Гитарные эффекты: дисторшн, овердрайв, фузз. Overdrive, Distortion, Fuzz: чем отличаются эти гитарные эффекты

Эффект-процессорах и компьютерных программах для обработки звука.

Первые попытки реализации дисторшн в полностью цифровом виде предпринимались еще в 90-х годах прошлого века. Например, первый российский простейший программный дисторшн GuitarFX был выпущен в 1997 г. и работал под Windows 3.1 и Windows 95. GuitarFX v1.0 работал в реальном времени, имел программный ФВЧ, оригинальный динамический эмулятор дисторшн сложного, не клипового типа (навеянного аналоговыми патентами Fender), 8 полосный эквалайзер на БПФ и ФНЧ симулятор динамика. Все алгоритмы были реализованы в 16 битной оптимизированной целочисленной арифметике, работали на частоте дискретизации 22 кГц на процессоре Intel 486 и лучше .

В то же время аппаратно-программные дисторшны Korg Pandora, Zoom, Line 6 и др. получили значительную популярность на рынках Америки и Европы. Прямое исследование алгоритмов цифровой обработки сигнала гитарного процессора Digitech 2000 выпуска 2000-го года показало, что уже в этом относительно старом устройстве не используется цифровое клипирование. При подаче на вход этого устройства синусоидального сигнала на выходе получался сложный сигнал со сложным спектральным составом как с четными так и нечетными гармониками и изменяющийся в зависимости от частоты и амплитуды входного сигнала .

В целом первое поколение коммерчески успешных гитарных процессоров делало акцент на точное моделирование статических АЧХ и АХ, симулируемых ламповых усилителей и аналоговых педалей. Звук получался похожим, но без динамики, «напора» и драйва. По одной из гипотез это объяснялось тем, что в реальных устройствах АХ и АЧХ динамически меняется в зависимости от амплитуды и частотного состава входного сигнала из-за, например, плавания рабочих точек ламп и транзисторов ввиду некоторой асимметрии их характеристик относительно рабочих точек, а также из-за других малоизученных нелинейных параметрических эффектов. Промежуточное поколение гитарных процессоров использовало для получения качественного дисторшна и перегруза реальные миниатюрные лампы и транзисторно-диодные схемы. Однако понятно было, что это недешевый компромисс и цифра свое возьмет. Второе поколение гитарных процессоров на основе более мощных процессоров (даже с плавающей точкой) если судить по текстам рекламы в гитарных журналах приступило к прямому цифровому моделированию всех нелинейных и др. элементов электрических схем отвечающих за «перегруз». Дисторшн и перегруз гитарных процессоров зазвучал весьма натурально, зачастую лучше дешевых аналоговых комбиков. Особенно поражал поначалу первенец данной технологии Line 6 своим тяжелым маршалловским перегрузом и более менее натуральным звуком.

В настоящее время цифровая эмуляция «перегруза» осуществляется с помощью специальных программ обработки сигналов. Эти программы реализуют проприетарные алгоритмы моделирование реальных аналоговых дисторшнов и ламповых усилителей. Часто существуют несколько версий одной и той же программы (алгоритма) под разные аппаратно-программные комплексы, компьютеры с разными операционными системами (ПС, КПК, Apple, iPhone и тд, ОС Windows, Windows Mobile, Windows Embeded, Linux и др. проприетарные). Программные реализации например у фирмы Line 6 существуют в виде отдельных программ, плагинов DX или VST и реализаций кодов под спец. процессоры, используемые для загрузки в устройства производства той же Line 6 (гитарные процессоры). Анализ рекламных публикаций журнала Guitar World за несколько последних лет показывает две тенденции. С одной стороны появляется много фирм которые не имеют своей аппаратно-программной платформы и реализуют цифровые дисторшн и перегруз как часть программ и плагинов для создания гитарного звука прямо на компьютере без аналоговых ламповых усилителей, комбиков, микрофонов, директ боксов и т. д. С другой стороны, сами программы по внешнему виду становятся похожи (часто прямые фото или высокохудожественные картинки) на ламповые усилители и старые педали, превращая в какой-то мере компьютер не только в звуковую имитацию лампового усилителя, но визуальную. Таким образом происходит взаимное превращение компьютера в гитарный процессор и гитарного процессора в полноценный компьютер. Последние несколько лет появилась одна очень интересная, но мало замеченная тенденция. Известные производители процессоров (не Intel и не AMD, а например Analog Devices http://analog.com) выпускают недорогие платы с мощными процессорами пригодными для ЦОС и с высококачественными АЦП-ЦАП, ОЗУ, ПЗУ, дебагером и С/ассемблером. Это фактически готовые гитарные процессоры без софта (Kit) для самостоятельной разработки или загрузки из интернет. С другой стороны ожидается открытие аппаратуры и проприетарной ОС для сторонних разработчиков ЦОС алгоритмов некоторыми крупными игроками рынка гитарных процессоров, что окончательно превратит гитарные процессоры в обычные компьютеры, которые сможет запрограммировать любой желающий на любой самый безумный алгоритм перегруза (это аналогично инициативе http://google.com Android).

Современное состояние цифровой эмуляции «перегруза»

В основном, у производителей симуляторов реального гитарного оборудования закрепилась тенденция копировать все АЧХ с настоящих усилителей, педалей и кабинетов, дабы улучшить качество звука. И у них получилось это. Назовем лишь несколько производителей действительно высококачественных продуктов: Fractal Audio, Overloud TH2, IK Multimedia Amplitube 3.6, Native Instruments Guitar RIG 4, Native Instruments Rammfire, Line 6 Pod Farm 2.6, а также бесплатного ПО. Onquel, LePou, Aradaz, Acmebargig и т.п. 1)Чем громче звук тем мощнее и «злобнее» он слышится, чтобы полностью им насладится хочется сделать его громче и громче, при увеличении громкости воспроизведения он как бы становится краше, всплывают новые оттенки. Для хорошего звука нужна и качественная акустическая система, потому что, на некачественной теряются создающие звук гармоники. 2) Зависимость яркости, «жирности», «злобности» звука от манеры игры гитариста, проще говоря сильнее ударишь по струне, более мощный, «злобный» (но не обязательно более громкий) звук получишь. Естественно, чем лучше техника игры гитариста, тем лучше.То есть «злобность» как параметр не равна громкости, все зависит от того для какого жанра использует инструмент гитарист. Это хорошо заметно в самом конце примера звука усилителя Маршал .

Характеристики звучания

Частотные характеристики

В спектре искажённого сигнала возникает большое количество гармоник . Каждая гармоника представляет собой синусоидальное колебание, с частотой большей и кратной частоте основного тона. Гармоники более высоких порядков находятся уже вне звукового диапазона и имеют малую амплитуду колебаний, поэтому ими можно пренебречь. В соответствии с кратностью, гармоники подразделяют на чётные и нечётные. Чётные гармоники консонируют друг с другом и с основным тоном, тем самым придавая тембру инструмента объём и глубину. Частота, например, третьей гармоники выше частоты основного тона в три раза и соответствует ноте, лежащей от основного тона на расстоянии квинты через октаву . В принципе эту гармонику можно назвать консонирующей основному тону, однако при игре нескольких нот одновременно, она может диссонировать с другим основным тоном и его гармониками. Таким образом, нечётные гармоники более высоких порядков менее музыкальны и создают в звучании «грязь».

Спектр сигнала транзисторных «исказителей» богат именно нечетными гармониками, а музыканты характеризуют подобные устройства неблагозвучным «транзисторным» звучанием. Иной эффект наблюдается у «исказителей» на радиолампах. В спектре их сигнала содержится небольшое количество гармоник (доминируют вторая, третья и четвертая), из-за чего человек воспринимает его как более мягкий звук, или как его часто называют - «ламповый».

Временные характеристики

Длительность звучания искажённого сигнала можно разбить на несколько характерных частей. Начало сигнала называется атакой . Атака характеризуется определённым уровнем и частотным спектром сигнала. Так, у дисторшна атака фактически не выделяется (по уровню сигнала), в отличие от овердрайва, обладающего высоким уровнем атаки. Частотный спектр дисторшна ровный, атака несколько богаче высокими гармониками по сравнению с фазой сустейна. Сустейн - тянущаяся часть звука. Дисторшн имеет длинный сустейн, часто переходящий в самовозбуждение. Конец сигнала следующего после сустейна называют затуханием . После затухания сигнала можно услышать уровень собственных шумов эффекта, гитары и кабеля, или сработает гейт . Уровень собственных шумов эффекта дисторшн, как правило, высок, из-за его высокой чувствительности.

Самовозбуждение сигнала

Вместо затухания сигнала может начаться процесс самовозбуждения, который возникает вследствие электромагнитной, акустической или «полуакустической» обратной связи . В первом случае наведенные электромагнитные поля (от громкоговорителей или любого другого оборудования) улавливаются звуковыми датчиками музыкальных инструментов (в случае электрогитары - это звукосниматели), сигнал от датчиков вновь поступает на громкоговорители, которые вновь излучают электромагнитные сигналы, и процесс повторяется. Частота сигнала самовозбуждения в этом случае не зависит от сыгранной ноты.

История

Ранние модели гитарных усилителей были примитивными и низкокачественными, соответственно они обладали врождённым искажением сигнала. К тому же звукосниматели гитар выдавали слабый и некачественный сигнал. Полые полуакустические гитары добавляли в звучание нежелательную обратную связь, которая чрезмерно усиливала басовые частоты. В начале 50-х получили распространение цельнокорпусные электрогитары, которые не страдали так сильно от обратной связи, как их предшественники, следовательно могли звучать громче. Ранние примеры дисторшн-звучания часто были результатами плохого усиления сигнала.

год песня исполнитель комментарий
1951 «Rocket 88» Kings of Rhythm Гитарист Willie Kizart из группы Kings of Rhythm использовал усилитель, который был поврежден в пути, однако продюсеру Сэму Филлипсу понравилось звучание, и таким образом была сделана одна из самых ранних записей искажённой гитары. Роберт Пальмер написал, что усилитель «упал с крыши автомобиля», и приписал эту информацию Сэму Филлипсу. Однако лидер группы Айк Тёрнер заявил в своём интервью, что усилитель не падал, так как он был в багажнике, а причиной его «плохой» работы, возможно, были дожди, намочившие усилитель.
1951-1952 Howlin" Wolf"s Memphis recordings гитарист Willie Johnson На записях Howlin" Wolf 1951-1952гг. отмечается преднамеренное использование искажения сигнала гитаристом Willie Johnson, что создавало угрожающий звук, дополняющий вокал Howlin" Wolf.
1955 «Maybellene» Чак Берри В самом начале своей карьеры Чак Берри мог позволить себе лишь небольшой ламповый усилитель, обладающий большими нелинейными искажениями. В результате на его первом сингле «Maybellene» можно услышать ламповый овердрайв. На более поздних записях его звук стал намного чище.
1956 «The Train Kept A-Rollin"» Johnny Burnette and the Rock and Roll Trio Во время выступления Johnny Burnette and the Rock and Roll Trio возникли неполадки с ламповым усилителем, позже в прессе появилось сообщение о сумасшедшем новом звуке (этот эпизод был использован в фильме Назад_в_будущее_(фильм)). В результате при записи «The Train Kept A-Rollin"» Burnette использовал тот же самый звук в студии в 1956.
1958 «Rumble » Линк Рей .
1962 The Beatles На сохранившихся записях выступлений группы The Beatles в гамбургском Star-Club в 1962 году в нескольких песнях отчетливо слышно перегруженно-звучащую гитару. Записи сделаны еще до обретения группой широкой известности. Интересно, что группа почему-то долго не использовала эффект Дисторшн на своих первых студийных альбомах, параллельно иногда обращаясь к нему на концертах.
1964 «You Really Got Me» The Kinks Одна из ранних записей с использованием намеренного искажения была сделана группой The Kinks . Гитариста группы очень сильно огорчало звучание его усилителя. Он сделал надрезы на громкоговорителе с помощью лезвия, получив таким образом искажение звучания своей гитары.

Влияние

Эффект дисторшн оказал большое влияние на современную технику игры на электрогитаре , сделав необходимым изучение таких приемов как palm muting (приглушение ладонью) и позволил року , исполнявшемуся в 1960-х годах, дать жизнь множеству разновидностей современного тяжелого метала . Также появилась необходимость подгонять технику игры для более читаемого звука. Поскольку при игре с перегрузом слишком сильно слышно как скрипят струны, различного рода удары по корпусу (деке) гитары. Появилась и более музыкальная, и продвинутая игра на соло.

Устройства и программы

Гитарные «исказители» могут быть выполнены в виде:

  • педали эффектов
    • Pro Co Rat
    • Boss DS-1 Distortion
    • Line 6 Dr. Distorto
    • T-Rex Engineering’s Bloody Mary
    • DigiTech Screamin" Blues
    • Danelectro FAB Distortion
    • Yerasov Red Scorpion RS-1
    • AMT British Sound
  • рэкового прибора
  • как компонент напольного или рэкового цифрового процессора
  • как компонент гитарного усилителя (предусилитель, преамп)
    • Yerasov Pterodriver
    • AMT SS-20, SS-11

«Исказители» также применяются

  • при обработке вокала в некоторых стилях метала и экстремальной электроники
  • в компьютерах в виде программных модулей plug-in

См. также

Ссылки

Примечания

  1. О перегрузе . peregruz.com. Архивировано
  2. Звуковые тесты
  3. Звуковые тесты
  4. Александр Авдуевский Усиление и перегруз… . guitars.ru.
  5. Сергей Тынку Гитарный усилитель . guitars.ru.
  6. Анатолий Харитонов Устройства нелинейной обработки сигналов . архив журнала "Звукорежиссер", 2003, #5. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
  7. Дмитрий Тихомиров Схемотехника эффекта Overdrive/Distortion . guitar.ru. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
  8. Tech 21 Classic sounds: SA-Hrock (англ.) (mp3). Архивировано
  9. GuitarFX.Net (англ.) . Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 18 апреля 2010.
  10. GuitarFX.Org Software transforms your PC into effects processor (англ.) (mp3). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 18 апреля 2010.
  11. ГИТАРНЫЕ ЭФФЕКТЫ: ДИСТОРШН (DISTORTION) (рус.) . Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 18 апреля 2010.
  12. Арзуманов С. В. - Секреты гитарного звука - Москва: Издатель Смолин К. О., 2003 г., стр. 127-128
  13. Deep Blues page 222 ISBN 0-14-00-6223-8
  14. Rock & Roll: An Unruly History page 201 ISBN 0-517-70050-6
  15. interview at the Experience Music Project in Seattle, Washington
  16. Edward M. Komara, Encyclopedia of the Blues, Routledge, 2006, p. 387
  17. Robert Palmer, "Church of the Sonic Guitar", pp. 13-38 in Anthony DeCurtis, Present Tense, Duke University Press, 1992, p. 24.
  18. Bill Dahl The Train Kept A Rollin" . allmusic.com. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.

Теперь же, я хочу рассказать Вам о том, какими бывают гитарные эффекты. Что сегодняшний гитарист может сделать со звуком своей электрогитары, как он может показать слушателям не только свою технику игры, но и свой характер, и свое настроение, и свой чувства.

Да, все это может рассказать нам сама музыкальная композиция, будь-то песня или инструментальная зарисовка или соло импровизация. Но, не менее важно для слушателя, услышать звук инструмента, ведь мы не просто читаем ноты с листа, мы воспринимаем композицию ушами. Звук для музыканта не менее важен, чем техника его игры, говорю Вам, прежде всего, как слушатель. А как музыкант скажу, что можно сыграть нетленки группы Sepultura и в акустике, но мы не получим того впечатления, что даст нам оригинальное исполнение.

Итак, за годы развития электрогитарной индустрии, были созданы, пожалуй, все возможные гитарные эффекты. В настоящее время они только совершенствуются, видоизменяются и дополняется, чтобы соответствовать духу времени, а также, что не менее важно, запросам музыкантов.

Все гитарные эффекты по принципу воздействия на звук гитары можно условно разделить на 4 группы. Пройдемся по каждой из них.

Гейновые эффекты. Они самые суровые. Такие педали регулируют уровень громкости сигнала. К ним относятся Overdrive, Distortion, Fuzz. Первое мое знакомство с гейном состоялось в далеких девяностых, и познакомила нас легендарная педаль ЛЕЛЬ DD (Drive — Distortion).

Позже, я, конечно, понял — это был такой же дисторшн как я виолончелист, но тогда море шума произвело на меня неизгладимое впечатление.

Модулирующие эффекты. Эти педали помогают гитаристу преобразовывать звук его инструмента в нечто новое и необычное. К ним относятся Chorus, Flanger, Phase Shifter, Tremolo, Octaver, Reverberator и Delay. И, опять же, мое первое знакомство с этими эффектами произошло в темном подвале нашей репетиционной базы. А познакомила меня с дивными звуками педаль… Собственно, назвать ЭТО педалью, я не возьмусь. Гроза отечественного гитаростроения:

К сожалению, по молодости лет, этот девайс был мной утерян.

Динамические гейновые эффекты. К ним относятся компрессоры и гейты. Эти эффекты управляют уровнем сигнала, а именно, обрезают сигнал, который находится ниже заданного порога (громкости или частоты), К ним относятся: Noise Gate, Compressor, Volume Pedal. О существовании этих нужных и полезных приблуд, я узнал много позже. Еще позже я стал их использовать, в частности, сейчас в моем педалборде стоит компрессор MRX Super COMP. И теперь я ощущаю острую необходимость в установке шумодава.

Тоновые эффекты. Они воздействуют на высокие либо низкие частоты. Они представлены такими педалями: Equalizer, Wah-Wah. Если со вторым эффектом все предельно ясно, то первый, по началу, вызывал у меня много вопросов. И вопросы оставались до тех пор, пока я не приобрел BOSS GE-7 (Equalizer). Вам может надоесть Ваша дж-дж-дж педаль, Вам может наскучить космический дилей, и тогда Вам поможет обычный эквалайзер. Кроме всего прочего, он может кардинально поменять Ваш звук. Что для меня – человека, играющего на электрогитаре в свободное время, эквалайзер оказался незаменимым. Он дал возможность экспериментировать со звуком, и мне это нравится.

Теперь я кратно опишу Вам суть каждого из эффектов. Естественно, такое описание Вам не поможет определиться с выбором. Что касается музыки, при покупке гитары или педали к ней, совет может быть только один – слушайте все, что хотите приобрести лично. Не руководствуйтесь только лишь описаниями и непонятно как записанными видео-обзорами. Этого будет недостаточно. А теперь, погнали.

Overdrive

Этот, эффект, равно как Distortion с Fuzz, занимается искажением звука путем ограничения сигнала по амплитуде. При этом, Overdrive являются самым мягким из них, чем обеспечивается более натуральное звучание гитары.

Distortion

Этот эффект имеет сходство и с Overdrive, и с Fuzz, а его звук отличается большей резкостью.

Fuzz

Этот эффект можно услышать в рок музыке 60-х годов. Да что там, он и в наши дни пользуется популярностью среди музыкантов. Его отличает яркое звучание и характерное настоящее искажение сигнала.

И, небольшой совет по коммутации:

Как правило, педали Overdrive, Distortion и Fuzz в цепи эффектов устанавливают после компрессора. А вот для того чтобы откорректировать полученный сигнал, после педали Distortion можно включить в цепь и эквалайзер.

Copressor

Эффект работает по принципу уменьшения динамического диапазона звукового сигнала. Иными словами, с помощью компрессора можно свести к минимуму разницу меду самым тихим и самым громким сигналами. Идеальное место для компрессора — самое начало цепи эффектов. Тогда чистый сигнал с гитары подается непосредственно на него.

Chorus

С помощью этого эффекта можно добиться звучания одной гитары, как если бы их было две. Для этих целей, эффект добавляет к исходному звуку гитары еще одну его копию, но с небольшой задержкой (до 30 миллисекунд).

С помощью же эффекта Stereohorus, можно сделать из моносигнала гитары настоящее стерео, единственное, для этого придется использовать два гитарных усилителя (по одному на каждый канал). Вы же знаете, что электрогитара выдает только моно сигнал, верно?

Flanger

Этот эффект по принципу работы похож на Chorus, однако же отличается временем задержки копии сигнала (меньше, чем у Chorus) и наличием feedbacka.

Phaser

Или фазовое вибрато. Эффект, который смешивает исходный сигнал гитары с его копиями, сдвинутыми по фазе. На слух этот эффект отличается от Flanger. В цепи эффектов и Flanger, и Phaser, лучше всего устанавливать между Distortion и Delay (Reverberator).

Wah-Wah

Этот эффект представляет собой эквалайзер с переменной частотой. Эффект колебания звука достигается путем усиления одних частот и обрезке других. Для работы с этим эффектом, нужно в определенные промежутки времени, во время игры на гитаре, нажимать и отпускать педаль. Кроме того, существуют эффекты вау-вау без педали. Спектр частот у них изменяется автоматически с помощью соответствующих ручек настройки, Называется такой эффект auto-wah.

Octaver

Данный эффект основан на сдвиге входного сигнала на одну или несколько октав ниже или выше основного тона. Основной тон звучит вместе с повышеным (пониженным) тоном, таким образом, достигается эффект звучания нескольких инструментов одновременно.

Tremolo

Этот эффект представляет собой амплитудное вибрато. Технически — это электронный регулятор громкости, управляющийся генератором колебания инфранизкой частоты.

Reverberator

Этот эффект позволяет имитировать акустические характеристики помещения (регулируемые параметры), и получить объемное звучание. На сцене этот эффект используется крайне редко, и, я думаю, Вы понимаете почему.

Delay

Дилэй или эхо, эффект, имитирующий повторы исходного сигнала, которые затухают с каждым повторением. Таким образом, к исходному сигналу добавляется его копия (или несколько), задержанная по времени.

Эти эффекты (Rever, Delay) лучше всего ставить в самый конец цепи.

Equalizer

Эквалайзер — это многополосный регулятор тембра. С его помощью можно осуществлять одновременную регулировку нескольких частот. Эквалайзеры разделяются на графические и параметрические.

Графический эквалайзер состоит из определенного количества слайдеров (для гитары достаточно от 5 до 10), каждый из которых регулируют одну полосу частот. В процессе регулировки слайдеры образуют определенный графический рисунок. Отсюда и их название.

Параметрический эквалайзер, кроме регулировки частот вверх/вниз, может также выбирать центральную частоту и ширину полосы.

В цепи эффектов эквалайзер обычно ставится там, где требуется изменить характер звука, например, после педали Distortion.

Noise Gate

Этот эффект еще называют шумоподавитель порогового действия или проще — шумодав. Его назначение — не пропускать на звукоусиливающую аппаратуру посторонние звуки, возникающие в процессе игры на электрогитаре. Это может быть звук от случайно задетых струн, щелчок от переключения эффектов либо звукоснимателей, фон от источников питания либо от самих эффектов. Рекомендуется

Volume Pedal

Педаль громкости. Суть этого устройства заключается в регулировании громкости звука. С помощью нее можно регулировать звук после переключения различных эффектов (если их уровни громкости различаются), использовать эффект плавного затухания звука либо же выключать звук гитары быстро, например, когда появляется пауза в гитарной партии.


Дисторшн (что по-русски значит искажение) - это, наверно, самый распространенный эффект для электрогитары. Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, многих из вас именно звук дисторшена заставил взять у руки электрогитару. Дж-дж – это то, что дает настоящий роковый саунд.

На сегодняшний день, существуют тысячи различных моделей дисторшенов и овердрайвов от разных производителей. Как же не запутаться во всем этом многообразии форм, цветов и звуков? Именно в этом и должна помочь эта статья.

Большинство эффектов ведут себя предсказуемо, при переходе от эффекта одного производителя на такой же эффект от другого. Ну, например, вы можете взять практически любой цифровой дилей, выставить время задержки на 125 мс, уровень повторений (repeat) и обратной связи (feedback) на 50% и получить примерно одинаковый, ожидаемый звук. Ожидаемых результатов стоит ждать и от эквалайзеров. На самом деле, это неплохо, т.к. позволяет настроить «свой звук» на разном оборудовании.

Но вот с дисторшном все немного иначе. Дисторшн – это черный ящик в мире гитарных эффектов, они все уникальны, загадочны и не связаны стандартами и заранее определенными параметрами. Вы можете не знать, как будет называться ручка Тона (Tone), на конкретном устройстве, какие гармоники подчеркиваются и усиливаются ручкой с подписью Дисторшн (Distortion), или какой эффект дает ручка Уровень (Level) (работает ли она в зависимости от положения других регулировок или просто усиливает сигнал по уровню громкости). Зачастую даже описания и руководства пользователя не могут помочь, т.к. производители предпочитают не раскрывать тайну тог, что находится внутри их магических коробочек.

Таким образом, минус в том, что заранее нельзя сказать как звучит та или иная педаль дисторшена,без того, чтобы послушать ее лично. Тут не поможет чтение обзоров или изучение технических характеристик. Кое-какую помощь может оказать интернет, в лице youTube и иже с ним. Но все же, вам придется вытащить себя в музыкальный магазин и включить гитару в дист.

Плюс же в том, что это даст вам возможность походить по магазинам, пообщаться с народом, и послушать разные примочки.

Почему так названы?

Рис. 1 Ibanez DS7 Distortion и Boss Super Over Drive SD-1. Названия всех ручечк у педалей одинаковые. Звучание педалей отражено в их названиях

Если вы ищете теплый блюзовый овердрайв (overdrive), то сразу же можете исключить педали, в названии которых есть слово «metal». И наоборот, если вы ищете звук а-ля Slipknot, то не стоит ограничивать себя овердрайвами и прочими педалями, имеющими в названии blues и tube. Зачастую, тональные характеристики педали содержатся в ее названии, даже если названия ручек на педалях одинаковы, как на рисунке 1.

Так же, вносит сумятицу то, что некоторые компании называют ручки регулировки совершенно, на первый взгляд странным образом. Т.е. по названию ручки нельзя определить, что же она делает. Вот, например, Yerasov – 5000 V.


Рис. 2 На первый взгляд, совершенно непонятнее крутилки

С первого взгляда совершенно непонятно, что означают все эти ручки. Однако ж, сайт производителя нам сообщает, что VOLTAGE - это усиление, ISOLATION – это тембр, а CURRENT - громкость. Само собой, что экстравагантные названия ручек не гарантируют отличного звучания педали, т.е. такая педаль ничем не лучше, чем с обычными названиями.

Overdrive, Distortion и Fuzz

На самом деле, все эти слова используются, чтобы описать звучание искаженной электрогитары.

Термин Overdrive, что по-русски значит перегруз, обязан своим происхождением ламповой технике. Именно перегруз лампового оконечника на заре электрогитаризма дал нам тот звук, который мы сейчас знаем и любим. Овердрайв – это мягкий, теплый, певучий дисторшн, который приятно слушать. На сегодняшний день, практический все примочки, на которых написано Overdrive пытаются воспроизвести этот классический звук. Яркий представитель классического овердрайва – это Ibanez Tube Screamer (TS-808), его переиздания и клоны.


Рис. 3 Ibanez Tube Screamer

Далее идет Дисторшн. Это очень широкая категория – в нее входит все, что идет за «мягким ламповым драйвом» и до плотного и жесткого звучания а-ля System of a Down. В общем, практически весь метал, хард-кор, альтернатива и прочая маза-фака – это звук гитары с дисторшеном.

Фузз – это почти карикатура на эффект дисторшена, такой несколько гнусавый, много грязнее и многограннее. Фузз в основном используется для игры соло и лидирующих гитарных партий, т.к. при игре аккордами звук бывает слишком песочный и грязный. Фузз сделал знаменитым Джимми Хендрикс (Jimmi Hendrix), который играл на Dunlop Fuzz Face.


Рис. 4 Dunlop Fuzz Face

Вообще, многие называют фуззом практически любой эффект дисторшн, который жестче и грязнее теплой блюзовой пушистости. Думаю, что это немного неправильно, т.к. фузз, он, хоть и дисторшн, но несколько иной.

Ну, вот теперь, когда вы определились с тем, какой звук вам ближе и, что вы собрались играть (джаз, блюз, хард-кор, или жесткий метал), и примерно выбрали по названию кандидатов на прослушивание, настало самое время прослушать выбранные педали. Вы можете найти их у друзей или пройтись по музыкальным магазинам.

Как и во всяком серьезном деле, тут тоже нужен системный подход. Послушав в одном магазине ProCo The Rat с Les Paul, на котором стоят звукосниматели с высоким выходом, через Marshall нельзя ожидать, что эта же педаль будет звучать так же в другом через Stratocaster в усилитель Fender. Естественно, лучшим выходом будет слушать каждую педаль на своем оборудовании, но если это неосуществимо выбирайте наиболее похожий к своему набор оборудования.

Испытания

И вот, когда, наконец, выбор сделан, и нужная примочка лежит у вас под ногами, то первое, что нужно сделать, это подстроить уровень громкости (обычно это Level). Т.е. нужно добиться того, чтобы по громкости гитара с эффектом и без него звучала одинаково. Это нужно для того, чтобы исключить влияние психоакустики на восприятие. Человеческий слух устроен так, что громко звук кажется лучше. Вот этого эффекта мы и хотим избежать.


Рис. 5 Все ручки на 12 часов

Обычно этого можно добиться, если выставить все ручки на педали, как на рисунке 5 – на 12 часов. Послушайте, как ведет себя педаль, при нейтральных положениях ручек. Поиграйте что-нибудь, несколько раз включите/выключите эффект. Затем медленно уменьшайте уровень дисторшна (обычно это Gain) до минимума, а потом до максимума и слушайте, что педаль делает со звуком вашей гитары. Ничего больше, только ручку гейна, чтобы послушать насколько радикально педаль меняет звук. Поиграйте живые примеры: ритмические фигуры, соло, стаккатные пассажи, легато, послушайте сустейн. Теперь пришла пора ручки тона. Покрутите ее, послушайте, как тон работает совместно с гейном.

Вообще же, использование эквалайзера с дисторшеном – это важный элемент в выстраивании вашего звука. Обычно получается так, что чем более искажена гитара, тем больше высоких частот нужно добавлять. Это связано с тем, что чем более искажен сигнал, тем более он компрессирован, а компрессия поджимает высокие частоты. Так что же использовать? Эквалайзер в самой педали, эквалайзер в усилителе или комбике или, вообще, внешний эквалайзер? А если использовать внешний эквалайзер, что где он должен стоять, перед дисторшеном или после? На самом деле, ответы на эти вопросы не даст никто, кроме вас самих, т.к. это вопрос личных предпочтений. Так что, полагайтесь на свои уши, и да прибудет с вами Сила!

Расскажи друзьям!

Когда ты много лет играешь на гитаре, то время от времени возле тебя обязательно появляются знакомые, делающие первые шаги в освоении инструмента, и поэтому нуждающиеся в разного рода советах, за которыми они к тебе общаются. Одна из самых популярных просьб подобного рода — помощь с выбором педали дисторшн. Ниже я попробую изложить суть своих рекомендаций. Но при этом надо понимать, что дисторшн — это самый популярный гитарный эффект в мире. И на свете существуют сотни, а то и тысячи самых разных дисторшнов. У многих людей целая жизнь уходит на поиски дисторшна своей мечты.

Гейн

Это, безусловно, самая главная характеристика для педалей дисторшн, и для начала, независимо от того стиля, в котором вы играете, я бы рекомендовал брать педаль с серьезным запасом гейна. И в этом есть несколько резонов.

Во-первых, вам надо привыкнуть к мысли, что у вас еще нет какого-то определенного стиля игры. И каким он в конце концов станет, никому точно не известно. Есть очень много примеров того, как людям нравится слушать музыку одного рода, а играть они начинают что-то другое. Это как с волейболом или настольным теннисом. Очень многие люди любят поиграть, но при этом практически никто не посещает соревнования в качестве зрителей. По крайней мере, в нашей стране все выглядит именно так. Я вот, например, никогда не любил блюз, пока не купил гитару. При этом слушать блюзовые записи мне и до сих пор не особо кайфово, другое дело поиграть все это. И от этого никто не застрахован.

Во-вторых, если речь идет о первой педали, то вам в целом неплохо бы изучить, что такое дисторшн со всеми его возможностями. Просто для понимания, нужно оно будет вам в будущем или нет. В хайгейне есть свои приятные возможности, которые, возможно, окажутся вам полезны. При желании всегда можно убрать количество гейна на педали. Это намного приятнее, нежели ощущать, что вам не хватает гейна на той или иной «малогейновой» примочке. Подумайте о соображениях универсальности. Кто знает, что вам придется играть и с кем. Примочки с большим содержанием гейна подходят для гораздо большего количества стилей игры и жанров музыки. Неважно, будете ли вы все это играть, но всегда приятно иметь выбор и некую свободу действий.

Еще один довод в пользу большого содержания гейна заключен в удовольствии. Не секрет, что многие матерые гитаристы и серьезные гитарные преподаватели являются ярыми противниками большого гейна. Дескать, это делает звук грязным и мешает выработке правильного звукоизвлечения, когда из гитары буквально «выколачивают» хороший звук. К тому же вы, возможно, и сами не имеете склонности к систематической игре тяжелой музыки. Все это может отвратить вас от мысли о «злом» гейне. Однако, подумайте о том, что невозможно превратить всю свою игру в «одно большое упражнение для пользы дела». Иногда хочется просто удовольствия — подолбить один примитивный пауэр-аккорд или подвесить длинные сустейнистые ноты секунд по 20. Все это очень легко получается при наличии хорошего запаса гейна.

Помните еще и о том, что вряд ли, купив свой первый дисторшн, вы сразу угадаете с выбором на всю жизнь. Скорее всего, вам когда-нибудь придется его продавать. Примочки, у которых приличное содержание гейна, уходят намного быстрее — это правда жизни. Поэтому учитывайте и этот фактор при выборе примочки. Именно исходя из таких соображений, в свое время несколько моих друзей (тот же Олег Бочаров) купили для своих телекастеров (!!!) эффекты DigiTech Death Metal и Grunge — недорогие злобные педали, весьма надежные. Друзья остались довольны.

Регулировки

Одна из самых коварных вещей в любом дисторшн — это то, что эти педальки могут совершенно по-разному сочетаться с разными гитарами и усилителями. Более того, они по-разному сочетаются даже с разными руками. Ярчайшим примером этого факта явились для меня визиты Джо Сатриани и Стива Вая в Россию. Я принимал участие в организации этих мероприятий и был свидетелем, как после отстройки звука на саундчеке, наши отечественные гитаристы-профессионалы пробовали немного поиграть через «комплекты» звезд гитары. И звук у них был, если честно, так себе. А потом на сцену выходили зарубежные мастера и звучали выше всяких похвал. И дело тут совсем не в том, что они обладают какой-то особенной техникой исполнения. Просто у каждого свои комфортные настройки и универсальных рецептов не существует.

Конечно, когда вы пробуете педали дисторшн, то желательно делать это на своей гитаре, и в такой же усилитель, на каком вы обычно играете. В этой связи я противник покупок примочек в интернет-магазинах, если вы только уже не знаете точно, чего хотите. Демонстрационные видео-ролики, конечно, могут дать какую-то информацию, но в них кто-то посторонний играет на чем-то чуждом вам, к тому же непонятно, как оно записывается. Часто в целях рекламы могут и «нахимичить» с записью. У меня было в свое время приключение с TC Electronic Rottweiler Distortion. Я буквально влюбился в эту примочку после просмотра ролика. Купив, понял, что это совершенно не моё. Причем педалька оказалась реально очень хорошая, но, увы, совсем не тот звук, который нужен лично мне. Аналогичная «прямо под копирку» история приключилась у меня с Ibanez Sonic Distortion. С тех пор я не особо верю в демо-ролики примочек, перед покупкой предпочитаю предварительно послушать.

Поэтому независимо от вашей уверенности или неуверенности в примочке, я бы рекомендовал отдавать предпочтение педалям с максимально возможным количеством регулировок. У вас будет намного больше шансов накрутить что-то подходящее. И то, что вдруг бубнит или песочит при одних настройках, окажется роскошным сочным перегрузом при других положениях ручек регулировки. В частности, известно, что для многих людей, играющих тяжелую музыку, очень важна регулировка средних частот, которые можно прибрать, либо наоборот выделить. Не на всех примочках есть этот регулятор. В этой связи для меня одной из самых загадочных примочек всегда являлась популярная педаль Boss DS-1. Сколько лет я ни пытался получить из нее приятный для себя звук, ни разу не получилось. Возможно, это связано с тем, что у нее всего один регулятор частот, и, по-хорошему, к ней надо еще и отдельную педаль эквалайзера.

В этой связи мне заочно очень нравится новейшая Dod Boneshaker, которую буквально на днях презентовали на выставке НАММ-2015. Несмотря на стандартные размеры, регуляторов у нее более чем достаточно. Шесть ручек, из которых три «сдвоенные», то есть состоят из верхней и нижней частей, регулируют разные параметры. В итоге у вас фактически 9 регуляторов. Неплохой набор для примочки. Не у каждого комбика такой имеется.

Характер звука

Конечно, так или иначе каждая примочка имеет тяготение к какому-то конкретному характеру звука, ассоциирующемуся с тем или иным артистом или жанром. Поэтому чтобы как-то сузить свой выбор педали из сотен возможных вариантов, нужно как-то учитывать и этот фактор. Мне лично всю жизнь нравился звук комбинации Gibson + Marshall. И я пытался воспроизвести её даже на телекастерах, которые у меня обычно оборудованы датчиком Seymour Duncan JB, изначально придуманном для того, чтобы «получить леспол на телеке». Если говорить только о звуке, то обычно я стремился к чему-то похожему на Jimmy Page и Slash.

Поэтому одной из самых приятных для своего слуха считаю Marshall Guv’Nor Plus, которая наиболее близка к классическому маршаловскому стеку — разве можно его не любить? Хотя, если быть честным, то эта примочка не так популярна среди гитаристов как любимец народа Marshall Jackhammer, который тоже выдает свой вариант перегруза в стиле маршаловских усилителей. И изначально я играл именно на ней, поскольку хотел как можно больше гейна. Потом, когда звукоизвлечение стало постепенно улучшаться, я уменьшал гейн, снижаясь до Guv’Nor Plus, и дальше к Marshall Bluesbreaker.

Чтобы это не выглядело рекламой, скажу об альтернативном Guv’Nor Plus варианте. Это Carl Martin PlexiTone с практически идентичной идеей копирования звука перегруженного стека Marshall и близким к Guv’Nor Plus звучанием. Однако я голосую за Marshall. У него больше регулировок, то есть он гибче и универсальнее. У Marshall все таки больше запас гейна. И плюс Marshall Guv’Nor Plus в отличие от PlexiTone может работать от батарейки. Ну и железные ручки регулировки на педалях Marshall выглядят более надежно и «неубиваемо», на мой взгляд. А что касается звучания, то я не услышал в Carl Martin ничего превосходящего Marshall.

Говоря о характере дисторшн, надо помнить одну вещь. Изначально этот эффект зародился в недрах усилителей. И до сих пор самый лучший дисторшн — это именно звук больших дорогих ламповых усилков. Поэтому практически все педали дисторшн пытаются копировать те или иные усилители. Соответственно, если у вас есть понимание какие вам нравятся усилители, то можно облегчить поиск правильной педали, ориентируясь на сообщения «под что косят» те или иные примочки. В этой связи, я всегда рекомендую помимо «маршаловских» примочек обратить внимание еще и на «месовские». Как ни крути, «маршаловские» и «месовские» усилители самые популярные в мире, если говорить о перегрузах. Поэтому если вам нравится звук этих усилков, вы просто обязаны хоты бы попробовать их примочки. Возможно, это будет именно то самое, что вам нужно. У меня, по крайней мере, получилось это в отношении Marshall. Почему бы у вас не произойти подобной истории с Mesa Boogie?

Одно из удобств в покупке педалей того же бренда, что и усилители, состоит в том, что они практически всегда отлично сочетаются с «родственными» усилителями. Например, VOX V8 Distortion отлично звучит с усилителями Vox AC4 и AC15. Еще один дисторшн от Vox — это один из моих вечных фаворитов, Satchurator, являющийся именной педалью Джо Сатриани. На мой взгляд, она практически в любой усилитель выдает очень современное плотное звучание с весьма хорошим, глубоким гейном. Я бы точно сошел с ума, если бы такая была моей первой педалью дисторшн. На мой взгляд, эта педаль должна быть в первой десятке любого хит-парада дисторшн всех времен и народов.

Холодный байпас

Несмотря на то, что игра с эффектом дисторшн весьма приятна и возбуждающа, иногда приходится выключать перегруз и играть что-то на чистом звуке. И вот тут у многих педалей есть один неприятный момент. Они продолжают менять звук, даже когда эффект выключен. Помню, в 90-ых годах меня это очень бесило в моей первой примочке перегруза Boss Turbo Distortion. Хочешь поиграть на чистом звуке что-то вроде Stairway To Heaven, а звук мутный и совсем без верхов. Не вытаскивать же педаль из цепи каждый раз, когда есть желание поиграть без гейна?

Причина такого положения дел с некоторыми примочками — это отсутствие в электронной схеме «пассивного обхода» (он же холодный байпас). Ныне значительная часть современных педалей дисторшн лишена этого конструктивного недостатка. Однако при этом множество педалей сохраняют эту особенность. И тут нужно самому решать (и слушать), насколько это для вас важно. В любом случае знать о существовании холодного байпаса просто необходимо. Чтобы в один прекрасный момент его отсутствие не стало для вас сюрпризом. А то ведь частенько бывает, что люди слушают в магазине перегруз и не обращают внимание на то, что происходит с чистым звуком, когда эффект выключен.

Незвучащие параметры

Если до этого мы говорили о звуке и том, на что он влияет, то сейчас необходимо вспомнить, что, помимо звука, у педали есть и другие весьма важные характеристики, которые тоже могут в той или иной степени влиять на ваш выбор. Например, если вы играете не только в домашних условиях, то для вас могут быть важны размеры примочки, которую приходится таскать с собой на репетиции или концерты. Плюс в случаях походных вариантов нужно обращать внимание на материалы корпуса — бывают «педальки из пластика», которые не очень хорошо переносят жесткие условия «рокерского рубилова». Разные размеры и форма кнопок включения эффектов могут быть по-разному удобны для ваших ног. Цвет, комфортный (или нет) для восприятия ваших глаз в процессе игры. Варианты питания от батарейки (а иногда бывает и двух), либо блока питания. Чем больше вещей вы пронализируете перед покупкой примочки дисторшн, тем выше шансы на то, что это педаль у вас задержится. И это справедливо почти для любых других покупок. Семь раз отмерь — один раз отрежь.

Удачи вам с вашим первым (и последующими) дисторшнами!

06.07.2016 15440

Введение

В начале 40-х годов прошлого столетия блюзовые гитаристы практически выворачивали наизнанку свои усилители, заставляя их работать на пределе для того, чтобы получить мощное искаженное звучание. И хотя первые попытки исказить звук были открыты во время попыток играть так громко, насколько это возможно, иногда без всякой логичной причины, а иногда - вынужденно, чтобы быть слышным в шумной аудитории и среди других членов ансамбля, благодаря таким джазовым легендам, как Чак Берри, «музыкальный» перегруз получил международное развитие и стал использоваться опытными гитаристами, как элемент музыкального искусства.

С увеличением популярности рок-музыки в начале 60-х увеличился и спрос на усиление, так как в этот период искажение звука было адаптировано и для рок-сцены. Такие гитаристы как Эрик Клэптон (Eric Clapton) со своим фендеровским усилителем, Рори Галахер (Rory Gallagher) с Vox и Джефф Бэк (Jeff Beck) со своим Marshall и многие другие повлияли на развитие и создание мощных примочек и эффектов для гитары.

Сегодня существует огромное множество устройств для обработки звука, а гитаристы комплектуют целые, так называемые, педалборды, в которых собирают все свои самые любимые эффекты. С появлением новых более мощных и удобных педалей эффектов появилось больше возможностей «музыкального» искажения звука, нежели родной перегруз усилителя. Overdrive, Distortion, Fuzz - это классические варианты гейновых эффектов, которые по сути преследуют одну и ту же цель искажения звучания электрогитары, однако имеют значимые отличия.

Предлагаем более подробно рассмотреть отличия этих гитарных эффектов, ведь каждая из них имеет свой уникальный музыкальный оттенок.

Overdrive

Если добавить мощности, гейна (gain) ламповому усилителю, то получится перегруженный, но естественный звук с теплыми обертонами. Простыми словами - эффект овердрайва имитирует перегруз лампового усилителя. Но если раньше такой эффект достигался за счет увеличения громкости и перегруза, то сейчас овердрайвовые педали позволяют искажать звук на приемлемом уровне громкости, добавляя лишь классические «хрустящие» оттенки, мягкие и натуральные.

Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) был хорошо известен использованием классического овердрайва Ibanez Tube Screamer в создании своего фирменного звучания. Эдди Ван Хален (Edward van Halen) использовал , который дает звук характерно-лампового эффекта Overdrive.

Еще один вариант естественного перегруза - использование бустеров (booster). По сути, это тот же эффект overdrive, однако, если овердрайв вносит изменения в исходное звучание гитары, то бустер сохраняют исходный характер звучания усилителя и гитары, делая его лишь громче и нагруженнее. Поэтому многие музыканты используют бустеры для того, чтобы “подогреть”, выделить отдельные фрагменты композиции.

Это хороший вариант для тех, кто не любит примочки и потратил много времени и денег в поисках усилителя своей мечты, поэтому просто хочет усилить и подчеркнуть то, что в нём уже есть. К примеру педаль даёт возможность увеличения уровня выходного сигнала на 20 дБ.

Distortion

Педали дисторшена имитируют звук сильно перегруженного лампового усилителя. При этом звучание получается более плотным и менее естественным, сустейн становится дольше. В сравнении с овердрайвом, амплитуда звуковых волн при дисторшне обрезается силнее и оттенок сигнала получается более четким. Такое звучание характерно для рок-музыки и металла.

На схеме видны отличия в амплитуде звуковых волн при эффекте овердрайва и дисторшна. Как видно из графика, происходит так называемый клиппинг сигнала, синусоида обрезается, из-за этого звук приобретает характерную резкость. Только в случае с овердрайвом эффект достигается его «мягким» ограничением по амплитуде, а в дисторшне более резким. Синим показан оригинальный сигнал, красным — дисторшн, желтым — овердрайв.

Например, Рэнди Роадс (Rhandy Rhoads) и Даймбэг Даррел (Dimebag Darrel) использовали педали MXR Distortion Plus. Несмотря на то, что это дисторшн, она больше напоминает овердрайвовую педаль. Стив Вэй (Steve Vai), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джо Сатриани (Joe Satriani) предпочитают .

Fuzz

Фузз являются одними из самых старых среди дисторшнов и стали популярны в расцвете психоделического рока в 60-х годах. По звучанию педали больше напоминают колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, которые в результате дают такой рыхлый и колючий дисторшн. По-другому описать Fuzz очень сложно, поэтому лучше один раз его услышать.

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) был известен использованием примочки , которая является одной из самых популярных.




Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: