Укажите интенсивный способ преодоления информационной перегрузки. Информационная перегрузка

Информационная перегрузка — это такое состояние организма, при котором объём поступающих стимулов превышает способность организма его обработать. Проще говоря, информации много, а мозг — один. Кроме того, немаловажное значение имеет и качество поступающей информации. Если она агрессивна и навязчива, то шансы «заработать» перегрузку резко увеличиваются: ведь от таких стимулов отвлечься куда труднее.

Каковы признаки информационной перегрузки?

Падает продуктивность мышления.

То есть снижается способность человека эффективно решать поставленные перед ним задачи. Возникает смутное чувство «отупения», ощущается невозможность справиться с тем, с чем раньше справлялся.

Трудно сосредоточиться.

В голове гул, хаос и бардак, а поток мыслей никак не удаётся остановить: мозг всё работает и работает, но никак не наступает ясность.

Тело в буквальном смысле пытается сообщить, что «переварить» такое количество информации оно не может. К телесным симптомам также относятся головокружение, напряжение в челюстях, боль в шее, нарушения сна и аппетита.

Тревога и беспокойство.

Информационная перегрузка не даёт организму расслабиться, он постоянно находится в боевой готовности: вдруг нужно будет ещё какую информацию обработать?

Увеличение количества ошибок.

Огромное количество самой разной информации приводит к тому, что порой на переключение между одной и другой задачей тратится куда больше времени, чем на их решение. Стоит ли говорить, что как следует погрузиться в какую-то из проблем, не спеша рассмотреть варианты её решения и выбрать наиболее оптимальный в таком состоянии просто невозможно.

Ухудшение памяти.

Запоминание требует определённого времени: на то, чтобы воспринять информацию, переместить её в долговременную память, да потом ещё и извлечь оттуда. А постоянный поток входящих данных не даёт возможности проделать все эти операции.

Что делать?

1. Фильтровать входящую информацию.

То есть ограничить либо её количество, либо качество. Самое время «почистить» ленту ВКонтакте, отписаться от рассылок по электронной почте, убрать номер своего мобильного из базы назойливых рекламщиков.

А самое лучшее, чем можно себя «починить» — это хотя бы один день в неделю проводить без телефона и ноутбука.

2. Не забывать про сон.

Риск информационной перегрузки и хронической усталости выше у тех людей, которые не соблюдают баланс труда и отдыха. Банально, но куда же от этого денешься.

3. Распределять нагрузку на организм.

Какие органы восприятия чаще всего попадают под «обстрел» информацией? Если вы много читаете, пишете, смотрите — значит, глазам вашим больше всего досталось. То есть стимулы чаще всего — визуальные. Очень хорошо поможет расслабиться и справиться с перегрузкой, например, переключение внимания на телесные или слуховые ощущения. Закрыли глаза — и слушайте оперу на здоровье!

4. Физические нагрузки.

Иногда достаточно просто пройтись пешком — и в голове всё встанет на свои места. Особенно если гуляете вы в одиночестве и кофеёк попиваете.

5. Природа.

Ни для кого не секрет, что снизить тревожность, отдохнуть и переключиться на более медленный темп (в наше время можно даже сказать: на более естественный) помогает наблюдение за природой. Конечно, каждый вечер в Альпах не проведёшь. Но давно ли вы смотрели документальное кино про флору и фауну? Каким-то волшебным образом фильмы про зверей и природу настраивают нас на здоровый лад.

6. Фототерапия.

Замечали, что тёплые страны творят чудеса с телом и психикой? Конечно, замечали. Даже самый унылый житель Петербурга становится если не активнее, то уж точно веселее. А дело всё в солнце. Если сильно упростить, то можно сказать, что наше тело работает на солнечных батарейках. Что делать моим землякам? Ходить в солярий. От пяти минут в месяц вы точно не пострадаете ни физически, ни материально. А вот состояние станет намного лучше. Проверьте.

Проще говоря — нарисуйте в виде схемы то, что происходит в вашей голове. Например, задачу, оттуда (стрелочками) возможные варианты её решения, а от каждого из них — последствия этих решений. Очень хорошо помогает навести порядок в голове.

Скорость жизни увеличивается, и справиться с этим нелегко. Как оказалось, эволюция-то тоже не стоит на месте. Мы меняемся вместе с миром, пытаемся приспособиться. В результате можно наблюдать, что чем младше поколение — тем сильнее меняются его способы обработки информации.

Что такое информационная перегрузка людей и каковы ее последствия для продуктивности? Как бороться с информационной перегрузкой?

Объемы информации, обрушивающейся на нас везде, куда бы мы ни направились, постоянно растут, и, как следствие, нам приходится впитывать и реагировать на огромное количество ненужных данных.

  • Сегодня имеется гораздо больше средств оперативной связи и доступа к данным. Мобильные телефоны, Интернет, голосовая и электронная почта, мгновенный обмен сообщениями, теле- или видеоконференц-связь существенно способствуют увеличению и ускорению информационного потока.
  • Несмотря на большую доступность информации, меньше людей занимаются ее управлением. На смену секретарям и персональным ассистентам пришли ноутбуки и карманные компьютеры.
  • Все хотят получать информацию максимально быстро. Так, многие клиенты уже привыкают к тому, что сделать покупку можно за считанные минуты, просто пару раз щелкнув компьютерной мышкой. Чтобы разместить заказ, им теперь не нужно ждать, пока кипа бумаг пройдет через несколько рук.
  • Существенные изменения претерпела и организация деятельности: реализация многих проектов теперь поручается внешним исполнителям, что требует бесперебойной и оперативной связи между многочисленными группами работников. Если служебные обязанности сотрудника предполагают его участие в нескольких проектах сразу, его могут заваливать информацией со всех сторон!
  • Глобализация и дерегулирование открыли перед нами новые возможности, но вместе с тем обусловили рост конкуренции и необходимость тщательно анализировать быстро меняющийся рынок.

Основная проблема заключается в том, что нам всем приходится иметь дело с информационными потоками без какой-либо подготовки и наличия времени! Часто мы испытываем трудности с обработкой этих потоков - нас не покидает ощущение, что мы тонем в них, изо всех сил стараясь выкраивать время на более важные задачи.

  • Каков масштаб проблемы?

Многие из нас осознают, что для того чтобы хорошо выполнять свою работу, нужно уметь управляться с потоком информации, однако на обработку огромных объемов данных требуется все больше и больше времени.

Его нехватка приводит к стрессу, а иногда - и к полному истощению (см. статью о том, ). Согласно результатам исследования, проведенного Reuters, две трети менеджеров имеют повышенное давление, а треть - разного рода проблемы со здоровьем, обусловленные информационной перегрузкой.

  • Каков результат?

Информационная перегрузка является одной из основных причин стресса на работе. Он, в свою очередь, влияет на все аспекты нашей жизни, поскольку проявляется, среди прочего, в виде необоснованной тревоги, проблем с кратковременной памятью, снижения концентрации внимания и ухудшения навыков принятия решений.

Информационная перегрузка и методы борьбы с ней

#1 Возьмите проблему под контроль. Управление информацией, как и планирование времени, требует прежде всего дисциплинированности. Чтобы держать все под контролем, вам нужно решить для себя, сколько времени вы готовы тратить на ее обработку.

Прежде всего, определите свои ограничения и создайте личную систему управления информацией. Это может быть установка четких временных рамок в отношении просмотра электронных сообщений и ответов на них, поручение работы с ними своему ассистенту или написание ответов только на те, которые представляют для вас интерес.

Сформулируйте ряд критериев, позволяющий вам фильтровать их поток. Даже если случайно вы упустите что-то важное, не беспокойтесь: действительно важная информация так или иначе попадет в поле вашего зрения.

Неплохо было бы избавиться от информации, на которую вы тратите время понапрасну.

К примеру, вы можете попросить удалить вас из перечня сотрудников вашей компании, которым рассылаются по большей части бесполезные электронные сообщения «для всех»; направить запрос на хороший фильтр спама в ИТ-департамент или же попросить предоставлять вам только краткую сводку по слишком длинным протоколам совещаний или отчетам.

#2 Рационально подходите к поиску информации. При поиске информации помните о « »: 20% того, к чему вы получили доступ, содержит 80% необходимой вам информации.

Сейчас на нас обрушивается такой поток информации, что боязнь упустить что-то из виду побуждает нас просматривать бесконечное количество данных, на что, естественно, уходит масса времени.

Помните, что до появления интернета людям приходилось принимать решения в условиях частичной информированности и это считалось одним из управленческих навыков. Старайтесь наряду с приобретением знаний развивать интуицию – и то, и другое сослужит Вам хорошую службу.

В рамках нового рационального подхода к поиску знаний выделите для себя основные места поиска информации и приучите себя заходить только туда. Вам уже известны качественные сайты, специализирующиеся на Вашей сфере деятельности, так зачем же тратить время на посещение чего-то еще?

Просматривайте только данные, имеющие отношение к Вашей работе, проекту или потенциальному решению. Не забывайте о принципах планирования времени, поскольку они тоже являются эффективным средством борьбы с информационной перегрузкой.

В большинстве случаев все необходимые данные Вы черпаете на нескольких основных сайтах, так что не стоит тратить время на поиск новых. Помните, что чем конкретнее Ваши поиски, тем эффективнее они будут – большую часть необходимой информации Вы получаете в первые 10-15 минут.

#3 Научитесь говорить «нет». Старайтесь не выполнять функций поисковой машины для тех, кому-то лень самому это сделать. Если Вас просят о чем-то подобном, отвечайте вежливо, но вместе с тем , если Вы и без того завалены работой, не давайте ни единого намека на то, что можете выполнить такую просьбу.

#4 Ограничивайте свою доступность. Если Вы хотите, чтобы Вам не мешали во время небольшой передышки, отключайте мобильный телефон или же включайте переадресацию звонков на голосовую почту. Это поможет Вас после решить, кому перезвонить и когда. Те, кому необходимо срочно с Вами связаться, найдут способ, как это сделать.

#5 Научитесь выбрасывать ненужное. Имейте смелость выбросить бумаги с данными или удалить файлы, если они Вам уже не нужны.

Существуют следующие типичные ошибки при попытке справиться с информационной перегрузкой.

#1 Вы погружаетесь в детали. Погружение в детали имеющейся информации – зачастую напрасная трата времени. Люди часто опасаются, что упустят из виду что-то важное, если не просмотрят все доступные источники. Не поддавайтесь соблазну изучать всю информацию, которая появляется на экране вашего компьютера или попадает на ваш рабочий стол.

#2 Вы не расставляете приоритеты. Определение степени значимости полученной информации позволит вам экономить целые часы, и к тому же вы вполне можете делегировать часть работы по ее обработке одному из членов своей команды, пояснив, на чем следует сосредоточиться и что бы вы хотели получить.

Не забудьте дать своему коллеге четкие указания и назначить срок выполнения, но постарайтесь при этом не усугублять его информационную перегрузку!

#3 Вы никогда не «отключаетесь». Неумение «отключиться» от информационного потока может обусловить чрезмерное напряжение и пере­утомление. У вас может повыситься кровяное давление, ухудшатся мыслительные способности, вы можете полностью исчерпать свой запас терпения.

Подобно тому как организму необходим отдых, в нем нуждается и разум - и не только во время сна. Практика показывает, что применение таких методик, как медитация или йога, укрепляет здоровье, улучшает память и стимулирует творческие способности, а также способствует повышению продуктивности и улучшению самочувствия.

Если же эти методики вас не привлекают, попробуйте другие расслабляющие занятия, как то слушание музыки, чтение или легкие физические упражнения. Полезно все, что дает возможность разуму немного отдохнуть.

Таким образом, информационная перегрузка — довольно серьезная проблема, распространенная в самых разных областях жизнедеятельности человека. Чтобы поддерживать высокую работоспособность, она требует пристального внимания, дисциплины и последовательно применяемых мероприятий.

Информационная перегрузка

На доске объявлений слишком много информации

Понятие «Информационная перегрузка» популяризировал Элвин Тоффлер в своем бестселлере «Шок будущего» 1970 года. Термин относится к трудности понимания проблемы и принятия решений, причиной которой является избыток информации. Сам термин упоминается в книге Бертрама Гросса «Управление организацией» 1964 года.

Термин и концепция предшествовали Интернету, и могут оцениваться с точки зрения библиотечных и информационных наук, а также с точки зрения психологии. В психологии информационная перегрузка относится к переизбытку входящей в наше сознание информации. По Тоффлеру, информационная перегрузка - это сенсорная перегрузка в Информационную эпоху, термин, который был введен в 1950 году. Сенсорную перегрузку понимали как причину дезориентации и отсутствие ответной реакции. Тоффлер утверждал, что информационная перегрузка имеет подобного рода эффект только на более высоком когнитивном уровне, он пишет: «Когда человек погружается в быстро и нерегулярно меняющуюся ситуацию или новый насыщенный контекст, его предсказательная точность падает. Он больше не может сделать достоверную оценку, от которой зависит рациональное поведение.»

По мере того как мир входит в новую эпоху глобализации, все большее число людей подключается к Интернету, чтобы провести собственное исследование и получить возможность производить и потреблять данные со все большего количества сайтов. Юзеры теперь классифицируются как активные пользователи, потому что все большее количество людей становится охваченным цифровой эпохой. Все большее число людей считаются активными писателями и зрителями из-за своего участия. Этот поток создает новую жизнь, где мы находимся в опасности стать зависимыми от этого метода доступа к информации. Поэтому мы видим, информационная перегрузка из-за мгновенного доступа к такому количеству информации не гарантирует достоверности и отсутствие дезинформированности.

По данным университета Сиэтла Sonora Jha, журналисты используют веб для проведения своих исследований, получения информации в отношении источников для интервью и пресс-релизов, обновления новостей в интернете и, таким образом, это показывает постепенный сдвиг в отношениях из-за быстрого роста Интернет. Лоуренс Лессиг описал природу интернета как «чтение-запись».

История

Ранняя история

Информационная перегрузка была зарегистрирована во все периоды, когда достижения в области технологии увеличили производство информации. Уже в 3 и 4 веках до нашей эры люди относились к информационной перегрузке с неодобрением. Примерно в это же время Экклезиаст писал: «А сверх того, сын мой, остерегайся составлять много книг - конца не будет; а много читать - утомительно для плоти». В 1 веке нашей эры Сенека Старший прокомментировал, что «обилие книг является отвлечением внимания». Аналогичные жалобы вокруг роста книг были также упомянуты в Китае.

Ренессанс

Общие причины

Основные причины информационной перегрузки включают:

  • стремительный рост новой информации, которая производится
  • простота дублирования и передачи данных через интернет
  • увеличение доступных каналов входящей информации (например, телефон, электронная почта, мгновенный обмен сообщениями, rss)
  • большое количество исторических сведений
  • противоречия и неточности в имеющейся информации
  • низкое соотношение сигнал/шум
  • отсутствие метода сравнения и обработки различных видов информации
  • куски информации не связаны или не имеют общей структуры для выявления их отношений

Электронная почта остается основным источником информационной перегрузки, так люди пытаются идти в ногу со скоростью входящих сообщений. Также как с фильтрацией нежелательных рекламных сообщений (спама) пользователям приходится бороться с растущим использованием вложений в электронной почте в виде объемных докладов, презентаций и мультимедийных файлов.

В 2007 году блог New York Times описал e-mail как причину, по которой экономика теряет 650 миллиардов долларов. В апреле 2008 года New York Times сообщила, что "электронная почта стала бичом некоторых людей в профессиональной жизни" из-за перегрузки информацией, но "ни один из современных громких интернет-стартапов, сосредоточенных на электронной почте, в действительности не устраняет проблему перегрузки, потому что никто не помогает готовить нам ответы".

В январе 2011 года Eve Tahmincioglu, работающая в MSNBC написала статью под названием «Что делать с переполненным почтовым ящиком». Компилируя статистические данные с комментариями экспертов, она сообщала, что в 2010 году 294 млрд сообщений отправлялось ежедневно, в 2009 - 50 млрд. Цитируя автора: Маша Эган, эксперт по рабочей продуктивности, заявила, что люди должны понимать разницу между работой с электронными письмами и их сортировкой. Это означало, что прежде, чем сразу же отвечать на каждое письмо, следует удалить ненужные электронные письма и рассортировать остальные. Потом Эган говорит: мы более проводимые, чем когда-либо прежде, и в результате мы должны быть более внимательны, управляя электронной почтой, иначе она будет управлять нами.

The Daily Telegraph цитирует Николаса Карра, бывшего исполнительного редактора Harvard Business Review и автора книги «Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами», в которой говорится, что электронная почта эксплуатирует наш основной человеческий инстинкт поиска новой информации, делая людей зависимыми, заставляя их «бездумно нажимать рычаги в надежде получить дозу социальной и интеллектуальной пищи». Его озабоченность разделяет Эрик Шмидт , исполнительный директор Google , который заявил, что «мгновенные устройства» и обилие информации, воздействию которой люди подвергаются посредством электронной почты и других технологических источников может оказывать воздействие на мыслительный процесс, препятствуя глубокому мышлению, пониманию, тормозит формирование воспоминаний и затрудняет процесс обучения. Это состояние «когнитивной перегрузки» уменьшает возможность удержания информации и не позволяет соединить воспоминания, переживания, хранящиеся в долговременной памяти, оставляя мысли «тонкими и рассеянными». Это отражается и в образовательном процессе.

Технологические инвесторы проявляют аналогичную обеспокоенность.

В дополнение к электронной почте, мировая паутина предоставила доступ к миллиардам страниц информации. Во многих офисах работникам предоставлен неограниченный доступ в интеренет, позволяя им управлять своими собственными исследованиями. Использование поисковых машин позволяет пользователям быстро находить информацию. Тем не менее, информация, опубликованная онлайн, не всегда надежна из-за отсутствия полномочий утверждения и обязательной точности проверки перед публикацией. В результате люди пользуются перекрестной проверкой читаемых материалов перед принятием решения, и это занимает больше времени.

Реакции

Реакция бизнеса и власти

Многие ученые, корпоративные лица, принимающие решения, и федеральные политики признают величину и растущее влияние этого явления. В июне 2008 года группа заинтересованных исследователей из разнообразных корпораций, небольших компаний, академических учреждений и консалтинговых агентств создали Группу Исследования Информационной Перегрузки, некоммерческая заинтересованная группа, посвященная повышению осведомленности, обмену результатами научных исследований и содействию создания решений вокруг информационной перегрузки.

Недавние исследования показывают, что «экономия внимания» возникает от информационной перегрузки, что позволяет интернет-пользователям обрести больший конроль над их онлайн-опытом, особенно в отношении средств связи, таких как электронная почта и сервисы мгновенных сообщений. Это может предполагать какую-то стоимость для привязанных к электронным письмам. Например, менеджеры взымают небольшую плату за каждое полученное письмо, например, 5$, которое должен оплатить отправитель. Цель такого начисления в том, чтобы заставить отправителя рассмотреть необходимость перерыва. Однако, такое предложение подрывает основу популярности e-mail, а именно - ее бесплатность.

СМИ

СМИ, как и Интернет, проводят исследования в целях содействия повышению степени осведомленности об информационной перегрузке. В исследовании «Предвестники рака информационной перегрузки: результаты национального опроса» проводилось изучение относительно людей, которые столкнулись с информационной перегрузкой при поиске медицинской информации о раке, и влиянии этого процесса на них. Вывод из исследования объясняет как должна быть распределена медицинская информация и как должны проводиться информационные кампании для предотвращения распространения в интернете неуместной или некорректной информации.

Кроме того, существует множество книг, публикующихся, чтобы способствовать более глубокому пониманию информационной перегрузки и обучить читателя обрабатывать информацию более осознанно и эффективно. Это такие книги как «Выживание в информационной перегрузке» Кэвина Миллера, «Управление информационной перегрузкой» Линн Лайвели и «Принцип релевантности» Стефании Лучетти, продуктивно рассматривающие эту тему.

Проблема организации

Некоторые ученые-когнитивисты и графические дизайнеры подчеркивают различие между сырой информацией и информацией в той форме, в которой мы можем использовать ее в мыслительных операциях. С этой точки зрения информационную перегрузку нагляднее будет показать как организацию недогрузки. То есть, они предполагают, что проблема заключается не столько в объеме информации, но в том, что мы не можем понять, как ее использовать в сыром или предвзятом виде, в котором она предстает нам. Авторы, которые приняли этот курс, художник-график и архитектор Ричард Соул Вурман (человек, который придумал фразу «информационный архитектор») и статистик и когнитивный ученый Эдвард Тафт. Вурман использует термин «информационная тревога», чтобы описать наше отношение к объему информации в целом и наши ограничения на ее обработку. Тафт, в первую очередь, фокусируется на количественной информации и анализирует способы организации больших сложных наборов данных визуально облегчающих ясное мышление.

Литература

  • * Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 114-121. .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационная перегрузка" в других словарях:

    информационная перегрузка - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN information overloadinformation overloading … Справочник технического переводчика

    Информационная война - – этот термин впервые оказался в фокусе общественного внимания в связи с войной в Персидском заливе в 1991. Вообще, венцом классической военной истории являются две мировые войны XX века. Технический прогресс достиг невиданных ранее высот, до… … Энциклопедический словарь СМИ

    Р. имеет отношение к изучению продуктивной деятельности человека, а тж физ. и психич. реакций людей на затраты энергии в производственной и непроизводственной обстановке. Было установлено, что утомление, как психическое, так и физическое,… … Психологическая энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Интернет з … Википедия

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА

Если сверхвозбуждение на сенсорном уровне увеличивает искажение, с которым мы воспринимаем реальность, то когнитивное (на уровне сознания) сверхвозбуждение создает помехи нашей способности «думать». Одни люди реагируют на новость непроизвольно, другие сначала осознают и обдумывают ее, и это зависит от способности впитывать, обрабатывать, оценивать и хранить информацию.

Рациональное поведение, как правило, зависит от непрерывного поступления потока данных от окружающей среды. Оно зависит от возможности индивида предсказать более или менее точно и честно последствия своих собственных действий. Индивид должен быть способен предвидеть, как будет реагировать окружающая среда на его действия. Поэтому здравый ум как таковой строится на этой человеческой способности предвидеть свое непосредственное личное будущее, основываясь на информации из окружающей среды.

Однако когда индивид окунулся в быстро и хаотично меняющуюся ситуацию или в напичканную новостями среду, точность его предвидения стремительно падает. Он не может больше делать разумные корректирующие оценки, от которых и зависит рациональное поведение.

Для того чтобы компенсировать это, чтобы поднять точность своего предвидения до нормального уровня, человек должен схватывать и далее получать гораздо больше информации, чем до того. Он должен это делать с экстремально большой скоростью. Короче, чем быстрее возникают изменения и новизна в окружающей среде, тем в большей информации нуждается индивид, чтобы наиболее эффективно реагировать и принимать рациональные решения.

Однако есть пределы восприятия сенсорной информации, есть генетический ограничитель нашей способности перерабатывать информацию. Говоря словами психолога Джорджа Миллера из Рокфеллеровского университета, это «строгие ограничения на количество информации, которое мы в состоянии принять, обработать и запомнить». Классифицируя информацию, реферируя и «кодируя» различными способами, мы в состоянии расширить эти пределы до тех пор, пока не получим веские основания считать, что наши возможности исчерпаны.

Для того чтобы обнаружить и измерить эти внешние пределы, психологи и специалисты в теории информации используют методы тестирования того, что они называют «пропускной способностью каналов» человеческого организма. Для того чтобы осуществить эти эксперименты, они рассматривают человека в качестве «канала». Информация входит в него извне. Она воспринимается и перерабатывается, затем «выходит» в виде поступка, основанного на принятом решении. Скорость и точность переработки человеком информации может быть измерена сравнением скорости подачи входной информации со скоростью и точностью выходной информации.

Информация определяется и измеряется в особых единицах, называемых бит. Теперь эксперименты устанавливают скорость обработки информации, включая широкий круг заданий: чтение, печатание на машинке, игра на пианино, чтобы создать числовые шкалы или вычислительное устройство. И поскольку исследователи расходятся в мнениях относительно точности получаемых данных, они строго договариваются о двух основных принципах: во–первых, что человек имеет ограниченную «пропускную способность»; во–вторых, что переполнение системы приводит к серьезным нарушениям в поведении. Представим себе, например, рабочего сборочного конвейера на фабрике, производящей детские кубики. Его работа - нажимать на кнопку всякий раз, когда красный кубик проходит перед ним по ленте конвейера. Пока лента конвейера движется с умеренной скоростью, у него не возникает серьезных трудностей. Его деятельность проходит со стопроцентной точностью. Мы знаем, что, если скорость слишком мала, его сознание будет рассеиваться, мысли блуждать и его деятельность будет ухудшаться. Мы также знаем, что, если лента движется слишком быстро, он будет работать неуверенно, пропускать моменты нажатия кнопки, путаться, возрастет несогласованность его действий и работы конвейера. Он станет напряженным и раздражительным. Он может даже ударить по машине - от полного бессилия. В конце концов он откажется участвовать в тестировании.

В этом случае требования к информации просты, но картина подходит и для более сложного испытания. Пусть теперь кубики, идущие по ленте конвейера, разноцветные. Рабочему полагается нажимать кнопку только тогда, когда появляется определенное сочетание цветов - ну, скажем, за желтым кубиком следуют два красных и один зеленый. В этом задании он должен получать и обрабатывать гораздо больше информации, перед тем как решить, нажимать ли ему на кнопку. Все остальное остается прежним, и у него будут такие же трудности, возрастающие по мере ускорения движения линии конвейера.

В еще более усложненном задании мы не только ставим рабочего в зависимость от количества данных, которые он должен переработать, перед тем как решить, нажимать ли ему кнопку, но мы заставляем его решать, какую из нескольких кнопок ему нажать. Мы также меняем число нажатий на каждую кнопку. Теперь его задание выглядит так: для набора цветов желтый–красный–красный–зеленый нажми на кнопку номер 2 один раз; для набора зеленый–голубой–желтый–зеленый нажми на кнопку номер 6 три раза; и т. д. Такие задания требуют от рабочего обрабатывать большое количество информации, чтобы выполнить данное ему задание. Изменение скорости конвейера в этом случае сразу сведет на нет точность его работы. Подобные эксперименты были проведены для того, чтобы оценить влияние дополнительной степени сложности задания на поведение исполнителя. Тесты усложнялись, они включали световые вспышки, музыкальные звуки, письма, символы, разговоры и широкий круг других раздражителей. Испытуемых просили постукивать пальцами по столу, говорить отдельные фразы, решать головоломки, а также выполнять набор других заданий - это приводило их к полной неспособности что–либо делать.

Результаты недвусмысленно показали, что, независимо от характера задания, существует скорость предъявления, превысив которую, задание выполнить нельзя - и не просто из–за неадекватности мышечного усилия, отсутствия проворства, ловкости. Предел скорости чаще навязывался сознанием, а не мышечными ограничениями. Эти эксперименты обнаружили также, что чем больше времени давалось испытуемому на выбор решения и доведение дела до конца, тем больше альтернативных линий поведения ему открывалось.

Ясно, что эти открытия могут помочь нам понять известные формы психологических и даже психических расстройств. Руководители озабочены требованиями быстрого, непрерывного и комплексного принятия решений; люди завалены информацией, фактами и все время подвергаются тестированию; домохозяйки противостоят орущим детям, резким телефонным звонкам, сломанным стиральным машинам, воплям рока из комнаты подростков и жалобному вою телевизора из маленькой гостиной. Способность людей думать и действовать существенно ослаблена воздействием, наплывом информации, сокрушающей их органы чувств. И более чем вероятно, что некоторые симптомы, отмеченные у солдат, попавших в состояние стресса во время сражения, у жертв стихийных бедствий и у путешественников, испытавших культурный шок, родственны этому типу информационной перегрузки.

Один из пионеров изучения информатики, д–р Джеймс Г. Миллер, директор института исследования душевного здоровья при Мичиганском университете, решительно заявил, что «насыщение человека информацией в количествах, больших чем он в состоянии переработать… ведет к срыву». Он заявил, что уверен в том, что информационная перегрузка может быть причиной различных форм душевных заболеваний.

Например, одна из поразительных черт шизофрении - «неточная ассоциативная реакция». Идеи и слова, которые должны быть связаны по аналогии в мозгу субъекта, не соединяются, и наоборот, соединяются те, которые у нормальных людей совершенно не ассоциируются друг с другом. Шизофреник стремится думать в случайных или чересчур субъективных категориях. Если дать набор различных фигур - треугольников, кубов, конусов и т. п., - нормальный человек разберет их, исходя из их геометрических свойств. Шизофреник, которого попросят классифицировать их, скорее всего скажет: «Это все солдаты» или «Они все наводят на меня уныние».

В книге «Беспорядки в информации» Миллер описывает эксперименты, в которых использовались тесты на ассоциации слов, позволившие сравнить нормальных людей и шизофреников. Нормальные испытуемые были разбиты на две группы, у них просили найти ассоциации различных слов с другими словами или понятиями. Одна группа работала в своем естественном ритме. Вторая работала под давлением ограничения по времени, т.е. в условиях убыстряющегося поступления информации. Испытуемые, находящиеся в условиях ограничения времени, выдали реакции, более похожие на реакции шизофреников, чем на реакции нормальных испытуемых, работавших в собственном ритме. Аналогичные эксперименты, проводившиеся психологами Г. Уздански и Л. Чапменом, сделали возможным более тонкий анализ типов ошибок, которые совершали испытуемые, работавшие под давлением ограничения времени и высокой скорости предъявления информации. Они тоже заключили, что возрастание скорости реакции среди нормальных людей дает ошибки того же характера, что и ошибки, характерные для шизофреников.

«Можно предположить одно, - заключает Миллер, - …что шизофрения (как все еще непознанный процесс, возможно, связанный с дефектом метаболизма, который усиливает нервный «шум») снижает пропускную способность каналов, что включает в себя и обработку познавательной информации. Шизофреники, таким образом… испытывают трудности при получении информации, входящей с обычными скоростями, точно так же как нормальные люди испытывают трудности при получении информации с увеличенными скоростями. В результате шизофреники при обычных скоростях поступления информации делают такие же ошибки, какие делают нормальные люди при ускоренных темпах поступления информации». Короче, Миллер доказывает, что механизм человеческого поведения ломается под действием перегрузки информацией, что может быть связано с психопатологией, а это мы еще не начинали изучать. Но уже сейчас, не понимая ее потенциального влияния, мы увеличиваем скорости изменений в обществе. Мы давим на людей, заставляя их адаптироваться к новым ритмам жизни, сталкиваться с новыми ситуациями и справляться с ними за все более короткое время. Мы заставляем их выбирать быстро меняющиеся предметы. Другими словами, мы побуждаем их обрабатывать информацию с гораздо большей скоростью и в более быстром ритме, чем в медленно меняющихся обществах. Поэтому можно не сомневаться, что мы подвергаем по меньшей мере некоторых из них перевозбуждению сознания. Какие последствия это будет иметь для душевного здоровья людей в технически развитых обществах - еще надо определить.

Информационная перегрузка сознания становится всё более распространённой проблемой общества. Сегодня учёные говорят об этом как о вполне реальной угрозе для здоровья, ставя её в один ряд с другими факторами физических болезней.

Жизнь современного человека немыслима без информации. Мы живём в информационном потоке - стремительном, безграничном и быстро меняющемся. Доступность информации, её неохватный объём, возможность в любую секунду узнать то, что вас интересует и даже больше - это и есть современный информационный мир. Однако такая среда вовсе не помогает накапливать знания, развивать мозг и мышление. И, даже наоборот, может привести к информационной перегрузке сознания.

Это состояние возникает, когда количество поступающей полезной информации превосходит возможности её восприятия, т. е. наше сознание становится не способно справиться с таким информационным потоком. Наше сознание впитывает всю доступную для него информацию. Когда информации становится слишком много, мозг уже будет не в состоянии воспринимать настоящие знания, и наступает перенасыщение.

К сожалению, в большей или меньшей мере, состояние информационной перегрузки знакомо большинству из нас: сложность концентрации внимания, хаос в мыслях и сознании, проблемы с памятью, дезориентация, «застревание» в голове назойливой музыки или отдельных слов и фраз, постоянное желание «выговориться», напряжённость тела (челюстей и задней части шеи), бессонница, шум в ушах при засыпании, бормотание во сне. Также одним из серьёзных симптомов информационной перегрузки является тошнота в сочетании с неправильным положением тела, например, при работе за компьютером.

На первый взгляд может показаться, что подобные состояния являются преходящими и не особо опасными для здоровья. Однако это не так. Информационная перегрузка - это, прежде всего, серьёзный стресс, а стресс ослабляет иммунную систему. Организм лишается своей природной защиты и становится уязвим для болезней. Поэтому сегодня многие специалисты не безосновательно считают, что информационная перегрузка опасна, как и любое другое заболевание, и без должного внимания способна вызывать серьёзное ухудшение здоровья.

Существует несколько причин возникновения информационной перегрузки. Первая, и наиболее распространённая, - это зависимость: неконтролируемое многочасовое просиживание в интернете или у телевизора. В психологическом смысле такая зависимость имеет много общего с другими видами зависимости и имеет ту же основу: «позволяет» отключиться от реального мира и своих проблем, оставить их решение на потом. Такая мнимая компенсация только усугубляет существующие проблемы.

Вторая причина - неумение планировать работу: желание «сделать всё и сразу». Наибольшую перегрузку мы испытываем тогда, когда пытаемся сделать несколько дел одновременно. На переключение между задачами уходит гораздо больше сил, что приводит к уменьшению продуктивности мышления и переутомлению.

Третья - по мере выполнения одной задачи вы отвлекаетесь на другие вопросы, которые, возможно, также связаны с вашей основной задачей, но всё же требуют затрат энергии.

Четвёртая - общая усталость организма, вызванная недостатком сна. В этом случае информационная перегрузка создаёт дополнительное давление на мозг и нервную систему.

Здесь мы перечислили только основные, наиболее распространённые причины появления информационной перегрузки. К каким последствиям может привести такое состояние и как с ним бороться?

Последствия информационной перегрузки

Одним из последствий информационной перегрузки является долгосрочная потеря сна. В результате этого нервная система и мозг не способны переключиться на другой режим, и человеку даже может казаться, что он не нуждается во сне. Другие последствия информационной перегрузки:

  • повышенная утомляемость;
  • отсутствие аппетита;
  • агрессивность, возбудимость;
  • приступы гнева и раздражительности;
  • панические и депрессивные состояния, навязчивый страх;
  • ухудшение работоспособности мозга и памяти;
  • обострение хронических заболеваний.

Как бороться с информационной перегрузкой?

1. Чётко планируйте задачи, цели и объёмы работы, не отвлекайтесь на второстепенную информацию.

2. Составляйте план рабочего дня, выделяя главные и второстепенные задачи.

3. Выполняйте задачи поочередно, по одной.

4. При возникновении идеи, не связанной с текущей задачей, запишите её, и продолжайте работать над основной.

5. Не пытайтесь запомнить всё, выделяйте и «фильтруйте» необходимую информацию.

7. Не забывайте о своевременном отдыхе и сне. Перерыв - это не потеря времени, а хорошая «перезагрузка» мозга.

8. Не засыпайте с включённым радио или телевизором. Во время сна мозг должен максимально отдохнуть.

9. В перерыве постарайтесь отключиться от всей работы.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: