Надо ли прогревать наушники. Прогрев наушников: все что вы хотели знать о прогреве! Сколько времени должен длиться качественный прогрев наушников

...после прогрева в течение 300 часов на максимальной громкости,
заметил, что наушники стали звучать тише,
а частотный диапазон стал уже...

Цитата с форума. Орфография и пунктуация автора сохранены

Некоторые люди, считающие себя знатоками качественного звука, абсолютно уверены в том, что никакие наушники не раскроют свой потенциал без так называемого предварительного «прогрева». Многие меломаны убеждены, что настоящее звучание портативного аудио появляется только после длительного использования наушников. Если углубиться в форумы и другие места, где общаются любители качественного звука, можно отыскать ряд аргументов в пользу прогрева новых устройств. Так, например, один пользователь пишет про то, что «активный прогрев способствует размягчению мембраны». Вот примеры и других мнений: «наушники разнашиваются, как ботинки», «любой механизм должен притереться» и так далее.

Правда это или нет? Парадокс заключается в том, что правы обе стороны этого спора, другой вопрос — в какой мере правы первые и вторые. Разумеется, никакого существенного «размягчения» мембраны в процессе прослушивания новой пары наушников не происходит. Ни в одной паре наушников (а их прошло через наши руки очень много и разного типа — от вкладышей и гарнитур до накладных и полноразмерных моделей) нам не доводилось видеть, чтобы в документации производитель рекомендовал «прогревать» свой продукт. Представляете себе ситуацию — покупает человек Hi-End-наушники за немаленькие деньги, подключает их к не менее дорогому проигрывателю и... оставляет аппаратуру с наушниками играть несколько дней. Согласитесь, нескладно как-то выглядит такая картина. На данный момент не существует и единой технической спецификации по прогреву наушников, которая бы использовалась для их производства.

Но в таком случае откуда же взялась эта сказка про «размягчение мембраны» и «притирку ходовой части»? Дыма без огня не бывает. Есть пара причин, которые вводят в заблуждение меломанов.

Самый убедительный аргумент в пользу прогревания наушников — собственный опыт любителей музыки, который говорит о том, что на «обкатанных» наушниках звук слышен иной. И это вполне может быть по ряду причин:

  • различия в конструкции наушников одних и тех же моделей, выпускаемых в разные годы;
  • особенности органов слуха и субъективная оценка;
  • психоакустические факторы.

Теперь обо всем по порядку.

⇡ Конструктивные изменения: влияние времени

Бывает так, что внимательные слушатели покупают новые наушники, аналогичные тем, которые у них были раньше, и говорят о том, что характер звучания отличается. Неужели причина в том, что старые наушники «прогрелись»?

Возьмем, например, легендарную модель всех времен и народов Porta Pro известного производителя наушников KOSS . Эти замечательные наушники выпускаются с восьмидесятых годов прошлого века. Как вы думаете, динамики в чашках этой модели сегодня стоят те же самые, что и тридцать лет назад? Разумеется, нет. За это время изменилось многое — усовершенствовалась линия производства, автоматизировались процессы сборки и контроля качества, были заменены материалы.

Покупая новый товар, мы выбрасываем бумажную документацию, считая ее совершенно бесполезной, и не вчитываемся в сноски и примечания, оставленные производителем. Изучая каталог с ассортиментом, также не обращаем внимания на надпись мелким шрифтом: «Производитель оставляет за собой право менять внешний вид устройства, комплектацию и его технические характеристики». Обман? Назовем это юридической уловкой, чтобы оправдать некачественный товар и откреститься от брака. А еще это возможность объяснить, почему товар отличается по своим функциям от аналогичного, который продавался ранее.

Разумеется, нормальный производитель, такой как KOSS, позаботится о том, чтобы основные характеристики устройства оставались неизменными. Коэффициент гармонических искажений в очередной партии наушников будет соответствовать надписи на коробке. Но вот АЧХ новой партии устройств с обновленными драйверами может в какой-то мере отличаться от АЧХ предыдущей. Вот и получается, что если взять модель двадцатилетней давности и сравнить экземпляр из первых партий с недавно купленным, то отличия в звуке могут быть заметными — даже, так сказать, невооруженным ухом. Часть любителей музыки обнаружит это расхождение и спишет его на то, что новый экземпляр просто «не прогрелся», затем привыкнет к новому звучанию и сделает вывод, что процесс «прогрева» дал свои плоды.

Сказанное выше относится, главным образом, к успешным, хорошо продаваемым моделям. Даже очень недешевые наушники регулярно обновляют свою начинку. Вот, например, как выглядят динамические излучатели, которые использовались в моделях Sennheiser разного года выпуска.

Различия между закрепленными драйверами можно определить даже визуально. Модели, в которые немецкий бренд внес изменения, имеют открытую конструкцию, и динамики хорошо просматриваются через отверстия в чашках. Внимательные меломаны тут же обратили внимание на демпфирующий материал нового цвета, что заставило их внимательнее вслушаться в звучание наушников. Параметры динамиков оказались идентичными, но крохотные изменения в конструкции наушников привели к тому, что звук в старой и обновленной версии разный. Не сильно, но достаточно, чтобы вызвать дискуссии среди меломанов. Sennheiser была даже вынуждена выступить с официальным заявлением, в котором отрицала подмену излучателей.

⇡ Фактор собственного уха: кто как слышит

Другая причина, которая может способствовать развитию мифа о «прогреве», — субъективная составляющая при оценке результата.

Все ощущения от прослушивания музыки — субъективны. Когда любитель музыки высказывает свое мнение об акустике или о наушниках, он руководствуется своими представлениями о том, какой звук «красивый». Критерии качества звука могут быть различными — один ратует за сбалансированный звук, другой требует побольше нижних частот. Откуда такое многообразие мнений? Попробуем разобраться.

Все люди имеют разный звуковой порог восприятия. Например, мы честно признаемся, что не слышим звук выше 17,5 кГц. Когда мы делаем обзор новой пары наушников и высказываем мнение о передаче звука на высоких частотах, то мы имеем в виду частоты только до этой отметки — в семнадцать с половиной килогерц. Как правило, слышимый диапазон частот у человека после 25 лет начинает сужаться, и для нашего возраста упомянутая цифра — вполне нормальный показатель. Что до «книжных» 20 Гц — 20 кГц, то, по нашим наблюдениям, такой диапазон под силу расслышать очень немногим людям в возрасте лет до 16-17.

Чувствительность человеческого уха плавно снижается при приближении к пороговым значениям. В результате этого звук на очень низких и на очень высоких частотах кажется слушателю тише (никогда не обращали внимание на то, что, когда в музыкальном произведении кто-то в паузе нарочито берет очень низкий бас, он кажется намного тише?). Довольно большая группа людей при оценке акустики внимательно вслушивается в звук, стараясь определить «новые нюансы знакомой композиции». И представьте себе их радость, когда на новой аппаратуре они действительно начинают отчетливо слышать звуки, которые на предыдущей аудиотехнике были практически незаметны. Секрет этого «прозрения» может быть очень прост — АЧХ нового устройства может иметь форму с резко приподнятой кривой на участках, которые совпадают с пределом слышимых частот. То есть те инструменты, которые должны звучать тихо, начинают играть более ярко. Аналогичная ситуация и с низкими частотами.

Все это приводит к патовой ситуации. Один человек радуется такому звуку, а другой более правильно представляет себе картину звука и понимает, что такие «краски» не могут присутствовать в оригинальном звучании. Происходит непонимание между «любителями сбалансированного звука» и, скажем, «почитателями басов». Но правы и те и другие. Каждый по-своему.

Предел слышимости может различаться, что опять же рождает спор. Для кого-то 18 кГц — это начало области высоких частот, а другой считает таковыми 15 кГц. При описании одной и той же музыки эти два разнослышащих человека не придут к общему знаменателю.

Все эти факты лежат на поверхности. Но они уступают железной логике тех искателей «золотого звука», которые неделями «прогревают» наушники, желая получить звук на порядок лучше. Их аргумент, на первый взгляд, логичен и очень убедителен. Если звук издает деформирующаяся мембрана, то со временем она должна изменить свои свойства, стать более гибкой. С точки зрения физики — все верно. Только оценка масштабов этого явления явно завышена. Почему никто никогда не говорит и не говорил про прогрев микрофонов? Ведь исходный принцип «прогрева» должен бы работать и там и тут. Но в этой области проблема не стала столь масштабной. Быть может, потому, что рынок потребителей качественных микрофонов значительно меньше аудитории, желающей приобрести наушники.

⇡ Греть или нет: мнения производителей

А что же сами производители? Действительно, кто, как не производитель акустики, должен дать ответ — нужно ли «греть» ее долгими часами или нет! Но и тут мнения расходятся.

Миф о прогреве наушников играет на руку компаниям, выпускающим портативные аудиоустройства. «Если вы приобрели продукцию и она вас не устраивает по качеству звука, не спешите с выводами, ее нужно хорошенько прогреть» — к такой мысли подводит производитель, поддерживающий легенду о «размягчении мембраны». Дескать, если после процедуры прогрева звук не изменился, возможно, вы «неправильно» прогревали устройство.

Впрочем, громкие заявления относительно прогрева наушников большинство производителей делать не любят. Ведь все они прекрасно понимают, что если бы этот эффект был значительным, то были бы технические стандарты, на которые нужно было бы сослаться. Однако подобных спецификаций нет, а за неосторожно брошенные слова нужно отвечать. Получается, что негласно производители портативного аудио поддерживают эту легенду, но делается это уклончиво и завуалированно. Вот как это обычно выглядит.

⇡ Beyerdynamic: «Грейте сколько хотите и что хотите»

Гюнтер Вейдман (Gunter Weidemann) является ведущим дизайнером компании и имеет прямое отношение к разработке фантастической линейки наушников Tesla (Beyerdynamic T1).

Он часто представляет интересы немецкой компании, фигурируя на выставках, презентациях и тому подобных мероприятиях. В одном из интервью ему был задан прямой вопрос: «Какая продолжительность прогрева должна быть у наушников или, может, вы вообще отвергаете эту философию?» На что представитель Beyerdynamic ответил скупым комментарием, лишенным какой бы то ни было полезной информации: «Мы не рекомендуем какой-то конкретный срок для прогрева. Некоторые аудиофилы не прогревают наушники вообще, а другие вполне удовлетворяются несколькими часами прогрева» . В общем, ни да ни нет.

⇡ Grado Labs: «Прогревайте — и все будет окей»

Любимый аудиофилами американский производитель Grado Labs открыто спекулирует на теме прогрева наушников. Ни много ни мало сам владелец фирмы Джон Градо на вопрос «Нужно ли прогревать наушники?» уверенно отвечает: «Любая механика требует обкатки». И тут же дает рекомендацию по прогреву: «Только греть наушники не следует слишком долго, часов 50 будет достаточно. Просто слушайте их — и через некоторое время все будет окей».

В его словах есть лукавство, не находите? Если всего лишь 50 часов работы устройства делает его параметры лучше или стабильнее, то почему бы производителю не взять на себя операцию по прогреву наушников? Затрат на это почти никаких, а польза (как будто) огромная.

⇡ Audio-technica: «Греть не нужно. Сами прогреются»

То, что любители музыки забрасывают однотипными вопросами производителей наушников, вполне понятно. Аудиофил тратит много времени, тщательно собирая мнения коллег в различных сообществах, анализирует отзывы о той или иной модели. Затем он наконец-то приобретает наушники и, конечно, мучается вопросом — могут ли они звучать еще лучше. И кому задать такой вопрос, как не службе поддержки компании, которая их выпустила? На официальном сайте японской марки Audio-technica данная проблема вынесена отдельным пунктом в списке ответов на наиболее часто задаваемые вопросы. Вот что говорят японские инженеры по звуку:

Устройства не требуют «прогревания», однако в течение определенного периода времени звук в наушниках незначительно изменится естественным образом. Чтобы ускорить процесс этого изменения, вы можете воспроизводить музыку через наушники не менее пятидесяти часов на средней громкости прослушивания. Такое «прогревание» может иметь следующие последствия:

  • выравняется и расширится воспроизведение частот в нижнем и верхнем диапазоне;
  • улучшится разделение инструментов на записи;
  • звуковая сцена станет более открытой.

С японскими маркетологами трудно не согласиться — чем дольше слушает человек наушники, тем больше он свыкается с предлагаемым ему звуком. Неделю-другую послушал — и нехватка басов или ВЧ уже не ощущается. Вроде как и прогрелись «естественным образом».

⇡ Shure: «Больше миф, чем факт»

Инженер Юрий Шульман работает в американской компании Shure уже много лет. Вот его комментарий из официального блога компании:

«Необходимость прогрева — это больше миф, чем факт. Некоторые люди считают аргументом в пользу прогрева то, что только выпущенные излучатели не имеют стабильной подвески (вероятно, имеется в виду крепление. — прим. авторов ). Мы в Shure полагаем: что справедливо для акустических излучателей (где может понадобиться 100 часов для прогрева), нельзя переносить буквально на наушники. Это вопрос восприятия. Наушники Shure одинаково звучат на протяжении всего периода использования».

И слова Юрия Шульмана — не просто субъективное мнение. Несколько лет назад специалистами американской компании был проведен небольшой эксперимент. Несколько пар наушников E1, выпущенных в 1997 году, подверглись повторной проверке технических параметров. К радости инженеров, оказалось, что все характеристики наушников спустя годы остались неизменными — такими же, какими они были, когда их в первый раз достали из упаковки.

А вот Мэтт Ингстром (Matt Engstrom), директор по мониторингу продукции Shure, высказывает свою точку зрения. Он считает, что «подобный эффект должен наблюдаться в случае с полноразмерными наушниками, и в теории наушники могут менять свое звучание после некоторого времени ». Нам кажутся более убедительными слова Юрия Шульмана, но и это мнение имеет право на существование.

⇡ MEElectronics: «Греть не обязательно, но если хотите — жгите»

На общем фоне компанию MEElectronics можно считать новичком в сфере производства наушников. Созданная в 2005 году, она начала с немного иной области — выпустила модель MP3-плеера, который быстро завоевал расположение любителей портативного звука. Создатели компании обратили внимание на просьбы покупателей этих устройств. Меломаны жаловались на то, что к плееру трудно подобрать недорогие и качественные наушники, которые бы раскрывали в полной мере потенциал устройства. Инженеры компании стали искать решение и экспериментировать с дизайном и начинкой наушников. В 2009 году MEElectronics полностью сфокусировалась на этой задаче, выпустив большое количество самых разных моделей — полноразмерных, накладных, внутриканальных, беспроводных и так далее.

И конечно, компания не обошла своим вниманием вопрос предварительного прогрева наушников. Вот официальный комментарий:

Прогревание не является необходимой процедурой для того, чтобы получать удовольствие от наушников MEElectronics. Тем не менее многие люди сообщают об улучшении звука после прогрева. Прогрев — естественный процесс, однако, если вы критически относитесь к прослушиванию, можете ускорить процесс прогрева, оставив работать наушники на длительный срок, от дня до недели, при умеренной громкости музыки.

Существует много методов прогрева наушников с помощью разного типа звуков. Вы можете использовать звуковые записи розового или белого шума, звуки определенных частот или музыку. Мы рекомендуем использовать для прогрева вашу любимую музыку, которую предполагаете слушать на наушниках, но не громче того уровня, на котором будете слушать.

Относительно продолжительности прогрева заметим еще раз — прогревать наушники не обязательно, но если вы решите это сделать, то, согласно мнению большинства энтузиастов, это время должно составлять 50 часов. Если вы после прогрева не заметили никаких изменений, это нормально.

Туманный комментарий. Особенно непонятно, почему обращается внимание на то, что нужно прогревать наушники на уровне громкости не выше той, на которой будет слушаться музыка. А концовка этого комментария говорит о том, что в MEElectronics не очень верят в результат прогрева.

⇡ Sennheiser: «Греть не надо, но мы иногда прогреваем — на всякий случай»

Дотошные искатели правильного звука не удовлетворяются аргументами «за» и «против» использования прогрева наушников, которыми изобилуют форумы и сообщества любителей звука. Многие из упрямых пользователей напрямую связываются с сотрудниками компаний и пытаются выяснить все секреты «горячей» темы.

Вот ответ представителя Sennheiser на письмо одного из меломанов:

Наушники, как и громкоговорители, используются в штатном режиме после некоторого периода прогрева. Например, перед тем, как отослать экземпляр для обзора, мы используем наушники 24 часа.

Надеюсь, я ответил на ваш вопрос?
Джон Уиллет (John Willet)
Technical Applications Manager — Sennheiser UK
[email protected]

Но чем же можно объяснить такой эффект? На этот вопрос Джон Уиллет также дал ответ:

Просто процесс прогрева ослабляет окружение, и диафрагма двигается более легко. Непосредственно с конвейера она более жесткая.

Мы не располагаем такими данными. Это немного напоминает книгу — когда вы имеете дело с новой книгой, все ее страницы жесткие, но, когда вы несколько раз перелистнете их, они становятся более гибкими. И это незначительная разница, некоторые люди могут вообще ничего не заметить.

Итак, Sennheiser вроде бы признает эффект прогрева наушников (по крайней мере с моделями немецкого производителя). Казалось бы, вопрос можно закрыть, но тут на сцене появляется «коллега по цеху» Скотт Хьюстон и все портит. Вот его комментарий на аналогичный запрос о прогреве наушников.

Мы не обладаем какими-либо спецификациями относительно времени «прогрева». В этом нет необходимости, и наушники могут прекрасно воспроизводить музыку на любой громкости — сразу, как только вы их достали из упаковки.

С уважением,
Скотт Хьюстон
Technical Applications
[email protected]

Не про этого ли менеджера говорил Уиллет? Не исключено, что Скотт — как раз из тех, кто «может ничего не заметить».

⇡ Подход со стороны науки

В жарких спорах о качестве звука участвуют люди с разным характером. Среди них очень много тех, кто, не имея на руках никаких существенных аргументов, пытается отстаивать свою точку зрения. Но, как известно, в споре рождается истина. Среди большого количества «зевак» и «холиварщиков» находятся отдельные энтузиасты, которые стремятся докопаться до правды, а не отстоять свое мнение. Один из таких меломанов — Тайл Хертсенс (Tyll Hertsens), главный редактор сайта InnerFidelity, продвинутый эксперт в области звука и большой весельчак.

Этот парень наделал немало шороху в сообществе любителей портативного звука. Он один из немногих, кто подошел к проблеме со всей серьезностью. Отказавшись от голословных «а я услышал разницу», Тайл стал измерять параметры наушников до и после их использования. На протяжении многочисленных экспериментов, которые проводил Тайл, он несколько раз менял свое мнение относительно присутствия эффекта прогрева и его значимости. Его замеры показали очень незначительные изменения параметров тестируемой пары наушников, которые по большому счету не должны были бы оставить сомнений в бессмысленности прогрева. Подробно ознакомиться с результатами его исследований .

Но затем исследователь провел так называемый слепой тест, в результате которого смог безошибочно отделить новую модель наушников AKG Q701 от «прогретой». Этот слепой тест не только не прояснил ситуацию, но и еще больше запутал ее, оставив массу вопросов и подозрений. Во-первых, наушники все-таки разные, звук разных экземпляров одной и той же линейки может различаться. Кроме того, если вы посмотрите на задокументированное видео данного эксперимента, то сможете найти массу ошибок, которые могли привести к такому результату.

Например, амбушюры новой модели и той, которая использовалась уже несколько сотен часов, могли отличаться, могли быть отличия в жесткости посадки наушников и так далее. Все это могло сказаться на том, что Тайл «шестым чувством» угадывал, новая это пара или старая.

⇡ Прогрев мозга

Когда мы рассуждаем о качестве звука, нельзя забывать о таком феномене, как психоакустика. Почему-то многие люди игнорируют это явление, считая его надуманным и преуменьшая его значение. А если начать вникать в тонкости восприятия человеком звука, реальность оказывается удивительной и невероятной.

Слышимый звук зависит не только от потенциала вашего слухового аппарата, но и от множества условий. Представьте себе ситуацию, когда любитель звука приобретает пару наушников, дорогих и желанных. Настроение по этому поводу у обладателя новой модели отличное, и его желание услышать новые детали в звуке обостряют его слуховой аппарат.

Если этот пример вам кажется не слишком убедительным, давайте вспомним о том, как человек слышит. Его органы восприятия работают синхронно, и очень часто информация от, скажем, органа зрения замещается данными, которые воспринял мозг от органа слуха.

Совместная работа органов чувств доказана учеными давным-давно. Например, в конце позапрошлого века в Москве, в Обществе любителей естествознания молодой русский физик и физиолог, будущий академик Лазарев продемонстрировал очень интересный опыт.

Эксперимент проходил в темном помещении с экраном на стене. Лазарев включил зуммер, который издавал ровный сигнал. Ученый предложил всем присутствующим прислушаться к этому звуку. Затем он начал открывать и закрывать шторку на проекционной камере, направляя ее на экран. В результате его действий участники эксперимента видели яркие вспышки. Но самое любопытное было то, что, когда ученый попросил описать звук зуммера, присутствующие единогласно заявили, что громкость изменялась в моменты ярких вспышек. Таким образом Лазарев продемонстрировал связь в работе органов чувств человека.

Если продолжить логику этой взаимосвязи, то можно предположить, что на результат оценки звучания оказывает влияние цвет модели наушников, ее форма, настроение человека и так далее. Все еще не верите? Тогда посмотрите на эту забавную подборку слуховых иллюзий и задайте себе вопрос — можно ли полностью доверять собственным ушам.

⇡ Заключение

Подводя итог всему сказанному выше, можно однозначно утверждать лишь одно. Звук наушников со временем меняется, но крайне незначительно, иногда настолько, что разница не видна даже при измерениях. Прогрев не меняет качество приобретенного товара, он лишь естественным образом выравнивает и стабилизует параметры устройства. В подавляющем большинстве случаев изменение звука — это отклонения, которые вписываются в рамки допустимой погрешности параметров устройства.

Эпиграф, который мы взяли для этой статьи, очень хорошо характеризует последствия «прогрева» наушников. Вполне вероятно, что человек просто навредил своему слуховому аппарату многочасовым «буц-буц» по барабанной перепонке. Напоминает бородатый анекдот про чудака, который пытается объяснить в сервисном центре внезапную поломку телевизора: «Смотрю футбол, чешу гвоздем в ухе, вдруг — бац! В левом канале пропал звук». Чтобы этого не произошло, стоит держать в узде свой максимализм и помнить, что от добра добра не ищут. Зачем тратить часы на прогрев наушников, если это время может принести удовольствие от прослушивания музыки?

Перерыв интернет можно найти кучу статьей о прогреве наушников. Одни жестко стебу эту тему, другие утверждают, что это действительно помогает. Одни утверждают, что прогрев аппаратуры - удел аудиофилов, которые только кичатся своей техникой и слухом, другие за прогрев и обвиняют первых в том, что им "медведь на ухо наступил". По своему же опыту скажу, что прогрев - не миф. Я лично слышу разницу.

Вот возьмем к примеру гитару.
Любой профессиональный гитарист знает, что новый инструмент с магазина не звучит, но как только вы начнете играть, она начнет разыгрываться. И в результате, через месяц вы услышите настоящие перемены и в том как гитара держит строй и в качестве звука. Казалось бы отчего?
Да от того что дерево усаживается, звукосниматели прогреваются, лады подтачиваются. Много разных факторов влияет на это, но факт с разыгрыванием инструмента неоспорим. Такую же параллель можно провести с машиной, велосипедом, одеждой и так далее…

Проведя аналогию с наушниками скажу - есть масса причин, по которым они начнут звучат иначе после прогрева. Мембрана диффузора под нагрузками меняет свои свойства. Разработанная (прогретая) мембрана диффузора работает быстрей, начинает передавать звук детальнее в тех местах, где новая бы его съедала из-за своей нерасторопности. Так же она имеет более крайние верхние и нижние положения, что дает более детальный бас (не больше баса, а более честный бас). Электроны в катушке так же начинают ориентироваться несколько иначе, изменяя ее свойства и как следствие конечное звучание.

Я решил не писать очередную простынь о прогреве, а сделать своего рода FAQ.
Тем более мы уже писали о прогреве еще в далеком 2012м.
Но если у Вас останутся вопросы - смело пишите в комментариях.

Что такое «прогрев»?

Когда речь идёт о наушниках, под «прогревом» подразумевается приведение диафрагмы динамиков из «магазинного» в их конечное (разработанное) состояние. Попросту говоря, мембраны динамиков становятся более гибкими и отзывчивыми на импульс в процессе использования и, рано или поздно, подходят к тому, что можно назвать конечной точкой в их звучании. К примеру, новые и старые, разношенные ботинки.

Так прогрев это миф или правда?

Сама идея прогрева всегда была противоречивая. Кто-то говорит, что есть доказательства его эффективности, кто-то говорит, что наоборот. Кто-то считает, что прогрев - это чисто психологическое явление, другие же говорят, что физические изменения в динамиках действительно происходят, кто-то соглашается и теми, и с другими, ну а вы вольны вообще быть скептиком и подвергнуть прогрев сомнению. Верить в эффективность прогрева или не верить, прогревать наушники или не прогревать - это выбор, который вы делаете сами.

Какие наушники стоит и не стоит прогревать?

Динамические («обычные») - такие наушники стоит прогревать. При том, чем больше диаметр мембраны, тем более длительный нужен прогрев.
Араматурные - греть не имеет смысла. Это совсем другая технология. Если не углубляться в детали, в арматуре нечему «разрабатываться». Но многие неофиты арматурного звука рапортуют о прогреве после нескольких дней или недели использования. Это как раз тот самый «прогрев мозга». Если переходить с динамического звука на арматурный, то требуется некоторое время, чтоб просто к нему привыкнуть. Он сильно отличается. Вот и прогрев: не звук меняется, а владелец привыкает к новой подаче звука.
Планарные - можно прогреть. Изодинамика в теории подвержена влиянию прогрева, но особой разницы Вы не заметите.

Насколько сильно прогрев меняет звучание наушников?

Сколько людей столько и мнений: кто-то говорит, что прогрев все радикально меняет, кто-то говорит, что разница не особо большая, а кто-то говорит, что ее вообще нет.
Но помимо всего выше сказанного разница может очень отличаться и в зависимости от конкретной модели наушников. Например, у Audio-Technica ATH-AD2000 очень меняется характер звучания, у других - наоборот, только незначительные аспекты в характере (как у AKG K701).

Чем и как прогревать наушники?

Я рекомендую треки IsoTek и TARA LABS Cascade. Можно еще XLO, но он больше подойдет для настройки акустики.
А о том как прогревать я подготовил легкую инструкцию, которая находится сразу под ссылками для скачивания треков для прогрева.

Треки для прогрева наушников

Все треки были проверены и протестированы .
Все треки в формате FLAC . Только FLAC сжимает звук без потери качества и частот, а нам как раз нужны именно частоты для прогрева.

IsoTek - Full System Enhancer & Rejuvenation


Год выпуска: 2006
Аудио кодек: APE
Продолжительность: 1:05:26
Архив содержит три трека. В 1 и 2 скомбинировано большее количество разных типов сигналов.

Прогревание наушников представляет собой процесс "адаптации" недавно выпущенной пары с целью улучшения звучания. Диафрагма наушников, которая абсолютно не разработана при производстве, после какого-то времени звучания улучшает качество своей работы. Чтобы ускорить этот процесс, используют прогрев наушников. Sennheiser, Sony, Philips, Panasonic... модели абсолютно всех фирм нуждаются в такой процедуре для обеспечения качественного звучания.

Самый простой способ обеспечить прогрев наушников - это просто непрерывно слушать в них громкую музыку. Спустя пору часов вы заметите значительное улучшение качества звука, которое свидетельствует о разработке рабочих поверхностей техники. Такой прогрев, возможно, рано или поздно осуществится сам собой, но в ваших же интересах помочь этому процессу и ускорить его.

Еще один способ провести прогрев наушников - использование специальных треков для тестирования аудиотехники. Такие записи разработаны специалистами с целью обеспечить проверку оборудования во всех частотных диапазонах. Поэтому они предоставляют хорошую возможность быстро разработать новые наушники во всем звуковом спектре.

Существует и третий способ, как обеспечить прогрев наушников. Вы можете использовать белый и розовый шумы, а также синусоидальные сигналы. Они представляют собой технически сгенерированные звуки. Воспринимаются они как монотонный равномерный шум.

Некоторые люди не верят в прогрев наушников и приписывают улучшение акустических качеств своей "привычке" к ним. Также многие приобретают модели, еще в магазине проходившие многочисленные проверки, и потому не замечают никаких изменений в звучании. Но то, что любые наушники проходят период прогрева, является техническим фактом и не зависит от мнений. Поэтому лучше, все-таки, провести эту операцию даже если вы сомневаетесь в ее необходимости.

Неизвестно, по какой причине компании-производители не осуществляют прогрев наушников непосредственно в процессе сборки. Возможно, это связано с энергозатратами или расчетом на то, что модели сами "адаптируются" при эксплуатации. В любом случае, задача прогреть наушники выпадает на долю человека, их использующего, поэтому полезно будет иметь в виду три перечисленных выше способа. Они равносильны между собой и ни один из них не превосходит остальные, поэтому можно просто выбрать любой по своему вкусу. Послушать пару часов любимую музыку или закачать специальный трек и оставить наушники разрабатываться - решение за вами.

Прогрев наушников лучше всего осуществлять непосредственно после покупки, чтобы впоследствии не испытывать дискомфорта из-за недостаточно разработанной диафрагмы. Разумеется, людям со скромными музыкальными и аудиотехническими познаниями разница может показаться несущественной. Но для тех, кто обладает хорошим слухом, она имеет большое значение. Да и, в любом случае, никогда не будет лишним иметь наушники со звучанием чуть более высокого качества. Мы рассказали вам о нескольких способах, позволяющих этого добиться. А вам остается лишь решить, нужно ли вам прогревать свои наушники или вас и без того устраивает их звучание.

Наверное, многие из тех, кто так или иначе разбирается в наушниках, слышал о том, что после покупки их следует «прогреть», чтобы они лучше звучали. Что такое прогрев, и так ли он эффективен, мы и попытаемся рассмотреть.

Что такое «прогрев»?
Когда речь идёт о наушниках, под «прогревом» подразумевается приведение диафрагмы динамиков из «магазинного» в их конечное (разработанное) состояние. Попросту говоря, мембраны динамиков становятся более гибкими и отзывчивыми на импульс в процессе использования и, рано или поздно, подходят к тому, что можно назвать конечной точкой в их звучании. То же самое происходит, когда разнашиваются новые ботинки.

Почему люди предпочитают прогреть новую пару наушников почти сразу после их приобретения?
Новенькая, прямо из коробочки пара наушников не всегда звучит так же хорошо, как пара, которая проработала хотя бы несколько часов. Таков умысел разработчиков. Зачастую люди хотят, чтобы их наушники как можно скорее звучали именно так, как они должны звучать. Многие не хотят ждать неделями и месяцами, чтобы добиться желаемого результата, вот и остается ещё один способ ускорить процесс — прогреть наушники в течение первой недели после приобретения. Кто-то даже предпочитает слушать, как звучат наушники на протяжении всего процесса прогрева.

Какой способ прогрева самый эффективный?
- первый способ — это просто без перерыва слушать в них музыку. Желательно погромче. Нескольких часов такой практики вполне достаточно для большинства моделей.
- второй способ — найти сборник звуков для проверки аудио-оборудования. Обычно такие сборники используют специалисты-аудиотехники, для проверки звучания определенных диапазонов частот. Сегодня найти такие сборники не проблема, главное следить за тем, чтобы там были как высокие, так и низкие частоты. Так вы разработаете наушники во всех диапазонах.
- третий способ — некоторые предпочитают использовать для прогрева синусоидальные сигналы, а также розовый и белый шумы. Это звуки, сгенерированные компьютером по определенным правилам. По звучанию представляют собой равномерный шум с небольшими вкраплениями низких частот в случае с розовым шумом. Белый же шум воспринимается человеческим ухом равномерно, без акцентирования на каких-либо частотах.

Обязательно ли прогревать новую пару наушников перед тем, как я смогу слушать через них музыку?
Нет. Можно сразу достать их из коробочки и слушать. Прогревать или не прогревать - это ваш выбор. В процессе использования постепенные изменения в звучании могут становиться все более и более заметными. Кому-то нравится периодически слушать, как звучат наушники в течение прогрева, а кто-то, наоборот, ждет до самого конца, чтобы начать ими пользоваться. А кому-то вообще нравится слушать музыку через наушники на протяжении всего процесса и наслаждаться наблюдаемыми изменениями.

Насколько прогрев влияет на звучание наушников?
Кто-то говорит, что прогрев все радикально меняет, кто-то говорит, что разница не особо большая, а кто-то говорит, что ее вообще нет. Разница между прогретыми и непрогретыми наушниками варьируется от модели к модели.

Как долго мне нужно прогревать мою новую пару наушников?
Для большинства наушников рекомендуемое время прогрева — 100 часов. Кто-то, конечно, рекомендует 200 и более часов. В зависимости от модели, каким-то наушникам может потребоваться больше времени для так называемого "полного прогрева", а каким-то — меньше. Нет какого-то конкретного времени, которое бы подошло для всех моделей. Лучше конечно собственными ушами услышать перемены в звучании, чтобы решить, когда остановиться.

Когда наступает "полный прогрев"? Могу ли я переборщить с прогревом?
Сама идея прогрева состоит в том, чтобы достичь того момента, когда слышимые изменения в звучании заканчиваются, а динамики наушников приведены в то состояние, в котором останутся уже навсегда, и звучание именно такое, какое и было запланировано разработчиками. После того, как это произойдет, обычное использование динамиков не повлечет за собой существенных изменений в звучании, ну конечно до тех пор, пока не пройдет много-много лет, не будет прослушано тысяч и тысяч часов музыки и жизнь динамиков не подойдет к концу. Тем не менее, кто-то говорит, что прогрев никогда не бывает "полным". Аргументируют это тем, что в процессе регулярного длительного использования динамик непрерывно изнашивается, а этот износ, в свою очередь, неизменно влияет на звучание. Тем не менее, будет верно, если мы скажем, что после того, как динамик дошел до желаемого состояния в результате прогрева, его обычное использование не повлечет за собой слышимых существенных изменений.

Можно ли неправильно прогреть наушники?
Есть риск повредить наушники, если использовать слишком большую громкость. Некоторые рекомендуют поставить громкость на тот уровень, на котором обычно комфортно слушать музыку. Некоторые же говорят, что надо сделать чуть громче, чем обычно. Если громкость так высока, что слышны искажения в звучании, треск или щелчки, то, скорее всего, вы наносите вред динамикам. Надо также иметь в виду, что недостаточная громкость будет неэффективна для прогрева.

Всегда ли прогрев улучшает звучание?
Как правило — да. Но есть любители резковатых металлических призвуков в области ВЧ, гулкого баса или грубоватого характера. Каждая модель наушников меняется по своему собственному закону. Вряд ли можно сравнить прогрев с приобретением кота в мешке, но именно для дорогих моделей изменения в звуке скорее всего будут значительными.

Вместо заключения:
Зацикливаются на прогреве или аудиофилы или завзятые меломаны, которые естественным путем пришли к своему пониманию «что конкретно хорошо/плохо». Для остальных, пожалуй, он так и останется мифическим «летучим голландцем».

Когда начинаешь интересоваться звуком, то хочешь того или нет, натыкаешься на темы по обсуждению прогрева наушников. Бывает, что читаешь обзор очередной модели и видишь строки в таком духе: был обычный звук, но после того, как наушники поработали несколько часов, проигрывая специально подобранные треки, всё изменилось. Теперь не звук, а сказка, в общем, дерзайте, парни.

На форумах последние десятилетия не утихают споры о пользе или бессмысленности прогрева наушников после покупки. Многие пишут о том, что после прогрева звук стал ровнее и мягче, кто-то жалуется, что наушники стали тише, мнений масса, давайте разберемся в теме подробнее.

Музыка из головы

Главный аргументом сторонников прогрева - размягчение мембраны наушников после работы в течение определенного времени на максимальной громкости. Дескать, "из коробки" мембрана жестче и звук наушников не такой ровный и сбалансированный.

Первое о чем хочется сказать - это субъективизм большинства измерений, послушал новыми, потом прогрел, а звук изменился. Вообще, звук очень субъективная вещь и его восприятие зависит от множества факторов. В частности, мозг человека устроен таким образом, что при нехватке информации от одного источника он дополняет картину данными из другого. Так у одного и того же человека при нормальном освещении и в кромешной темноте восприятие звука может быть различным, слух обостряется, в попытках мозга получить больше информации от этого органа чувств, когда визуальное восприятие невозможно.

Также не стоит забывать, что восприятие звука зависит от окружающих факторов, воспринимаемых другими органами, например зрением. Это подтверждается экспериментами с восприятием звука академика Лазарева, суть эксперимента сводилась в к тому, что при одном и том же постоянном звуке люди воспринимали изменения его громкости при появлении ярких вспышек.

Таким образом, выходит, что звук воспринимается по-разному в зависимости от ситуации или даже настроения.

Скажу по своему опыту, что в тихое, спокойное вечернее время, после приятно проведенного дня, мне намного приятнее слушать музыку, я слышу больше инструментов, сцена воспринимается более отчетливо, да и панорама становится воздушнее. С теми же самыми наушниками и композициями после тяжелого трудового дня со своими печалями и радостями, звучание воспринимается более пресно и плоско.

Простая аналогия, которую поймут водители. Вечером, когда сильно устанешь или забегаешься, едешь домой и возникает полное ощущение, что машина не едет, на газ реагирует вяло, тупит, управление становится ватным. Ситуация вызвана восприятием и сниженной реакцией в конце тяжелого дня, аналогично и со звуком. Есть целая наука, которая называется психоакустика, изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком.

Главное - верить

Второй момент связанный с восприятием - это эффект плацебо, который тоже имеет место быть. Если долго верить в положительные моменты от прогрева наушников, сам начинаешь в них верить и слышать по-другому. Тут не буду развивать тему, предлагаю обсудить ее в комментариях.

Объективным фактором в разнице звука могут служить изменения производителя в разных партиях наушников. Имея на руках заслушанные до дыр на амбушюрах любимые наушники, вы знаете и помните, как они звучат, а когда приходите в магазин и берёте такие же новые, то заметите разницу в звуке. Часто эту разницу списывают на то, что ваши наушники уже прогрелись, вот и разница чувствуется, а на деле - просто другая партия.

Мнение специалистов

А что же думают производители? Большинство представителей крупных компаний не любят подобные вопросы и отвечают на них уклончиво и неоднозначно. Обычно все сводится, к простому решению: хотите - прогревайте, хуже не будет. Такой позиции придерживается Гюнтер Вейцман из Beyerdynamic, Джон Уиллет из Sennheiser. Умные дядьки говорят о том, что прогрев ослабляет окружение, а диафрагма ходит более свободнее, чем в новых наушниках с конвейера. Ещё он сказал, что перед обзорами использует модели по 24 часа.

В сети вообще существует заветная цифра в 50 часов, необходимая на прогрев наушников. Откуда она появилась, сказать сложно, но ее часто упоминают представители брендов. Типа, греете 50 часов и грейте, хуже не будет, лишь бы вы остались довольны покупкой. Основатель Grado Джон Градо говорит о том, что любая механика требует обкатки, но советует не тратить слишком много времени, мифических 50 часов будет достаточно. Но он подразумевает не отдельный прогрев, а процесс эксплуатации в течение которого все встанет на свои места.

Есть и противоположные мнения, например, Audio-Techniсa говорит, что устройства не требуют прогрева, но работа в течение 50 часов на средней громкости может незначительно изменить показатели наушников. Но они будут настолько незначительными, что вы их скорее всего не заметите.

Больше похоже на маркетинговые уловки, дабы не расстраивать поклонников прогрева и снизить градус негатива, если пользователю не понравился звук. Всегда можно съехать на том, что прогрели неправильно.

Более реалистичными выглядят заявления инженера Shure Юрия Шульмана, который считает необходимость прогрева мифом. Это вопрос восприятия. В ходе эксперимента с продукцией Shure показала, что характеристики наушников выпущеных в 1997 году не изменились со временем и остались в рамках заявленных производителем. Его коллега Мэтт Ингстром считает, что прогрев актуален для полноразмерных наушников и в теории они могут немного изменить свое звучание. Слова обоих не лишены смысла, полноразмерные или накладные наушники построены по мембранной (динамической) технологии, которая может становится немного эластичнее.

Большинство же внутриканальных наушников компании выполнены по технологии сбалансированного якоря (или проще говоря, арматурной), в конструкции которых нет мембраны как таковой. Ее роль выполняет маленькая пластинка - якорь, которая колеблется в магнитном поле двух электромагнитов и воспроизводит звук.

Такая технология применяется в большинстве профессиональных внутриканальных наушников и имеет минимальные погрешности в точности и скорости воспроизведения. Эксперт в области портативного аудио Etymotic Research не упоминает о необходимости прогрева своей продукции. Компании можно верить, ведь в аудио она пришла из области проектирования слуховых аппаратов, в которой исследования велись десятилетиями.

Главный редактор InnerFidelity и аудиофил Тайл Хертсенс решил измерить параметры наушников до и после использования. В ходе экспериментов он получил результаты: показатели наушников после прогрева изменились незначительно, а значит, прогрев бесполезен.


Говоря о характеристиках, стоит упомянуть еще и диапазон частот, который воспринимает человек. Теоретически человеческое ухо слышит частоту от 16 до 20 000 Гц. Причем верхняя планка снижается с возрастом, а нижняя не совсем воспринимается ухом. Само ухо не реагирует на частоты ниже 20 Гц, все остальное - это восприятие через осязание. Поэтому если говорить о незначительных изменениях в АЧХ наушников после прогрева, с большой долей вероятности можно говорить о том, что среднестатистический человек попросту не распознает эти изменения. Скорее, работает привыкание к звучанию по мере использования продукта, когда забываются первоначальные ощущения и оценка становится необъективной.

Заключение

Какой вывод можно сделать? Отдельный прогрев наушников после покупки вообще не нужен, это миф без чётких доказательств. По мере использования наушников АЧХ может немного изменится, но вы этого, скорее всего, не услышите. Тем более когда слушаете музыку в МР3-качестве на недорогих наушниках и с простым источником звука.

И самое главное, не слушайте часами музыку на максимальной громкости, пытаясь расслышать хоть какие-то изменения. Услышать их не получится, а вред здоровью потом не исправить.

Нужны хорошие Hi-Fi наушники для вашего смартфона? Обратите внимание на наши



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: