Синтаксис оператора if. Оператор выбора if в языке C

Условные операторы

Условные операторы позволяют управлять потоком выполнения программы, чтобы не выполнялась каждая строка кода, как она следует в программе. Давайте рассмотрим все условные операторы языка C#:

Оператор if

Для организации условного ветвления язык C# унаследовал от С и С++ конструкцию if...else. Ее синтаксис должен быть интуитивно понятен для любого, кто программировал на процедурных языках:

if (условие)
оператор (операторы)
else
оператор (операторы)

Если по каждому из условий нужно выполнить более одного оператора, эти операторы должны быть объединены в блок с помощью фигурных скобок {...}. (Это также касается других конструкций C#, в которых операторы могут быть объединены в блок - таких как циклы for и while .)

Стоит обратить внимание, что в отличие от языков С и С++, в C# условный оператор if может работать только с булевскими выражениями, но не с произвольными значениями вроде -1 и 0.

В операторе if могут применяться сложные выражения, и он может содержать операторы else, обеспечивая выполнение более сложных проверок. Синтаксис похож на применяемый в аналогичных ситуациях в языках С (С++) и Java. При построении сложных выражений в C# используется вполне ожидаемый набор логических операторов . Давайте рассмотрим следующий пример:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string args) { string myStr; Console.WriteLine("Введите строку: "); myStr = Console.ReadLine(); if (myStr.Length = 5) && (myStr.Length

Как видите количество else if, добавляемых к единственному if, не ограничено. Один момент, который следует отметить касательно if: фигурные скобки применять не обязательно, если в условной ветви присутствует только один оператор, как показано в исходном примере.

Оператор switch

Вторым оператором выбора в C# является оператор switch , который обеспечивает многонаправленное ветвление программы. Следовательно, этот оператор позволяет сделать выбор среди нескольких альтернативных вариантов дальнейшего выполнения программы. Несмотря на то что многонаправленная проверка может быть организована с помощью последовательного ряда вложенных операторов if, во многих случаях более эффективным оказывается применение оператора switch. Этот оператор действует следующим образом. Значение выражения последовательно сравнивается с константами выбора из заданного списка. Как только будет обнаружено совпадение с одним из условий выбора, выполняется последовательность операторов, связанных с этим условием. Ниже приведена общая форма оператора switch:

switch(выражение) { case константа1: последовательность операторов break; case константа2: последовательность операторов break; case константаЗ: последовательность операторов break; ... default: последовательность операторов break; }

Хотя оператор switch...case должен быть знаком программистам на С и С++, в C# он немного безопаснее, чем его эквивалент С++. В частности, он запрещает "сквозные" условия почти во всех случаях. Это значит, что если часть case вызывается в начале блока, то фрагменты кода за последующими частями case не могут быть выполнены, если только не используется явно оператор goto для перехода к ним. Компилятор обеспечивает это ограничение за счет того, что требует, чтобы за каждой частью case следовал оператор break , в противном случае он выдает ошибку.

Важно отметить, что заданное выражение в операторе switch должно быть целочисленного типа (char, byte, short или int), перечислимого или же строкового . А выражения других типов, например с плавающей точкой, в операторе switch не допускаются. Зачастую выражение, управляющее оператором switch, просто сводится к одной переменной. Кроме того, константы выбора должны иметь тип, совместимый с типом выражения. В одном операторе switch не допускается наличие двух одинаковых по значению констант выбора.

В некоторых источниках говорится, что оператор выбора if else — самостоятельный оператор. Но это не так, if else — это всего лишь форма записи оператора выбора if . Оператор if else позволяет определить программисту действие, когда условие истинно и альтернативное действие, когда условие ложно. Тогда как if позволял определить действие при истинном условии.

Синтаксис записи оператора выбора if else:

If (/*проверяемое условие*/) { /*тело оператора выбора 1*/; } else { /*тело оператора выбора 2*/; }

Читается так: «Если проверяемое условие истинно, то выполняется тело оператора выбора 1 , иначе (то есть проверяемое условие ложно) выполняется тело оператора выбора 2 «. Обратите внимание на то, как записан оператор if else . Слово else специально сдвинуто вправо для того чтобы программный код был понятен и его было удобно читать.

Рассмотрим задачу с предыдущей темы, с использованием if else . Напомню условие задачи: «Даны два числа, необходимо их сравнить».

// if_else.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include using namespace std; int main(int argc, char* argv) { int a, b; cout << "Vvedite pervoe chislo: "; cin >> a; cout << "Vvedite vtoroe chislo: "; cin >> b; if (a >= b) // если a больше либо равно b, то { cout << a << " >= " << b << endl; } else // иначе { cout << a << " <= " << b << endl; } system("pause"); return 0; }

В данном коде нас интересуют строки 14-20 . Эти строки читаются так: если a (первое число) больше либо равно b (второе число), то выполнить оператор вывода в строке 16

Cout << a << " >= " << b << endl;

иначе выполнить оператор вывода в строке 19

Cout << a << " <= " << b << endl;

В данном ифе мы используем операции соотношений >= и <= . Условие перехода не совсем правильно, так как условие будет ложно только в том случае, если первое число будет меньше второго, во всех остальных случаях условие истинно. Значит, строку 19 нужно записать так

cout << a << " < " << b << endl; // в кавычках записать не меньше или равно, а просто меньше.

А вот так сработала программа (см. Рисунок 1).

Vvedite pervoe chislo: 15 Vvedite vtoroe chislo: -4 15 >= -4 Для продолжения нажмите любую клавишу. . .

Рисунок 1 — Оператор выбора if else

Покажу еще один пример использования операторов выбора if else (так называемые вложенные операторы if else для множественного выбора).

Условие задачи:
Составить алгоритм находящий значение y, если у=х, при х<0; у=0, при 0<=х<30; у=х 2 , при х>=30;

// inif_else.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include using namespace std; int main(int argc, char* argv) { int x, y; cout << "Vvedite x: "; cin >> x; if (x < 0) { y = x; // выполняется, если х меньше нуля } else { if ((x >= 0) && (x < 30)) { y = 0; // выполняется, если х больше либо равно нуля и меньше 30 } else { if (x >= 30) { y = x * x; // выполняется, если х больше либо равен 30 } } } cout << "y=" << y << endl; system("pause"); return 0; }

В данной задаче возможны три случая:
1-й случай: х < 0 ;
2-й случай: х лежит в пределах от 0 (включая 0) до 30;
3-й случай: х больше или равен 30.

Заметьте новшество!! В 17 строке такую запись: if ((x >= 0) && (x< 30)) , я использовал символы && — это . Операция логического И && необходима для объединения нескольких простых условий в одно составное. В нашем случае необходимо проверить истинность двух условий: первое – x >= 0 , второе – х < 30 . Все проверяемое условие будет истинно, если истинны два простых условия. В математике правильной записью считается такая запись: 0 <= x < 30 , а в С++ правильной записью считается вот такая запись: (x >= 0) && (x < 30) или такая 0 <= x && x < 30 . Кстати круглые скобочки () && () не обязательны, так как условия простые, но для уверенности, я прописываю, всегда, данные скобочки и вам советую.

Разбор частного случая:

Допустим, пользователь ввел число 31. Начиная со строки 12 , выполняется проверка условий. Читается так: «Если х (31 в нашем случае) < 0, то выполнить оператор в строке 14 ». Но так как 31 > 0 условие ложно мы переходим к слову else (иначе) строка 15 . Дальше проверяем, входит ли число 31 в заданный интервал. Читается так: если х>=0 и х<30 то выполнить оператор в строке 19 . Но так как число 31 не входит в заданный интервал, то условие ложно. Подробно строка 17 : программа сначала проверит первое простое условие х >= 0 – оно истинно, а если первое истинно, то программа перейдет к проверке второго простого условия х < 30 – оно ложно. Следовательно всё составное условие ложно, ведь в составном условии у нас используется логическая операция && , а это значит, что все составное условие истинно только в том случае, когда истинны оба простых условия. Переходим к else (иначе), здесь у нас последний if , (строка 22 ). Выполняется проверка х >= 30 . Читается так: Если х >= 30 то выполнить оператор, находящийся в строке 24 . Наконец-то условие истинно, итак выполнился оператор в строке 24 . И строка 28 печатает получившееся значение. Ну, все, рассмотрели программу по мельчайшим деталям. Результат работы программы, в случае, если пользователь ввел число 31 (см. Рисунок 2)

Лабораторная Работа

На тему: "Оператор условия if - else "


1. Назначение и синтаксис

Оператор условия if-else служит для выбора направления работы программы в зависимости от условий, сложившихся в данной точке программы на момент ее выполнения.

Общая форма записи условного оператора

if ( <условие>)

<блок операторов 1>;

<блок операторов 2>;

Если на момент выполнения <условие> истинно, программа передает управление <блоку операторов 1> и, далее, первому оператору за пределами конструкции if-else. При этом <блок операторов 2> не выполняется. Иначе, если <условие> ложно, выполняется <блок операторов 2>, а <блок операторов 1> пропускается. Соответствующая блок-схема


Фигурные скобки в синтаксисе оператора if-else используются для выделения в тексте блоков 1 и 2. Старайтесь располагать закрывающую скобку под открывающей для улучшения читаемости программного кода. Для этой же цели текст внутри фигурных скобок необходимо смещать вправо на несколько позиций.

В качестве условия в операторах if-else могут использоваться любые логические выражения, принимающие значения «истинно» или «ложно» (true – false). Ниже приведена таблица с указанием простейших операций сравнения целых и вещественных чисел

Пример 1. Требуется написать программу, переводящую температуру по шкале Цельсия T C (°С) в температуру по Кельвину T K (К). Значение T C вводится пользователем с клавиатуры.

Решение. Используем известную формулу преобразования – T K = T C – T 0 , где T 0 = –273 °С – температура абсолютного нуля. Будем считать введенное T C некорректным, если оно меньше T 0 .

// – KelvinvsCelsius–

#include // для потокового В/В

#include // для консольного В/В (getch)

#pragma argsused

floatT0 = -273; // объявляем и инициализируем T0

floatTc, Tk; // объявляем вещественные Tc и Tk

cout<<» VvediteTc=»; // выводим приглашение

cin>>Tc; // запрашиваем Tc

if ( Tc < T 0) // проверяем условие Tc

cout<<» Tc < T0!»; // условие истинно, выводим на

} // экран сообщение об ошибке

Tk = Tc-T0; // условие ложно, рассчитываем

cout << «Tk =» << Tk; // Tk и выводим на экран

getch(); // задержка до нажатия на клавишу

return 0; // завершение программы

Наберите приведенный выше код, откомпилируйте его и запустите программу на выполнение. Исследуйте результаты работы при различных значениях T C .

2. Сокращенные варианты записи

При программировании обыденной является ситуация, когда требуются некоторое действие в ответ на сложившиеся условия (например, если получены неверные исходные данные от пользователя, то выдать сообщение об ошибке и выйти из программы). В таких случаях в программах на C++ может использоваться сокращенная запись оператора условия с отсутствующим блоком else. Общая форма такой записи

if ( <условие>)

<блок операторов>;

Здесь в случае истинности условия управление передается блоку операторов в фигурных скобках. В случае ложности условия этот блок пропускается. Соответствующая блок-схема отличается от предыдущей отсутствием одного «плеча»


Другой вариант сокращения применяется в случае, когда какой-либо из блоков if или else состоит только из одного оператора. В этом случае допускается отсутствие фигурных скобок, ограничивающих этот блок.

if ( <условие>)

оператор 1;

оператор 2;

Здесь в качестве операторов 1 и 2 могут быть не только простые однострочные арифметические действия или операторы ввода-вывода, но и сложные многострочные конструкции, например другие (вложенные) операторы условия или операторы цикла, которые будут рассмотрены ниже.

3. Вложенные операторы

Операторы условия могут быть вложенными друг в друга, в соответствии с тем программным алгоритмом, который они реализуют. Допускается произвольная степень их «вложенности».

Если один оператор if-else вложен в другой, то первый оператор входит во второй полностью , а не только какой-либо одной своей частью if или else. Недопустимым является частичное перекрывание между собой их отдельных блоков.

В приведенном примере один из операторов (выделен полужирным шрифтом) вложен в другой. Запись Б) является ошибочной в силу того, что блок else внутреннего оператора условия частично пересекается с обоими блоками if и else внешнего оператора.

Пример 2. Пользователь вводит с клавиатуры три целых числа a, b, c. Необходимо вывести на экран наибольшее из этих чисел.

Решение. Один из возможных алгоритмов решения этой задачи показан на следующей блок-схеме.


Схема может быть реализована программно с помощью вложенных операторов if-else

// – Выбор наибольшего из 3 чисел –

#include

#include

#pragma argsused

int main (int argc, char* argv)

float a, b, c; // объявляем три переменные

cout<< «Vvedite a –»; // вводимзначения a, b, c

cout<< «Vvedite b –»;

cout<< «Vvedite c –»;

if (a>b) // если a > b

if (a>c) // иесли a > c

cout<<» max = «<

else // иначе, т.е. если a <= с

cout<<» max = «<

else // иначе, т.е. если a <= b

if (b>c) // и если b > c

cout<<» max = «<

else // иначе, т.е. если b <= а

cout<<» max = «<

getch(); // задержка до нажатия любой клавиши

Разберите блок-схему этого алгоритма и его программную реализацию. Модифицируйте алгоритм и программный код для поиска наименьшего из трех чисел.

4. Составные логические выражения

Условие в операторе if-else может быть выражено не только в виде простого сравнения двух числовых значений. Например, весьма распространены двойные условия, которые в математике записываются в виде «a < b < c». Запись означает, что значение b лежит в диапазоне между значениями a и c. В программе такие условия должны быть переформулированы с использованием простых операций сравнения и логических операций «И», «ИЛИ», «НЕ»

В частности, выражение «a < b < c» сформулируем как «a меньше b, и b меньше c». На С++ это будет записано как (a

if((a

Пример 3. На пустой шахматной доске в позиции (n, m) находится белая пешка, в позиции (k, l) – черный слон. Здесь первая координата есть номер столбца шахматной доски, вторая – номер строки (обе изменяются в диапазоне от 1 до 8). Оцените текущую ситуацию в соответствии с тремя вариантами

Пешка находится под ударом,

Слон находится под ударом,

Слон и пешка в «безопасности».

Решение. Примем во внимание, что пешка может атаковать две ближайшие к себе позиции по диагонали вперед, а слон атакует обе свои диагонали полностью. Отсюда могут быть сформулированы условия

· «((k = n+1) ИЛИ (k = n‑1)) И (l = m+1)» – атака пешки на слона,

· «(k+l = n+m) ИЛИ (k-l = n-m)» – атака слона на пешку,

· иначе фигуры в безопасности.

// – Шахматная композиция –

#include

#include

int main (int argc, char* argv)

cout<<«Koordinaty beloi peshki:«<

cout<<» vvedite n –»;

cout<<» vvedite m –»;

cout<<«Koordinaty chernogo slona:«<

cout<<» vvedite k –»;

cout<<» vvedite l –»;

if(((k==n+1)||(k==n‑1))&&(l==m+1)) // атакован слон

cout<

if((k+l==n+m)||(k-l==n-m)) // атакованапешка

cout<

else // нетатаки

cout<

На занятии рассматривается условный оператор в Паскале (if ). Объясняется, как использовать несколько условий в одной конструкции (AND и OR ). Рассмотриваются примеры работы с оператором

Напоминаем, что данный сайт не претендует на полное изложение информации по теме. Целью портала является предоставление возможности усваивания материала на основе готовых решенных примеров по теме «Язык программирования Pascal» с практическими заданиями для закрепления материала. Представленные на сайте сайт задания по Паскалю выстроены последовательно по мере увеличения их сложности. Сайт сайт может быть использован учителями и преподавателями в качестве вспомогательного наглядного пособия.

До рассмотрения данной темы в основном использовались линейные алгоритмы в Паскале, характерные для весьма простых задач, когда действия (операторы) выполняются последовательно, одно за другим. Более сложные алгоритмы предусматривают использование конструкция ветвления.

Блок-схема условного оператора:

Условный оператор в Паскале имеет следующий синтаксис:

Сокращенный вариант:

if условие then оператор;

Полный вариант:

if условие then оператор else оператор;

Условный оператор в Паскале — if — служит для организации хода задачи таким образом, при котором изменяется последовательность выполнения операторов в зависимости от какого-либо логического условия. Логическое условие может принимать одно из двух значений: либо true (истина), либо false (ложь), соответственно, оно может быть либо истинным, либо ложным.

Составной оператор

Если при истинном условии необходимо выполнять несколько операторов, то их по правилам языка Pascal необходимо заключать в блок , начинающийся со служебного слова begin и заканчивающегося служебным словом end . Такой блок принято называть операторными скобками , а данную конструкцию — составным оператором :

Операторные скобки и составной оператор в Паскале:

if логическое выражение then begin оператор1; оператор2; end else begin оператор1; оператор2; end;

Перевод с английского оператора условия облегчит понимание его использования:

IF THEN ELSE
ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ


В условии (в логическом выражении) используются операторы отношения.
Рассмотрим список операторов отношения Паскаля:

  • больше >
  • меньше
  • больше или равно в Pascal >=
  • меньше либо равно в Pascal
  • сравнение в Pascal =
  • не равно в Pascal

Пример: найти наибольшее из двух чисел

Вариант 1 Вариант 2


Подробно разобраться в работе условного оператора в Паскале можно, просмотрев видеоурок:

Пример: вычислить значение переменной у по одной из двух ветвей

Показать решение:

var x,y:real; begin writeln ("введите х"); read(x); if x>0 then y:=ln(x) else y:=exp(x); writeln ("y=", y:6:2) {итоговое число будет занимать 6 позиций, и в нем будет 2 знака после запятой} end.

Обратите внимание на то, как в данном примере выводится y . При выводе переменных типа в pascal, можно использовать так называемый форматированный вывод , или запись с двумя двоеточиями:
y:6:2
- цифра после первого двоеточия (6) указывает на то, сколько знаков будет занимать число при выводе на экран
- цифра после второго двоеточия (2) указывает на то, сколько знаков после запятой вещественного числа будет выводиться

Таким образом, использование такой записи в pascal практически позволяет выполнить округление до сотых, тысячных и т.п.

Задача 0. Вычислить значение переменной у по одной из двух ветвей:

Задача 1. В компьютер вводятся два числа. Если первое больше второго, то вычислить их сумму, иначе - произведение. После этого компьютер должен напечатать результат и текст ЗАДАЧА РЕШЕНА

Задача 2. Дракон каждый год отращивает по три головы, но после того, как ему исполнится 100 лет - только по две. Сколько голов и глаз у дракона, которому N лет?

Логические операции в Паскале (в логическом выражении)

Когда необходимо использовать двойное условие в Pascal, то понадобятся логические операции.

  • Логическая операция AND (И), поставленная между двумя условиями, говорит о том, что должны выполняться сразу оба эти условия (должны быть истинными). Логический смысл операции - "конъюнкция".
  • Поставленный между двумя условиями, знак OR (ИЛИ) говорит о том, что достаточно, если будет выполняться хотя бы одно из них (одно из двух условий истинно). Логический смысл операции - "дизъюнкция".
  • На языке Паскаль XOR - знак логической операции, имеющий смысл "строгая дизъюнкция" и указывающий на то, что необходимо, чтобы одно из двух условий выполнялось (истинно), а другое - не выполнялось (ложно).
  • Логическая операция NOT перед логическим выражением или переменной имеет смысл "отрицание" или "инверсия" и указывает на то, что если данная переменная или выражение истинны, то их отрицание - ложь и наоборот.

Важно: Каждое из простых условий обязательно заключать в скобки.

Пример : Рассмотрим примеры логических операций в логических выражениях в Паскале

1 2 3 4 5 6 7 8 var n: integer ; begin n: = 6 ; if (n>5 ) and (n<10 ) then writeln ("истина" ) ; if (n>7 ) or (n<10 ) then writeln ("истина" ) ; if (n>7 ) xor (n<10 ) then writeln ("истина" ) ; if not (n>7 ) then writeln ("истина" ) ; end .

var n:integer; begin n:=6; if (n>5) and (n<10) then writeln("истина"); if (n>7) or (n<10) then writeln("истина"); if (n>7) xor (n<10) then writeln("истина"); if not(n>7) then writeln("истина"); end.

Пример: Компания набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и определить, подходит ли он для данной компании (вывести ответ «подходит» или «не подходит»).
Особенность: надо проверить, выполняются ли два условия одновременно.

Пример: Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является нечетным».

Условный оператор позволяет пропустить или выполнить некоторый блок кода в зависимости от результата вычисления указанного выражения - условия. Можно сказать, что условный оператор является точкой принятия решения в программе, иногда его также называют оператор ветвления. Если представить, что программа - это дорога, а интерпретатор PHP - путешественник, идущий по ней, то условные операторы можно представить как перекрестки, где программный код разветвляется на две или более дорог, и на таких перекрестках интерпретатор должен выбирать, по какой дороге двигаться дальше.

Оператор if

Оператор if является наиболее простым из операторов ветвлений.

Синтаксис оператора if:

Оператор if сначала вычисляет условное выражение указанное в круглых скобках, результатом этого выражения является булево значение. Если полученный результат является истинным (true), то инструкция выполняется. Если выражение возвращает ложное значение (false), то инструкция не выполняется. В качестве условия может применяться выражение любой сложности.

Если в теле оператора if используется всего одна инструкция, то заключать ее в фигурные скобки можно, но не обязательно. Однако, если нужно выполнить в теле оператора if не одну инструкцию, а несколько, тогда эти несколько инструкций необходимо заключить в фигурные скобки. Обратите внимание на то, что после закрывающей фигурной скобки не следует ставить точку с запятой.

Следующий код демонстрирует применение оператора if:

Операторы if могут быть вложенными в другие операторы if:

Обратите внимание на последний пример: инструкцию не обязательно надо записывать именно под оператором if , если инструкция не большая по размеру, то ее можно записать и в одну строку.

Оператор if else

И так мы узнали, что оператор if позволяет выполнять инструкции в том случае, если условие истинно. Если же условие оказывается ложно, то никаких действий не выполняется. Однако часто бывает необходимо выполнить одни инструкции, если определенное условие истинно, и другие инструкции, если условие ложно. Именно для таких случаев используется ветвление if else . Оно состоит из оператора if , за которым следует блок инструкций и ключевого слова else , за которым следует другой блок инструкций.

Синтаксис оператора if else:

Оператор else не является обязательным. Блок инструкций расположенный после else выполняется по умолчанию, т.е. когда условное выражение в if возвращает значение false . Оператор else не может быть использован отдельно от оператора if . Блок else должен располагаться только после оператора if , его можно рассматривать, как действие по умолчанию.

Немного изменив наш предыдущий пример, мы можем увидеть, как работает оператор if else , если условие возвращает значение false:

Оператор if else может быть вложенным. Такие вложенные условные операторы встречаются на практике достаточно часто. Оператор if является вложенным, если он расположен внутри другого блока if или else . Если в коде используется несколько операторов if подряд, то else всегда относится к ближайшему if:

Последний else не относится к if($a) , так как он находится не во внутреннем блоке, поэтому ближайший к нему получается if($i) . Оператор else расположенный внутри блока относится к if($b) , потому что этот if - является ближайшим к нему.

Конструкция elseif/else if

Оператор if/else вычисляет значение условного выражения и выполняет тот или иной фрагмент программного кода. Но что, если требуется выполнить один из многих фрагментов? Если вам нужно проверить несколько условий подряд, то для этого подойдет конструкция elseif или else if (это одна и та же конструкция, просто по разному записана). Формально она не является самостоятельной конструкцией PHP - это лишь распространенный стиль программирования, заключающийся в применении повторяющихся операторов if/else . Она позволяет проверять дополнительные условия, пока не будет найдено истинное или достигнут блок else . Конструкция elseif/else if должна располагаться после оператора if и перед оператором else , если такой имеется.

Здесь проверяется три условия, и, в зависимости от значения переменной $username , выполняются разные действия.

На самом деле в этом фрагменте нет ничего особенного. Это просто последовательность операторов if , где каждый оператор if является частью конструкции else предыдущего if . Для тех кто впервые столкнулся с такой формой записи и ему не очень понятно, как это работает, мы перепишем этот же пример, только в эквивалентной синтаксической форме, полностью показывающей вложенность конструкций:



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: