Первая компьютерная мышь описание внешнего вида. История компьютерной мыши: от первой модели до наших дней

Сегодня мышь - необходимое устройство ввода для всех современных компьютеров. Но совсем недавно все было по-другому. Компьютеры не имели графического команды и данные можно было ввести только с помощью клавиатуры. А когда же появилась самая первая Вы будете удивлены, увидев, какую эволюцию пережил этот привычный для каждого предмет.

Кто изобрел первую компьютерную мышь?

Считается отцом этого прибора. Он был из тех ученых, которые стараются приблизить науку даже к простым людям и сделать прогресс доступным каждому. Он изобрел первые компьютерные мыши в начале 1960 годов в своей лаборатории в Стэнфордском исследовательском институте (ныне SRI International). Первый прототип был создан в 1964 году, в заявке на патент на это изобретение, поданной в 1967 году, он был назван как "Индикатор положения XY для системы с дисплеем". Но официальный документ под номером 3541541 был получен только в 1970 году.

Но все ли так просто?

Казалось бы, всем известно, кто создал первую компьютерную мышь. Но технология трекбола (шарового привода) впервые была использована гораздо раньше Военно-морским флотом Канады. Тогда, в 1952 г., мышь представляла собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, которая могла бы ощущать смещение шара и имитировать его движения на экране. Но мир узнал об этом только годы спустя - ведь это было секретное военное изобретение, которое никогда не патентовали и не пытались производить массово. Спустя 11 лет оно уже было известным, но Д. Энгельбарт признал его неэффективным. В тот момент он еще не знал, как соединить его видение мыши и это устройство.

Как появилась идея?

Основные идеи по поводу изобретения впервые пришли в голову Д. Энгельбарту в 1961 году, когда он был на конференции по компьютерной графике и обдумывал проблему повышения эффективности интерактивных вычислений. Ему пришло в голову, что, используя два маленьких колесика, которые движутся по столешнице (одно колесо поворачивается по горизонтали, а другое - по вертикали) компьютер может отслеживать сочетания их вращения и, соответственно, перемещать курсор на дисплее. В какой-то степени принцип действия похож на планиметр — инструмент, используемый инженерами и географами, чтобы измерять расстояния на карте или чертеже и т. д. Тогда ученый записал эту идею в свой блокнот для дальнейшего использования.

Шаг в будущее

Чуть более года спустя, Д. Энгельбарт получил грант от института на запуск своей исследовательской инициативы под названием "Улучшение Человеческого Разума". Под ней он представлял систему, где люди умственного труда, работая на высокопроизводительных компьютерных станциях с интерактивными дисплеями, имеют доступ к обширному информационному онлайн-пространству. С его помощью они могут сотрудничать, решая особо важные проблемы. Но этой системе остро не хватало современного устройства ввода. Ведь чтобы комфортно взаимодействовать с объектами на экране, нужно иметь возможность быстро их выбирать. НАСА заинтересовалась проектом и выделила грант на то, чтобы была сконструирована компьютерная мышь. Первая версия этого прибора похожа на современную разве что размером. Параллельно командой исследователей были придуманы и другие устройства, которые позволяли управлять курсором при помощи нажатия ступней на педаль или передвижения коленом специального зажима под столом. Эти изобретения так и не прижились, а вот джойстик, придуманный тогда же, позже был усовершенствован и применяется до сих пор.

В 1965 году команда Д. Энгельбарта опубликовала окончательный доклад о своем исследовании и различных методов выбора объектов на экране. Были даже волонтеры, которые участвовали в тестировании. Это происходило примерно так: программа показывала объекты в разных частях экрана и волонтеры пытались как можно быстрее кликнуть по ним разными устройствами. По результатам тестов первые компьютерные мыши однозначно превосходили все остальные приборы и были включены в качестве стандартного оборудования для дальнейших исследований.

Как выглядела первая компьютерная мышь?

Она была изготовлена из дерева и была первым устройством ввода, которое помещалось в руку пользователя. Зная принцип ее действия, вас уже не должно удивлять то, как выглядела первая компьютерная мышь. Под корпусом были два металлических диска-колесика, схема. Кнопка была только одна, и провод уходил под запястье человека, держащего прибор. Прототип собрал один из членов команды Д. Энгельбарта, его ассистент Уильям (Билл) Инглиш. Изначально он работал в другой лаборатории, но вскоре присоединился к проекту по созданию устройств ввода, разработал и воплотил в жизнь дизайн нового прибора.

Наклоняя и раскачивая мышь, можно быль нарисовать идеально ровные вертикальные и горизонтальные линии.

В 1967 году корпус стал пластиковым.

Откуда взялось название?

Достоверно никто не помнит, кто первый назвал этот прибор мышью. Ее тестировали 5-6 человек, возможно, что кто-то из них и озвучил сходство. Тем более что первая в мире компьютерная мышь была с проводом-хвостиком сзади.

Дальнейшие улучшения

Конечно, прототипы были далеки от идеала.

В 1968 в Сан-Франциско на компьютерной конференции Д. Энгельбарт представил усовершенствованные первые компьютерные мыши. Они имели три кнопки, помимо них клавиатура доукомплектовывалась приспособлением для левой руки.

Задумка была такова: правая рука работает с мышью, выделяя и активируя объекты. А левая с удобством вызывает нужные команды при помощи маленькой клавиатуры с пятью длинными клавишами, как у пианино. Тогда же стало ясно, что провод под рукой у оператора путается при использовании прибора, и что его нужно вывести на противоположную сторону. Конечно, приставка под левую руку не прижилась, но Дуглас Энгельбарт использовал ее на своих компьютерах до последних дней.

Продолжение работы над усовершенствованием

На дальнейших этапах развития мыши на сцену вышли другие ученые. Самое интересное, что Д. Энгельбарт никогда не получал отчислений со своего изобретения. Так как он запатентовал его как специалист Стэндфордского института, то правами на прибор распоряжался именно институт.

Итак, в 1972 году Билл Инглиш заменил колесики на трекбол, что позволило распознавать движение мыши в любом направлении. Поскольку он тогда работал в компании Xerox PARC, то эта новинка стала частью передовой по тем меркам системы Xerox Alto. Это был миникомпьютер с графическим интерфейсом. Поэтому многие ошибочно считают, что первые в компании Xerox.

Следующий виток развития произошел с мышью в 1983 году, когда в игру вступила компания Apple. Предприимчивый подсчитал стоимость массового производства прибора, которая составила примерно 300 долларов. Это было слишком дорого для обычного потребителя, поэтому было принято решение упростить конструкцию мыши и заменить три кнопки одной. Цена упала до 15 долларов. И хоть это решение до сих пор считают спорным, Apple не торопится менять свой культовый дизайн.

Первые компьютерные мыши были прямоугольной или квадратной формы, анатомический округлый дизайн появился лишь в 1991 г. Его представила компания Logitech. Помимо интересной формы новинка была беспроводной: связь с компьютером обеспечивалась при помощи радиоволн.

Первая оптическая мышь появилась в 1982. Ей для работы был необходим специальный коврик с напечатанной сеткой. И хоть шарик в трекболе быстро загрязнялся и доставлял неудобства тем, что его нужно было регулярно чистить, оптическая мышь до 1998 года была коммерчески невыгодной.

Что дальше?

Как вы уже знаете, «хвостатые» с трекболом уже практически не используются. Технологии, и эргономичность компьютерных мышек постоянно усовершенствуются. И даже сегодня, когда все более популярными становятся устройствам с тачскринами, их продажи не падают.

Ровно 40 лет назад, 9 декабря 1968 г., на компьютерной конференции в Сан-Франциско в числе других инноваций Дугласом Энджелбартом (Douglas Engelbart) была продемонстрирована первая мышь. Одни компьютерные легенды гласят, что компьютерную мышь создали в лаборатории Xerox, другие - что мышь была создана по заказу компании Apple. На самом деле, компьютерная мышь, она же индикатор позиций x и y, она же компьютерный манипулятор, она же манипулятор типа мышь, «родилась» в 1964 г. Ее изобрел Дуглас Карл Энгельбарт (Douglas Carl Engelbart; род. 30 января 1925 г.) из Стэнфордского исследовательского института.

«Госзаказа» на мышь не было, - она появилась как один из побочных продуктов при разработке Энгельбартом операционной системы oN-Line System (NLS). В ходе работы над NLS появилась концепция «оконного» интерфейса, и мышь была создана как один из возможных манипуляторов для работы с окнами. Вообще-то, идея такого манипулятора появилась в 1963 г., а в 1964 г. был изготовлен первый действующий прототип (в одном интервью Энгельбарт сказал, что первые мысли о создании подобного устройства появились у него еще в 1951 г.).

Первая компьютерная мышь представляла собой деревянную коробку ручной работы, внутри которой находились два перпендикулярных колеса и кнопка. При движении мыши колеса катились по столу и позволяли узнать направление и величину перемещения устройства. Эти данные преобразовывались в перемещение курсора на экране.

9 декабря 1968 г. состоялась первая публичная демонстрация системы NLS и, вместе с ней, прототипа мыши. А в 1970 г. Энгельбарт получил патент на «индикатор координат x и y для дисплейной системы».

Энгельбарт работал над созданием манипулятора не один: он «только» изобрел мышь, а воплотил его идею в жизнь аспирант Билл Инглиш (Bill English; в мире много «биллов-инглишей», но след этого утерян, его биографические сведения скудны и отрывочны. С одной из немногих фотографий Билла Инглиша можно ознакомиться на «мышином сайте» виртуального музея Стэнфорда). Позднее Джеф Ралифсон (Jeff Rulifson, ныне руководитель VLSI Research Group в Sun Microsystems Laboratories) существенно улучшил конструкцию мыши и разработал для нее программное обеспечение.

В архивах виртуального музея Стэнфордского университета хранится учебный фильм 1968 г., в котором демонстрируется первая компьютерная мышь и ее потрясающие для того времени возможности. Следующий «мышиный шаг» был сделан в 1972 г. в исследовательском центре Xerox PARC в Пало-Альто. Улучшенная версия мыши для Xerox была создана Биллом Инглишем, перешедшим в PARC из лаборатории Энгельбарта: два больших колеса были заменены одним подшипником, перемещения которого фиксировались при помощи двух роликов внутри мыши. Дизайн корпуса стал больше напоминать современную мышь.

До начала 80-х годов XX в. мышь все еще оставалась экзотическим устройством. В 1983 г. существовало около 10 компаний, производивших и продававших различные модели компьютерных мышей. Часть этих компаний была основана бывшими сотрудниками лаборатории Энгельбарта или PARC.

Кстати, мышь в те времена стоила недешево. Например, мыши компании The Mouse House, основанные на дизайне и патентах Xerox, стоили около $400 (плюс около $300 за интерфейсную плату, к которой подключалась мышь). Это объяснялось тем, что мышь имела достаточно сложное (и не очень надежное) механическое устройство.

Короче говоря, мышь, хотя и стала «официально признанным» периферийным устройством, но все еще оставалась уделом исследователей и разработчиков новых компьютерных технологий, но отнюдь не рядовых пользователей.

В 1979 г. компания Apple разрабатывала ПК Macintosh и Lisa. Решено было оснастить их мышами, и Стив Джобс заказал создание мыши - неприхотливой, надежной, с себестоимостью порядка $20-30 - дизайнерской компании Hovey-Kelley Design. В результате мышь была существенно доработана: вместо небольшого стального подшипника в сложной механической подвеске появился большой резиновый шар, свободно катающийся в корпусе. Система колес и ненадежных электрических контактов сменилась оптоэлектронными преобразователями и колесиками со щелевыми прорезями. Кроме того, было решено использовать литой пластиковый корпус, в котором все необходимые детали четко крепились на своих местах. Таким образом, можно было отказаться от прецизионной обработки корпуса и ручной сборки, - теперь мышь мог собрать любой рабочий на конвейере.

Можно сказать, что компьютерная мышь обрела популярность благодаря компьютерам Apple Macintosh, - а сама она, в свою очередь, стала одной из причин ошеломляющего успеха ПК Macintosh в 1984 г

Успешному старту в августе 1995 г. Windows 95 тоже в немалой степени поспособствовала мышь Энгельбарта.

Кстати, Microsoft ввела поддержку мыши в IBM PC еще в 1983 г., но позже (Билли, как всегда немного запаздывает, но вовремя спохватывается…), чем Apple, обратила внимание на возможности мыши при работе с «оконными» системами.

О названии мыши тоже ходят околокомпьютерные легенды, - что ее предлагали назвать, например, «жуком». Это легенды и не более того: во всех интервью - на вопрос о названии - Энгельбарт неизменно отвечал: «Я не знаю, почему мы назвали ее мышью. Это название прижилось сразу, и мы никогда не меняли его».

В 1968 г. Энгельбарт получил за свое изобретение чек на $10 тысяч и весь гонорар внес в качестве первого вклада за скромный загородный домик… 1 декабря 2000 г. Энгельбарт за все свои изобретения, включая изобретение компьютерной мыши, был награжден Национальной Медалью технологий (The National Medal of Technology) — одной из высших наград США для ученых за достижения в IT-сфере.

Сейчас Дуглас Энгельбарт мог бы быть более богатым и знаменитым чем Билл Гейтс, но, в отличие от последнего, он не по-американски скромен: сознательно «ушел в тень», и о нем мало кто вспоминает.

Конечно, про изобретателя компьютерной мыши не скажешь, что он беден, как церковная мышь, но и миллионов/миллиардов на своем изобретении он не заработал…

по информации из открытых источников

Когда-то компьютер управлялся исключительно с помощью текстовых команд, которые вводились в командную строку через клавиатуру. Так продолжалось до 1980-х годов, несмотря на то, что еще в 1963 году инженер Дуглас Энгельбарт начал работу над манипулятором для указания объектов на экране.

В том же году по наработкам Энгельбарта его коллега Билл Инглиш создал первый прототип устройства: деревянную коробку с кнопкой сверху и двумя перпендикулярными металлическими колесиками внутри для индикации на дисплее положения по горизонтали и вертикали.

Наклоняя устройство, можно было управлять колесиками отдельно, чтобы про­­­вести указатель точно по оси X или Y. В 1968 году Энгельбарт публично представил манипулятор, а его презентация получила название «Мать всех демонстраций».

Презентация Дугласа Энгельбарта считается первым показом мыши массовой аудитории.

Только в 1973 году был представлен ПК с графическим пользовательским интерфейсом. Xerox Alto управлялся с помощью клавиатуры и трехкнопочной мыши. Металлические колесики для изменения позиции курсора были заменены на металлический шарик и ролики. До 90-х годов основной принцип работы сущест­венно не менялся.

С первых дней своего существования мышь массово не использовалась. Широкую популярность она стала приобретать только с выходом в 1984 году компьютера Apple Macintosh 128k. Модель M0100 для этого ПК стоила всего $15, а не несколько сотен, как было ранее. Так мышь не только стала доступной людям со средним доходом, но и превратилась в основной манипулятор для графического интерфейса Apple.

В рекламном ролике говорилось: «Если вы можете указывать на что-то, то можете управлять системой» . Стив Джобс, как и в случае со смартфонами и планшетами, не изобрел мышь, но продуманный маркетинг и удобный дизайн стали причиной ее успеха. В 1985 году для Windows 1.0 свои мыши стала выпускать Microsoft.

А потом события стали развиваться с сумасшедшей скоростью. Обрезиненный шарик вытеснили оптические датчики и лазеры, поскольку они более точно позиционируют курсор и не требуют очистки. Беспроводные мыши дали людям большую свободу перемещений во время работы. С другой стороны, появились ноутбуки с тачпадом, представляющим собой альтернативу мыши: на них можно работать, находясь в пути, даже если под рукой не окажется ровной поверхности.

Тем временем офисные работники часто жалуются на типичные профессиональные недуги вроде синдрома компьютерной мыши. Предпринимаются многочисленные попытки изменить дизайн, чтобы улучшить эргономичность (например, с помощью установки трекбола для управления курсором), но пока они не очень удачные.

В настоящее время хорошей альтернативой стали сенсорные дисплеи, поскольку такое управление более интуитивно и не требует дополнительного оборудования. Однако еще не известно, сможет ли такой способ управления полностью заменить мышь в офисах.


1963 год


Появляется первый в мире прототип мыши из дерева.


1973 год


Мышь для первого компьютера с графическим интерфейсом внешне уже больше похожа на современную.


1984 год


Преемник манипулятора Lisa Mouse стал привлекательным по цене, а Apple еще долго продвигает однокнопочный дизайн.

Сегодня сложно представить себе работу с персональным компьютером без привычного каждому из нас устройства – мышки. Даже удобный трекбол на дорогом ноутбуке не способен заменить легкую в управлении, быструю и маневренную мышку. Поэтому изобретение мышки стало важным этапом в развитии компьютерных технологий.

Принципы работы современной компьютерной мыши были сформулированы и впервые реализованы в 1940-ых годах прошлого века – устройство управления, использующее шар для боулинга в качестве элемента для определения координат объекта в режиме реального времени. Однако ученые не проявили интереса к подобным изобретениям, и разработка данной идеи была отложена еще на 20 лет.

Появление первой реальной компьютерной мыши произошло лишь в 1962-ом году. Идея о создании мыши возникла у ученого Дугласа Энгельбарта еще в конце 50-х г.г. прошлого века, который, работая в то время в лаборатории NASA в области проектирования радарных установок, счел неэффективными действующие методы работы. Например, Энгельбарт счел необходимой прямую подачу команды с ЭВМ – для этого были необходимы монитор и устройство ввода информации.

И только спустя 14 лет такое устройство ввода данных действительно появилось – это была деревянная мышь, громоздкая и не слишком удобная, однако отвечающая всем техническим требованиям своего времени. Её создателем стал Билл Инглиш, а Джефф Рулифсон написал программное обеспечение, необходимое для демонстрации технических возможностей мыши.

Ученые NASA не оценили данное изобретение по достоинству, так как для его работы требовалось гравитационное поле, а, следовательно, применить подобное устройство в космосе было невозможно. И всё же развитие мышки на этом не остановилось, и очень скоро, в 1968-ом году, инженеры узнали о мыши Энгельбарта, имеющей три кнопки. Изначально ученый планировал разместить на устройстве пять кнопок, но в этом случае корпус мыши оказался бы еще более громоздким.

Функциональность мышки обеспечивалась двумя дисками, встроенными взаимно перпендикулярно – их перемещение в четырех направлениях полностью соответствовало изменению координат объекта в двумерной системе координат. Позже, в начале 70-х годов, компания Xerox представила более компактный вариант компьютерной мышки, в котором диски были заменены шаром и роликами. При этом теперь мышь официально стала атрибутом персонального компьютера.

История мыши продолжилась и в последующие десятилетия. Так, модернизация, регулярно осуществляемая специалистами компании Apple, всё больше приближала мышь к ее современному виду, а к середине 80-х годов лидером в производстве компьютерный мышей стал швейцарский бренд Logitech.

С 1962-го года не только внешний облик мышки, но также и ее функционал претерпели существенные изменения. Дополнительные кнопки по бокам, колесо прокрутки для работы с операционной системой Windows и другие опции делают работу с мышью еще более удобной и комфортной. С 1999-го года наиболее популярными стали оптические мыши, принцип работы которых основан на сканировании изображения поверхности, на которой располагается мышь, в различные моменты времени и непрерывном сопоставлении получаемых результатов.

Компьютерная мышь сегодня – незаменимое устройство, значительно превосходящее известные сегодня аналоги по всем характеристикам. Однако совершенство не знает границ, а потому и инженеры и дизайнеры во всем мире по-прежнему работают над модернизацией мыши, делая новые образцы еще более эргономичными и удобными.

Ни о чём не скажет. Но тем не менее почти 1 миллиард людей в день пользуются его творением, а именно – компьютерной мышью. Карл сам и придумал как назвать устройство. Мышь принесла ему награды и славу, но спустя 30 лет после её создания. Патент, выданный на его изобретение и срок которого уже вышел, был неудачно составлен: его действие распространялось не на идею манипулятора, а только на механизм считывания с помощью двух ортогонально расположенных колёс. Современные мыши обладают иными механизмами считывания и компании, которые выпускают эти устройства, свободны от обязательств перед изобретателем. Признание публикой авторства за Энгельбартом состоялось только в 1998 году, когда ему присудили премию Lemelson-MIT Prize и 500 тысяч зеленью на руки.

Итак, с чего всё началось? В далёком 1964 году, когда у нас отстраняли от власти товарища Н.С. Хрущёва, Д.Энгельберт и его команда трудились над проектом oN-Line System - операционной системы (NLS), где имела место концепция «оконного» интерфейса. Как побочный эффект от этого проекта на свет появилась мышь… Устройство разработали случайно: все манипуляторы, которые тогда существовали, а именно клавиатура , джойстики , световые перья, тормозили процессы работы с окнами и Энгельберт быстро придумал удобное устройство, которое было призвано облегчить работу за компьютером. Название «мышь» устройство получило в Стенфорде, где трудились Дуглас и его команда, из-за схожести сигнального провода с хвостом, не поверите, мыши. Примечательно, что на ранних моделях мышей он выходил из задней части устройств. Само устройство было придумано ещё даже чуть раньше в 1963 году, спустя год был сделан первый рабочий прототип.

В 1970 году изобретатель мыши Дуглас Энгельбарт получил тот самый патент на устройство «мышь» или «индикатор координат х и у для дисплейной системы». Да уж.. Та мышь, конечно, была далека от нынешней и выглядела как коробка с двумя колёсиками.

Первым компьютером, в комплектацию которого входила мышь, был Xerox 8010 Star Information System, представленный в 1981 году. Мышь фирмы Xerox имела три кнопки и стоила примерно 400 долларов США (если пересчитывать на текущий курс, это порядка 1000 долларов США). Два колёса в такой мыши были заменены подшипником, перемещения которого контролировались двумя роликами внутри самого устройства. Внешний вид мыши значительно приблизился к современному. В 1983 году фирма Apple, разумеется, выпустила свою собственную мышь, однокнопочную, для компьютера «Лиза ». Стоимость «яблочной» мыши удалось уменьшить д о 25$. В целом, всемирную популярность мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple «Macintosh и, несколько позднее, в операционной системе Windows для IBM PC .

В массовых моделях мышей использовали, знакомый старшим поколениям, шаровой привод. В таком приводе движение мыши передаётся на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (вес шарика и резиновое покрытие обеспечивают хорошим сцеплением с рабочей поверхностью, например, ковриком). Прижатые к шарику ролики снимают его движения для каждого из измерений, передавая их на датчики, которые, в свою очередь, преобразуют движения в электрические сигналы. Главный недостаток шарового привода заключается в загрязнении шарика и роликов, всё это в совокупности приводит к заеданию мыши и необходимости её периодически чистить. Металлизация роликов решала проблему лишь отчасти.

Вариантов датчиков для шарового привода существовало два:

  1. Контактные датчики. Контактный датчик представляет собой текстолитовый диск с лучевидными металлическими дорожками и контактами, которые к нему прижаты. Датчик такого типа достался в наследство от прямого привода. Его недостатками являются окисление контактов, быстрый общий износ и слабая точность.
  2. Кнопки. Это основные элементы управления мыши, которые служат для выполнения основных манипуляций: выбора объекта нажатием, активного перемещения с нажатой кнопкой, для рисования, выделении текста, исходная и конечная точка при перемещении объекта.
Количество кнопок на мыши ограничивается концепцией их использования вслепую аналогично клавишам аккордовой клавиатуры (устройство ввода данных, в котором символы или команды формируются нажатием нескольких клавиш одновременно, аналогично извлечению аккордов на пианино или на других клавишных музыкальных инструментах). При этом, если аккордовая клавиатура может спокойно использовать 5 клавиш (по одной на каждый палец), мышь ещё необходимо перемещать тремя (большой, безымянный и мизинец) и двумя (большой и мизинец) пальцами. Т.е, можно сделать две или три полноценные кнопки для использования параллельно с перемещением мыши по стол – под указательный, средний и безымянный пальцы (для трёхкнопочной мыши). Кнопки так и называют по положению – левая (под указательный палец правши), правая и средняя, для трёхкнопочной мыши.

Много лет продолжалось противостояние двухкнопочных и трёхкнопочных мышей, которое завершилось после появления скролла (прокрутки экрана). На мыши с двумя кнопками появилась маленькая средняя кнопка (для включения / выключения скроллинга, и по совместительству средняя кнопка), которая вскоре превратилась в колесо прокрутки, нажатие на которое работает как средняя кнопка. На мыши с тремя кнопками, понятное дело, средняя кнопка просто объединилась с колесом прокрутки.

Компания Apple шла своим путём. Так, посчитав лишней даже вторую кнопку, долгое время «Яблочники» строили все свои интерфейсы под мышь с одной-единственной кнопкой. Мыши, выпускаемые компанией Apple, могут программироваться под использование от одной до четырёх кнопок.

Шаровые мыши, ещё широко распространённые в конце 20 века, постепенно забываются и им на замену приходятся мыши оптические.

Первая оптическая мышь была создана ещё в 1999 году компанией Microsoft . Сейчас существует множество фирм, производящих самые разные оптические мыши, разной конструкции, с дополнительными мультимедийными кнопками. Но обо всём по порядку.

Обычной мышкой с двумя, тремя и более кнопками уже никого не удивишь, а ведь внешний вид мыши очень серьёзно поменялся за последние 20 лет, причём настолько кардинально, что в новых устройствах трудно узнать предшественников. Колесо прокрутки, о котором говорилось выше, появилось довольно давно и, принято считать, что это обусловлено выходом в свет операционной системы Windows. Потом стало возможным наклонять колесо влево вправо и тем самым вести скроллинг (прокрутку) влево или вправо, т.е. по горизонтали. Следующее обновление заключалось в замене колёсика на трекбол, который крутится в произвольном направлении и позволяет перемещаться в окне во все стороны.

Первые трекболы разрабатывались с давних времён, в одно время с компьютерными мышами и по началу, как обычно, для военных целей. Специалисты из Канады, работающие на военно-морской флот страны, предложили идею трекбола, которую военное ведомство, увы, не поддержало. По аналогии с мышью, технология вышла в гражданскую сферу и стала использоваться в разработках устройства для точного позиционирования курсора на экране. В 1960-е обычными средствами управления были клавиатура и переключатели, но к системе с видеоинтерфейсом требовалось новое средство для управления. Так и решили использовать шар с гладкой поверхностью. По легенде, первым трекболом был шар для боулинга.

Первые мышата подключались к компьютеру при помощи провода и адаптера через последовательный коммуникационный интерфейс RS. Позже, фирмой IBM был предложен специальный разъём PS/2. Этот порт получил широкое распространение и стал использоваться для клавиатуры. Постепенно его стали включать и в стандарт материнских плат . Спустя время к портам подключения мышей и клавиатур добавился порт USB .

Спустя ещё немного времени мышь «потеряла» свой хвостик. Появились беспроводные мыши. Они лишены ограничивающего фактора – провода, но обладают другим недостатком – отсутствием стационарного питания и вынуждены иметь автономное, от батареек или аккумуляторов, которые пока ещё далеки от совершенства. Также к недостаткам можно отнести не всегда устойчивое соединение, более высокие цены по сравнению с проводными мышами. Понятное дело, что решение этих проблем придёт со временем. Появляется множество новых беспроводных мышей, которые можно использовать для управления мультимедийными функциями настольного ПК, т.е. как пульт для компьютера.

Из интересных разработок последнего времени стоит отметить разработку англичанина Тобиаса Джонса, который изобрёл весьма интересный манипулятор. Быть может, именно такое устройство в будущем заменит мышь. Его изобретение представляет собой перчатку с датчиками, которые отслеживают перемещение кисти руки и отсылает данные в компьютер.

Ещё 20 лет назад никто не мог представить каким будет внешний вид мыши. Вполне вероятно, что ещё через 20 лет, когда мыши будут заменены другими устройствами, мы о мышах будем вспоминать с улыбкой на лице. Разработки новых устройств идут активно и наверняка некоторые из них, в итоге, попадут на конвейер.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: