3 дайте определение понятию инкапсуляция. Концепции и принципы ооп

Инкапсуляция (программирование)

В языках программирования инкапсуля́ция имеет одно из следующих значений, либо их комбинацию:

  • языковой механизм ограничения доступа к определённым компонентам объекта;
  • языковая конструкция, способствующая объединению данных с методами (или другими функциями), обрабатывающими эти данные.

Инкапсуляция - один из четырёх важнейших механизмов объектно-ориентированного программирования (наряду с абстракцией , полиморфизмом и наследованием).

В то же время, в языках поддерживающих замыкания , инкапсуляция рассматривается как понятие не присущее исключительно объектно-ориентированному программированию. Также, реализации абстрактных типов данных (например, модули) предлагают схожую модель инкапсуляции.

Сокрытие реализации целесообразно применять в следующих целях:

  • предельная локализация изменений при необходимости таких изменений,
  • прогнозируемость изменений (какие изменения в коде нужно сделать для заданного изменения функциональности) и прогнозируемость последствий изменений.

Примеры

C++

Class A { public : int a, b; //данные открытого интерфейса int ReturnSomething() ; //метод открытого интерфейса private : int Aa, Ab; //скрытые данные void DoSomething() ; //скрытый метод } ;

Класс А инкапсулирует свойства Aa, Ab и метод DoSomething, представляя внешний интерфейс ReturnSomething, a, b.

C#

Целью инкапсуляции является обеспечение согласованности внутреннего состояния объекта. В для инкапсуляции используются публичные свойства и методы объекта. Переменные, за редким исключением, не должны быть публично доступными. Проиллюстрировать инкапсуляцию можно на простом примере. Допустим, нам необходимо хранить вещественное значение и его строковое представление (например, для того, чтобы не производить каждый раз конвертацию в случае частого использования). Пример реализации без инкапсуляции таков:

Class NoEncapsulation { public double Value ; public string ValueString; }

При этом мы можем отдельно изменять как само значение Value , так и его строковое представление, и в некоторый момент может возникнуть их несоответствие (например, в результате исключения). Пример реализации с использованием инкапсуляции:

Class EncapsulationExample { private double valueDouble; private string valueString; public double Value { get { return valueDouble; } set { valueDouble = value ; valueString = value . ToString () ; } } public string ValueString { get { return valueString; } set { double tmp_value = Convert. ToDouble (ValueString) ; //здесь может возникнуть исключение valueDouble = tmp_value; valueString = ValueString; } } }

Здесь доступ к переменным valueDouble и valueString возможен только через свойства Value и ValueString . Если мы попытаемся присвоить свойству ValueString некорректную строку и возникнет исключение в момент конвертации, то внутренние переменные останутся в прежнем, согласованном состоянии, поскольку исключение вызывает выход из процедуры.

Delphi

PHP5

Class A { private $a ; // скрытое свойство private $b ; // скрытое свойство private function DoSomething() //скрытый метод { //actions } public function ReturnSomething() //открытый интерфейс { //actions } } ;

В этом примере закрыты свойства $a и $b для класса A с целью предотвращения повреждения этих свойств другим кодом, которому необходимо предоставить только права на чтение.

Java

Class A { private int a; private int b; private void doSomething() { //скрытый метод //actions } public int returnSomething() { //открытый метод return a; } }

JavaScript

A = function() { // private var _property; var _privateMethod = function() { /* actions */ } // скрытый метод // public this .getProperty = function() { // открытый интерфейс return _property; } this .setProperty = function(value) { // открытый интерфейс _property = value; _privateMethod() ; } }

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инкапсуляция (программирование)" в других словарях:

    - (лат. in в, capsula коробочка; итал. incapsulare закупоривать) 1. Изоляция, закрытие чего либо мешающего, ненужного, вредного с целью исключения отрицательного влияния на окружающее. (Поместить радиоактивные отходы в капсулу, закрыть… … Википедия

    В объектно ориентированном программировании сокрытие внутренней структуры данных и реализации методов объекта от остальной программы. Другим объектам доступен только интерфейс объекта, через который осуществляется все взаимодействие с ним. По… … Финансовый словарь

    Инкапсуляция свойство языка программирования, позволяющее объединить данные и код в объект и скрыть реализацию объекта от пользователя. При этом пользователю предоставляется только спецификация (интерфейс) объекта. Пользователь может… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Интерфейс (значения). Интерфейс (от лат. inter «между», и face «поверхность») семантическая и синтаксическая конструкция в коде программы, используемая для специфицирования… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Полиморфизм. Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Контейнер. Контейнер в программировании структура (АТД), позволяющая инкапсулировать в себя объекты разных типов. Среди «широких масс» программистов наиболее известны контейнеры, построенные … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Абстракция (значения). Типичное представление архитектуры компьютера в … Википедия

    Эта статья во многом или полностью опирается на неавторитетные источники. Информация из таких источников не соответствует требованию проверяемости представленной информации, и такие ссылки не показывают значимость темы статьи. Статью можно… … Википедия

Хранение объектов в памяти. Доступ к свойствам из методов

Вопрос о том, как именно объекты хранятся в памяти, не столь прост. Очевидно, что свойства объекта являются полными аналогами полей записи и хранятся точно так же, как и записи. Но как быть с методами? Ведь это не переменные, а куски исполнимого машинного кода. А если мы создали несколько переменных, принадлежащих к объектному типу, как быть со свойствами и методами?

Для устранения неоднозначности в этом вопросе было введено понятие "экземпляр объекта ". Каждая переменная объектного типа является экземпляром соответствующего типа. Для каждого экземпляра создается свой набор свойств, под которые выделяется память. Свойства одного экземпляра никак не связаны со свойствами другого экземпляра. Это и понятно: если в программе есть объект "зубчатое колесо", и мы должны моделировать зубчатую передачу, то свойства у ведущего и ведомого колес будут разными. А вот методы у всех экземпляров совершенно одинаковы. Их хранят в единственной копии для всех экземпляров объекта данного типа (Рис. 5.2).

Иными словами, все экземпляры объекта пользуются одним набором методов, но разными и не связанными между собой наборами свойств.

Рис. 9.2. Хранение объектов в памяти.

Следующая трудность возникает при доступе к свойству объекта. Рассмотрим пример кода:

TYPE TA=CLASS
a:WORD;
PROCEDURE abc;

PROCEDURE TA.abc;
VAR a:BYTE;
BEGIN
a:=10
END;

Чему будет присваиваться значение 10 при выполнении метода abc – локальной переменной с именем а, описанной внутри этого метода, или же свойству объекта с тем же именем а? Если свойству объекта, то каким образом программа будет знать, о каком из экземпляров объекта идет речь? Метод abc – общий на все экземпляры, в каждом из экземпляров есть свойство а. Какое же из них менять?

Для устранения неопределенности используется ключевое слово SELF – указатель на текущий экземпляр объекта:

PROCEDURE TA.abc;
VAR a:BYTE;
BEGIN
Self.a:=10 { присваивание свойству }
a:=20 { присваивание локальной переменной }
END;

Self всегда знает, с каким экземпляром объекта идет работа. Откуда? Это очень просто – с каждым экземпляром объекта связано имя объектной переменной. Это же имя ставится перед вызываемым методом, например, x.abc. Имея такую информацию, компилятор будет знать, что внутри метода слово Self в данный момент заменяет собой имя переменной х.

Создаваемые программистом объекты могут включаться в библиотеки и использоваться не только им лично, но и многими другими разработчиками программ. Следовательно, нужно предусмотреть какую-то защиту от неверного использования свойств и методов. С другой стороны, как мы уже видели, прямое изменение значений свойств объекта – операция крайне нежелательная (изменили модуль зуба, а диаметр пересчитать забыли). Эти два соображения привели к появлению принципа инкапсуляции , гласящего: значения свойств не должны меняться напрямую, а только через вызовы соответствующих методов . Рассмотрим два примера программного кода:

В первом случае значение свойства а можно менять напрямую, просто написав с.а:=10. Это явное нарушение принципа инкапсуляции. Во втором случае для изменения значения свойства а введен специальный метод SetA. Внутри этого метода при необходимости будут пересчитываться значения других свойств, зависящих от значения свойства а. Кроме того, можно выполнять проверку корректности присеваемого свойству значения. Если речь идет о свойстве "число зубьев зубчатого колеса", то это число не может быть меньше шести (что, кстати, отражено в самом слове "шестеренка"), иначе не получится плавного зацепления.

Таким образом, инкапсуляция нужна по следующим соображениям:

1. Изменение значения одного из свойств часто должно приводить к изменению значения другого свойства.

2. Возможна проверка корректности присваиваемых свойству значений.

Однако ввести метод для присваивания значения свойству еще недостаточно. Ничего же не запрещает горе-программисту не использовать этот метод и по-прежнему писать с.а:=10, что разрушит все наши построения. Поэтому для полного соблюдения принципа инкапсуляции имеется возможность создания скрытых свойств , которые нельзя будет менять напрямую, а только через вызовы методов:

TYPE TA=CLASS
PRIVATE
a:REAL;
PUBLIC
b:REAL
END;

Перед списком скрытых свойств ставится слово PRIVATE, а перед списком открытых для изменения свойств – слово PUBLIC. В приведенном фрагменте свойство а является скрытым и попытка выполнить оператор вида с.а:=10 приведет к ошибке "Field identifier expected". Однако внутри методов все скрытые свойства видны по-прежнему. Рекомендуется делать скрытыми все свойства объекта

Минимальность и инкапсуляция

В "Эффективном использовании C++" (Effective C++), я приводил доводы в пользу интерфейсов класса, которые являются полными и минимальный . Такие интерфейсы позволяют клиентам класса делать что-либо, что они могли бы предположительно хотеть делать, но классы содержат методов не больше, чем абсолютно необходимо. Добавление функций вне минимума, необходимого для того, чтобы клиент мог сделать его работу, как я писал, уменьшает возможности повторного использования класса. Кроме того, увеличивается время трансляции для программы клиента. Джек Ривес (Jack Reeves) написал, что добавление методов сверх этих требований, нарушает принцип открытости-закрытости, производит жирные интерфейсы класса, и в конечном счете ведет к загниванию программного обеспечения . Возможно увеличение числа параметров, чтобы уменьшить число методов в классе, но теперь мы имеем дополнительную причину, чтобы отказаться от этого: уменьшается инкапсуляция класса.

Конечно, минимальный интерфейс класса – не обязательно самый лучший интерфейс. Я отметил в "Эффективном использовании C++", что добавление функций сверх необходимости может быть оправданным, если это значительно увеличивает эффективность класса, делает класс, более легким в использовании или предотвращает вероятные клиентские ошибки . Основываясь на его работе с различными строковыми классами, Джек Ривес отмечает, что для некоторых функций трудно ощутить, когда их делать не членами, даже если они могли быть не друзьями и не методами . "Наилучший" интерфейс для класса может быть найден только после балансировки между многими конкурирующими параметрами, среди которых степень инкапсуляции является лишь одним.

Однако урок этой статьи должен быть ясен. Стандартная мудрость, несмотря на использование "недругов" и не методов улучшает инкапсуляцию класса, и предпочтительнее для таких функций над методами, потому что делает решение проще, когда надо проектировать и разрабатывать классы с интерфейсами, которые являются полными и минимальными (или близкими к минимальному). Возражения, связанные с неестественностью, возникающей в результате изменения синтаксиса вызова, являются совершенно необоснованными, а склонность к "недругам" и не методам ведет к пакующим стратегиям для организации интерфейсов класса, которые минимизируют клиентские зависимости при трансляции, сохраняя доступ к максимальному числу дополнительных функций.

Пришло время, чтобы отказаться от традиционной, но неточной идеи, связанной с тем, что означает "быть объектно-ориентированным". Действительно ли Вы – истинный сторонник инкапсуляции? Если так, я знаю, что вы ухватитесь за "недружественные" внешние функции с пылом, которого они заслуживают.

Из книги Сущность технологии СОМ. Библиотека программиста автора Бокс Дональд

Инкапсуляция и С++ Предположим, что вам удалось преодолеть проблемы с транслятором и компоновщиком, описанные в предыдущем разделе. Очередное препятствие при построении двоичных компонентов на C++ появится, когда вы будете проводить инкапсуляцию (encapsulation), то есть

Из книги Как функции, не являющиеся методами, улучшают инкапсуляцию автора Мейерс Скотт

Инкапсуляция Инкапсуляция не определяет вершину мира. Нет ничего такого, что могло бы возвысить инкапсуляцию. Она полезна только потому, что влияет на другие аспекты нашей программы, о которых мы заботимся. В частности, она обеспечивает гибкость программы и ее

Из книги Информатика и информационные технологии: конспект лекций автора Цветкова А В

Инкапсуляция и функции – не члены Мы теперь видим, что приемлемый способом оценки инкапсуляции является количество функций, которые могли бы быть разрушены, если изменяется реализация класса. В этом случае становится ясно, что класс с n методами более инкапсулирован, чем

Из книги Информатика и информационные технологии автора Цветкова А В

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

автора Реймонд Эрик Стивен

Инкапсуляция Первым принципом ООП является инкапсуляция. По сути, она означает возможность скрыть средствами языка несущественные детали реализации от пользователя объекта. Предположим, например, что мы используем класс DatabaseReader, который имеет два метода Open() и Close().//

Из книги Искусство программирования для Unix автора Реймонд Эрик Стивен

Инкапсуляция на основе методов чтения и модификации Давайте снова вернемся к рассмотрению нашего класса Employee. Чтобы "внешний мир" мог взаимодействовать с частным полем данных fullName, традиции велят определить средства чтения (метод get) и модификации (метод set). Например://

Из книги Основы объектно-ориентированного программирования автора Мейер Бертран

Инкапсуляция на основе свойств класса В отличие от традиционных методов чтения и модификации, языки.NET тяготеют к реализации принципа инкапсуляции на основе использования свойств, которые представляют доступные для внешнего пользователя элементы данных. Вместо того,

Из книги TCP/IP Архитектура, протоколы, реализация (включая IP версии 6 и IP Security) автора Фейт Сидни М

Из книги Сетевые средства Linux автора Смит Родерик В.

4.1. Инкапсуляция и оптимальный размер модуля Первым и наиболее важным качеством модульного кода является инкапсуляция. Правильно инкапсулированные модули не открывают свое внутренне устройство друг другу. Они не обращаются к центральной части реализации друг друга,

Из книги Операционная система UNIX автора Робачевский Андрей М.

Инкапсуляция действий со ссылками Теперь накоплено достаточно подтверждений того, что любая система моделирования и разработки ПО должна поддерживать понятие ссылки, а, следовательно, и динамические псевдонимы. Как теперь справиться с неприятными последствиями?

Из книги автора

24.5.4 Инкапсуляция защищенной полезной нагрузки Заголовок инкапсуляции защищенной полезной нагрузки протокола IP (IP Encapsulating Security Payload) применяется как для режима транспорта, так и для режима туннеля.Формат этого заголовка показан на рис. 24.8. Получатель использует индекс SPI

Из книги автора

Инкапсуляция и извлечение данных Стек протоколов хорошо иллюстрирует перемещение данных между программными компонентами, поддерживающими сетевое взаимодействие, однако он не дает ответа на вопрос, какие же изменения претерпевает информация на этом пути. На различных

Из книги автора

Инкапсуляция IP При работе в локальной сети на базе технологии CSMA/CD возможны два варианта инкапсуляции датаграмм IP в кадры уровней LLC и MAC.Первый заключается в использовании кадров Ethernet 2.0. В этом случае поле данных (1500 октетов) полностью принадлежит IP-датаграмме, a SAP

Последнее обновление: 29.07.2018

Кроме обычных методов в языке C# предусмотрены специальные методы доступа, которые называют свойства . Они обеспечивают простой доступ к полям класса, узнать их значение или выполнить их установку.

Стандартное описание свойства имеет следующий синтаксис:

[модификатор_доступа] возвращаемый_тип произвольное_название { // код свойства }

Например:

Class Person { private string name; public string Name { get { return name; } set { name = value; } } }

Здесь у нас есть закрытое поле name и есть общедоступное свойство Name . Хотя они имеют практически одинаковое название за исключением регистра, но это не более чем стиль, названия у них могут быть произвольные и не обязательно должны совпадать.

Через это свойство мы можем управлять доступом к переменной name . Стандартное определение свойства содержит блоки get и set . В блоке get мы возвращаем значение поля, а в блоке set устанавливаем. Параметр value представляет передаваемое значение.

Мы можем использовать данное свойство следующим образом:

Person p = new Person(); // Устанавливаем свойство - срабатывает блок Set // значение "Tom" и есть передаваемое в свойство value p.Name = "Tom"; // Получаем значение свойства и присваиваем его переменной - срабатывает блок Get string personName = p.Name;

Возможно, может возникнуть вопрос, зачем нужны свойства, если мы можем в данной ситуации обходиться обычными полями класса? Но свойства позволяют вложить дополнительную логику, которая может быть необходима, например, при присвоении переменной класса какого-либо значения. Например, нам надо установить проверку по возрасту:

Class Person { private int age; public int Age { set { if (value < 18) { Console.WriteLine("Возраст должен быть больше 17"); } else { age = value; } } get { return age; } } }

Блоки set и get не обязательно одновременно должны присутствовать в свойстве. Если свойство определяют только блок get, то такое свойство доступно только для чтеня - мы можем получить его значение, но не установить. И, наоборот, если свойство имеет только блок set, тогда это свойство доступно только для записи - можно только установить значение, но нельзя получить:

Class Person { private string name; // свойство только для чтения public string Name { get { return name; } } private int age; // свойство только для записи public int Age { set { age = value; } } }

Модификаторы доступа

Мы можем применять модификаторы доступа не только ко всему свойству, но и к отдельным блокам - либо get, либо set:

Class Person { private string name; public string Name { get { return name; } private set { name = value; } } public Person(string name, int age) { Name = name; Age = age; } }

Теперь закрытый блок set мы сможем использовать только в данном классе - в его методах, свойствах, конструкторе, но никак не в другом классе:

Person p = new Person("Tom", 24); // Ошибка - set объявлен с модификатором private //p.Name = "John"; Console.WriteLine(p.Name);

При использовании модификаторов в свойствах следует учитывать ряд ограничений:

    Модификатор для блока set или get можно установить, если свойство имеет оба блока (и set, и get)

    Только один блок set или get может иметь модификатор доступа, но не оба сразу

    Модификатор доступа блока set или get должен быть более ограничивающим, чем модификатор доступа свойства. Например, если свойство имеет модификатор public, то блок set/get может иметь только модификаторы protected internal, internal, protected, private

Инкапсуляция

Выше мы посмотрели, что через свойства устанавливается доступ к приватным переменным класса. Подобное сокрытие состояния класса от вмешательства извне представляет механизм инкапсуляции , который представляет одну из ключевых концепций объектно-ориентированного программирования. (Стоит отметить, что само понятие инкапсуляции имеет довольно много различных трактовок, которые не всегда пересекаются друг с другом) Применение модификаторов доступа типа private защищает переменную от внешнего доступа. Для управления доступом во многих языках программирования используются специальные методы, геттеры и сеттеры. В C# их роль, как правило, выполняют свойства.

Например, есть некоторый класс Account, в котором определено поле sum, представляющее сумму:

Class Account { public int sum; }

Поскольку переменная sum является публичной, то в любом месте программы мы можем получить к ней доступ и изменить ее, в том числе установить какое-либо недопустимое значение, например, отрицательное. Вряд ли подобное поведение является желательным. Поэтому применяется инкапсуляция для ограничения доступа к переменной sum и сокрытию ее внутри класса:

Class Account { private int sum; public int Sum { get {return sum;} set { if (value > 0) { sum=value; } } } }

Автоматические свойства

Свойства управляют доступом к полям класса. Однако что, если у нас с десяток и более полей, то определять каждое поле и писать для него однотипное свойство было бы утомительно. Поэтому в фреймворк.NET были добавлены автоматические свойства. Они имеют сокращенное объявление:

Class Person { public string Name { get; set; } public int Age { get; set; } public Person(string name, int age) { Name = name; Age = age; } }

На самом деле тут также создаются поля для свойств, только их создает не программист в коде, а компилятор автоматически генерирует при компиляции.

В чем преимущество автосвойств, если по сути они просто обращаются к автоматически создаваемой переменной, почему бы напрямую не обратиться к переменной без автосвойств? Дело в том, что в любой момент времени при необходимости мы можем развернуть автосвойство в обычное свойство, добавить в него какую-то определенную логику.

Стоит учитывать, что нельзя создать автоматическое свойство только для записи, как в случае со стандартными свойствами.

Автосвойствам можно присвоить значения по умолчанию (инициализация автосвойств):

Class Person { public string Name { get; set; } = "Tom"; public int Age { get; set; } = 23; } class Program { static void Main(string args) { Person person = new Person(); Console.WriteLine(person.Name); // Tom Console.WriteLine(person.Age); // 23 Console.Read(); } }

И если мы не укажем для объекта Person значения свойств Name и Age, то будут действовать значения по умолчанию.

Автосвойства также могут иметь модификаторы доступа:

Class Person { public string Name { private set; get;} public Person(string n) { Name = n; } }

Мы можем убрать блок set и сделать автосвойство доступным только для чтения. В этом случае для хранения значения этого свойства для него неявно будет создаваться поле с модификатором readonly, поэтому следует учитывать, что подобные get-свойства можно установить либо из конструктора класса, как в примере выше, либо при инициализации свойства:

Class Person { public string Name { get;} = "Tom" }

Сокращенная запись свойств

Как и методы, мы можем сокращать свойства. Например:

Class Person { private string name; // эквивалентно public string Name { get { return name; } } public string Name => name; }

11 марта 2010 в 22:41

ООП с примерами (часть 2)

  • Учебный процесс в IT

Волею судьбы мне приходится читать спецкурс по паттернам проектирования в вузе. Спецкурс обязательный, поэтому, студенты попадают ко мне самые разные. Конечно, есть среди них и практикующие программисты. Но, к сожалению, большинство испытывают затруднения даже с пониманием основных терминов ООП.

Для этого я постарался на более-менее живых примерах объяснить базовые понятия ООП (класс, объект, интерфейс, абстракция, инкапсуляция, наследование и полиморфизм).

Посвящена классам, объектам и интерфейсам.
Вторая часть, представленная ниже, иллюстрирует инкапсуляцию, полиморфизм и наследование

Инкапсуляция

Представим на минутку, что мы оказались в конце позапрошлого века, когда Генри Форд ещё не придумал конвейер, а первые попытки создать автомобиль сталкивались с критикой властей по поводу того, что эти коптящие монстры загрязняют воздух и пугают лошадей. Представим, что для управления первым паровым автомобилем необходимо было знать, как устроен паровой котёл, постоянно подбрасывать уголь, следить за температурой, уровнем воды. При этом для поворота колёс использовать два рычага, каждый из которых поворачивает одно колесо в отдельности. Думаю, можно согласиться с тем, что вождение автомобиля того времени было весьма неудобным и трудным занятием.

Теперь вернёмся в сегодняшний день к современным чудесам автопрома с коробкой-автоматом. На самом деле, по сути, ничего не изменилось. Бензонасос всё так же поставляет бензин в двигатель, дифференциалы обеспечивают поворот колёс на различающиеся углы, коленвал превращает поступательное движение поршня во вращательное движение колёс. Прогресс в другом. Сейчас все эти действия скрыты от пользователя и позволяют ему крутить руль и нажимать на педаль газа, не задумываясь, что в это время происходит с инжектором, дроссельной заслонкой и распредвалом. Именно сокрытие внутренних процессов, происходящих в автомобиле, позволяет эффективно его использовать даже тем, кто не является профессионалом-автомехаником с двадцатилетним стажем. Это сокрытие в ООП носит название инкапсуляции.

Инкапсуляция – это свойство системы, позволяющее объединить данные и методы, работающие с ними, в классе и скрыть детали
реализации от пользователя.

Инкапсуляция неразрывно связана с понятием интерфейса класса. По сути, всё то, что не входит в интерфейс, инкапсулируется в классе.

Абстракция

Представьте, что водитель едет в автомобиле по оживлённому участку движения. Понятно, что в этот момент он не будет задумываться о химическом составе краски автомобиля, особенностях взаимодействия шестерён в коробке передач или влияния формы кузова на скорость (разве что, автомобиль стоит в глухой пробке и водителю абсолютно нечем заняться). Однако, руль, педали, указатель поворота (ну и, возможно, пепельницу) он будет использовать регулярно.

Абстрагирование – это способ выделить набор значимых характеристик объекта, исключая из рассмотрения незначимые. Соответственно, абстракция – это набор всех таких характеристик.

Если бы для моделирования поведения автомобиля приходилось учитывать химический состав краски кузова и удельную теплоёмкость лампочки подсветки номеров, мы никогда бы не узнали, что такое NFS.

Полиморфизм

Любое обучение вождению не имело бы смысла, если бы человек, научившийся водить, скажем, ВАЗ 2106 не мог потом водить ВАЗ 2110 или BMW X3. С другой стороны, трудно представить человека, который смог бы нормально управлять автомобилем, в котором педаль газа находится левее педали тормоза, а вместо руля – джойстик.

Всё дело в том, что основные элементы управления автомобиля имеют одну и ту же конструкцию и принцип действия. Водитель точно знает, что для того, чтобы повернуть налево, он должен повернуть руль, независимо от того, есть там гидроусилитель или нет.
Если человеку надо доехать с работы до дома, то он сядет за руль автомобиля и будет выполнять одни и те же действия, независимо от того, какой именно тип автомобиля он использует. По сути, можно сказать, что все автомобили имеют один и тот же интерфейс, а водитель, абстрагируясь от сущности автомобиля, работает именно с этим интерфейсом. Если водителю предстоит ехать по немецкому автобану, он, вероятно выберет быстрый автомобиль с низкой посадкой, а если предстоит возвращаться из отдалённого маральника в Горном Алтае после дождя, скорее всего, будет выбран УАЗ с армейскими мостами. Но, независимо от того, каким образом будет реализовываться движение и внутреннее функционирование машины, интерфейс останется прежним.

Полиморфизм – это свойство системы использовать объекты с одинаковым интерфейсом без информации о типе и внутренней структуре объекта.

Например, если вы читаете данные из файла, то, очевидно, в классе, реализующем файловый поток, будет присутствовать метод похожий на следующий: byte readBytes(int n);
Предположим теперь, что вам необходимо считывать те же данные из сокета. В классе, реализующем сокет, также будет присутствовать метод readBytes . Достаточно заменить в вашей системе объект одного класса на объект другого класса, и результат будет достигнут.

При этом логика системы может быть реализована независимо от того, будут ли данные прочитаны из файла или получены по сети. Таким образом, мы абстрагируемся от конкретной специализации получения данных и работаем на уровне интерфейса. Единственное требование при этом – чтобы каждый используемый объект имел метод readBytes .

Наследование

Представим себя, на минуту, инженерами автомобильного завода. Нашей задачей является разработка современного автомобиля. У нас уже есть предыдущая модель, которая отлично зарекомендовала себя в течение многолетнего использования. Всё бы хорошо, но времена и технологии меняются, а наш современный завод должен стремиться повышать удобство и комфорт выпускаемой продукции и соответствовать современным стандартам.

Нам необходимо выпустить целый модельный ряд автомобилей: седан, универсал и малолитражный хэтч-бэк. Очевидно, что мы не собираемся проектировать новый автомобиль с нуля, а, взяв за основу предыдущее поколение, внесём ряд конструктивных изменений. Например, добавим гидроусилитель руля и уменьшим зазоры между крыльями и крышкой капота, поставим противотуманные фонари. Кроме того, в каждой модели будет изменена форма кузова.

Очевидно, что все три модификации будут иметь большинство свойств прежней модели (старый добрый двигатель 1970 года, непробиваемая ходовая часть, зарекомендовавшая себя отличным образом на отечественных дорогах, коробку передач и т.д.). При этом каждая из моделей будет реализовать некоторую новую функциональность или конструктивную особенность. В данном случае, мы имеем дело с наследованием.
Наследование – это свойство системы, позволяющее описать новый класс на основе уже существующего с частично или полностью заимствующейся функциональностью. Класс, от которого производится наследование, называется базовым или родительским. Новый класс – потомком, наследником или производным классом.

Необходимо отметить, что производный класс полностью удовлетворяет спецификации родительского, однако может иметь дополнительную функциональность. С точки зрения интерфейсов, каждый производный класс полностью реализует интерфейс родительского класса. Обратное не верно.

Действительно, в нашем примере мы могли бы произвести с новыми автомобилями все те же действия, что и со старым: увеличить или уменьшить скорость, повернуть, включить сигнал поворота. Однако, дополнительно у нас бы появилась возможность, например, включить противотуманные фонари.

Отсутствие обратной совместимости означает, что мы не должны ожидать от старой модели корректной реакции на такие действия, как включения противотуманок (которых просто нет в данной модели).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: