Очень много фотографий из интернета как хранить. Система хранения для фотопутешественников

Психологи утверждают, что все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Психотерапевт также заметит, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги (в ситуации стресса или вне таковой). Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, вбессознательное . В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов Я может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в снах , шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл "психопатологией обыденной жизни". Более того, согласно его теории психоанализа , вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения (при неврозе и не только), в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как навязчивая (патологическая) мастурбация , импотенция и фригидность ) - то есть во тех случаях, когда становится необходимой профессиональная психологическая помощь - консультация психолога , помощь психотерапевта . Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости в психологии проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне психолог , психотерапевт может наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не сознает, что борется со своим сильным половым влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции – студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен "козла отпущения", поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик. Обсуждение проявлений механизма проекции - частая тема в кабинете психолога и в практике психотерапии .

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение , проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего, вызывающего страх объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример, известный не только психоаналитикам – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя (вплоть до депрессии ), что может потребовать консультации и помощи психолога.

Рационализация. Другой способ для Я справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу "зелен виноград". Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Реактивное образование. Иногда Я может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием , или обратным действием. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу (а, иногда, и панику ) в связи с собственным выраженным половым влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кинокомпании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги и страха , – это регрессия . Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как "надуться и не разговаривать" с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью - проявления, указывающие на целесообразность получения психологической консультации .

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность – такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Фрейд утверждал, что сублимация половых инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация полового влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры – благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни.

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание . Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило (что защищает его от опустошительного горя и депрессии ) или жену, отрицающую измену мужа. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: "Этого со мной просто не может случиться", несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для психологии маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Я. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности и последующему психологическому страданию, когда человеку оказывается необходима психологическая помощь и консультация психотерапевта .

Проекция -вид психологической защиты, связанный с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на другое лицо. Проекция проявляется, когда, столкнувшись с собственным неблаговидным поступком, нежелательным качеством, человек частично урезает информацию об этом, не допуская осознавания, что это его собственный поступок или качество.

Допуская в сознание информацию о существовании неблагоприятного факта как такового, человек относит его не к себе, а к другому лицу или объекту, дополняя тем самым вытесненную часть информации.

Термин «проекция» ввел Фрейд, понимая ее как приписывание другим людям того, в чем человек не расположен себе сознаться. Он рассматривал проекцию как нормальный психологический механизм - процесс уподобления окружающий людей себе, своему внутреннему миру. Проекция дает возможность относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи. Тогда к ним можно применить защиту как к внешним вредностям. Появляясь уже в раннем детстве, проекция выступает как наиболее частая форма защиты у взрослых. Проявление ее общеизвестны: низкорослый человек считает свой рост средним, старая дева возмущается распущенностью нравов, злой человек не верит в доброту других людей. Уподобление окружающих себе нашло отражение во многих пословицах и поговорках: честный считает всех правдивыми; нечестный думает, что все лгуны; клятвопреступник не верит клятвам; вор каждого подозревает; вор свою дверь запирает и т. д.

При проекции информация трансформируется таким образом, что не сам человек враждебно настроен, агрессивен, жаден, а другое лицо --по отношению к нему. Подобная рокировка свойств отчетливо обнаруживается и в специальных психологических исследованиях. Так, показано, что больше половины лиц, осужденных за хищение, считает, что подавляющее большинство людей живет на доходы, полученные преступным путем итд.

Обладая положительной самооценкой, человек, как правило, уверен в себе и не нуждается в демонстрации особых достоинств своей персоны, у него нет желания непрерывно самоутверждаться. При низкой самооценке, напротив, человек часто недоволен собой, у него возникает конфликт между желаемым и реальным образами «Я», который провоцирует проекцию и тем самым ведет к установке на отрицательное восприятие окружающих. Поэтому низкая самооценка -ключевое звено в процессе возникновения предубеждений и предрассудков. Неоднократно отмечалось, что проекция играет заметную роль в формировании различных предрассудков: сословных, расовых и т.п. Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются собственные положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С другой стороны зло, причиненное другому человеку, например, жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика.

Р.М. Грановская

Термин «проекция», который используется в геометрии, физике, психологии и в других науках, происходит от латинского слова projectio, которое дословно переводится как «бросание вперед». Конкретно в психологии им обозначают один из механизмов психологической защиты личности.

Основные способы психологической защиты личности

Прежде чем перейти к раскрытию сущности проекции, будет нелишним дать общее определение таким психологическим процессам как механизмы защиты, а также выяснить, какие существуют способы этой защиты.

Понятие психологической защиты родилось в рамках психоанализа. Его ввел основоположник этого учения Зигмунд Фрейд в 1894 году. Согласно нему, личность для борьбы с различными болезненными и тяжелыми переживаниями начинает пользоваться механизмами психологической защиты. Они в трудную для человека минуту помогают сохранить психическое здоровье и путем искажения реальности. То есть первоочередная функция этих механизмов - защитить от негативного воздействия внешних и внутренних факторов (то есть от самого себя) личность. В психологии она выступает, как носитель индивидуального начала, которая наделана своим особым внутренним миром. Поэтому механизмы защиты для каждого конкретного случая бывают индивидуальными. Тем не менее, ученые в результате множественных исследований смогли систематизировать их и выявили несколько основных способов психологической защиты. В них принимают участие практически все психические функции (память, внимание, восприятие, воображение, эмоции, мышление и т. д.), однако в каждом отдельном случае доминирует только одна из них. В зависимости от этого различают следующие способы психологической защиты:

Каждый из этих механизмов является специально сформулированной программой борьбы с тревогой и напряжением. Они помогают человеку в разрешении не только внешних, но и внутренних конфликтов. Так, например, благодаря проекции человек может на бессознательном уровне переносить ответственность и вину за некоторые свои постыдные (в его понимании) наклонности на другого человека или же приписать свои качества или чувства другим.

Формы психологической защиты

В науке различают четыре основные формы психологической защиты, а именно: активные, «капитуляция», сверхзащита и «рационализация».

Активная форма защиты

Она может происходить путем поиска «мишени» - кого-то или чего-то, на ком можно вымесить свое плохое настроение или накопившуюся агрессию, также путем экстрапунитивности, при которой наблюдается тенденция обвинять в своих ошибках или неудачах кого-то другого, но не себя. К данной форме защиты относится и «праведный гнев», когда человек обрушивается с упреками на кого-то для того, чтобы оправдать те негативные чувства, которые возникают у него, например зависть. Самоутверждение за счет принижения достоинства другого человек является наиболее негативной формой срабатывания механизма психологической защиты. И тоже относится к данной категории. Кроме этого, к активной форме защиты можно отнести девальвацию объекта беспокойства, то есть приписывание данной личности негативных характеристик, какими он на самом деле может и не обладать.

Психологическая защита путем капитуляции

Когда человек, оценивая свои достижения в жизни, чувствует внутреннюю неудовлетворенность, то он прибегает к такой форме защиты как капитуляция. Она может быть выражена геронтолизмом или пуэрилизмом. Например, он может утешать себя тем, что у него все еще впереди, или же, наоборот, винить в своих неудачах возраст, мол, если бы я был молод, то все было бы иначе. Кстати, к данному типу также относится интропунитивность (противоположность экстрапунитивности), когда личность во всем обвиняет себя. К данной форме в основном прибегают люди, обладающие комплексом неполноценности.

Сверхзащита

Под воздействием глубоких переживаний или стресса человек перестает воспринимать всю неприятную для себя информацию и слышит только хорошее. Этот называется селекцией информации, с ним чем-то сходен механизм отрицания или избегания, когда индивид не желает верить в случившееся и отрицает это.

Так называемый «защитый фасад» также относится к механизму «сверхзащиты», когда тихий человек вдруг начинает вести себя непривычно нагло и этим ввергает окружающих в шок. Девальвация угрозы, а также персонализация тревоги тоже являются приемами сверхзащиты. И если в первом случае человек отталкивает от себя мысли о нависшей над ним угрозе ввиду совершения им тех или иных действий (например, курение - как следствие угроза рака легких), то во втором случае, он в своих тревогах, которые чаще всего бывают беспричинными, ищет виновников извне. К сверхзащите также относятся перестраховка (никогда не лететь на самолетах, есть здоровую пищу и т. д.), фиксация, вытеснение, сверхконсерватизм, дифлексия (то же, что и уход в себя), отключение от действительности, деперсонализация (когда человек, чтобы отключиться от основной проблемы, начинает заниматься чем-то незначительным и т. д.), «рассечение гордиева узла» (неосознанный риск), символические или ритуальные действия (вера в приметы), сублимация (переоценка жизненных ценностей) и т. д.

Кстати, люди с высоким уровнем психологической защиты прибегают к совершенно иным приемам, таким как оптимизм, ясность в мыслях, анализ, реальный взгляд на вещи, отношение к самому себе с юмором и т. д. Однако так относиться к проблемам может только настоящая личность. В психологии, несмотря на то что под словом «личность» воспринимается любое существо, которое наделено сознанием, речью, творческими возможностям и т. д., тем не менее в повседневной жизни говоря о личности, подразумевают тех людей, которые обладают силой воли и характера, являются неординарными и сильными людьми.

Защита через рационализацию

К ним в первую очередь относятся установки самозащиты, или как это называют в психологии «сам себе адвокат». Наверное, каждый видел фильм «Самая обаятельная и привлекательная». В нем главная героиня использует именно эту форму психологической защиты. Проекция, искажение, замещение действительности, интроекция, идентификация себя с социально-значимой личностью, растворение ответственности и т. д. также относятся к защите через рационализацию. Иногда искажение реальности бывает в виде сдвига по времени. Когда для человека все то, что имело место несколько лет назад, кажется, чуть ли не доисторическим. Далее в статье мы попробуем изложить суть одного из механизмов психологической защиты - проекции. Как уже было отмечено выше, защита в данном случае осуществляется через рационализацию.

Что такое проекция?

Проекция в психологии является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. С первым, кажется, все понятно, что же касается неодушевленных объектов, то это происходит в том случае, когда человек наделят предметы или явления природы, своими ощущениями, например, тревожное море, враждебное небо, и т. д. В самом простом понимании человек, время от времени испытывающий вспышки жестокости, видит и в других людях жестокость, лжец думает, что все его вокруг обманывают. Это происходит оттого, что человек не приемлет в себе этих качеств, не может реально оценить себя как бы со стороны, однако этот постоянный конфликт с самим собой приводит к тому, что он бессознательно прибегает к проекции, которая как и интроекция - это психологические защиты. Фрейд считал, что они чаще всего встречаются у людей с пароноидным или истероидным расстройствами. В данном контексте под этим термином понимают механизм субъективного восприятия, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Отрицательные и положительные стороны проекции

Когда людей некоторое время гложет или же они испытывают тревогу и страх, то у них в сознании начинают срабатывать те или иные защитные механизмы. Например, проекция. В способ перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой объект. Например, человек, который испытывает тайное желание изменить своей супруге, но не приемлет и даже стыдится этого, начинает проектировать эти желания на жену. В результате этого он начинает верить, что не он, а супруга хочет изменить ему. Как следствие, он то и дело закатывает сцены ревности, обвиняет ее во всех смертных грехах, хотя на это у него нет никаких причин. Другим примером служит история о стареющей красавице, которая, боясь старости, начинает видеть в своих сверстницах признаки старения и высказывать это им в лицо. Одним словом, проекция в психологии является механизмом субъективного восприятия, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Приведенные выше примеры указывают на негативную сторону этого механизма.

С другой стороны, проекция в психологии может иметь и положительные стороны. Например, позитивной проекцией является сопереживание, которое может повысить степень взаимопонимания между людьми. Сопереживание кому-то в психологической науке называют эмпатией. В его основе лежит все тот же механизм проекции, когда человек, сопереживая другому, проектирует на себя его чувства. В результате он способен лучше понимать состояние этого «другого».

Заключение

Основные проблемы к которым относится и проблема ее психического здоровья, тесно взаимосвязаны с механизмами психологической защиты, к которым прибегает индивид (бессознательно), чтобы сохранить целостность своего психического здоровья.

Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.

Специфические особенности методик.

Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.

Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.

Термин "проекция" впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.

Он описал основные принципы проективной диагностики.

В 1896 году Фрейд ввел термин "проекция" - приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.

В начале 20 века Фрейд использует "проекцию" вдругом смысле - символический перенос во вне - внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.

Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.

Группы проективных методик.

Впервые выделены Франком.

I. Конститутивные методики (методики структурирования).

Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.

Например:

Методика чернильных пятен Роршаха.

Тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)

Создан - американцами в 1947 году. Стимульный материал - 28 стандартных объемных разной формы предметов.

Два этапа обследования:

1. из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.

2. испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.

II. Конструктивные методики (методики конструирования).

В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.

По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году - тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди...). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).



В качестве критерия оценки используется:

1. количество людей

3. какие модели выбраны первыми

4. оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции

5. большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.

В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический...) оценивают тип личности, ее направленности.

Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).

Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.

Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.

III. Интерпретативные методики

Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.

1. ТАТ - тематический апперцептивный тест

2. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

3. Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:

o эпилепсия

o истерия

o кататония

o шизофрения

o депрессия

o гомосексуализм

Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.

Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).

Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.

Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора - удовлетворенность потребности.

Негативные выборы - подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы - признаваемые потребности.

Генетический детерминизм - существование родового бессознательного.

IV. Катактические методики

Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама. РазработанаДжекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.



Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.

Катарсис - эффективноеотреагирование.

Методика тест кукол (у нас не используется).

Вольтман, Гауорт - 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.

Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)

V. Экспрессивные методики.

Рисование на свободную или заданную тему.

"Дом-дерево-человек", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи".

Миокинетическая методика Мира и Лопеца - в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги...

Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.

Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).

Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.

Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.

В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.

VI. Импрессивные методики.

Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.

Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).

На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.

Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.

Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.

Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.

В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.

Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.

VII. Аддитивные методики.

Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.

Опросники.

Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.

2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.

3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

Опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).

Личностные опросники - дают информацию о личности:

1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.

2. опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:

Многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)

Однофакторные

Двухфакторные

3. опросники мотивации

4. опросники интересов

5. опросники ценностей

6. опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы - начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.

Основные проблемы, связанные с опросниками:

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

Закрытые - имеют варианты ответов

Открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

Дихотомический (два возможных ответа)

Альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.

Ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Проблема интерпретации результатов.

Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

Это может быть бессознательная тенденция.

Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.

Приемы выявления достоверности ответов:

1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться

2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

Как сохранить фото из Одноклассников на компьютер

В последнюю неделю почти каждый день я получаю вопросы о том, как сохранить или скачать фото и картинки с Одноклассников на компьютер, мол они не сохраняются. Пишут, что если раньше достаточно было кликнуть правой кнопкой мыши и выбрать «Сохранить изображение как», то теперь это не работает и сохраняется вся страница целиком. Происходит это потому что разработчики сайта немного изменили верстку, но нас интересует вопрос — что делать?

В этой инструкции покажу, как скачать фотографии из одноклассников на компьютер на примере браузеров Google Chrome и Internet Explorer. В Opera и Mozilla Firefox вся процедура выглядит совершенно так же, разве что пункты контекстного меню могут иметь другие (но тоже понятные) подписи.

Для этого потребуется узнать адрес картинки в Интернете и уже после этого скачать ее. Порядок действий будет таков:Кликните правой кнопкой мыши по картинке.

Возможно, кому-то на первый взгляд эта процедура покажется сложной, но на самом деле, на все это уходит не больше 15 секунд (если делается не первый раз). Так что сохранение фото из одноклассников в Chrome — не такое уж и трудоемкое занятие даже без использования дополнительных программ или расширений.

То же самое в Internet Explorer

Для сохранения фото с Одноклассников в Internet Explorer, нужно сделать почти те же шаги, что и в предыдущем варианте: все, что будет отличаться — подписи к пунктам меню.

Итак, прежде всего кликните правой кнопкой мыши по фото или картинке, которую хотите сохранить, выберите пункт «Проверить элемент». Внизу окна браузера откроется «Проводник DOM», а в нем будет выделен элемент DIV. Кликните по стрелке слева от выделенного элемента, чтобы раскрыть его.

В раскрытом DIV вы увидите элемент IMG, для которого указан адрес изображения (src). Дважды кликните по адресу изображения, а потом сделайте клик правой кнопкой мыши и выберите пункт «Копировать». Вы скопировали адрес картинки в буфер обмена.

Вставьте в новой вкладке скопированный адрес в адресную строку и откроется картинка, которую можно сохранить на компьютер так же, как вы делали это раньше — через пункт «Сохранить изображение как».

А как сделать это проще?

А вот этого я не знаю: уверен, что если еще не появились, то в ближайшее время появятся расширения для браузеров, помогающие быстро скачивать фото из Одноклассников, но я предпочитаю не прибегать к стороннему ПО, когда можно обойтись имеющимися средствами. Ну а если вы уже знаете более простой способ — буду рад, если поделитесь в комментариях.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: