Какие есть информационно коммуникационные технологии. Понятие информационно-коммуникационных технологий

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии - это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

В конце XX - начале XXI вв. в окружающем нас мире наметились положительные тенденции в распространении информационно- коммуникационных технологий. Бурное развитие информационных технологий, конвергенция компьютерных систем, коммуникаций различных видов, индустрии развлечения, производства бытовой электроники приводят к необходимости пересмотреть представления об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. Многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики. Под государственной информационной политикой имеется в виду регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах - деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т. п. Такая расширительная трактовка информационной политики представляется сегодня обоснованной, так как цифровая информация и новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии интенсивно размывают барьеры между различными секторами информационной индустрии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) включают все виды технологий, используемых для обработки информации. С конца 70-х годов стали отождествляться, прежде всего, с компьютерной технологией обработки информации. ИКТ дают возможность представлять любой вид информации -- чисел, текстов, звука, изображения -- в цифровом формате, пригодном для хранения и обработки на компьютере. Возможность передачи информации с компьютера на компьютер с помощью интернет-технологий обеспечивает доступ любого пользователя к мировому информационному пространству. Информационные технологии используются для крупных систем обработки данных, вычисления на персональном компьютере, науке и образовании, управлении, автоматизированном проектировании и создании систем с искусственным интеллектом. Информационные технологии -- современные технологические системы огромного стратегического значения (политического, оборонного, экономического, социального и культурного).

Многими современными философами признается необходимость расширения сферы применения философских понятий с учетом, признанием, и включением в сферу философского миропонимания воздействия на общество и человека современных компьютерных технологий. Терминами, которые используются в нашей современной жизни и требуют осмысления с позиций философии, являются информатизация, компьютеризация, «виртуальная реальность» и «социальная виртуальная реальность». Необходимо расширение области применения понятий «коммуникации», «сеть», «сетевая организация» на основе вновь возникающих особенностей мирового развития.

ИКТ относится не только к сфере высокотехнических процессов и биотехники, но и к области лингвистики, экономики, образования, влияя, таким образом, на нашу жизнь в целом.

Проблема информатизации общества часто рассматривается в основном как технологическая. И действительно, ее материальной основой служит повсеместный переход к безбумажной информатике, когда основная масса данных, циркулирующих в обществе, будет храниться и обрабатываться в компьютерных системах и передаваться по автоматизированным каналам спутниковой или телекабельной связи, соединял отдельные компьютеры и автоматизированные рабочие места в информационные сети, обеспечивая обращение к базам данным, находящихся практически в любой точке земного шара.

В основе этого подхода лежит ряд фундаментальных изобретений и открытий: персональные компьютеры, оптические диски на десятки и сотни гигабайт, позволяющие в компактном виде хранить содержимое целых библиотек, оптико-волоконные каналы связи, видеотекстные системы связи, методы представления данных и знаний. Вся эта техника обеспечивает возможность создания в недалеком будущем высокоавтоматизированной информационной среды, позволяющей получить доступ к любому знанию, предоставленному в виде информации. Фактически это означает, что информационная среда дает глобальное решение проблемы доступа к знанию, полученного в любой момент времени в любом месте. Уже из этого следует, что проблема информатизации является не чисто технической, но в значительной степени социокультурной.

Радикально меняется, и дальше будет меняться поток информации. Качественно трансформируется мышление, сознание, деятельность, межличностные и групповые отношения, формирующиеся в условиях информационной насыщенной среды. Поколение, вырастающее в тесном общении с компьютерами, электронными играми, мобильной связью, отличается по мировоззрению в психологическом, моральном и духовном плане. Речь ведет не только о навыках владения вычислительной техникой, но и об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур, понятий и представлений. Иначе организуется свой внешний мир, развиваются интеллектуальные способности не просто быстрее и разностороннее, но и в ином социально-временном измерении. Но нужно отметить следующее: современные технологии приносят в мир постоянно растущие объемы информации, а многие интеллектуальные достижения от информации практически не зависят. Здесь опять же возникает проблема соотношения информации и знания.

Развитие автоматизированной информационной среды приводит к радикальным изменениям в социально-экономической структуре общества. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в экономике крупных западных городов, стран, позволяя характеризовать их как «информационные». Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. Информационно-коммуникационные технологии сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность города и страны: производство продукции, транспорт, системы «продавец-покупатель» и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, средства массовой информации, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, политическая, общественная и культурная жизнь.

Под компьютеризацией понимается процесс информатизации на основе использования современных компьютерных технологий. Понятие «информатизации» несомненно, шире понятия «компьютеризации». Понятие «компьютеризация» является производным от понятия «информатизация».

Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека - самый впечатляющий феномен последней четверти XX в. В наиболее экономически развитых странах - США, Германии, Великобритании, Японии количество компьютеров на тысячу жителей достигло к 90 гг. XX в. уровня 250-400 единиц. Этот уровень, конечно, уступает показателям такой техники XX в., как автомобиль (в среднем в 1,5 раза) и телевизор (в 2 раза), но темпы распространения компьютеров гораздо выше. С момента появления персонального компьютера на массовом рынке прошло примерно 25 лет. Для достижения того же уровня распространенности, какой сегодня имеет компьютер, телевизору потребовалось около сорока лет, а автомобилю - порядка семидесяти. информационный коммуникационный экономический общество

Помимо количественного роста большое впечатление на любого аналитика производит рост числа функций - способов применения компьютерных технологий. Из вычислительной машины, именуемой ныне полузабытой аббревиатурой ЭВМ, компьютер превратился в универсальное устройство, которое с равным успехом может служить профессиональным инструментом ученого, инженера, бизнесмена, юриста, врача и т. д. или средством обучения, повседневного общения, развлечения. Обмен информацией упростился и ускорился во много раз, причем в международном масштабе.

Задача представления информации в компьютерных системах решается в трех уровнях. Первый уровень условно назван техническим. На данном уровне реализуется сложная функциональная архитектура, обеспечивается быстродействие, память и т. д., то есть все то, что обеспечивает работоспособность и способность решать разнообразные сложные задачи. Второй уровень считается программным. На этом уровне обеспечивается создание программ, связующего звена между компьютерными схемами и человеком. Третий уровень получил название концептуального, и, по мнению А. И. Ракитова, с точки зрения философии он наиболее важен. На этом уровне вырабатываются основные теоретические концепции и сценарии, обеспечивается система ценностной ориентации и идеалов, в конечном счете, проявляется стратегическая линия поведения пользователей и программистов, направление их деятельности. В качестве идеологов на данной иерархической ступени выступают разработчики программного обеспечения, основное влияние на развитие представления информации оказывают разработчики операционных систем.

Персональные компьютеры, рабочие станции и различное сетевое оборудование являются главными средствами доступа к информационно- телекоммуникационному сервису. Основное требование, предъявляемое массовым пользователем к средствам доступа - это гибкость и возможность аппаратно-программной модернизации. Именно эти показатели являются главными характеристиками компьютеров, используемых для доступа к информационно-коммуникационной инфраструктуре.

Компьютер является во многом уникальным изобретением, т. к. если все предшествующие приборы и механизмы позволяли заменить или усилить работу рук или ног человека, то компьютер существенно облегчает, а, по мнению Ю. В. Шишкова и отчасти заменяет работу мозга. Начиная с 1980 г. вычислительные мощности удваиваются каждые 18 месяцев, и, как можно предвидеть, подобная тенденция продолжится до 2010 г., когда будут достигнуты физические пределы кремниевой миниатюризации, но даже это не станет завершением данной линии развития, поскольку появляются другие материалы и разработки. Практически это означает, что через 10 лет вычислительная мощность сегодняшнего персонального компьютера будет сосредоточена в мобильном телефоне и наручных часах. К 2020 г. компьютер станет в десять раз более мощным, чем сегодня и будет способен эффективно обрабатывать трехмерные изображения, а также распознавать голос.

Важный результат развития компьютерной техники - не только характеристики быстродействия компьютеров (для 2002 г. граница этого показателя дрейфует в сторону скорости вычисления - 10 арифметических операций в секунду), а перевод в цифровую форму гигантских массивов аналоговой информации, накопленных ранее человечеством. Общий объем информации, переведенной за последние полвека в цифру, оценивается в 10терабайт (1 терабайт - это 10 байт; для сравнения: информационная емкость легендарной Александрийской библиотеки, содержавшей 532800 свитков (книг), составляла, примерно, 10 бит; 1 байт = 8 бит). Другими словами, возможна цифровая копия реального мира достаточно высокой степени точности. И если чисто технологические аспекты подобного тотального перевода информации в цифровую форму более или менее очевидны для специалистов, то его социальные и психологические последствия менее изучены.

Рассмотрим лишь некоторые примеры профессионального использования ИКТ.

Технологии подготовки документов. Любая деловая сфера связана с подготовкой различной документации: отчетной, научной, справочной, сопроводительной, финансовой и т. д. Сегодня подготовка документа любой сложности немыслима без применения компьютера.

Для подготовки текстовых документов используются текстовые процессоры, которые прошли путь развития от простейших редакторов, не дающих возможность даже форматировать текст до текстовых процессоров, позволяющих создавать документы, включающие в себя не только текст, но и таблицы, рисунки. Информационные технологии, связанные с созданием текстовых документов, широко используются в полиграфической промышленности. Там получили распространение издательские системы (например, Раgе Маkеr), позволяющие создавать макеты печатных изданий (газет, журналов, книг).

Большую роль в автоматизации подготовки финансовых документов сыграли электронные таблицы. Первая электронная таблица под названием VisiCalc (Visible Calculator -- «видимый калькулятор»), созданная Дэниелом Бриклином, появилась в 1979 году. Фактически в 80-х годах прошлого столетия электронные таблицы были лидирующей категорией программного обеспечения. И сейчас они широко применяются.

В настоящее время в финансовой сфере все больше используются бухгалтерские системы (1С-бухгалтерия и др.). Их широкое применение объясняется тем, что с помощью такой системы можно не только произвести финансовые расчеты, но и получить бумажные и электронные копии таких документов, как финансовый отчет, расчет заработной платы и пр. Электронные копии могут быть отправлены с помощью сетевых технологий в проверяющую организацию, например в налоговую инспекцию.

Для подготовки научных документов, содержащих математические расчеты, используются математические пакеты программ (МаthCAD, Марlе и пр.). Современные математические пакеты позволяют создавать документы, совмещающие текст с математическими расчетами и чертежами. С помощью такого документа можно получить результаты расчетов для разных исходных данных, изменяя их непосредственно в тексте документа. Большинство математических систем, используемых сегодня, было создано еще в середине 80-х годов прошлого столетия, т. е. вместе с появлением персональных компьютеров. Новые версии этих систем включают в себя новые возможности, например использование сетевых технологий: организацию доступа к ресурсам сети Интернет во время работы в среде математического пакета.

ИКТ в управлении предприятием. Эффективность работы компании (производственной, торговой, финансовой и пр.) зависит от того, как организованы хранение, сбор, обмен, обработка и защита информации. Для решения этих проблем уже более двадцати лет назад стали внедряться автоматизированные системы управления (АСУ).

В настоящее время в этой области произошли большие перемены. Классическая АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации. Блок обработки и анализа информации является центральным. Его работа основана на экономико-математической модели предприятия. Он решает задачи прогнозирования деятельности компании на основе финансово-бухгалтерских расчетов, реагирования на непредвиденные ситуации, т. е. оказывает помощь в принятии управленческих решений.

Как правило, АСУ работают на базе локальной сети предприятия, что обеспечивает оперативность и гибкость в принятии решений. С развитием глобальных сетей появилась коммуникационная технология Intranet, которую называют корпоративной паутиной. Intranet обеспечивает информационное взаимодействие между отдельными сотрудниками и подразделениями компании, а также ее отдаленными внешними партнерами. Intranet помогает поддерживать оперативную связь центрального офиса с коммерческими представительствами компании, которые обычно располагаются далеко друг от друга.

ИКТ в проектной деятельности. Информатизация произвела на свет еще одну важную технологию -- системы автоматизированного проектирования (САПР).

Проектирование включает в себя создание эскизов, чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией.

Существуют САПРы двух видов: чертежные и специализированные. Чертежные САПРы универсальны и позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования (АutoСаd). Специализированная САПР, например на проектирование жилых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах. Инженер-проектировщик создает чертежи, производит технико-экономические расчеты с использованием таких систем. При этом повышается производительность труда конструктора, качество чертежей и расчетных работ.

Геоинформационные системы. Геоинформационные системы (ГИС) хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны). Например, муниципальная ГИС содержит в своих базах данных информацию, необходимую для всех служб, поддерживающих жизнедеятельность города: городских властей, энергетиков, связистов, медицинских служб, милиции, пожарной службы и пр. Вся эта разнородная информация привязана к карте города. Использование ГИС помогает соответствующим службам оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации: стихийные бедствия, экологические катастрофы, технологические аварии и пр.

ИКТ в образовании. В наше время от уровня образованности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни ее населения. Требования к качеству образования постоянно растут. Старые, традиционные методы обучения уже не успевают за этими требованиями. Возникает очевидное противоречие. Использование ИКТ в образовании может помочь в разрешении этого противоречия.

Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в разном уровне способностей разных учеников. Учителя хорошо понимают, что необходим индивидуальный подход в работе с учащимися. Решению этой проблемы может помочь использование в процессе обучения специальных программ (обучающих, контролирующих, тренажерных и т. д.), входящих в состав электронного учебника.

Обучение -- это процесс получения знаний. Традиционный источник знаний -- учебник ограничен в своих информационных возможностях. Обучающимся на любой ступени образования всегда требовались дополнительные источники информации: библиотеки, музеи, архивы и пр. В этом отношении жители крупных городов находятся в более благоприятных условиях, чем сельские жители. Здесь можно говорить о существовании информационного неравенства. Решить эту проблему поможет широкое использование в обучении информационных ресурсов Интернета. В частности, специализированных порталов учебной информации.

Еще одна проблема системы образования связана с неравными возможностями получения качественного образования из-за географической отдаленности от образовательных центров. Например, для жителя Якутии проблематично получить диплом престижного московского вуза. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения -- дистанционное образование, реализация которого стала возможна благодаря развитию компьютерных сетей.

Дистанционное образование приходит на смену старой форме заочного образования, при которой весь информационный обмен происходил в письменном виде через почтовую связь. Сетевое дистанционное образование позволяет вести обучение в режиме реального времени. Обучаемые могут не только читать учебный материал, но и видеть и слышать лекции крупных ученых, сдавать экзамены в прямом контакте с экзаменатором.

Разработали: -заместитель директора по УВР,

-учитель истории МОУ «Городищенская СОШ №3»

Информационно – коммуникационные технологии

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии сейчас так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационно-коммуникационные технологии».

К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся:

ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ;

Устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно;

Средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»);

Системы искусственного интеллекта;

Системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.;

Современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).

До сегодняшнего времени речь шла в основном о компьютерных технологиях и постепенно в учебном процессе школ стали использоваться персональные компьютеры. Поэтому поговорим об информационной технологии, связанной с использованием персонального компьютера.

Современная педагогическая технология подразумевает наличие средств и способов информатизации, как-то:

Система сбора,

Обработки, хранения,

Поиска информации посредством определённого вида техники;

Набор программных средств;

Соответственно инструкции и оценка эффективности их применения.

Как может учитель использовать персональный компьютер в своей работе?

https://pandia.ru/text/78/244/images/image009_44.gif" width="194" height="65">

Наглядно - демонстрационная Тренажер Контроль знаний

https://pandia.ru/text/78/244/images/image016_31.gif" width="249" height="64">

Поиск информации Сообщения в виде презентации Электронный учебник

Программа Power Point позволяет любому преподавателю, владеющему навыками работы в одной из программ Microsoft Office стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по - своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Это легко сделать с помощью данной программы. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы.

В отличие от традиционных видов наглядности, урок-презентация позволяет максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

Презентация состоит из иллюстративного материала, фактических сведений, оформленных в виде простого текста, таблиц, опорных схем и графиков (что само по себе учит школьников грамотно обрабатывать информацию), практических заданий, тестов, проблемных вопросов и т. д. Наличие этих заданий показывает, что подобные презентации ни в коем случае не сводятся к пассивному «рассматриванию картинок». Но, заранее подготовленные, они, в первую очередь, освобождают время учителя и, во-вторых, облегчают задачу детей, поскольку большинство из них, как мы знаем, визуальны по восприятию информации.

Современные школьники получили возможность использовать информационное поле Интернет для приобретения дополнительных знаний и самостоятельной работы для формирования своих знаний, умений и навыков. Созданы информационно-методические комплексы, где можно получить любую, интересующую учащихся научную информацию, воспользоваться электронными учебниками, электронной библиотекой, справочниками, лекциями, рефератами, творческими работами и учителей, и учащихся. По запросу получить тесты и тексты контрольных работ для самопроверки, получить консультации по любому учебному предмету.

Перспективная комплексная модель «Информатизация и Школа будущего» как система социально-педагогических моделей развития школы в рамках концепции «Школа и семья: партнерство в воспитании гражданина»

За последние 5 лет реализации федеральных и региональных программ информатизации образования произошел переход от компьютеризации школы к формированию единого информационного образовательного пространства школы.
Школа на сегодня показывает потребность оснащения автоматизированными рабочими местами учителя, библиотекаря, методиста, управленца, администратора.

Для каждого автоматизированного рабочего места необходимо предусмотреть комплектацию дополнительным цифровым оборудованием в соответствии с различными предметными областями деятельности учителя-предметника и специализированным программным обеспечением для их использования.

Особый интерес вызывает использования в процессе обучения интерактивной доски, документ - камеры. Большой экран позволяет демонстрировать рисунки, схемы, графики с мультимедийными возможностями, показывать видеоклипы, научно-популярные и художественные фильмы.

Современный школьник должен быть так обучен, чтобы приобрести следующие информационно - коммуникационные умения:

1. представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

2. кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

3. работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

4. осуществлять поиск, выполнять простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, справочники, записные книжки, Интернет.

5. пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

6. называть и описывать различные инструменты, используемые человеком при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер) и уметь их описывать;

7. использовать компьютер для решения учебных и практических задач. Для этого обладать начальными навыками работы на компьютере, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажёры и тесты;

8. создавать элементарные проекты с использованием компьютера.

В настоящее время происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого ученику. В связи с этим актуальной проблемой является смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования новыми информационными технологиями. В своей работе наравне с традиционными методами обучения можно использовать систему обучения Moodle (Моодус) в компьютерной сети класса, что позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу учащихся.

Для организации такой поддержки создан курс «Информатики» в условиях Интернет - среды на базе интерактивных учебников, электронных книг, тестов, опросов, форумов и т. д.

В основе создания и сопровождения такого курса лежит свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).

Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем.

РЕФЕРАТ

Тема : Классификация средств ИКТ

Содержание

Введение 3

Основная часть

1. Средства ИКТ, применяемые в образовании. 4

2. Классификация средств ИКТ по области методического назначения. 6

Заключение 7

Список использованной литературы 8

Введение

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово " технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основная часть

1. Средства ИКТ, применяемые в образовании.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

2. Классификация средств ИКТ по области методического назначения.

Средства информационных и коммуникационных технологий в образовании классифицируют по следующим категориям:

    Обучающие средства ИКТ – с их помощью обучающимся сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень обучения);

    Тренажеры – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала. тренажер обязательно должен быть нацелен на какие-то знания, вопросы и коррекцию (программа проверяет, дает анализ и снова тренирует необходимые участки знаний). Важно при формировании тренажеров учесть алгоритм оценки результирующего тестирования с предоставлением только той информации, которая слабо усвоена с возможным уточнением этой информации;

    Информационно-поисковые и справочные средства ИКТ сообщают сведения, формируют знания и навыки по систематизации информации;

    Демонстрационные средства ИКТ визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

    Имитационные средства ИКТ представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;

    Лабораторные средства ИКТ позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;

    Моделирующие средства ИКТ позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

    Расчетные средства ИКТ автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции;

    Учебно-игровые средства ИКТ предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Заключение

Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения школьников на всех его этапах. Средства ИКТ помогают с овершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а так же повышают продуктивность самоподготовки учащихся. благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

Список использованной литературы

  1. Электронный ресурс http://school2100.com/uroki/elementary/inform.php . А.В. Горячев, Программа «Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии)»

Теоретические основы обучения английскому языку с помощью информационно-коммуникативных технологий

1.1 Понятие информационно-коммуникативных технологии

Информационно-коммуникативные технологии в процессе обучения предполагают взаимодействие (диалог, дискуссия) любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов, предполагающее активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п.

Информационно-коммуникативные технологии, предназначены для общения миллиардов людей, как на больших расстояниях, так и на малых. В образовательном процессе с использованием информационно-коммуникативных технологий субъектами выступают преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного обучения является электронная почта, блоги, телеконференции, диалоги в режиме реального времени, социальные сети, чаты и др.

Коммуникация - основной вид деятельности в Интернет-пространстве. Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Для коммуникации существенен переход от говорения «Одного» к действиям «Другого». Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которыми являются два человека. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода (Г.Г. Почепцов).

Для передачи информации между различными сообществами «Ученики», «Преподаватели» т.е. между участниками образовательного процесса и организациями, поддерживающими образовательный процесс информационным материалом (С. Н. Поздняков), создаются и используются учебные материалы на основе информационно-коммуникативных технологий.

Применение информационно-коммуникативных технологий в образовании требуют применения педагогических методов на основе коммуникаций "многие - многим". Это методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Информационно-коммуникативные технологии позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании как блоги, которые позволяют всем участникам обмениваться письменными сообщениями, как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность, с помощью портальных технологий создавать образовательные ресурсы в интерактивном режиме общения.

Компьютерно-опосредованные коммуникации (взаимодействие по схеме человек-компьютер-человек) позволяют активнее использовать такие методы обучения, как on-line дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы номинальной группы, форумы и другие.

Современная концепция развития технологий использования компьютеров и сетей не только для обработки, хранения, интеграции или перемещения информационных ресурсов, но и в качестве среды обучения берет начало от первой компьютерной сети (Д. Ликлидер, Р. Тейлор). В сети Интернет опосредованное взаимодействие можно представить как обмен сообщениями с помощью Интернет-технологий (А.Д. Ханнанов), в виде следующих моделей взаимодействия: обмена электронными сообщениями между двумя пользователями блога (один к одному); обмен электронными сообщениями в списке рассылки по тематическим блогам (многие ко многим); обмен сообщениями между пользователями и авторами блогов (многие к одному и один ко многим).Есть так же и много других способов общения через Интернет, таких как телеконференции, чаты, форумы и другие коммуникативные технологии, позволяющие взаимодействовать в сетевом пространстве в режиме диалога. Исследование Интернет-общения позволяет разделить способы общения в сети по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты, социальные сети и форумы, наименее интерактивными - e-mail и блоги. При общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата, где люди общаются on-line, то есть человек, получив сообщение, моментально отвечает на него и получает ответ. Стоит отметить, что в блогах общение происходит вокруг определенного предмета или же темы, в то время как чат, своей темы не имеет. Тем не менее, в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как блоги чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, они более познавательны в образовательном направлении.

Необходимо отметить ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей, в нашем случае, с помощью блогов:

во-первых, возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах;

во-вторых, невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации;

в-третьих, обеднение эмоционального компонента общения;

в-четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения.

Указанные характеристики приводят к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного Интернет-этикета, особых правил общения.

В последнее время происходит ускоренное обновление образовательных технологий. Информационные технологии стремительно входят в систему образования, причем они оказывают существенное влияние на методологию образовательного процесса. Например, одним из наиболее ярких проявлений этого проникновения служит открытое образование, основанное на технологии дистанционного обучения. Открытое образование формируется как гибкая, доступная система без строгой регламентации периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы, развивающаяся на основе формализации, структуризации, алгоритмизации учебной информации, автоматизированной ее передачи и контроля знаний на базе технологий дистанционного обучения. Это - непрерывное, гибкое, модульное, распределенное обучение с полным или частично опосредованным взаимодействием преподавателя и студента с доминантой управляемой самостоятельной работы обучаемого (А.Н. Панских).

Познание с помощью блогов базируется на опосредованном и прямом интерактивном взаимодействии преподавателя с аудиторией. Прямое интерактивное взаимодействие преподавателя и учащихся, реализующее идею расширения аудитории, создает виртуальную аудиторию, которая помогает виртуально сократить расстояние между учителем и учеником. Нет необходимости в одно и то же время, в единой точке пространства собирать вместе обучаемых и преподавателя. Достаточно создать блог и иметь выход в Интернет.

Вторым способом обеспечения интерактивности учебного процесса служит опосредованное взаимодействие преподавателя с учащимися, используя электронные учебно-методические комплексы, электронную почту. Происходит трансформация традиционной учебной аудитории, создающая предпосылки для реинжиниринга учебного процесса.

Обучение должно быть там, где студенты проводят больше всего времени. В сегодняшних условиях - онлайн. А если учесть, что социальные сети пользуются большой популярностью среди учащихся, логично использовать их в качестве площадки для учебной работы.

Одно из определений понятия "социальная сеть" в Википедии выглядит следующим образом: социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Социальной сети присуще некоторые принципы:

1. Идентификация - возможность указать информацию о себе. Например, участники указывают школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.

2. Присутствие на сайте - возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками.

3. Отношения - возможность описать отношения между двумя пользователями. Например, участники могут быть обозначены как друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.

4. Общение - возможность общаться с другими участниками сети. Например, отправлять им личные сообщения, комментировать материалы, которые они размещают внутри социальной сети.

5. Группы - возможность сформировать внутри социальность сети сообщества по интересам.

6. Репутация - возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети.

Вышеперечисленные принципы позволяют преподавателю создать свой виртуальный учебный класс. Для организации работы есть возможность использовать любую, уже действующую, социальную сеть (например, Facebook, ВКонтакте) или построить свою. (О конструкторах социальной сети я расскажу чуть позже, в своем следующем сообщении).

Технология вики позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;

Возможность совместной работы;

Наличие форума, стены, чата;

Каждый ученик - участник может создать свой блог, как электронную тетрадь;

Активность участников прослеживается через ленту друзей;

Удобно использовать для проведения проекта;

Подойдет в качестве портфолио как для ученика, так и для учителя.

Конечно же, существует и ряд проблем, связанных с использованием социальной сети при обучении. Например, отсутствие сетикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ - компетенций преподавателя. И, конечно же, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

В процессе обучения иноязычному письменному общению с использованием информационно-коммуникационных технологий реализуется следующий ряд задач:

Концентрируется потенциал лучших педагогических кадров и эффективных технических средств обучения;

Обеспечивается целенаправленное создание, развитие и последовательное внедрение авторских программ обучения;

Создаются условия для того, чтобы студент мог свободно знакомиться со всеми типами общих знаний и со специальными знаниями научных дисциплин, приобретая при этом необходимые практические навыки;

Организовывается разностороннее взаимодействие, обмен знаний и мнений в образовательной среде.

Нам удалось выделить следующие подходы в научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в понимании обучения иностранному языку с помощью информационно-коммуникативных технологий: системно-целостный, целевой, сетевой, дистанционный, информационно-аналитический, системно - деятельностный, герменевтический, коммуникативный, представляющие несомненную теоретическую ценность для построения методологической основы нашего исследования.

Системно-целостный подход в исследовании информационных технологий в образовании позволяет выявить благоприятные условия для создания новых обучающих средств и методик. Несомненным достоинством технологии образовательного блога является индивидуальный темп обучения и вариативность представления учебного материала. Современная практика использования информационных технологий в образовании показывает наличие больших противоречий между системным характером педагогического процесса и разрозненными, зачастую методически и методологически необоснованными попытками разработки и внедрения средств информационных технологий в образовательный процесс, не учитывающими вопросы обеспечения целостности и преемственности этого процесса.

Целевой подход предполагает формулирование конкретных целей обучения и последующую проверку их достижения. Четкое определение целей обучения (что должны знать и уметь обучаемые по окончании обучения) позволяет довести компетентность персонала до необходимого уровня в кратчайшее время.

Программно-целевой подход - это такой подход, при котором разработчик ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапных действий: формирование древа целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы.

Сетевой подход. «Сеть - то, что позволяет объединить в принципе разнородные вещи: структуру замкнутого учреждения и свободные формы общения и коммуникации». Сеть - совокупность институциональных организаций или субъектов, занимающихся сходным типом деятельности и не связанных напрямую иерархией соподчиненности (административными связями). Смысл сетевого подхода, с нашей точки зрения, в следующем: нет жесткой иерархии субъектов образовательной деятельности. Определение функционала происходит каждым субъектом самостоятельно, исходя из собственных предпочтений (мотивация к последующему его выполнению определяется главным образом ответственностью за принятые обязательства перед самим собой и сообществом), запускаются механизмы внутренней концепции движения. Желание вступить в кооперацию определяется увеличением ресурса деятельности для каждого субъекта (ресурса интеллектуального, организационного, коммуникационного, материального).

Системно-деятельностный подход. Наиболее разработанным в педагогической науке является системно-деятельностный подход. Его описание и функционирование представлено в трудах В.П.Беспалько, В.А.Дмитриенко, М.Б.Ракитова, В.М.Сагатовского, В.Н.Садовского, А.И.Уемова, В.Г.Юдина и др. Системно-деятельностный подход требует выделения методологической культуры из общей.

На протяжении долгих лет осуществляется внедрение и совершенствование информационных технологий в образование по следующим направлениям: научное обеспечение учебного процесса на базе новых информационно-коммуникативных технологий, организационно-методическое обеспечение процесса обучения, методология использования компьютерных средств обучения, компьютерные средства обеспечения учебного процесса, компьютерные средства информационного обеспечения, инструментальные средства создания компьютерных обучающих систем.

Повсеместное использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения способно объединить в одно целое теорию, практику и контроль знаний, что позволяет организовать учебный процесс в соответствии с новыми требованиями, реализующими ситемно-деятельностный подход и направленными на учет индивидуальных особенностей обучаемого.

Герменевтический подход позволяет выявить скрытые, неявные смыслы авторских наработок. Например, установление мировоззренческих взглядов автора, не заявленных прямо в тексте работы, а так же выявление исторически верных смыслов, используемых автором терминов и понятий, и отнесение его научных идей к исследуемым научным проблемам.

Коммуникативный подход. Результатом успешного развития любого общества является создание новейших информационных технологий. Это в свою очередь сопровождается не только научным прогрессом, но и изменением в поведении людей. Эра Интернета, в которой мы сейчас находимся, характеризуется с одной стороны доступностью в получении какой-либо информации, оперативностью её передачи, а с другой - особенностями виртуальной коммуникации. Эта новая форма общения вызывает интерес у многих психологов (Н.В. Зорина).

Стоит отметить, что коммуникация - основной вид деятельности в Интернет-пространстве. Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной сферы в невербальную и наоборот. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. Для коммуникации существенен переход от говорения «Одного» к действиям «Другого». Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которыми являются два человека. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода. (Г.Г. Почепцов) В современной культуре наблюдается усиление значимости и усложнение форм кодового взаимодействия между людьми внутри социальной системы. Уровень развития коммуникативных систем и каналов связи, интенсивность информационных процессов принято рассматривать как меру корпоративной организации общества (Н. Мечковская).

Именно в образовании на первый план выходят коммуникации в форме личных контактов: ведь сам образовательный процесс - это всегда общение личностей. Общение определяется в педагогике как «целенаправленное адекватное коммуникативное влияние с целью достижения оптимального результата при решении профессиональных задач путем многопланового, многогранного интерактивного и рецептивного взаимодействия в ходе взаимообмена личностной и социально значимой информацией». (Т.В. Татьянина) Один из типов стиля общения - демократический – при котором участники образовательного процесса обмениваются информацией, непосредственно контактируя друг с другом. Коммуникативный подход или прямой подход в образовательном процессе предполагает взаимодействие без посредников. Коммуникативный метод рассматривается как наиболее эффективный путь формирования навыков в образовательном процессе. Когда участники образовательного процесса разделены расстоянием, может показаться, что данный подход не может быть использован даже с применением телекоммуникационных технологий с той степенью интерактивности взаимодействия, которое присутствует в имеющихся портальных разработках. Для эффективности использования данного метода необходимо повышать степень интерактивности взаимодействия. Существующие образовательные блоги собирают образовательные статьи на своих страницах, структурирует их по определенным признакам. Исследования и практический опыт использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе показывает, что при использовании данных технологий должно быть обеспеченно максимум интерактивности и коммуникативности при размещении ресурсов и взаимодействии участников образовательного процесса.

Дистанционный подход основывается на теории дистанционного обучения основанного на использовании компьютерной сети. В дистанционном образовании не существует традиционного общения участников образовательного процесса. В этом случае необходима система компенсационных мер, разработка и внедрение сетевых технологий, позволяющих взаимодействовать в интерактивном режиме. Разработка методик и рекомендаций взаимодействия в образовательном пространстве, построенном на основе телекоммуникационных технологий. На современном этапе, с точки зрения международной интеграции в образовании, развитие дистанционного обучения вызывает наибольший интерес. Использование этого типа обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей, свободу выбора дисциплин, возможность общения с выдающимися представителями науки, образования и культуры.

Цель дистанционного обучения можно определить как способ «сделать возможным для каждого учащегося в любом месте изучить программу любого колледжа или университета. С глобальной точки зрения, дистанционное образование позволит как бы «перешагнуть» через многие нынешние трудности и проблемы мирового образования, создавая новый, более эффективный фон для его постепенного превращения в цельную и взаимосвязанную систему. Но существует большая проблема с созданием, размещением и поддержкой подобных ресурсов, в частности блогов, хотя и существует немало бесплатных серверов.

Названные нами выше формы общения, в связи с опосредованностью компьютером, обладают такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий. Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников общения в акте общения приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. В сети Интернет в результате в большинстве случаев физической непредставленности партнеров друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных теми характеристиками партнеров, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или непривлекательность, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальная часть коммуникативной компетентности.

Вследствие анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален. Сеть позволяет размещать массу некорректной информации, зачастую, не только неинформативной, но вредной для образовательного процесса.

Другое важное следствие отсутствие представления физического облика человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору, не соответствующее действительности. Сказанное затрагивает еще одну важную проблему, которую можно обозначить как проблема идентичности в Интернете. Действительно, в текстовом общении в сети люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Тот факт, что в Интернете люди создают себе некие «виртуальные личности» порождает дополнительные возможности для изучения идентичности.

Существует точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете - отражение изменений структуры идентичности человека является отражением социальных изменений. Если человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Социальная поддержка осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, игру, общение с помощью блогов) в Интернете. Культура общения в среде блогов обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности. Проблема больше психологическая, исследование влияния Интернет-пространства на личность ведутся сравнительно недавно, и преимущественно в рамках зарубежной психологии. Из Российских исследований можно выделить работы А.Е. Войскунского («Общение, опосредованное компьютером»), А.Е. Жичкиной («О возможностях психологических исследований в сети Интернет», «Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации»), М.С. Шевченко («Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении») и др.

Современный процесс информатизации ведет к интенсификации развития профессиональной деятельности. Этот процесс откладывает свой отпечаток на образовательные технологии, вызывая необходимость ставить и решать проблемы эффективного взаимодействия как наиболее актуальные и перспективные для современной теории и практики обучения специалистов. Информационный потенциал сегодняшнего общества определяется не только уровнем развития техносферы, но и уровнем информационной культуры специалистов. Наступивший XXI век принято называть веком информации, гибких технологий и научных знаний. Поиск форм эффективной коммуникация составляет основу преобразований в современном обществе.

Устраняя неудобства в преодолении пространства, времени, условностей формы изложения идеи, современные информационные системы создают условия для дополнительных возможностей контакта между людьми. Информационное пространство можно разделить на находящихся за экраном (производителей массмедийных продуктов и услуг), и располагающихся перед экраном (потребителей этих продуктов и услуг). Создавшаяся коммуникативная ситуация диктует жесткие условия: в нашем мире одинаково необходимо быть грамотным пользователем разнообразных информационных технологий и быть образованным.

Теоретические аспекты взаимодействия в виртуальном пространстве разрабатывались на основе работ современных социологов, известных теоретиков коммуникационной и корпоративной культуры, специалистов в области образования. Среди них можно назвать имена В. Емелина, В. Спивака, Т. Парсонса, Г. Ильина, О. Матьяш, М. Кастельса, Т. Еременко и т.д. Сегодня для большинства исследователей, очевидно, что Интернет - не такой простой инструмент, как казалось несколько лет назад. Для того чтобы получить какую-либо пользу от обращения к нему необходимо хорошо понимать специфику среды, в противном случаемы рискуем не понять его истинной цели, того, зачем мы его используем.

Потенциал использования информационно-коммуникативных технологий как средства обучения письменному иноязычному общению определяется технологическими характеристиками самой информационно-коммуникативной среды, применительно к образованию обычно рассматривают с точки зрения выполняемой ею роли в образовательном процессе: компьютер как наставник, инструмент, источник ресурса, технологии взаимодействия с позиции ее использования в образовательном процессе на их основе. Можно выделить следующие источники: телеконференции, форумы, электронные библиотеки, электронные журналы, образовательные сайты, образовательные порталы, технологии взаимодействия: электронная почта, веб-чаты, служба мгновенной почты, блоги и др. Для эффективного обучения характерны следующие признаки: наличие обратной связи, интерактивность, средства выражения сообщений (устно, письменно, графика, мультимедиа), наличие и разнообразие качественного ресурса. Чем больше возможностей дают Интернет-технологии, тем они более эффективны с точки зрения обучения иноязычному общению.

Исходя из наблюдений, сложность преодоления недостатков про¬цесса информатизации образования заключается в том, что, нужно уделять значительно больше внимания разработке методик обучения иноязычному общению с помощью телекоммуникаций, сетевых технологий. Поэтому разработка технологий и упражнений по обучению иноязычному общению на основе информационно-коммуникативных технологий значительно повысит эффективность образовательного процесса и качество образования в целом.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. При этом мы сталкиваемся с рядом задач, которые необходимо решить: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения, создание и размещение в сети Интернет образовательных ресурсов и т.д., определяющих этапы процесса модернизации.

Человек в современном компьютерном образовании - это субъект способный к самостоятельному поиску информации, инновационному мышления, деятельностному подходу личностно и социально значимых проблем и их решению. В современных условиях, где меняется структура и методика образования, компьютеризация это - один из самых действенных способов избежать обезлички, ориентирующая на создание активной позиции обучающегося.

Процесс развития глобальных сетей существенно изменил представления о возможностях передачи информации. Можно выделить две группы каналов связи в традиционных педагогических системах: первая - передача информации от обучающего к обучаемому, вторая - в помощью методик преподавания, самостоятельного получения информации обучаемым. Сети создали третью группу каналов, обеспечивающих деятельность в опосредованной среде. Возникла необходимость анализа виртуальной образовательной среды с использованием методов теории систем, так называемый системный подход и анализа деятельности всех субъектов образовательного процесса, использующего телекоммуникационные технологии, т.е. деятельностный подход.

Отличительной особенностью использования компьютера в обучении иноязычному общению является возможность организации учебного диалога с помощью интерактивных компьютерных технологий. При наличии телекоммуникационного канала, компьютер может выступать как посредником между преподавателем и студентом и брать на себя часть учебного процесса. Для этого компьютер обладает возможностями обработки информации, представленной в любом электронном варианте. К этому следует добавить возможность доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам) посредством сети Интернет, возможность общения с любыми партнерами посредством электронных конференций, возможность передачи информации в любом виде и любого объема. Построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях, разработка технологий и инструментов взаимодействия должно быть основой программы информационного развития образовательной среды, повышения квалификации преподавателей в области информационных технологий.

Использование веб-структур для интерактивного взаимодействия в телекоммуникационной среде усложняет образовательный процесс из-за отсутствия технологий для интерактивного взаимодействия, а так же из-за отсутствия навыков работы в режиме on-line, что позволяет говорить о необходимости развития комбинированного типа взаимодействия в образовательных средах: человек - компьютер - веб-пространство - человек.

Накопленный опыт освоения телекоммуникационных технологий в образовании показывает, что невозможно автоматически и полностью перенести имеющиеся коммуникативные навыки из традиционной в электронную среду, ввиду влияния новых факторов, которые обычно не встречаются в образовательном процессе или имеют другую направленность.

Изменение привычного восприятия пространства и времени при использовании телекоммуникационных технологий, освобождение от сдерживающих факторов времени и места основаны на технической возможности сохранять сообщения в необходимом структурированном виде до момента обращения к ним, наличие удобного для пользователя интерфейса и системы навигации, позволяет развивать интерактивную составляющую взаимодействия в образовательном процессе, полностью используя потенциал научно-образовательных порталов.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: