Ламповые передатчики. Передатчик второй категории

Алькасар - один из самых узнаваемых дворцов испанских королей. Этот поистине величавый замок расположен на скале над слиянием рек Эресма и Кламорес. Замок виден из любой точки города и буквально поражает воображение. То он похож на сказочную обитель фей (именно с этого архитектурного памятника Уолт Дисней рисовал один из своих сказочных и прекрасных замков - замок Спящей Красавицы), то на корабль, несущийся на всех парусах, а то выглядит неприступной твердыней, ощетинившейся башнями и зубцами стен. Замок соединён с рекой и некоторыми городскими дворцами множеством подземных переходов.





Алькасар строился как крепость, но успел побывать королевским дворцом, государственной тюрьмой, королевской артиллерийской академией. Однако, обо всём по порядку.

На месте замка ещё в древнеримские времена существовало деревянное военное укрепление. Крепость на месте этого укрепления была построена арабами ещё в VIII веке. После взятия города христианами король Альфонсо VIII и его жена Элеонора Английская сделали Сеговию столицей Кастилии, а Альказар - королевской резиденцией. После этого на месте деревянной крепости началось строительство каменного замка. Впервые в документах постройка упоминается в 1120 г., но, вероятно, была возведена несколько ранее. Первоначальное название замка неизвестно, в 1122 г. в одном из документов он упоминается просто как "крепость на холме у Эресмы". Но уже в 1155 г. о крепости упоминают, называя её "Алькасар". От этого периода сохранилась галерея на северной стороне и Большой зал, к которому с двух сторон примыкают королевские покои, оформленные в испано-мавританском духе.




Алькасар в Средние века служил одной из любимых резиденций королей Кастилии и ключевой оборонительной крепостью королевства. В 1474 году Алькасар в Сеговии сыграл важную роль в воцарении Изабеллы I Католической и дальнейшей истории Испании.


12 декабря новость о смерти короля Энрике IV достигла Сеговии и Изабелла немедленно укрылась за стенами крепости. Получив поддержку от городского правительства она короновалась в Алькасаре королевой Кастилии и Леона. Алькасар стал также местом, где она вышла замуж за Фердинанда, короля Арагона.

Король Филипп II, сын императора Римской империи Карла V перестроил Алькасар после своего брака с Анной Австрийской. Он изменил форму крыш, сделал их коническими, подобно его родным, фламандским крышам. Самый большой вклад в строительство внес король Хуан II, который построил самую высокую башню дворца (80 м), названную его именем. В 1862 Алькасар был опустошен пожаром. В 1882 был восстановлен с использованием старых рисунков интерьера и представляет сейчас более романтический средневековый вид, чем тот, которым он обладал изначально.

После провозглашения столицей Мадрида все вельможи и двор перебрались туда, и в замке почти 200 лет была тюрьма. В 1764 г. король Карл II основывает здесь первую в Испании Королевскую Школу Артиллерии, затем переехавшую в бывший монастырь Сан-Франсиско. После пожара 1862 года Альказар неоднократно реставрировали, в 1953 г. тут открыли музей, рассказывающий об истории замка и судьбах его обитателей. Сегодня, благодаря своим древним реликвиям и архитектурной красоте, сказочный замок Алькасар в Сеговии очень популярен среди туристов. Путешествие по замку открывает не только захватывающие виды на окружающие пейзажи, но и позволяет заглянуть в самую глубину истории и культуры Испании. Давайте немного прогуляемся по замку.

Пройдя через ворота мы попадаем во внутренний двор, называемый Двор Оружия.


Дальше идем в Зал Старого Дворца. В нём сохраняются двойные оконные проёмы, через которые проникал свет в помещение, т.к. стена, в которой они находятся, была стеной старого дворца. Цоколи мавританского стиля, находящиеся между окон, происходят от одного из домов XIII века ближайшего района Лас Канонигас. Оформление зала дополняет коллекция доспехов немецкого стиля XV века.


Каминный Зал. Относится к перестройкам Алькасара во времена Филиппа II. Мебель - 16 века. Восьмигранный потолок зала повторяет сгоревший в пожаре оригинал 1456 года. Под ним находится широкий фриз из резного тука, который сохранился несмотря на пожар. На стенах можно увидеть портреты королей.


Над камином - шпалера 16 века, изображающая помолвку Девы Марии. Оформление зала дополняют зеркала 17 века.


Пройдя через Каминный зал, вы попадете в самое популярное помещение Алькасара - Тронный зал, где сохранилось оригинальное оформление в мавританском стиле. По центру багрово-красной комнаты находится трон с надписью «танто монта» - девиз королей Испании, чьими портретами украшены стены.


Оконный витраж представляет Энрике IV и сделан современным мастером Сеговии Карлосом Муньосом де Паблос, который также является автором витражей, находящихся в остальных залах.


Зал Галеры. Зал получил такое название из-за своего старинного потолка. Потолок имеет форму перевернутого корпуса корабля. Зал был построен в 1412 году по указанию регентши Каталины Ланкастерской в годы несовершеннолетия её сына — короля Хуана II. Фриз — резьба по дереву мавританского стиля мудехар, по нему идут два ряда надписей: верхняя — это молитва, нижняя — данные о строительстве этого зала. В окнах находятся два витража, один из которых изображает Энрике II со сценами смерти Педро I и Хуана I, другой — Энрике III и его семью. На одной из стен висит картина с изображением сцены коронации королевы Изабеллы Католической, как королевы Кастилии и Леона, на площади Майор в Сеговии.

Зал Шишек. Зал получил своё название из-за своего потолка, украшенного шишками. Оригинален фриз с элементами готики и мудехара, создан в 1452 году. Стены обтянуты камкой и украшены двумя шпалерами фламандской работы XV и XVI веков. Среди мебели выделяется бюро XVII века. Витраж представляет Альфонсо VIII и его дочь Беренгелу.
Королевская Палата. Стены декорированы веревочными коврами, расписанными сценами из дворцовой жизни. Ложе из орехового дерева в готическом стиле с балдахином из полупарчи, шитой золотой нитью.

Королевский зал - главный зал замка, здесь проходили все самые важные мероприятия. Это помещение украшено изображениями 52 королей Испании от легендарного Пелайо до Филиппа II, при котором резиденция королей переехала в Мадрид. Картины, которые украшают стены зала, это «Завоевание Кадиса» художника Е. Вехарано и портреты Филлипа II, копия с оригинала Тициана, и королев Анны Австрийской (супруги Филлипа II) и Изабеллы Бурбон (супруги Филлипа IV). На настиле - ковер из Алькасара 16 века. Из окон открывается великолепный пейзаж, где можно увидеть церковь Де ла Крус, монастырь Дель Парраль, святилище покровительницы города Девы Фуенсисла.

Часовня. В этой часовне венчался Филипп II с Анной Австрийской в 1570 г. Потолок сделан в мавританском стиле. В Главном алтаре изображены сцены Благовещения, Рождества Христова, поклонения волхвов и Представления Христа во Храме.Завершает алтарь Распятие. Перед алтарем - готическая скульптура Св.Варвары, покровительницы артиллеристов. Боковой алтарь тоже кастильской школы 15 века - содержит 5 досок, центральная изображает Сантьяго Апостола (апостола Св. Иакова), остальные - разных святых.










Двор колодца. Отсюда открываются виды на каменоломни, из которых брали камень для строительства замка и дворцов Сеговии.За зубчатыми стенами внизу виден внутренний садик с фонтаном.




Зал оружия - изюминка замка Алькасар. находится под сторожевой башней и хранит коллекцию оружия разных эпох, среди которой выделяется охотничий арбалет с инкрустациями, очень похожий на тот, который держит Карл V на картине Лукаса Кранаха. За маленькой дверью — замечательным образцом искусства ковки Сеговии, находится небольшое помещение со старым прессом для чеканки монеты первых Бурбонов, и два любопытных сундука для хранения ценностей.


Двор часов


Башня Хуана II

Башня Хуана II. Главная башня, замечательный экземпляр гражданской готической архитектуры, начала строится во времена правления короля Хуана II как расширение другой, более старинной, и была закончена во времена правления его сына Энрике IV. На ее главном фасаде недавно было восстановлено красивое окно в стиле альмохадов 13-го века, принадлежавшее первичной башне. 12 верхних башенок были созданы архитектором Хуаном Гуасом. Верхняя часть башни представляет собой впечатляющую дозорную вышку, откуда можно увидеть неповторимый пейзаж города Сеговия и его окрестностей.

В 1810 г. здесь разместились французские казармы. После Алькасар заняла тюрьма, просуществовавшая с 1822 по 1931 гг. В 1931 г. дворец признали историческим памятником и были проведены первые попытки реконструкции. Затем до 1955 г. здесь размещались военные учреждения, пока, наконец, Алькасар не был передан мэрии Кордовы. Одновременно Алькасар был частично открыт для посещения жителями и гостями города как важная достопримечательность Кордовы.
В 1994 г. Алькасар Христианских Королей был включён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Во второй половине XX в. дворец неоднократно подвергался реставрации и сегодня к нему отчасти вернулась былая роскошь.
Сам дворец представляет собой почти правильный квадрат. Созданный под влиянием арабской архитектуры, он в то же время несёт черты европейской готики, а также стилей позднейших эпох. По замыслу его создателей, Алькасар должен был стать символом победы христианства над мусульманством.


Башня Уважения является главной башней дворца. Здесь располагается приёмный зал, а на самом верху восьмиугольной башни в прежние времена приносились клятвы защищать Кордову от врага до последней капли крови и отсюда же зачитывались королевские указы. Созданная под явным влиянием французского стиля той поры, Башня Уважения отличается тонкими, парящими готическими сводами и украшающими помещения резными растительными орнаментами.

Рядом с ней расположена Башня Инквизиции или Башня Садов - самая высокая во дворце, открытый балкон которой служил местом публичных казней через повешение. Внутри этой башни на протяжении веков хранились различные архивы и ценные королевские документы. В северо-западной части Алькасара находится Башня Льва, названная так по одной из украшающих её верхнюю площадку горгулий. Это самая старая башня дворца, в сечении имеющая форму квадрата, со стрельчатыми окнами и зубцами, удивительно сочетающими мавританский и готический стиль. Наконец, четвёртой, разрушенной в XIX в., была Башня Голубя или Башня Ночного Караула.
Патио Мориско - внутренний двор Алькасара, отделка которого выполнена в типичном мавританском стиле: штукатурку стен здесь покрывает повторяющийся охристого цвета узор из львов и замков. Королевские бани под Мозаичным залом (бывшей часовней инквизиции) представляют собой комплекс помещений из зала для переодевания, трёх холодных, одной тёплой комнаты и парной. Здесь до сих пор сохранилась отделка стен специально спечённой для этого глиной, а также частично уцелели мраморные плиты, прежде роскошно покрывавшие полы во всех помещениях бань. Сам Мозаичный зал получил своё название от перенесённых сюда наборов римской мозаики II-III вв., найденных при раскопках богатой римской виллы в 1959 г. на Плаза-де-Корредера в Кордове.


Сады Алькасара - подлинный шедевр садово-паркового искусства. Если сам дворец занимает площадь в 4100 кв.м., то его сады раскинулись на пространстве в 55000 кв.м. Христианские садовники унаследовали мавританские традиции, и хотя сады Алькасара были за прошедшие века значительно перепланированы (особенно в XVIII-XIX вв.), они по-прежнему сохранили восточный колорит. В них растут пальмы и кипарисы, лимонные и апельсиновые деревья, цветут пёстрые клумбы, а между искусственными прудами и фонтанами стоят статуи всех испанских королей и королев, чья нога хотя бы раз переступала порог дворца. Можно найти здесь и Христофора Колумба, которому дают аудиенцию Фернандо и Изабелла, а у самого входа гостей встречает памятник Альфонсо XI Справедливому.

Замок Алькасар в Сеговии (Alcazar of Segovia), Испания
Алькасар Сеговийский (The Alcazar of Segovia) - средневековый замок в старинном испанском городке Сеговия (Segovia). Находится на каменном выступе, неподалеку от точки слияния рек Эресма (Eresma) и Кламорес (Clamores). По праву считается одним из наиболее известных замков Испании - в первую очередь, благодаря своей форме; внешне Алькасар напоминает нос корабля. Слово "Алькасар" с испанского переводится как "крепость, замок". За свою историю Алькасар успел побыть крепостью, королевским дворцом, тюрьмой, артиллерийским колледжем и военной академией.

Как и многие другие местные крепости, Алькасар был построен на месте, где когда-то стоял арабский форт; впрочем, от форта этого не осталось практически ничего. Археологи, кстати, утверждают, что на этом месте когда-то стояла крепость Римской империи. Первое упоминание об Алькасаре Сеговийском датируется 1120-м; примерно за 32 года до этого Альфонсо VI (Alfonso VI) вернул в руки христиан земли к югу от реки Дуэро (Duero). Именно на этих землях и находился город Сеговия.

Точных данных о внешнем облике Алькасара в хрониках не упоминалось до самой эпохи Альфонсо VIII (King Alfonso VIII); известно лишь, что какое-то время одной из линий обороны был банальный деревянный частокол. Вероятно, до Альфонсо Алькасар был вполне тривиальным деревянным укреплением, построенным на обломках римского лагеря. Альфонсо и его супруга Элеанора Плантагенет (Eleanor of Plantagenet) решили превратить Алькасар в свою основную резиденцию; именно под их руководством замок и был перестроен в камне.
В средних веках Алькасар по праву считался одной из важнейших крепостей региона в плане стратегическом; довольно активно его использовали и в качестве монаршей резиденции. Работы над замком продолжались и дальше; особенно серьезно Алькасар был расширен при монархах династии Трастамара.
В 1258-м Альфонсо X (King Alfonso X of Castile) провел очередную перестройку - как раз после обрушения части замка; вскоре после этого в Зале королей (Hall of Kings) обосновался Парламент (Parliament). Впрочем, особо глобальными затеянные Альфонсо строительные операции назвать было трудно; по-настоящему серьезно над крепостью поработал Хуан II Кастильский (King John II). Именно по его распоряжению была построена так называемая "Новая башня" - в наше время известная под названием "Башня Хуана II".
В 1474-м Алькасар сыграл большую роль в восхождении на трон Изабеллы I Кастильской. 12 декабря до Сеговии дошла весть о смерти Энрике IV. Изабелла практически сразу засела в Алькасаре. Поддержка Андреса Кабреры и совета Сеговии сделала свое дело - днем позже Изабелла стала королевой Кастилии-и-Леона.

Очередную глобальную перестройку в замке затеял Филипп II (Philip II) после свадьбы с Анной Австрийской (Anna of Austria), Именно при Филиппе Алькасар обзавелся острыми шпилями, напоминающими о других крупных замках центральной Европы.

В 1587-м Франциско де Морар (Francisco de Morar) закончил работу над главным садом замка.

После того как королевский двор перебрался в Мадрид (Madrid), Алькасар превратился в тюрьму; выполнял столь мрачную функцию он почти два столетия - пока в 1762-м Карл III (King Charles III) не решил отдать крепость под Королевскую артиллерийскую школу (Royal Artillery School). Подготовкой артиллеристов здесь занимались до 6 марта 1862-го - именно тогда серьезный пожар сильно повредил крышу замка. Восстанавливать Алькасар начали лишь в 1882-м; в 1896-м Альфонсо XIII (King Alfonso XIII) приказал устроить в замке военный колледж.







Волшебный Алькасар

Образцом мавританской филигранной фантазии является дворец-крепость Alcazar, построенный в 1369 году. Он представляет собой мудехарскую переделку оригинальной мавританской цитадели. Алькасар менее грандиозный и обширный, чем Альгамбра в Гранаде, но обладает особыми уютом и шармом, исходящими от ощущения некоторой интимности, а также от тщательной проработки каждой детали. Затейливые полы, потолки и стены представляют собой искусные произведения, достигающие наибольших высот изящества и роскоши в комнате Карла V и в Посольском зале (Salon de Embajadores). Девичье патио (Patio de las Doncellas) известно своими фризами, изразцами и лепниной. Общее ощущение элегантного летнего убежища дополняют красиво постриженные сады с благоухающими розами и апельсиновыми деревьями вдоль аллей. В течение почти 700 лет это прекрасное сооружение было дворцом испанских королей.
































Схемы могут быть применены в аппаратуре любительского диапазона 1,9 МГц, официально разрешенного для работы в эфире зарегистрированных радиолюбителей, т.е. имеющих разрешение на право эксплуатации любительской радиостанции и позывной сигнал. Некоторые технические решения из этих схем можно использовать при конструировании любительских радиопередатчиков, а можно просто поностальгировать по прошлому - ведь "радиохулиганская юность” за плечами многих радиолюбителей и просто любителей радио.

На рис.1 приведена схема простейшей передающей средневолновой приставки с АМ модуляцией к радиоприемнику. В приставке используется радиолампа 6ПЗС, максимальная рассеиваемая мощность на аноде которой составляет 20,5 Вт.

Вместо 6ПЗС можно применить лампу 6П6С (максимальная рассеиваемая мощность на аноде - 13,2 Вт) - цоколевка у них одинаковая.
Колебательный контур L1С1 включен между анодом лампы и управляющей сеткой. Он обеспечивает положительную обратную связь каскада - одно из условий, необходимых для самовозбуждения генератора. Питание на анод лампы подается через колебательный контур (через отвод в катушке L1). Выключатель SА1 служит для включения каскада в режим передачи и отключения в режиме приема.
Напряжение питания поступает с анода выходной лампы УНЧ приемника, поэтому при подаче на вход УНЧ приемника сигнала от микрофона происходит амплитудная модуляция генерируемых приставкой ВЧ колебаний.
Катушка L1 выполнена на эбонитовом каркасе диаметром D-30 мм и содержит 55 витков провода ПЭЛ-0,8 (виток к витку) с отводом от 25-го витка, считая от нижнего (по схеме) вывода. Эта приставка работала хорошо, но имела один недостаток - настроечный конденсатор С1 был гальванически связан с анодом лампы (а это небезопасно!), поэтому приходилось ручку настройки изготавливать из диэлектрика.

Несколько позже мне удалось отыскать схему “шарманки” (рис.2), лишенную этого недостатка. В ней контур включен между управляющей сеткой и катодом лампы. Причем, применено частичное включение катода в контур за счет отвода в катушке. Такая схема более безопасна, но отдает в антенну мощность, несколько меньшую чем предыдущая. Применение конденсатора переменной емкости С1. позволяет оптимально согласовать контур И-СЗ с антенной.
В этой схеме радиолампу 6ПЗС также можно заменить на 6П6С. Катушка И намотана на керамической оправке диаметром D-32мм проводом ПЭЛ-0,7. Количество витков - 50 (намотка - виток к витку с отводом от середины).

На рис. 3 приведена схема еще одной “шарманки”. В ней КПЕ С2 гальванически связан с корпусом через катушку L2. При случайном замыкании выводов этого конденсатора на корпус ничего опасного не произойдет - всего лишь прекратится генерация ВЧ сигнала.
Выходная мощность этой приставки больше, чем у предыдущей (примерно такая же, как у схемы на рис.1), т.к. колебательный контур L2-СЗ подключен к цепи анода лампы. Дроссель L1 заключен в экран. Катушка L2 намотана на пластмассовой оправке диаметром D-30 мм проводом ПЭЛ-0,8 и содержит 50 витков провода, намотанного виток к витку. Отвод - от середины обмотки.

Еще одна принципиальная схема простейшей передающей приставки на радиолампе 6ПЗС (6П6С) приведена на рис.4.

Эта схема отличается от предыдущих наличием дросселя L1 в анодной цепи лампы, что позволило подключить выходной контур к аноду. При этом статоры конденсаторов переменной емкости С2 и С5 подключены к “общему” проводу, что существенно повышает безопасность устройства и облегчает управление элементами настройки. В катодную цепь лампы включен переключатель SА1, с помощью которого можно регулировать глубину положительной обратной связи, что позволяет довольно точно выбрать требуемый режим работы каскада. Катушка L3 с регулируемой индуктивностью позволяет согласовать сопротивление выходного контура с входным сопротивлением антенны. Это важно, т.к. в качестве антенны часто используют отрезок провода произвольной длины. Катушка L2 намотана на керамической оправке диаметром D-40мм и имеет 40 витков провода ПЭЛ-0,7 (намотка - виток к витку, отводы равномерно распределены по всей длине намотки), L4 - на керамической оправке диаметром D-35мм и имеет 50 витков провода ПЭЛ-0,6. В авторском варианте катушка L1(дроссель) имеет индуктивность 1 мкГн, L2 - 8 мкГн, L3 - 250 мкГн, L4 -16 мкГн. Я предлагаю намотать L1 на керамическом каркасе диаметром D-18мм и длиной 95мм проводом ПЭЛИЮ-0,35 (130 витков). Первые 15 витков (ближайшие к аноду) следует выполнить вразрядку с шагом 1,5мм, остальная часть обмотки - виток к витку. Катушку же L3 рекомендую изготовить аналогично L4, но количество витков увеличить до 100 и сделать от нее отводы (11 отводов - по числу контактов в переключающей галете) с целью обеспечения возможности изменения индуктивности катушки. Отводы следует расположить равномерно по длине, катушки - это упростит ее конструкцию и, в то же время, позволит сохранить ее настроечные функции.
Настройку на частоту в этой схеме производят с помощью конденсатора С2, а емкость конденсатора С5 подбирают по максимуму сигнала на выходе, т.е. настраивают выходной контур L4-С5 в резонанс. Такое построение схемы позволяет настраивать выходной контур не только на основную частоту, но и на ее гармоники (чаще всего используют третью). Таким образом можно повысить стабильность частоты вырабатываемого генератором сигнала, т.к. гетеродин при этом работает на частоте в три раза ниже частоты выходного сигнала.

На рис.5 приведена схема “шарманки”, выполненная на двух радиолампах 6ПЗС (можно использовать и лампы 6П6С, но смысла в этом нет - лучше применить одну 6ПЗС). Эта схема обеспечивает на выходе более мощный сигнал (примерно вдвое по сравнению со схемой на одной лампе). Аноды ламп включены в контур генератора частично - для снижения влияния шунтирования. В авторском варианте рекомендуется катушки L1-L3 намотать на одном керамическом каркасе диаметром D-40мм. Катушка L1содержит 32 витка провода ПЭЛ-0,3, L2 - 41 виток провода ПЭЛ-0,4, L3 - 58 витков провода ПЭЛ-0,7. Все катушки намотаны виток к витку. Я рекомендую уменьшить количество витков каждой катушки процентов на 60, иначе частота генерации из средневолнового диапазона уйдет в длинноволновый. Подстройкой сопротивления резистора R1 можно изменить режим работы радиоламп.

На рис.6 приведена схема передатчика на двух радиолампах. Колебательный контур L1-С2 включен в цепи катодов ламп. Катушки L1 и L2 намотаны на одном керамическом каркасе D-20 мм: И содержит 60 витков провода ПЭЛ-0,3, L2 - 30 витков ПЭЛ-0,4 (намотка обеих катушек - виток к витку). Сверху катушки L2 намотано 2-3 витка монтажного провода (в изоляции), концы которого подключены к лампочке накаливания на напряжение 6,3 В и ток 0,28 мА (от карманного фонарика). Эта простейшая цепочка обеспечивает индикацию наличия ВЧ генерации. Кроме того, в качестве ВЧ индикатора можно использовать неоновую лампочку, размещенную недалеко от катушки. По интенсивности свечения лампы можно судить об изменении выходной мощности при перестройке по диапазону либо об изменении параметров антенны (например, при ее настройке). Так, если при настройке антенны частота будет приближаться к резонансной, то лампочка станет светиться слабее (по минимуму свечения можно судить о настройке антенны в резонанс с генерируемой передатчиком частотой, т.к. имеет место максимальный отбор мощности). В случае обрыва антенны лампочка будет светиться максимально ярко, а при коротком замыкании в антенне может совсем по- гаснуть (это зависит от величины связи выходного контура с антенной, которая определяется емкостью конденсатора переменной емкости С1). Выключатель питания SА1 служит одновременно и переключателем “прием/передача”.

На рис.7 приведена схема передающей приставки на радиолампе ГУ50. Существенным отличием данной схемы от предыдущих является повышенная выходная мощность. Амплитудная модуляция осуществляется по защитной сетке лампы. С помощью конденсатора переменной емкости С5 приставка настраивается на выбранную частоту, а с помощью конденсатора С1 обеспечивается согласование выходного сопротивления передатчика с входным сопротивлением антенны. Не следует забывать, что в данной схеме одна из обкладок конденсатора переменной емкости С5 находится под напряжением 800 В, поэтому будьте очень осторожны и используйте для регулировки емкости этого конденсатора ручку управления, изготовленную из качественного диэлектрического материала.
Катушка L1 намотана на керамическом каркасе D-40 мм и содержит 50 витков провода ПЭЛ-0,7 (намотка - виток к витку) с отводом от середины.

На рис.8 приведена еще одна схема передатчика, выполненного на радиолампе ГУ50. В ней частота генерации задается контуром L1- С2, а на выходе устройства используется так называемый П-контур С7-L2-С8, который позволяет очень хорошо согласовать выходное сопротивление каскада с входным сопротивлением антенны. С помощью конденсатора переменной емкости С7 настраивают П-контур в резонанс (согласовывают выходное сопротивление лампы с сопротивлением П-контура), а с помощью С8 подбирают величину связи с антенной. Амплитудная модуляция выходного сигнала осуществляется по защитной сетке лампы.
Цепочка С3-VD1-R2 - это элементы защиты цепей динамика от ВЧ наводок. Подбором сопротивлений резисторов (в пределах 0,5-1 МОм) и R3 можно подобрать оптимальный режим работы лампы.
Катушка L1 намотана на цилиндрическом керамическом каркасе D-40 мм проводом ПЭЛ 0,9 и содержит 60 витков, намотанных виток к витку. Катушка L2 намотана на керамическом каркасе D-50 мм и содержит 70 витков провода ПЭЛ диаметром 1,2-1,5 мм (намотка - виток к витку). Анодный дроссель L3 намотан на керамическом каркасе D-12 мм. В оригинальной рекомендации указано, что он содержит 7 секций по 120 витков провода ПЭЛ-0,4, намотанных в навал, но, скорее всего, достаточно двух секций по 120 витков.

В.Рубцов, UN7BV
г. Астана, Казахстан

Движение «радиохулиганов» зародилось на рубеже шестидесятых годов, во времена хрущевской оттепели, и пик расцвета пришелся на 1965-75 годы.

Включив радиоприемник на средних волнах, в районе волны 200 метров можно было принимать множество радиостанций, транслирующих разнообразную музыку: Аркадия Северного, Высоцкого, песни собственного сочинения под аккомпанемент гитары, баяна и балалайки, Beatles и Deep Purple - все, что было запрещено в те далекие времена…
В пятидесятых годах двадцатого века, в связи с наступлением политической оттепели и общим ростом благосостояния граждан резко усилился интерес к радио.
В прошлые исторические периоды сам факт владения радиоприёмником с одной стороны всегда мог послужить причиной доноса в соответствующие органы, дескать «из-за стенки слышна речь на несоветском языке», а с другой характеризовал обладателя как зажиточного человека.


В самом же начале войны вообще все находящиеся в частном пользовании радиоприёмники были изъяты, для облегчения борьбы с вражеской пропагандой и как ресурс комплектующих для военного производства.
Не случайно, после 1945 года солдаты-победители вывозили из поверженной Германии не только мотоциклы, велосипеды, швейные машинки, но и многие тысячи отнятых у населения «трофейных» радиоприёмников.


Вместе с тем, вставшая ни мирные рельсы промышленность СССР производила всё больше и больше, хотя и недешёвых, но более менее доступных аппаратов. После войны был возобновлён выпуск популярного журнала «Радио» и в эфире стали появляться коротковолновики. Однако, получение разрешения на выход в эфир сопровождала длительная и тягостная бюрократическая процедура.
Кроме того, советские коротковолновики находились под тотальным идеологическим прессом и контролем, достаточно сказать, что им до конца пятидесятых годов разрешалось проводить радиосвязи только внутри страны и со странами так называемых «народных демократий», то есть сателлитами СССР.

Пережитки этого состояния сохранялись до конца социалистической эпохи в виде непременного членства в ДОСААФ, необходимости получать отдельное разрешение на работу с иностранцами и запрет на передачу в эфир даже собственного адреса и телефона. Как результат, с середины пятидесятых годов в эфире стали появляться кустарные незарегистрированные станции, но радиохулиганами их тогда ещё не называли.
В течении марта – июня 1960 года Президиумы Верховных Советов всех союзных республик приняли указы «Об ответственности за незаконное изготовление и использование радиопередающих устройств».


Ответственность предусматривалась следующая: меры общественного воздействия или административная ответственность в виде штрафа с конфискацией аппаратуры.
Сам термин – радиохулиганство появился в СССР с 3 июля 1963, когда, следуя указаниям Пленума Верховного суда, суды низшей инстанции стали выносить приговоры за использование незаконно действующих передатчиков (НДП) по той же самой статье, по которой квалифицировалось обычное, бытовое хулиганство с применением технических средств, а именно по части второй статьи 206 УК РСФСР и по соответствующим статьям УК других союзных республик.


Критериями начала уголовного преследования нарушителя служил не просто незаконный выход в эфир, а «умышленные действия, выразившиеся в ведении по радио передач, связанных с проявлением явного неуважения к обществу, из озорства, грубо нарушающих общественный порядок, либо создающих помехи радиовещанию и служебной радиосвязи».
«Шарманка» - хулиганка
Радиохулиганы в СССР появились примерно в середине 50-х годов. В эфир радиолюбители-нелегалы выходили с помощью самодельного устройства - «приставки» или «шарманки» (также машины, машинки, марахайки). Так на жаргоне назывался стационарный радиохулиганский передатчик, изготавливаемый кустарным способом для нелегального радиовещания и радиосвязи в верхней части CB диапазона (выше 1500 кГц). Изготовить такой простейший передатчик мог даже подросток. Благо, тогда везде открывались школьные радиокружки.
Подключалась «самоделка» к усилителю низкой частоты, как правило, к ламповому приемнику или проигрывателю. Такой аппарат обеспечивал слышимость станции в радиусе нескольких километров.


Основным занятием «шарманщиков» было «гонять музыку». Радиохулиганы 50-х крутили «отравляющий души молодежи» рок-н-ролл и буги-вуги, а также другое тлетворное влияние Запада. «Я работал в 71-73 годах, - рассказывает Константин Воронежский, - Помню оператора „Директор кладбища“, связывался с ним.
Десятки голосов вызывали друг друга на связь своеобразными мантрами: «Всем свободным, здесь „Мойдодыр“ кто слышит, прием».
В случае, если кто отзывался на вызов, следовал рапорт о приеме, силе сигнала в 120% с захлестом - высшая оценка силы приема, основанная на показателях индикатора настройки бытового радиоприемника.


О своих занятиях вспоминаю только с теплом. Если не касаться проблем этики при работе в эфире, связанных с матерщиной и бестактным приземлением на частоты дальних операторов, когда связь между операторами еще не завершена, полагаю, что этот опыт для целого поколения был неоценим. Ведь выходами в эфир занимались сотни и сотни молодых людей, для которых это было началом и основой для выбора профессии.
Работа в эфире была еще и средством обмена опытом и средством общения, что крайне важно в юном возрасте. Несомненным фактом является и то, что тогда молодежь ощущала дефицит, голод в прослушивании музыки.


Я обладал сокровищем в виде магнитофона „Гинтарас“, в котором для экономии пленки был переточен шкив для введения скорости 9 см вместо 19 см… Крутили в эфир все, от передачи „Алло, мы ищем таланты“ и песен с рентгенпленок типа „Портрета работы Пабло Пикассо“ до „Дип перпл“, „Зеппелинов“ и довольно редких „Муди блюз“, „Вархорс“.
Кстати, в советские времена существовала еще одна разновидность радиохулиганства. Дело в том, что квартирные радиоточки-«брехунцы» во времена СССР ежедневно с 14.00 до 15.00 замолкали на обеденный перерыв. Этой часовой паузой и пользовались проводные радиохулиганы.


Эти умельцы никаких радиопередатчиков не мастерили – подключали к умолкшей сети выход усилителя и гнали свою любимую музыку. Кроме усилителя таким меломанам достаточно было иметь магнитофон и два провода. В результате целый дом мог слушать то, что транслировал радиохулиган. Благодаря подобным обеденным включениям многие днепродзержинцы и узнали о существовании рок-музыки».
Убеленные сединой бывшие нарушители радиоэфира иногда с ностальгией вспоминает те времена. «Радиохулиганами были почти все мальчишки в нашем дворе, - рассказывает бывший днепродзержинец, а ныне житель германского города Аугсбург Леонид Шипельский. - Из рук в руки передавалась схема простейшего средневолнового передатчика: высокочастотная катушка, вариометр - конденсатор переменной емкости, еще по паре мелких деталей - сопротивлений и конденсаторов, а также электронная лампа-пентод или триод.


Детали можно было извлечь из старого радиоприемника, выменять у других или купить все в том же магазине «Культтовары». Особо экзотическим образом добывались микрофоны.
Кто-то просто отпиливал половину телефонной трубки и использовал ее нижнюю, микрофонную часть. Кто-то - изящный пластмассовый и очень плохой микрофончик, который продавался в комплекте с любым магнитофоном. Это было в 1964-65 ггодах, когда только появились транзисторные приемники „Атмосфера“, „Турист“, » Селга".


Наказание рублем

Пик расцвета радиохулиганства пришелся на 1960-70 годы. Тогда, настроив радиоприемник на средние волны (как говорили, «за 200 метров в край шкалы»), можно было услышать битлов, роллингов, Высоцкого – все, что в те далекие времена было запрещено. Также в ходу были песни собственного сочинения под аккомпанемент гитары.
Кроме запрещенной музыки, каждый божий день в днепродзержинском радиоэфире можно было услышать десятки разных голосов. «Свободный оператор», «Черная метка», «Соловей», «Черная кошка», «Пересмешник», «Стрелочник», «Борода» - какие только позывные не изобретали себе доморощенные ди-джеи в те времена, когда это слово даже в нашем лексиконе не существовало.

Добропорядочные граждане клеймили позором радиохулиганов и требовали привлекать их по всей строгости закона. В конце 60-х термин «радиохулиганство» получил свое определение в Уголовном кодексе: «умышленные действия, выразившиеся в ведении по радио передач, связанных с проявлением явного неуважения к обществу, из озорства, грубо нарушающих общественный порядок, либо создающих помехи радиовещанию и служебной радиосвязи».
Наказание за «хулиганство с применением технических средств» варьировалось от денежного штрафа до полутора лет лишения свободы. Чаще всего ограничивались карой «рублем». За первое правонарушение штрафовали на 10-50 рублей, чаще на 50 – сумма по тем временам немалая. За повторное – на 50-150 рублей. А что такое 150 рублей? Не у всех в те годы была такая месячная зарплата.


Пеленгаторы на базе УАЗа
Избежать наказания удавалось далеко не многим. Во-первых, «радиохулиганов» выводили на чистую воду их добропорядочные соседи – жалобы на тех, из-за кого экраны телевизоры покрывались бегающими полосками, поступали в милицию регулярно. Во-вторых, координаты радиохулиганов специальные служебные «уазики» пеленговали с необыкновенной точностью.
После зловещего звонка в дверь и фразы «Откройте, милиция!» радиохулиганам оставалось немногое – либо выбрасывать выдранную с мясом, еще раскаленную «шарманку» в окно, либо судорожно распихивать все оборудование по укромным местам. Нерасторопных хулиганов ждала полная чаша возмездия. У пойманного подпольного радиолюбителя конфисковывали всю наличную аппаратуру: «шарманку», приемники, радиолы, магнитофоны, телевизоры… все вплоть до утюга. (Это не шутка).


Радиопеленгатор «Сойка». Устройство, предназначенное для определения направления на работающий источник коротковолновых передач в ближней зоне. В 1960-1970-е годы использовался для скрытного поиска месторасположения радиопередающих устройств.
Официальный орган ДОСААФ - журнал «Радио» периодически публиковал страшилки о пагубности этого явления; сбитых эшелонах поездов и эскадрилий самолетов, о морских судах, не сумевших передать сигнал SOS.


Сложность получения разрешительных документов препятствовала большей части радиолюбителей иметь легальный статус коротковолновика и под присмотром контролирующих органов и института «стукачества» проводить сеансы радиосвязи на коротких волнах.
Но те, кто смог пробиться через различные препоны и имея незапятнанную биографию, получили хорошую школу и смогли себя реализовать на ниве радиоспорта, добиться высоких результатов в соревнованиях и получить престижные DX дипломы.

Ламповый модулятор класса D: позволяет повысить КПД радиопередатчика в режиме АМ до 85-90 % .
В качестве ключевого элемента используется тетрод. Тетрод требует для возбуждения меньших затрат мощности в цепи управляющей сетки, чем триод.
При работе: значительная часть периода частоты коммутации тетрод находится в насыщении, при этом величина остаточного напряжения на аноде мала, следовательно, резко возрастает ток экранирующей сетки. Для устранения недостатка, выбирается режим: чтобы мощность потерь на экранирующей сетке не превосходила допустимый уровень.
К аноду Л1, через Диод(D2) подключен Uдоп. источник постоянного напряжения. Он фиксирует остаточное U аноде в открытом состоянии, и уменьшает i ток экранирующёй сетки, снижает статические потери на экранирующей сетке Л1(не связанных с процессами переключения). Мощность потерь на экранирующей сетке оказывается ограниченной и не будет превосходить допустимый уровень, т. к. i ток экранирующей сетки не может возрасти более величины, определяемой напряжением Uдоп., а мощность потерь на аноде будет в несколько раз меньше допустимого.
Величину напряжения Uдоп следует выбирать исходя из допустимого уровня потерь в цепи экранной сетки при сохранении достаточно высокого КПД. Расчет показывает, что хорошие результаты можно получить при выборе Uдоп ≈0,1 Еа. В данном случае, повышается выходная мощность радиопередатчика с модулятором класса D почти вдвое, при снижении КПД модулятора: на-10%.

Рис.1
Модулирующий сигнал Uвх поступает на вход формирователя ШИМ сигнал, который формирует на управляющей сетке импульсы напряжения, длительность которых пропорциональна величине модулирующего сигнала. Соответственно напряжение на аноде Л1 также имеет форму ШИМ-импульсов. Изменяющаяся в соответствии с модулирующим сигналом, составляющая этого напряжения выделяется фильтром низкой частоты, состоящим из(Др и С). рис.1
Расчет показывает, номинальную выходную мощность радиопередатчика в однотактном модуляторе класса D на тетроде ГУ-81м с 200вт. до 600вт при некотором снижении КПД модулятора (с 95 до 85 %). При этом мощность, рассеиваемая на экранирующей сетке, не будет превосходить допустимый уровень (0,4 кВт), а возрастающая мощность потерь на аноде будет в несколько раз меньше допустимого значения(600Вт).
С целью повышения КПД в двухтактных анодных модуляторах, вместо усилителя класса В - может быть использован модулятор класса D.
В отличие от одноактного усилителя, двухтактный работает при скважности импульсов, равной двум (периодам начальных колебаний), напряжение на выходе модулятора отсутствует, поскольку суммарное среднее значение этих импульсов равно нулю. Напряжение, звуковой частоты Uзв.ч (рис.3) с блока ШИМ (рис.2)преобразуется в две последовательности, широтно-модулированных импульсов G1 и G2 противоположной полярности при скважности импульсов, равной двум начальным переродам колебаний (рис.3),поступают на лампы Л1 и Л2 работающих в ключевом режиме.

Кодированные аудио-импульсы с модулятора ШИМ поступает на вход оптроновой-развязки 6N137. На выходе 6N137: сигнал инвертирован. Поэтому используются два дополнительных буферных инвертирующих элементов D1.1 и D1.3. - (D1-74HC14) инвертирующие триггеры Шмитта.(рис.4)Инвертирование сигнала для нижнего ключа производится инвертором D1.2. Управляющие сигналы верхнего и нижнего ключа поступают на узлы формирования dead-time. Они выполнены на логических элементах «И» D2.1 и D2.2. - (D2-74HC08) . В результате происходит задержка только передних фронтов поступающих импульсов. Величина задержек и, следовательно, dead-time определяется произведениями R3*C3 и R4*C4 и может быть подстроена под параметры силового модуля.Дальнейшая обработка сигналов управления верхнего и нижнего ключа происходит по-разному:
Сигнал нижнего ключа - усиливается на микросхеме MAX4420 и поступает на выход драйвера.
Сигнал верхнего ключа - усиливается на микросхеме MAX4420 и имет «плавающий» потенциал общего провода. Поэтому необходима гальваническая развязка. В данном случае использована трансформаторная развязка с коррекцией постоянной составляющей.
Для частотного диапазона 100-300 кГц и коэффициент заполнения от 0 до 0.5 такое решение работы - вполне удовлетворительно.
Параметры трансформатора: Т1(сердечник М 2500 НМС 16*10*8) обмотка 2*13 вит. Эти значение ориентированы на частотный диапазон 100-300 кГц. Если необходимо работать при более низких частотах, количество витков нужно увеличить.а наболее высоких частотах количество витков нужно уменьшить. Монтаж драйвера полумоста на рис.5

Рис. 5 вариант компоновки и конструкция драйвера.

Рис.3
На рис.3 представлена схема: к нагрузке подводится переменная составляющая (напряжение звуковой частоты) через разделительный Cp а постоянная составляющая - через модуляционный дроссель Lg.С целью предотвращения обрывов тока через индуктивность Lф при переключении ламп Л1и Л2 используются диод D1 и D2 ,шунтирующие лампы Л1и Л2 и пропускающие токи ivD1 и ivD2 в требуемые интервалы времени В соответствии с направление тока в нагрузке и в дросселе положительный полупериод усиленного напряжения работает только Л1 и D2.,а в отрицательныйЛ2 и D1.
Напряжение на выходе модулятора отсутствует, поскольку суммарное среднее значение этих импульсов равно нулю. Зависимости изменения величин средних токов через лампы и диоды, отнесенные к пиковому значению. Зависимость мощности, отдаваемой двухтактным модулятором на выходной каскад передатчика от коэффициента АМ зависимость и получения КПД.
Покатому принципу построены анодные модуляторы для радиовещательных передатчиков до 500квт. Разработанные фирмой Маркони.

Повышение эффективности мощных радиопередающих устройств / Под ред. А. Д. Артыма:Связь1987.
Зарубежные радиопередающие устройства / Под ред. Г. А. Зейтленка, А. Е. Рыжкова - М. : Радио и связь, 1989.
Патент США N 4272737, кл. H 03 F 3/217, 1981.

Передатчик состоит из следующих блоков: задающий генератор; буферный каскад; выходной каскад; модулятор.

Задающий генератор.

Задающий генератор собран по схеме емкостной трехточки на лампе 6П44С. Контурная катушка намотана на каркасе диаметром 20 мм, проводом диаметра 0,8мм, 40 витков. Для достижения стабилизации частоты в управляющей сетке необходимо использовать конденсаторы КСО группы Г +-5%.


Буферный каскад

Буферный каскад предназначен для развязки задающего генератора от последующих каскадов, что способствует стабильности частоты генерации. В этом же каскаде происходит амплитудная модуляция несущей частоты. Модулятор должен быть ламповый, который обеспечивает на выходе модуляционного трансформатора 200 вольт и выше.

Выходной каскад

Дроссель Др1 намотан проводом 0,23-0,35 мм на керамическом каркасе диаметром 10-15мм, четыре секции по 80 витков в навал. Дроссель Др2 намотан тремя проводами 0,5 мм на толстом ферритовом стержне. Дроссели в цепи накала намотаны также на ферритовых стержнях проводом 1,0-1,5 мм. Дросселя мотаются до полного заполнения стержня оставив место для его крепления. Контурная катушка мотается на каркасе диаметром 50мм проводом 2,0 мм, количество витков 35-38


Модулятор для АМ передатчика

Модулятор представляет собой 4-х каскадный усилитель низкой частоты. Микрофонный усилитель выполнен на одной половинке 6Н2П. Микрофон используется электретный (таблетка). С1 ограничивает его по высоким частотам, чтобы избежать возбуждений. Сопротивления R1 и R2 определяют напряжение на микрофоне (влияет на чувствительность) оно должно быть в пределах 1,5…3,0 в (зависит от типа микрофона). Конденсатор С3 не допускает попадания высокого постоянного напряжения на последующие каскады. Дальше идёт двухкаскадный усилитель напряжения. Сигнал на него поступает с сопротивления R4 «громкость». Сопротивление R9 – это регулятор громкости линейного входа (магнитофон, проигрыватель компакт дисков, компьютер и т.д.), также он является регулятором тембра для микрофонного входа. Усилитель мощности звука собран на 6П3С. Усилитель нагружен на трансформатор, который можно намотать самому, данные показаны на схеме. Хорошо также работает силовой трансформатор со стареньких телевизоров «Рекорд», «Весна» (ТС-180). При подключении к передатчику, возможно, понадобиться изменять полярность подключения вторичной обмотки.


Антенна

Передатчик был нагружен на антенну типа "Американка". Длина антенны 48м из провода 1,6мм. Передатчик подключался проводом 1,0мм. Снижение подключается на расстоянии 1/3 всей длинны.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: