Количество приложений в App Store сократилось впервые в истории. Мобильный рынок России

Когда-то давно одним из аргументов поклонников iOS в спорах с фанатами Android было количество приложений, доступных для загрузки в App Store (заметно большее, чем в Android Market), а различные аналитические агентства подсчитывали эти показатели. С тех пор интерес к тому, сколько приложений есть в App Store и Google Play, несколько снизился, но агентство AppFigures продолжает его подсчитывать. Результат анализа 2017 года показал удивительный результат: количество приложений в App Store уменьшилось. Год назад оно составляло 2,2 млн, теперь – всего 2,1 млн. В то же время Google Play сделал рывок на 30%, теперь там 3,6 млн приложений.

Снижение числа приложений в App Store объясняется тем, что Apple удалила из него всё ПО, так и не получившее поддержку 64-битной архитектуры. Но не только этим: впервые в истории интерес разработчиков к «яблочному» магазину снизился, было выпущено всего 755 тысяч новых приложений для этой платформы. При этом количество новинок, появившихся за год в Google Play, впервые в истории перевалило за полтора миллиона. Таким образом, если раньше наблюдался лишь небольшой разрыв в пользу Android-магазина, то теперь он двукратный.

Снижение интереса к App Store показывает всего один график: число приложений, портированных с iOS на Android в прошлом году, превышает 17 тысяч, а встречное портирование случилось всего для 7 500 утилит.

И ещё один интересный график из отчёта AppFigures касается того, в каких странах создаётся больше всего приложений. Лидируют с огромным отрывом США и Китай, Россия же занимает девятую строчку, имея почти одинаковый результат с Францией. В России для iOS чаще всего создают игры и бизнес-приложения; самые популярные категории для Android – игры и книги. Заметим, что категория «книги» не вошла в топ-2 больше ни в одной стране ни для одной ОС.

Сегодня имеются большие возможности для разработки мобильных приложений. Однако после их создания очень важно обеспечить получение стабильной прибыли от них. При этом необходимо грамотно подходить к маркетингу мобильных приложений, чтобы статистика запросов в AppStore по ним была максимальной.

Мобильных приложений с каждым разом становится все больше и больше. Поэтому конкуренция в этой области становится все более жесткой. Многие не понимают, как раскручивать свои программы и делать их все более востребованными. Решение такого вопроса не стоит откладывать, потому что это приводит к потере дохода и потенциальных пользователей.

Google Play vs. App Store в цифрах

Вчера Google и Apple практически одновременно объявили о количестве загрузок в своих магазинах приложений - Google Play Store перешагнул рубеж в 48 миллиардов скачиваний, а iTunes App Store в 50 миллиардов. Но как компании считают скачивания и можно ли их сравнивать?

Оказалось, что обе компании считают одинаково. Как Apple, так и Google, считают уникальные загрузки приложения с одного аккаунта. То есть если приложение универсальное, то закачка на планшет и смартфон будет считаться как одна, по крайней мере, если на них используется один пользовательский аккаунт. Ни одна компания не считает предустановленные приложения, такие как Google Maps, Talk и т.п., но Apple считает iBooks, так как это все-таки опциональная установка.

Тем не менее, Android Market (а теперь Google Play) выглядит более предпочтительным в плане цифр – он стартовал на четыре месяца позже (не говоря уж о том, когда он на самом деле получил достаточно пользователей), к тому же у iOS меньше универсальных приложений, а больше тех, что работает или на iPhone или на iPad (что, естественно, считается как две установки).

Ожидается, что магазин Google Play пересечет отметку в 50 млрд скачиваний уже в следующем месяце.

Каким был 2017 год для рынка мобильных приложений? Ищем ответы в ежегодном отчете аналитического агентства App Annie.

Мировой рынок

Пользователи скачивали больше приложений и тратили больше денег, чем в 2016. В статистике учтены данные по App Store, Google Play и другим магазинам Android.

Самый доходный рынок – Китай, где приложения принесли издателям более 30 миллиардов долларов.

По платформам

По данным последнего квартала 2017, Google Play продолжает лидировать по числу загрузок, а App Store – по выручке.

Финтех

Банки предлагают мобильные сервисы и расширяют список услуг, доступных через приложения. Apple не отстает и дает пользователям сервис Pay Cash для денежных переводов через iMessage. Как результат – прирост активных пользователей у финтеха по всему миру.

Взлет курса биткоина и ажиотаж вокруг криптовалют повысили спрос на мобильные приложения по обслуживанию рынка.

Лидирующие рынки 2017

Интересно, что в App Store по скачиваниям и деньгам рейтинги, возглавляемые Китаем, отличаются только одной позицией.

Десятка самых популярных приложений в AppStore за 2017

А вот в Google Play в обе пятерки попали только США. Россия в 2017 оказалась в топ-5 по загрузкам, а вот по притоку средств все не так круто – добрались только до 10 строчки в рейтинге Google Play.

Топ-5 App Store

  1. Китай
  2. Япония
  3. Великобритания
  4. Россия

По доходам

  1. Китай
  2. Япония
  3. Великобритания
  4. Южная Корея

Топ-5 Google Play

  1. Индия
  2. Бразилия
  3. Индонезия
  4. Россия

По доходам

  1. Япония
  2. Южная Корея
  3. Германия
  4. Тайвань

Топовые категории

Безоговорочным лидером и по загрузкам, и по доходам стали игры. Другие категории, которые получают максимум выручки и скачиваний: социальные сети, мессенджеры, развлечения, фото и видео, музыка, образ жизни.

Мобильный рынок России

В нашей стране больше всех на мобильных приложениях зарабатывают Mail.Ru Group, ЛитРес и Яндекс (кумулятивный доход от всех продуктов).

Приложения, которые стали лучшими в 2017 году (объединенные данные по App Store и Google Play):

  1. WhatsApp Messenger – Facebook
  2. VK – Mail.Ru Group
  3. Viber – Rakuten
  4. Сбербанк Онлайн – Сбербанк России
  5. Юла – Mail.Ru Group

По доходам

  1. VK – Mail.Ru Group
  2. Яндекс.Музыка – Яндекс
  3. Читай книги онлайн – ЛитРес
  4. OK.RU – Mail.Ru Group
  5. Badoo – Badoo

Аналитика мобильных приложений

Аналитика мобильных приложений – сбор и анализ данных об использовании мобильных приложений. Делится на 2 типа:

  1. аналитика внешняя – количество установок приложения, его продвижение;
  2. аналитика внутренняя – анализ поведения пользователей внутри приложения и работа самого приложения.

Мы будем следить за твоими успехами, юный Скайуокер.
(с) канцлер Палпатин.

В статье рассматриваются 3 сайта для мониторинга рейтинга/статистики AppStore, которыми я чаще всего пользуюсь. Дана краткая характеристика каждому ресурсу.
Эта статья может быть полезна:

  • раработчикам программ для iДевайсов (как начинающим, так и не очень)
  • маркетологам
  • всем, кто следит за бурным ростом мобильного IT вообще и AppStore в частности.

Основным источником информации о динамике продаж приложений в AppStore, безусловно, является iTunesConnect. Однако, как только приложений становитьься 2 и больше, там возникают некоторые сложности. Более того, естественно, iTunes совершенно не подходит для анализа успехов конкурентов, с чем рано или поздно приходится сталкиваться каждому разработчику.

Наиболее часто использую 3 ресурса.

Рассмотрим по порядку каждый из них на примере замечательной программы Star Walk for iPad.
Программа примечательна не только тем, что создана нашими соотечественниками, но и получила в 2010 году Apple Design Awards, а это чего-то стоит.

Для незарегистрированных пользователей сайт показывает текущий рейтинг программы как в своей категории, так и в общем зачёте. Для зарегистрированных пользователей обещают почасовые обновления статистики. Несколько дней назад статистика обновлялась с периодичностью в 6 часов, но сейчас данные обновляются 1 раз в сутки, что, вероятно связано с некоторыми проблемами на стороне iTunes.


Здесь мы получаем не только текущее значение рейтинга, но и график изменения этого рейтинга за некоторый период времени. Также полезно посмотреть, когда и каким был последний наилучший результат.
Также приятно, что можно посмотреть на успехи всех продуктов одного разработчика сразу:


Вот они, родные. Отчётливо видно, что создав 1 хит очень сложно повторить успех.

Третий участник нашего обзора, это

http://www.appannie.com/
Наряду с ежедневными рейтингами


Этот сайт показывает наиболее приятные с эстетической точки зрения графики изменения этих самых рейтингов.
На графиках удобно размещаются отметки каких-либо знаковых событиях, например, изменение цены или же релиз новой версии.


Рейтинги, как и графики, можно смотреть без регистрации.
Бесплатная регистрация даёт возможность разработчикам подключать детальную статистику по их приложниям, как описано вот здесь: http://www.appannie.com/tour/ Но это на любителя. ВАЖНО. Показатели детализированной статистики для зарегистрированных пользователей этого сайта немного отличаются от таковых в iTunesConnect. Так что надо быть осторожным и всё внимательно проверять.

Почему так важно изучать графики?
Часто, графики дают возможность понять, как те или иные приложения добиваются успехов или же, наоборот, выпадают из поля зрения широкой общественности.
Вот, например ещё одна замечательная программка, на этот раз от наших белорусских коллег.


После активного периода экспериментов, с приложением перестало вообще что-либо происходить и рейтинг постепенно начал снижаться. А ведь хорошая программа и могла бы приносить неплой доход.

Эти три ресурса, как мне кажется, предоставляют отличную возможность изучать и отслеживать динамику популярности приложений в AppStore и могут существенно облегчить анализ рынка, и помочь в принятии правильных маркетинговых решений.

Тревожный звоночек.

Apple активно борется с нежелательными и бесполезными приложениями в App Store, причем самыми радикальными методами. В 2017 году стремление Apple к очистке App Store от «мусора» привело к первому в истории уменьшению общего количества приложений, представленных в магазине. Об этом сообщает компания Appfigures со ссылкой на свой последний масштабный анализ App Store.

В отчете Appfigures говорится, что общее количество приложений в App Store в 2017 году уменьшилось сразу на 5%. К концу года в магазине осталось 2,1 млн приложений, в то время как годом ранее оно составляло 2,2 млн. На первый взгляд, уменьшение количества приложений нельзя назвать серьезным. Однако учитывая, что за год в App Store появились сотни тысяч новых приложений, снижение общего количества весьма показательно. Оно означает, что Apple удалила множество приложений и игр, которые посчитала нежелательными и бесполезными, отмечают эксперты Appfigures.

Общее количество приложений в App Store и Google Play за последние годы.

Также специалисты считают, что на первое в истории снижение количества приложений в App Store сильнее всего повлияла «глобальная чистка» от Apple. В 2017 году компания удалила из App Store все устаревшие приложения, а также те, которые не обновлялись в течение длительного времени. Чистка началась еще в 2016 году, но из-за большого объема работы растянулась на весь 2017 год.

Количество новых приложений в App Store и Google Play за последние годы.

В Appfigures подчеркивают, что существует еще одна причина сокращения количества приложений в App Store. Разработчики iOS-приложений просто начали создавать меньше приложений в 2017 году. Они выпустили всего 755 тысяч новых приложений, что на 29% меньше предыдущего результата. Это самый серьезный спад активности разработчиков с 2008 года. С чем именно он связан эксперты объяснить не смогли.

  • Tutorial

В первой части нашего туториала мы зарегистрировались в обоих магазинах - App Store и Google Play. Но чтобы ваше приложение стало доступным для скачивания, необходимо совершить ещё немало действий. Давайте их рассмотрим.

Прежде чем перейти к процедуре выкладывания, обязательно удостоверьтесь, что ваше приложение соответствует требованиям (Google , Apple), предъявляемым к качеству и содержимому публикуемых приложений. Несоответствие этим требованиям часто приводит к тому, что начинающие разработчики с удивлением получают отказ в публикации, да ещё и предупреждение за нарушение.

В первую очередь, приложение должно иметь какую-то функциональность, то есть иметь пользу, ценность. Убедитесь, что ваше приложение хоть чем-то отличается от аналогов. Если вы ещё не искали аналоги в магазине, не поленитесь это сделать - на этом этапе заканчивается создание многих проектов. Особенно это касается новичков с «инновационной» идеей.

Вариантов получить отказ из-за неправильно написанного кода тоже очень много. В первую очередь это касается падений приложения. Также многие разработчики испытывают соблазн влезть во внутреннее API, когда не хватает программных интерфейсов, предоставляемых вендором. Но поверьте, если API закрыто - значит это сделано не просто так. Еще раз перечитайте документацию по используемой технологии, наверняка вы что-то упустили.

Если вы используете в названии приложения или в его контенте названия других компаний, торговых марок, защищённые авторским правом образы и изображения (даже в виде скриншотов) - без соответствующего на то разрешения - то смело можете рассчитывать на то, что приложение «завернут» с выговором. Поэтому тщательно избегайте подобных ситуаций. Если же вам необходимо использовать или упомянуть защищённый копирайтом материал, то вам необходимо будет сразу доказать право на его использование с помощью соответствующей формы.

Сложный или непонятный интерфейс - ещё одна частая причина отказа. Убедитесь, что экраны приложения не перегружены, читаются легко, а цвета подобраны так, чтобы не убить глаза пользователя за 5 минут работы с приложением. У обеих компаний есть рекомендации по дизайну интерфейсов, сверьтесь с ними (Google , Apple).

Apple особенно трепетно относится к работоспособности всех заявленных функций: если у вас есть дальний пункт меню, который вы пока не успели доделать и поместили заглушку, то рецензенты это обнаружат и заставят сначала доработать приложение.

Если ваше приложение собирает какую-либо информацию о пользователе и его устройстве, то необходимо как можно более чётко разъяснить в приложении, как вы будете использовать эти данные. Не рекомендуется без объяснений собирать всевозможную телеметрию и отправлять её на свой сервер, это подозрительно и наказуемо отказом в публикации приложения.

Планируя брать деньги с пользователей с помощью встроенных систем оплаты App Store и Google Play, то проверьте, входит ли ваше приложение в одну из категорий, поддерживаемых этими системами. Например, если вы планируете продавать через ваше приложение какие-то услуги, то придётся «прикрутить» другие системы оплаты.

Background Modes. Это режимы, которые может использовать ваше приложение в свёрнутом/закрытом виде. Но приложение должно содержать функционал, который оправдывает выбор этих режимов. Если у вас указано Audio, а никакого аудио нет, или Voice over IP, а позвонить из приложения нельзя, то ждите отказ.

Чаще всего приложения не проходят модерацию при выкладывании по следующим причинам:

  1. Неполное заполнение всех сопроводительных форм.
  2. Баги и «падения».
  3. В приложении используются фальшивые, мошеннические или вводящие в заблуждение данные.
  4. Используются иконки, аналогичные иконкам сторонних приложений.
  5. При разработке интерфейса не учтены рекомендации из официальных гайдлайнов (Apple, Google).
  6. Несоответствие заявленных функций и/или скриншотов фактическому приложению.
Обо всяких злонамеренных вещах - вроде использования приложения для взлома, спама, использования нечестных методов привлечения и т.д. - можно и не упоминать.

Если не подходить ответственно к вопросу проверки своего приложения на соответствие требованиям, то ваш аккаунт разработчика могут вообще заблокировать.

В заключение о процессе проверки приложения, цитата с официального сайта: «Мы отклоним приложение с контентом или функционалом, которые переходят черту. Где эта черта, спросите вы? Как однажды сказал один судья, «я узнаю, когда увижу». И мы думаем, вы тоже поймёте, когда пересечёте её ».

App Store

Используемые инструменты:
  • Компьютер Apple (с установленной OS X).
  • Apple store - магазин приложений Apple.
  • developer.apple.com - центр разработчика Apple.
  • itunesconnect.apple.com - сайт для управления своими приложениями, выкладывания в магазин, просмотра статистики, финансов и т.п.
  • XCode - интегрированная среда разработки.
  • Application Loader - программа Apple для загрузки собранного архива приложения в Itunes Connect.
Каждое приложение, выкладываемое в App Store, должно быть подписано действительным сертификатом, выданным Apple.

Чтобы подписать приложение нам необходимо:

  1. Запросить у Apple сертификат.
  2. Добавить новое приложение в Developer Center.
  3. Создать Provisioning profile.
  4. Создать новое приложение на портале itunesconnect.apple.com (далее - iTunes Connect).
  5. Заполнить всю необходимую информацию о приложении.
  6. Собрать архив приложения из XCode, подписав его нашим Provisioning profile.
  7. Загрузить архив в iTunes Connect с помощью Application Loader (ПО Apple).
  8. Указать в новой версии приложения архив, который мы загрузили, и отправить приложение на проверку.

Рассмотрим каждый шаг более подробно:

  1. Запрос сертификата у Apple.

  2. Добавление нового приложения в Dev Center.

  3. Создание Provisioning profile.
    1. Переходим на developer.apple.com/account/ios/profile/production .
    2. Нажимаем на «+». Выбираем Distribution -> App Store. Нажимаем Continue.
    3. Выбираем созданный нами сертификат (iOS Distribution). Нажимаем Continue.
    4. Задаем имя сертификата. Нажимаем Continue.
    5. Сертификат создан. Скачиваем его на компьютер и открываем - теперь он есть у вас в XCode.
  4. Создание нового приложения в iTunes Connect.
  5. Заполнение всей необходимой информации о приложении.

  6. Сбор архива из XCode, с подписыванием его нашим Provisioning profile.

  7. Загрузка архива в iTunes Connect с помощью Application Loader.

  8. Указание архива для новой версии приложения, который мы загрузили, и отправка приложения на проверку.

Google Play

  1. Подписываем APK-файл.
    Для того, чтобы выложить ваше приложение в Google Play, необходимо подписать его специальным ключом. Всего существует два вида ключей:
    • develop - ключ, которым подписываются абсолютно все приложения во время установки из среды разработки на устройства;
    • production - ключ, которым подписывается приложение перед выкладыванием в Google Play.
    Нам понадобится второй тип ключа. Он уникален для каждого приложения, им также необходимо подписывать все обновления вашего приложения. Если вдруг вы его потеряете, то восстановить его будет невозможно и придется выкладывать абсолютно новое приложение.

    Рассмотрим процесс подписи.

  2. Создание нового проекта и загрузка APK-файла в консоль разработчика.

  3. Заполнение обязательной информации о приложении.

Итак, ваше приложение прошло все проверки и появилось в сторе. Вы с волнением ожидаете первые скачивания и отзывы пользователей. Но завоевать внимание пользователей среди множества других приложений бывает очень непросто. Поэтому после публикации приложения необходимо уделить пристальное внимание его продвижению. О том, какими способами это можно делать, мы поговорим в одной из будущих публикаций.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: