Цифровая светодиодная проекция (DLP). Технологии DLP и SLA и что есть качество печати

Цикл статей по DLP-принтерам. Логичнее было бы начать с общих принципов работы, но статья про проектор кажется мне наиболее актуальной, т.к. по ним постоянно возникают вопросы. К тому же это самая важная и дорогая часть DLP-принтера.

Итак, проектор для DLP-принтера должен быть, неожиданно, технологии DLP. Это связано с тем, что спектр излучения, на которое реагируют фотоинициаторы полимера и спектр излучения проектора имеют очень небольшую область пересечения. КПД получается очень низким. В DLP-проекторах в спектре присутствует некоторое количество мягкого УФ-излучения, который в купе с фиолетовым (длины волн примерно 390-410 нанометров) худо-бедно полимеры отверждает.
В альтернативной технологии 3LCD свет лампы проходит через lcd-матрицы и блок массивных стеклянных призм, которые урезают и без того узкий полезный для нас спектр.

Следующий критически важный параметр - яркость . Яркость проекторов измеряется в ANSI люминах (ANSI-методика измерения этих самых люменов, у китайцев может быть своя - китайская, так что с ними аккуратнее).
Считается, что проектор для принтера должен иметь яркость не менее 2700 люмен. Граница несколько условная, но в общем я рекомендую ее придерживаться. А вообще лучше смотреть на мощность лампы. От 190 Вт и выше - наш вариант. Видим, что светодиодные проекторы - сразу мимо.
Небольшое углубление в дебри
По идее чем больше люменов, тем быстрее должен отверждаться полимер.
Однако есть мнение, что при одинаковой мощности лампы разницы между проектором 2700 люменов и 3100 люменов нет, либо она ничтожна. Производители гонятся за люменами и прибегают к различным ухищрениям, чтобы раздуть эти цифры. То, что удалось увеличить общую яркость белого цвета, вовсе не гарантирует что повысится мощность интересующей нас области спектра.

Контрастность. Казалось бы, тут все просто, это отношение максимальной яркости проектора к минимальной. Максимальная яркость достигается при отображении белого цвета, а минимальная - при отображении чёрного цвета. По методике ANSI измерения должны проводится на одном кадре. Однако, в погоне за цифрами производители измеряют по-другому. В современных проекторах есть система динамической контрастности, которая уменьшает яркость в темных сценах, делая черный максимально глубоким, и увеличивает яркость в ярких сценах. Производители считают отношение максимальной яркости в яркой сцене к минимальной яркости в темной сцене, получая космические значения контрастности в десятки тысяч. Для нас это мертвые цифры. Поскольку реальное значение контрастности в одном кадре без специального оборудования узнать невозможно, остается только придерживаться правила чем больше, тем лучше. А лучше вообще не заморачиваться с этим параметром.

Разрешение. Важно различать разрешение проектора и разрешение принтера по XY. Разрешение проектора дается ему однократно при рождении. Стандартные значения 800х600, 1024х768, 1280х800, 1920х1080 пикселей. Смотреть надо на собственное разрешение, а не на максимально поддерживаемое!
Разрешение принтера по XY зависит от разрешения проектора и размера рабочей области. Т.е. разрешение 50 микрон (размер пикселя) может дать и проектор 1024х768 и проектор 1920х1080, только в первом случае рабочая область будет всего 40х30 мм, а во втором 96х54 мм.
Вычислить размеры области печати и соответствующие разрешения для конкретного проектора поможет DPI Calculator
Безусловно, чем выше собственное разрешение проектора, тем круче будет принтер. Я рекомендую использовать проекторы с разрешением не менее 1024х768.

Разъемы. С точки зрения принтеростроения, абсолютно не важно, через какой интерфейс подключается проектор. Можно смело подключать по VGA, для вывода отдельных кадров этого более чем достаточно.
Есть еще один разъем, который может быть нам полезен. Это RS232. Популярный слайсер для DLP Creation Workshop позволяет управлять проектором через этот интерфейс. Например, можно настроить автоматическое отключение проектора по завершению печати. Если планируется его использовать нужно убедится, что на проекторе есть стандартный разъем RS232 DB9. На моем боевом Acer P1273 какой-то гнусный извращенец впендюрил вот такую подлянку:

Не то что кабель, штекер найти целый квест. Так что будьте бдительны. К счастью на большинстве проекторов используются обычные DB9.

По основным параметрам вроде всё.

Фокусировка проектора. Большинство проекторов из коробки не может сфокусироваться на нужной нам области. Исключение составляют короткофокусные проекторы. Но у них есть ряд недостатков. Они дороже обычного проектора с аналогичными характеристиками. Гораздо труднее найти б/у. И самое главное, не понятно, какое же конкретно разрешение по XY можно получить на данной модели короткофокусного проектора.
Обычные же проекторы требуют доработок.
Самый простой вариант - использовать дополнительную линзу. Увы, даже хорошо подобранная линза вносит неизбежные искажения, так что это совсем любительский вариант. Хотя для простых задачь сгодится.
Вариант посложнее - выкрутить стопорящий винт (или удалить ламельку на некоторых моделях) объектива. Это позволит выкрутить объектив на лишних полоборота. Иногда этого бывает достаточно. Если нет, то придется изготавливать "удлинитель".
Об этом я уже подробно .

К сожалению, существует другой вариант объектива, нарастить резьбу на котором гораздо сложнее (линза находится в нижней части резьбы и вставить переходник просто некуда). "Легкие" объективы я встречал на Acer и Benq. "Сложные" на ViewSonic и Infocus. Как без вскрытия узнать, какой объектив в конкретной модели, я пока, к сожалению, не знаю.

Еще один момент. Под переделку объектива лучше брать модели, у которых крутилка фокуса находится на объективе (как на Acer P1273) и разнесена с рычажком зума:

В моделях, где фокус и зум совмещены, после установки удлинителя крутилки перестают нормально стыковаться и приходится их как-то модифицировать:

Лампа. В отличие от обычных лампочек, лампа проектора умирает постепенно. Причем умирать она начинает буквально сразу после ввода в эксплуатацию. Через 300-500 часов печати уже скорее всего придется потихоньку увеличивать время засветки слоя. Так что перед покупкой проектора, настоятельно рекомендую узнать, как обстоит дело с китайскими лампами на эту модель. Обычно китайские лампы стоят 1500-3000 руб. и качество их вполне достаточное для печати.

Другие модификации (которые я не одобряю). Есть несколько способов увеличения эффективной яркости проектора.
Удаление УФ-фильтра. Этот фильтр представляет собой стеклышко, отсекающее некоторое количество полезного нам излучения. В некоторых инструкциях его рекомендуют удалять. Проблема в том, что это стеклышко является частью системы охлаждения (возможно, в каких-то моделях это не так). Т.е. если его просто удалить, в воздуховоде будет дыра и потоки воздуха изменятся. Как это отразится на продолжительности жизни DLP-чипа, можно только догадываться. Заменить фильтр обычным оконным стеклом не получается - оно не выдерживает и трескается. Т.е. чтобы по умному избавится от этого фильтра нужно его заменить на какое-то жаростойкое УФ-прозрачное стекло. Современные полимеры позволяют с этим не заморачиваться.

Ломание цветового колеса. Именно необратимое ломание, т.к. если его просто отключить, проектор не пройдет селфтест при запуске и не включится. На мой взгляд, бессмысленный акт вандализма.
По всей видимости корни этой "модификации" стоит искать во временах, когда DLP-проекторы имели трехсегментное цветовое колесо, на котором терялось до 60% яркости при выводе белого цвета и избавление от него имело смысл. Сейчас давно уже используется 6-тисегментное цветовое колесо с прозрачным сектором для получения 100% яркости. Поэтому я сомневаюсь, что такая операция будет иметь заметный эффект. Хотя я сам не пробовал. Если у кого есть личный опыт, отпишитесь в комментариях.
Вообще я бы не рекомендовал связываться с моделями до 2013 года (условная граница). Конечно, есть соблазн купить на ебее "динозавра" за 10 баксов, но лучше поберечь нервы. У старых моделей более выражены детские болезни технологии типа недостаточной глубины черного или неравномерности яркости.

Вроде с основными моментами всё. Если что забыл, спрашивайте в комментариях.
По вопросам приобретения полимера 3DLab Basic пишите в личку. По другим вопросам тоже можно.
Удачи!

Печать трехмерных моделей пока еще является новинкой, и многим еще непонятно, что это, как работает и для чего нужно. 3D-печать – полезная технология, облегчающая работу специалистам многих отраслей.

Понятие о 3D-печати и DLP

Трехмерная печать появилась как способ прототипирования. Прототипирование – это создание модели в материальном виде. Вначале создается 3D-модель. Затем она должна быть изготовлена в материале. Это необходимо для наглядности идеи будущего продукта, для проведения тестов. Прототипирование было достаточно сложной задачей, пока не появилась технология Rapid Prototyping – быстрое прототипирование.

До появления быстрого прототипирования макет приходилось изготавливать вручную. Лепка, вытачивание на станке и так далее – все это достаточно длительный процесс, который отнимает время. Соответственно, теряется и эффективность всего производства. Устройства, которые стали называть 3D-принтерами решили эту проблему. Макет создается быстро и является качественной моделью.

3D-принтер – это устройство для послойного создания реального объекта на основе трехмерной модели, созданной на компьютере соответствующими программными средствами. Существует несколько технологий. Одними из самых эффективных являются устройства с DLP-проектором.

Digital Light Processing (DLP) – технология цифрового проецирования, основанная на применении микроскопических зеркал. Имеет широкое использование во многих сферах, например, в медицине.

Светодиодное проецирование в трехмерной печати является основным конкурентом SLA – лазерной стереолитографии. SLA широко распространена, но имеет высокую стоимость, из-за использования лазера. Эти методы называются аддитивными.

Принцип работы DLP

DLP-устройства основаны на применении зеркал. Микроэлектромеханическая система создает изображение, управляя зеркалами, которые расположены на полупроводниковом чипе. Принцип работы зеркал схож с цифровым кодом, состоящим из нулей и единиц. В этом случае единицей служит отраженные свет, когда он падает на зеркало, а нулем – поглощенный свет, когда он падает на радиатор. Зеркала быстро позиционируются, что позволяет управлять интенсивностью света и добавлять в изображение оттенки.

В соответствии с программой, заданной трехмерной моделью, свет направляется на участки печатного материала. Под воздействием света субстанция отвердевает. Один за другим формируются слои изделия. Другими словами, принтер «выращивает» объект.

Минимальная толщина слоя при использовании DLP очень мала – 10 мкм. Это наилучший показатель точности среди 3D-принтеров. Скорость печати также более высока, чем у таких технологий, как FDM, SLA, SLS.

Материалы для 3D-печати по технологии цифровой светодиодной проекции

Для трехмерной печати могут использоваться самые разные материалы, от металла и бетона до шоколада. С развитием трехмерной печати увеличивается и число материалов, пригодных для этого. Благодаря этому открываются широчайшие возможности в производстве.

Для аддитивных методов печати используются только фотополимерные смолы. Это жидкие полимеры, чувствительные к ультрафиолетовому излучению. Ограниченность материалов связана с тем, что субстанция должна затвердевать под воздействием лучей. Понятно, что металл или шоколад для этого не подойдет.

Тем не менее, светодиодная печать эффективно используется. Это один из видов принтеров, которые вполне пригодны для домашнего использования. Изделия из фотополимера отличаются высокой прочностью. Единственным недостатком является стоимость расходных материалов – найти дешевые фотополимерные смолы сложно. Сами принтеры уже имеют приемлемые цены.

Конструкция DLP 3D-принтера

Устройство таких принтеров не слишком сложно. Обычно они состоят из платформы, DLP-проектора и емкости с жидкостью. Вначале платформа находится возле поверхности жидкости. Проецируется первый слой, после чего платформа поднимается. Процедура повторяется, пока изделие не будут готово.

Имеющиеся в продаже принтеры могут отличаться своим устройством. Некоторые из них имеют платформу не поднимающуюся, а опускающуюся. Создаются решения с различными объемами емкостей для фотополимера и размерами платформ.

Применение и перспективы

Самым очевидным применением трехмерной печати является быстрое прототипирование. Преимущество этого метода перед субтрактивным (удаление лишнего) обеспечило 3D-принтерам популярность среди дизайнеров и инженеров.

Развитие технологий позволило применять трехмерную печать для несложного массового производства. Таким образом можно существенно упростить и снизить стоимость многих отраслей. Аддитивные технологии в этом плане довольно перспективны. Одной из проблем является недостаточная для массового производства скорость печати.

Ведутся разработки по использованию технологий трехмерной печати в медицине. Развитие в использовании органических материалов могут принести существенные плоды. Например, некоторые результаты по печати биоимплантов уже есть.

Перспективным направлением является печать электронных устройств. Несомненно, это технология более сложная, чем послойное «выращивание», но и о возможностях 3D-принтеров в недавнем времени сложно было подумать.

Наибольшее распространение 3D DPL-принтеры получили среди любителей. С помощью этих устройств можно создавать удивительные вещи, красивые подарки и сувениры.

Достоинства и недостатки DPL-принтеров

К достоинствам DPL-принтеров можно отнести высокую точность и скорость печати. Технология цифрового проецирования в целом очень полезна, о чем говорит ее применение во многих сферах. Всегда важно обращать внимание на перспективность, а 3D-печать еще не раскрыла всех своих возможностей. Еще один плюс этих устройств с DLP – более низкая стоимость, чем у других принтеров.

К недостаткам можно отнести используемый материал. Вопросом является безопасность используемых материалов. Существуют достаточно токсичные полимерные смолы. А еще они достаточно дороги. Но результаты вполне окупают эти недостатки.

Коллеги, сегодня поговорим о наболевшем!

А именно то, как некоторые продавцы 3D-принтеров, пытаются вам продать свой продукт всеми правдами и неправдами....

Вначале поговорим о двух самых распространенных технологиях 3D-печати: DLP и SLA, именно такие 3D принтеры в стоматологии встречаются чаще всего.

На стоматологическом рынке сегодня наибольшей популярностью пользуются принтеры работающие по технологиям печати DLP и SLA, чем отличаются между собой эти две технологии?
Обе (DLP и SLA) в качестве сырья для печати используют «жидкую пластмассу», другими словами фотополимер, который полимеризуется и приобретает твердую форму под действием УФ излучения.

Немного истории:

Пионерами, в развитии стоматологической 3D-печати и создании биосовместимых полимеров в большом ассортименте, является голландская компания Nextdent, ранее известная всем как компания Vertex.
Этой зимой, видя большой потенциал этих биосовместимых материалов, компанию Nextdent купил отец 3D-печати, 3D-гигант - американская компания 3D Systems.

Получить сертификацию для биосовместимых материалов не так уж и просто, поэтому фотополимеры компании Nextdent приобретают другие компании и продают под своими разными брендами: Formlabs, Novux и другие.
Теперь опять вернемся к технологиям 3D-печати.

DLP. Принцип печати:
Программа которая идет в комплекте с принтером разбивает печатаемый объект на слои с заданной толщиной.
В ванночку принтера с прозрачным дном наливают фотополимер (материал для печати).

На самое дно ванны погружается рабочий столик, отступая от дна на один (первый) слой нашего объекта (в этом «отступе» находится жидкий фотополимер).

Проектор, расположенный под ванной проецирует на дно ванны картинку первого слоя и благодаря УФ излучению застывает только та пластмасса, на которую попало изображение с проектора.

Так слой за слоем вырастает наш печатаемый объект, будь то модель челюсти или временная коронка.SLA. Принцип печати: Принцип печати похож, но с отличием в том, что проецируется не слой целиком, а по каждой точке объекта быстро проходит лазерный луч, который полимеризует жидкий фотополимер (материал)

Зачастую покупателю самостоятельно не просто разобраться во всех свойствах 3D-принтера и его материалов, но есть один понятный показатель, на который ориентируются почти все. И естественно, на этом показателе в основном играют продавцы 3D-принтеров.

Уже догадались какой основной аргумент они приводят, продавая вам свой принтер?

Точность печати!

Давайте тогда разберемся с этим популярным параметром, который перекручивают в ту или иную сторону умышленно или из-за некомпетентности.

Точность печати .

Этот параметр зависит от многих факторов, мало того, не только от принтера, но и от материала и окружающей среды.

Как зависит от материала?

Чем более опаковый материал (наполненный пигментами и блокираторами света), тем более точными будут напечатанные из него изделия. Это происходит благодаря отсутствию рассеивания света при печати и полимеризации примыкающего к модели материала.

Как зависит от окружающей среды?
При печати фотополимером, важно контролировать его температуру во время печати.
Во время полимеризации именно в DLP принтерах выделяется много тепла.

Как негативно влияет повышенная температура на печать?
Очень просто, ускоряется химическая реакция и для полимеризации материала текущего света становится слишком много.

Повышается риск полимеризации пограничного слоя модели (засвет лишней пластмассы) соответственно увеличение ее размеров, другими словами потеря точности.

В SLA принтерах это не так страшно, так как лазер имеет меньшую мощность (выделяет меньше тепла) обьем ванны для материала обычно значительно больше (чем в DLP принтерах) что приводит к тому, что фотополимер в ванне нагревается медленнее и нет рисков перегрева.
Именно поэтому печать SLA немного дольше, но зато она лишена рисков перегрева и потери точности, как в DLP принтерах.

Значит, чтобы получить максимально точно напечатанное изделие, а в помещении у вас жарко - контролируйте температуру используемого полимера.

Холодно - тоже не лучший вариант, так как материалу может не хватить силы света, он не закрепиться на столике для печати и вам придется подогреть материал и начать весь процесс печати с начала.
Конечно возня с подогревом материала не очень удобна!

Но если ваш принтер имеет функцию автоматического подогрева материала - вам с этим не придется возится вручную.

На сегодняшний день существует несколько технологий засвечивания полимера в фотополимерных принтерах процесса «полимеризация в ванне».

Но из них можно выделить три основных:

1) Классический SLA принтер с засвечиванием лазерным лучом (далее по тексту - SLA-принтер).

Лазерный луч через систему развертки (которая может быть реализована различными способами) засвечивает фотополимер, последовательно «оббегая» ванну. Модель формируется за счет включения-отключения лазера.

2) Принтер с засветкой фотополимера при помощи DLP-проектора (далее по тексту - DLP-принтер)


Фотополимер засвечивается DLP-проектором, который по-кадрово выводит сечение формируемой детали.

3) Принтер с засветкой фотополимера светодиодной УФ-матрицей с использованием в качестве маски доработанный LCD-дисплей (далее по тексту - LCD-технология).


Фотополимер засвечивается светодиодной матрицей, изображение формируется за счет LCD-дисплея, который по-кадрово выводит сечение формируемой детали.

Если отличия классической LSA технологии от DLP и LCD очевидны, то DLP и LCD-технологии засвечивания часто путают, что неправильно, т.к. каждая из этих технологий имеет свои особенности, которые влияют на возможности принтера, качество печати, и т.п.

Ниже дано краткое сравнение этих трех технологий по ряду параметров.

1. Размер области печати по XY

SLA-принтер - не ограничен, чем выше область печати, тем ниже скорость (лучу надо успеть «оббежать» большую площадь.

DLP-принтер - не ограничен, чем выше область печати, тем ниже скорость печати и ниже разрешающая способность принтера.

LCD-принтер - область печати жестко привязана к размеру LCD-дисплея.

2. Скорость печати

SLA-принтер - самый «медленный» из трех технологий. Связано это с последовательной засветной и низкой мощностью лазера.

DLP-принтер - самый «быстрый», связано с высокой мощностью проектора.

LCD-принтер - «средний» по скорости печати. Скорость печати связана с мощностью УФ-матриц. Мощность матрицы увеличивать бесконечно нельзя, т.к. мощные матрицы требуют мощного охлаждения, и начинают «пробивать» «трафарет» из LCD-дисплея.

SLA-принтер - минимальная

DLP-принтер - максимальная. Высокая засветка связана как с большой мощностью ламп проектора, так и с большей долей длинноволнового актиничного излучения в спектре.

LCD-принтер - средняя.

SLA-принтер - минимальная.

DLP-принтер - при правильной наводке на резкость - минимальная, но выше, чем у SLA.

5. Возможность использования прозрачных полимеров.

SLA-принтер - возможно использование без снижения качества печати.

6. Влияние окраски полимера на качество печати

SLA-принтер - несколько улучшает качество печати, использование сильноокрашенных полимеров может привести к снижению адгезии между слоями и невозможности использования полимера.

7. Факторы, влияющие на разрешающую способность (помимо свойств полимера и толщины слоя)

SLA-принтер - диаметр пятна лазера и точность позиционирования пятна. Типичные значения 100-200 мкм (для пятна лазера), 40…20 мкм (точность позиционирования)

DLP-принтер - размер пикселя и точность наводки на резкость. Типичное разрешение 1920х1080, соответственно размер пикселя зависит от области печати по XY.

8. Совместимость с полимерами.

SLA-принтер - плохая совместимость, полимеры могут не подойти под конкретный принтер из-за сильной окраски, и из-за «быстроты» (слишком «быстрые» или слишком «медленные»).

DPL- и LCD-принтеры - хорошая совместимость. Практически любой полимер, разработанный для LCD- и DLP-принтеров может быть использован на любом принтере. В целом DPL-принтер «любит» более окрашенные полимеры, а LCD-принтер - более «быстрые». Использование полимеров, разработанных для SLA-принтеров так же возможно, но требует проверки по каждому полимеру.

9. Ресурс отдельных элементов.

SLA-принтер - лазер - ресурс 3000 - 5000 и более часов.

DLP-принтер - лампа проектора, ресурс - несколько тысяч часов

LCD-принтер - LCD-экран - ресурс около 1000 часов, УФ-матрица - ресурс несколько тысяч часов.

10. Цена

SLA-принтеры - цены на бюджетные модели цена в пределах 190 000 - 400 000 р, «профессиональные» — от 400 000 р и выше

DLP-принтеры - цены на серийно-выпускаемые - 300 000 р и выше, цена самоделок (не считая стоимости проектора) - не выше 50 000

LCD-принтеры - цена 25 000 -50 000 р.

SLA-принтер - возможно как сверху вниз, так и снизу вверх.

DLP-принтер - возможно как сверху-вниз, так и снизу вверх.

LCD-принтер - только снизу вверх.

Надеюсь этот краткий обзор позволит читателям портала лучше понять особенности прнтеров, которые влияют на их характеристики.

Современные фотополимерные принтеры 3D-принтеры: лазерные, DLP, LCD

В середине 2014 года в Санкт-Петербурге закончилась разработка линейки высокоточных профессиональных 3d-принтеров Starlight 3D и Russian DLP.

Starlight 3D является профессиональным решением для ювелирного дела, стоматологии и других сфер, где требуется высочайшая точность моделей, которую он вполне может обеспечить, а Russian DLP ориентирован на обучение, хобби и энтузиастов 3D-печати.

Заявленные характеристики очень амбициозны: толщины слоя от 20 микрон достаточно для печати мастер-моделей ювелирных изделий, стоматологических моделей, инженерных прототипов с высочайшей точностью. Максимальное разрешение по осям X и Y обладает солидным показателем в 45 микрон.

Мы протестировали 3D-принтер Russian DLP и взяли интервью у его создателя.


Комплектация и технические характеристики Russian DLP

Из представленных технических характеристик немного не впечатляет лишь область печати, составляющая 96х54х180мм. Опционально её можно увеличить до 144х81х180мм с помощью установки дополнительной поверхности для наращивания детали (субстрата).

Russian DLP поставляется в жестком деревянном ящике больших размеров. Упакован и закреплен надежно, так что никаких проблем и повреждений при транспортировке возникнуть не должно.

Комплектация включает в себя: сам принтер, кабели для подключения принтера и проектора, диск с программным обеспечением, руководством пользователя и прочими полезными мелочами, ванна для полимера и сам фотополимер в объеме 1 литр.

Принтер комплектуется DLP-проектором Vivitek с разрешением FullHD и увеличенным ресурсом лампы, что является очень важной деталью для 3D-принтера – экспозиция моделей может занимать очень длительное время, а высокий ресурс лампы поможет сократить затраты на обслуживание принтера до минимума.

В общем, сухая техническая информация это, конечно, здорово, но куда интереснее как поведет себя принтер в работе: насколько он удобен в использовании, надежен, стабилен, а главное, какое качество у получаемых деталей.

Внешний вид


Конструкция принтера максимально проста - открытый каркас, в нижней части которого на подвижной раме закреплен проектор, в верхней – рабочая камера, закрываемая красным прозрачным корпусом. В красном цвете выполнены винт субстрата и подсветка логотипа. Все вместе смотрится стильно и улучшает впечатление от незамысловатого дизайна всего принтера.

Направляющие, шаговый двигатель, подъемный стол находятся на виду и открыты для обслуживания и сервиса.
За рабочей камерой находится управляющая электроника, скрытая в сплошном корпусе.

Пожалуй, один элемент, который требует крайне аккуратного обращения – это ванна для фотополимера. Пленка, которая находится на его стекле, довольно тонкая, а её повреждение и попадание туда смолы поставит на вашей печати крест. Так что при очистке ванны нужно быть очень осторожным.

Элементов управления на самом принтере совсем немного – кнопки включения/выключения, сброса и регулировки высоты платформы. Все остальное управление осуществляется с помощью подключенного к принтеру компьютера. Конечно, остаются еще элементы управления на проекторе, но о них, после первоначальной настройки, можно забыть.

Программное обеспечение

На диске находятся все необходимые для печати файлы и программы: драйвер принтера, секвенции (набор изображений для каждого слоя) для очистки, файлы различных поддержек, руководство пользователя и две самых важных программы: Creation Workshop и RussianDLP Print Manager.

Creation Workshop – это программа-слайсер для SLA и FDM принтеров. Отличается удобной ручной расстановкой различных поддержек, настройкой их формы. На выходе экспортирует модель в виде секвенции изображений, которая передается в RussianDLP Print Manager. Здесь выставляются все настройки, передаваемые принтеру – время экспозиции, толщина слоя, скорость подъема и другие.

Обзор процессов и качества печати

Сразу отметим, что из коробки принтер требует некоторой настройки и калибровки. Большинство этих настроек не требуется проводить в дальнейшем, и запуск печати будет проходить намного быстрее.

Если используется тот же фотополимер и принтер не подвергался транспортировке, то перед печатью не потребуется дополнительных манипуляций, кроме слайсинга.

Каждый новый вид фотополимера требует своих настроек толщины слоя, времени экспозиции, времени засветки первых слоев. Зато обилие настроек подразумевает и большое количество применяемых смол собственной разработки:

Полностью выжигаемый ювелирный фотополимер

Технический фотополимер

Керамический фотополимер

Кстати, отличительной особенностью этих материалов является то, что их стоимость не зависит от валютных колебаний и производятся они все в РФ.

Мы решили протестировать его для работы в ювелирном деле как в области, наиболее требовательной к точности моделей. Проверим его печатью двух экземпляров довольно сложных по геометрии колец. Модель содержит множество отверстий размером около 0,5 мм. При этом использовалась идущая в комплекте смола собственного производства Starlight красного цвета.

Для печати мы использовали следующие настройки программы Russian DLP Print Manager:

Соединяемся с принтером и начинаем печать. Первая печать прошла без каких-либо проблем: модель отлично прикреплена к субстрату, напечаталась успешно. Маленькие отверстия заполнены смолой, но это решается опрыскиванием модели спиртом из пульверизатора. Отверстия прочищены, отправляем модели на окончательную полимеризацию в ультрафиолетовую камеру, и оцениваем результат.



Кольца получились просто идеально. Самые маленькие детали проработаны, рисунок на них тоже очень детализирован, слоев не ощущается совсем, ни на ощупь, ни визуально. Все свои заявленные характеристики принтер оправдал полностью. Смола довольно гибкая, поверхность глянцевая. К слову, себестоимость каждого кольца по полимеру составила около восьми рублей.

Для сравнения мы напечатали такое же кольцо на принтере той же ценовой категории Formlabs The Form 1+ и сравнили результат.

Здесь Russian DLP выиграл в качестве печати: тонкая сетка получилась намного лучше в отличие от Form 1+. Еще одно преимущество - количество поддержек: слайсер Form 1+ сгенерировал их в огромном количестве, что доставит проблемы при постобработке. В CreationWorkshop, который использует Russian DLP, поддержки можно выставлять вручную, и нужно их намного меньше. И еще один плюс к Russian DLP - благодаря субстрату особой формы необходимая толщина подложки намного меньше, что существенно экономит фотополимер и снижает стоимость печати.

Во время подготовки этой статьи, производитель успел распечатал кольцо на выпущенном всего несколько дней назад выжигаемом фотополимере Starlight и показал качество его выжига.

Результат литья просто отличный, детализация модели высочайшая и тлитое из металла кольцо выглядит замечательно. Подводя итог, можно сказать, что даже младшая модель в линейке уверенно обеспечивает качественное исполнение моделей для ювелирного дела.

Вывод

Принтер однозначно заслуживает внимания. Являясь одной из самых дешевых моделей в своем классе, он обеспечивает не уступающее конкурентам качество печати.

Конечно, нужна предварительная подготовка, готовность к экспериментам и знания методов 3D-печати, но результат вы получите соответствующий. При этом, принтер надежен, все элементы, подверженные износу, сделаны добротно и при необходимости легко обслуживаются.

Мы не могли не воспользоваться подвернувшимся случаем и взяли небольшое интервью у создателя отечественных 3D-принтеров Starlight 3D и Russian DLP о его разработках и планах на будещее:



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: