Краткое руководство по единицам измерения в CSS. CSS вьюпорт единицы измерения: быстрый старт

В CSS3 были добавлены новые относительные единицы измерения, такие как vh , vw , vmin , vmax . Эти единицы вычисляются относительно размеров окна браузера. Для настольных компьютеров ширина окна браузера больше ширины области просмотра (добавляется ширина скроллбара), поэтому если для элемента установить ширину 100vw , то он выйдет за пределы html.



Рис. 1. Полноэкранное фоновое изображение с шириной 100vw

Поддержка браузерами

IE: 9.0 кроме vmax, вместо vmin используйте vm
Edge: 12.0 кроме vmax, вместо vmin используйте vm
Firefox: 19.0
Chrome: 26.0
Opera: 15.0
Safari: 6.1
iOS Safari: 8.0
Android: 4.4
Chrome for Android: 55.0

1. Единицы vh и vw

Приёмы отзывчивого веб-дизайна базируются на использовании процентных значений. Но проценты далеко не лучшее решение для каждого случая, так как они вычисляются относительно размеров ближайшего родительского элемента. Поэтому, если вы хотите использовать высоту и ширину окна браузера, лучше воспользоваться единицами vh и vw . Например, если высота окна браузера равна 900px , то 1vh будет равен 9px . Аналогично, если ширина окна браузера равна 1600px , то 1vw будет равен 16px .

1.1. Адаптивное полноэкранное фоновое изображение

Так как ширина элемента, указанная с помощью 100vw больше ширины области просмотра, то для создания полноэкранных фоновых изображений лучше использовать ширину 100% , которая будет равна ширине корневого элемента html.

Fullscreen-bg { background: url(image.jpg); background-position: center; background-size: cover; width: 100%; height: 100vh; } Рис. 2. Адаптивно полноэкранное фоновое изображение

1.2. Эффект полностраничного слайда

Чтобы сделать блок на всю высоту окна браузера, необходимо задать height: 100%; для трёх элементов — html, body и непосредственно для самого блока:

Html, body { height: 100%; } section { height: 100%; }

Так как процентные размеры вычисляются относительно значений родительских элементов, то необходимо установить соответствующие значения для каждого элемента DOM. Единица измерения vh не требует установки значений по цепочке, так как её значение вычисляется напрямую относительно окна браузера:

Section { height: 100vh; }

Эффект перелистывания слайдов при клике на стрелку реализуется с помощью небольшого скрипта jQuery:

JQuery(document).ready(function($) { $("nav").on("click", function() { if ($(this).hasClass("down")) { var movePos = $(window).scrollTop() + $(window).height(); } if ($(this).hasClass("top")) { var movePos = $(window).scrollTop() - $(window).height(); } $("html, body").animate({ scrollTop: movePos}, 600); }); });

Высоту, заданную с помощью vh также можно использовать для выравнивания элемента по центру страницы.

16 июня 2011 в 10:49

Какие единицы измерения выбирать при верстке

  • CSS

В прошлой моей я затронул единицы измерения и тут же в комментариях начались на эту тему споры и обсуждения, поэтому я решил вынести этот вопрос в отдельный пост. Вот теперь и обсудим:)

Единицы длины бывают двух категорий: абсолюные и относительные . К абсолютным относятся:

  • дюймы (in)
  • сантиметры (cm)
  • миллиметры (mm)
  • пункты (pt)
  • пики (pc)
В терминах спецификации css 1pt = 1/72in, а 1pc = 12pt.
В свойстве font-size задание отрицательного значения в единицах длины, например -25cm, недопустимо .
Почему абсолютные? Потому что за ними в физическом мире стоит реальная величина, тоесть эталоны .
С такими единицами работает устройство вывода, которое имеет реальный физический размер, например: при печати будем использовать такие единицы.
А вот для мониторов эти единицы не имеют никакого значения, есть некая условность , но это действительно только лишь условность .
К относительным единицам относятся:
  • em (кегельная)
  • x-height (ex)
  • px (пикселы)
Проценты (%) - всегда величина, о которой стоит говорить отдельно. Она настолько важная, что W3C вынес ее в отдельную колонку. Тоесть % можно писать не у всех правил, а только у некоторых и когда мы пишем % мы должны понимать от чего они считаются.
Пиксель - это мельчайшая точка, которую можно установить на экране компьютера.
Почему пиксель относительная величина? Мы берем физический монитор, у которого есть диагональ - это реальная физическая величина. Но ведь мы можем поставить на нем разрешение любое , правильно? В зависимости от поставленного нами разрешения, величина пикселя может меняться . Вот почему пиксель - относительная величина. Тоесть на разных мониторах px имеет разный размер.
Единица em ссылается на размер стандартного шрифта, установленного в глобальныъ параметрах браузера.

На таблице обозначения отдельных важных размеров шрифтов. Большая их часть нам не пригодится, но некоторые нужно знать.
Под цифрой 4 обозначена базовая линия элементов шрифтов, а под цифрой 13 - font-size, em. Так вот, em - это размер шрифта, который определяется высотой заглавной буквы и размеры выносных элементов сверху и снизу(вверху могут появиться диакритические знаки, например: ё или й ).
А что такое ex? Это высота строчной буквы. Под цифрой 3 в таблице так и написано. Для разных шрифтов это соотношение имеет разную величину. Но не все браузеры поддерживают такое соотношение.
Например: компания Microsoft предложила считать 1em = 2ex для всех типов шрифтов. Именно по причине, что ex в разных браузерах может быть разным, лучше в работе его не использовать . Некоторые браузеры действительно считают ex правильно, а некоторые, как IE в половину от em. А в реальности он может быть 0.46, на маленьких шрифтах такое несоответствие незаметно, а на больших будет существенное отличие.
Теперь по поводу использования на сайтах pt, pc, in.
Если мы размер элемента на сайте укажем в pt, он все равно от чего-то будет браться. Так как же браузер решает эту проблему?
На заре развития компьютерной техники, размеры мониторов были небольших диапозонов. И компания Microsoft предложила взять для определенности 96px = 1in и таково будет у нас разрешение наших устройств.
1in = 96px
А Apple сказал нет:) Давайте будем ориентироваться на полиграфистов и возьмем:
1in = 72pt
Но на практике получилось следующее: чем меньше разрешение, тем меньше есть возможность разместить там информацию.
Поэтому Apple передумала и сделала 1in = 96px, но это все полная ерунда , так как реальная физическое разрешение ваших устройств колеблется примерно от 60 - 600px / in.
Но по прежнему величина 96 является определяющим для пересчета. Это значит, что если написать размер 10pt, то браузер сделает следующее: 96 / 72 * 10. Вот такая история при пересчете pt в px.
На практике я не советую на мониторах использовать абсолютные единицы. На мониторах это вообще не имеет никакого значения, а вот при печати желательно, как раз их то и использовать. При печати нужно заботиться о том, чтобы все выводилось в pt.

Работая с CCS, очень легко застрять на каком-то моменте, ведь порой работая даже по знакомому методу, бывает, что появляются новые проблемы.

По мере того, как растет Интернет, растет и спрос на новые решения. А раз уж мы с вами являемся веб-дизайнерами и разработчиками фронтенда, у нас нет другого выбора, как уметь работать с различными опциями и уметь работать хорошо.

Это значит, что уметь хорошо работать нам нужно даже с теми специфическими инструментами, которыми обычно пользуются очень редко, но бывают ситуации, когда нужны именно они.

Сегодня мы хотели бы вам рассказать о некоторых инструментах CSS. Каждый из этих инструментов как единица измерения, типа пикселя или ems, но вы о них, скорее всего, не знали.

Начнем с того, что похоже на то, что вам, скорее всего, уже знакомо. Единица em определяется как текущий font-size. Так, если вы, например, установите font-size (размер шрифта) на элементе body, то значение em любого младшего элемента в пределах body будет равна этому font-size.

Test
body { font-size: 14px; } div { font-size: 1.2em; // calculated at 14px * 1.2, or 16.8px }

Здесь мы написали, что у div font-size будет равен 1.2em. Это в 1.2 раза больше чем font-size, у которого он унаследовал, он составлял 14px. Таким образом, результат 16.8px.

Однако, что произойдет, если вы каскадом расположите определяемые em font-size внутри друг друга? В следующем отрывке мы применяет тот же самый CCS, что и выше. Каждый div наследует font-size от своего родителя, выдавая нам постепенно увеличивающиеся размеры шрифта.

Test
Test
Test

Не смотря на то, что это может подойти в некоторых случаях, часто мы хотим просто полагаться на единственную метрику для измерения. В этом случае мы должны использовать rem. “r” в rem обозначает “корень”; он равен набору размера шрифта в элементе корня; в большинстве случаев он является элементом HTML.

Html { font-size: 14px; } div { font-size: 1.2rem; }

Во всех трех div из предыдущего примера, шрифт может достигать 16.8px.

5 баллов, Grid

Rem полезны не только в калибровке шрифта. Например, мы могли бы базировать всю систему grid или библиотеку UI по использованию размера шрифта HTML корня rem, и использовать их вычисление в определенных местах. Это дало бы нам более предсказуемую калибровку шрифта и вычисления.

Container { width: 70rem; // 70 * 14px = 980px }

Концепт идеи состоит в том, чтобы позволить нашему интерфейсу быть соизмеримым с размером контента. Хотя не обязательно, чтобы в каждом взятом случае это имело одинаковый смысл.

vh и vw

Отзывчивые методы веб-дизайна полагаются, в большой степени, на правило процента. Однако процент CSS - не всегда лучшее решение для каждой проблемы. Ширина CSS родственна ближайшему элементу, в котором содержится родитель. Что, если мы хотим использовать ширину или высоту окна просмотра вместо ширины исходного элемента? Это именно то, что помогают делать единицы vh и vw.

Элемент vh равен 1/100 высоты окна просмотра. Например, если высота браузера 900px, 1vh может достигать 9px. Также, если ширина окна просмотра составляет 750px, 1vw может достичь 7.5px.

Кажется, что это правило можно использовать бесконечно. Например, очень простой способ достигнуть с помощью одной единственной строки CSS полной высоты или приблизительно полной высоты слайдов можно:

Slide { height: 100vh; }

Предположим, вы хотите сделать заголовок, который заполнит всю ширину экрана. Чтобы сделать это, вам необходимо установить font-size в vw. Этот размер будет соизмерим с шириной браузера.

vmin и vmax

В то время как vh и vm всегда связаны с высотой и шириной окна просмотра, также vmin и vmax связаны с максимумом и минимумом этой высоты и ширины, в зависимости от того, какая из них меньше, а какая больше. Например, если браузер имеет параметры 1100px в ширину и 700px в высоту, 1vmin будет 7px, а 1vmax - 11px. Однако, если ширина установлена на 800px, а высота на 1080px, то vmin будет равен 8px, в то время как vmax будет установлен на 10.8px.

В каких случаях вы сможете использовать эти значения?

Представьте, что вам нужен элемент, который всегда остается видимым на экране. Используя высоту и ширину, установленные значением vmin ниже 100 позволит вам этого добиться. Например, квадратный элемент, который касается, как минимум двух частей экрана может быть определен так:

Box { height: 100vmin; width: 100vmin; }

Если вам нужен квадрат, который будет покрывать всю видимую зону окна просмотра, используйте те же правила, но кроме vmax.

Box { height: 100vmax; width: 100vmax; }

Комбинация этих правил позволит вам использовать размер вашего окна просмотра очень гибко и с максимальной продуктивностью.

ex и ch

Единицы ex и ch, так же как em и rem, соотносятся с current font и font size. Однако, поскольку они основаны на определенных для шрифта мерах, ex и ch также соотносятся с font-family, в отличие от em и rem.

Единица ch или единица character, определяется как «улучшенная мера» ширины знака 0. Это понятие вызвало много споров, но основная идея состоит в том, что обладая шрифтом фиксированной ширины, квадрат с шириной N знаками единиц, таких как width: 40ch; могут всегда содержать последовательность из 40 знаков в этом конкретном шрифте. В то время как обычное использование этого особого правила состоит в расположении шрифта Брайля, возможности для креативности здесь, конечно, простираются вне этих простых заявлений.

Единица ex определяется как «х-высота текущего шрифта ИЛИ одна-вторая от em». Thex-высота данного шрифта - высота строчных букв x того шрифта. Чаще всего, это примерно в средней отметке шрифта.

Существует много областей, где могут использоваться подобные единицы. Чаще всего в типографии. Например, элемент sup, который выступает как superscript, может быть добавлен в строку, используя соответствующую позицию и конечное значение 1ex. Точно так же вы можете сбросить нижний элемент. Ошибки браузера исправляются правилами superscript- и subscript-specific vertical-align, но если вы хотите больше контроля, вы можете попробовать следующее:

Sup { position: relative; bottom: 1ex; } sub { position: relative; bottom: -1ex; }

Вывод

Очень важно следить за развитием и распространением CSS, так же как и узнавать о новых инструментах и добавлять их к себе в список умений. Скорее всего, вы встретитесь с проблемами, которые могут быть решены с помощью этих единиц. Не пожалейте времени и прочитайте спецификацию. Подпишитесь на обновления от cssweekly. И, конечно, не забудьте подписаться на еженедельные обновления и бесплатные обучающие видео на Tuts+!

Для задания размеров различных элементов, в CSS используются абсолютные и относительные единицы измерения. Абсолютные единицы не зависят от устройства вывода, а относительные единицы определяют размер элемента относительно значения другого размера.

Относительные единицы

Относительные единицы обычно используют для работы с текстом, либо когда надо вычислить процентное соотношение между элементами. В табл. 1 перечислены основные относительные единицы.

Изменяемое значение, которое зависит от размера шрифта текущего элемента (он устанавливается через стилевое свойство font-size ). В каждом браузере заложен размер текста, применяемый в том случае, когда этот размер явно не задан. Поэтому изначально 1em равен размеру шрифта, заданного в браузере по умолчанию. Соответственно, устанавливая размер текста для всей страницы в em, мы работаем именно с этим параметром. В том случае, когда em используется для определенного элемента, за 1em принимается размер шрифта его родителя.

ex определяется как высота символа «x» в нижнем регистре. На ex распространяются те же правила, что и для em , а именно, он привязан к размеру шрифта, заданного в браузере по умолчанию, или к размеру шрифта родительского элемента.

Пиксел это элементарная точка, отображаемая монитором или другим подобным устройством, например, смартфоном. Размер пиксела зависит от разрешения устройства и его технических характеристик.

В примере 1 показано применение указанных единиц.

Пример 1. Использование относительных единиц

Относительные единицы

Размер 2 em

Размер 2 ex

Размер 30 пикселов

Размер 200%

Результат данного примера показан ниже (рис. 1).

Рис. 1. Размер текста при различных единицах

Абсолютные единицы

Абсолютные единицы применяются реже, чем относительные и, как правило, при работе с текстом. В табл. 2 перечислены основные такие единицы.

Самой, пожалуй, распространенной единицей является пункт, который используется для указания размера шрифта. Многие люди привыкли задавать размер шрифта в текстовых редакторах, например, 12. А что это число означает, не понимают. Так это именно пункты и есть, они родные. Конечно они нам не родные, мы привыкли измерять все в миллиметрах и подобных единицах, но пункт, пожалуй, единственная величина из не метрической системы измерения, которая используется у нас повсеместно. И все благодаря текстовым редакторам и издательским системам. В примере 2 показано использование пунктов и других единиц.

Пример 2. Использование абсолютных единиц

Абсолютные единицы

Размер 0.5 дюйма

Размер 8 миллиметров

Размер 24 пункта

Результат использования абсолютных единиц измерения показан ниже (рис. 2).

Рис. 2. Размер текста при различных единицах

В CSS есть несколько основных единиц измерения это относительные и абсолютные. При работе с CSS следует точно разобраться с их применением иначе работа с каскадными таблицами стилей будет сложна и непонятна. Абсолютные единицы измерения делятся на 5 типов, относительные на 4. Следует знать что Абсолютные единицы измерения не зависят от устройства вывода, т.е. мониторов и экранов, относительные же определяют размер элемента относительна другого размера т.е. монитора, экрана, родительского элемента и т.д.Теперь подробнее о них.

Относительные единицы измерения.

Относительные единицы измерения обычно используют для работы с текстом и в «расширяемых» верстках. В следующей таблице приведены основные относительные единицы измерения.

EM

Измеряемое значение зависит от размера шрифта текущего элемента (он устанавливается через атрибут font-size). Когда он явно не задан используется размер текста который заложен в браузере. Поэтому 1em изначально равен размеру шрифта заложенному в браузере по умолчанию.

EX

Этот аргумент определяется как высота символа «х» в нижнем регистре. Ex привязан к размеру шрифта заданного в браузере по умолчанию, если у родительского элемента задан атрибут «font-size» то он привязан к нему.

PX

Пиксель это 1 точка разрешения устройства вывода (монитора или экрана). Т.е. Если у вас разрешение монитора 1024*768 то вы имеете 1024 пикселя по горизонтали и 768 пикселей по вертикале. Т.е. размер пикселя напрямую зависит от разрешения устройства вывода и его технических характреристик.

%

Процентная единицы измерения зависит от размеров родительского элемента.

Абсолютные единицы измерения.

Абсолютные единицы измерения применяются не так часто и в большинстве своем при работе с текстом. В следующий таблицы приведены Абсолютные единицы измерения.

Из данных единиц следует описать только pt (пункт), т.к. pc это производное от pt а использование in, cm и mm описывать не нужно.

Пункт является самой распространенной и повсеместно используемой единицей измерения шрифтов (помните как выставляли размер шрифта в том же ворде или опен офисе?).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: