Правописание приставок "пре - при" - takorotkovas Jimdo-Page

Трудности в написании приставок
пре- и при-

Ученики и средних, и старших классов испытывают эти трудности.

Во-первых, это происходит оттого, что приставки пре- и при- на слух не различаются, а значение каждой приставки не всегда легко определить. Во-вторых, часто в слове несколько приставок, поэтому найти их, а тем более определить, какое значение слову придала каждая из приставок, бывает нелегко. В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре-/ при- входят в корень или являются иноязычными приставками, имеющими совсем другое значение. Чтобы не ошибиться в правописании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова.

Задание 1. пре-/при-, если они есть.

Пример, премьера, прическа, природа, принцесса, причина, прелестный, премия, приморье, предмет, пришкольный, запрещенный, призовой, препятствие, премудрый.

Задание 2. Предложите ученикам обозначить в словах приставки пре- / при-.

Приплясывать, бесприютный, времяпрепровождение, преспокойно, приговаривать, беспристрастный, приклеить, причудливый, непрерывный, прикреплять, приползти.

На начальном этапе знакомства с правилом правописания следует объяснить, почему приставки пре- / при- трудно различить.

I. Что может обозначать приставка при-?

Знакомство с первым значением приставки при-.

Задание 3. Догадайтесь, какое общее значение есть у этих слов .

Прикатился, пришвартовался, приехал. (Приближение.)

Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой при-.

Задание 4. Попробуйте записать слова, обозначающие приближение к какому-то месту спортсмена, мяча, змеи, птицы, коня, рыбы. (Прибежал, прикатился, приползла, прилетела, прискакал, приплыла.)

Дополнение к этому правилу : приставку при- мы употребляем не только когда предмет приблизился сам, но и тогда, когда его кто-то приблизил: притащил, привез, принес .

Знакомство со вторым значением приставки при-.

Часто люди занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные предметы.

Вывод

В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка при-.

Задание 5 (на закрепление). Замените словосочетания одним словом.

Присоединить: с помощью веревки, с помощью клея, с помощью цепей, с помощью молотка и гвоздей, с помощью иголки и нитки, с помощью винтов и шурупов, с помощью паяльника.

(Привязать, приклеить, приковать, приколотить, пришить, прикрутить, припаять.)

Следует предупредить учеников о том, что могут возникнуть трудности, если неправильно определить значение этой приставки.

Задание 6. Найдите слова, которые объяснены неверно, и определите, в чем ошибка.

Пригрелся – присоединился к грелке.

Прислонился – присоединился к слону.

Приструнил – присоединился к струнам.

Приколол – присоединил булавкой.

Приголубил – присоединил к голубю.

Приключение – присоединился к ключу.

Прикрикнул – присоединился к крикам окружающих.

Причудился – присоединился к чуду.

Слова с приставкой при-, обозначающей приближение или присоединение, часто имеют антоним.

Задание 7. Предложите ученикам подобрать антоним с приставкой при- к следующим словам:

отклеить (приклеить);

уехал (приехал);

убавить (прибавить);

отослать (прислать);

отплыть (приплыть);

унести (принести);

отчалить (причалить).

Знакомство с третьим значением приставки при-.

Вначале дать задание 8: образуйте с помощью приставки при- прилагательные от данных слов:

участок около Волги (приволжский);

гостиница при дороге (придорожная);

участок при усадьбе (приусадебный);

пристройка при станции (пристанционная) .

Вывод

Приставка при- обозначает нахождение около чего-то, близость.

Задание 9 (на закрепление данного правила): выделите только те слова, которые имеют значение нахождения около чего-либо:

приднепровский, прибалтийский, приволье, пристань, притяжение, пригородный, прирожденный.

Знакомство с четвертым значением приставки при-.

Если в комнате душно, то можно слегка открыть (приоткрыть) окно. Вы не замолчали совсем, а только приумолкли . Вы устали, но очень торопитесь, поэтому только присели на минутку.

Если что-то делается не в полную силу, не до конца, такие действия называются неполными, а слова, обозначающие их, пишутся с приставкой при-.

Задание 10 (на закрепление этого правила). Замените словосочетания одним словом с приставкой при-.

Ветки слегка наклонили (приклонили).

Пироги не совсем сгорели (пригорели).

Слегка затормозил (притормозил).

Заглушил чуть-чуть звук радио (приглушил).

Остановился на минутку (приостановился).

Лег на одну минутку (прилег).

Запорошило снегом слегка (припорошило).

Заснул ненадолго, где-то приткнувшись (прикорнул).

Слегка поднялся с земли (приподнялся).

Собеседник немного задумался (призадумался).

Буря ненадолго утихла (приутихла).

II. Что может обозначать приставка пре-?

Первое значение приставки: очень, самый, весьма.

Сильно повысил скорость (превысил).

Очень высокий (превысокий).

Очень мудрый (премудрый).

Очень старый (престарый).

Очень милый (премилый).

Второе значение приставки: приставка пре- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой пере-.

Преграда (перегородка, перегородить).

Прервать (перервать).

Претерпеть (перетерпеть).

Беспрестанно (не переставая).

В конце можно выполнить следующие задания.

Задание 11. Образуйте от данных слов другие слова при помощи приставок пре- и при-.

Быть (прибыть).

Богатый (пребогатый).

Бежать (прибежать).

Строить (пристроить).

Школьный (пришкольный).

Коснуться (прикоснуться).

Везти (привезти).

Помнить (припомнить).

Обрести (приобрести).

Сесть (присесть).

Задание 12. Напишите небольшой диктант с грамматическим заданием: выделите приставки при-, пре- и объясните их значение, где это возможно.

Обезьяна Пэтти из зоопарка одного из городов Америки приютила мышонка. Тот случайно забежал к ней в клетку. Попытки сторожей отнять приемыша претерпевали неудачу. Пэтти всячески препятствовала этому. Она прижимала мышонка к груди, сопротивлялась, не давала прикоснуться к нему. С тех пор она ведет себя как нежная мамаша. Пэтти делится с мышонком пищей, презабавно играет с ним, укладывает спать.

(Обратите внимание на написание слов приемыш, претерпевала, препятствовала и их лексическое значение.)

III. Правописание приставок пре-, при- с неясными значениями

Усвоение таких приставок требует активной работы со словарями: орфографическими, толковыми, этимологическими, иностранных слов. Без серьезной исследовательской работы, без проверки каждого конкретного слова с неясным значением по словарям, справочникам, без зрительного запоминания этой лексики, без продуманной системы введения ее в активную речевую практику здесь не обойтись. Нужна большая орфографическая практика, построенная на разнообразном материале и пронизанная хорошим знанием теории. Предлагаю дидактический материал для отработки правила в средних и старших классах.

Диктант на распространение

Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова с приставками пре- / при-.

Он стоял, __________ к стене (прислоняясь). Татьяна верила __________ простонародной старины (преданьям). Она __________ к себе всеобщее внимание (привлекала). Деревня, где скучал Евгений, была __________ уголок (прелестный). На холмах пушки, __________, __________ свой голодный рев (присмирев, прервали). Служить бы рад – __________ тошно (прислуживаться). Уж коли зло __________, забрать все книги бы да сжечь (пресечь). В человеке все должно быть__________ (прекрасно). И дым Отечества нам сладок и __________ (приятен) .

Диктант на замену

Замените и запишите данные слова и выражения одним словом с приставками пре- или при-.

Подарить (презентовать); случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода (прецедент); оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна); сторонник чего-либо, кого-либо (приверженец); первенство (приоритет); исключительное право государственного органа, должностного лица (прерогатива); слишком разборчивый, с прихотями, с капризами (привередливый); предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное (презумпция); вступительная часть музыкального произведения (прелюдия); глава государства (президент), продолжатель (преемник); трон монарха (престол); несправедливый, основанный на предвзятом отношении, необъективный (пристрастный); ад (преисподняя); проявление высокомерного отношения к кому- или чему-либо (пренебрежение); забавная, остроумная поговорка (прибаутка); бедный человек, живущий из милости в богатом доме (приживальщик); идущий в порядке последовательности от одного к другому (преемственный); превосходство (преимущество); раболепствовать, подличать (презр.) (пресмыкаться); человек, который подлежит призыву на военную службу (призывник); совершенно переделать, изменить к лучшему (преобразовать); торжественно подарить, вручить, передать (преподнести); воплотить в каком-нибудь виде (претворить); перестать делать что-нибудь (прекратить); возражать, говорить наперекор (пререкаться); гнаться за кем-нибудь, не оставлять в покое (преследовать); осуществить на деле (применить); видный, представительный (презентабельный); приобретший сомнительную славу (пресловутый); требование, предъявление своих прав (притязание).

Выборочно-распределительный диктант

Выпишите в две колонки слова с приставками пре- / при-, определите значение приставок.

Свет моря и воздуха, свет солнца и блеск, присущий человеческой радости и уму, – именно это Гарт увидел в глазах женщины. Оренбург претерпел бедственную осаду. Мой собеседник явно преуменьшал опасности предстоящего восхождения на вершину. Бричка качалась во все стороны и наделяла его (Чичикова) пресильными толчками. Альпинистам приходится преодолевать неисчислимые препятствия, пробираясь в горах.

Задание 13 (на различение слов). Сравните значение приставок в данных парах слов.

1. Прибывать в город – приезжать.

Пребывать в неволе – находиться.

2. Радиоприемник – аппарат.

Преемник традиций – продолжатель дела предшественника.

3. Придать блеск поверхности – изменить внешний вид.

Предать друга – совершить предательство.

Преданье старины – легенда.

4. Притворить дверь – неплотно закрыть.

Претворить мечты в жизнь – воплотить.

5. Камень преткновения – помеха, затруднение в каком-либо деле.

Приткнуться в уголке – поместиться без особых удобств.

6. Приступить к делу – начать.

Преступить черту – самовольно нарушить.

7. Приходящая няня – появляющаяся в семье на время.

Преходящий момент – временный, недолговечный.

8. Призреть бездомного котенка – приютить.

Презирать негодяя – относиться пренебрежительно.

9. Притерпеться к боли – привыкнуть.

Претерпеть лишения – вынести, перенести.

10. Придел в храме – часть храма.

Предел терпению – рубеж, граница.

11. Приклонить ветку – слегка наклонить.

Преклоняться перед мужеством – восхищаться.

12. Привратник – сторож.

Понятый превратно – ложно.

Превратности судьбы резкая перемена, поворот в событиях.

13. Пристанище – приют, убежище.

Беспрестанный – часто повторяющийся, непрерывный.

14. Неприменимый – неосуществимый.

Непременный – обязательный.

15. Приставить часового – назначить для надзора.

Преставиться – умереть.

ТЕСТ

Проверьте себя.

1. Пр_стяжная лошадь.

2. Пр_увеличивать опасность.

3. Сделать пр_вивку.

4. Пр_кращение споров.

5. Пр_ходящий успех.

6. Пр_лагать усилия.

7. Пр_чудливый узор.

8. Пр_ступить закон.

9. Пр_вилегированное сословие.

Ключи к тесту:

1 и, 2 е, 3 и, 4 е, 5 е, 6 и, 7 и, 8 е, 9 и, 10 и.

Р.З. ЛАТЫПОВА,
г. Ижевск

Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».

Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

Ученики должны:

Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).

ХОД УРОКА

I этап. Актуализация знаний

1. Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

  • Эта приставка имеет значение «очень».
  • Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
  • Эта приставка имеет значение неполноты действия.
  • Эта приставка имеет значение «пере-».
  • Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».

2. Беседа по вопросам:

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском языке? (3 группы)
– Какие это группы приставок? (1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-)

II этап. Целеполагание

Запись темы урока.

III этап. Повторение теоретического материала

1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.

Приставка ПРИ-.

1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

Приставка ПРЕ-.

Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».

– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок третьей группы.

2. Речевая ситуация: один из ваших товарищей болен. Как бы вы могли рассказать ему о том, что было на уроке? Составьте устное монологическое высказывание.

3. Трудные случаи написания.

– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-?
– Назовите такие слова.

IV этап. Закрепление материала

1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской, 2006 г.): упр. № 282 (устно)

Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.

Приставки

Их значение

Примеры

пре-

(= «очень»)

(= «пере»)

Прехорошенький
Прескучный
Преградить
Прервать

при-

(«неполнота действия»)

(«присоединение»)
(«приближение»)

Приоткрыть
Придержать
Приумолкнуть
Приросли
Придвинуть
Приехать

2. Словарный диктант по картинкам

Один ученик у доски.
Задание: записать слова в составе словосочетаний.

1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)

2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)

3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает, приезжает)

4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)

5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться (приветствовать)

3. Работа в рабочей тетради

Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.

Взаимопроверка.

– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?

Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»).

– Из каких произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)
– Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)

4. Словарная работа

– В двух предыдущих заданиях было использовано слово «приветствовать». Сейчас мы с вами поработаем с этимологией данного слова.
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)
– Какой словарь нам необходимо открыть? (Этимологический словарь.)
– Открыли этимологический словарь в справочнике.

Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.

Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами. Запишите.

5. Работа с текстом.

Творческий диктант

Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.

1 группа (сильные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (слабые, карточки синего цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Задание для всех:

1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами в данном тексте словах.
2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

V этап. Тест

I вариант

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Ответы:

I вариант : 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант : 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

VI этап. Домашнее задание

Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-.

VII этап. Итог урока

– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?

Оценка деятельности учеников. Выставление отметок.

Тема урока: "Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум

Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре-при

Задачи:

    Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения

    Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации

    Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

Ученики должны:

Знать: о зависимости написания гласных в

приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).

ХОД УРОКА

I этап. Актуализация знаний

1. Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

    Эта приставка имеет значение «очень».

    Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».

    Эта приставка имеет значение неполноты действия.

    Эта приставка имеет значение «пере-».

    Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».

II этап. Целеполагание

Запись темы урока.

III этап. Повторение теоретического материала

1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.

Приставка ПРИ-.

1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

Приставка ПРЕ-.

Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного текста: Остров Орлов на Чёрном море все пр_ выкли считать заповедным.
Повеет весенним ветром, и летят сюда пр_ лётные птицы.

Они как пр_ огромные тучи и могут пр__крыть на минуту небо.

Позже в птичьих домиках уже шевелятся пр__забавные пушистые комочки.

Пр___меты осени заставят чаек покинуть родной остров. Но он не пустеет.

Заповедник пр___влекает караваны бакланов, гусей.

В пр__брежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли.

На пр__горках столбиками застыли суслики.

В пр___дорожную канаву то и дело пр___бегают мышки-полёвки.

Наблюдать за животными – пр__милое занятие!

Трудные случаи написания.

Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-?
– Назовите такие слова.

IV этап. Закрепление материала

1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией Баранова МТ, Ладыженской ТА Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.

1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)

2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)

3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает,

приезжает)

4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)

5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться (приветствовать)

Взаимопроверка.

Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?

Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.
Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами. Запишите.

5. Работа с текстом.

Творческий диктант

. Записать слова в 2 столбика, вставляя букву: с приставкой пре- и приставкой при -, а затем самопроверка.

Пр…интересный, пр…держать, пр…остановить, Пр…уральский, пр…одолеть, непр…ступный, непр…одолимые пр…грады, непр…рывный, пр…пятствие, пр…чудливый, пр…зидент, пр…сяга, пр…лететь, пр…спокойно, пр…морский, пр…открыть.

Задание. Творческая работа в группах

По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 текста.

V этап. Тест

I вариант

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Ответы:

I вариант : 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант : 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

VI этап. Домашнее задание

Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-.

VII этап. Итог урока

Релаксация

«Выберите утверждение»

1. Ощущал себя

Хорошо
Уверенно
Смело
Гордо
Комфортно
Глупо
Неуверенно
Испуганно
Сердито
Грустно

2. Этот урок

Я запомню надолго
Хороший
Отличный
Интересный
Однообразный
Неинтересный
Скучный



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: