Как скорость оперативной памяти влияет на игры и работу в программах? Что необходимо знать при выборе оперативной памяти для компьютера.

Для того, чтобы описать как работает оперативная память, нужно написать целую диссертацию, в то время как разобраться в вопросе влияния скорости ОЗУ на игры и программы достаточно просто.

В первую очередь нужно отметить, что вид, объем, и частота оперативной памяти оказывают влияние на скорость передачи данных. Это значит, что насколько быстро будет работать программа и игра зависит от модулей ОЗУ. Чем больше памяти, чем выше рабочая частота, тем быстрее передаются данные и пользователь мгновенно получает ответ от софта на свой запрос. Именно на эти параметры нужно обращать внимание при покупке модулей оперативной памяти.

Какой оптимальный объем ОЗУ выбрать для ПК?

Операционная память – это энергозависимая микросхема, с помощью которой совершается обмен данными. При этом эти данные не сохраняются на ПК, я только обрабатываются и хранятся некоторое время, а точнее до выключения компьютера.

Передача данных между ОЗУ и процессором может осуществляться двумя способами:

  • Через память нулевого уровня;
  • Через кэш.

А вот скорость этой передачи зависит от объема ОЗУ. И если 32-битные системы не поддерживают больше 4 Гб, то более мощные 64-битные сборки могут поддерживать до 64 Гб оперативной памяти. Редко можно встретить ПК с 512 Мб и 1 Гб памяти. Это зачастую старые устройства с Windows XP.

Для функционирования системы и запуска большинства приложений нужно 2 Гб памяти. Однако скорость запуска программ будет не высокой и время отклика на действия пользователя составит от нескольких секунд до минуты.

Размера в 4 Гб памяти хватит для просмотра видео на YouTube, загрузки красочных интернет-страниц, просмотра фильмов, запуска игр на минимальных и средних настройках.

Объема 8 и 16 гигабайт более чем достаточно для любых задач, которые пользователь возлагает на свою операционную систему. В том числе, хорошо будет работать Windows 10, системные требования которой достаточно приличные.

32 Гб хватит для того, чтобы не беспокоиться о работе самых современных игр и мощных приложений. При этом запаса ОЗУ хватит на нескольких лет вперед.

ВАЖНО! Если у вас старый ПК, покупка дополнительных модулей ОЗУ не ускорит работы системы. Скорость ОЗУ будет заметна при модернизации процессора и видеокарты.

Влияние типа ОЗУ на скорость работы системы

Скорость работы приложений и передачи данных зависит не только от объема оперативной памяти, но и от её типа. В компьютерах, собранный за последние несколько лет, можно найти четыре варианта модулей ОЗУ:

  • DDR (DDR1) – рабочая частота до 400 МГц. Используется на ПК старых образцов.
  • DDR2 – рабочая частота до 1200 МГц. Использовалась на новых ПК несколько лет назад, но была практически полностью вытеснена новым поколением.
  • DDR3 – рабочая частота до 2400 МГц. Это сравнительно новый вариант, который устанавливается на большинстве компьютерах бюджетного и среднего уровня.
  • DDR4 – рабочая частота до 3200 МГц. Поддерживается только современными материнскими платами, и то не всеми. Имеет высокие показатели передачи данных.

Важно отметить, что чем выше рабочая частота оперативной памяти, тем быстрее работают приложения, в том числе запущенные одновременно на одном ПК. Поэтому, установив на своём компьютере планку DDR4, можно повысить скорость передачи информации практически в 2 раза. Однако с её заменой придётся менять и материнскую плату, и процессор. А это очень дорого и не всем по карману. Иногда гораздо выгоднее поставить ОЗУ большего объёма или с лучшими показателями частоты, нежели менять всю начинку системного блока.

Значение частоты для материнской платы

Показатели частоты важны для скорости работы компьютера. И практически все современные модели материнских плат выпускаются с величиной этого параметра для ОЗУ не меньше 1600 МГц. Однако, решив заменить на своём ПК или ноутбуке планку, стоит обратить внимание на возможности самой платы. Если мамка не поддерживает больше, к примеру, 1663 МГц, а установленная планка имеет частоту 1833 МГц, то скорость передачи информации будет ограничена меньшим значением, то есть 1663 МГц и модернизация не даст результатов.

Посмотреть допустимое значение для материнской платы можно в инструкции, которая поставляется вместе с продуктом.

Ответить на вопрос, на что оказывает влияние оперативная память, даже легче, чем объяснить принцип её действия.

В первую очередь, вид, частота и объём ОЗУ оказывают влияние на скорость передачи данных – а, значит, и на то, насколько быстро будет работать приложение и, особенно, игра.

Недостаточный объём оперативной памяти может привести к невозможности работы программы, к зависанию компьютера и даже перезагрузке операционной системы.

Cодержание:

Влияние объёма ОЗУ

Операционная память (или ОЗУ, или RAM) представляет собой энергозависимую микросхему, с помощью которой совершается обмен данными.

При отключении питания вся хранящаяся в ней информация исчезает.

Передача данных между ОЗУ и процессором может осуществляться непосредственно и через так называемую память нулевого уровня или кэш.

Скорость обмена зависит от параметров оперативной – частоты и даже типа (от DDR до DDR4). Но одной из главных характеристик, на которые следует обратить внимание, является её объём.

На современных компьютерах он составляет, минимум, 2 гигабайта – вполне достаточно для запуска большинства приложений и даже не слишком новых игр (в основном, выпущенных в 2000-х годах).

Встретить меньшее значение объёма – например, 1 ГБ, 512 Мб – можно только на старых компьютерах.

Размер 4 Гб – вполне подходящий вариант для бюджетного домашнего компьютера , предназначенного для интернет-серфинга, просмотра видео с приличным качеством (хотя для этого понадобится ещё и соответствующая видеокарта) и прослушивания музыки. На компьютере с ней не получится поиграть в современные игры даже на средних настройках. Однако некоторые из них запустятся с минимальными параметрами.

Объёма 8 и 16 гигабайт более чем достаточно для любых задач, возлагаемых на свой компьютер средним пользователем. Особенно, если она идёт в комплекте с 4–8 Гб графической памяти GDDR5.

А 32 Гб вполне достаточно для того чтобы не беспокоиться о работе самых современных приложений на протяжении ещё нескольких лет.

Важно: Не стоит рассчитывать на резкое повышение скорости работы ПК после замены на вдвое больший по объёму вариант. Вместе с ней требуется модернизировать ещё и видео, и центральный процессор. А 32-битные операционные системы и вовсе поддерживают не больше 3 Гб RAM.

Влияние типа памяти

Скорость работы с приложениями и передачи данных также зависит и от типа. В компьютерах, собранный за последние несколько лет, можно найти три варианта:

  • DDR2 (с частотой до 1200 МГц) – использовалась на новых ПК несколько лет назад, но была практически полностью вытеснена новым поколением;
  • DDR3 (частота до 2400 МГц) – относительно новый вариант, устанавливаемый на большинстве современных компьютерах бюджетного и среднего уровня);
  • DDR4 (частота до 3200 МГц) – которая могла бы заменить DDR3, однако поддерживается далеко не всеми материнским платами и процессорами.

Установив на своём компьютере планку DDR4, можно повысить скорость передачи информации примерно в 1,5–2 раза. Однако для её установки придётся менять и материнскую плату, и процессор.

Такой вариант подходит далеко не всем пользователям, собирающимся частично модернизировать свой ПК.

И для них гораздо выгоднее будет поставить ОЗУ большего объёма или с лучшими показателями частоты.

Покупателю же нового (и, главное, игрового) компьютера, по возможности, следует выбрать DDR4 – и, желательно, предусмотреть возможность добавления новых планок.

Значение частоты

Показатель частоты имеет значение для . И современные модели практически не выпускается с величиной этого параметра меньше 1600 МГц.

Однако, решив заменить на своём ПК или ноутбуке планку, стоит обратить внимание ещё и на возможности материнской платы.

Если «материнка» поддерживает не больше 1333 МГц, а установленное имеет частоту 1833 МГц, скорость передачи данных будет ограничена меньшим значением.

Повышение эффективность работы

Иногда владелец компьютера с достаточно большим объёмом ОЗУ может столкнуться с замедлением работы приложений.

И может даже задуматься о необходимости добавить новую оперативную – или даже полностью модернизировать ПК. Однако устранить проблему можно и более простым способом:

  • проверив, насколько загружена она на данный момент (через «Диспетчер задач» );

Производительность оперативной памяти | Может ли память ограничивать частоту кадров в играх?

С некоторой периодичностью мы публикуем материалы, в которых изучаем, как работа популярных приложений зависит от скорости работы обычной оперативной памяти. Сегодня под словом "обычной" мы подразумеваем DDR3-1600.

Поэкспериментировав с настройками памяти в одной из игр, мы заметили заметную прибавку в скорости работы. После обзора "FX против Core i7: является ли CPU в играх бутылочным горлышком?" у нас осталась готовая тестовая система, поэтому сейчас - самый подходящий момент, чтобы сделать ещё одну версию анализа игр, но с большим упором на память.

Сказанное нами шесть лет назад по поводу частоты и таймингов актуально и сегодня. Задержка CAS по-прежнему измеряется в циклах, циклы DDR3-2133 по-прежнему в два раза быстрее, чем DDR3-1066, а у DDR3-2133 CAS 10 осталось такое же время отклика, как у DDR3-1066 CAS 5. Более того, DDR3-2133 также предлагает в два раза больше пропускной способности, чем DDR3-1066.

К счастью, если бюджет ограничен, не обязательно зацикливаться на модулях DDR3-1066, а для повышения пропускной способности можно уменьшить значение CAS, которое для большинства модулей легко спустится ниже базового значения 10. Кроме того, дешёвая память DDR3-1600 и средняя по цене DDR3-2133 CAS 9 теперь стоит почти столько же.

Мы вооружены разогнанным CPU и двумя видеокартами Radeon HD 7970 в CrossFire, которые помогут избежать узких мест. Итак, каким образом изменения в конфигурации памяти повлияют на производительность в играх?

Производительность оперативной памяти | Конфигурация и тесты

Тестовая конфигурация
CPU Intel Core i7-3960X (Sandy Bridge-E): 6ядер/12потоков 3,3 ГГц, 12 Мбайт общего кэша L3, LGA 2011 разгон до 4,4 ГГц (44 x 100 МГц) при напряжении ядра 1,325 В
Материнская плата Asus P9X79, BIOS 3203 (11/26/2012)
Кулер CPU Coolink Corator DS 120 мм Tower, термопаста w/Zalman ZM-STG1
Сеть Встроенный контроллер Gigabit LAN
Память G,Skill F3-17600CL9Q-16GBXLD (16 Гбайт) DDR3-2200 CAS 9-11-9-36 1,65 В
Видеокарта 2 x MSI R7970-2PMD3GD5/OC: GPU 1010 МГц, GDDR5-5500
Накопитель Mushkin Chronos Deluxe DX 240 Гбайт, SATA 6 Гбит/с SSD
Питание Seasonic X760 SS-760KM: ATX12V v2,3, EPS12V, 80 PLUS Gold
ПО и драйвера
Операционная система Microsoft Windows 8 Professional RTM x64
Графический драйвер AMD Catalyst 12.10

Платформа Intel LGA 2011 обладает достаточной гибкостью для тестов как двухканальной, так и четырёхканальной конфигурации памяти. ASUS P9X79 и разогнанный Core i7-3760X со степпингом C2 мы взяли из предыдущих обзоров.

Из-за базовой частоты в 100 МГц, системная плата P9X79 настроила старые модули G.Skill DDR3-2200 CAS 9 в режим DDR3-2133 CAS 9-11-9-28. Для тестов DDR3-1600 C9 мы использовали такую же память и тайминги. В варианте с пониженными таймингами используется эта же память в режиме DDR3-1600 CAS 7-9-7-21.

Если у вас есть пара карт Radeon HD 7970, вполне вероятно, что вы играете на разрешении 2560x1600 пикселей или больше. Мы начали с разрешения 1920x1080 пикселей и повышали его до 5760x1080 пикселей.

Конфигурация тестов (3D-игры)
Aliens vs. Predator Использование AvP Tool v.1.03, SSAO/тесселяция/тени вкл.
Тестовая конфигурация 1: качество текстур High, без AA, 4x AF
Тестовая конфигурация 2: качество текстур Very High, 4x AA, 16x AF
Battlefield 3 Режим кампании, "Going Hunting" 90-секунд Fraps
Тестовая конфигурация 1: качество Medium (без AA, 4x AF)
Тестовая конфигурация 2: качество Ultra (4x AA, 16x AF)
F1 2012 Версия Steam, встроенный бенчмарк
Тестовая конфигурация 1: качество High, без AA
Тестовая конфигурация 2: качество Ultra, 8x AA
Elder Scrolls V: Skyrim Обновление 1.7, Celedon Aethirborn уровень 6, 25-секунд Fraps
Тестовая конфигурация 1: DX11, уровень детализации High без AA, 8x AF, FXAA вкл.
Тестовая конфигурация 2: DX11, уровень детализации Ultra, 8x AA, 16x AF, FXAA вкл.
Metro 2033 Полная версия, встроенный бенчмарк, сцена "Frontline"
Тестовая конфигурация 1: DX11, High, AAA, 4x AF, без PhysX, без DoF
Тестовая конфигурация 2: DX11, Very High, 4x AA, 16x AF, без PhysX, DoF вкл.

Производительность оперативной памяти | Результаты тестов

Хотя 3DMark и не отражает реальную производительность в играх, он всё же позволяет легко сравнить показатели различных конфигураций. Также он показывает, что в тесте Physics с уменьшением скорости передачи данных памяти результат ухудшается. В этом есть смысл, поскольку пакет Physics даёт нагрузку на все вычислительные ядра. Нехватка данных для них – это верный путь снижения производительности.


В игре Aliens vs. Predator разница между различными конфигурациями памяти минимальна, даже на разрешении 2560x1600 пикселей частота кадров, похоже, сдерживается мощной комбинацией двух GPU Radeon HD 7970.


Результаты F1 и Metro 2033

Результаты F1 2012 наполняют смыслом всю нашу сегодняшнюю затею. Каждый шаг в увеличении пропускной способности памяти даёт заметный прирост скорости работы.


А вот Metro 2033 наоборот, не демонстрирует никакой значимой разницы между нашими четырьмя конфигурациями. Чуть ниже мы посмотрим на детальный разброс FPS в этой игре во время тестовых прогонов.


Metro 2033, секунда за секундой

Metro 2033 даёт нам весьма интересный посекундный график частоты кадров. Мы решили не включать графики каждого теста, поскольку это только засорит страницу. Вместо этого, мы сравнили самые медленные и самые быстрые конфигурации памяти.


Когда в качестве минимальной средней частоты кадров мы выбираем уровень 40 FPS, на самом деле мы отслеживаем, чтобы частота кадров не опускалась ниже 20 FPS. Наши видеокарты могут удержать такой уровень на настройках детализации Very High даже с памятью, установленной в режим DDR3-1600 CAS 9.


К сожалению, при разрешении 4800x900 пикселей уровень производительности на настройках Very High назвать нормальным никак нельзя. Чтобы игра работала на 5760x1080 пикселей, нам пришлось понизить детализацию.


При появлении в Metro 2033 дыма или тумана производительность существенно падает. Хорошо, что эти проседания во время геймплея на разрешении 5760x1080 пикселей с отключённым MSAA незаметны. Однако нас беспокоит, что с четырёхканальной конфигурацией впадины на графике ниже, ведь с увеличением пропускной способности ожидаешь уменьшения минимального порога, но никак не увеличения.

Battlefield 3 и Skyrim

Колебания производительности в Battlefield 3 слишком малы, чтобы отнести их к различиям в конфигурации. В таком случае, дешёвая память DDR3-1600 занимает здесь более выгодную позицию.


Elder Scrolls V: Skyrim выигрывает от более быстрой RAM, однако с увеличением разрешения и, соответственно, графической нагрузки, преимущество уменьшается.


Battlefield 3, кадр за кадром

Время рендеринга одного кадра более показательно, чем среднее количество кадров, поскольку именно отдельные медленные кадры разрушают погружение в игру, в результаты вы теряете концентрацию, врезаетесь в стену, либо вас убивают. Когда рекомендуемая нами для игр средняя частота кадров составляет 40 FPS, а минимальная 20, очень важно, чтобы ни один кадр не рендерился более 50 миллисекунд. В данном тесте чем ниже значения, тем лучше (быстрее).






Часто при запуске игра может идти с рывками, но в данном случае рывки совпадают с включением Fraps. К счастью, ни в одном из прогонов скачки не превышают порога 50 мс.

Skyrim, кадр за кадром

Длительность кадра в Elder Scrolls V: Skyrim превысила 50 мс лишь на разрешении 5760x1080 пикселей, при котором у всех конфигураций наблюдаются проблемы.






Хотя средняя частота кадров при настройках качества Ultra в Skyrim падает, скачки длительности кадра понижаются. В течение всего теста мы заметили только один долгий кадр на всех конфигурациях, что совсем не страшно.

Энергопотребление, средняя производительность и эффективность

Поскольку мы не используем разгон, то смогли понизить напряжение модулей, работающих в режиме DDR3-1600 C9 до 1,50 В и, соответственно, понизить общее энергопотребление системы на несколько ватт.

К сожалению, пониженная скорость передачи данных также повлияла на показатели средней производительности.

Intel XMP (Extreme Memory Profiles) – это настройки для автоматического разгона памяти. Поскольку более быстрая RAM повышает среднюю производительность в играх, с разгоном памяти эффективность системы увеличивается.

Производительность оперативной памяти | Пропускная способность и понижение таймингов иногда кое-что значат

Два из пяти игровых тестов: F1 2012 и The Elder Scrolls V: Skyrim продемонстрировали, что пропускная способность и тайминги могут существенно повлиять на частоту кадров в играх. Оба параметра оказываются одинаково важны. Такие результаты можно было предугадать, ведь эти две игры меньше ограничены графической подсистемой, чем другие.

С другой стороны, в Metro 2033, Battlefield 3 и Aliens vs. Predator мы вообще не заметили разницы. Производительность первых двух сильнее всего связана со скоростью графического адаптера (или адаптеров), установленного в системе, что объясняет, почему полоса пропускания и тайминги памяти не оказали существенного влияния. Появление долгих кадров, вызывающих проседания FPS, похоже, больше зависит от графической части системы, нежели от задержек или пропускной способности оперативной памяти.

Если говорить об играх, на производительность которых различия в памяти всё же влияют, то стоит отметить, что разницу во время геймплея можно заметить лишь в одной игре. Но даже в этом случае средняя частота кадров настолько высока, что ваши глаза (или мониторы) должны быть быстрее наших примерно в два раза, чтобы ощутить прирост от быстрой памяти на практике. В данном случае мы говорим об игре F1 2012, которая, в среднем, набирает более 100 FPS и всё равно масштабируется при ускорении работы памяти. На самом деле, такой уровень FPS важно поддерживать, если вы используете технологии AMD HD3D и Eyefinity одновременно, поскольку частота кадров для мониторов 60 Гц делится надвое. Если у вас нет трёх стереоскопических мониторов, большой прирост производительности к высокой частоте кадров нужен разве что для хвастовства.

В данном исследовании мы попробуем найти ответ на следующий вопрос - что важнее для достижения максимальной производительности компьютера, высокая частота оперативной памяти или же ее низкие тайминги. А помогут нам в этом два комплекта оперативной памяти производства Super Talent. Давайте посмотрим, как выглядят модули памяти внешне, и какими характеристиками обладают.

⇡ Super Talent X58

Данный комплект производитель "посвятил" платформе Intel X58, о чем свидетельствует надпись на наклейке. Однако здесь сразу же возникает несколько вопросов. Как всем хорошо известно, для достижения максимальной производительности на платформе Intel X58 настоятельно рекомендуется использовать трехканальный режим работы оперативной памяти. Несмотря на это, данный комплект памяти Super Talent состоит лишь из двух модулей. Конечно, у ортодоксальных сборщиков систем такой подход может вызвать недоумение, однако рациональное зерно в этом все же есть. Дело в том, что сегмент топовых платформ относительно невелик, и большинство персональных компьютеров используют оперативную память в двухканальном режиме. В этой связи покупка комплекта из трех модулей памяти обычному пользователю может показаться неоправданной, а если необходимо действительно много оперативной памяти, можно приобрести три комплекта по два модуля в каждом. Производитель указывает, что память Super Talent WA1600UB2G6 может работать на частоте 1600 МГц DDR при таймингах 6-7-6-18. Теперь давайте посмотрим, какая информация зашита в SPD профиле этих модулей.

И опять наблюдается некоторое несоответствие реальных и заявленных характеристик. Максимальный профиль JEDEC предполагает работу модулей на частоте 1333 МГц DDR при таймингах 9-9-9-24. Впрочем, присутствует расширенный профиль XMP, частота которого совпадает с заявленной - 800 МГц (1600 МГц DDR), но тайминги несколько отличаются, причем в худшую сторону - 6-8-6-20, вместо 6-7-6-18, которые указаны на наклейке. Тем не менее, данный комплект оперативной памяти без проблем работал в заявленном режиме - 1600 МГц DDR при таймингах 6-7-6-18 и напряжении 1,65 В. Что касается разгона, то более высокие частоты модулям не покорились, несмотря на установку повышенных таймингов и увеличение напряжения питания. Более того, при увеличении напряжения Vmem до уровня 1,9 В наблюдалась нестабильность работы и в исходном режиме. К сожалению, радиаторы очень прочно приклеены к чипам памяти, поэтому мы не рискнули их снимать, опасаясь повредить модули памяти. А жаль, тип используемых микросхем мог бы пролить свет на такое поведение модулей.

⇡ Super Talent P55

Второй комплект оперативной памяти, который мы рассмотрим сегодня, производитель позиционирует как решение для платформы Intel P55. Модули оснащены низкопрофильными радиаторами черного цвета. Максимальный заявленный режим предполагает работу данных модулей на частоте 2000 МГц DDR при таймингах 9-9-9-24 и напряжении 1,65 В. Теперь посмотрим на зашитые в SPD профили.

Наиболее производительный профиль JEDEC предполагает работу модулей на частоте 800 МГц (1600 МГц DDR) при таймингах 9-9-9-24 и напряжении 1,5 В, а профили XMP в данном случае отсутствуют. Что касается разгона, то при небольшом повышении таймингов данные модули памяти оказались способны работать на частоте 2400 МГц DDR, о чем свидетельствует скриншот ниже.

Более того, система загружалась и при частоте модулей 2600 МГц DDR, однако запуск тестовых приложений приводил к зависанию или перезагрузке. Как и в случае с предыдущим комплектом памяти Super Talent, данные модули никак не реагировали на повышение напряжения питания. Как оказалось, лучшему разгону памяти и стабильности работы системы более способствовало увеличение напряжения контроллера памяти, встроенного в процессор. Впрочем, поиск максимально возможных частот и параметров, при которых достигается стабильность работы в таких экстремальных режимах, оставим энтузиастам. Далее мы сосредоточимся на изучении следующего вопроса - в какой степени частота работы оперативной памяти и ее тайминги влияют на общую производительность компьютера. В частности, мы попробуем выяснить, что лучше - установить скоростную оперативную память, работающую с высокими таймингами, или же предпочтительнее использовать как можно более низкие тайминги, пусть и не при максимальных рабочих частотах.

⇡ Условия тестирования

Тестирование проводилось на стенде следующей конфигурации. Во всех тестах процессор работал на частоте 3,2 ГГц, причины этого будут объяснены ниже, а мощная видеокарта была необходима для тестов в игре Crysis.

Как уже говорилось выше, мы попробуем выяснить, как частота работы оперативной памяти и ее тайминги влияют на общую производительность компьютера. Конечно, данные параметры можно просто задать в BIOS и провести тесты. Но, как оказалось, при частоте Bclk равной 133 МГц, диапазон рабочих частот оперативной памяти в использованной нами материнской плате составляет 800 - 1600 МГЦ DDR. Этого оказывается недостаточно, ведь один из рассматриваемых сегодня комплектов памяти Super Talent поддерживает режим DDR3-2000. Да и вообще, скоростных модулей памяти выпускается все больше, производители уверяют нас в их небывалой производительности, так что выяснить их реальную производительность определенно не помешает. Для того, чтобы установить частоту памяти, скажем, 2000 МГц DDR, необходимо увеличить частоту шины Bclk. Однако при этом изменятся частоты как ядра процессора, так и его кэш-памяти третьего уровня, которая работает с той же частотой, что и шина QPI. Разумеется, сравнивать результаты, полученные в таких разных условиях, некорректно. Кроме того, степень влияния частоты CPU на результаты тестирования может оказаться куда значительнее таймингов и частоты оперативной памяти. Возникает вопрос - нельзя ли как-то обойти эту проблему? Что касается частоты процессора, то в некоторых пределах ее можно изменять с помощью множителя. Однако при этом желательно выбирать такое значение частоты bclk, чтобы итоговая частота оперативной памяти была равна одному из стандартных значений 1333, 1600 или 2000. Как известно, в настоящее время базовая частота bclk в процессорах Intel Nehalem равна 133.3 МГц. Давайте посмотрим, какова будет частота оперативной памяти при разных значениях частоты шины bclk с учетом множителей, которые может выставить используемая нами материнская плата. Результаты приведены в таблице ниже.

Частота bclk, МГц
133.(3) 150 166.(6) 183.(3) 200
Множитель памяти Частота оперативной памяти, МГц DDR
6 800 900 1000 1100 1200
8 1066 1200 1333 1466 1600
10 1333 1500 1667 1833 2000
12 1600 1800 2000 2200 2400

Как видно из таблицы, при частоте bclk равной 166 МГц, для оперативной памяти можно получить частоты 1333 и 2000 МГц. Если частота bclk равна 200 МГц, то получаем совпадение частот оперативки при 1600 МГц, а также требуемые 2000 МГц. В остальных случаях совпадений со стандартными частотами памяти не наблюдается. Так какую же частоту bclk в итоге предпочесть - 166 или 200 МГц? Ответ на этот вопрос подскажет следующая таблица. Здесь приведены значения частоты CPU, в зависимости от множителя и частоты bclk. Для оценки влияния таймингов нам необходимы не только одинаковые частоты памяти, но и CPU, чтобы это не влияло на получаемые результаты.

Частота bclk, МГц
Множитель CPU 133.(3) 150.0 166.(6) 183.(3) 200.0
9 1200 1350 1500 1647 1800
10 1333 1500 1667 1830 2000
11 1467 1650 1833 2013 2200
12 1600 1800 2000 2196 2400
13 1733 1950 2167 2379 2600
14 1867 2100 2333 2562 2800
15 2000 2250 2500 2745 3000
16 2133 2400 2667 2928 3200
17 2267 2550 2833 3111 3400
18 2400 2700 3000 3294 3600
19 2533 2850 3167 3477 3800
20 2667 3000 3333 3660 4000
21 2800 3150 3500 3843 4200
22 2933 3300 3667 4026 4400
23 3067 3450 3833 4209 4600
24 3200 3600 4000 4392 4800

В качестве отправной точки мы брали максимальную частоту процессора (3200 МГц), которую он может показать при базовой частоте bclk равной 133 МГц. Из таблицы видно, что в данных условиях только при частоте bclk=200 МГц можно получить точно такую же частоту CPU. Остальные частоты хоть и близки к 3200 МГц, но не точно равны ей. Конечно, в качестве исходной можно было взять частоту CPU и поменьше, скажем - 2000 МГц, тогда можно было бы получить корректные результаты при всех трех значениях шины bclk - 133, 166 и 200 МГц. Тем не менее, мы отказались от этого варианта. И вот почему. Во-первых, настольных процессоров Intel c архитектурой Nehalem с такой частотой нет, и вряд ли они появятся. Во-вторых, снижение частоты CPU более чем в 1,5 раза может привести к тому, что он станет ограничивающим фактором, и разница в результатах практически не будет зависеть от режима работы оперативной памяти. Собственно, первые прикидки именно это и показывали. В-третьих, вряд ли тот пользователь, который покупает заведомо слабый и дешевый процессор, будет сильно озабочен вопросом выбора дорогой скоростной оперативной памяти. Итак, мы будем тестировать при значениях базовой частоты bclk - 133 и 200 МГц. Частота CPU в обоих случаях одинакова и равна 3200 МГц. Ниже приведены скриншоты утилиты CPU-Z в данных режимах.

Если вы обратили внимание, частота QPI-Link зависит от частоты bclk и, соответственно, они отличаются в 1,5 раза. Это, кстати, позволит выяснить, как влияет частота кэш-памяти третьего уровня в процессорах Nehalem на общую производительность. Итак, приступим к тестированию.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: