Виды информационных процессов. принципы получения, хранения, обработки, использования информации

Операции с данными

В ходе информационного процесса данные преобразуются из одного вида в другой с помощью определенных методов. Сама обработка данных включает в себя множество различных операций. В структуре возможных операций можно выделить следующие:

1. Сбор данных – накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений.

2. Формализация данных – приведение данных, поступающих из различных источников, к одной форме.

3. Фильтрация данных – отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений.

4. Сортировка данных – упорядочивание данных по заданному признаку.

5. Архивация данных – организация хранения данных в удобной и доступной форме; служит для снижения экономических затрат по хранению данных.

6. Защита данных – комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных.

7. Транспортировка данных – прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса.

8. Преобразование данных – перевод данных из одной формы в другую.

Кодирование информации – это операция преобразования информации из одной знаковой системы в другую.

Кодирование – это процесс представления информации, удобный для ее хранения и/или передачи.

Существует три основных способа кодирования:

1) Графический, с помощью специальных рисунков или значков;

2) Числовой – с помощью чисел,

3) Символьный – с помощью символов алфавита

Средством кодирования служит таблица соответствия знаковых систем , которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.

В процессе обмена информацией часто приходится производить операции кодирования и декодирования информации. Например, при вводе знака алфавита в компьютер путем нажатия соответствующей клавиши на компьютере, происходит кодирование знака, т.е. преобразование его в компьютерный код. При выводе знака на экран монитора или принтер происходит обратный процесс – декодирование, когда из компьютерного кода знак преобразуется в его графическое изображение.

Системы кодирования – человеческие языки, азбука, запись математических выражений, телеграфная, морская азбука и др.

Шифрование – это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

Дешифрование – процесс зашифрованного текста в открытый (исходный) текст.

Методами шифрования занимается наука криптография .

В вычислительной технике используется своя система кодирования, которая называется двоичным кодированием . При двоичном кодировании один двоичный разряд несет одну единицу информации, которая называется 1 бит. Эта система основана на представлении данных последовательностью всего двух знаков – 0 и 1 (машинный код).



Одним битом могут быть выражены два понятия 0 или 1 (да или нет, истина или ложь, есть сигнал или нет сигнала).

Двумя битами можно выразить четыре различных понятия:

Тремя битами можно закодировать восемь различных значений:

000,001,010,011,100,101,110,111

Увеличивая на единицу количество разрядов в системе двоичного кодирования, мы увеличиваем в два раза количество значений, которое может быть выражено в данной системе:

N = 2 i ,

Где N – количество независимых кодируемых значений,

i – разрядность двоичного кодирования.

Для кодирования целых чисел от 0 до 255 достаточно иметь 8 разрядов двоичного кода (8 бит – 256=2 8):

16 бит позволяют кодировать целые числа от 0 до 65535, а 24 бита уже более 16,5 млн различных значений.

С помощью двоичного кода можно кодировать и текстовую информацию: 8 бит – 256 символов, 16 бит – 65536 символов (универсальная система кодирования (UNICODE)).

Графические данные (растровое изображение – 32 бита – полноцветный режим). Звуковая информация также кодируется.

«Информация 10 класс» - Врождённые информационные методы основаны на системе чувств восприятия субъекта и на мышлении. Содержание: Восприятие (сбор). Искусственные информационные методы бывают аппаратными и программными. Хране ние. Сканер как устройство восприятия информации. Информационные процессы в технике. Приобретенные методы являются результатом обучения или адаптации.

«Обработка овощей» - Сельдерей. Подготовка помидор, перца болгарского для фарширования. Кружочки - так режут овощи цилиндрической формы, типа моркови. 4*4*4(средний брюнуаз). Формы нарезки овощей. Формы нарезки моркови. Пастернак. Ревень. Фигурные формы нарезки картофеля. Обработка корнеплодов. Промывают Отрезают плодоножку Отрезают кожицу и удаляют семена.

«Обработка графической информации» - Рабочий и фоновые цвета. Примеры графических редакторов. Заголовок окна. Пуск/Программы/Стандартные/Paint Назначение. Вид окна графического редактора Paint. Строка меню. Палитра. Определение. Графический редактор – прикладная программа обработки графической информации. Использование компьютерной графики.

«Информация и её обработка» - Рассмотреть, как можно обработать информацию различных видов. Компьютер. Задание в рабочей тетради: Игра «Вспомни понятие». Кодирование. Например: Сейчас урок информатики. Диск. 2) Обработка текста – изменение смысла текста. Найди суммы пар чисел по образцу. Научиться объяснять смысл обработки информации.

«Технология обработки бумаги» - Полученная таким образом бумага будет своеобразной, но не слишком красивой. Бумага и история развития бумажных ремесел. Аппликация. Сначала приклеивайте квадратики по контуру рисунка, и только затем заполняйте фон. Цветку – цветок сплетай венок. "Поделки. Самодельная бумага. Народное название украшений, вырезанных из бумаги на Украине - вытынанки.

«Цифровая обработка сигналов» - Основные разделы ЦОС. Цифровая обработка сигналов. cos. План лекции. У.М. Сиберт. Определение. arctan. Информационные источники. Направления развития ЦОС. Этапы построения систем ЦОС. Вводные сведения по комплексной арифметике. Типовая блок-схема устройства ЦОС. Аппаратная и программная реализация. sin.

Одна из важнейших тем по информатике. Она подробно рассматривается в школьной программе. Знания по теме информация и информационные процессы являются обязательным условием для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗы на соответствующие факультеты. Они уже позволят вам с легкостью набрать 15 тестовых баллов (15%). Ниже подробным образом рассмотрены такие понятия, как измерение количества информации , алфавитный и вероятностный подходы для равновероятных и неравновероятных событий. На экзаменах в большом количестве встречаются задачи по данной теме. Умение их решать – одно из требований к абитуриентам. По каждой теме раздела, помимо подробного теоретического материала, представлены практически все возможные варианты задач для самостоятельного изучения. Кроме того, у вас есть возможность скачать с файлообменника уже готовые подробные решения к данным задачам , иллюстрирующие различные способы получения верного ответа.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Информация

Информация - сведения, которые мы получаем из окружающего мира.

Информация - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. В первоначальном и наиболее узком смысле, информация - атрибут мыслящих существ, людей: сведения, данные, факты, полученные из опыта, наблюдения или путем размышления, зафиксированные в материальной форме для сообщения другим мыслящим существам или самому себе. Любая информация с неизбежностью содержит два компонента - содержательный (имеет смысл, понятный тем, кому она предназначена) и материальный (должна быть представлена в осязаемой форме на том или ином физическом носителе).

Информатика - наука, изучающая свойства инфор­мации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью техни­ческих средств.

Информация - знание того, что означают воспринятые сведения для данной личности". Это определение касается только семантического (смыслового) свойства информации, к тому же для конкретной личности.

    Формы существования мира:
  • вещество - многообразие материальных объектов;
  • энергия - взаимодействие объектов;
  • информация - сведения об окружающем мире.
    Рассмотрение информации в разных сферах деятельности:
  • Информация в быту - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
  • Информация в технике - это последовательности знаков и сигналов.
  • Информация в науке - мера уменьшения неопределенности знаний.
  • Информация в кибернетике - часть знаний для управления информационными процессами.
  • Информация в рамках семантической теории рассматривается, как нечто новое (новизна).
    Различение информации:
  • по способу восприятия: визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая;
  • по форме представления: текстовая, числовая, графическая, звуковая, комбинированная;
  • по общественному значению: общественная, личная, специальная и др.
    Свойства информации:
  • Объективность - независимость от мнения человека.

    Информация не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

    Например, сообщение «На улице тепло» - субъективная информация, а сообщение «На улице 22°С» - объективная.

    Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, она перестает быть объективной, так как преобразуется (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, мнения, суждения и других качеств конкретного субъекта.

  • Полнота - достаточность для принятия решения.

    Информация является полной, если ее достаточно для принятия решения.

    Например, историческая информа­ция никогда не бывает полной и ее полнота уменьшает­ся по мере удаленности от нас исторической эпохи.

  • Достоверность - отражение истинного положения дел.

    Информация достоверна, если она отражает истин­ное положение дел.

    Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Основные механизмы получения недостоверной информации: 1. преднамеренное искажение (дезинформация); 2. искажение в результате помех («испорченный телефон»); 3. преувеличение или преуменьшение реального факта (слухи, рыбацкие и охотничьи истории и т.д.).

    Например, историческая или социально-политическая информация подвержена всем трем способам полу­чения и передачи недостоверной информации.

  • Адекватность - соответствие текущему моменту.

    Адекватность информации - это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

    В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда вы сможете рассчитывать на полную адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком.

    Пример: Вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, т.е. полученная информация неадекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете справочник для поступающих в вузы, из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться в окончательном выборе.

    Возможность и эффективность использования информации обусловливаются такими основными ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.

  • Доступность - возможность получения.

    Доступность (информации [ресурсов автоматизированной информационной системы]) (англ. availability) - состояние информации (ресурсов автоматизированной информационной системы), при котором субъекты, имеющие право доступа, могут реализовывать их беспрепятственно.

    К правам доступа относятся: право на чтение, изменение, копирование, уничтожение информации, а также права на изменение, использование, уничтожение ресурсов.

  • Актуальность - важность в данный момент.

    Актуальность информации - это ее важность, существенность для настоящего времени.

    Своевременность информации играет важную роль в объективной оценке ситуации и в процессе принятия решения.

    Причины неактуальности информации:

    1. Устаревание;
    2. Ненужность, бесполезность.

Информационные процессы

Информационные процессы - действия, совершаемые над информацией.

    Информационные процессы:
  • Обработка информации (перевод информации из одного вида в другой по определенным правилам).
  • Хранение информации.
  • Передача информации.

Сбор информации - поиск и отбор по каким-либо критериям.

    Способы сбора информации:
  • Автоматизированный (с измерительными приборами).
  • Механизированный (без измерительных приборов).
  • Автоматический (используются датчики, счетчики и др. Человек выступает в роли наблюдателя).
    Поиск информации:
  • Наблюдение.
  • Общение со специалистами.
  • Литература.
  • Телевидение.
  • Радио.
  • Банки и базы данных и т.д.
    Систематизация информации:
  • Библиотеки данных.
  • Фото и видео архивы/альбомы и др.

Кодирование информации - преобразование одного набора знаков в другой.

Регистрация - фиксирование на носителе.

Данные - зарегистрированные сигналы.

Носитель - устройство, предназначенное для хранения и передачи информации.

    Виды носителей:
  • Человекочитаемые.
  • Машиночитаемые.

Хранение - помещение информации в хранилище для последующего извлечения и использования.

    Память:
  • Внутренняя.
  • Внешняя
    Память:
  • Долговременная.
  • Оперативная.

Общая схема передачи информации:

Измерение количества информации

Человек воспринимает информацию в аналоговой форме, т.е. непрерывным потоком. В компьютере же информация обрабатывается в дискретной или цифровой форме. Отсюда и название процесса дискретизации, т.е. разбиения потока информации на отдельные сигналы, последовательности сигналов. Цифровой сигнал состоит из нескольких дискретных потоков.

Бит - минимальная единица информации.

Байт - основная единица информации.

Ниже приведена таблица единиц измерения информации:

Название Символ Множитель
Килобайт KB 2 10
Мегабайт MB 2 20
Гигабайт GB 2 30
Терабайт TB 2 40
Петабайт PB 2 50
Эксабайт EB 2 60
Зеттабайт ZB 2 70
Йоттабайт YB 2 80

Эта таблица используется для перевода "больших" единиц измерения в байты.

1байт = 2 3 бит = 8бит.

К примеру: 2Кб = 2*2 10 байт = 2*2 13 бит = 2 14 бит = 16384бит. (2 10 = 1024).

Для расчета вероятности отдельного события (pi) используют следующую формулу:

    В этой формуле:
  • N i - количество определенных событий.
  • p i
  • N - количество возможных событий.

Существует формула для расчета количества информации об одном событии из множества:

    В этой формуле:
  • I i - количество информации об одном событии.
  • p i - вероятность отдельного события.

Задачи по теме "".

Более сложные задачи по теме "".


Использование алфавитного подхода полностью оправдывает себя при использовании технических средств работы с информацией. В этом случае теряют смысл понятия «новые - старые», «понятные - непонятные» сведения. Этот способ не связывает количество информации с содержанием сообщения.

Используя алфавитный подход в определении информации , для нас становится важным длина кода. Если раньше мы не учитывали длину ответа, то при использовании алфавитного подхода это приобретает значение. При подсчете количества информации для нас имеет вес каждый знак в коде, каждая буква в сообщении.

Алфавитный подход - объективный способ измерения информации в отличие от субъективного вероятностного подхода.

При алфавитном подходе не рассматривается содержание информации, а сообщения рассматриваются как последовательности знаков определенных знаковых систем.

    Языки:
  • Естественные (например, биологический).
  • Формальные (используются созданные человеком системы знаков, символов).

Для записи сообщения на формальном языке используется определенный алфавит. Согласно алфавитному подходу количество различных символов, используемых в данном алфавите - мощность алфавита (N) может быть найдена по следующей формуле:


    В этой формуле:
  • N - мощность алфавита.
  • i - информационный вес одного символа.

Отсюда можем выразить информационный вес одного символа (i):


Информационная емкость сообщения при алфавитном подходе может быть найдена по следующей формуле:

    В этой формуле:
  • I - количество информации, содержащееся в сообщении.
  • k - количество символов в сообщении.

Задачи по теме "".

Более сложные задачи по теме "Алфавитный подход к измерению информации".

Как решать логарифмы

По просьбам "трудящихся" выкладываю небольшое и, на мой взгляд, достаточно простое объяснение того, как решать log.

Итак, разберем тему на простом примере: i=log 2 N.

Фактически, эта формула отвечает на вопрос: "Как найти i из формулы N=2 i ".

Таким образом, когда мы видим запись i=log 2 N, мы должны проговорить: "в какую степень нужно возвести 2, чтобы получить N? Эта степень - и есть Ваш ответ, т.е. если N=4, то i=2 (потому что 2 в квадрате равно 4)".

Разберем еще пару примеров на эту тему:

    Вычислить:
  1. i=log 2 16.
  2. i=log 3 81.
  3. I=log 2 (1/4).
  4. I=log 5 (1/125).
    Решение:
  1. В какую степень нужно возвести 2, чтобы получить 16? - в 4 (2*2*2*2=2 4 =16). Ответ: i=4.
  2. В какую степень нужно возвести 3, чтобы получить 81? - в 4 (3*3*3*3=3 4 =81). Ответ: i=4.
  3. В какую степень нужно возвести 2, чтобы получить 1/4? - в -2
    (Помни: a -x =1/a x . 1/(2*2)=2 -2 =1/4).
    Ответ: I=-2.
  4. В какую степень нужно возвести 5, чтобы получить 1/125? - в -3 (1/(5*5*5)=5 -3 =1/125). Ответ: I=-3.

Задачи и решения

Время перейти к решению возможных задач по теме ""...

Сюда включены и несколько "необычные" задачи (ведь кодирование не обязательно должно быть двоичным...). Однако отличие состоит лишь в количестве различных сигналов, поэтому их решение сводится к похожим формулам.

    1. Выберите правильные определения термина «бит»:
  • Бит – минимальная единица измерения информации.
  • Бит - количество информации, равное одной восьмой части байта.
  • Бит – это количество информации, которое уменьшает неопределенность знаний в два раза.
  • Бит может принимать только два значения – 0 или 1.
  • Бит - основная единица измерения информации.
  • Бит – количество информации, необходимое для передачи сообщения «Да»/«Нет».

Замечание: если ответ в задаче получается не целый, то выберите следующее целое число (пример: если получается 2,16 бит, ответ: 3 бита).

2. Загадали число от 1 до 8. Какое количество информации в сообщении о том, какое число загадано (в битах)?

3. Бросили шестигранный игральный кубик. Какое количество информации в сообщении о том, какое число выпало на кубике?

4. Загадали число от 1 до 100. Загадавший человек на все вопросы отвечает «Да» или «Нет». Какое наименьшее количество вопросов нужно задать, чтобы гарантированно угадать число?

5. Для обмена сообщениями используют последовательности символов одинаковой длины, состоящие только из символов «А» «B». Какова быть минимальная длина этих последовательностей, чтобы каждая из них кодировала любое из 50 различных сообщений?

6. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях («включена» или «выключена»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 200 различных сигналов?

7. Эллочка-людоедка (в лексиконе которой, как известно, было 30 слов) произносит фразу, состоящую из 50 слов. Какое количество информации в битах сообщает Эллочка?

8. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем в битах сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?

9. Репетиционный экзамен в школе сдают 125 человек. Каждому из них выделяют специальный номер. При регистрации участника для записи его номера используют минимально возможное количество бит, одинаковое для каждого участника. Каков объем информации в битах, записанный устройством, после регистрации 60 участников?

10. Для передачи секретного сообщения используют код, состоящий из десятичных цифр. При этом все цифры кодируются одним и тем же (минимально возможным) количеством бит. Определите информационный объем в битах такого сообщения длиной в 150 символов.

11. Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимального возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем в битах результатов измерения.

12. Для записи результатов детской игры «Зарница» используется таблица, в каждой клетке которой записано либо количество баллов, полученных командой в соответствующем виде состязаний (1, 2, 3), либо прочерк (если команда в этом виде соревнований не участвовала). В «Зарнице» соревнуются 30 команд в 10 видах соревнований. Какое количество информации в битах содержит таблица?

13. Вася передает Пете сообщение, состоящее только из символов (заглавных и строчных) латинского алфавита, пробелов и знаков препинания (. , ! ?) за 2мин. Сообщение состоит из 200 символов. Какова скорость передачи информации (бит в секунду)?

14. Вождь племени, в лексиконе которого всего 64 различных слова, произносит пламенную речь перед своими соплеменниками, состоящую из 100 слов в течение 2мин. Какова скорость передачи информации (бит в секунду)?

15. Флажковый сигнальщик использует для передачи сообщения 36 различных жестов. Сообщение, состоящее из 50 жестов, сигнальщик передает за 30 секунд. Какова скорость передачи сообщения (бит в секунду)?

16. Сколько килобайт информации содержит сообщение объемом 224 бит?

17. Сколько килобит информации содержит сообщение объемом 214 байт?

18. Во время передачи кабельного телевидения система собирает информацию от телезрителей относительно фильма, который они хотели бы посмотреть. На выбор предлагается 4 фильма. Для кодирования каждого пожелания используется минимально возможное количество бит. Всего высказали свое мнение 102400 телезрителей. Какое количество килобайт должна проанализировать система?

19. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 128000 бит/с. Через данное соединение передают файл размером 625Кбайт. Определите время передачи файла в секундах.

20. Саша хочет скачать из Интернета видеоролик объемом 240Мбит. Скорость скачивания ограничена 16 килобайтами в секунду. Сколько минут потребуется Саше?

21. Через канал связи со скоростью 64 килобайта в секунду передают файл в течение 10 минут. Из скольких мегабайт состоит файл?

22. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/с. Через данное соединение передают файл за 2 минуты. Определите информационный вес файла в килобайтах.

23. Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из трех состояний («включено», «выключено» или «мигает»). Какое наименьшее количество ламп должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 27 различных сигналов?

24. Азбука Морзе позволяет кодировать символы для радиосвязи, задавая комбинацию точек и тире. Сколько различных символов можно закодировать, используя код Морзе длиной не менее пяти и не более шести сигналов?

25. Вася и Петя передают друг другу сообщения, используя синий, красный и зеленый фонарики. Это они делают, включая по одному фонарику на одинаково короткое время в некоторой последовательности. Количество вспышек в одном сообщении – 3 или 4. Между сообщениями – паузы. Сколько различных сообщений могут передавать мальчики?

26. Для передачи 300 различных сообщений используют 5 последовательных цветовых вспышек. Цветовые лампы включаются на одинаково короткое время в некоторой последовательности. Лампы скольких различных цветов должно использоваться при передаче (минимальное количество)?

27. Для передачи 1000 различных сообщений используют 5 последовательных цветовых вспышек. Цветовые лампы включаются на одинаково короткое время в некоторой последовательности. Лампы скольких различных цветов должно использоваться при передаче (минимальное количество)?

28. В озере плавает 12500 окуней, 25000 пескарей, 6250 карасей и 6250 щук. Какое количество информации мы получим, когда поймаем какую–нибудь рыбу?

Замечание: все «отдельные вероятности» должны давать в сумме 1.

29. После экзамена по информатике объявляются оценки («2», «3», «4» или «5»). Какое количество информации несет сообщение об оценке учащегося А, который выучил лишь половину билетов, и сообщение об оценке учащегося Б, выучившего все билеты?

30. В княжестве есть только черные, белые и серые автомобили. Белых автомобилей 18. Сообщение о том, что в аварию попал черный автомобиль, несет 7бит информации. Сообщение о том, что в аварию попал не серый автомобиль, несет 5бит информации. Сколько черных автомобилей в княжестве?

Билет №1 . Понятие информации. Информационные процессы и системы. Информационные ресурсы и технологии.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информацион­ные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. В информатике под информацией понимается сообщение, снижающее степень неопределенности знаний о состоянии предметов или явлений и помогающее решить поставленную задачу.

Информация может существовать в виде:

1. текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

2. световых или звуковых сигналов;

3. радиоволн;

4. электрических и нервных импульсов ;

5. магнитных записей;

6. жестов и мимики;

7. запахов и вкусовых ощущений;

8. хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Информационные процессы - процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации.

1. непосредственное наблюдение;

2. общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

3. чтение соответствующей литературы;

4. просмотр видео, телепрограмм;

5. прослушивание радиопередач, аудиокассет;

6. работа в библиотеках и архивах;

2. Сбор и хранение.
Хранение информации -
это способ распространения информации в пространстве и времени.
Способ хранения информации зависит от ее носителя
(книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом).
ЭВМ предназначена для
компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.
Информационная система -
это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур - главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

3. Передача.
В процессе передачи информации обязательно участвуют
источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи.
Канал связи -
совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.
Кодирующее устройство -
устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.
Декодирующее устройство -
устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.
Деятельность людей всегда связана с передачей информации.

4. Обработка.
Обработка информации -
преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам. Обработка информации по принципу "черного ящика" - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.

1. Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение.

2. Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими.

3. Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.
Компьютерная грамотность предполагает:

4. Знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

5. Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;

6. Умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

1. доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ);

2. непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации.

Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

Информационные ресурсы и технологии.

Информационные ресурсы — это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.

Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут , чем больше их расходуют .

Информационная технология — это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание.

Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам.

Народы развитых стран осознают, чтосовершенствование информационных технологий представляет самую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу.

В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, и это обусловливает появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку.

Вопрос 1 (Понятие информации. Информационные процессы и системы. Информационные ресурсы и технологии.)

Термин информация происходит от латинского слова information , что означает «сведения, разъяснения, изложение».

Информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.

В технике – информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Характерными чертамиинформации являются следующие:

  1. Это наиболее важный ресурс современного производства: он снижает потребность в земле, труде, капитале, уменьшает расход сырья и энергии.
  2. Вызывает к жизни новые производства.
  3. Является товаром, причем продавец информации ее не теряет после продажи.
  4. Придает дополнительную ценность другим ресурсам, в частности, трудовым. Действительно, работник с высшим образованием ценится больше, чем со средним.
  5. Информация может накапливаться.

Информационные процессы - это процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации (т.е. действия, выполняемые с информацией). Т.е. это процессы, в ходе которых изменяется содержание информации или форма её представления.

Информационные процессы

  1. Прием (чтение книги, газеты или просмотр и прослушивание телевизора (радио), подготовка к экзамену);
  2. Хранение (мы помним о том, что мы прочитали из книги);
  3. Передача (Трансляция) (мы можем пересказать содержание книги своему знакомому);
  4. Обработка (прочитав книгу, мы можем обработать полученную информацию и сделать для себя некоторые выводы);
  5. Использование (Получив информацию о том, что идет дождь, мы взяли зонт).

    1. Зарождение данных - формирование первичных сообщений, которые фиксируют результаты определенных операций, свойства объектов и субъектов управления, параметры процессов, содержание нормативных и юридических актов и т.п..

    2. Накопление и систематизация данных . - организация такого их размещения, которое обеспечивало бы быстрый поиск и отбор нужных сведений, методическое обновление данных, защита их от искажений, потери, деформирование целостности и др.

    4. Отображение данных - представление их в форме, пригодной для восприятия человеком. Прежде всего - это вывод на печать, то есть создание документов на так называемых твердых (бумажных) носителях. Широко используют построение графических иллюстративных материалов (графиков, диаграмм) и формирование звуковых сигналов.

    Информационные ресурсы – информация, используемая на производстве, в технике и управлении обществом (научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество информации зафиксированной в любой форме на любом носителе).

    Информационные ресурсы в масштабах страны – национальные информационные ресурсы. Информационные ресурсы страны определяют ее научно-технический потенциал (НТП), научный потенциал и экономическую и стратегическую мощь.

    Информационный ресурс не исчезнет, они накапливаются и видоизменяются.


    Под Информационной технологией понимают совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.

Понятие информации. Свойства информации. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и хранение информации

Информация - одно из основных понятий науки. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время оно составляет основу современной научной картины мира. Его нельзя определить через более простые понятия.

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает - разъяснение, сообщение, осведомленность.

Под информацией в быту (житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Под информацией в технике понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов.

Под информацией в теории информации понимают не любые сведения, а лишь те которые, снимают полностью или уменьшают существующую неопределенность. По определению К. Шеннона информация – это снятая неопределенность.

Под информацией в кибернетике, по определению Н. Винера понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

Под информацией в семантической теории (смысл сообщения) понимают сведения, обладающие новизной.

Информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.

Свойства информации , т.е. ее качественные признаки.

Объективность . Информация объективна, если она не зависит от чьего – либо мнения.

Достоверность . Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Полнота . Информацию можно считать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

Актуальность – важность, существенность для настоящего времени.

Адекватность – определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению.

Информационные процессы

Обмен, хранение и обработка информации присущи живой природе, человеку, обществу, техническим устройствам. В системах различной природы действия с информацией: обмен, хранение, обработка - одинаковы. Эти действия называют ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ.

Рассмотрим более подробно различные виды информационных процессов между автоматом и автоматом (техническими устройствами).

Обмен информацией

Передачу и прием информации называют обменом информации. Передача информации между автоматами выполняется с использованием технических средств связи. Ретрансляционная вышка передает информацию, которую воспринимает блок приема телевизора. Радиостанция передает информацию, которую воспринимает блок приема радиоприемника. Видеомагнитофон передает информацию с видеокассеты на экран.

При обмене информацией нужны источник информации и приемник информации. Передаваемая от источника информация достигает приемника с помощью последовательности сигналов, которая называется СООБЩЕНИЕМ. Сигналы могут быть звуковыми, электрическими, электромагнитными и т.д. Информация может поступать непрерывно, а может и дискретно, то есть в виде последовательности сигналов, отделенных друг от друга временными или пространственными промежутками.

Преобразование информации

Обработка информации – преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Обработка информации по принципу «черного ящика» - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.

Возможность автоматизированной обработки информатизации основывается на том, что обработка информации не подразумевает ее осмысления.

Хранение информации

Информация для магнитофона, видеомагнитофона, киноаппарата хранится на специальных устройствах: аудиокассетах, видеокассетах, кинолентах. Устройство, предназначенное для хранения информации называют НОСИТЕЛЕМ информации. Носитель информации может быть разной природы: механический, магнитный, электрический. Носители информации различаются по форме представления информации, по принципу считывания, по типам материала.

Информация запоминается в виде сигналов или знаков. С помощью микрофона и других устройств магнитофона звуковая информация записывается на магнитную ленту, т.е. на магнитной ленте хранится информация. С помощью магнитной головки магнитофона информация считывается с магнитной ленты. Информация ЗАПИСЫВАЕТСЯ на носитель посредством изменения физических, химических или механических свойств окружающей среды. Запись и считывание информации осуществляется в результате физического воздействия с носителем информации записывающих и считывающих устройств.

Информация. Передача информации

Информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение , которое кодируется в передаваемый сигнал . Этот сигнал посылается по каналу связи . В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал , который декодируется и становится принимаемым сообщением .

Примеры:

  1. Сообщение , содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника – специалиста-метеоролога посредством канала связи – телевизионной передающей аппаратуры и телевизора.
  2. Живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира , перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.

Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех , вызывающих искажение и потерю информации .

Свойства информации

Свойства информации:

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел . Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Достоверная информация со временем может стать недостоверной , так как она обладает свойством устаревать , то есть перестаёт отражать истинное положение дел .

Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений . Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки .

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи , а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека .

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу . Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка .

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом , она может стать бесполезной .

Информация становится понятной , если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

Обработка информации

Обработка информации получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов

Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.

Средства обработки информации это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер универсальная машина для обработки информации.

Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.

Живые организмы и растения обрабатывают информацию с помощью своих органов и систем.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: