Формулировка запроса. Мы привыкли исходить из логики, и отказываться от чувств

Формулировка запроса

Определив свой вопрос и выбрав ресурсы для поиска, вы должны сформулировать запрос, т.е. выразить вопрос на языке, понятном машине.

Для этого следует:

Разбить вопрос на понятия, которые будут искаться отдельно, а затем объединить их соответствующими логическими операторами (AND, OR, NOT), если в системе поиска предусмотрены булевы операции;

Решить, насколько широко проводить поиск: сделать ли акцент на полноту отклика, т.е. найти по данной теме, часто получая при этом много ненужной информации, или на точность, т.е. быстро найти очень ограниченную конкрет­ную информацию по теме, теряя некоторые относящиеся к ней важные сведения; заметьте, это будут совершенно разные запросы;

Учесть все варианты написания слов и синонимы,если вы ищете при помощи произвольного текста;

Выбрать соответствующую тематическую рубрику, если вы пользуетесь управляе­мым словарем; это эффективнее ключевых слов;

Решить, как вы бы ограничили поиск определенными полями базы данных или выполнили уточняющие и другие специальные функции.

Сейчас поисковые системы предлагают помощь при решении этих задач. Например, в MEDLINE "отображение" вводимого понятия помогает выбрать соответст­вующую тематическую рубрику.

Выполнение поиска

При поиске чаще всего применяют первый из описанных ниже методов в силу его простоты. Кроме того, далеко не во всех базах данных реализован управляемый словарь, хотя даже при его наличии пользователям нужно некоторое время, чтобы убедиться в его несомненных преимуществах и пользоваться им наряду с привычны­ми ключевыми словами.

Поиск произвольного текста

При таком подходе вы ищете слова, которые были употреблены, например, i заголовках статей и рефератах, перебирая все варианты написания и синонимы, Очевидно, что вы вряд ли будете уверены, что нашли все возможное, так как автор мог использовать редкий и специфический термин. В некоторых системах поиска алгоритм позволяет вводить набор слов и учитывает некоторые формы слова, например множественное число.

Поиск при помощи управляемого словаря

Предположим, составлен стандартный иерархический список терминов, пред­ставляющих все основные понятия некоторой отрасли науки и смежных дисциплин. Тогда, прежде чем добавить ссылку на журнальную статью в справочную базу данных, из этого списка выбираются термины, характеризующие содержание статьи, и вводятся в запись.

Так организован, например, MeSH - Medical Subject Headings (указатель медицинских рубрик). В его основе лежит следующий принцип - всем статьям об одном и том же предмете присваивается одна и та же стандартная тематическая рубрика, независимо от того, какие именно слова употребил автор.

В этом случае, если вам известна стандартная рубрика, гораздо легче выполнить полный поиск в ее рамках, а найти рубрику, наиболее близко соответствующую введенному вами слову или фразе, помогает функция "отображения", которая выдает вам перечень примерно подходящих рубрик, из которого вы уже сами выбираете нужную.

Но в MeSH сделан еще один шаг: статьи точно индексируются по наиболее близким к их содержанию рубрикам, однако благодаря иерархичности терминов возможен очень мощный прием поиска, называемый "расширением".

Когда вы пользуетесь для поиска некоторым достаточно широким понятием, то статьи, индексированные по более узкому термину, не выбираются; если же применять «расширение», то в результат будут включены не только статьи, относящиеся к подрубрикам, расположенным на один иерархический уровень ниже. В то же время вы можете искать информацию по более узкому понятию и найти именно то, что вам нужно.

Два перечисленных приема, т.е. поиск произвольного текста и поиск при помощи управляемого словаря, не являются взаимоисключающими. Напротив, наиболее эффективные стратегии получаются при их комбинации. Например, можно найти довольно значительное число статей по терминам MeSH, а затем сузить результат за счет выбора части из них по ключевому слову.

Базы данных и прочие источники информации доступны через многие Web-ин­терфейсы. Некоторые из них бесплатны, а для других необходима регистрация и оплата услуг. В предыдущих главах найдется достаточно примеров.

Оценка результатов поиска

Это необходимый критический этап поиска, которым часто пренебрегают.Вотнекоторые полезные критерии для оценки достаточности поиска:

Просмотрите результаты своего поиска, чтобы понять, почему выбраны эти элементы и какую часть составляют нужные, т.е. был ли поиск "прицельным";

Не забывайте, что ошибки могли быть допущены на любой стадии поиска.

Например:

Слишком широкая или узкая формулировка запроса в начале;

Выбор не лучшей базы данных для поиска;

Неправильная формулировка запроса (выбор не той рубрики, ошибочное представление о выбранной рубрике, выбор многозначного ключевого слова или сокращения);

Ошибки набора или неправильное применение операторов при вводе страте­гии поиска;

Оценка достаточности зависит от того, для каких целей будут использованы результаты поиска. Объем ссылок, необходимый для написания обзорной статьи, будет избыточным, если вам нужны всего лишь несколько хорошо отражающих вашу проблему статей; первые попытки поиска обычно менее точны, чем последующие, когда стратегия уточняется и сфера поиска сужается;

Если вам уже известны некоторые из найденных ссылок, но результаты поиска отрицательны, следует предположить наличие ошибки в стратегии. Если вы нашли слишком мало или слишком много, то считайтеэто первым сигналом о неэффективности поиска.

Примечание: Не делайте скоропалительных выводов, если ничего (или почти ничего) не найдено. Часто это не является свидетельством отсутствия информации. Обычно доказать отрицательный результат (т.е. отсутствие литературы по этой теме) непросто. Прежде чем прийти к такому заключению, надо попробовать несколько других подходов.

Как правило, гораздо легче идти от широкой стратегии к узкой, чем, наоборот, построить очень узкую стратегию и расширять ее, если найдено слишком мало. Если одновременно используются несколько критериев поиска, попробуйте "ослабить" или убрать некоторые.

Чрезмерно обширный результат поиска - явление довольно распространенное, часто из-за ошибочного определения проблемы или формулировки запроса. Но что делать, если нашлось 400 действительно хороших ссылок по теме ваших исследова­ний, а вам достаточно 25? Тогда попробуйте:



Ограничить поиск дополнительными критериями, предусмотренными системой (для баз данных OVID Technologies это может быть язык или год публикации, тип статьи, объект исследования и др.);

Если вы удовлетворены результатом поиска, запишите стратегию - она может быть неоднократно использована в дальнейшем для поиска более современной ли­тературы.

Говорят, что в Интернете есть все. На самом деле, конечно, это не так. Материалы для размещения в Сети готовят живые люди, и потому там можно найти лишь то, что они сочли нужным (в смысле полезным, или выгодным для себя) опубликовать. Впро­чем, река питается ручьями, и благодаря их творчеству сегодня в Интернете уже образовалось около двух миллиардов Web-страниц.

В результате каталогизация имеющихся в Сети ресур­сов стала серьезной проблемой. Несмотря на то, что ею занима­ются тысячи организаций, проблема не только не приближается к разрешению, но и становится острее. Процент каталогизи­рованных (или индексированных) ресурсов неуклонно падает. В последние два года это падение стало катастрофическим..

Вывод простой: пространство Web быстрее наполняется, чем систематизируется. К сожалению, у нас нет оснований предполагать, что в ближайшее время что-нибудь может изме­ниться к лучшему. В итоге поиск информации в World Wide Web можно считать самой трудной задачей в Интернете. Если вы подключились к Сети с серьезными намерениями, не пожа­лейте времени для решения этой задачи.

Поисковые системы Интернета

Поисковые каталоги

Взгляните на эту книгу. Она начинается с Содержания и заканчивается Алфавитным указателем. Несмотря на то, что они расположены в разных местах книги и выглядят совершенно по-разному, задача у них одна: помочь найти в книге именно тот раздел, который в данный момент нужен.

В Интернете каталоги и указатели различаются технологией подготовки. Над каталогами работают люди, а указатели фор­мируются автоматически. При каталогизации ресурса опыт­ный редактор внимательно просматривает его, определяет, к какой области знаний относится данный ресурс, устанавливает его категорию в этой отрасли и вносит ресурс в каталог.

Самый крупный каталог Интернета - Yahoo (www.yahoo.com). В нем работают более 150 квалифицированных редакторов. Это боль­шая организация, но и ее усилий хватает лишь на то, чтобы поддерживать каталог на уровне примерно 1 миллиона ресур­сов. Дальнейшее расширение сдерживается необходимостью поддерживать уровень актуальности. Сегодня редакторы Yahoo! заняты не столько наполнением каталога новыми ресур­сами, сколько проверкой актуальности ресурсов, каталогизи­рованных ранее.

В российской части.Интернета тоже есть несколько каталогов. В недавнем прошлом лучшим считался каталог @Rus (www.atrus.ru), но в последний год он заметно коммерциализировался, поме­нял направленность, и сейчас представляет не столько ката­лог, сколько группу тематических Web-порталов, собранных под одним доменным именем и посвященных обществу, музыке, спорту, здоровью и т. д.

Лишь в категории «Интернет» @Rus продолжает оставаться полноценным каталогом с базой дан­ных среднего размера (порядка 10 тыс. классифицированных ссылок). Ведущим же каталогом России в настоящее время стал ресурс «List.Ru» (www.list.ru). Его активы - при­мерно 100 тыс. ссылок, классифицированных по 18 категориям (Автомобили, Вокруг света, Отдых, Образование и наука и т. д.). С большим отставанием за ним следуют еще два каталога: « Созвез­дие Интернет» (www.stars.ru) и «Russia on the Net» (www.ru). Их активы примерно равнозначны и составляют 35-40 тыс. ссы­лок, но активы «Созвездия» выглядят более актуальными.

Здравствуйте, Уважаемый читатель сайта

В этой публикации я хотела бы затронуть важную тему психологического запроса.

  • С какими психологическими запросами обращаются родители?
  • Задать вопрос психологу

Подобные вопросы не редко возникают у тех, кто только собирается обратиться к специалисту за помощью.

Что такое психологический запрос?

С формулирования запроса начинается работа с психологом. По сути – запрос психологу – это жалоба или просьба предоставить информацию или конкретную психологическую помощь. В запросе отражается основная проблема. Пусть не всегда ясно, но все-таки то, о чем начинает говорить клиент, как правило, содержит причину посещения психолога. Вместе с психологом клиент уточняет свой запрос, формулирует проблему и свои пожелания – то, что он хотел бы достичь в работе со специалистом.
Работать без запроса сложно, поскольку невозможно решать все и сразу. Но не все бывает так просто. Иногда человеку просто плохо и он понятия не имеет, какой у него запрос. Значит начинаем работать с того что есть. Не редко в самом прояснении запроса уже содержится и значительная часть работы и значительная

Какие бывают психологические запросы?

Любой запрос, с которым клиент обращается к психологу правелен сам по себе. Нет не правильных запросов. То,что беспокоит клиента — с тем он и приходит. В последующем, в работе с психологом, клиенты начинают понимать, что запрос может быть конструктивным и неконструктивным, поэтому как ожидания, так и сам запрос часто дорабатывается, переформулируется.
Пример неконструктивного и довольно часто встречающегося запроса психологу: изменить кого-то (мужа, ребенка), чтобы спокойный тихий ребенок стал активным, подвижным и наоборот. «Хочу быть всегда спокойной и не срываться на других» или «хочу перестать страдать».

Не редко запросы звучат таким образом, словно человек обращается к Золотой рыбке: «Сделайте так, чтобы ОН, чтобы ОНА…» Хочу, чтобы прошла болезнь или нарушение развития «исчезло». Чтобы «все стало хорошо». Подобные запросы на «чудо» могут быть смело отнесены к разряду «магических», не реалистичных.

Запрос всегда содержит ожидания по отношению к психологу. Очень важно, чтобы ожидания были как можно более реалистичными. Так, например, ожидания, что ребенок с органическим поражением мозга станет легким для взаимодействия и обучения или ожидание, что подросток перестанет стремиться к самостоятельности и конфронтировать с родителями бывают далеки от реальности. А вот научиться эффективно помогать такому ребенку, растить его и раскрывать его возможности – вот это уже ближе к реальности. Примеров ожиданий, далеких от реальности можно привести много – проблемы отношений, которые нарастают уже не один год решаться за пару встреч. У ребенка измениться темперамент или генетически обусловленные особенности. Характер, свойства личности, складывающиеся годами вдруг, под каким-то чудодейственным влиянием психолога изменятся, невротические симптомы пройдут сразу сами собой, стоит только пару раз привести ребенка на встречу к психологу. Приближение ожиданий к реалистичности само по себе способствует не только коррекции запроса, но и зачастую изменяет сам ракурс проблемы.

Примерами конструктивных запросов психологу являются

  • запрос на получение информации,
  • запрос на помощь в понимании себя, на изменение собственного поведения, собственных качеств.
  • запрос на понимание причин проблем у детей и подростков, жизненных затруднений и поиск их решения.
  • запрос на понимание особенностей детей и подростков, своих отношений с ними и на поиск эффективных форм взаимодействия, воспитания
  • Запрос на исследование отношений с близкими людьми и их нормализация.
  • запрос на саморазвитие и развитие детей,
  • запрос на понимание и стабилизацию эмоционального состояния как своего собственного, так и своих детей.

Корректным для родителей является запрос психологу на то, чтобы помочь своему ребенку взрослеть и справляться с проблемами развития.

Как сформулировать запрос психологу?

Многие люди чувствуют и понимают полезность и порой необходимость обратиться к психологу, но плохо себе представляют, как рассказывать, о чем рассказывать, что может сделать другой человек для решения проблем, которые кажутся не разрешимыми. Далеко не всегда люди могут сформулировать, что они хотят.

Когда люди обращаются ко мне, то я предлагаю говорить так, как сам человек считает нужным. Люди не приходят просто так. Свою боль, переживания, сомнения, страхи — все посетитель приносит с собой и говорит так, как хочет, как может. В свободной форме посетитель описывает свои трудности, проблемы.

Когда человек говорит о себе, то уже в его высказываниях содержится информация и о том, что его беспокоит, и о том, как сам человек понимает сущность, причины возникших проблем, а также о том, какую помощь от психолога он ждет. Постепенно, отвечая на проясняющие вопросы, вместе мы формулируем запрос, корректируем реалистичность и конструктивность ожиданий, определяем какие именно вопросы, проблемы станут фокусом совместной работы. В беседе уже на первых встречах запрос, а значит цели посещения, обретают большую ясность. Формулировка запроса является неотъемлемой частью работы. Как ни странно, но когда сама жалоба, обеспокоенность или проблема озвучивается вместе с психологом, она преображается в цель. Часто уже этого прояснения бывает достаточно, чтобы человек сориентировался в том, что происходит в его жизни.

Конечно же, не все решается сразу. Обычно запрос психологу, сформулированный совместно предполагает необходимость более длительного взаимодействия. Но эту необходимость определяет не психолог, а человек, который в определенной мере испытывает потребность пройти некоторый отрезок своей жизни вместе с психологом.

Запрос часто трансформируется в процессе работы, возникают сопутствующие вопросы и фокусы внимания. Но, тем не менее, на встречах мы придерживаемся той проблемы, которая послужила поводом для обращения.

Конечно же, если клиент приходит на встречу хотя бы немного подготовленным информационно, эмоционально, то ему легче точно и конструктивно определять сущность запроса. Так, например, некоторые посетители просто записывают на листок то, что их беспокоит, свои наблюдения, вопросы.

Собираясь с мыслями и готовясь прийти на консультацию один момент все-таки очень важно понимать: психолог не читает мыслей и не догадывается за клиента о том, что ему надо и о том, что его беспокоит. Психолог не может отвечать на вопросы, которые не заданы. Не может за вас решать, что главное. Только Вы сами можете принимать решения в своей жизни, Ваша жизнь остается в Ваших руках. Только Вы сами сможете решить, что Вам нужно, важно и как поступать. Работа психолога заключается в том, чтобы Вы смогли это делать более осознанно, а значит более эффективно. Уверенность, стабильность чувств и отношений, личная эффективность, решение проблем возникает тогда, когда Вы начинаете разбираться в том, что происходит в Вашей жизни, в отношениях с близкими и в Вас самих вместе со специалистом.

С какими запросами к психологу обращаются родители?

Поскольку ко мне часто обращаются с детьми и подростками, то, разумеется, запросы на то, чтобы «ребенок стал слушаться», перестал заикаться или грызть ногти, начал спокойно спать или самостоятельно ходить в школу, очень распространены. Но, как ни странно, сами по себе эти запросы не вполне конструктивны. Ведь на самом деле – все подобные жалобы отражают, как правило, следствие чего-то.

Конструктивно ли работать со следствием, не понимая и не затрагивая причин?

А вот причина, а значит и подлинный запрос, и ресурс для преодоления болезненного проявления, в большинстве случаев находиться как раз в окружающих взрослых. Это не значит, что у детей нет проблем или «во всем виноваты родители». Конечно же, нет! Просто, чтобы ни лежало в основе появления болезненных симптомов у детей – для решения обязательно необходимо участие родителей. Именно в родителях скрыт наибольший ресурс и возможности помочь своему ребенку или подростку. Вместе мы раскрываем эти возможности и ресурсы. Даже в родительских ошибках, в незнании, в непонимании (которые неизбежны и нормальны сами по себе) уже скрыт огромный ресурс для помощи ребенку. Ребенок, подросток все время находиться под влиянием отношений с родителями, даже когда он в детском учреждении или гуляет во дворе. К психологу приводят ребенка на час, максимум два в неделю. Значимость отношений, а значит и влияния на личность ребенка не сопоставимы. Тем более, что ни один психолог не может и не должен занимать место самых близких людей для ребенка. Вот и получается, что качество отношений с родителями является решающим для формирующейся личности. Вместе с психологом, на встречах, родители могут найти причины, решения, ответы и новые возможности для более успешного взаимодействия с ребенком.

Круг проблем и вопросов, с которыми обращаются к психологу, значителен. Но, как правило, специалисты имеют свои приоритеты и специализацию. Поэтому своего специалиста, конечно же, надо найти. О том, как выбрать психолога можно почитать «Как выбрать психолога?»

Для многих уже бывает понятно, что в кабинете психолога чудес не происходит, что работа с психологом требует личных систематических усилий самого клиента.

Многие клиенты понимают, что невозможно изменить личность, отношения или качество жизни пару встреч, между делом забежав на консультацию. Какова бы ни была причина обращения, собираясь к психологу, нужно знать, что необходима собственная мотивация и готовность решать проблемы.

Если Вы хотите подробнее узнать, с какими именно запросами работаю я, то возможно Вам будет интересно посмотреть вот эти публикации: можно узнать обо мне , «Когда надо обращаться к психологу с ребенком?»

Неотъемлемой частью работы с психологом является запрос на информацию. Для многих клиентов бывает важно услышать не просто мнение со стороны, но и квалифицированную оценку происходящего. Более подробно о том, как осуществляется психодиагностика можно прочесть здесь. Запросы психологу, связанные с потребностью лучше понять себя, разобраться в происходящем, изменить собственное поведения, отношения, улучшить качество собственной жизни, в большей степени связаны с психотерапевтическим взаимодействием. Запросы, предполагающие развитие качеств и способностей детей, собственных навыков в большей степени решаются на развивающих занятиях, тренингах или психологических консультациях.

Как правильно сформулировать клиентский запрос на расстановку? Об этом часто спрашивают клиенты. Некоторые из них даже обращаются за предварительной консультацией: "Помогите разобраться и сформулировать запрос, я запуталась".

Давайте разберёмся.

Подходов к правильному расстановочному запросу исторически сложилось несколько. Это связано с тем, как развивались расстановки как метод, наряду с другими направлениями психотерапии и традициями духовной практики. Когда расстановки только-только вошли в практику (в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века), на пике популярности были методы т.н. "краткосрочной терапии, ориентированной на решение". В противовес долгой психотерапевтической работе (в т.ч. психоанализу) терапевты стали развивать методы быстрой, конкретной помощи клиенту. Для такой помощи требовался ясный запрос. Критерии достижения этого запроса должны быть чётко понятны как клиенту, так и терапевту. "Я хочу получать бОльшую зарплату, но если я иду к начальнику просить повышение, я холодею, потею и у меня ноги подгибаются" . Задача: пойти к начальнику за повышением, попросить его и получить желаемое. Над этой задачей будем работать, например, 10 сессий. В конце клиента спросят, на сколько процентов увереннее он себя чувствует (как минимум). Успешная терапия: повышение получено.

Поскольку расстановки, безусловно, краткосрочная работа, её стали "по аналогии" относить к группе методов краткосрочной терапии и применять к ней те же требования к запросу и результативности, которые приняты в этих методах. Этому способствовал также интерес к расстановкам известных специалистов по краткосрочной терапии (Маттиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер). И, я думаю, неявно этому способствовал также энтузиазм Хеллингера и его склонность говорить о расстановках в таких выражениях как "решение найдено". В своих ранних работах он нередко говорил об "устранении симптомов", "решении проблемы алкоголизма" и т.п.

До сих пор можно встретить "старых" расстановщиков, которые просят от клиента конкретную формулировку желаемого результата. Я даже встречала коллег (например, Томас Хафер), которые записывают на листочек запрос клиента и в конце расстановки проверяют, что именно этот запрос выполнен, т.е. состояние заместителей соответствует желаемому состоянию клиента.

Наряду с этими историческими причинами, есть не всегда осознаваемое стремление клиента сформулировать что-то конкретное, просто потому, что расстановка сейчас будет одна, стоит она дорого, и возможно, её долго ждали и "надо хорошо использовать свой шанс".

Вместе с тем, есть и другой, почти противоположный подход к запросу. Он состоит в том, что запрос не нужен вовсе . На это тоже есть свои исторические причины, связанные, прежде всего, со стилем работы Берта Хеллингера.

В ранних расстановках Хеллингер всегда расставлял текущую и/или родительскую семью клиента. Хеллингер спрашивал, в чем проблема клиента, но что бы он ни отвечал, расстановка всегда сводилась к работе с членами семьи. Возникает справедливый вопрос: зачем спрашивать? Позднее, когда Хеллингер сформулировал, что работа идёт с системой в целом (а не с клиентом как таковым), запрос стал терять своё значение "узнать, что хочет клиент" и приобрёл другой смысл. Запрос нужен для того, чтобы в диалоге с расстановщиком установить контакт . Те, кто знаком с творчеством Хеллингера, наверняка могут привести много примеров того, как Хеллингер отказывался делать расстановку, едва выслушав две-три фразы клиента. "Ты меня не уважаешь, я не могу работать с тобой".

Нередко Хеллингер работал, вообще не обменявшись ни одним словом относительно запроса клиента.

Как же разобраться во всем этом многообразии обычному клиенту? Главное, что я хотела бы донести до [своих] клиентов, что любая путаница (как и любая ясность) относительно запроса — это совершенно нормально. Ваш внутренний процесс выражается так, как это привычно и естественно для вас. А со стороны метода нет никаких ограничений на способы выражения запроса. Если вы можете "только" сесть рядом с расстановщиком и разрыдаться — этого совершенно достаточно. Если вы неделю думали над чёткой формулировкой и изложили её мне — это тоже нормально. Даже если в этой формулировке пятнадцать пунктов и все запутано. Даже если эта формулировка развалилась ровно в тот момент, когда вы оказались на стуле рядом со мною.

Я вслед за Хеллингером считаю, что главное для начала работы — это уважение и контакт между клиентом и расстановщиком. Способ, которым это будет достигнуто, не важен. Технически я могу работать как по чёткой формулировке, так и без запроса вообще. Обычно на длительной группе у меня много и тех и других работ.

Как у каждого расстановщика, у меня есть свои предпочтения, состояния, в которых я себя чувствую более комфортно. В работе с запросом я скорее склонна к формулировкам невысокой чёткости, которые клиент готов исследовать в расстановке и менять, если это будет необходимо, прямо в процессе. Например, для меня формулировка "хочу выйти замуж за нормального мужика" сложнее в работе, чем "я очень одинока и хотела бы понять, как мне обрести способность вступать в гармоничные отношения, или что этому мешает" . Первая формулировка неявно ставит меня в роль "того, кто принесёт результат", а вторая разворачивает клиентку к тому, где ей больно… При этом, я отношусь с уважением к тому, что степень контакта с болью может быть такой, что она видима только через отсутствие желаемого результата, и больше пока никак.

По моим наблюдениям и опыту, поле лучше всего отзывается на запросы, которые обращаются к исследованию и трансформации боли. Я ощущаю, что таково базовое движение, существующее в поле — подойти к болевому, сжатому, отвергнутому состоянию, прикоснуться к нему и тем самым сделать его видимым, принятым, проходимым. В широком смысле слова это и есть реализация Первого Порядка (закона, сформулированного Хеллингером) систем: никто не исключён. Если шире, ничто не исключено. Если боль исключена, она действует. Если боль пройдена, она теряет влияние и силу.

Исходя из такого понимания, совершенно неважно, каким способом мы с клиентом нашли "то, где болит". Была ли это формулировка и была ли она чёткой. Поменялась ли эта формулировка пять раз за группу или остаётся твёрдой. Или мы просто сидели молча. Или клиентка плакала, а я сидела рядом. Я всегда ищу невербальный контакт (точнее, он есть всегда, даже если мы не отдаём себе в этом отчёт), я настраиваюсь на клиента и через своё тело могу чувствовать, что с ним происходит. Иногда эта чувствительность очень чёткая, иногда она даёт сбои, но в любом случае она есть и приносит ту или иную степень контакта, помимо или в дополнение к любым формулировкам. Дополнительный контакт и ясность принесут затем заместители, когда мы начнём расстановку.

Вы можете помочь хорошему контакту, отвечая себе на вопрос "где больно" или "что не так" . Ответ может быть: "здесь" (в сердце) или "мама" (отношения с мамой причиняют страдания) или "муж не хочет ребёнка, а я хочу" или "мой сотрудник меня подсиживает" или любая другая ясная или неясная формулировка. Обратите внимание, что даже при полном отсутствии вербальной формулировки вы "почему-то" знаете, что что-то не так, иначе бы вы не пришли на группу. Это знание обычно имеет своё место в вашем теле, вы можете просто показать на это место — и это будет очень хорошая, очень чёткая "формулировка запроса"!

Таким образом, для меня ответ на вопрос "что такое хороший расстановочный запрос" звучит так: это может быть любая формулировка или отсутствие формулировки , если в результате нашего взаимодействия мы с клиентом оба ощутим контакт и доверие друг к другу, чтобы начать работу.

Все, кого пугает фраза «сформулировать Запрос или проблему на Расстановку» -
выдохните, расслабьтесь и снизьте степень важности «правильной» формулировки.

Все врут, а особенно сами себе

Начните с чего-нибудь. Это лучше, чем ничего не делать вообще.

Это естественный процесс. Мы все очень часто не хотим видеть и замечать те неприятные вещи, которые происходят в нашей жизни. Осознавать и признавать их. Избегаем их всячески. И это – повторюсь – вполне нормальный процесс. Поэтому часто (а особенно на первую расстановку) приносится какой-нибудь «очень важный» вопрос, что-то по типу: «Как мне поймать крокодила в Миссисипи». Но это хорошо. Хорошо то, что вы нашли в себе решимость прийти на расстановку и начать что-то делать с собой. А придумывание «безопасного» запроса происходит в 80% случаев первого знакомства с расстановками. Потому что страшно. И мозг включает «отмазку» в виде этого самого «очень важного запроса», по факту озвучивая несущественную проблему, лишь бы не лезть в реальное болото, надежно запрятанное в недрах подсознания заботливым сознанием и эго. Открывать глубокие подвалы страшно – а вдруг как рванет… но все равно надо, ибо чем больше туда трамбуешь, тем сильнее рванет потом.

Так вот, расстановочная система все равно развернет процесс в сторону наиболее важной или актуальной проблемы на момент здесь и сейчас. И даже если вы будете упираться и настаивать, что ловля крокодилов в Миссисипи для вас самая важная проблема сейчас, расстановка покажет, например, что причиной вашей «хотелки» стало то, что в детстве у вас не было крокодила, потому что мама (папа, родители) отругали вас из-за того, что вы предложили им завести крокодила в ванной. И дальше мы будем разбираться мамой (папой, родителями) и вашими детскими обидами или страхами. То есть с тем, с чем вы пришли на самом деле. Только до этого просто не очень понимали и осознавали.

Не нужно увлекаться словесным творчеством

Слова просто запускают процесс чувствования.

Часто люди, придя на Расстановку и начиная озвучить свой запрос, пытаются сформулировать его в духе «С точки зрения банальной эрудиции…» или начинают описывать историю чуть ли не со времен сотворения мира. Боясь, что если они этого не сделают (и считают, что именно это характеризует тот самый «качественно сформулированный запрос»), то расстановщик не поймет суть проблемы и Расставит «не то, что нужно». Это забалтывание себя и избегание собственных чувств. Попытка отвлечься и отвлечь от того, что внутри происходит. Так вот важно вот то самое, что внутри. Даже если вы не можете подобрать слов, чтоб объяснить. Это уже не важно. Расстановка работает не с тем, что вы говорите, а с тем, что вы чувствуете.

Даже, если вы считаете, что вы ничего не чувствуете - смотрите совет номер один.

Любой ваш Запрос, с которым вы хотите поработать, достоин этого

Это ваша жизнь, ваши чувства и ваша ситуация.

Нет ничего смешного в том, что вас волнует или беспокоит. И если лично для вас – это важно, остальное несущественно. Просто часто мы маскируем реальные проблемы под вымышленные. Но расстановки тем и хороши, что они покажут истинную причину вашего беспокойства. Главное иметь смелость увидеть это и принять, как есть.

100 бесполезных запросов от Головы и Один Истинный от души

Мы привыкли исходить из логики, и отказываться от чувств.

Это тот случай, когда в голове у вас вертится огромное количество запросов и вопросов, вы никак не можете выбрать что-то одно, остановиться на чем-то, вы колеблетесь, прикидываете, сомневаетесь, а стоит ли работать с этим, или вот с этим? А может вот то? Нет, всё не так и всё не то. А потом вдруг всё становится не таким уж страшным. И вы решаете – а нет, я вот еще подумаю, может, приду в следующий раз, я ведь должен всё еще раз взвесить и определиться. Выбрать ту самую главную проблему, достойную, чтоб потратить свое драгоценное время на ее решение. Мы не слышим себя, своих истинных потребностей и желаний, заменяя их «рациональными объяснениями». Поэтому, если вы все никак не можете определиться – выпишите на листик всё. Уже в процессе написания, половину вы выбросите. Еще часть, вероятно, сможете совместить в меньшее количество пунктов. А с остальным приходите. Надо же с чего-то начинать.

Участие в роли Заместителя

Заместителей выбирают не просто так. Они достаются по образу и подобию.

Как показывает практика – большинство приходит с «безопасным» запросом. Поверхностным. Но, приняв участие в нескольких расстановках в роли Заместителя, человек начинает четко ощущать и понимать, что и в каких ситуациях его действительно зацепило. Что становится созвучным и просится быть проработано. Становится ясно правду про себя. Про то, что было до этого скрыто, не замечалось или не бралось во внимание. Но именно в этом месте, если прикинуть, казалось бы, чужую ситуацию на себя, и честно про это подумать, то запрос – тот самый, правильный и истинный, определяется всегда.

«Не буди лихо, пока оно тихо»

Чтобы не лезть в страшное болото мозг способен придумать много отвлекающих маневров.

Это когда «я собирался прийти, но вот буквально в последнюю минуту у меня появились очень важные-срочные дела, поэтому вместо того, чтоб прийти на Расстановки, я буду решать их». И ведь правда – было бы желание, можно найти миллион отмазок. И во многих случаях человек так и не приходит больше. Потому что мозг способен придумать еще больше отвлекающих маневров, только бы не лезть в то страшное болото в глубине души. Вспомните, у вас наверняка были похожие ситуации… а потом дедлайн, куча нервов, и все равно вы делаете то, что должны.


В нашем случае – жизнь все равно заставит вас пройти все уроки. Только вместо Безопасного пространства в Терапевтической группе, вас больно приложит об Реальность. Чтоб вы, наконец, перестали придумывать отмазки, и начали делать то, о чем просит ваша душа.

Иногда Внутренний Саботаж настолько силен, что только вы сами Можете и Должны решать, когда вы Готовы Работать, а когда еще нет.

Для чего вы идете на Расстановки?

От этого во многом будет зависеть и результат вашей расстановки. Если вы приходите для того, чтобы очистить свою совесть и думаете, что за вас все сделают и вам над собой работать при этом не нужно, то вы создаете видимость каких-то действий, вот мол, я сделал все, что от меня зависело, ничего не вышло, я не виноват и моя совесть чиста и это повод задуматься для чего вы это делаете.

Вопрос ответственности в расстановках крайне важен. Клиент отвечает за себя, за свой выбор, за свои решения. Очень часто в ходе расстановочного процесса, будь то первичное интервью или уже сама расстановка, клиенту необходимо принимать какие-то решения связанные с выбором темы запроса или необходимостью идти дальше в расстановку или возможностью ее остановить. И те решения, которые он принимает, являются его собственными решениями и он должен нести ответственность за их возможные последствия.

Поиск причины в прошлом о том, почему у вас не ладится в настоящем, не снимает с вас ответственности по работе над собой. Если у вас скверный характер, вы не уважаете мужчин или женщин, вы чрезмерно агрессивны, ревнивы, нарушаете личные границы вашего партнера, часто делаете ему больно, вы сами разрушаете отношения и не предпринимаете никаких усилий, чтобы их выстроить, то сколько не завершай предыдущих связей, сколько не выводи из переплетений, сколько не ходи в прошлые жизни, у вас ничего не изменится, потому что вы не работаете с собой. Вы сами разрушаете ваши отношения и пытаетесь свою вину переложить на других.

В расстановках существуют техники работы с собой, работа с внутренними частями личности: агрессором и жертвой, взрослым и ребенком, с вашей мужской и женской частью, с психологической травмой и множеством других. Вы можете прийти к Расстановщику с целью разобраться с собой, что вы делаете не так, что ваша жизнь не складывается. Это и есть ваш путь к себе. Прорабатывая себя, будет меняться и ваша жизнь, будет меняться и ваше окружение. Уважайте себя и люди начнут уважать вас.

Расстановка для человека - это повод изменить себя.

И только меняя себя, меняется и наша жизнь.

Расстановка вам может помочь изменить себя, но она вас не изменит.

Расстановка - это повод осознать себя, а не менять других.

Расстановка - это ваш путь к себе, а не от себя.

Расстановка - это движение К Жизни, а не ОТ Жизни.

Когда вы берете ответственность за свою жизнь на себя, когда вы начинаете отвечать за все то, что вы сделали в прошлом и начинаете менять себя в настоящем, то обязательно изменится и ваше будущее.

И в этом случае ваше будущее вы строите уже сами.

Доклад А.Зелинского на Первом международном конгрессе по системной расстановке в Москве.

1. Проблема формулировки запроса в системной расстановке. Противоречие стремлений души и личности. Части и целое.

Когда метод системной расстановки показал свою эффективность в семейной терапии, возникло ощущение, что за всем этим кроются более глубинные возможности, чем казалось вначале. Запрос клиента стал идти к личным процессам, желаниям. Внешние связи рода и семьи проявили себя как отражение внутренней структуры личности. На сегодняшний день техники и приёмы структурной расстановки развиваются очень бурно, что доказывает актуальность этого направления. Запросы клиентов становились всё более разнообразными, что подогревало профессиональную гордость специалистов удовлетворить их как можно качественнее. Далее структурные расстановки вышли на ограничение в выборе инструмента.

Начались попытки под запрос подогнать определенный инструмент. А что же на самом деле кроется под запросом клиента?

Часто, если не всегда, в системной расстановке(СР) приходится сталкиваться с тем, что запрос клиента исходит от ментального плана. Человек спрашивает не о том, что «позволит источнику течь», а наоборот говорит о том, что уводит от решения. Происходит создание иллюзии запроса и за этим может последовать иллюзия поиска решения. Это становится понятным, если смотреть на наличие переплетения, как проявление лояльности к системе. Тогда у человека существует необходимость сохранять лояльность - удерживать переплетение в своей жизни. Кроме того, запрос формулируется «от ума», т.е. исходит от моделей и установок, которыми человек склонен объяснять события своей жизни и свои состояния. Например, в реальной расстановке человек жалуется, что он не может продать квартиру. «Как только дело доходит до сделки - она срывается. Очень хочу продать, надо срочно. Помогите!» СР проявила, что попытка продать квартиру - это предательство родительской семьи, «отчего дома», в котором прошло детство. Клиент всей душой противился продаже квартиры, хотя его осознанная часть личности рационально решила, что так будет лучше. Здесь мы видим явное противоречие стремлений души и личности человека. И это далеко не самый сложный случай. Бывает, что запрос клиента настолько далёк от корней истинной проблемы, что в расставленной по этому запросу системе отсутствует какая-либо динамика, и все попытки найти решение уходят, как вода в песок. В фокусе клиента может находиться «самая важная», на его взгляд, проблема, которую он декларирует, как запрос. На самом деле, под этой важностью часто скрывается всего лишь частный случай глобального внутриличностного конфликта. Найденное на периферии решение не меняет ядра проблемы и позволяет сохранить ситуацию следования неизменной. С одной стороны расстановка сделана и терапевт «не вышел за рамки запроса клиента», что вполне соответствует терапевтической этике. С другой стороны, для клиента ничего не изменилось. Я не буду поднимать вопрос об этике терапевта, отмечу только, что клиент не является специалистом, поэтому он и пришел к нам с тем запросом, который он может сформулировать на сегодняшний момент. Разумеется, задача квалифицированного терапевта в том, чтобы помочь клиенту «правильно» сформулировать запрос. Но тут мы попадаем в еще одну тонкую ловушку. Как определить «правильность» формулировки? До какой структуры личности мы дошли в процессе опроса? Является ли она глубинной или это всего лишь еще одна ментальная модель клиента? Получается, что критерием правильности является структура убеждений и мировоззрения терапевта-расстановщика? Возможно, она достаточно эффективна для самого терапевта. Но тогда появляется риск утратить главное преимущество именно метода СР, которое в корне отличает его от внешне-похожих терапевтических приёмов (напр. психодраммы) - открытие момента истины, следование мудрости системы. Насколько реально достижима «пустая середина» расстановщиком? И кто реально способен её достичь? А кто впадает в иллюзию достижения? А кто даже не подозревает о её существовании?

Есть еще один системный момент работы с запросом. Внесение изменений в какой-либо части системы (в данном случае это род или структура личности клиента) обязательно вносит возмущение во всю систему в целом. «Побочный эффект» расстановки может оказаться непредсказуемым. Например, желание мужчины стать активнее и решительнее может привести к травме, от которой его защищала нерешительность. Вмешиваясь в систему с каким-либо сформулированным желанием, мы нарушаем гармонию, в которой система находилась до этого.

В формулировке задачи в ТРИЗ Альтшуллера одним из первых шагов является формула: «Идеальный конечный результат» (ИКР). ИКР относительно СР можно сформулировать следующим образом: «Чтобы расстановка состоялась, необходим расстановщик. Чтобы расстановка состоялась расстановщика быть не должно». Кажущееся противоречие как раз и отражает принцип «пустой середины». Процесс расстановки идеально сгармонизирован для клиента, когда влияние расстановщика на процесс расстановки сведён к минимуму. Причём минимазация этого влияния необходима на всех этапах расстановки, начиная с запроса.

2. Особенности расстановки без запроса: начальные данные, динамика нахождения решения, завершение процесса. Применение аутопоэза в расстановках без запроса.

Как же приблизиться к ИКР в СР? Годы практики, случайные открытия, целенаправленные исследования в этой области постепенно проявили возможность делать расстановку без запроса клиента (РБЗ). Достаточно его желания изменить свой жизненный сценарий, выйти на новые перспективы и возможности.
Первые опыты были проведены при работе с Арканами Таро. Совмещение арканов и СР - это тема отдельного доклада. Но именно оттуда пришла идея техники «Серебряная нить». Данную технику я стал с успехом применять на семинарах по СР в случаях, когда клиент не мог четко сформулировать запрос. Обычно это было состояние недовольства жизнью вообще, во всех её областях. Техника позволила из размытого недовольства сразу же выделить активные точки резонанса и без долгих поисков и домыслов приступать к решению ситуации. Клиенту это позволяло увидеть жизнь как целостный процесс и перейти к другому уровню понимания и, как следствие, принятия своей жизни.

Общая картина личности в РБЗ строится на базе начальной модели, структуры. Строго говоря, РБЗ относятся к категории структурных расстановок. При этом в названии точек нет конкретных обозначений, модель является максимально-обобщенной. Здесь главный парадокс в том, чтобы при отсутствии конкретики в модели получить объекты, максимально точно определяющие точки напряжения системы и при этом создающие между собой целостную картину внутреннего и внешнего мира клиента (Одна из разработок в этой области так и называется - «Карта личности»). Это тоже стремление к ИКР, о котором я упоминал выше.
Итак, необходима начальная структура, отвечающая требованиям ИКР. В этом докладе, немного позже, я просто назову отличительные особенности нескольких разработок нашей запорожской лаборатории.
Следующее необходимое условие для проведения РБЗ - состояние заместителей. Не скажу, что здесь обязательны супер-профессионалы. Но необходимо предварительная подготовка, чтобы настроить заместителей на различие тонких ощущений, на переживание состояний, а не на их описание. Очень важно, чтобы у заместителей отсутствовало желание проявить свою значимость в данной точке, а также желание помочь клиенту. Такую настройку я провожу перед каждым семинаром и из опыта могу сказать, что даже новички в состоянии качественно считывать и выражать информацию. При работе с РБЗ настройке следует уделить особое внимание и поддерживать это состояние в течение всего процесса.
Профессиональный уровень ведущего расстановки: полное доверие «правильности» протекания процесса, доверие переживаниям заместителей, умение отделять информацию и переживания от выражения мыслеформ и постоянно поддерживать систему в состоянии «чистого восприятия», умение обращать внимание на важные объекты и при этом удерживать целостную картину всей расстановки (объёмное внимание, состояние деконцентрации ). К слову, такой уровень ведущего желателен (а лучше сказать «обязателен») для всех видов СР. Но в РБЗ без него просто не обойтись.
Динамика процесса РБЗ должна проходить при минимальном влиянии на нее ведущего. Интервенции стоит делать лишь в точках кризиса, где динамика замирает. При этом необходимо выделять две точки напряженного взаимодействия, между которыми необходимо завершить застывшую ситуацию, разрешить конфликт.
Идеально динамика РБЗ проходит в аутопоэзе , когда система является саморегулирующейся и практически не требует вмешательства со стороны.
Во время всего процесса расстановки очень важно поддерживать осознанность и включенность клиента в процесс с помощью вопросов: Как это проявляется в Вашей жизни? Какие события соответствуют этому состоянию? Кто помогает Вам это переживать?
Идеальным результатом РБЗ является состояние системы, когда напряжение во всех точках исчезает, наступает динамическое равновесие, конфликт трансформируется в принятие. Завершение РБЗ аналогично завершению любой СР. Клиенту можно предложить почувствовать наиболее сильные точки системы.

Замечание: В РБЗ решение находится одновременно на нескольких системных уровнях. Каждый элемент системы является суммой проекций разных уровней, проявляющих одно, объединяющее их, состояние.

3. Область применения РБЗ:

1. Клиент избегает четкой формулировки проблемы, не может остановиться на чем-либо конкретном. Пример запроса: «Не знаю, что со мной происходит. Просто не хочется жить».
2. Расстановки по запросам давали частные результаты, не меняя картину в целом.
Пример. Женщина 48 лет в течение 5 лет делала расстановки у разных специалистов высокого профессионального уровня, но после каждой СР она продолжала попадать в неприятные жизненные ситуации, оставалась жертвой. РБЗ показала, что страдания для неё являются смыслом жизни и она сама создаёт ситуации, реализующие несчастья, как высшее предназначение. После РБЗ её отношение к жизни в корне поменялось. Приняв целостность своей жизни, она завершила страдать по поводу своих страданий.
3. Клиент по каким-либо не зависящим от него причинам не может сформулировать запрос. Пример. Женщина 35 лет с амнезией. Помнила себя до 12 лет, и ни о каком запросе речь идти не могла. Для неё была сделана техника «Серебряная нить», через которую вышли на убийство матерью собственной дочери из мести мужу, который любил ребёнка. Это была ситуация, которую просто нельзя было помнить. Через две недели память к женщине вернулась без всяких дополнительных воздействий.
4. В классической СР динамика отсутствует, картина выглядит «застывшей», нет выраженных отношений между объектами системы.
Пример. Женщина 33 лет сделала запрос об неудачных отношениях с мужчинами в двух браках. Её расстановка по запросу не давала никакого решения. Заместители находились в некоем трансе и безразличии к происходящему, хотя общее впечатление от расстановки было гнетущим. Я прекратил расстановку и сделал на следующий день «Виртуальный сканер». Здесь и была получена картина глубоко скрытого инцеста в роду.
5. Расстановка, как путь развития личности. Нет запроса о решении проблемы, но есть желание повысить эффективность себя как системы, перейти на другой уровень восприятия жизни. Таких людей становится в последнее время достаточно много. Есть нюанс работы с такими клиентами, которые увлекаются различными эзотерическими практиками. Очень часто они попадают в плен иллюзий и моделей о мире, заменяя ими реальную жизнь. РБЗ в этих случаях очень четко проявляет истинную картину жизни человека и те программы, которым он следует.

«Серебряная нить». Эта техника предусматривает поиск наиболее сильных точек-привязок человека в жизни. Эти точки создают срез жизни, в котором отражена сущность текущего жизненного сценария: проблемы и ресурсы одновременно. СН даёт мгновенный срез личности.
«Карта личности». Эта структурная расстановка воспроизводит модель человеческой личности как этапы её развития, этапы познания. Эта структура позволяет диагностировать не только настоящие, но и возможные в будущем события, связанные с наличием в структуре личности родовых переплетений. Структура строится в виде четырех полей на плоскости, с каждого из которых одновременно снимается информация. Два поля отражают сознательные процессы, два - подсознательные, а также внутренние и внешние. Изменение в одной точке поля одновременно проявляет динамику во всех остальных сферах деятельности.
«Виртуальный сканер». Начальная структура: фокус и пять-семь ключевых точек множества системы. Весь процесс в динамике разворачивается вокруг фокуса. При этом каждый заместитель в общем взаимодействии проявляет какую-то из ярких частей личности клиента и систему его взаимоотношений. В ВС проявляется динамика прошлого, настоящего и будущего.
«Магия энергий». Усовершенствованная модель ВС, проводимая в аутопоэзе. Фокус и ключевые точки выбираются с позиции максимального проявления эмоционально-чувственного фона человека (максимального переживания). Т.о. ключевые точки становятся кризисными, или точками экстремума. Пример назначения: фокус - «то, что для меня жизненно-важно», ключевые точки - «то, что для меня смертельно-опасно».
«Расстановка Тайны». Позволяет сразу же выйти на самое мощное переплетение, которое человек проявляет в разные моменты и в разных областях жизни. Показывает, как тайна рода отражается в реальности человека, каковы его истинные стремления души и истинные цели. Позволяет интегрировать этот опыт прошлого как поддерживающий ресурс при движении к цели.

5. Системный взгляд на РЕШЕНИЕ в системной расстановке. Уровни и этапы поиска решения с учетом спиральной динамики развития.

Системные уровни решения в СР - это тема целого исследования, проведенного в нашей лаборатории. Вкратце, результаты исследования на основе тетралеммной расстановки показали, что существуют разные уровни решения СР.
1. Решением может являться осознание причин проблем, получение информации о своих истоках. Это на первом этапе даёт принятие силы рода и прилив жизненной энергии.
2. В качестве решения может использоваться состояние замешательства клиента от переживания незнакомых ранее состояний. В этом есть плюс, т.к. система остаётся в состоянии неустойчивого равновесия и это позволяет ей использовать полученный импульс для движения. Но также есть и вероятность, что клиент вернется к прежнему, привычному, опыту за неимением другого, из страха перед неизвестностью. В любом случае следует проявлять уважение к выбору клиента и его ответственности за собственную жизнь.
3. Решение, найденное путем СР для клиента может вызывать неоднозначные реакции во внешнем пространстве. Изменения внутри влекут за собой события вовне, причем как приятные, так и не очень. Разные клиенты имеют разную степень готовности к переживанию сильных эмоций.
4. Решение в СР может приводить к переходу на качественно-новый уровень сознания, если человек уже прошел предыдущий этап своего развития и находится на границе.

Если мы примем во внимание спиральную динамику развития Грейвза , то в РБЗ можно отследить, на каком уровне развития находится клиент, и определить, какой уровень решения он в состоянии принять на сегодняшний день. Можно предвидеть трудности, с которыми столкнется клиент после расстановки, и обеспечить ему соответствующее сопровождение после процесса. Важно знать, что попытка перескочить через уровни обречена на провал. Это всё равно, что предложить ученику начальной школы решить задачу высшей математики.

6. Результаты проведений расстановок без запроса. Перспективы развития.

Общее впечатление от работы с РБЗ. Этот вид расстановок в несколько раз повышает эффективность и глубину процесса. Он позволяет клиенту совершить скачок, для которого могло бы понадобиться несколько (а то и несколько десятков) СР. С другой стороны, в этом есть и сложность, т.к. не каждый клиент имеет изначальный настрой и уровень осознания для работы на такой глубине. Либо человек должен очень ответственно воспринимать себя как творца своей жизни, либо его состояние настолько кризисное, что другие методы не дадут нужного результата.

Следует отметить, что общие подходы, описанные в моем докладе как необходимые условия для проведения РБЗ, значительно повышают качество ЛЮБОЙ расстановки. (Минимизировать действия расстановщика, настраивать заместителя на «чистое восприятие», следовать динамике системы и принимать её правильность).
Если найти смелость посмотреть на процесс развития метода СР с точки зрения ИКР, то вполне возможно, что качество ведущего расстановок будет возрастать, а необходимость проявленных, демонстрируемых явно, действий - уменьшаться. Возможно, это проявление тенденции всего человечества к переходу на новый уровень развития - интеграционный, когда растёт важность качества отдельной личности как элемента всеобщего взаимодействия .

Литература.

1. Хеллингер Б. «Психотерапия и религия» в сборнике Г. Вебер «Практика семейной расстановки», М. 2004
2. Альтшуллер Г.С. «Алгоритм Изобретения» Московский рабочий. 1973
3. Бахтияров О. «Деконцентрация»
4. Варела Ф. «Автономность и аутопоэз»
5. Varela, F., H. Maturana, and R. Uribe: Autopoiesis, the organisation of living systems, its characterization and a model, Biosystems 5:187 (1974).
6. Грейвз Г. Спиральная динамика развития.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: