Катушечные магнитофоны (деки). Катушечные магнитофоны впервые за многие десятилетия вновь в производстве

Ретро снова в моде. Сегодня продажи виниловых пластинок находятся на рекордном уровне за несколько десятилетий, и это неспроста. Чем стремительнее прогресс цифровых технологий, тем сильнее людей тянет к старым аналоговым вещам… бумажные блокноты с кожаным переплётом, пластинки с тёплым ламповым звуком. Даже простенькие кассетные магнитофоны снова обретают популярность у тинейджеров, которые никогда раньше не слышали ласковое шипение аналоговой плёнки и не перематывали аудиокассету на карандаше.

Такие артефакты прошлого пробуждают теплоту в сердце и острую ностальгию по натуральной, естественной жизни. Некогда массовый продукт даже трансформируется в элитный дорогой товар, доступный только настоящим ценителям, которые могут позволить себе такой раритет.

На этой неделе произошло знаковое событие. После двадцати лет немецкая компания Roland Schneider Precision Engineering из Дюссельдорфа решила возобновить производство бобинных (катушечных) магнитофонов. Они поступят в продажу под маркой Ballfinger по цене от 9500 до 24 000 евро.

Бобины с аудиоплёнкой доминировали на рынке звукозаписи львиную часть 20 века (примерно с 40-х до 90-х), пока их не вытеснили другие форматы. Они обеспечивали самый качественный профессиональный звук, а плёнку было относительно легко редактировать, склеивая аудиозаписи и вырезая лишние фрагменты. Только в конце 20 века появилась качественная цифровая техника, которая смогла заменить студийные катушечные магнитофоны в профессиональной работе со звуком. На компьютере было гораздо проще сводить и редактировать звук, а также копировать записи.

В бытовом секторе катушечники были практически вытеснены кассетными моделями к середине 80-х годов - для среднего потребителя компактность и простота использования оказались важнее качества звучания.

Казалось, технология навсегда ушла в прошлое. Наверное, бобины с плёнкой в фильме «Криминальное чтиво» видело больше людей, чем в реальности.

Но сейчас катушечные магнитофоны возвращаются к жизни. Немецкие модели Ballfinger нацелены на самых требовательных аудиофилов. Аппараты продаются по запредельной цене от 9500 до 24 000 евро (как в советское время самые качественные бобинники стоили годовую зарплату инженера, так и сейчас). Некоторые модели можно комплектовать под заказ.


Топовая модель Ballfinger оснащена тремя двигателя с прямым приводом, системой аудиомонтажа, волюметром и боковыми панелями из орехового дерева. Фото: Ballfinger

«Цифровые носители великолепны, но переживание музыки - нечто большее, чем просто прослушивание звукового файла, это нечто чувственное, это катушки, которые вращаются и которые можно потрогать, - говорит Роланд Шнайдер (Roland Schneider), дизайнер Ballfinger. - Когда дело доходит до качества звука, ничто другое в аналоговом мире не даёт вам такого ощущения пребывания в студии звукозаписи, как плёнка на катушках».


Фото: Ballfinger

Компания Schneider представила прототипы катушечных магнитофонов в прошлом году на промышленной ярмарке в Гамбурге. Они сразу вызвали ощутимый ажиотаж у аудиофилов - и сразу стало понятно, что такая ретро-техника будет востребована.

Такая тенденция к возвращению ретро наблюдается не только в западных странах, но и на постсоветском пространстве, где аудиофанаты с упоением обсуждают на форумах культовые модели советских магнитофонов и другой аппаратуры: «Соната 304», «Комета 209», «Ростов 102», «Ростов 112», «Олимп 003», катушки «Свема»…


Магнитофоны-приставки «Нота-202-стерео», «Нота-203-стерео» и «Нота-203-1-стерео» с 1976, 1977 и 1979 года выпускал Новосибирский ЭМЗ

Немецкая компания потратила шесть лет на проектирование катушечного магнитофона нового поколения. Ещё в процессе подготовке массового производства были получены заказы от более чем 80 дистрибьюторов со всего мира.

Очевидно, рынок созрел для возвращения ретро-формата, который даже звучит немного иначе, чем «плоские» цифровые записи без искажений. Аналоговое оборудование снова устанавливают в студиях звукозаписи, а многие звёзды эстрады заново открывают для себя старый способ производства песен. Lady Gaga, Ryan Adams и The Black Keys - вот лишь некоторые из артистов, которые записали песни на плёнку в последние годы. Эксперты предполагают, что их примеру могут последовать и другие.

Лазарь Виноградский рекомендует / 11 апреля 2014

Почему люди на аукционах покупают винтажную технику, автомобили, пластинки и многое другое?

Мне часто задают это вопрос радиослушатели, и я наконец созрел для полноценного ответа. Во-первых, это качество звука. Звук делится на аналог и цифру. Цифра это МР3, CD, мини диск и т.д. В этом звуке присутствует компрессия, то есть он сжат. А аналог - это лампа (усилители, магнитофоны и т.д.), винил, компакт кассета и катушка (бобина для магнитофона). В этом звуке есть глубина, прозрачность, а также динамика звучания наиболее подходит для восприятия человеком. Что касается винтажной техники, то я хотел бы начать с катушечных магнитофонов (дек).

Я думаю, что где-то в конце 80-х - начале 90-х хитрые капиталисты поняли, что гораздо выгоднее делать технику не на века, а закладывать в технику ограничения по сроку эксплуатации. Например, дают гарантию на год или два, и он точно в это время ломается, а ты должен покупать запчасти, ходить по мастерским и т.д. А через два с половиной года аппарат у тебя начинает просто сыпаться, и ты его выкидываешь и покупаешь новый. А когда ты покупаешь винтажный аппарат, он проходит у мастера настройку, профилактику и готов работать столько, сколько ему лет, а ему уже лет сорок.

Что касается дизайна, эти аппараты - иконы стиля, а многие из них имеют свою историю. Я знаю человека, у которого в коллекции стоит аппарат, на котором писался Мик Джаггер, а также магнитофон, купленный на аукционе-распродаже реквизита фильма Тарантино «Криминольное чтиво», тот самый, в который Ума Турман тыкала свой палец перед её искрометным танцем с Траволтой. До сих пор существует маркет на поставку новых головок и прочих запчастей (спасибо интернету), гениальные Кулибины, которые могут сделать внутренний тюнинг вашему любимцу и дать ему вторую жизнь (кстати, я знаю одного такого в Москве, если нужен контакт, пишите мне в Facebook), всё еще возможно купить на старых стоках легендарную плёнку «Золотой Максвел» (которая давала пожизненную гарантию) или современную ленту, которая до сих пор производится (её можно купить у официального представителя в Москве). Я уже не говорю о громадном выборе металлических катушек всех размеров и марок.
Но теперь я хочу порекомендовать вам лучшие аппараты, которые украсят коллекцию любого меломана или интерьер стильной квартиры, лофта, бара и т.д. Show must go on…

Akai Pro-1000

В 1977 году, 2000 $ были очень большие деньги на них можно было купить хорошую машину с кожей и стерео. Именно столько и стоил Akai pro - 1000, который выпускался с 1977 по 1982, и являлся лучшим аппаратом компании Akai, в категории полупрофессиональных магнитофонов. Двублочник, система шумоподавления, встроенный микрофон, пульт ДУ, головки GX, три скорости, и продавался он только в Японии и США. Причём писал на две дорожки, а воспроизводил на две и на четыре. А знатокам прошу уделить внимание его тех характеристикам указанными ниже.

Технические характеристики и измерения

Модель деки: Pro-1000
Начало выпуска: 1977 год

Цена нового: $ 1,995.00 США
Режим воспроизведения: Стерео, 2-е дорожки (запись и воспроизведение) и 4-е дорожки (только воспроизведение)
Магнитные головки: 4-е изготовленные по технологии GX
Моторы: Один двигатель переменного тока для лентопротяжного механизма и два для подкатушечников
Размер катушки: Максимальный 265 мм (10,5")
Скорость движения ленты: 38, 19 и 9,5 см в секунду
± 0,5%
20 ~ 24000 Гц при скорости движения ленты 38 см в секунду
Частотная характеристика (±3 дБ): 50 ~ 20000 Гц при скорости движения ленты 19 см в секунду
Коэффициент детонации (RMS): При скорости 38 см в секунду: 0,025%, при 19 см в секунду: 0,04%, при 9,5 см в секунду: 0,08%
Отношение сигнал/шум: 2-х дорожечный режим: 61,5 дБ, 4-х дорожечный: 58 дБ и в режиме тирания не менее 70 дБ
Менее 1%, на частоте1 кГц
Коррекция: Стандарт NAB
Рабочий режим: При скорости 38 см в секунду достигается за 0,8 секунды
Частота смещения при записи: 150 кГц
Входы: Микрофонных (4 шт.) с номинальным сопротивлением: 600 Ом ~ 10 кОм и с минимальным уровнем входного сигнала: 0,3 мВ/-69 дБ; линейных (4 шт.) с номинальным сопротивлением: 100 кОм и с минимальным уровнем входного сигнала: 70 мВ/-21 дБ
Выходы: Линейных (4 шт.) с номинальным сопротивлением: более 10 кОм: стандартный выход ниже 100 Ом: 0 дБ (0,775В) и микшерных (2 шт.) с выходным сопротивлением более 20 кОм: выходной уровень ниже 1 кОм: 300 мВ)
Индикаторы: Пиковое время отклика, отвечающее требованиям стандарта DIN: 0,01 секунды; время восстановления: 0,8 секунды VU BTS
Используемые полупроводники: 133 транзистора, 94 диода, 6 теристоров и две микросхемы
Сетевое напряжение:
Частота тока: 50~60 Гц
Потребляемая мощность: 115 Вт
Ширина транспорта: 486 мм
Глубина транспорта: 284 мм
Высота транспорта: 412 мм
Ширина электронного блока: 486 мм
Глубина электронного блока: 309 мм
Высота электронного блока: 231мм
Вес транспорта: 28,3 кг
Вес электронного блока: 10,2 кг

Technics RS-1800

Наверное один из самых редких аппаратов в наше время, мечта для коллекционеров и меломанов, очень дорогой и уникальный по своей механие аппарат. Эта дека имеет высоко производительную лентопротяжку замкнутого типа, которая даёт максимальное взаимодействие ленты с магнитными головками. Главная фишка - кварцевый стабилизатор, регулировки частоты вращения с цифровым дисплеем, который показывает реальное выбранное значение скорости. Кварцевый стабилизатор контролирует скорость ленты, которая может меняться в пределах 9,9%, а микрокомпьютер на дисплее показывает время работы в часах, минутах и секундах. Помимо этого существует ещё и схема питания постоянного напряжения, что бы различные помехи (бытовое электропитание) не мешали работе аппарата. Но и наконец 76 скорость, которая давала невероятное качество записи (чем выше скорость сигнала, тем выше качество записи).

Технические характеристики стереомагнитофона Technics RS-1800

Производство: Осака, Япония
Модель: RS-1800
Формат дорожек: 2-е стерео дорожки для записи и воспроизведения; 4-е стерео дорожки только для воспроизведения
Записывающая магнитная головка: Одна SX (Sendust Extra)
Воспроизводящие магнитные головки: Две SX (Sendust Extra)
Стирающая магнитная головка: Сдвоенная из феррита
Мотор привода ведущего вала: Один с прямым приводом и кварцевым контролем
Моторы для подкассетников: Два с прямым приводом и электронным коммутатором
Скорость движения ленты: 38 см/сек; 19 см/сек и 9,5 см/сек (± 0,2%)
Минимальный диаметр катушки: 13 см (5 дюймов)
Максимальный диаметр катушки: 26,5 (10,5 дюймов)
Время перемотки ленты 1100 м: Около 92 сек
Сердечники для намотки ленты: Только Cine или NAB адаптеры
Частотная характеристика: 30 Гц ~ 35 кГц (на скорости 76 см/с); 30 Гц ~ 30 кГц (на скорости 38 см/с) и 30 Гц ~ 25 кГц (на скорости 19 см/с)
Максимальная детонация (WRMS): 0,01% (на скорости 76 см/сек); ± 0,015% на скорости 38 см/сек и ± 0,03% (на скорости 19 см/сек)
Коэффициент нелинейных искажений: Менее 0,8%
Отношение сигнал/шум: 62 дБ
Искажения при модуляции 1 кГц: Максимум 2% (на скорости 38 см/сек и 19 см/сек) и 3% (на скорости 9,5 см/сек)
Перекрестные помехи (1 кГц): Режим стерео, лучше, чем 45 дБ и режим моно, лучше, чем 60 дБ
Смещение частоты (Bias): 120 кГц
Микрофонный вход (LOW/HIGH): Переключаемый: LOW: 0,15 мВ/2,2 кОм 50 - 600 Ом (несимметричный) и HIGH: 2,5 мВ/100 кОм
Радио вход: 33 кОм 2,5 мВ
Линейный выход: Максимальное напряжение 2,5 вольта, сопротивление 600 Ом
Радио выход: Максимальное напряжение 2,5 вольт, сопротивление не более 1,2 кОм

Выход на наушники: Сопротивление 200 - 600 Ом (без применения электростатических моделей)
Пульт дистанционного управления: Кабельный или инфракрасный
Потребляемая мощность: 135 Вт
Размеры транспортного корпуса: Ширина: 500 мм; Высота: 443 мм; Глубина: 347 мм

Размеры контрольного корпуса: Ширина: 500 мм; Высота: 223 мм; Глубина: 389 мм

Вес транспорта: около 36 кг
Вес контроллера: около 16,6 кг

Studer A810

В конце 60-х годов, в Пентагоне и ЦРУ работали не профаны, а люди которые имели доступ к любой информации и большим бюджетным деньгам, группа Битлз в 1967 году записала свой самый культовый альбом «Сержант Пеппер». Вопрос, что могло объединять американскую разведку и бунтарей из Ливерпуля? А вот Вам мой ответ: весь Пентагон был оборудован магнитофонами Studer-Revox A 77, а группа Битлз именно на него записала своего «Сержанта Пеппера». Все крупные звукозаписывающие студии, радиостанции, телеканалы были оснащены оборудованием Studer. Не буду перечислять все золотые и платиновые диски, исходник для которых писался на аппаратуре, которую создал Вилли Штудер. Модель, которую рекомендую я, это Studer a 810, не коронованный король швейцарского производства. Не буду больше петь ему дифирамбы, но это - правильный выбор.

TASCAM-br-20

Ну вот, ещё один мой любимец, абсолютный профи, последние модели были выпущены в 1992 году. Компания Tascam, это проффесиональное подразделение компании TEAC, которая создавала безупречную по качеству технику и все саундинжинеры и музыканты с нетерпением ждали очередную новинку. По сути эта модель самурайский ответ Вилли Штудеру, который безоговорочно царил тогда на рынке. Аппарат минималистичен внешне, нашпигован ноу-хау внутри, это единственный аппарат из японцев, который пишет и звучит не хуже, а может даже и лучше чем Studer A 810. Прости меня Вилли…


TEAC X2000R

Гламурный красавец, принимавший участие в съёмке фильма Тарантино «Криминальное чтиво», последний катушечник выпущенный компанией TEAC, 6 кобальто -аморфных головок, система DBX, монитор, безупречный внешний вид и т.д. Если вы откроете на моём проекте «Лазарь Виноградский рекомендует» колонку «Интервью», то прямо с включения этого аппарата и музыки Рахманинова начинается видеоролик. Один из любимых мною катушечников, для себя я его называю - «Man in Black»

Akai GX 747 dbx

Симбиоз технологий стиля и качества компании Akai, который производился с 81 по 85 год и являлся флагманом в линейки катушечников. Стеклоферритовые головки (которым сносу нет), сквозной канал (для контроля качества записи), dbx (система шумоподавления), реверс (для ленивых), космический дизайн и фантастические характеристики, всё это было воплощено в Akai GX 747 dbx. При всём при этом, аппарат не являлся профессиональным.

Технические характеристики и измерения Akai GX 747

Модель: Akai GX-747
Начало выпуска: 1981 год

Режим воспроизведения: 4-е дорожки в режиме стерео
Моторы: Один серводвигатель переменного тока для лентопротяжного механизма и два для подкатушечников
Размер катушки: Максимальный 265 мм (10,5")
Скорость движения ленты: 19 и 9,5 см в секунду
Коэффициент детонации (RMS): При скорости 19 см в секунду: 0,03% и при скорости 9,5 см в секунду: 0,04%
Частотная характеристика (±3 дБ): 25 ~ 33000 Гц при скорости движения ленты 19 см в секунду
Частотная характеристика (±3 дБ): 25 ~ 25000 Гц при скорости движения ленты 9,5 см в секунду
Отклонение скорости движения: Менее 0,3% при скорости движения ленты 19 см в секунду и 0,4% при скорости 9,5 см в секунду
Отношение сигнал/шум: 65 дБ
Искажения: Менее 0,4%
Стирание записи: Лучше 70 дБ
Магнитные головки: 4-е (для записи и воспроизведения) изготовленные по технологии GX и две для стирания записи
Время перемотки ленты: 360 м за 75 секунд
Входы: Микрофонный 0,25 мВ с номинальным сопротивлением 5 кОм и линейный 70 мВс номинальным сопротивлением 100 кОм
Выходы: Линейный 0,775В с номинальным сопротивлением более 20 кОм и наушники 100 мВ с номинальным сопротивлением 8 Ом
Соединения DIN: Вход 2 мВ сопротивление 10 кОм и выход 0,3 вольта сопротивлением 20 кОм
Сетевое напряжение: 100 – 240 вольт переменного тока
Частота тока: 50~60 Гц
Потребляемая мощность: 140 Вт
Ширина: 440 мм
Высота: 483 мм
Глубина: 256 мм
Вес: 21 кг

Да вернуть бы это время назад,когда катушечные были в моде,а то нельзя послушать нормальный звук,заполонил проклятый интернет своей дешевой халтурой, беспантовые CD да MP-3 слушаешь их а слушать толком нечего пустой железный звук, правда немного очищенный,да впридачу высокие частоты задрали ну никакого нормального звучания. Что диски,что флешки все это срань, железный пустой звук,нет в этих аппаратах нормальной частоты звука нет насыщенности и глубины звука. Бестолковая и беспантовая молодежь уцепились,за интернет,якобы там перекачиваем,уцепились,за флешки им упырям нужно,что б было все малое и удобное. Они чуханы неслушали,как играет хорошая запись на Akai GX 747, да даже не на Акае а на более простом аппарате хотя бы,как у моего родственника на Орбите - 107 тоже хорошо звучало если лента нормальная да запись. Нехуже,чем эти диски,да хваленный МП-3. Тупорылый беспантовый молодняк неслушал нормальный звук, эти упыри слушают железный,пустой звук непонимают,что этот звук х....я.

18 августа Всемирная служба «Би-би-си» выпускает в эфир передачу, посвященную коллекции компакт-кассет Усамы бен Ладена, найденной в одном из его убежищ в Афганистане двенадцать лет назад. Однако любовь к этим архаичным аудионосителям присуща не только злодеям мирового масштаба, но и мирным гражданам.

Компакт-кассеты превратились в вымирающий вид еще два десятка лет назад - как раз в те годы, когда впервые заговорили о возвращении виниловых пластинок. Сегодня проигрыватель для лонгплеев снова занимает почетное место в стойке аппаратуры любого меломана. Судя по активности на форумах аудиофилов, следующий тренд - кассетные магнитофоны.

«На нашем кассетнике кончилась пленка; мотай!» - пел когда-то Виктор Цой про главный предмет гордости подростка 1980-х - портативный кассетный «маг». Впрочем, «бумбоксам» и «уокменам» тех лет, а уж тем более монструозным произведениям советской промышленности вроде магнитофона «Электроника-302» точно не светит ничего в мире МР3 и портативного аудио (хотя доки для iPod и iPhone, стилизованные под легендарные «двухкассетники» тридцатилетней давности пользуются популярностью среди ностальгирующей публики). Но стационарная кассетная дека, гордость отечественного меломана времен рок-подполья, снова в моде - как, соответственно, и сами компакт-кассеты. Рационального объяснения этому феномену, пожалуй, нет - единственным плюсом впервые появившегося на рынке в 1964 году формата аудиозаписи был компактный по тем временам размер. В остальном же, несмотря на все ухищрения инженеров, компакт-кассета оставалась не очень надежным, весьма шумным из-за внутреннего механизма и не очень качественным по звукопередаче медиумом. Несмотря на все это, кассеты продержались до середины 1990-х (а в странах третьего мира - и того дольше), прежде всего из-за их низкой стоимости и недорогой перезаписи. Ведь если для издания музыки на CD вам придется приобрести производственную линию ценой не меньше миллиона долларов, то с кассетами достаточно нескольких дек качеством повыше. Именно с этого, кстати, начинали многие известные российские компании звукозаписи в памятных многим пиратских «киосках звукозаписи».

Но сегодня кассетную деку приобретают скорее из соображений оригинальности и дизайна, нежели ради ее функционала. Особенно хороши в этом плане ретрофутуристического вида аппараты начала 1980-х, с анодированными панелями и «космическими» тумблерами-переключателями. Хотя, впрочем, нельзя отрицать, что и в звуке хорошей записи на кассете есть свой шарм - во всех неизбежных артефактах, присущих аналоговой магнитной ленте, легком скрипе ракорды и финальном щелчке автостопа.

Как выбрать?

У хорошей кассетной деки не менее двух (лучше три) приводных моторов и три головки (запись, воспроизведение, стирание). Двухкассетную деку лучше не брать - чем больше деталей, тем менее надежно устройство, к тому же вряд ли кто-то всерьез намеревается переписывать кассету на кассету, как будто на дворе 1982 год. Не стоит соблазняться и техникой советского производства: качество ее оставляло желать лучшего и во времена развитого социализма; сейчас же подержанная «Яуза» или «Вильма» сгодятся разве что как подставка под что-то действительно работающее. Исключение составляют, пожалуй, «Маяк-233» и «Электроника МП-204», но стоит иметь в виду, что даже в СССР эти приставки считались аппаратурой «второй группы сложности».

Разумеется, и хороший когда-то японский магнитофон вполне могут предлагать в «предсмертном» состоянии, так что, если есть возможность, лучше посмотреть технику до покупки или оговорить возврат в случае неработоспособности агрегата. И, конечно, нельзя забывать о внешнем виде - ведь кассетная дека в доме должна радовать не только (что уж там - и не столько) слух, но и глаз. Тем не менее желательно, чтобы дека была оборудована системой шумоподавления (Dolby или, как в случае с советскими аппаратами, «Маяк») и была рассчитана на все четыре типа магнитной пленки (Fe, Cr, FeCr, Metal).

Где купить?

Винтажную кассетную деку от хорошего производителя (Denon, Technics, TEAC, Nakamichi и т.п.) можно найти на eBay или другом интернет-аукционе, часто - за смешные деньги (хотя с учетом доставки сумма может значительно вырасти). Разумеется, покупать придется на свой страх и риск, поскольку проверить устройство удастся лишь после получения. Впрочем, если у продавца на eBay достаточно высокий рейтинг, скорее всего, обмана не будет: там дорожат своей репутацией, а чтобы ее потерять - достаточно одного негативного отзыва покупателя.

Если же вы с подозрением относитесь к пользованной аппаратуре, интернет-магазин Amazon доставляет в Россию недорогие современные деки Pyle и ION, оборудованные USB-портом для подключения к компьютеру. Правда, по качеству воспроизведения и надежности они никак не могут соревноваться с классической старой аппаратурой в хорошем состоянии.

Что слушать?

Чистые кассеты до сих пор производятся (Maxell, TDK, 3M плюс малоизвестные азиатские бренды), заказать их можно в интернет-магазинах, в том числе и российских. Если вы всерьез собираетесь перевести свою коллекцию CD или винила в ретро-формат, лучше попытаться найти более качественные «хромовые» кассеты Type II (обычно маркировка High BIAS Cr или похожая) или, если совсем повезет, Type III или IV (маркировка FeCr или Metal соответственно). Но, скорее всего, вы захотите приобрести «фирменные» записи - и тут уж Amazon вам в помощь, от новейшего альбома Slayer до классики нью-вейва The Cars. Плюс стоит порыться на популярных у начинающих и независимых музыкантов сайтах вроде Bandcamp - новые релизы там часто предлагают не только в цифровом формате, но и на виниле и кассетах. Неоценимым источником могут стать и благотворительные базары в Европе, и (для любителей музыкальной экзотики) обычные лавки где-нибудь в Турции и Египте.

Мнение пользователей:

Андрей Бухарин, музыкальный журналист, ведущий обозреватель журнала Rolling Stone

Я пользуюсь (хотя, признаться, довольно редко) декой Sony TC-RX 311, которую купил в начале 1990-х в каком-то странном магазине в Центре международной торговли. Вполне ею доволен и на другую менять пока не собираюсь, хотя она временами барахлит.

Михаил Борзенков, главный редактор журнала Stereo&Video, вокалист группы Electromonteur

У меня есть Technics Rs-BX601 - одна из самых кондовых дек 1990-х. Звук откровенно простоватый, но не ужасный - слушать можно. Однако подлинного аудиофильского наслаждения этот аппарат не дает. Как минимум нужно апгрейдиться до NAD 614 - очень хорошего магнитофона за свою цену. А если серьезно, то какие уже кассеты? Только катушки! Только reel2reel, только хардкор!

Победоносное шествие магнитофонов началось в годы Второй Мировой войны. А уже после войны появляются и первые бытовые магнитофоны, в том числе и в Советском Союзе.
Студийный магнитофон «МАГ-2». ВНАИЗ, модель 1947 года
В нём применялась первая отечественная магнитная лента типа «МЛ». Для меньшего износа магнитных головок при записи или воспроизведении магнитную ленту заправляли по-разному. Скорость протяжки магнитной ленты 45,6 см/сек. Диапазон рабочих звуковых частот на линейном выходе - 50...7000 гц. Нелинейные искажения 1%. В Советском Союзе первый бытовой магнитофон «Днепр» был выпущен в 1947 году. Но тогда из-за дефицита и дороговизны мало кто мог позволить себе такую роскошь дома, в основном, магнитофонами владели разные организации. Этот магнитофон обладал очень скромными (с сегодняшней точки зрения, конечно) характеристиками, был однодорожечным, с очень большим расходом ленты из-за высокой скорости.
К 1950 году запись на магнитную ленту уже существовала, но для простого населения страны была недоступна из-за высокой цены. Первой попыткой сделать магнитную запись доступней стал выпуск магнитофонной приставки ""МП-1"" в начале 1954 года. Она была проста по устройству и могла работать совместно с любым типом радиоаппаратуры для проигрывания пластинок. С 1950 года заводом ""Эльфа"", правда, уже серийно выпускалась подобная модель в составе радиограммофона ""Эльфа-6-1"", но она была весьма дорогой и имела существенный недостаток - скорость движения ленты была непостоянна и зависела от величины рулона приёмной катушки. Магнитофонная приставка ""Волна"", как и предшественники, совмещала в себе простоту конструкции и электрической схемы, имела ряд достоинств и недостатков, но главное, скорость перемещения ленты была уже постоянной.

Магнитофонная приставка МП-2, 1950-е годы
Слева блок электроники, в центре - механизм с магнитными головками, справа - микрофон МД-41. Применялась совместно с электропроигрывателем, при скорости 78 об/мин обеспечивала скорость ленты 19,05 см/с.


Магнитофонная приставка - «Волна» (Звукозаписывающий аппарат).Начало выпуска 1955 год
Приставка не имела электродвигателя, для ее привода использовался диск проигрывателя грампластинок, с которым приставка и эксплуатировалась. Схема содержала одну радиолампу, которая выполняла функции генератора стирания и подмагничивания, корректирующего усилителя записи и предварительного усилителя сигнала. Все остальные функции выполнял базовый аппарат, к которому приставка подсоединялась через специальный разьём. Такой разьём можно было установить на аппарат самому, он придавался в комплект приставки, а некоторые серийные аппараты уже имели подобные разьёмы, например, радиолы ""Эстония-55"", ""Казань"".
Запись на ленту двухдорожечная, осуществляется переворачиванием и перестановкой катушек. Диапазон записываемых/воспроизводимых звуковых частот приставки на скорости 78 об/мин. составляет 100...7000 Гц, на 33 об/мин - 100...3000 Гц. Приставка не имела собственого блока питания поэтому через разьём получала необходимое анодное напряжение и напряжение накала также от базового аппарата, потребляя мощность около 1,5 Вт. Режимы перемоток в приставке отсутствовали. Стоила магнитофонная приставка 300 рублей по курсу 1955 года (то есть 30 рублей в послереформенных ценах).


Но прогресс не стоит на месте. За первым «Днепром» появились последующие модификации, с гораздо лучшими характеристиками, со стандартными скоростями ленты.
Катушечный ламповый магнитофон «Днепр-3», 1952 год
Магнитофон предназначен для однодорожечной записи. В магнитофоне имеется ускоренная перемотка ленты в одном направлении. Скорость движения магнитной ленты 19,05 см/сек. Время записи, при ёмкости катушек 500 метров 44 минуты. Диапазон частот записи 100...5000 Гц. Относительный уровень шумов -35 дБ. КНИ 5%. Размер аппарата 518х315х330 мм. Вес 28 кг.


«Днепр-3» вид изнутри.


Магнитофон «Днепр-9»
«Днепр-9» стал уже двухдорожечным, имел очень неплохую акустическую систему в деревянном корпусе. Последующие модели этого семейства долгое время были мечтой тогдашних меломанов, так как обладали очень хорошими характеристиками при сравнительно невысокой цене.
Один из первых советских двухдорожечных магнитофонов. Использовал стандартные катушки «номер 18» объемом 350м (лента на ацететной основе толщиной 55 мкм), что обеспечивало продолжительность записи 30 минут при скорости 19,05 см/с. Диапазон частот 70-8000Гц, выходная мощность 2.5 Втт. Вес 28 кг, цена 120 руб.


Катушечный ламповый магнитофон 2-го класса «Мелодия МГ-56», 1956 год
Магнитофон ""Мелодия МГ-56"" предназначен для записи или воспроизведения звуковых программ на магнитной ленте типа 2 с катушками № 18. Запись звука двухдорожечная. Скорость протяжки 9,53 и 19,05 см/сек. Диапазон ЗЧ канала записи-воспроизведения на большей скорости 50...10000 гц, на меньшей - 100...6000 гц. Номинальная выходная мощность на двух громкоговорителях 2ГД-3 около 2 вт. Магнитофон имеет индикатор уровня записи, схожий с ним по оформлению указатель метража магнитной ленты, кнопку пауза, регуляторы тембра НЧ и ВЧ, устройство выключения в конце рулона ленты. Всевозможные переключения в магнитофоне осуществляются с помощью реле и электромагнитных муфт. Управление аппаратом кнопочное. Размеры - 420х420х210 мм. Полная масса 24 кг. Цена магнитофона после денежной реформы 1961 года 290 рублей.

Магнитофон ""Мелодия МГ-56""


Дисковый специальный магнитофон «МАГ-Д1» (П-181). Модель 1957 года
Скорость вращения диска при записи и воспроизведении переменная от 35 до 100 об/мин. Время записи на максимальной скорости около 1,5-2 минут. Диапазон рабочих частот переменный и меняется от 300...5000 гц в начале диска до 300...3000 гц в конце. Смысл применения диска - обеспечить быстрый доступ и повторное проигрывание любого места записи.


Также были разработаны переносные магнитофоны с автономным питанием (репортажные). С целью экономии батарей они приводились в движение заводимой рукояткой пружиной (как патефоны)
Репортёрский магнитофон - «МИЗ-8». Модель 1953 года.
""МИЗ-8"" это первый отечественный репортажный переносной, с автономным питанием магнитофон с пружинным приводом, «граммофонного типа». В магнитофоне применено две головки, стирающая и универсальная, для записи-воспроизведения. Собран аппарат на трёх радиолампах. Питание осуществляется от двух батарей (отсек слева). Диапазон записываемых и воспроизводимых частот на линейном выходе 200-5000 Гц. Скорость протяжки ЛПМ 26 см/сек. Время однодорожечной записи - 15 минут. Размеры магнитофона 350х246х177 мм, вес 7,2 кг

В 1954 году Киевский завод аппаратуры начал выпуск бытового портативного магнитофона ""Днепр-8"", созданного на основе модели ""МИЗ-8"". В бытовой модели применялись катушки меньшего размера, вмещающие 100 метров магнитной ленты, скорость её протяжки также была снижена


Настольный ламповый катушечный магнитофон «Гинтарас». Вильнюсский электротехнический завод «Эльфа». 1960 год.
Магнитофон ""Гинтарас"" (Эльфа-19) предназначен для записи и воспроизведения двухдорожечных фонограмм, на скорости 19 см/сек. При ёмкости катушек 350 метров продолжительность записи/воспроизведения - 2х30 минут. Диапазон рабочих частот магнитофона на линейном выходе 50...10000 Гц, а воспроизводимых через громкоговоритель 1ГД-9, установленный в акустической системе аппарата - 120...8000 Гц. Выходная мощность усилителя НЧ - 1 Вт. Имеется ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Габариты магнитофона 385х346х180 мм, его масса 15 кг.

Настольный катушечный магнитофон «Айдас» (Эльфа-20). Магнитофон производился с 1962 по 1966 год.
«Айдас» в переводе с Литовского означает «Эхо». В магнитофоне ""Айдас"" применена двухдорожечная система записи на магнитную ленту типа 2 или 6. Скорость движения ленты 19,05 см/сек. Магнитофон комплектуется кассетами №15 ёмкостью 250 метров ленты, длительность записи на
двух дорожках около 45 мин. Диапазон записываемых и воспроизводимых магнитофоном частот по электрическому тракту 40...12000 Гц при работе с лентой типа 6, на ленте типа 2 - диапазон несколько уже и составляет - 50...10000 Гц. Номинальная выходная мощность усилителя магнитофона 1 вт, при коэффициенте искажений на линейном выходе не более 3%, на эквиваленте громкоговорителя 6%. Уровень шума не хуже 40 дб, детонация 0,4%. Размеры магнитофона 400х300х186 мм, вес 12 кг. В
1965 году электрическая схема и ЛПМ магнитофона были модернизированы, а в 1966 году он модернизирован в ""Айдас-9М"".

В 1960 году Великолукский радиозавод осваивает выпуск самого доступного «народного» магнитофона «Чайка» - его цена в послереформенных рублях составляла всего 105 рублей! Дешевле были только приставки «Нота» и «МП
Магнитофоны „Чайка“ и „Чайка-М“. Производство с 1960 и 1964 года соответственно. Внешне модели идентичны.
Скорость ЛПМ 9,53 см/сек. Катушки вмещают 240 метров магнитной ленты. Запись 2-х дорожечная, длительность записи 40 минут. При использовании ленты типа 2 или СН, усилитель воспроизводит полосу звуковых частот 40...6000 Гц. Выходная мощность усилителя нч на громкоговорителе 1ГД-18 - 1 Вт. Магнитофон собран на 4 лампах. Корпус у магнитофона деревянный, из гнутой фанеры, облицован синтетическим пластиком. Габариты магнитофона - 340х270х180 мм, масса 12 кг. Магнитофон ""Чайка-М"", выпускавшийся с начала 1964 года, имеет незначительные отличия в электрической схеме и конструкции по сравнению с базовым магнитофоном ""Чайка"", качество звучания несколько улучшено, при использовании ленты типа 2 или СН магнитофон воспроизводит полосу частот 40...10000 Гц.

Магнитофон „Яуза-10“
»Яуза-10", первый советский стереофонический магнитофон (стоивший в 60х годах почти 400 рублей - немалая по тем временам сумма). Специально для этой модели были разработаны узлы, ранее не применявшиеся в отечественной бытовой технике: счетчик метража ленты, сдвоенные регуляторы, переключатель дорожек. К сожалению, судьба этой модели сложилась не очень удачно: из-за высокой цены и отсутствия в середине 60х годов качественных источников стереосигнала уже к 1968 году выпуск «Яузы-10» был свернут: потребителю не было смысла покупать столь дорогостоящий аппарат, возможности которого он не мог использовать.
Запись велась на две дорожки (левый и правый каналы), кроме того, допускалось проведение монофонической записи, что позволяло использовать четрые дорожки на одной катушке ленты (250 метров). На скорости 19,05 см/с при диапазоне частот 40-15000 Гц обеспечивалась длительность записи на одной дорожке 22 минуты. Комплектовался двумя выносными акустическими системами (праый и левый каналы), кроме того, имел два встроенных динамика. Вес магнитофона 14,5 кг, акустических систем 4.5 кг.

Магнитофон «Весна», выпущен в 1963 г.
Портативный переносный аппарат, работавший как от батарей (10 штук типа 373), так и от сети переменного тока через внешний выпрямитель. Скорость ленты 9,53 см/с, использовались катушки «номер 10» объемом 100 м, что обеспечивало 17 минут на дорожке. Диапазон частот 100-6000 Гц. Вес с батареями 5,5 кг, цена 150 руб.


Переносный магнитофон «Мрия». Выпущен в 1967 г.

Магнитофон «МАГ-8М11»
Полупрофессиональный однодорожечный магнитофон выпуска 1953 г. Применялись катушки емкостью 500м, при скороcти 19,05 см/с длительность записи составляла 43 мин. Рабочий диапазон 50-10000 Гц, выходная мощность 2,5 Вт, вес 52 кг, цена 365 руб.

Магнитофон «Маяк 201» моно
Большое распространение получили магнитофоны семейства «Маяк» (помимо первой моно модели 201, в дальнейшем выпускались стереофонические 203 и 205), «Юпитер», «Ростов», «Орбита», а уже в начале 80х годов появились полупрофессиональные модели «Электроника ТА-001» и его «родственник» по классу «Олимп». Эти аппараты обеспечивали практически студийное качество и допускали использование ленты на катушках вплоть до 22го номера и были мечтой «подпольных» музыкантов конца 70х - начала 80х годов. Многие впоследствии известные исполнители и группы поначалу «писались» именно на «Олимпы».


Магнитофон «Юпитер-201-стерео»
Стереофонический магнитофон II класса, обеспечивавший диапазон частот 40-16000 Гц при скорости 19,05 см/с, имел встроенный двухканальный усилитель выходной мощностью 7 Втт на канал, комплектовался двумя двухполосными акустическими системами в деревянном корпусе. Весил 15 кг.

И ещё немного фотографий старых катушечных магнитофонов.




































































В связи с немыслимым ростом продаж винила вопросом времени оставалось лишь то, когда появятся умельцы, обслуживающие ностальгические интересы тех из нас, кто в молодости предпочитал бобины.

Первые признаки шевеления возникли еще 7-8 лет назад, когда пара бутиковых артелей стала предлагать пользователям готовые бобины с записями по hi-end (как они уверяли) стандартам.

Но для прослушивания все равно пришлось бы покупать старый катушечный магнитофон, ибо их уже никто не выпускает с середины девяностых. И что особенно скверно, практически все те старые аппараты требуют ремонта и реставрации для реальной работы. Конденсаторы, скорее всего, высохли, пассики (это резинки такие) деформировались. Но самое паршивое, это если магнитные головки стерлись: замену им сейчас найти куда сложнее, чем иглу для проигрывателя винила.

В общем, если ты покупал бобинник, то в большинстве случаев чисто как предмет интерьера - использовать их всерьез как качественный аудиоисточник трудно.

Все решила изменить аудиокомпания из немецкого Дюссельдорфа Roland Schneider Precision Engineering. В мае 2018 года инженеры анонсировали запуск в производство аж четырех моделей магнитофонов под маркой Ballfinger.

Некоторые из этих магнитофонов будут кастомизироваться (то есть подгоняться под требования покупателя). Но в любом случае платить придется немало. Самый простой и дешевый аппарат Ballfinger выставляется за 9500 евро, максимальная же по цене модель обойдется в 24 000 евро.

«Цифровые носители прекрасны, но простого файла недостаточно для получения всей гаммы ощущений от музыки», - говорит создатель аппаратов Роланд Шнайдер. И мы с ним согласны, кстати.

«Когда мы говорим об аналоговом звуке, ничто нас так не приближает к ощущению присутствия в студии, как катушечный магнитофон», - добавляет инженер.

По словам Шнайдера, его компания уже получила более 80 запросов от дистрибьюторских фирм со всего мира. Пока производственные мощности позволяют изготовлять около двух сотен магнитофонов в год. Надо заметить, что приобретение пленки также не составит особых проблем, уже сейчас можно купить чистые ленты от американской конторы ATR Magnetics и от французской фирмы Mulann.

Производство пленок не прекращалось хотя бы потому, что они всегда были востребованы для традиционных аналоговых студий звукозаписи. Многие артисты только так и пишутся и ни в какую не дают записывать себя в бездушный компьютер.

Мы в редакции MAXIM задумались о практическом применении столь безумно дорогого аппарата в домашних условиях. И придумали лишь одно - сбрасывать на пленку звук с виниловых первопрессов, которые тебе жалко запиливать до смерти. С учетом цены тех самых первопрессов, такое вложение в экономическом смысле имеет даже некоторый смысл. Некоторый. Как бы смысл…



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: