Влияние гаджетов на развитие ребенка. Влияние современных гаджетов на детей: плюсы и минусы

Итак, вы выходите на работу после нескольких недель приятного безделья или активного отдыха в своём городе или возвращаетесь из путешествия. Потихоньку справляетесь с усталостью от долгой дороги и побеждаете после перелёта, а на следующий день вам на работу. Будет тяжело? Первое время - наверняка.

Но есть шанс облегчить своё привыкание к рабочим будням. Вот четыре совета от известного блогера Лео Бабауты, которые помогут мотивировать себя после отпуска и быстрее включиться в рабочий процесс.

Побольше отдыхайте

Казалось бы, вы отдыхали целый месяц (или меньше), сейчас надо бы включиться в работу и со свежими силами «двигать горы».

Но ведь отдыхать можно по-разному: валяться целыми днями на пляже или исходить пешком весь город, подняться на гору или отправиться в длительный поход с тяжёлыми рюкзаками. Вы вполне можете отдохнуть морально, полностью избавиться от стресса и в то же время устать чисто физически. Да и акклиматизация может мучить вас первые дни.

Первую неделю после отпуска берегите силы и старайтесь отдыхать как можно больше.

Приоритет отдавайте сну и спокойным занятиям, а как только почувствуете прилив сил, можно вплотную заниматься домашними делами или спортом.

Найдите цель

Если вы не можете работать, значит, у вас недостаточно мотивации для этого. Найдите какую-то цель, и работа пойдёт гораздо веселее.

Это может быть личная цель или помощь другим людям. Ведь все мы любим помогать. Даже самые эгоистичные из нас находят это дело приятным.

Попробуйте помочь кому-нибудь, это станет отличной , которая раскачает вас.

Запустите механизм

Очень часто после отпуска вы видите перед собой горы работы, и это пугает. А когда вы напуганы, ничего не хочется делать.

Начните с малого - запустите процесс работы, а дальше всё пойдёт по накатанной.

Поставьте себе маленькую нестрашную задачу вроде «написать небольшую статью» или «разобраться с бардаком на рабочем столе» и выполните её.

Попросите кого-нибудь контролировать вас

Если никто не контролирует вашу работу, ещё труднее заставить себя что-то делать. Вы вполне можете попросить своих друзей или родственников проследить за вами.

Отправляете им списки дел на каждый день, а в пятницу показываете, что сделали. Вам будет неприятно разочаровывать близких, и вы с большей вероятностью сделаете всё задуманное. Да и сам факт поможет вам больше сделать.

И не только отпуск

Отсутствие мотивации может случиться не только после отпуска, но и после длинных праздников (вроде новогодних) или просто так - потому что вы устали и исчерпали себя.

В любом из этих случаев можно попробовать четыре способа вернуться к активной работе:

  1. Больше отдыхайте и расслабляйтесь.
  2. Найдите цель, к которой нужно стремиться.
  3. Начните с малого - выполните небольшую задачу, потом ещё одну и так далее.
  4. Попросите кого-нибудь контролировать вас.

А как вы справляетесь с апатией и нежеланием работать?

Общество разделено на три части. Первая часть говорит о том, что современные дети стали развиваться медленнее. Вторая часть утверждает, что дети стали развиваться значительно быстрее. Знают больше, чем их сверстники 20 лет назад. И те и те не последним фактором считают Третьи говорят, что и первые и вторые морочат голову себе и всем остальным. Если человек хочет поволноваться, то он найдет повод.

Стали ли дети развиваться медленнее и какую роль играют гаджеты в жизни ребенка ? Это вопрос, который перестает существовать в тот момент, когда мы четко обозначаем о каком развитии мы говорим.

Давайте начнем сначала с простого: функциональное, моторное развитие .

Дети стали позже начинать ходить на горшок.

Восьмимесячный карапуз, сидящий на горшке 20 лет назад, никого не удивлял. Как только начинал самостоятельно сидеть – сидел уже на горшке. Сейчас история немного другая. К двум годам в большинстве своем дети осваивают этот навык. Причина скорее всего в потрясающих изобретениях: одноразовый подгузник и стиральная машина автомат. Мой первый сын в 9 месяцев уже показывал пальцем на горшок и оказывался на нем. Он ногами не доставал до пола. Матвей (разница 19 лет) вообще не знал, что такое горшок и сразу начал сидеть на унитазе в 2 года. Не думаю, что я сильно изменился, но обстоятельства изменились и мое отношение к вопросу изменилось значительно. 24 года назад подгузники были хуже, дороги и стиральной машины у меня еще не было. Приходил я с работы и стирал бесконечное количество пеленок и тряпочек. Я стоял перед несложным выбором: стирать или не стирать. С Матвеем выбор был мягче – тратить деньги на подгузники или перестать. Перестал, но экономии не получилось – диван, который он уничтожил, дороже.

Дети позже начинают говорить.

В советское время ребенка отдавали в ясли в год. Декретный отпуск был 12 месяцев, а немногим раньше 3 месяца. Ребенок оказывался в ситуации, когда речь была необходима самому ребенку. Изменилась и еда. Не качество и количество – фактура. Помните эти пластиковые терки, на которых натирали яблоко. Не удобно, долго, достает. На ешь целое.
Блендеры не висели на каждой кухне. Ребенок начинал раньше есть пищу кусочками. Надо сказать, что у меня и сейчас ничего не поменялось в этом плане. Пюре в баночках стоит невостребованным, блендера нет и мой ребенок в год есть курицу, как есть. Протирает её волокна деснами. К чему это приводит. Он отказывается есть пюре и существует мнение, что моторика языка у ребенка при пище кусочками изменяется так, что ребенку проглотить пюре становится тяжело.

Ребенок так много получает информации и удовольствия, ничего для этого не делая. Вспомните кроватку новорожденного ребенка 20 лет назад. Это «остров невезения». Нужно было срочно рыть от туда. Сейчас? Это остров блаженства. Осталось только установить туда датчики движения, которые будут реагировать на открытие глаз и включать музыку, поднял руку и закрутился мобил. Что-то мне подсказывает, что развитие игровых приставок дойдет и до самых маленьких и это случится раньше, чем мне кажется. Или уже есть? В этом смысле сказывается в замедлении развития.

“Недавнее научное исследование повторило опыт 1940-х годов: тогда психологи попросили детей разных возрастов (3,5 и 7 лет) выполнить определенные упражнения. Результаты стали следующими: 5-летний ребенок сегодня выполняет упражнения на уровне тогдашнего 3-летнего малыша, а 7-летний - едва дотягивает до уровня 5-летнего, который жил 60 лет назад». По медицинским нормам 1940-х годов дети должны были сделать первые шаги в возрасте от 8 до 12 месяцев, сегодня возрастные нормы для ходьбы - 12-15 месяцев. Учитывая, что разница на самом деле всего в одном поколении, можно говорить об огромном откате в функциональном развитии” , – Брэнди Брейтбеч - выпускница Университета Северной Дакоты (США), имеет степень магистра эрготерапии.
Давайте подитожим. Да, действительно, у современных детей есть задержка функционального развития , по сравнению с прошлыми поколениями.

Но! Информационное развитие у современных детей на совершенно другом уровне. И тут нельзя недооценивать влияние гаджетов на детей

Посмотрите, на них количество информации и умение оперировать потоком совершенны. Дети значительно быстрее ориентируются в сфере цифровых технологий. Знают, как включать компьютер, телевизор и смартфон. О том, что в моем телефоне стоит устройство, которое включает телефон при его вращении показал мне мой годовалый ребенок. Он виртуозно бросал его на кровать. Я не сразу понял зачем, а потом увидел, что он так включается. Может знаете, как отключить эту функцию?

Исследования психологов по всему миру: американские, итальянские и французские психологи делали исследования начиная с 50 годов о понимании детей в области экономики. За последнее время отчетливо наметилась тенденция большего понимания отношений в области потребления: товар – деньги и уменьшилось в сфере производства. И это понятно. Делать своими руками мы стали меньше, значительно меньше. Нет этого опыта. Вспомните, когда вы своими руками делали игрушку своим детям. Я помню, как сам делал лыжные ботинки ребенку из валенок. Зачем? Невозможно было купить. Теперь можно купить готовое и потратить на это меньше денег и не потратить времени.

Но! я всегда повторяю, что мы не можем жить только информацией. Необходим личный сенсорный опыт , не только навык пользоваться информационным потоком, т.е зрительным и слуховым анализатором. Гаджеты в жизни ребенка сейчас – это данность. И современным родителям надо просто следить за тем, чтобы его не обеднить, этот опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.

Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между ними. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. Рассмотрим подробнее, в чём заключаются плюсы и минусы использования гаджетов.

Плюсы использования гаджетов

  1. Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
  2. Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте.

Малышам в возрасте 2–3 лет (именно в это время дети начинают интересоваться новыми современными устройствами) можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом. Детям до 3-х лет заниматься с устройствам не более часа в день, каждые 20 минут нужно делать перерыв, для того чтобы отдохнули глаза. Ребенку более старшего возраста время «общения» с гаджетами можно увеличить, но также необходимо совершать перерывы после 20–30 минут занятий или игр.

Минусы использования гаджетов

  1. «Однобокость» развивающего эффекта. Раз уж мы заговорили о том, что гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.
  2. Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят часто сутулясь, а это это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем.
  3. Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.
  4. Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.
  5. Редко, но возможно наблюдаться и психическое расстройство. Если ребенок часто играет в игры где много крови и ужасов.

Зависимость от гаджетов и как её избежать

Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:

  • Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.
  • Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
  • Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.

Нормальное интеллектуальное и личностное развитие при таком раскладе невозможно, ведь оно может происходить только в реальных отношениях и в реальном мире. Чтобы не допустить зависимости от гаджетов и снизить их негативное влияние, важно использовать их с умом и придерживаться следующих правил.

  1. Не допускайте превышения допустимого времени нахождения за компьютером/планшетом. Для каждого возраста оно своё. Возможно, ребёнок будет протестовать, но родителям стоит проявить твёрдость. Не забывайте, что вы – взрослый человек, и ответственность за жизнь и здоровье маленького существа лежит на вас.
  2. Придерживайтесь возрастных рекомендаций к играм и мультфильмам. Не стоит перегружать ребёнка той информацией, которую он не сможет воспринять.
  3. Не используйте гаджеты чтобы «отделаться» от ребёнка без особой надобности. В каких-то ситуациях они действительно – спасение, но если мама, к примеру, собирается готовить обед или заниматься домашними делами – лучше включить ребёнка в этот процесс, чем включить ему мультик.

Кстати, давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.

Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.

Семинар для родителей детей, находящихся на сопровождении в ГКП

Тема: « Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)»

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны.

Цель: объяснить родителям плюсы и минусы современных гаджетов.

Основные вопросы для обсуждения:

  • Плюсы гаджетов. Какие причины мешают родителям пожалеть ребенка.
  • Минусы гаджетов. Крайности в воспитании ребенка.
  • Время «работы» с гаджетов.
  • Зависимость от гаджетов.

Достаточно сложно представить современную семью без различных гаджетов: смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Эти и другие электронные и цифровые устройства прочно обосновались в нашей жизни. Неудивительно, что нынешние малыши начинают ими интересоваться с самого юного возраста. Однако многих родителей волнует вопрос: безопасно ли подобное увлечение?

С одной стороны, не очень предусмотрительн о совсем ограничивать знакомство ребенка с компьютерами и прочими электронными устройствами, поскольку они способствуют интеллектуальном у развитию детей.

С другой же – современные технологии зачастую отнимают у крохи много времени, которое он мог бы истратить на более полезные занятия: подвижные игры, чтение книг, обычную возню с приятелями.

Давайте узнаем, в чем заключается польза и вред гаджетов для здоровья и развития ребенка.

Влияние гаджетов на детей: плюсы применения

Компьютеры и интернет-техноло гии постепенно входят в жизнь даже самых маленьких детей. Задача родителей – научить малыша пользоваться с умом всеми этими благами цивилизации. Тем более что они могут быть полезны.

1. Помощник в развитии

Гаджеты могут стать таким же развивающим инструментом, как более традиционные игрушки: пирамидки, машинки, куклы, кубики и прочие детские атрибуты. Кроха, хаотично нажимающий на кнопки и клавиши, незаметно развивает моторику пальцев и непроизвольно запоминает определенные цифры и буквы.

Слушая мелодии и рассматривая картинки на мониторе, малыш совершенствует слуховое и зрительное восприятие.

2. Способ занять ребенка

Благодаря ноутбукам, смартфонам и планшетам родители теперь знают, чем занять маленького непоседу в длинной очереди в больнице, во время автомобильной поездки или стоянии в пробке.

Не нужно брать с собой целый ворох игрушек, достаточно просто включить ребенку интересный мультик или поставить игру.

В этом случае он не будет вас тормошить из-за скуки и интересно проведет время.

3. Библиотека в кармане

Современные электронные «читалки» способны заменить целое книгохранилище, так что школьнику не придется носить объемные тома из библиотеки и обратно. Вам нужно будет только скачать интересующие книги из Интернета.

К тому же, вы приучите ребенка к мысли, что всемирная сеть не только источник развлечения, но и сосредоточение полезной информации.

4. Незаменимый помощник для учебы

Среди вороха различных компьютерных игр можно найти действительно полезную продукцию, способствующую развитию познавательных процессов и получению новых умений и навыков.

Некоторые приложения учат малышей грамоте, математике, рисованию, развивают внимание, память и логическое мышление. Познавательные мультфильмы помогут в ненавязчивой форме передать ребенку новые знания об окружающем мире.

Влияние гаджетов на детей: минусы использования

Технический прогресс значительно снизил физические нагрузки на людей, вот почему проблема гиподинамии и ее последствий стала актуальна, как никогда прежде.

Особенно опасно длительное сидение за гаджетами для детского здоровья.

1. Негативное воздействие на физическое развитие и здоровье

Этот аспект влияния гаджетов на детей стоит рассмотреть подробнее.

Если ребенок излишне увлечен планшетом или ноутбуком, то может пострадать:

  • зрение – если малыш проводит за монитором больше получаса в день, есть риск, что через шесть месяцев острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку;
  • осанка – дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника и многочисленными трудностями с осанкой в будущем;
  • головной мозг – от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.

2. Неполное освоение информации

Да, гаджеты помогают детскому развитию, однако малышам в раннем возрасте необходимо задействовать все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон мячик, чтобы понять, что он круглый и может катиться.

Развивающие же мультфильмы не способны показать все многообразие мира, поэтому кроха не может полностью изучить тот или иной предмет.

3. Понижение творческой активности

Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками.

В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций. Даже самая «навороченная» программа с расширенным интерфейсом не угонится за детским воображением.

4. Уход в виртуальное пространство

Безусловно, не каждый ребенок заменяет реальный мир компьютерной игрой и общением в соцсетях. И все же некоторые дети впадают в серьезную зависимость от гаджетов, сосредотачивая все свои интересы на виртуальном мире.

Страдает не только общение с ровесниками, но и учеба, взаимоотношения с родителями.

Применяем гаджеты для детей с умом

Если вы хотите не допустить возникновения зависимости от компьютера у детей и снизить возможное отрицательное влияние электронных устройств, нужно правильно их использовать, придерживаясь нескольких важных правил.

  1. Несмотря на все плюсы гаджетов, помните, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники», но если вы все-таки хотите порадовать свое чадо, то следуйте принципу – техника для ребенка должна соответствовать его возрасту.
  2. Детям до шести лет лучше приобретать детские планшеты, которые предназначены именно для этого возрастного периода. В этом случае вы будете уверены, что гаджет полезен для ребенка, да и контролировать увлеченного кроху вам станет намного проще. Не покупайте маленьким деткам планшеты «на вырост» и дорогущие телефоны лишь ради того, чтобы ваше чадо было «круче» всех.
  3. Зависимость от гаджетов может развиться, если родители начнут подменять реальное взаимодействие с малышом различными электронными устройствами. Не используйте компьютер, чтобы увлечь ребенка, пока вы готовите обед или занимаетесь уборкой. Лучший выход – привлекать детей в этот процесс.
  4. Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Так, детям до трех лет не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, а каждые 20 минут необходимо устраивать физминутку, чтобы отдохнули глазки. Деткам постарше можно разрешить проводить больше времени за монитором, однако перерывы также обязательны.
  5. Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Информация, предназначенная для более взрослых детей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву.
  6. Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием. От мельтешения ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе.

Напоследок хочется сказать, что все же не стоит запрещать детям пользоваться современными достижениями техники. Мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем.

Чтобы избежать возможных проблем, следите за временем, которое ваше чадо проводит за планшетом или смартфоном.

И не забывайте, что реальное общение с ребенком нельзя подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: