Программа для удаления шумов с микрофона. Шумная борьба за оригинал: удаление помех с аудиозаписей

Шум в аудиозаписи может иметь различную природу, а точнее сказать, источники происхождения. Иногда случается так, что пение, голосовое сообщение, изготовленная собственноручно аудиокнига, подкаст, записанный онлайн, звуки музыкального инструмента на треке сопровождаются щелчками, потрескиванием, гулом, зумерящими призвуками. Стоит ли говорить, как все эти помехи омрачают впечатление о звуковой дорожке.

А бывает и так, что на полке хранится аудиоархив на бобинах, пластинках, аудиокассетах. И владельцу хочется его отреставрировать - оцифровать в формат mp3 или wave и улучшить качество аудиозаписи.

В решении этих задач на помощь пользователю приходят специальные программы для обработки звука, а также специальные VST-плагины, выполняющие фильтрацию полезного сигнала посредством разнообразных алгоритмов.

Давайте познакомимся с ними поближе, чтобы научиться очищать аудиозаписи от шумящего фона самостоятельно.

Программы для обработки аудио- и звукозаписи

Ниже представлены наиболее популярные и удобные в пользовании программные решения. Естественно, они не единственные, и есть другие аудиоредакторы, не уступающие им по функционалу.

Какую программу выбрать, решать вам. Каждая по-своему хороша. В следующей главе этой статьи рассматриваются варианты того, как удалить шум из трека дополнительными плагинами в программе Cubase 5. Однако приведённые в качестве примера VST-фильтры таким же образом можно задействовать и в Steinberg Nuendo, Adobe Audition, WaveLab и др.

Цифровая аудиостанция с огромным количеством опций и настроек. Используется в профессиональных и домашних студиях звукозаписи. Поддерживает функции экспорта и импорта звуковых дорожек в различных форматах (в том числе и в Midi). Идеально подходит для многоканальной записи музыкальных инструментов и вокала.

Один из самых мощных инструментов мастеринга, реставрации и редактирования аудио. Кроме того, что наделён собственным обширным арсеналом обработок, также отлично работает и со сторонними плагинами.

Последние версии редактора реализованы в 64-битном формате для операционных систем Mac и Windows.

Профессиональная программа для редактирования и обработки видео- и аудиопродукции. Оснащена системой гибких настроек и понятным интерфейсом. На «отлично» справляется с микшированием, мастерингом и накладыванием на дорожку различных эффектов.

VST-плагины, удаляющие шум

VST-плагин можно сравнить с браузерным аддоном. (Например, устанавливается Firefox, а затем к нему подключается аддон «AdBlock». Благодаря этому дополнению, в браузере активируется ещё одна функция - блокировка рекламы на страницах сайтов).

Итак, давайте подключим и настроим необходимые VST-плагины, а затем при помощи них уберём шум в треках.

Примечание. В руководстве рассматривается подключение пакета VST Waves Restoration в Cubase 5. Как уже говорилось выше, эти операции по аналогии вы можете выполнить и в других программах.

Подключение

1. Установите на компьютер аудиоредактор Cubase, а затем пакет плагинов Wave Arts Master Restoration Suite (либо Waves Complete Bundle).

2. Запустите Cubase.

3. Подключите к редактору пакет проинсталлированных VST:

  • в меню Cubase откройте раздел «Оборудование» и кликните по пункту «Информация о плагинах»;
  • в панели «Информация… » нажмите кнопку «Путь к VST»;
  • в дополнительном окне щёлкните «Добавить»;
  • в проводнике Windows укажите папку на диске С, в которую установлены плагины Waves;
  • клацните «OK»;
  • вернитесь в панель «Информация о плагинах» и запустите команду «Обновить» (кнопка вверху);
  • после обновления убедитесь в том, что Waves есть в списке подключенных VST.

4. Загрузите дорожку, в которой необходимо удалить призвуки. Откройте в меню: Файл → Импорт → Аудиофайл.

Установка фильтра

1. Чтобы установить фильтр, клацните по панели обрабатываемого трека.

2. В вертикальной панели опций дорожки кликните раздел «Инсерты».

3. Нажмите левой кнопкой по одной из ячеек (i1, i2 и т.д.).

4. В отрывшемся перечне VST зайдите в раздел Restoration и выберите необходимый фильтр (клацните по нему).

Выбор фильтра

Выбор фильтрующего плагина и его настройка зависят от конкретных задач пользователя.

Незаменим при оцифровывании виниловых пластинок и кассет на ПК. Убирает характерные для этих аудионосителей (особенно, для тех, которые порядком износились в ходе эксплуатации) щелчки, поскрипывания, шорохи.

  • Audio - включает полезный сигнал;
  • Difference - отображает призвуки;
  • Thresh - порог срабатывания фильтра;
  • Shape - форма характеристики детектора помех.

Опытным путём (на слух) установите оптимальные параметры Thresh и Shape, при которых отфильтровываются только помехи, а звуки дорожки остаются без изменений (не попадают в зону действия фильтра).

Выполняет схожие функции с предыдущим плагином, но использует для их реализации более сложные алгоритмы. Соответственно, и системных ресурсов ПК потребляет больше.

  • Audio/ Difference - раздельный мониторинг сигнала и помех.
  • Thresh/Reduction - чувствительность и глубина фильтра (также необходимо добиться оптимального баланса без потери качества трека).

X-hum

Узкополосный фильтр. Нейтрализует в дорожке звон, гудение, зумерящие фоны, возникающие в результате помех в электросети.

  • Freq - регулируемая частота настройки фильтра;
  • Q - добротность (ширина полосы частотного фильтра);
  • Gain - уровень сигнала.

Совет! Если вам покажутся настройки этого фильтра сложными, попробуйте воспользоваться готовыми пресетами. Откройте кликом ниспадающее меню в верху окна фильтра и выберите один из вариантов настройки (Full Reset, DC Reset и т.д.)

Как убрать шум в паузах?

1. Найдите на дорожке фрагмент с шумами (без полезного сигнала).

2. При помощи инструмента «Ножницы» обрежьте в треке его границы.

3. Щёлкните по вырезанной области левой кнопкой. Нажмите «Delete».

4. Прослушайте отредактированный отрезок трека (в месте удаления паузы). Если речь, пение резко обрываются, на границах обрезки установите плавное затухание сигнала:

Наведите курсор на правый верхний уголок трека, а потом, удерживая левую кнопку мыши, перемещайте его в противоположную сторону от границы обрезки. Чем больше будет диагональ, тем плавнее будет снижаться громкость.

Пусть ваши аудиозаписи всегда радуют слушателей своим отменным качеством!

В понимании непосвященных пользователей редактирование звука означает конвертирование дисков в MP3 или FLAC, а также нарезку треков из образа диска с файлом разметки CUE. Самые продвинутые «профи» умеют даже делать рингтоны, вырезая из музыкальной композиции понравившийся фрагмент. Это, конечно, довольно востребованные действия, однако термин «обработка звука» хранит в себе совсем иной смысл.

Как можно изменить звук? Прежде всего, можно повлиять на частотные характеристики аудиосигнала. Частотная коррекция сродни фильтру резкости при обработке изображения — визуально объект делается четче и разборчивее, однако это не означает, что после редактирования добавились детали. При обработке частот звукового сигнала происходит примерно то же самое. Полагаю, все кто носил наушники с плеером, иногда испытывал необходимость «подкрутить эквалайзер», чтобы добавить бас или вытянуть высокие частоты. Но вот что интересно — сильно выпяченные высокие частоты увеличивали шум, который не украшал аудиотрека. Обратная процедура — подавление шума с помощью частотной коррекции — несет в себе другую проблему. Вместе с шумом исчезает определенный спектр вокала и музыки, что приводит к потере полезной информации.

Другой способ «изменения» звука — использование эффектов. На наш взгляд, подобный прием обработки звука оправдан только тогда, когда звукорежиссер работает над сведением аудиоматериала и имеет четкое представление о том, что он делает. Иногда даже фильтр искажения может заставить аудиофрагмент звучать естественно. Кроме этого, аудиофильтры часто помогают скрыть или завуалировать какие-то дефекты звуковой дорожки. Например, если в конце записанной партии инструмента слышен сторонний звук или эхо, это можно исправить, вырезав или приглушив проблемный участок и «погрузив» концовку в плавное эхо с эффектом затухания.

Есть и третий способ редактирования цифрового аудио. Именно на нем построен принцип обработки звука в большинстве современных аудиоредакторов. Для исходной записи создается волновая форма — диаграмма, по которой можно визуально проследить изменение амплитуды звука во времени. Если открыть любой аудиофайл в звуковом редакторе, например Sound Forge или Goldwave, можно увидеть, что именно такой вариант представления звука в программе выбран по умолчанию. Современные пакеты для редактирования звука позволяют вносить изменения в форму этой «синусоиды» — изменять форму пиков, сжимать или раздвигать их, удалять фрагменты и видоизменять характер кривой. Перед пользователем, который задался целью обработать звук, это открывает широкие возможности: в исходном аудиоматериале на волновой форме можно легко найти щелчки и помехи, а затем удалить их и т.д.

Шум — это одна из самых актуальных проблем, возникающих при обработке звука. Шум — это естественное явление. Он присутствует везде и во всем — на кухне журчит вода, льющаяся из-под крана, на улице шумят автомобили, в офисе гудят компьютеры и принтеры. Сопровождает шум и любую аудиозапись, будь то сообщение на автоответчике или музыкальные композиции с аудиодиска. Конечно, уровень шума во всех этих случаях различается однако, избавиться от него полностью невозможно. Природа шума бывает самая разная — от жужжания дрели до шелеста листьев, поэтому идеальный алгоритм, который бы очищал звук от шума, придумать невозможно. Кроме этого, аудиопомехи сродни пыли и царапинам на фотографии — артефакты можно «маскировать» под основной звук и делать менее заметными, а точнее неслышимыми, и можно удалить полностью.

Самый главный вопрос, который встает перед пользователями, — какой выбрать инструмент для борьбы с шумами?. Выбор инструмента для обработки звука зависит от финансовых предпочтений. Конечно, существуют профессиональные приложения, которые используют уникальные алгоритмы обработки звука и стоят тысячи долларов. Возможности специализированного ПО могут быть куда шире и не ограничиваться одним удалением шумов. Например, некоторые приложения могут удалять из звуковой дорожки определенные звуки, такие как случайный шум проезжающего автомобиля. Однако такой вариант могут себе позволить только крупные компании, скажем, киностудии, в распоряжении которых имеется достаточно солидный бюджет. Для пользователя со средним достатком довольно неплохой вариант — Sound Forge Pro или Adobe Audition . Ну, а как эконом-вариант можно предложить , только обязательно последней, пусть и бета-версии. Не стоит бояться тестового варианта редактора. На самом деле эта программа работает очень стабильно и не хуже официального релиза. Кроме того, в ней есть некоторые инструменты, которых явно недоставало в предыдущей версии.

⇡ Удаление шума в паузах между аудиотреками в Sound Forge Pro

Этот профессиональный пакет для обработки звука содержит два главных инструмента, с помощью которых можно «победить» шум. Первый называется Noise Gate. Представьте себе старенькую запись с аудиокассеты, где в паузах слышен резкий шипящий звук. Возможно, кто-то сочтет этот шум обязательным атрибутом музыки восьмидесятых и не захочет избавляться от него при оцифровке раритетных записей. Но если вы не находите в этом шуме никакой романтики, можно легко подавить его, причем, без вреда для основной композиции. Для этого используется фильтр, который убирает сигнал, если он опускается до некоторого порогового значения.

Откройте аудиофайл в Sound Forge Pro и выделите участок трека, который необходимо обработать. Теперь в меню программы выберите Effects и Noise Gate. Как и большинство других инструментов приложения, фильтр имеет несколько предустановок и возможность предварительного прослушивания результата с выбранными настройками.

⇡ Удаление фонового шума в Sound Forge Pro

Второй инструмент Sound Forge Pro для борьбы с шумами — модуль Noise Reduction, который можно вызвать из меню Tools. Присутствие шума обычно означает потерю исходной информации. Компьютер при устранении случайных помех должен каким-то образом восстановить эти данные. Однако, по большому счету, это невозможно, поскольку удаление частот, содержащих шум, приводит к потере оригинального звучания и возникновению булькающих артефактов.

Когда шум имеет случайную природу, его трудно описать математически. Другое дело — если этот шум вызван циклическими процессами, скажем, электромагнитными колебаниями. В этом случае можно предугадать, как следует откорректировать волновую форму, чтобы получить на выходе неискаженный сигнал. Для борьбы с такими «предсказуемыми» типами помех используется метод захвата фонового шума. Суть его сводится к тому, что программа записывает фрагмент "чистого" шума, а затем вычитает его из аудиозаписи. Такой фрагмент может быть очень коротким, продолжительностью менее секунды.

Sony Noise Reduction позволяет или автоматически выполнять захват шума, или делать это в ручном режиме. В режиме ручного подавления модуль генерирует картину частотного спектра и отмечает на нем контрольные точки, определяющие характер подавления шума. Те данные на графике, которые расположены над огибающей, будут оставлены без изменений. А к тем, которые расположены под ней, будет применено затухание. Соответственно, при ручном переносе контрольных точек вверх эффект подавления шумов будет сильнее, и наоборот.

Sony Noise Reduction может использовать один из четырех алгоритмов подавления помех, которые так и называются — Mode 0, Mode 1, Mode 2 и Mode 3.

По умолчанию используется режим Mode 2, который хорошо подходит для большинства случаев. Но разработчики рекомендуют всегда проверять, как программа справляется с удалением шума во всех возможных режимах, и выбирать наилучший результат.

  • Mode 0, как правило, подходит для устранения шумов с низким уровнем амплитуды. Однако при его использовании увеличивается вероятность появления искажающих артефактов;
  • Mode 1 похож на режим Mode 0, но при его использовании меньше шансов получить артефакты. С другой стороны, и шума он удаляет меньше;
  • Mode 3 — это наиболее щадящий режим подавления шумов, при котором вероятность возникновения дефектов звука сведена к минимуму.

⇡ Удаление щелчков с аудиозаписей в Sound Forge Pro

Обычно музыкальную запись, переведенную в цифровой вид с виниловой пластинки, сопровождают треск и щелчки. В этом случае недостаточно использовать профиль шума, поскольку треск пластинки непредсказуем. В Sound Forge Pro есть специальный инструмент для устранения наиболее часто встречающихся помех при оцифровке аудиозаписей. Для его вызова выполните команду «Tools → Audio Restoration».

Помимо выбора порогового значения шума и прочих параметров подавления фонового шума, этот инструмент также дает возможность настроить подавление щелчков. За это отвечает ползунок Click Removal Amount. По умолчанию его значение установлено посередине и для большинства записей подходит оптимально. Если переместить ползунок вправо, будет удалено больше щелчков, однако при этом программа может также случайно удалить элементы основной аудиозаписи, например звук барабана.

⇡ Удаление фонового шума в Audacity

Для удаления шума в бесплатном редакторе Audacity можно использовать те же приемы, что и в случае с Sound Forge. Например, подойдет модуль «Удаление шума», написанный Домиником Маццони, собственно, одним из авторов Audacity. Чтобы воспользоваться этим фильтром, нужно выделить несколько секунд для создания профиля шума, а затем выбрать команду «Эффекты → Удаление шума».

После этого нужно нажать на кнопку «Создать модель шума» и, выделив весь обрабатываемый аудиофрагмент, снова вызвать данный фильтр. Теперь в окне с настройками можно подобрать силу подавления шума (Noise reduction), настроить чувствительность фильтра, указать частоту сглаживания и время атаки, характеризирующее реакцию фильтра на появление шумов.

Иногда метод с профилем шума не срабатывает или же запись выполнена настолько плотно, что неоткуда взять этот профиль. В этом случае можно прибегнуть к такому трюку. Чтобы получить профиль, нужно просто сделать дополнительную запись в тех же условиях, в которых был записан редактируемый материал. Далее профиль можно брать из новой записи. К сожалению, воссоздать исходные условия можно далеко не всегда, поэтому этот прием подходит не для всех случаев.

⇡ Удаление противного писка в Audacity

Если хорошо знать инструменты звуковых редакторов, можно устранять помехи, используя средства звукового редактора комплексно, а не только одним фильтром «шумодава». Предположим, вы столкнулись с еще одной разновидностью шума — постоянным писком на определенной частоте. Такой тип помех может возникнуть, например, при сильных наводках радиоаппаратуры. В этом случае используется принцип вырезания полосы частот, которая содержит нежелательный шум.

Прежде всего, для этого нужно выполнить частотный анализ трека. Чтобы получить такой график в Audacity, выполните команду «Анализ → Построить график спектра».

Теперь внимательно изучите диаграмму — частотный шум на звуковой дорожке будет виден как выпирающий горбик. Подведите курсор к этому участку, чтобы узнать точную частоту этого пика. Запомните это значение. Теперь выделите весь трек и выберите в меню программы «Эффекты → Запрос Nyquist».

В появившемся окне напишите примерно такое выражение:

  • (vector (notch2 (aref s 0) 6230 50) (notch2 (aref s 1) 6230 50)) для стереотрека,
  • (notch2 s 6230 50) — если у вас одна аудиодорожка.

Число 6230 — это частота, на которой слышны помехи. Цифра 50 — это параметр, с которым вам, возможно, придется поэкспериментировать, чтобы вырезаемая частота не делала слишком заметного провала в частотном спектре аудиозаписи. Убедиться в том, что шум удален, можно как по заново сгенерированному частотному спектру, так и просто на слух.

⇡ Заключение

Использование качественной аппаратуры — дорогих микрофонов, высококлассных усилителей и т.д. — несомненно, способствует уменьшению количества шумов. Но в тех случаях, когда невозможно повлиять на качество записи, стоит вспомнить о цифровой обработке звука. И даже если полностью избавиться от сторонних помех не удастся, во многих случаях запись станет приятнее для слуха. Поэтому если вы зададитесь целью восстановить старые записи с катушечного или кассетного магнитофона, обязательно пробуйте все возможные варианты для устранения шумов, ведь, как известно, совершенству нет предела.

Плагины для восстановления звука — это инструменты, которые теоретически вам никогда не понадобятся. В конце концов, мы все записываем аудио на правильном уровне, и в практически идеально изолированных помещениях. Но в реальном мире существуют различные типы сигналов (диктофонные, кассетные, виниловые…), которые невозможно очистить с помощью обычного гейта, эквалайзера или компрессора. Даже небольшие фоновые шумы, при максимизации, будут заметными и раздражающими. В этом списке мы выделим 7 мощных программ для очистки и восстановления аудио. Некоторые из них автономны, некоторые же существуют в VST форматах.

iZotope RX 6

Это надежный и частый выбор среди профессионалов по всему миру. RX построен на многолетних обширных исследований в области усовершенствованной цифровой обработки и машинного обучения. Шестая версия имеет на борту максимальные технологии со множеством пресетов и алгоритмов для каждого типа сигнала.

RX6 двигается в сторону очистки, которая когда-то казалась невозможной. На сегодняшний день это один из самых продвинутых инструментов, и бытует мнение, что если он не справится с восстановлением — то другие плагины тем более.

В апреле прошлого года iZotope выпустили Standard и Advanced версии, а также добавили новый продукт RXElements, который заменил пакет Plugin Pack и включает в себя приложение RX6 Standalone Editor, а также плагины, которые были в пакете RX. iZotope смогли всколыхнуть технологии, и теперь можно устранять микрофонный шум, ветер, диалоги, и многое другое.

Цены: 129$ — 1199$. Узнать больше можно на сайте iZotope .

Todd-AO Absentia

Todd-AO выпустили Absentia DX с алгоритмом, который предназначен для анализа записей с диалогами, а затем устранения гула, щелчков и сторонних артефактов, сохраняя целостность человеческого голоса. Absentia DX — совершенно другой подход к очистке аудио.

Первое отличие состоит в том, что это автономное приложение, а не плагин для DAW программы. Вы можете просто перетащить файлы/папки, и программа будет обрабатывать аудио в соответствии с выбранными настройками.

Еще одна ключевая особенность заключается в том, что приложение не изменяет метаданные, что является отличной новостью для пользователей Pro Tools. Это умный инструмент для пакетной обработки с легкими и сложными пресетами.

Цена удивительна и составляет всего-лишь 49$. Детальнее на сайте Todd-AO .

Accusonus имеет 3 инструмента для восстановления звука в своем диапазоне.

  • ERA-D нацелен на профессионалов пост-продакшина и редакторов диалогов, которые нуждаются в быстром решении. Основывается на двух задачах: подавлении шума и устранении комнаты (реверберации).
  • ERA-N Denoise — благодаря ему пользователь может уменьшить или вовсе удалить нежелательные фоновые звуки вентиляторов, кондиционеров или других схожих типов сигнала.
  • ERA-R Dereverberation — Accosonus утверждают, что это единственный подключаемый модуль на рынке, способный удалить чрезмерное помещение с помощью одной кнопки.

Таким образом в ваших руках будут три необходимых плагина для базовых проблемных задач. Работает на Mac и Windows. Цены на каждый модуль разные, узнать детальнее — можно на сайте Accusonus ERA .

Acon Digital — Restoration Suite

Состоит из четырех инструментов для восстановления звука: DeNoise, DeHum, DeClick и DeClip. Версия 1.7 добавила поддержку многоканальных форматов, таких как объемное звучание 5.1 и 7.1, а также поддержку стандарта подключаемого модуля VST3.

  • DeNoise — это плагин, предназначенный для снижения стационарного шума. Большие усилия были направлены на сохранение исходного сигнала и максимальной его читаемости.
  • DeHum устраняет гул и шум, который слабо заметен в записи (размещенный на средних и низких частотах).
  • DeClick предназначен для удаления импульсных нежелательных звуков, таких как: щелчки, треск, взрывы и удары.
  • DeClip восстанавливает звуковые записи, искаженные аналоговым или цифровым сжатием.

Restoration Suite доступен как для Windows, так и для OS X (Macintosh) за 99,90$. Детальнее на сайте Acon Digital .

Klevgr. Busfri

Brusfri — относительно новый плагин для шумоподавления, разработанный с простым и прямолинейным интерфейсом. Он очень хорошо подходит для очистки и не вмешивается в фазу звука при подавлении.

Способ изучения нежелательного аудио схож с продуктом от iZotope и подразумевает его изучение (зажатием кнопки LEARN в течение нескольких секунд), а затем устранение шумов. Его задачи абсолютно стандартны и аналогичны своим предшественникам.

Продукт доступен со всеми операционными системами и продается по цене в 59$.

Sonnox Restore — это набор из трех плагинов, предназначенных для восстановления звука от известной компании. Это расширенные алгоритмы и новые функции, которые позволяют быстро и чрезвычайно эффективно удалять топот, щелчки, трещины, царапины, гул и фоновый шум практически из любой записи, не повреждая важный «желаемый» аудиоконтент.

DeClicker имеет режим диалога и «поле исключений» для сохранения желаемого аудио; DeBuzzer имеет 3 частотных диапазона и отслеживание в реальном времени для проблемных частотных частот, а DeNoiser с независимым De-hisser предлагает мощное широкополосное шумоподавление.

На данный момент инструменты доступны только для Mac OS по цене 465$ за весь пакет.

Cedar Studio 7 предлагается как набор плагинов AAX и VST для Mac и ПК, а также автономная его версия «Retouch 7». Все они направлены на устранение проблем и значительное улучшение качества исходника. Каждый процесс Studio7 был выделен и доработан с награжденного флагмана CEDAR Cambridge и обеспечивает результаты без лишней суеты и вмешательства пользователя.

В пакете доступны такие модули как: Auto Dehiss (удаление шума), Debuzz (очистка всего спектра от гула), Declick (импульсивное обнаружение артефактов и незаметная их коррекция), Declip (уменьшает клиппирование), Decrackle (достает поврежденный сигнал) и DNS One (современный стандарт. Создан на базе прародителей DNS1000, DNS1500, DNS2000 и DNS3000).

В пакете доступны другие не менее важные плагины и модули. Это весьма дорогостоящие продукты, каждый из которых стоит 2900$ (DNS One — 3800$). Цена всего комплекта: 11 000$.

Если возникают трудности, обращайтесь в нашу студию, мы сделаем всё возможное, чтобы вы получили читаемый и приемлемый звук. Безусловно, стоит учитывать что крайне испорченная запись не будет звучать как студийная запись, но изъять артефакты и очистить шумы мы способны на профессиональном уровне!

Каким бы качественным не был диктофон, практически всегда требуется последующая обработка голоса. На записи могут присутствовать шум или посторонние звуки, громкость голоса может плавать или быть недостаточной, а сам голос бубнить. Поэтому, если вы готовите запись для последующего прослушивания или, например, для озвучивания ролика на ютубе, то обработка голоса крайне желательна.

Рассмотрим быстрый способ, как может быть осуществлена обработка голоса самостоятельно. Основной акцент будет уделен выделению речи на записи. Но даже если цель не только в речи, после прочтения вам не должно составить труда улучшить качество любой записи.

В статье будут рассмотрены следующие моменты:

  • Нормировка уровня громкости
  • Удаление лишних участков записи
  • Удаление шума в записи
  • Эквализация записи
  • Компрессия

Обработку звука лучше производить в наушниках — они позволят расслышать каждую мелочь. Желательно, чтобы это были не китайцы, купленные в переходе за 50 рублей. В идеале стоит использовать , но подойдут и просто нормальные наушники.

Альтернативный путь

Если вам не хватает времени или нет желания вникать, то предлагаю отличный сервисKwork , которым я сам регулярно пользуюсь. Это проверенная биржа фриланс-услуг, где за небольшую плату, вы сможете самостоятельно выбрать профессионального исполнителя для обработки записи или других услуг.

Программа для обработки голоса — Audacity

Обработка голоса это редактирование аудиофайла, поэтому, в первую очередь, нам нужна программа для работы со звуком. В качестве инструмента воздействия послужит бесплатный и свободно скачивающийся аудио редактор Audacity. Он же может может использоваться и как программа для записи голоса с микрофона.

Интерфейс редактора интуитивно понятен и даже методом тыка можно очень быстро натыкать то, что вам нужно. Осталось только узнать, а что собственно нужно .

Если же прежде вам не доводилось работать в подобных редакторах, то для облегчения процесса вникания в работу с программой рекомендую посмотреть ролик с простым и понятным объяснением процесса работы в программе Audacity на примере обрезки аудио дорожки.

Обработка голоса

Итак имеем запись, в каком либо аудио формате. Первым делом открываем ее в Audacity. Можно сделать это кнопочкой Импортировать из меню Файл редактора, но мне как-то привычнее нагло перетащить файл мышкой из папки в окно редактора.

Для демонстраций был взят кусочек записи длительностью чуть более минуты. Такой, чтобы умещался на экране. На нем демонстрация будет нагляднее. При этом ему присущи все недостатки обычных диктофонных записей.


Нормировка уровня громкости

Чтобы повысить качество звука, первым делом необходимо увеличить громкость записи. Для этого двойным щелчком левой кнопки мыши по дорожке (либо комбинацией Ctrl+a ) выделяем ее. Затем открываем вкладку меню Эффекты и выбираем пункт Нормировка сигнала…


После нажатия, откроется меню настройки эффекта:


Стандартные настройки нас вполне устроят. В окошке указывается значение громкости, которое будет у самого громкого пика вашей записи. Нормировка повысит уровень громкости записи, никак больше не влияя на запись.


У всех инструментов редактора Audacity есть кнопка Preview , т.е. Предпросмотр , или скорее Предпрослушивание. При нажатии на нее воспроизводится первые 5 секунд выделенного участка записи с применением эффекта.

Удаляем лишние места и щелчки

Уровень громкости подрос, но как-то не солидно. Виной всему щелчок в самом начале. Можно попросту заглушить его. Для этого приближаем его и выделяем:


Удобно менять масштаб зажимая Ctrl и крутя колесиком мыши, а для перемещения по записи влево-вправо крутя колесиком зажимать Shift .

Я специально захватил на картинке временную шкалу, чтобы показать, что длительность пика около 0.1 секунды . Для того чтобы заглушить выделенное нажимаем в панели инструментов кнопочку:


Редактор моментально сровняет пик с землей в идеально прямую линию нулевой громкости:


Можно и удалить это кусочек просто нажав на клавиатуре Delete . В таком случае выделенная часть дорожки удалится, а общая длительность сократится. Если запись готовится для озвучивания видео на ютубе , удаление посредством Delete может привести к сдвигу дорожки .

Удалив щелчок, повторяем Нормировку сигнала и получаем уже более солидный результат:


В Audacity есть удобная комбинация клавиш Ctrl+R , нажатие которой повторяет последний использованный эффект. При этом эффект повторяется с теми же самыми настройками.

Нормировка сигнала это просто его усиление на одинаковую величину. Усиление подбираемая так, чтобы места с максимальной громкостью довести до указанного значения. При этом усиливается всё — как полезный сигнал так и фоновый шумок.

Пришла пора избавиться от шума

Обработка голоса неминуемо требует удаление шума. Делается это в два этапа. Сначала нужно создать модель шума , для того чтобы программа знала от чего нужно избавляться. Поэтому находим в записи кусочек, где нет полезной информации, а только то, что мы считаем шумом и выделяем этот участок.

Желательно, чтобы он был как можно длиннее, тогда получится более полно удалить шум из записи.


Теперь в меню Эффекты выбираем Подавление шума… Вверху открывшегося окошка видим и нажимаем единственную кнопочку — Создать модель шума .


На этом окошко закроется… Отлично! Модель шума создана. Теперь выделяем всю запись и вновь заходим в меню Эффекты и выбираем Подавление шума…

Откроется тоже самое окно, но теперь можно перейти к этапу 2 . Настройки по дефолту подойдут для большинства случаев. Хотя с последним ползунком лучше поэкспериментировать. Жмем ОК , повторяем нормировку и любуемся результатом:


Если сравнить с тем как дорожка выглядела до удаления шума, то можно легко заметить, что постоянная составляющая практически полностью исчезла. Все тихие места стали еще тише, практически занулились. Да и на слух это звучит на порядок лучше.

Для большего кругозора стоит отметить что подавление на каждые 6дБ это ослабление в два раза ., а 3дБ это полтора раза . Если Ваша запись очень шумная и в ней присутствуют разные типы шумов в разных частях, то можно повторить процедуру с момента создания модели шума. При этом кусочек который будет выделен как модель шума взять в другом месте записи. А в окошко Подавление шума(дБ) вписать от 3 до 6дБ. Излишнее подавление может внести ‘замыленность ’ в звук. Так же, зачастую, гораздо эффективнее несколько раз подавить шум по 3дБ , создавая модель шума из разных участков записи, чем один раз бухнут 15 дБ .

Выделяем голос на записи — Эквализация

Так как нас интересует именно речь, то можно дополнительно выделить ее при помощи эквалайзера. Переходим Эффекты => Эквалайзер…


Можно обрезать еще более резко, но в таком случае голос может начать звучать неестественно.

Подобная форма эквалайзера достаточно универсальна. Дополнительный спуск в районе 200-400 Гц нужен чтобы избавиться от лишнего гудения в мужском голосе, если таковое имеется. Если же на записи только женский голос, то слева можно поднять частоту среза и выше 500Гц , а в случае мужского можно обрезать справа все что больше 4000-5000Гц .

В любом случае ориентироваться следует в первую очередь на свой слух . Всё должно звучать естественно. Довольно часто на частотах выше и ниже указанных, могут лежать отголоски речи, удалив которые голос на записи может стать менее читаемым.

Компрессия

Замечательно! Теперь выровняем громкость разных кусочков. В принципе можно вручную выделять кусочки и применять к каждому Нормировку. Это достаточно эффективный способ, но весьма долгий. Да не зря же люди придумали такую полезную штучку, как Компрессор. Им то мы и воспользуемся:-)

Выделяем всю запись переходим в меню Эффекты => Компрессоры…

Такие настройки должны подойти большинству. Смысл компрессора в том, что тихие моменты он усиливает а громкие ослабляет и тем самым выравнивает громкость. Посмотрим на результат работы компрессора:


Запись явно преобразилась. Начало записи можно сделать еще громче. Выделим отдельно и повторим компрессию либо нормировку — на Ваш вкус.

Экспорт и сохранение

В открывшемся окне следует указать название файла и выбрать его формат . Можно экспортировать запись в любой популярный аудиоформат, с указанием качества. Для большинства случаев подойдет MP3 с постоянным битрейтом 320 Кбит/с.

Если Вы не успели завершить обработку а вам пора бежать по делам, то можно сохранить проект. Для этого служит пункт меню Файл=>Сохранить Проект . Сохраненный проект можно открыть в любое время и продолжить работу. Это особенно актуально, если у вас много дорожек.

Вернемся к первоисточнику для сравнения


Как говорится, найдите 10 отличий….

Заключение

Конечно можно продолжить пытать запись. Еще раз удалить шумы, которые могли вылезти после компрессии, произвести еще большую компрессию чтобы еще улучшить качество звука записи…

Но стоит помнить, что излишняя компрессия может сделать звук зажатым и лишить динамики. Однако решение в любом случае остается за вами и вкусами вашего слухового органа)

Если у Вас не получается обработать запись, то вы всегда можете обратиться за помощью на биржу фриланс услуг .

Материал подготовлен исключительно для сайта

Ну, если рассказывать всё и обо всём, тогда рассказывать нужно долго и много, поэтому расскажу только о некоторых самых интересных функциях для очистки записи от шумов.

Предположим, что у нас уже открыт звуковой файл, из которого нужно убрать шипение ленты. Для этого выделяем фрагмент записи, в котором звучит только одно шипение ленты, без полезного сигнала. Это может быть пауза между песнями, или паузы в начале и конце записи. Поэтому не следует спешить с удалением пауз, они очень нам помогут при очистке записи от шумов. Для более точного и аккуратного выделения растягиваем изображение волны по горизонтали так, чтобы можно было увидеть выделяемый фрагмент во весь экран и сделать всё аккуратно, не захватив в выделение ничего лишнего. К сожалению, пока не разобрался, как можно это делать с помощью JAWS, если кто объяснит, буду очень признателен! Для изменения масштаба волны по горизонтали можно использовать колесико мыши или специальные кнопки масштабирования в окне Adobe Audition.

Теперь открываем меню "Effects" (Эффекты), выбираем пункт "Noise reduction" и в появившемся подменю снова пункт "Noise reduction". Откроется окно удаления шумов. В новых версиях Adobe Audition эта опция открывается через какие-то другие меню, но в версии 1.0, которой пользуюсь я, функция удаления шумов открывается именно так.

Несколько слов о настройках, значения которых я бы посоветовал изменить и установить в них другие значения, отличающиеся от установок по умолчанию.

Во-первых, это комбинированный список "FFT". Если значение в этом списке будет очень маленьким, при удалении шумов значительно пострадает и полезный сигнал. Если значение очень большое, обработка записи будет долгой, полезный сигнал не пострадает, но эффективность очистки будет ниже. Я советую устанавливать значение FFT 6000, так как в результате своих экспериментов с очисткой звука выяснил, что для очистки наиболее часто встречающихся шумов, таких как шипение ленты или шум от не слишком качественной звуковой карты, это оптимальный вариант.

Во-вторых, "Точность", по умолчанию там стоит 7, для стерео записи лучше поставить значение 14 или 15, это уже достаточно много, ставить больше, по-моему, нет смысла, так как кроме увеличения времени обработки, это ничего не даёт. И в-третьих, "Затухание спектра". В этой настройке по умолчанию стоит значение, по-моему, 56, я советую поставить там 0, так как чем больше это значение, тем менее эффективно удаление шумов. Исключение можно сделать в тех случаях, когда шипение ленты очень уж сильное, в сравнении с полезным сигналом. Тогда в затухании спектра можно попробовать увеличивать значение, чтобы избавиться от какого-то "металлического" перезвона, который остаётся после удаления такого сильного шума.

Итак, шум, который следует убрать из записи у нас выделен, окно удаления шумов открыто. Нажимаем в этом окне кнопку "Получить из выделения" и, некоторое время ждём. На экране появляется шкала, показывающая процент выполнения процесса. Когда шкала дошла до ста процентов и исчезла, всё готово, мы предоставили программе образец шума, который нужно убрать из всей записи.

В окне удаления шумов есть две кнопки, "Ok" и "Закрыть", Нажимаем "Закрыть", так как нажатие кнопки "Ok" приведёт к запуску процесса очистки, а нам этого пока не нужно. Не стоит также закрывать окно очистки шумов нажатием Alt+F4, щелчком мыши по крестику или нажатием кнопки "Отмена", так как это приведёт к отмене всего, что мы сделали в окне очистки шумов. После того, как окно закрыто, нам нужно выделить тот фрагмент записи, к которому будет применена очистка шумов.

Здесь хочу обратить внимание на то, что все функции Adobe audition применяются только к выделенному фрагменту записи. Если фрагмент не выделен, любая запускаемая операция будет применена только к той части фонограммы, которая в данный момент находится на экране. Поэтому, если мы хотим применить функцию очистки шумов ко всей записи, после закрытия окна очистки от шумов нажимаем комбинацию ctrl+a, чтобы выделить всю звуковую дорожку. После этого уже описанным выше способом открываем окно удаления шумов, нажимаем кнопку "test" и слушаем, наша запись зазвучит уже так, как она будет звучать после обработки. если нас всё устраивает, нажимаем кнопку "Ok" и ждём окончания процесса обработки.

Ещё важный момент: возможно, после первой очистки шум не будет удален полностью. У функции удаления шумов есть одно свойство: чем дальше мы уходим по записи от того места, где взяли образец шума, тем больше начинает проявляться этот самый шум, который мы удаляли. Не знаю, с чем это связано. Или шум со временем немного изменяется и уже не совпадает с полученным образцом, или у функции очистки шумов, чем дальше, тем больше происходит рассогласование с шумом. Поэтому, возможно, чтобы полностью избавиться от шума, вам придётся после обработки ещё раз выделить образец одного шума, в том месте, где он остался, и повторить всю операцию. Функция удаления шумов очень хорошо работает на однородном или циклически повторяющемся шуме. Для удаления же, например, треска грампластинки, я бы очень советовал сперва пользоваться функцией удаления треска и щелчков (Clip pop eliminator), а уже потом, удалять то, что останется с помощью функции удаления шумов.

Специально для удаления шипения в Adobe audition есть функция удаления шипения, но она, похоже, основана на применении каких-то частотных фильтров, при её использовании шипение особо не удаляется, а качество основного сигнала страдает. Поэтому если на фонограмме есть место, из которого можно получить образец одного шума без полезного сигнала, то для удаления шипения лучше пользоваться функцией удаления шумов по образцу, а не функцией удаления шипения. Если вы сделали запись, например, с кассеты или грампластинки, очень советую вырезать из неё по одной песне и обрабатывать каждую композицию в отдельности, а не всю большую запись сразу. Так вы добьётесь лучших результатов.

После того, как удаление шумов закончено, можно удалить все лишние паузы в начале и конце записи, применить ещё какие-то функции, если это нужно, например, иногда бывает очень полезно подправить частотные характеристики записи с помощью эквалайзера. И как завершающий этап обработки записи, можно выполнить нормализацию.

Нормализация

Немного о том, какие виды нормализации бывают и что это вообще такое.

Нормализация - это приведение уровня громкости записи к какому-то определённому значению, например, к максимально допустимому уровню громкости. После выполнения нормализации, во-первых, ваша запись не будет звучать тихо, вы, при желании, сможете включить её на любом компьютере или плеере и использовать все возможности его акустики по части громкости. А во вторых, если вы записали несколько треков и нормализовали их все до одинакового уровня громкости, они все будут звучать одинаково и не получится такого, что одна песня звучит громче, а другая тише.

Первый вариант нормализации - это пиковая нормализация. Принцип её действия такой. Программа анализирует всю запись и находит в ней те места, где громкость достигает максимального значения, а после этого, увеличивает громкость всей записи так, чтобы эти места достигли максимально допустимого значения.

Пиковая нормализация очень хорошо подходит для классической музыки. Но, есть у неё и минус. Например, в нашей музыкальной фонограмме есть, скажем, барабан, который, в какой-то момент долбанул так, что прозвучал на много громче всех остальных инструментов. Естественно, этот звук в записи самый громкий, пиковая нормализация сориентируется на него и увеличит громкость записи так, что этот долбанутый барабан достигнет максимально допустимого значения по громкости. Но все остальные инструменты звучат намного тише, в результате, запись получилась тихая, только этот самый барабан и долбанул один раз достаточно громко. Да, никаких искажений в звук такая нормализация не внесёт, но если попадётся такой барабанщик, получить желаемую громкость записи не получится, но, например, как я уже написал, для классической музыки это хороший вариант, так как он не внесёт никаких других изменений в звук, кроме как, изменение его громкости.

В Adobe audition воспользоваться пиковой нормализацией можно следующим способом: выделяем всю запись нажатием ctrl+a, открываем меню эффекты, выбираем в нём пункт "Amplitude", а в подменю этого пункта "Amplify". В появившемся окне, на вкладке "Constant amplification" есть один или два регулятора громкости, в зависимости от того, какая у нас запись, моно или стерео. Можно перемещать регуляторы в ручную, а можно нажать кнопку "Вычислить". Тогда программа проанализирует запись и сама установит регуляторы на значение, в данном случае необходимое для пиковой нормализации записи.

После этого останется только нажать кнопку "ok". Ещё стоит обратить внимание на галочку "Блок левый правый". Если галочка установлена, при вычислении уровня пиковой нормализации программа сориентируется на самый громкий звук в одном из двух каналов, но установит регуляторы громкости так, что не внесёт изменений в соотношение громкостей левого и правого каналов. Если галочка снята, каждый канал будет нормализован в отдельности.

Второй тип нормализации это. Эмм, прошу прощения, напряжёнка с терминами, забыл, как он называется. Но, суть его в том, что он не просто изменяет громкость, а, видимо, каким-то хитрым образом обрабатывает числовые значения нашей цифровой записи. Суть примерно такая. Играют, например, одновременно, балалайка и скрипка, играют одновременно, но, балалаечник балалаит так громко, что совсем заглушает скрипку. После нашего второго типа нормализации с забытым названием, :-) становится более менее слышно и балалайку, и нашу заглушённую скрипку. Теперь, наш "барабанщик" может барабанить как угодно громко, он уже не сможет заглушить всех остальных.

Лично мне такой способ кажется подходящим для большинства случаев и очень хорош для обработки оцифрованных концертных записей. Например, если кто-то громко крикнул в микрофон, этот крик, после нормализации, уже не покажется слишком резким и значительно более громким, чем все остальные. При этом, такая нормализация совсем не означает, что наружу выдут и все шумы, особенно в паузах. Совсем нет, этот тип нормализации не изменяет уровень громкости в разных местах записи, усиление записи одинаковое, на протяжении всей записи.

Хотя, если на записи есть шум, который раньше заглушался полезным сигналом и не был слышен, возможно, он и займёт более явное место на фоне громкости всех инструментов.

В Adobe audition такой нормализацией можно воспользоваться, выбрав в меню "Эффекты" пункт "Amplitude", а в подменю этого пункта, пункт "Normalize".

Третий тип нормализации, это, так называемое, строгое лимитирование. Действует по принципу АРУ (или АРУЗ), радиолюбители меня поймут. Этот тип нормализации меняет уровень усиления записи в зависимости от громкости исходного варианта в текущий момент. Например, если кто-то громко гавкнул в микрофон, программа понизит громкость в этот момент, а когда кто-то говорит тихо, программа увеличивает громкость, чтобы его было лучше слышно. Использовать такое для музыки, конечно, полное надругательство над фонограммой, а вот в тех случаях, когда говорят несколько человек, один сидит далеко от микрофона, другой - ближе, а третий - совсем рядом, такой способ нормализации может помочь, но, только при условии, что на записи нет шумов и собеседники разговаривают в тишине, иначе это тоже будет надругательством, так как в паузах между словами шум будет безжалостно вылезать на передний план (можно задать уровень входного сигнала, начиная с которого будет действовать этот вид коррекции амплитуды, и тем самым исключить шум из процесса, но тогда может "выпасть" и тихий голос одного из собеседников).

В Adobe Audition строгое лимитирование амплитуды можно применить, открыв меню "Эффекты" выбрав в нём пункт "Amplitude", а в его подменю пункт "Hard limiting". Настройки этой функции сделаны по аналогии с аппаратным устройством. "Уровень входного сигнала", "Скорость поиска" ("скорость нарастания") и "скорость угасания" ("скорость спада").

После того, как всё очищено от шумов, отредактировано, обработано другими эффектами и нормализовано, можно сохранять запись. Единственное, очистку от шумов, особенно, функцию удаления щелчков, нужно применять до выполнения нормализации.

Ну, вот вроде бы всё самое основное об очистке звука и приведении его к нормальному звучанию в Adobe Audition.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: