«Пришлось бы отсылать письма почтой»: как современные дети представляют мир без гаджетов. Можно ли прожить без гаджетов


Технический директор eBay отправил своих детей в школу, расположенную в Лос Альтос в Калифорнии. Так же поступили сотрудники и других гигантов Силиконовой долины: Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard. Однако, для обучения в этой школе используют привычные, не связанные с новейшими технологиями, инстрyменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана.

Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.По всей стране школы торопятся оснастить свои классы компьютерами, а многие политики заявляют, что не делать этого – просто глупо.

Однако противоположная точка зрения получила широкое распространение в самом эпицентре высокотехнологичной экономики, где некоторые родители и педагоги дают понять: школа и компьютеры не совместимы.

Речь идет о Вальдорфской Школе Полуострова, одной из 160 вальдорфских школ страны, которые придерживаются философии обучения через физическую активность и творческие задания.

Те, кто использует этот подход, считают, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность.

Вальдорфской педагогике уже почти сто лет, однако ее распространение здесь, в эпицентре развития цифровых технологий, вызвало активные дебаты о роли компьютеров в образовании.

«Я полностью отрицаю идею о том, что помощь компьютера необходима в младшей школе», - говорит Алан Игл, 50 лет, чья дочь Энди, является одним из 196 учеников Вальдорфской начальной школы.

Его сын Вильям, 13 лет, учится в соседней средней школе.

«Идея о том, что iPad сможет лучше научить моих детей писать или считать, просто смешна».

Мистер Игл на короткой ноге с технологиями.

Он имеет ученую степень по информатике университета Дартмута и работает в компании Google, где пишет тексты выступлений для генерального директора Эрика Шмидта.

У него есть iPad и смартфон.

Но он утверждает, что его дочь, пятиклассница, «не знает, как пользоваться Google», а сын только учится это делать.

(Начиная с восьмого класса, в школе разрешается ограниченное использование электронных устройств.)

Родители большинства учеников имеют непосредственное отношение к высоким технологиям.Мистер Игл, как и другие родители, не видит в этом противоречия.

«Технологиям свое время и место, - утверждает он. - Если бы я работал на студии Miramax и делал отличные фильмы для взрослых, я бы не хотел, чтобы мои дети смотрели их до того, как им исполнится 17».

В то время как остальные школы региона гордятся своими оснащенными классами, вальдорфская школа имеет очень простой старомодный вид – доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами.

В прошлый вторник в 5 классе Энди Игл и ее одноклассники вязали на деревянных спицах небольшие образцы из шерсти, восстанавливая навыки вязания, полученные в младших классах. Этот вид деятельности, как утверждает школа,

помогает развитию способности решать сложные задачи, структурировать информацию, считать, а также развивает координацию.

Но видимая конечная цель: связать носки.

В 3 классе учительница упражняла учеников в умножении, попросив их быть быстрыми, как молнии.

Она задавала им вопрос, сколько будет четырежды пять, и они все вместе кричали «20» и сверкали своими пальчиками, выводя нужное число на доске.

Полная комната живых калькуляторов.

Ученики второго класса, стоя в кругу, повторяли за учителем стихотворение, одновременно играя с мешочком, наполненным фасолью.

Цель этого упражнения – синхронизировать тело и мозг.

Здесь, как и в других классах, день может начаться со стихотворения о Боге, говорящем о Божественном без связи с какой-либо конфессией.

Учительница Энди, Cathy Waheed, бывший компьютерный инженер, пытается сделать процесс обучения практическим и переживаемым до кончиков пальцев.

В прошлом году дети изучали дроби, разрезая различные продукты (яблоки, пирожные) на части: половины, четверти, и шестнадцатые.

«В течение трех недель мы «проедали» наш путь к пониманию дроби», - говорит учительница.

«Как вы думаете, удавалось ли мне удерживать их внимание пока пирог не был разрезан так, чтобы хватило по куску на всех?».

Некоторые эксперты считают, что стремление оснастить классы компьютерами необоснованно, т.к. нет точных данных о том, что компьютеры повышают успеваемость.

Дает ли обучение через дележ пирога и вязание лучшие результаты? Сравнить довольно сложно, отчасти потому, что, будучи частными школами, вальдорфские школы не проводят стандартных проверок в младших классах.

Сторонники вальдорфского метода первыми скажут, что их ученики младших классов могут и не показать высоких результатов, потому что их не натаскивают на стандартные задания по математике и чтению.

Когда речь идет об эффективности вальдорфского образования, представители Ассоциации вальдорфских школ Северной Америки ссылаются на исследование, по данным которого 94 % выпускников вальдорфских школ в 1994-2004 гг. поступили в колледжи, в том числе и такие престижные заведения, как Оберлин, Беркли и Вассар.

В этих цифрах нет ничего удивительного, если учитывать, что речь идет об учениках, в семьях которых высоко ценится образование, и родители ищут для своих детей особые частные школы и имеют возможность платить за них.

При этом очень трудно дать оценку самому методу «низкотехнологичного» обучения без учета остальных факторов.

Например, родители учеников вальдорфской школы в Лос Альтос говорят, что в такую школу приходят хорошие учителя, которые прошли серьезную подготовку по вальдорфской методике.

Этот факт объединяет их в творческий круг единомышленников, чего в других школах может и не быть.

Поскольку нет eдиной подтвержденной теории, то разговор сводится к субъективному суждению и родительскому выбору, основанным на разном понимании таких понятий как:

1. Вовлеченность детей в учебный процесс;

2. Стремление к получению знаний;

3. Пробуждение интереса к обучению;

Сторонники оснащения школ новыми технологиями утверждают, что компьютеры помогают удерживать внимание ученика, делают обучение легче, и что дети, которые выросли с компьютерами и другими технологичными устройствами, не смогут без них сосредотачиваться и удерживать интерес.

По мнению Энн Флин, директора по образовательным технологиям Национального совета по школьному образованию, компьютеры необходимы.

«Если школы имеют доступ к новым технологиям и могут их себе позволить, но при этом не используют их, они лишают наших детей того, чего они могут быть достойны», - заявила Флин.

Пол Томас, бывший учитель и профессор Университета Фурмана, написавший 12 книг об образовательных методиках в государственных учреждениях, не соглашается с ней, утверждая, что для образовательного процесса лучше, если компьютеры используют как можно меньше.

«Образование – это прежде всего человеческое переживание, получение опыта - говорит Пол Томас. – Технология только отвлекает, когда нужны грамотность, умение считать и способность критически мыслить».

А родители вальдорфских учеников утверждают, что удержать внимание ребенка может только настоящий учитель с интересным планом урока.

«Вовлеченность в образовательный процесс – это прежде всего человеческий контакт, контакт c учителем, со сверстниками», - говорит Пьер Лорен, 50 лет, бывший сотрудник Intel и Microsoft.

Трое его детей учатся в вальдорфской школе, а его жена Моника так прониклась вальдорфской системой образования, что в 2006 году сама пошла работать учителем.

Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, вальдорфские родители удивляются: зачем спешить, если все это так легко освоить?

«Это супер легко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, - говорит мистер Игл. – В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше».

В вальдорфских школах в Сан Франциско, в Гринвуд в Милл Вэлли также много детей, родители которых стоят близко к производству высоких технологий.

В Калифорнии 40 вальдорфских школ – довольно много, вероятно, из-за того, что распространение вальдорфского образование началось именно отсюда, считает Люси Вуртс. Она вместе со своим мужем Брэдом Вуртсом помогала в организации школы в Лос Альтос в 2007 г.

Мистер Брэд Вуртс - исполнительный директор компании Power Assure, помогающей компьютерным центрам снизить потребление электроэнергии.

Вальдорфское образование недешево: ежегодная плата в школах Силиконовой долины составляет 17750 $ в год в детском саду и в средней школе (до восьмого класса) и 24400 $ в год в старшой школе, хотя, по словам миссис Вуртс, родители могут рассчитывать на финансовую помощь.

Она добавляет, что типичный родитель ученика вальдорфской школы - высокообразованный человек с либеральным образом мышления, имеет довольно большой выбор элитных частных и общественных школ и придает очень большое значение образованию.

И такие родители считают, что когда будет действительно нужно познакомить своих детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома. Сами же ученики не считают себя обделенными высокими технологиями. Энди Игл и другие ученики пятого класса время от времени смотрят фильмы. Другую девочку папа, инженер Apple, иногда просит протестировать новые игры.

Еще один мальчик по выходным играет с программами-симуляторами полетов. Ученики говорят, что даже разочаровываются, когда видят своих родителей или родственников, опутанных разными устройствами.

Орад Камкар, 11 лет, рассказал, что недавно ездил в гости к двоюродным братьям и сестрам и оказался в окружении пяти человек, которые играли со своими гаджетами, не обращая на него и друг друга никакого внимания.

Ему пришлось трясти каждого из них за руку со словами: «Эй, ребята, я здесь!».

Фин Хейлиг, 10 лет, отец которого работает в Google, говорит, что ему нравится учиться с карандашами и ручками больше, чем с компьютером, потому что он сможет увидеть свой прогресс в развитии спустя несколько лет.

«Через несколько лет я смогу открыть свои первые тетради и увидеть, как я раньше плохо писал.

А с компьютером это невозможно, там все буквы одинаковые, - говорит Фин. – Кроме того, если уметь писать на бумаге, то можно будет писать даже если на компьютер прольется вода или отключат электричество».

В советские времена у детей не было ни компьютеров, ни планшетов, ни смартфонов, однако это не мешало им весело проводить время и жить беззаботной жизнью. Ведь у каждого из них были друзья. Дети катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, придумывали игры с палками и консервными банками, воровали яблоки в садах и ели вишни прямо с косточками. Они уходили из дома утром и играли весь день, а возвращались лишь тогда, когда зажигались уличные фонари. Этот рассказ посвящается играм советских детей

Без тормозов

Известно, что человеческая память отсеивает негативные воспоминания и старается оставлять только позитивные. Тем более если они связаны с детством и юностью – самым счастливым временем в жизни. Хотя, оглядываясь назад, трудно представить, как нам, поколению 60-х, 70-х или 80-х, вообще удалось дожить до сегодняшнего дня. Ведь никому не приходило в голову кататься на велике в шлеме. Часами мы мастерили тележки из досок и подшипников, а когда с бешеной скоростью неслись с горы, то вдруг вспоминали, что забыли приделать тормоза. Помните?

Хотя припомнить все игры времен СССР вряд ли удастся. Их было великое множество! Дома играли в цвета и в стеклышки, в куклы и в солдатики. Во дворе прыгали через скакалку, играли в семь стеклышек, вышибалы, в козла, в догонялки, в казаки-разбойники, ножички, в банки, в пыжа, в чай-чай-выручай, катались на велосипедах и громили друг друга в пионербол. Правила этой игры с советских времен засели в голове.

Игра для всех

Появился пионербол в 30-е годы прошлого века и название свое получил благодаря тому, что эту советскую игру предпочитали пионеры.

По необходимому инвентарю пионербол в принципе является сокращенным вариантом волейбола, но есть и отличия: в пионерболе в основном мяч ловят, а не отбивают. Да и мячей может быть больше одного.

Также стоит отметить, что в отличие от волейбола пионерболу можно научиться за считаные минуты.

Так как пионербол - игра бесконтактная и не требует грубой силы, в ней могут принимать участие одновременно мальчики и девочки.


Для игры в пионербол вам понадобятся в первую очередь волейбольный мяч, волейбольная сетка и волейбольная площадка. Затем участники делятся на две команды, в общем количестве от трех до восьми человек в каждой. Оптимальное число игроков – 12-14. Именно благодаря гибкости правил пионербол был необычайно популярной в СССР игрой.

Как и в волейболе, середина площадки делится пополам натянутой волейбольной сеткой или простой веревкой. Необходимо переправлять прилетевший мяч на сторону противника с количеством касаний к мячу не более двух.

После выигрыша раунда в команде происходит переход игроков по часовой стрелке. Выигрывает партию та команда, которая наберет 15 очков с перевесом более двух очков в счете. Всего играют до двух побед в партиях одной командой.

При большом количестве игроков (более 16) количество мячей в игре можно увеличить до трех, чтобы никто не скучал.

«Слон» до победы

Куча-мала кричащих и хохочущих школьников в пыли посреди школьного коридора, мокрых от пота, но необычайно довольных собой, ругающиеся учителя вокруг… Это «слон» – самая популярная мальчишечья игра советских школьников.

На перемене мальчишки разбиваются на две команды. Первая часть, держась друг за друга, в наклоне создает «спину слона». Задача команды – выдержать любую нагрузку и пройти несколько шагов. Если «слон» разваливается, то команда проигрывает.

Вторая команда должна вся забраться на «спину слона» и удержаться, пока «слон» делает свои шаги. Чтобы забраться, участники команды разбегаются и, как в спортзале, прыгают через козла, стараются запрыгнуть дальше. После приземления на спину «слона» нельзя переползать или выравнивать свое положение – как запрыгнул, в таком положении и сиди. Если хотя бы один из участников сваливается, то команда считается проигравшей и становится «слоном».


Несколько секретов. В «слоне» надо ставить самых высоких в хвосте – на них сложнее запрыгнуть, а меньшие ростом должны быть ближе к голове.

Самых слабых в «слоне» надо накрывать более сильными, потому что противник будет стараться как можно больше людей посадить на слабого и так заставить его упасть. Среди прочих игр времен СССР эта была наверное самая заводная.

Классики вне классов

Многие думают, что игру в классики придумали в СССР. На самом деле это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. С неменьшим энтузиазмом в классики дети играли и во времена СССР.

Правила. На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами. Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочку из-под леденцов, шайбу и т. д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает впереди себя битку.

Наступил на черту или битка на нее попала, встал на обе ноги – ход переходит к другому.

Крутые вышибалы

Играя в эту игру, можно было больно получить мячом по голове, но зато азарт зашкаливал. Тем более для этой игры времен СССР не нужно было ничего, кроме мяча.

Правила. Выбираются вышибалы (как правило, по два человека на каждую сторону). Они встают друг напротив друга на расстоянии примерно 10-15 метров. Вышибаемые встают в центре площадки.


Задача вышибал – попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача вышибаемых – быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде вышибаемых остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.

Резиночка

Культовая дворовая игра времен СССР. Сложно найти ребенка 1970-1990-х годов, который не прыгал бы в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила игры просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метроврезинки. С другой – в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Итак, двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает через нее.


Уровни:

– резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня);

– резиночка на уровне колен (справлялись почти все);

– резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись);

– резиночка на талии (почти никому не удавалось).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т. д.

Игра считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. Хотя в советское время асы этой игры встречались и среди пацанов.

«Картошка»

Одна из любимых многими дворовых игр времен СССР – «в картошку». Правила игры просты. Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мячом). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле», можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч, занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого стоящий игрок должен попасть мячом в игрока (загасить, замочить, ботнуть, зафигарить, трамбануть, жахнуть), сидящего в центре круга.


P.S.

Любимым старшими поколениями дворовым играм современные дети предпочитают приложения и гаджеты. Дворовые игры времен СССР постепенно уходят в прошлое…

Я задалась вопросом: может ли в настоящее время человек прожить без гаджетов (компьютеры, ТВ, телефоны, микроволновки и т.д.)? Ведь если оглядеться, то заметим, что каждый из нас хотя бы раз в день, но пользуется каким-либо гаджетом. Чего стоит один лишь телефон, который мы не выпускаем из рук. И это я не беру во внимание рабочую обстановку, где телефоны, компьютеры и множительные аппараты - это как само собой разумеющееся, это те вещи, без которых не сможет существовать ни одна фирма, предприятие, организация.

Конечно, ясно как день, что вся техника тесно переплелась с самим понятием жизнь. Сейчас уже и представить себе нельзя жизнь без техники и гаджетов. Но давайте опустим такие вещи как городской телефон, стиральная машина, газовая плита, т.е. то, без чего мы обойтись уже не сможем. И что же у нас остается?

Это все чудесно и даже, умелое и разумное применение гаджетов, весьма полезно. Однако есть и явные минусы:

  • трата времени в пустую . Наверняка многие из вас замечали, что стоит лишь зайти в интернет на 5 минут, как 1,5, а то и все 2 часа (как минимум) куда-то исчезают из вашей жизни. Как пример: заходим в сеть с целью глянуть погоду. Казалось бы, сколько эти действия могут занять, от силы минут 5-10, а в действительности мы уже сидим в интернете свыше 30 минут и это не предел. Как же мы уйдем от сюда, не проверив почту? Где почта, там и новости. А наша социальная страничка? И тут мы вспоминаем, что Маша возвращается с Гаити и должна опубликовать фотографии своего путешествия. А еще надо зайти на сайт любимой группы, вдруг они выложили свой новый клип и обязательно проверим не появился ли перевод очередной серии восхитительной дорамы, которую мы начали смотреть на днях. Эту цепочку можно продолжать долго...очень долго, но факт остается фактом, на такие маловажные вещи тратится большое количество драгоценного времени, которое можно было бы использовать на более полезные дела;
  • лишение живого общения . Мы все чаще и чаще предпочтение отдаем виртуальному общению - чат, группы, дневники, смс. В любой из праздников, что может быть легче, чем набрать пару строк поздравления, а иногда и просто скопировать, и поместить их на страничку друга или отправить в смс? Но это просто набор бездушных букв, которые не могут передать чувства и эмоции. Многие конечно пользуются телефонами. Это несомненно лучше, чем набор черных букв на белом фоне. Здесь мы слышим голос собеседника и можем передать свои эмоции. Но живое общение это когда ты не просто слышишь человека, но и видишь его, не так ли?
  • лень . На мой взгляд она тоже имеет место быть. Та же самая микроволновка к примеру. Проще разогреть одну тарелочку, чем потом мыть целую гору посуды: кастрюлю, половник, тарелки с приборами - и не дай Бог у нас первое убежало - то и всю плиту целиком. Можно рассмотреть еще и фитнес. Что дешевле и проще, скачать видео урок или оплатить абонемент? Конечно же первое, вот только что окажется эффективнее?? А еще я убеждена, что ТВ, компьютереы и смартфоны забирают очень много энергии. Вы не замечали, что после просиживания штанов перед ТВ или за компом, чувствуете себя усталыми и вялыми? А кто из вас считает в уме? Большинство наверняка тянется за мобильником, чтобы сосчитать сколько калорий съел за день или сколько денег потратил на продукты. Это намного проще и легче, вы со мной согласны или я может быть ошибаюсь?

Можно еще долго писать о минусах и приводить различные примеры. Но это уже будет сродни переливанию из пустого в порожнее. Вывод один: гаджеты и техника поглотили нашу жизнь. Без них, многие не мыслят своего существования. Это наркотик, это зависимость от которой практически не возможно избавиться.

Можно конечно вспомнить старые добрые времена, когда наши бабушки и дедушки прекрасно жили, и именно ЖИЛИ, а не проживали, без этих чудо изобретений. Но то были старые времена, другая жизнь, другие приоритеты, да и вообще другой образ жизни, кардинально отличающийся от настоящего времени. Поэтому сравнивать эти два мира я не вижу смысла.

Мне только интересно, пробовал ли кто-нибудь из вас прожить хотя бы один день без этих чудо машин? Хотя бы на один день исключив из жизни: телефон (смартфон), ТВ и интернет? Как вы представляете себе этот день?

Но если на один день отказаться от этого еще можно и труда не составит...ведь можно уйти гулять на целый день, а придя домой перекусить и лечь спать, то как насчет недели? Опускаем работу. Вы только представьте, что у вас есть свободная целая неделя...целая неделя без телефона (смартфон), ТВ и интернета. Вы смогли бы? Как бы вы провели эту неделю?

9 лет

Хочу, чтобы можно было набирать на тарелку разную еду в игре, а потом нажимаешь кнопочку - и еда появляется у тебя на тарелке в реальности.

Гаджет — это телефон, планшет или компьютер. Это то, что мы носим с собой. У меня есть телефон и планшет, но удобнее, конечно, телефон, зато на планшете больше экран. В планшете играю в Sims, а на телефоне люблю игру Clash of Сlans.

Если бы у меня не было телефона и планшета, мне не было бы скучно. Обычно я играю со своими друзьями и могу хоть целый день так гулять — без ничего. Но жизнь без них была бы сложной. Даже не знаю, чем бы я занималась. Когда вырасту, телефоны будут с клавиатурой. Или тебе кто-то звонит, а телефон в этот момент очень далеко — и он будет сам к тебе лететь. А еще я хочу такое в будущем: на айпаде можно закачать приложение и набирать на тарелку разную еду. А потом ты нажимаешь кнопочку — и еда появляется у тебя на тарелке на самом деле, в реальности.


6 лет

Когда пытаюсь подобрать пароль на планшет - не могу зайти по минуте, 5, 10, 12, а потом еще больше. Хочу нормальный пароль.

У меня есть вместо телефона часы (детские часы-телефон с GPS-трекером. — Прим. ред. ), и еще я играюсь на мамином планшете. Телефона нет — боюсь его разбить. Я могу звонить маме, папе, бабушке, дедушке и брату, записывать им сообщения (голосовые. — Прим. ред. ), а мама еще может мне текстом сообщения отсылать. Телефон я себе хочу, когда вырасту и буду взрослой, как мама. Но чтобы его нельзя было разбить. Некоторые дети в садике приносят с собой айпад, но я бы так не хотела.

На мамином планшете играю в «Ферму», в игры про роботов, в «Машу и Медведь», смотрю видео на YouTube Kids, иногда захожу на обычный YouTube. Раньше пароля на планшете не было, и я играла много, пока никто не видит или мама спит. А сейчас не могу — там сложный пароль, и играю только после садика, когда разрешают. А когда пытаюсь подобрать пароль — не могу зайти по минуте, 5, 10, 12, а потом еще больше. Хочу нормальный пароль. Еще мама заставляет меня учить английский через такую игру на планшете — мне не очень нравится, но я учу. Нужно запоминать слова.

На улице я играю редко — мы с мамой можем гулять, сходить в парк, покататься на качельках, в магазин. Но играть в планшет мне нравится больше. Если бы у меня не было его, я бы играла во дворе, в шашки, шахматы — у нас дома есть. Но мне кажется, что это все равно скучно. Даже телевизор мне не очень нравится — там нет интересных штучек, игр.


6 лет

Если бы в мире не было планшетов, я бы собирал Лего. Или катался на велике.

У меня есть папин планшет и мамин телефон. Она мне его почти подарила. Мне больше нравится планшет. Он большой, и там есть YouTube. В телефоне я играю в ам-няма (игра Cut the Rope. — Прим. ред. ) по 10 минут в день. На планшете — в гонки. На «Ютьюбе» смотрю видео со смешными котиками и милыми мопсиками (Михей в голосовом поиске говорит: «Милые мопсики, пожалуйста». — Прим. ред. ).

Если бы в мире не было планшетов, я бы собирал «Лего». Или катался на велике. Мне нравится собирать с папой «Лего» и играть на площадке.


7 лет

На телефоне интереснее, потому что там я сам устанавливаю правила и все можно делать по-своему, а с детьми еще нужно договориться - кто главный, а кто будет догонять.

Мне нравится телефон — на нем можно все или почти все. Например, можно звонить папе и маме, можно играть, можно заходить на сайты всякие. Но самое главное — его зарядить. Я не люблю стрелялки, там сложно и нужно выживать. Мне больше нравится «Ферма» — растить хамелеонов и делать много-много разных видов. Еще есть зомбачки — там бегаешь и собираешь людей, машины переворачиваешь. Для этого нужны мозги и быстро работать. На время я тоже не люблю играть, потому что быстро проигрываешь. А проигрывать я не люблю.

Если не было бы телефона, было бы нормально: есть же еще игрушки и книги. Ну и с детьми можно поиграть. Но на телефоне интереснее, потому что там я сам устанавливаю правила и все можно делать по-своему, а с детьми еще нужно договориться — кто главный, а кто будет догонять.


5 лет

Если бы всего этого не было, мне бы не было скучно: у меня есть мальчик, я бы могла с мальчиком поиграть.

У меня есть айпад и телефон. Но мне больше нравится играть на улице с детками во всякие игры. Мир без телефонов и планшетов был бы хорошим. Мне больше нравится играть в айпаде. Но если бы всего этого не было, мне бы не было скучно: у меня есть мальчик, я бы могла с мальчиком поиграть.

Несколько лет назад социологи объявили, что в мире появилось заболевание XXI века — гаджет-зависимость. Как выяснилось, большинство людей не могут провести ни одного дня без проверки сообщений на сайте «ВКонтакте», просмотра и оценки кадров друзей в Instagram, просмотра смешных видео на телефоне или скачивания нового приложения для обработки фото. Современный человек чувствует себя без гаджетов как без рук — особенно это касается молодёжи. По мнению экспертов, новым поколениям будет гораздо сложнее социализироваться, поскольку всё общение и живые эмоции человеку заменят смартфон или планшет. Так, в рамках эксперимента, проведённого петербургским психологом, подростки смогли продержаться без электронных устройств только восемь часов.

Корреспондент АиФ.ru решил прожить без современных электронных устройств и соцсетей одну неделю.

Первый день — самый тяжёлый

Всего-то семь дней без гаджетов: что может быть проще? Так я думала перед началом своего эксперимента по отказу от электронных устройств. Чтобы эксперимент был чистым, начать решила с понедельника, чтобы провести без гаджетов как рабочие, так и выходные дни. Для себя я установила жёсткие правила: в течение одной недели я не буду пользоваться смартфоном, планшетом, социальными сетями и плеером, а компьютер и интернет буду использовать исключительно для работы — для написания и отправки материала редактору. Чтобы неповадно было, всю свою технику я сложила в коробку и убрала её на шкаф, а из нижнего ящика стола достала телефон, которым пользовалась лет десять назад, но уже тогда он считался устаревшим. Да, с него нельзя зайти в интернет или опубликовать пост на Facebook, зато он компактный и громко звонит.

Все свои электронные устройства я убрала в коробку. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Первый день без гаджетов оказался самым сложным. Когда я проснулась утром в понедельник и ещё даже не открыла глаза, рука машинально потянулась к журнальному столику у кровати — за телефоном: обычно перед тем, как встать с кровати, я проверяю свою почту и сообщения в соцсетях. Когда вместо привычного смартфона размером с мою ладонь я нащупала небольшой мобильник, сразу вспомнила: ну конечно, я же провожу эксперимент. За завтраком я всегда уже сижу за компьютером — читаю новости и материалы на сайте АиФ.ru и материалы других изданий. В рамках эксперимента от этого тоже пришлось отказаться, и впервые за долгое время завтрак в будний день я провела на кухне.

Зачем лезть интернет, если можно позвонить?

В результате утренний приём пищи завершился на полчаса раньше, ведь от еды меня ничего не отвлекало. Я включила компьютер и, не заходя в интернет, открыла Word: мне нужно писать материал об открытии выставки на тему маскарада в Российской национальной библиотеке — я ходила туда в конце прошлой недели и собрала всю необходимую информацию. Когда я уже заканчивала работу, оказалось, что я не знаю, как долго продлится выставка. Как это выяснить? Первой мыслью было зайти в интернет и «загуглить», но мне такой вариант не подходит. Вторая мысль — посмотреть информацию в пресс-релизе, но он тоже находится в приложении к письму в моей электронной почте. Я уже было собралась сделать исключение и нарушить правила эксперимента, но внезапно меня осенило: можно ведь просто позвонить в библиотеку. Почему это сразу не пришло мне в голову? Телефон библиотеки записан в моём ежедневнике. Уже через минуту я знала дату окончания выставки и закончила работу над материалом.

В течение недели я пользовалась только старым телефоном. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Чем заняться во время перерыва в работе? Обычно я просматриваю ленты новостей в соцсетях и просматриваю понравившиеся материалы. Поскольку сейчас этого делать нельзя, возьму книгу Фолкнера. Обычно рабочий день проходит в такой спешке, что я успеваю читать только в метро. Из-за этого чтение продвигается небыстро, и за неделю я смогла прочитать чуть больше ста страниц романа «Шум и ярость».

Фотографии кофе не попали в соцсеть

Вечером следующего дня я договорилась встретиться с подругой в кафе. Мы не виделись довольно долго, и нам будет что обсудить. Я пришла в кафе первой, села за столик. Через 10 минут со своего доисторического телефона звоню подруге: «Ты где?». «Я задержусь на полчаса, я же тебе написала в WhatsApp, — отвечает она. Чтобы скоротать время ожидания, я пролистала бесплатную газету с новостями, а потом снова достала книгу. Большинство посетителей кафе не выпускает смартфонов из рук, периодически посматривая на экран — причём даже те люди, которые сидят в компании и общаются с собеседниками.

Когда подруга наконец пришла, мы заказали по чашке капучино. Нам принесли очень красивый кофе: на одном из них бариста сделал рисунок в виде цветка, а на другом — лебедя. Так и хочется это сфотографировать и выложить в Instagram, что подруга тут же и сделала. Пока она выбирала фильтр для фото, мне оставалось только пить свой кофе.

Плюсы живого общения

В четверг мне предстояла поездка за город, в приют для птиц, о котором я планировала написать. Загвоздка заключалась в том, что я страдаю топографическим кретинизмом и способна заблудиться даже в центре Петербурга, который я за свою жизнь исходила вдоль и поперёк. Однажды, когда аккумулятор в телефоне сел, я больше двух часов добиралась домой из Мариинского театра, потому что не могла найти остановку общественного транспорта, а спросить было не у кого. Добавлю, что, когда я ехала в Мариинку, я выходила именно на этой остановке. По этой причине пешеходный навигатор в телефоне — мой лучший друг и соратник на каждый день, но теперь придётся обойтись без него. Узнав адрес приюта, я достала толстый справочник «Жёлтые страницы», открыла карты и долго изучала свой маршрут. Мне предстоит приехать на метро на другой конец города, найти там нужную мне остановку, сесть на маршрутку, сойти на правильной остановке и пройти ещё где-то пять минут.

Я изучала справочник очень долго и сделала в своём ежедневнике множество пометок — на какой транспорт надо сесть, как узнать нужную остановку и куда потом сворачивать, чтобы добраться до приюта. Как я и опасалась, записи не помогли, зато помогли прохожие. Я быстро нашла транспорт и попросила водителя остановить маршрутку в нужном месте, объяснив, что мне необходимо попасть в приют для птиц. Один из пассажиров, женщина, услышала, что я спрашиваю о приюте и заговорила со мной. «Я и не думала, что журналисты сейчас пишут на такие темы, — удивилась она. — Мне казалось, только про убийства и грабежи». Попутчица рассказала мне, что у неё есть знакомая, которая ухаживает за собакой, прозванной «русским Хатико»: пёс два года ждал своего погибшего хозяина у ларька и стал жертвой человеческой жестокости. Теперь его лечат и ищут нового хозяина, и женщина охотно поделилась со мной номером телефона своей знакомой-волонтёра. Так, во время поездки в маршрутке я случайно нашла героев для своего следующего материала. А ведь если бы я ехала с открытым навигатором в телефоне, то не стала бы объяснять водителю про приют, и эта женщина не заговорила бы со мной. В тот день я побывала в приюте для птиц и без труда нашла обратную дорогу.

Фото: АиФ/ Яна Хватова

Результаты эксперимента

Провести выходные без гаджетов оказалось гораздо легче, чем будние дни: я встречалась с друзьями, гуляла по городу, читала и ходила в кино. Информацию о расписании сеансов я узнала, позвонив в кинотеатр: его номер оказался на невыброшенном из сумки билете с прошлого похода в кино. Когда в воскресенье вечером я стала подводить итоги недели без электронных устройств, оказалось, что я провела эти семь дней очень продуктивно. Я поняла, что каждое использование гаджетов отвлекало меня от ежедневных дел. Например, собираясь прочитать одну статью в интернете во время завтрака, я продолжала переходить по бесконечным ссылкам и смотреть новые материалы, содержание половины которых тут же забывала. Желая проверить наличие новых сообщений в соцсетях, я бесцельно прокручивала новостную ленту, получая огромное количество бесполезной информации. Подобные действия я повторяла несколько раз в день: вдруг появилось что-то важное, а я пропущу? В результате время, проведённое в электронных устройствах, складывалось в целые часы, украденные у самой себя.

За неделю без гаджетов я завела новые полезные знакомства, прочитала всю книгу Фолкнера с двумя романами и обнаружила в своём ежедневнике множество интересных телефонов, о существовании которых я забыла. Оставшегося времени мне вполне хватило на то, чтобы три раза в день питаться домашней едой, а не делать перекусы на бегу, позвонить всем друзьям, с которыми давно не общалась, и разобрать вещи в своём шкафу: сделать это я собиралась уже целый месяц, но не могла найти времени.

За время без гаджетов я прочитала всю книгу Фолкнера. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Тем не менее, я с радостью достала коробку со своими гаджетами и включила смартфон. Мне было интересно, много ли важной информации я пропустила. Оказалось, что ничего стоящего внимания от меня не ускользнуло: новости я узнавала из газет и от коллег, а всем друзьям, которые отправили мне сообщения в соцсетях, я и так позвонила. Наконец, у меня просто исчезла потребность регулярно проверять данные в телефоне.

С понедельника я вернулась к своей обычной жизни с электронными устройствами. Правда, теперь я читаю новости в интернете и проверяю сообщения в соцсетях только после завтрака, а свободное время стараюсь проводить без гаджетов: не хочется отбирать драгоценное время у самой себя.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: