REAPER крут! Настройка своего TouchOSC шаблона, управление DAW удалённо, плейбэки, action-маркеры, мониторинг и метроном.

Активно набирает обороты в России. Все больше людей хотят использовать этот простой способ оплаты покупок в магазинах, кафе, ресторанах и т.д. Для этого, как вы знаете, предварительно нужно настроить свое мобильное устройство. Первое, с чего стоит начать — добавить карту в Wallet на iPhone, iPad или Apple Watch. Как это сделать, расскажем далее.

Прежде чем начать пользоваться сервисом Apple Pay в России, необходимо убедиться в нескольких пунктах:


Как добавить карту в Wallet на iPhone: инструкция

  1. На iPhone найдите приложение Wallet и запустите его.
  2. В разделе Pay нажмите «Добавить платежную карту». Вас попросят ввести пароль от Apple ID. Вводим, нажимаем ОК и «Далее».
  3. Перед вами откроется экран добавления карты: вам нужно просто поместить карту в рамку. Также вы можете использовать ручной ввод данных — для этого необходимо внизу нажать «Ввести данные карты вручную».
  4. После этого нажмите на кнопку «Далее» и ждите окончания проверки вашей карты на предмет совместимости с Apple Pay. После завершения проверки и одобрения просто нажмите «Далее». В некоторых случаях могут запросить дополнительную информацию. Готово!

Как добавить карту в Wallet на iPad: инструкция

  1. На iPad откройте приложение «Настройки» и выберите раздел «Wallet и Apple Pay».
  2. Здесь вам нужно нажать на кнопку «Добавить платежную карту».
  3. Добавляем вашу карту по аналогии с инструкцией для iPhone. Далее ждем проверки на предмет совместимости карты с Apple Pay. Не пугайтесь, если от вас попросят ввести дополнительные данные по карте.
  4. По завершению процесса просто нажимаем «Далее». Можно пользоваться Apple Pay.

Как добавить карту в Wallet на Apple Watch: инструкция

  1. Если вы хотите использовать сервис Apple Pay на Apple Watch, добавить карту для оплаты вам необходимо на iPhone, который находится в паре с часами. Для этого найдите приложение Watch, запустите его на телефоне и зайдите в раздел «Мои часы». Выберите ваши часы.
  2. Далее нажимаем на «Wallet и Apple Pay». Вам будет предложено добавить карту — добавляем по аналогии с предыдущими инструкциями. Если вы собираетесь привязать новую платежную карту — используйте кнопку «Добавить платежную карту». Если хотите использовать ту, что уже добавлена на iPhone — нажмите на кнопку «Добавить» рядом с картой.
  3. После ввода данных вам предстоит дождаться одобрения карты. Возможно, потребуется ввести некоторую дополнительную информацию.
  4. По завершению процесса нажмите на «Далее». На этом все! Можно пользоваться Apple Pay.

Теперь не надо распечатывать посадочный купон. Достаточно сохранить его на телефон и показать проводнику. Для этого откройте на телефоне письмо, где сообщается об успешной покупке билета. В середине письма (в разделе «Вам может быть полезно») кликните на ссылку «Посадочный купон (ваша фамилия)»:

После этого купон автоматически сохранится в приложении. Каждый раз повторять открытие из ссылки не нужно.

Оборотную сторону купона можно увидеть, если нажать на символ в правом нижнем углу:

Описание приложений на разных устройствах

iPhone — приложение Wallet

Для свежих версий iOS (9 и 10), где есть приложение Apple Wallet все очень просто. После нажатия на ссылку в письме вас автоматически перенаправит в приложение Wallet, где вы увидите свой купон.

Ранние модели iPhone — приложение Passbook

На iPhone 4 и ниже установлена iOS 6-8. В ней есть приложение Passbook — более старая версия Apple Wallet с тем же функционалом. После нажатия на ссылку откроется купон. Нажмите «Добавить», чтобы сохранить купон в приложение Passbook. После этого купон будет храниться в приложении.

Android

Сначала установите приложение. Для Андроид мы рекомендуем Pass2U Wallet .

После нажатия на файл.kpass вы будете автоматически перенаправлены в приложение Pass2U Wallet. В нем откроется посадочный купон.

Windows Phone

На Windows Phone импорт купона в приложение делается сложнее всего. После нажатия на ссылку в письме вас автоматически перенаправляет на страницу, где предлагается сохранить файл. Нажмите «Сохранить».

После этого откройте приложение Wallet Pass. В нем нажмите на значок в верхнем левом углу.

В открывшемся меню выберите «Открыть билет».

В новом меню выберите «Это устройство».

Перейдите в папку «Загрузки». В ней выберите свой файл и откройте его.

Для чего еще нужны эти приложения?

Все эти приложения предназначены для хранения пластиковых дисконтных карт из магазинов в электронном виде. Вы сканируете штрих-код карты и она сохраняется в приложении.

Если купон не открывается

Значит у вас не установлено приложение для хранения карт. Мы рекомендуем Pass2U Wallet . Скачайте и установите его, а затем повторите операцию снова.

Помните, что:

  • На Андроиде нет предустановленного приложения для хранения карт.
  • На iPad нет приложения Wallet. Ставьте Pass2U Wallet для iOS. При поиске приложения в App Store выберите «только iPhone», иначе ничего не найдется:

Надоело носить раздутую визитницу, до отказа заполненную скидочными картами разных магазинов? Вечно не оказывается под рукой нужных? Загрузите их в свой iPhone и используйте в Apple Pay дисконтные карты точно так же, как их обычные пластиковые варианты! Освойте, как добавить карту в ваш виртуальный wallet, и получайте скидку, просто прикладывая телефон к сканеру (считывателю)!

Что такое Apple Wallet

Apple Wallet (старое название – Passbook) – это виртуальный бумажник, хранилище номеров банковских, скидочных карт, билетов в кино или на поезд, самолёт, автобус и пр. прямо у вас в телефоне. В России официально запущен в октябре 2016, после двухлетней «обкатки» в США (хотя ушлые пользователи, меняя IP на британский, пользовались пассбуком гораздо раньше).

Требования:

  • смартфон iPhone 6 и выше;
  • touchID (идентификация владельца по отпечатку пальца) или FaceID (для iPhone X).

Также возможен запуск через:

Количество карточек: от 8 (на старых моделях) до 12 (на новых).

Какие карты поддерживаются

За четыре года существования программы накопилось великое множество компаний, которые предоставляют в Apple виртуальные аналоги реальных карточек. Это крупные сети с большим именем и филиалами в нескольких странах (Ашан, Ikea, McDonald’s, Starbucks), хотя попадаются и довольно молодые компании местного значения (Перекрёсток, ВкусоМания, ТелеМакс, Street beat и пр.).

Вот некоторые варианты, которые можно использовать в России:

  • BP (заправки)
  • Leap (спортивная одежда)
  • Re:Store (распространитель эппла)
  • Samsung
  • Slow subs
  • Ural Airlines
  • АВТОДОР-Платные дороги
  • Адамас (ювелирные украшения)
  • Альфа-страхование
  • Магнит
  • М-видео
  • Медиамаркт
  • РОЛЬФ Премиум (BMW-центр)
  • Связной
  • Снежная королева
  • СпортМастер и прочие, и прочие, и прочие.

Не знаете можно ли загрузить скидочную карту в iPhone? Спросите у продавца за кассой – он обязан знать, есть ли у неё виртуальные аналоги

Как добавить карту

Уже существуют ресурсы, накопившие большую базу популярных карт. Это passsource.com (если на пластике нет штрих-кода) и osmicards.com (для самых разных), а также приложение FidMe. Пользоваться ими просто: выбираете компанию из списка, вводите номер – виртуальная карта готова. Файлы с расширением.pkpass можно передать:

  • через приложения Apple: «Почта», «Сообщения»;
  • через AirDrop (локальная сеть для Mac- и Apple-устройств, беспроводная – на основе BlueTooth или WiFi);
  • с Mac-устройства.


Можно провести процедуру самостоятельно:

  • через специальные приложения – одним нажатием;
  • сканированием штрих-кода;
  • если расплачиваетесь в сети, которая поддерживает Apple Pay, приложение само предложит добавить соответствующую дисконтную карту.

Алгоритм пополнения Apple Wallet:

  1. Запустите приложение Wallet.
  2. Нажмите на синий плюс («Добавить карту»).
  3. Затем сфотографируйте или введите вручную цифры.
  4. Нажмите «Далее».
  5. Готово!

На планшете процесс происходит аналогично, только само приложение находится в «Настройках».

Если приложение выдаёт ответ: «Этот код не относится ни к одной карте» или что-то на него похожее, то воспользоваться приложением не получится – производитель не рассчитывал на виртуальное использование карточки через айфон.

Чтобы воспользоваться приложением через «умные часы» (и чтобы они работали независимо от смартфона):

  1. Запустите приложение Watch на iPhone.
  2. Щёлкните пункт «Мои часы».
  3. Перейдите в «Wallet и Apple Pay».
  4. Выберите из списка карт, которые вы уже добавили в iPhone, по нужной.
  5. Щёлкните «Добавить».

Или же нажмите «Добавить новую карту» и делайте всё, как будут показывать появляющиеся инструкции.

Перед добавлением обязательно включите TouchID или FaceID. Если его отключить или убрать пароль, информация обо всех карточках немедленно сотрётся из памяти телефона, чтобы не попала в руки злоумышленникам. Для iWatch обязательно распознавание запястья или хотя бы пароль, иначе никакие данные не сохранятся.

Настройка


Приложении Apple Wallet позволяет смотреть историю использования карточек, проверять баланс и скидку по дисконту, получать уведомления об акциях и пр. Его даже можно заблокировать дистанционно – если телефон потерялся или украден, так что информация о ваших картах будет в полнейшей безопасности – гарантированно.

Доступ к основным возможностям через меню. Доступны следующие действия:

  • удаление;
  • автоматический выбор (для самой верхней);
  • изменение последовательности;
  • обновление информации (потянуть вниз);
  • полезная информация (например контактная);
  • общий доступ (не для всех);
  • установка специальной программы для определённой карты;
  • автообновление;
  • отображение на заблокированном экране (не всегда возможно – ограничение производителя или проблемы со службой геолокации).

Как пользоваться

Чтобы получить скидку по виртуальной карте, на сканере обязательно должен быть значок

а также бесконтактный терминал и поддержка Apple Pay.

Также механизм должен сработать, если терминал работает с PayPass или PayWave.


Впрочем, даже если ни тех, ни других значков нет, всё равно попробуйте.

Алгоритм открытия виртуальной скидочной карты через телефон прост:

  1. Открыть приложение Wallet (по умолчанию – двойной щелчок на «Домой», на iPhone X - дважды на боковую кнопку).
  2. Выбрать из списка нужный вариант.
  3. Приложить телефон к сканеру (бесконтактному терминалу).
  4. Получить скидку/оплатить товар.

Есть упрощённый вариант – задействовать функцию «Автоматический выбор»: нужно просто поднести iPhone к сканеру, одновременно удерживая палец на сенсорном окошке распознавания отпечатка (или посмотреть на iPhone X, чтобы подтвердить свою личность через FaceID).

С Apple Watch работать ещё проще:

  1. Двойное нажатие на боковую кнопку.
  2. Контакт со сканером.
  3. Готово! Вы великолепны!

Самые продвинутые компании оснащают свои торговые точки бесконтактными терминалами. Соответственно, Apple Pay применим только там, где есть сканер для штрих-кодов. Если же (а таких вариантов великое множество) в торговом центре стоят примитивные банковские терминалы, которые требуют провести пластиком с магнитной полосой или вставить карту с чипом, Apple Wallet окажется слишком современным и не пригодится. Да и от визитницы всё равно никуда не денешься – разве можно только немного (на 12 самых полезных экземпляров) уменьшить её объём. Однако, как шаг в будущее, технология Apple Wallet – прекрасное воплощение идей фантастических романов!

Всего одну карту, но при желании можно добавить несколько кредитных или дебетовых карт. Это удобно, если вы пользуетесь сразу несколькими картами для различных покупок или просто хотите иметь запасной вариант.

Как добавить новую карточку в Apple Pay на iPhone

Вам понадобится iPhone с поддержкой Apple Pay (которая есть у всех современных моделей) и кредитная/дебетовая карта, совместимая с Apple Pay. Карта должна быть поблизости, поскольку процесс включает добавление её номера.

  1. Зайдите в Настройки.
  2. Перейдите в секцию Wallet и Apple Pay.

  1. Положите свою карту на плоскую поверхность, а затем наведите на неё камеру своего iPhone, чтобы хорошо был виден номер (или же можно нажать «Ввести данные вручную»).

Вы вернётесь обратно в Настройки и найдёте в списке добавленную карту. Этот же процесс можно повторить и с другими картами, которые вы хотите добавить в Apple Pay.

Пользователи Mac могут включить опцию Возможность оплаты на Mac, чтобы быстро оплачивать покупки с компьютера.

Возможно, на количество карт есть лимит, но вряд ли вы его достигните. Добавленные карты можно и удалить, если вы перестанете ими пользоваться.

Apple Pay – очень удобная функция, особенно для онлайн-шопинга. Её можно использовать с помощью кнопки Home, что значительно ускоряет процесс оплаты.

Если вы всё ещё не настроили Apple Pay на своём iPhone, то стоит это сделать, даже если вы не покупаете вещи онлайн. Всегда хорошо иметь запасной вариант, если вы вдруг забудете дома карточку или кошелёк. В таком случае Apple Pay всегда придёт на помощь.

Борис Никитин

Дата первой публикации:

ноя 2012

Аудио- и MIDI-секвенсор.

Компанию Cockos организовал в 2004 году Justin Frankel, до этого работавший в фирме Nullsoft над знаменитым проигрывателем Winamp. Кроме того, будущие сотрудники компании участвовали в таких известных проектах, как файлообменная сеть Gnutella, браузер K-Meleon и вещательный сервер SHOUTcast.

Аудио- и MIDI-секвенсор REAPER (Rapid Environment for Audio Prototyping and Efficient Recording) был представлен в декабре 2005 года в виде бесплатной бета-версии. В августе 2006 года была выпущена условно-бесплатная версия 1, а в октябре 2007 года - коммерческая версия 2. Последнее крупное обновление, версия 4, вышла в начале августа 2011 года. Но программа постоянно обновляется: при тестировании использовалась текущая на тот момент версия 4.261 от 21 августа 2012 года, а 14 ноября появилась версия 4.30, содержащая несколько десятков изменений.

Имеющийся набор функций позволяет рассматривать Reaper как альтернативу любому серьезному аудио- и MIDI-секвенсору, однако программа остается очень компактной: дистрибутив "весит" всего 6,41 Мб и для установки требуется только 32,8 Мб места на диске. Возможна инсталляция на устройстве флеш-памяти или другом внешнем приводе.

Программа позволяет записывать и воспроизводить неограниченное количество треков (аудио и MIDI). Поддерживаются запись около десяти форматов аудиофайлов, чтение около 20 (в том числе, например, "нарезанных" лупов REX2 и сессий автономных рекордеров серии RADAR), любая частота дискретизации, разрядность до 64 бит с плавающей запятой, воспроизведение видеофайлов, плагины форматов VST, DX и AU.

Для связи с другими программами можно использовать интерфейс ReWire (в качестве ведущего или ведомого) или же собственный протокол ReaRoute, посредством которого возможна коммутация с любым приложением, поддерживающим формат драйверов ASIO. Есть функция ReaMote, позволяет использовать другие компьютеры, связанные локальной сетью, для обработки аудиоданных плагинами.

Возможно использование протокола управления OSC (Open Sound Control), есть встроенная поддержка контроллеров Behringer BCF2000, Frontier Design TranzPort и AlphaTrack, PreSonus FaderPort, Mackie Baby HUI и MCU, протокола Automap 3.0 и джойстика. Для других контроллеров возможно создание дополнений.

Поддерживается синхронизация посредством протоколов MTC, MIDI Clock с SPP и SMPTE LTC (в качестве ведущего или ведомого).

Есть два варианта приобретения программы: лицензия для коммерческого использования стоит 225$, для некоммерческого использования или небольшого бизнеса (с годовым доходом меньше 20000$) стоимость составляет всего 60$. Никаких функциональных различий при этом нет - программа одна и та же, отличается только способ ее использования.

Поддерживаются 32-разрядные операционные системы Windows 2000/XP/Vista/7 и Mac OS X 10.4-10.7, 64-разрядные Windows XP/Vista/7 и Mac OS X 10.5-10.7, Linux/Wine. Также есть ограниченная поддержка Windows 98/ME. Возможно использование практически любых аудио- и MIDI-интерфейсов: с драйверами ASIO, Core Audio, WDM Kernel Streaming, WaveOut, DirectSound и WASAPI.

Программа испытывалась на компьютере под управлением Windows Vista SP2 (32-разрядная) с процессором Intel Core 2 Quad 2,5 ГГц и 2 Гб RAM.

Настройки
Базовые настройки выполняются в диалоговом окне Preferences (меню Options - Preferences, рис. 1). Здесь на разных вкладках можно выбрать аудио и MIDI-устройства, параметры запуска программы, использование компьютерных ресурсов (для проверки загруженности которых есть инструмент мониторинга Performance Meter, вызываемый из меню View или клавишами Ctrl+Alt+P), первоначальные параметры нового проекта, элементы интерфейса, работу плагинов и много другое. Настройки можно сохранять и загружать (вкладка General, Import/Export configuration).

Еще одним важным пунктом являются базовые настройки текущего проекта (меню File - Project Setting). Здесь выбираются частота дискретизации, разрядность микширования, темп, музыкальный размер, формат и каталоги размещения аудиофайлов и некоторые другие параметры. Выбранные параметры можно сохранить как дефолтные для новых проектов.

Если надо переназначить выходы, то можно открыть матрицу коммутации (View - Routing Matrix или Alt+R).

Интерфейс
Основное окно выглядит привычно (рис. 2): слева - область управления треками, справа - область аранжировки, под ними - транспортная панель. В нижней части по умолчанию открыт микшер, но его можно переместить или закрыть. Размеры областей треков, аранжировки и нижней части можно изменять, перемещая разделительные линии между ними, при этом расположение и состав органов управления автоматически адаптируется к размеру области (следует учесть, что эти изменения производятся для всех открытых проектов). В самом верху окна есть основное меню, под которым располагаются инструментальная панель (слева) и линейка времени (справа). Если открыты несколько проектов, между ними можно переключаться при помощи закладок под основным меню (кстати, несколько непривычным для меня было то, что если просто открыть проект, то он заменяет текущий; для одновременного открытия нескольких проектов надо сначала создать под них закладки посредством меню File - New project tab или клавиш Ctrl+Alt+N).

Нижняя часть представляет собой специальную область для закрепления элементов интерфейса (Docker). Если этих элементов несколько, то переключаться между ними можно при помощи закладок внизу каждого элемента. Саму панель можно размещать в разных местах, а также скрывать/вызывать одной командой (например, Alt+D). Также есть возможность использовать 16 панелей Docker одновременно.

Программа не имеет привычных многим инструментов редактирования (типа "карандаш", ножницы" и т. д.) - все делается одним инструментом в сочетании с клавишами Ctrl, Alt и Shift. Лично для меня такой подход удобнее - мне быстрее нажать управляющие клавиши, чем тыкать мышью в панель выбора инструмента редактирования. Однако при желании можно создать собственные инструменты (Smart Tools).

Интерфейс настраивается очень гибко. И речь идет не только о том, что можно раскрасить данные треков, клипов и дублей в разные цвета. Возможно создание графических оболочек (скинов), сохранение настроек экранных элементов (screenset), редактирование вида и набора органов управления отдельно для каждого трека, создание собственных клавиатурных команд (actions, причем вызываемых не только с компьютерной клавиатуры, но и по MIDI), изменение работы мыши, редактирование меню и инструментальной панели. Прилагается скриптовый инструмент для настройки элементов интерфейса WALTER (Windows Arrangement Logic Template Engine for REAPER). Наконец, с помощью функции ReaScript возможно исполнение сценариев, написанных на языке программирования Python.

Управление треками
Область управления треками можно использовать для создания новых треков (командой Insert new track из контекстного меню или просто двойным щелчком). Reaper не делает разницы между MIDI- и аудиотреками (на одном треке можно использовать как MIDI, так и аудиоданные), более того, шины эффектов, подгруппы и папки также создаются в виде треков. Треки можно использовать как для монофонической, так и для стереофонической аудиозаписи - это зависит только от типа выбранного входа. Поддерживаются запись врезкой (в том числе автоматическая), создание и редактирование фейдов, запись дублей, запись с эффектами, рендеринг и "замораживание" треков (во втором случае с эффектами и виртуальными инструментами).

Треки имеют привычные органы управления (рис. 3): кнопку готовности к записи, поле названия, кнопку управления коммутацией, слайдер и индикатор уровня, кнопки заглушения и солирования. На нижней строке находятся кнопка управления автоматизацией, переключатель полярности, поле выбора входов для записи, органы управления мониторингом, регулятор панорамы, пара кнопок управления плагинами (левая, с надписью FX, вызывает окно настройки, правая отключает плагины). Кликом правой кнопки по органам управления открываются дополнительные настройки. В крайнем правом углу, под номером, есть кнопка с изображением каталога, ее нажатие переключает трек в режим трека-папки и обратно.

Reaper позволяет создавать подгруппы обычным способом (коммутацией нескольких треков с шиной, исключением их выходов из мастер-шины и т. д.), однако треки-папки, по сути, позволяют получить тот же результат, только проще, быстрее и удобнее. Упомянутая кнопка с изображением каталога при каждом нажатии переключает трек между тремя состояниями: обычного трека, трека-папки и последнего трека в папке. Таким образом, чтобы упаковать несколько последовательных треков в папку, надо создать трек, переключить его в режим папки, а потом указать, какой трек будет последним в папке. Естественно, треки можно добавлять в папку и убирать оттуда перетаскиванием.

В правом верхнем углу трека-папки есть кнопка, позволяющая выбирать способ показа содержащихся в папке треков: полноценный, компактный или скрытый (рис. 4). Треки-папки могут быть вложенными.

Напомню, что при уменьшении ширины области управления треками используются более компактные варианты с меньшим количеством органов управления, а вид каждого трека настраивается отдельно (Set track layout в контекстном меню).

Возможно группирование треков для управления (команда Track grouping parameters в контекстном меню трека). Можно указать какие параметры группируются, выбрать ведущий и ведомый трек, реверсировать управление некоторыми параметрами и т. д. Также для управления группированием предназначено окно Track Grouping Matrix (меню View). Если понадобится изменить сгруппированный параметр только одного трека, это можно сделать при нажатой клавише Shift.

Микшер
Микшер тесно связан с областью управления треками и содержит практические такие же органы управления.

В контекстном меню микшера можно включить показ посылов, инсертов, а также регуляторов параметров плагинов, выбрать варианты показа треков-папок, а также сделать другие настройки. Уже знакомой командой Set track layout в контекстном меню выбирается внешний вид каждого канала. Границы между посылами, инсертами и регуляторами параметров можно изменять перетаскиванием, как для одного канала, так и для всех выбранных (с клавишей Alt) или вообще для всех каналов (с клавишей Ctrl).

Несколько непривычно (хотя и логично), что по умолчанию мастер-секция находится слева, но это можно изменить.

В отличие от некоторых других подобных программ у Reaper микшер изначально не содержит посылов и обработки (эквалайзеров или динамических процессоров) - их надо добавлять (хотя это решается созданием шаблонов каналов). Зато он позволяет не только добавить именно столько посылов и процессоров, сколько нужно, но и вынести на панель канала (и трека) органы управления определенными параметрами плагинов. Например, на рисунке 5 канал 6 содержит орган управления уровнем обработанного сигнала (Wet) плагина ReaDelay.

Посредством мыши на панели канала можно добавлять, копировать, перемещать, заглушать и удалять плагины, а также менять их порядок. Посылы тоже можно копировать, заглушать и удалять, также удобно создавать посыл с одного канала на другой (например, шину эффекта) - достаточно протащить мышь в области посылов. Еще у посылов есть регуляторы уровней (отдельный для каждого назначенного канала и общий). Ну и, конечно, можно открывать окна управления посылами и плагинами.

Область аранжировки
Область аранжировки содержит данные (аудио, MIDI, видео), которые я по привычке буду называть "клипами" (Reaper называет их "items"). Клипы можно перемещать, копировать, удалять, разрезать (нажатием кнопки S), объединять, группировать, обрезать, нормализировать, обрабатывать эффектами. Если при перемещении MIDI-клипа удерживать клавиши Shift, Ctrl и Alt, то будет создана связанная копия клипа (при редактировании одного автоматически изменяется другой). Когда курсор мыши располагается около края клипа, то возможно изменение длины или создание фейда (если курсор располагается ближе к верхней границе клипа). Нажатием кнопки F2 открывается окно параметров выбранного клипа, где можно сделать дополнительные настройки (громкость, панорама, высота тона и т. д.). Все это неразрушающие действия, изменяющие не записанные данные, а только их воспроизведение.

На линейке времени, расположенной над областью аранжировки, находится курсор воспроизведения. По умолчанию он перемещается от левого до правого края окна аранжировки, но если в меню Options выбрать опцию Continuous scrolling, то курсор переместится только до середины окна, и дальше уже будут перемещаться сами данные. Перемещение курсора возможно клавишами стрелок влево-вправо, с нажатой клавишей Ctrl перемещение производится более крупными отрезками.

Проведя мышью по линейке времени или на свободном от данных месте окна аранжировки, можно выделить определенную область. По умолчанию это также устанавливает и область закольцованного воспроизведения, но если в меню Options снять отметку с опции Loop points linked to time selection, то области можно определять по отдельности: закольцованного воспроизведения - на линейке времени, выделения - в свободном месте окна аранжировки. Существуют разнообразные команды для выделения и модификации выделенного.

Границы областей воспроизведения и выделения рассматриваются программой в качестве временных маркеров и подчиняются некоторым общим для маркеров функциям (например, между ними можно перемещаться посредством клавиш "[" и "]"). Обычный маркер устанавливается в текущей позиции курсора воспроизведения нажатием клавиши M (если сделать это вместе с клавишей Shift, то можно сразу ввести название маркера) или из контекстного меню линейки времени. Перемещаться к маркеру удобно нажатием клавиши с цифрой в левой части клавиатуры. Двойным щелчком на линейке времени выделяется область между маркерами, также есть разнообразные команды для работы с маркерами.

Выделенную область можно сделать регионом (команда Create region from selection в контекстном меню). Регионы удобно использовать, например, для копирования или перемещения всех данных, которые в них содержатся.

Стоит отметить, что выделение нескольких рядом расположенных клипов (а также, например, нот в MIDI-редакторе), во многих программах осуществляемое перемещением курсора при нажатой левой кнопке, в Reaper производится при нажатой правой кнопке.

Есть множество команд для изменения высоты треков и масштаба данных в окне аранжировки. Лично для меня несколько непривычно работает колесо мыши: по умолчанию им изменяется горизонтальный масштаб (а с клавишей Ctrl - вертикальный), тогда как я предпочел бы прокрутку. Прокрутка, впрочем, колесом тоже делается: горизонтальная - с клавишей Alt, вертикальная - с клавишами Ctrl+Alt. Как обычно, по правому и нижнему краям области аранжировки есть кнопки изменения масштаба и слайдеры прокрутки (горизонтальное изменение масштаба также возможно, если потянуть за края нижнего слайдера). Также масштабом можно управлять при помощи клавиш Page Up/Down (вертикальный) и +/- (горизонтальный).

Функция дублей (Takes) позволяет записать несколько вариантов одного трека и переключаться между ними из контекстного меню клипа. Также дубли можно показывать на отдельных линейках внутри трека (меню Options - Show all takes in lanes), в этом случае удобно осуществлять монтажное редактирование: выбирать части дублей, которые будут воспроизводиться. Но здесь есть интерфейсное неудобство (во всяком случае, в изначальном варианте интерфейса): когда трек выделен, его данные показываются на темном фоне, тогда как выбранные части дублей (те, что будут воспроизводиться) показываются обычным способом, а не выбранные как раз на темном фоне (рис. 6). Кроме того, когда мышью выбираются части дублей (а другого способа их выбора и нет), то также выделяется сам трек, и разобрать, где выбранные части, а где нет, поначалу не так просто. Хотя со временем можно привыкнуть.

Кроме того, командой Explode All Takes to New Tracks можно скопировать каждый дубль на отдельную дорожку. Еще есть функция воспроизведения нескольких дублей одновременно (Item settings - Play all takes в контекстном меню клипа). Также можно скопировать клип вместе с обработкой в качестве нового дубля.

Для изменения продолжительности и высоты тона можно открыть диалоговое окно Media Item Properties (клавишей F2 или через меню Item - Item properties). В поле Pitch adjust (semitones) указывается высота тона (в полутонах), в поле Playback rate - скорость воспроизведения (то есть продолжительность, в процентах от оригинальной). Опция Preserve Pitch when changing rate позволяет сохранить тональность при изменении продолжительности. В поле Take pitch shift/time stretch mode выбирается алгоритм, в частности, возможно использование алгоритмов Elastique 2.1, лицензированных у компании Zplane.

Также высоту тона можно изменять огибающей автоматизации, а продолжительность - перемещая мышью правую границу клипа при нажатой клавише Alt. Кроме того, для манипуляций с высотой тона есть несколько плагинов, самыми мощными из которых являются ReaPitch (может использоваться как гармонайзер), ReaVoice (гармонайзер с MIDI-управлением) и ReaTune (интонатор).

Есть функции определения и коррекции ритма, а также функция автоматического разделения на слайсы (Item - Item processing - Dynamic split items), которую можно использовать и для удаления тишины.

Транспортная панель
Транспортную панель можно открывать и закрывать из меню (View - Transport) или с клавиатуры (Ctrl+Alt+T). Кроме того, панель можно перемещать в разные места.

Запуск и остановку воспроизведения можно привычно осуществлять клавишей пробела. При остановке курсор возвращается к началу воспроизведения, если надо оставить его в месте прекращения воспроизведения, то следует нажать пробел вместе с клавишей Ctrl (или это можно делать кнопкой Enter в основной части клавиатуры, что соответствует паузе). Нажатие пробела с клавишей Alt при воспроизведении пропускает участок, выделенный локаторами. Клавиши Home и End перемещают курсор к началу и окончанию проекта. Запись включается клавишами Ctrl+R, клавиша R сама по себе переключает зацикливание.

Для этих же действий на панели есть кнопки. Изначально эти кнопки располагаются в левой части панели, но их можно переместить в центр, выбрав в контекстном меню транспортной панели команду Center transport controls. Тогда слева от кнопок могут находиться дисплеи положения курсора и выделенной локаторами области, а еще дальше - кнопка общего для всех треков управления автоматизацией. Справа от кнопок будут дисплеи темпа и размера, а также органы управления скоростью воспроизведения.

Автоматизация
Окно управления автоматизацией вызывается нажатием кнопки автоматизации на треке (или на канале микшера). Здесь можно изменять режим автоматизации, создавать огибающие определенных параметров (в том числе параметров плагинов), управлять их видимостью и готовностью к записи. Настройки также можно делать из контекстного меню, если кликнуть по кнопке автоматизации правой кнопкой мыши.

Данные автоматизации можно записывать и рисовать. Есть пять режимов работы автоматизации. В режиме Trim/Read данные считываются и применяются, но экранные регуляторы не отражают изменения и могут использоваться для изменения диапазона параметра. В режиме Read данные считываются и экранные регуляторы двигаются в соответствии с изменениями параметров. Остальные режимы предназначены для записи автоматизации. В режиме Write огибающая переписывается полностью, в режимах Touch и Latch записываются изменения данных автоматизации, а экранные регуляторы двигаются в соответствии с теми данными, что уже были записаны. Разница между двумя последними режимами состоит в том, что в случае Latch запись прекращается в момент остановки воспроизведения, а в случае Touch - когда пользователь прекращает изменять данные. Напомню также, что на транспортной панели есть кнопка общего для всех треков управления автоматизацией.

Огибающие автоматизации могут показываться на отдельных линейках (см. рис. 5) или же поверх того трека, которым управляют.

Из контекстного меню огибающей можно управлять точками (создавать, удалять, выбирать, копировать и т. д.), формой и видимостью огибающей и др. Но быстрее управлять точками мышью: клик с клавишей Shift - создание, Alt - удаление, Ctrl - свободное рисование.

Плагины
Reaper позволяет использовать плагины (эффекты, инструменты и MIDI-процессоры) форматов VST, DX (только под Windows) и AU (под Mac OS X), а также собственного формата JS (Jesusonic), подробнее о котором будет сказано позже. Поддерживаются автоматическая компенсация задержки, синхронизация с темпом хост-программы, создание, сохранение и загрузка цепочек плагинов. Плагины можно использовать как инсертные на треках и отдельных клипах, а также в посыле-возврате.

Чтобы использовать на треке виртуальный инструмент или инсертный эффект можно нажать кнопку FX в области управления треками и выбрать в появившимся списке плагинов желаемый. После назначения хотя бы одного плагина нажатие кнопки FX открывает окно управления назначенными плагинами. В левой части окна можно добавлять новые плагины, удалять имеющиеся, включать обход, изменять последовательность (перетаскиванием). В правой части показываются органы управления текущим плагином. Помимо индивидуальных для каждого плагина параметров здесь есть и общие органы управления: сохранения и загрузки пэтчей, коммутации входов-выходов, переключения на упрощенный вариант интерфейса, изменения уровня обработанного сигнала, переключения обхода, а также кнопка Param, которой открывается меню автоматизации и управления. При помощи команд этого меню можно добавить регуляторы параметров в область управления треками или в микшер, добавить огибающую автоматизации, назначить управление параметром на регулятор внешнего MIDI-контроллера. А функция Parameter Modulation позволяет организовать автоматическое изменение значения параметра посредством LFO, значения другого параметра или уровня сигнала. Например, на рисунке 7 показано уменьшение уровня обработанного сигнала дилея в зависимости от уровня аудиосигнала обрабатываемого трека. Однако надо отметить, что управление некоторыми параметрами производит посторонний шум (так называемый "zipper noise").

Чтобы использовать эффекты в посыле-возврате надо создать шину. Как уже было сказано, в отличие от большинства других программ, в Reaper нет разницы между треками и шинами. Поэтому создаем новый трек, называем его, например, Reverb Bus и назначаем на него ревербератор. Теперь у треков, сигналы которых хотим обработать реверберацией, щелкаем правой кнопкой на кнопке коммутации (та, что с надписью I/O) и в контекстном меню выбирает Sends - Reverb Bus. После чего у шины Reverb Bus в контекстном меню возвратов (Receives) будут отмечены треки, с которых были сделаны посылы.

К программе прилагается более 200 плагинов, 17 из которых - эффекты формата VST (что позволяет использовать их и в других программах, поддерживающих этот формат). Несмотря на внешнюю непритязательность, плагины предоставляют пользователю неплохой набор повседневных алгоритмов, например, среди них есть параграфический эквалайзер ReaEQ, ревербератор ReaVerb, компрессоры ReaComp и ReaXComp (многополосный, рис. 8), шумоподавитель ReaFir, вокодер ReaVocode, а также упоминавшиеся гармонайзеры ReaPitch и ReaVoice, интонатор ReaTune. Среди не столь обычных стоит отметить плагины ReaInsert (предназначен для использования внешних аппаратных эффектов, позволяет рассчитать время задержки), ReaSurround (многоканальное пространственное панорамирование) и ReaControlMIDI (предназначен для MIDI-управления, то есть передачи определенных MIDI-сообщений, например, смены программы).

Есть также три виртуальных инструмента формата VSTi: субтрактивный синтезатор ReaSynth, семпл-плеер ReaSampleOmatic5000 и барабанный модуль ReaSynDr. Но они совсем простенькие и служат, скорее, демонстрационным целям.

Что касается формата JS, то еще до программы Reaper компания Cockos создала виртуальный процессор эффектов Jesusonic, предназначенный, в основном, для гитары и управляемый в реальном времени с помощью собственного языка сценариев (скриптов). Сам Jesusonic уже не поддерживается (хотя и по-прежнему доступен в версиях для Windows, Mac OS и Linux), однако большая часть его функций встроена в Reaper. Плагины формата JS являются текстовыми скриптами для процессора Jesusonic и могут создаваться и редактироваться пользователями. Среди прилагаемых плагинов есть множество самых разнообразных эффектов (в том числе, конечно, гитарных), анализаторов и MIDI-процессоров.

Редактор
Программа имеет только один редактор MIDI-данных. Однако он может переключаться между разными режимами (из собственного меню View или клавишами Alt+1/2/3), что позволяет получить клавишный и барабанный редакторы, а также список событий. Кроме того, можно не открывать MIDI-данные в отдельном редакторе, а изменять их прямо в окне аранжировки (меню Item - Open items in editor - Open in inline Editor или клавиша E).

Окно редактора (рис. 9) имеет основное меню, инструментальную панель, основную область с данными, линейку времени над ней, клавиатуру слева (или список нот в барабанном режиме) и панель контроллеров снизу. В левой части панели контроллеров есть список для выбора типа показываемого сообщения, а также кнопка (со знаком +), нажатием которой добавляется новая панель контроллеров. В самом низу окна находятся транспортная панель и несколько списков: выбора параметров сетки, длины ноты при рисовании, ладотональности, использования цвета нот.

Мышью ноты можно рисовать, выделять, перемещать, удалять (двойным щелчком). При попадании курсора на левый или правый край ноты он преобразуется в двунаправленную стрелку - значит, можно изменить длину ноты. Партии разных треков можно открыть в одном окне редактора.

Одна из кнопок инструментальной панели (первая на рисунке 9) открывает окно фильтра, с помощью которого можно организовать показ только MIDI-сообщений определенного типа, значения и/или MIDI-канала.

Еще одна кнопка инструментальной панели (вторая на рисунке 9) открывает окно квантайза (рис. 10). Здесь есть практически все необходимые параметры для разнообразного выравнивания MIDI-сообщений, за исключением шаблонного квантайза. Можно выбирать, какие сообщения квантизируются, какие их параметры (начало, окончание, длина), устанавливать ритмическую сетку квантайза (включая свингование), ограничивать возможности изменения нот (например, запретить их удлинение), исключать некоторые события в зависимости от их позиции по отношению к сетке. Что же касается шаблонного квантайза, то для этого можно использовать функцию Fingers Groove Tool из набора дополнений SWS extension (http://www.standingwaterstudios.com).

Хотя в программе нет встроенного аудиоредактора, можно использовать внешний (например, бесплатный Audacity - ), указав путь к нему (меню Options - Preferences - External Editors). Тем же способом можно решить проблему отсутствия партитурного редактора - используя бесплатный MuseScore (http://musescore.org/).

Заключение
Конечно, в статье были описаны (да и просто перечислены) далеко не все возможности программы, но общее впечатление о ней можно получить. И понятно, что, несмотря на невысокую цену, по имеющимся функциям она вполне может соперничать с любыми аудио- и MIDI-секвенсорами, причем не только с их облегченными вариантами.

Основными упущениями программы, скорее всего, являются отсутствие аудиоредактора, партитурного MIDI-редактора и впечатляющих виртуальных инструментов. И хотя все это решается добавлением сторонних программ (в том числе бесплатных), многие пользователи предпочитают интегрированные решения.

Сложно придти к однозначному выводу, является ли Reaper лучшим выбором для начинающего пользователя. Все-таки он требует определенных (и осмысленных) действий до начала работы, тогда как некоторые другие программы (например, PreSonus Studio One - см.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: