Функции микшерного пульта. Микшерный пульт: описание, настройка, использование

ный пульт используют при звукозаписи, сведении и концертном звукоусилении.

В данной статье эксперты магазина “Ученик” расскажут вам, как выбрать ный пульт, который нужен именно вам, и не переплатить при этом.

Виды микшерных пультов

Аналоговый или цифровой?

Цифровые пульты можно легко подключать к компьютеру через цифровые входы/выходы, чтобы качественно и без потерь передать сигнал. В цифровых ных пультах есть моторизованные ы, которые могут управлять уровнями сигналов и работа которых может осуществляться в нескольких режимах.

В цифровых пультах реализована также возможность запоминания настроек , что может очень пригодиться при работе с большим количеством разных проектов. Стоимость цифровых пультов в среднем заметно выше стоимости аналоговых, поэтому сфера их применения ограничивается высокобюджетными студиями звукозаписи и сложными концертными инсталляциями.

Каналы

Число и тип каналов — одна из главных характеристик ного пульта. От этого зависит сколько источников звука и каких именно вы сможете подключить, «смиксовать» и отстроить одновременно во время концерта или записи. Каждый звуковой канал в ном пульте обладает аудиовходом того или иного типа или даже несколькими входами.

Статья в процессе написания! Будет дополняться

Являясь активным пользователем нескольких форумов, посвященных музыке и звуковому оборудованию, часто встречаю вопросы новичков о микшерах. Как пользоваться микшером? как настроить эквалайзер на канале? куда подключать ноутбук, а куда микрофон? Чтобы облегчить жизнь начинающих диджеев и музыкантов, пишу данную статью.

Итак, микшер / микшерный пульт - это устройство, предназначенное для сведения звуковых сигналов из разных источников. Если говорить проще, то в микшер можно подключить микрофоны, плееры, музыкальные инструменты, а затем вывести суммированный звуковой сигнал на акустическую систему. Помимо этого с помощью микшера можно отрегулировать тембр, направить сигнал на дополнительные выходы, обработать сигнал процессором эффектов. Но обо всем по порядку.

Входные каналы. Разные микшеры имеют различное количество каналов в зависимости от назначения. Входные каналы бывают двух типов: моно и стерео. В моно-каналы обычно включаются микрофоны, живые инструменты; в стерео - CD/MD-проигрыватели, ноутбуки, плееры.

Чувствительность входа - Gain - Сигнал, приходящий в микшерную консоль, например от микрофона очень слабый. Для того, чтобы нормально и адекватно можно было работать с ним существует предусилитель (преамп). Регулятор гейн как раз определяет силу этого усиления. Есть общее правило настройки гейна - нажимаем кнопку PFL, таким образом на общем индикаторе мы можем увидеть уровень входного сигнала, и крутим ручку гейна до тех пор, пока не начнет мигать желтым... и чуть-чуть убираем (чтобы индикатор всегда находился в "зеленой зоне").

Обрезной фильтр - High Pass filter - HPF - Служит только для того, чтобы обрезать "низ". Необходимость такая возникает прежде всего при использовании вокальных микрофонов. Низкая составляющая в этом случае практически не играет никакой роли, а иногда даже мешает или портит звук. На пультах в основном стоит предустановленный нерегулируемый фильтр 80 или 100 Гц.

Секция эквалайзера - EQ - Дает возможность менять тембр звука. Прежде всего используется как инструмент настройки звучания подключенных в микшер источников. На большинстве небольших пультов секция EQ состоит из трех регуляторов - HI (высокие частоты), MID (средние частоты), LOW (низкие частоты). В более сереьезных аппаратах стоит полупараметрический эквалайзер, в котором одним регулятором вы можете выбрать нужную для корректировки частоту, а другим - уменьшать или увеличивать ее.

Посылы - Aux - Нужно для того, чтобы иметь возможность послать сигнал на дополнительный выход. Можно подать этот сигнал на процессор эффектов (внешний/внутренний), чтобы добавить ревер или дилэй. Можно подать отобранный сигнал на мониторы. При этом на мониторной акустике можно создать собственный микс, подавая разное "количество звука" в aux с разных каналов.

Панорама/баланс - pan/bal - Регулятор, который меняет панораму/баланс подключенного источника. Если говорить проще, то с помощью него можно направлять лево/право.

Заглушение - mute - Кнопка, которая заглушает канал. Бывают ситуауции, когда положение фейдера менять нельзя, а канал надо "закрыть" (полностью убрать громкость). Обычно мутируются все каналы на пульте и "открываются" только нужные в данный момент.

Фейдер - Регулятор уровня сигнала, который подается на главные выходы. В небольших пультах фейдеры обычно ставят длиной 60мм, в более серьезных микшерах - 100 мм. Размер имеет значение! со 100 мм фейдером легче "ловить" незначительные изменения в громкости сигнала. Особенно это актуально для театров, где не надо громко, а нужно в меру. Звукорежиссеру приходиться очень внимательно следить за уровнем сигнала фоновой музыки, чтобы она не перебивала голоса актеров.

Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения автора

________________________________

Микшерный пульт (или микшерная консоль) - это прибор, предназначенный для микширования звука, т.е. объединения нескольких источников звука в единую стерео-дорожку. Источники звука, конечно же, могут быть самыми разными - это могут быть микрофоны, музыкальные инструменты, модули эффектов, или даже компьютер и MP3 плеер!

Микшер позволяет управлять уровнем громкости поступающих на него звуковых сигналов, позиционировать их в пространстве, эквализировать и обрабатывать их для создания общей, хорошо звучащей звуковой картины, которую мы зовем миксом.

Правильно отстроив громкость и панораму каждого из инструментов, а также используя точную эквализацию или эффекты, вы можете превратить вашу музыку в настоящее произведение искусства!

Качество микшера

При выборе микшера, вы получаете то, за что платите.

Качественные электронные компоненты и надежная и прочная конструкция, конечно, стоят денег. Экономить здесь не стоит - ведь в консолях имеется большое количество движущихся механических частей, постоянно подвергаемых нагрузкам.

Кроме того, недорогие микшеры больше шумят и хуже защищены от внешних наводок.

Каналы микшера

Канал микшера - это путь, по которому следует звуковой сигнал, от входа к выходу. Каналы большинства микшеров можно разделить на следующие блоки:

Микрофонный вход (mic) - выполнен в виде балансного xlr-разъёма, который предназначен для подачи на него сигнала с микрофона, либо с выхода кабинета гитарного или бас-гитарного усилителя на сцене.

Линейный вход (line) - выполнен в виде разъема trs ¼ дюйма, который так же предназначен для подачи на него сигналов с микрофона, либо (что чаще) - с музыкальных инструментов (синтезаторов, dj-оборудования и др).

Предусилитель (gain) - усиливает слабые сигналы, поступающие с микрофона или других источников. Уровни входных сигналов могут сильно варьироваться - и предусилитель служит нам для выравнивания сигналов до необходимого уровня. Чем дешевле этот компонент микшера, тем больше постороннего шума он будет привносить в окончательный сигнал.

Если вы записываете внешние приборы, такие как синтезаторы, выходной сигнал которых и так достаточно мощный, то можно не обращать на предусилители внимания. Но если вы записываете вокал или, например, акустическую гитару, то качество предусилителя будет играть решающее значение. Кстати, прямое подключение к микшерной консоли таких инструментов, как электро- и бас гитары, крайне нежелательно - для корректного подключения этих инструментов к микшеру используют di-боксы, либо снимают звук микрофоном с динамика гитарного усилителя.

Фантомное питание (+48V) - большинство консолей имеют функцию фантомного питания +48 вольт, необходимую для работы некоторых конденсаторных микрофонов. Эта функция чаще всего активируется с помощью отдельной кнопки.

Разрыв канала (channel insert) - разрыв дает возможность передачи сигнала с канала на внешнее устройство и возврата обратно. Применяется для подключения внешних устройств, которые будут обрабатывать сигнал только на выбранном канале. Такими устройствами могут быть компрессоры, внешние эквалайзеры, эксайтеры, педали эффектов и т.д. Кроме того, инсертные разъемы часто используются для поканального подключения микшерных пультов к многоканальным интерфейсам. На продвинутых моделях микшерных консолей разрывы есть не только на отдельных каналах, но и на групповых и мастер шинах.

Эквалайзер канала (eq) - предназначен для настройки амплитудно-частотной характеристики звука. С помощью регуляторов этого блока, вы можете изменять окраску звучания входящего аудиосигнала - например, подправить тембр голоса вокалиста, срезать нежелательные низкие частоты фоноргаммы, удалить помехи из сигнала музыкального инструмента на сцене или устранить эффект фидбека микрофона.

Самые простые эквалайзеры, как правило, двухполосные - с их помощью вы можете регулировать уровень высоких и низких частот входного сигнала. В более продвинутых вариантах консолей встречаются трехполосные и четырехполосные эквалайзеры с возможностью изменения частот, на которых требуется корректировка. Такой вид эквалайзеров называется параметрическим.

Модуль динамической обработки сигнала - после эквалайзера, сигнал поступает на блок динамической обработки. Блок динамической обработки имеется только в самых дорогих студийных моделях аналоговых микшеров, в пультах средней и нижней ценовых категорий он отсутствует.

Регулятор панорамы (pan) - позволяет вам расположить сигнал в стерео поле - от крайнего левого до крайнего правого положения.

Кнопки маршрутизации сигнала - кнопка mute отключает звук на выбранном канале, позволяя услышать все остальное, что происходит в миксе. Кнопка solo, наоборот, отключает звучание других каналов, позволяя услышать только сигнал выбранного канала. Кнопка sub позволяет направить сигнал на необходимую подгруппу – шину (bus). Вы можете встретить от 2-х до 8-ми таких шин, в зависимости от количества каналов микшера. Естественно, на небольших микшерах подгруппы отсутствуют, так как при наличии малого количества каналов в подгруппах нет необходимости. Кнопка main l-r направляет сигнал в мастер секцию.

Регулятор уровня громкости канала - эти регуляторы используются для микширования звуков, т.е. регулировки громкости инструментов микса. Канальный регулятор громкости может быть выполнен как в виде фэйдера, так и форме поворотного регулятора.

Крайнее левое положение данного регулятора (или крайнее нижнее, в случае если это фейдер), обычно отмечено знаком «бесконечности» – это означают полное отсутствие выходного сигнала.

Более жирно отмечен уровень в 0dbvu - при расположении регулятора громкости канала на этой метке входящий (обработанный предусилителем) и выходящий сигналы, будут равными по уровню. Когда вы ставите фэйдер ниже данной отметки - вы уменьшаете громкость сигнала, когда ставите выше данной отметки - усиливаете его.

Стерео-каналы аналоговых консолей зачастую устроены несколько проще - например, в них могут отсутствовать микрофонные входы, или использоваться более простые эквалайзеры. Все остальные элементы часто повторяют устройство моно-каналов.

Шины (bus) – это секции микшера, где встречаются и суммируются звуковые сигналы. На каждой шине есть регулятор уровня сигнала, который управляет громкостью данной группой каналов. Групповые шины позволяют сгруппировать несколько входных каналов и управлять ими с помощью всего одного фэйдера, сохранив при этом отношение уровней каждого из каналов в этой группе. Также, вы можете посылать выходной сигнал с каждой из шин на отдельные входы внешнего устройства многоканальной записи или обрабатывать группы сигналов внешним устройством (например, компрессором или эквалайзером).



Отличие аналоговых микшеров от цифровых.

Не подумайте, что «аналоговый» означает «старый», или что такие микшеры не так хороши, как цифровые. Наоборот - многие профессионалы ценят аналоговые микшерные пульты за простоту устройства и чистое, аналоговое звучание без применения ЦАП-АЦП. Все фэйдеры, поворотные регуляторы и кнопки аналоговых микшеров находятся на виду и сразу же изменяют звучание микса. Здесь нет сложных меню, абстрактных назначаемых кнопок и пр.

Аналоговый микшер средней ценовой категории (если за ним следить и своевременно проводить ремонт движущихся частей) может прослужить вам очень долго - это вызвано тем, что технология производства аналоговых микшеров за последние десятилетия практически не изменилась. Цифровые консоли морально устаревают гораздо быстрее, из-за динамичного развития цифровых технологий. Ремонтопригодность аналоговых пультов так же гораздо выше - например, их легче ремонтировать самостоятельно, так как устройство таких пультов гораздо проще.

На что обратить внимание при выборе пульта.

Количество каналов - это самый главный параметр, определяющий, сколько внешних устройств вы сможете подключить к микшеру. Большее количество каналов позволяет подключать к микшеру больше различных устройств.

Встроенные эквалайзеры каналов - наличие эквалайзера на каждом канале очень упрощает работу с пультом. Без эквалайзера сложно обойтись, особенно на живых выступлениях или на реп. точках, когда вы ограничены только эффектами обработки, встроенными в микшер.

Индикаторы уровня сигналов - если уровни сигнала отсутствуют, вы можете случайно перегрузить каналы пульта, что резко увеличит количество помех и нежелательных искажений сигнала. Кроме того, перегрузка звука может повредить оборудование концертной площадки, такое как усилители мощности или акустические системы, за ремонт которых придется платить из собственного кошелька.

Выбирая микшер, в первую очередь необходимо понимать, для каких целей вы будете его использовать.

Использование пульта на реп. точке или для небольших выступлений.

Если вам нужен пульт для репетиций, то стоит обратить внимание на модели, которые имеют до 16–ти каналов. На группу из 5-ти человек в среднем может потребоваться до 10 каналов микшера, плюс, всегда лучше иметь несколько свободных каналов в запасе.

Так же, необходимо понимать, как именно каждый из участников будет слышать выходной сигнал с микшера - с помощью наушников или мониторных акустических систем.



12-ти - канальный микшер в фирменном, компактном дизайне от mackie с 4-мя фирменными микрофонными предусилителями onyx. Данный пульт имеет ультра-широкий диапазон работы предусилителей (до 60db), 12 линейных входов, 4 разъёма insert, 3-полосный эквалайзер на каждом канале (80hz, 2.5khz, 12khz), ВЧ-фильтры на микрофонных каналах, 2 aux посыла на каждом канале, 2 стерео-возврата для подключения эффектов и других источников, дополнительную стерео-шину и функцию фантомного питания. Общий динамический диапазон пульта - 128.5 db. Мастер-шина Мackie 1202 vlz 4 оснащена 12-сегментным светодиодным индикатором, а герметичные круговые регуляторы защитят пульт от пыли и загрязнений. Кроме того, все микшеры Mackie выгодно отличает от конкурентов наличие фирменного прочного металлического корпуса. В комплекте с данным пультом поставляется универсальный блок питания для работы с любыми типами напряжения.


16-канальный микшерный пульт от компании Yamaha предлагает 10 микрофонных входов с предусилителями «d-pre»/16 линейных входов (8 моно + 4 стерео), 4 групповые шины и 4 шины aux (вкл. fx), канальные компрессоры с одним регулятором, аттенюаторы (pad) на каждом из моновходов, и функцию фантомного питания. Основной аудиовыход данного пульта выполнен на симметричных выходах xlr.

Встроенный универсальный блок питания позволяет использовать устройство в любых регионах мира. Набор для монтажа пульта в рековую стойку поставляется в комплекте.

Микшеры с встроенным аудиоинтерфейсом.

Многие мировые разработчики консолей предлагают различные модели домашних мини-микшеров с небольшим количеством каналов. Некоторые из этих моделей дополнительно оснащены аудиоинтерфейсом, который позволяет производить запись сигналов микшера посредством простого подключения к компьютеру.

Микшеры, оснащенные аудиоинтерфейсом, являются полностью аналоговыми, однако имеют встроенный цифровой firewire или usb интерфейс, который может отправлять сигнал на компьютер, так и принимать его обратно.

Такие микшеры могут быть незаменимы в разных ситуациях например:

    Вы хотите записать свою идею, чтобы не забыть ее впоследствии

    Вы собираетесь записываться в профессиональной студии. В этой ситуации, с помощью usb-микшера вы можете заранее записать демо, чтобы лучше спланировать студийное время и понять, над чем стоит поработать.

    Вам хочется одновременно петь в микрофон и играть на вашем инструменте

    Вы занимаетесь созданием аудио и видео контента для интернет ресурсов, например, записываете подкасты и аудиокниги, или переводите мультсериалы.

Возможности аудиоинтерфейсов подобных микшерных консолей могут варьироваться, однако, чаще всего вы сможете записывать только мастер-сигнал, а иногда - еще и получать стерео-сигнал с компьюетра. Все исключения обойдутся вам значительно дороже.

Кстати, если вы владелец PC, учтите - вы не сможете использовать подобный микшер одновременно с внешним аудиоинтерфейсом. Поэтому, при выборе микшера, вам стоит задать себе вопрос - насколько обосновано использование подобного устройтсва? Будет ли такой микшер звучать лучше, чем ваш аудиоинтерфейс? Владельцы компьютеров MAC, благодаря возможности этой системы создавать агрегатные аудиоустройтсва, к счастью, лишены этой проблемы.

В целом, стоить отметить, что данный вид микшеров будет хорошим решением, в случае ограниченного бюджета или необходимости приобретения устройства типа «все в одном»


Yamaha mg12xu – это 12-ти - канальный микшерный пульт c 6 микрофонными или 12 линейными входами (4 моно + 4 стерео), 2 групповыми шинами group и 2 aux-шинами. В пульте используются микрофонные предусилители d-pre с инвертированной схемой дарлингтона, компрессоры с одним регулятором, аттенюаторы (pad) на моновходах, фантомное питание +48 вольт и и универсальный блок питания для использования устройства в любых регионах мира. Кроме того, Yamaha mg12xu оснащен процессором эффектов spx с 24 программами и встроенным 2-канальным USB-интерфейсом на 24 бит/192 кгц. Кстати, данный микшер также имеет возможности управления с iPad (начиная со 2-го поколения). В комплекте с пультом поставляется программа для звукозаписи Cubase ai.


Эти микшеры представляют собой идеальное средство быстрого и простого создания музыкального контента для сайтов потокового вещания типа youtube live и ustream, проведения онлайн-уроков в реальном времени либо автономного создания видео- или аудиоподкастов. Адаптивный вход hi-z позволяет подключать широкий спектр таких инструментов, как гитары, бас-гитары и синтезаторы. Оснащенные микрофонными предусилителями студийного качества d-pre, данные микшеры способны максимально точно передавать детали вокальных и инструментальных партий.

Помимо прочего, данные микшеры оснащены встроенным usb-аудиоинтерфейсом на 24 бит /192 кгц с поддержкой ASIO-драйверов, который позволяет использовать пульты в качестве внешней звуковой карты для PC, Mac, iPhone и iPad.


Allen&Heath Zed-6, Zed-6fx и Zedi-8

Компания Allen&Heath дополнила линейку микшеров Zed тремя моделями – Zed-6, Zed-6fx и Zedi-8. Каждая из этих новинок выполнена в компактном корпусе и имеет шесть входных каналов, при этом модель zed-6fx оборудована встроенным процессором эффектов, а zedi-8 может похвастать 2-канальным звуковым интерфейсом для шины usb.

Многоканальная запись с использованием инсертных выходов

Для записи сигнала отдельных дорожек микшера с помощью многоканального аудиоинтерфейса вы можете воспользоваться инсертными (insert) выходами микшера. Для этого, каждый из них должен быть подключен специальным кабелем к соответствующему входу звуковой карты. Звуковой интерфейс в свою очередь должен обладать достаточным количеством входов и выходов.


Во время записи, сигналы каждой из дорожек будут поступать с инсертных выходов микшера на отдельные входы звуковой карты, что в итоге позволит вам получить запись каждого из выбранных каналов в виде отдельных цифровых дорожек в DAW.

Для мониторинга и внешнего микширования, сигналы с выходов звукового интерфейса поступают обратно в микшер через входы инсертных разьемов.

При подключении пульта к аудиоинтерфейсу в данном случае имеется отдельный нюанс. Дело в том, что чаще всего, инсертный разъем состоит из комбинированых небалансных входа и выхода. Поэтому, для подключения вам понадобится специальный кабель, который с одной стороны имеет trs (стерео) - джек 6,3 мм, а с другой 2 моно -джека 6,3 мм (так называемые «штаны»). Trs-джек подключается в инсертный разъем канала пульта, а 2 других на вход (in) и выход (out) вашего звукового звукового интерфейса.


Behringer ub2222fx-pro - это 12-ти канальный микшер с 8-ю моно-каналами (каждый из которых оснащен микрофонными предусилителями) и 4-мя стерео каналами. Пульт оснащен канальными разрывами (insert), которые присутствуют на каждом из 8 моно-каналов, что, в сочетании с многоканальным аудиоитерфейсом, позволит вам записывать до 8 раздельных аудиодорожек одновременно! Особенностью модели является наличие встроенного 24-битного цифрового эффект-процессора с 99 великолепными пресетами virtualizer®, такими, как реверб, делэй, хорус, компрессор, ламповый дисторшн, vinylizer, а также генератор тестового тона 1 кгц.

Моноканалы микшера оснащены отдельными обрезными нч фильтрами и 3-полосными эквалайзерами с полупараметрической серединой. Каждый из каналов микшера имеет отдельные светодиодные индикаторы пиков, кнопки mute, solo, pfl и кнопки назначения на основной микс или подгруппы. Также здесь имеется и 3 aux-посыла: 1 посыл с переключателем pre/post для мониторинга или внешних эффектов, 1 префейдерный для мониторинга и 1 постфейдерный посыл, направляемый на внутренний эффект-процессор или внешние устройства.

Также пульт имеет раздельные выходы на мониторы и наушники с назначаемыми источниками аудио сигналов, дополнительный tape-вход с маршрутизацией, функцию фантомного питания +48в, износостойкие 60-мм логарифмические фэйдеры и герметичные потенциометры alps®.

Встроенный импульсный блок питания, автоматически подстраивающийся под напряжение сети (100 - 240 в-) обеспечивающий бесшумное неокрашенное звуковоспроизведение и минимальное потребление энергии, а высокопрочная стальная конструкция гарантирует долгую и безупречную работу даже в самых жёстких условиях эксплуатации. В комплекте прилагается набор для инсталляции в рэковую стойку.

Количество каналов — характеристика, показывающая максимальное количество каналов микшерного пульта. Стоит учесть, что стерео входы — 2 канала, то есть 12-канальный микшер может иметь 12 моно, либо 8моно и 2 стерео, либо 4 моно и 4 стерео входа. Это очень важно. В основном используются монофонические входы. Для клавишного инструмента можно использовать или 2 канала моно, или 1 канал стерео.

Виды входов каналов. Микшерные пульты в основном имеют микрофонные входы (XLR-разъем) и линейные входы (1/4" джек). Входы бывают балансными или небалансными. Балансные входы позволяют уменьшить уровень помех, потому большинство микшерных пультов оснащены именно ими. Следовательно нужно использовать "балансные" XLR-шнуры.

Регулировки. Недорогие модели имеют установленные в каналы обычные 3-х полосные эквалайзеры или 3-х полосные эквалайзеры с полупараметрической, или перестраиваемой, срединой. Более практичным является последний вариант. Связано это с тем, что в этом случае есть возможность сделать более тонкую коррекцию сигнала в средних частотах. Профессиональные микшерные пульты имеют возможность осуществлять перестройку частот и управлять шириной полос пропускания благодаря использованию параметрических эквалайзеров.

Процессор эффектов. Если микшер имеет встроенный процессор эффектов, это может "оживить" звучание, если акустика помещения не очень хорошая.

Интерфейс микшерного пульта

Чтобы составить общее представление о микшерных пультах , давайте рассмотрим некоторые элементы их правления, показанных на рисунке. Все элементы управления микшера условно можно разделить на две группы: те, которые управляют сигналом канала, и те, которые управляют суммарным сигналом (в подгруппах и в главной секции).

Каналы моно (стерео). Каждый канал состоит из:

Микрофонного входа - балансный XLR-вход (микрофон, комбик)

Линейного входа - джек 1/4" (микрофон, инструментальный шнур и др.)

Разрыва, выполняющего функцию направления сигнала на внешнее устройство обработки и его прием от этого устройства обратно

Эквалайзера, который используется для частотной коррекции сигнала

Обработки, которая позволяет подмешать в канальный сигнал (в отличие от разрыва, когда в канал возвращается весь обработанный сигнал) обработанный сигнал от внешнего устройства обработки или внутреннего процессора эффектов. С помощью кнопки PRE/POST (ДО/ПОСЛЕ) дает возможность подмешивать сигнал обработки до или после фейдера (регулятора уровня сигнала канала). Если выборать режим POST , регулировка уровня сигнала канала не будет влиять на результирующий сигнал канала. Выбор режима PRE означает, что регулировка уровня сигнала канала будет влиять на сигнал канала.

Панорамы, которая управляет уровнем сигнала, направляемого в общие левый и правый каналы

Коммутации. При помощи кнопок задается активность и маршрут сигнала: Mute - выключить канал, SUB N - направить сигнал в подгруппу N, MAIN L-R - направить сигнал в мастер секцию, SOLO - включить сольное воспроизведение канала

Регулятора уровня (фейдера), который определяет уровень сигнала канала

Подгруппы дают возможность объединить каналы в группы для совместного управления ими. К примеру, на ударную установку было выделено 5 каналов. Чтобы приглушить звучание всей барабанной установки, нужно будет одновременно переместить 5 фейдеров этих каналов. Чтобы упростить этот процесс, можно направить сигналы этих каналов в какую-нибудь подгруппу, в следствии чего изменить уровень звучания всей ударной установки можно будет, переместив лишь один фейдер данной подгруппы.

Общее управление . Эта секция собрала элементы управления суммарным сигналом, контроля сигналов (выход на наушники и мониторы), коммутация сигналов от внешних устройств обработки сигналов, внешнего источника сигнала (CD-проигрыватель и др.) и др. К этой же секции относится отключаемый в данном случае общий графический эквалейзер и также отключаемый в данном случае встроенный блок цифровых эффектов.

Выбор микшерного пульта

Чтобы выбрать , вначале нужно определиться с тем, какие задачи он должен решать, качества звука и количества каналов.

Если микшерный пульт нужен для домашней студии, но здесь следует отталкиваться от количества каналов и интерфейса.

В зависимости от того, какие инструменты будут подключаться, зависит количество каналов на пульте. При подключении только синтезатора и микрофона достаточно и 4 каналов. Если же планируется подключение других инструментов, то следует подумать о микшере с большим количеством каналов. Каждый инструмент подключается к своему настроенному каналу, и не нужно проводить постоянную коммутацию. В этом случае потребуется где-то 6 каналов:

Синтезатор — 2 канала

Электрогитара — 1 канал

Бас-гитара — 1 канал

Вокальный микрофон — 1 канал

Инструментальный микрофон (к примеру, для акустической гитары) — 1 канал

При записи лучше не использовать встроенный процессор эффектов. Он больше подходит для оживления звучание при игре в домашних условиях.

Для звукозаписи в домашних условиях стоит рассмотреть микшерные пульты со встроенным USB-интерфейсом, которые могут интегрироваться с программным обеспечением.

Проведение концертов с выступлением музыкальных групп. Для выполнения такой задачи нужен многоканальный микшерный пульт. Если речь идет о проведении непрофессиональных мероприятий, как, например, в школе, то стоит основываться в своем выборе на соотношение цена/качество/количество каналов.

Работа с цифровым микшерным пультом

Перевод: Кочиева Диана

Высококвалифицированная профессиональная аудиоаппаратура сама по себе не будет являться системой, без навыков в управлении и коммутации всеми элементами цифрового микшерного пульта.

Цифровой микшер похож на процессор эффектов в его концепции и планировке. На каждый входной канал установлен аналого-цифровой преобразователь. А также для каждого цифрового входного порта имеется цифровой приемник «digital interface receiver» (DIR)для распределения сигнала с физического входа на любой канал тракта.

После того, как цифровой сигнал попадает в пульт, пользователь может его направить в любой входной или выходной модультракта. Задача маршрутизации заключается в привычных функциях, таких как AUX посылы и возвраты, посылы матрицы, посыл на выходы. Каналы пульта также могут быть назначены на виртуальные группы для удобства в управлении. Эти группы называются DCA (от англ. «digitally controlled amplifier» –«цифровое управление усилением»), терминологиязаимствована из аналоговой сферы.

Для осуществления большого потока данных и выполнения некоторого количества одновременно решаемых задач, микшерный пульт имеет центральный процессор (от англ.CPU – «Central Processing Unit» – «центральный процессор»), который направляет основную часть работы модулей в микшер. Таким образом возникает концептуальное разделение между управлением данных и потоком аудиосигнала и шин, используемых при сведении в микшере. Предусмотренный объём памяти предполагает хороший запас при обработке данных и хранениенастроек при дальнейшей работе. Сведение происходит путем смешивания сигнала в сигнальном цифровом процессоре– DSP (от англ. «DigitalSignalProcessor» –«цифровой сигнальный процессор»)под управлением ЦП.

DSP предоставляет встроенные эффекты пульта и несколько видов эквалайзеров. Нередко в лучших микшерных пультах можно встретить до восьми виртуальных процессоров эффектов и около двенадцати 31-полосных графических эквалайзеров. Процессор эффектов DSP принимает входной сигнал из модуля маршрутизации или может иметь свой специальный вход и выход. Эти эффекты могут быть использованы любой шиной в тракте, что концептуально напоминает аналоговые пульты. На различных каналах микшера присутствует обычно следующий набор эффектов DSP: ФВЧ, эквалайзер, динамическая обработка, задержкаи т.д.

Есть два вида цифровых консолей: дискретные и монолитные. Монолитные пульты – это в общем то все аналоговые консоли и некоторые цифровые микшерные пульты, как правило не превышающие 32 каналов. Конструкция их такова, что все процессоры обработки, маршрутизации и поверхность с фейдерами и дисплеем находятся в одном аппарате. А к дискретным пультам относятся микшерные системы, подразумевающие аппаратное разделение всех основных функций пульта, состоящие как минимум из двух элементов: Worksurface, или «контролирующаяповерхность» – здесь осуществляются функции управления миксом и индикацией, и «Digital Engine»или «Микс Рэк» – некоего устройства, в котором происходит непосредственно процесс обработки цифровых аудио сигналов.

Внешне «контролирующая поверхность» микшерной системы выглядит как аналоговый микшер: также состоит из ползунков, кнопок, ручек, индикаторов и прочего, плюс ко всемувозможно наличие многофункционального дисплея (МФД) для удобной коррекции уровней сигнала, передачи звука, настройки и назначения эффектов. МФД может бытьсенсорным, представляя из себя обычный планшет. Термин «контролирующая поверхность» довольно уместен, поскольку никакого потока аудиосигнала здесь не происходит. Например, на большинстве аналоговых микшеров аудио на самом деле проходит через канальный фейдер, в то время, как с канала цифрового микшера команды контроллера считываются и отправляются на DSP, который анализирует соответствующий уровень изменения параметра. Данная схема позволяет избежать пропадания аудио в случае сбоя ("зависания") в Worksurface, работающей под управлением операционной системы. При сбое Digital Engine продолжает обрабатывать сигналы в соответствии с виртуальным положением "ручек" и фейдеров на момент возникновения сбоя. И оператор имеет возможность сделать Restart Surface (перезагрузку системы) и продолжить работу.

На типичных микшерах среднего размера панель управления может выглядеть довольно скудно, нежели на таких же аналоговых пультах. В отличие от аналоговых пультов, там не может быть специальных фейдеров на каждый входной канал. Количество ручек и энкодеров для каждой функции ограничено. Но зато каждый энкодер многофункционален. Простым выбором канала, а именно нажатием кнопки Select, все переключатели и кнопки будут связаны с этим каналом.

Для экономии места на пульте, существует специальная концепция разделения физического контроля функций,которая называется Layering (от англ. Layer – слой). Например, фейдеры на КП могут быть сгруппированы в банк из восьми, и таких банков может быть четыре слоя. Эти фейдеры свободно назначаемые, конфигурация может быть следующая: слой 1- стереовходы; слой 2- возврат с эффектов; слой 3- группы DCA; слой 4и т.д. Для того, чтобы не запутаться в порядке всех назначенных функций, на поверхности пульта допускается физически обозначать каждый нужный слой, например, некоторые фирмы предлагают специальные магнитики-иконки, или миниатюрные экраны на каждый канал. Активное использование слоев может стать помехой для оперативного управления.

Панель управления имеет полный набор элементов для сохранения и вызова настроек, а также копирования и применения параметров для различных каналов, и переноса их на другие устройства, в том числе на аналогичные микшерные пульты. Эта функция называется snapshot (от англ. «моментальный снимок») или «сцены». Это огромное преимущество цифрового пульта. Наличие сцен позволяет быстро переключаться между оригинальным и готовым миксом, использовать постоянные настройки для любого артиста, хотя и никто не исключает возможность совершенствования и внесения требуемых корректировок в финальный микс.


Еще одна полезная функция цифрового микшера, это модульность. Например, обработка DSP может находиться в модуле DSP, раздельно от «контролирующей поверхности». Аппаратные DSP могут быть на карте, которая подключается в специальный слот в модуль DSP. Эта конструкция пульта позволяет очень легко модернизировать или ремонтировать его. Сейчас не редкость, когда внебольшом кабинетеодновременно могут находиться ивходы/выходы, DSP, и ЦП, а управление консолью уже происходит через другой аппарат. Это полезно еще и тем, что когда модуль со входами и выходами разделен от «контролирующей поверхности», то можно его поместить на сцене, не прокладывая громоздкие аналоговые кабели. Всю передачу информации от сценического модуля и до КП на себя возьмет легкий цифровой кабель. Этот кабель нужен для передачи тестового сигнала с «контролирующей поверхности» на сценический модуль. Например, производители пультов Midas, использующиеранеепротоколEthernet, перешли на стандарт AES50, соединяющий КП с отдаленными модулями пульта. Иные и вовсе придумали свой –«Digigram’s EtherSound ES-100» или «Klark Teknik’s HyperMAC». Физически можно использовать недорогой кабель CAT5 с износоустойчивым входом EtherCon, для использования на более низких скоростях. Скорости повыше уже возможны при работе с кабелями CAT5e/CAT6 или оптоволоконный гигабитный кабель Ethernet. Это позволяет сэкономить на стоимости многоканальных громоздких мультикорах (snake).

До недавнего времени цифровые консоли (а) не обладали достаточной легкостью и быстротой в управлении, и (б) не внушали надежности. Вот основные доказательства, что сейчас многое изменилось со времен первых цифровых консолей. Цифровая консоль – это, по сути, специализированный компьютер, и достоинства его использования такие же, как и для другого любого компьютера. Запись всех ваших действий, сохранение внесенных изменений, напоминание о том, что нужно отменить, можно переносить информацию на другой компьютер и многое другое. С чисто звуковой стороны, «цифра» имеет невероятные возможности: полная обработка на каждом входном канале и выходных каналах; фейдеры переназначаемы, использование цифрового кабеля для передачи без помех и т.д. Однако, есть и значительные недостатки. Например, наличие одного «Master Strip» для индивидуального доступа к каналам, можно регулировать только один параметр за раз. Хотя это звучит незначительно, но подумать только, как часто мы совершаем вспомогательный посыл или эквализацию двумя руками. Наверно чаще, чем мы думали. (Примечание: фирма Digico попыталась сократить это ограничение, введением 4 активных дисплеев, таким образом, стал возможен доступ к четырем каналам одновременно, однако перед каждым разом все равно приходится тратить время на выбор интересующих каналов).

Одна из множества интересных функций, которой обладают современные цифровые микшеры - это возможность дистанционного контроля, например, через планшет и беспроводную точку доступа (WAP) . Такой механизм управления очень востребован во время настройки баланса мониторов или порталов, через специально установленное приложение или ПО на планшете, из любой точки зала и сцены.

Многие производители допускают в своих консолях возможность многодорожечной записи шоу. Делают это по-разному: одни используют дополнительные платы, встраиваемые в слоты (Yamaha), другие предусматривают возможность программной интеграции с ProTools, третьи прямой записи при помощи собственных программных средств. Так вот, за рубежом очень популярен виртуальный саунд-чек. Происходит это следующим образом: концерт предварительно записывается в хороших условиях, затем проигрывается в том зале где проходит саунд-чек, исполнители настраиваются под него, корректируют свои недочеты, и дальше успешно выступают на концерте.

Для надежности в цифровых консолях присутствует минимум двукратное резервирование важнейших функций: если проложить два кабеля от сценического бокса и до пульта, можно и по разным протоколам, то при сбое операционной системы, перезагрузке, звук не прерывается, но становится на некоторое время неуправляемым. Очень частое явление наличие двух или даже трех блоков питания. Если один из них выйдет из строя, то система автоматически переключится н оставшиеся надежные источники питания.

В цифровую консоль можно внедрить практически неограниченное количество обработок. Например, в старших моделях Avid Digidesign и Allen&Heath iLive можно добавлять процессорные платы, что кратно увеличивает вычислительную мощность.

Каждая фирма снабжает свои изделия программами-редакторами, при помощи которых можно предварительно сконфигурировать пульт. Новая прошивка консоли, опять же, как правило, не требует новой версии программы-редактора. Но есть производители, создающие для каждой своей модели собственные программы и драйвера, и приходится заботиться о соответствии бесчисленных прошивок "железа" версиям софта. В результате, компьютер пользователя оказывается заваленным программным и драйверным "мусором", что не совсем удобно. На этом фоне гораздо лучше выглядят конкуренты, у которых один редактор на всю линейку производимых консолей.

Большая часть микшеров с iPad управлением, могут одновременно работать с несколькими планшетами. И есть такая опция «блокировки» одного устройства во время работы второго, чтобы не «сбивать» его настройки. Число приложений для iPhone и iPod Touch растет с каждым годом. Большинство таких программ бесплатно скачиваются с AppStore и их можно пощупать в демо режиме (без привязки к микшеру). Одной из проблем удаленных систем управления является большое число беспроводных точек в одном помещении, что создает опасность помех во время концерта. И во избежание этого, придется затратить немного больше времени, чтобы выбрать неперегруженный WiFi канал, и позволить консоли распознать качественно ID сети.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: