Социальные статусы и роли кратко. Социальная роль и социальный статус

Каждый радиолюбитель или мастер, занимающийся ремонтом самостоятельно, рано или поздно вынужден будет взять в руки паяльник и попробовать. Качество выполненных работ и даже работоспособность изделия будут напрямую зависеть от множества факторов, знать о которых обязательно нужно, прежде чем начинать работу.

Правильная работа с паяльником

Несмотря на кажущуюся простоту работы паяльником, очень желательно иметь начальные навыки качественной работы и уметь правильно использовать припой с канифолью.

Паяние производится с помощью разнообразных припоев. Так называемый припой в катушке с канифолью, пожалуй, самый популярный. При выполнении работ, связанных с пайкой, применяют припой. Количество содержащегося в нем олова и свинца - 60 и 40 % соответственно. Этот сплав плавится при 180 гр.

Что необходимо для работы с паяльником:

  • сам паяльник;
  • припой;
  • канифоль.

Нагретый припой создает достаточное внутреннее соединение с такими металлами, как медь, латунь, серебро и т. д., если выполнить следующие условия:

  • Поверхности деталей должны быть зачищены от окислов.
  • Деталь в месте пайки прогревают сильнее температуры плавления самого припоя.
  • Во время работы место пайки требуется защитить от воздействия кислорода, для этого применяются различные флюсы. Они создают защитную пленку непосредственно над местом пайки.

Хитрости и секреты работы с паяльником

После того, как припой начал плавиться, им уже можно паять. Для этого нужно покрыть жало паяльника нетолстым слоем припоя, а затем хорошенько вытереть его о влажную губку. Так удаляют оставшийся от работы припой с канифолью. Не будет лишним взять в привычку протирать жало о мокрую губку каждый раз после пайки.

Перед тем как начать паять радиодеталь, ее нужно подготовить. Следует согнуть ее выводы таким образом, чтобы деталь свободно входила в предназначенные для нее отверстия.

Новички без опыта работы часто касаются места пайки кончиком жала паяльника. А нужно держать паяльник так, чтобы между ним и местом пайки площадь контакта была как можно больше, иначе то место, в котором нужно произвести пайку, нагревается недостаточно для скрепления деталей.

Как вычистить жало паяльника

При паянии часто на паяльнике появляется нагар. Его можно убрать простой водой. Если провести паяльником по влажной ткани, то окалина останется на ней, а жало станет снова чистым. Периодически нужно это проделывать во время работы с паяльником. Если ткань не помогает, можно использовать жесткую губку.

Классы паяльных жал

  • Жала съемные с покрытием из никеля.
  • Жала медные.

Паяльные жала первого класса обычно используют в сложных паяльниках, в которых есть возможность регулировать температуру.

Жала второго - самые распространенные.

жал никелированных

  • Жало в форме иглы - им паяют очень маленькие радиодетали, такие как SMD. При осуществлении ремонта телефонов такое жало незаменимо. Оно применяется на платах с высокой плотностью монтируемых деталей.
  • Жало-лопаточка - применяется для осуществления выпаивания и в случаях монтажа крупных радиодеталей. Им работают с многовыводными микросхемами.
  • Жало в форме капли - им удобно переносить припой с канифолью к месту паяния, что приводит к повышению качества работы.
  • Жало с изогнутой формой - чаще всего им отпаивают радиодетали, находящиеся в медной оболочке, чтобы на плате не оставался лишний припой. Оно может применяться и для обычной пайки. Паяльник нагревается до температуры 290-300 С.

Работая с паяльником, необходимо всегда содержать его в идеальной чистоте. Новые паяльные жала обычно обрабатывают с помощью молотка, чтобы на его поверхности образовались мелкие зазубрины. Впоследствии их аккуратно подравнивают напильником, чтобы придать жалу наиболее правильную форму.

Затем жало следует залудить, используя припой с канифолью. То есть покрыть тонким слоем припоя, обмакнув его в канифоль.

Как охладить место пайки

Пинцет из металла, которым придерживают радиодеталь, в процессе пайки работает еще и как теплоотвод. Можно для этой цели использовать и специальный зажим "крокодил".

Секреты пайки паяльником

Для получения хорошего результата при пайке обязательно нужно правильно применять припой с канифолью и флюсом. Это легкоплавкий сплав особого металла, которым спаивают выводы деталей и провода.

  • Лучший припой - это олово в чистом виде. Но такой металл стоит слишком дорого, чтобы использовать его при паянии. Поэтому при работе с радиодеталями применяют так называемые свинцово-оловянные припои.
  • Свинец с оловом. По прочности пайки эти припои не хуже чистого олова. Плавятся они при температуре 170-190 градусов. Принято обозначать такие припои аббревиатурой "ПОС" - припой оловянно-свинцовый. Стоящая после этих букв в обозначении цифра значит долю олова, выраженную в процентах. Лучше пользоваться припоем "ПОС-6О".

  • Флюсы - это вещества, которые обладают противоокислительными свойствами. Их применяют для предотвращения окисления места пайки. Если не применять флюс, то припой просто не прилипнет к поверхности металла.

Виды флюсов

При работе с радиодеталями применяют флюсы, в которых не содержится кислота. Например, канифоль. В магазинах продается и смычковая канифоль для смазки музыкальных инструментов. Ее вполне можно использовать и для пайки. А вот металлическую посуду паяют, используя припой без канифоли. Для ее ремонта потребуется Это растворенный в соляной кислоте цинк. Радиодетали паять таким припоем тоже нельзя, поскольку со временем он разрушит пайку.

Если требуется произвести пайку в труднодоступных местах, то нужно иметь жидкий флюс. Его можно изготовить самостоятельно. Канифоль измельчается в порошок, всыпается в ацетон или этиловых спирт. Перемешав раствор, нужно подсыпать еще канифоль до получения густой кашицеобразной массы. На места пайки такую жидкую канифоль следует наносить кисточкой или палочкой. При этом есть нюанс - для работы с печатными платами флюс должен быть более жидким. Для труднодоступных мест можно также применять припой проволочный с канифолью, что намного удобней.

При работе с различными флюсами необходимо учитывать, что те, которые имеют в своем составе ацетон, - очень токсичны. Поэтому, работая с ними, необходимо избегать попадания паров в дыхательные пути. Паять лучше около окна, если лето, а зимой почаще проветривать помещение, в котором проводится работа. По окончании работы обязательно нужно вымыть руки с мылом в теплой воде.

припоем с канифолью

Немаловажным условием удачной пайки является и соблюдение чистоты поверхностей, которые требуется спаять. Обязательно следует места пайки зачистить до блеска. Затем детали нужно положить на кусочек канифоли и прогреть. Расплавленная канифоль поможет припою равномерно растечься по проводнику или детали, которую требуется припаять. Можно аккуратно поворачивать деталь, водя при этом по ней жалом паяльника, чтобы припой растекся ровным слоем по поверхности.

Если нужно залудить проводник, который впаян в плату, то после зачистки места пайки шлифовальной бумагой или ножом нужно поднести кусочек канифоли, после чего плавно распределить припой как можно равномерней, проводя паяльником.

На качество пайки влияет и то, насколько правильно соединены при пайке провода или контакты деталей. Их следует плотно прижать между собой и после этого поднести паяльник к подготовленным проводникам, касаясь его. После того, как разогретый припой растечется по поверхности, залив даже небольшие промежутки между ними, паяльник следует убрать.

Время непрерывной пайки должна быть не более пяти секунд. После этого промежутка времени припой затвердеет и детали окажутся прочно скреплены. Однако, чтобы пайка не разрушилась, детали нельзя сдвигать в течение 10-15 секунд после окончания пайки. Иначе соединение будет непрочным.

Если работа производится с транзисторами, то их выводы необходимо беречь, чтобы не перегреть. Лучше держать их либо плоскогубцами, либо пинцетом, выполняя этим отвод тепла.

При выполнении пайки радиодеталей ни в коем случае не стоит скручивать концы деталей. Если требуется перепаивать детали или заменять проводники, то необходимо заранее подумать об этом, до начала монтажа. Концы деталей правильнее всего паять на небольшом расстоянии друг от друга, а не в одном месте.

Всем привет! Рад вас всех видеть на своем радиолюбительском блоге посвященном электронике и прочему техническому творчеству. Сегодня на дворе суббота а за окном ноябрь так что готовимся к холодам — зима уже не за горами.

А у меня для вас статья, которая может и не очень большая но она обязательно принесет вам чуток полезной информации. Сегодня я расскажу о спирто-канифольном флюсе СКФ, о том как можно приготовить его своими руками а также где можно флюс СКФ купить. Читайте статью далее и все узнаете…но, не забудьте подписаться на обновления !

У нас тут есть небольшое оглавление, это так для удобства…

Флюс СКФ

Флюсы при пайке применяют в основном для двух целей:

  • С целью улучшения смачиваемости спаиваемых деталей припоем

Поверхности спаиваемых деталей могут иметь плохую смачиваемость. В этом случае припой будет скатываться в шарики подобно капелькам воды на жирной посуде. Флюс способствует более лучшему распределению припоя по поверхности спаиваемых деталей, припой растекается и равномерно покрывает спаиваемую поверхность.

Благодаря кислороду в нашем воздухе поверхность металла может окисляться, появляется некая оксидная пленка. Эта оксидная пленка препятствует проникновению припоя в поры металла и попытки запаять что-либо становятся просто бесполезными. Флюс образует защитную пленку а она в свою очередь защищает металл от воздействия кислорода.

Для различных металлов применяют различные флюсы так как для каждого металла достижение этих целей выполняется по-разному. Так для спаивания алюминиевых деталей нужно применять одни флюсы, для спаивания медных деталей другие.

Флюс СКФ или просто спирто-канифольный флюс — это один из лучших флюсов применяемых для спаивания деталей из меди. Наиболее лучший температурный диапазон применения 250-280°C. За счет своей жидкой формы спирто-канифоль легко проникает в труднодоступные места спаиваемых поверхностей.

К тому же флюс СКФ сделан на основе канифоли поэтому после пайки не требует смывки, канифоль сама по себе не способствует образованию коррозии на металле. Короче после пайки можно не переживать — не заржавеет 🙂

Состав флюса СКФ

Состав флюса СКФ достаточно простой и название флюса говорит само за себя, флюс представляет собой раствор канифоли в спирте.

Если честно меня всегда интересовало что из себя представляет канифоль и что ее отличает от собственно смолы. А все достаточно просто, канифоль получают из смолы деревьев хвойных пород. Смолу собирают, затем ее подвергают нагреву в результате чего из нее выпариваются различные вещества содержащиеся в ней, в основном это скипидар.

Как пользоваться

Вообще канифоль сама по себе является хорошим флюсом, но пользоваться ей не очень удобно. Канифоль на спаиваемые поверхности приходится наносить горячим жалом паяльника, от этого загаживается как сам паяльник так и место спая. Бывает так переборщишь с канифолью что самого место спая не видно.

Другое дело когда взял флакончик со спиртоканифолью, открыл его и сразу повеяло спиртом, как в операционной. Взял кисточку и подобно художнику наносишь флюс аккуратными мазками в стиле абстракционизма.. В общем таким макаром флюс можно наносить очень дозировано. Кстати если флакончик не оборудован кисточкой то не паримся, кисточку можно взять от лака для ногтей (отбери у жены или сестры 🙂).

Впрочем некоторые предпочитают использовать капельный метод дозирования флюса. Заполняют спиртоканифолью флакончики с «носиком» , как для глазных капель и уже затем применяют. Это конечно дело вкуса но на мое мнение пользоваться кисточкой удобнее, проще дозировать флюс.

Как сделать спирто-канифольный флюс?

Для приготовления спирто-канифольного флюса нам понадобится:

  1. Канифоль
  2. Плотный целлофановый пакет
  3. Молоток или что-то весомое
  4. Спирт 90%
  5. Ацетон
  6. Пузырьки от лака для ногтей

Убедились, что подготовили все необходимое и продолжаем. Для начала нужно подготовить флакончики от лака для ногтей. Их можно найти у любой барышни причем у некоторых этого добра может скопиться неожиданно много. Далее пузырьки нужно отмыть от остатков лака, справиться с этой задачей нам поможет ацетон.

Заполняем флакончики ацетоном и идем заниматься своими делами. Ацетон хорошо справляется с поставленной задачей поэтому через некоторое время (может пару часов а может пару дней) можно забрать уже очищенные пузырьки, останется только сполоснут их в проточной воде.

Флакончики подготовлены, теперь нам нужна канифоль. Как я уже говорил, ее можно приготовить самому но для этого придется погулять по лесу а потом выполнить еще несколько технологических манипуляций. Но можно поступить проще, можно взять и не париться.

Далее нам нужно куски канифоли измельчить в порошок, для этой цели нам и пригодится пакет. Складываем куски канифоли в пакет и уже в завернутом виде можем спокойно измельчать, при помощи молотка конечно или что вы взяли для этой цели?

Теперь этот порошок аккуратненько засыпаем в пузырьки. Слишком много засыпать не стоит, достаточно засыпать на треть объема пузырька. И осталось всего ничего, осталось залить все это дело спиртом.

А вот спирт найти как оказалось не так-то просто, в аптеках спирт теперь только по рецепту, а в хозяйственных магазинах я его не встречал. Встречал мнение на форумах, что спирт можно заменить ацетоном, но мне что-то этот вариант не очень нравится, все-таки пары ацетона не очень полезны для здоровья. В итоге спирт раздобыл на заводе, мне ведь нужно было совсем чуток… 🙂

Заливаем пузырьки с канифолью спиртом, закрываем крышечками и ставим в теплое место. Теперь нужно подождать какое-то время, чтобы канифоль хорошенько растворилась в спирте. Доливая спирт или подсыпая канифоль можно добиться желаемой концентрации.

В дополнение нашел на ютубе пару роликов об изготовлении спирто-канифольного флюса, может быть пригодится…

Вот и весь рецепт.

Где спирто-канифоль купить?

Впрочем можно не париться с приготовлением спирто-канифольного флюса, а приобрести его в готовом виде. Все здорово и замечательно если у вас в городе есть магазины торгующие радиотоварами. Там как правило есть много разнообразных флюсов, среди которых можно найти и спиртоканифоль.

Но если у вас по близости не нашлось такого магазина, то не отчаиваемся, можно заказать в интернет-магазине. Почему-то в китайских интернет-магазинах типа типа алиэкспресс и dealextreme флюс из спирта и канифоли мне обнаружить не удалось, может плохо искал. Но ничего, этот флюс можно приобрести и в других местах, например .

Ну чтож, вот в принципе и все, что я сегодня хотел рассказать. Думаю информация будет вам полезна и вы возьмете ее на вооружение.

Желаю вам удачи, успехов и прекрасного солнечного настроения. А я с вами не прощаюсь а говорю до свидания и до новых встреч.

P.S. Внизу у нас расположены кнопочки соц сетей, не забываем делиться с друзьями 🙂

С н/п Владимир Васильев

P.S. Друзья, обязательно подписывайтесь на обновления! Подписавшись вы будете получать новые материалы себе прямо на почту! И кстати каждый подписавшийся получит полезный подарок!

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.Социальный статус -это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т. д.Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мертон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называетсяглавным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеетличный статусчеловека , формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6).

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определеннаяиерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги.Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

§ когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий - в другой;

§ когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль - это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания - то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение - то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

§ уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие - раскованны;

§ способом получения - предписанные или достигнутые;

§ масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;

§ степенью формализации - строго установленные или произвольные;

Мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникаютролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов:между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

§ «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;

§ «разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;

Регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Социальный статус

Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в социальной связи , взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

Социальный статус - это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это - потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально-должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуютстатусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором - реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека - в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одногостатусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник - студент - молодой специалист - бизнесмен - президент компании - пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессесохранениястатусного набора.

Адаптация человека к своемувозрасту и меняющемуся социальному статусу - важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.

Социальная роль

Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенногосоциального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

Социальная роль - это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм , определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента - способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизмсанкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентенроли , хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», - пишут английские социологи. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. и. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.

Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение - социализация - начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.

Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличатьреальное ролевое поведение , т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение как правило отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.

Ролевое исполнение определяется прежде всегоролевыми требованиями , которые воплощены в социальныхнормах , сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, - прежде всего, другие люди. Субъект моделируетролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называетатрибутивным (аскриптив- ным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относится к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называетдостижительным. Атрибутавно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли,подражают повседневному поведению окружающих. Онисознаютсвои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

О социальном статусе

Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

Существует несколько классификаций статусов:

  1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
  2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
  3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
  4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

Иерархия

Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.

Разнообразие социальных ролей

Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.

Ролевой набор

Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

Ролевые ожидания

Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

Ролевой конфликт

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Социализация

С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.

Юрий Петрович Платонов, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ.

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status - положение, состояние) - положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Разнообразие статусов

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом - постоянным или временным, основным или неосновным - стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;

когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Роль (франц. role) - образ, воплощенный актером.

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

из ролевого ожидания (экспектации) и

исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;

совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;

система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: