблицами стилей CSS, с целью применить общий стиль отображения ко всем членам множества. Однако кроме этого, стандарт HTML5 определяет метод getElementsByClassName() , позволяющий выбирать множества элементов документа на основе идентификаторов в их атрибутах class.

Подобно методу getElementsByTagName(), метод getElementsByClassName() может вызываться и для HTML-документов, и для HTML-элементов, и возвращает «живой» объект NodeList, содержащий все потомки документа или элемента, соответствующие критерию поиска.

Метод getElementsByClassName() принимает единственный строковый аргумент, но в самой строке может быть указано несколько идентификаторов, разделенных пробелами. Соответствующими будут считаться все элементы, атрибуты class которых содержат все указанные идентификаторы. Порядок следования идентификаторов не имеет значения. Обратите внимание, что и в атрибуте class, и в аргументе метода getElementsByClassName() идентификаторы классов разделяются пробелами, а не запятыми.

Ниже приводится несколько примеров использования метода getElementsByClassName():

// Отыскать все элементы с классом "warning" var warnings = document.getElementsByClassName("warning"); // Отыскать всех потомков элемента с идентификаторам "log" // с классами "error" и "fatal" var log = document.getElementById("log"); var fatal = log.getElementsByClassName("fatal error");

Выбор элементов с использованием селекторов CSS

Каскадные таблицы стилей CSS имеют очень мощные синтаксические конструкции, известные как селекторы, позволяющие описывать элементы или множества элементов документа. Наряду со стандартизацией селекторов CSS3 , другой стандарт консорциума W3C, известный как Selectors API , определяет методы JavaScript для получения элементов, соответствующих указанному селектору.

Ключевым в этом API является метод querySelectorAll() объекта Document. Он принимает единственный строковый аргумент с селектором CSS и возвращает объект NodeList, представляющий все элементы документа, соответствующие селектору.

В дополнение к методу querySelectorAll() объект документа также определяет метод querySelector() , подобный методу querySelectorAll(), - с тем отличием, что он возвращает только первый (в порядке следования в документе) соответствующий элемент или null, в случае отсутствия соответствующих элементов.

Эти два метода также определяются классом Elements. Когда они вызываются относительно элемента, поиск соответствия заданному селектору выполняется во всем документе, а затем результат фильтруется так, чтобы в нем остались только потомки использованного элемента. Такой подход может показаться противоречащим здравому смыслу, так как он означает, что строка селектора может включать предков элемента, для которого выполняется сопоставление.

Структура документа и навигация по документу

После выбора элемента документа иногда бывает необходимо отыскать структурно связанные части документа (родитель, братья, дочерний элемент). Объект Document можно представить как дерево объектов Node. Тип Node определяет свойства, позволяющие перемещаться по такому дереву. Существует еще один прикладной интерфейс навигации по документу, как дерева объектов Element.

Документы как деревья узлов

Объект Document, его объекты Element и объекты Text, представляющие текстовые фрагменты в документе - все они являются объектами Node. Класс Node определяет следующие важные свойства:

parentNode

Родительский узел данного узла или null для узлов, не имеющих родителя, таких как Document.

childNodes

Доступный для чтения объект, подобный массиву (NodeList), обеспечивающий представление дочерних узлов.

firstChild, lastChild

Первый и последний дочерние узлы или null, если данный узел не имеет дочерних узлов.

nextSibling, previousSibling

Следующий и предыдущий братские узлы. Братскими называются два узла, имеющие одного и того же родителя. Порядок их следования соответствует порядку следования в документе. Эти свойства связывают узлы в двусвязный список.

nodeType

Тип данного узла. Узлы типа Document имеют значение 9 в этом свойстве. Узлы типа Element - значение 1. Текстовые узлы типа Text - значение 3. Узлы типа Comments - значение 8 и узлы типа DocumentFragment - значение 11.

nodeValue

Текстовое содержимое узлов Text и Comment.

nodeName

Имя тега элемента Element, в котором все символы преобразованы в верхний регистр.

С помощью этих свойств класса Node можно сослаться на второй дочерний узел первого дочернего узла объекта Document, как показано ниже:

Document.childNodes.childNodes == document.firstChild.firstChild.nextSibling

Допустим, что рассматриваемый документ имеет следующий вид:

TestHello World!

Тогда вторым дочерним узлом первого дочернего узла будет элемент . В свойстве nodeType он содержит значение 1 и в свойстве nodeName - значение «BODY».

Однако, обратите внимание, что этот прикладной интерфейс чрезвычайно чувствителен к изменениям в тексте документа. Например, если в этот документ добавить единственный перевод строки между тегами и , этот символ перевода строки станет первым дочерним узлом (текстовым узлом Text) первого дочернего узла, а вторым дочерним узлом станет элемент , а не .

Документы как деревья элементов

Когда основной интерес представляют сами элементы документа, а не текст в них (и пробельные символы между ними), гораздо удобнее использовать прикладной интерфейс, позволяющий интерпретировать документ как дерево объектов Element, игнорируя узлы Text и Comment, которые также являются частью документа.

Первой частью этого прикладного интерфейса является свойство children объектов Element. Подобно свойству childNodes, его значением является объект NodeList. Однако, в отличие от свойства childNodes, список children содержит только объекты Element.

Обратите внимание, что узлы Text и Comment не имеют дочерних узлов. Это означает, что описанное выше свойство Node.parentNode никогда не возвращает узлы типа Text или Comment. Значением свойства parentNode любого объекта Element всегда будет другой объект Element или корень дерева - объект Document или DocumentFragment.

Второй частью прикладного интерфейса навигации по элементам документа являются свойства объекта Element, аналогичные свойствам доступа к дочерним и братским узлам объекта Node:

firstElementChild, lastElementChild

Похожи на свойства firstChild и lastChild, но возвращают дочерние элементы.

nextElementSibling, previousElementSibling

Похожи на свойства nextSibling и previousSibling, но возвращают братские элементы.

childElementCount

Количество дочерних элементов. Возвращает то же значение, что и свойство children.length.

Эти свойства доступа к дочерним и братским элементам стандартизованы и реализованы во всех текущих браузерах, кроме IE.

При открытии любого HTML документа браузер предварительно производит разбор его содержимого и на основе этого разбора создает объектную модель HTML документа или более коротко DOM .

DOM состоит из вложенных друг в друга иерархически расположенных объектов, которые называются узлами . Каждый узел в структуре представляет располагающийся на странице HTML элемент.

Используя DOM Вы можете взаимодействовать (считывать, изменять, удалять ) с содержимым HTML документов из скриптов.

Ниже располагается код HTML документа и DOM, которая бы была создана браузером на основе этого кода:

HTML DOM HTML DOM.

Привет всем.

Все прямоугольники изображенные на картинке являются объектами (или узлами). Разным цветом на изображение отмечены узлы разного типа .

Красным цветом отмечен узел Document. Любое обращение к DOM должно начинаться с обращения к данному узлу.

Зеленым цветом отмечены элементные узлы . Для каждого HTML элемента на странице браузер создает соответствующий элементный узел.

Содержимое элементов хранится в текстовых узлах . Текстовые узлы отмечены на нашей схеме синим цветом.

Для каждого атрибута HTML элемента создается атрибутный узел . Атрибутный узел отмечен на схеме розовым цветом.

Обратите внимание: не забывайте, что текст всегда хранится в текстовых узлах, а не является свойством элемента. Т.е. для того, чтобы обратиться к содержимому HTML элемента Вы должны обратиться к свойству его текстового узла.

Отношения между узлами

Узлы в объектной структуре связаны друг с другом. Существует несколько специальных терминов для описания отношений между узлами:

Родительский узел (parent node ) - родительским узлом по отношению к рассматриваемому объекту является узел, в который вложен рассматриваемый объект. На нашей схеме по отношению к узлам и

является родительским. Для узла родительским является узел .

Узлы-потомки (child node ) - узлом-потомком по отношению к рассматриваемому объекту является узел, который вложен в рассматриваемый объект. На нашей схеме по отношению к узлу и

Являются потомками. Для узла потомком является .

Узлы-братья (sibling node ) - узлы находящиеся на одинаковом уровне вложенности по отношению к их родительскому узлу. На нашей схеме узлами-братьями являются и ,

Самый верхний узел в DOM называется корневым . На нашей схеме корневым является (т.к. объект document не является частью DOM).

На этом уроке мы рассмотрим, что такое DOM, зачем он нужен, а также то, как он строится.

Что такое DOM?

Браузер, когда запрашивает страницу и получает в ответе от сервера её исходный HTML-код, должен сначала его разобрать. В процессе анализа и разбора HTML-кода браузер строит на основе него DOM-дерево .

После выполнения этого действия и ряда других браузер приступает к отрисовке страницы. В этом процессе он, конечно, уже использует созданное им DOM-дерево , а не исходный HTML-код.

DOM – это объектная модель документа, которую браузер создаёт в памяти компьютера на основании HTML-кода, полученного им от сервера.

Если сказать по-простому, то HTML-код – это текст страницы, а DOM – это набор связанных объектов, созданных браузером при парсинге её текста.

В Chrome исходный код страницы, который получает браузер, можно посмотреть во вкладке «Source» на панели «Инструменты веб-разработчика».


В Chrome инструмента, с помощью которого можно было бы посмотреть созданное им DOM-дерево нет. Но есть представление этого DOM-дерева в виде HTML-кода, оно доступно на вкладке «Elements». С таким представлением DOM веб-разработчику, конечно, намного удобнее работать. Поэтому инструмента, который DOM представлял бы в виде древовидной структуры нет.


Объекты в этой модели образуются практически из всего, что есть в HTML (тегов, текстового контента, комментариев и т.д.), включая при этом сам документ. Связи между этими объектами в модели формируются на основании того, как HTML-элементы расположены в коде относительно друг друга .

При этом DOM документа после его формирования можно изменять . При изменении DOM браузер практически мгновенно перерисовывает изображение страницы. В результате у нас отрисовка страницы всегда соответствует DOM .

Для чтения и изменения DOM программно браузер предоставляет нам DOM API или, другими словами, программный интерфейс. По-простому DOM API – это набор огромного количества различных объектов, их свойств и методов, которые мы можем использовать для чтения и изменения DOM .

Для работы с DOM в большинстве случаев используется JavaScript, т.к. на сегодняшний день это единственный язык программирования, скрипты на котором могут выполняться в браузере.

Зачем нам нужен DOM API? Он нам нужен для того, чтобы мы могли с помощью JavaScript изменять страницу на «лету», т.е. делать её динамической и интерактивной.

DOM API предоставляет нам (разработчикам) огромное количество методов, с помощью которых мы можем менять всё что есть на странице, а также взаимодействовать с пользователем. Т.е. данный программный интерфейс позволяет нам создавать сложные интерфейсы, формы, выполнять обработку действий пользователей, добавлять и удалять различные элементы на странице, изменять их содержимое, свойства (атрибуты), и многое другое.

Сейчас в вебе практически нет сайтов в сценариях которых отсутствовала бы работа с DOM.

Из чего состоит HTML-код страницы?

Перед тем, как перейти к изучению объектной модели документа необходимо сначала вспомнить, что из себя представляет исходный код веб-страницы (HTML-документа).

Исходный код веб-страницы состоит из тегов, атрибутов, комментариев и текста. Теги - это базовая синтаксическая конструкция HTML. Большинство из них являются парными. В этом случае один из них является открывающим, а другой – закрывающим. Одна такая пара тегов образует HTML-элемент. HTML-элементы могут иметь дополнительные параметры – атрибуты.

В документе для создания определённой разметки одни элементы находятся внутри других. В результате HTML-документ можно представить как множество вложенных друг в друга HTML-элементов.

В качестве примера рассмотрим следующий HTML код:

Заголовок страницы Название статьи Раздел статьи

Содержимое статьи

В этом коде корневым элементом является html . В него вложены элементы head и body . Элемент head содержит title , а body – h1 и div . Элемент div в свою очередь содержит h2 и p .

Теперь рассмотрим, как браузер на основании HTML-кода строит DOM-дерево.

Как строится DOM-дерево документа?

Как уже было описано выше браузер строит дерево на основе HTML-элементов и других сущностей исходного кода страницы. При выполнении этого процесса он учитывает вложенность элементов друг в друга.

В результате браузер полученное DOM-дерево использует не только в своей работе, но также предоставляет нам API для удобной работы с ним через JavaScript.

При строительстве DOM браузер создаёт из HTML-элементов, текста, комментариев и других сущностей этого языка объекты (узлы DOM-дерева).

В большинстве случаев веб-разработчиков интересуют только объекты (узлы), образованные из HTML-элементов.

При этом браузер не просто создаёт объекты из HTML-элементов, а также связывает их между собой определёнными связями в зависимости от того, как каждый из них относится к другому в коде.

Элементы, которые находятся непосредственно в некотором элементе являются по отношению к нему детьми. А он для каждого из них является родителем. Кроме этого, все эти элементы по отношению друг к другу являются сиблингами (братьями).

При этом в HTML любой элемент всегда имеет одного родителя (HTML-элемент, в котором он непосредственно расположен). В HTML у элемента не может быть несколько родителей. Исключение составляет только элемент html . У него нет родителя.

Чтобы получить DOM-дерево так как его строит браузер, необходимо просто «выстроить» все элементы в зависимости от их отношения друг к другу.

Создание DOM-дерева выполняется сверху вниз.

При этом корнем DOM-дерева всегда является сам документ (узел document). Далее дерево строится в зависимости от структуры HTML кода.

Например, HTML-код, который мы рассматривали выше будет иметь следующее DOM-дерево:


В самом верху этого дерева находится узел document . Данный узел связан с html , он является его ребёнком. Узел html образован элементом html (...). Узлы head (...) и body (...) имеют родительскую связь с html . По отношению друг ту другу они являются сиблингами, т.к. имеют одного родителя. Узел head связан с title (lt;title>...), он является его ребёнком. Узлы h1 и div связаны с body , для них он является родителем. Узел div связан с h2 (...) и p (), они являются его детьми.

Начинается дерево как было уже отмечено выше с объекта (узла) document . Он в свою очередь имеет один дочерний узел, образованный элементом html (...). Элементы head (...) и body (...) находятся в html и, следовательно, являются его детьми. Далее узел head является родительским для title (lt;title>...). Элементы h1 и div вложены в body , значит они являются его детьми. В div непосредственно расположены элементы h2 (...) и p (). Это значит, что узел div для каждого из них является родительским.

Вот так просто строится DOM-дерево в браузере на основании HTML-кода.

Зачем нужно знать, как строится DOM дерево? Во-первых, это понимание той среды, в которой вы хотите что-то изменять. Во-вторых, большинство действий при работе с DOM сводится к поиску (выбору) нужных элементов. Не зная как устроено DOM-дерево и связи между узлами найти какой-то определенный элемент в нём будет достаточно затруднительно.

Задание

На основе DOM-дерева, представленного на рисунке, создайте HTML-код.



Объектная модель документа, или «DOM», является программным интерфейсом доступа к элементам веб-страниц. По сути, это API страницы, позволяющий читать и манипулировать содержимым, структурой и стилями страницы. Давайте разберемся как это устроено и как это работает.

Как строится веб-страница?

Процесс преобразования исходного HTML-документа в отображаемую стилизованную и интерактивную страницу, называется “Critical Rendering Path”(“Критическим путем рендеринга”). Хотя этот процесс можно разбить на несколько этапов, как я описал это в статье «Понимание критического пути рендеринга », эти этапы можно условно сгруппировать в два этапа. В первом браузер анализирует документ, чтобы определить, что в конечном итоге будет отображаться на странице, а во второй браузер выполняет рендеринг.

Результатом первого этапа является то, что называется “render tree”(«дерево рендеринга»). Дерево рендеринга – это представление элементов HTML, которые будут отображаться на странице, и связанных с ними стилей. Чтобы построить это дерево, браузеру нужны две вещи:

  • CSSOM, представление стилей, связанных с элементами
  • DOM, представление элементов
  • Из чего состоит DOM?

    DOM – это объектное представление исходного HTML-документа. Он имеет некоторые различия, как мы увидим ниже, но по сути это попытка преобразовать структуру и содержание документа HTML в объектную модель, которая может использоваться различными программами.

    Структура объектов DOM представлена тем, что называется «деревом узлов». Оно так называется, потому что его можно рассматривать как дерево с одним родительским элементом, который разветвляется на несколько дочерних ветвей, каждая из которых может иметь листья. В этом случае родительский «элемент» – это корневой элемент, дочерние «ветви» – это вложенные элементы, а «листья» – это содержимое внутри элементов.

    Давайте рассмотрим этот HTML-документ в качестве примера:

    My first web page Hello, world!

    How are you?

    Этот документ может быть представлен в виде следующего дерева узлов:

    • html
      • head
        • title
          • My first web page
      • body
        • h1
          • Hello, world!
        • p
          • How are you?
    Чем DOM не является

    В приведенном выше примере кажется, что DOM является отображением 1: 1 исходного HTML-документа. Однако, как я уже говорил, есть различия. Чтобы полностью понять, что такое DOM, нам нужно взглянуть на то, чем он не является.

    DOM не является копией исходного HTML

    Хотя DOM создан из HTML-документа, он не всегда точно такой же. Есть два случая, в которых DOM может отличаться от исходного HTML.

    1. Когда HTML содержит ошибки разметки

    DOM – это интерфейс доступа к действительных (то есть уже отображаемым) элементам документа HTML. В процессе создания DOM, браузер сам может исправить некоторые ошибки в коде HTML.

    Рассмотрим в качестве примера этот HTML-документ:

    Hello, world!

    В документе отсутствуют элементы и , что является обязательным требованием для HTML. Но если мы посмотрим на получившееся дерево DOM, то увидим, что это было исправлено:

    • html
      • head
      • body
        • Hello, world!
      2. Когда DOM модифицируется кодом Javascript

      Помимо того, что DOM является интерфейсом для просмотра содержимого документа HTML, он сам также может быть изменен.

      Мы можем, например, создать дополнительные узлы для DOM, используя Javascript.

      Var newParagraph = document.createElement("p"); var paragraphContent = document.createTextNode("I"m new!"); newParagraph.appendChild(paragraphContent); document.body.appendChild(newParagraph);

      Этот код изменит DOM, но изменения не отобразятся в документе HTML .

      DOM – это не то, что вы видите в браузере (то есть, дерево рендеринга)

      В окне просмотра браузера вы видите дерево рендеринга, которое, как я уже говорил, является комбинацией DOM и CSSOM. Чем отличается DOM от дерева рендеринга, так это то, что последнее состоит только из того, что в конечном итоге будет отображено на экране.

      Поскольку дерево рендеринга имеет отношение только к тому, что отображается, оно исключает элементы, которые визуально скрыты. Например, элементы, у которых есть стили с display: none .

      Hello, world!

      How are you?

      DOM будет включать элемент

      • html
        • head
        • body
          • h1
            • Hello, world!
          • p
            • How are you?

      Однако дерево рендеринга и, следовательно, то, что видно в окне просмотра, не будет включено в этот элемент.

      • html
        • body
          • h1
            • Hello, world!
      DOM – это не то, что отображается в DevTools

      Это различие немного меньше, потому что инспектор элементов DevTools обеспечивает самое близкое приближение к DOM, которое мы имеем в браузере. Однако инспектор DevTools содержит дополнительную информацию, которой нет в DOM.

      Лучший пример этого – псевдоэлементы CSS. Псевдоэлементы, созданные с использованием селекторов ::before и ::after , являются частью CSSOM и дерева рендеринга, но технически не являются частью DOM. Это связано с тем, что DOM создается только из исходного HTML-документа, не включая стили, примененные к элементу.

      Несмотря на то, что псевдоэлементы не являются частью DOM, они есть в нашем инспекторе элементов devtools.


      Резюме

      DOM – это интерфейс к HTML-документу. Он используется браузерами как первый шаг к определению того, что визуализировать в окне просмотра, и кодом Javascript для изменения содержимого, структуры или стиля страницы.

    Как правило, когда нужно выполнить какие-либо действия с DOM, разработчики используют jQuery. Однако практически любую манипуляцию с DOM можно сделать и на чистом JavaScript с помощью его DOM API.

    Рассмотрим этот API более подробно:

    В конце вы напишете свою простенькую DOM-библиотеку, которую можно будет использовать в любом проекте.

    DOM-запросы

    DOM-запросы осуществляются с помощью метода.querySelector() , который в качестве аргумента принимает произвольный СSS-селектор.

    Const myElement = document.querySelector("#foo > div.bar")

    Он вернёт первый подходящий элемент. Можно и наоборот - проверить, соответствует ли элемент селектору:

    MyElement.matches("div.bar") === true

    Если нужно получить все элементы, соответствующие селектору, используйте следующую конструкцию:

    Const myElements = document.querySelectorAll(".bar")

    Если же вы знаете, на какой родительский элемент нужно сослаться, можете просто проводить поиск среди его дочерних элементов, вместо того чтобы искать по всему коду:

    Const myChildElemet = myElement.querySelector("input") // Вместо: // document.querySelector("#foo > div.bar input")

    Возникает вопрос: зачем тогда использовать другие, менее удобные методы вроде.getElementsByTagName() ? Есть маленькая проблема - результат вывода.querySelector() не обновляется, и когда мы добавим новый элемент (смотрите ), он не изменится.

    Const elements1 = document.querySelectorAll("div") const elements2 = document.getElementsByTagName("div") const newElement = document.createElement("div") document.body.appendChild(newElement) elements1.length === elements2.length // false

    Также querySelectorAll() собирает всё в один список, что делает его не очень эффективным.

    Как работать со списками?

    Вдобавок ко всему у.querySelectorAll() есть два маленьких нюанса. Вы не можете просто вызывать методы на результаты и ожидать, что они применятся к каждому из них (как вы могли привыкнуть делать это с jQuery). В любом случае нужно будет перебирать все элементы в цикле. Второе - возвращаемый объект является списком элементов, а не массивом. Следовательно, методы массивов не сработают. Конечно, есть методы и для списков, что-то вроде.forEach() , но, увы, они подходят не для всех случаев. Так что лучше преобразовать список в массив:

    // Использование Array.from() Array.from(myElements).forEach(doSomethingWithEachElement) // Или прототип массива (до ES6) Array.prototype.forEach.call(myElements, doSomethingWithEachElement) // Проще: .forEach.call(myElements, doSomethingWithEachElement)

    У каждого элемента есть некоторые свойства, ссылающиеся на «семью».

    MyElement.children myElement.firstElementChild myElement.lastElementChild myElement.previousElementSibling myElement.nextElementSibling

    Поскольку интерфейс элемента (Element) унаследован от интерфейса узла (Node), следующие свойства тоже присутствуют:

    MyElement.childNodes myElement.firstChild myElement.lastChild myElement.previousSibling myElement.nextSibling myElement.parentNode myElement.parentElement

    Первые свойства ссылаются на элемент, а последние (за исключением.parentElement) могут быть списками элементов любого типа. Соответственно, можно проверить и тип элемента:

    MyElement.firstChild.nodeType === 3 // этот элемент будет текстовым узлом

    Добавление классов и атрибутов

    Добавить новый класс очень просто:

    MyElement.classList.add("foo") myElement.classList.remove("bar") myElement.classList.toggle("baz")

    Добавление свойства для элемента происходит точно так же, как и для любого объекта:

    // Получение значения атрибута const value = myElement.value // Установка атрибута в качестве свойства элемента myElement.value = "foo" // Для установки нескольких свойств используйте.Object.assign() Object.assign(myElement, { value: "foo", id: "bar" }) // Удаление атрибута myElement.value = null

    Можно использовать методы.getAttibute() , .setAttribute() и.removeAttribute() . Они сразу же поменяют HTML-атрибуты элемента (в отличие от DOM-свойств), что вызовет браузерную перерисовку (вы сможете увидеть все изменения, изучив элемент с помощью инструментов разработчика в браузере). Такие перерисовки не только требуют больше ресурсов, чем установка DOM-свойств, но и могут привести к непредвиденным ошибкам.

    Как правило, их используют для элементов, у которых нет соответствующих DOM-свойств, например colspan . Или же если их использование действительно необходимо, например для HTML-свойств при наследовании (смотрите ).

    Добавление CSS-стилей

    Добавляют их точно так же, как и другие свойства:

    MyElement.style.marginLeft = "2em"

    Какие-то определённые свойства можно задавать используя.style , но если вы хотите получить значения после некоторых вычислений, то лучше использовать window.getComputedStyle() . Этот метод получает элемент и возвращает CSSStyleDeclaration , содержащий стили как самого элемента, так и его родителя:

    Window.getComputedStyle(myElement).getPropertyValue("margin-left")

    Изменение DOM

    Можно перемещать элементы:

    // Добавление element1 как последнего дочернего элемента element2 element1.appendChild(element2) // Вставка element2 как дочернего элемента element1 перед element3 element1.insertBefore(element2, element3)

    Если не хочется перемещать, но нужно вставить копию, используем:

    // Создание клона const myElementClone = myElement.cloneNode() myParentElement.appendChild(myElementClone)

    Метод.cloneNode() принимает булевое значение в качестве аргумента, при true также клонируются и дочерние элементы.

    Конечно, вы можете создавать новые элементы:

    Const myNewElement = document.createElement("div") const myNewTextNode = document.createTextNode("some text")

    А затем вставлять их как было показано выше. Удалить элемент напрямую не получится, но можно сделать это через родительский элемент:

    MyParentElement.removeChild(myElement)

    Можно обратиться и косвенно:

    MyElement.parentNode.removeChild(myElement)

    Методы для элементов

    У каждого элемента присутствуют такие свойства, как.innerHTML и.textContent , они содержат HTML-код и, соответственно, сам текст. В следующем примере изменяется содержимое элемента:

    // Изменяем HTML myElement.innerHTML = ` New content { el.addEventListener("change", function (event) { console.log(event.target.value) }) })

    Предотвращение действий по умолчанию

    Для этого используется метод.preventDefault() , который блокирует стандартные действия. Например, он заблокирует отправку формы, если авторизация на клиентской стороне не была успешной:

    MyForm.addEventListener("submit", function (event) { const name = this.querySelector("#name") if (name.value === "Donald Duck") { alert("You gotta be kidding!") event.preventDefault() } })

    Метод.stopPropagation() поможет, если у вас есть определённый обработчик события, закреплённый за дочерним элементом, и второй обработчик того же события, закреплённый за родителем.

    Как говорилось ранее, метод.addEventListener() принимает третий необязательный аргумент в виде объекта с конфигурацией. Этот объект должен содержать любые из следующих булевых свойств (по умолчанию все в значении false):

    • capture: событие будет прикреплено к этому элементу перед любым другим элементом ниже в DOM;
    • once: событие может быть закреплено лишь единожды;
    • passive: event.preventDefault() будет игнорироваться (исключение во время ошибки).

    Наиболее распространённым свойством является.capture , и оно настолько распространено, что для этого существует краткий способ записи: вместо того чтобы передавать его в объекте конфигурации, просто укажите его значение здесь:

    MyElement.addEventListener(type, listener, true)

    Обработчики удаляются с помощью метода.removeEventListener() , принимающего два аргумента: тип события и ссылку на обработчик для удаления. Например свойство once можно реализовать так:

    MyElement.addEventListener("change", function listener (event) { console.log(event.type + " got triggered on " + this) this.removeEventListener("change", listener) })

    Наследование

    Допустим, у вас есть элемент и вы хотите добавить обработчик событий для всех его дочерних элементов. Тогда бы вам пришлось прогнать их в цикле, используя метод myForm.querySelectorAll("input") , как было показано выше. Однако вы можете просто добавить элементы в форму и проверить их содержимое с помощью event.target .

    MyForm.addEventListener("change", function (event) { const target = event.target if (target.matches("input")) { console.log(target.value) } })

    И ещё один плюс данного метода заключается в том, что к новым дочерним элементам обработчик будет привязываться автоматически.

    Анимация

    Проще всего добавить анимацию используя CSS со свойством transition . Но для большей гибкости (например для игры) лучше подходит JavaScript.

    Вызывать метод window.setTimeout() , пока анимация не закончится, - не лучшая идея, так как ваше приложение может зависнуть, особенно на мобильных устройствах. Лучше использовать window.requestAnimationFrame() для сохранения всех изменений до следующей перерисовки. Он принимает функцию в качестве аргумента, которая в свою очередь получает метку времени:

    Const start = window.performance.now() const duration = 2000 window.requestAnimationFrame(function fadeIn (now)) { const progress = now - start myElement.style.opacity = progress / duration if (progress < duration) { window.requestAnimationFrame(fadeIn) } }

    Таким способом достигается очень плавная анимация. В своей статье Марк Браун рассуждает на данную тему.

    Пишем свою библиотеку

    Тот факт, что в DOM для выполнения каких-либо операций с элементами всё время приходится перебирать их, может показаться весьма утомительным по сравнению с синтаксисом jQuery $(".foo").css({color: "red"}) . Но почему бы не написать несколько своих методов, облегчающую данную задачу?

    Const $ = function $ (selector, context = document) { const elements = Array.from(context.querySelectorAll(selector)) return { elements, html (newHtml) { this.elements.forEach(element => { element.innerHTML = newHtml }) return this }, css (newCss) { this.elements.forEach(element => { Object.assign(element.style, newCss) }) return this }, on (event, handler, options) { this.elements.forEach(element => { element.addEventListener(event, handler, options) }) return this } } }



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: