Поиск острых ощущений в психологии. Шкала поиска ощущений (М.Цукерман)

Используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям.

Методика предложена М.Цукерманом в 1964 году

Инструкция к тесту

«Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары Вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для Вас, и отметить его».

Тестовый материал
Вариант А Вариант Б
1. Я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий. Я бы предпочел работать на одном месте.
2. Меня взбадривает свежий, прохладный день. В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.
3. Мне не нравятся все телесные запахи. Мне нравятся некоторые телесные запахи.
4. Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на меня незнакомое воздействие. Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих галлюцинации.
5. Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надежен и счастлив. Я бы предпочел жить в неопределенные, смутные дни нашей истории.
6. Я не могу вынести езду с человеком, который любит скорость.. Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это возбуждающим.
7. Если бы я был продавцом-коммивояжером, то предпочел бы твердый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или ничего. Если бы я был продавцом-коммивояжером, то я бы предпочел работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать больше, чем сидя на окладе.
8. Я не люблю спорить с людьми, чьи воззрения резко отличаются от моих, поскольку такие споры всегда неразрешимы. Я считаю, что люди, которые не согласны с моим воззрением больше стимулируют, чем люди, которые согласны со мной.
9. Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование. Страхование – это то, без чего не мог бы позволить себе обойтись ни один человек.
10. Я бы не хотел оказаться загипнотизированным. Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.
11. Наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от нее столько, сколько возможно. Наиболее важная цель в жизни – обрести спокойствие и счастье.
12. В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней. Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.
13. В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность. Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.
14. Худший социальный недостаток – быть грубым, невоспитанным человеком. Худший социальный недостаток – быть скучным человеком, занудой.
15. Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны. Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».
16. У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред. Мне бы понравилось водить мотоцикл, или ездить на нем.
Ключ к тесту

Вопросы : 1а, 2а, 3б, 4б, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13б, 14б, 15а, 16б

Обработка и интерпретация результатов теста

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в один балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущениях .

Поиск новых ощущений имеет большое значение для человека, поскольку стимулирует эмоции и воображение, развивает творческий потенциал, что в конечном счете ведет к его личностному росту.

Высокий уровень потребностей в ощущениях (11 – 16 баллов ) обозначает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.

От 6 до 10 баллов – средний уровень потребностей в ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть, с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой стороны – о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.

Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов ) обозначает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

Источники
  • Шкала поиска ощущений (М.Цукерман) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.187-189.

Тема повышенной потребности во впечатлениях и ощущениях, иже с ними кайфомания, развивается - вижу людей подобных, понимаю всё лучше, что и я к ним принадлежу, замечаю дополнительные признаки вроде ускоренной моторики (резкое открывание дверей и т.п.) свидетельтвующее вообще о большем нервном заряде как бы. А ещё вот оказывается есть направление психологии, которое изучает такой фактор.

Опросник SSS (Sensation Seeking Scale) был разработан М. Закерманом (M. Zuckerman) в 1971 году. SSS предназначен для оценки стремления индивида к стимуляции. Опросник используется в разных областях психодиагностики, в том числе, и в профессиональной сфере.

Опросник "Шкала поиска ощущений" строится на теоретической концепции, появившейся в психологической науке в начале 60-х гг. прошлого века и связанной с именем американского психолога Марвина Закермана (в русских источниках можно иногда встретить другое написание его фамилии – Цукерман).

Согласно этой концепции, поиск ощущений является устойчивой личностной характеристикой. Человек стремится поддерживать оптимальный уровень внешней стимуляции за счет увеличения или снижения ее интенсивности.

Есть личности, стремящиеся получать более высокий, по сравнению со средним, уровень стимуляции. Их отличает постоянное желание жить "на гребне волны" или "ходить по лезвию ножа". Стремление таких личностей к новым ощущениям, связанным с изменениями, разнообразием и высокой интенсивностью стимуляции, находит свое отражение не только в их выраженной потребности приобретать новый опыт, но и в выборе необычных форм активности. Они характеризуются тенденцией к нестандартному, возбуждающему, рискованному поведению. С этих позиций они оценивают и других людей.

Установлено, что потребность личности в новых ощущениях проявляется во многих видах активности: сенсорной, социальной, эмоциональной и др. Следовательно, стремление таких людей к острым ощущениям сказывается и на их профессиональной деятельности. Отсюда вытекает необходимость выявления этой устойчивой характеристики при отборе кандидатов на некоторые должности – и те, где важно, чтобы у человека не было потребности получать новые ощущения (например, авиадиспетчер), и те, где, наоборот, успех может прямо определяться стремлением к поиску новых ощущений (например, летчик-испытатель).

Само по себе стремление к получению новых ощущений не является отрицательной характеристикой. Оно стимулирует развитие творческого потенциала, заставляет человека активно работать. В конечном итоге, стремление к новым ощущениям становится источником личностного роста.
В первом варианте опросника Шкала поиска стимуляции, предложенном М. Закерманом, было 72 утверждения. Каждое из них давалось от первого лица.

После проведения факторного анализа, наряду с общим фактором (образующим общую шкалу Gen), было получено четыре относительно независимых фактора, на основании которых были сформированы субшкалы:

ES (experience seeking) – Шкала стремления к новым ощущениям;
- TAS (thrill and adventure seeking) – Шкала стремления к риску и приключениям;
- Dis (disinhibition) – Шкала стремления к развлечениям;
- BS (boredom susceptibility) – Шкала устойчивости к монотонии.

Шкала ES состоит из вопросов, имеющих отношение к поиску новых
впечатлений через неконвенциональные (не общепринятые) способы поведения (например, человеку хочется совершить необычный поступок, поразить всех и т.д.).

Шкала TAS описывает тенденцию личности к поиску новых впечатлений через поведение, связанное с острыми ощущениями, часто с риском для жизни. Такой человек занимается экстремальными видами спорта, любит очень быструю езду на автомобиле и т.п.

Шкала Dis связана с активностью человека, направленной на достижение состояния полной свободы и вседозволенностью, когда "море по колено". Такое состояние часто приобретается благодаря алкоголю, наркотикам, азартным играм и др.

Шкала BS описывает стремление личности к разнообразию, избегание рутины, повторяющегося опыта, монотонии, скучных людей и т.д.
К настоящему времени накоплено много данных о корреляциях результатов по этому опроснику с показателями других личностных тестов. В частности, определено, что индивиды с ярко выраженным стремлением к стимуляции отличаются повышенной активностью. Кроме того, обнаружено, что эти личности характеризуются стремлением к лидерству в межличностных отношениях, творческой направленностью, отсутствием ригидности, они не боятся рисковать.

Выявлено также, что люди с высоким уровнем стремления к стимуляции не демонстрируют больших академических успехов, они хуже учатся из-за того, что с трудом адаптируются к регламентированной учебной дисциплине.

Получены половые различия по показателям стремления к стимуляции. Оказывается, у мужчин потребность в поиске новых ощущений выражена сильнее, чем у женщин. Также определено, что с возрастом стремление к новым ощущениям уменьшается.

В ряде исследований изучалась корреляция стремления к стимуляции с психофизиологическими показателями. Выяснилось, что потребность в получении новых ощущений связана с такими свойствами нервной системы человека, как сила и динамичность.

Литовский эдукологический университет


Ключевые слова

поиск новых ощущений, поиск острых ощущений, риск, качество жизни, чувство согласованности, полнота жизни, жизнестойкость, search of new sensations, search of thrills, risk, quality of life, sense of coherence, completeness of life, hardiness

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье представлен теоретический анализ проблемы поиска новых ощущений во взаимосвязи с проблемой риска, жизнестойкости, чувства согласованности, полноты жизни, качества жизни, его место и значение в психологической самореализации. Поиск новых ощущений - это базовая потребность человека, предполагающая реализацию в социуме. Поиск новых ощущений тесно связан с поиском острых ощущений и риском. Целью поиска новых ощущений является также получение обратной связи о себе, самоутверждение, реализация себя, саморазвитие. С другой стороны, мотивы стремления к новым ощущениям могут быть гедонистическими. Склонность к поиску новых ощущений связана с оценкой удовлетворенности качеством жизни, но эта связь сложная и опосредованная. Сам уровень или величина оценки качества жизни не определяет появления большей склонности к поиску новых ощущений. Приводятся и обсуждаются эмпирические данные, аргументирующие авторскую точку зрения.

Текст научной статьи

Что определяет поиск новых ощущений и какие факторы оказывают влияние на выраженность стремления к поиску новых ощущений? С какими психологическими образованиями связан поиск новых ощущений? Как связано качество жизни, поиск новых ощущений и стремление к риску? Неодолимое стремление к поиску новых ощущений, и особенно ощущений, связанных с риском, - удел пресыщенных натур и авантюристов, либо качество присущее всем? Попытаемся ответить на эти вопросы. В 1975г. М. Цукерман описал общий паттерн поведения, связанный со склонностью к поиску впечатлений, и определил его как «потребность в различных новых впечатлениях и переживаниях и стремление к физическому социальному риску ради этих впечатлений» . В настоящее время поиск ощущений определяется как элемент мотивационно - потребностной сферы, в понятие которого может входить: поиск опасностей и приключений; поиск переживаний; раскованность и восприимчивость к скуке . Поиск ощущений является личностной чертой, выражаемой на поведенческом уровне, это « генерализованная тенденция к поиску ранее неизведанных, разнообразных и интенсивных ощущений и переживаний и подвергании себя физическому риску ради такого чувственно-эмоционального опыта» . В космической психологии существует понятие «сенсорный голод», то есть недостаток раздражителей, идущих в мозг от внешней среды. Известно, что И. П. Павлов, проведший в «башне молчания» немало опытов на собаках, пришел к выводу, что для нормальной работы головного мозга необходима постоянная зарядка внешними нервными импульсами, идущими от органов чувств через подкорковые образования в кору. Эксперименты с участием человека также показали, что однообразность и монотонность впечатлений при отсутствии достаточного притока внешних раздражителей резко снижали энергетический уровень (тонус) коры мозга, что в некоторых случаях приводило к нарушению психических функций. Как показали исследования, проведенные в сурдокамерах, этот голод подвергает психику человека нелегкому испытанию. Летчик-испытатель Евгений Терещенко, участвовавший в 70-дневном эксперименте в барокамере, записывал в своем дневнике через три недели «после старта»: « Вахта, обед, обследование, сон. Время сжалось, укоротилось… Один день не отличишь от другого. Исподволь начала подбираться нервная усталость. Мы стали раздражительнее. Заставлять себя работать стало труднее. Все чаще хотелось открыть куда-то дверь и увидеть что-то другое. Все равно что, только бы новое. Иногда мучительно, до рези в глазах, хочется увидеть яркий, определенный, простой свет спектра или кумачовый плакат, синее небо. Скука» . В основе ориентировочной реакции, являющейся основой психического, лежит способность живого существа соотносить вновь получаемые раздражители с прошлым опытом. «Поиск новых и незнакомых событий - фундаментальная поведенческая тенденция у людей и животных, - считает один из исследователей центра неврологических исследований «Вэлкам Траст» в Университетском колледже Лондона доктор БьянкаВиттманн. Имеет смысл пробовать новые варианты, поскольку в конце концов они могут оказаться очень выгодными». Именно новизна ощущений, а не какие-то иные, «попутные», стимулы, служит мотивационным фактором, вызывающим исследовательскую активность» . В настоящее время бразильскими учеными получены данные, что потребность в поиске новых ощущений детерминирована генетически. Один из вариантов (аллелей) гена DRD4 усиливает склонность людей к поиску новых впечатлений, импульсивности и гиперактивности. Проанализировав распределение частот аллелей DRD4 у южноамериканских индейцев, бразильские генетики обнаружили, что в племенах, которые в недавнем прошлом вели образ жизни охотников-собирателей, «ген авантюризма» встречается чаще, чем у оседлых народов, издавна занимавшихся сельским хозяйством. По-видимому, этот ген дает адаптивное преимущество при кочевом образе жизни, а переход к оседлости делает его фенотипические проявления скорее вредными, чем полезными . Таким образом, потребность в поиске новых ощущений, с одной стороны, является базовой потребностью, даже генетически детерминированной, а, с другой стороны, предполагает социальную реализацию (реализацию в социуме), что является спецификой данной потребности. Стремление к переживанию новых ощущений на психологическом уровне тесно связано со стремлением к острым ощущениям и стремлением к риску. Попытаемся рассмотреть существующую терминологию относительно этих понятий. В психологии риск чаще всего определяется, как «ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности её исхода и в возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха». Можно выделить три подхода к пониманию риска: 1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности; 2) риск как действие, грозящее субъекту потерей; 3) риск как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия - менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным . В литературе довольно часто можно встретить также понятия «готовность к риску» и «склонность к риску». Как эти понятия соотносятся между собой? Понятие «склонность к риску» включает представление о диспозициальном личностном риске как индивидуальном свойстве, различающем поведение людей в однотипных задачах; в исследовательской психологической литературе оно связано с описанием характеристик, ассоциирующихся с импульсивностью (иногда эти термины подменяют друг друга) и снижением самоконтроля. Часто в литературе «склонность к риску» употребляется в контексте необдуманных действий (необоснованный риск), поиска сильных ощущений, риска ради риска как особой ценности.Так, М.А.Котик в работе «Психология и безопасность» приводит пример водителя такси, который иногда создает опасные ситуации на дороге для того, чтобы, по его собственному выражению, «встряхнуться». Понятие «готовность к риску» относится к умению субъекта принимать решения в условиях неопределенности как недостаточности ориентиров; в данном случае можно говорить о связи с понятием рациональности при принятии решений . Также важно соотнести рассматриваемые понятия с «принятием риска», понимаемого как «акт интеграции на уровне самосознания личности мотивационных предпосылок и репрезентаций свойств ситуации», как разрешения себе действовать в ситуации неопределенности . «Ситуация с риском» включает в себя, по крайней мере, три элемента: неопределенность события (риск возможен только тогда, когда возможен не единственный исход); возможность - вероятность и величина потери (хотя бы один вариант может быть нежелательным); а также значимость для субъекта («цена риска»), то есть то, чем готов заплатить субъект за готовность идти на риск - ожидаемая величина потерь) . Источники возникновения неопределенности многообразны: спонтанность природных явлений и стихийные бедствия; человеческая деятельность; взаимовлияние людей, которое носит неопределенный и неоднозначный характер; научно-технический прогресс. Источником неопределенности являются также внутренние и субъективные факторы. Ситуация неопределенности заставляет человека делать прогноз о вероятности успеха или неудачи . Риск субъективен - субъект может и не рассматривать ситуацию как рискованную, хотя объективно она и содержит некоторую степень неопределенности; также восприятие ситуации разными субъектами различно (ситуация, воспринимаемые субъектом как рискогенная, может восприниматься наблюдателем как стандартная, и наоборот). Восприятие ситуации как рискованной зависит от индивидуально - психологических, психофизиологических, мотивационно - волевых особенностей субъекта; от значимости для него деятельности, в которой возникает данная ситуация, месте данной ситуации в контексте деятельности, роли ситуативного результата в процессе достижения цели деятельности. Целью риска может быть или достижение успеха в каком-либо деле (риск ради успеха), или всплеск адреналина (риск ради новых ощущений) . Психология, литература стремится изучить оба варианта поведения: когда риск имеет положительные последствия и когда он имеет нежелательные или опасные последствия, такие как неосторожная езда, курение или рискованное сексуальное поведение . Эта литература отмечает, что риск может «быть либо адаптивным, адекватным, либо неадаптивным, неадекватным» и что любителей риска можно рассматривать как либо «героев», либо «дураков». Риск может быть также мотивированным и немотивированным. Мы считаем, что позитивный риск адаптивен, приносит индивиду определенную выгоду, стимулирует к достижению поставленных целей, формирует чувство удовлетворения. Негативный риск деструктивен, ведет к разрушению и деградации личности. Мотивированный риск предполагает получение ситуативных преимуществ в деятельности и рассчитан на ситуативные преимущества со стороны, принимающей рискованное решение. Немотивированный риск не имеет рационального основания и проявляется в процессе творчества или интеллектуальной активности . В. А. Петровский в рамках концепции неадаптивного риска указывал на взаимосвязь между понятиями «риск» и «творчество». Человеческая деятельность в ситуации риска не только «реализует исходные, но и порождает новые жизненные отношения субъекта…». Он вводит понятие «надситуативной активности» для обозначения тенденции субъекта действовать над порогом внешней или внутренней ситуативной необходимости . В условиях неопределенности это означает, что человек способен идти на риск, не извлекая при этом видимых ситуативных преимуществ. М.К. Мамардашвили связывает риск с возможностью самореализации, с актуализацией человеком своего потенциала, что делает человека «состоявшимся в жизни, живым в ней» . Примером риска, который является проявлением самореализации: может служитьпример известного британского астрофизика Стивена Хокинга, входящего в десятку гениев современности, имеющего очень непростую судьбу. В 21 год ему поставили страшный диагноз: «боковой амиотрофический склероз». Это неизлечимое заболевание центральной нервной системы, которое в Америке называют болезнью Лу Герига. Обычно люди с таким диагнозом не проживают и десятка лет, однако Хокинг успешно борется с недугом уже полвека. Последние годы физик прикован к инвалидному креслу. Самостоятельно ученый может только дергать щекой. Он общается с людьми с помощью компьютера, который преобразовывает его мысли в монотонную «металлическую» речь. При этом сознание ученогонаходится в полном порядке. Несмотря на тяжёлую болезнь, он ведёт активную жизнь. 26 апреля 2007 года он совершил полёт в невесомости (на специальном самолёте). Два года спустя Барак Обама вручил ему Президентскую медаль Свободы - одну из высших правительственных наград для гражданских лиц . Таким образом, адекватное, либо неадекватное восприятие риска, правильная, либо ошибочная оценка факторов риска является важнейшим элементом механизма формирования поведенческих стратегий, на основании которого совершается личностный выбор в отношении реализуемой жизненной стратегии. В данной статье мы будем использовать именно эту терминологию: адекватное, либо неадекватное восприятие риска, т.к. она наиболее полно отображает суть исследуемого явления по сравнению с терминами «позитивного» и «негативного» риска, а также конструктивного и деструктивного риска. Приведем примеры адекватного и неадекватного восприятия риска. Так, Лафи С.Г. и Меркуловой М.С. была предпринята попытка исследовать профессиональную успешность управленцев в контексте склонности к риску . Известно, что готовность к риску занимает значительное место в профессиональной деятельности руководителя, поскольку позволяет преодолевать условия неопределенности, регулировать процессы принятия решений, тем самым выступая одной из личностных детерминант профессиональной успешности управленцев. Риск с точки зрения субъекта рассматривался авторами как обнаружение несоответствия требуемых и наличных или потенциальных возможностей в управлении ситуацией, где неопределенной являлась сама оценка собственного интеллектуально-личностного потенциала своих возможностей в принятии решения. Готовность к риску выступала как способность принимать решение и действовать в ситуации высокого риска, что являлось субъективным регулятором личностной включенности в ситуации принятия решений. Содержательно готовность к риску проявлялась как акт «примеривания» субъектом своих возможностей к заданным требованиям ситуации (преобразования требований ситуации или выхода за их пределы). Общий средний уровень экспертной оценки эффективности руководителей, как показали результаты данного исследования, был выше в группе управленцев с высокой готовностью к риску. Различия статистически достоверны (р

Поиск ощущений (sensation seeking)

П. о. - это черта личности, выражаемая на поведенческом уровне в форме генерализованной тенденции к поиску ранее неизведанных, разнообразных и интенсивных ощущений и переживаний и подвергании себя физ. риску ради такого чувственно-эмоционального опыта. В литературе можно встретить и др. термины, используемые для описания того, что яв-ся по существу той же самой чертой, напр.: избегание монотонности, авантюризм, поиск волнения, поиск возбуждения.

Наблюдаемые проявления поиска ощущений

Спорт. Лица с сильной тенденцией к П. о. по сравнению с теми, у кого она выражена слабо, предпочитают виды спорта, связанные с необычными ощущениями (напр., прыжки с парашютом, дельтапланеризм, подводное плавание, спускание в пещеры и альпинизм), скоростью и возбуждением (напр., автомобильные гонки или лыжный спорт) или физ. контактом (напр., американского футбола и регби). Лица со слабой тенденцией к П. о. по сравнению с теми, у кого у кого она выражена сильно, чаще выбирают для себя виды спорта или физ. занятия, требующие выносливости и упорных тренировок (напр., бег на длинные дистанции или аэробика), но не связанные с переживаниями сильного возбуждения или опьяняющего восторга. Те, кто выбирает для себя связанные с П. о. виды спорта, как правило, получают более высокие оценки по одной из наиболее релевантных измерительных шкал - TAS.

Сексуальные аттитюды и поведение. Аттитюды лиц, стремящихся к П. о., лишены условностей в отношении сексуального поведения, и молодые, холостые студенты колледжей с высокими показателями по шкале П. о. склонны к приобретению более разнообразного сексуального опыта и большему количеству партнеров, чем студенты с низкими показателями. Не было выявлено различий в П. о. между гетеросексуальными и гомосексуальными представителями одной и той же популяции.

Социальные, любовные и супружеские отношения. При случайных соц. контактах лица с сильным стремлением к П. о. более склонны вступать в активное взаимодействие, чаще используя взгляды, вокализации, улыбки, смех и самораскрытие. Для них более характерно доминировать в групп. ситуациях. Такие люди склонны расценивать любовь как своеобразную игру, и недостаточная верность партнерам приводит к их довольно частой смене. Несмотря на такое непостоянство, в супружеских и сожительствующих парах обнаруживается взаимная тяга партнеров друг к другу, осн. на П. о.; их оценки по шкале П. о. имеют тенденцию к положительным корреляциям. С др. стороны, у пар, нуждающихся в супружеской терапии, отмечаются гораздо более низкие корреляции в оценках по шкале П. о.

Употребление алкоголя и наркотиков. П. о. высоко коррелирует с употреблением запрещенных наркотических средств, а тж табака и алкоголя среди студентов колледжей и др. групп населения. П. о. связан скорее с разнообразием используемых наркотических средств, чем с определенным предпочтением их типа. Употребляющие запрещенные наркотические средства имеют более высокие оценки по шкале П. о. в сравнении с теми, кто употребляет лишь алкоголь, и эти оценки оказываются еще выше после исключения тех, кто из всех наркотиков ограничивается курением марихуаны. П. о. прогнозирует употребление наркотиков и алкоголя с подросткового возраста и до ранней взрослости вследствие его связи с общей девиантностью поведения по прошествии времени и нек-рых специфических (причинно-следственных) путей между субшкалами SSS и употреблением разрешенных и запрещенных наркотических средств.

Пищевые предпочтения и привычки питания. Лица с сильной склонностью к П. о. любят пробовать новые продукты и предпочитают острую пищу как в американской, так и в японской культуре. Лица со слабой тенденцией к П. о. предпочитают знакомую, легкую и сладкую пищу. Неумеренное потребление пищи при булимии не связано с П. о. Лица с высокими показателями по шкале П. о. яв-ся скорее гурманами, чем любителями поесть. Сторонники вегетарианской пищи чаще характеризуются низкими показателями по шкале П. о.

Психопатология. Показатели по шкале П. о. существенно выше у антисоциальных личностей, преступников и у маниакально-депрессивных пациентов (биполярные расстройства), даже когда последние не находятся в маниакальной фазе. Эти показатели повышены тж у детей лиц с биполярными расстройствами, что говорит о возможной генетической связи. Есть неск. биолог. маркеров, общих для стремления к П. о. и биполярных расстройств, включая увеличение вызванного потенциала головного мозга и низкие уровни фермента моноаминоксидазы (МАО). Данные в отношении униполярных депрессивных расстройств недостаточно согласуются между собой, однако недавние исслед. показывают, что такие пациенты характеризуются слабой тенденцией к П. о. даже после прохождения депрессивного эпизода. Пациенты с диагнозом шизофрении, особенно в ее вялой или кататонической форме, чаще характеризуются слабой тенденцией к П. о.

Предпочтения в искусстве, музыке и средствах массовой информации. Лица с сильной тенденцией к П. о. предпочитают необычные, сложные и несимметричные композиции, в то время как лица со слабой склонностью к П. о. - знакомые, простые и симметричные. Лиц с сильной тенденцией к П. о. привлекает импрессионистское или экспрессионистское иск-во с высокими уровнями напряженности; лиц со слабой склонностью к П. о. - реалистическое иск-во с умеренными уровнями напряженности. Первым нравятся фильмы со сценами секса и насилия, тогда как вторые избегают этих тем в любой форме (иск-ва). Лица с сильной тенденцией к П. о. реже смотрят телевизионные передачи, а когда смотрят, то чаще склонны переключать каналы. Лица с высокими показателями по шкале П. о. предпочитают громкую и сложную музыку в стиле рок или джаз; лица с низкими показателями по этой шкале отдают предпочтение более спокойной популярной или фоновой музыке.

Профессиональные предпочтения. Лицам, склонным к П. о., нравятся профессии, связанные с риском или даже с периодическим стрессом, такие как профессия летчика, авиадиспетчера и врача реанимационного отделения, или профессии, связанные с многочисленными и разнообразными соц. контактами. Лиц со слабой тенденцией к П. о. чаще привлекает индивидуальный бизнес или конторские виды деятельности. Женщины с выряженной склонностью к П. о. тяготеют к нетрадиционным для женщин видам профессий, наподобие профессии юриста, тогда как женщины со слабой тенденцией к П. о. отдают предпочтение более традиционным женским занятиям, таким как преподавание в начальной школе и ведение домашнего хозяйства. Удовлетворенность трудом имеет обратную связь с П. о. в производственной обстановке, и когда эти работники помещались в эксперим. условия, имитирующие монотонную деятельность, их отрицательные эмоции и состояния неудовлетворенности положительно коррелировали с уровнями выраженности такой черты как П. о.

Склонность к риску. Мн., но далеко не все профессии и виды занятий, предпочитаемые лицами с сильной склонностью к П. о., связаны с риском. Это означает, что риск не яв-ся для них ключевым фактором при выборе того или иного вида деятельности, поскольку большинство людей стремится минимизировать риск, чтобы извлечь из деятельности максимальное удовольствие. Антисоциальные личности и патологически азартные игроки могут быть исключениями из этого правила. Для тех и др. риск служит дополнительным фактором возбуждения, позволяющим повысить удовольствие от активности. Оценка риска изменяется обратно пропорционально уровням П. о. и вовлеченности в рискованное поведение в большинстве областей, связанных с риском. Склонность или несклонность к рискованным занятиям - исход конфликта двух тенденций, приближения и избегания, где удовольствие, ожидаемое от активности, мотивирует приближение, а предвосхищение опасности или ущерба формирует мотив избегания. Лица с сильным стремлением к П. о. имеют более крутые градиенты приближения и более плавные градиенты избегания, чем лица со слабой тенденцией к П. о. Эта теория объясняет, почему люди с сильной тенденцией к П. о. чаще оказываются добровольными участниками необычных и новых экспериментов, к-рые воспринимаются как рискованные, но в то же время обещающие.

Когнитивные стили и внимание. Несмотря на низкую, положительную корреляцию между интеллектом и склонностью к П. о., лица с высокими показателями по шкале П. о. часто показывают плохие рез-ты в ситуации традиционного академического обучения, предположительно вследствие их конкурирующих интересов к некогнитивным видам опыта. Когнитивное чувство любознательности не связано с П. о., хотя лица с сильной склонностью к ним имеют тенденцию к большей открытости опыту и более творческому подходу в решении проблемных задач. Они склонны прибегать к широким когнитивным обобщениям и использовать более сложные когнитивные категории. Они чаще благосклонно относятся к необычным представлениям, наподобие веры в паранормальные феномены. Лица со слабой склонностью к П. о. оказываются более узкими и догматичными в когнитивных суждениях. Те, кто имеет сильную тенденцию к П. о., характеризуются высокой способностью к фокусированию внимания на стимуле или задаче даже в условиях конкурирующих стимулов или отвлекающих задач. Эта способность к концентрации внимания может служить объяснением их более сильных ориентировочных реакций на новые стимулы в сравнении с теми, у кого склонность к П. о. выражена слабо.

Психофизиология. Лиц с высокими оценками по шкале П. о. характеризует сильная ориентировочная реакция на новые стимулы, выражающаяся в замедлении сердечного ритма, в то время как для лиц с низкими оценками по этой шкале характерно использование защитных реакций (учащение сердечного ритма) при столкновении с новыми стимулами умеренной интенсивности. Однако эти различия в ориентировочных и защитных реакциях исчезают у них при повторном предъявлении стимулов, если эти стимулы не вызывают особого интереса у лиц с сильной тенденцией к П. о. Это говорит о том, что реакция на новые стимулы несомненно связана с П. о. Такая сильная ориентировочная тенденция может быть частью биолог. механизма приближения, лежащего в основе П. о.

Др. различие между людьми с сильной и слабой тенденцией к П. о. заключается в способности коры головного мозга реагировать на интенсивную стимуляцию. Лица с высокими показателями по шкале П. о. демонстрируют увеличение вызванных потенциалов коры головного мозга в прямой связи с интенсивностью визуальных или слуховых стимулов. Лица с низкими показателями по этой шкале обнаруживают меньшее увеличение вызванных потенциалов и часто демонстрируют снижение кортикальной реакции на стимулы высокой интенсивности. Существует прямая связь между кортикальным торможением этого рода и поведенческим торможением в ситуациях неопределенности или гиперстимуляции, к-рая обнаруживается как у людей, так и у представителей животного мира.

Психофармакология. Данные по психофармакологии можно найти в работе Zuckerman & Zuckerman et al.

Гормоны. Мужчины с высокими показателями П. о., особенно получаемыми по субшкале растормаживания, имеют повышенные уровни тестостерона и эстрадиола в плазме в сравнении со средними уровнями, обнаруженными у лиц с низкими показателями П. о. Кроме того, уровень тестостерона коррелирует у тех же мужчин с общительностью, импульсивностью и степенью гетеросексуального опыта. Содержание кортизола в спинномозговой жидкости отрицательно коррелирует с показателями П. о., особенно у расторможенного типа, свидетельствуя о том, что этот гормон может быть фактором недостаточного поведенческого торможения у этих лиц.

Генетика поиска ощущений. Сравнения монозиготных и дизиготных близнецов по шкале SSS дают нескорректированный показатель наследуемости 58%, приближающийся к верхней границе показателей наследуемости, найденных для личностных черт. Последние данные из Миннесотского близнецового исслед. показали корреляции 0,54 между монозиготными и 0,32 между дизиготными близнецами, разделенными сразу или вскоре после рождения и выросшими в различных семьях. Первая цифра яв-ся прямой мерой наследуемости - 54%. Чтобы получить оценку наследуемости у разделенных дизиготных близнецов, соотв. корреляция должна быть удвоена, что дает показатель наследуемости, равный 64%. Усреднение этих двух оценок приводит к оценке наследуемости 59%, почти идентичной той, к-рая была получена Фалкером и др. в исслед. близнецов, воспитывавшихся вместе. Эффекты общей среды оказываются ничтожно малыми в обоих исслед. Это означает, что существующие за пределами семьи средовые воздействия на склонность к П. о., такие как роль различного жизненного опыта, носят ограниченный характер. Несмотря на невозможность выбора родителей или сиблингов, генотип индивидуума, по-видимому, влияет на выбор им друзей. Как и в отношении др. черт личности, гены могут воздействовать на развитие личности не только через управление процессом формирования НС, но и косвенными путями, через двусторонние фенотип-средовые влияния.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: