Плюсы и минусы компьютера. Плюсы и минусы компьютеризации и роботизации
В век информационных технологий очень сложно оградить детей от использования различной техники, электроники и гаджетов: компьютеров, телефонов, планшетов и пр. Да, и нужно ли это? Возможно, в использовании этих устройств для детей содержится и немало пользы? Сегодня поговорим о том, какие положительные и отрицательные стороны есть в использовании компьютеров и гаджетов, и что нужно делать, чтобы они не навредили ребенку.
Дети и компьютеры
Компьютеры и различные гаджеты (телефоны, планшеты и пр.) давно уже стали незаменимыми вещами в нашей жизни. И их можно увидеть в руках даже маленьких детей.
Гаджеты и ПК можно использовать не только для связи и развлечений, но и для обучения. Сегодня существует множество обучающих программ, в школах введены электронные дневники, используются дистанционные системы обучения и т.д. Чтобы извлечь из использования ребенком компьютера и другой электроники максимум пользы и при этом снизить отрицательное влияние, стоит ознакомиться с советами по правильному применению техники.
Плюсы использования гаджетов и ПК
ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы. Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:
- Развитие мелкой моторики. Работа на устройствах с джойстиком, кнопками и тачскрином (сенсорным экраном) позволяют разрабатывать пальчики и тренировать мелкую моторику. А слежение за движением компьютерной мыши на экране позволяет тренировать внимание малыша.
- Обучение младших школьников. Происходит с помощью специальных обучающих программ и игр, использующих зрительные образы и активные формы работы самого ребенка. Очень хороши игры, в которых ребенку предлагается проблемная ситуация и требуется найти ее разрешение, анализируя исходные данные, занимаясь поисковой и исследовательской активностью. Например, это могут быть игры с построением букв из линий, соотнесением понятий с изображениями и т.д.
Пример детской обучающей программы.
- Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации. В Интернете школьники могут прочитать последние новости, найти тексты книг, отыскать интересную информацию о великом открытии, путешественнике, историческом событии и пр. Преимущество Интернета перед библиотекой -мгновенное поступление новой информации.
- Формирование у школьников навыка поиска и фильтрации информации. Наиболее активно данное умение формируется в подростковом возрасте. Обилие различных информационных сайтов ставит школьника перед необходимостью анализировать все получаемые сведения и отбирать из них достоверные. Помимо навыков поиска и фильтрации информации это развивает также способность к критическому мышлению.
- Связь с одноклассниками и учителями. Очень хороши специальные блоги и группы в соцсетях, создаваемые для учеников определенного класса. Здесь учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями, дискутировать по спорным вопросам, обсуждать прочитанные произведения, совместно работать над проектами и др.
Использование гаджетов имеет много плюсов, однако необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы не нанести вред здоровью.
Правила использования компьютеров и гаджетов детьми
Чтобы избежать ненужных проблем от слишком частого или неправильного использования ПК и гаджетов, необходимо помнить, что:
- Знакомить ребенка с данными устройствами стоит не ранее двух лет
- В раннем возрасте работа должна протекать под контролем родителей
- В 2-3 года можно проводить за гаджетом или компьютером не более 15-20 минут в день; в 4-5 лет – не более 20-25 минут; в 6-8 лет – не более часа; в 9-16 лет – не более 2-3 часов
- Расстояние от глаз до дисплея устройства должно составлять 50-70 см
- Яркость дисплея должна быть низкой
- При использовании устройства локти ребенка не должны висеть – необходима опора
- Под компьютерным столом рекомендуется установить подставку для ног, чтобы предотвратить негативное воздействие на них длительного сидения
- При работе с устройством спина школьника должна быть прямой
Ребенку дошкольного возраста старайтесь давать гаджет как можно реже. Необходимо объяснять, что данное устройство предназначено для работы, и вместо просмотра мультиков лучше запустить развивающие программы и ролики. Для детей старшего возраста, которые самостоятельно используют компьютеры, необходимо делать акцент на том, что информация в Интернете не всегда достоверна. Поэтому нужно очень внимательно ее выбирать. Для ограничения времени пользования устройством можно установить «родительский контроль».
Как правильно сидеть за компьютером.
Минусы использования гаджетов и ПК
Частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:
- Проблемы со здоровьем. Частое сидение за компьютером или планшетом может привести к покраснению и сухости глаз, ухудшению зрения, нарушению осанки, проблемам с мышцами (от их длительной неподвижности), кислородному голоданию мозга (в результате сдавливания сосудов и отсутствия свежего воздуха), расстройствам сна.
- Психологические проблемы. Дети, с раннего возраста много пользующиеся гаджетами и мало времени проводящие со сверстниками, могут иметь проблемы с социальной адаптацией. Им трудно общаться с людьми, находить с ними общий язык, они робки и застенчивы, мало знают о жизни за пределами компьютера и часто теряются в реальных жизненных ситуациях.
- Зависимость. Это самое серьезное последствие от использования ПК и гаджетов. Оно формируется под влиянием многих аспектов (частое использование устройства, отсутствие других интересов в жизни, проблемы личного характера и т.д.) и имеет целый ряд симптомов.
Симптомы зависимости
Специалисты выделяют следующие симптомы компьютерной, гаджет- или интернет-зависимости:
- Фанатичное отслеживание новинок техники и неконтролируемое желание их получать (частые просьбы купить устройство, капризы и истерики, если этого не происходит)
- Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером, зайти в Интернет и т.д.
- Отсутствие других интересов, целей и стремлений – школьник забывает обо всем и не имеет других радостей, все время проводит только с устройством
- Пренебрежение семьей и друзьями: члены семьи и друзья отходят на второй план – ребенок практически не общается с ними
- Возникновение проблем в школе (проблемы с поведением, прогулы, плохие отметки и т.д.)
- Негативная реакция (плач, агрессия, истерика, обида и др.) на попытки ограничить работу с устройством
Конечно, у школьников настоящая зависимость от гаджетов формируется достаточно редко. Но если появился хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, то это уже является тревожным звоночком для родителей. В этом случае необходимо срочно отвлечь ребенка от пагубного воздействия ПК или гаджета.
Как предотвратить зависимость
Для того чтобы увлечение устройством не переросло в настоящую тягу или для того чтобы скорректировать уже начавшуюся формироваться зависимость, необходимо:
- Сократить время работы с устройством. Однако помните, что не нужно строго запрещать ребенку сидеть за компьютером или отбирать у него планшет. Это вызовет негативную реакцию и может лишь усугубить ситуацию. Придумайте какой-то хитрый ход, например, давайте поручения, просите участия ребенка в делах, делая акцент на том, что без него с ними справиться трудно. В более серьезных случаях можно отдать устройство «в ремонт», чтобы за это время привить малышу любовь к другим занятиям.
- Найти для ребенка другие интересы. Попробуйте увлечь его чем-то не связанным с электронными устройствами. Это могут быть прогулки, катание на велосипеде, чтение книг, плетение из бисера и многое другое. Посмотрите, что вызывает у Вашего ребенка наибольший интерес и культивируйте это.
- Стараться больше времени проводить с ребенком. Совместные прогулки, игры, беседы, обсуждения интересных вопросов (книг, фильмов, музыки, истории и т.д.) помогут ребенку не только избежать зависимости от гаджета, но и улучшат Ваши отношения, и позволят малышу почувствовать свою значимость.
Компьютеры и гаджеты – весьма полезные в обучении устройства. Однако они могут стать злом, если неправильно или слишком часто использовать их, если на них сосредоточены все интересы. Чтобы избежать этого, родителям необходимо больше внимания уделять детям и при необходимости контролировать использование устройств.
Крупнейшие сети школ иностранных языков вкладывают огромные средства в оборудование компьютерных классов и разработку специальных интернет-продуктов, позволяющих выполнять домашние задания в режиме удалённого доступа.
Для клиентов компьютеризацию представляют как важное конкурентное преимущество, а также её используют в качестве оправдания высоких цен. Разумеется, компании всеми силами стремятся окупить свои инвестиции.
Но давайте рассмотрим этот аспект обучения не с точки зрения бизнеса, а с позиции ученика.
Безусловно, компьютеризация обучения имеет свои плюсы:
- Во-первых, домашнее задание можно выполнять где и когда угодно: в кафе, в гостях у бабушки, на школьной перемене - лишь бы был доступ в Интернет. При этом не нужно носить с собой громоздкие учебники, которые, как правило, выпускаются в формате А4 и помещаются далеко не в каждую сумку.
- Во-вторых, единая компьютерная система позволяет проверять домашнее задание автоматически, чтобы не тратить драгоценное время урока на разбор чужих ошибок.
- В-третьих, предполагается, что использование электроники само по себе мотивирует учеников, ведь дети так любят смартфоны, планшеты и прочие гаджеты.
Однако у компьютеризации обучения есть и обратная сторона:
- Ещё 15-20 лет назад, когда компьютеры были не в каждом доме и уж тем более не в каждой школе, детей можно было привлечь и заинтересовать новыми технологиями. Сейчас едва ли получится этим кого-то удивить.
- Работа за компьютером создает избыточную нагрузку на глаза, а также неизбежно влияет на нашу психику. Конечно, было бы глупо призывать полностью отказаться от технических новшеств, но и злоупотреблять ими тоже не стоит, особенно, если речь идёт о детях. Ведь одна из самых распространённых проблем современного родителя - как оторвать ребёнка от компьютера и прочих гаджетов.
- При выполнении заданий на компьютере теряется один очень важный элемент активной языковой деятельности - это письмо. Когда мы собственной рукой записываем ответы в рабочей тетради, а потом перечитываем их, запоминание происходит гораздо глубже и эффективнее по сравнению с работой над безликим текстом на мониторе.
- Что касается проверки заданий, здесь тоже не всё однозначно. Конечно, когда школа гонится только за прибылью и собирает учеников с разным уровнем языка в одну группу, проверка домашнего задания (да и, собственно, весь процесс обучения) превращается в каторгу. Пока одни засыпают от скуки, другие чувствуют себя вечно отстающими и неспособными. Если же состав группы подобран правильно, совместная проверка домашнего задания помогает разобрать распространённые ошибки учеников и прояснить непонятные моменты.
Вывод:
Компьютер - очень полезная штука для изучения иностранных языков. Например, с его помощью можно смотреть передачи на английском языке или общаться с иностранцем, живущем в противоположной точке земного шара. Однако использовать его для ежедневных рутинных задач, вроде выполнения домашних заданий, абсолютно нецелесообразно. В этих случаях применение компьютера скорее тормозит процесс обучения, вместо того чтобы ускорять его.
«Задание Президента выполнено. Что нас ждет дальше?» С этого заявления начал брифинг и.о.министра образования Татарстана Фарис Харисов. Все 9 тысяч компьютеров, как это предусматривалось договором, поставлены в школы республики. Генеральный директор ОАО «ICL-KПО ВС» Виктор Дьячков сдержал свое обещание, данное журналистам на прошлом брифинге, и обнародовал стоимость данного проекта — 350 миллионов рублей.
Техническая сторона дела успешно завершена, но перед педагогами встают теперь проблемы иного порядка. Как рационально использовать полученную технику? Ввести во всех школах республики преподавание информатики? Да, конечно. Но только этим ограничиваться нельзя. Будущим поколениям придется жить в информационном обществе, и школа должна помочь им найти в нем достойное место — именно в контексте этой глобальной задачи рассматривает процесс информатизации системы образования Фарис Харисов.
И здесь очень важно обеспечить школы современными учебными пособиями и компьютерными программами. Что касается учебников, то средства на их издание и приобретение заложены отдельной строкой в республиканском бюджете. Видимо, такая же защищенная статья должна появиться и по поводу информационных программ.
О плюсах компьютеризации хорошо известно, но о том, с какими негативными моментами она связана, говорится обычно вскользь и второпях. А между тем вместе с Интернетом в школах появляются серьезные проблемы. Следует заметить, что возможности доступа к серьезным образовательным программам через «мировую паутину» весьма проблематичны, они, как правило, платные. А то, что доступно, часто оказывается просто информационным мусором или того хуже — недоброкачественной в моральном плане продукцией. Вряд ли учителя смогут контролировать все посещения Интернета своими подопечными, а запретный плод, как известно, сладок. Не случайно в некоторых арабских странах, Китае на посещение определенных сайтов введен законодательный запрет.
Техническая возможность блокировать нежелательные сайты есть — об этом рассказал журналистам Виктор Дьячков. Но, по его мнению, вряд ли этот путь эффективен. Во-первых, установка контролирующих фильтров опять же обойдется в копеечку, а во-вторых, методу ограничения лучше противопоставить метод увлечения. Если учащихся научить правильно ориентироваться в информационных потоках, они всегда смогут найти себе занятие по интересам. Но тут вновь возникают трудности. Современные компьютеры обладают такой мощностью, что могут хранить в своей памяти весь книжный фонд, скажем, Национальной библиотеки Татарстана. Однако компьютерного доступа туда и в другие библиотеки нет. Проекты по созданию информационных хранилищ никем не финансируются, и это, видимо, тоже должно стать предметом государственной заботы.
Не успев завершить один проект, фирма «ICL-KПО ВС» начинает второй. Как сообщил Виктор Дьячков, подана заявка на поставку компьютеров в Приволжский и Южный федеральные округа в рамках федеральной программы «Дети России». Последнее заседание тендерного комитета состоится 14 мая. И если казанцы выиграют тендер, а это проект стоимостью в 610 миллионов рублей, то Татарстан еще больше укрепит свои позиции на российском рынке производства и поставки компьютеров.
Москва рулит!
Конечно, плюсов больше — наши дети становятся образованней. В школах Москвы созданы все условия для учебы, да я бы вообще с золотой медалью закончил. Просто многие директора школ не знают, что с этим добром делать. Вроде стоят компьютеры, вроде проекторы везде установлены — к нам притензий нет. А нет-есть, как известно, бюджетные средства должны быть реализованны эффективно, поэтому предлагаю проверить все учебные заведения на качество использования имеющегося материално-технического обеспечения.