Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Социальная роль: примеры и классификация

Социальный статус — положение личности или социальной группы в социальной системе.

Статусный ранг — положение личности в социальной иерархии статусов, на основе которого формируется статусное мировоззрение.

Статусный набор — совокупность нескольких статусных позиций, которые одновременно занимает индивид.

Представления о социальном статусе

Понятие «социальный статус» впервые начал использовать в науке английский философ и юрист XIX в. Г. Мэйн. В социологии понятие статус (от лат. status — положение, состояние) употребляется в разных значениях. Доминирующим является представление о социальном статусе как о положении личности или социальной группы в социальной системе, которое характеризуется определенными отличительными признаками (правами, обязанностями, функциями). Иногда социальным статусом обозначают набор таких отличительных признаков. В обычной речи понятие статуса используется в качестве синонима престижа.

В современной научной и учебной литературе определяют как: о положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями;

  • положение субъекта в системе межличностных отношений,
  • определяющее его права, обязанности и привилегии;
  • положение индивида в системе межличностных отношений, обусловленное его психологическим влиянием на членов группы;
  • соотносительное положение индивида в обществе, определяемое его функциями, обязанностями и правами;
  • положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями;
  • показатель положения, занимаемого индивидом в обществе;
  • соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы;
  • положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества, определяемое по специфическим для конкретного общества признакам — экономическим, национальным, возрастным и др.;
  • место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками — природными, профессиональными, этническими и др.;
  • структурный элемент социальной организации общества, который предстает перед индивидом как позиция в системе социальных отношений;
  • соотносительную позицию индивида или группы, определяемую социальными (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.) и природными признаками (пол, возраст и т.д.);
  • совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанных с выполнением ими определенной социальной роли;
  • престиж, характеризующий позиции индивида или социальных групп в иерархической системе.

Каждый человек в обществе выполняет определенные социальные функции: студенты учатся, рабочие производят материальные блага, менеджеры управляют, журналисты рассказывают о происходящих в стране и мире событиях. Для выполнения социальных функций на индивида в соответствии с социальным статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус человека, тем больше у него обязанностей, тем жестче требования общества или социальной группы к его статусным обязанностям, тем больше негативные последствия от их нарушения.

Статусный набор — это совокупность статусных позиций, которые каждый индивид занимает одновременно. В этом наборе обычно выделяют следующие статусы: аскриптивный (приписанный), достигнутый, смешанный, главный.

В социальный статус индивида был относительно устойчив в силу сословной или кастовой структуры общества и закреплялся установлениями религии или закона. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют аскриптивные (приписанные) и достигнутые социальные статусы.

Приписанный статус — это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов — по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности, системе кровного родства, социально-экономическому положению родителей и т.д. Например, нельзя вступить в брак, участвовать в выборах, получить водительские права, не достигнув необходимого для этого возраста. Приписанные статусы интересуют социологию только в том случае, если они являются основанием для социального неравенства, т.е. влияют на социальную дифференциацию и социальную структуру общества.

Достигнутый статус - это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, звание, должность, удачный в социальном отношении брак — все это сказывается на социальном статусе индивида в обществе.

Между приписанными и достигнутыми социальными статусами существует прямая связь. Достигнутые статусы приобретаются в основном в конкурентной борьбе, однако некоторые достигнутые статусы в значительной мере определяются аскриптивными. Так, возможность получения престижного образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, непосредственно связана с преимуществами семейного происхождения. Наоборот, наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий аскриптивный статус личности в силу того, что ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений индивидов.

Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений.

Главный социальный статус индивида определяет преимущественно положение человека в обществе, его образ жизни.

манеру поведения. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Как он зарабатывает на жизнь?» Ответ на этот вопрос многое говорит о человеке, поэтому в современном обществе главным статусом индивида является, как правило, профессиональный или должностной.

Лычный статус проявляется на уровне малой группы, например семьи, трудового коллектива, круга близких друзей. В малой группе индивид функционирует непосредственно и его статус определяется личными качествами и чертами характера.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии или профессии.

Понятие и виды социального статуса

Содержательное различие между сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям. Социальный статус - это положение человека в структуре группы или общества, обусловливающее определенные права и обязанности. Говоря о статусе, мы абстрагируемся от любой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Можно сказать, что статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.

Как и ролей, статусов может быть много и в целом любой статус предполагает соответствующую роль и наоборот.

Основной статус - ключевой из всей совокупности социальных статусов индивида, преимущественно определяющий его социальное положение и значение в обществе. Например, основным статусом ребенка является возрастной; в традиционных обществах основным статусом женщины является пол; в современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.

Социальный статус может быть:

  • предписанный — полученный от рождения или в силу не зависящих от его носителя факторов — пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста;
  • достигаемый — приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. На статусе человека в обществе сказываются уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса несет возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности;
  • личный — проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера;
  • групповой — характеризует индивида как члена большой социальной группы — представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т.д.

На основании социологических опросов установлено, что большинство россиян в настоящее время своим положением в обществе скорее довольны, чем недовольны. Это очень значимая положительная тенденция последних лет, так как удовлетворенность своим положением в обществе — не только существенная предпосылка социальной стабильности, но и очень важное для людей условие комфортности их социально-психологического состояния в целом. Среди тех, кто оценивает свое место в обществе как «хорошее», почти 85 % считают, что жизнь у них складывается хорошо. Этот показатель мало зависит от возраста: даже в группе старше 55 лет около 70 % разделяют это мнение. Среди тех, кто недоволен своим социальным статусом, картина оказалась противоположной — почти половина из них (при 6,8 % по массиву в целом) считает, что жизнь у них складывается плохо.

Статусная иерархия

Французский социолог Р. Будон рассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями:

  • горизонтальным , которое образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;
  • вертикальным , которое образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.

На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.

Статусная иерархия характерна для любой организации. Действительно, без нес организация невозможна; именно благодаря тому что все члены группы знают статус каждого, происходит взаимодействие звеньев организации. Однако формальная структура организации не всегда совпадает с ее неформальной структурой. Такой разрыв между иерархиями во многих организациях не требует проведения социометрических исследований, но виден простому наблюдателю, так как установление статусной иерархии является ответом не только на вопрос «Кто здесь самый главный?», но и на вопрос «Кто самый авторитетный, самый компетентный, самый популярный среди работников?». Реальный статус во многом определяется личными качествами, квалификацией, обаянием и т.д.

Многие современные социологи обращают внимание на функциональный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархического и функционального статусов. Такое несовпадение может возникать из-за отдельных компромиссов, когда распоряжения руководства приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных действий». Результат может быть в целом как положительным и проявиться в повышении гибкости реагирования организации, так и отрицательным, выраженным в функциональном хаосе и неразберихе.

Путаница статусов выступает как критерий социальной дезорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения. Связь нарушений статусной иерархии и состояния аномии рассматривал Э. Дюркгейм и предположил, что разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы.

Во-первых, в значительной мере неопределенными становятся ожидания индивида в связи с занимаемой им в обществе позицией и встречные ожидания других членов общества, направленные к индивиду. Если в традиционном обществе каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и в соответствии с этим хорошо осознавал свои права и обязанности, то в индустриальном обществе из-за нарастающего разделения труда и нестабильности трудовых отношений индивид все чаще сталкивается с ситуациями, которых он не предвидел и к которым не готов. Например, если в Средние века обучение в университете автоматически означало резкое и необратимое повышение социального статуса, то сейчас никого не удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу.

Во-вторых, статусная нестабильность оказывает влияние на структуру социального вознаграждения и уровень индивидуальной удовлетворенности своей жизнью.

Чтобы понять, чем определяется статусная иерархия в традиционных — доиндустриальных — обществах, следует обратиться к современным обществам Востока (кроме кастовых). Здесь можно обнаружить три важных элемента, влияющих на социальное положение индивида, — пол, возраст и принадлежность к определенному «сословию», которые закрепляют за каждым членом общества его жесткий статус. При этом переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из-за ряда правовых и символических ограничений. Но даже в традиционалистски ориентированных обществах дух предпринимательства и обогащения, личная благосклонность владыки влияют на распределение статусов, хотя легитимация статуса происходит через отсылку к традициям предков, что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса (древность рода, личная доблесть предков и т.д.).

В современном западном обществе статусная иерархия может рассматриваться с позиций либо меритократической идеологии как справедливое и неизбежное признание личных заслуг, талантов и способностей, либо холистического социологизма как результат, строго обусловленный социальными процессами. Но и та, и другая теории предлагают очень упрощенное понимание природы статуса и остаются моменты, которые невозможно объяснить в контексте ни одной из них. Напр и мер, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяснить наличие почти в любой организации формальной и неформальной статусных иерархий?

В рамках организации такая двойственность означает несовпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различных формах и на различных уровнях, когда решения принимаются не компетентными и беспристрастными экспертами, а «капиталистами», которые руководствуются логикой личной выгоды, или «бездушными технократами». Также необъяснимо несовпадение профессиональной квалификации и материального и статусного вознаграждения. Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчиваются во имя меритократического идеала «статуса по заслугам». Например, в современном российском обществе типичной стала ситуация низкого материального вознаграждения и, как следствие, низкого престижа и статуса высокообразованных и высокоинтеллектуальных людей: «Профессия физика в СССР в 1960-е гг. пользовалась высоким престижем, а бухгалтера — низким. В современной России они поменялись местами. В данном случае престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий».

Поскольку системы являются более сложными и подвержены более быстрой эволюции, механизм приписывания статуса остается неопределенным. Во-первых, перечень критериев, участвующих в определении статуса, очень пространен. Во-вторых, становится все труднее свести совокупность разнообразных статусных атрибутов, принадлежащих каждому индивиду, к единому символу, как в традиционных обществах, где достаточно было сказать «это сын такого-то», чтобы сразу стали известны социальный статус человека, его материальный уровень, круг знакомых и друзей. В традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны. В наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению. Тождество личности уже не задается: она сама строит его свои ми усилия ми на протяжении всей жизни. Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляется наш социальный статус. Тождество личности ощущается не столько через связь с фиксированным статусом, сколько через чувство собственной ценности и неповторимости.

Понятие социальной роли тесно связано с той функцией, которую человек выполняет в обществе, с его правами и обязанностями перед окружающими. Обществознание за всё время своего существования обогатилось несколькими определениями. Одни соотносят эту концепцию с общественным положением, что сближает со статусом. Другие предполагают, что это ожидаемое поведение.

Приведём примеры социальных ролей, так будет легче понять, о чём именно идёт речь. Допустим, есть школа. Кто в ней находится? Учитель, ученики, директор. В общественном понимании преподаватель должен хорошо знать свой предмет, уметь его объяснять, готовиться к каждому уроку, быть требовательным. У него есть определённые задачи, и он выполняет свою функцию. И от того, насколько хорошо у него это получается, зависит социальный статус и социальная роль личности.

Вместе с тем учитель может быть более требовательным, жёстким или же мягким, добродушным. Одни ограничиваются исключительно преподаванием своего предмета, другие начинают более активно участвовать в жизни своих подопечных. Кто-то принимает подарки от родителей, другие – категорически нет. Всё это оттенки одной и той же роли.

Что входит в понятие социальная роль?

Социальные роли необходимы обществу, поскольку они позволяют взаимодействовать нам с большим количеством людей без получения огромной массы информации о том, кто они такие. Когда мы видим перед собой врача, почтальона, полицейского, то у нас возникают определённые ожидания. И когда они оправдываются, это способствует порядку.

При этом у одного и того же человека может быть большое количество разных ролей: в семье – отца, мужа, в дружеской компании – рубахи-парня, на работе – начальника отдела охраны и т. п. Причём чем больше у индивидуума возможности переключиться, тем богаче и разнообразнее у него жизнь.

Особенно заметно многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, когда человек пытается понять, что ему близко. Он может довольно долго разбираться в том, как связаны они друг с другом, со статусом, престижем, с реакцией общества, с семейным комфортом и т. д. По мере того, как у подростка формируется более зрелое и отчётливое осознание того, что ему нужно, он начинает взрослеть.

И при этом в юношеском возрасте происходит переход от одной роли к другой. А в определённом промежутке он как бы застывает на грани. Тинейджер успевает выйти из состояния ребёнка, но не войти ещё полностью в жизнь взрослого. Что часто воспринимается довольно негативно.

Теория социальных ролей

Известный исследователь в социологии, американец Мертон первым обратил внимание на то, что любой социальный статус предполагает не одну, а целый набор социальных ролей. Это и легло в основу соответствующей теории.

Сейчас в науке такая совокупность получила название ролевого набора. Считается, что чем он богаче, тем лучше для реализации самого человека. А вот если у того небольшое количество ролей или же лишь одна, то в этом случае речь идёт о патологии. Или, как минимум, о сильной изоляции от общества.

Чем ролевой набор отличается от множества ролей? Тем, что первый относится только к одному социальному статусу. А вот второе более разрозненно. Вообще социологическими фокус-группами до сих пор проводятся исследования на тему того, как изменение одной позиции влияет на статус в семье, насколько, почему.

Учёные сейчас активно проверяют, верны ли следующие суждения: социальная роль мужчины на работе никак не сказывается на его положении в семье. Как можно догадаться, полученные ответы тоже тщательно анализируют, чтобы разобраться в причинах.

Виды социальных ролей

Итак, какие виды социальных ролей вообще бывают? Существует деление, связанное с представлениями. Это ожидаемая роль, то есть то, на что настроились в семье, на работе и т. п. Второй тип – субъективная социальная роль личности. Грубо говоря, то, что каждый ждёт от себя самого, внутренние установки. И, наконец, играемая роль, характеристика того, что получилось.

Однако классификация социальных ролей этим не ограничивается. Они делятся на предписанные (женщина, дочь, русская) и на достигаемые (студентка, юрист, профессор). Также различают типы социальных формальных и неформальных ролей. В первом случае всё строго регламентировано: военный, чиновник, судья. Во втором – душа компании, волк-одиночка, лучший друг – очень много негласного, причём часто возникает стихийно.

Стоит учитывать, что на каждую роль влияет социальная установка и то, как носитель понимает поставленные перед ним задачи. Продавец в Великобритании и в Иране на рынке – это две большие разницы.

Понятие социальной роли в развитии

Учтите, что сегодня многое довольно активно меняется. Так, социальная роль женщины в современном обществе в семье, на работе и т. п. стала совершенно другой по сравнению с тем, что было ещё 100 лет назад. И это же касается мужчин, подростков, представителей самых разных групп. То, что в наши дни относят к разрешённым вариантам поведения, ещё несколько десятков лет тому назад могло бы жестоко оскорбить окружающих.

Зачем нужно отслеживать эту динамику? Чтобы понимать, в каком мире мы живём, куда движемся, с какими типами социальных ролей придётся иметь дело в будущем. Учёные уже сейчас собирают мнения, например, верны ли следующие суждения: брак как институт отжил своё, детей физически нельзя наказывать, животные имеют права на уголовную защиту от насилия.

Что показывают такие тенденции? Анализируя мнение многих, можно увидеть потребности социума. И понять, куда именно мы придём, потому что существующий социальный запрос рано или поздно будет удовлетворён. В настоящем обществоведы констатируют возрастающее значение права в жизни большинства.

К примеру, многие молодожёны, заполняя анкету, верны ли следующие суждения, указали что они действительно подписали брачный контракт. То, что ещё лет 15 тому назад казалось шокирующей подробностью из мира олигархов, теперь коснулось представителей среднего класса.

Разновидности социальных статусов

Поскольку вопрос социальной роли очень тесно связан со статусом, нужно хотя бы кратко разобраться с этим понятием. И верны ли следующие суждения: роль и статус – это одно и то же или очень близкие понятия? Как вы сможете увидеть в ближайшее время, речь о разных понятиях.

Итак, рассматривают личный статус, тот, который человек получает в первичной группе, и социальный, он приобретает его позднее, добиваясь чего-то своим умом, поведением, работой. Также социологи выделяют основной, базовый статус, с которым многие люди себя ассоциируют в первую очередь, и временные, побочные. Они возникают на короткие сроки ситуативно.

Необходимо отметить, что роли и статусы в обществе неравнозначны друг другу. Существует определённая иерархия, обусловленная системой ценностей и значимостью обладателя того или иного статуса, тем, насколько он важен для социума, на сколько и на что способен повлиять.

Всё это непосредственное касается вопроса престижа. И чем большее значение имеет тот или иной статус, тем сильнее старается человек при выполнении определённой роли, как правило.

В любом обществе вне зависимости от его исторических и географических рамок складывается иерархия, порядок расположения групп людей. Где-то этот порядок определяется рождением, где-то образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного человека в подобной иерархии можно назвать социальным статусом.

Социальный статус - положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определенный набор прав и обязанностей. Все статусы делятся на две большие группы - исходные (предписанные, прирожденные) и достигаемые. Среди первых обычно называют пол, расу и возраст. Иногда сюда же включают национальность и религиозную принадлежность (это характерно для традиционных обществ). Маленькие девочки играют с куклами и помогают маме по хозяйству, а мальчики больше находятся на улице, предпочитают подвижные игры и боятся прослыть «маменькиными сынками». С возрастом эти различия переходят на другой уровень. Достигаемый статус закрепляется только с учетом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, способностям, исполнительности или везению.

Раньше огромную роль в обществе играли прирожденные (заданные) статусы. Жизнь человека во многом зависела от положения его родителей в обществе, а его собственные таланты, образование и умение не играли решающей роли. К примеру, представитель духовенства или дворянин в средневековой Франции относились к привилегированным сословиям, им и предоставлялись все основные права. И, напротив, третье сословие – абсолютное большинство жителей страны, были лишены гражданских прав.

В современном обществе каждый может достигнуть высокого статуса, многое зависит от самой личности. В какой-то степени статусы и роли похожи друг на друга, но главная разница между ними в том, что статус предполагает оценку окружающих, а роль выполняется самим человеком.

Выделяют ученые-обществоведы и другие виды статусов. Среди важнейших из них: главный (наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют); социальный (положение человека как представителя большой социальной группы); личный (индивидуальный) (положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и т.п.)).

6.4. Социальная роль

Одним из наиболее значимых в современной социологии понятий является понятие социальная роль. В отечественной науке оно укоренилось не так давно, но в зарубежной, особенно американской социологической мысли подобное понятие вводится более полувека тому назад.

Наверное, у вас есть любимые актеры. За что их любят? Конечно, не только за внешность. Они заставляют нас переживать, верить в происходящее на экране или сцене.

Древние греки говорили, что жизнь - театр, а человек в ней - актер. Давайте посмотрим на себя с точки зрения ролей, которые играются на сцене под названием “повседневная жизнь”. Вы просыпаетесь рано утром и родители кормят вас завтраком, дают поручения и советы, помогают выбрать одежду. Здесь вы выполняете роль сына или дочери. По дороге в роли товарища можно поболтать с другом из соседней школы. Затем вы превращаетесь в старшеклассника и изучаете определенные предметы, а на перемене становитесь просто учащимся школы, потому что здесь нет деления по классам. После пребывания в учебном заведении иногда приходится становиться покупателем или пассажиром, а на улице - футболистом, болельщиком, меломаном, прохожим и так до бесконечности. Каждый человек одновременно способен выполнять целый набор социальных ролей: он может быть членом семьи (сыном, внуком, отцом, дедом), работником крупного предприятия, членом политической партии, болельщиком футбольной команды, членом попечительского совета школы, в которой учатся его дети, другом и так далее. Ряд ролей типичен для молодых людей и мало характерен для взрослых. К примеру, ребята чаще становятся завсегдатаями дискотек, членами фан-клубов популярных артистов, клубов любителей компьютерных игр. Только взрослые могут быть военнослужащими срочной службы, избирателями, избранными на государственные должности.

В тоже время есть ряд ролей, которые подростки и взрослые могут исполнять в равной мере. Приведем примеры: пользователь Интернета, футбольный болельщик, покупатель в магазине, посетитель библиотеки или музея.

Как трактуется социальная роль в науке? Под социальной ролью понимается способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружающих людей. Также роль может быть рассмотрена как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определенную позицию.

Каждая из этих ролей предполагает определенное поведение - то, что позволено делать в роли футболиста, не подходит для пассажира (играть в мяч даже в пустом автобусе неприлично), а поведение покупателя не может переноситься в школу (хотя некоторые часто пытаются торговаться из-за отметки, как будто находятся на базаре). Например, в роли водителя автомобиля директор предприятия не может приказывать другим водителям, даже если среди них будут его подчиненные. У каждой роли существуют свои правила, требования, права, ожидаемое поведение. Они есть и у учащихся.

Конечно, с течением времени одни и те же социальные роли меняются. Так еще недавно под ролью мачехи подразумевалась бездушная, ленивая, грубая женщина, которая ненавидит детей мужа и пытается сжить их со света. Множество народных сказок рисуют именно такой образ. Сейчас же даже слова “мачеха”, “падчерица” и “пасынок” практически не употребляются, изменились семейные отношения. Поэтому трудно представить себе ситуацию, когда новая жена превращает дочь мужа в домработницу или отправляет сына на заработки. Таким образом, можно говорить о значительном влиянии исторических и национальных особенностей на социальную структуру общества, ведь роль, например, мужа сегодня и роль мужа в Древнем Китае совершенно различны, так же как и роли детей, стариков, военных, писателей и т.д.

Важной проблемой считается соотнесение социальной роли и личностного «Я». Порой человек вынужден «наступать на горло собственной песне», идти наперекор собственным устремлениям во имя следования тем общепринятым штампам и ожиданиям, которые предъявляются ему обществом.

Положение человека осложняется еще и тем, что некоторые его роли могут вступать в конфликт. Так, преступник вполне может ощущать себя заботливым родителем, но рано или поздно придется делать выбор: раскрытие преступления влечет за собой наказание и отлучение от собственных детей, а это значит, что одна из ролей должна при конфликте вытеснить другую.

Многочисленны социальные роли и современного российского подростка. Он одновременно выступает в роли члена семьи (внука (внучки), сына или дочери, брата или сестры), члена школьного коллектива, участника дружеской компании во дворе или на даче, члена фанатского объединения футбольного клуба, завсегдатая Интернет-кафе и т.д. Есть роли, которые могут выполнять только взрослые или только дети. Например, роль солдата-срочника может быть только у молодого человека, уже достигшего возраста 18-ти лет. Только с 15 лет подросток может оформится на временную работу по договору, приобрести социальную роль труженика, работника. Только взрослый может быть водителем автомобиля. Роль же учащегося средней школы типична для ребенка, но крайне редко в средней школе (вечерней) учатся взрослые.

И, напротив, есть роли, равно выполняемые и детьми и взрослыми. Футбольными болельщиками, посетителями Интернет-кафе, концерта популярной рок-группы, поклонниками модного писателя могут быть люди разных полов и возрастов.

Права, обязанности, ответственность - основные грани социальной структуры.

Виды статуса: главный статус, личный и социальный статусы, несовпадение статусов, приписываемый (прирожденный) статус, достигаемый, смешанный.

Слово учителя

Строительными «кирпичиками» социальной структуры служат статусы и роли, которые связываются между собой функциональными отношениями. Они идеально подходят для этого.

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце ХIХ века английский историк Мейн придал ему социологическое звучание.

Статус - социальное положение человека в обществе. Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека (возраст, национальность).

(Учащиеся приводят примеры характеристики, описывающие социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон.)

Каждая позиция или ячейка наделена кругом предписанных прав, обязанностей и ответственности.

Обязанности предписывают то, что носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к другим носителям.

Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе или допустить в отношении других людей.

Обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками.

Могут ли существовать порознь эти грани? (Приведите примеры, попробуйте описать распределение прав и обязанностей раба в древнем мире, во времена Российской империи, Советской России).

Итак, нами рассмотрены «строительные кирпичики» социальной структуры общества. Теперь обратимся непосредственно к понятию «статус» и его видам.

Статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций.

(Пример. Господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом республиканской партии, православным, избирателем, мужем, отцом и т.д.). Т.е. каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (Этот термин введен американским социологом Р.Мортоном.)

Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей.

В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный.

Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Какой статус является главным для меня в данный момент? Для вас?

Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятий, а ученая степень, для мужчины - скорее статус, связанный с основным местом работы или занятием.

Определите свой главный статус, а также главные статусы родителей, знакомых. Необходимо различать также два вида статуса - личный и социальный.

Социальный - положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).

Личный статус - положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Личный статус играет первенствующую роль среди знакомых людей. Для знакомых людей важны не характеристики, где вы работаете и ваше социальное положение, а наши личные качества.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, клуб по интересам, молодежная тусовка и т.п. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус.

Приведите, пожалуйста, примеры, когда у человека могут быть разные статусы? (Например, врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции, где он занимается, имеет статус средний). Т.е. социальный и личный могут совпадать и не совпадать.

А теперь рассмотрим пример.

Господин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди собирателей марок, но сослуживцы по основному месту работы считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети посматривают на него даже свысока. Понятно, что у Н. три разных статуса, имеющих три разных ранга.

Несовпадение статусов - это по существу несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Несовпадение поэтому возникает при двух обстоятельствах:

1. Когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую - в другой.

2. Когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Итак, несовпадение статусов может проявляться и в поведении носителя статуса и ожиданиях окружающих. Так, от банкира никто не ждет, что он станет просить милостыню или разъезжать на подножке трамвая. Когда подобное происходит, обнаруживается расхождение статуса и соответствующего ему ролевого поведения. Статус и роль пришли в противоречие. Кроме рассмотренных видов статуса существуют и другие.

Приписываемый - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени (т.е. социально приобретаемый).

Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр - прирожденный, характеризующий расу; мужчина - прирожденный, описывающий пол; русский - прирожденный, показывающий национальность).

Существенно отличается от приписываемого - достигаемый.

Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению.

(Приводим примеры: профессия инженера, статус чемпиона мира, доктора наук и т.д.)

Иногда очень трудно определить, к какому типу относится тот или иной статус. (К примеру, статус безработного не является такой позицией, к которой стремятся большинство людей).

Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания.

(Приведите примеры из истории России).

Резкие изменения могут происходить и на индивидуальном уровне. Допустим, в 30 лет человек стал инвалидом. О каком статусе здесь идет речь? (Ученики ищут ответы).

Рассмотрим иной пример. Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным.

Описанные выше случаи можно отнести к смешанному. Он обладает чертами и приписываемого, и достигнутого статусов.

Урок заканчивается разбором заданий (как закрепление).

Определите, к какому из трех типов статуса - приписываемому, достигнутому или смешанному - относятся следующие позиции: «полицейский», «вождь», «кочегар», «китаец американского происхождения», «космонавт», «граф», «ребенок», «студент», «профессор», «народный депутат», «адмирал», «рекордсмен мира», «император», «глава католической церкви», «муж».

Домашнее задание - составить по 2-3 примера видов статусов.

Светлана ЗУБРИЛИНА, учитель истории и обществознания

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй - профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью



Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе

Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации социальных ролей . Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.

Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт.

Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Социализация индивида

Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Социализация охватывает все процессы включения инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

- в сфере деятельности - расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

- в сфере общения - обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

- в сфере самосознания - формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Раздел 4: Политика

Понятие власти

1.Сущность власти («вертикаль власти – это суррогат вертикали смысла»)

Глубинный источник власти – неравенство людей. Главное в сущности власти - ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Основными чертами власти являются:


· всеобщность - проникает буквально все человеческие отношения.

· инклюзивность - соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов.


2. Структура власти

1) субъект власти – человек, общность людей, организация, осуществляющая власть;

2) приказ субъекта власти, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;

3) объект власти – человек, общность людей, организация, над кем осуществляется власть

4) подчинение объекта власти приказу;

5) общественные нормы , устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.

3. Особенности политической власти от видов власти в других сферах общества (экономической, социальной, духов­но-информационной):


1) легальность (формально-юридическая законность) в использовании силы («монополия на законное насилие» по М. Веберу);

2) верховенство (суверенность) , обязательность решений власти для общества и, соответственно, других видов власти;

3) публичность , т.е. всеобщность (обращение ко всем гражданам) и безличность (обращение от имени всего общества в форме права-закона);

4) моноцентричность , т.е. наличие единого центра принятия решений;

5) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).


4. Понимание политической власти, вытекающее из разного понимания политики

5. Компоненты политической власти



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: