Обеспечение информационной безопасности детей. Презентация на тему: Информационная безопасность детей

В современном мире интернет-среда стала неотъемлемой составляющей повседневной жизни. Подрастающее поколение активно ведет существование в режиме on-line. Безопасность детей в интернете – актуальная проблема. Ребята гуляют в киберпространстве, общаются, дружат, играют — все это не покидая дома.

Иногда это даже удобно, ведь не надо беспокоиться, что любимое чадо свяжется с плохой компанией, не задержится после вечерней прогулки, не подвергнется агрессивным нападкам неадекватных людей и пр.

Испытывая дефицит времени, родители торжественно вручают необходимый гаджет, и доверяют наследника сети. При этом виртуальный мир – это живые реальные люди по ту сторону сети, а значит, риски реальны, информационная угроза аовсе не иллюзорна.

К группе риска относятся легкоранимые, впечатлительные дети, которым трудно наладить контакт с окружающими. Чтобы избежать возможных осложнений, нужно ознакомить ребенка с предполагаемой опасностью и рассказать о 10 несложных правил безопасности детей в интернете.

Но сначала давайте рассмотрим, какие же опасности подстерегают в Сети

Что таое Кибербуллинг?

Кибербуллинг – понятие, обозначающее психологическое насилие в сети. Информационная опала, преследование со стороны сверстников, проявляющееся в виде издевательств, насмешек, запугиваний, прочих действий, которые негативно влияют на психическое состояние подростка.

Свободное владение необходимыми технологиями позволяет «агрессорам» создавать именные сайты оскорбительного содержания, распространять слухи, выкладывать фото или видеоматериалы, унижающие достоинство гонимого или заниматься от его имени кибер терроризмом, что угрожает безопасности детей.

У ребенка создается ощущение безысходности, даже дома его не оставляет чувство тревоги, он впадает в депрессию. Информационная атака может привести к суициду.

Тинэйджеры редко обращаются за помощью, сомневаясь, что будут понятыми, боятся наложения запрета на пользование соединением. Необходимо знать, издевательство в сети наказуемо действующим законодательством. Стоит сразу обратиться в правоохранительные органы с предоставлением доказательств.

виртуальные недоброжелатели

Кем являются типичные интернет-собеседники?

Социологические опросы об информационной безопасности детей-подростков в интернет сети приводят следующие данные о контактах:


  • родственники – 43 %;
  • виртуальные друзья – 21%;
  • незнакомые люди – 36%;

Однако по большому счету виртуальные друзья – тоже незнакомцы. Таким образом, большую часть своего времени в сети чада уделяют общению с посторонними людьми, делятся своими переживаниями, секретами, планами.

Киберохотники – хорошие психологи, установив контакт на форуме, при обмене быстрыми сообщениями в чате, они достаточно быстро приобретают статус друзей.

Сначала входят в доверие, окружая заботой и пониманием проблем, выслушивают, поддерживают. После «друг» постепенно вносит в разговоры нотки сексуальности, происходит обмен фото, демонстрация материалов эротического характера.

Цель киберохотника – личная встреча.

защита от сайтов «для взрослых»

Многие считают это самой большой опасностью. В этом случае стоит учитывать суть сведений и возраст ребенка. Тинэйджерам необходимо знать некоторые вещи, например, основы защищенного секса. Эта тема вызывает большой интерес, и просто отмахнуться от нее не удастся. Необходимо изучить ее под контролем взрослых в здоровой форме.

К сожалению, сомнительных сайтов очень много. Информационная пропаганда нездоровых сексуальных отношений должна быть исключена из поля доступа неокрепшей психики, дабы в дальнейшем избежать возможного появления расстройств или комплексов.

Подобный контент можно заблокировать в настройках браузера (функция «родительский контроль» ) либо при помощи специальных программ.

вредные сайты


Сайты, на которых идет пропаганда расовой ненависти, фашизма, терроризма, жестокости, наркотиков, алкоголя, курения. Все что может внести изменения в формирование моральных принципов, исказить построение приоритетов и ценностей подростка.

Такой контент сложно отслеживать, он скрывается под вполне безобидными названиями. Кто же предположит, что застывшая картинка милого мультяшки на мониторе при активации начинает нецензурно выражаться.

Озвучиваемый материал не только поражает своей похабностью, а еще хуже предлагает точные инструкции по совершению суицида или применению нового наркотика.

Не стоит оставлять чадо наедине с компьютером. Технику следует расположить так, чтобы она периодически попадала в поле зрения родителей.

вред Игр

Множество игр связано со сценами насилия, крови, психотропной атмосферой и эротическими сценами. В on-line игре используют голосовой или текстовой чат. Под видом миленькой ведьмы или смелого рыцаря может оказаться извращенец. О чем он может говорить с несовершеннолетним?

Придуманный мир игры разнообразен, в нем можно многое себе позволить. В этом мире нет необходимости искать пути самореализации, легко общаться с противоположным полом, а, главное, можно проживать жизнь снова и снова. Происходит полное погружение в виртуальный мир, реальная жизнь отходит на второй план.

Отдельной проблемой могут стать сайты с азартными развлечениями. Ведь так «легко стать богатым за полчаса», «обрести финансовую независимость». Не исключено, что любимый отпрыск начнет делать вполне реальные ставки.

действие Мошенников

Мошенники и способы их действия идут в ногу со временем. Неосведомленность и наивность детей делают их легкой добычей. Один из способов обмана – это «выигрыш» . Сообщение о призе (автомобиль, компьютер, новый телефон и пр.). И для этого просто нужно сообщить данные электронной карты (родителей) и сообщить цифры, которые пришли в СМС на телефонный номер.

Стоит ли объяснять, к каким последствиям приведет подобная информация в руках мошенников? Для того, чтобы осуществить покупку в интернет-магазине, обычно достаточно сообщить реквизиты банковской карты и СМС-код подтверждения платежа. И то, и другое подросток добровольно сообщает «щедрым дядям» , обещающим приз.

Все это и многое другое исключает само понятие – безопасный интернет. Полностью ограничить доступ в киберпространство невозможно, да и не нужно. Огромное количество развивающей полезной информации, литература, музыка и просто общение по интересам, связь с родственниками и друзьями – все это можно найти в Сети. Достаточно объяснить правила поведения, чтобы обеспечить личную безопасность ребенка школьного возраста в интернете.

правила для безопасности детей

Взрослые должны серьезно относиться к увлечениям своих отпрысков, ведь легче предупредить проблему, чем бороться с ее последствиями. Объяснить общепринятые правила безопасности и возможные риски.

Для обеспечения безопасности детей в интернете можно выделить 10 правил.

Чего избегать и на что обратить внимание:


  1. Личная информация. Сайты для обеспечения полного доступа предлагают пройти регистрацию с введением персональных данных. Неблагонадежные источники могут использовать эти сведения в корыстных целях;
  2. Вредоносные сообщения. Следует осмотрительно относиться к письмам из неизвестного источника. Послания могут содержать вредоносные программы, информацию оскорбительного или сексуального характера;
  3. При возникновении чувства неловкости или тревоги при виртуальном диалоге, а также, если собеседник навязчиво настаивает на перенос отношений в реал, следует прекратить общение и сообщить старшим;
  4. Виртуальное знакомство не должно перерасти в реальное. Если такое решение принято, встреча должна состояться в общественном месте и под контролем родителей;
  5. Игнорировать приглашения в группы, где темой обсуждения являются вопросы религии, секса или ненормативного поведения;
  6. Прекращать диалог с теми, кто негативно отзывается о близком круге общения ребенка. Пытается настроить его против членов семьи, учителей, друзей и т.д;
  7. При общении лучше выбирать ник, не позволяющий определить половую принадлежность и возраст (не стоит делатьчастью виртуального псевдонима год своего рождения);
  8. Игнорировать непристойные сообщения;
  9. Не передавать незнакомцам фото и видеоматериалы;
  10. И главное – помнить, что собеседник не всегда тот, кем хочет казаться.

Соблюдение этих простых 10 правил безопасности для поведения детей в интернете минимизирует возможные риски.

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека - сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией. Для защиты детей от вредной информации активисты РВС разработали пособие по информационной безопасности детей.

Потребность в информации - одна из базовых естественных потребностей человека. Не менее важная, чем потребности чисто физиологические - еда, сон, тепло и т. д. С самых древних времен человек жадно искал и создавал информацию об окружающем мире, прошел гигантский путь от мифа до научной картины мира, величайших произведений искусства и норм нравственности. Любая человеческая деятельность неразрывно связана с обменом информацией. Благодаря обмену информацией мы в детстве усваивали модели поведения, учились социальным нормам, постигали азы наук, искусства и права. Когда мама и папа объясняли нам, как следует себя вести, что такое хорошо и что такое плохо, когда учителя в школе преподавали азы науки - они создавали для нас информационное окружение, в котором мы воспитывались и формировались.

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека - сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией.

Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. Прежде всего, конечно, со стороны родителей.

Почему мы считаем, что проблема защиты информационного окружения ребенка особенно актуальна сегодня? Потому что последние 10–15 лет оно, информационное окружение, перетерпело гигантские изменения. Произошло это преимущественно благодаря техническому прогрессу, который зачастую несет с собой не только новые огромные позитивные возможности, но и не менее огромные опасности. Информационное окружение человека никогда уже не станет прежним. А значит, мы обязаны научится охранять его, справляться с ним эффективно.

В прошлом информационное окружение ребенка довольно легко поддавалось родительскому регулированию и защите. Просматриваемые ребенком телевизионные каналы, читаемые им книги и журналы, даже круг его общения - все это относительно легко контролировалось родителями. В школе, хорошей спортивной секции, детском лагере ребенок в безопасности - там плохому не научат, да и работают там, как правило, профессионалы. Таким образом, проблема информационной безопасности в прошлом решалась легко и как бы сама собой. Мама в детстве запрещала общаться с незнакомыми людьми, гулять в компании «плохих сверстников», смотреть единственный в семье телевизор после 21:00 и т. д. И авторитет мамы и папы был очень высок.

Все поменялось, когда почти в каждый дом пришли компьютер и безлимитный Интернет. Они принесли огромные возможности их пользователям. Их значение трудно переоценить. Но вместе с возможностями пришли радикальные перемены в информационное окружение ребенка. Давайте вдумаемся, что именно произошло. Ребенок, еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей, получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам, сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация значительно ухудшается тем, что очень многие родители с компьютером «на вы» и по умению пользоваться персональным компьютером ребенок зачастую очень быстро обходит своих родителей. Ситуация особенно обострилась в последние годы - с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.

В этой брошюре мы хотим наглядно разобрать, какие именно информационные потоки действуют на ребенка. Показать, каким опасностям он подвергает себя в то время, когда внешне он в полной безопасности и тепле сидит дома за компьютером.

Чего мы не хотим, так это нагнетания в духе «компьютеры, Интернет - это зло, и детей нужно тотально изолировать от этого зла». Мы так не считаем. Мы убеждены, что Интернет и персональный компьютер - превосходные инструменты для работы, образования, развлечения, духовного роста человека.

Мы считаем, что ребенка необходимо учить правильно управлять хаотическим потоком информации. И мы изложим наше предложение в данной брошюре.

Опасность № 1. Потеря родительского авторитета

Для начала немного цифр.

По данным исследования Фонда Развития Интернет, проведенного в марте 2009 года, были получены следующие данные.

На вопрос «какой источник информации для тебя самый главный?» все школьники, участвовавшие в исследовании, на первом месте поставили родителей. Интернет прочно занимает второе место как приоритетный источник информации. Учителя у восьмиклассников и девятиклассников стоят только на третьем месте, т. е. Интернет уже стал авторитетнее учителя. На четвертом месте у этой группы школьников - друзья и одноклассники.

У старшеклассников Интернет поделил второе место вместе с учителями, друзьями и одноклассниками.

Фонд Развития Интернета отмечает, что здесь господствует жесткая конкуренция и если не научиться эффективно использовать возможности Интернета в процессе обучения, становится достаточно очевидно, кто в итоге победит.

Исследовался также так называемый «цифровой разрыв» - разница в компетенции пользования Интернетом между родителями и детьми. Выявились следующие факты:

  • менее половины родителей осведомлены о рисках, с которыми сталкивается ребенок. Каждый третий родитель знает, что дети видят изображения сексуального характера в Интернете, потому что видят их сами. В то же время они почти не имеют представления о том, что дети становятся жертвами агрессивного поведения или могут быть агрессорами сами. Хотя самих детей в наибольшей степени волнует именно то, что представляет собой коммуникационные риски. Также родители очень мало знают о том, что их дети встречаются с теми, с кем познакомились в Интернете;
  • готовность ребенка увидеть и принять помощь. Треть детей отмечает, что не ощущают со стороны родителей никакой поддержки, хотя сами родители при этом считают, что помогают своему ребенку.

При этом, по данным исследования Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке Google, российские подростки обгоняют родителей по частоте использования Интернета. Ежедневно пользуются Интернетом 89% подростков и 53% родителей подростков. Причем 17% всех опрошенных родителей отметили, что не пользуются Интернетом вообще.

Что мы видим в этих цифрах? Как источник авторитетной информации Интернет уже обошел учителя. И готовится вытеснить с первого места родителей. Давайте вдумаемся, что это значит. Получается, родитель теряет авторитет у ребенка, конкурируя с самыми разными людьми «с того конца Интернет-кабеля», то есть теряет возможность воспитывать своего ребенка. Пока, к счастью, авторитет родителя по- прежнему является самым значимым для ребенка, именно родительское слово наиболее весомо. Но уже сегодня Интернет играет очень значительную роль в воспитании ребенка. То есть модели поведения, нормы, образ мыслей, картина мира - все то, одним словом, что и называется воспитанием, в большой степени черпается ребенком в сети.

Чтобы понять фундаментальную новизну ситуации, давайте подумаем, что в сущности представляет собой Интернет? Интернет вполне можно назвать виртуальным миром. Конечно, этот виртуальный мир тесно связан с реальностью - в Интернете зарабатывают вполне реальные деньги, с его помощью заказывают вполне реальные продукты, обсуждают вполне реальные новости и попадаются на крючок вполне реальным мошенникам. Точно такое же реальное воздействие на ребенка оказывает Интернет. Но, по своей сущности, Интернет действительно виртуальный мир. Здесь тоже есть компании «плохих парней», например, пропаганда экстремистских идей, нехорошие форумы, группы в социальных сетях. Здесь тоже есть наркодилеры, при помощи Интернета вполне можно купить спайсы. Хотя отметим, что этому эффективно противодействуют. В огромном количестве есть нехорошие фильмы и клипы, музыка опасных жанров и т. д. Подробно об этом речь пойдет в следующих главах.

Здесь мы хотим обратить внимание на следующий феномен. Любой нормальный родитель следит за тем, кто влияет на его ребенка. Не общается ли ребенок с нехорошими компаниями? Не угрожает ли ребенку обман со стороны мошенников? Хорошие ли книги он читает, не смотрит ли плохие фильмы?

Но почему-то, в случае с Интернетом, очень часто, к сожалению, родительская бдительность спит. Часто можно слышать: «Да, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет, по дискотекам не шастает! А в доме он в безопасности, под нашим присмотром ». Родители, не понимая опасностей онлайн-жизни, добровольно допускают посторонних людей с очень разными намерениями к воспитанию ребенка.

То, что школа проигрывает состязание с Интернетом в авторитетности, - очень тревожный факт. Традиционно школа играла огромную роль в воспитании личности, формировании картины мира, приучала к нормам поведения в обществе. Теперь ее влияние значительно ослабло.

Если тенденция продолжится, если не поменять порядок вещей, то совсем скоро подрастающая личность будет формироваться уже в первую очередь Интернетом и лишь во вторую - родительским воспитанием. Ни о каких доверительных отношениях между родителями и детьми в таком случае речи уже идти не будет. Родители, по сути, превратятся в опекунов. И это будет совсем другая, очень зловещая реальность.

Опасность № 2. Субкультуры, экстремизм, секты

Молодежные депрессивные субкультуры являются крайне коварной и опасной ловушкой на пути становления личности. Особую опасность они представляют для подростков.

Вспомним себя в переходном возрасте - пожалуй, самом ярком, драматичном, тяжелом и прекрасном периоде жизни человека. Что происходит с подростком? Мир вокруг него резко усложняется, возникают совершенно новые проблемы и заботы. В душу врываются неведомые до сих пор переживания. Первая, еще очень чистая, невинная любовь… При этом - крайняя ранимость и податливость формирующейся личности. Подростки с довольно чутким сердцем и тонким внутренним миром страстно ищут философские основы мироздания, яростно, с максимализмом пытаются постичь предельные основания бытия.

В этом сложнейшем периоде жизни подросток ищет способ самовыражения, свое место в обществе. Он остро нуждается в ощущении своей независимости и самостоятельности. Ему очень, очень тяжело с этим справиться.

Так вот, все без исключения депрессивные субкультуры эксплуатируют эти стремления и проблемы, эту естественную энергию подростка. Забегая вперед, отметим: что самое печальное, самое ужасное в том, что в капкан субкультур прежде всего попадают дети с чуткой душой и горячим сердцем. Не только они, но они - в первую очередь. Давайте разберемся, что такое субкультура, какие они бывают и что их объединяет.

Не хочется здесь давать общепринятое определение, в конце концов, читатель вполне может найти и прочитать это сам. Нам же нужно разобраться с сутью. Субкультуру вполне можно расшифровать как «подкультуру». С английского языка, кстати, буквальный перевод звучит как «подкультура». То есть это определенный набор ценностей, поведенческих моделей, специфических слов и понятий, стилей одежды, музыкальных предпочтений и т. д., которые отличают ее от основной культуры общества. Депрессивные, опасные субкультуры всегда радикально противопоставляют себя основной культуре. Тем самым, кстати, удовлетворяют запрос подростка на независимость и индивидуальность. Разумеется, подсовывая ему опаснейшие духовные суррогаты.

Для того чтобы понять сущность субкультур, давайте рассмотрим одну из них.

Готы, готическая субкультура

Одна из самых популярных субкультур. Мировоззрение основа но на так называемой dark culture - темной культуре, с ее культами смерти, страданий, депрессий, ненависти к жизни и радости. Сами готы характеризуют свое мировоззрение как «депрессивно-романтическое». Для мировоззрения характерны частые депрессии, меланхолия, темный мистицизм, резкое неприятие «толпы», то есть общества, людей, не входящих в данную субкультуру. Стержень готической субкультуры - смерть, рассматриваемая романтически. Все, что связано со смертью во всех ее проявлениях, - прекрасно для готов. Все, что связано с жизнью, позитивными эмоциями, духовным позитивным подъемом, - отвратительно и является уделом «быдла». Сами готы называют это танатофилией, то есть, проще говоря, смертолюбием. Готы считают романтичным прогуливаться по кладбищу, фантазировать на тему загробного существования. Прекрасным зрелищем для гота являются руины, черепа, кости. Отдельное место в готической субкультуре занимает все, что связано с вампирами. Вампиры воплощают собой готическую романтику: потустороннее существование, полная отстраненность от живого мира, тонкие отношения между жизнью и смертью.

Среди специфической атрибутики, на которой предприимчивые деятели зарабатывают деньги, - черепа, перстни с когтями, черепами, крестами, такие же подвески на цепочке.

Поскольку субкультура неразрывно , стоит сказать пару слов о ней. Готического направления музыки огромное количество - от готического металла, до современного dark wave. В сюжетах то же самое: вампирская эстетика, смерть, уныние, депрессия, суицид - как высшее проявление индивидуальности и духовности - презрение к обществу, эскапизм (стремление скрыться от мира, избегать его). У молодежи популярны яркие представители это направления: Otto Dix, Lacrimosa, Tiamat, Sirenia и др. Часто у готов популярны жанры black metal (сатанинский металл), death metal (можно перевести, как «металл смерти»), то есть, опять-таки все на тему смерти, ужаса и зла.

Надо отметить, что очень часто путь в субкультуру лежит через музыкальные предпочтения. Музыка действительно является очень мощным инструментом влияния на человека, особенно если устойчивая система ценностей еще не сформирована. Вывод: необходимо сделать все для формирования у ребенка здоровой системы ценностей. Иначе их «сформируют» другие.

Внешний вид гота описывать здесь не имеет смысла, достаточно фотографий в сети.

Итак, что мы видим даже после такого поверхностного обзора субкультуры? Какие естественные запросы подростка суррогатно удовлетворяет готика? Философский запрос и запрос на нахождение предельных оснований бытия - прежде всего. И это ужасней всего, так как это самые чистые, искренние и глубокие запросы ребенка, и вместо трудов великих мыслителей, вместо высокого искусства - от книг до музыки, он принимает крайне опасный яд. Кроме этого, субкультура определяет отношение подростка к обществу, удовлетворяет его потребность в самоопределении и независимости, решает проблему неуверенности. Снова подчеркиваем, делает это субкультура в страшно уродливом виде.

Прочие субкультуры. Панки, неформалы, рэперы, эмо и т. д.

Хотя это совершенно разные субкультуры, основанные на музыке, представители которых презирают друг друга, у них много похожего. Для всех этих субкультур характерно подчеркнуто антисоциальное поведение, бунтарство, протест против порядка, противопоставление себя «толпе». Часто политизированы, хотя и не всегда. Антисоциальное поведение рассматривается как форма протеста. В мировоззрении и музыке - безнадежность, ненависть к миру, наркомания как благо, культ насилия, выпивки и беспорядочного секса.

Аниме и анимешники

Не настолько опасная субкультура, да и многие утверждают, что увлечение аниме нельзя назвать субкультурой. Пожалуй, это действительно так - аниме не предлагает единого мировоззрения и философского объяснения мира. Тем не менее часто складываются тусовки любителей аниме.

Нужно понимать, что аниме (японские мультики) совсем не так безобидны, как это может показаться. Есть прекрасные аниме, с очень глубоким, мудрым содержанием. Но есть и такие, где демонстрируется чудовищная жестокость, ярко выражена эротичность персонажей. Часто герои аниме ведут антисоциальный образ жизни. Существуют также совсем сумасшедшие направления аниме. Ярчайший пример - «гуро», комиксы и мультики с расчленением трупов, нанесением изощренных садистских травм, крайние формы садомазохизма, каннибализм. Или «хентай» - японские порнографические мультфильмы.

Вообще, чтобы понять, что такое аниме, лучше всего посмотреть пару мультфильмов. Японская анимация прочно заняла свое место в мировой культуре и не случайно: как уже упоминалось выше, есть очень хорошие аниме мультфильмы (пример - «Унесенные призраками»). Но есть и очень опасные течения.

Пару слов о сектах и экстремизме

Сервис предлагает комплекс услуг по блокировке нежелательного контента, включая блокировку рекламы. Версия «для дома», стоимостью 360 рублей в год, позволяет блокировать сайты по многим признакам, например, можно заблокировать все социальные сети, черный список минюста, сайты знакомств и т. д. Сервис имеет свою огромную базу адресов с характеристикой контента. Есть настройка «белого» списка, есть «черные» списки.

Главное преимущество сервиса - гибкие и удобные настройки при невысокой цене. Блокирует сайты, содержащие вирусы. Простая на- стройка, не требующая специальных знаний.

Из минусов - сервис ничего не способен ограничивать непосредственно на компьютере, он фильтрует только доступ к Интернет-ресурсам.

Надежность высокая, обойти при правильной настройке - достаточно тяжело.

2. Dr. Web Security Space и Kaspersky Internet Security

Документация встроена также и в сам продукт.

Прежде всего, это полноценные антивирусные решения, функция родительского контроля реализована «в довесок». Тем не менее, очень популярное решение для домашнего компьютера, выполняющее свои задачи вполне эффективно. Позволяет блокировать не только нежелательные сайты и сайты с вирусами, но и ограничивать использование компьютера по времени, устанавливать запрет на запуск определенных приложений, блокирует доступ к указанным папкам и файлам на компьютере.

Обойти настроенный родительский контроль на этих продуктах очень просто, если не провести дополнительные настройки. Дело в том, что разрешения настраиваются для отдельных пользователей операционной системы. Из чего, кстати, следует, что нужно создать отдельного пользователя операционной системы с ограниченными правами для ребенка.

Что делает более-менее продвинутый подросток? Он загружает компьютер в безопасном режиме, выбирает пользователь «Администратор», который в обычном режиме скрыт и потому не имеет пароля, создает себе временного пользователя с неограниченными правами. Сделать это очень просто и подростки этому учатся моментально. Почему-то в документации на этот момент внимания не обращают. Однако, закрыть такую брешь легко - достаточно активировать скрытого пользователя «администратор» и задать ему пароль. Как это сделать - в конце этого приложения.

Плюсы - гибкая настройка, большие возможности контроля, помимо родительского контроля есть антивирус и файрволл.

Минус - нужны дополнительные настройки операционной системы (создание учетной записи для ребенка, создание пароля для учетной записи «администратор»).

3. Как активировать учетную запись «администратор»?

Нажмите «Пуск», щелкните правой кнопкой на «Компьютер» и откройте пункт «Управление». Нас интересует ветка «Локальные пользователи».

В открывшемся окне дважды щелкните на пользователе «Администратор», в появившемся меню снимите птичку с пункта «Отключить учетную запись» и нажмите «OK».

На этом все. Учетная запись «Администратора» активирована. Далее необходимо задать пароль для этой учетной записи.

Данная проблема актуальная для операционной системы Windows 7 версий выше Home premium.

4. Как создавать учетные записи, менять пароли к ним
Пуск - Панель управления - учетные записи пользователей. Тут можно менять пароли и создавать новые учетные записи. Напомним, для работы родительского контроля у ребенка должна быть своя учетная запись Интернет (не администратора!), для которой будут ограничены права.

Как защитить ребенка в виртуальном мире


Информационная безопасность ребёнка – если особенно не вдумываться, связка этих слов не особенно пугает. Чем может навредить информация? Информация — это новые знания, развитие, малыш жадно впитывает факты, учится и познает. Но не стоит забывать, что с информацией нужно уметь обращаться, чтобы не направить ее силу против себя. И дать ребенку знания об информационной безопасности такая же обязанность родителей, как научить его завязывать шнурки или здороваться при встрече. Дети, нравится нам это или нет, стали такой же частью информационного сообщества, как и взрослые.

«Родители зачастую отстают от информационной грамотности своих детей, не подозревая, какой опасности они подвергаются, сидя дома за компьютером, какой контент смотрят по телевидению и видео. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает. Поскольку большинство современных родителей жалуются на занятость на работе, то для воспитания детей и контроля за их занятиями остается мало времени, сил, а порой и компетентности. Вследствие этого, дети и подростки, в силу возраста не обладающие способностью фильтровать качество информации, могут бесконтрольно смотреть любые телепрограммы и посещать небезопасные для своего возраста интернет-страницы», — Светлана Семенова, уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области.

С какими опасностями может столкнуться ребенок в интернете? — Сомнительные знакомства с людьми, которые преследуют свои, далеко не благие цели, отчаянно ища контакта с ребенком. Часто именно интернет, социальные сети используются педофилами как площадка для знакомств с потенциальными жертвами.

— Доступ к нежелательному контенту. Материалы сексуального характера – видео ролики, фотографии, тематические форумы, всплывающие окна с недвусмысленными рекламными предложениями — все это может нанести вред ребенку, особенно раннего возраста, его психологическому и нравственному развитию. Также опасны страницы и сайты, которые открыто пропагандируют, романтизируют самоубийства, наркотики, насилие, жестокость. Отдельной строкой интернет-ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами.

— Информация экстремистского толка.
Для подростков, детей переходного возраста, столкнувшимися со сложностями общения, в том числе, и с родителями, это часто становится особенно актуально. Часто в таких сообществах ребенок получает так нужную ему поддержку, ощущение собственной значимости, единомышленников, которые принимают его к себе. Печально известные «академовские молоточники» активно использовали социальные сети для распространения своего мировоззрения, находя поддержку среди многих ровесников.

— Травля, гонения и нападкина ребенка. Виртуальные преследования и киберунижения делят на несколько видов, более или менее опасных для жизни и здоровья ребенка, но все они наносят психологический вред, а в крайних случаях могут довести до самоубийства.

— Угроза заражения вредоносным ПО, мошенничество.
Часто дети, не подозревая об угрозе, скачивают предложенный мошенниками файл, бесплатную программу или приложение, создавая угрозу для вашего компьютера. Такие дети могу легко пойти на поводу у злоумышленников, по-детски непосредственно предоставить им конфиденциальную информацию, например, о кредитных картах или электронных кошельках родителей.

Информационную безопасность надо прививать с младых ногтей. Это не значит, что надо усаживать чадо за компьютер, как только он научится сидеть — когда открывать малышу горизонты компьютерного мира, решают родители. Но едва они решили это сделать, нужно огласить ребенку правила, желательно, совместно разработанные, распечатать их и повесить у компьютера. Правила пользования интернетом для ребенка:

1. Делись с родителями успехами и неудачами в деле освоения Интернета;
2. Если в сети тебя что-либо беспокоит, не скрывай этого, а расскажи о своем беспокойстве с родителям;
3. При общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, не используй реальное имя, придумай регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
4. Никогда нельзя выдавать свои личные данные: домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
5. Помни, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками;
6. Уважай сетевых собеседников. Правила хорошего тона действуют одинаково в виртуальной, и в реальной жизни;
7. Никогда не разговаривайте в Интернет с незнакомыми людьми;
8. Не встречайтесь с друзьями из Интернета, особенно, не поставив в известность родителей. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
9. Далеко не все, что ты можешь прочесть или увидеть в Интернет – правда. Если что-то посеяло в тебе зерно сомнения – спроси у родителей;
10. Соблюдай договоренности с родителями, не проводи в интернете времени больше, чем вы оговаривали с родителями.

Нельзя спрятать малыша от современного мира. Раньше или позже, вне зависимости от вашего желания, виртуальный мир войдет в жизнь вашего ребенка. И лучше, чтобы к этому моменту он будет вооружен знаниями, как избежать опасностей в интернете.

Возраст от 5 до 6 лет — Работать в интернете только в присутствии родителей;
— Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира;
— Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети;
— Используйте специальные детские поисковые машины;
— Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
— Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.


Возраст от 7 до 8 лет
— В этом возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.
— Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что знаете всех, с кем общаются дети; однако, вместо тотальной слежки за аккаунтами ребенка, постарайтесь наладить с ними доверительные отношения;
— Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;
— Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;
— Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
— В данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет. В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок.
— Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля.
— Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
— Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО;
— Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей;
— Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия;
— Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы.
— Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями;
— Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;
— Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»;

Возраст от 9 до 12 лет — Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет;
— Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
— Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет;
— Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере;
— Расскажите детям о порнографии в Интернет;
— Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами;
— Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

13-17 лет — Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме;
— Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры;
— Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;
— Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Службой Роскомнадзора cсоздан специализированный интернет-ресурс zapret-info.gov.ru где принимаются сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации.Линия помощи «Дети онлайн», оказание помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество) — 8 800 25-000-15

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовые и нормативные основы безопасности труда на предприятиях общественного питания. Основные законодательные акты, регулирующие охрану труда в Российской Федерации. Создание службы охраны труда в форме самостоятельного структурного подразделения.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Нормативно-правовые документы по регулированию безопасности личности. Информатизация общества и проблема информационной безопасности. Источники угроз. Ряд новых проблем, связанных с появлением интернет. Особенность информации как фактора социализации.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Охрана труда и безопасность жизнедеятельности в условиях производства. Правовые, законодательные, организационные и нормативные основы охраны труда в РФ; государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства; управление условиями труда.

    реферат , добавлен 29.03.2014

    Правила техники безопасности в горнодобывающей промышленности. Законодательные акты и нормативные документы по охране труда. Государственный и общественный контроль. Методические указания по организации и осуществлению Государственного горного надзора.

    реферат , добавлен 18.02.2015

    Сущность и основные понятия информационной безопасности, состав и методы реализации, история развития. Нормативные документы в области информационной безопасности и органы, ее обеспечивающие. Программно-технические способы и средства обеспечения.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2010

    Нормативно-правовые акты и законодательные документы, регламентирующие охрану труда. Органы, несущие ответственость за соблюдение безопасности на производстве, обязанности работников. Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

    презентация , добавлен 05.10.2011

    Стандарты и другие нормативные правовые акты по безопасности труда в отрасли. Защита от воздействия вредных газов, паров и пылей. Устройство пожарной сигнализации и связи на предприятии. Пожарные извещатели: принцип действия, разновидности и особенности.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    Анализ программ и современных подходов в вопросе социального развития личности дошкольника и формирования основ безопасности жизнедеятельности. Определение уровня знаний детей по основам безопасности. Система работы, эффективность использованных методик.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2009

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Тема: Информационная безопасность в сети Интернет

Класс: 9-11.

Правовая база.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

30.05.2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности. Данная инициатива поддержана Президентом России Д.А. Медведевым.

Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

Задачи: ознакомить учащихся:

– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

Оборудование: плакаты по данной тематике (на доске), медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point “Проблемы информационной безопасности в сети Интернет” (Приложение 1).

Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

Ход занятия

1. Вступительная часть - сообщение цели занятия, основные правила, продолжительность и режим предстоящей работы.

2. Проведение экспресс-опроса участников об их ожиданиях от предстоящей работы.

3. Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами презентации “Проблемы информационной безопасности”

Слайд 1. Тема.

Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают понятия “угроза”, “безопасность”, “информация”, “угроза информационной безопасности”.

Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.

Информация – сведения или сообщения.

Угроза информационной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.

Слайд 3. Источники информации.

Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.

Литература.

Образование.

Личное общение.

Искусство.

Система социально-воспитательной работы и др.

Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!

Слайд 4-7. Справочная информация.

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета:

46% (13-14 лет),

54% (15-16 лет);

  • сетевые игры;
  • просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
  • обмен файлами;
  • использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;
  • ведение блогов и пр.
  • 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
  • 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".

4. Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:

– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?
– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения.

5. Работа в группах:

задание для групповой работы - подготовка коллективного ответа на вопрос: “Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?”, “Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться?”, “Как оградить себя от кибер-преступлений?”. (Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая группа обсуждает только один из вопросов.).

6. Обсуждение результатов работы.

7. Продолжение работы с презентацией “Проблемы информационной безопасности”.

Слайды 8-11. Три основных правила безопасного поведения в сети.

Защитите свой компьютер.

  • Регулярно обновляйте операционную систему.
  • Используйте антивирусную программу.
  • Применяйте брандмауэр.
  • Создавайте резервные копии важных файлов.
  • Будьте осторожны при загрузке содержимого

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.

Защитите себя в Интернете.

  • Думайте о том, с кем разговариваете.
  • Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы “Условия использования” или “Политика защиты конфиденциальной информации”, чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
  • Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

Думай о других пользователях.

  • Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
  • При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
  • Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
  • Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
  • Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
  • Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.

Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.

Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна - это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки “Нет”.

Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

Слайд 13. Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.

8. Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.

9. Учитель благодарит учащихся за работу

10. Оценка учащимися занятия (на доску крепятся флажки. Красный – занятие понравилось; зеленый – занятие оставило равнодушным; синий – занятие не понравилось).

Используемая литература и интернет-ресурсы

1. В.В. Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО “Уральский государственный педагогический университет”, Екатеринбург, 2009, ч. 1, 2.

2. "Основы безопасности детей и молодежи в интернете" - интерактивный курс по интернет-безопасности.

3. Портал Сети творческих учителей. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=71586&tmpl=com

4. Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx#

5. Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids

6. Ребенок в сети. Сайт от компании Panda http://www.detionline.ru/

7. Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети интернет. Безопасный интернет http://www.saferinternet.ru/.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: