Каскадирование. Иерархия и взаимодействие стилей LibreOffice

Аббревиатура CSS расшифровывается как Cascading Style Sheets (каскадные таблицы стилей), где одним из ключевых слов выступает «каскад». Под каскадом в данном случае понимается одновременное применение разных стилевых правил к элементам документа - с помощью подключения нескольких стилевых файлов, наследования свойств и других методов. Чтобы в подобной ситуации браузер понимал, какое в итоге правило применять к элементу, и не возникало конфликтов в поведении разных браузеров, введены некоторые приоритеты.

Ниже приведены приоритеты браузеров, которыми они руководствуются при обработке стилевых правил. Чем выше в списке находится пункт, тем ниже его приоритет, и наоборот.

  1. Стиль браузера.
  2. Стиль автора.
  3. Стиль пользователя.
  4. Стиль автора с добавлением!important.
  5. Стиль пользователя с добавлением!important.

Самым низким приоритетом обладает стиль браузера - оформление, которое по умолчанию применяется к элементам веб-страницы браузером. Это оформление можно увидеть в случае «голого» HTML, когда к документу не добавляется никаких стилей.

Как задавать пользовательский стиль рассказывалось в (см. рис. 1.3 и 1.4).

!important

Ключевое слово !important играет роль в том случае, когда пользователи подключают свою собственную таблицу стилей. Если возникает противоречие, когда стиль автора страницы и пользователя для одного и того же элемента не совпадает, то !important позволяет повысить приоритет стиля или его важность, иными словами.

При использовании пользовательской таблицы стилей или одновременном применении разного стиля автора и пользователя к одному и тому же селектору, браузер руководствуется следующим алгоритмом.

  • !important добавлен в авторский стиль - будет применяться стиль автора.
  • !important добавлен в пользовательский стиль - будет применяться стиль пользователя.
  • !important нет как в авторском стиле, так и стиле пользователя - будет применяться стиль пользователя.
  • !important содержится в авторском стиле и стиле пользователя - будет применяться стиль пользователя.

Синтаксис применения !important следующий.

Свойство: значение!important

Вначале пишется желаемое стилевое свойство, затем через двоеточие его значение и в конце после пробела указывается ключевое слово !important .

Повышение важности требуется не только для регулирования приоритета между авторской и пользовательской таблицей стилей, но и для повышения специфичности определенного селектора.

Специфичность

Если к одному элементу одновременно применяются противоречивые стилевые правила, то более высокий приоритет имеет правило, у которого значение специфичности селектора больше. Специфичность это некоторая условная величина, вычисляемая следующим образом. За каждый идентификатор (в дальнейшем будем обозначать их количество через a) начисляется 100, за каждый класс и псевдокласс (b) начисляется 10, за каждый селектор тега и псевдоэлемент (c) начисляется 1. Складывая указанные значения в определённом порядке, получим значение специфичности для данного селектора.

* {} /* a=0 b=0 c=0 -> специфичность = 0 */ li {} /* a=0 b=0 c=1 -> специфичность = 1 */ li:first-line {} /* a=0 b=0 c=2 -> специфичность = 2 */ ul li {} /* a=0 b=0 c=2 -> специфичность = 2 */ ul ol+li {} /* a=0 b=0 c=3 -> специфичность = 3 */ ul li.red {} /* a=0 b=1 c=2 -> специфичность = 12 */ li.red.level {} /* a=0 b=2 c=1 -> специфичность = 21 */ #t34 {} /* a=1 b=0 c=0 -> специфичность = 100 */ #content #wrap {} /* a=2 b=0 c=0 -> специфичность = 200 */

Встроенный стиль, добавляемый к тегу через атрибут style , имеет специфичность 1000, поэтому всегда перекрывает связанные и глобальные стили. Однако добавление !important перекрывает в том числе и встроенные стили.

Если два селектора имеют одинаковую специфичность, то применяться будет тот стиль, что указан в коде ниже.

В примере 19.1 показано, как влияет специфичность на стиль элементов списка.

Пример 19.1. Цвет списка

HTML5 CSS 2.1 IE Cr Op Sa Fx

Список

В данном примере цвет текста списка задан зелёным, а второй пункт списка с помощью класса two выделен красным цветом. Вычисляем специфичность селектора #menu ul li - один идентификатор (100) и два тега (2) в сумме дают значение 102, а селектор .two будет иметь значение специфичности 10, что явно меньше. Поэтому текст окрашиваться красным цветом не будет. Чтобы исправить ситуацию, необходимо либо понизить специфичность первого селектора, либо повысить специфичность второго (пример 19.2).

Пример 19.2. Изменение специфичности

/* Понижаем специфичность первого селектора */ ul li {...} /* Убираем идентификатор */ .two {...} /* Повышаем специфичность второго селектора */ #menu ul li {...} #menu .two {...} /* Добавляем идентификатор */ #menu ul li {...} .two { color: red !important; } /* Добавляем!important */

Добавление идентификатора используется не только для изменения специфичности селектора, но и для применения стиля только к указанному списку. Поэтому понижение специфичности за счёт убирания идентификатора применяется редко, в основном, повышается специфичность нужного селектора.

Вопросы для проверки

1. Какая специфичность будет у селектора table.forum tr:hover p?

2. Какая специфичность будет у селектора #catalog .col3 .height div?

Как автоматически создать оглавление текстового документа? При вводе текста назначайте всем заголовкам определенные стили. Причем аккуратно следите за иерархией стилей заголовков в структуре документа. Самостоятельные заголовки (ни в какие другие не вложенные, например: Введение, Глава 1, … Заключение, Список литературы) являются заголовками первого уровня - «Заголовок 1» , вложенные в них - заголовками второго уровня - «Заголовок 2» и так далее.

Для определения уровня заголовка в иерархии структуры документа можно использовать простое правило: если бы заголовки в вашем документе нумеровались, то заголовки первого уровня - это те, которые нумеровались бы одной цифрой (1.), второго – те, которые нумеровались бы двумя цифрами (1.1.), третьего – тремя (1.1.1.) и т.д.

При настройке стилей заголовков всегда полезно установить опции «не разрывать абзац» и «не отрывать от следующего» (за заголовком абзаца), чтобы не получилось так, что одинокий заголовок остался в конце предыдущей страницы. А для заголовков первого уровня – еще и опцию «с новой страницы», тогда вам не придется беспокоиться о том, чтобы главы начинались с новых страниц, это будет происходить автоматически.

Также очень полезно использовать автоматическую нумерацию заголовков. Для этого, при форматировании стиля заголовка, необходимо выбрать специальный заголовочный вариант среди многоуровневых списков в пункте Формат/ Нумерация .

Для начала поставьте курсор в ту позицию, в которой должно находиться оглавление, это может быть либо начало, либо конец документа. Теперь вызовите меню Вставка/ Ссылка/ Оглавление и указатели закладка Оглавление . Откроется следующее окно:

Если отметить опцию Гиперссылки вместо номеров страниц , то строчки оглавления будут активными: по щелчку мыши (удерживая клавишу Ctrl ) программа будет переводить вас на соответствующий раздел документа.

Важный параметр - Уровни . В нем как раз определяется, сколько уровней заголовков требуется отобразить в оглавлении.

В разделе Форматы можно выбрать стиль оформления оглавления: от классического до затейливого. При выборе каждого варианта в образце сверху вам будет демонстрироваться, как именно выглядит подобный шаблон оглавления.

После настроек параметров нажмите OK и вы увидите автоматически сформированное оглавление.

Если уже после формирования оглавления производилось редактирование документа, то чтобы изменения отразились в оглавлении, следует его обновить. Для этого необходимо навести указатель мыши на поле оглавления, правой кнопкой вызвать контекстное меню и выбрать пункт «Обновить поле». Если редактирование не затрагивало заголовки, из предложенного меню достаточно выбрать «обновить только номера страниц», иначе следует выбрать «обновить целиком».

5. Эстетическая - иерархия стилей, смена мод и т.п.

Довольно обширный пласт литературы, посвященный костюму, имеет в своей основе именно эту классификацию. История костюма, как правило, строится на рассмотрении различных стилей костюма и мод, сменявших друг друга на протяжении существования человечества.

Исследователи современности также активно пользуются этой иерархией в своих работах, рассматривая палитру стилей, одновременно присутствующих в наше время и лежащих в основе наук об имидже. В связи с этим следует отметить, что исследование стиля костюма строится по двум направлениям: исторические стили и современные. В понятие «современные» входят не только стили, возникшие в последние десятилетия текущего столетия, а все то многообразие стилей костюма, которое есть в распоряжении наших современников, а также само отношение к стилю как к инструменту.

Это связано с тем, что на современном этапе развития человечества стиль текущей эпохи можно определить как поливариантность, т. е. его нельзя определить однозначно, он зависит от множества причин и легко меняется в зависимости от ситуации, настроения и т.д. Поэтому мы перечислим основные исторические стили, сформировавшиеся в той или иной эпохе, а затем основные стили, в которых может выразить себя современный человек. Разумеется, многие современные стили имеют в своей основе определенные исторические стили.

Перечислим основные исторические стили:

Античный. Тело рассматривалось как зеркало, должное отразить совершенство мира. Костюм подчинялся законам логики и гармонии. Античный стиль - это образ «греческой колонны», стремящейся в высь к свету и совершенству. Использование тканей определенной ширины в соответствии с размерами ткацкого станка, одежда не кроенная, а собранная в вертикальные складки, наряд выдержан в соответствии со строением человеческой фигуры, обувь - практически одна подошва.

Романский. Нес в себе наследие античности, однако с определенными излишествами. Простое, не прилегающее к фигуре платье (сшиваемое из двух частей) было отделано широкой каймой.

Готический. Именно в это время появляется крой, ставший необычайно сложным и виртуозным. Одежда подгоняется по фигуре. Костюм той эпохи сродни готической архитектуре. Преобладание вертикальных линий и заостренных деталей.

Ренессансный. Стремление к гармонии, выраженной в симметрии и отсутствия излишеств. Во всем - только естественные пропорции. Современники пытались создать богатый и элегантный костюм, способный подчеркнуть достоинства человека. Впервые женское платье делится на длинную юбку и лиф. Одежда отличается использованием дорогих тканей, сложных орнаментов, необычным оформлением рукавов, сочетанием двух цветов, материалов.

Барокко. Появление новых материалов, наиболее популярными становятся бархат и металл. Стремление к роскоши и эксцентричности. Официальность, чопорность тяжелых нарядов.

Роккоко. Платья становятся более изящными, громадные наряды уменьшаются до более человеческих размеров. Обилие складок а связи с применением атласа, богатейшее нижнее белье. Преобладание в нарядах пастельных тонов и обилие аксессуаров.

Ампир. Следовал по стопам античной моды (это касалось только дамского костюма). Характерные черты: простота линий, вертикальны складки, смещение линии талии под грудь, рукава-«фонарики», глубокое декольте. В гардеробе мужчин появляется темный фрак, который носили с галстуком, узорчатым жилетом и цилиндром.

Денди. В начале XIX века создается тип скромно, но идеально одетого господина - денди. Главнейший признак - внешняя простота костюма в совокупности с ее дороговизной и совершенным покроем. Возросшая роль галстука, который становится единственным броским украшением на белоснежной рубашке.

Романтизм. Ярче всего этот стиль проявляется в женском костюме, отличительными чертами которого считается приталенный лиф, широкие рукава, множество воланов, рюшек и бантиков, легкие цветовые оттенки, что создает ощущение воздушности и нежности.

Модерн. Эго характеризует отказ от всех старых норм в костюме. Модерн отличает S-образный силуэт дамского костюма, свободные просвечивающие платья, декоративность и экстравагантность в сочетании с фантастическими образами.

Сегодня в костюме развиваются одни стили, рождаются и умирают другие, все их описать просто невозможно. Но все-таки можно выделить несколько из них, имеющих характерные черты и устойчиво существующих в современном костюме. Рассмотрим каждый из них и попутно поясним, какие психологические характеристики мы можем получить вместе с костюмом определенного стиля.

Деловой стиль. Часто подходит под определение «классический», а также носит много элементов спортивного стиля. Основные характеристики - деловой, солидный, серьезный, уверенный в себе, порядочный, внушающий доверие, строго элегантный, удобный.

Данный стиль отличают строгие силуэты, в основном темные либо светлые сдержанные, приглушенные цвета, однотонные материалы (допускаются лишь неконтрастная клетка и полоска). Основную роль играет деловой костюм в сочетании с умело подобранной рубашкой (блузкой), часто белого цвета. Работников умственного труда недаром называют «белые воротнички». Особое внимание уделяется качеству материалов и изготовления. Строгость линий и приглушенная сине-серо-коричневая гамма присутствует во всех аксессуарах и других системах костюма (прическа, макияж). Олицетворяет и подчеркивает разумность, логичность, волю, целеустремленность, сдержанность. Стиль на каждый день - для работы, деловых визитов, официальных поездок.

Романтический. Можно назвать полной противоположностью делового стиля, являясь олицетворением эмоциональности, чувствительности, мечтательности, нежности, сентиментальности. Разумеется, наибольшее распространение он находит у женщин. Можно сказать, что он является олицетворением женственности, подчеркивая все достоинства женской фигуры.

Линии силуэта - мягкие, плавные, обилие драпировок, многообразие характерных отделок (рюши, банты, оборки, жабо, кружева, кокилье, воланы, вышивка. Цвета нежные, мягкие, все оттенки розового и голубого. Рисунки и фактуры - цветочные, растительные, горох, нежные фантазийные. Аксессуары, прическа и макияж утонченные, изысканные, изящные.

Стиль для свиданий, отдыха, вечера, кафе, театра и т. д.

Спортивный. Различные виды спорта подарили миру различные виды костюма - шорты, футболки, бейсболки, лосины. Другим источником спортивного стиля стала одежда для военных действий (теплые удобные куртки, комбинезоны, шлемы, металлическая фурнитура, накладные карманы, рукав реглан). Силуэты этого стиля - прямой, трапециевидный, реже - полуприлегающий и приталенный.

Богатая цветовая палитра, часты контрасты в цвете и фактуре, обилие фурнитуры, нашивки, эмблемы, отстроченные накладные детали. Основные характеристики стиля: удобство, функциональности, раскованность, динамичность.

Разновидности стиля - «сафари», джинсовый, морской. Стиль для поездок, отдыха за городом, дома, для людей активных, динамичных, ценящих в костюме прежде всего практичность и удобство.

Фольклорный. Образуется на основе народного костюма. Основные психологические характеристики - четкая связь с определенным народом, традиционность, народная мудрость, умиротворенность, ассоциации с вечными ценностями. Силуэты, как правило, простые, имеющие выразительные детали народных костюмов. Натуральные материалы и цвета, самый распространенный рисунок - геометрический, хорошо сочетающийся со структурой ткани. Использование таких отделок как вышивка, мережка, кружево, плетение, аппликация, лоскутная техника, бахрома, бисер, металлические детали. Стиль применим для отдыха, театрально-концертных мероприятий, при дружеском общении с иностранцами.

«Кантри». Во многом близок к фольклорному стилю, хотя в нем не выражены ярко признаки того или иного национального костюма. Данный стиль скорее фантазия, вариация на тему сельской жизни, в котором порой угадываются черты многих народный костюмов.

По психологическому воздействию этот стиль схож с пасторалью, излучая непринужденность, приятную расслабленность, беззаботность, мечтательность, простодушие, романтическое представление о жизни и природе.

Цвета, рисунки и материалы - природные: холст, соломка, батист, цветы, пастельные цвета, веселые цветочные рисунки, яркая клетка, в основном серо-коричневая гамма.


Основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования. 1. Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно...


Вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразивший русский менталитет, религиозные, философско-этические, эстетические установки; 3. Разработать экспериментальную учебно-методическую документацию и дидактическое обеспечение по дисциплине «История русского костюма и моды» по теме «Русский народный костюм» и элективные курсы. Объектом исследования явился исторический...

Образцы на доступный ему язык. С другой стороны постоянным повторением масскульт закрепляет эти образцы, консервирует их, превращает в стереотипы поведения (Где ты был? Пиво пил), не требуя усилий по духовному и интеллектуальному самосовершенствованию. Народная культура и искусство Чувашии Как ученые изучают народную культуру. Своеобразная чувашская культура давно привлекала внимание ученых и...

Внеэкономические предпосылки для эффективной деятельности компании и реализации его сотрудниками своих сил и способностей. 3. Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях Каков же главный источник организационной культуры? Откуда члены организаций черпают свои духовные ориентиры? Многочисленными социологическими исследованиями был...

Запятые, которые разделяют селекторы, позволяют «разделять» декларации между селекторами. Правило, которое продемонстрировано ниже, указывает, что все элементы i, элементы класса «warning» и элементы с идентификатором id «important» будут подчеркнуты.

I, .warning, #important { text-decoration: underline; }

Правила селекторов

Если правила конфликтуют:

  • Правило с более специфичным селектором идет первым;
  • Если два селектора имеют одинаковый уровень специфичности, правило, которое указано позднее в документе, идет первым.

Как определяется специфичность селектора

Допустим, ваши селекторы объединены в следующем порядке и те, что наверху имеют самый высокий уровень специфичности

  1. Декларации в атрибутах стиля идут без селектора и обладают самым высоким приоритетом.
  2. Селекторы с атрибутом идентификатора id (например, h1#foo {}) являются следующими по важности в иерархии.
  3. Селекторами с другими атрибутами (например, h1.foo и a) или (например, a:hover) размещаются следующими в иерархии наиболее важных.
  4. Селекторы без других атрибутов кроме имени элемента (например, h1) занимают следующую строчку в иерархии наиболее важных.
  5. Универсальный селектор (*) обладает наименьшим приоритетом.

Для корректного определения точного значения специфичности, пройдите следующий процесс:

  1. Начните со значения 0.0.0.0.
  2. Если вы найдете декларацию в атрибуте стиля, вы должны изменить первую цифру на 1, что даст вам 1.0.0.0. Тогда вы получаете самое высокое значение специфичности и необходимости в дальнейших расчетах нет.
  3. Каждый раз, когда наступает условие 2, добавьте 1 ко второй цифре. Например, для ol#foo li#bar добавьте 2 (1 за каждый id), что дает вам 0.2.0.0.
  4. Каждый раз как вы сталкиваетесь с третьим случаем, добавьте единицу к третьей цифре. Например, для ol#foo li#bar a добавьте 1, что дает вам 0.2.1.0.
  5. Каждый раз, когда выполняется условие 4, добавьте 1 к четвертой цифре. Например, для ol#foo li#bar a добавьте 3 (по одном за каждое имя элемента), что дает нам 0.2.1.3

Когда вы сравниваете специфичность двух селекторов, начните с самых больших цифр слева. Число, которое больше другого, будет более специфичным. Если они равны, идите дальше и сравнивайте следующие цифры.

Каскад

Правила стиля могут определяться веб-дизайнерами в трех различных местах:

  1. Во внедренном стиле
  2. Во внешней таблице стилей (на которую ссылается HTML-файл или которая импортируется)
  3. В строке элемента

Внедренные таблицы стилей

Внедренные таблицы стилей могут быть обнаружены в элементе стиля в верхней части HTML-страницы. Следующий код демонстрирует пример страницы со встроенной таблицей стилей:

Embedded Style Sheet

WARNING

Don"t go there!

Ближе к двум часам ночи в голову в месте с мыслями о вечном приходят не менее вечные вопросы - «в чём смысл жизни?», «зачем вообще человеку спать?» или «Какого чёрта эта #%^$ не работает?» и чем ближе утро, тем сильнее начинает волновать именно этот самый последний вопрос.

Чуть ниже я расскажу о том какого чёрта сss селекторы иногда не ведут себя так, как нам кажется правильным, и о том как они на самом деле должны себя вести.

Глава один – идём направо!

Селекторы взвешивают, чтобы узнать какой из стилей будет примененен, когда несколько селекторов так или иначе указывают на один и тот же элемент, и пытаются изменить один и тот же его стиль. Кто больше весит того и стили, а законы взвешивания в тысячу раз проще тех, которые кажутся чисто эмпирически.

Итак, взвешиваем - сначала представим пару рядов из 8 чисел:

0,1,0,0,0,0,0,0
1,0,0,0,0,0,0,0

Знакомьтесь - так в числах выглядят некоторые два селектора, чтобы никто ни о чем не догадался назову их условно «верхний» и «нижний»

Чтобы узнать какой из них тяжелее, нужно выполнить следующие действия и ничего не перепутать:

  1. Смотрим на крайние левые числа
  2. Выбираем из них большее. - именно этот селектор и будет самым тяжелым
  3. Если числа одинаковые, сдвигаемся на число вправо и повторяем инструкции из пункта 2.
  4. Если все числа одинаковые то применяются стили из селектора который был объявлен последним

Самая страшная тайна

Если вы это прочитаете, от вас навсегда уйдет душевный покой, но по крайней мере вы сможете спать по ночам.

Раскрывая самую страшную тайну я расскажу, как собственно превратить обычный селектор в такие понятные и красивые цифры? Всё как всегда очень просто:

  1. Теги. за каждый тег в селекторе можно накинуть в самое правое число единичку:

    A – это 0,0,0,0,0,0,0,1 div a – это 0,0,0,0,0,0,0,2

  2. Классы , за каждый класс или псевдокласс в селекторе можно накинуть по единичке во второе число справа

    Head .logo – это 0,0,0,0,0,0,2,0 .logo.big – 0,0,0,0,0,0,2,0 div:first-child – 0,0,0,0,0,0,1,1 .logog > .big – и это тоже 0,0,0,0,0,0,2,0
    Да, вы все верно поняли. Css селектор плевать хотел на все эти ваши изыски типа пробелов или «>».

  3. За каждый ID в селекторе добавляем по единичке в третье справа число.

    #head – это 0,0,0,0,0,1,0,0 #head #logo – тоже 0,0,0,0,0,2,0,0

Я думаю суть вы уловили, теперь можно приступать к небольшой викторине, чтобы это проверить:

Викторина


Вопрос: Какого цвета бэкграунд будет в абзаце?
Ответ: Правильно, красного, потому что селектор не волнует что вам там кажется, и расстояние между тэгами его не интересует. А так как вес тэгов равен – применится последний.

?

Вопрос: Какого цвета бэкграунд будет в нашем диве?
Ответ: Правильно, красного, потому что при измерении веса глубоко все равно поставили вы там пробел между классами, знак больше или написали их вплотную. Вес у всех этих селекторов одинаковый, а значит применится последний.

?

Вопрос: Все тот же.
Ответ: А ответ, для разнообразия другой: наш див будет серым. Потому что как я уже упоминал выше селектору абсолютно безразлично что вы там имели ввиду. У первого селектора вес больше, и никого не волнует что скорее всего ожидали вы не такого поведения.

Продолжаем раскрывать секреты

У нас осталось еще так много чисел, и наверняка так хочется узнать что же все они значат – продолжаем раскрывать секреты.
  1. Селектор * абсолютно невесомый, то есть совсем.
  2. Селектор атрибутов это самый обычный псевдокласс и весит он столько же сколько и обычные классы
  3. Любой инлайновый стиль написанный в атрибуте style=”” элемента автоматически получает приоритет0,0,0,0,1,0,0,0 , что сразу делает его очень крутым.
  4. А следующие четыре цифры это все наши старые знакомые только с атрибутом !important

    Div { background-color: gray !important; } Имеет вес при определении свойства background-color - 0,0,0,1,0,0,0,0 .header { background-color: gray !important; } 0,0,1,0,0,0,0,0

Все мы любим викторины

?

Вопрос: Какого цвета будет знак вопроса в ссылке?
Ответ: Красного, неважно что селектор на точное совпадение атрибута выглядит более специфичным, чем селектор который выбирает все что «начинается с». Вес они имеют одинаковый.

?

Вопрос: Мой оригинальный запатентованный вопрос.
Ответ: !important круче всего, даже круче чем инлайн стили – так что бам-бам-бам – серого!

Исходники всех тестов лежат



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: