Обязанности оператора машинного доения в беларуси. Должностная инструкция оператора машинного доения

С заработной платы работников, устроенных по трудовому договору, работодатель обязан отчислять взносы на социальное страхование, немалую часть которых составляют платежи в ПФР. Индивидуальные предприниматели в отношении самих себя работодателями не являются, и как таковой зарплаты не получают. Однако от необходимости отчислять пенсионные взносы и взносы на медицинское страхование они не освобождены. В случае ИП речь будет идти об уплате так называемого фиксированного платежа , состоящего из постоянной части, которая устанавливается в виде определенной суммы на каждый год, и дополнительной - страхового взноса ИП – 1% свыше 300 000 рублей дохода, полученного в течение этого года.

В 2016 году постоянная часть фиксированного взноса ИП составляла 23 153,33 рублей, на 2017 год она установлена в размере 27 990,00 рублей. Данная сумма в свою очередь распределяется между бюджетами Пенсионного фонда и Фонда медицинского страхования. Если предприниматель в течение года получает доход более 300 000 рублей, то с суммы превышения он обязан заплатить дополнительный 1% в пользу ПФР. Взносы ИП с доходов более 300 000 рублей рассчитываются исходя из применяемой бизнесменом системы налогообложения.

ИП на УСН

Уплата ИП 1 процента в ПФР в рамках упрощенной системы налогообложения производится исходя из фактически полученных доходов. В данном случае не будет играть роли тот факт, что налоговая база на УСН-15% может быть уменьшена за счет понесенных расходов. В этой связи расчетная база для налога и для дополнительной части взноса может не совпадать, даже с учетом дельты в 300 000 рублей. Сумма, перечисляемая в ПФР - 1% для ИП всегда будет рассчитываться лишь с полученной в течение года выручки от покупателей или клиентов.

Пример 1

ИП Смирнов В.П., работающий в 2016 году на УСН-15% получил в течение года доходов на сумму 890 000 рублей, а также понес расходы в размере 345 000 рублей. Расходы документально подтверждены и могут быть учтены для расчета налога на УСН. Таким образом расчетная сумма налога составит:

(890 000,00 – 345 000,00) х 15% = 81 750,00 рублей

Общая сумма взноса в ПФР составит:

23 153,33 + (890 000,00 – 300 000,00) х 1% = 29053,33 рубля

ИП на ЕНВД или патенте

Если ИП является плательщиком единого налога на вмененный доход или работает на основе патента , то его реальный доход для расчета налога значения не имеет. В этом случае и дополнительный страховой взнос ИП - 1% свыше 300 000 рублей будет рассчитываться исходя из тех условных доходов, с которых рассчитывается налог. Для ЕНВД эта сумма определяется исходя из фиксированных коэффициентов базовой доходности для того или иного вида бизнеса, на патенте – согласно сумме дохода, потенциально возможного к получению в течение года по тому виду деятельности, на осуществление которого этот патент выдан.

Пример 2

ИП Иванова З.А., зарегистрированная в г. Москва, в течение 2016 года занималась деятельностью по предоставлению услуг парикмахерских и салонов красоты. В отношении данного направления бизнеса у нее был приобретен патент на все 12 месяцев года. Стоимость патента составила 54 000 рублей, размер потенциально возможного к получению дохода по данному виду деятельности на календарный год составил 900 000 рублей. Таким образом, общая сумма взноса в ПФР составит:

23 153,33 + (900 000,00 – 300 000,00) х 1% = 29153,33 рубля

Максимальная сумма дополнительного взноса в ПФР

При расчете платежа в ПФР взнос ИП с доходов более 300 000 имеет максимальное ограничение. Сумма общего отчисления взносов ИП не может быть выше 158 648,69 рублей в 2016 году и 191 790 рублей в 2017 году, соответственно. Эти лимиты включают как отчисления в ФОМС, так и основной и дополнительный платеж в ПФР.

Срок уплаты страховых взносов ИП 1% свыше 300 000 рублей

Для уплаты ИП 1% процента дополнительного взноса в ПФР отведены отдельные сроки. Если по основной части платежа бизнесмен обязан рассчитаться с Пенсионным фондом до конца расчетного года, то перечислить дополнительную часть он обязан в срок до 1 апреля года, следующего за расчетным.

Вернув в разумные рамки размер обязательных фиксированных страховых взносов (20 727 руб. 53 коп.), в нагрузку Индивидуальным Предпринимателям на УСН добавили однопроцентный платеж за превышение годового дохода (сверх 300 000 руб.).

По истечению налогового периода ИП, годовой доход которых превышает 300 000 рублей, к фиксированному платежу также доплачивает + 1% от доходов.

Если обобщить, то:
- 1% рассчитывается от разницы годового дохода и 300 000 руб.;
- оплачивается в Пенсионный фонд (именно в Пенсионный фонд, а не в ФФОМС);
- оплатить необходимо до 1 апреля 2015 года.

Если с этими вопросами всё более-менее понятно, то остается один столь очевидный и непонятный:
«Если этот 1% тоже страховой взнос, то это значит, что ИП на УСН (6%) без сотрудников имеет право уменьшить налог и за счет этого взноса»?

Так ли это? Ведь в Налоговом кодексе прописано «в фиксированном размере»:
"Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере ."

Относится ли 1% к «фиксированному размеру»?

По логике, страховые взносы с превышения 300 000 рублей не соответствуют понятию «фиксированный платеж», поскольку их размер меняется в зависимости от размера дохода каждого конкретного ИП. Однако чиновники считают, что в понятие «фиксированный платеж» включаются страховые взносы, уплачиваемые в размере 1 процента от суммы дохода ИП, превышающей 300 000 рублей (об этом Минфин в очередной раз сообщил в письме от 01.09.14 № 03-11-09/43709). Это значит, что налог можно уменьшать не только на сумму фиксированных платежей (20 727 руб. 53 коп.), но и на сумму, которая перечисляется в ПФР с превышения дохода в 300 000 рублей.

Вопросы уменьшения налога в зависимости от момента уплаты взносов затронуты в письме Минфина от 01.09.14 № 03-11-09/43709. Специалисты главного финансового ведомства пришли к следующим выводам:

Если страховые взносы в фиксированном размере и взносы в размере 1 процента перечисляются частями в течение 2014 года, то единый налог по УСН или ЕНВД можно уменьшать на уплаченные суммы за каждый квартал, без ограничения 50 процентов. Например, если ИП уплатит 1% взносов с суммы превышения дохода в июле, то этот платеж может быть учтен при расчете авансового платежа по УСН за 9 месяцев 2014 года.
Если дополнительный платеж будет перечислен в марте 2015 года (не позднее 1 апреля 2015 года), то данную сумму ИП сможет учесть в полном объеме при расчете авансового платежа по УСН или ЕНВД за I квартал 2015 года.

Обратите внимание! момент уплаты взносов влияет на порядок уменьшения налога. Суть в том, что авансовый платеж (налог) уменьшается на страховые взносы в фиксированном размере за тот период, в котором взносы фактически уплачены.

Цитата (ст. 346.21 НК РФ): 3.1. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:
1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Т.е. уменьшить налог по УСН 2014 года на сумму уплаченных взносов в 2015 году не получится. Если Вы оплатили 1% (за 2014 год) уже в начале 2015 года (а его можно было платить частями в течении года или успеть до конца 2014 года), то принять их в уменьшение при расчете налога (авансового платежа) можно будет лишь в 2015 году за I квартал.

Подытожим:
Может ли ИП при расчете налога учесть, в том числе, страховые взносы в размере 1% от дохода сверх 300 тыс. рублей?

На этот вопрос специалисты Минфина ответили утвердительно .
Единый «упрощенный» налог (или авансовый платеж по нему) за определенный отчетный период можно уменьшить на все уплаченные страховые взносы при условии, что взносы были фактически уплачены в данном отчетном периоде .

Письмо Минфина РФ от 01.09.2014 N 03-11-09/43709
«О порядке расчета суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, или единого налога на вмененный доход».


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 сентября 2014 г. N 03-11-09/43709

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения положений подпункта 3 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также пункта 2.1 статьи 346.32 Кодекса, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах в следующем порядке, установленном частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за, расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента (1%) от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период.

Индивидуальные предприниматели уплачивают фиксированные платежи единовременно за текущий календарный год в полном объеме, либо частями в течение года (часть 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).

Окончательная уплата страховых взносов с доходов, не превышающих 300000 руб., должна быть произведена не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с дохода, превышающего 300 000 руб., уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).

При этом страховые взносы в виде 1% от суммы превышения дохода индивидуальные предприниматели могут уплачивать с момента превышения дохода в течение текущего года (пункт 2 части 1.1 статьи 14, часть 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).

Кроме того, исходя из части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, под фиксированным размером страховых взносов понимается вся сумма, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, за расчетный период с учетом его дохода. Следовательно, в понятие "фиксированный платеж" также включаются страховые взносы, уплачиваемые в размере 1% от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающей 300 000 руб.

Порядок уменьшения индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен соответствующими положениями Кодекса:

1) Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

2) Индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, исходя из пункта 2.1 статьи 346.32 Кодекса, уменьшают сумму единого налога на вмененный доход, исчисленную за налоговый период, на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Указанные налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

Соответственно, при расчете суммы налога, уплачиваемой в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, или единого налога на вмененный доход, необходимо учитывать следующее.

1. С 1 января 2014 года сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, или единого налога на вмененный доход, может быть уменьшена индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не только на сумму уплаченного фиксированного платежа, но и на сумму страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300000 руб.

2. В случае уплаты страховых взносов в фиксированном размере и суммы страховых взносов, рассчитываемой в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб., частями в течение налогового (отчетного) периода, сумма налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или единого налога на вмененный доход, может быть уменьшена индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за каждый налоговый (отчетный) период на уплаченную часть фиксированного платежа, в том числе на уплаченную часть платежа по ставке в размере 1% с дохода, превышающего 300 000 руб., без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

3. Если индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплатят за 2014 год страховые взносы, исчисленные в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб., в марте 2015 года (не позднее 1 апреля 2015 года), то данную сумму страховых взносов индивидуальные предприниматели смогут учесть при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или единого налога на вмененный доход, за соответствующий отчетный (налоговый) период 2015 года, без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

4. Возможность уменьшения суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на сумму страховых взносов, уплаченных в фиксированном размере, включая сумму страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превысившей 300000 руб., пунктом статьи 346.32 Кодекса не предусмотрена.

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели, осуществляющие в I квартале 2015 года выплаты и вознаграждения физическим лицам, при расчете суммы единого налога на вмененный доход за I квартал 2015 года, не вправе учитывать сумму страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превысившей 300 000 руб. по итогам 2014 года, и уплаченную в данном квартале (в I квартале 2015 года).

Доброго времени суток, Павел!

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (далее - индивидуальные предприниматели), в силу п. 2 ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» признаются плательщиками страховых взносов:

  • в Пенсионный фонд РФ - на обязательное пенсионное страхование;
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - на обязательное медицинское страхование.

Указанные лица в текущем году продолжают уплачивать страховые взносы в указанные государственные внебюджетные фонды в фиксированных размерах (ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

С 1 января для индивидуальных предпринимателей изменены правила определения фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.

Законодатель при этом использовал дифференцированный подход в зависимости от полученного ими дохода от предпринимательской деятельности, установив пороговый уровень в сумме 300000 руб. (пп. «а» п. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 237-ФЗ).

Размер страхового взноса, перечисляемого в ПФР самозанятыми гражданами за себя, согласно ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ определяется в зависимости от того, превысила ли величина доходов указанную пороговую сумму.

Если доходы плательщика взносов за расчетный период не превышают 300 000 руб., то в ПФР необходимо перечислить фиксированный платеж. И определяется он как увеличенное в 12 раз произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы (на 1 января 2015 г.), и тарифа страховых взносов в ПФР, приведенного в п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, - 26% (п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

Следовательно, исчисление страховых взносов осуществляется с использованием следующего выражения:

СВ ПФР = МРОТ х 26%х12.

Федеральным законом от 01.12.2014 N 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 г. увеличен до 5965 руб.

Таким образом, при непревышении суммы полученных доходов за год 300 000 руб. индивидуальный предприниматель должен будет уплатить в ПФР за 2015 г. 18610,80 руб. (5965 x 26% x 12).

Если же доходы плательщика взносов за расчетный период превысят приведенную пороговую величину, то в ПФР необходимо будет перечислить совокупность указанного фиксированного платежа и 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. (далее - постоянная и переменная составляющие фиксированного размера) (п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

Исходя из этого индивидуальный предприниматель при исчислении страховых взносов может воспользоваться следующим выражением:

СВ ПФР = МРОТ х 26% х 12 + (А руб. - 300 000 руб.) х 1%,

где А руб. - доход индивидуального предпринимателя за календарный год.

Размер дохода индивидуального предпринимателя в силу введенной ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ определяется по нормам Налогового кодекса РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который он применяет:

  • при общей системе налогообложения это ст. 227 НК РФ;
  • при системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) - п. 1 ст. 346.5 НК РФ;
  • при упрощенной системе налогообложения - ст. 346.15 НК РФ;
  • при уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - ст. 346.29 НК РФ;
  • при патентной системе налогообложения - ст. ст. 346.47 и 346.51 НК РФ.

Как видим, при использовании общей системы налогообложения, ЕСХН и УСН при расчете страховых взносов используется сумма фактически полученных доходов.

При уплате же ЕНВД доходом является вмененный доход налогоплательщика.

Его величина рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Поскольку налоговым периодом при использовании ЕНВД является квартал (ст. 346.30 НК РФ), то величина дохода за год в целях исчисления страховых взносов будет равна совокупности сумм вмененных доходов налогоплательщика за первый, второй, третий и четвертый кварталы календарного года.

При применении патентной системы налогообложения доходом в целях исчисления страховых взносов признается потенциально возможный к получению годовой доход по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ.

Если предпринимателем применяется несколько режимов налогообложения, то величина дохода от деятельности, используемая в целях исчисления страховых взносов, определяется их совокупностью (п. 6 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

Напомним, что до начала 2014 года фиксированный размер пенсионных взносов, перечисляемых предпринимателями, адвокатами и нотариусами, определялся исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа.

Данная сумма не менялась в зависимости от величины полученного дохода.

Поэтому за 2013 г. индивидуальным предпринимателям надлежало перечислить в Федеральное казначейство на счет Пенсионного фонда РФ 32 479,20 руб. (5205 руб. x 26% x 12 x 2), где 5205 руб. - величина МРОТ на 1 января 2013 г.

Общая сумма страховых взносов в ПФР, перечисляемых предпринимателем, доход которого превышает 300 000 руб., ограничена предельной величиной.

Она рассчитывается исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного МРОТ, установленного на начало года, за который уплачиваются взносы, и тарифа, предусмотренного все тем же п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ:

СВ ПФР МАКС = МРОТ х 26% х 12 х 8

Таким образом, максимальная сумма страховых взносов, которую, возможно, придется уплатить предпринимателям в ПФР в 2015 г., составит 148886,40 руб. (5965 руб. x 26% x 12 x 8).

Работодатель же, применяющий общие тарифы страховых взносов в 2015 г. 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов и 10% с доходов, превышающих предельную величину базы (предельная величина базы для исчисления страховых взносов в 2015 г. установлена в сумме 670 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 04.12..2014 N 1316)), будет обязан уплатить в ПФР кроме страховых взносов за себя, страховые взносы за наемных сотрудников.

По общему правилу в 2013 – 2016 годах взносы нужно начислять на выплаты и вознаграждения до тех пор, пока размер таких выплат (вознаграждений), рассчитанный нарастающим итогом с начала года в отношении каждого застрахованного лица, не превысит предельную величину.

Сумма, превышающая предельный размер базы для начисления взносов облагается страховыми взносами в ПФ РФ.

Уплата

Фиксированный платеж, как и ранее, необходимо перечислить не позднее 31 декабря текущего расчетного периода (ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Сумму взносов на собственное обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа предприниматели могут перечислить в ПФР либо единовременно, либо несколькими платежами в течение года (ежеквартально или раз в месяц). В любом из выбранных способов страхователь должен перечислить взносы полностью до 31 декабря текущего года.

Отметим, что начиная с расчетного периода 2014 г. согласно введенной ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2013 N 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения») уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется единым расчетным документом, направляемым в Пенсионный фонд РФ на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации, предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии.

При этом никаких исключений для индивидуальных предпринимателей законодатель не установил.

Следовательно, всем самозанятым гражданам, которые весь календарный год занимались предпринимательской деятельностью или частной практикой, необходимо будет не позднее 31 декабря 2015 г. перечислить в ПФР 18610,80 руб., указав в платежном поручении (платежных поручениях) КБК, относящийся к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, 392 1 02 02 140 06 1000 160 (утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н).

Сумма же страховых взносов, исчисленная с дохода, превышающего 300 000 руб., согласно введенному второму предложению ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ (п. 2 ст. 2 Закона N 237-ФЗ) подлежит уплате не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Страховые взносы, исчисленные с суммы превышения, в соответствии с опять же введенным п. 2.3 ст. 22 Закона N 167-ФЗ направляются на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размерах, которые определяются пропорционально тарифам, установленным п. 2.1 ст. 22 Закона N 167-ФЗ (ст. 1 Закона N 237-ФЗ).

Эти же тарифы страховых взносов предписываются для использования при распределении страхового взноса в фиксированном размере (п. 2.2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ).

Если индивидуальный предприниматель не уплатит страховые взносы или перечислит их позже указанных сроков 31 декабря и 1 апреля, то пенсионщики начислят ему пени на сумму недоимки (ч. 1 ст. 25 Закона N 212-ФЗ). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки платежа. Отсчет количества дней просрочки начинается со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, до дня исполнения обязательства по уплате взносов. Пени рассчитываются в процентах от суммы, не уплаченной в положенный срок. Процентная ставка составляет 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в этот период (ч. 3, 5, 6 ст. 25 Закона N 212-ФЗ). Неуплата или неполная уплата суммы страховых взносов может повлечь за собой наложение штрафных санкций в размере 20% от неуплаченной суммы (ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ). В случае же наличия доказательств умышленной неуплаты взносов предпринимателем размер штрафа возрастает до 40% от неуплаченной суммы (ч. 2 ст. 47 Закона N 212-ФЗ).

Примечание. Задолженность по страховым взносам в виде сумм недоимки, пеней и штрафов с предпринимателя может быть взыскана за счет денежных средств на счетах в банках и иного его имущества (ст. ст. 19, 20 Закона N 212-ФЗ).

Обязав страхователей перечислять страховые взносы в ПФР единым расчетным документом, законодатель упомянутым Законом N 351-ФЗ расширил обязанности страховщика, которым являются Пенсионный фонд РФ и его территориальные отделения. Вводимыми в п. 2 ст. 13 Закона N 167-ФЗ абз. 23 и 24 (п. 1 ст. 3 Закона N 351-ФЗ) он возложил на него дополнительно:

  • определение суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии);
  • учет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступивших на счет ПФР в последние три месяца отчетного периода, необходимых для расчета сумм уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за этот период.

Помощь фискалов

Фискалы должны направить в органы ПФР сведения о доходах от предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за календарный год не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы продолжают направлять пенсионщикам сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца. Данные о доходах индивидуальных предпринимателей из налоговых деклараций, представленных после срока их подачи, как видим, все-таки поступят в ПФР. Сведения о доходе за календарный год индивидуальных предпринимателей, которые применяют «вмененку», налоговики получат из четырех представленных налоговых деклараций по ЕНВД за первый, второй, третий и четвертый кварталы календарного года. Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляют (ст. 346.52 НК РФ). Но она и не потребуется для фискалов, чтобы сообщить пенсионщикам данные о потенциально возможном к получению годовом доходе по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленному законом субъекта РФ. При неподаче же предпринимателем налоговой отчетности в инспекцию ФНС России до окончания следующего расчетного периода налоговики в передаваемой информации укажут отсутствие сведений о его доходах. Наличие такой информации позволяет территориальному отделению ПФР взыскать с индивидуального предпринимателя страховые взносы за соответствующий расчетный период в фиксированном размере. Данный фиксированный размер определяется исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного размера МРОТ и страхового тарифа. А эта величина равна предельной сумме страховых взносов: Исходя из этого с плательщика будет взыскано 148886,40 руб. независимо от фактического размера его доходов в расчетном периоде.

Примечание. Территориальные отделения ПФР сопоставят величину поступивших от предпринимателей и иных самозанятых лиц платежей с размером их дохода. Информацию о доходах в ПФР будут передавать налоговые органы. Это касается как сведений, содержащихся в налоговых декларациях указанных лиц, так и данных, выявленных в рамках мероприятий налогового контроля. Соответствующие обязанности налоговиков предусмотрены новыми ч. 9 и 10 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.

Налоговые органы направляют пенсионщикам данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, повлекших занижение доходов от деятельности. Указанные данные передаются в течение пяти дней после вступления в силу решения налогового органа о привлечении соответствующего налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Сведения о доходах от деятельности рассматриваемых налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений, переданные фискалами пенсионщикам, позволяют последним (ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ):

  • направить требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
  • провести взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 212-ФЗ признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок эти неуплаченные суммы. Требование направляется предпринимателю территориальным отделением ПФР в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. В свою очередь, предприниматель должен исполнить его в течение 10 календарных дней с момента получения, если в требовании не указан более длительный срок для уплаты (ч. 2, 5 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).

Страховой взнос в ФФОМС

Алгоритм расчета фиксированного размера страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию для самозанятых граждан в текущем году не изменился. Он по-прежнему определяется как произведение двенадцатикратного МРОТ и тарифа страховых взносов в ФФОМС, приведенного в п. 3 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ (5,1%) (ч. 1.2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ):

СВ ФФОМС = МРОТ х 5,1% х 12

Следовательно, в 2015 г. индивидуальным предпринимателям надлежит уплатить в ФФОМС 3650,58 руб. (5965 руб. x 5,1% x 12). Его увеличение по сравнению с прошлым годом происходит за счет возрастания МРОТ. Уплатить указанную сумму в Федеральное казначейство на счет ФФОМС предприниматель должен не позднее 31 декабря текущего года. При перечислении им в платежном поручении указывается КБК 392 1 02 02 101 08 1011 160. Следовательно, индивидуальному предпринимателю, у которого доход за 2015 г. не превысит 300 000 руб., необходимо будет уплатить в государственные внебюджетные фонды 22261,38 руб. (18610,80 + 3650,58), максимальная же совокупность рассматриваемых платежей достигает 152536,98 руб. (148886,40 + 3650,58).

Особенности исчисления при расчетном периоде меньше календарного года

Не исключено, что физическое лицо будет зарегистрировано как индивидуальный предприниматель не с начала календарного года. Предприниматель же, в свою очередь, может завершить свою предпринимательскую деятельность, не дожидаясь окончания календарного года. В первом случае для него расчетным периодом по страховым взносам будет период со дня регистрации до окончания данного календарного года, во втором - период с начала этого календарного года до дня прекращения регистрации. Для обоих случаев законодателем установлены алгоритмы определения величины страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды. Если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, в силу ч. 3 ст. 14 Закона N 212-ФЗ определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. Календарным же месяцем начала деятельности согласно ч. 4 ст. 14 Закона N 212-ФЗ признается:

  • для индивидуального предпринимателя - календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
  • для адвоката - календарный месяц, в котором ему выдано удостоверение адвоката;
  • для нотариуса, занимающегося частной практикой, - календарный месяц, в котором он наделен полномочиями нотариуса.

Исходя из этого для расчета страховых взносов (СВ) для случая, когда деятельность осуществляется не с начала года, можно воспользоваться следующим выражением:

СВ = ФРСВ: 12 х (n1 + n2: n3);

где ФРСВ - фиксированный размер страховых взносов; - количество полных календарных месяцев с начала деятельности самозанятого лица до конца года; - количество календарных дней неполного месяца, в течение которых лицо осуществляло свою деятельность (отсчет ведется начиная со дня, следующего после даты государственной регистрации предпринимателя, даты выдачи удостоверения адвоката или даты наделения полномочиями нотариуса); - общее количество календарных дней неполного месяца. Если же плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором:

  • утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • прекращен либо приостановлен статус адвоката;
  • прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой.

За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно (ч. 4.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ). Приведенное выше выражение можно использовать и в этом случае, при условии что: под понимается количество полных календарных месяцев с начала года до окончания деятельности самозанятого лица; - количество календарных дней неполного месяца, в течение которых самозанятое лицо осуществляло деятельность по дату государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности включительно; - общее количество календарных дней неполного месяца.

В текущем году, как было показано выше, сумма страховых взносов в ПФР рассчитывается не только на основе установленного законодательством минимального размера оплаты труда и страхового тарифа, но и зависит в том числе от размера дохода, полученного соответствующим лицом за расчетный период. Изменив порядок расчета сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и продолжив применение ранее используемого понятия «фиксированный размер», законодатель создал неоднозначность в определении подлежащей уплате суммы страховых взносов в ПФР в случаях, когда предприниматель осуществлял свою деятельность менее календарного года. Из дословного прочтения п. 2 ч. 1.1 и ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ следует, что под фиксированным размером страховых взносов понимается вся сумма, подлежащая уплате самозанятым лицом за расчетный период с учетом его дохода. И именно ее надлежит разделить пропорционально количеству проработанных календарных месяцев и календарных дней в неполном месяце.

Пример 2. Индивидуальный предприниматель в июле 2015г. прекращает свою предпринимательскую деятельность. Запись в ЕГРИП о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя произведена 22-го числа. Его доход за этот период составил 356 000 руб. Вариант 1. Если бы предприниматель занимался предпринимательской деятельностью весь календарный год, то с таким показателем дохода фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него составил 19170,80 руб. (18610,80 руб. + (356 000 руб. - 300 000 руб.) x 1%). Последовав дословному прочтению норм п. 2 ч. 1.1 и ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, в качестве сомножителя пропорции предприниматель взял эту сумму. Значение же числителя пропорции определяет количество полных месяцев работы предпринимателя 6 (с января по июнь) и количество календарных дней работы в месяце, в котором предприниматель прекратил деятельность, 22 (с 1 по 22 июля). С учетом этого фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате им за расчетный период 2015 г., который необходимо уплатить в ПФР на финансирование страховой части, - 10 719,67 руб. (19 170,80 руб. : 12 мес. x (6 мес. + 22 дн. : 31 дн/мес.)). Фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате в ФФОМС, - 2041,28 руб. (3650,58 руб. : 12 мес. x (6 мес. + 22 дн. : 31 дн/мес.)). Всего же индивидуальному предпринимателю надлежит уплатить 12760,95 руб. (10719,67 + 2041,28).

Работники ПФР с таким вариантом прочтения норм п. 2 ч. 1.1 и ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ вряд ли согласятся. Ведь слагаемое в фиксированном размере страхового взноса, исчисляемого с суммы, превышающей 300 000 руб., не зависит от продолжительности ведения предпринимательской деятельности.

Окончание примера 2. Вариант 2. При определении фиксированного размера страховых взносов в ПФР предприниматель в качестве сомножителя пропорции использует лишь постоянную составляющую фиксированного размера страховых взносов за год - 18610,80 руб. Это дает 10406,54 руб. (18610,80 руб/мес. : 12 x (6 мес. + 22 дн. : 31 дн/мес.)). Переменная же составляющая фиксированного размера страховых взносов за год, 560 руб. ((356 000 руб. - 300 000 руб.) x 1%), учитывается целиком. Следовательно, фиксированный размер страховых взносов за период ведения предпринимательской деятельности в 2015 г., представляемый в виде совокупности приведенных выше сумм, - 10 966,54 руб. (10406,54 + 560). К нему добавляется фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате в ФФОМС, - 2041,28 руб. И их предпринимателю необходимо перечислить в Федеральное казначейство на счета ПФР и ФФОМС не позднее 5 августа 2015 г.

Отметим, что первый вариант расчета фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при не полностью отработанном в предпринимательстве календарном годе, на наш взгляд, должен применяться предпринимателями, применяющими ЕНВД и патентную систему налогообложения. Ведь в качестве дохода, используемого при исчислении страховых взносов, им надлежит взять не фактическую сумму полученного дохода за время предпринимательства, а величину вмененного дохода в первом случае и потенциально возможный к получению годовой доход по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ, - во втором.


Добровольная уплата взносов в ФСС РФ

У индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, в силу ч. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ отсутствует обязанность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в бюджет ФСС РФ (ч. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ). Но они в таком случае не имеют права и на получение страхового обеспечения по указанному виду социального страхования (ст. 1.4, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Рассматриваемое страховое обеспечение самозанятым лицам выплачивается, только если они добровольно вступили в отношения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страхование на случай нетрудоспособности) и, соответственно, уплачивают страховые взносы в ФСС РФ. Пособия при наступлении страхового случая им выплачиваются, только если ими уплачены страховые взносы в указанный государственный внебюджетный фонд за предыдущий календарный год (п. п. 3, 4 ст. 2, п. 6 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ). Добровольное участие предпринимателя в обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности выражается в обязанности уплаты страховых взносов в бюджет ФСС РФ в фиксированном размере. Рассчитываются они исходя из стоимости страхового года по правилам, которые установлены п. 3 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ. Данный порядок аналогичен тому, который используют самозанятые лица при исчислении страховых взносов в бюджет ФФОМС: , где - тариф страховых взносов в бюджет ФСС РФ. Тариф страховых взносов в ФСС РФ в п. 3 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ не указан, в нем лишь сделана общая отсылка к Закону N 212-ФЗ. Поскольку самозанятые лица перечисляют взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, используя тарифы, приведенные в п. п. 1 и 3 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, то логично предположить, что тариф для уплаты взносов в ФСС РФ, приведенный в п. 2 этой части (2,9%), и следует применять индивидуальным предпринимателям при добровольном их участии в этом виде обязательного страхования. Исходя из этого, индивидуальный предприниматель, вступивший добровольно в отношения по рассматриваемому виду обязательного социального страхования, в 2015 г. должен перечислить в бюджет ФСС РФ 2075,82 руб. (5965 руб. x 2,9% x 12). Порядок уплаты самозанятыми лицами, добровольно вступившими в отношения по страхованию на случай нетрудоспособности, регулируется ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ и Правилами уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 790, далее - Правила уплаты). Данный порядок во многом схож с процедурой уплаты самозанятыми лицами страховых взносов в бюджеты ПФР и ФФОМС. Страховые взносы перечисляются на счета территориального органа ФСС РФ одним из следующих способов (п. 5 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ, п. 5 Правил уплаты): путем безналичных расчетов, наличными деньгами через банк, почтовым переводом. Перечислить их в бюджет ФСС РФ можно как частями, так и единовременно (п. 4 Правил уплаты), последний день уплаты - 31 декабря текущего года. Независимо от того, в каком месяце года предприниматель вступил в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай нетрудоспособности, страховые взносы в бюджет ФСС РФ ему необходимо уплатить в полной сумме. Ни Закон N 255-ФЗ, ни Правила уплаты не содержат норм об исчислении и уплате страховых взносов с учетом периода, в течение которого он фактически состоял в отношениях по рассматриваемому виду страхования в текущем году.

Примечание. Только полная уплата страховых взносов за текущий год дает самозанятому лицу право получать с начала следующего года при наступлении страхового случая страховое обеспечение.

Если в установленный срок предприниматель не уплатит страховые взносы, территориальное отделение ФСС РФ принудительно взыскивать их не будет, не будут на неуплаченную сумму начисляться пени, не взыскивается и штраф. Но имевшиеся между предпринимателем и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай нетрудоспособности считаются прекратившимися, и он с 1 января следующего года лишается возможности получать страховое обеспечение (п. 7 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ, п. 7 Правил уплаты). При частичной уплате страховых взносов в течение года правоотношения по страхованию также прекращаются с 1 января следующего года, уплаченная же в бюджет ФСС РФ сумма подлежит возврату (п. 8 Правил уплаты). Предприниматели при добровольном участии в рассматриваемом обязательном социальном страховании обязаны по итогам календарного года представлять в территориальный орган ФСС РФ отчет (расчет), представляемый лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма 4а-ФСС РФ) (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.10.2009 N 847н). Подать этот отчет необходимо в срок не позднее 15 января года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 4 Порядка и сроков представления отчета (расчета) лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма 4а-ФСС РФ), приведенного в Приложении N 2 к упомянутому Приказу N 847н).

Как уменьшить сумму налога (авансового платежа) при УСН и ЕНВД на страховые взносы в виде фиксированных платежей, уплачиваемых ИП за себя.

Индивидуальные предприниматели - «упрощенцы» и «вмененщики», которые не имеют наемных работников (далее - самозанятые ИП), уменьшают авансовые платежи и налог только на сумму страховых взносов в ПФР и ФФОМС (абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21; 346.42 НК РФ). Эти взносы они исчисляют на свое страхование и уплачивают в фиксированном размере (фиксированные платежи) (ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

Примечание Индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иные вознаграждений, являются ИП, не имеющие работников и не выплачивающие вознаграждений физическим лицам, вне зависимости от факта регистрации в органах ПФР в качестве работодателей (Письмо Минфина России от 21.05.2013 N 03-11-11/17926).

Сумма страховых взносов в ПФР, рассчитанная в части превышения 300 000 руб. годового дохода, не совсем точно соответствует понятию «фиксированный размер».

В связи с этим возможны сложности при уменьшении ЕНВД и УСН на указанные суммы. Сумма страховых взносов, рассчитываемая исходя из 1% от дохода ИП, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период, прямо не названа в Законе N 212-ФЗ как «в фиксированном размере».

Тем не менее из ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ можно сделать косвенный вывод, что это все же фиксированные платежи. Данный факт подтвердили чиновники в Письмах ФНС России от 16.01.2015 N ГД-4-3/330@ (вместе с Письмом Минфина России от 29.12.2014 N 03-11-09/68180) и от 12.09.2014 N ГД-4-3/18435@ (вместе с Письмом Минфина России от 01.09.2014 N 03-11-09/43709), Минфина России от 28.01.2015 N 03-11-11/2894, от 12.05.2014 N 03-11-11/22095, от 18.04.2014 N 03-11-11/18080, от 07.04.2014 N 03-11-11/15344, от 28.03.2014 N 03-11-11/13842, от 21.02.2014 N 03-11-11/7514, от 21.02.2014 N 03-11-11/7511.

Так что предприниматели, применяющие ЕНВД или УСН с объектом налогообложения «доходы», не производящие выплат физическим лицам, могут смело уменьшать налог на обязательные страховые взносы, рассчитываемые исходя из 1% от дохода.

Отметим, что индивидуальные предприниматели, в том числе «упрощенцы» и «вмененщики», должны уплачивать фиксированные платежи на свое страхование независимо от наличия или отсутствия у них наемных работников (ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ). Поэтому, если у предпринимателя есть работники, он может включить платежи за свое страхование в общий состав вычета (пп. 1, абз. 5 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Заметим, что на сумму фиксированных платежей уменьшаются авансовые платежи (налог) при УСН даже в случае совмещения предпринимателем ЕНВД и УСН. При этом, если предприниматель использует труд наемных работников только во «вмененной» деятельности, он может уменьшить «упрощенный» налог на фиксированный платеж без ограничений (Письма Минфина России от 03.04.2013 N 03-11-11/130, от 02.04.2013 N 03-11-09/10547 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 29.05.2013 N ЕД-4-3/9779@)). Если же у предпринимателя, который совмещает УСН и ЕНВД, нет наемных работников, такой налогоплательщик вправе по своему выбору уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН или ЕНВД, на всю сумму уплаченных страховых взносов без ограничения (Письмо Минфина России от 26.05.2014 N 03-11-11/24975). В случае если предприниматель совмещает УСН и ПСН и у него отсутствуют наемные работники, «упрощенный» налог такой предприниматель также вправе уменьшить на всю сумму фиксированных платежей (Письма Минфина России от 10.02.2014 N 03-11-09/5130 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 28.02.2014 N ГД-4-3/3512), от 23.08.2013 N 03-11-06/2/34685). То есть распределять взносы между спецрежимами, например, пропорционально доле доходов не нужно. Важно помнить, что взносы, уплаченные предпринимателями в ФСС в связи с добровольным участием в обязательном пенсионном страховании и в обязательном страховании на случай ВНиМ, не уменьшают сумму налога и авансовых платежей. Полагаем, что такие выводы следуют из абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, согласно которым эти взносы уменьшают авансовый платеж (налог) только в части, которая уплачена исходя из их фиксированного размера. В то же время взносы в связи с добровольным участием в ОПС - это разница между перечисленными взносами и их фиксированными размерами (пп. 3 п. 1 ст. 29 Закона N 167-ФЗ). А взносы в связи с добровольным участием в обязательном страховании на случай ВНиМ рассчитываются и уплачиваются исходя из стоимости страхового года, а не в фиксированном размере (ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ). Аналогичного мнения о неправомерности уменьшения налога при УСН на сумму страховых взносов, уплаченных в связи с добровольным участием в отношениях по обязательному пенсионному страхованию, придерживается и Минфин России (Письмо от 11.10.2013 N 03-11-11/42578).

Как только не пытаются чиновники помочь бизнесу… Особенно это им удается на стадии открытия и запуска… Самым больным местом для большинства вновь открываемых бизнесов, прежде всего ИП, уже давно стали страховые взносы. Люди стремятся заниматься бизнесом легально и надеются, что они будут платить налоги с результата, причём не с дохода, а с прибыли. Однако действующее законодательство создало совершенно иные условия — даже если ИП ведет сезонные работы, выполняет редкие заказы, либо временно, вообще, ничего не делает в течение года, то он всё равно должен платить. Платить страховые взносы. И это многими рассматривается как несправедливое бремя для тех, кто не вёл деятельность, кто уже вышел на пенсию и т.д. А также для тех, кто платит 1 процент в Пенсионный Фонд — таким бизнесам тоже не сладко, ведь платить 1 процент в Пенсионный Фонд с доходов просто разорительно.

Не важно даже какие экономические условия в стране, санкции, антисанкции, при любых условиях схема взимания сборов тяжела для уплаты и сложно понимаема. Если с налогами всё ясно, то куда идут повышенные отчисления ИП в виде 1 процент в Пенсионный Фонд? На шикарнейшую пенсию ИП в старости? Нет же. И среди законодательных инициатив, по итогам неспокойного 2015 года, нашелся законопроект, подставивший под сомнение смысл применяемой ныне схеме. К слову, никто никогда не вспоминает авторов тех законов, которые считали, считали, но просчитались, то один миллион ИП в считанные месяцы исчез, то ожидаемая собираемость взнсов оказалось неожиданно не собираемой. Никто их не вспоминает. Как они считали, на что надеялись? Может, действительно, это происки консультантов американских консалтинговых корпораций, которые внедрены в федеральные ведомства?

Надо признать, что здравый смысл у кого-то есть, и итоги всё же анализируются. Так, в новом законопроекте от Минтруда (!) 1 процент в Пенсионный Фонд предложено отменить. Причина проста — по данным ведомства 1 процент собирают крайне мало, а работы по его сбору крайне много, в целом, получается имитация бурной деятельности. Как прекрасно знают все ИП и бухгалтера, 1 процент в Пенсионный Фонд начисляется тем, чей доход превысил 300 тыс. руб в год. Доход. 300 тыс руб. в год. Любая сумма дохода, превышающая этот порог, облагается 1 процентом в Пенсионный Фонд. Но Минтруд предложил вовсе не огульно облегчить бремя взносов малого бизнеса и дать ему развиться в условиях пакостей от зарубежных врагов, нет. Ведомство предложило кардинально изменить всю схему исчисления взносов.

Вместо 1 процента в Пенсионный Фонд и, вообще, прежней схемы с фиксированной частю взносов в ПФР, Минтруд предложило создать постоянную часть взноса, которая рассчитывается как МРОТ, умноженный на ставку взноса в Пенсионный фонд, умноженный на 12 («исходя из одного МРОТ»). Ну и чтобы определить будущее, то ведомство предложило ежегодную повышающую индексацию — в 2017 году применять к ней коэффициент 1,2, а к 2021 году довести до 2.0. Как помнят бухгалтера, эксперты, и не только, попытка привязать к 2 МРОТ страховые взносы ИП уже делалась, и картина была печальной — граждане массово отказывались от статуса ИП. Новые ли это грабли?..

ПФР, как известно, не один претендует на взносы ИП. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование (ОМС) для ИП Минтруд предложил сделать равным тарифу взноса на ОМС, уплачиваемого из бюджета за неработающих граждан. То есть схема взносов предлагается просто кардинально новая, ведь взносы ИП в ФФОМС в случае принятия законопроекта также изменятся.

Ну и напоследок… есть больная тема в больной теме. Это уменьшение налоги на уплаченные взносы. Этой теме много лет, и боли за этой темой ну очень много стоит, кто ошибался, тот, как говорится, поймёт. Всё сделано для того, чтобы не поощрять малый бизнес, а чтобы максимально больше получить взносов и налогов. Так, вот, применительно к теме про 1 процент в Пенсионный Фонд — новая схема не предусматривает уменьшение налога на взносы! В настоящем виде законопроекта нет понятия взносов в «фиксированном размере», а именно это понятие все так мучительно ждали в Налоговом Кодексе, и которое там в конце концов появилось. Но не прошло и года, как говорится, и опять… те же яйца, только в профиль?

Один процент в Пенсионный фонд для ИП - это размер отчислений, уплачиваемых ИП за себя сверх фиксированного взноса при превышении общей суммы дохода за год, равной 300 000 рублей. В статье описаны порядок и особенности уплаты этого взноса.

Индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать взносы «за себя» в Пенсионный фонд РФ в счет будущих выплат государственного содержания по старости (по достижении определенного законом пенсионного возраста). Эти выплаты являются фиксированными и установлены в ст. 430 НК РФ .

Кроме того, если доход предпринимателя за отчетный период (календарный год) превышает сумму в 300 000 рублей, гражданин обязан дополнительного заплатить 1 % в Пенсионный фонд. Для ИП эта обязанность установлена той же нормой НК РФ.

Обязательность взносов

Фиксированные взносы в фонды (в том числе в ПФ РФ) не зависят от размера поступлений индивидуального предпринимателя. Не имеет значения также:

  • осуществляет ли предприниматель приносящую доход деятельность или нет;
  • какую систему налогообложения он выбрал;
  • есть или нет у него наемных работников.

И если доход превышает 300 000 рублей, уплата ИП 1 процента в ПФР также является обязательной.

Сроки и порядок уплаты

По действующему законодательству, страховые взносы ИП 1 % свыше 300 000 рублей уплачиваются до 1 июня года, следующего за отчетным. Оплата производится в ФНС РФ, так как администрированием данных перечислений теперь занимается налоговая. Реквизиты можно узнать на сайте ИФНС или обратившись лично. Они отличаются в зависимости от региона. Код бюджетной классификации единый — 182 102 02140 06 1110 160.

Процент берется с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей. При этом в обязательном порядке необходимо уплатить основную сумму фиксированного платежа, который на 2019 год составляет 25 545 рублей.

Следует учесть, что действующее законодательство предусматривает максимальную сумму отчислений на пенсионное страхование. Размер отчислений не может быть больше восьмикратного размера установленных в законе на соответствующий год обязательных фиксированных платежей. Таким образом, в текущем году максимальный размер платежей не может превышать в любом случае 26 545 × 8 = 212 360 рублей.

База для исчисления рассчитывается с учетом выбранной системы налогообложения. Так, например, если предприниматель на УСН учитывает реально полученный доход, то на ЕНВД и ПСН — условный, определяемый для расчета налога.

Администрирование платежей передано в ФНС, о чем нельзя забывать. Однако контроль за отчислениями за периоды до 01.01.2017 осуществляет ПФ РФ по правилам, действовавшим на тот момент. Отчисления производятся до момента снятия соответствующего статуса. Если деятельность фактически прекращена, но не подано соответствующее заявление в налоговую, от перечисления платежей ИП не освобождается.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: