Промышленные нейрокомпьютеры и перспективы их развития. Нейрокомпьютеры: от разработки до применения

Построение модели структуры расходов семьи.

4. Перспективы развития нейрокомпьютеров.

Многолетние усилия многих исследовательских групп привели к тому, что к настоящему моменту накоплено большое число различных «правил обучения» и архитектур нейронных сетей, их аппаратных реализаций и приёмов использования нейронных сетей для решения прикладных задач.

Эти интеллектуальные изобретения существуют в виде «зоопарка» нейронных сетей. Каждая сеть из зоопарка имеет свою архитектуру, правило обучения и решает конкретный набор задач. В последнее десятилетие прилагаются серьёзные усилия для стандартизации структурных элементов и превращений этого «зоопарка» в «технопарк»: каждая нейронная сеть из зоопарка реализована на идеальном универсальном нейрокомпьютере, имеющем заданную структуру.

Основные правила выделения функциональных компонентов идеального нейрокомпьютера (по Миркесу):

· Относительная функциональная обособленность: каждый компонент имеет чёткий набор функций. Его взаимодействие с другими компонентами может быть описано в виде небольшого числа запросов.

· Возможность взаимозамены различных реализаций любого компонента без изменения других компонентов.

Постепенно складывается рынок нейрокомпьютеров. В настоящее время широко распространены различные высокопараллельные нейро-ускорители (сопроцессоры) для различных задач. Моделей универсальных нейрокомпьютеров на рынке мало отчасти потому, что большинство из них реализованы для спецприменений. Примерами нейрокомпьютеров являются нейрокомпьютер Synapse (Siemens, Германия), процессор NeuroMatrix. Издаётся специализированный научно-технический журнал «Нейрокомпьютеры: разработка, применение». С технической точки зрения сегодняшние нейрокомпьютеры - это вычислительные системы с параллельными потоками одинаковых команд и множественным потоком данных (MSIMD-архитектура). Это одно из основных направлений развития вычислительных систем с массовым параллелизмом.

Искусственная нейронная сеть может передаваться от (нейро)компьютера к (нейро)компьютеру, так же как и компьютерная программа. Более того, на её основе могут быть созданы специализированные быстродействующие аналоговые устройства. «Выделяются несколько уровней отчуждения нейронной сети от универсального (нейро)компьютера: от сети, обучающейся на универсальном устройстве и использующей богатые возможности в манипулировании задачником, алгоритмами обучения и модификации архитектуры, до полного отчуждения без возможностей обучения и модификации, только функционирование обученной сети.»

Одним из способов подготовки нейронной сети для передачи является её вербализация: обученную нейронную сеть минимизируют с сохранением полезных навыков. Описание минимизированной сети компактнее и часто допускает понятную интерпретацию.

В нейрокомпьютинге постепенно созревает новое направление, основанное на соединении биологических нейронов с электронными элементами. По аналогии с Software (программное обеспечение - «мягкий продукт») и Hardware (электронное аппаратное обеспечение - «твёрдый продукт»), эти разработки получили наименование Wetware «влажный продукт».

В настоящее время уже существует технология соединения биологических нейронов со сверхминиатюрными полевыми транзисторами с помощью нановолокон (Nanowire). В разработках используется современная нанотехнология. В том числе, для создания соединений между нейронами и электронными устройствами используются углеродные нанотрубки.

(Распространено также и другое определение термина «Wetware» - человеческий компонент в системах «человек-компьютер».)

5. Заключение

Нейронные сети возникли из исследований в области искусственного интеллекта, а именно, из попыток воспроизвести способность биологических нервных систем обучаться и исправлять ошибки.

Такие системы основывались на высокоуровневом моделировании процесса мышления на обычных компьютерах. Скоро стало ясно, чтобы создать искусственный интеллект, необходимо построить систему с похожей на естественную архитектурой, т. е. перейти от программной реализации процесса мышления к аппаратной.

Естественным продолжением аппаратного и программного подхода к реализации нейрокомпьютера является программно-аппаратный подход.

Аппаратный подход связан с созданием нейрокомпьютеров в виде нейроподобных структур (нейросетей) электронно-аналогового, оптоэлектронного и оптического типов. Для таких компьютеров разрабатываются специальные СБИС (нейрочипы).

Основу нейросетей составляют относительно простые, в большинстве случаев - однотипные, элементы (ячейки), имитирующие работу нейронов мозга - искусственные нейроны. Нейрон обладает группой синапсов – однонаправленных входных связей, соединенных с выходами других нейронов, а также имеет аксон - выходную связь данного нейрона, с которой сигнал (возбуждения или торможения) поступает на синапсы следующих нейронов. Каждый синапс характеризуется величиной синаптической связи или ее весом, который по физическому смыслу эквивалентен электрической проводимости в электрических связях.

Для решения отдельных типов задач существуют оптимальные конфигурации нейронных сетей. Если же задача не может быть сведена ни к одному из известных типов, разработчику приходится решать сложную проблему синтеза новой конфигурации. При этом он руководствуется несколькими основополагающими принципами: возможности сети возрастают с увеличением числа ячеек сети, плотности связей между ними и числом слоев нейронов. Одной из важных особенностью нейронной сети является возможность к обучению. Обучение нейросети может вестись с учителем или без него. В первом случае сети предъявляются значения как входных, так и желательных выходных сигналов, и она по некоторому внутреннему алгоритму подстраивает веса своих синаптических связей. Во втором случае выходы нейросети формируются самостоятельно, а веса изменяются по алгоритму, учитывающему только входные и производные от них сигналы. После обучения на достаточно большом количестве примеров можно использовать обученную сеть для прогнозирования, предъявляя ей новые входные значения. Это важнейшее достоинство нейрокомпьютера, позволяющие ему решать интеллектуальные задачи, накапливая опыт.

Список используемой литературы

1. Галушкин А.И. Некоторые исторические аспекты развития элементной базы вычислительных систем с массовым параллелизмом (80- и 90-е годы) // Нейрокомпьютер. 2000. № 1

2. Власов А.И. Нейросетевая реализация микропроцессорных систем активной акусто- и виброзащиты // Нейрокомпьютеры: разработка и применение. 2000. № 1.

Введение

Актуальность исследования: Нейроиформатика - область научных исследований, лежащая на пересечении нейронаук и информатики. Уже многие из созданных приложений нейроинформатики способствуют упрощению современной жизни, и используются во многих сферах человеческой жизни, от производства и до криминалистики. Так же высоко оцениваются достижения последнего десятилетия в области теории нейронных сетей, моделирования мозга, приложений нейротехнологии, разработки нейрокомпьютеров, а также оценивались перспективы развития нейрокомпьютинга.

Объект исследования: Нейроинформатика.

Предмет исследования: Искусственные нейронные сети, математические модели нейронов как единица искусственной нейронной сети, нейрокомпьютеры.

Цель исследования: Выявить основные положения нейроинформатики как науки. Улучшить личные знания в данном разделе информатики.

Задачи исследования:

Ознакомится с теоретическим курсом нейроинформатики.

Выявить основные положения, проблемы науки.

Установить достоинство и недостатки методов достижения основных целей нейроинформатики.

Нейрокомпьютеры

Нейрокомпьютеры, и их применение в современном обществе

Нейронные сети, нейрокомпьютеры, ЭВМ, подобные мозгу. Все чаще информация о них мелькает на страницах печати. Это - не фантастика. Уже существуют работающие нейрокомпьютеры и складывается свой рынок этого нового класса перспективных средств вычислительной техники. Фирма Локхид предполагает использование нейрокомпьютеров для управления адаптивной фокусирующей системой управления мощным лазерным оружием при ведении «звездных войн». Ярким примером реализации нейрокомпьютеров в управлении роботами является разработка системы управления механической рукой для космического корабля «Шаттл». Во многих аэропортах США при досмотре багажа для выявления наркотиков, взрывчатых веществ, ядерных и других материалов используются все те же нейрокомпьютеры. 60% кредитных карточек в США проходят контроль с применением нейрокомпьютерной технологии. Нейроконтроллеры при решении задачи управления уровнем температуры жидкости в замкнутом объеме почти вдвое быстрее реагируют на изменение температуры по сравнению с традиционными PI (РID) регуляторами. Эффективность использования нейрокомпьютеров для обработки радио и гидролокационной информации, причем как на уровне первичной, так и на уровне вторичной обработки, уже не новость. Прогнозирование экономических и финансовых показателей, предсказание возможных осложнений у больных в послеоперационный период, диагностика автомобильных и авиационных двигателей, управление атомными электростанциями и даже стиральными машинами, обработка изображений, формируемых электронным сканирующим микроскопом или телекамерой в охранных системах наблюдения и многое. Многое другое - это все те области, где нейрокомпьютеры различного уровня реализации, от специализированных аппаратных средств, до простых нейросетевых пакетов программ для традиционных персональных компьютеров, с каждым годом находят все более широкое применение.

Огромный интерес к нейрокомпьютерам держится во всем мире без малого уже десять лет. Выкладываются миллиарды долларов, открываются десятки факультетов и кафедр, сотни лабораторий. Число фирм - разработчиков и производителей нейрокомпьютеров - стало уже более сотни.

Нейронные сети и нейрокомпьютеры в настоящее время быстро становятся одной из тех технологий, на которые делают свои ставки ведущие компании мира как на средство конкурентоспособности в XXI веке. Нейрокомпьютеры - это новый захватывающий мир, мир новых возможностей и профессий. США и Япония, Германия и Финляндия, Франция и ряд других стран развернули государственные проекты по исследованиям, разработкам и прикладному использованию нейрокомпьютеров как в гражданской, так и в военной сферах. Что же касается России, то здесь мы всегда были и остаемся ведущими в мире в области теории нейронных сетей. Не отстаем и в создании прикладных нейросетевых алгоритмов. С разработками же конкурентоспособной промышленной нейрокомпьютерной техники в текущих условиях тяжелейшего экономического состояния страны дела обстоят, честно сказать, не столь хорошо. Но тем не менее готовятся в ВУЗах страны, молодые специалисты, знакомые с нейрокомпьютерной тематикой. Продолжаются проводиться научно - исследовательские работы в Научном центре нейрокомпьютеров Минэкономики РФ (г. Москва) и ряде других организаций страны.

Конечно для многих людей нейронные сети и нейрокомпьютеры представляются чем то экзотическим и интригующим. Но, прежде всего, пусть никого не вводит в заблуждение употребление слова «нейро». Искусственная нейронная сеть или, как еще говорят, модель нейронной сети похожа на мозг человека не более чем теннисный шарик на планету Марс.

С математической точки зрения нейронная сеть представляет собой многослойную сетевую структуру, состоящую из однотипных, параллельно работающих процессорных элементов - моделей нейронов. Однако структурно, функционально и алгоритмически модель нейронной сети при обработке информации и выполнении вычислительного процесса в некотором смысле действительно имитирует отдельные свойства естественных нейронных сетей. Ну а для реализации искусственных нейронных сетей как раз и используют нейрокомпьютеры, т.е. вычислительные устройства, которые максимально ориентированы по своей структуре и функциям на эффективное моделирование нейронных сетей и реализацию нейронных алгоритмов решения различных прикладных задач. В целом научное направление, включающее в себя теорию нейронных сетей, разработку нейронных алгоритмов решения прикладных задач и непосредственно создание нейрокомпьютеров на различной элементной базе - цифровой, аналоговой, оптической и др., получило общее название «нейрокомпьютинг».

Каждая связь представляется как совсем простой элемент, служащий для передачи сигнала. Предельным выражением этой точки зрения может служить лозунг: «структура связей - все, свойства элементов - ничто».

Совокупность идей и научно-техническое направление, определяемое описанным представлением о мозге, называется коннекционизмом (по-английски connection - связь). Как все это соотносится с реальным мозгом? Так же, как карикатура или шарж со своим прототипом-человеком _ весьма условно. Это нормально: важно не буквальное соответствие живому прототипу, а продуктивность технической идеи.

С коннекционизмом тесно связан следующий блок идей:

1) однородность системы (элементы одинаковы и чрезвычайно просты, все определяется структурой связей);

2) надежные системы из ненадежных элементов и «аналоговый ренессанс» - использование простых аналоговых элементов;

3) «голографические» системы - при разрушении случайно выбранной части система сохраняет свои полезные свойства.

Предполагается, что система связей достаточно богата по своим возможностям и достаточно избыточна, чтобы скомпенсировать бедность выбора элементов, их ненадежность, возможные разрушения части связей.

Коннекционизм и связанные с ним идеи однородности, избыточности и голографичности еще ничего не говорят нам о том, как же такую систему научить решать реальные задачи. Хотелось бы, чтобы это обучение обходилось не слишком дорого.

На первый взгляд кажется, что коннекционистские системы не допускают прямого программирования, то есть формирования связей по явным правилам. Это, однако, не совсем так. Существует большой класс задач: нейронные системы ассоциативной памяти, статистической обработки, фильтрации и др., для которых связи формируются по явным формулам. Но еще больше (по объему существующих приложений) задач требует неявного процесса. По аналогии с обучением животных или человека этот процесс мы также называем обучением.

Обучение обычно строится так: существует задачник - набор примеров с заданными ответами. Эти примеры предъявляются системе. Нейроны получают по входным связям сигналы - «условия примера», преобразуют их, несколько раз обмениваются преобразованными сигналами и, наконец, выдают ответ - также набор сигналов. Отклонение от правильного ответа штрафуется. Обучение состоит в минимизации штрафа как (неявной) функции связей. Примерно четверть нашей книги состоит в описании техники такой оптимизации и возникающих при этом дополнительных задач.

Неявное обучение приводит к тому, что структура связей становится «непонятной» - не существует иного способа ее прочитать, кроме как запустить функционирование сети. Становится сложно ответить на вопрос: «Как нейронная сеть получает результат?» - то есть построить понятную человеку логическую конструкцию, воспроизводящую действия сети.

Это явление можно назвать «логической непрозрачностью» нейронных сетей, обученных по неявным правилам. В работе с логически непрозрачными нейронными сетями иногда оказываются полезными представления, разработанные в психологии и педагогике, и обращение с обучаемой сетью как с дрессируемой зверушкой или с обучаемым младенцем - это еще один источник идей. Возможно, со временем возникнет такая область деятельности - «нейропедагогика» - обучение искусственных нейронных сетей.

С другой стороны, при использовании нейронных сетей в экспертных системах на PC возникает потребность прочитать и логически проинтерпретировать навыки, выработанные сетью. Для этого существуют методы контрастирования - получения неявными методами логически прозрачных нейронных сетей. Однако за логическую прозрачность приходится платить снижением избыточности, так как при контрастировании удаляются все связи кроме самых важных, без которых задача не может быть решена.

Итак, очевидно наличие двух источников идеологии нейроинформатики. Это представления о строении мозга и о процессах обучения. Существуют группы исследователей и научные школы, для которых эти источники идей имеют символическое, а иногда даже мистическое или тотемическое значение.

В работе доказана теорема, утверждающая, что с помощью линейных комбинаций и суперпозиций линейных функций и одной произвольной нелинейной функции одного аргумента можно сколь угодно точно приблизить любую непрерывную функцию многих переменных.

Из этой теоремы следует, что Нейронные сети - универсальные аппроксимирующие устройства и могут с любой точностью имитировать любой непрерывный автомат.

Главный вопрос: что могут нейронные сети. Ответ получен: нейронные сети могут все. Остается открытым другой вопрос: как их этому научить?

Создание и использование нейрокомпьютеров является целесообразным по двум причинам. Во-первых, их архитектура ориентирована на параллельные вычисления и позволяет выполнять их без тех осложнений, с которыми связано выполнение этих вычислений на традиционных ЭВМ, ориентированных на последовательную обработку данных. Во-вторых, нейрокомпьютеры не работают по жесткому алгоритму, не перепрограммируются под разные задачи, а каждый раз обучаются решению новой проблемы. Конечно, необходимость обучения нельзя считать только достоинством. Отрицательными его сторонами являются как необходимость организации специальных наборов данных для обучения - обучающих выборок, так и затраты времени на их создание. Более того, использование нейрокомпьютеров для решения задач, требующих высокой точности, может оказаться нецелесообразным. Однако при решении задач, для которых не существует алгоритма или решение по алгоритму занимает слишком много времени, нейрокомпьютеры оказываются предпочтительнее традиционных. Здесь сразу возникает их значительное преимущество. Поэтому и возник с конца 80 - х годов этот нейрокомпьютерный бум, который не затихает по настоящее время.

2. История нейрокомпьютеров

Нейрокомпьютеры – это ЭВМ нового поколения, качественно отличающиеся от других классов вычислительных систем параллельного типа тем, что для решения задач они используют не заранее разработанные алгоритмы, а специальным образом подобранные примеры, на которых учатся. Их появление обусловлено объективными причинами: развитие элементной базы, позволяющее на одной плате реализовать персональный компьютер – полнофункциональный компьютер (модель нейрона), и необходимость решения важных практических задач, поставленных действительностью. Попытки создания ЭВМ, моделирующих работу мозга, предпринимались ещё в 40-х гг. специалистами по нейронной кибернетике. Они стремились разработать самоорганизующиеся системы, способные обучаться интеллектуальному поведению в процессе взаимодействия с окружающим миром, причём компонентами их систем обычно являлись модели нервных клеток. Однако зарождавшаяся в это же время вычислительная техника и связанные с нею науки, особенно математическая логика и теория автоматов, оказали сильное влияние на области исследования, связанные с мозгом.

К концу 50-х гг. сформировался логико-символьный подход к моделированию интеллекта. Его развитие создало такие направления, как эвристическое программирование и машинный интеллект, и способствовало угасанию интереса к нейронным сетям. К началу 80-х гг. были созданы условия для возрождения интереса к нейросетевым моделям. Это было связано с накоплением новых данных при экспериментальных исследованиях мозга.

К настоящему времени сформировался обширный рынок нейросетевых продуктов. Подавляющее большинство продуктов представлено в виде моделирующего программного обеспечения. Ведущие фирмы разрабатывают также и специализированные нейрочипы или нейроплаты в виде приставок персональным ЭВМ. Наиболее ярким прототипом супернейрокомпьютера является система обработки аэрокосмических изображений, разработанная в США по программе «Силиконовый мозг». Объявленная производительность супернейрокомпьютера составляет 80 PFLOPS (80∙1015 операций с плавающей точкой в 1 с) при физическом объёме, равном объёму человеческого мозга, и потребляемой мощности 20 Вт.

В июле 1992 г. в Японии была принята Пятая Программа (действующая и поныне), связанная с созданием координационного исследовательского центра по реализации международного проекта Real World Computing Partnership (RWCP), основной целью которого являлась разработка практических методов решения реальных задач на основе гибких и перспективных информационных технологий.

В настоящее время в рамках развития этого проекта создана трансконтинентальная сеть на базе гетерогенной вычислительной среды, объединяющей Суперкомпьютерный центр в Штутгарте (Германия), Компьютерный центр в Питсбурге (шт. Пенсильвания), Электротехническую лабораторию в Тшукубе (Япония), Компьютерный центр в Манчестере (Великобритания), в которой часть пользовательских компьютеров выполнена по нейросетевой технологии. Пиковая производительность образованного сверхсуперкомпьютера составила 2.2 TFLOPS.

Считается, что теория нейронных сетей, как научное направление, впервые была обозначена в классической работе МакКаллока и Питтса 1943 г., в которой утверждалось, что, в принципе, любую арифметическую или логическую функцию можно реализовать с помощью простой нейронной сети. В 1958 г. Фрэнк Розенблатт придумал нейронную сеть, названную перцептроном, и построил первый нейрокомпьютер Марк-1 . Перцептрон был предназначен для классификации объектов. На этапе обучения “учитель” сообщает перцептрону к какому классу принадлежит предъявленный объект. Обученный перцептрон способен классифицировать объекты, в том числе не использовавшиеся при обучении, делая при этом очень мало ошибок. Примерно в это же время вышла работа Минского и Пейперта, указавшая ограниченные возможности простейшего перцептрона. Результаты Минского и Пейперта погасили энтузиазм большинства исследователей, особенно тех, кто работал в области вычислительных наук.

С начала 80-х годов ИНС вновь привлекли интерес исследователей, что связано с энергетическим подходом Хопфилда и алгоритмом обратного распространения для обучения многослойного перцептрона (многослойные сети прямого распространения), впервые предложенного Вербосом . При этом важную роль сыграли работы группы PDP (Parallel Distributed Processing) . В них рассматривались нейронные сети, названные многослойными перцептронами, которые оказались весьма эффективными для решения задач распознавания, управления и предсказания. (Многослойные перцептроны занимают ведущее положение, как по разнообразию возможностей использования, так и по количеству успешно решенных прикладных задач.)

3. Преимущества нейрокомпьютеров.

По сравнению с обычными компьютерами нейрокомпьютеры обладают рядом преимуществ.

Во первых - высокое быстродействие, связанное с тем, что алгоритмы нейроинформатики обладают высокой степенью параллельности.

Во вторых - нейросистемы делаются очень устойчивыми к помехам и разрушениям.

В третьих - устойчивые и надежные нейросистемы могут создаваться из ненадежных элементов, имеющих значительный разброс параметров.

4. Недостатки нейрокомпьютеров.

Несмотря на перечисленные выше преимущества эти устройства имеют ряд недостатков:

1. Они создаются специально для решения конкретных задач, связанных с нелинейной логикой и теорией самоорганизации. Решение таких задач на обычных компьютерах возможно только численными методами.

2. В силу своей уникальности эти устройства достаточно дорогостоящи.

5. Практическое применение нейрокомпьютеров.

Несмотря на недостатки, нейрокомпьютеры могут быть успешно использованы в различных областях народного хозяйства.

Управление в режиме реального времени: самолетами, ракетами и технологическими процессами непрерывного производства (металлургического, химического и др.);

Распознавание образов: человеческих лиц, букв и иероглифов, сигналов радара и сонара, отпечатков пальцев в криминалистике, заболеваний по симптомам (в медицине) и местностей, где следует искать полезные ископаемые (в геологии, по косвенным признакам);

Прогнозы: погоды, курса акций (и других финансовых показателей), исхода лечения, политических событий (в частности результатов выборов), поведения противников в военном конфликте и в экономической конкуренции;

Оптимизация и поиск наилучших вариантов: при конструировании технических устройств, выборе экономической стратегии и при лечении больного.

Этот список можно продолжать, но и сказанного достаточно для того, чтобы понять, что нейрокомпьютеры могут занять достойное место в современном обществе.

Что же представляет из себя нейрокомпьютер? Нейрокомпьютеры бывают двух типов:

1. Большие универсальные компьютеры построенные на множестве нейрочипов.

2. Нейроимитаторы, представляющие собой программы для обычных компьютеров, имитирующие работу нейронов. В основе такой программы заложен алгоритм работы нейрочипа с определенными внутренними связями. Что - то типа “Черного ящика”, по принципу которого он и работает. На вход такой программы подаются исходные данные и на основании закономерностей, связанных с принципом работы головного мозга, делаются выводы о правомерности полученных результатов.


^

Рисунок 10.1 – Информационная среда в обществе ближайшего будущего

Уже сегодня пользователям глобальной вычислительной сети Internet стала доступной практически любая в хранилищах знаний этой сети не конфиденциальная информация.

Электронная почта Internet позволяет получить почтовое отправление из любой точки Земли (где есть терминалы этой сети) через 5 секунд, а не через неделю или месяц, как при использовании обычной почты.

Широкое внедрение средств мультимедиа (аудио- и видеосредств ввода и вывода информации) позволит общаться с компьютером на естественном языке.

Специалисты предсказывают возможность создания компьютерной модели реального мира, такой виртуальной (кажущейся, воображаемой) системы, в которой мы можем активно жить и манипулировать виртуальными предметами.

Простейший прообраз такого кажущегося мира уже сейчас существует в сложных компьютерных играх. Но в будущем можно говорить не об играх, а о виртуальной реальности в нашей повседневной жизни, когда нас в комнате, например, будут окружать сотни активных компьютерных устройств, автоматически включающихся и выключающихся по мере надобности, отслеживающих наше местоположение, постоянно снабжающих нас необходимой информацией, воспринимающих нашу информацию и управляющих многими бытовыми приборами.

Информационная революция затронет все стороны жизнедеятельности, появятся системы, создающие виртуальную реальность:

1. Компьютерные системы – при работе на ЭВМ абоненты по видеоканалу каналу будут видеть виртуального собеседника, активно общаться с ним на естественном речевом уровне с аудио- и видео-разъяснениями, советами, подсказками. «Компьютерное одиночество» так вредно влияющее на психику активных пользователей ЭВМ, исчезнет.

2. Системы автоматизированного обучения – при наличии обратной видеосвязи абонент будет общаться с персональным виртуальным учителем, учитывающим психологию, подготовленность, восприимчивость ученика.

3. Торговля – любой товар будет сопровождаться не магнитным кодом, нанесенным на товарный ярлык, а активной компьютерной табличкой, дистанционно общаться с потенциальным покупателем и сообщающей ему всю необходимую информацию – что, где, когда, как, сколько и почем.

^ 10.1.4 Нейрокомпьютеры и перспективы их развития

Нейрокибернетика – это научное направление, занимающееся изучением организации и функционирования нервной системы живых организмов, которая управляет всеми процессами, протекающими в них, чтобы использовать эти знания при построении технических интеллектуальных систем.

Основная идея нейрокибернетики заключается в следующем: единственный объект, способный мыслить, - это человеческий мозг. Поэтому, любое «мыслящее» устройство должно каким-то образом воспроизводить его структуру.

Таким образом нейрокибернетика ориентирована на аппаратное моделирование структур, подобных структуре мозга. Физиологами давно установлено, что основой человеческого мозга является большое количество (до 10 21) связанных между собой и взаимодействующих нервных клеток – нейронов. Поэтому усилия нейрокибернетики были сосредоточены на создании элементов, аналогичным нейронам, и их объединении в функционирующие системы. ЭВМ, в которых предполагается широко использовать сети из формальных нейронов, получили название нейрокомпьютеров.

Нейрокомпьютер – это ЭВМ, в основе которой лежит не типовая структура, включающая в себя арифметическое устройство, память, устройство ввода-вывода и управляющее между собой, а нейронная сеть, объединяющая все эти функции в своей структуре.

Основная особенность нейрокомпьютеров, отличающая их от ЭВМ, - это сам способ решения задач . Если для решения задач в ЭВМ обычного типа используются программы, то в нейрокомпьютерах решение задачи достигается путем перенастройки сети за счет адаптивных формальных нейронов и специальных процедур самоорганизации сети. В этом нейрокомпьютеры близки к аналоговым вычислительным машинам. Подобно последним, нейрокомпьютеры обладают огромной скоростью работы, недоступной для обычных ЭВМ.

Внедрению нейрокомпьютеров препятствует отсутствие какой-либо теории, позволяющей программировать процессы самоорганизации нейронных сетей таким образом, чтобы в результате этого процесса решалась нужная задача. Предполагается, что методика такого программирования будет найдена в результате активных исследований, которые ведут специалисты, работающие в области нейрокибернетики, а также путем модификации методов, используемых для решения задач в аналоговых машинах и однородных средах.

^ 10.2 Перспективы развития информационных технологий

С начала 90-х годов прошлого столетия начинают развиваться новые информационные технологии, основанные на работах в области искусственного интеллекта. Это означает, что пользователь, применяя компьютерные технологии, сможет не только получать сведения на основе обработки данных, но и использовать по интересующей его проблеме накопленный опыт и знания профессионалов.

Интеллектуальные системы и технологии применяются для тиражирования профессионального опыта и решения сложных научных, производственных и экономических задач, например, анализ инвестиций, планирование рекламной кампании, прогнозирование рынка. Для обработки и моделирования знаний применяются специальные модели и создаются базы знаний.

Под искусственным интеллектом понимают совокупность аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю-непрограммисту ставить и решать свои задачи, традиционно считающиеся интеллектуальными, общаясь с ЭВМ на ограниченном подмножестве естественного языка.

Исследования в области искусственного интеллекта сконцентрированы на разработке и внедрении компьютерных программ, способных имитировать или воспроизводить те области деятельности человека, которые требуют мышления, определенного мастерства и накопленного опыта.

Искусственный интеллект развивается по следующим направлениям:

1. Представление знаний и разработка систем, основанных на знаниях. Это основное направление искусственного интеллекта. Оно связано с разработкой моделей представления знаний, созданием баз знаний, образующих ядро экспертных систем. В последнее время включает в себя модели и методы извлечения и структурирования знаний.

2. Игры и творчество. Традиционно искусственный интеллект включает в себя игровые интеллектуальные задачи – шахматы, шашки. В основе лежит один из ранних подходов – лабиринтная модель плюс эвристики. Сейчас это скорее коммерческое направление, так как в научном плане эти идеи считаются тупиковыми.

3. Разработка естественно-языковых интерфейсов и машинный перевод. В 50-х гг. одной из популярных тем исследований искусственного интеллекта являлась область машинного перевода. Первая программа в этой области – переводчик с английского языка на русский. Первая идея – пословный перевод, оказалась неплодотворной. В настоящее время используется более сложная модель, включающая анализ и синтез естественно-языковых сообщений.

4. Распознавание образов. Традиционное направление искусственного интеллекта, берущее начало у самых его истоков. Каждому объекту ставится в соответствие матрица признаков, по которой происходит его распознавание. Это направление близко к машинному обучению, тесно связано с нейрокибернетикой.

5. Новые архитектуры компьютеров. Это направление занимается разработкой новых аппаратных решений и архитектур, направленных на обработку символьных и логических данных. Создаются Пролог- и Лисп-машины, компьютеры V и VI поколений. Последние разработки посвящены компьютерам баз данных и параллельным компьютерам.

6. Интеллектуальные роботы. Роботы – это электромеханические устройства, предназначенные для автоматизации человеческого труда. Конечная цель развития робототехники – это создание самоорганизующихся, или интеллектуальных роботов. Основная проблема при создании интеллектуальных роботов – проблема машинного зрения.

7. Специальное программное обеспечение. В рамках этого направления разрабатываются специальные языки для решения задач невычислительного плана. Эти языки ориентированы на символьную обработку информации – LISP, PROLOG, РЕФАЛ и др. Создаются пакеты прикладных программ, ориентированные на промышленную разработку интеллектуальных систем, или программные инструментарии искусственного интеллекта, например KEE, ARTS. Достаточно популярно создание пустых экспертных систем, или «оболочек», - EXSYS, MI и др., в которых можно наполнять базы знаний, создавая различные системы.

8. Обучение и самообучение. Активно развивающаяся область искусственного интеллекта. Включает модели, методы и алгоритмы, ориентированные на автоматическое накопление знаний на основе анализа и обобщения данных. Включает обучение на примерах, а также традиционные подходы распознавания образов.

Интеллектуальные автоматизированные информационные системы особенно эффективны в применении к трудно формализуемым задачам. Трудно формализуемые задачи – это задачи, в которых трудно выделить все ее элементы и установить между ними связи. Для решения этих задач применяются эвристические процедуры, позволяющие в большинстве случаев получить решение.

Разработка экспертных систем - одно из направлений искусственного интеллекта. Наибольшие практические результаты достигнуты в создании экспертных систем, которые получили широкое распространение и используются при решении практических задач.

Выделим условия, при выполнении которых компьютерную программу можно назвать экспертом:

1. Эта программа должна обладать знаниями.

2. Знания, которыми обладает программа, должны быть сконцентрированы на определенную предметную область и предполагают определенную их организацию и интеграцию.

3. Из этих знаний должно непосредственно вытекать решение проблемы.

Экспертная система – это комплекс компьютерных программ, которые оперируют со знаниями в определенной предметной области с целью выработки рекомендаций или решения проблем.

Экспертная система может полностью взять на себя функции, выполнение которых требует привлечения опыта человека-специалиста, или играть роль ассистента для человека, принимающего решение. Тот, кто принимает решение, может быть экспертом со своими собственными правами, в этом случае программа может повысить эффективность его работы. Или человек, работающий в сотрудничестве с такой программой, может добиться с ее помощью результатов более высокого качества. Правильное распределение функций между человеком и машиной является одним из ключевых условий высокой эффективности внедрения экспертных систем.

Экспертная система должна обладать способностью объяснить, почему предложено именно такое решение, и доказать его обоснованность. Пользователь должен получить всю информацию, необходимую ему для того, чтобы быть уверенным в правильности решения. В отличие от этого, исследовательские программы взаимодействуют только со своим создателем, который и так знает, на чем основывается ее результат. Экспертная система проектируется в расчете на взаимодействие с разными пользователями, для которых ее работа должна быть, по возможности, прозрачной, т.е. не требующей специальных знаний.

Из вышесказанного следует, что экспертная система содержит знания в определенной предметной области, накопленных в результате деятельности человека, и использует их для решения проблем, специфичных для этой области. Этим экспертные системы отличаются от традиционных систем, в которых предпочтение отдается более общим и менее связанным с предметной областью теоретическим методам, чаще всего математическим. Процесс создания экспертных систем называют инженерией знаний и он рассматривается в качестве применения методов искусственного интеллекта.

Традиционно считается, что любая экспертная система содержит следующие основные компоненты: базу знаний, интеллектуальный интерфейс с пользователем, программу формирования логических выводов (решатель), подсистему объяснений, интеллектуальный редактор базы знаний.

База знаний – совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на языке, приближенном к естественному). База знаний является ядром экспертной системы.

Интеллектуальный интерфейс пользователя – комплекс программ, реализующих диалог пользователя с экспертной системой как на стадии ввода информации, так и получения результатов.

Программа формирования логических выводов (решатель) - программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в базе знаний.

Подсистема объяснений – программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: «Как была получена та или иная рекомендация?» и «Почему система приняла такое решение?». Ответ на вопрос «как» - пошаговый процесс всего процесса получения решения с указанием использованных фрагментов базы знаний. Ответ на вопрос «почему» - ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т.е. отход на один шаг назад.

Интеллектуальный редактор базы знаний – программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать базу знаний в диалоговом режиме. Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок (Help) и других сервисных средств, облегчающих работу с базой.

Инженер по знаниям – специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний.

Таким образом, использование новых информационных технологий, создание интеллектуальных автоматизированных информационных систем способствует переходу от индустриального к информационному обществу.

^ 11. Модели решения функциональных и вычислительных задач

11.1 Этапы решения задач на ЭВМ

На ЭВМ могут решаться задачи различного характера, например: научно-инженерные разработки системного программного обеспечения; обучения; управления производственными процессами и т. д. В процессе подготовки и решения на ЭВМ научно-инженерных задач можно выделить следующие этапы:


  • Постановка задачи;

  • математическое описание задачи;

  • выбор и обоснование метода решения;

  • алгоритмизация вычислительного процесса;

  • составление программы;

  • решение задачи на ЭВМ и анализ результатов.
В задачах другого класса некоторые этапы могут отсутствовать, например, в зада-чах системного программного обеспечения отсутствует математическое описание.

Перечисленные этапы связаны друг с другом. Например, анализ результатов может показать необходимость внесения изменений в программу, алгоритм или даже в постановку задачи. Для уменьшения числа подобных изменений необходимо на каждом этапе по возможности учитывать требования, предъявляемые последующими этапами. В некоторых случаях связь между различными этапами, например, между постановкой задачи и выбором метода решения, между составлением алгоритма и программированием, может быть настолько тесной, что разделение их становится затруднительным.

^ Постановка задачи. На данном этапе формулируется цель решения задачи и подробно описывается ее содержание. Анализируются характер и сущность всех величин, используемых в задаче, и определяются условия, при которых она решается. Корректность постановки задачи является важным моментом, так как от нее в значительной степени зависят другие этапы.

^ Математическое описание задачи . Настоящий этап характеризуется математической формализацией задачи, при которой существующие соотношения между величина, определяющими результат, выражаются посредством математических формул. Так формируется математическая модель явления с определенной точностью, допущениями и ограничениями.

Математическая модель должна удовлетворять по крайней мере двум требованиям: реалистичности и реализуемости. Под реалистичностью понимается правильное отражение моделью наиболее существенных черт исследуемого явления. Реализуемость достигается разумной абстракцией, отвлечением от второстепенных деталей, чтобы свести задачу к проблеме с известным решением. Условием реализуемости является возможность практического выполнения необходимых вычислений за отведенное время при доступных затратах требуемых ресурсов.

^ Выбор и обоснование метода решения . Модель решения задачи с учетом ее особенностей должна быть доведена до решения при помощи конкретных методов решения. Само по себе математическое описание задачи в большинстве случаев трудно перевести на язык машины. Выбор и использование метода решения задач позволяет привести решение задачи к конкретным машинным операциям. При обосновании выбора метода необходимо учитывать различные факторы и условия, в том числе точность вычислений, время решения задачи на ЭВМ, требуемый объем памяти и другие.

Одну и ту же задачу можно решить различными методами, при этом в рамках каждого метода можно составить различные алгоритмы.

^ Алгоритмизация вычислительного процесса . На данном этапе составляется алгоритм решения задачи согласно действиям, задаваемым выбранным методом решения. Процесс обработки данных разбивается на отдельные относительно самостоятельные блоки, и устанавливается последовательность выполнения блоков. Разрабатывается блок-схема алгоритма.

^ Составление программы . При составлении программы алгоритм решения задачи переводится на конкретный язык программирования. Для программирования обычно используются языки высокого уровня, поэтому составленная программа требует перевода ее на машинный язык ЭВМ. После такого перевода выполняется уже соответствующая машинная программа.

^ Отладка программы . Отладка заключается в поиске и устранении синтаксических и логических ошибок в программе.

В ходе синтаксического контроля программы транслятором выявляются конструкции и сочетания символов, недопустимые с точки зрения правил их построения или написания, принятых в данном языке. Сообщения об ошибках выдает программисту, при этом вид и форма выдачи подобных сообщении зависит вида языка и версии используемого транслятора.

После устранения синтаксических ошибок проверяется логика работы программы в процессе ее выполнения с конкретными исходными данными. Для этого используются специальные методы, например, в программе выбираются контрольные точки, для которых вручную рассчитываются промежуточные результаты. Эти результаты сверяются со значениями, получаемыми ЭВМ в данных точках при выполнении отлаживаемой программы. Кроме того, для поиска ошибок могут быть использованы отладчики, выполняющие специальные действия на этапе отладки, например, удаление, замена или вставка отдельных операторов или целых фрагментов программы, вывод или изменение значений заданных переменных.

^ Решение задачи на ЭВМ и анализ результатов. После отладки программы ее можно использовать для решения прикладной задачи. При этом обычно выполняется многократное решение задачи на ЭВМ для различных наборов исходных данных. Получаемые результаты интерпретируются и анализируются специалистом или пользователем, поставившим задачу.

Разработанная программа длительного использования устанавливается на ЭВМ, как правило, в виде готовой к выполнению машинной программы. К программе прилагается документация, включая инструкция для пользователя.

Чаще всего при установке программы на диск для ее последующего использования помимо файлов с исполняемым кодом устанавливаются различные вспомогательные программы (утилиты, справочники, настройщики и т.д.), а также необходимые для работы программы разного рода файлы с текстовой, графической, звуковой и другой информацией.

^ 11.2 Понятие модели, классификация моделей

С понятием «модель» каждый сталкивается с детства. Игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками. В развитии ребенка, в процессе познания окружающего мира, такие игрушки, являющиеся, по существу, моделями реальных объектов играют важную роль. В подростковом возрасте для многих увлечение авиамоделированием, судомоделированием, собственноручным созданием игрушек, похожих на реальные объекты, оказало влияние на выбор жизненного пути.

Что же такое модель? Что общего между игрушечным корабликом и рисунком на экране компьютера, изображающим сложную математическую абстракцию? И все же общее есть: и в том, и в другом случае мы имеем образ реального явления, «заместителя» некоторого «оригинала», воспроизводящего его с той иной достоверностью и подробностью. Или то же самое другими словами: модель является представлением объекта в некоторой форме, отличной от формы реального существования.

Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование этой модели. Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.

В моделировании есть два заметно разных пути. Модель может быть копией объекта, выполненной из другого материала, в другом масштабе, с отсутствием ряда деталей. Например, это игрушечный кораблик, самолетик, домик из кубиков и множество других натурных моделей. Модель может, однако, отображать реальность более абстрактно - словесным описанием в свободной форме, описанием, формализованным по каким-то правилам, математическими соотношениями и т.д.

Модель – это объект, который замещает оригинал и отражает наиболее важные для данного исследования черты свойства оригинала.

В прикладных областях различают следующие виды абстрактных моделей:

I) традиционное (прежде всего для теоретической физики, а также механики, химии, биологии, ряда других наук) математическое моделирование без какой-либо привязки к техническим средствам информатики;

Операторный метод описания алгоритмов был разработан советским ученым Алексеем Андреевичем Ляпуновым в 1954 году. Операторная схема – аналитическая форма представления алгоритма с помощью операторов, отражающих содержание этапов. Арифметический оператор (вычисление) обозначается в русской транскрипции буквой А, логический – буквой Л, ввод данных – буквой В, печать – буквой П, начало – буквой Н, конец – буквой К.

Порядковый номер оператора, независимо от его типа, обозначается индексом. Операторы записываются в строку, для пояснения схемы переходов после логических операторов ставятся сверху или снизу горизонтальные стрелки, указывающие место перехода. Если операторы выполняются в естественном порядке, между ними не ставится разделитель, если после i-го оператора (i+1)-й не выполняется, между ними ставится разделитель – точка с запятой. Для логических операторов возможно указание условия, по которому программа разветвляется на ветви.

Операторный метод дает наглядное логическое представление алгоритма, однако он был вытеснен графическим способом, который оказался более компактным и наглядным.

При графическом способе представления алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой . В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. Приведем символы, используемые для построения блок-схем (таблица 12.3.1.).

Таблица 12.3.1. – Схемы алгоритмов, программ, данных и систем


Наименование

Символ

Функция

Терминатор



Начало или конец

Процесс



Обработка данных любого вида

Данные



Данные, носитель не определен, указывает ввод и вывод данных

Предопределенный процесс



Процедура или функция

Подготовка



Цикл с заданным числом повторений

Решение



Условный оператор или переключатель

Соединитель



Обрыв и продолжение линии

I.Введение Прошло уже много лет с того момента, когда появилась первая ЭВМ. За это время сменилось уже несколько поколений вычислительных машин. Менялись элементная база, конструктивные решения, языки программирования, программ­ное обеспечение, но основы архитектуры, заложенные при создании машин первого поколения, практически без изменения перешли на машины последующих и успешно работают до настоящего времени.Нет сомнений, что идеи […]

Февраль 09th, 2010

I.Введение

Прошло уже много лет с того момента, когда появилась первая ЭВМ. За это время сменилось уже несколько поколений вычислительных машин. Менялись элементная база, конструктивные решения, языки программирования, программ­ное обеспечение, но основы архитектуры, заложенные при создании машин первого поколения, практически без изменения перешли на машины последующих и успешно работают до настоящего времени.Нет сомнений, что идеи машин первого поколения ещё послужат человеку. Однако всё настоятельнее требуются системы, наделённые элементами интеллекта при обработке колоссального объёма информации и в то же время работающие в темпе управляемых процессов.

В таких прикладных областях деятельности человека, как космология, молекулярная биология, гидрология, охрана окружающей среды, медицина, экономика и многих других, сформулированы проблемы, решение которых потребует вычислительных машин, обладающих колоссальными ресурсами.

На сегодняшний день высокие технические характеристики реализуется только с помощью дорогостоящих уникальных архитектур от CRAY, SGI, Fujitsu, Hitachi с несколькими тысячами процессоров.

В настоящее время концептуально разработаны методы достижения высокого быстродействия, которые охватывают все уровни проектирования вычислительных систем. На самом нижнем уровне – это передовая технология конструирования и изготовления быстродействующей элементной базы и плат с высокой плотностью монтажа.

Теоретически совершенствование элементной базы – самый простой метод повышения производительности вычислительных систем. Однако на практике он приводит к существенному удорожанию новых разработок. Следовательно, требуется разработка новых принципов вычислений, позволяющих ставить и решать задачи подобного типа, а также способных значительно повысить скорость обработки традиционных вычислительных алгоритмов. К числу новых направлений можно отнести и нейрокомпьютеры.

II.Нейрокомпьютеры

1. Что такое нейрокомпьютер

Нейрокомпьютеры — это системы, в которых алгоритм решения задачи представлен логической сетью элементов частного вида — нейронов с полным отказом от булевских элементов типа И, ИЛИ, НЕ. Как следствие этого введены специфические связи между элементами, которые являются предметом отдельного рассмотрения. В отличие от классических методов решения задач нейрокомпьютеры реализуют алгоритмы решения задач, представленные в виде нейронных сетей. Это ограничение позволяет разрабатывать алгоритмы, потенциально более параллельные, чем любая другая их физическая реализация.

Нейросетевая тематика является междисциплинарной, что обусловило значительные разночтения в общих терминологических подходах. Нейросетевой тематикой занимаются как разработчики вычислительных систем и программисты, так и специалисты в области медицины, финансово-экономические работники, химики, физики и т.п. (т.е. все кому не лень). То, что понятно физику, совершенно не принимается медиком и наоборот — все это породило многочисленные споры и целые терминологические войны по различным направлениям применения всего где есть приставка нейро-.

Приведем некоторые наиболее устоявшиеся определения нейрокомпьютера

Научное направление Определение нейровычислительной системы
1 Математическая статистика Нейрокомпьютер — это вычислительная система автоматически формирующая описание характеристик случайных процессов или их совокупности, имеющих сложные, зачастую многомодальные или вообще априори неизвестные функции распределения.
2 Математическая логика Нейрокомпьютер — это вычислительная система алгоритм работы которой представлен логической сетью элементов частного вида — нейронов, с полным отказом от булевых элементов типа И, ИЛИ, НЕ.
3 Пороговая логика Нейрокомпьютер — это вычислительная система, алгоритм решения задач в которой представлен в виде сети пороговых элементов с динамически перестраиваемыми коэффициентами и алгоритмами настройки, независимыми от размерности сети пороговых элементов и их входного пространства
4. Вычислительная техника Нейрокомпьютер — это вычислительная система с MSIMD архитектурой, в которой процессорный элемент однородной структуры упрощен до уровня нейрона, резко усложнены связи между элементами и программирование перенесено на изменение весовых коэффициентов связей между процессорными элементами.
5. Медицина (нейробиологический подход) Нейрокомпьютер — это вычислительная система представляющая собой модель взаимодействия клеточного ядра, аксонов и дендридов, связанных синаптическими связями (синапсами) (т.е. модель биохимических процессов протекающих в нервных тканях).
6. Экономика и финансы Устоявшегося определения нет, но чаще всего под нейровычислителем понимают систему обеспечивающую параллельное выполнение “бизнес”-транзакций.

В дальнейшем под нейрокомпьютером будем понимать вычислительную систему с архитектурой MSIMD, в которой реализованы два принципиальных технических решения: упрощен до уровня нейрона процессорный элемент однородной структуры и резко усложнены связи между элементами; программирование вычислительной структуры перенесено на изменение весовых связей между процессорными элементами.

Общее определение нейрокомпьютера может быть представлено в следующем виде:

Нейрокомпьютер — это вычислительная система с архитектурой аппаратного и программного обеспечения, адекватной выполнению алгоритмов, представленных в нейросетевом логическом базисе

2. История нейрокомпьютеров

Нейрокомпьютеры – это ЭВМ нового поколения, качественно отличающиеся от других классов вычислительных систем параллельного типа тем, что для решения задач они используют не заранее разработанные алгоритмы, а специальным образом подобранные примеры, на которых учатся. Их появление обусловлено объективными причинами: развитие элементной базы, позволяющее на одной плате реализовать персональный компьютер – полнофункциональный компьютер (модель нейрона), и необходимость решения важных практических задач, поставленных действительностью. Попытки создания ЭВМ, моделирующих работу мозга, предпринимались ещё в 40-х гг. специалистами по нейронной кибернетике. Они стремились разработать самоорганизующиеся системы, способные обучаться интеллектуальному поведению в процессе взаимодействия с окружающим миром, причём компонентами их систем обычно являлись модели нервных клеток. Однако зарождавшаяся в это же время вычислительная техника и связанные с нею науки, особенно математическая логика и теория автоматов, оказали сильное влияние на области исследования, связанные с мозгом.

К концу 50-х гг. сформировался логико-символьный подход к моделированию интеллекта. Его развитие создало такие направления, как эвристическое программирование и машинный интеллект, и способствовало угасанию интереса к нейронным сетям. К началу 80-х гг. были созданы условия для возрождения интереса к нейросетевым моделям. Это было связано с накоплением новых данных при экспериментальных исследованиях мозга.

К настоящему времени сформировался обширный рынок нейросетевых продуктов. Подавляющее большинство продуктов представлено в виде моделирующего программного обеспечения. Ведущие фирмы разрабатывают также и специализированные нейрочипы или нейроплаты в виде приставок персональным ЭВМ. Наиболее ярким прототипом супернейрокомпьютера является система обработки аэрокосмических изображений, разработанная в США по программе «Силиконовый мозг». Объявленная производительность супернейрокомпьютера составляет 80 PFLOPS (80?1015 операций с плавающей точкой в 1 с) при физическом объёме, равном объёму человеческого мозга, и потребляемой мощности 20 Вт.

В июле 1992 г. в Японии была принята Пятая Программа (действующая и поныне), связанная с созданием координационного исследовательского центра по реализации международного проекта Real World Computing Partnership (RWCP), основной целью которого являлась разработка практических методов решения реальных задач на основе гибких и перспективных информационных технологий.

В настоящее время в рамках развития этого проекта создана трансконтинентальная сеть на базе гетерогенной вычислительной среды, объединяющей Суперкомпьютерный центр в Штутгарте (Германия), Компьютерный центр в Питсбурге (шт. Пенсильвания), Электротехническую лабораторию в Тшукубе (Япония), Компьютерный центр в Манчестере (Великобритания), в которой часть пользовательских компьютеров выполнена по нейросетевой технологии. Пиковая производительность образованного сверхсуперкомпьютера составила 2.2 TFLOPS.

Считается, что теория нейронных сетей, как научное направление, впервые была обозначена в классической работе МакКаллока и Питтса 1943 г., в которой утверждалось, что, в принципе, любую арифметическую или логическую функцию можно реализовать с помощью простой нейронной сети. В 1958 г. Фрэнк Розенблатт придумал нейронную сеть, названную перцептроном, и построил первый нейрокомпьютер Марк-1 . Перцептрон был предназначен для классификации объектов. На этапе обучения “учитель” сообщает перцептрону к какому классу принадлежит предъявленный объект. Обученный перцептрон способен классифицировать объекты, в том числе не использовавшиеся при обучении, делая при этом очень мало ошибок. Примерно в это же время вышла работа Минского и Пейперта, указавшая ограниченные возможности простейшего перцептрона. Результаты Минского и Пейперта погасили энтузиазм большинства исследователей, особенно тех, кто работал в области вычислительных наук.

С начала 80-х годов ИНС вновь привлекли интерес исследователей, что связано с энергетическим подходом Хопфилда и алгоритмом обратного распространения для обучения многослойного перцептрона (многослойные сети прямого распространения), впервые предложенного Вербосом . При этом важную роль сыграли работы группы PDP (Parallel Distributed Processing) . В них рассматривались нейронные сети, названные многослойными перцептронами, которые оказались весьма эффективными для решения задач распознавания, управления и предсказания. (Многослойные перцептроны занимают ведущее положение, как по разнообразию возможностей использования, так и по количеству успешно решенных прикладных задач.)

3. Преимущества нейрокомпьютеров.

По сравнению с обычными компьютерами нейрокомпьютеры обладают рядом преимуществ.

Во первых - высокое быстродействие, связанное с тем, что алгоритмы нейроинформатики обладают высокой степенью параллельности.

Во вторых - нейросистемы делаются очень устойчивыми к помехам и разрушениям.

В третьих - устойчивые и надежные нейросистемы могут создаваться из ненадежных элементов, имеющих значительный разброс параметров.

4. Недостатки нейрокомпьютеров.

Несмотря на перечисленные выше преимущества эти устройства имеют ряд недостатков:

1. Они создаются специально для решения конкретных задач, связанных с нелинейной логикой и теорией самоорганизации. Решение таких задач на обычных компьютерах возможно только численными методами.

2. В силу своей уникальности эти устройства достаточно дорогостоящи.

5. Практическое применение нейрокомпьютеров.

Несмотря на недостатки, нейрокомпьютеры могут быть успешно использованы в различных областях народного хозяйства.

Управление в режиме реального времени: самолетами, ракетами и технологическими процессами непрерывного производства (металлургического, химического и др.);

Распознавание образов: человеческих лиц, букв и иероглифов, сигналов радара и сонара, отпечатков пальцев в криминалистике, заболеваний по симптомам (в медицине) и местностей, где следует искать полезные ископаемые (в геологии, по косвенным признакам);

Прогнозы: погоды, курса акций (и других финансовых показателей), исхода лечения, политических событий (в частности результатов выборов), поведения противников в военном конфликте и в экономической конкуренции;

Оптимизация и поиск наилучших вариантов: при конструировании технических устройств, выборе экономической стратегии и при лечении больного.

Этот список можно продолжать, но и сказанного достаточно для того, чтобы понять, что нейрокомпьютеры могут занять достойное место в современном обществе.

Что же представляет из себя нейрокомпьютер? Нейрокомпьютеры бывают двух типов:

1. Большие универсальные компьютеры построенные на множестве нейрочипов.

2. Нейроимитаторы, представляющие собой программы для обычных компьютеров, имитирующие работу нейронов. В основе такой программы заложен алгоритм работы нейрочипа с определенными внутренними связями. Что - то типа “Черного ящика”, по принципу которого он и работает. На вход такой программы подаются исходные данные и на основании закономерностей, связанных с принципом работы головного мозга, делаются выводы о правомерности полученных результатов.

III.Основы нейроинформатики

Нейронные сети это всего-навсего сети, состоящие из связанных между собой простых элементов формальных нейронов. Большая часть работ по нейроинформатике посвящена переносу различных алгоритмов решения задач на такие сети.

В основу концепции положена идея о том, что нейроны можно моделировать довольно простыми автоматами, а вся сложность мозга, гибкость его функционирования и другие важнейшие качества определяются связями между нейронами. Каждая связь представляется как совсем простой элемент, служащий для передачи сигнала. Коротко эту мысль можно выразить так: “структура связей все, свойства элементов ничто”.

Совокупность идей и научно-техническое направление, определяемое описанным представлением о мозге, называется коннекционизмом (connection связь). С реальным мозгом все это соотносится примерно так же, как карикатура или шарж со своим прототипом. Важно не буквальное соответствие оригиналу, а продуктивность технической идеи.

С коннекционизмом тесно связан следующий блок идей:

однородность системы (элементы одинаковы и чрезвычайно просты, все определяется структурой связей);
надежные системы из ненадежных элементов и “аналоговый ренессанс” использование простых аналоговых элементов;
“голографические” системы при разрушении случайно выбранной части система сохраняет свои свойства.

Предполагается, что широкие возможности систем связей компенсируют бедность выбора элементов, их ненадежность и возможные разрушения части связей.

Для описания алгоритмов и устройств в нейроинформатике выработана специальная “схемотехника”, в которой элементарные устройства (сумматоры, синапсы, нейроны и т.п.) объединяются в сети, предназначенные для решения задач. Для многих начинающих кажется неожиданным, что ни в аппаратной реализации нейронных сетей, ни в профессиональном программном обеспечении эти элементы вовсе не обязательно реализуются как отдельные части или блоки. Используемая в нейроинформатике идеальная схемотехника представляет собой особый язык описания нейронных сетей и их обучения. При программной и аппаратной реализации выполненные на этом языке описания переводятся на более подходящие языки другого уровня.

Самый важный элемент нейросистем адаптивный сумматор, который вычисляет скалярное произведение вектора входного сигнала x на вектор параметров a. Адаптивным он называется из-за наличия вектора настраиваемых параметров a.

Нелинейный преобразователь сигнала получает скалярный входной сигнал x и переводит его в заданную нелинейную функцию f(x).

Стандартный формальный нейрон состоит из входного сумматора, нелинейного преобразователя и точки ветвления на выходе.

Линейная связь синапс отдельно от сумматоров не встречается, однако для некоторых рассуждений бывает удобно выделить этот элемент. Он умножает входной сигнал x на “вес синапса” a.

Итак, мы коротко описали основные элементы, из которых состоят нейронные сети.

IV.Задачи для нейронных сетей

Многие задачи, для решения которых используются нейронные сети, могут рассматриваться как частные случаи следующих основных проблем:

построение функции по конечному набору значений;
оптимизация;
построение отношений на множестве объектов;
распределенный поиск информации и ассоциативная память;
фильтрация;
сжатие информации;
идентификация динамических систем и управление ими;
нейросетевая реализация классических задач и алгоритмов вычислительной математики: решение систем линейных уравнений, решение задач математической физики сеточными методами и др.

V.Заключение

Нейронные сети возникли из исследований в области искусственного интеллекта, а именно, из попыток воспроизвести способность биологических нервных систем обучаться и исправлять ошибки.
Такие системы основывались на высокоуровневом моделировании процесса мышления на обычных компьютерах. Скоро стало ясно, чтобы создать искусственный интеллект, необходимо построить систему с похожей на естественную архитектурой, т. е. перейти от программной реализации процесса мышления к аппаратной.
Естественным продолжением аппаратного и программного подхода к реализации нейрокомпьютера является программно-аппаратный подход.
Аппаратный подход связан с созданием нейрокомпьютеров в виде нейроподобных структур (нейросетей) электронно-аналогового, оптоэлектронного и оптического типов. Для таких компьютеров разрабатываются специальные СБИС (нейрочипы).
Основу нейросетей составляют относительно простые, в большинстве случаев — однотипные, элементы (ячейки), имитирующие работу нейронов мозга — искусственные нейроны. Нейрон обладает группой синапсов — однонаправленных входных связей, соединенных с выходами других нейронов, а также имеет аксон — выходную связь данного нейрона, с которой сигнал (возбуждения или торможения) поступает на синапсы следующих нейронов. Каждый синапс характеризуется величиной синаптической связи или ее весом, который по физическому смыслу эквивалентен электрической проводимости в электрических связях.
Для решения отдельных типов задач существуют оптимальные конфигурации нейронных сетей. Если же задача не может быть сведена ни к одному из известных типов, разработчику приходится решать сложную проблему синтеза новой конфигурации. При этом он руководствуется несколькими основополагающими принципами: возможности сети возрастают с увеличением числа ячеек сети, плотности связей между ними и числом слоев нейронов. Одной из важных особенностью нейронной сети является возможность к обучению. Обучение нейросети может вестись с учителем или без него. В первом случае сети предъявляются значения как входных, так и желательных выходных сигналов, и она по некоторому внутреннему алгоритму подстраивает веса своих синаптических связей. Во втором случае выходы нейросети формируются самостоятельно, а веса изменяются по алгоритму, учитывающему только входные и производные от них сигналы. После обучения на достаточно большом количестве примеров можно использовать обученную сеть для прогнозирования, предъявляя ей новые входные значения. Это важнейшее достоинство нейрокомпьютера, позволяющие ему решать интеллектуальные задачи, накапливая опыт.

VI.Список используемой литературы:

А.Горбань, Д. Россиев. Нейронные сети на персональном компьютере. //Новосибирск: Наука, 1996.
Ф.Уоссермен, Нейрокомпьютерная техника, М.,Мир, 1992.
Итоги науки и техники: физические и математические модели нейронных сетей, том 1, М., изд. ВИНИТИ, 1990.

4. http://therocker.narod.ru/doc/neuro.htm#comp1

5. http://www.bmstu.ru

6. http://neurnews.iu4.bmstu.ru



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: