Что такое usb звуковая карта. Лучшая звуковая карта для компьютера

Прошли времена, когда компьютеры попадали на прилавки магазинов «глухонемыми»: сегодня встроенная звуковая карта есть даже в самых бюджетных моделях. Теперь колонки или наушники можно подключить к любому компьютеру – будь он офисный или игровой, десктопный или мобильный, дорогой или дешевый.

Проблема в том, что качество звука на выходе встроенных карт зачастую оставляет желать лучшего. Любому понятно, что при выборе материнской платы покупатель в последнюю очередь обратит внимание на характеристики встроенной звуковой карты; понимает это и производитель. Поэтому первым (и зачастую единственным) критерием выбора производителем звукового чипа на материнскую карту является его цена.

Дешевые звуковые чипы имеют низкоразрядные ЦАП с малым быстродействием и, зачастую, сильно шумят – в результате звук на выходе оказывается весьма далеким от идеала. И если для офиса такого качества звука может оказаться и достаточно, то для домашнего компьютера возможностей встроенной звуковой карты уже может быть недостаточно - если вы подключаете к компьютеру акустическую систему 5.1 (или 7.1) то для получения действительно объемной звуковой картины вам понадобится соответствующая звуковая карта.

Отдельная звуковая карта потребуется и для игрового компьютера – встроенные карты не поддерживают используемые в играх технологии объемного звука.

Если вы увлекаетесь написанием музыки и/или игрой на музыкальных инструментах, вам потребуется звуковая карта с Midi-интерфейсом и (возможно) высокоомным входом для подключения электрогитары.

Классификация звуковых карт.

Хотя принцип работы всех звуковых карт один, по характеристикам и поддерживаемым форматам их принято делить на два класса: профессиональные и мультимедийные.

Профессиональные звуковые карты используются, как следует из названия, для профессиональной работы со звуком:

Для создания высококачественных записей со студийных микрофонов;

Для записи музыки с подключенных музыкальных инструментов;

Такие карты чаще всего внешние, оснащены специализированными разъемами, регуляторами и многоканальными высокопроизводительными АЦП (аналогово-цифровыми преобразователями). ЦАП (цифро-аналоговые преобразователи) на таких картах тоже имеют высокое быстродействие и разрядность, обеспечивая вывод на динамики качественного звука. Основной недостаток таких карт – они дороги. Кроме того, такие карты обычно не поддерживают игровые форматы объемного звука.

Мультимедийные карты рассчитаны на рядового пользователя и представлены в широком диапазоне, как цен, так и прочих характеристик. Для таких карт характерны отсутствие профессиональных разъемов, минимум регулировок и простой (чаще одноканальный) АЦП. Зато, даже в самых дешевых звуковых картах этого класса объявлена поддержка форматов объемного игрового звука.

Характеристики звуковых карт.

Расположение карт бывает внешним или внутренним. Внутренние карты, как следует из названия, устанавливаются внутрь компьютера в свободный слот расширения. Внешние карты имеют свой корпус и располагаются снаружи компьютера, соединяясь с ним по интерфейсному кабелю (обычно USB). Такие устройства чаще всего используются с мобильными компьютерами – ноутбуками и планшетами. Впрочем, нередко встречается и использование профессиональных внешних звуковых карт с десктопным компьютером – встроенные карты имеют площадку под разъемы ограниченных размеров, и большое количество разъемов на ней просто не уместится.

Формат звуковой карты соответствует количеству каналов воспроизведения и определяет, будет ли полноценно работать подключенная к звуковой карте многоканальная акустическая система. Большинство звуковых карт обеспечивают воспроизведение только стерео звука (формат 2.0, два канала воспроизведения). Для подключения и полноценного использования систем объемного звука 5.1 (6 каналов) и 7.1 (8 каналов) понадобятся соответствующие звуковые карты.

Разрядность ЦАП определяет, насколько достоверно будет озвучиваться аудиофайл высокого качества. Важно понимать, что при воспроизведении аудиофайла, записанного с разрядностью 16 бит (например, треков audio CD) разницы между воспроизведением его через ЦАП разрядностью 16 или 24 не будет. Разрядность 16 бит подразумевает 65536 градаций амплитуды – в большинстве случаев этого достаточно. Но теоретически, в идеальных условиях, человеческое ухо способно обеспечить большее разрешение. И если о разнице между записями с дискретизацией 96 кГц и 48 кГц можно спорить, то отличить 16-битный звук от 24-битного при отсутствии фонового шума могут многие люди с хорошим слухом. Поэтому, если вы собираетесь использовать звуковую карту для прослушивания качественного аудио (DVD и Blu-ray) и озвучивания Blu-Ray фильмов, следует выбирать модель с разрядностью ЦАП 24.

Максимальная частота ЦАП определяет, с какой частотой цифровые данные будут конвертироваться в аналоговый сигнал. Чем выше частота дискретизации, тем результат преобразования ближе к исходному сигналу. Казалось бы, чем выше этот показатель, тем лучше. Но, согласно теореме Котельникова, для передачи сигнала любой частоты достаточно частоты дискретизации, вдвое большей частоты самого сигнала. С учетом того, что самая высокая частота, различимая на слух – 20 кГц (у большинства людей верхняя граница слышимого звука вообще проходит в районе 15-18 кГц), частоты дискретизации в 40 кГц должно быть достаточно для качественной оцифровки любого звука. Частота дискретизации audio CD: 44.1 кГц, и максимальная частота дискретизации mp-3 файлов: 48 кГц, выбраны как раз исходя из этого критерия. Соответственно, ЦАП звуковой карты, проигрывающей аудиотреки и mp3-файлы, должен иметь частоту дискретизации не менее 48 кГц, иначе звук будет искажаться.

Теоретически, такой частоты дискретизации должно быть достаточно, но практически иногда возникает надобность в большей частоте: реальный аудиосигнал не полностью отвечает требованиям теоремы Котельникова и при определенных условиях сигнал может искажаться. Поэтому у ценителей чистого звука популярны записи с частотой дискретизации 96 кГц.

Частота дискретизации ЦАП выше, чем у исходного файла, на качество звука не влияет, поэтому приобретать звуковую карту с частотой ЦАП выше 48 кГц имеет смысл, только если вы собираетесь прослушивать на компьютере помощью blu-ray и DVD-аудио или loseless музыку с частотой дискретизации, большей 48 кГц.

Если вы твердо нацелились на приобретение звуковой карты с частотой дискретизации выше 48 кГц, то экономить на покупке не стоит. ЦАП, как и любое другое аудиоустройство, добавляет в сигнал собственный шум. У недорогих моделей шумность может быть довольно высокой, а с учетом высокой частоты дискретизации, на выходе такого преобразователя может появиться опасный для динамиков ультразвуковой шум. Да и в слышимом диапазоне шумность может оказаться настолько высокой, что это затмит весь выигрыш от повышения частоты дискретизации.

Максимальная частота и разрядность АЦП определяют, насколько точно аналоговый сигнал с микрофонного или линейного входа будет преобразован в цифровой. Эти параметры важны в том случае, если карта предназначается для записи высококачественного звука. Для большинства бытовых потребностей достаточно одноканального АЦП с максимальной частотой в 44.1 кГц и разрядностью в 16 бит.

Для записи стереозвука необходимо наличие минимум 2-х каналов записи .




PCI

PCI-E

USB

Интерфейс подключения определяет, каким образом звуковая карта будет подсоединена к компьютеру. PCI и PCI-E – интерфейсы подключения внутренних звуковых карт, которые должны устанавливаться в соответствующий слот материнской платы. USB – интерфейс подключения внешних звуковых карт.

Соотношение сигнал/шум определяет уровень шума, добавляемого в сигнал самой звуковой картой. Чем выше этот показатель, тем более чистым остается звук. Для прослушивания музыки нежелательно, чтобы этот показатель был ниже 75 дБ. Hi-Fi аппаратура обеспечивает минимум 90 дБ, а высококачественные Hi-End устройства способны обеспечить отношение сигнал/шум в 110-120 дБ и выше.

Поддержка EAX, OpenAL, A3D определяет, поддерживает ли карта игровые форматы объемного звука. С помощью этих форматов (при посредстве многоканальной акустической системы) в пространстве создаются мнимые источники звука, отражения звука от виртуальных стен и прочие звуковые эффекты. Разумеется, для всего этого необходимо, чтобы сама игра тоже поддерживала этот формат.

Поддержка ASIO . ASIO – программный интерфейс непосредственного (в обход операционной системы) обмена данных между драйвером звуковой карты и программой записи/воспроизведения звука. Необходимость этого формата возникла из-за того, что ОС Windows (в которой используется этот формат) при высокой загрузке системы может задерживать передачу звуковых данных. На слух это определяется как "заедания" и "притормаживания" звука. И, если (к примеру) при просмотре фильма на единичные такие случаи можно и не обратить внимания, то при профессиональной обработке звука подобное, разумеется, недопустимо.

В то же время поддержка ASIO не является гарантией того, что аудиодорожки будут звучать без задержек - многое зависит от качества звуковой карты и драйверов к ней. Не стоит ждать большого эффекта от включения этого режима на дешевой карте базового уровня.

Наличие цифрового выхода (S/PDIF, HDMI) позволяет передавать аудиосигнал в цифровом виде на аудиоаппаратуру, которая может принимать такой сигнал - например, на домашний кинотеатр. При таком подключении параметры ЦАП звуковой карты неважны - преобразование цифрового сигнала в аналоговый производит ЦАП домашнего кинотеатра. Такое подключение оправдано в том случае, если ЦАП домашнего кинотеатра качественнее того, что встроен в звуковую карту.

Наличие цифрового входа позволяет получать цифровой сигнал от аудиоаппаратуры (например, цифровых микрофонов и аудиопроигрывателей). При использовании цифрового входа, характеристики АЦП звуковой карты неважны - звук уже попадает в карту в цифровом виде. В этом случае работу по преобразованию аналогового звука в цифровой (если оно производится) берет на себя АЦП устройства, с которого идет цифровой аудиосигнал.

Наличие встроенного усилителя для наушников будет нелишним, если вы часто сидите перед компьютером в наушниках. Если у вас есть качественный высокоомный наушник, наличие усилителя просто необходимо - иначе звучать они будут тихо. Можно купить отдельный усилитель для наушников , а можно - выбрать звуковую карту со встроенным усилителем.

Фантомное питание микрофона используется при подключении конденсаторных студийных микрофонов – считается, что такой микрофон обеспечивает наилучшую запись голоса. Для подключения обычных динамических микрофонов фантомное питание следует отключать, иначе микрофон может выйти из строя.

Высокоомный инструментальный вход (Hi-Z) предназначен для прямого подключения электронных музыкальных инструментов c высоким сопротивлением звукоснимателя (например, электрогитар, электровиолончелей, скрипок и т.д.) При подключении таких инструментов к обычному линейному входу, амплитудно-частотная характеристика сигнала может исказиться.



Небалансный вход

Балансный вход

Балансные входы и выходы необходимы, когда требуется повышенная защита от наводимых на аудиокабели помех. В отличие от обычных (небалансных) входов, в балансных используется три провода на канал вместо двух. В обычном входе один провод - земля, по второму передается аудиосигнал. Наведенные на аудиосигнал помехи беспрепятственно попадают на вход АЦП, портя основной звук. В балансном входе один провод - земля, второй - аудиосигнал, третий - аудиосигнал в противофазе. В карте аудиосигнал в противофазе вычитается из основного, при этом наведенная помеха - поскольку она идет в одной фазе на обоих сигналах - пропадает, а полезный сигнал усиливается.

На балансных входах довольно часто применяется универсальный разъем, который может работать и как балансный и как небалансный.

Поддержка ASIO, фантомное питание микрофона, высокая частота и разрядность АЦП, наличие балансных, инструментальных и Midi входов – отличительные особенности профессиональных звуковых карт, способных производить высококачественную запись звука.

Варианты выбора.

Для срочного и простого решения проблемы отсутствия звука можно порекомендовать компактные звуковые карты, подключающиеся по USB. Они недороги (до 1500 рублей), просты в установке, но ждать от них выдающегося звука не стоит.

Если вас не устраивает качество стереозвука домашнего или офисного компьютера и вы желаете довести его до приемлемого стандарта с минимальными затратами, ориентируйтесь на звуковые карты с разрядностью АЦП 24 и низким уровнем шума по цене от 550 рублей.

Если вы предпочитаете слушать музыку через наушники, разумно будет выбрать звуковую карту с усилителем для наушников - от 2000 рублей.

Если вы желаете добиться действительно качественного звука на домашнем компьютере по вменяемой цене, выбирайте среди качественных звуковых карт среднего ценового диапазона. Такие будут стоить 2700-6000 рублей.

Если вы желаете подключить к компьютеру многоканальную акустическую систему и насладиться всем богатством объемного звука, приобретайте звуковую карту формата 5.1 или 7.1 – в зависимости от акустической системы. Стоить такие карты будут от 1000 рублей.

За многоканальную звуковую карту с возможностью регулировки настроек на пульте или панели придется заплатить побольше: от 4700 рублей.

Если вы желаете использовать компьютер для высококачественной студийной записи, вам потребуется профессиональная звуковая карта с соответствующим набором характеристик. Правда, стоят такие карты недешево – от 7700 до 13000 рублей.

Чтобы насладиться всем богатством музыки и звуковых спецэффектов в любимой игре, выбирайте среди звуковых карт, специально подготовленных для озвучивания компьютерных игр . Они стоят в диапазоне от 6000 до 15500 рублей.

И наконец, если вы уверены, что за действительно качественный звук не жалко заплатить любую цену - ваc ждут топовые модели с максимальными характеристиками, обеспечивающие непревзойденные чистоту и яркость звука. Цены их соответствуют их возможностям: от 15000 до 135000 рублей.

В компьютере стало необязательным — встроенные аудиочипы на материнских платах с лихвой могут удовлетворить потребности большинства потребителей. Но многие компании продолжают выпускать отдельные звуковые карты — их позиционируют как ультимативные решения для геймеров, любителей музыки и кино.

Стоит отметить, что в этой статье мы почти не рассматриваем звуковые карты для профессионального использования (для записи звука). Это совершенно отдельный разговор, а сегодня мы расскажем о звуковых картах для аудиофилов, требовательных геймеров и любителей качественного кино. Также заметим, что не будем рассматривать слишком дешевые карты — их покупка в подавляющем большинстве случаев просто не имеет смысла, так как они ничем не лучше чипов в современных «материнках». Впрочем, парочку не слишком дорогих вариантов мы все-таки вам предложим.

В следующем разделе мы поговорим о важных характеристиках звуковых карт, которые стоит учитывать при выборе, а затем расскажем о десяти достойных вашего внимания моделей, которые можно купить у продавцов в нашем каталоге.

Основные характеристики, на которые стоит обратить внимание

Все компьютерные звуковые карты можно разделить на три типа — внутренние , внешние и внутренние с дополнительным блоком . Первые подключаются напрямую к материнской плате компьютера, а их выходы располагаются на задней и / или передней панелях корпуса ПК. Вторые подключаются с помощью USB, FireWire или других портов и располагаются на столе или где-то рядом с корпусом. Внутренние звуковые карты с дополнительным блоком позволяют подключать к этому блоку дополнительные устройства без необходимости искать входы и выходы на задней панели компьютера.

Если вы хотите, чтобы ваш интерьер и рабочий стол украсил еще один стильный девайс, то можно присмотреться к внешним картам. В остальных случаях внутренние модели лучше — они экономят место и проще в использовании.

Тип подключения

Внутренние модели подключаются с помощью слотов PCI или PCI-Express (последний используется в более новых и продвинутых моделях). Внешние карты подключаются к ПК с помощью USB- или FireWire-кабелей (в основном — USB, FireWire используется редко и в профессиональных аудиокартах).

Не стоит волноваться о возможности подключения внутренней модели — если у вас более-менее современный ПК (речь идет о компьютерах, собранных в последние лет 5-8), то слоты PCI-Express и PCI нужных версий в ней есть.

Если вы выбираете внешнюю аудиокарту, то лучше подключать ее с помощью более скоростной версии USB — USB 3.0. Убедитесь в том, что ваш компьютер имеет такой порт или докупите PCI-карту расширения с ним. Впрочем, для аудио скоростей USB 3.0 не требуется — большинство моделей предусматривает подключение через USB 2.0, которого хватит почти во всех случаях.

Многоканальный звук

Возможность вывода многоканального звука важна для игр и фильмов, иногда — музыки. Если у вас есть соответствующая аудиосистема или многоканальные наушники, то нужно подыскивать аудиокарту, которая с ними справится.

Звуковая схема

Самые популярные звуковые схемы, предназначенные для игр и фильмов — 5.1 (5 колонок и 1 сабвуфер), 6.1 (6 колонок и 1 сабвуфер) и 7.1 (7 колонок и 1 сабвуфер). Опять-таки, если у вас есть такая аудиосистема или наушники, убедитесь в том, что будущая звуковая карта поддерживает нужную схему.

Встроенная панель контроллеров

Такой панелью оснащают некоторые внешние аудиокарты. На ней размещают различные элементы управления, которые нужны для управления громкостью и другими параметрами вывода или ввода аудио. Необязательная, но приятная штука.

Фантомное питание

Этой функцией оснащают профессиональные модели, предназначенные для записи звука с конденсаторных микрофонов в студийных условиях. Отметим, что для записи звука с динамических микрофонов фантомное питание не нужно.

Пульт дистанционного управления

Наличие пульта ДУ позволяет управлять громкостью, параметрами эквалайзера и другими параметрами звука удаленно. Довольно удобная «фишка» для ПК-медиацентра и любителей фильмов или игр на телевизоре, но заострять на ней внимание не стоит — способов управления этими параметрами и без пульта ДУ всегда хватает.

Разрядность ЦАП, бит

От разрядности цифро-аналогового преобразователя напрямую зависит качество звука на выходе аудиокарты. Дешевые модели обычно оснащаются 16-битным ЦАП, среднебюджетные и дорогие — 24-битным. Не стоит и говорить о том, что выбирать стоит лишь модели с 24-битным ЦАП.

Разрядность АЦП, бит

Разрядность аналого-цифрового преобразователя напрямую влияет на качество звука, который карта получает от микрофона или других внешних устройств. Ситуация та же, что и с ЦАП — если вы собираетесь заниматься записью звука или по крайней мере общаться с другими игроками в онлайн-играх, то лучше выбирать 24-битный АЦП.

Максимальная частота, кГц

Частота дискретизации ЦАП в стерео-режиме также влияет на качество звука. Оптимальный показатель дискретизации в стерео-режиме — 48-192 кГц.

Также аудиокарты отличаются по частоте дискретизации ЦАП в многоканальном режиме (рекомендованное значение — 48-192 кГц) и частоте дискретизации АЦП (рекомендованное значение — 96-192 кГц).

Версия EAX

EAX — технология, разработанная компанией Creative, которая позволяет геймерам полностью погрузиться в трехмерную аудиопанораму игрового мира. Последняя версия EAX — пятая, но в играх можно довольствоваться и более старыми версиями — даже второй. Стоит отметить, впрочем, что EAX используют далеко не все разработчики.

OpenAL — открытый для разработчиков API, который позволяет обрабатывать звуки в 3D-пространстве игр. Довольно важная, но не критичная функция для игровых звуковых карт.

Поддержка аудиокартой технологии ASIO позволяет пользоваться профессиональными программными пакетами для работы со звуком и музыкой. Если вы собираетесь этим заниматься, то убедитесь в том, что карта поддерживает ASIO 2.0 или ASIO 2.2.

Входы

Если звуковая карта вам нужна только для игр, фильмов и музыки, то множество входов не понадобится — хватит одного входа для микрофона стандарта 3.5 мм миниджек.

Если же вы планируете заниматься музыкой и звуком профессионально и ищете модель для домашней студии, то убедитесь в наличии всех нужных вам в настоящем и ближайшем будущем входов — для микрофонов, инструментов и других устройств, которые будете использовать в студии. Это могут быть входы MIDI, RCA, S/PDIF, XLR и так далее.

Выходы

Компьютерная звуковая карта для домашнего использования должна иметь как минимум два аналоговых выхода — для наушников и аудиосистемы. Если в вашем распоряжении больше аудиоустройств, на которые вы хотите выводить звук, то подбирайте соответствующую модель. Для аудиофилов и синефилов важно наличие S/PDIF-выходов, с помощью которых подключаются качественные аудиосистемы и домашние кинотеатры.

Привет, друзья! Сегодня мы с вами поразмышляем, нужна ли звуковая карта при сборке компьютера. Имеется в виду дискретное устройство, покупка которого может вылиться в приличную сумму.

О недостатках интегрированных звуковых карт

Многие пользователи, при сборке ПК даже не задумываются от том, что может потребоваться дискретная звуковуха. Еще бы: это устройство почти всегда интегрировано в материнскую плату, а переплачивать непонятно за что никому не охота, не так ли?

К сожалению, такое «условно-бесплатное» решение не всегда удовлетворит запросы пользователя. Почему так происходит? Звуковухи, встроенные в материнку для ПК или ноутбука, имеют ряд недостатков, о которых следует знать.

Во-первых , чтобы удешевить девайс, инженеры стараются сделать его максимально простым. Не всегда удается достигнуть баланса между ценой и качеством, как и в случае с любыми комплектующими. Главная особенность интегрированных звуковых плат в том, что они лишены собственного процессора, а задача по обработке звука ложится на ЦП.

Сюда относится микширование каналов, коммутация и обработка звукового потока, которые также часто обрабатываются программно, с помощью звукового драйвера. Естественно, софт всегда уступает «камню».

Из аппаратных компонентов оставлены ЦАП и АПЦ, операционные усилители с обвязкой и контроллер для обмена данными с южным мостом. Недостатки такого решения очевидны: увеличивается нагрузка на центральный процессор.

Несмотря на то, что «камень» с легкостью справляется с большинством потоковых задач, возможны ситуации его полной нагрузки.

Особенно это актуально для игр: детализация 3D объектов может «сожрать» все ресурсы компа, вследствие чего наблюдается рассинхронизация видеоряда и сопровождающего звука, кратковременное отсутствие звука или «заикания».
Это часто происходит, если, на не самом мощном компьютере параллельно запустить требовательную к ресурсам игру и аудиоплеер.

Во-вторых , у внутренних звуковух почти всегда аналоговая часть звукового тракта имеет весьма посредственные характеристики, что обусловлено использованием дешевых компонентов. Все эти элементы смонтированы прямо на плате, а значит никак не защищены от наводки высокочастотных помех, непременно возникающих при работе компьютера.

Третий недостаток , не столь явный – ограниченность звуковухи, в плане подключения внешних устройств. Чаще всего, такая карта имеет всего три слота: линейный и микрофонный входы, а также стереовыход для наушников или колонок.

Кроме того, «заточены» они для подключения бюджетных устройств, которыми чаще всего пользуется большинство юзеров.

Если говорить о наушниках, то в фокусе – маломощные модели с импедансом до 32 Ом. Высокоомным наушникам (от 100 и выше) уже не хватит мощности звуковой карты, поэтому звук будет очень тихим и возможны искажения амплитудно-частотной характеристики.

Микрофонный же усилитель такой платы рассчитан на использование мультимедийных микрофонов и гарнитур. Реализовать весь потенциал, даже полупрофессионального динамического микрофона, увы, не получится.

Однако это совсем не значит, что встроенные звуковые карты никуда не годятся: с целевыми задачами они отлично справляются. Для воспроизведения потокового радио, просмотра фильма, организации конференции или видео звонка, использования голосового чата в многопользовательских играх, их параметров обычно достаточно.

Если же перед компом стоят особые задачи, понадобится уже внешняя плата.

Что важно учитывать перед покупкой устройства

Применения более совершенной системы, требуют все задачи, так или иначе связанные с полупрофессиональной обработкой звука – сочинение и запись музыки, вокал, многодорожечная звукозапись, монтаж, оцифровка записей с аналоговых носителей. Большинство этих задач требует наличие на компьютере драйверов ASIO.
Для записи вокала или музыкального инструмента, требуется наличие усилителя, который не всегда есть во встроенной звуковой карте. Речь идет именно о вокале: голосовое сообщение или подкаст с нормальной громкостью голоса, можно записать на любую звуковуху.

Также при отсутствии усилителя, оцифрованные записи обычно отличаются отвратительным качеством, хотя в этом случае много зависит и от источника. Также следует учитывать, что интерфейсом MIDI, необходимого для подключения многих инструментов, встроенные звуковые карты почти никогда не оборудованы.

Отдельно хочу упомянуть стримеров и летсплейщиков, которые специализируются на играх. В первом случае нагрузка на компьютер возрастает: кроме того, что запущена сама игра, видеоряд и звук нужно транслировать на специализированный ресурс. Причем в хорошем качестве, так как их аудитория весьма требовательна в этом плане.

При записи игрового процесса и дальнейшей обработке с целью публикации на видеохостинге, может подстерегать еще один неприятный сюрприз: игра работала без лагов, а вот, например, BandiCam или Fraps, записали процесс с «заиканиями».

Пляски с бубном и ковыряние в настройках видеограббера и самой игры, обычно бесполезны: причина в недостаточной мощности звуковой платы, которая уже не вытягивает запись звука без задержек.

Но даже если вы не стример и не летсплейщик, а просто хотите собрать мощный игровой комп, наличие хорошей дискретной звуковой карты лишним не будет.

Также заслуживают внимания господа меломаны и прочие аудиофилы с дорогими качественными стереосистемами. Чтобы звук был достойным, и звуковуха потребуется соответствующая. Увы, качество звука – понятие субъективное и не поддается измерению .

При этом следует учитывать многие другие факторы: размеры помещения, его форму, расположение стереосистемы и прочее, а также шум, издаваемый самим компьютером. Не исключено, что в этом случае уже придется позаботиться в том числе и о его снижении.

Мнение автора

Сегодня рынок звуковых карт подвергся четкому разделению на устройства, направленные на профессиональное использование при звукозаписи и создании музыки и мультимедийные звуковухи, используемые в том числе и в игровых ПК.

При выборе следует учитывать особенности устройства: наличие портов для USB микрофона, для наушников 7.1, выходную мощность, если есть ресивер и многое другое. Но даже купив, сравнительно недорогое устройство стоимостью от 1 000 рублей, при апгрейде компа, разницу вы уже можете почувствовать.

Если вы солидарны со мной в этом вопросе и намереваетесь приобрести звуковую карту, советую ознакомиться с публикацией о ее . Также полезными могут оказаться статьи и о том, в компьютере.

По поводу где лучше совершить покупку? Необходимые комплектующие вы можете найти в этом популярном интернет магазине . Кстати, рекомендую лично. Спасибо за внимание, друзья, и до следующих встреч. Буду признателен всем, кто поделится этой публикацией в социальных сетях.

С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.

Немного истории.

Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.

Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.

Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.

Виды звуковых карт

Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.

1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.

Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.

Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.

Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222

2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.

На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона

3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.

M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, ROLAND RUBIX22/RUBIX24 – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.

На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи

4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.

В этой категории есть как бюджетные устройства, например, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08/US 20*20, Focusrite Scarlett 18i8, PRESONUS STUDIO 18|10, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.

Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08

Дополнительные функции.

После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:

Не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;

Не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;

Некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.

Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.

Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.

Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2

В заключение.

Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:

Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.

Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.


Все больше людей пишут музыку, делают озвучание, проводят продакшн и постпродакшн в домашних условиях. И тут не обойтись без .

Во-первых, зачем нужна звуковая карта?

Задача любой звуковой карты - перевод цифровых данных в аналоговый сигнал, который можно вывести на источник воспроизведения, а также перевод аналогового сигнала в цифровые данные для записи. За это отвечают ЦАП и АЦП (цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователи).

Ни один из компьютеров не оснащен встроенными 6-миллиметровыми jack- или xlr-разъемами. Звуковая карта, в свою очередь, дает возможность подключить и записать любой музыкальный электроинструмент, микрофон и так далее. Многие модели также оборудованы midi и прочими разъемами, что позволяет через них подключить и другие девайсы.

Почему встроенной в компьютер звуковой карты недостаточно

Работая со встроенной картой, вы обнаружите несколько особенностей:
  • возможна запись только одного источника сигнала единовременно;
  • возможна задержка сигнала, сбои, запись фоновых шумов и наводок (особенно это актуально в системных блоках с шумными кулерами).
Эти два фактора - основные препятствия для создания качественной записи. Если вы с ними столкнулись, пора приступить к выбору внешней звуковой карты.

Внешняя карта поможет разгрузить процессор компьютера.

При работе со звуковой картой, встроенной в компьютер, расходуется ощутимое количество ресурсов не только процессора, но и оперативной памяти. Внешняя звуковая карта берет на себя работу с входящим и исходящим звуком, уменьшает задержку во время записи, позволяет записывать и микшировать несколько источников звука сразу.


Фото: James Baldwin

Уменьшать задержку и увеличивать качество записи на внешних звуковых картах помогает звуковой драйвер ASIO.

ASIO (audio stream input/output) - драйвер ввода и вывода потоковых данных, разработанный компанией Steinberg. ASIO получил широкое распространение, и большая часть внешних звуковых карт использует именно этот протокол передачи данных. При передаче аудиопотока девайс обеспечивает высокую точность работы и низкие уровни задержки звука. ASIO позволяет принимать или воспроизводить звук напрямую через звуковую карту, избегая звуковой подсистемы вашего компьютера.

Основные характеристики внешних звуковых карт

Они могут отличаться по способу подключения. Самый распространенный - USB. Звуковые карты для Mac могут подключаться по thunderbolt/type-C разъемам. Также существуют звуковые карты firewire - высокая скорость передачи данных по этой шине позволяет комфортно работать, но так как данным разъемом компьютеры комплектуются все реже, производители практически перестали выпускать модели звуковых карт с таким способом подключения. На вторичном рынке еще можно найти интересные девайсы с firewire-разъемом, но перед покупкой стоит озадачиться поиском нужного переходника для подключения карты к компьютеру.



Карты могут отличаться по разрядности ЦАП\АЦП. Среднее значение на рынке - 24 bit. Чем выше показатель - тем качественнее может быть запись.

Чем выше частота ЦАП, тем лучшего качества будет запись. Стандарт audio CD (44.1 кГц) уже давно стал рыночным.

Важно соотношение сигнал\шум:

  • в картах начального уровня оно равно 75-90 дБ;
  • в хороших картах средней и высокой ценовой категории - 90-100 дБ;
  • в картах PRO-уровня для студий звукозаписи - 100-114 дБ.
Еще одна немаловажная характеристика - коэффициент гармонических искажений сигнала ЦАП\АЦП. Чем цифра меньше, тем чище звук будет на выходе. Самое оптимальное значение для внешней звуковой карты - 0.001%-0.0009%.

Карты могут различаться по количеству и типу встроенных разъемов.

Если вы планируете использовать , то нужно обратить внимание на модели, в которых есть не только xlr-вход, но и встроенный предусилитель с фантомным питанием. Для записи музыкальных инструментов (например гитары), вам понадобится девайс, у которого в наличии есть инструментальный вход с высоким сопротивлением - Hi-Z. В некоторых звуковых картах он совмещен с другими и может активироваться нажатием кнопки. Если вы планируете подключать midi-оборудование, то звуковые карты, в которых присутствует midi in/out, - это ваш выбор.


Также стоит сразу решить, в каких условиях производить запись. Помимо технически важных параметров стоит обратить внимание на вес и размер звуковой карты. Это отражается на удобстве транспортировки. Здесь не может быть одного мнения - опирайтесь на ваши личные ощущения. Но помните - более мобильные устройства оснащены меньшим количеством входов и выходов и более простыми ЦАП/АЦП.

Переходим к выбору

Так как USB - самый распространенный и универсальный способ подключения (все компьютеры имеют этот разъем или возможность его подключения), рассмотрим именно эти звуковые карты.

В работе они имеют единственный, хотя и весьма условный недостаток - скорость передачи данных. Обычно она не выше 480 мбит/с, так как подключение осуществляется через USB 2.0. Вероятнее всего, вы вряд ли превысите данный порог. А если вы знаете заранее, что вам нужны другие мощности, то стоит рассмотреть звуковые карты, подключающиеся по разъему firewire или thunderbolt/type-C, - правильный выбор интерфейса напрямую зависит от тех задач, которые вы ставите.

Lexicon alpha



Внешняя звуковая карта начального уровня, которая имеет все необходимые входы и выходы для записи и поддерживает запись - 24-bit/48kHz. Для начинающих или не очень требовательных пользователей - это хороший и практичный вариант. Важно - Lexicon Alpha не работает в операционной системе macOS X El Capitan и новее, так как поддержка устройства со стороны компаний Apple и Lexicon закончилась.

PRESONUS AudioBox iOne\iTwo

Аудиоинтерфейс начального уровня, которые может работать не только с компьютерами, но и с мобильными устройствами на iOS. iOne оснащен одним инструментальным и одним микрофонным входом, а модель iTwo - двумя комбинированными входами. Интерфейсы имеют внутренний аналоговый микшер, который позволяет осуществлять мониторинг с нулевой задержкой и контролировать записанный звук. Одно из немаловажных преимуществ устройства - компактные размеры.



Фото: Behringer

Карта достаточно универсальна в работе, имеет невысокую стоимость. Оснащена фантомным питанием, двумя независимыми выходами и фирменными предусилителями. Из минусов - не самый удобный отклик при регулировке громкости, а при больших нагрузках карта может нуждаться в перезапуске.

Onyx Blackjack



Фото: Mackie

Карта из серии флагманских продуктов компании. Визуально больше похожа на звукорежиссерский пульт Mackie, тем и привлекает покупателя.. Внутри все тоже весьма интересно - ЦАП/АЦП-преобразователи высокого класса, ди-бокс, фантомное питание и фирменная система мониторинга записи, в которой практически отсутствует задержка.

Focusrite Scarlett solo/2i2/2i4 2nd gen



Фото: Focusrite

Звуковые карты серии Scarlett фирмы Focusrite - одни из самых популярных на рынке. Все благодаря качеству звучания, удобству управления, запоминающемуся дизайну. Музыканты часто используют ее и для живых выступлений. Высокое качество достигается благодаря фирменным микрофонным предусилителям Focusrite. Карта имеет прочный корпус и ее легко взять с собой и записываться где удобно.

Отличаются модели серии Scarlett размерами и количеством входов и выходов. Focusrite предлагает готовые наборы для звукозаписи, основанные на этих звуковых картах. В комплект входят наушники, микрофон и кабель подключения.

UA-55 Quad-Capture



Фото: Roland

Отличные преампы Roland VS Preamps, которые также можно обнаружить и на устройствах премиум-класса. Радует наличие DSP-процессора, который управляет компрессором и преампом каждого канала. В карте есть встроенный ди-бокс: при нажатии кнопки Ground lift он убирает ненужный фон от входящего сигнала.

Компактный и надежный алюминиевый корпус ставит уверенную точку в вопросе качества. Большинство пользователей данного устройства просто не могут выделить его существенных недостатков - возможно их и вправду нет. Это по праву одна из лучших карт для домашней записи.

Steinberg UR22 MK2



Фото: Steinberg

Плод сотрудничества фирм Steinberg и Yamaha. Поддерживает запись стандарта 24 бит/192 кГц, имеет фантомное питание, два XLR/TRS-входа, два выхода, присутствуют порты Midi In/Midi Out. Металлический корпус внушает доверия, а Cubase AI, входящий в комплект поставки, поможет сразу начать работу.

Выше мы рассмотрели самые популярные модели, которые получают массу положительных отзывов и стабильно радуют пользователей своим качеством. Но, если вы еще не нашли тот девайс, который бы отвечал вашим требованиям, также рекомендуем обратить внимание на следующие устройства:

  • Alesis iO2 Express;
  • ESI MAYA44 Xte;
  • M-Audio M-Track Plus II;
  • MiNiSTUDIO Personal US-32;
  • Yamaha Audiogram 6;
  • M-Audio M-Track 2x2M;
  • Tascam US-2×2;
  • iConnectivity iConnectAudio2+;
  • Native Instruments Komplete Audio 6;
  • AKAI PRO EIE Pro;
  • Arturia AudioFuse;
  • Apogee Duet 2;
  • MOTU 4pre;
  • Avid Mbox 3;
  • Apogee Duet 2;
  • Roland Studio Capture UA-1610;
  • Universal Audio Apollo Twin MKII DUO.
Всегда стоит помнить, что самое главное в выборе карты - ваши требования. В разных ситуациях наиболее подходящими и удобными могут быть совершенно разные модели. Так что приятного вам выбора и отличного звука!

Обложка: PRESONUS AudioBox iTwo / PRESONUS



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: