В чём разница между растровым и векторным изображениями? Растровая и векторная графика. Что это и чем они различаются

Компьютерная графика - это создание изображения на компьютере. Так же компьютерной графикой именуют результат, который получили «генерацией» картинки. Графическое изображение бывает двух видов: двухмерная и трехмерная.

Двумерная графика - это простые фотографии или картинки, а трехмерная - это объемная работа с объектами в пространстве 3D.
Рассмотрим способы и инструменты для создания 2D графики.

Двумерная графика, делится, в свою очередь, на две: растровую и векторную графику.

Растровая графика - это классика компьютерной графики, разнообразие пикселей разного цвета, которые требуют хранения значений, координат и цветов.
Векторная графика - представление изображения математическими символами. Растровая и векторная графики не взаимозаменяемы, потому как они очень разные. Растровая графика - это реалистичные фотографии, изображения, а векторная - схемы и объемные рисунки.

Растровая графика.

В ней содержится информация о цвете пикселя на экране. Форма и расположение примитивов задаются в графических координатах. Координаты начинаются в верхнем углу монитора с лева. Цвета пикселей обязательно должны совпадать с координатами. Для создания цветного изображения помимо координат указывают параметр цвета линии. Для того, что бы создать рисунок на компьютере, нужен подходящий редактор графики.
Графические редакторы используются для оформления на компьютере различных графических изображений. Методы редактирования зависят от способов кодировки изображения в компьютере.
Кодирование информации при помощи соответствия и последовательности байт называется формат, а формат — это запись графической информации.

Существуют векторные и растровые редакторы.
Растровые редакторы — это программа «картинного стиля». В них используются инструменты, которыми пользуются в своей работе художники. При написании изображения в этом редакторе, используют кисть для закрашивания каждого пикселя или же наоборот, удаляет цвет при помощи ластика. На отсканированные изображения, такие как фотографии или картинки, тоже создаются файлы растрового формата.
Плюсы использования растровой графики
Основным достоинством является то, что картинка имеет фотографическое свойство только при высоком разрешении экрана.
Основной недостаток - они слишком большие по объему, и занимают от нескольких десятков до сотен килобайт. Так же большой недостаток растровых изображений это искажение, которое возникает при изменении размера картинки или вращении её из стороны в сторону.

Векторная графика

Векторные рисунки выполняются при помощи графических векторных редакторов, которые иногда называются: Пакет иллюстрированной графики. Они предоставляют из себя разрешение пользоваться наборами инструментов и команд, которые создают рисунки. Параллельно с рисованием специальная программа формирует описание графических примитивов, из которых состоит рисунок. Все созданные описания хранятся в файле графического редактора.

Достоинство векторной графики.
Файлы этого типа очень легкие и имеют небольшие размеры, около ста килобайт, когда растровый рисунок займет на диске от десяти до тысячи раз больше оперативной памяти. Векторные картинки легко изменить в размере, при этом качество измененного рисунка нисколько не изменится.
Различие между векторными и растровыми форматами, существует только в представлении графической информации в файлах, а при выведении на экран изображения, в видеопамяти собирается информация, которая содержит цветовые данные пикселей.

Графические файлы бывают в различных форматах, например: jpg, gif, tiff, ai, eps, bmp, cdr, и т. д. и хотя все они несут информацию о каком-либо изображении, каждый формат обладает уникальными свойствами и приспособлен для решения различных задач.

Однако среди огромного количества графических редакторов и форматов, можно выделить две глобальные категории - векторная и растровая графика. Также как и форматы, растровая и векторная графика служит разным целям и взаимодополняет друг друга.

И все таки, какая разница между векторной графикой и растровой? Какую лучше использовать для создания макетов? В этой статье ты найдешь полную информацию и сможешь раз и навсегда разобраться в этом вопросе.

Представь себе сетку или шахматную доску. Каждый квадратик (растр или точка) имеет свой цвет и яркость. Из такой мозаики и состоит растровое изображение. Чем больше точек на плоскости и чем мельче они, тем меньше мы их замечаем и более четко видим изображение.

Разглядывая на экране тысячи точек разных цветов и оттенков, мы угадываем в нем предметы и образы. Именно из таких разноцветных точек состоит любая цифровая фотография. Растровое изображение, в отличие от векторного, способно передавать реалистичное изображение состоящее из тысяч мелких деталей.

Современные фотоаппараты позволяют делать снимки в десятки миллионов точек. Чтобы разглядеть точки из которых состоит такая фотография необходимо ее многократное увеличение:

Растровая графика используется при работе с реалистичными изображениями.

Преимущества

Применяется гораздо чаще векторной и ее проще просматривать.
- Способна воспроизводить изображение любой сложности, вне зависимости от количества цветов и мягких переходов градиента.

Недостатки

Самое простое растровое изображение имеет больший размер чем векторное
- При масштабировании пропадает четкость

Векторная графика состоит не из точек, содержащих информацию о цвете, а из опорных точек и соединяющих их векторных линий. Файл векторного изображения содержит информацию о позициях точек, а также информацию о линии проходящей по опорным точкам.

То есть, векторный файл содержит информацию в виде формул и математических вычислений, поэтому имеет маленький размер, вне зависимости от реального масштаба изображаемого полотна. Векторная графика незаменима при проектировании чертежей, составлении карт, различных схем и т. д. Также векторная графика часто используется в полиграфическом дизайне.

Преимущества

При масштабировании сохраняется четкость изображения
- Любое изображение можно легко править без потери качества

Недостатки

Изобразить можно только простые элементы в отличие от растра
- Перевести вектор в растр - просто, а перевести растр в вектор - сложно

Видео урок:

В следующем видео показана разница между растром и вектором на примере двух изображений.

Краткий итог.

Растровая графика состоит из разноцветных точек, а векторная из геометрических фигур. Примечательно то, что векторную графику можно легко перевести в растровую (растрировать). То есть векторный рисунок можно перевести в растровое изображение требуемого разрешения, но растровое изображение перевести в вектор достаточно сложно без потери качества.

Существует два способа перевода из растра в вектор, первый - это трассировка (процесс когда компьютер автоматически распознает контрастирующие части изображения и чертит предполагаемые векторы), второй - это (компьютер иногда может неправильно видеть как должен проходить вектор и тогда приходится его рисовать вручную).

(Visited 39 235 times, 34 visits today)

Уменьшение размера растрового и векторного изображения.

Прежде чем говорить о различиях и сходствах Растровой и Векторной график, нужно понять как же компьютер(ЭВМ) видит, помнит и показывает нам изображение.

Поскольку компьютер- это машина, то для него не существует ни цветов, ни даже образов. Более того он не различает слова и вовсе не "думает" словами. Для него лишь существует двоичный код
(прим. 01000110), который и является информацией.

Всё: программы, изображения, тексты, звуковые файлы, видео файлы; всё это машина "знает" в виде и двоичных кодов составляющих информацию об файловом объекте. Тоже происходит и с картинками в памяти компьютера. Каждый раз при открывании любой картинки компьютер "прорисовывает" изображение по заданным параметрам. Но про особенности ЭВМ поговорим позже, лучше поговорим про виды и особенности электронных график. Всего существует 4 основных типа графики: Растровая, Векторная, Фрактальная , Трехмерная . Однако нас сегодня интересуют только первые два.

Растровая графика

Растровая графика - изображение построенное из множества точек(пикселей), цветовая гамма которых образует при увеличении масштаба рисунок сливающийся для человеческого глаза в единую композицию. Форматы хранения изображения: BMP, TIFF, JPEG, GIF, PNG, WMF, PSD, TGA, ICO, FPX.

Принцип работы:

В файле изображения храниться информация о каждом пикселе и его координаты месторасположения в сетке изображения. Это:

  1. Количество пикселей в ширину и в высоту, а также их общее кол-во в изображении.
  2. Используемые цветовая гамма и различные оттенки.
  3. Цветовая схема(модель) построения изображения(RGB,Lab,CMYK,HSB,XYZ и др.).
  4. Для каждого пикселя: уровень света, насыщенность, цвет, оттенок, размер... .
  5. Сведения о рекомендуемом разрешении.

При открытии изображения компьютер используя сведения загруженные в файл создаёт сетку на которой закрашиваются пиксели в соответствии с их параметрами. Оттенки рядом стоящих пикселей подобраны так, что при высоком разрешении картинки человеческий глаз видит единую композицию. И выглядит она вполне натурально по сравнению с векторной картинкой. Однако при увеличении масштаба растрового изображения становится видна вся архитектура. Естественно что при наличии таких параметров в файле, объем его занимает относительно большое пространство на жёстком диске и в оперативной памяти при обработке. К счастью есть множество растровых форматов позволяющих сжимать картинку до небольших объемов памяти.


Векторная графика.

Векторная графика - картинка построенная из простых геометрических фигур(геометрических примитивов) : точки, прямые линии, окружности, многоугольники и т.д. Форматы хранения изображения: SVG ,CDR(формат графики), DXF, WMF, OpenVG, AL, EPS,GXL, CGM, SWF.

Принцип работы:

В файле изображения храниться информация расположения геометрических фигур в картинке и особенности каждой фигуры отдельно. Это:

  1. Координаты фигуры.
  2. Размер на холсте.
  3. Расстояние от центра фигуры до её границы.
  4. Радиус окружности.
  5. Цвет и оттенки цвета фигуры.

Особенность графики состоит ещё в том, что фигуры задаются не зависимо друг от друга, следовательно могут перекрывать друг-друга. При открытии картинки используя сведения загруженные в файл создаёт координатную сетку на которой прорисовываются фигуры и закрашиваются в нужные цвета. Благодаря такому подходу картинка при преобразовании в больший размер не теряет качество, а размер файла занимаемый на жёстком диске нисколько не увеличивается. А всё благодаря тому что данные о фигурах остались прежними.

Можно подумать, что растровая картинка состоит из пикселей, а векторная только из геометрических фигур... ЭТО НЕ ТАК! И растровое изображение и векторное состоят из пикселей. Вообще любая картинка в электронном формате состоит из пикселей. И там и там присутствует пиксельная сетка, где каждый пиксель закрашивается в свой цвет. Отличие графиков происходит лишь в способе создания и построения изображения. В одном случае приоритет ставится на цвет каждого пикселя, и он фиксированный, в другом приоритетом являются размеры и формы самих фигур. И кстати, экран любого монитора тоже состоит из множества пикселей.

Подведём итоги.

Растровая графика Векторная графика
Плюсы Минусы Плюсы Минусы
Создание рисунка любой сложности Относительно большой объем файла Размер файла занимаемый на жестком диске не зависит от величины изображения. Не все предметы можно изобразить.
Естественная цветопередача Потеря качества при увеличении Бесконечное изменение масштаба изображения без потери качества Занимает много места на жестком диске в зависимостиот сложности изображения.
Плавный переход между объектами на картинке Прямая зависимость объема изображения и мощности ЭВМ способной "прочитать" изображение Создание более четких анимаций Неестественное изображение
Широкое распространение в электронной среде Точное построение изображения
Более легкий вывод на принтер Легко разбивается на части при редактировании

Вывод : Растровую графику лучше всего использовать при обработки фотографий, работы со сканером и художественной работе, поскольку данный вид графики обеспечивает более натуральную передачу цветовой палитры в изображении. Векторную графику из-за её неестественной передачи цветовой палитры лучше использовать в компьютерном дизайне, моделировании и проектировании.

Вектор и растр хорошо знакомы верстальщикам и дизайнерам. И даже если вы не имеете отношения к компьютерной графике, готовы поспорить, что вы про них уже слышали. Чтобы понимать, с чего начинаются любые изображения, которые вы видите на экране компьютера или листке бумаги, мы рассмотрим два вида форматов: векторная графика и растровая графика, в чем главные отличия между ними, их особенности и применение - об этом мы поговорим в статье.

Знакомьтесь: растр

В переводе с латыни rastrum - это решётка. Растровое изображение - это набор цветных точек - или пикселей, - одинакового размера и формы, что в конечной форме напоминает решётку. Точки эти чрезвычайно малого размера, и человеческий глаз воспринимает их не по отдельности, а единым рисунком. Самые популярные форматы для хранения растровых изображений - GIF, JPEG, PNG.

Если на компьютере сильно увеличить пиксельный рисунок, мы увидим размытые границы, и сразу вспомним мозаику: как раз в этом и состоит особенность растровой графики. Качество изображения зависит от количества пикселей: чем их больше, тем больше оттенков цвета возможно воспроизвести. Например, фотография для печати формата А4 состоит примерно из 8 миллионов пикселей.

Знакомьтесь: вектор

Векторная (от латинского vector - «несущий») графика не описывает картинку миллионами разноцветных пикселей, как растровая. Она оперирует математическими формулами. Допустим, компьютер получает команду: нарисовать треугольник определенных размеров. Задается местоположение треугольника, и вот он нарисован. Таким же образом рисуются линии, кривые, окружности, текстовые блоки: всё это можно описать формулой и изобразить. Каждому объекту присваивают атрибуты - толщина линий, цвет. Если нужно поменять размер, то компьютер пересчитывает формулу, и картинка тут же меняется.

И вот в этом как раз кроется главное преимущество векторной графики: вы можете менять размер как угодно - границы изображения останутся такими же чёткими.

Итак, основные различия:

  • Растровая графика подарит качественное изображение за счёт множества оттенков - конечно, если не пожалеете пикселей. Незаменима при печати фотографий, сложных изображений, где важен цвет и живость.
  • Векторная графика поможет в создании схем и чертежей без потери в качестве изображения при любом масштабе.

Однако разница векторной и растровой графики совсем не мешает им взаимодействовать между собой. Так векторные файлы могут содержать растровые изображения, что крайне удобно для вёрстки и выигрышно для печати.

В своей работе мы ежедневно имеем дело с обоими форматами. Использовать вектор или растр при подготовке макетов на печать - решать вам, ведь это всегда зависит от конечной задачи.

Векторные линии и обводки, которые должны уверенно считываться в готовой продукции, должны иметь толщину не менее 0,2 пункта (0,07 мм).

Для растровых полутоновых изображений (Contone) мы рекомендуем использовать разрешение не ниже 150 ppi, в идеале - 300 ppi. Для растровых однобитных изображений (Bitmap) разрешение должно быть не ниже 300 ppi, но в идеале - 600 ppi. При выборе типа сжатия растровой графики предлагаем остановиться на ZIP, но если вы используете алгоритм JPEG, то рекомендуем показатель качества зафиксировать на максимальном уровне.

​Периодически мы слышим о том, что графика бывает векторной и растровой. Но не каждый сможет объяснить разницу между этими двумя понятиями. Возможно для человека, который работает с текстовыми редакторами и электронными таблицами, она и не важна, но если мы говорим о дизайне и графике, понимание различных способов построения изображений необходимо.

Растровая графика

Чтоб понять принцип построения растрового изображения, представьте себе лист масштабно-координатной бумаги (миллиметровки), каждая клеточка которого закрашена каким-то цветом. Такую клеточку называют пикселем.

Качество изображения называют разрешением. Его определяют количеством пикселей, которые как раз и формирует рисунок. Чем больше пикселей размещено на единице площади, тем выше разрешение, а следовательно выше и качество изображения. Например рисунок с разрешением 1280×1024 состоит из 1280 px по вертикали и 1024 px по горизонтали. Следует отметить, что в данном случае речь идёт о физическом размере изображения, а не о единице площади (дюйме, сантиметре и т.п.).

Основным недостатком растровых изображений является заметное ухудшение качества при масштабировании (имеется ввиду увеличение размера изображения). Дело в том, что увеличивая (уменьшая) размер изображения, Вы увеличиваете (уменьшаете) размер каждого пикселя, что, при значительном масштабировании, позволяет их визуально определить.

Кроме того, наиболее часто к недостаткам растра относят: отсутствие возможности поворота рисунка на угол, отличный от 90* без заметного искажения самого рисунка, а также размер файла, который напрямую связан с качеством изображения.

Достоинства растровых картинок также бесспорны. В первую очередь это фотографическое качество получаемого изображения, способное передать всю гамму цветов и их оттенков.

Наиболее распространеным программным обеспечением для работы с растровыми изображениями является Adobe Photoshop.

Векторная графика

Построение векторного изображения основано на так называемых опорных точках, которые соединены между собой кривыми, определяемыми соответствующими математическими алгоритмами. Работая с векторным изображением, пользователь задаёт его опорные точки и характер векторных кривых между ними.

К преимуществам векторных изображений чаще всего относят простоту редактирования как рисунка в целом, так и его отдельных элементов, возможность как корректировки, так и значительного изменения размера изображения без потери качества (включая поворот на заданный пользователем угол) и изменения размера файла, а также небольшой размер файла.

Векторные изображения могут быть легко преобразованы в растровый формат любого разрешения.

Создание полноцветных векторных рисунков фотографического качества достаточно трудоемко и технически сложно, что существенно ограничивает возможности работы с целым рядом категорий изображений и является её основным недостатком.

Наиболее популярным программным обеспечением для работы с векторной графикой являются CorelDraw и Adobe Illustrator.

Плюсы и минусы

Растровые изображения

П люсы: четко и максимально правдоподобно отображает оттенки цветов, их перетекание из одного в другой, а также тени.
Минусы: При увеличении заметно теряет в четкости и выглядит не качественно.
Применение: Применяются, как правило, при работе с фотографиями и другими изображениями с насыщенной цветовой гаммой и плавными переходами цвета. Активно применялась при дизайне сайтов, иконок приложений. Правда сейчас, когда flat и material дизайн стали так популярны, дизайнеры все чаще использую векторные программы для своих творений.

Векторные изображения

Плюсы: масштабирование без потери четкости изображения. Малый размер изображений.
Минусы: очень сложно передать плавные переходы цвета и добиться фотографического качества
Применение: Применяется при создании логотипов компаний, визиток, буклетов и иной печатной продукции. Также редакторы векторной графики незаменимы при создании новых, оригинальных шрифтов. Но и это еще не все. В редакторах векторной графики можно создавать прекрасные иллюстрации.

Чаще всего, дизайнеры совмещают эти типы графики, чтобы добиться максимального эффекта. Иногда лучше использовать растр, иногда - вектор. Надеемся, эта статья помогла вам немного лучше понять в чем разница между этими двумя типами изображений. Спасибо за внимание.

Отправить



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: